Каков порядок наложения штрафа за санитарные правонарушения

Новые штрафы и сроки из-за коронавируса: кого и за что могут наказать

С апреля 2020 года появились новые виды ответственности, которые могут привести к потере денег и свободы из-за коронавируса. Теперь могут оштрафовать даже за выход из дома, а за репост слухов из интернета — отправить на исправительные работы или посадить.

Вот что изменилось в административном и уголовном кодексе из-за коронавируса. Все эти нормы уже работают.

Штрафы за нарушение санитарных правил

В статью КоАП о санитарных правилах добавили еще два состава. Если раньше статья была общей, состав — один, а штрафы для граждан не превышали 500 Р , то теперь даже за незначительные нарушения могут оштрафовать на 15 тысяч.

Новые нарушения и штрафы в статье 6.3 КоАП РФ

Состав Для граждан Для должностных лиц Для ИП Для юрлиц
Нарушение санитарных правил в режиме ЧС, при угрозе распространения опасной болезни или в период ограничений и карантина 15 000—40 000 Р 50 000—150 000 Р 50 000—150 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток 200 000—500 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток
Невыполнение требований санэпиднадзора 15 000—40 000 Р 50 000—150 000 Р 50 000—150 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток 200 000—500 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток
То же самое, если из-за нарушения кто-то заболел или умер, но под УК это не попадает 150 000—300 000 Р 300 000—500 000 Р или дисквалификация на 1—3 года 500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток 500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

То есть одно и то же нарушение в обычной ситуации обойдется в 500 Р гражданину или в 10 тысяч фирме, а из-за коронавируса штрафы автоматически вырастают в десятки раз.

Ограничительные мероприятия — это особый режим работы магазинов, кафе и предприятий, ограничения на передвижение по городу, поездки в транспорте. То есть под эту статью однозначно попадут те, кто обязан соблюдать карантин, даже если они здоровы. Например, если семья вернулась из Таиланда, все должны сидеть дома и не ходить даже за продуктами: постановление об этом выдадут в аэропорту. Наличие симптомов не имеет значения.

Юристы спорят, можно ли штрафовать за нарушения при режиме повышенной готовности. И законно ли ограничение свободы передвижения, если нет режима ЧС и не было постановления Роспотребнадзора о персональном карантине. Спорить на этот счет можно сколько угодно, но штрафы уже выписывают.

Получить штраф можно даже за несоблюдение дистанции: это правило установлено главным санитарным врачом для всех регионов. Такие случаи тоже уже есть. Хотя есть и случаи отмены штрафов из-за неправильной квалификации нарушения.

Если собираетесь вынести мусор, погулять с собакой или совершить утреннюю пробежку в безлюдном парке, имейте в виду, что теперь это может стоить очень дорого. Даже если у нарушения не было вообще никаких последствий: никто не заразился и не умер. И если нарушитель не знал о таком штрафе, его тоже запросто могут наказать. Незнание теоретически поможет избежать уголовной ответственности, но не избавит от административной.

Штраф за несоблюдение правил поведения в режиме повышенной готовности

Режим повышенной готовности — это когда есть угроза возникновения чрезвычайной ситуации, но ее еще не объявили. Зато уже как бы готовятся, поэтому вводят ограничения. Например, их может ввести мэр Москвы своим указом — что он и сделал.

Если установлены правила поведения при режиме повышенной готовности, за их нарушение можно получить штраф по статье 20.6.1 КоАП РФ.

Если во время прогулки вы и не попадаете под статью 6.3 КоАП РФ, то запросто попадете под статью 20.6.1. Штрафы по ней меньше, но тоже немаленькие.

За что и на сколько штрафуют по статье 20.6.1 КоАП РФ

Вид нарушения Для граждан Для должностных лиц Для ИП Для юрлиц
Несоблюдение правил поведения в режиме повышенной готовности или ЧС — кроме ст. 6.3 КоАП 1000—30 000 Р или предупреждение 10 000—50 000 Р 30 000—50 000 Р 100 000—300 000 Р
То же самое при повторном нарушении или если есть вред здоровью или имуществу 15 000—50 000 Р 300 000—500 000 Р , или дисквалификация на 1—3 года 500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток 500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

Запреты при режиме повышенной готовности могут быть разными в зависимости от региона. В Москве и Московской области нельзя гулять с собакой дальше 100 метров от дома, в магазинах должна быть разметка для соблюдения дистанции между людьми, не могут работать кафе, салоны красоты и пункты приема металлолома, а работодателям запрещено допускать к работе сотрудников с температурой.

За любое такое нарушение, даже без умысла или по неосторожности, можно получить штраф. Состав — формальный, то есть достаточно факта, а последствия не важны.

В Москве составлять протоколы при нарушениях по статье 20.6.1 могут разные ведомства — например департамент торговли и услуг, инспекция по контролю за недвижимостью, административно-техническая и дорожная инспекция. Решение о сумме штрафа принимает суд.

Чтобы не было споров насчет законности штрафов за нарушение режима повышенной готовности в регионах, Москва и область ввели еще и свои штрафы — по 4—5 тысяч рублей. И активно их используют, несмотря на споры юристов.

Берегите здоровье и кошелек

Пока юристы продолжают спорить, а адвокаты раздают советы насчет незаконности ограничений и неправильной квалификации нарушений, помните о своей безопасности и беспокойтесь о личном бюджете.

Сейчас модно найти побольше противоречий в нормативных документах, доказать незаконность какого-то указа или превышение полномочий. Незнакомый юрист пишет где-то в телеграм-канале, адвокат возмущается в личном блоге на Ютубе. А постановление вручают конкретному человеку, у которого может не быть ни сил, ни времени, ни возможности для оспаривания штрафа. Да и юристы часто бывают неправы — или их мнение ничего не значит.

На 15 апреля в России почти 25 тысяч заболевших коронавирусной инфекцией. Только в Москве уже выписаны сотни штрафов — больше чем на миллион рублей.

Сейчас действительно важно оставаться дома, посещать только ближайшие магазины, делать покупки через интернет, отказаться от встреч с друзьями и прогулок с детьми. Соблюдайте эти требования ради себя, а не ради государства.

Уголовная ответственность за нарушение санитарных правил

За нарушение санитарно-эпидемиологических правил может наступить уголовная ответственность. Это действует только для физических лиц. Чтобы нарушителя наказали по статье уголовного кодекса, нужно доказать, что заболело сразу много человек или возникла такая угроза. В случае с коронавирусом доказать это будет не так уж сложно: угроза заболевания может возникнуть, даже если к работе допустили водителя или курьера с температурой.

Раньше угроза заболевания в этой статье УК не упоминалась.

Виды уголовной ответственности и наказаний по ст. 236 УК РФ

Нарушение Варианты наказаний
Нарушение санитарных правил, если случилось массовое заболевание, отравление или есть такая угроза Штраф 500 000—700 000 Р , лишение права занимать определенные должности или вести деятельность на 1—3 года, ограничение свободы на срок до 2 лет, принудительные работы на срок до 2 лет, лишение свободы на срок до 2 лет
То же самое, если умер один человек Штраф 1 000 000—2 000 000 Р , ограничение свободы на 2—4 года, принудительные работы на 3—5 лет, лишение свободы на 3—5 лет
Если умерли два человека и более Принудительные работы на 4—5 лет, лишение свободы на 5—7 лет

Наказание по статье 236 УК РФ можно применить, если угроза заболевания или смерть наступили по неосторожности. Достаточно легкомыслия и небрежности — и вот уже светит реальный срок. Например, владелец детского кафе решил провести день рождения, потому что родители очень просили. Кафе запрещено работать, но его все-таки открыли для 20 человек. А потом выяснилось, что среди гостей была семья, которая вернулась из Испании. Они заболели, заразили знакомых, а те — своих близких.

Или врач приехал из-за границы и вышел на работу. Через неделю выяснилось, что он болен, но к тому времени заразились еще 30 коллег, 20 пациентов, а все отделение пришлось закрыть на карантин.

Если служба доставки отправит к клиентам больных курьеров, а директор магазина допустит к работе продавца, который неделю назад вернулся из Таиланда, это тоже повод для огромного штрафа по УК.

Есть мнения, что такая ответственность касается только людей, которые имеют отношение к какой-то юридически оформленной деятельности: владельца кафе, организатора учебных курсов или директора салона красоты. Потому что санитарные правила установлены именно для них, а не для обычных граждан. И хотя есть требования и для обычных людей — такие документы тоже утверждает главный санитарный врач, — но в их названии нет слов «санитарно-эпидемиологические правила».

И все-таки риск попасть под статью есть даже у обычного человека. По крайней мере, в согласии на домашнее лечение коронавирусной инфекции указано, что пациент предупрежден об ответственности по статье 236 УК РФ.

В статье 236 УК РФ упоминается понятие «массовое заболевание». Но сколько именно человек для этого должны заболеть, не указано. Обычно массовое заболевание — это когда количество пациентов больше, чем может принять врач за день. Или случаев заболевания больше, чем обычно регистрируют. Точная квалификация — на усмотрение суда. Вред здоровью при этом может быть любой тяжести — даже легкий.

Уголовная ответственность за фейковые новости о коронавирусе

Фейковые новости — это когда под видом достоверного сообщения распространяют ложную информацию. Если это угрожает безопасности или причиняет вред, можно получить административный штраф.

Но теперь за ложную и вредную информацию ввели еще и уголовную ответственность. О ней — в новых статьях 207.1 и 207.2 УК РФ.

Новые наказания за фейковые новости

Нарушение Варианты наказаний
Публичное распространение ложной информации об обстоятельствах, которые представляют угрозу жизни и безопасности людей, о мерах по обеспечению безопасности, приемах и способах защиты Штраф 300 000—700 000 Р , обязательные работы на срок до 360 часов, исправительные работы на срок до года, ограничение свободы на срок до 3 лет
Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, если есть вред здоровью человека Штраф 700 000—1 500 000 Р , исправительные работы на срок до года, принудительные работы на срок до 3 лет, лишение свободы на срок до 3 лет
То же самое, если кто-то умер или есть тяжкие последствия Штраф 1 500 000—2 000 000 Р , исправительные работы на срок до 2 лет, принудительные работы на срок до 5 лет, лишение свободы на срок до 5 лет

Если опубликовать пост с завышенными данными о заболевших или сообщить о якобы планируемом режиме ЧС и закрытии Москвы на карантин — можно попасть под уголовную статью и потерять сотни тысяч рублей. Последствиями могут быть материальные потери, ущерб здоровью людей или нарушение условий жизнедеятельности. То есть никто реально не пострадает, а статью все равно применят.

Пост в телеграм-канале, репост в соцсетях, пересылка сообщения в родительском чате, статья в личном блоге или советы в видеоролике — все это могут счесть публичным распространением. Будьте осторожны, не поддавайтесь панике и проверяйте информацию в надежных и официальных источниках:

Красиво. Если не можешь бороться с вирусом, борись с населением.

Изменения, внесённые 01.04.2020 в ст. 20.6.1 КоАП незаконны:
“Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации”
В новом изложении некий режим повышенной / пониженной / обычной готовности вводится на основании угрозы. И вот почему я считаю, что закон сырой:
– нет законодательно закреплённого термина “УГРОЗА возникновения ЧС”;
– нет законодательно определённой методики определения наличия либо отсутствия “УГРОЗЫ”, нет градации её степеней;
– законом не обозначены лица, уполномоченные принимать решение относительно наличия “УГРОЗЫ”, а также зона их ответственности за возможные последствия.
С режимом ЧС и карантином всё чётко и понятно: он либо есть, либо его нет, на основании соответствующих указов и положений от конкретно определённых лиц.
Поскольку определение УГРОЗЫ не закреплено законодательно, её наличие является субъективным мнением, а субъективный фактор не может быть положен в основу какого бы то ни было закона. Как следствие, все штрафы и ограничения нелегитимны.

Ущемлять данное Основным законом право (на свободу передвижения) ради другого права (на здоровье) можно только в особых режимах (ЧС, например).
Прокуратура, подмахнув законодательной власти, реагируя на заявления общественников, в материалах проверок признаёт законность ущемления данных Конституцией основных прав вне особых режимов, то есть, создаёт прецедент: народ можно загонять в стойло в любое время по одному лишь желанию властей.

Митрополиты в регионах пропагандируют экстремизм, продолжая призывать к посещению церквей. Неплохо бы привлекать их к ответственности как лиц, призывающих к массовым нарушениям санитарного режима по ст.236 ч.1 УК РФ “Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий”. Именно как физические лица, а не должностные, поскольку они действуют на основе личных убеждений, нарушающих Закон, а не на основании должностных полномочий (таких полномочий у них нет).

Важно, чтобы перед законом были все равны, а не кто-то равнее!

Статья 6.3 КоАП РФ. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарии к ст. 6.3 КОАП РФ

1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Данная норма является общей и имеет широкую сферу применения, обеспечивая охрану здоровья населения и среды обитания человека во многих областях его жизнедеятельности, за исключением тех, в отношении которых ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований установлена в специальных нормах (см., например, комментарии к ст. ст. 6.4 – 6.7; 8.2; 8.21; 8.31 настоящего Кодекса).

2. В комментируемой статье содержится формальный состав административного правонарушения с альтернативными признаками объективной стороны, которая может выражаться либо в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, либо в нарушении требований технических регламентов, либо в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. См. по этому вопросу Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей и соблюдения правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 19 октября 2007 г. N 658 (БНА ФОИВ. 2008. N 7).

3. Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (с изм. и доп.) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) представляют собой нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Упомянутый Федеральный закон устанавливает, что санитарные правила разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, и иными органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, находящаяся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ и действующая на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 (с изм. и доп.). Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. N 569. Одновременно внесены изменения в Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554. Среди других органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор и уполномоченных разрабатывать санитарные правила, можно указать соответствующие органы и учреждения на железнодорожном транспорте (см. Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах железнодорожного транспорта // БНА ФОИВ. 2000. N 47). Действующие на территории РФ федеральные санитарные правила утверждены главным государственным санитарным врачом РФ, которым ныне является руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

4. Технические регламенты устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования – продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, включая изыскания, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Технический регламент может быть принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании” (с изм. и доп.)).

Технические регламенты являются составной частью законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и принимаются в целях, сформулированных в ст. 6 названного Федерального закона, среди которых на первое место поставлена защита жизни и здоровья граждан. Требования к содержанию и применению технических регламентов, а также общий порядок их разработки, принятия, изменения и отмены установлены в ст. ст. 7 и 9 того же Федерального закона соответственно.

5. Санитарные правила весьма разнообразны по своему содержанию, что предопределяет разнообразие их нарушений. Эти нарушения могут быть совершены как путем активных действий, так и путем бездействия.

6. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, невыполнение которых также входит в объективную сторону рассматриваемого правонарушения, – это организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных (ст. 1 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”).

7. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

8. Субъектами правонарушения могут выступать граждане, достигшие 16-летнего возраста, должностные лица, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица.

9. Дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 23.13). В том случае, если эти лица придут к выводу о необходимости применить к индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу санкцию в виде административного приостановления деятельности, дело об административном правонарушении подлежит передаче на рассмотрение федерального районного судьи в соответствии с ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1.

При этом следует иметь в виду, что с 1 января 2011 г. в соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 171-ФЗ может быть расширен перечень лиц, уполномоченных назначать административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Будут ли штрафовать за нарушения антивирусных норм после снятия ограничений

Какие бывают «вирусные» штрафы, и чем они отличаются

Административные штрафы из-за коронариуса были введены Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ. В соответствии с данным законом в КоАП РФ появились ч. 2 и 3 статьи 6.3 и статья 20.6.1, а также несколько новых составов административных правонарушений, посягающих на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

По ч. 2 и ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ были введены штрафы за нарушение федеральных санитарных норм и правил (СанПиНов) в период действия в регионах ограничительных мер (так называемый режим карантина).

По ст. 20.6.1 КоАП РФ были введены штрафы за невыполнение региональных правил поведения при введении режима повышенной готовности.

Не нужно путать данные режимы, поскольку ничего общего в них вообще нет и они никак между собой не пересекаются.

Ограничительные меры или карантин вводятся по требованию региональных санитарных врачей, и основное его предназначение – защита здоровья и жизни населения. Режим же повышенной готовности вводится в целях мобилизации учреждений и организаций/ИП в экстренных ситуациях или в преддверии введения режима чрезвычайной ситуации. Конкретно санитарных целей режим повышенной готовности не преследует.

Именно поэтому штрафы по ст. 6.3 КоАП РФ значительно выше, нежели по ст. 20.6.1 КоАП РФ. В первом случае создается реальный риск здоровью и жизни человека, во втором – нарушаются местные временные ограничения и запреты, которые порой носят формальный характер.

Напомним, если ИП или организация во время карантина не соблюдает какие-либо СанПиНы или не выполняет предписания санитарных врачей, их привлекают к ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ. Штрафы для должностных лиц организаций и ИП за данные нарушения составляют от 50 000 до 150 000 рублей, а для организаций – от 200 000 до 500 000 рублей.

В свою очередь за невыполнение местных правил поведения при введении режима повышенной готовности (ст. 20.6.1 КоАП РФ) должностных лиц организаций штрафуют на сумму от 10 000 до 50 000 рублей, ИП – от 30 000 до 50 000 рублей, а организации – на сумму от 100 000 до 300 000 рублей.

Продолжают ли действовать штрафы после отмены ограничений

Следует понимать, что вышеуказанные штрафы не носят временного характера. Вводились они на постоянной основе. Просто, в отличие от других штрафов, скажем, за нарушение трудовых прав работников, данные штрафы имеют ограниченное значение. Это означает, что применяются антивирусные санкции только при определенных ситуациях. А именно тогда, когда в том или ином регионе введен режим так называемого карантина (ч. 2 и ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ) или режим повышенной готовности (ст. 20.6.1 КоАП РФ).

Сейчас режим повышенной готовности введен во всех регионах страны. В подавляющем большинстве регионов продолжает действовать и режим карантина. Поэтому и штрафы, о которых мы говорим, продолжают действовать и применяться.

То, что сейчас многие регионы разрешили организациям и ИП возобновить свою деятельность и отменили ранее действующие запреты, не означает, что был снят режим карантина. Режим карантина может быть снят только по распоряжению главного санитарного врача того или иного региона. Соответственно, санкции по ч. 2 и ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ продолжат применяться к нарушителям ровно до того момента, пока конкретный регион не отменит карантин. Данное решение принимается главным санитарным врачом с учетом конкретной эпидемиологической обстановки в том или ином субъекте РФ.

То же самое касается и штрафов по ст. 20.6.1 КоАП РФ. Отменят их только в том случае, если региональные власти решат снять режим повышенной готовности. До этого момента штрафы будут применяться.

Но здесь следует учитывать, что сейчас региональные правила поведения, установленные на время действия режима повышенной готовности, постепенно смягчаются, а некоторые и вовсе отменяются. Следовательно, с каждым днем законных оснований для вынесения штрафов по ст. 20.6.1 КоАП РФ становится все меньше. Но это не значит, что их нет. Если в регионе действует режим социального дистанцирования, масочный и перчаточный режимы (а они действуют в большинстве регионов), то штрафовать по указанной статье по-прежнему будут. Причем на законных основаниях.

За что сейчас могут оштрафовать компанию

По ст. 6.3 КоАП РФ штрафуют за нарушение общефедеральных санитарных норм во время режима карантина, а по ст. 20.6.1 КоАП РФ – за нарушение местных правил во время режима повышенной готовности.

К общефедеральным санитарным нормам сейчас относятся не только разнообразные СанПиНы, но и распоряжения Главного государственного санитарного врача РФ. В частности, Постановление от 18.03.2020 № 7, которое предписывает всем без исключения работодателям оказывать содействие в обеспечении работникам условий изоляции на дому. Сейчас режим самоизоляции для большинства работников уже отменен, но в отношении работающих пенсионеров он по-прежнему продолжает действовать.

Соответственно, если организация привлечет таких работников к труду или не окажет им содействия в оформлении электронного больничного листка, ее могут оштрафовать по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

Объективную же сторону правонарушения по ст. 20.6.1 КоАП РФ образует невыполнение региональных правил поведения в условиях действия режима повышенной готовности. И если в регионе продолжает действовать такой режим (а сейчас он действует в большинстве регионов), то штрафовать по этой статье могут за нарушение/несоблюдение тех запретов, которые еще не были сняты в соответствии с решениями региональных властей.

Например, если в субъекте РФ продолжает действовать запрет на работу кафе, ресторанов, парикмахерских и некоторых других заведений, то компании, нарушающие такой запрет, рискуют быть оштрафованы по ст. 20.6.1 КоАП РФ. Причем не за нарушение санитарных норм, а за несоблюдение местных запретов на осуществление деятельности в условиях повышенной готовности. Но если регион снял режим повышенной готовности, то штрафы по указанной статье выносить уже не могут.

Как обжаловать штраф за нарушение правил работы кафе в период пандемии

С июня 2020 года для сферы общепита действуют обновленные рекомендации Роспотребнадзора по эпидемиологической безопасности. Ответственность за их исполнение лежит на руководстве заведений.

В случае несоблюдения установленных федеральным законодательством правил, в данном случае рекомендаций Роспотребнадзора, рестораны, кафе и столовые могут быть привлечены к административной ответственности и оштрафованы.

За что еще могут оштрафовать заведение?

В любом регионе оштрафовать предпринимателей могут за нарушение указов мэров и глав регионов по ст. 6.3 КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения). Размер взыскания зависит от решения региональных властей, которые также определяют правила работы общепита.

Общие правила работы для заведений

В течение полугода все кафе, рестораны и столовые в России могут работать при соблюдении правил, которые прописаны в Рекомендациях по организации работы предприятий общественного питания в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. Что это за правила?

  • У всех сотрудников должна быть проверена температура перед сменой
  • Сотрудники должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты
  • Столы должны быть расположены на расстоянии 1,5 м
  • На входе должно быть организовано место для дезинфекции рук
  • Для уборки должны быть использованы дезинфицирующие средства
  • Каждые два — четыре часа дезинфицировать перила, дверные ручки, столешницы, подлокотники, спинки стульев, кнопки оргтехники и другие контактные поверхности

Это основные рекомендации для заведений, но на самом деле их намного больше. Несмотря на то что все сотрудники заведений, а также посетители стараются соблюдать предписания, повод для штрафа может возникнуть. Например, когда клиент встает из-за стола, чтобы помыть руки, и не надевает маску. А это штраф за передвижение по ресторану или кафе без маски.

О переводе сотрудников на удаленный режим работы

С 5 октября 2020 года работодатели столицы обязаны перевести 30% своих сотрудников, а также весь персонал старше 65 лет на удаленный режим работы и еженедельно информировать об этом правительство Москвы. За невыполнение этих требований работодателям может грозить административная ответственность в виде штрафа от 30 тыс. до 500 тыс. руб. в зависимости от типа формы собственности (ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ).

Но есть уловки, с помощью которых предприниматели могут обходить закон: работодатель, к примеру, в качестве аргумента может использовать довод о том, что не перевел сотрудника на удаленный режим работы, потому что нахождение на рабочем месте является критически важным. Такая мера допускается с 28 октября в соответствии с указом мэра Москвы.

Работодатель может обосновать это, выпустив приказ или распоряжение по предприятию.

Момент фиксации штрафа

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в районных судах по месту совершения правонарушения — там, где правонарушение выявили (зафиксировали камерой видеонаблюдения или заметили сотрудники правоохранительных органов).

За нарушение индивидуальным предпринимателям грозит штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Юридическим лицам придется заплатить от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Если был причинен вред здоровью или имуществу человека, то индивидуальных предпринимателей и юридических лиц накажут на сумму от 500 тыс. до 1 млн руб. или же приостановят деятельность на срок до 90 суток.

Кто имеет право оштрафовать

В соответствии с разъяснениями Верховного суда РФ от 7 мая 2020 года, штрафовать за нарушение ст. 6.3 КоАП РФ вправе только сотрудники полиции и Госсанэпиднадзора.

Если вы получили штраф за несоблюдение правил работы заведения, как его обжаловать

Если вы получили штраф, то его можно обжаловать в суде. Для этого заявитель в свободной форме излагает свою позицию и просит прекратить производство по делу по статье о крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ) или малозначительности правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ).

Следует понимать, что право на обжалование штрафа в соответствии с законодательством есть у всех, однако, если факт административного правонарушения четко зафиксирован и организация не может обосновать, почему правонарушение было допущено, и не может предоставить убедительные доказательства (например, о необходимости наличия работника на рабочем месте), оспорить штраф будет невозможно.

Сроки обжалования штрафа

Штраф можно обжаловать в течение десяти дней со дня получения копии постановления. Для увеличения срока обжалования можно подать ходатайство в письменном виде, но удовлетворено оно будет только при наличии уважительной причины — например, если вы находитесь на лечении в медицинском учреждении или на изоляции (карантин).

Напомню, что срок исковой давности по таким делам составляет один год, то есть на вас могут наложить штраф в течение года после правонарушения.

По истечении срока исковой давности штрафовать вас уже никто не имеет права.

Как применяется новая норма о замене штрафа предупреждением

С июля 2016 года специально для малого и среднего бизнеса в КоАП включено правило о замене штрафа предупреждением. Оно действует, если нарушение совершено впервые, отсутствует имущественный ущерб и нет угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей и безопасности государства. С момента введения этой нормы прошло полгода и теперь можно понять, как она применяется на практике. Как нередко бывает, первая практика обнаружила «подводные камни», зная теперь о которых, остальным компания будет проще добиться назначения только предупреждения вместо выплаты штрафа. Подробности — в Актуальной теме.

В чем состоит правило о замене штрафа предупреждением

Оно гласит, что наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение, если:

  1. нарушение совершено впервые;
  2. совершено субъектом малого или среднего бизнеса (организацией или ИП) или его работником;
  3. отсутствует вред или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, животному и растительному миру, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, нет угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и имущественного ущерба (ч. 2 ст. 3.4);
  4. нарушение выявлено в ходе проверки органом государственного или муниципального контроля;
  5. наказание в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей кодекса;
  6. штраф за нарушение предусмотрен не ст. 14.31–14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 — 19.8.2, 19.23, ч. 2 и 3 ст. 19.27, ст. 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ.

«КОДЕКС Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ(ред., действующая с 04.07.2016)

Примечание редакции:

данное правило введено в КоАП по поручению Президента РФ для того, чтобы предотвратить применение к малому и среднему бизнесу чрезмерных штрафов и сделать акцент на профилактике административных правонарушений.

Как определить, что нарушение совершено впервые

Одно из них – совершение правонарушения впервые.

Чтобы понять, совершено ли нарушение впервые, нужно:

1) выяснить, какое нарушение является повторным. О нем сказано в п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ: повторным признается совершение однородного административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ;

2) теперь следует выяснить:

  • что такое однородное нарушение. О нем сказано в п. 19.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10: однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей КоАП РФ;
  • что такое период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию. О нем сказано в ст. 4.6 КоАП РФ: лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания и до истечения одного года со дня исполнения данного постановления.

Таким образом, при решении вопроса о применении ст. 4.1.1 КоАП РФ необходимо выяснить, привлекалось ли ранее лицо к ответственности за однородное правонарушение.

Если да, то истек ли год после исполнения постановления.

Следует учитывать, что если по результатам проверки выявлено несколько однородных правонарушений, но имеются критерии, указанные в ст. 4.1.1 КоАП РФ, то лицо привлекается к ответственности в виде предупреждения за каждое из этих правонарушений.

Подавать ходатайство о применении предупреждения не нужно

Вместе с тем, компания (ИП) может взять на себя документальное подтверждение того, что правонарушение совершено впервые. Ведь согласно ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется административное дело, вправе, в частности, знакомиться со всеми его материалами, давать объяснения, представлять доказательства.

Суды при определении первичности совершения административного правонарушения указывают, что одним из оснований для замены штрафа на предупреждение является непривлечение ранее субъекта малого или среднего бизнеса к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения.

ПИСЬМО ФНС РФ от 22.12.2016 № СА-4-7/24729

Замена штрафа предупреждением не распространяется на нарушения при госрегистрации

Служба объясняет это следующим образом.

Часть 1 ст. 4.1.1 гласит, что если компания или ИП, относящиеся к категории малого или среднего бизнеса, впервые совершат правонарушение, выявленное в ходе осуществления госконтроля (надзора), ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ, то вместо штрафа им должно быть выдано лишь предупреждение.

Частями 3-5 ст. 14.25 предусмотрена ответственность за несвоевременное представление сведений о компании или ИП и представление недостоверных сведений при госрегистрации.

Вместе с тем отношения в связи с госрегистрацией юрлиц при их создании, реорганизации, ликвидации и при внесении изменений в устав, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ и ЕГРИП, регулируются Законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Данный закон, как и какие-либо иные нормативные правовые акты не предусматривают осуществление Федеральной налоговой службой госконтроля (надзора) в сфере госрегистрации юрлиц и ИП.

Примечание редакции:

эта оригинальная интерпретация закона, к сожалению, не выдерживает критики.

Правонарушения, к которым не применима ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, перечислены в ч. 2 этой же статьи. Частей 3-5 ст. 14.25 кодекса среди них нет. Поэтому на данные части правило о замене штрафа предупреждением распространяется.

Что касается отсутствия у ФНС контрольных полномочий в сфере госрегистрации, то:

  • во-первых, не имеет значения, у какого госоргана (ФНС или другого) есть такие полномочия, поскольку, если существует ст. 14.25 КоАП РФ, значит, какой-то госорган уполномочен контролировать соблюдение тех требований законодательства, за нарушение которых эта статья предусматривает наказание;
  • во-вторых, такие полномочия все-таки есть именно у ФНС, поскольку, например, в ч. 1 ст. 23.6 КоАП черным по белому написано: «Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.25 настоящего Кодекса.».

Более того, сама ФНС в своем письме от 25.06.2014 № СА-4-14/12088 привела подробную инструкцию по возбуждению дел по этой статье.

При выявлении налоговым органом по месту учета юрлица достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в виде представления документов, содержащих заведомо ложные сведения об адресе (месте нахождения) юрлица, документы в течение 5 рабочих дней направляются в регистрирующий орган для составления протокола по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, а при отсутствии доказательств заведомой ложности представляемых сведений – по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.

В случае, когда функции регистрирующего органа и налогового органа осуществляются одним налоговым органом, мероприятия, указанные в настоящем письме, осуществляются данным налоговым органом.

Возникает вопрос: на основании каких норм законодательства написано это письмо, если, как утверждает ФНС, ни Закон 129-ФЗ, ни иные нормативные правовые акты не предусматривают осуществление Федеральной налоговой службой госконтроля (надзора) в сфере госрегистрации юрлиц и ИП?

Заменить штраф предупреждением могут только суды первой и апелляционной инстанций

Общество, полагая, что штраф назначен без учета фактических обстоятельств, обратилось в суд.

Она просила снизить штраф до 10 000 с учетом следующего:

  • после регистрации таможенной декларации она сама обнаружила, что в декларации допущена опечатка в номере артикула на товар и в таможенный орган была представлена декларация с верным артикулом, а решение об отказе в выпуске товара было принято таможенным органом уже после представления декларацию соответствия с верным артикулом;
  • ввезенная продукция соответствует необходимым техническим требованиям, то есть продукция является безопасной для конечного потребителя, в связи с чем отсутствовала существенная угроза охраняемым общественным отношениям;
  • у компании отсутствовал умысел на заявление недостоверных сведений при декларировании, так как необходимый разрешительный документ был представлен в таможенный орган до отказа в выпуске товара и до составления протокола об административном правонарушении.

Однако все эти доводы были отклонены и в кассационной жалобе компания указала на ст. 4.1.1 КоАП РФ и попросила заменить штраф на предупреждение. сославшись на то, что у суда кассационной инстанции ограничена компетенция, в нее не входит установление обстоятельств дела и оценка доказательств по делу.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Московского округа от 11.01.2017 № Ф05-19676/2016

Примечание редакции:

изложенную позицию подтвердил Верховный Суд РФ: «в общем случае вопрос о снижении санкций связан с оценкой доказательств по делу, что входит в компетенцию судов первой и апелляционной инстанций» (Постановлении от 10.11.2016 № 302-АД16-14642).

В каких случаях штраф не меняется на предупреждение

Что и говорить, статистика удручающая.

В таблице приведены все эти дела с указанием сути нарушений, статей КоАП, сумм штрафов и главное –аргументации судов, почему они отказались заменить штраф предупреждением. После таблицы – выводы.

ТАБЛИЦА: «Чертова дюжина дел ВС РФ о замене штрафа предупреждением»


п/п
Суть нарушения Статья КоАП РФ Размер штрафа Почему штраф заменен или не заменен Реквизиты решения
Штраф заменен предупреждением
1 Искажена информация в декларациях об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции 15.13 50 000 Исходя из обстоятельств совершения правонарушения, суд пришел к выводу о наличии совокупности необходимых условий для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ Постановление ВС РФ от 28.11.2016 № 305-АД16-16035
В замене штрафа предупреждением отказано
2 Привлечение к трудовой деятельности по производству строительных работ 23 граждан Узбекистана при отсутствии у них патентов 18.15 – 1 125 000
23 раза
Штрафы снижены ниже низшего предела санкции: с 260 000 рублей до 125 000 рублей по каждому из оспоренных постановлений.
Вместе с тем, из данного случая не следует, что имеются условия, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. Привлечение к трудовой деятельности по производству строительных работ иностранных лиц без патента на право осуществления трудовой деятельности могло привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, доказательств обратного не представлено.
Постановление ВС РФ от 01.12.2016 № 308-АД16-16047
3–6 Наружная реклама размещена над проезжей частью автомобильной дороги без согласования с ГИБДД 14.37 500 000 В рассматриваемом случае из оспоренных судебных актов и приложенных к жалобе материалов совокупность обстоятельств, указанная в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ не усматривается Постановления/ Определения ВС РФ от 28.11.2016 № 305-АД16-15745, от 28.11.2016 № 305-АД16-15500, от 16.01.2017 № 305-АД16-18358, от 14.12.2016 № 305-АД16-16729
7 Реализация полиэтиленовых пактов с обозначением, сходным до степени смешения с товарными знаками иностранной компании 14.10 – 2 100 000 В рассматриваемом случае из оспоренных судебных актов и приложенных к жалобе материалов совокупность обстоятельств, указанная в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ не усматривается Постановление ВС РФ от 14.11.2016 № 304-АД16-14868
8 Содержание участка автомобильной дороги общего пользования федерального значения в ненадлежащем состоянии 14.43 – 2 100 000 Предупреждение назначается при отсутствии причинения вреда жизни и здоровью людей или угрозы его причинения. В рассматриваемом случае, учитывая установленные судами фактические обстоятельства, указанный вид наказания не может быть применен к обществу Постановление ВС РФ от 10.11.2016 № 302-АД16-14642
9 Распространение недостоверной рекламы: фирма, оказывала лишь диспетчерско-информационные услуги, а не услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, каковыми их воспринимали из рекламы потребители 14.3 – 1 100 000 В связи с отсутствием существенной информации о том, что общество не оказывает услуги по перевозке пассажиров и багажа, потребители рекламы не получают информации, что указанная услуга может быть оказана не только юрлицом или ИП, имеющим разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а любым лицо, в связи с чем жизнь и здоровье потребителей могут подвергаться опасности, поскольку физлица, незаконно осуществляющие перевозку пассажиров и багажа легковым такси, не проходят предрейсовый медосмотр, не обеспечивают контроль техсостояния автомобиля, могут не иметь необходимого водительского стажа. Доказательств обратного не представлено Постановление ВС РФ от 03.11.2016 № 309-АД16-12149
10 При продаже алкогольных напитков продавец не ознакомила покупателя по его требованию с товарно-сопроводительным документом на товар 14.16 – 3 50 000 Нарушение обществом требований пункта 33 Правил № 55 (не проведена проверка товаров на наличие необходимых документов на алкогольные напитки (пиво) до их подачи в торговый зал) могло привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, доказательств обратного не представлено Постановление ВС РФ от 21.10.2016 № 302-АД16-3851
11 Оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота 14.16 – 2 200 000 Оснований для изменения назначенного обществу наказания в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ судами не установлено Определение ВС РФ от 28.12.2016 № 310-АД16-17589
12 Грубое нарушение требований лицензии на осуществление медицинской деятельности 14.1 – 4 100 000 Допущенные обществом нарушения могло привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, доказательств обратного не представлено Определение ВС РФ от 27.12.2016 № 304-АД16-17441
13 В рамках производственного контроля не проводятся лабораторные исследования на микробиологические показатели изготавливаемых полуфабрикатов 14.43 – 1 100 000 В рассматриваемом случае из оспоренных судебных актов и приложенных к жалобе материалов совокупность обстоятельств, предусмотренная ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ не усматривается Определение ВС РФ от 20.12.2016 № 306-АД16-17076

В итоге получается, что либо законодатели, прописывая правило о замене штрафа предупреждением, переусердствовали с различными «если» и зря ввели условие об отсутствии угрозы причинения вреда здоровью, тем самым, сделав это правило априори нежизнеспособным. Либо суды охватила излишняя обеспокоенность здоровьем сограждан, угрозу которому они зря усматривают практически в каждом деле. Либо судебная система оказалось попросту не готова к воплощению новой нормы в жизнь, и вместо нее у людей в мантиях в приоритете задачи наказать бизнес и наполнить бюджет за счет взыскания с компаний немалых штрафов.

Так или иначе, из сложившейся судебной практики бизнес все-таки может сделать для себя полезный вывод: теперь хотя бы известно, в чем заключается проблема применения нового правила. Не в выяснении того, является ли нарушение впервые совершенным или того, относится ли компания к категории малого или среднего бизнеса. Для замены штрафа юристам компаний нужно сосредоточиться на другом – постараться убедить судей в том, что именно вследствие совершенного правонарушения угроза здоровью граждан не возникла.

СТАТЬЯ Проказина Е.А., редактора-эксперта журнала «Время Бухгалтера» «Мнение Верховного Суда о замене штрафа предупреждением»

Проверка полиса ОСАГО ГИБДД — в каких случаях предоставляется страховой полис

Уже давно инспекторы ГИБДД не проверяют у водителей талоны технического осмотра (диагностические карты). Но как быть с полисом страхования ОСАГО? Нужно ли его предъявлять сотруднику ДПС? Существуют ли какие-либо ситуации, когда инспектор ГИБДД не проверяет полис ОСАГО? Как быть, если сотрудник просит передать ему полис для проверки? Что делать тем, кто застраховал гражданскую ответственность с помощью электронного полиса?

Законодательная база

Согласно 1 пункту статьи 4 Федерального закона №40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС» все автовладельцы обязаны заключать договор страхования ОСАГО. В ином случае автомобиль не допускается к движению на дорогах общего пользования. В то же время пункт 2.1.1 статьи 2 Правил дорожного движения установил, что при движении на транспортном средстве водитель обязан иметь при себе и передавать инспекторам ГИБДД по первому требованию, в том числе и страховой полис ОСАГО. Однако у сотрудника ГИБДД должны быть достаточные основания для того, чтобы иметь возможность проверить документы водителя. Пункт 106 Административного регламента ГИБДД определил, что в число таких оснований входит:

  • Зафиксированное нарушение правил дорожного движения;
  • Наличие ориентировок по транспортному средству;
  • Проведение акций и специальных операций, направленных на предупреждение аварийности на дорогах и снижение тяжести последствий ДТП;
  • Нарушение водителем требований обеспечения должного уровня безопасности на дороге (излишняя тонировка стекол, «игра в шашки» и т.д.).

Кроме того, пунктом 84.13 Административного регламента отдельно оговорено, что инспектор ГИБДД имеет полное право остановить транспортное средство с целью проверки документов водителя на право управления ТС и документов на сам автомобиль. На практике это означает, что при желании инспектор ГИБДД всегда может найти причину для проверки документов водителя и тот не вправе будет ему отказать.

Ответственность за отсутствие страховки

Ответственность за отсутствие полиса ОСАГО определена статьей 12.3 Кодекса административных правонарушений. Пункт 2 указанной статьи гласит, что в случае непредоставления сотруднику полиции полиса ОСАГО, водителю грозит штраф в размере 500 рублей или предупреждение. В то же время, пункт 2 статьи 12.37 КоАП РФ определил, что в случае, если водитель управляет транспортным средством, на которое не был заключен договор страхования ОСАГО, размер штрафа составляет 800 рублей без возможности заменить штраф предупреждением. Также, 1 пункт этой же статьи определил, что если транспортное средство управляется с нарушением требований, установленных договором автострахования (машиной управляет водитель, не вписанный в страховку, или машиной управляют в период времени, не предусмотренный страховкой), на водителя будет наложен штраф в размере 500 рублей.

Особенности электронного документа

С 1 января 2017 года автовладельцы получили возможность купить электронный полис ОСАГО. Для этого необходимо зайти на официальный сайт страховой компании, заполнить соответствующую форму, оплатить полис и отправить заявку. Но в таком случае, страховщик не обязан передавать клиенту бумажную версию полиса. По сути, при движении на транспортном средстве водитель остается без полиса ОСАГО, за что предусмотрена ответственность по пункту 2 статьи 12.3 КоАП РФ (штраф 500 рублей или предупреждение). Однако 124 пункт Административного регламента ГИБДД определил, что водитель может передавать инспектору ГИБДД распечатанную версию электронного полиса ОСАГО. То есть, водителю необходимо скачать приобретенный им электронный полис (страховая присылает его на указанную почту) и распечатать его на обычном принтере.

Также по состоянию на 2018 год инспекторами ГИБДД тестируется сервис проверки наличия полисов ОСАГО у водителя без предоставления бумажного варианта. То есть, сотрудник вводит данные об авто в строку поиска и система выдает информацию о наличии (отсутствии) полиса ОСАГО и его условиях (разрешенный период пользования транспортным средством, количество лиц, вписанных в страховку и т.д.). Такое нововведение в первую очередь продиктовано широким распространением электронных полисов ОСАГО и тем, что автовладельцы не всегда распечатывают бумажную версию страховки.

Основные правила проверки

Сотрудник, остановивший транспортное средство, обязан подойти, представиться и назвать причину остановки. Если таковая причина не совпадает с вышеуказанными, инспектор не имеет права проверять наличие полиса ОСАГО у водителя. Например, если автомобиль был остановлен с целью привлечь водителя в качестве понятого, с целью оказанию помощи иным участникам дорожного движения и так далее.

Если же причина остановки совпадает с вышеуказанными, инспектор может потребовать документы у водителя. Тот, в свою очередь, обязан незамедлительно их передать. Пункт 53 Административного регламента определил, что документы принимаются у водителя без обложек и удерживающих устройств. Это значит, что инспектор имеет право взять документы и пойти с ними в патрульную машину (стационарный патрульный пост) для проверки всей необходимой информации по базе данных.

Заключение

Во время движения по дорогам общего пользования, водитель обязан всегда иметь при себе бумажную версию полиса ОСАГО, независимо от того, как он приобрел страховку: в офисе страховщика или по интернету. За отсутствие на руках у водителя полиса, предусмотрен штраф в размере 500 рублей (при условии, что сам автомобиль застрахован). Возможно, в ближайшем будущем водители будут освобождены от необходимости показывать сотрудникам ДПС полис ОСАГО — уже сейчас тестируется сервис автоматической проверки информации.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Провокационные вопросы ГИБДД и ответы на них

Спорить с сотрудником ГИБДД не стоит — он наверняка знает больше и ему виднее, что вы нарушили. Кроме того, ответ даёт инспектору представление о том, хорошо ли вы знаете закон или только имеете о нём общее представление. От правильности ответа зависит и сумма взятки. Для водителя при этом главным являются не знаки и правила, а санкции, предусмотренные за нарушения. Если гаишник услышит ответ: «лишение», то с радостью начнёт потирать руки, понимая, что может требовать любую сумму. Потому при встрече не следует стесняться и заглянуть в КоАП с помощью мобильного телефона.

«Отвечать на вопросы по поводу ПДД необходимо только на экзамене в автошколе, в дальнейшем водитель должен их только соблюдать. В законе «О полиции» и других документах, регламентирующих действия непосредственно сотрудников ГИБДД, нет ни слова о том, что полицейский вправе задавать подобные вопросы, а водитель должен на них отвечать», — поясняет юрист Елизавета Владимирова.

Вопрос в лоб призван застать человека врасплох. Спрашивая, выпивал ли водитель накануне, инспектор будет оценивать не только то, что отвечает водитель, но и как он при этом себя ведёт. От реакции на провокационный вопрос будет зависеть дальнейшая линия поведения инспектора. На такой вопрос всегда лучше сказать «нет». Отвечать положительно не стоит даже в шутку, ведь неизвестно, какая реакция полицейского может последовать. Сотрудник ГИБДД может посчитать, что если вы пили вчера, то у вас в организме ещё присутствует алкоголь. Вас могут направить на медосвидетельствование, и никакие заверения, что вы просто человек с юмором, тут уже не помогут.

«Сотрудники часто спрашивают о том, где работает водитель. Делается это не из праздного любопытства, а чтобы понять, с кем он имеет дело. Как именно инспектор распорядится полученной информацией, зависит уже от его добросовестности. В то же время нечистый на руку сотрудник полиции, узнав, что остановил представителя «безобидной» для него профессии, скорее всего, попытается раскачать водителя на взятку. Любимая категория таких, с позволения сказать, представителей закона — люди, чей труд непосредственно связан с управлением автомобилем. Ведь они готовы на многое, чтобы только сохранить права. Вывод: чем меньше знает полицейский, тем проще водителю», — считает юрист Елизавета Владимирова.

Интерес инспектора к нештатному ксенону, тонировке или самодельному фаркопу тоже возникает не на пустом месте. Задавая вопрос именно в такой формулировке, инспектор заведомо ставит вас в позицию нарушителя. Хорошо это работает с теми автолюбителями, которые плохо разбираются в ПДД. Водитель автомобиля всегда должен быть уверен в том, что его транспортное средство полностью пригодно к использованию. Любые изменения кузовной части автомобиля подлежат регистрации в установленном законом порядке. Соответственно, если в автомобиле есть какие-либо изменения, то это указывается в документах на данный транспорт.

«А вот правила перевозки детей в автомобиле, являющиеся предметом спора, привязаны к возрасту пассажиров. Согласно пункту 22.9 ПДД, малышей до семи лет необходимо возить в машине с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих их весу и росту. Дети с семи до 11 лет включительно могут ездить сзади пристёгнутыми обычным ремнём безопасности. Загвоздка в том, что определить возраст маленького пассажира на глаз бывает непросто (некоторые дети выглядят младше сверстников). Доказать свою невиновность будет очень сложно. Паспорта с отметкой о детях или свидетельства о рождении ребёнка будет недостаточно, ведь в них нет фото. Я бы посоветовала положить в бардачок копию свидетельства о рождении ребёнка. Зачастую его демонстрации достаточно, чтобы сотрудник ДПС потерял интерес к вам и вашим пассажирам», — говорит юрист Елизавета Владимирова.

Читайте также:
Как оформить доверенность на право подписи документов
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: