Содержание и основные особенности частноправового регулирования

Государственное регулирование экономики

Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.

Государственное регулирование экономики – определение термина

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) – комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.

Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.

Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.

Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.

Роль государства в экономике

Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:

  • создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
  • проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
  • распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
  • развитие научной деятельности;
  • контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
  • регулирование отраслевой структуры экономики;
  • проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
  • контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
  • производство общественно необходимых благ.

–>

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.

Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.

Принципами ГРЭ являются:

  • Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
  • Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
  • Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
  • Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
  • Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.

Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.

Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.

Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право

Описание
Области исследований

1. Гражданское право

1.1. Наука гражданского права, ее становление и развитие. Гражданское право как частное право. Содержание и основные особенности частноправового регулирования. Гражданское право в системе отраслей права. Система частного права и система гражданского права.

1.2. Предмет гражданско-правового регулирования. Виды имущественных и неимущественных отношений, регулируемых гражданским правом. Особенности вещных, обязательственных, интеллектуальных и корпоративных отношений.

1.3. Источники гражданского права.

1.4. Гражданское правоотношение; его элементы и структурные особенности. Содержание и виды субъективных гражданских прав и субъективных гражданских обязанностей. Гражданская правосубъектность.

1.5. Гражданин как индивидуальный субъект гражданского права; признаки, индивидуализирующие его гражданско-правовой статус. Акты гражданского состояния.

1.6. Сущность и признаки юридического лица.

1.7. Гражданская правосубъектность публично-правовых образований. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как особые субъекты гражданского права.

1.8. Объекты гражданских правоотношений. Категория «имущество» в гражданском праве.

1.9. Юридические факты в гражданском праве. Юридические составы. Сделки; договоры и односторонние сделки.

1.10. Осуществление субъективного гражданского права; исполнение субъективной гражданской обязанности; их способы.

1.11. Защита гражданских прав.

1.12. Гражданско-правовая ответственность как способ защиты гражданских прав, ее основные особенности и функции. Виды гражданско-правовой ответственности.

1.13. Вещные права, их признаки и виды. Объекты вещных прав. Вещное право и право собственности. Владение и владельческая защита в гражданском праве.

1.14. Право собственности как институт гражданского права и как субъективное вещное право, его содержание.

1.15. Право общей собственности, основания его возникновения и виды. Юридическая природа доли участника отношений общей долевой собственности.

1.16. Ограниченные вещные права, их виды и объекты; соотношение с правом собственности.

1.17. Гражданско-правовые способы защиты вещных прав; соотношение вещно-правовых и обязательственно-правовых способов защиты вещных прав.

1.18. Основные правовые институты интеллектуальной собственности. Соотношение и взаимосвязь права собственности и права интеллектуальной собственности.

1.19. Авторское право, его функции и источники. Объекты авторского права и критерии их охраноспособности.

1.20. Патентное право. Международные патентно-правовые конвенции.

1.21. Гражданско-правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных.

1.22. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий: объекты и субъекты, правовой режим охраны и использования.

Читайте также:
Реквизиты для оплаты штрафа по административному правонарушению

1.23. Гражданско-правовая защита личных неимущественных прав.

1.24. Обязательство как гражданское правоотношение, его содержание и виды.

1.25. Сущность и значение гражданско-правового договора.

1.26. Обязательства по передаче имущества в собственность.

1.27. Обязательства из договоров по передаче имущества в пользование.

1.28. Обязательства из договоров найма жилого помещения и другие жилищные обязательства.

1.29. Обязательства по производству работ.

1.30. Обязательства по приобретению и использованию исключительных прав.

1.31. Обязательства по оказанию фактических и юридических услуг.

1.32. Договорные обязательства по оказанию финансовых услуг.

1.33. Обязательства из многосторонних и их односторонних действий.

1.34. Внедоговорные (правоохранительные) обязательства; их виды и функции.

1.35. Наследственное преемство и его виды. Основания наследования. Объекты наследственного преемства.

2. Предпринимательское право

2.1. Наука предпринимательского права, ее становление и развитие.

2.2. Понятие предпринимательской деятельности и ее отличие от иной экономической деятельности и других видов деятельности.

2.3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: его система и структура.

2.4. Субъекты предпринимательской деятельности.

2.5. Индивидуальный предприниматель как субъект предпринимательского права.

2.6. Особенности гражданско-правового положения индивидуальных предпринимателей.

2.7. Юридические лица – субъекты предпринимательской деятельности. Особенности создания субъектов предпринимательской деятельности – юридических лиц. Особенности создания и прекращения кредитной организации.

2.8. Правовое регулирование экономической зависимости. Аффилированность, проблемы правового регулирования аффилированных лиц.

2.9. Особенности несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательской деятельности. Арбитражные управляющие и их саморегулируемые организации. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников — предпринимателей.

2.10. Государство и предпринимательская деятельность. Государственная политика в сфере развития предпринимательства.

2.11. Понятие конкуренции по российскому законодательству. Понятие монополистической деятельности и признаки недобросовестной конкуренции.

2.12. Регулирование конфликтов интересов в деятельности субъектов предпринимательской деятельности.

2.13. Торговля как вид предпринимательской деятельности. Субъекты и объекты торговой деятельности.

2.14. Правовое регулирование размещения и исполнения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений и иных субъектов. Федеральная контрактная система.

2.15. Правовое регулирование финансовых рынков. Правовое регулирование рынка ценных бумаг. Ценные бумаги и другие финансовые инструменты, используемые в предпринимательской деятельности.

2.16. Правовое регулирование аудиторской деятельности.

2.17. Правовое регулирование инвестиционной деятельности. Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности.

2.18. Правовое регулирование инновационной деятельности. Понятие инноваций и инновационной деятельности. Правовое регулирование рынка интеллектуальной собственности.

2.19. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в области строительства.

2.20. Правовое регулирование предпринимательских отношений в сфере сельского хозяйства. Государственная поддержка кредитования сельскохозяйственных производителей. Государственные товарные интервенции для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

2.21. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере транспорта.

3. Семейное право

3.1. Понятие семейного права и его место в системе отраслей права. Предмет и метод семейного права. Функции семейного права. Основные принципы семейного права.

3.2. Источники семейного права. Историческое развитие российского семейного законодательства, его основные тенденции. Роль договоров в регулировании семейных отношений.

3.3. Понятие и виды семейных правоотношений. Субъекты и объекты семейных правоотношений. Юридические факты в семейном праве. Возникновение, изменение и прекращение семейных прав и обязанностей.

3.4. Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей. Сроки в семейном праве.

3.5. Защита семейных прав. Ответственность в семейном праве. Виды семейно-правовых санкций.

3.6. Супружеское (брачное) правоотношение. Условия заключения брака. Фактический брак и его защита. Основания и последствия признания брака недействительным. Санация брака. Прекращение брака.

3.7. Личные неимущественные права и обязанности супругов. Имущественные права и обязанности супругов. Законный и договорный режимы имущества супругов. Ответственность супругов по обязательствам. Особенности алиментного обязательства. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.

3.8. Родительское правоотношение, основания его возникновения. Права несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей. Споры о детях. Изменение и прекращение родительского правоотношения. Лишение и ограничение родительских прав. Алиментные обязательства родителей и детей. Алиментные права и обязанности других членов семьи.

3.9. Усыновление (удочерение). Правовые проблемы усыновления детей иностранными гражданами. Опека и попечительство над детьми. Приемная семья.

4. Международное частное право

4.1. Понятие международного частного права. Иностранный элемент в международном частном праве.

4.2. Источники международного частного права. Доктрина международного частного права и ее юридическое значение.

4.3. Коллизионный метод. Понятие, функции и юридическая природа коллизионной нормы.

4.4. Сверхимперативные нормы (нормы непосредственного применения). Сверхимперативные нормы страны суда и иностранных государств. Оговорка о публичном порядке.

4.5. Метод унифицированного материально-правового регулирования. Способы материально-правовой унификации. Международный договор и его виды. Своды правовых норм, модельные и типовые законы. Обычаи, обыкновения, типовые контракты. Теория lex mercatoria, ее современное состояние.

4.6. Субъекты международного частного права. Физические лица: личный закон физического лица; правовые режимы, определяющие положение иностранных лиц и лиц без гражданства.

4.7. Вещные права в международном частном праве. Вещно-правовой статут, способы его определения и сфера действия.

4.8. Права на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в международном частном праве: авторское право, смежные с авторскими права, патентное право, право на товарный знак и знак обслуживания, право на наименование места происхождения товара.

4.9. Договорные обязательства в международном частном праве. Право, подлежащее применению к договорным обязательствам. Принцип автономии воли сторон. Соглашение о выборе применимого права.

4.10. Отдельные виды договорных обязательств в международном частном праве. Договор международной купли-продажи товаров.

4.11. Внедоговорные обязательства в международном частном праве. Унифицированное материально-правовое и коллизионное регулирование обязательств вследствие причинения вреда.

Читайте также:
Договор ответственного хранения с правом реализации: образец

4.12. Наследственное право в международном частном праве. Унифицированное материально-правовое и коллизионное регулирование наследственных отношений. Наследование по закону и по завещанию.

4.13. Семейные отношения, осложненные иностранным элементом. Источники правового регулирования. Право, применимое к основным институтам семейного права (заключение и расторжение брака, отношения между супругами, между родителями и детьми, взыскание алиментов, усыновление).

4.14. Трудовые отношения, осложненные иностранным элементом. Источники правового регулирования.

4.15. Международный гражданский процесс. Место международного гражданского процессуального права в системе права и правоведения. Источники правового регулирования.

4.16. Международный коммерческий арбитраж, его правовая природа. Правовое регулирование деятельности международного коммерческого арбитража. Арбитражное соглашение. Определение применимого права в международном коммерческом арбитраже. Признание и исполнение решений международного коммерческого арбитража.

Частноправовое регулирование: традиции и новации в современном праве

Лановая Галина Михайловна, доцент кафедры теории государства и права МосУ МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

В статье доказывается, что традиционные для частноправового регулирования принципы, получившие обоснование в период древнеримской Античности, сегодня утрачивают значение организующих. Они остаются лишь идейными установками, что влечет за собой последствия, негативные для правовой практики.

Ключевые слова: право, частное право, правовое регулирование, действие права, правовая практика.

Private-law regulation: traditions and innovations in contemporary law

It is proved that the traditional private-regulation principles, which have a solid grounding in the period of Roman antiquity, today organizing lose value. They remain the only ideological attitudes that had an effect, negative for the legal practice.

Key words: law, private law, regulation, action of law, legal practice.

В правовой теории все чаще появляются суждения, в которых отмечаются серьезные изменения, произошедшие в частноправовом регулировании в последнее время. Как следствие, меняются и представления о различиях между частным и публичным правом. В этой связи вызывает интерес вопрос о том, какие традиционные принципы и механизмы частноправового регулирования по-прежнему действуют без существенных изменений и какие в нем обнаруживаются новации.

Базовыми принципами частноправового регулирования, заложенными еще в период формирования и развития римского права, выступают: во-первых, признание вторичности того, что предпочтительно с точки зрения общего блага, в сравнении с тем, что приносит пользу конкретному человеку; во-вторых, презюмирование самостоятельности и ответственности участников частноправовых отношений, их способности по собственной воле и инициативе приобретать и реализовывать права и обязанности; в-третьих, безусловное признание государством правил, установленных соглашением сторон, защита им интересов лица, потерпевшего от неисполнения договора, в случае предъявления им иска.

Содержание указанных принципов, равно как и другие моменты, характеризующие частноправовое регулирование в его классическом понимании, свидетельствует о том, что оно может осуществляться без посредничества государства при условии добросовестности и ответственности субъектов, которые сами по себе следствием властных усилий ни в какой ситуации не оказываются. Для возникновения частноправовых отношений достаточно, во-первых, обнаружения субъектами, притязания которых носят взаимный характер, друг друга, во-вторых, признания ими притязаний друг друга, в-третьих, согласования путей, способов и средств реализации притязаний, в-четвертых, совершения взаимных действий. Формальным основанием для возникновения частноправового отношения выступает индивидуальный правовой договор , который может найти свое документальное оформление или же быть выраженным в конклюдентных действиях.

Отечественными учеными индивидуальные правовые договоры чаще всего не рассматриваются в качестве “порождающих” нормы права. Однако убедительными представляются доводы тех исследователей, которые полагают, что такие договоры следует относить к источникам права (см.: Пугинский Б.И. Гражданско-правовой договор // Вестник Московского университета. 2002. N 2. С. 53 – 57; Воронина М.Ф. Договор как источник права (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис. . к.ю.н. СПб., 2008. С. 14 – 15).

Основной формой государственно-властного участия в частноправовом регулировании выступает судебное разрешение споров (исковое производство) и обеспечение принудительного восстановления (компенсации) нарушенных прав, вытекающих из заключенных самими субъектами соглашений. Однако при этом частноправовое отношение объективно может развиваться без посредничества государства даже тогда, когда между его субъектами возникает спор (конфликт). Прежде всего, принудительное обеспечение права может осуществляться в форме самозащиты, основанием которой выступает несоблюдение ранее установленного соглашения. Кроме того, за защитой и восстановлением нарушенного права управомоченное лицо, располагающее доказательствами того, что его субъективное право, вытекающее из соглашения, было нарушено, может обратиться не только к государству, но и к другому авторитетному субъекту (например, к третейскому судье).

Современная практика регулирования, признаваемого частноправовым и действующими юридическими нормами, и правовой доктриной, и даже обыденным правосознанием, свидетельствует о том, что роль государства в нем принципиальным образом изменилась. Традиционные принципы при этом утрачивают значение организующих и сохраняются только в качестве идейных установок. О каких изменениях конкретно идет речь?

Во-первых, обязательной составляющей частноправового регулирования оказывается нормоустановление как процесс воспроизводства общеобязательных, формально определенных правил государством. В рассматриваемой сфере регулирования для государства наиболее значимой целью оказывается предупреждение конфликтов, а не создание условий для их разрешения. Помимо постепенного увеличения количества юридически закрепляемых обязательных условий гражданско-правовых договоров это обстоятельство подтверждается, например, существенным изменением роли судьи, фигура которого фактически оказывается менее значимой, чем фигура законодателя; расширением практики государственной регистрации гражданско-правовых сделок, а также имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав; расширением функций нотариатов, а также – в некоторых странах – распространением на нотариальные акты того же режима принудительного исполнения, который действует в отношении судебных решений.

Читайте также:
Обжаловать постановление об административном правонарушении: образец

Во-вторых, договор из обязательного элемента механизма частноправового регулирования превращается в факультативный. На данное обстоятельство указывает, прежде всего, тот факт, что отношения, рассматриваемые в качестве частноправовых, а следовательно, и права и обязанности, составляющие содержание таких отношений, могут возникать непосредственно вследствие факта предусмотренности законом, а не на основе договора. При этом внедоговорные обязательства признаются бесспорной составной частью предмета частноправового регулирования.

В-третьих, для участников частноправовых отношений соблюдение определенной формы при совершении правореализационных действий становится не менее важным, чем содержание и конечные результаты таких действий. Несоблюдение юридически установленной формы оказывается основанием для признания неправомерности такого поведения, которое по своему содержанию не противоречит нормам договора и иных источников частного права.

В-четвертых, самообязывание как базовый механизм, обеспечивающий эффективность частноправового регулирования, заменяется контролем со стороны государства, сдерживанием от совершения противоправных действий потенциальной возможностью применения мер государственно-правового принуждения.

Фактически в современном гражданском праве и других частноправовых отраслях государство играет такую роль, которая превращает его в обязательный субъект (в третье лицо) практически любых отношений. Отношения, возникающие на основе договора, осуществляются в рамках, установленных государством, и под его контролем.

В целом механизм действия современного частного права вследствие специфической роли государства в регулировании соответствующей сферы приобретает по крайней мере некоторые черты, свойственные механизму действия полицейского права, и это обстоятельство позволяет констатировать “проникновение публичного права в частную сферу” . Заблуждением многими исследователями считается представление о преимущественно диспозитивном, а не императивном характере норм частного права . Нередко невозможным оказывается сделать однозначный вывод о частноправовой или публично-правовой принадлежности тех отраслей, которые ранее однозначно воспринимались в качестве отраслей частного права .

Коршунов Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. М., 2011. С. 8 – 9.
См.: Брагинский М.И. О нормативном регулировании договоров // Журнал российского права. 1997. N 1. С. 72; Иванов В.И. Модели поведения в частном праве // Актуальные проблемы частного и публичного права в свете теории конвергенции: Сборник научных статей. М., 2012. С. 107 и др.
Например, А.А. Кирилловых указывает, что “корпоративное право является подотраслью гражданского права”. На этом основании названная подотрасль, очевидно, должна быть отнесена к числу частноправовых. Однако одновременно А.А. Кирилловых указывает, что “система корпоративного права РФ в широком смысле включает в себя институты гражданского, трудового, налогового, административного, финансового права постольку, поскольку эти отрасли затрагивают корпоративные правоотношения”. Исходя из этого корпоративное право отраслью частного права все же признано быть не может (см.: Кирилловых А.А. Корпоративное право: Курс лекций. М., 2009. С. 25).

Следует подчеркнуть, что обозначенные проблемы оказываются актуальными не только для отечественной правовой науки и практики , и это обстоятельство само по себе указывает на то, что возникающие в сфере частноправового регулирования новации обусловливаются не культурными, политическими, идеологическими или иными особенностями развития конкретных государственно-правовых систем, а спецификой современного права и общими тенденциями его развития.

Фридмэн Л. Введение в американское право. М., 1992. С. 129; Цивилистические традиции под вопросом (по поводу докладов Doing Business Всемирного банка). М., 2007. С. IV – V и др.

Изменения, происходящие в организации и осуществлении частноправового регулирования в современном праве, связаны прежде всего с юридизацией последнего. Неуклонная юридизация всех существенных современных общественных отношений определяет то, что юридическое регулирование становится не только базовым, но и всеобъемлющим способом регулирования, несмотря на то что право тем не менее не становится тождественным действующему законодательству . В силу того, что юридическое право является публичным по существу , реализация в нем традиционных для частноправового регулирования принципов объективно оказывается невозможной.

См.: Лизикова И.И. Право: миф или реальность? // История государства и права. 2012. N 11. С. 6 – 7; Палазян А.С. Основные формы современного права. М., 2009. С. 25.
Малахов В.П. Мифы современной общеправовой теории. М., 2013. С. 74.

Следует также принять во внимание, что специфической чертой частноправового регулирования является то, что его логика предполагает признание большей значимости частных (а значит, изменчивых, ситуативных) интересов в сравнении с традициями. Традиция в широком смысле (как форма фиксации и передачи социокультурного опыта) тормозит развитие частноправовых отношений, поэтому вопрос о цивилистических традициях и об их сохранении становится неактуальным: о традициях в применении к рассматриваемой сфере оказывается возможным вести речь только в одном аспекте – понимая их предельно узко, как обыкновения делового оборота, обычаи, складывающиеся в отношениях конкретных субъектов. Как следствие, специфических механизмов, обеспечивающих сохранение классических моделей частноправового регулирования, основанных на традиционных для него принципах, не обнаруживается, и соответствующая область оказывается открытой для новаций.

Несмотря на то, что происходящие в частноправовом регулировании изменения обусловливаются объективными причинами и носят закономерный характер, их последствия в определенной мере оказываются негативными для правовой практики и общественной жизни в целом. В частности, поскольку директивные правила, устанавливаемые государством, зачастую мешают срабатывать закону экзистенционального эгоизма, определяющему поведение участников частноправовых отношений, постольку участники частноправовых отношений нередко их не соблюдают. Обычной становится практика, когда субъекты, помимо заключения соглашения, договариваются и о том, какие установленные государством юридические правила они не будут соблюдать (каким образом соответствующие правила будут ими обходиться). В результате возникают дополнительные возможности для злоупотреблений со стороны недобросовестных участников частноправовых отношений. Кроме того, возникает такая специфическая проблема, как избыточность норм, которая достаточно часто преодолевается простым обходом.

Читайте также:
Имеет ли право опекун распоряжаться имуществом опекаемого

Поскольку субъекты права в силу существующих особенностей организации частноправового регулирования перестают ощущать свою самостоятельность, постольку они перестают быть ответственными. Это негативно сказывается не только на развитии частной сферы, но и становится фактором, способствующим росту популярности идеи социального государства, попытки реализовать которую на практике приводят к постепенному эволюционированию государств в патерналистские, к разрастанию и бюрократизации государственного аппарата, к усилению коррупции и иным негативным последствиям.

Длительные и сложные процедуры рассмотрения гражданско-правовых споров обусловливают то, что субъекты частноправовых отношений в случае возникновения между ними конфликтов реже обращаются в суд. Соответственно, все более широкое распространение получает практика разрешения таких конфликтов неправовыми методами. Кроме того, иск из метода обеспечения реализации условий договора нередко превращается в действенный способ добиться от государства силовой поддержки в осуществлении собственных интересов, т.е. реализовать последние вопреки правомерным интересам других лиц. Дополнительные и далеко не всегда оправданные соображениями практической целесообразности усилия тратятся не на то, чтобы обеспечивать действия механизмов частноправового регулирования, а на соблюдение формальных юридических установлений. В результате задачи, в действительности требующие властного вмешательства, остаются нерешенными.

Самой большой опасностью оказывается то, что исчезновение из правовой жизни частного, по существу, права способно привести к обезличиванию и механизации правовой жизни, выхолащиванию из нее даже признаков индивидуальности, а следовательно, и всего “человеческого”.

В силу изложенных обстоятельств вопрос о сохранении системы частноправового регулирования в качестве реально функционирующей оказывается весьма значимым, особенно с учетом того, что исчезновение частного права из правовой жизни современного общества неизбежно компенсируется разрастанием теневого права, оппозиционного юридическому, в том числе и права криминального.

На практике осознание актуальности обозначенной проблемы, как правило, влечет за собой дальнейшие попытки оптимизировать существующие механизмы юридического регулирования. Однако поскольку такие попытки осуществляются без учета качественного своеобразия частного права и поскольку специфика юридического регулирования в принципе не оставляет возможности его учесть, постольку желаемого эффекта не наступает, неэффективность частноправового регулирования лишь возрастает. Значит, в современных условиях возникает потребность в поиске новых, более эффективных путей и способов решения существующей сложной проблемы.

Содержание и основные особенности частноправового регулирования

Гражданское право – одна из основных, важнейших частей всякой развитой правовой системы. Термин гражданское право берет свое начало от римского “цивильного права” (jus civile), под которым понималось право исконных римских граждан – квиритов (cives), право государства-города (civitas). В дальнейшем известный процесс рецепции (заимствования) римского частного права европейскими правопорядками привел к переносу этого понятия в современную юридическую терминологию (Zivilrecht, droit civil, civil law), где оно стало привычным, традиционным наименованием одной из наиболее крупных, фундаментальных правовых отраслей. Поэтому и гражданское право нередко называют цивилистикой, а специалистов в этой области – цивилистами.
Гражданское право в известном смысле действительно можно считать правом граждан, поскольку оно призвано регулировать подавляющее большинство их взаимоотношений как имущественного, так и неимущественного характера. А такие взаимоотношения возникают, как правило, по воле их участников, которые сами определяют и содержание своих взаимосвязей, и даже последствия их прекращения или изменения. Ведь люди обычно самостоятельно решают, вступать им или не вступать, например, в те или иные договорные отношения и на каких условиях; они вольны защищать свое имущество или отказаться от его защиты в конкретной ситуации; они вправе предъявить требование о судебной защите своих прав (иск) или не делать этого и т. д. При этом люди руководствуются своими собственными, частными интересами (в том числе согласуя их с аналогичными интересами других лиц), которые, таким образом, по общему правилу всецело определяют и содержание складывающихся между ними отношений.

Государство должно предоставлять им такую возможность саморегулирования этих отношений, ибо никакие его нормативные акты не в состоянии предусмотреть все возможные в жизни варианты поведения, наиболее целесообразные во всех мыслимых ситуациях. Разумеется, оно обязано также принимать и известные меры охраны участников от злоупотреблений недобросовестных лиц и в определенной мере защищать более слабую сторону, а в необходимых случаях принуждать к соблюдению общественных (публичных) интересов.

Вмешательство государства в сферу частных интересов своих граждан не может становиться всеобъемлющим, безграничным и произвольным, а публичная власть не вправе считать себя единственным подлинным выразителем и защитником любых интересов своих граждан на том, в частности, основании, что она знает их лучше, чем сами их носители (как это обычно имело и имеет место в истории российской государственности). В ином случае, как свидетельствует исторический опыт, одни граждане становятся пассивными ожидателями различных государственных благ и теряют всякий интерес к инициативной, самостоятельной деятельности (что в конечном итоге не идет на пользу и самому государству), а другие прибегают к многообразным ухищрениям и попыткам обхода закона с целью добиться удовлетворения собственных интересов и потребностей.

2. Частное и публичное право

Нормальный правопорядок должен основываться на существовании и различии частноправового и публично-правового регулирования. Гражданское, или частное, право (jus privatum) со времен Древнего Рима как раз и отражает частноправовую сферу с присущими ей началами юридического равенства и самостоятельности участников, неприкосновенности их частной собственности, свободы договора, независимой судебной защиты нарушенных прав и интересов.

Читайте также:
Договор аренды оборудования с правом выкупа: образец

Конечно, развитие человеческой цивилизации с той поры привело к неизмеримому усложнению социальных процессов, появлению принципиально новых общественных феноменов, вызванных к жизни последствиями технических и социальных, а затем научной и информационной революций. Все это видоизменило, но не отменило полностью основы правовой системы, покоящейся на различии гражданского (частного) и публичного права. Подобно тому, как геометрия Н. И. Лобачевского не отменила принципиальных начал евклидовой геометрии, а постулаты Эйнштейна не привели к краху ньютоновой физики, современный высокоразвитый имущественный оборот не отменяет традиционных юридических конструкций и подходов, а лишь при необходимости видоизменяет их, приспосабливая к соответствующим потребностям.

Сохраняется и общее деление права на частное и публичное. Их различие покоится на принципиальном различии частных и публичных интересов, легших в основу их первоначальной дифференциации, проведенной еще в Юстиниановых Дигестах. По словам виднейшего древнеримского юриста Ульпиана, публичное право относится к положению римского государства, частное относится к пользе отдельных лиц.

Соотношение и разграничение частного и публичного права всегда представлялось непростой проблемой. Дело в том, что в сфере частного права законодатель нередко вынужден использовать общеобязательные, императивные правила, в том числе запреты, ограничивая самостоятельность и инициативу участников регулируемых отношений. Например, в гражданском законодательстве устанавливается обязанность государственной регистрации всех юридических лиц или сделок с недвижимостью, отсутствие которой влечет и отсутствие соответствующего юридического результата (возникновения юридического лица или появления, пре-, кращения или изменения прав на недвижимость). С другой стороны, в сфере публичного права иногда может применяться судебный порядок защиты, в частности, некоторых интересов граждан, что свойственно частноправовому регулированию.

Однако наличие таких правил не устраняет необходимости установления четкого различения частного и публичного права, ибо отношения, включаемые в ту или другую сферу, приобретают различный правовой режим. Попытки выявить критерии разграничения этих сфер предпринимались как отечественными, так и зарубежными учеными-юристами на протяжении не одного века. В конце концов стало очевидным, что это различие заключается в характере и способах воздействия права на регулируемые отношения, обусловленного самой природой последних. Ясно, например, что отношения в области государственного управления не могут строиться на принципах свободы и самостоятельности участников, ибо по самому своему характеру требуют централизеванного воздействия и иерархической подчиненности участников. Но ясно и то, что многие отношения, складывающиеся в экономике, и прежде всего отношения товарообмена (т. е. рынка), напротив, нуждаются в предоставлении их участникам максимальной (хотя, разумеется, и не безграничной) свободы, стимулирующей их инициативу и предприимчивость.

Следует подчеркнуть, что и по существу необходимое в ряде случаев взаимовлияние и взаимодействие частного и публичного права не ведет к смешению этих двух принципиально различных подходов. Так, гражданское процессуальное право, относящееся к публично-правовой сфере, под воздействием частноправовых начал резко усиливает состязательный характер процесса в спорах между предпринимателями, широко допуская здесь также применение третейской (негосударственной) формы разбирательства. Однако в целом процессуальный порядок, безусловно, сохраняет присущий ему публично-правовой характер. Частное и публичное право во всех развитых правопорядках продолжают существовать как две самостоятельные, независимые ветви правового регулирования, как два различных типа правового воздействия на общественные отношения.

3. Понятие и особенности частного права

Частное (гражданское) право составляет базу, ядро правопорядка, основанного на рыночной организации хозяйства. История показывает, что основные частноправовые начала, например неприкосновенность собственности или свобода договоров, практически нигде и никогда не действовали в чистом виде, подвергаясь по необходимости тем или иным ограничениям. По степени, характеру этих ограничений можно различать виды или типы правовых систем.

Интересно, однако, что даже при самых жестких ограничениях сфера частного права никогда не исчезала полностью, ибо во всякой известной цивилизации невозможно было совершенно исключить товарообмен и товарное хозяйство. Ведь частное право с древнеримских времен является порождением свободного экономического развития, неизбежно требовавшего “освобождения личности от всяких связывавших ее пут, требовавшего свободы собственности, свободы договоров, свободы завещаний и т. д.”.

Гражданское (частное) право во всяком правопорядке регулирует прежде всего различные отношения по принадлежности или использованию имущества, отличающиеся тем, что они основаны на юридическом равенстве участников, автономии их воли и их имущественной самостоятельности (обособленности). Имущественные отношения могут и не основываться на указанных признаках, например отношения по формированию государственного бюджета путем взимания налогов или уплаты штрафа за правонарушение. В этих случаях между участниками существуют отношения не равенства, а власти и подчинения, исключающие автономию воли (т. е. усмотрение) самих сторон. Такого рода отношения, основанные на властном подчинении одной стороны другой, например налоговые и другие финансовые отношения, составляют предмет регулирования административного и финансового (публичного) права.

Если, например, продавец по договору купли-продажи требует от покупателя оплаты стоимости товара, то это требование основано на том, что покупатель при заключении договора сам согласился на соответствующие условия. Если же одна из сторон нарушит условия заключенного договора, то возникший конфликт может быть разрешен либо опять-таки по их взаимному соглашению, либо по решению не заинтересованной в исходе спора третьей стороны – суда. Если же деньги изымаются у лица в качестве налога, то никакого его согласия на это никто не требовал и не требует и осуществление такого изъятия проводит сама заинтересованная сторона без обращения к суду даже в случае конфликта.

Читайте также:
Является ли технический паспорт правоустанавливающим документом

Автономия воли участников частноправовых отношений, т. е. их свободное усмотрение относительно того, вступать ли им в имущественный оборот, с каким именно контрагентом и на каких условиях, означает, что такие решения участники принимают по своей инициативе, на свой риск и под собственную имущественную ответственность. Они также сами решают, осуществлять ли принадлежащие им права, включая и право на предъявление каких-либо имущественных требований через суд.

Наконец, участники частноправовых отношений имущественно самостоятельны. По общему правилу они являются собственниками своего имущества и в этом качестве присваивают полученный доход и несут риск возможных убытков. Своим имуществом они отвечают по своим обязательствам перед другими участниками оборота. Все это не только формально, но и по существу побуждает их быть настоящими хозяевами и расчетливыми предпринимателями.

В сферу гражданского (частного) права входят и некоторые неимущественные отношения, участники которых также обладают автономией воли и самостоятельностью в их правовом оформлении.

С позиций учения о частном праве гражданское право следует определить как основную отрасль права, регулирующего частные (имущественные и неимущественные) взаимоотношения граждан, а также созданных ими юридических лиц, формирующиеся по инициативе их участников и преследующие цели удовлетворения их собственных (частных) интересов.

Этим определяются и основные, принципиальные различия частноправового и публично-правового подходов. В публично-правовом подходе преобладают властно-организационные, принудительные начала, связанные с осуществлением государственных и общественных (публичных) интересов. Частноправовой подход связан с инициативой и самостоятельностью участников хозяйственной деятельности, реализующих свои собственные (частные) интересы.

Конечно, в регулировании экономики, имущественных отношений каждый из этих подходов имеет свои достоинства и недостатки, а потому почти никогда не используется “в чистом виде” Так, в чрезвычайных ситуациях, например в период войн, не обойтись без резкого усиления публично-правовых начал. С другой стороны, частноправовые начала неизбежно приходится ограничивать с целью исключения монополизма и недобросовестной конкуренции, защиты прав потребителей и в некоторых иных аналогичных по сути ситуациях. Проблема, следовательно, состоит не в разрешении или исключении вмешательства государства в имущественный оборот, а в ограничении этого вмешательства, в установлении законом его четких рамок и форм.

4. Частное право в России

Следует иметь в виду, что для отечественного хозяйства эта проблема всегда имела и имеет особую остроту. Дело в том, что сферы частного права как области, по общему правилу закрытой для произвольного вмешательства государства, в истории России почти не было. Еще в конце XVII – начале XVIII в., когда в западноевропейских государствах активно развивалось частнокапиталистическое хозяйство, русский царь был вправе по своему соизволению изъять любое имущество у любого подданного (как это, например, делал Петр I, требуя денег на ведение различных войн). Только во второй половине XVIII в. Екатерина II в виде особой привилегии разрешила дворянству иметь на праве частной собственности имущество, которое не могло стать объектом произвольного изъятия в пользу государства или каких-либо обременении “в казенном интересе”. Для всех остальных сословий такое имущественное положение даже юридически стало возможным только после реформ Александра II, т. е. во второй половине 60-х гг. XIX в и существовало лишь до 1918-1922 гг., всего около 50 лет Это и был уникальный для отечественной истории, но весьма краткий период признания и существования частного права.

Поскольку ни до этого времени, ни после него никаких частноправовых начал у нас, по сути, не существовало, государство привыкло бесцеремонно, произвольно и безгранично вмешиваться в имущественную сферу. Лишь за последние несколько лет устанавливалось, например, “замораживание” валютных счетов юридических лиц; запрет гражданам снятия со счетов в сберкассах более 500 руб. с соответствующей отметкой об этом в паспорте; требование осуществления расчетов за отгруженные товары, произведенные работы или оказанные услуги не более чем в трехмесячный срок (обращенное к формально признанным частным собственникам) и много других аналогичных мер.

Советское гражданское право развивалось в условиях господства известной ленинской установки о том, что “мы ничего “частного” не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное” Такой подход имел следствием преобладание в экономике жестких централизованных начал, вызвавших к жизни, например, категорию “плановых” (“хозяйственных”) договоров. Их содержание определялось не волей и интересами участников, а плановыми органами, решавшими, кто, с кем и на каких условиях будет заключать конкретный договор. Но даже при этом определение некоторых условий вынужденно отдавалось на усмотрение сторон, а договоры с участием граждан обычно находились под косвенным, а не прямым воздействием плана (если не считать системы карточного распределения товаров). Сохранялась почва для гражданско-правового регулирования, хотя его содержание было существенно видоизменено, и саму частноправовую терминологию старались вывести из широкого употребления

Однако некоторые частноправовые принципы формально закреплялись действовавшим гражданским законодательством.

Гражданский кодекс России 1994 г. впервые законодательно закрепил в п. 1 ст. 1 основные начала частного права:

равенство участников имущественных отношений;
неприкосновенность собственности,
свободу договора;
недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;
беспрепятственное осуществление гражданских прав и их судебную защиту от нарушений, в том числе и со стороны публичной власти (государства).

Применение этих принципов теперь может быть ограничено только федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В силу этого возможные и необходимые ограничения частноправовых начал становятся действительно исключением из правила, а не общим правилом.

Читайте также:
Чем грозит административное правонарушение в будущем

Содержание и основные особенности частноправового регулирования

В.Ю. Абрамов, Ю.В. Абрамов

Полный курс гражданского права России Учебное пособие Часть I: Общая часть

Принятые сокращения нормативно-правовых актов

1. Конституция РФ – Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.

2. АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3012.

3. БК РФ – Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3823.

4. ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994 № 32. Ст. 3301; Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410; Часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 49. Ст. 4552; Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 52 (часть I). Ст. 5496.

5. ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 46. Ст. 4532.

6. ГрК РФ – Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 1. Ст. 16.

7. ЖК РФ – Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 1 (часть I). Ст. 14.

8. ЗК РФ – Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 44. Ст. 4147.

9. КТМ РФ – Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 18. Ст. 2207.

10. НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998 г. № 31. Ст. 3824.

11. СК РФ – Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 16.

12. ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. Ст. 3.

13. Закон об автономных учреждениях – Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 45. Ст. 4626.

14. Закон об актах гражданского состояния – Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 47. Ст. 5340.

15. Закон об АО – Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 1.

16. Закон о банках – Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 27. Ст. 357.

17. Закон о банкротстве – Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Российская газета. 2002. № 209-210, 2 нояб. 2002.

18. Закон о благотворительной деятельности Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации.1995. № 33. Ст. 3340.

19. Закон о бухучете – Федеральный закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Российская газета. 2011. № 278, 9 дек.

20. Закон о валютном регулировании – Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 50. Ст. 4859.

21. Закон о государственной гражданской службе – Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.

22. Закон о госкорпорации–Росатом – Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 49. Ст. 6078.

23. Закон о госкорпорации–Ростехнология – Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007 г. № 48 (часть II). Ст. 5814.

24. Закон о госкорпорации–Сочи – Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ «Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 45. Ст. 5415.

Читайте также:
Пример заполнения протокола об административном правонарушении

25. Закон о государственной регистрации юридических лиц – Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. 2001. № 153, 10 авг.

26. Закон о госзакупках – Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 14. Ст. 1652.

27. Закон о защите конкуренции – Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31 (часть I). Ст. 3434.

28. Закон о защите прав потребителей – Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации». 1992. № 15. Ст. 766.

29. Закон об ипотеке – Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998 № 29. Ст. 3400.

30. Закон о кредитной кооперации – Федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 29. Ст. 3627.

31. Закон о лизинге – Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 44. Ст. 5394.

32. Закон о лицензировании – Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 19. Ст. 2716.

33. Закон о ломбардах – Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 31. Ст. 3992.

34. Закон о некоммерческих организациях – Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 145.

35. Закон об ООО – Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства Российской Федерации». 1998. № 7. Ст. 785.

36. Закон об общественных объединениях – Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1930.

37. Закон об опеке и попечительстве – Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 17. Ст. 1755.

Ответственность за уклонение от прохождения военной службы.

За неисполнение обязанностей, возложенных на граждан Федеральным Законом № 53-Ф3 от 28.03.1998 (в ред. от 21.03.2013) «О воинской обязан­ности и военной службе» существует два вида ответственности: уголовная и административная.

За уклонение от прохождения военной службы частью 1 статьи 328 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.

Уклонением от прохождения военной службы согласно пункта 4 статьи 31 Федерального Закона № 53-Ф3 от 28.03.1998 (в ред. от 21.03.2013) «О во­инской обязанности и военной службе», признаётся неявка без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, свя­занные с призывом на военную службу.

Только неявка по повестке без уважительных причин может рассмат­риваться поводом, влекущим за собой уголовную ответственность за уклоне­ние от прохождения военной службы.

Субъектом преступления, предусмотренного части 1 статьи 328 Уго­ловного Кодекса Российской Федерации, может быть только гражданин, подлежащий призыву на военную службу и не имеющий оснований для ос­вобождения или отсрочки от призыва на военную службу.

Согласно части 1 статьи 328 Уголовного кодекса Российской Федера­ции уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных ос­нований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Уклонение от призыва на военную службу характеризуется виной в форме умысла, прямого либо косвенного. Для установления в действиях гра­жданина умысла в уклонении от призыва, требуется подтвердить:

а) факт неявки гражданина по повестке военного комиссариата на ме­роприятия, связанные с призывом на военную службу;

б) отсутствие уважительных причин неявки;

в) факт вручения гражданину повестки.

Если хотя бы одно из этих трёх обстоятельств не установлено, то осно­ваний для привлечения гражданина к уголовной ответственности за уклоне­ние от воинской обязанности нет.

Уважительными причинами неявки призывника по повестке военного комиссариата согласно пункта 2 статьи 7 Федерального Закона № 53-Ф3 от 28.03.1998 (в ред. от 21.03.2013) «О воинской обязанности и военной служ­бе», признаются:

а) заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспо­собности;

б) тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражда­нина либо участие в похоронах указанных лиц;

в) препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

г) иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

Вручение повестки призывнику производится под расписку.

Читайте также:
Использование товарного знака под контролем правообладателя

В соответствии со статьями 21.5 — 21.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях граждане несут администра­тивную ответственность за правонарушения в области воинского учета.

Административная ответственность предусмотрена за следующие дея­ния:

а) неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воин­ском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважи­тельной причины;

б) убытие на новые место жительства либо место временного пребыва­ния на срок более трех месяцев;

в) выезд из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев без снятия с воинского учета;

г) прибытие на новые место жительства либо место временного пребы­вания или возвращение в Российскую Федерацию без постановки на воин­ский учет в установленный срок;

д) несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изме­нении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или ино­го муниципального образования;

е) уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комис­сии

ж) умышленные порча или уничтожение военного билета или удосто­верения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо не­брежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подле­жащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату.

Совершение каждого из указанных деяний влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Обжаловать постановление об административном правонарушении можно в течении десяти суток со дня вручения копии постановления.

Предоставление отсрочки от призыва в армию.

В статье 24 Федерального Закона № 53-Ф3 от 28.03.1998 (в ред. от 21.03.2013) «О воинской обязанности и военной службе»данного закона ука­заны все действующие отсрочки от призыва, которые делятся на четыре труппы: медицинские (временные расстройства здоровья), образовательные, социальные (семейные обстоятельства) и профессиональные.

Предоставление каждой отсрочки имеет свои особенности, которые призывник должен знать (эти особенности изложены в упомянутой статье

Так, например, некоторые образовательные отсрочки предоставляются только один раз: получение второго высшего образования не является осно­ванием для отсрочки, но при этом выпускники бакалавриата могут получить отсрочку для обучения в магистратуре; отсрочка аспирантам вообще предос­тавляется неограниченное число раз.

Одним из последних нововведений является право на отсрочку для вы­пускников школ, успешно сдавших экзамены. С этого года они могут рассчи­тывать на отсрочку до 1 октября, и за время действия данной отсрочки по­ступить в вуз.

Следует помнить, что отсрочку может предоставить только призывная комиссия и никто иной. Все документы, подтверждающие основания для от­срочки, должны быть предоставлены призывником. Так, например, вопреки распространённому мнению, сам факт обучения в вузе не означает того, что гражданин получил отсрочку от призыва на военную службу. Справка об обучении в вузе предоставляется в призывную комиссию, которая предос­тавляет отсрочку, проверив документы (в том числе наличие у вуза государ­ственной аккредитации, необходимой по закону для предоставления отсроч­ки).

При несогласии гражданина с решением призывной комиссии он имеет право обжаловать решение в городскую призывную комиссию или в суд. В этом случае исполнение принятого решения приостанавливается.

При несогласии с действиями должностных лиц военных комиссариа­тов, Вы вправе обратиться в военный комиссариат города Москвы или в про­куратуру.

Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания

1. За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

2. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 – 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 7 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 – 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 – 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.

Комментарий к ст. 2.5 КоАП

Комментируемая статья Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ была изложена в новой редакции. Данная редакция, по сравнению с предыдущей, более конкретно устанавливает, за какие административные правонарушения военнослужащие и приравненные к ним лица несут ответственность на общих основаниях, а за какие – в соответствии со специальными законодательными и подзаконными актами.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” (с послед. изм.) к военнослужащим относятся:

офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

Читайте также:
Срок снятия погашения административного наказания с правонарушителя

офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;

сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” (с послед. изм.) воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

обязательную подготовку к военной службе;

призыв на военную службу;

прохождение военной службы по призыву;

пребывание в запасе;

призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Что касается иных государственных служащих, перечисленных в комментируемой статье, то особенности привлечения к административной ответственности установлены лишь для тех служащих органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, которым присвоены специальные звания в соответствии с законодательством о государственной службе.

Судебная практика по статье 2.5 КоАП

Особенность ответственности имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел за административные правонарушения заключается в том, что по общему правилу за совершение административных правонарушений эти лица несут дисциплинарную ответственность, и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для них наступает административная ответственность на общих основаниях.

1. Гражданин О.Я. Мадатов оспаривает конституционность части 1 статьи 2.5 КоАП Российской Федерации, согласно которой за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 данной статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

Особенность ответственности военнослужащих за административные правонарушения заключается в том, что по общему правилу за совершение административных правонарушений военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, для военнослужащих наступает административная ответственность на общих основаниях.

Согласно протоколу об административном правонарушении Гончаров не позднее 15 часов 29 минут 26 июня 2019 г. на территории учебного центра Военной академии Воздушно-космической обороны без назначения врача употребил наркотическое средство, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ, за которое военнослужащие в соответствии с ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ несут дисциплинарную ответственность.

Согласно части 1 статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 данной статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

К числу таких федеральных законов относится Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, который, определяя подведомственность и подсудность дел об административных правонарушениях, не относит к компетенции судов рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных его частью 3 статьи 12.14 (статья 23.1). Такие дела подведомственны органам внутренних дел, постановления должностных лиц по которым, вынесенные в отношении военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы), могут быть обжалованы в гарнизонный военный суд (статьи 2.5, 23.3, пункт 3 части 1 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации, пункт 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”).

24. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, следует учитывать, что они в силу положений части 2 статьи 2.5 КоАП РФ несут административную ответственность на общих основаниях. В связи с тем, что дела обо всех правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ и совершенных указанными выше лицами, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов (абзац первый части 3 статьи 23.1 КоАП РФ), в случае поступления таких дел мировым судьям или судьям районных судов они подлежат передаче на рассмотрение по подведомственности (пункт 5 части 1 статьи 29.4, пункт 2 части 2 статьи 29.9 КоАП РФ).

Вместе с тем согласно исключению, содержащемуся в части 2 статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения, предусмотренные главой 12 названного кодекса, лица, указанные в части 1 этой статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.
Вопреки утверждению заявителя решение судьи краевого суда содержит сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует требованиям этой статьи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: