Коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности

Расчет налоговой нагрузки в 2020 – 2021 годах (формула)

  • Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки
  • Что такое налоговая нагрузка
  • Кому нужно знать величину налоговой нагрузки
  • Как рассчитать налоговую нагрузку
  • Каков допустимый уровень налоговой нагрузки
  • Итоги

Смотрите наши видеоролики по расчету налоговой нагрузки:

Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки

Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:

  • Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Согласно изменениям, внесенным в этот документ приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@, его приложение № 3, отражающее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть на сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/).
  • До 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, содержавшее формулы расчета налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов. Его действие отменялось поэтапно (письмами ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ и от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).
  • С 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки. Здесь же (в приложении 7) приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722. В сравнении с письмом № АС-4-2/12722 в письмо № ЕД-4-15/14490@ добавлены положения в части анализа данных, получаемых в связи с отчетностью по страховым взносам, с 2017 года сдаваемой в ИФНС.

Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/333@ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/14490@), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.

Что такое налоговая нагрузка

Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:

  • степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;
  • обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину.

1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка — это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.

Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:

  • для государства в целом или по его регионам;
  • по отраслям хозяйства страны или регионов;
  • по группе сходных предприятий;
  • по отдельным хозяйствующим субъектам;
  • на конкретного человека.

В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:

  • выручка (с НДС или без него);
  • доходы;
  • источник уплаты налога (прибыль или затраты);
  • вновь созданная стоимость;
  • ожидаемый доход или планируемая прибыль.

Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.

Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:

  • анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе — для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
  • планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
  • анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.

К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/333@, обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:

  • высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
  • максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.

Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.

Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:

  • привести к снижению налогового бремени;
  • помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
  • спрогнозировать результаты работы на перспективу.

Сравнительную характеристику наиболее распространенных систем налогообложения смотрите в этом материале.

Как рассчитать налоговую нагрузку

Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:

  • приказ № ММ-3-06/333@ — одну, применяемую для определения совокупной налоговой нагрузки;
  • письма № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ — несколько формул для расчета нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.
Читайте также:
Виды и содержание инструктажей по безопасности труда

ВАЖНО! Несмотря на то, что письмо ФНС № АС-4-2/12722 с формулами расчета налоговой нагрузки по налогу на прибыль и НДС отменено, полагаем, что эти формулы все также целесообразно использовать для самоконтроля.

В приказе № ММ-3-06/333@ приводится следующее определение: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы уплаченных по данным отчетности налоговых органов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т.е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС). Важно, что в сумму налогов входит НДФЛ, но не включены страховые взносы. Также в расчете не участвуют ввозной НДС и налоги, уплаченные в качестве налогового агента (кроме НДФЛ).

Для расчета нагрузки по отдельным налогам можно использовать следующие формулы:

  • По налогу на прибыль:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где: ННп — налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;

Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;

Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.

Расчетный пример, а также информацию о том, какая налоговая нагрузка по налогу на прибыль является низкой, смотрите в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к К+ получите бесплатно.

  • По НДС (1-й способ):

ННндс = Нндс / НБрф,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБрф — налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).

  • По НДС (2-й способ):

ННндс = Нндс / НБобщ,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).

Проверить свои расчеты налоговой нагрузки по НДС, а также долю вычетов на предмет налогового риска, вы можете с помощью Готового решения от КонсультантПлюс. Доступ к К+ можно получить бесплатно, прямо сейчас.

ННндфл = Нндфл / Дндфл,

где: ННндфл — налоговая нагрузка по НДФЛ;

Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;

Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.

ННусн = Нусн / Дусн,

где: ННусн — налоговая нагрузка по УСН;

Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Дусн — доход по УСН-декларации.

ННесхн = Несхн / Десхн,

где: ННесхн — налоговая нагрузка по ЕСХН;

Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Десхн — доход по ЕСХН-декларации.

ННосно = (Нндс + Нп) / В,

где: ННосно — налоговая нагрузка по ОСНО;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;

В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).

К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

В письме № ЕД-4-15/14490@ в сравнении с текстом отмененного письма № АС-4-2/12722 отсутствуют первые 3 формулы (расчет по налогу на прибыль и 2 расчета по НДС). Остальные формулы расчета в этих письмах идентичны и имеют аналогичное по содержанию примечание об учете в расчетах сумм иных налогов, если такие налогоплательщиком уплачиваются.

Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.

Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.

Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.

Для упрощения расчетов предлагаем вам использовать калькулятор налоговой нагрузки с сайта ФНС. С его помощью вы не только подсчитаете свою нагрузку, но получите сравнение со средними показателями по отрасли. Где найти и как пользоваться калькулятором, мы рассказывали здесь.

Каков допустимый уровень налоговой нагрузки

Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2019-2020 годах.

Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

  • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.

С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте здесь.

  • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1%.
  • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89%.
  • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.

При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

  • неверно определенный код вида деятельности;
  • временные проблемы с реализацией;
  • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
  • осуществление инвестиций;
  • создание запаса товара;
  • наличие экспортных операций.
Читайте также:
Какие виды деятельности подлежат лицензированию

О том, каким может быть текст записки, представляемой в ответ на запрос ИФНС о пояснениях, читайте в материале «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

Итоги

Налоговая нагрузка – показатель, имеющий достаточно важное значение не только для налоговых органов (для них он играет не последнюю роль при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки), но и для самого налогоплательщика. Последний анализ этого показателя дает возможность сделать выбор в пользу применения той или иной системы налогообложения и оценить риски пристального внимания ИФНС к данным подаваемой отчетности. Формул расчета налоговой нагрузки существует несколько, но для целей налогового анализа наиболее часто из них применяется соотношение, представляющее собой долю начисленного к уплате налога (налогов) к величине полученного за соответствующий период дохода.

Коэффициент налоговой нагрузки

Что такое налоговая нагрузка, как ее вычислить и какова ее роль в предпринимательской деятельности? Расскажем в статье.

Коэффициент налоговой нагрузки: что это и как он рассчитывается

Налоговая нагрузка — это один из показателей финансовой стабильности компании. Налоговая нагрузка может быть абсолютной величиной — это точная цифра, обременение на уплату налогов. Также она может быть относительной — это процент средств, которые компания выделяет из своей выручки на погашение налогов. Чтобы вычислить относительную нагрузку, нужно сумму налогов компании за год разделить на сумму выручки за год. Именно относительный показатель использует ФНС, когда составляет план выездных проверок. Компании, чья налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой, рискуют оказаться в «списке подозреваемых». В первую очередь у таких налогоплательщиков запрашивают пояснения, а если они не прояснят ситуацию устраивают выездную проверку.

Банки используют показатели налоговой нагрузки при анализе рисков. Само собой, налоговая нагрузка — не единственный критерий при проверке платежеспособности (есть ещё порядка 80 показателей), но важный. ЦБ установил, что безопасным минимумом налоговой нагрузки является 0,9 % от дебетового оборота по счету. Большая налоговая нагрузка обычно означает, что у компании может быть низкая рентабельность. Для расчета этого коэффициента данные по выручке нужно взять из бухгалтерской отчетности (строка 2110), налоги за год — из налоговой отчетности.

Уровень налоговой нагрузки = сумма ваших налогов за год / выручка за год × 100 %

Налоговую нагрузку полезно считать на разных уровнях экономики:

  • для государства или регионов;
  • по типам отраслей;
  • по группам предприятий, имеющих аналогичный с вами вид деятельности;
  • по конкретным хозсубъектам;
  • на одного человека.

В зависимости от уровня может меняться база расчётов: это может быть выручка с НДС или без него, доходы предприятия, затраты или прибыль, плановый доход/прибыль.

Коэффициент налоговой нагрузки и среднеотраслевой показатель

Коэффициент налоговой нагрузки зависит от типа экономической деятельности компании: для каждого типа индивидуально на уровне законов определено конкретное среднее значение. Может так получиться, что показатель КНН вашей компании ниже, чем средний по всей отрасли. Это не всегда хорошо: к вам могут нагрянуть налоговики. «Ниже среднего» означает, что существует вполне реальная возможность того, что вы платите налогов меньше других игроков отрасли. Или у вас ошибки в расчетах.

Чтобы узнать среднеотраслевое значение, ездить или звонить в налоговую не нужно — вся информация размещена на сайте ФНС, налоговики ее выкладывают ежегодно до 5 мая последующего года.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и НДС

Нагрузку по налогу на прибыль можно определить исходя из данных налоговой декларации.

Нагрузка по налогу на прибыль = (весь исчисленный налог / (выручка + доходы от внереализационной деятельности)) × 100 %

Показатель менее 2–3 % означает, что ваша налоговая нагрузка низкая.

Нагрузка по НДС = (вычеты по НДС / начисленный НДС) × 100 %

Значения по вычетам и начисленному НДС надо взять за четыре предыдущих квартала. Нормальной считается сумма вычетов, не превышающая 89 %. Еще один способ, которым пользуется налоговая, — безопасную долю вычетов считают по данным декларации за квартал и сравнивают со средней долей вычетов в регионе.

Нагрузка по НДС = НДС / Налоговая база по внутреннему рынку × 100 %

Налоговую базу по внутреннему рынку можно получить из суммы строк 010, 020, 030, 040, 050, 060, 070 графы 3 раздела 3 декларации по НДС. Для торговых компаний соотношение суммы НДС и налогооблагаемой базы должно быть больше 1 %, для остальных — от 3 %.

На сайте ФНС работает налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки. Им могут пользоваться организации на ОСНО. Сейчас с его помощью легко рассчитать свою налоговую нагрузку за период 2016–2019 годов и сравнить ее со среднеотраслевой. При расхождениях стоит заранее подготовить пояснения, чтобы предоставить их налоговикам по запросу.

Что изменилось в 2021 году

Показатели налоговой нагрузки за 2019 год, которые будут актуальны для назначения проверок в 2021, установлены в приложении № 3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Свой показатель нагрузки установлен для каждого вида деятельности по ОКВЭД2. Но бывает, что компания не может найти свой вид деятельности в списке. Для такой ситуации ФНС предусмотрела особый порядок действий, описанный в письме от 22.08.2018 № ГД-3-1/5806@ — для сравнения следует брать уровень налоговой нагрузки по РФ, а не по отрасли.

В нынешнем году налоговая имеет право проверить ваши данные за предыдущие три года, поэтому нужно тщательно сравнить текущие показатели нагрузки с прошлыми годами. Если есть сильное отклонение, то вас наверняка попросят объяснить причину или назначат проверку.

Читайте также:
Виды ТМЦ подлежащие инвентаризации

Хотите быстро рассчитывать и уплачивать налоги? Облачный веб-сервис Контур.Бухгалтерия позволяет вести все необходимые операции через интернет. Познакомьтесь с возможностями сервиса бесплатно в течение 14 дней, ведите учет, начисляйте зарплату, отчитывайтесь онлайн и работайте в сервисе совместно с коллегами.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2021 году – изменения

Налоговая нагрузка – один из главных показателей, по которым вычисляется определенный минимум по уплате взносов в бюджет. Если предприятие по результатам деятельности не «дотянуло» до минимума в своей сфере, то это может стать поводом для выездной проверки налоговиками. Федеральная налоговая служба на своем сайте опубликовала новые значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2021 год – рассмотрим, что поменялось и как вычислить свою налоговую нагрузку.

Что такое налоговая нагрузка

Этот термин обозначает долю выручки, уплаченную предприятием в бюджет. Зачастую по значению данного коэффициента налоговая инспекция понимает, достаточно ли честно ведется бизнес. ФНС рассчитывает средние значения нагрузки по каждому виду деятельности и публикует таблицы с коэффициентами.

Также значение налоговой нагрузки используют банки, когда принимают решение о выдаче кредита или обслуживании компании. Если размер выплат в бюджет от общего оборота по счету меньше, чем установленный законом, то бизнес считается недобросовестным.

Безопасные значения налоговой нагрузки в 2021 году

Данные значения меняются каждый год и публикуются ФНС в соответствии с данными статистической отчетности. Ниже представлена таблица с коэффициентами, которыми руководствуются налоговики в 2020 году.

До середины 2021 года налоговики используют показатели за 2019-й, и только к середине года будут рассчитаны новые данные, собранные за 2020 год. Ниже представлена таблица с актуальными коэффициентами, которыми сейчас руководствуется ФНС.

Налоговая нагрузка, %

Справочно: фискальная нагрузка по СВ, %

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего

растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях

лесоводство и лесозаготовки

Добыча полезных ископаемых — всего

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

Обрабатывающие производства – всего

производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий

производство текстильных изделий, одежды

производство кожи и изделий из кожи

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

производство бумаги и бумажных изделий

деятельность полиграфическая и копирование носителей информации

производство кокса и нефтепродуктов

производство химических веществ и химических продуктов

производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

производство резиновых и пластмассовых изделий

производство прочей неметаллической минеральной продукции

производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки

производство компьютеров, электронных и оптических изделий

производство электрического оборудования

производство прочих транспортных средств и оборудования

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха – всего

производство, передача и распределение электроэнергии

производство и распределение газообразного топлива

производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха

Если предприятие занимается несколькими видами деятельности, то нужно ориентироваться на значения налоговой нагрузки для того, который указан основным. В случае, когда компания перешла на работу в другой отрасли, необходимо своевременно вносить данные об этом в ЕГРЮЛ. Если деятельность предприятия не попадает ни под один из видов, указанных в списке выше, то нужно искать значения для ближайшего по своей отрасли.

Как посчитать налоговую нагрузку

В первую очередь нужно понимать, что именно брать для расчета. Согласно последним указаниям налоговиков:

  • выручка берется без акцизных сборов и НДС;
  • страховые взносы исключаются из расчета;
  • доход берется из строки 2110 годового отчета о финансовых результатах;
  • в сумму налогов включается уплаченный НДФЛ.

Коэффициент налоговой нагрузки вычисляется по формуле:

Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных налогов / Доходы * 100.

Пример расчета

Из налоговой декларации машиностроительного предприятия следует, что компания за прошлый год выплатила налоги на сумму 850 000 руб. При этом страховые взносы составили 330 000 руб. Выручка компании – 9,5 млн. руб. (без НДС). Рассчитаем имеющуюся налоговую нагрузку:

850 000 / 9 500 000 * 100 = 8,94.

Нагрузка по страховым взносам равна:

330 000 / 9 500 000 * 100 = 3,47.

Теперь нужно сравнить полученные величины со средними отраслевыми. Для машиностроения общая нагрузка равна 9,9, а по страховым взносам – 4,4. Можно подвести итог, что данное предприятие платит меньше налогов, чем компании в среднем в этой отрасли предпринимательства. Поэтому бизнес находится под пристальным вниманием фискалов – предприятие может быть включено в план выездных проверок налоговой или потребуется объяснение с ФНС.

Формулы расчетов для разных видов налогообложения

Налоговая инспекция рассчитывает нагрузку для каждого предприятия отдельно, в зависимости от типа налогообложения и разновидности налогов. Рассмотрим подробнее методы вычисления для каждого частного случая.

Для организаций на ОСНО

Налоговая нагрузка = (Сумма НДС к уплате в бюджет + Сумма налога на прибыль, посчитанная к уплате) / Выручка * 100,

  • сумма НДС берется из стр. 40, разд. 1 декларации НДС;
  • величина налога – из стр. 180, лист 2 декларации на прибыль;
  • выручка – из стр. 2110 бухгалтерской отчетности.

Для индивидуальных предпринимателей на ОСНО

Налоговая нагрузка = НДФЛ / Общая сумма налогооблагаемого дохода * 100,

  • НДФЛ берется из стр. 40, разд. 1 декларации 3-НДФЛ;
  • величина дохода – из стр. 60, разд. 2 декларации 3-НДФЛ.
Читайте также:
Как определить ОКВЭД по виду деятельности

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на УСН

Налоговая нагрузка = Сумма перечисленного налога / Сумма полученного дохода * 100,

  • сумма налога берется из стр. 133, разд. 2.1.1, 2.1.2 и стр. 273, 280, разд. 2.2 декларации по УСН;
  • сумма доходов – из стр. 113, разд. 2.1.1, 2.1.2 и стр. 213, разд. 2.2 декларации по УСН.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на ЕСХН

Налоговая нагрузка = Сумма исчисленного налога / Сумма полученных доходов * 100,

  • величина налога берется из стр. 50, разд. 2 декларации по ЕСХН;
  • сумма дохода берется из стр. 10, разд. 2 декларации по ЕСХН.

Если у предприятия есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, НДПИ, пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.

Нагрузка по НДС

Для компаний, использующих этот вид налога, фискальная служба рассчитывает также удельный вес вычетов по следующей формуле:

Удельный вес вычетов = Общая сумма вычетов / Общая сумма начисленного НДС * 100%,

  • сумма вычетов берется из строки 190, разд. 3 декларации НДС;
  • сумма НДС – из строки 118, разд. 3 декларации НДС.

Если результат вычислений больше 89%, то предприятие будет отнесено к группе риска, поэтому стоит перед каждой подачей декларации проверять удельный вес вычетов по НДС. В случае превышения лучше перенести часть вычетов на будущее либо оставить как есть и подготовить ответы на вопросы налоговиков и подтверждающие документы.

Нагрузка по НДФЛ

Вычисление налоговой нагрузки по НДФЛ определяется по формуле:

Налоговая нагрузка по НДФЛ = Исчисленный НДФЛ / Общая сумма доходов от этой деятельности * 100%.

Налоговая инспекция потребует объяснений, если полученное значение будет слишком низким. Для юридических лиц важным показателем здесь будет динамика выплат, ФСН обратит пристальное внимание на компанию, если:

  • Суммы НДФЛ уменьшились относительно прошлых периодов более чем на 10% по итогам квартала или года.
  • По размеру НДФЛ было выявлено, что на предприятии выплачиваются заработные платы ниже среднего уровня по региону.
  • Также просматриваются суммы страховых взносов – не снизились ли они при том же самом количестве сотрудников.

Как контролировать налоговую нагрузку

Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:

  • работающие с отрицательными показателями доходности;
  • с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
  • с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
  • с долгами по оплате налогов;
  • с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
  • применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.

Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.

С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.

Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:

  • проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
  • спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
  • определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
  • контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.
  • Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.

Как объяснить низкую налоговую нагрузку

Практически у каждого недавно открывшегося предприятия уровень будет ниже требуемого по законодательству. Обычно фискальные службы учитывают дату создания компании при каждой проверке документов, но может понадобиться дополнительно предоставить разъяснения в ФНС.

Сложнее будет тем компаниям, которые работают не один год, и за последнее время налоговая нагрузка уменьшилась. В этом случае чаще всего причиной указывается деятельность по нескольким ОКВЭД – налоговики часто используют для просчетов только основной вид экономической деятельности, поэтому данные могут быть завышены. В этом случае можно:

  • сменить основной ОКВЭД и сообщить в фискальную службу, что и раньше работали по нему – законодательно это не запрещено;
  • самостоятельно посчитать налоговую нагрузку отдельно по каждому виду деятельности компании.

Пересчет нагрузки может быть полезен и в плане проверки – включили ли в расчет налоговой нагрузки НДФЛ. Об этом налоге в ФНС нередко забывают, и в итоге получается завышенный показатель.

Если все значения рассчитаны правильно, то предприятие может объяснить свой заниженный коэффициент налоговой нагрузки так:

  • осуществляется не только производственная деятельность, но есть и инвестиционные вложения;
  • много усилий направлено на развитие производственной (или торговой) сети;
  • началось осваивание нового вида деятельности (подойдет для компаний, работающих уже несколько лет).

Можно также указать налоговикам данные из статистики по конкретному региону и отрасли, что за данный период были объективные причины ухудшения дел. Это может быть упадок в сфере деятельности бизнеса или в смежной сфере, где находятся главные покупатели и т. д. Например, часто указываются такие объективные обстоятельства уменьшения налоговой нагрузки:

  • снижение объемов продаж продукции;
  • сильное повышение стоимости сырья у поставщиков;
  • рост административных расходов, заработных плат сотрудников, других издержек.
Читайте также:
Общественный классификатор видов экономической деятельности

Все данные необходимо подкреплять отчетами из прошлых периодов, где все было в порядке и налоговая нагрузка была выше. Тогда будет видно, что компания действительно в данное время столкнулась с проблемами, которые потянули за собой уменьшение перечислений в бюджет.

Некоторые послабления для клиентов банков

До конца сентября 2020 года предусмотрены некоторые послабления для юридических лиц в качестве меры поддержки бизнеса в посткарантинный период. Они касаются клиентов банков – теперь организации с налоговой нагрузкой менее 0,9% от оборота не будут считаться подозрительными, как это было раньше. Предельная граница доли налоговых платежей от суммы оборота по счету может составлять минимум 0,5%.

Главными критериями, по которым банки определяют благонадежность своих клиентов, теперь являются:

  • Минимальная налоговая нагрузка – временно от 0,5%, с начала октября вернется к докризисным 0,9%.
  • Отсутствие в списке у компании-клиента банка покупателей или поставщиков из списков 550-П и 639-П, уличенных в нарушении законодательства.

Наличие платежей, которые свидетельствуют о реальности деятельности бизнеса. Например, оплата со счета предприятия за воду, интернет, канцтовары, аренду офиса, телефон, зарплаты и других социальных взносов сотрудникам, страховых взносов, НДФЛ и т. д.

Достаточно частые снятия наличности или вывод средств с корпоративной карты через займы физическим лицам, в том числе руководителю.

Все эти меры направлены на отслеживание компаний, которые занимаются «отмыванием» денег. Поэтому чем реальнее траты и поступления на счет предприятия, тем благонадежнее бизнес в глазах банков.

Среднеотраслевая налоговая нагрузка в 2020 году

sredneotraslevaya_nalogovaya_nagruzka_v_2020_godu.jpg

Похожие публикации

Показатель налоговой нагрузки предприятия является одним из оценочных критериев, используемых инспекцией ФНС при решении вопроса о целесообразности проведения выездной налоговой проверки в фирме.

Рассчитать это значение под силу самому предприятию, мы же напомним, что такое среднеотраслевая налоговая нагрузка, кто ее устанавливает, какими правовыми актами регламентирует и как она используется на практике.

Налоговая нагрузка – что это?

Налоговая нагрузка — это доля общей выручки, уплаченная компанией в виде налогов. По завершении года ФНС рассчитывает ее среднее значение по каждой отрасли. Этот показатель становится одним из условий в выборе претендентов для выездной проверки. Дело в том, что ФНС кардинально изменила подход к организации контроля деятельности предприятий и полноты сбора налогов. Теперь вместо проведения тотальных проверок налоговики анализируют показатели компании, соотнося их с критериями риска совершения налоговых нарушений (недоначисления налогов).

Подобный переход регламентирован Концепцией планирования выездных проверок, утвержденной приказом ФНС № ММ-3-06/333 от 30.05.2007 (с изм. от 10.05.2012), по положениям которой планирование проверок стало открытым процессом, выстроенным на отборе плательщиков для осуществления выездного контроля по критериям риска. Не единственным, но наиболее весомым (критерием № 1) из них является величина налоговой нагрузки на компанию (раздел 4 Концепции). Ее показатель предприятие может рассчитать самостоятельно, а затем сравнить с исчисленным налоговиками средним значением по отрасли. Предприятие, налоговая нагрузка которого выбивается (оказывается ниже) из общего ряда средних показателей с большей долей вероятности будет подвергнуто проверке.

Таким образом, налоговая нагрузка – важный показатель не только для ИФНС, но и для конкретного плательщика. Его анализ позволяет компании выбрать наиболее приемлемую систему налогообложения и спрогнозировать оценку налоговиков к финансовой отчетности. Т. е., ФНС побуждает компании к самостоятельному уточнению своих обязательств, их анализу, минимизации и устранению нарушений.

Действуют несколько алгоритмов исчисления общей налоговой нагрузки по компании, но для налогового анализа ее рассчитывают отношением доли начисленных к уплате налогов к объему полученного в определенном периоде дохода.

Среднеотраслевая налоговая нагрузка в 2020 году

Среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки по видам деятельности ФНС опубликовала в приложении 3 к приказу от 30.05.2007 № ММВ-3-06/333 и на своем официальном сайте . Приказом № ММВ-7-2/297@ от 10.05.2012 в Концепцию были внесены изменения. Показатели общей налоговой нагрузки по отраслям деятельности и по стране в целом должны ежегодно пополняться данными за истекший год в срок до 5 мая. Т.е., в настоящий момент в приложении 3 фигурируют средние показатели за 2018 год, с которыми сравнивают отчетные данные компаний за 2019 год:

Расчет налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка (НН) может быть рассчитана:

  • в абсолютной величине – подсчетом точной суммы налоговых начислений. Это значение недостаточно информативно, оно необходимо, в основном, аналитикам компании;
  • в относительной величине – определением процента средств, направленных на погашение налоговых обязательств (КНН), по отношению к выручке компании за год, по формуле:

КНН = СН (сумма налогов) / В (общая выручка за год, включая внереализационный доход) х 100%.

Относительная нагрузка указывает, какую часть дохода фирма отчисляется в бюджет.

Порядок расчета ФНС конкретизировала в приказе № ММ-3-06/333@. Рассчитывая НН следует:

  • учесть только «очищенную» от НДС и акцизов выручку;
  • учесть уплаченный НДФЛ;
  • не включать в расчет страховые взносы.

В расчете НН для предприятий, работающих на ОСНО, в сумме начисленного налога следует учитывать:

  • начисленные к уплате налоги – на прибыль, НДС, другие, указанные в соответствующих декларациях;
  • выручку, отраженную в отчете о финансовых результатах (без НДС).

Пример

По завершении 2019 года строительная компания рассчитала налоговую нагрузку исходя из информации в бухгалтерской и налоговой отчетности:

  • выручка по отчету о финрезультатах без НДС – 20 000 000 руб.;
  • начислены налоги:
  • НДС – 300 000 руб.;
  • ННП (налог на прибыль) – 1 800 000 руб.;
  • транспортный налог – 20 000 руб.;
  • перечисленный НДФЛ – 350 000 руб.
Читайте также:
Виды комплексных форм непосредственной демократии

Абсолютный размер НН = 300 000 + 1 800 000 + 20 000 + 350 000 = 2 470 000 руб.

Относительный размер НН = 2 470 000 / 20 000 000 х 100% = 12,35%.

Среднеотраслевой коэффициент налоговой нагрузки строительных предприятий, согласно приложению 3 к Концепции, составляет 10,4%. Расчетное значение НН компании – 12,35%, т.е., оно больше среднего значения, значит, пока риск визита проверяющих из ИФНС можно считать минимальным.

Если рассчитанный предприятием коэффициент НН ниже среднеотраслевых значений налоговой нагрузки, то придется анализировать причины, приведшие к таким результатам.

Расчет налоговой нагрузки по видам налогов и режимов налогообложения

В письме ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ продемонстрированы формулы расчета НН по конкретным налогам и видам применяемых в деятельности режимов:

  • По налогу на прибыль – отношением начисленного налога на прибыль к сумме доходов от продаж и внереализационных доходов по данным декларации по ННП. При исчислении налоговой нагрузки по ННП необходимо помнить, что низкой будет считаться НН производственного предприятия в размере 3%, а торгового – 1%;
  • По НДС исчислить НН можно отношением начисленного к уплате по декларации НДС к налоговой базе, определенной по 3-му разделу декларации. Если компания работала не только в РФ, но и экспортировала продукцию, то к данным 3-го раздела прибавляют налоговую базу 4-го раздела. Кроме того, учитывают и величину доли вычетов по налогу в его общей сумме – она не должна быть более 89%;
  • ИП на ОСНО рассчитывают нагрузку по НДФЛ отношением начисленного налога к доходу по декларации по НДФЛ;
  • При УСН нагрузка определяется отношением суммы единого налога по УСН, начисленного по декларации, к задекларированному доходу;
  • Для плательщиков ЕСХН нагрузка считается отношением ЕСХН-налога, исчисленного к уплате, к доходу по ЕСХН-декларации.

Если компании (независимо от режима налогообложения) уплачивают различные налоги (на воду, земельный, водный, транспортный, НДПИ и др.), то начисления по ним также учитываются при определении общей налоговой нагрузки.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Больше материалов по теме «Налоги и учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Абсолютная и относительная налоговая нагрузка
  2. Государственные документы
  3. Кому и зачем это нужно
  4. Какую именно нагрузку будем считать?
  5. Формула расчёта налоговой нагрузки
  6. Нагрузка по конкретному налогу
  7. Нюансы налоговой нагрузки для разных типов предпринимателей

Любой предприниматель, стремясь к увеличению своей прибыли, ощущает неизбежное налоговое бремя. Естественно стремление снизить расходы на уплату налогов, при этом важно не переходить грань, определенную законом. Тем не менее, и слишком низкой налоговая нагрузка быть не может, потому что в таком случае практически наверняка налицо нарушения налогового законодательства, на выявление которых может быть направлена плановая либо внеплановая проверка ИНФС.

Из каких компонентов состоит налоговая нагрузка, какова ее роль в предпринимательской деятельности, как вычислить ее на разных экономических уровнях, под силу ли предпринимателю сделать это самостоятельно – все эти вопросы обсуждаем ниже. Присоединяйтесь!

Абсолютная и относительная налоговая нагрузка

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Государственные документы

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Какую именно нагрузку будем считать?

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

Читайте также:
Лицензия по пожарной безопасности МЧС: виды деятельности

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Совокупная нагрузка

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

Налоговая нагрузка ООО «Долгождан»: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Нагрузка по конкретному налогу

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Уровень нагрузки по налогу на прибыль

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

Уровень налоговой нагрузки по НДС

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.

    Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

НН по НДС = ННДС / Нбрф

Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

Нюансы налоговой нагрузки для разных типов предпринимателей

  1. ИП. Индивидуальный предприниматель должен рассчитать налоговую нагрузку по НДФЛ. Для этого нужно разделить показатель своей декларации на приведенный в декларации 3-НДФЛ.
  2. Плательщики УСН должны взять уровень своей нагрузки, начисленный в соответствии с декларацией, и разделить его на доход в соответствии с 3-НДФЛ.
  3. Предприниматели на ЕСХН делят,соответственно, показатели своего налога на сумму дохода по 3-НДФЛ–декларации.
  4. Те, кто выбрал ОСНО, суммируют НДС и налог на прибыль и находят отношение полученной суммы к общей выручке, отраженной в отчете о прибылях и убытках.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если бизнесмен, кроме перечисленных, платит и другие налоги, например, земельный, на воду, имущество и т.д. (кроме НДФЛ), то все эти налоги будут участвовать в расчете совокупной нагрузки.

Если уровень налоговой нагрузки оказался низким, это еще не значит обязательных штрафных санкций: они могут быть назначены только по результатам проверки, риск которой в такой ситуации, естественно, возрастает.

Виды деятельности благотворительного фонда по ОКВЭД

94

Деятельность общественных организаций

Эта группировка включает:

– деятельность организаций, интересы членов которых сосредоточены на обеспечении развития и процветания этих организаций

Эти организации обычно строятся на выборной основе своих членов, но их деятельность может вовлекать и приносить пользу лицам, не являющимся членами этих организаций.

Первичные подразделения этой организации разбиваются на группировки по категориям на основе решаемых ими задач, а именно, служат ли они интересам предпринимателей, наемных сотрудников и научного сообщества, см. 94.1, интересам служащих, см. 94.2 или продвигают религиозные, политические, культурные, образовательные или развлекательные идеи и деятельность, см. 94.9

Читайте также:
Декларация о смене вида разрешенного использования: образец

Деятельность коммерческих, предпринимательских и профессиональных организаций

Эта группировка включает:

– деятельность организаций, представляющих интересы членов коммерческих организаций и организаций предпринимателей

В случае профессиональных членских организаций данная группировка также включает:

– деятельность по продвижению профессиональных интересов работников данной профессии

Деятельность коммерческих и предпринимательских членских организаций

Эта группировка включает:

– деятельность организаций, интересы членов которых сосредоточены на обеспечении развития и процветания предприятий конкретной сферы деятельности, например торговли, сельского хозяйства и др., или на экономическом развитии и экономической обстановке конкретного географического района или административной единицы независимо от направления коммерческой деятельности;

– деятельность объединений таких организаций, как торговые палаты, союзы, гильдии и аналогичные организации;

– деятельность по распространению информации, представительство в государственных учреждениях, связи с общественностью и переговоры с профсоюзами

Эта группировка не включает:

– деятельность профессиональных союзов, см. 94.20

Деятельность профессиональных членских организаций

Эта группировка включает:

– деятельность организаций, интересы членов которых сосредоточены на конкретной отрасли знаний или отрасли профессиональной практической деятельности или технической области, например ассоциации медиков, юристов, бухгалтеров, технических работников, архитекторов и т.д.;

– деятельность ассоциаций специалистов, занятых в научной, образовательной или культурной сфере, например ассоциации писателей, живописцев, исполнителей различных видов искусств, журналистов и т.д.;

– деятельность по распространению информации, установлению критериев оценки практической деятельности и контролю за их соблюдением, представительство в государственных учреждениях и связи с общественностью

Эта группировка также включает:

– деятельность научных обществ

Деятельность профессиональных союзов

Деятельность профессиональных союзов

Эта группировка включает:

– деятельность по защите интересов служащих профсоюзов и объединений профсоюзов

Эта группировка также включает:

– деятельность ассоциаций, члены которых являются сотрудниками, заинтересованными в представлении своих интересов по вопросам зарплаты и условий труда на рабочем месте, а также в осуществлении согласованных действий через данную организацию;

– действия профессиональных союзов предприятий, федераций, организованных по профессиональному, структурному, отраслевому или другому принципу

Деятельность прочих общественных организаций

Эта группировка включает:

– деятельность организаций (кроме организаций бизнесменов и предпринимателей, профессиональных организаций, профсоюзов), которые представляют интересы своих членов

Деятельность религиозных организаций

Эта группировка включает:

– деятельность религиозных организаций в целях совместного исповедания и распространения веры, и не имеет объектов классификации для целей учета экономической деятельности

(в ред. Изменения 1/2015 ОКВЭД2, утв. Приказом Росстандарта от 26.05.2015 N 423-ст, Изменения 4/2015 ОКВЭД 2, утв. Приказом Росстандарта от 10.12.2015 N 2147-ст)

(см. текст в предыдущей редакции)

Деятельность политических организаций

Эта группировка включает:

– деятельность политических организаций и взаимодействующих с ними организаций, например политических объединений молодежи

Эти организации в основном участвуют в формировании мнений и условий для принятия решений органами общественного управления путем продвижения членов своих групп или сочувствующих в политический аппарат организаций, в вовлечение их в распространение информации, связи с общественностью, сбору средств и т.д.

Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки

Эта группировка включает:

– деятельность организаций, не связанных непосредственно с политическими партиями, оказывающих влияние на общественное мнение путем просвещений, политического влияния, сбора средств и т.д.;

– деятельность по формированию гражданских инициатив или движений протеста;

– деятельность экологических и природоохранных движений;

– деятельность организаций общественной поддержки и просвещения;

– деятельность организаций по защите и улучшению положения социальных групп населения, например этнических групп и меньшинств;

– деятельность патриотических ассоциаций, включая ассоциации ветеранов войны;

– деятельность ассоциации потребителей;

– деятельность ассоциации автомобилистов;

– деятельность ассоциации общественных связей, включая клубы знакомств и т.д.;

– деятельность молодежных организаций, студенческих ассоциаций, молодежных клубов и товарищества по интересам и т.д.;

– деятельность организаций культурной и развлекательной направленности (кроме спортивных организаций), например клубы любителей поэзии, литературы и клубы книголюбов, исторические клубы, клубы озеленителей, клубы фотолюбителей и кинолюбителей, музыкальные и художественные клубы, клубы ремесленников и коллекционеров, карнавальные клубы и т.д.

Эта группировка также включает:

– раздачу подарков членскими организациями или другими организациями

Код ОКВЭД для благотворительного фонда

У большинства благотворительных фондов стоит код 65.23 (Финансовое посредничество, не включенное в другие группировки), у некоторых НКО могут быть в качестве основного вида деятельности указаны коды:
74.84 (предоставление прочих услуг);
74.8- предоставление различных видов услуг;
85.32 – Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания;
Пожертвования, полученные с назначением платежа на уставную деятельность могут быть восприняты как внереализационные доходы с обложением налогами, так как код ОКВЭД 65.23 не подразумевает под собой благотворительную деятельность.
Каковы налоговые и прочие риски при неправильном указании ОКВЭД?
Какой правильный ОКВЭД должен быть у благотворительных фондов?

До 01.01.2015 действовал классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг – ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Данный классификатор был введен в действие 01.01.2003 Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст и охватывает широкий спектр задач. Хозяйствующие субъекты используют ОК 029-2001 для решения вопросов, связанных:
– с классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых при регистрации;
– с определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности.

Налоговые органы неоднократно проводили разъяснительные мероприятия среди хозяйствующих субъектов, зарегистрированных после 01.01.2004, о дополнении сведений информацией о кодах по ОКВЭД (см. письма ФНС РФ от 07.11.2006 N ЧД-6-25/1075@, от 05.10.2006 N ШТ-6-09/986@, от 26.09.2005 N ВЕ-6-09/795@). Впоследствии Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ были внесены изменения в п. 5 ст. 5 Закона о регистрации, согласно которым начиная с 01.01.2011 хозяйствующие субъекты, в том числе юридические лица, в течение трех рабочих дней с момента изменения кодов по ОКВЭД обязаны сообщить о данном факте в регистрирующий орган. Напомним, до этого информация о кодах по ОКВЭД была в числе исключений (сведений, об изменении которых не приходилось уведомлять налоговый орган).

Читайте также:
Виды договора поставки в гражданском праве

В связи с закреплением данной обязанности в законодательном порядке организации, своевременно не сообщившие об изменении кодов по ОКВЭД в регистрирующий орган, в настоящее время несут административную ответственность, предусмотренную п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ. Ответственность в форме предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 руб. установлена за непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о хозяйствующем субъекте в орган, осуществляющий государственную регистрацию.

Полагаю, что, фактически, это единственное негативное последствие осуществления деятельности, код по ОКВЭД которой не был сообщен в налоговую инспекцию. Законодательный запрет на осуществление деятельности, не охваченной заявленными кодами по ОКВЭД, отсутствует: присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не лишает ее права осуществлять иные виды деятельности (см., например, постановления ФАС ПО от 29.09.2010 N А55-30696/2009, от 11.11.2008 N А55-1836/08).

Основным для понимания рисков является принятие во внимание нормы гражданского законодательства, установленной в п. 1 ст. 49 ГК РФ :

Статья 49. Правоспособность юридического лица
1. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Кроме того, Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ, статья 50 ГК дополнена пунктом 6, вступившем в силу с 1 сентября 2014 года:

6. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (статья 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

Таким образом, гражданское законодательство однозначно ограничивает правоспособность юридических лиц в целом и некоммерческих организаций в частности только и исключительно целями деятельности, предусмотренными в законе и учредительных документах.

В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ
“О некоммерческих организациях”:
«1. Учредительными документами некоммерческих организаций являются:
устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения;
устав либо в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, положение, утвержденные соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, для казенного учреждения;
учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза».

Свидетельство о присвоении кодов ОКВЭД не относится к учредительным документам некоммерческой организации, и, в силу этого, не может повлиять на определение соответствия использования средств целевого финансирования уставным целям. В силу этого налоговые риски в рассматриваемом случае представляются минимальными.

К возможным негативным последствиям неправильного определения ОКВЭД можно отнести:

1) отказ в государственной регистрации юридического лица по причине неправильного заполнения заявления. Имеют место многочисленные арбитражные дела, связанные с оспариванием решений об отказе в государственной регистрации юридических лиц по причине использования устаревшего классификатора ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.. Ввиду того, что законодательного запрета на возможность использования кодов видов экономической деятельности, указанных в ОКВЭД ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), при заполнении заявления о государственной регистрации юридического лица не установлено, суды признавали решения инспекций об отказе в государственной регистрации незаконными (постановления ФАС СЗО от 06.09.2010 N А56-14732/2010, ФАС МО от 16.08.2010 N КГ-А40/8894-10, ФАС ЗСО от 08.07.2010 N А27-25682/2009, ФАС ВСО от 21.04.2010 N А33-16155/2009, от 03.09.2009 N А19-3023/09, ФАС УО от 24.11.2009 N Ф09-9245/09-С4). В связи с тем, что отказ в государственной регистрации был осуществлен неправомерно, регистрирующий орган возмещал заявителю убытки в виде затрат по уплате государственной пошлины и услуг нотариуса на основании п. 2 ст. 24 Закона о регистрации (постановления ФАС ПО от 16.03.2009 N А12-17199/2008, ФАС СЗО от 13.01.2010 N А05-9328/2009).

2) Неверный расчет взносов в Фонд социального страхования вследствие неправильного определения кодов ОКВЭД. В данном случае код ОКВЭД необходим в целях исполнения обязательств по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – страхование от НС и ПЗ). Организация не вправе произвольно определять свой вид экономической деятельности для рассматриваемых целей. В силу п.3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2006 г. N 55), для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации документы установленной формы, содержащие код (коды) ОКВЭД. В случае, рассмотренном в Постановлении ФАС СКО от 27.05.2010 N А32-38227/2009-5/817, страхователь неправильно классифицировал свою деятельность по коду ОКВЭД и применил неверные тариф и класс профессионального риска при расчете взносов на страхование от НС и ПЗ. В результате этих действий образовалась недоимка страховых взносов, подлежащих уплате. Поскольку деятельность, фактически осуществляемая обществом, не соответствовала коду по ОКВЭД, судебный орган принял сторону представителей ФСС.

По вопросу о взаимосвязи определения целевого использования средств или квалификации их как пожертвование с указанием кода ОКВЭД арбитражной практики найти не удалось.

Читайте также:
Виды договора поставки в гражданском праве

В отношении того, какой код ОКВЭД следует указывать некоммерческим организациям, следует отметить следующее. В настоящее время принят и введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Основанием для его разработки являлся План мероприятий по формированию методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствованию и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичем 10 августа 2013 г. N 4760п-П10, и постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677 “Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области”.

ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) был принят и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст с датой введения в действие 1 февраля 2014 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г., с установлением переходного периода до 1 января 2015 г. и последующей отменой Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1).

В отличие от предыдущих классификаторов, ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) предусматривает, в том числе, следующие группировки:

94
Деятельность общественных организаций
Эта группировка включает:
– деятельность организаций, интересы членов которых сосредоточены на обеспечении развития и процветания этих организаций
Эти организации обычно строятся на выборной основе своих членов, но их деятельность может вовлекать и приносить пользу лицам, не являющимся членами этих организаций.
Первичные подразделения этой организации разбиваются на группировки по категориям на основе решаемых ими задач, а именно, служат ли они интересам предпринимателей, наемных сотрудников и научного сообщества, см. 94.1, интересам служащих, см. 94.2 или продвигают религиозные, политические, культурные, образовательные или развлекательные идеи и деятельность, см. 94.9

94.9
Деятельность прочих общественных организаций
Эта группировка включает:
– деятельность организаций (кроме организаций бизнесменов и предпринимателей, профессиональных организаций, профсоюзов), которые представляют интересы своих членов

94.91
Деятельность религиозных организаций
Эта группировка включает:
– деятельность религиозных организаций;
– деятельность мужских и женских монастырей
Эта группировка не включает:
– образование, предоставляемое религиозными организациями, см. 85;
– оздоровительную деятельность религиозных организаций, см. 86;
– деятельность религиозных организаций в сфере решения социальных проблем, см. 87, 88

94.92
Деятельность политических организаций
Эта группировка включает:
– деятельность политических организаций и взаимодействующих с ними организаций, например политических объединений молодежи
Эти организации в основном участвуют в формировании мнений и условий для принятия решений органами общественного управления путем продвижения членов своих групп или сочувствующих в политический аппарат организаций, в вовлечение их в распространение информации, связи с общественностью, сбору средств и т.д.

94.99
Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки
Эта группировка включает:
– деятельность организаций, не связанных непосредственно с политическими партиями, оказывающих влияние на общественное мнение путем просвещений, политического влияния, сбора средств и т.д.;
– деятельность по формированию гражданских инициатив или движений протеста;
– деятельность экологических и природоохранных движений;
– деятельность организаций общественной поддержки и просвещения;
– деятельность организаций по защите и улучшению положения социальных групп населения, например этнических групп и меньшинств;
– деятельность патриотических ассоциаций, включая ассоциации ветеранов войны;
– деятельность ассоциации потребителей;
– деятельность ассоциации автомобилистов;
– деятельность ассоциации общественных связей, включая клубы знакомств и т.д.;
– деятельность молодежных организаций, студенческих ассоциаций, молодежных клубов и товарищества по интересам и т.д.;
– деятельность организаций культурной и развлекательной направленности (кроме спортивных организаций), например клубы любителей поэзии, литературы и клубы книголюбов, исторические клубы, клубы озеленителей, клубы фотолюбителей и кинолюбителей, музыкальные и художественные клубы, клубы ремесленников и коллекционеров, карнавальные клубы и т.д.
Эта группировка также включает:
– раздачу подарков членскими организациями или другими организациями

Кроме того, может быть использован следующий код:

88.99
Предоставлению прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки
Эта группировка включает:
– предоставление услуг социального характера, консультаций, материальной помощи
Эти услуги могут предоставляться государственными службами или частными организациями, оказывающими помощь при стихийных бедствиях, а также национальными и местными организациями взаимопомощи, специалистами по: предоставлению социальной помощи детям и подросткам и руководства их воспитанием; усыновлению (удочерению), деятельность по предотвращению жестокого обращения с детьми и другими лицами; консультированию по домашнему бюджету, по вопросам брака и семьи, кредитам и займам; предоставлению социальных услуг на муниципальном уровне; оказанию помощи жертвам стихийных бедствий, беженцам, мигрантам и т.п., в том числе предоставление им места для временного проживания или жилья на длительный срок; профессиональной реабилитации для безработных при условии, что объем образовательных услуг ограничен; определению права на получение социальной помощи, доплаты за аренду жилья (жилищных субсидий) или продовольственных талонов; подготовке к определенному виду деятельности лиц с физическими или умственными недостатками, с ограниченным обучением; сбору средств или иной благотворительной деятельности по оказанию помощи, связанной с предоставлением социальных услуг
Эта группировка не включает:
– финансирование и управление обязательными программами социального обеспечения, см. 84.30;
– предоставление услуг социального характера, подобных описанным в этой группировке, с обеспечением проживания, см. 87.90

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: