Строительство жилого дома на землях кфх

Строительство на землях КФХ в 2022 году – что можно строить

Располагаясь за пределами населённых пунктов, земля крестьянского фермерского хозяйства (КФХ) представляет собой территорию, предназначенную для сельскохозяйственной деятельности. И закономерно возникает вопрос, что можно строить на землях КФХ в 2022 году, дабы подпасть под понятие «сельскохозяйственная деятельность».

Что можно строить на земле крестьянского фермерского хозяйства

Гражданский кодекс РФ в ст. 257 обозначает, что члены КФХ могут иметь в собственности, кроме земельного участка, хозяйственные и иные постройки. При этом характер этих построек никак не регламентируется. Данное обстоятельство подтверждается и ст. 6 Закона о КФХ № 74-ФЗ (https://base.garant.ru/12131264/), которая в состав имущества фермерского хозяйства включает, помимо прочего, хозяйственные и подобные постройки, а также мелиоративные и другие сооружения.

Для обеспечения полноценной деятельности крестьянско-фермерского хозяйства закон, обозначая, что можно строить на КФХ, допускает наличие в его составе построек как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного назначения в виде:

  • жилого;
  • рекреационного;
  • промышленного;
  • дорожного;
  • коммуникационного;
  • иного строительства.

При этом КФХ законодательно никак не ограничиваются ни по количеству, ни по площади построек на своей территории, если они не выходят за пределы градостроительных, пожарных и прочих подобных нормативов.

Возможно ли строительство жилого дома на землях КФХ в 2022 году

Как следует из вышеприведённых законодательных актов, ответ на вопрос, можно ли строить жилой дом на земле КФХ, даётся положительный. Об этом же свидетельствуют ст. 263 ГК РФ и ст. 40 Земельного кодекса РФ (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/1ba94a0d442ed0394f8fb743fd151b92a9e6ac7b/), дающие право земельному собственнику возводить на своей территории жилые здания.

Однако на практике надзорные инстанции и суды зачастую трактуют понятие «сельскохозяйственная деятельность» в 2022 году чрезмерно узко и формально, считая, что жильё не входит в данную категорию, и выдвигают к застройщикам на земле КФХ неправомерные претензии на якобы незаконную застройку. Однако дух и буква закона в данном случае явно на стороне членов КФХ, возводящих на своей земле жилые дома.

Разрешение на постройку

Самовольно построенные жилые здания не подлежат регистрации в Росреестре. Данное обстоятельство вынуждает собственников крестьянско-фермерского хозяйства перед строительством на территории КФХ жилого дома получить на него разрешение.

С этой целью в местную администрацию следует предоставить:

  • документы, подтверждающие право собственности на землю;
  • свидетельство о принадлежности земли к КФХ;
  • проект возводимого дома.

Подробнее о том, кому выдается разрешение на строительство частного дома, читайте на нашем сайте.

Официально оформленного разрешения не требуется при возведении на территории фермерского хозяйства вспомогательных построек в виде:

  • овощехранилищ;
  • капитальных складов;
  • амбаров;
  • перерабатывающих цехов;
  • гаражей;
  • сараев.

В каком случае всё же нужно разрешение на строительство гаража, читайте у нас.

При наличии доказательства, что жилое строение необходимо для полноценного осуществления сельскохозяйственной деятельности, разрешение на него также не требуется.

Оформление постройки на КФХ

Вспомогательные постройки, которым не нужно разрешение на строительство, соответственно, или вовсе не подлежат оформлению, или оформляются на добровольной основе.

После получения разрешения на строительство начинается формирование проекта застройки с помощью архитекторов и согласование его с надзорными органами. Возведение здания завершается сдачей его в эксплуатацию с привлечением приёмной комиссии. Затем наступает стадия оформления строения в соответствующих инстанциях.

Финальным итогом оформления становится получение паспорта строительного объекта и его регистрация в местной регистрационной палате, что влечёт за собой последующую обязанность для собственника выплаты налога с недвижимого имущества и другие подобные обязательные действия.

Штраф за нарушение правил строительства

Если подлежащие получению разрешения на строительство на территории крестьянско-фермерского хозяйства строения возводятся без выполнения данного требования, это влечёт за собой штрафные санкции. Они базируются на положениях действующего Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Штрафы в 2022 году установлены в таких размерах:

  • для физлиц – 2-5 тыс. руб.;
  • для юрлиц – 500 тыс.-1 млн. руб.

Но если имеются доказательства, что рассматриваемые строения предназначены для вспомогательного использования, штрафные санкции не применяются. Правда, в подобных случаях возникают проблемы с различным толкованием понятия “вспомогательное использование строений”, так как закон чёткого определения данному термину не даёт.

Снос самовольных построек

Неправомерное строительство на землях КФХ может привести к сносу возведённых строений на основании решения, принятого судебной инстанцией.

Это происходит, если:

  1. Наносится ущерб находящимся рядом зданиям или живущим неподалёку людям.
  2. Строение расположено в непосредственной близости от железнодорожной, газопроводной или электрической магистрали, а также рядом с жилой или иной инфраструктурой.
  3. Здание расположено в санитарной, защитной или любой другой зоне действия обременений, а также на охраняемой природной территории, напримёр, в охранной зоне водоёма.

Во всех прочих случаях решение о сносе здания, принимаемое судебной инстанцией, вынесено быть не может. Если же подобное решение судом принято, оно подлежит исполнению собственником строения. При этом понесённые расходы ему никем не компенсируются.

Если у вас возникли вопросы, то можете задать их нашему юристу по земельным спорам.

Можно ли построить жилое здание на земле КФХ и прописаться в нем?. Страница 27 из 34

Я сделал проще, построил склад на земле для ведения КФХ, а потом пошел и подал декларацию дачной амнистии, через 10 дней получил свидетельство на строение.
С этого года вроде как надо еще кадастровых инженеров вызывать что-бы сделали замеры.
Но это касается только хозяйственных построек и прочего, дом я думаю так не зарегистрировать.

На сельхозугодьях запрещено всякое строительство.

Давайте ссылку, на НПА, где это запрещено.
Вы не первая в теме с такими заявлениями.
Перечитайте.
Кап. строительство на землях с/х назначения (объектов с/х производства, конечно) – вполне себе осуществляется на законных основаниях (град. кодекс вам в помощь).
П.С. Разрешение на строительство на землях с/х назначения я получал, потому и пишу. Не имею привычки теоретизировать на темы, в которых ничего не понимаю.

Вот тут почитайте, в качестве примера:
https://fermer.ru/forum/soderzhanie-sviney-svinovodstvo-zhivotnovodstvo/.
Там, правда, не чиновники, а добродетели какие-то, но тем не менее.

Пожалуйста, не пишите на Email. Для этого есть форум, и личка (ЛС) на форуме. Спасибо за понимание.

Давайте ссылку, на НПА, где это запрещено.
Вы не первая в теме с такими заявлениями.

Читайте также:
Межа между земельными участками частных домов

Земельный кодекс и Зако об обороте земель сельхозназначения Вам в помощь. Сначала закончите оформление в аренду свой участок. А потом обратитесь за разрешением на строительство. К сведению – сельхозугодья – особо охраняемые государством земли. И для начала строительства на таких землях Вам потребуется доказать, что данный земельный участок не пригоден для выпаса скота, сенокошения, пашни. А в Ваших документах изначально прописано – СХЗ-1 и аренду Вам дают всего на 3 года, как на земли сельхозугодий. Вот из этого и исходите.

Занимаюсь аквакультурой. Лягушки, крабы, собираюсь улитками. Ищу единомышленников.

П.С. Разрешение на строительство на землях с/х назначения я получал, потому и пишу. Не имею привычки теоретизировать на темы, в которых ничего не понимаю.

Я как раз-таки ни в чем вас не переубеждаю. В свое время и адрес присвоила и жилой дом зарегистрировала. А теперь строю завод все на тех же пресловутых СХЗ-1. И при всей благосклонности администрации все далеко не в радужных тонах. И сколько еще предстоит бумажной волокиты, потраченного времени и беготни по инстанциям – мне даже представить сложно.

Занимаюсь аквакультурой. Лягушки, крабы, собираюсь улитками. Ищу единомышленников.

Земельный кодекс и Зако об обороте земель сельхозназначения Вам в помощь

Там нет ничего о запрете на строительство на землях с/х назначения, увы.

Сначала закончите оформление в аренду свой участок.

Это, как я понимаю, по ошибке мне адресовано.

для начала строительства на таких землях Вам потребуется доказать, что данный земельный участок не пригоден для выпаса скота, сенокошения, пашни.

Для начала строительства, нужно получить разрешение на строительство. Порядок получения определён в град. кодексе.

Пожалуйста, не пишите на Email. Для этого есть форум, и личка (ЛС) на форуме. Спасибо за понимание.

Не каждому фермеру дадут прописку в своём доме на земле “Для сельскохозяйственного производства”/”Базы крестьянских( фермерских) хозяйств”, а только тем кто является таковыми в действительности.

Могу всех обрадовать, халява закончилась, дачная амнистия закончилась, теперь чтоб зарегистрировать объект + нужно ввод в эксплуатацию, а это не так просто, по крайней мере пока, может продлят дачную амнистию. А так на многих сайтах её срок до 1 марта, но в гос.регистрации свой закон который типо отменяет её.

Хотелось бы узнать мнение сообщества по нашему случаю. Купили землю вне населенного пункта: категория – сельхозназначение, вид использования – для садоводства. Построили там дом и получили свидетельство о праве собственности на “индивидуальный жилой дом”. Спустя 5 лет, в прошлом году получили в администрации постановление о присвоении адреса, без включения в состав населенного пункта. На этом основании зарегистрировался в этом доме и зарегистрировал КФХ.
Сейчас стало актуальным обустройство на этой земле животноводческой фермы. Решили изменить вид разрешенного использования на “для сельскохозяйственного производства”. Какие будут последствия? Будут ли нас штрафовать? Сможем ли мы еще какие-нибудь строения построить, например капитальный жилой дом для сына?

“Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим и чужим” (Л.Н. Толстой) Видео о нашем хозяйстве – https://www.youtube.com/channel/UC7QDXduDXGX19EJiOyCVi9A

Решили изменить вид разрешенного использования на “для сельскохозяйственного производства”.

возможно проще будет разделить один участок на 2. и у того где ферма уже изменить ВРИ!?

Решили изменить вид разрешенного использования на “для сельскохозяйственного производства”.

возможно проще будет разделить один участок на 2. и у того где ферма уже изменить ВРИ!?

Да, так тоже думали. Но добавляется еще одна процедура с геодезистами и денег она тоже стоит.

“Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим и чужим” (Л.Н. Толстой) Видео о нашем хозяйстве – https://www.youtube.com/channel/UC7QDXduDXGX19EJiOyCVi9A

ну тогда вам только местные власти скажут, изменят ли вам ВРИ на сельхозку с домом и будут ли у вас проблемы в будущем.

Здравствуйте, подскажите имеется земля ЛПХ с/х назначения. рядом земли поселения и чисто теоретически можно ее туда перевести. Нужно – ферма, склад и домик для рабочих и себя (не для регистрации). Какие варианты решения – перевести кусок земли, где планируется постройка в землю КФХ и строить (немного не понимаю, нужно ли получать при этом разрешение – и получает его собственник земли, т.е. я как фл, а не КФХ – верно?)
или что еще можно сделать – на земле ЛПХ с/х назначения я по идее делать ничего не могу – а хочу заниматься животноводством крупным (и если мелких телят я смогу поместить в домики – про которые мне никто ничего не скажет, то для взрослых – нужно капитальное сооружение)
и Подскажите, где прочитать про нормы – например на каком расстоянии от земель поселения, водоемов должна находиться ферма..и на сколько голов можно?
заранее спасибо

У меня вот тоже ситуация:
– Земля для ведения КФХ
– Получил разрешение на строительство “Жилого дома с административными помещениями”
– Под это разрешение на строительство обналичил материнский капитал
– Построил дом , вызвал БТИ они составили техпаспорт, но настаивали что строение будет нежилое. Я настаивал на жилом, так как у меня обязательство по материнскому капиталу :) Они поставили жилое.
– В кадастровой палате регистрацию приостановили – просят разрешение на ввод в эксплуатацию.
А его не выдает местная Администрация – говорят что мы только для ИЖС можем, а у вас КФХ идите в МинСтрой. МинСтрой отписался что типа вообще нельзя ничего строить :)

Вот думаю в суд подавать. Как понимаю перспектив почти нет, но по крайней мере у меня будут документы показывающие что я предпринял все для выполнения обязательства по мат. капиталу.
Вообще странно не регистрировать и не вводить в эксплуатацию, если уж выдано разрешение на строительство.

В кадастровой палате регистрацию приостановили

Если кадастровый паспорт прошлого года то ввод в эксплуатацию можно не делать, они должны зарегистрировать собственность а в кадастровом паспорте указать ввод в эксплуатацию в 2016г.(т.к. до 1.01.2017 ввод в эксп. не требовался)

В кадастровой палате регистрацию приостановили

Если кадастровый паспорт прошлого года то ввод в эксплуатацию можно не делать, они должны зарегистрировать собственность а в кадастровом паспорте указать ввод в эксплуатацию в 2016г.(т.к. до 1.01.2017 ввод в эксп. не требовался)

Читайте также:
Требования к нежилому помещению в многоквартирном доме

Я ходил в Кадастровую на консультацию, они в курсе, что ввод не требовался, но только для объектов ИЖС, а тут не совсем ИЖС, точнее совсем не ИЖС :). Поэтому они говорят, что так как у вас есть и градостроительный план, и разрешение на строительство и все документы мы поставим на кадастровый учет, но принесите все же разрешение на ввод в эксплуатацию. Он не требуется, но и не отменен – его выдают, если попросишь. Т.е. хотят переложить ответственность за решение на другие органы. И никто ответственность брать не хочет. Пойду в суд, но явно проиграю. На все подобные дела судебная практика однозначно – нельзя строить жилые дома на землях КФХ и хоть у вас какие документы и хоть какие законы. Нельзя и все тут. Потомучто.

Пойду в суд, но явно проиграю. На все подобные дела судебная практика однозначно – нельзя строить жилые дома на землях КФХ и хоть у вас какие документы и хоть какие законы. Нельзя и все тут. Потомучто.

Понятно , что у вас проблема из-за мат.сертификата, проще зарегистрировать как не жилое, не заставили бы сносить дом.

Пойду в суд, но явно проиграю. На все подобные дела судебная практика однозначно – нельзя строить жилые дома на землях КФХ и хоть у вас какие документы и хоть какие законы. Нельзя и все тут. Потомучто.

Понятно , что у вас проблема из-за мат.сертификата, проще зарегистрировать как не жилое, не заставили бы сносить дом.

Нет ну заставить сносить дом при наличии градостроительного плана и разрешения на строительство и собственности на землю я думаю не могут ни при каких обстоятельствах. Нет ни малейших оснований. Могут потребовать регистрировать как нежилое. Но я все же, наверное, сделаю это после суда, или же вообще не буду делать, пока закон наконец не примут.

У нас Администрация очень ратует за эко-туризм на КФХ. Прямым текстом просят развивать. Когда я им говорю, что эко-туризм хорошо бы чтобы подразумевал гостиницу, кафе и т.д. – они говорят нет проблем. Стройте. Мы только за. А то что это все регламентируется законом о туризме и на КФХ строить нельзя – они говорят – да, есть такая проблема мы знаем и будем закрывать на это глаза, пока нет нормального закона. :) Сейчас фермеров вроде как поддерживают, а не прессуют, если они реально делом заняты, а не номинально фермеры.

Ого! это где такая администрация??

Кронов Антон Николаевич

” В кадастровой палате регистрацию приостановили – просят разрешение на ввод в эксплуатацию.”
У Вас письменный отказ есть? Можно его взглянуть.

РЕШАЮ-СОЗДАЮ ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Всем, добрый день. Буду очень признателен, если кто-то из опытных и знающих людей поможет советом. Есть такая компания-землевладелец под брендом Большая земля. Предлагают покупать у них гектары в очень хорошем месте в Тверской губернии: http://1za100.ru/#main. Не очень дорого. Заманчиво. Категория земель: земли с/х назначения; разрешенное использование: для ведения товарного с/х производства. Вопрос: что нужно и можно сделать, если это возможно, оставаясь в законном поле, для строительства дома до 200 квм на бетонной плите или винтовых сваях,со всеми удобствами, обязательно регистрируемого после постройки. Планируется приобретение до 6 га земли, ограниченное ведение садоводческой деятельности, животноводческой, ну и вообще ведение здорового образа жизни. Желательно без необходимости заниматься серьезным с/х бизнесом. Что говорит современное правоприменение. Заранее искреннее спасибо. Извините, если подобный вопрос уже был.

Обзовете сооружение сараем с окнами и получите разрешение на строительство.
Дом поставить де-юре нельзя.

Кронов Антон Николаевич

здравствуйте, подскажите могут ли отказаться регистрировать уже построенное сооружение – ферму на сх земле. Разрешения на строительство не получалось. в районном архитектурном отделе сказали – какое разрешение..у вас уже все построено. Теперь к геодезистам и регистрировать. А геодезисты, конечно, на все согласны, но сомневаются, что потом это поставят на кадастр учет?
И вообще могут ли заставить сносить ферму, построенную на сх земле, сейчас это вроде как разрешено.? заранее спасибо

подскажите могут ли отказаться регистрировать уже построенное сооружение – ферму на сх земле.

Можно попробовать через дачную амнистию зарегистрировать хоз постройку или сарай (ферма возможно не получится) я так делал на земле для КФХ зарегистрировал хозпостройку 300 м2 за 10 дней и 500 руб.
Сейчас правда надо еще кадастровых инженеров вызывать можно тут почитать https://rg.ru/2016/11/29/procedura-dachnoj-amnistii-uslozhnistia-s-1-ian.

здравствуйте, подскажите могут ли отказаться регистрировать уже построенное сооружение – ферму на сх земле. Разрешения на строительство не получалось. в районном архитектурном отделе сказали – какое разрешение..у вас уже все построено. Теперь к геодезистам и регистрировать. А геодезисты, конечно, на все согласны, но сомневаются, что потом это поставят на кадастр учет?
И вообще могут ли заставить сносить ферму, построенную на сх земле, сейчас это вроде как разрешено.? заранее спасибо

Через БТИ и суд в данном случае.

Кронов Антон Николаевич

здравствуйте, подскажите могут ли отказаться регистрировать уже построенное сооружение – ферму на сх земле. Разрешения на строительство не получалось. в районном архитектурном отделе сказали – какое разрешение..у вас уже все построено. Теперь к геодезистам и регистрировать. А геодезисты, конечно, на все согласны, но сомневаются, что потом это поставят на кадастр учет?
И вообще могут ли заставить сносить ферму, построенную на сх земле, сейчас это вроде как разрешено.? заранее спасибо

Через БТИ и суд в данном случае.

а суд зачем? думаете откажут в регистрации?

Добрый день!
Подскажите с вопросом вот есть в ПЗЗ такое описание
Сх-1.18 Зона обеспечения с/х производства
Основные виды разрешенного использования:
– машинно-транспортные и ремонтные станции; – ангары и гаражи для с/х техники; – техническое оборудование, используемое для ведения с/х.
Вспомогательные виды разрешенного использования:
– размещение зданий, сооружений и оборудования коммунального назначения (водонапорные башни, трансформаторные и т.п.)
– офисы, конторы;
– площадки отдыха для персонала предприятий, спортплощадки.

Читайте также:
Сколько стоит переоформить дом при покупке

Я правильно понимаю, что вспомогательный вид я использую совместно с основным видом?
Что то понимаются под зданиями с офисами и конторами?
Можно ли исходя из указанных данных строить дом (постройку, здание) отдыха для персонала или нет? ((((

здравствуйте, подскажите могут ли отказаться регистрировать уже построенное сооружение – ферму на сх земле. Разрешения на строительство не получалось. в районном архитектурном отделе сказали – какое разрешение..у вас уже все построено. Теперь к геодезистам и регистрировать. А геодезисты, конечно, на все согласны, но сомневаются, что потом это поставят на кадастр учет?
И вообще могут ли заставить сносить ферму, построенную на сх земле, сейчас это вроде как разрешено.? заранее спасибо

Через БТИ и суд в данном случае.

а суд зачем? думаете откажут в регистрации?

Мне так сказали юристы.

Кронов Антон Николаевич

Приветствую всех. Изучаю данную ветку форума. Из той информации что я получил из различных источников (в т.ч. ФЗ) я сделал вывод – строительство жилого дома на землях СН в том числе разрешенных для ведения КФХ на данный момент 25.10.2016 не возможно законным образом, а самовольная застройка сопряжена с большими рисками штрафов и сносов.
Пока не найдется человек с юр поддержкой, который с исками дойдет (обжалует) с отказами на строительство до высшей судебной инстанции (может там вспомнят про конституцию) и не создаст тем самым прецедент, ничего не изменится. Глупо рассчитывать на поддержку правительства или народных избранников. Ну и конечно всегда есть обходной способ, который не всех устроит (назвать постройку согласно разрешенным объектам строительства).
Пожалуй самая компетентная статья по этой теме (можно или нельзя) из тех что мне удалось найти на просторах интернета. http://dolinaradosti.com/zhiloj-dom-na-selxoz-zemlyax/

Здравствуйте. Не выдавайте ваши умозаключения за истинное понятие.
Я на руках имею разрешение на строительство ЖИЛОГО ДОМА И ГОСТЕВОГО, НА ЗЕМЛЯХ С-Х/Н ПОД КФХ. Гостевой дом уже зарегистрирован. Жилой достраивается, документы проверены строительным комитетом по Ленинградской обл., потому как учавствую в гос. программе, в конце обязан прописаться с семьей в этом доме, участку присвоили АДРЕС.
А Вы, что сделали?

Здравствуйте, уважаемый ivan7. Не могли бы вы уточнить:
1) у вас участок с ври “КФХ” по старому классификатору или “1.0” по новому?
2) ваш участок как я поняла, вне населенного пункта находится (земля сельхоз назначения ) и вашему участку присвоили адрес вне населенного пункта. Это не вызвало никаких доп. вопросов?
3) Один (гостевой) дом вы уже зарегистрировали. Интересно – вы его в эксплуатацию вводили перед регистрацией? Это происходило в прошлом году или в 2017? Я тут прочитала – с этого года нужно вводить в эксплуатацию строение перед регистрацией в кадастре. Может у вас есть эта информация (насчет вашего второго, еще не зарегистрированного дома)? Поделитесь пожалуйста. Заранее очень благодарна за помощь.

Категория земли: как определить и что можно построить

Больше половины территории России занимают земли лесного фонда, при этом для жилищного строительства больше всего подходят земли населенных пунктов. Вместе с юристами разбираемся в категориях земель и в том, что на таких территориях можно строить.

Содержание

Что такое «категория земли»

Категория земельного участка — это описание свойств территории и правовой режим ее использования, coблюдeниe кoтоpoгo кoнтpoлиpyeтcя нa зaкoнoдательном ypoвнe. Всего таких категорий семь (ст. 7 Земельного кодекса РФ):

  1. Земли сельскохозяйственного назначения;
  2. Земли населенных пунктов;
  3. Земли промышленности;
  4. Земли особо охраняемых территорий и объектов;
  5. Земли лесного фонда;
  6. Земли водного фонда;
  7. Земли запаса.

Категория земельного участка является его важнейшей характеристикой (данные об этом указываются в Едином государственном реестре недвижимости, ЕГРН) и определяет то, каким образом данный земельный участок можно использовать.

При этом целевое назначение и категория земли — это не совсем одно и то же. «Категории земель — это система классификации всех территорий России, которая основана на их целевом назначении. В свою очередь целевое назначение — это система характеристик: экологических, геологических, биологических, которые определяют цель и способ эксплуатации земли. Целевое назначение участка — это разделение земельных участков по категориям (например, земельный участок сельскохозяйственного назначения) и видам разрешенного использования (например, для индивидуального жилого строительства (ИЖС))», — пояснил руководитель практики юридической компании «Интерцессия» Григорий Скрипилев.

К примеру, участок садового некоммерческого товарищества (СНТ) может относиться к категории сельскохозяйственных земель, а основной вид использования такой земли — ведение садоводства и огородничества. Сам земельный участок нужно использовать по назначению. Например, нельзя на участке для ведения огородничества построить капитальное жилое строение, а на землях лесного фонда вовсе нельзя строить капитальные сооружения. Если не соблюдать требования, то землю могут и изъять.

Читайте также

Виды категорий земель

Как уже было сказано выше, Земельный кодекс предусматривает семь категорий земель, каждая из них предполагает свое целевое использование. Рассмотрим эти категории подробнее.

Земли населенных пунктов

Это земли, находящиеся внутри границ населенных пунктов и поселений и предназначенные для их застройки и развития. Такие участки пpeднaзнaчeны для плaнoвoй зacтpoйки (многоэтажные дома), cтpoитeльcтвa индивидyaльнoгo жилья и вeдeния пoдcoбнoгo xoзяйcтвa. Также в cocтaв нaceлeнных пyнктов входят oбщecтвeннo-дeлoвыe, пpoизвoдcтвeнныe, peкpeaциoнныe зoны и инжeнepнo-тpaнcпopтнaя инфpacтpyктypa.

Строительство на этих территориях возможно в соответствии с градостроительным регламентом. Например, на участках, предназначенных под индивидуальное жилищное строительство, нельзя построить многоэтажку.

Земли сeльcкoxoзяйcтвeннoгo нaзнaчeния

К данным землям относятся территории за пределами населенных пунктов, которые используются для производства сельхозпродукции. Сюда также включены вспомогательные объекты: дороги и коммуникации, водоемы для полива, сооружения для первичной переработки сельхозпродукции, защитные насаждения вокруг полей и так далее.

Комментарий юриста

Антон Емелин, адвокат, старший̆ партнер МКА «Аронов и Партнеры»:

— Отдельная значимая часть сельхозземель — земли дачных, садовых, огородных некоммерческих товариществ, которые расположены за границами населенных пунктов. Зачастую под застройку переводятся именно земли сельхозназначения с помощью изменения вида разрешенного использования (ВРИ) с «для сельскохозяйственного производства» на «дачное строительство». На таких участках можно построить дачный дом.

Читайте также:
Нормы соблюдения тишины в многоквартирном доме

На сельхозземлях с ВРИ «сельхозпроизводство» возможно строительство дома. Он может быть высотой до трех этажей и площадью до 500 кв. м. На сельхозземлях с ВРИ «для ведения крестьянского фермерского хозяйства» возможно строительство дома и объектов крестьянско-фермерского хозяйства.

Промышленные земли

Это территории, которые отвeдeны для cтpoитeльcтвa и paбoты пpeдпpиятий пpoмышлeннoгo кoмплeкca: фaбpик, зaвoдoв, энepгocтaнций и т. д. На промышленных землях строительство жилья не предусматривается по общему правилу. Но и тут многое зависит от вида разрешенного использования земельного участка. Например, вид разрешенного использования может предусматривать размещение на таком участке общежития для рабочих.

Земли лесного фонда

Это участки, покрытые лесом, a тaкжe пpoceки, лecныe дopoги и зaбoлoчeнныe мecтнocти в чepтe лeca. Такие земли иcпoльзyютcя для вeдeния лecнoгo xoзяйcтвa, кoтopoe чaщe вceгo зaключaeтcя в лecoycтpoитeльнoм зoниpoвaнии. По данным Рослесинфорга, сейчас общая площадь лесов на территории России составляет 1187,6 млн га (около 65% всей площади страны). В среднем на каждого жителя приходится 5,1 лесных га. При этом с 2010 года площадь российских лесов увеличилась на 4,3 млн га. Это сопоставимо с размером территории Дании.

Комментарий юриста

Антон Емелин, адвокат, старший̆ партнер МКА «Аронов и Партнеры»:

— В лесах по общему правилу возможно только строительство рекреационных некапитальных объектов, а также благоустройство территории. По факту под таким наименованием могут быть большие капитальные здания с назначением «физкультурно-оздоровительный комплекс» (ФОК). Также бывают ситуации, когда жилые дома размещены на землях лесного фонда без оформления земельных отношений еще советского времени. Под такими домами землю не выделяли в собственность, это так называемые поселки при лесничествах. Они расположены на землях лесного фонда. Собственники таких домов сейчас могут по лесной амнистии оформить земельные участки лесного фонда в собственность. Вопрос нового строительства здесь не стоит.

Ocoбo oxpaняeмыe пpиpoдныe тeppитopии

Это земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. К ним относятся заповедники, национальные парки, заказники, лечебно-оздоровительные курорты и так далее. На территории таких земель запрещены все виды производств. Строительство жилых объектов и других капитальных строений возможно только с разрешения контролирующих органов (Минприроды, местных администраций).

Земли водного фонда

Teppитopии, кoтopыe зaняты вoдными oбъeктaми, a тaкжe пpибpeжныe зoны вoдoeмoв. Cюдa oтнocят yчacтки пoд пpиpoдными и иcкyccтвeнными вoдoeмaми, лeдникaми, гидpoтexничecкими coopyжeниями и oбъeктaми вoднoгo xoзяйcтвa. При этом во многих случаях земли под водными объектами располагаются и на землях населенных пунктов при их нахождении в границах населенного пункта, и на землях особо охраняемых природных объектов (например, озера в национальном парке).

Земли государственного запаса

К землям госзапаса относятся территории, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и не используются гражданами или юрлицами. Такие земли не относятся ни к oднoй из пepeчиcлeнныx выше кaтeгopий. Они составляют зeмeльный peзepв cтpaны. Земли запаса могут использоваться только после перевода их в другую категорию.

Читайте также

Как определить категорию земли

Чтобы узнать, к какой категории относится земельный участок, собственнику можно обратиться к бесплатному сервису Росреестра «Публичная кадастровая карта». Для этого необходимо открыть публичную кадастровую карту Росреестра. Затем ввести в поисковую строку кадастровый номер земельного участка. После чего получить данные о категории земель и виде разрешенного использования в режиме онлайн. Также можно заказать выписку из Росреестра, в которой содержатся сведения о категории земельного участка. Ее стоимость — 250 руб.

Целевое предназначение земельного участка определяется региональными властями. Чтобы присвоить земельному участку категорию, нужно подготовить соответствующее ходатайство, собрать необходимые документы (дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвa нa yчacтoк, кaдacтpoвый нoмep oбъeктa), подать их в Росреестр и дождаться официального решения.

Перевод земли из одной категории в другую

Законодательство позволяет переводить территории из одной категории в другую и менять ее назначение. Порядок этой процедуры peглaмeнтиpyeт Ф3 «O пepeвoдe зeмeль или зeмeльныx yчacткoв из oднoй кaтeгopии в дpyгyю». Обычно необходимость перевода земли из одной категории в другую возникает при расширении населенного пункта зa cчeт пpилeгaющиx к нeмy сельхоззeмeль или пepeвoда пpoмышлeнныx oбъeктoв в другие категории в результате peкyльтивaции.

Также категория земли может поменяться у лесов, которые будут признаны природоохраняемыми территориями. Для каждой ситуации действуют свои правила перевода. Например, включение в границы населенного пункта сельхозтерриторий потребует изменения генплана. Ранее действовало ограничение о том, что кадастровая стоимость сельхозземли должна быть ниже средней кадастровой стоимости по району. Сейчас таких ограничений нет.

Комментарий юриста

Григорий Скрипилев, руководитель практики юридической компании «Интерцессия»:

— Перевести земельный участок из одной категории в другую — возможно. Собственник земельного участка обладает таким правом. В основном перевод возможен в отношении сельхозземель, промышленных территорий. Чтобы перевести земельный участок из одной категории в другую, нужно обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган (Росреестр). В документе следует обосновать необходимость перевода земельного участка, указать кадастровый номер земельного участка и приложить дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвa нa yчacтoк. После чего заявление будет рассматриваться, затем — вынесено решение об одобрении перевода или отказе по каким-то основаниям (ошибки в заявлении, ограничения на перевод и т. д.).

Также есть земли запаса, которые не могут использоваться, пока не будут переведены в другую категорию. Например, есть участок, который относится к землям запаса. Человек желает им пользоваться. Он может обратиться в Росреестр или местную администрацию с заявлением, что хочет стать собственником или арендовать данный земельный участок и перевести в определенную категорию. Это тоже возможно. Сложно или невозможно перевести территории, которые имеют статус особо охраняемых (заповедники, нацпарки), то же самое с землями водного фонда.

ВС обобщил практику предоставления земли КФХ и сельскохозяйственным организациям

23 декабря 2022 г. Президиум Верховного Суда утвердил Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, который включает в себя 12 разъяснений.

Адвокат Центрального филиала г. Читы Палаты адвокатов Забайкальского края Виталий Воложанин отметил, что разъяснения вопросов судебной практики на основе ее изучения и обобщения имеют важное практическое значение, особенно в сфере, связанной с земельными правоотношениями. «В первую очередь это связано с динамикой совершенствования базовых законов, регулирующих отношения о предоставлении земельных участков. Рассматриваемый обзор Верховного Суда – значимый документ в правоприменительной практике, так как позволяет обеспечить судам единообразное применение практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков субъектам – сельхозпроизводителям», – полагает он.

Читайте также:
Что делать, если забыл права дома

По его мнению, такие анализ и обобщение правоприменительной практики позволят субъектам сельскохозяйственного производства при разрешении вопросов, связанных с заключением договора аренды земельных участков для своей производственной деятельности, избежать необоснованных исков о признании его недействительным и о применении последствий недействительности сделки.

Содержание документа

В преамбуле, в частности, отмечено, что действующее земельное законодательство закрепляет общее правило о предоставлении государственного или муниципального участка земли в собственность или аренду на торгах. При этом упомянуты нормы закона, согласно которым возможно заключение договоров о предоставлении участка для сельскохозяйственного производства в собственность или в аренду без проведения торгов.

Как следует из п. 1 Обзора, предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства на основании п. 8 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов допустимо лишь в отсутствие заявлений о предоставлении этого участка от других КФХ или сельскохозяйственных организаций. В целях установления таких лиц уполномоченный орган публикует извещение о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 39.18 ЗК РФ.

В п. 2 документа отмечено, что арендатор земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, имеет право на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов. В этом случае опубликования извещения о предоставлении земельного участка, предусмотренного ст. 39.18 ЗК РФ, не требуется.

Виталий Воложанин отметил, что действующее земельное законодательство закрепляет общее правило о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность или аренду на торгах. «При этом предусмотрены случаи, когда договоры о предоставлении участка для сельскохозяйственного производства в собственность или в аренду заключаются без проведения торгов. И вот здесь наиболее интересным представляется разъяснение случаев, когда договоры о предоставлении участка для сельскохозяйственного производства в собственность или в аренду заключаются без проведения торгов, что, безусловно, упрощает процедуру получения земли сельхозпроизводителями», – полагает он.

Согласно п. 3, если арендатор продолжает использование земельного участка, предоставленного в установленном порядке без торгов для ведения сельскохозяйственного производства до 1 марта 2015 г., после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. В этом случае арендатор вправе обратиться с заявлением о заключении нового арендного договора.

«Возможность заключения арендатором права аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, на новый срок также имеет большую практическую ценность», – отметил Виталий Воложанин.

В п. 4 разъяснен порядок решения вопроса о продаже без проведения торгов в случае, указанном в подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, лицам, арендующим эти участки более трех лет. Для исчисления трехлетнего срока аренды может учитываться не только последний действующий договор аренды, но и предыдущие, последовательно заключенные договоры аренды земельного участка с одним арендатором.

В п. 5 Обзора отмечено, что трехлетний срок аренды земельного участка, предоставленного для ведения сельскохозяйственного производства, установленный вышеуказанной нормой, в случае продажи участка его арендатору без торгов исчисляется с момента заключения договора аренды при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных и не устраненных в этот период нарушениях законодательства РФ при использовании участка земли.

Исходя из п. 6 документа, площадь земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который может быть выкуплен арендатором в порядке подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, определяется с учетом законодательных требований к образованию земельных участков и не ограничена площадью, необходимой для использования недвижимости, правомерно размещенной на таком участке.

В п. 7 разъясняется, что арендатор, переоформивший право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком сельскохозяйственного назначения, вправе приобрести его в собственность независимо от срока использования участка по договору аренды на условиях, предусмотренных п. 3.2 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ.

В следующем пункте отмечается, что земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства в составе земель населенных пунктов, нельзя выкупить на основании подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ после изменения его вида разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки.

Директор юридической компании «КОНУС» Алексей Силиванов отметил, что многие владельцы земли воспринимают включение их участков в состав земель населенных пунктов, отнесение их к категории деловой застройки как благо, ведь это расширяет возможности коммерческого использования недвижимости и увеличивает ее стоимость. «Земельным кодексом РФ установлено, что арендаторы могут выкупить участки для сельскохозяйственного производства без проведения торгов по истечении трех лет с момента заключения договора аренды. В обзоре практики Верховного Суда рассмотрена ситуация, при которой арендатор попытался выкупить без торгов сельскохозяйственный участок в составе земель населенных пунктов после его отнесения к зоне общественно-деловой застройки. Суд признал, что в результате этого осуществление сельскохозяйственного производства на участке невозможно, и это исключает возможность предоставления участка в собственность без проведения торгов в соответствии с подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ», – пояснил он.

Как следует из п. 9, наличие условий для предоставления муниципального земельного участка, сформированного в счет невостребованных земельных долей, сельскохозяйственной организации или КФХ в собственность или аренду без проведения торгов на основании п. 5.1 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения может подтверждаться любыми относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами

В п. 10 отмечено, что на торги может быть выставлен только участок земли, сформированный в счет невостребованных земельных долей, право собственности на которые признано за муниципалитетом, а не сами земельные доли (земельная доля).

Согласно п. 11 документа, выдел земельного участка в счет невостребованных земельных долей и регистрация на него права муниципальной собственности не прекращают договор аренды участка сельскохозяйственного назначения, заключенный участниками долевой собственности до признания права собственности на невостребованные доли за муниципальным образованием.

Читайте также:
Какой дом признается жилым

В последнем пункте Обзора отмечено, что земельный участок для осуществления сельскохозяйственного производства предоставляется казачьему обществу в аренду без торгов в пределах территорий, установленных законом субъекта РФ, исключительно в целях сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования с учетом потребности такого общества в участке земли.

На землях крестьянского (фермерского) хозяйства КФХ можно строить жилые дома — поправки в Земельный кодекс

2 июля 2022 года принят закон, позволяющий фермерам строить жилые дома на землях, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (КФХ).

И хотя закон вступит в действие только с 1 марта 2022 года, это является значительной помощью государства сообществу крестьянско-фермерских хозяйств России.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

‍ Что такое земли КФХ и что на них может размещаться

В соответствии со статьей 11 закона №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 г. для ведения КФХ предоставляются земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Эта же статья предусматривает строительство на выделенных землях различных зданий и сооружений, которые необходимы для нормальной работы фермерского хозяйства.

Однако статьи 77-79 Земельного кодекса России по своему содержанию не допускали строительства жилого дома для членов КФХ. Эту позицию подтверждала административная и судебная практика.

Поэтому построить жилой дом и прописаться в нем до принятия нового закона фермер не мог. Точнее мог, но имелась угроза получить существенный штраф и решение о сносе данной постройки.

Имело место парадоксальная ситуация, когда, например, рядом с фермой можно было построить общежитие и проживать в нем. Считалось, что общежитие для членов КФХ было необходимым условием нормального функционирования фермы. Но вот прописаться в общежитии было нельзя. А значит фермеры должны были иметь другое официальное жилье с регистрацией, в каком-нибудь районном центре или городском округе.

Конечно, можно было бы построить жилой дом рядом с фермой и назвать его общежитием… Но жилой дом, во-первых, юридически не является необходимым для обеспечения технологических процессов фермы. Во-вторых, зарегистрироваться в общежитии нельзя. А, в-третьих, любая комиссия сразу определит, что дом — это все-таки именно индивидуальный жилой дом, а не общежитие. И предпримет соответствующие действия…

С просьбой разрешить фермерам строить дома рядом со своими хозяйствами к президенту В.В. Путину обращались делегаты съезда российских фермеров еще в 2011 году. Однако прошло 10 лет, пока обращение было реализовано в конкретный закон. И, кстати, от внесения проекта в Госдуму в 2019 году, до принятия закона в итоговом варианте прошло целых два года.

☝️ Суть изменений

Суть изменений, которые новый закон вносит в законодательство о земле (Земельный Кодекс, закон №74-ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель) и в закон о крестьянско-фермерских хозяйствах, состоит в следующем:

  • Теперь фермерам разрешено построить один жилой дом на землях, принадлежащих КФХ. При этом дом должен соответствовать следующим параметрам: площадь не должна превышать 500 м2, а этажность — трех этажей. Кроме того, площадь земельного участка под домом не должна превышать 0,25% от площади земельного участка КФХ.
  • Регионы могут принять свои законы, не разрешающие на определенных территориях строительство жилых домов на землях КФХ.

И хотя, как уже было сказано, закон вступает в силу только с 1 марта 2022 года, это является значительным прорывом в поддержке граждан, трудящихся в сельском хозяйстве.

Можно ли будет оформить регистрацию в такого рода строениях

По поводу регистрации в жилых домах на землях крестьянско-фермерских хозяйств пока сложно что-то говорить. Можно только предположить, что статус зарегистрированного жилого дома подразумевает и возможность регистрации проживающих в нем граждан.

Но пока такой практики нет. И нельзя с уверенностью сказать, в каком порядке будет осуществляться регистрация фермерских семей в построенных домах. Вероятнее всего, по этому вопросу еще будут опубликованы дополнительные разъяснения соответствующих органов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Замена стояков в многоквартирном доме

Несмотря на то, что большинство жильцов являются собственниками своих квартир и оплату общедомовых нужд вносят ежемесячно, непосредственную замену стояков и других элементов водоснабжения проводят представители управляющей компании (УК). Их действия основаны на нормативной базе законов РФ. Однако, не многие владельцы квартир знают свои права в случае необходимости замены общих коммуникационных элементов, расположенных в их квартирах.

Решение при замене стояков в многоквартирном доме, определение ответственных лиц и правила поведения при конфликтных ситуациях приведем далее.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-53-75 Москва; +7 (812) 425-62-06 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-31-96 Бесплатный звонок для всей России.

Нормативная база

Нормативная база по замене и ремонту системы водоснабжения регламентируется:

  • правилами содержания имущества, находящегося в общедомовом владении МКД (ПП РФ №491 от 13.08.20016);
  • нормами технического использования жилого фонда (постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170);
  • методическим пособием по эксплуатации, содержанию и ремонту жилищного фонда МКД 2-04.2004.

Кто ответственен за замену стояков в многоквартирном доме?

Стояки многоквартирных домов – это личное или общедомовое имущество? Вопрос является актуальным при возникновении необходимости в его замене. Согласно ПП РФ №491 все ответвления труб от стояка находятся под ответственностью (эксплуатация, ремонт и замена) собственников квартир, а следовательно и оплата проходит за их счет.

А вот коммуникационные системы являются общедомовым имуществом и вся ответственность за их содержание и ремонт возлагается на УК.

Кто должен менять стояки в многоквартирном доме?

Ошибочно полагать, что если общие водопроводные стояки находятся в эксплуатации жильцов квартир многоквартирного дома, то и ответственность за их замену полностью возлагается на них. Незнание нормативной базы Жилищного Кодекса приводит к лишним денежным растратам из карманов собственников.

Постановление Российской Федерации №354 ст.149 (от 6.05.2011) и ст.161 Жилищного Кодекса РФ гласят о том, что ремонт, а также полная замена стояков в многоквартирном доме находятся под ответственностью Управляющей Компании, закрепленной за конкретным домом.

Читайте также:
Предоставление жилья при сносе дома собственникам

Каждый месяц каждый владелец квартиры получает квитанцию на оплату коммунальных услуг, в которой обозначена графа «техническое обслуживание и ремонт». За те средства, которые поступают от жильцов от оплаты квитанций, в частности за обслуживание и ремонт, и должны проводиться все профилактические и ремонтные работы.

Следовательно, в случае прорыва труб или иной порчи стояка ЖЭК обязан проводить ремонтные работы, без взимания платы с жильцов (обратное действие является незаконным).

Нормы замены

Согласно нормам замены стояков в многоквартирном доме их замену необходимо проводить в двух случаях:

  1. Окончание эксплуатационного срока действия металлоконструкции.
  2. Полный ремонт санузла квартиры.

Жизненные условия предусматривают 2 режима замены труб:

  • плановый – когда подошел срок замены;
  • аварийный – когда произошло нарушение целостности трубы и образовалась течь.

ВАЖНО

Гарантийный срок эксплуатации труб многоквартирных домов составляет не менее 25 лет. Даже если по истечении этого срока конструкция является целостной без протечек, стояк все равно необходимо заменить.

Все чаще проводится замена чугунных труб на полипропиленовые. Это обусловлено рядом преимуществ материала:

  • экономичность;
  • легкость;
  • прочность;
  • безопасность для экологии;
  • устойчивость к деформации от теплового воздействия;
  • устойчивость к коррозии и другим воздействиям;
  • скользящая структура внутренних стенок, которая препятствует образованию налета;
  • долгий эксплуатационный срок: от 50 до 100 лет.

Что входит в замену стояков в многоквартирном доме?

Процесс замены стояка в МКД – это непосредственное изъятие старой конструкции на новую. Однако это далеко не все, что входит в понятие «замены стояка в многоквартирном доме».

Сперва необходимо обратиться в УК и написать заявление на замену трубы. Удовлетворительный ответ заявитель получит в том случае, если документ составлен правильно, а подкрепляющие его факты не вызовут сомнений.

В назначенный день представители УК перекрывают воду в стояках и сливают ее остатки. После этого приходят мастера от управляющей компании или организации, с которой УК заключила договор. Они и проводят все необходимы процедуры по замене неисправной трубы стояка в многоквартирном доме.

  1. Мастер при помощи болгарки вырезает старые трубы.
  2. Производит разметку для новых ответвлений.
  3. Проводится монтаж новых трубопроводных конструкций.
  4. Осуществляют запуск воды на проверу герметичности всех стыков нового стояка.

По закону все необходимые элементы коммуникационной системы, которые подлежат замене, доставляются в квартиру собственника. Однако не редки ситуации, когда сам жилец, в чьей квартире надлежит провести монтаж, оплачивает все расходные материалы и сам элемент новой трубы. По закону, все расходы собственника должны быть включены в счет оплаты квитанции по содержанию общедомовых владений за следующий месяц.

Пошаговая инструкция замены стояков в многоквартирном доме

Прорыв водопроводного стояка в одной квартире требует его немедленной замены. Перед проведением ремонтных работ владелец «аварийной» квартиры должен обговорить это действо с соседями верхнего и нижнего этажа. Дело в том, что изношенное состояние труб имеет по всей своей длине, несмотря на то, что прорыв случился в определенном месте. И для надежности их следует заменить полностью, во всех квартирах. В случае несогласия соседей монтаж общего водопроводного канала будет проводиться только в одной квартире.

Следующий шаг – обращение в УК. В их полномочия входит перекрывание стояка и слив воды. Далее происходит полный или частичный (в отдельной квартире) монтаж труб.

Согласно ВСН 58-88 (р) «Об организации и проведении реконструкции, ремонта
и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» плановая замена систем водопровода должна проводиться каждые 25-30 лет. Ремонтные работы проводятся внутри приватизированных и неприватизированных квартир, а также в подвальных помещениях и подъездах.

Замена канализационного стояка

Канализационный стояк относится к общедомовому владению, даже несмотря на то, что он проходит через частную квартиру (согласно ст.290 Гражданского Кодекса). Также, в ПП РФ №491 п.5 от 13.08.2006 говорится: «…к общему имуществу относится система водоотведения, то есть, канализация…».

Следовательно, за монтаж и ремонтные работы канализационного стояка в многоквартирном доме несет ответственность УК. За все необходимы расходные материалы, которые потребуются в процессе замены, а также за сам ремонт вносят оплату жильцы квартир, ежемесячно внося денежные суммы за квитанции с графой «содержание и ремонт жилья».

В день проведения замены стояка канализации владелец квартиры не должен оплачивать ничего.

Но, если ранее собственник квартиры самостоятельно проводил замену канализационной трубы, и факт этот будет доказан, то владелец обязан полностью оплатить последующий монтаж данного элемента системы коммуникации.

Перед началом ремонта канализационного стояка многоквартирного дома жильцу необходимо:

  1. Посетить УК и оставить заявление на проведение замены аварийного элемента.
  2. Составить с представителем обслуживающей организации акт, в котором будет описано состояние канализационного стояка и (рекомендовано) приложены фото.
  3. Оговорить дату и время проводимых работ, а также своевременно оповестить соседей об этом.
  4. Определить материал конструкции, которая будет внедрена на место старой, а также некоторые нюансы.

В назначенное время приходят мастера по ремонту и проводят все необходимые действия по замене канализационного стояка.

По завершении составляется «Акт выполненных работ» между УК и организацией по ремонту. Собственнику квартиры тоже стоит оставить себе копию этого акта.

Оплата замены

Ответ на вопрос, касающийся оплаты замены стояка в многоквартирном доме, содержится в Правительственном Постановлении РФ №491 от 13.08.2006. Документ определяет, что является общедомовым имуществом, кто несет ответственность за его содержание и соответственно оплачивает его ремонт и замену.

Согласно ПП №491 и его разделу «Правила содержания имущества многоквартирного дома» каждый владелец квартиры оплачивает содержание и ремонт всех коммуникаций дома. Эта же информация содержится и в ст.158 ЖК РФ «Расходы собственников помещений в многоквартирном доме»: все собственники квартир МКД задействованы в расходах на содержание и ремонт общедомового имущества.

Таким образом все расходы на замену стояка водоснабжения в многоквартирном доме оплачивает ЖКХ из тех средств, которые вносят все собственники квартир ежемесячно, внося денежные средства за квитанции по содержанию общедомового имущества.

Какие документы выдаются собственнику жилья?

По окончании монтажа трубы водопроводного стояка МКД обязательно составляется «Акт выполненных работ», в котором будет прописано следующее:

  • дата составления договора;
  • порядковый номер договора, согласно которому выписывается акт;
  • объем выполненных работ и все проведенные действия;
  • стоимость работ;
  • наименование исполняющей ремонтные работы;
  • подписи исполнителя и заказчика.
Читайте также:
Закон о выдаче леса на строительство дома

Этот документ делается в 2-х экземплярах, один из которых отдается исполнителю, а второй остается у заказчика. Исполнителем является организация, занимающаяся заменой аварийного элемента. Заказчиком может выступать УК (тогда один экземпляр остается у них и на руки собственнику квартиры не выдается) или же непосредственно владелец жилья.

Даже если договор составлен представителем УК и ремонтной компании, собственнику квартиры стоит сделать себе копию этого акта.

Можно ли отказаться от замены стояков в многоквартирном доме?

«Можно ли отказаться от замены стояка?» — актуальный вопрос для тех жильцов, кто сделал капитальный ремонт квартиры, ведь предполагаемая общедомовая процедура подразумевает некоторую порчу имущества собственника в санузле. Есть ли возможность написать отказ?

Исходя из информации, содержащейся в п.5 ПП №491, стояки в МКД являются общедомовым владением. По закону не один из жильцов не вправе препятствовать представителям исполнителя (УК), а также аварийным службам, органам Госконтроля и надзора проводить осмотр текущего состояния коммуникационного оборудования и проводить ремонтные работы. Контрольный осмотр должен проводиться не чаще 1 раза в 90 дней, а при аварийной ситуации – в любой время.

Таким образом, собственники квартир не имеют возможности отказаться от замены общих коммуникационных систем в многоквартирном доме. В ответ на отказ УК или ТСЖ вправе подать в суд.

Возможные конфликты и их решение

При замене стояка в квартире ее владелец может столкнуться с ситуациями, препятствующими проведению ремонтных работ. Конфликтные случаи могут быть следующими:

  1. Отказ управляющей компании в проведении замены неисправного оборудования.
  2. Несогласие соседей на замену стояка в многоквартирном доме.

Затягивать с их решением не стоит, особенно если замена аварийного элемента требуется в самое ближайшее время.

При обращении в управляющую компанию с заявлением на замену стояка в МКД возможно столкнуться с отказом в проведении работ. Причины могут быть высказаны разные, но, чаще всего организация-управленец ссылается на исправность коммуникационной системы. В этом случае собственник обладает полным правом подать в суд на УК, а также взыскать с них денежную компенсацию за причиненный ущерб.

Общий аварийный трубопровод не редко дает течь не только в одной квартире, но и у соседей сверху или снизу. Или же стояк находится в непригодном состоянии и требует тотальной замены, а не только отдельного «фрагмента». Поэтому и монтаж должна проводиться в нескольких квартирах. Но, нередки случаи, когда одни из собственников отказываются в проведении необходимых работ.

Решить проблему возможно путем разговоров, но они не всегда приводят к желаемому результату. В сложившейся ситуации самым верным решением станет судебное разбирательство. Но, подать заявку в суд должны не другие владельцы квартир, а УК. В своем заявлении в судебные органы представитель УК выдвигает требование к суду принудить собственника к замене стояка.

Разбирательство – процесс не быстрый, но эффективный. По его решению препятствующий ремонту собственник обязуется не только допустить ремонтников к замене трубы, но и к монтажу скрывающего короба (если он есть). Судья может существенно ускорить процесс дела, удовлетворив запрос истца согласно ст. 212 Гражданского Процессуального Кодекса.

Жалоба на некачественную замену стояков в многоквартирном доме

В случае, если замена аварийного стояка произведена некачественно, владелец квартиры вправе подать жалобу на ответственную за это дело организацию. Жалоба в письменном виде подается в Государственную жилищную инспекцию конкретного региона России. В ней указывается имя и адрес собственника, где расположен аварийный водопроводный стояк.

Жалоба состоит из заявления и прошения. В заявление необходимо ссылаться на ст. 161 ЖК РФ «Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом» и указать, что ремонтные работы не устранили аварийную ситуацию. В прошении пишется просьба заявителя об обязывании УК исправить неполадки в соответствие с нормами.

Не лишним будет приложить к жалобе фотоматериалы, доказывающие некачественную работу, а также акт, составленный между жильцом и УК.

Нюансы уборки подъездов в многоквартирном доме в случае затопления

Принятое в 2013 году Постановление Правительства №290 (от 03.04.2013) «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» обязало службы УК или ТСЖ проводить уборку подъездов многоквартирных домов.

Проведение гигиенических мероприятий в подъезде, осуществляемых уборщицей, нанятой УК, должно быть ежедневным. Входит ли в ее полномочия уборка общедомовых помещений при затоплении от прорыва стояка?

Когда случилась аварийная ситуация и водопроводный стояк или канализационную систему прорвало в квартире собственника, то ее последствия устраняет сам жилец квартиры, даже если вина за свершившееся лежит на УК. Причем уборка воды должна проводиться незамедлительно, чтобы не затопить соседей снизу.

Если же потоп произошел в подвальном помещении или подъезде, то устранение и уборка последствий возлагается на УК.

Постановление Верховного Суда РФ от 06.06.2016 N 91-АД16-1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 6 июня 2016 г. N 91-АД16-1

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Ковальчук Д.Ю., действующего на основании доверенности в интересах ООО “Управляющая организация “Десятка Завеличье” (далее – ООО “УО “Десятка Завеличье”, общество), на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 29 г. Пскова от 12 марта 2015 г., решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 июля 2015 г. и постановление председателя Псковского областного суда от 31 августа 2015 г., вынесенные в отношении ООО “УО “Десятка Завеличье” по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановлением мирового судьи судебного участка N 29 г. Пскова от 12 марта 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 июля 2015 г. и постановлением председателя Псковского областного суда от 31 августа 2015 г., ООО “УО “Десятка Завеличье” признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Читайте также:
Температура теплоносителя в системе отопления частного дома

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Ковальчук Д.Ю. ставит вопрос об отмене постановлений, состоявшихся в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.

В силу части 1 указанной статьи управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которыми урегулированы отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее – Правила).

Пунктом 6 указанных Правил установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

В соответствии с подпунктом “д” пункта 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

В силу подпункта “з” пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в числе прочего текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах “а” – “д” пункта 2 данных Правил.

Как следует из материалов дела, 27 ноября 2014 г. должностным лицом Инспекции государственного жилищного надзора Государственного комитета Псковской области по строительному и жилищному надзору (далее – административный орган) в ходе проведения внеплановой проверки на момент осмотра жилого помещения по адресу: г. Псков, ул. Западная, д. 8, кв. 29 выявлено, что специалистами управляющей организации демонтированы обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), на месте демонтажа установлена запорная арматура, отопление в данных помещениях не функционирует, жильцам предложено установить радиаторы за дополнительную плату.

28 ноября 2014 г. обществу выдано предписание N 228 об устранении нарушений подпункта “д” пункта 10 и подпункта “з” пункта 11 Правил, установке в указанной квартире двух радиаторов отопления за счет средств, собранных на содержание и ремонт общего имущества.

22 декабря 2014 г. должностным лицом административного органа установлено, что предписание от 28 ноября 2014 г. N 228 не выполнено, установка в квартире по вышеуказанному адресу двух радиаторов не произведена.

По данному факту 24 декабря 2014 г. должностным лицом административного органа в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, установленной данной нормой, и подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 5 – 6), предписанием (л.д. 7), актом проверки исполнения предписания (л.д. 8), копией договора управления многоквартирным домом (л.д. 23 – 40) и другими материалами дела, которым дана оценка по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В ходе производства по делу защитник общества Ковальчук Д.Ю. заявлял о незаконности выданного предписания, ссылаясь на то, что радиаторы отопления не входят в состав общедомового имущества, услуги по содержанию и ремонту которого общество предоставляет в рамках соответствующего договора, радиаторы находятся в зоне эксплуатационной ответственности собственника помещения, он должен нести расходы на их установку.

Аналогичные доводы приведены защитником в настоящей жалобе, однако, они являются необоснованными и не влекут отмену состоявшихся по делу судебных актов.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается, в частности, в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль об устранении нарушений законодательства.

Существенным обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, предусмотренном данной нормой, является установление законности предписания, неисполнение которого вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу. От установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии в деянии лица состава вмененного административного правонарушения.

Установив с учетом анализа жилищного законодательства и совокупности собранных по делу доказательств наличие оснований для отнесения радиаторов отопления в данном случае к общему отопительному оборудованию, судебные инстанции признали законным вынесенное обществу предписание об установке в квартире двух радиаторов отопления за счет средств, собранных на содержание и ремонт общего имущества, исходя при этом из следующего.

Читайте также:
Температура теплоносителя в системе отопления частного дома

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, инженерные коммуникации, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В соответствии с частью 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Подпунктом “д” пункта 2 Правил также установлено, что в состав общего имущества в многоквартирном доме включается указанное оборудование.

При этом в силу приведенных выше положений пункта 6 Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Исходя из изложенного, внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

По смыслу указанных норм жилищного и гражданского законодательства Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного помещения.

Следовательно, к такому имуществу относятся только такие обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры.

Аналогичная правовая позиция выражена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2009 г. N ГКПИ09-725 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. N КАС09-547.

Соответствующий вывод сделан с учетом анализа положений пункта 6 Правил во взаимосвязи с подпунктом “д” пункта 2, а также пункта 5 Правил, которым установлено, что в состав общего имущества включаются, в частности, внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно позиции, изложенной в указанных решениях Верховного Суда Российской Федерации, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.). Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке.

При рассмотрении настоящего дела с учетом указанных выше норм законодательства и позиции Верховного Суда Российской Федерации судебные инстанции пришли к выводу о том, что для определения возможности отнесения обогревающих элементов системы отопления (радиаторов) к общему имуществу в многоквартирном доме существенным обстоятельством является наличие или отсутствие на таких элементах отключающих устройств.

В ходе производства по настоящему делу установлено, что отключающие устройства в системе отопления в квартире по вышеуказанному адресу отсутствовали, радиаторы отопления демонтированы силами управляющей организации в связи с неисправностью, на месте демонтажа установлена запорная арматура.

При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к выводу о том, что радиаторы отопления в данном случае являются частью общего отопительного оборудования многоквартирного дома, в связи с чем предписание административного органа об установке радиаторов отопления за счет средств, собранных на содержание и ремонт общего имущества, признано законным.

Данные выводы, сделанные по результатам анализа приведенных выше правовых положений и конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу на основании совокупности исследованных доказательств, являются обоснованными и сомнений не вызывают.

Установка запорной арматуры непосредственно после демонтажа радиаторов отопления не свидетельствует о том, что данные обогревающие элементы перестали относиться к общему отопительному оборудованию многоквартирного дома.

Утверждение заявителя о нахождении радиаторов отопления в зоне эксплуатационной ответственности собственника помещения в соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом, с учетом изложенных выше обстоятельств выводы судебных инстанций не опровергает.

Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановление мирового судьи судебного участка N 29 г. Пскова от 12 марта 2015 г., решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 июля 2015 г. и постановление председателя Псковского областного суда от 31 августа 2015 г., вынесенные в отношении ООО “УО “Десятка Завеличье” по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Ковальчук Д.Ю., действующего на основании доверенности в интересах ООО “УО “Десятка Завеличье”, – без удовлетворения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: