Жалоба на неправомерные действия сотрудников полиции

Жалоба на незаконные действия сотрудников органов внутренних дел при проведении задержания

в интересах ___________________

на действия сотрудников милиции и постановление о задержании подозреваемого

14 мая 20_ года между 3-00 и 4-00 ночи сотрудниками ГОМ-Х УВД Ленинского АО г. Т. был задержан по подозрению в совершении кражи из автомобиля гражданин А. И. Т. 1987 года рождения, проживающий в городе Т…..

Задержанного А.И.Т. после задержания содержали в прилегающем к дежурной части помещении в наручниках на коленях. В помещении не имелось мест для сидения, поэтому все время пребывания, задержанный вынужден был стоять, либо сидеть на полу почти сутки. В 9-00 утра 14 мая 20__ года с А.И.Т. начал работать сотрудник ГОМ-Х ККККККККК, который опросил задержанного. В процессе дачи задержанным объяснений данный сотрудник заявил что «ему надо кого — либо из задержанных все равно посадить», что «показания задержанных его не устраивают и если они не хотят сотрудничать с органами внутренних дел, то выйти отсюда им будет невозможно и либо задержанные дают необходимые ему объяснения и их отпускают домой», что является давлением на задержанного с целью принуждения к даче признательных показаний.

С момента задержания у А.И.Г. был изъят мобильный телефон и ему было отказано сообщить, родителям о факте своего задержания. Родители искали сына всю ночь, обзванивая различные службы и учреждения. В 14-00 родители выяснили у сотрудников ГОМ-Х, что их сын задержан и находится в Отделении милиции.

После дачи объяснений утром и до поздней ночи 14.05.20__ года более задержанного никто не опрашивал, сотрудниками никаких действий в отношении задержанных лиц не проводилось, они так и находились в смежном с дежурным помещением, без сидячих мест, на полу, без питья, еды, трижды за сутки были выведены в туалет сотрудниками ГОМ-Х.

В 16-00 в отделение милиции прибыли родители задержанного и адвокат Б.А.С., который сообщил в дежурную группу о том, что он является адвокатом задержанного А.И.Т., представил ордер и попросил встретиться с лицом производящим дознание, либо следователем и своим подзащитным. Каждое лицо имеет право на правовую защиту с момента задержания. Однако сотрудниками дежурной части было указано, что в данный момент никого из ответственных лиц на месте нет.

Адвокат прождал до 18-15 хотя в этот момент, по словам отца другого задержанного, дознаватель Ж. находилась к помещении ГОМ-Х, но ей не было известно, что ее ожидает адвокат задержанного, поскольку из дежурной части ей о данном факте не сообщили.

В 22-30 адвокат Б.А.С. был вызван к дознавателю для допроса задержанного в качестве подозреваемого ознакомления с Постановлением о задержании подозреваемого и сопровождении его в ИВС г. Т. Следственные действия были закончены в 1-30 15.05.2008 года.

Вышеуказанными действиями сотрудников ГОМ-Х была грубо нарушена ст.92 УПК РФ, устанавливающая, что протокол задержания должен быть составлен не позднее 3 часов с момента доставления подозреваемого в орган.

Вынесение Постановления о задержании подозреваемого А.И.Т. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.158 УК РФ незаконно, поскольку орган дознания вправе задерживать подозреваемых лиц за совершение преступления, за которое предусмотрено наказание, связанное с лишением свободы и только при наличии следующих оснований:

— когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после него.

Согласно описательной части Постановления акустические колонки были украдены из машины в период с 8-30 13.05.20__ года до 4 -00 утра 14.05.20__ года. Подозреваемый был задержан в 3-00 14.05.20__ года.

— никто ни потерпевший, ни очевидцы не указывают, на задержанного, как на лицо совершившее деяние,

— следов преступления не обнаружено.

Подозреваемый отрицает, что он имеет отношение к краже чужого имущества, задержан совершенно в ином месте, удаленном от места совершения преступления неустановленными лицами.

Постановление о задержании мотивированно тем, что А.И.Т. может скрыться от следствия, продолжить преступную деятельность в орган дознания был представлен его паспорт, то есть личность установлена. Задержанный проживает в городе Т. с семьей, братом и родителями, которые присутствовали при его допросе в качестве подозреваемого.

Установлено, что он является студентом ХХ курса ХХХХХХХХХХ института, приводов в opганы внутренних дел не имел, на учете не состоял, положительно характеризуется по месту учебы. В связи этим считаю, основания для задержания А. И.Т. необоснованными.

В соответствии с вышеуказанным,

1. Дать правовую оценку действиям сотрудников ГОМ-Х УВД Ленинского АО г. Т., в результате которых нарушены права гражданина на правовую защиту, осуществлены действия по незаконному содержанию задержанного А.И.Т. в нечеловеческих условиях, вне рамок уголовно-процессуального законодательства.

2. Признать незаконным Постановление о задержании на 48 часов и доставке в ИВС г. Т.подозреваемого А.И.Т,

З. Вынести Постановление об освобождении А.И.Т. в связи с отсутствием оснований применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу и наличием нарушений требований статьи 91 УПК РФ при задержании.

Порядок обжалования действий сотрудников полиции

Гражданин имеет право обращаться с жалобой на принятое по обращению в правоохранительные органы решение или на действия (бездействие) сотрудника полиции в связи с рассмотрением обращения в административном и/или судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Читайте также:
Имеют ли право военнослужащие участвовать в забастовках

Если в обращении усматриваются признаки неправомерных действий (бездействия) сотрудников органов внутренних дел, служебная проверка в отношении них продолжается в рамках ведомственных нормативных правовых актов.

Гражданин в праве подать заявление в суд о возмещении убытков и компенсации морального вреда, причиненных незаконными действиями (бездействием) органа внутренних дел или его должностными лицами при рассмотрении обращения.

Руководитель органа внутренних дел несет персональную ответственность за организацию работы по приему граждан, обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством срок. В случае необходимости он обеспечивает рассмотрение обращения с выездом на место.

Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в орган внутренних дел или к должностному лицу с критикой деятельности указанного подразделения или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересом других лиц.

Постановление Правительства РФ от 16.08.2012 N 840 “О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации”

ПРАВИЛА

Подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

1. Настоящие Правила определяют процедуру подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг, выразившееся в неправомерных решениях и действиях (бездействии) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации при предоставлении государственных услуг (далее – жалобы).

Действие настоящих Правил распространяется на жалобы, поданные с соблюдением требований Федерального закона “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”.

2. Жалоба подается в федеральный орган исполнительной власти, орган государственного внебюджетного фонда Российской Федерации (их территориальные органы), предоставляющие государственные услуги (далее – органы, предоставляющие государственные услуги), в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде.

3. Жалоба должна содержать:

а) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо федерального государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

б) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя – физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя – юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

в) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица либо федерального государственного служащего;

г) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица либо федерального государственного служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

4. В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

а) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);

б) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);

в) копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

5. Прием жалоб в письменной форме осуществляется органами, предоставляющими государственные услуги, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. В электронном виде жалоба может быть подана заявителем посредством:

а) официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;

б) федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” (далее – Единый портал).

7. При подаче жалобы в электронном виде документы, указанные в пункте 4 настоящих Правил, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

8. Жалоба рассматривается органом, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица либо федеральных государственных служащих. В случае если обжалуются решения руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, жалоба подается в вышестоящий орган (в порядке подчиненности) и рассматривается им в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

Читайте также:
Правопреемство в исполнительном производстве о замене стороны

При отсутствии вышестоящего органа жалоба подается непосредственно руководителю органа, предоставляющего государственную услугу, и рассматривается им в соответствии с настоящими Правилами.

9. В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе в соответствии с требованиями пункта 8 настоящих Правил, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

10. Жалоба может быть подана заявителем через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – многофункциональный центр). При поступлении жалобы многофункциональный центр обеспечивает ее передачу в уполномоченный на ее рассмотрение орган в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и органом, предоставляющим государственную услугу (далее – соглашение о взаимодействии), но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги многофункциональным центром рассматривается в соответствии с настоящими Правилами органом, предоставляющим государственную услугу, заключившим соглашение о взаимодействии.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

11. Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

а) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;

б) нарушение срока предоставления государственной услуги;

в) требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;

г) отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;

д) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

е) требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;

ж) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

12. В органах, предоставляющих государственные услуги, определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:

а) прием и рассмотрение жалоб в соответствии с требованиями настоящих Правил;

б) направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил.

13. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.

14. Органы, предоставляющие государственные услуги, обеспечивают:

а) оснащение мест приема жалоб;

б) информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) органов, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц либо федеральных государственных служащих посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственных услуг, на их официальных сайтах, на Едином портале;

в) консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) органов, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц либо федеральных государственных служащих, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме;

г) заключение соглашений о взаимодействии в части осуществления многофункциональными центрами приема жалоб и выдачи заявителям результатов рассмотрения жалоб;

д) формирование и представление ежеквартально в вышестоящий орган отчетности о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб).

15. Жалоба, поступившая в уполномоченный на ее рассмотрение орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены органом, уполномоченным на ее рассмотрение.

В случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования заявителем нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

16. По результатам рассмотрения жалобы в соответствии с частью 7 статьи 11.2 Федерального закона “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” уполномоченный на ее рассмотрение орган принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Указанное решение принимается в форме акта уполномоченного на ее рассмотрение органа.

При удовлетворении жалобы уполномоченный на ее рассмотрение орган принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Читайте также:
Апелляция на постановление об административном правонарушении: образец

17. Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме.

18. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

а) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;

б) номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;

в) фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;

г) основания для принятия решения по жалобе;

д) принятое по жалобе решение;

е) в случае, если жалоба признана обоснованной, – сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;

ж) сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

19. Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом органа, предоставляющего государственные услуги.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

20. Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

а) наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;

б) подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

в) наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями настоящих Правил в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

21. Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

а) наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;

б) отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

Проект жалобы на бездействие в порядке 125-126 УПК РФ

Следственный орган/должностное лицо, бездействие которого оспаривается:

на бездействие ______________в порядке ст. 125 УПК РФ.

Заявителем ____ (дата) в ___________________ было подано заявление о совершенном преступлении (талон-уведомление №__) по факту совершения (дата) неизвестным лицом несанкционированных операций по списанию денежных средств с банковской карты Заявителя, выданной ему ПАО ______ (далее – Банк) в соответствии с кредитным договором №_________ от (дата) (далее – Заявление).

По итогам проведенного Банком внутреннего расследования было установлено, что неустановленное лицо инициировало указанные операции с целью хищения денежных средств в ходе осуществления неправомерного доступа к составляющей банковскую тайну информации.

Банк признал тот факт, что непосредственно до начала незаконного списания средств без указания клиента было отключено смс-информирование о проводимых операциях. Операции были типовые, на одинаковую сумму, однако карта была заблокирована Банком лишь после их завершения. Из указанного следует, что, возможно, операции проводились кем-либо из сотрудников Банка либо в сговоре с ними.

В результате хищения Заявителю был причинен имущественный ущерб в размере ________ руб.

Заявление было принято капитаном полиции (ФИО) и далее передано дознавателю (ФИО) (далее – Дознаватель).

(дата) Дознавателем было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п.1 ч.1 ст. 24 УПК РФ.

Заместителем ______ (ФИО) (далее – Заместитель прокурора) по рассмотрении результатов проверки №_____ было установлено, что решение об отказе в возбуждении уголовного дела от (дата) вынесено преждевременно, без выполнения всех необходимых мероприятий. Решением Заместителя прокурора от (дата) отменено постановление Дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела от (дата).

(дата) Дознавателем было вынесено новое решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

(дата) Заместителем прокурора принято постановление об отмене решения об отказе в возбуждении уголовного дела от (дата). Материалы проверки №____ были отправлены в ____________, для решения вопроса об уголовном преследовании, с указанием, что «настоящее постановление подлежит безотлагательному рассмотрению».

В соответствии с ч. 6 ст. 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) после признания постановления дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, “прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения”.

В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ, дознаватель или орган дознания обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах установленной УПК РФ компетенции принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

В соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству дознавателя продлить срок до 10 суток, установленный в ч.1 ст. 144 УПК РФ, а при необходимости производства документальных проверок, исследований документов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

Читайте также:
Имеют ли право штрафовать на работе

Заявитель не уведомлялся о том, что дознаватель ходатайствовал о продлении срока начальнику органа дознания и (или) прокурору. Таким образом, срок для принятия решения составлял 3 суток с (дата) и должен был истечь (дата).

Вопреки установленным УПК РФ срокам и указанию Заместителя прокурора на необходимость безотлагательного рассмотрения дела на момент подачи настоящей жалобы (дата) Следственным управлением (например) не было предпринято никаких действий по решению вопроса об уголовном преследовании и по возбуждению уголовного дела: не вынесено постановление о возбуждении/об отказе в возбуждении уголовного дела/о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 145 УПК РФ. С момента отправки Заместителем прокурора материалов для проведения проверки на настоящий момент прошло _____ месяцев.

Также считаем необходимым отметить, что в настоящее время в ____________ районном суде г. Москвы рассматривается гражданское дело по иску ПАО _____ к Заявителю о взыскании задолженности по указанному кредитному договору. Его полное и всестороннее рассмотрение невозможно до завершения настоящего уголовного производства.

В соответствии со ст. 125 УПК РФ, бездействия дознавателя, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

К затрудняющим доступ граждан к правосудию следует относить такие действия (бездействие) либо решения должностных лиц, ограничивающие права граждан на участие в досудебном производстве по уголовному делу, которые создают гражданину препятствие для дальнейшего обращения за судебной защитой нарушенного права: отказ в признании лица потерпевшим, отказ в приеме сообщения о преступлении либо бездействие при проверке этих сообщений, постановление о приостановлении предварительного расследования и другие (абз. 3 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.09 г. №1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» и др.).

Таким образом, приведенное выше описание бездействия ____________ грубым образом нарушает конституционные права заявителя (в том числе на доступ к правосудию) и является незаконным.

В связи с изложенным, на основании статьи 125 УПК РФ,

1. Признать бездействие начальника _____________ незаконным и необоснованным.

2. Обязать начальника ______________ рассмотреть вопрос об уголовном преследовании, устранив допущенные нарушения.

1) Копия жалобы для заинтересованного лица;

2) Копия заявления о совершенном преступлении;

3) Копия талона-уведомления;

4) Распечатка с сайта ____________ районного суда г. Москвы с информацией о рассматриваемом гражданском деле;

5) Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от _________;

6) Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ___________;

7) Копия постановления об отмене постановления органа дознания (дознавателя) об отказе в возбуждении уголовного дела от __________;

8) Копия постановления об отмене постановления органа дознания (дознавателя) об отказе в возбуждении уголовного дела и о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании от ________;

9) Копия доверенности на представителя Заявителя.

Что делать, если полицейский нарушает ваши права?

Многие граждане воспринимают сотрудников полиции с осторожностью, и часто для этого существуют вполне реальные объективные причины. Немногие защищают свои права в случаях, когда страдают от противоправных действий сотрудников полиции.

Законодательство РФ содержит много эффективных способов для защиты своих законных интересов. Каждому гражданину желательно знать и понимать механизм действий в подобных ситуациях. В данной статье будет рассмотрено, куда и как обращаться с жалобой на сотрудников полиции в случае их незаконных действий (бездействия).

Примеры неправомерных действий сотрудников полиции

Составить полный список действий, которые считаются незаконными, невозможно в силу того, что на сотрудников полиции распространяются как общие правовые нормы, так и ведомственные документы.

Наиболее частыми противоправными действиями сотрудников полиции являются:

  • Сотрудник полиции поступает неправомерно, если нарушает закон или действуют не по уставу.
  • Бездействие при выполнении служебных обязанностей, в результате чего причинен материальный ущерб или вред здоровью третьих лиц.
  • Активные действия, ставшие результатом злоупотребления полномочиями.
  • Действия (бездействие), состав которых может быть квалифицирован нормами УК РФ, или за которые предусмотрена административная ответственность (оскорбление граждан, проведение досмотра или обыска без соответствующего разрешения, применение силы, вымогательство денег, незаконное задержание либо арест).
  • Заявление о совершении преступления было зарегистрировано, но не проводятся проверочные мероприятия.
  • Проверка по заявлению проведена формально, в связи с чем было отказано в возбуждении уголовного или административного дела.
  • Уголовное дело было возбуждено, но не проводятся требуемые следственные мероприятия.
  • Бездействие в иных возможных ситуациях.

В вышеуказанных случаях не нужно затягивать с жалобой. При поступлении жалобы каждая ситуация рассматривается индивидуально со стороны как потерпевшего, так и сотрудника полиции.

К сотруднику полиции, могут применяться следующие виды наказания:

  • дисциплинарное;
  • административное;
  • гражданское;
  • уголовное.

Куда обращаться при нарушении закона сотрудниками полиции

За защитой своих прав можно обратиться:

  • к непосредственномуруководителю полицейского.

Письменное обращение к непосредственному руководителю или напрямую к начальству органа, в подчинении которого находится сотрудник полиции. Можно подать жалобу по телефону горячей линии или по номеру 112. Звонки и разговоры, поступающие по этим телефонам, в обязательном порядке записываются, и изложенные звонящим факты проверяются.

Читайте также:
Имеет ли право инспектор ДПС проверять страховку

Начальнику отделения полиции можно направить жалобу, если полицейский вел себя некорректно, грубо или использовал ненормативную лексику.

В случае подтверждения изложенных в жалобе событий о нарушениях в действиях сотрудника полиции, по результатам служебной проверки его привлекут к ответственности.

  • в прокуратуру.

Надзор за деятельностью сотрудников органов внутренних дел проводит прокуратура. Если прокурор установит факт нарушения закона, то даётся указание устранить его. Помимо этого, прокурор может составить представление на имя начальника отделения, в котором указать о необходимости привлечения к ответственности виновных лиц.

Прокурор рассматривает жалобу в течение трех дней со дня поступления, в некоторых случаях возможно увеличение срока до десяти дней.

  • в управление собственной безопасности.

Управление собственной безопасности осуществляет надзор, чтобы органы полиции работали согласно должностным регламентам, не нарушая прав и законных интересов граждан. УСБ в большинстве случаев рассматривает жалобы относительно выявления фактов вымогательства, нарушения личных прав граждан при досмотре, применение силы и угроз жизни и здоровью.

Обжаловать действия или бездействие сотрудников полиции можно в судебном порядке. Наиболее частыми поводами являются незаконное задержание, дознание, изъятие документов и т. д.

Согласно статье 125 УПК РФ, в судебном порядке обжалуются постановления об отказе в возбуждении либо прекращении уголовного дела и иные действия, нарушающие права и законные интересы граждан как участников уголовного судопроизводства. Заявление должно быть рассмотрено судом в течение пяти дней.

  • в общественный совет МВД России.

Общественный совет контролируетдеятельности МВД на общественном уровне. Жалоба подается на имя председателя совета или по телефону горячей линии.

  • в совет по правам человека при Президенте РФ.

Обращение с жалобой на нарушение прав в совет по правам человека или в администрацию Президента РФ, способствует своевременному и точному рассмотрению жалобы на незаконные действия сотрудников полиции с обязательным уведомлением заявителя о результатах проверки.

Порядок подачи и рассмотрения жалобы

Основные способы подать жалобу:

  • онлайн через интернет (через официальный сайт),
  • лично через приёмную,
  • по почте письмом с заказным уведомлением.

Жалоба подается в письменном виде и обязательно должна содержать:

  • ууказание, кому подаётся жалоба (наименование государственного органа),
  • данные заявителя (ФИО, адрес, телефон),
  • дату, время и место произошедших событий, известные заявителю сведения о сотрудниках полиции, нарушивших права и интересы (ФИО, должность, звание и т. д.),
  • суть конфликта, описание ситуации, которая послужила основанием для подачи жалобы, вашу просьбу,
  • дату и подпись.

Вывод

Жалобу на полицейского можно подать как на его незаконные действия так и на бездействие. Рекомендуется одновременно подавать жалобы в несколько инстанций. После проведения проверки ответ направят заявителю в письменном виде по почте или электронной почте, если она указана в жалобе.

Сотрудники полиции имеют право применять меры физического воздействия к нарушителям только в рамках закона, но на практике часто встречаются неправомерные действия сотрудников полиции.

Неправомерные действия сотрудников полиции относятся к преступлениям с высоким уровнем латентности, так как большинство потерпевших не сообщают о нарушениях со стороны полицейских, не обжалуют данные действия.

Любой человек, который считает, что были нарушены его права и законные интересы, имеет право обратиться с жалобой на действия (бездействие) сотрудников полиции.

Заявление допускается написать от руки или напечатать. В обращении необходимо указать всю имеющую отношение к делу информацию, которую желательно изложить четко, кратко и только по существу вопроса.

Жалоба на неправомерные действия сотрудников полиции

  • История суда
  • Организационная структура
  • Контактная информация
  • Консультативные и совещательные органы
  • Информационные технологии
  • Государственный заказ
  • Квалификационная коллегия судей
  • Экзаменационная комиссия
  • Совет судей
  • Российское объединение судей
  • Организация деятельности
  • Обзоры судебной практики
  • Бюллетень Нижегородского областного суда
  • Статистика
  • Порядок обращения в суд
  • Государственная пошлина
  • Порядок уплаты и размер госпошлины
  • Калькулятор госпошлин
  • Новости
  • Интервью, публикации, обзоры СМИ
  • Журнал судейского сообщества Нижегородской области “Судебный вестник”
  • Фотогалерея
  • Контактная информация
  • Аккредитация СМИ
  • Положения
  • RSS лента
  • В преддверии X Всероссийского съезда судей
  • Проект Нижегородского областного суда “Наши ветераны”
  • “Гас-Правосудие”: опыт судов общей юрисдикции Нижегородской области в применении сервисов электронного правосудия
  • Требования к кандидатам на должность судьи и порядок их отбора
  • Порядок наделения судей полномочиями
  • Вакансии
  • Положение о конкурсной комиссии
  • Информация о поступлении на гражданскую службу
  • Квалификационные требования к кандидатам
  • Документы, подлежащие представлению, изъявившим желание участвовать в конкурсе
  • Территориальная подсудность
  • Полномочия суда
  • Нормативные правовые акты
  • Контакты
  • Порядок рассмотрения обращений
  • Подача процессуальных документов в электронном виде
  • Нижегородский областной суд
  • Гарнизонный военный суд
  • Районные и городские суды
  • Участки мировых судей
  • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
  • Антикоррупционная экспертиза
  • Методические материалы

Образцы жалоб на действия (бездействия) сотрудников полиции

Обжалование неправомерного бездействия сотрудника полиции

скачать образец в формате DOC , PDF

Обжалование неправомерных действий сотрудника(ов) полиции при задержании

скачать образец в формате DOC , PDF

Обжалование неправомерных действий сотрудника(ов) полиции при задержании автомашины

скачать образец в формате DOC , PDF

Читайте также:
Рассрочка уплаты штрафа по административному правонарушению

Поиск по сайту

Контакты

Прием граждан по уголовным делам
(831) 421-89-99
Прием граждан по гражданским делам
(831) 421-89-99
Прием граждан по административным делам
(831) 421-89-99

Счетчики

Использование материалов, размещённых на официальном сайте органа государственной власти.

Данный интернет-ресурс является официальным сайтом Нижегородского областного суда.

На сайте регулярно публикуются официальные документы и информационные сообщения о деятельности Нижегородского областного суда, судов общей юрисдикции Нижегородской области, органов судейского сообщества Нижегородской области.

Согласно статье 12 Федерального закона №2124-I «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года, данный портал является средством массовой информации, учреждённым органом государственной власти.

Материалы сайта Нижегородского областного суда могут быть воспроизведены в средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или иных носителях со ссылкой на первоисточник.

Источником размещения материалов в разделе «Новости» на официальном сайте Нижегородского областного суда является объединённая пресс-служба судов (ОПС) общей юрисдикции Нижегородской области.

При использовании материалов ссылка на источник-обязательна.

Защита прав акционеров

Деятельность акционерных обществ подчинена закону «Об акционерных обществах», который не дает разграничения держателей акций по их количеству. Поэтому защиту прав акционеров государство осуществляет независимо от того, сколько акций у вас на руках. И даже если вы владеете всего одной акцией крупного АО, вы можете рассчитывать на защиту нарушенных прав. А мы ответим на вопросы по способам защиты и законодательным ограничениям, подготовим акционерное соглашение, представим интересы клиента в суде.

Кто такие акционеры

Акционеры – люди, которые вкладывают деньги в акции. В свою очередь акция – это ценная бумага, которая выпускается акционерным обществом и дает гарантию своему владельцу на получение дохода от прибыли компании.

Чем больше денег акционер потратит на покупку акций, тем больше ценных бумаг АО он может получить.

Среди прав акционеров выделяют:

  • Имущественные, куда включено право на распоряжение акциями и получение с них дохода;
  • Неимущественные (акционер может принимать участие в управлении АО и получать информацию о его деятельности);
  • Общие (на получение дивидендов) и специальные (преимущественное право при покупке акций в рамках дополнительного выпуска);
  • Основные – право собственности на акции – и вспомогательные, благодаря которым акционер реализует свои основные права.

В законе «Об АО» выделено два класса владельцев акций – миноритарные и мажоритарные акционеры, которые владеют равными правами в управлении компании и получении ее прибыли. Но есть различия между ними по количеству акций.

Миноритарным акционером считается владелец малого числа акций, мажоритарный получает большую долю ценных бумаг акционерного общества. Но если у инвестора собран портфель акций разных компаний, то его не признают мажоритарным.

Нередки конфликты между этими группами. Миноритарные акционеры настаивают на быстрой выплате дивидендов. Мажоритарные акционеры в свою очередь получают доход тогда, когда деньги остаются на счету АО и тратятся на выплаты крупным владельцам акций либо на развитие общества, в результате могут расти его котировки. А значит, доход у всех акционеров в итоге будет больше.

Конфликт акционеров проявляется на годовом собрании общества, поскольку каждый акционер голосует за свои интересы. На ежегодном годовом собрании принимается решение о:

  • выпуске новых акций;
  • внесении изменений в учредительные документы;
  • заключении крупной сделки, если цена договора больше 50% от балансовой стоимости активов общества;
  • реорганизации или ликвидации АО.

Еще на годовом собрании акционеров утверждают отчет, бухгалтерский баланс и назначают новый совет директоров.

Выделяют еще инвестора – это человек, который покупает как можно больше акций с целью заработать на них.

Поскольку наиболее незащищенной категорией является миноритарный акционер, рассмотрим риски.

  • При оспаривании крупной сделки, которая заключена не в пользу общества мажоритарными акционерами, подать исковое заявление в суд может только владелец 1% и более акций, имеющих право голоса. Если у миноритария приобретено меньше акций, тот может обратиться за судебной защитой только совместно с другими акционерами.
  • Права миноритарных акционеров не учитываются при дополнительном выпуске акций, а значит произойдет снижение их ценности. Такое снижение будет и при реорганизации акционерного общества.

Способы защиты прав акционеров

Обязанность по защите нарушенных интересов и прав акционеров относится в первую очередь к государству, поскольку именно оно через федеральные законы и другие нормативные акты регулирует деятельность акционерных обществ. Именно поэтому и был принят Закон об АО, который регулирует защиту прав акционеров не только через государственную форму.

Государственная форма защиты

Поскольку конфликт интересов между мажоритарными и миноритарными акционерами возможен как в рамках имеющихся у них прав, так и через деятельность компании, то целью государственной защиты прав держателей акций является сохранение баланса интересов и обеспечение функционирования механизма защиты.

К государственной форме защиты относят один из следующих способов:

  1. Гражданско-правовой, который предполагает подачу искового заявления в арбитражный суд и восстановление нарушенных прав по итогу судебного разбирательства.
  2. Административно-правовой, где права акционеров получают защиту в виде наложения штрафных санкций на акционерное общество и его руководство в соответствующий федеральный орган, который занимается контролем за финансовым рынком. Если такой орган бездействует, всегда можно подать жалобу на его противоправные действия или бездействия.

Еще орган по контролю за финансовым рынком может провести проверку акционерного общества на основании заявления акционеров. Такая проверка может быть проведена, если будут доказаны факты нарушения прав держателей акций либо если есть возможность предполагать такие нарушения. По итогам проверки информацию о нарушениях орган по контролю за финансовым рынком направит в правоохранительный орган.

  • Уголовные меры ответственности за нарушения прав акционеров, которые могут подать заявление на возбуждение уголовного дела и признание себя потерпевшими, если есть:
    • Злоупотребление при эмиссии акций;
    • Неправомерные действия руководителей при банкротстве общества (преднамеренное или фиктивное банкротство);
    • Мошенничество с ценными бумагами.
  • Читайте также:
    Имеет ли право работник уволиться без отработки

    Негосударственная форма защиты

    К негосударственной форме защиты можно отнести:

    1. Защита прав акционеров СРО участников рынка ценных бумаг. Но СРО могут защищать только тех акционеров, чьи общества являются ее членами:
      • контролируют своих участников,
      • рассматривают жалобы на действие других членов АО,
      • рассматривают споры в третейском суде,
      • разрабатывают охранительные нормы по деятельности акционерных обществ,
      • возмещают акционерам ущерб за счет средств из компенсационного фонда.
    2. Защита прав специальной общественной организацией, которая принимает меры:
      • По направлению в суд искового заявления о нарушении прав акционеров,
      • Контролирует сохранность их имущества,
      • Возмещает ущерб за счет средств из компенсационного фонда,
      • Проводит просветительскую работу по нарушениям на рынке ценных бумаг.
    3. Защита федеральным компенсационным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров:
      • Выплачиваются компенсации физлицам – держателям акций,
      • Защищаются имущественные интересы в суде и в рамках исполнительного производства,
      • Подаются исковые заявления по нарушению прав акционеров, которые обратились в фонд,
      • Хранится имущество, предназначенное для удовлетворения имущественных прав акционеров.

    Защита прав инвесторов на рынке ценных бумаг

    Понятия инвестора и рынка ценных бумаг закреплено в законе «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 05 марта 1999 года № 46-ФЗ.

    Инвестором считаются граждане или компании, которые занимаются инвестированием в эмиссионные ценные бумаги. Инвесторами могут быть частные и государственные компании, граждане и индивидуальные предприниматели, иностранные граждане и международные компании. Исходя из этого перечня круг инвесторов достаточно широк и приобретать ценные бумаги может любой вкладчик.

    Для защиты своих прав инвестор может обратиться в соответствующие органы и оспорить нарушения.

    На практике можно выделить несколько групп способов защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг.

    1. Способы, которые подтверждают нарушенное право инвестора и подвергают изменению его обязанности;
    2. Способы, которые призваны предупреждать нарушения прав инвесторов, и пресекают их;
    3. Способы защиты, которые восстанавливают нарушенные права акционеров и компенсируют их потери.

    Ограничения на рынке ценных бумаг

    По общим правилам, установленным в статье 65.2 Гражданского кодекса, акционеры могут управлять делами АО, в том числе принимая участие в общем собрании акционеров и голосовать по всем вопросам, вынесенным в основную повестку собрания. Право на участие в общем собрании закреплено в п. 2 ст. 31 закона «Об акционерных обществах».

    Но иногда право на голосование акционера могут ограничить внутренним документом, акционерным соглашением либо судебным решением, особенно если есть риск конфликта интересов между мажоритарными и миноритарными держателями акций.

    В зависимости от применения одного из способов у акционера появляются различные последствия.

    1. Ограничить права держателя акций могут в том случае, если тот не полностью оплатил свою долю в уставном капитале. Тогда право голоса акция иметь не будет до полной оплаты, если иное положение не указано в уставе акционерного общества. Поэтому нужно учесть этот момент еще при подготовке устава компании при регистрации, чтобы избежать отсутствия права голоса у учредителя. Еще отсутствие голосующей акции у учредителя может дать возможность для рейдерского захвата компании и быстрого назначения нового генерального директора.
    2. Если акционер приобрел более 30% ценных бумаг публичного АО, то он должен направить остальным держателям акций обязательное предложение на приобретение ценных бумаг, которые могут конвертироваться в акции. При неисполнении данной обязанности у нового члена общества будет только 30% голосующих акций. Такое требование распространяется и на покупки 50 и 75% акций ПАО и было введено, поскольку 5% купленных акций не считаются голосующими. Если акционер владел 40% акций, имеющих право на голос при участии в общем собрании, и потом купил еще 20 или 40%, то голосующими считаются 50%, остальные акции учитываться не будут до направления оферты на приобретение ценных бумаг.
    3. Голосование на общем собрании акционерного общества может быть ограничено и заинтересованностью в совершении сделки. Если такую сделку компания одобрит, то голоса заинтересованных акционеров не учитываются, и решение на общем собрании будет приниматься большинством голосов акционеров, которые не интересовались сделкой. Но если сделкой интересуются все участники АО, и при этом один из них дает свое согласие на подписание договора, то голос дается всем акционерам и решение в итоге должно быть принято простым большинством голосов. Данная норма ст. 83 закона об акционерных обществах действует и в случае, если сделкой интересуется руководство компании либо контролирующее лицо.
    4. Акционеров могут ограничить при голосовании на общем собрании, когда в общество входит новый акционер, купивший ценные бумаги уже после составления списка. Такой держатель ценных бумаг общества может голосовать только по доверенности от текущих участников, либо придерживаться указаний покупателя акций, если это закреплено в договоре о передаче акций.
    5. Если нет возможности исполнить судебное решение или заявителю грозит значительный ущерб, то арбитражный суд может установить обеспечительные меры, перечень которых будет открытым. Но на практике заявитель должен доказать их разумность, обоснованность и вероятность причинения ущерба, если обеспечительные меры приняты не будут.
    6. Наконец, ограничения могут быть приняты, если акционеры заключат акционерное соглашение. В таком документе указывается обязанность по голосованию установленным образом на общем собрании либо возможность предварительного согласования вариантов голосования. Акционерное соглашение не выступает в качестве учредительного документа, а только дополняет устав АО и не должно ему противоречить. И оно обязательно для подписавших документ акционеров. Участники общества, желающие заключить акционерное соглашение, должны сообщить об этом компании.
    Читайте также:
    Когда инспектор ГИБДД имеет право проверить документы

    Кроме того, акционер, принявший акционерное соглашение, должен уведомить о своем праве в голосовании, если он приобрел от 5 до 75% голосов по выпущенным обыкновенным акциям.

    Если права участников акционерного соглашения нарушены, оспорить соглашение можно в суде, который может признать соглашение недействительным. Такое решение может быть принято, если истец докажет, что другие участники соглашения знали об ограничениях прав на голосование.

    Защита со стороны участников фондового рынка

    Защита прав инвесторов со стороны участников фондового рынка ограничена категорией – торговать ценными бумагами и принимать участие в работе фондовой биржи могут только профессиональные инвесторы либо ее члены. Частный инвестор может получить доступ к торговле акциями только через брокера или доверительного управляющего. Здесь главное открыть биржевой счет, а пополнить его можно через банковскую карту либо отправив деньги на текущий счет. Если инвестор открывает счет у иностранного брокера для торговли на иностранных биржах, скорее всего, нужно подавать через банк бумажное поручение.

    Иногда инвестор может получить налоговые льготы, если откроет индивидуальный инвестиционный счет либо передаст такой счет на доверительное управление.

    Защита путём информирования федеральными органами

    Ограничить право голоса акционера могут и федеральные органы, например такое полномочие есть у Центрального банка России. ЦБ может дать предварительное или последующее согласие, если более 10% акций кредитной компании приобретается гражданами либо другими юрлицами.

    Аналогичная норма действует и в случае приобретения иностранным инвестором более 5% акций компаний, которые работают в сфере оборонной промышленности и признаны стратегическими. Иностранный инвестор должен подать уведомление в случае, если при приобретении акций стратегической оборонной компании она может быть подконтрольна иностранному участию. Уведомление нужно подавать и в случае приобретения менее 5% акций оборонного акционерного общества. И достаточно одного ходатайства, если сделка будет предварительно согласована по нормам законодательства об иностранных инвестициях и закона № 57-ФЗ.

    При этом если иностранный инвестор будет открывать на территории России акционерное общество, занимающееся оборонной промышленностью, то его действия не будут регулироваться федеральным законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ.

    Однако иностранному инвестору придется подавать заявку на предварительное согласование сделки по приобретению акций компаний, которые не являются оборонными предприятиями.

    Заключение

    В прошлом году разработали законопроект, где уточнили категории инвесторов и дали больше возможностей для начинающих приобретателей ценных бумаг. Однако пока такой закон не принят. В законопроекте предлагают снизить порог входа на инвестиционный рынок для обычных граждан, в итоге они смогут зарабатывать на торговле ценными бумагами и получить больше защиты от убытков.

    Яркие споры, связанные с нарушением прав акционеров

    Несмотря на то, что к судебной защите своих прав акционеры прибегают, как правило, после факта их нарушения, анализ практики разрешения судами дел позволяет оценить применимость и эффективность защитно-предупредительных механизмов, а также тенденции избираемых акционерами способов защиты и восстановления интересов.

    Говоря о спорах, затрагивающих вопрос нарушения прав акционеров, разрешенных судами в последние годы, стоит отметить следующие:

    А] Небезызвестная история эффективности акционерного соглашения, предусматривающего санкции за нарушение его условий, или спор супругов-акционеров.

    Суду кассационной инстанции в 2017 году пришлось рассматривать два дела о взыскании с акционера внушительной неустойки за нарушение условий заключенного соглашения – 722 729 050 рублей.

    Согласно фабуле дела, ввиду раздела имущества супругам досталось по 50% акций ЗАО «ТСМ К». Очевидно, желая избежать негативных последствий для предприятия в виде парализации его деятельности, акционеры заключили соглашение, которым обязались письменного согласовывать существенные вопросы – отчуждение активов, изменение размера уставного капитала, определение персонального состава органов общества.

    В качестве гарантии исполнимости акционерного соглашения стороны спора определили неустойку в размере 50% рыночной стоимости недвижимости, принадлежащей обществу, и чистых активов на момент заключения соглашения.

    Недолгим после подписания соглашения акционер-супруг принял решения о назначении себя генеральным директором общества, а также об увеличении уставного капитала путем закрытой подписки.

    Читайте также:
    Доверенность ИП на право подписи в договорах

    Супруга обратилась за судебной защитой. В рамках отдельных дел признавались недействительными решения недобросовестного акционера. Однако больший интерес в данном случае представляет дело №А40-65834/11. Пройдя 2 круга судебных инстанций, с «нарушителя» взыскали 722 729 050 рублей за два нарушения условий акционерного соглашения. В снижении размера неустойки на основании ГК РФ суды отказали.

    При этом, судебные тяжбы не остановили ответчика по делу, и он совершил еще 2 нарушения, внеся изменения в устав и продав недвижимое имущество ЗАО по цене ниже рыночной в 10-15 раз. Такие обстоятельства, в свою очередь, не остановили Арбитражный суд города Москвы от повторного взыскания с неблагонадежного акционера вышеуказанной суммы за новые нарушения.

    К слову, ЗАО «ТСМ К» в данный момент находится в процедуре банкротства, а та самая супруга-акционер выступает по делу кредитором с объемом требований 196 723 440,49 рублей. Но это уже совсем другая история…

    Что важно:

    1] Довольно часто нарушаются не только права миноритариев, равные в объеме прав акционеры могут также находиться в конфликте и причинять ущерб не только друг другу, но и обществу.

    2] Акционерные соглашения как механизм защиты прав акционеров в российской юрисдикции успешно применяются. И хотя такие договоры не всегда останавливают их стороны от нарушений, «потерпевший» акционер может рассчитывать на восстановление нарушенного права в виде материальной компенсации – суды охотно взыскивают предусмотренные соглашением санкции.

    3] При структурировании корпоративного договора важно участие компетентного профессионала. Даже в рамках приведенного спора [завершившегося для истца успешно] имели место затруднения, которых можно было бы избежать.

    Так, в соглашении сделала отсылка к стоимости чистых активов ЗАО на момент его заключения, в то время как предприятие использовало упрощенную системы налогообложения и не сдавало балансовой отчетности. Так как привязка сделана к дате подписания корпоративного договора, стоимость чистых активов могла бы быть прямо указано в числовом формате.

    Такое условие привело к необходимости оценки недвижимости одновременно несколькими экспертами, разница в результатах исследования которых составляла более 220 млн. рублей. Сторонами предпринимались меры по назначению повторных экспертиз. Судебные издержки увеличились, разбирательство значительно затянулся, в то время как недобросовестный акционер продолжал нарушать условия соглашения.

    Кроме того, соблюдение условий соглашений могло быть обеспечено, в т.ч. залогом, поручительством, банковской гарантией и т.д.

    В] Менее громкое и «дорогое», но не менее интересное дело №А65-23187/2014.

    Акционера, а точнее его представителя, не допустили к участию в общем собрании в связи с тем, что «его присутствие на собрании могло подвергнуть опасности Президента Республики Татарстан».

    При этом, иностранная компания-акционер была включена в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров. Представитель акционера, предъявил счетной комиссии общества все необходимые документы, в том числе, паспорт и нотариально удостоверенную доверенность.

    Не допуск к участию в общем собрании был мотивирован счетной комиссией тем, что ранее им представитель акционера известен не был, что представилось «неординарной ситуацией» и вызвало необходимость тщательной проверки представителя компании-акционера с получением сведений от органа государственной безопасности.

    На голосовании поучаствовать акционера так и не удалось.

    В рамках судебного процесса рассматривалась обоснованность наложения на акционерное общество территориальным подразделением Банка России штрафа, а также его размер. Судебные инстанции принимали диаметрально противоположные решения. Точку в средине 2016 года поставил ВС РФ, приняв позицию суда апелляционной инстанции о том, что ответственность за такое нарушение несет должностное лицо счетной комиссии, а не общество-эмитент.

    Что важно:

    1] Разбираясь в вопросе возможности привлечения акционерного общества к ответственности за нарушение права акционера при наличии должностных лиц счетной комиссии, суды не усомнились в нарушении права акционера, обладающего чуть более, чем 4% акций. Не применен формальный подход – указания на то, что участие такого акционера в собрании не повлияло бы на принятие решений по вопросам повестки дня, отсутствуют.

    2] Дело подтверждает сложившуюся тенденцию первоначального обращения акционеров за защитой своих прав в административном порядке и действенность такого обращения.

    С] Кейс как пример того, что любая позиция строится из мелочей, демонстрирующий важность соблюдения всех формальностей и подготовки доказательств.

    За защитой права обратился акционер, вопросы которого не включили в повестку для годового общего собрания акционеров.

    По делу даже были наложены, хоть и всего на неделю [в связи с отменой определения суда] обеспечительные меры в виде запрета обществу принимать решения по отдельным вопросам повестки дня.

    Вероятнее всего, судом был бы установлен факт нарушения прав акционера и принято решение об их восстановлении, если бы истица соблюла порядок внесения вопросов в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвижения кандидатов.

    Предложение было направлено акционером в адрес председателя совета директоров и самого акционерного общества. Срок для отправки также был соблюден. Причиной отказа в иске послужило то, что:

    – в получении письма, направленного председателю совета директоров, подписался секретарь, а не председатель лично,

    Читайте также:
    Кто имеет право устанавливать дорожные знаки

    – по адресу общества курьерской службой письмо не было доставлено в связи с «закрытием организации». Т.е. по данным курьера организация не находилась по адресу, указанному отправителем.

    Почему это должно умалять права акционера?

    Дело в том, что курьерская служба не имела специальной лицензии на оказание услуг почтовой связи. Суды пришли к заключению, что в связи с этим такая организация не является почтовой и не наделена полномочием по фиксировать невозможность вручения отправления и утверждать об отсутствии предприятия по адресу.

    Таким образом, истица, по мнению судебных инстанций, не выполнила требований о порядке направления предложений по включению вопросов в повестку дня годового общего собрания акционеров. Верховный Суд РФ в 2018 году подтвердил правильность занятой судами позиции по делу №А36-3718/2017.

    Что важно:

    Несмотря на всю кажущуюся очевидность и прозрачность, реализация прав акционера имеет множество особенностей, которым акционерам сложно придерживаться в полном объеме, особенно, если речь идет о физических лицах.

    Если акционер понимает особую важность участия в жизни общества в тот или иной период при принятии решений, вопрос об обращении за юридическим сопровождением должен быть по умолчанию решен положительно.

    D] Немного о противоречивости позиций по аналогичным делам, но с разным субъектным составом.

    Дела об одном из наиболее используемом праве и наиболее частом нарушении – предоставлении акционеру запрашиваемой информации.

    Когда, казалось бы, все довольно однозначно и применение норм о привлечении акционерных обществ к ответственности за не предоставление в установленный срок или в запрашиваемом объеме информации акционеру стало [условно] единообразным, возникло «но» в виде вынесения АС МО в 2015 году постановления по делу А40-127270/2014.

    Фабула дела повествует об обращении ОАО «Росгазификация» к ЦБ РФ о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении. Госрегулятор, став на защиту прав ОАО «Газпром газораспределение Киров», привлек ОАО «Росгазификация» к ответственности за не направление в адрес акционера по его запросу документов в срок, установленный Федеральным законом «Об акционерных обществах».

    Отменяя оспариваемое постановление апелляционная и кассационная инстанции отметили, что «нарушен баланс законных интересов миноритарного акционера и общества, поскольку направлением требования ОАО «Газпром газораспределение Киров» намеренно создало объективные трудности, способные отрицательно влиять на хозяйственную деятельность общества, а на основании имеющихся в материалах дела доказательств невозможно сделать вывод о том, что нарушено право миноритарного акционера на получение неконкретизированной информации».

    К слову, запрашивалась информация об имеющемся недвижимом имуществе, о лицах, имевших право участвовать в голосовании в определенные годы, и бюллетени для голосования с приложением доверенностей.

    Видится уместным замечание ЦБ РФ о том, что суд апелляционной инстанции фактически принял судебный акт и создал норму о полномочиях Банка России при рассмотрении дел об административных правонарушениях оценивать действия участников хозяйственного оборота по критерию добросовестности и (или) злоупотребления правом.

    Таким образом, простое и недвусмысленное право акционера на информацию о деятельности общества, может трактоваться как злоупотребление в самых неожиданных ситуациях.

    Положительным моментом данной истории является то, что эта практика «не укоренилась» и в 2017 году тот же АС МО оставил в силе решения по делу №А40-162324/16-148-972 о законности постановления о взыскании Банком России с ПАО «МРСК Северо-Запада» штрафа в размере 500 000 рублей за не направление представителю компании «Ланкренан Инвестментс Лимитед» совместно с представителями компании «ФАЕНДО ЛИМИТЕД», компании «Процветание Холдингз Лимитед», компании «ЭНЕРГИО СОЛЮШНС РАША (САЙПРУС) ЛИМИТЕД», являющимися в совокупности владельцами более 25% голосующих акций общества, запрашиваемых документов.

    Что важно:

    1] отказ в предоставлении информации можно обжаловать. Стоит пробовать отстоять свою позицию и в административном, и в судебном порядке;

    2] миноритариям не стоит отстраняться от контроля за деятельностью общества под предлогом ограничения прав в связи с минимальным процентом имеющихся акций – можно объединиться с иными миноритариями и реализовывать права сообща. Кроме того, стоит заключить соглашение о порядке пользования правами для наибольшей эффективности и во избежание конфликтов.

    Е] Спор, о котором нельзя не упомянуть, говоря о громких делах последних нескольких лет.

    Пример того, что «опасность» можно ожидать не только от партнеров по бизнесу [акционеров], но и от суда. Резонансность дела позволила попасть ему в Обзор судебной практики ВС РФ №4 [2017].

    В Тюменской области суд общей юрисдикции принял к своему производству дело по корпоративному спору, рассмотрение которого отнесено к компетенции арбитражного суда, после чего назначил обеспечительные меры в виде полного приостановления полномочий генерального директора акционерного общества.

    Фактически суд парализовал хозяйственную деятельность предприятия. Действительный материальный ущерб оценен в 6,7 млн. рублей. К сожалению, акционеры ощутят нарушение их прав при разрешении вопроса о распределении дивидендов по итогам финансового года, а также при принятии решений о восстановлении экономического благосостояния общества.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: