Статья 51 градостроительного кодекса РФ с комментариями

Отказ в разрешении на строительство

Консультация юриста в Москве 8(800)201-16-39
Консультация юриста в Курске – 8(4712)746-806
Регионы – 8-800-201-16-39

Причины и проблематика обжалования отказа в выдаче разрешения на строительство

Строительные, ремонтные работы, а также реконструкция объектов капитального строительства всегда сопровождается получением соответствующих разрешительных документов. Такие документы подтверждают право застройщика на проведение строительных работ на определенной территории.

Функция выдачи разрешений на строительство лежит на федеральных властях, органах государственной власти субъекта, а также органах местного самоуправления и напрямую зависит от принадлежности участка, а также от его особенностей. Однако, чаще всего выдачу разрешительных документов осуществляют городские власти.

Рассмотрим основные причины отказов в выдаче разрешения на строительство.

1. Отсутствие необходимых документов в ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ указан исчерпывающий перечень документов, которые застройщик обязан предоставить с заявлением о выдаче разрешения на строительство. Непредставление хотя бы одного из них влечет к отказу в выдаче разрешения. Однако, следует помнить, что требовать иные документы, не указанные в п. 7 ст. 51 ГрК РФ для получения разрешения на строительство, не допускается (п. 10 ст. 51 ГрК РФ).

Так, индивидуальному предпринимателю из Курска удалось отменить решение об отказе в выдаче разрешения на строительство Комитета Архитектуры и градостроительства г. Курска (далее – Комитет) (решение Арбитражного суда Курской области от 19 сентября 2019 г. по делу № А35-11309/2017). Заявителем в Комитет было подано заявление о выдаче разрешения на строительство. К заявлению были приложены все необходимые документы, однако Комитет в выдаче разрешения на строительство отказал на основании ч. 13 ст.51 ГрК РФ в связи с несоответствием представленной проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, в связи с отсутствием документов, указанных в пп. Д (сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения), в пп. 3 (перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам административного назначения), п. 3 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ.

Арбитражный суд решение об отказе отменил, пояснив следующее: в соответствии с п. 10 ст. 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство. Следовательно, уполномоченные органы не вправе требовать предоставления проектной документации в полном объеме, который указан в Постановлении 87 Правительства РФ от 16.02.2008 г. «О составе проектной документации». Застройщик, подавший заявление на получение разрешения на строительство объекта капитального строительства может иметь проектную документацию, соответствующую по составу вышеуказанному Постановлению, но не обязан предоставлять ее в орган исполнительной власти, как приложение к своему заявлению, а должен представить те документы, которые регламентированы ст. 51 ГрК РФ.

В решении Арбитражного суда Брянской области от 9 декабря 2015 г. по делу № А09-9880/2015 Управление по строительству и развитию территории г. Брянска отказало заявителю в выдаче разрешения на строительство в связи с непредставлением им схем, отображающих архитектурные решения (а именно, плана благоустройства, согласованного Управлением, в соответствии с Правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Брянска, утвержденными решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.06.2006 №460.

Суд данное решение отменил и отметил, что законом не предусмотрено предоставление плана благоустройства территории на стадии получения разрешения на строительство. Таким образом, у Управления по строительству и развитию территории города Брянска отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешения на строительство комплекса жилых домов.

А вот в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2018 г. по делу № А33-4829/2018 заявителю не удалось добиться отмены решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, вынесенного Департаментом градостроительства.

В ходе судебного заседания судом было установлено, что в нарушение норм градостроительного законодательства в перечне документов, представленных заявителем в Департамент градостроительства, отсутствовали: сведения об инженерных изысканиях; копии отчетов об инженерно-геологических изысканиях шифр 07-17, об инженерно-геодезических изысканиях шифр 17-027 (представлена копия отчета об инженерно-геологических изысканиях с шифром 07-14, при этом наименование объекта исследование заклеено и изменено заявителем); действующие технические условия подключения к сетям водоснабжения и водоотведения (срок в представленной копии технических условия от 03.09.2014 № КЦО- 14/25471 истек 03.09.2017, наименование объекта в представленных технических условиях не соответствует, указанному в материалах проектной документации).

2. Необходимый перечень документов представлен, однако не отвечает требованиям градостроительного плана земельного участка (ГПЗ).

Так, в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 августа 2015 г. по делу № А73-2509/2015 суд кассационной инстанции поддержал решение суда первой инстанции и признал решение Администрации г. Хабаровска об отказе в выдаче разрешения на строительство в связи с несоответствием требованиям ГПЗ незаконным. Администрация, отказывая в выдаче испрашиваемого разрешения на реконструкцию на основании части 13 статьи Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства > Статья 51. Разрешение на строительство”>51 Градостроительного кодекса, исходила из того, что представленные обществом «ВМК Капитал» документы не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка , в проектной документации должны быть указаны параметры реконструируемого здания, а не помещения в нем.

Суд пояснил, что как видно из градостроительного плана земельного участка, утвержденного распоряжением департамента архитектуры, строительства и землепользования, на земельном участке расположен объект капитального строительства, что соответствует данным о подлежащем реконструкции объекте недвижимости и проектной документации. Таким образом, как верно указали суды, отказ администрации в выдаче разрешения на реконструкцию по указанной ею причине не соответствует положениям Градостроительного кодекса РФ, не свидетельствует и не подтверждает несоответствие представленных обществом «ВМК Капитал» документов требованиям градостроительного плана земельного участка.

3. Необходимый перечень документов представлен, однако не отвечает требованиям разрешения на отклонение от предельных размеров строительства или реконструкции.

Читайте также:
Статья 322 2 УК РФ с комментариями

Решением Ленинского районного суда г. Курска т 8 июля 2014 г. по делу № 2-2980/2014 2-2980/2014

М-2443/2014 М-2443/2014 в признании незаконным решения отдела архитектура и строительства ЦО в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома, а также признании незаконным постановления Администрации об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и отклонение от предельных параметров разрешенного строительства было отказано.

Суд отметил, что у органа местного самоуправления имелось право на отказ в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка заявителя, заявленный первоначально как «под строительство жилого дома», а в дальнейшем уточненный как «под строительство индивидуального жилого дома с местом применения труда», поскольку с учетом этих же критериев (коэффициента застройки и использования территории, необходимости соблюдения отступов от красных линий), а также представленной выкопировки из проекта планировки центральной части, доводы стороны заявителя о том, что в данном случае в соответствии с выданным градостроительным планом место допустимого размещения здания находится в отдалении от границ земельного участка и не попадает за линию регулирования застройки, безосновательны.

Отмена ранее выданных разрешений на строительство

На практике нередки случаи отмены разрешительной документации органами местного самоуправления. Основная сложность связана с тем, что это может произойти в тот момент, когда процесс строительства объекта начат и в него уже вложены средства. В таком случае, доказать положение не легитимности разрешительной документации и легитимности отмены должен орган или лицо, принимавшее акт.

Примером такой ситуации выступает Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.04.2010 по делу n А43-10172/2009 – суд решил, что заявление о признании недействительным постановления главы администрации города об отмене распоряжения об утверждении документации по планировке территории удовлетворено правомерно, поскольку тот факт, что материалы, содержащиеся в проектной документации, входят в перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство, а также факт проведения публичных слушаний по проекту планировки территории подтверждены материалами дела.

Комментарий к статье 51 ГСК РФ Разрешение на строительство

1. Части 1 и 2 комментируемой статьи раскрывают содержание разрешения на строительство, а также устанавливают, что на основании данного документа происходит строительство, реконструкция или капитальный ремонт объектов капитального строительства.

2. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации” ч. 3 комментируемой статьи вводится в действие с 1 января 2010 г.

Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что выдача разрешений на строительство не допускается при отсутствии правил землепользования и застройки. Исключение из этого правила составляют земельные участки, на которые не распространяется или не устанавливается действие градостроительных регламентов.

В соответствии со ст. 36 комментируемого Кодекса действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:

в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;

в границах территорий общего пользования;

занятые линейными объектами;

предоставленные для добычи полезных ископаемых.

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель водного фонда, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

3. Части 4 и 5 комментируемой статьи устанавливают компетенцию исполнительных органов власти на федеральном, региональном и местном уровнях по выдаче разрешений на строительство.

4. Часть 6 комментируемой статьи определяет органы, выдающие разрешение на строительство объектов капитального строительства, размещение которых допускает изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа.

В соответствии со ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:

1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;

2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:

объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

объекты использования атомной энергии;

объекты обороны и безопасности;

объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;

линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;

автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов;

3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Статья 55 Земельного кодекса устанавливает, что принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

Читайте также:
Статья 1102 ГК РФ комментарии и применение

Статья 63 Земельного кодекса предусматривает гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:

предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;

возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;

возмещения в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков.

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.

Расходы, понесенные собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков на осуществление застройки земельных участков зданиями капитального типа и проведение других мероприятий, существенно повышающих стоимость земли, после уведомления о предстоящем изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков, возмещению не подлежат.

Собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд наряду с гарантиями, предусмотренными выше, должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок.

5. Части 7 и 9 устанавливают перечни документов, которые необходимо приложить к заявлению о выдаче разрешения на строительство. Перечни документов являются закрытыми, требование иных документов не допускается. Заявление направляется в органы, уполномоченные выдавать такое разрешение, в соответствии с ч. 4 – 6 комментируемой статьи.

6. В качестве примера рассмотрим Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 февраля 2005 г. N 97 (в ред. от 11 октября 2005 г.), которым был утвержден Порядок оформления исходно-разрешительной документации для строительства объектов недвижимости на территории Республики Татарстан.

Разрешение на строительство на территории Республики Татарстан выдается органом исполнительной власти Республики Татарстан – Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора Республики Татарстан Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (Инспекция ГАСН РТ) на весь период строительства при наличии утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации по принятой форме и на выполнение строительно-монтажных работ по этапам строительства.

Разрешение на строительство выдается в случаях нового строительства, реконструкции объектов производственного и непроизводственного назначения, инженерных сооружений и коммуникаций, нового строительства и реконструкции автомобильных дорог и их участков (пусковых комплексов), мостов, путепроводов, объектов придорожного сервиса и других сооружений, а также их капитального ремонта независимо от источников финансирования и форм собственности.

Для получения разрешения на строительство объекта заявитель представляет в Инспекцию ГАСН РТ следующие документы:

а) заявление на получение разрешения на строительство по установленной форме. К заявлению может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации;

б) документы, удостоверяющие право инвестора, застройщика на земельный участок;

в) градостроительный план земельного участка, скопированный с генерального плана участок строительства на топографической основе в масштабе 1:500, подписанный главным архитектором города (района) и разработчиком проекта планировки и застройки города (района);

г) материалы, содержащиеся в проектной документации, в том числе:

схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с указанием внутриплощадочных и пешеходных проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

схемы, отображающие архитектурные решения;

сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

положительное сводное заключение государственной вневедомственной экспертизы по технико-экономическому обоснованию (ТЭО) и рабочему проекту (при двухстадийном проектировании) или рабочему проекту (при одностадийном проектировании) и распорядительный документ об утверждении проектно-сметной документации. Положительное заключение представляется на объект в целом или для поэтапного строительства;

проект организации строительства работ, в том числе организации работ по сносу, реконструкции или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст. 40 Градостроительного кодекса РФ);

согласие всех правообладателей капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

Также необходимо предоставить информацию о сроке начала строительства.

Разрешение на строительство подписывается руководителем Инспекции ГАСН РТ или его заместителем и может выдаваться как:

разрешение на строительство по объекту в целом;

разрешение на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ (подготовительных работ, земляных работ по устройству котлованов, прокладки коммуникаций, устройства фундаментов и каркаса).

Срок действия разрешения на строительство устанавливается исходя из приведенного в проекте организации строительства периода времени, необходимого для строительства объекта в целом или выполнения отдельных видов строительных работ.

6. Части 11 – 13 комментируемой статьи устанавливают порядок действий уполномоченного органа в случае поступления заявления о выдаче разрешения на строительство.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации” в п. 2 ч. 11 ст. 51, предусматривают, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку соответствия либо проектной документации, либо схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Читайте также:
Статья 38 семейного кодекса РФ с комментарием

В результате проведенной в течение 10 дней проверки полученных документов уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения, если необходимые документы представлены не в полном объеме или же не соответствуют установленным требованиям.

Выдача разрешения на строительство осуществляется бесплатно.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации” в ч. 13 комментируемой статьи была уточнена формулировка об отказе в выдаче разрешения на строительство уполномоченным органом.

7. Часть 14 комментируемой статьи устанавливает возможность оспорить отказ в выдаче разрешения в судебном порядке.

8. Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации” ч. 15 была изложена в новой редакции. Положение о бесплатности выдаче разрешения на строительство осталось в силе, было добавлено положение о сроке, в течение которого уполномоченные органы направляют копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный строительный надзор, в случае, если выдано разрешение на строительство объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения), указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство иных объектов капитального строительства.

9. Часть 17 комментируемой статьи устанавливает случаи, когда выдача разрешения не требуется.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации” п. 1 ч. 17 ст. 51 был уточнен. В настоящее время выдача разрешения на строительство гаража не требуется, если его строительство осуществляется на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или осуществляется на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.

Пунктом 5 ч. 17 ст. 51 установлено, что выдача разрешений на строительство не требуется и в иных случаях, установленных Градостроительным кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности. Например, п. 5 ст. 21 Закона Республики Башкортостан от 11 июля 2006 г. N 341-з “О регулировании градостроительной деятельности в Республики Башкортостан” установлено, что выдача разрешений на строительство не требуется в случае строительства уличных распределительных сетей инженерно-технического обеспечения в зонах застройки индивидуальными жилыми домами.

10. Часть 18 комментируемой статьи предусматривает обязанность застройщика в случае получения разрешения на строительство безвозмездно передать установленные материалы для размещения их в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

Содержание информационного обеспечения градостроительной деятельности установлено гл. 7 комментируемого Кодекса.

Изменение, внесенное в ч. 18 комментируемой статьи Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации”, расширяет состав материалов, которые застройщик обязан передать для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

11. Части 19 – 21 комментируемой статьи устанавливают срок действия разрешения на строительство, возможность его продления, а также закрепляют непрерывность срока действия данного разрешения при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства.

12. Часть 22 комментируемой статьи устанавливает право Правительства РФ и органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать порядок выдачи разрешений на строительство на земельные участки, на которые не устанавливаются или не распространяются действия градостроительных регламентов.

13. Заключительная часть комментируемой статьи имеет отсылочную норму к законодательству о государственной тайне.

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 221 были утверждены Правила выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения.

Строительство объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения подразумевает создание, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение находящихся в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности зданий, строений, сооружений и их комплексов, осуществляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и иных источников финансирования в соответствии со специальными правилами использования территорий, специальными государственными стандартами, градостроительными нормативами и правилами, особым порядком разработки, согласования и утверждения градостроительной документации, а также специальными разрешениями на строительство объектов недвижимости, составляющих государственную тайну, и объектов военной инфраструктуры.

Специальные разрешения на строительство объектов недвижимости, составляющих государственную тайну, выдаются на основании лицензий на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

ВАС РФ сформировал практику применения ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего – заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Исайчева В.Н.;

членов Президиума: Александрова В.Н., Амосова С.М., Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Маковской А.А., Пановой И.В., Першутова А.Г., Сарбаша С.В. –

рассмотрел заявление Инспекции государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Алтайского края от 13.01.2010 по делу N А03-18070/2009, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.05.2010 по тому же делу.

Читайте также:
Вымогательство статья 163 УК РФ с комментариями

В заседании приняла участие представитель открытого акционерного общества “Нефтяная компания “Роснефть-Алтайнефтепродукт” Ежова О.А.

Заслушав и обсудив доклад судьи Александрова В.Н., а также объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.

Открытое акционерное общество “Нефтяная компания “Роснефть-Алтайнефтепродукт” (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края (далее – инспекция) от 08.12.2009 N 225 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 13.01.2010 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 27.05.2010 указанные судебные акты оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора инспекция просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.

В отзыве на заявление общество просит оставить без изменения оспариваемые судебные акты как соответствующие действующему законодательству и обстоятельствам дела.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

Инспекцией проведена проверка соблюдения обществом градостроительного законодательства при строительстве объекта капитального строительства, которой установлено, что эксплуатация автозаправочной станции N 27 на 250 заправок легковых автомобилей в сутки, расположенной по адресу: Алтайский край, г. Камень-на-Оби, ул. Гагарина, 102, осуществляется без разрешения на ввод в эксплуатацию.

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 30.11.2009 N 225 и вынесено постановление от 08.12.2009 N 225 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, в виде 15 000 рублей штрафа.

Не согласившись с постановлением инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании его незаконным.

Признавая незаконным постановление инспекции, суды сделали вывод о том, что автозаправочные станции подпадают под действие пункта 4 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс), исключающего необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации и, соответственно, получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Между тем судами не учтено следующее.

Частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

Согласно статье 55 Градостроительного кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

К заявлению прилагаются правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; разрешение на строительство; документы, подтверждающие соответствие параметров, технических условий, технических регламентов реконструированного объекта капитального строительства проектной документации; заключение органа государственного строительного надзора.

Орган, выдавший разрешение на строительство, обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

Как следует из материалов дела, обществу выдано разрешение от 20.08.2009 N RU22307000-0000000000000134 на реконструкцию объекта капитального строительства – автозаправочной станции N 27. Согласно статье 55 Градостроительного кодекса по окончании реконструкции объекта общество обязано было обратиться в соответствующий орган исполнительной власти с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, приложив к нему необходимый пакет документов.

Таким образом, общество, получив разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства, обязано было получить разрешение и на ввод его в эксплуатацию.

Невыполнение этих требований Градостроительного кодекса образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ.

Вывод судов о том, что разрешение на ввод в эксплуатацию автозаправочной станции не требуется, так как экспертиза проектной документации таких объектов не проводится, является неосновательным.

Согласно статье 49 Градостроительного кодекса проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе.

Государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получения разрешения на строительство, а также в отношении отдельно стоящих объектов капитального строительства, которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности.

Частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса установлены случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется (строительство гаража, строительство на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства; строительство строений и сооружений вспомогательного использования; изменение объектов капитального строительства, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности).

Читайте также:
Статья 119 семейного кодекса РФ с комментариями

Под эти исключения, не требующие проведение государственной экспертизы проектной документации, автозаправочные станции, которые представляют единый технологический комплекс зданий и сооружений капитального строительства, не подпадают.

Следовательно, проектная документация указанных объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе и получение разрешений как на строительство, так и на ввод их в эксплуатацию обязательно.

При таких обстоятельствах у судов не имелось оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого обществом постановления инспекции.

Оспариваемые судебные акты как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является обязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

решение Арбитражного суда Алтайского края от 13.01.2010 по делу N А03-18070/2009, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2010 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.05.2010 по тому же делу отменить.

В удовлетворении заявления открытого акционерного общества “Нефтяная компания “Роснефть-Алтайнефтепродукт” о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края от 08.12.2009 N 225 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Главная, Градостроительный кодекс РФ, Статья 51

Главная | Градостроительный кодекс РФ | Статья 51. Выдача разрешений на строительство.

Статья 51. Выдача разрешений на строительство.

1. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Часть 3 статьи 51 вводится в действие с 31 декабря 2012 года (статья 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 20.03.2011.

3. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях. 4. Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка. 5. Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. 6. Разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков. 7. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 – 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; 4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта. 8. К заявлению, указанному в части 7 настоящей статьи, может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации. 9. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 – 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. 10. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. 11. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ) 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. 12. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции. 13. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ) 14. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке. 15. Выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченными на выдачу разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления без взимания платы. В течение трех дней со дня выдачи разрешения на строительство указанные органы направляют копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство объектов капитального строительства, указанных в части 3 статьи 54 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство иных объектов капитального строительства. (часть пятнадцатая в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ.

Читайте также:
Статья 80 семейного кодекса РФ с комментариями

Приказом Минрегиона РФ от 19.10.2006 N 120 утверждена Инструкция о порядке заполнения формы разрешения на строительство.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.01.2005 N 40 (ред. от 29.12.2008) форму разрешения на строительство устанавливает Министерство регионального развития Российской Федерации.

О форме разрешения на строительство см. Постановление Правительства РФ от 24.11.2005 N 698.

16. Форма разрешения на строительство устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ.

Положения части 17 статьи 51 применяются также в отношении указанных в ней объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие Градостроительного кодекса РФ (Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ.

17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае: 1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ) 2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); 3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; 4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ) 5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется. 18. Застройщик в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство обязан безвозмездно передать в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, сведения о площади, о высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 – 10 и 11.1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или один экземпляр копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ) 19. Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет. 20. Срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. 21. Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется. 22. Порядок выдачи разрешений на строительство на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, может определяться Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 23. Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Читайте также:
Статья 19 1 КоАП РФ с комментариями

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях.

Коллекция потребительского юмора.

НОВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ.

Потребительское видео. ТВ-передачи с участием специалистов ОЗПП.

Внимание!

Портал работает в тестовом режиме!

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Ошибка!

Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Закрыть ×

Обновлено 2 дня назад

Внимание застройщиков! До 1 января 2024 года предусмотрены некоторые особенности градостроительной деятельности в отношении объектов капитального строительства, разрешения на строительство которых выданы до 1 января 2022 года и по которым не выданы разрешения на ввод их в эксплуатацию

Доводим до Вашего сведения, что законодателем внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации”.

В частности, до 1 января 2024 года в отношении объектов капитального строительства, разрешения на строительство которых выданы до 1 января 2022 года и по которым не выданы разрешения на ввод их в эксплуатацию:

1) положения пункта 8 части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Грк РФ) не применяются.

Напоминаем, что по общим основаниям подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство является основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство (п. 8 ч. 21.15 ст. 51 ГрК РФ).

2) в случае, если со дня выдачи градостроительного плана земельного участка, на основании которого была подготовлена проектная документация объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), или если со дня утверждения проекта планировки территории, на основании которого была подготовлена проектная документация линейного объекта, прошло более полутора лет, при проведении экспертизы проектной документации таких объектов капитального строительства осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ и действовавшим на дату выдачи разрешения на строительство таких объектов капитального строительства;

3) отказ в выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию наряду с основаниями, предусмотренными пунктами 1 – 4 части 6 статьи 55 ГрК РФ, осуществляется в случае несоответствия такого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, на дату выдачи разрешения на строительство такого объекта капитального строительства. При этом положения пункта 5 части 6 статьи 55 ГрК РФ не применяются;

4) проектная документация, иные документы и материалы, подготовленные в отношении таких объектов капитального строительства, в том числе содержащиеся в едином государственном реестре заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, подлежат передаче застройщику, осуществляющему завершение строительства таких объектов капитального строительства, без взимания платы.

Указанные изменения градостроительного законодательства внесены Федеральным законом от 29.12.2022 № 468-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, вступившим в силу 29.12.2020.

Предлагаем Вам ознакомиться с указанными изменениями законодательства и учесть их в своей практической деятельности.

Статья 66 СК РФ. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка

Ст 66 СК РФ с комментариями и изменениями 2022-2022 года.

1. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования.

Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

2. Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.

Читайте также:
Статья 199 УК РФ с комментариями

Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них). По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения.

3. При невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях и законодательством об исполнительном производстве. При злостном невыполнении решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

4. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.

Комментарий к статье 66 СК РФ:

Наиболее сложная семейная ситуация у ребенка и его родителей, когда они проживают раздельно, причем тяжесть такого положения в основном падает на ребенка.

Право на общение есть и у ребенка, и у родителей. Оно служит удовлетворению жизненных потребностей как несовершеннолетних, так и взрослых членов семьи. Комментируемая статья посвящена праву на общение с ребенком родителя, который живет от него отдельно, поэтому постоянный ежедневный контакт такого родителя со своими детьми невозможен. Ребенок любого возраста должен иметь единый режим воспитания, жить сообразно сложившемуся в его семье укладу, иметь привычную среду обитания. В противном случае может пострадать его воспитание. Общение с ребенком родителя, живущего отдельно от него, предполагает существование постоянного, систематического контакта между ними, а не эпизодических неожиданных встреч. Общение должно приносить пользу ребенку, служить источником его полноценного воспитания.

Обеспечению права на общение родителя не обязательно должно предшествовать разрешение судом спора о месте жительства ребенка. Проживание ребенка с одним из родителей может быть результатом их договоренности. Если же такой договоренности нет, проживающему отдельно родителю принадлежит право выбора: ставить ли вопрос об общении или просить суд решить, с кем из родителей должен проживать ребенок.

Не менее важной формой осуществления родительских прав лицом, которое не проживает со своим ребенком, является участие в его воспитании. Предполагается использование различных способов положительного воздействия на ребенка. Для этого применяются не только личные контакты (общение), но и телефонная связь, переписка и т.п.

Общение с ребенком относится к числу личных прав одного из родителей, о существовании которого прямо говорит закон. Поэтому нарушение этого права, создание условий, затрудняющих или делающих невозможной его реализацию, есть правонарушение. Причем это нарушение не только прав одного из родителей, но и ребенка. Поэтому СК РФ запрещает родителю, с которым проживает ребенок, препятствовать его общению с другим родителем при условии, если такое общение не причинит вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. В основе противодействия общению не должны лежать сугубо личные, продиктованные эгоистическими соображениями мотивы.

Проблемы осуществления права на общение возникают при прекращении семейных отношений между родителями. Целесообразно именно в этот момент решить все вопросы, связанные с правом на общение. Тогда легче оценить реальную перспективу будущих контактов отдельно проживающего родителя со своими детьми.

Родителям предоставляется право заключать соглашения о порядке осуществления права на общение, где могут быть зафиксированы любые важные для сторон детали: место общения, его частота, продолжительность и т.п. В любом случае это соглашение должно быть свободно от положений, противоречащих интересам ребенка, заключено в простой письменной форме, не подлежащей нотариальному удостоверению.

При необходимости это соглашение может послужить одним из доказательств при рассмотрении судом иска об устранении препятствий к общению.

Нарушение права на общение касается одного из наиболее значимых личных прав гражданина как родителя. Семейный кодекс устанавливает защиту прав отдельно проживающего родителя в судебном порядке. В отличие от КоБС, при наличии спора, связанного с реализацией этого права, любая из заинтересованных сторон может обратиться с иском в суд. Спор разрешается с обязательным участием органов опеки и попечительства, дающим свое заключение по поручению суда, а не по просьбе родителей.

Суд в своем решении подтверждает право на общение и одновременно определяет его форму, сообразуясь с конкретной ситуацией (возрастом ребенка, состоянием его здоровья, привязанностью к каждому из родителей и т.п.). В иске может быть отказано, если того требуют интересы ребенка. Но всякий раз такой отказ нуждается в серьезном обосновании.

Судебный порядок служит более надежной гарантией осуществления права на общение. Поскольку обычно противодействует другой родитель, то к нему применяются меры, обязывающие к исполнению решения суда, – денежный штраф в размере до 200 установленных законом минимальных размеров оплаты труда. Если родитель, обязанный устранить препятствия к общению, по независящим от него причинам сделать этого не может (тяжело болен, выехал в командировку и т.п.), применение к нему мер принудительного характера откладывается.

Сознательное упорное нежелание подчиниться решению суда, уйти от его исполнения любым способом, даже ценой нанесения душевной травмы ребенку, рассматривается как злостное невыполнение решения суда. Это позволяет передать несовершеннолетнего другому родителю для совместного проживания. При рассмотрении такого иска суд обязательно учитывает мнение ребенка, его желание (нежелание) перейти жить к другому родителю. Только противодействия исполнению решения суда по делам подобного рода для лишения родительских прав недостаточно. Если родитель, чьи права нарушаются, стремится только к общению, он вправе обратиться за помощью в орган опеки и попечительства, к педагогу, воспитателю.

Читайте также:
Статья 45 конституции РФ с комментариями

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение интересующей его информации о ребенке из любого учреждения, где находится его ребенок, будь то общеобразовательное учреждение, специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением или больница, дом инвалидов и т.п.

Информация о ребенке не должна представлять угрозы его жизни и здоровью со стороны родителя, если он, например, страдает тяжелым и опасным для окружающих психическим заболеванием, глубоким слабоумием, после возвращения из мест лишения свободы продолжает вести асоциальный образ жизни и т.п. Родитель, имеющий право на информацию о ребенке, вправе оспорить (обжаловать) в судебном порядке отказ в предоставлении ему этой информации. При этом он освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но должен доказать факт нарушения своих прав, в данном случае родительских.

Статья 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка

1. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребенком образования.

Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

2. Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.

Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них). По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения.

3. При невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях и законодательством об исполнительном производстве. При злостном невыполнении решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

4. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.

Комментарий к Ст. 66 СК РФ

1. Нормы комментируемой статьи 66 СК РФ базируются на положениях ст. 9 Конвенции ООН о правах ребенка, согласно которой государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в интересах ребенка. Данное определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем либо когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.

Государства-участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка. Если такое разлучение вытекает из какого-либо решения, принятого государством-участником, например при аресте, тюремном заключении, высылке, депортации или смерти (включая смерть, наступившую по любой причине во время нахождения данного лица в ведении государства) одного или обоих родителей или ребенка, государство-участник предоставляет родителям, ребенку или при необходимости другому члену семьи по их просьбе необходимую информацию в отношении местонахождения отсутствующего члена (членов) семьи, когда предоставление этой информации не наносит ущерба благосостоянию ребенка. Государства-участники в дальнейшем обеспечивают, чтобы предоставление такой информации само по себе не приводило к неблагоприятным последствиям для соответствующего лица (лиц).

2. Комментируемая статья 66 Семейного кодекса России направлена на защиту прав родителя, проживающего отдельно от ребенка, который имеет те же самые права и обязанности, что и родитель, с которым проживает ребенок.

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на:

— общение с ребенком;

— участие в его воспитании;

— решение вопросов получения ребенком образования;

— получение информации о своем ребенке из воспитательных и иных учреждений (за исключением случаев наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителей).

3. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Нотариальное удостоверение такого соглашения не является обязательным. В соглашении указываются время, место, продолжительность общения, порядок такого общения, возможность присутствия других лиц и т.п. При этом родители должны учитывать мнение ребенка, его режим, интересы. Законодательством не указан возраст, с которого ребенок вправе самостоятельно решать вопрос о порядке общения с родителями. В том случае, если ребенок не желает такого общения, он не может быть принужден, поскольку для него это право на общение, а не обязанность, которую он должен исполнять.

4. Если родители не могут прийти к соглашению, возникший спор разрешается судом по требованию родителей или одного из них с участием органа опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства должен представить свое заключение на основании акта обследования условий жизни ребенка.

Абзац 2 п. 2 комментируемой статьи 66 СК был дополнен Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающим возможность по требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, на заседании суда с обязательным участием органа опеки и попечительства определить порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения. Основанием для подобного дополнения послужила проблема длительного рассмотрения споров о расторжении брака, об определении места жительства ребенка. Гарантии и механизм реализации прав детей на общение с родителями в период разрешения судами указанных дел были установлены в комментируемой статье, а также в ст. 65 ГК РФ, ст. 152 ГПК РФ и ст. 5.35 КоАП.

Читайте также:
Статья 21 семейного кодекса РФ с комментариями

Пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» дает следующее разъяснение относительно определения порядка общения с ребенком родителя, проживающего отдельно от ребенка. Исходя из права родителя, проживающего отдельно от ребенка, на общение с ним, а также из необходимости защиты прав и интересов несовершеннолетнего при общении с этим родителем суду с учетом обстоятельств каждого конкретного дела следует определить порядок такого общения (время, место, продолжительность общения и т.п.), изложив его в резолютивной части решения.

При определении порядка общения родителя с ребенком принимаются во внимание возраст ребенка, состояние его здоровья, привязанность к каждому из родителей и другие обстоятельства, способные оказать воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка, на его нравственное развитие.

В исключительных случаях, когда общение ребенка с отдельно проживающим родителем может нанести вред ребенку, суд исходя из п. 1 ст. 65 СК РФ, не допускающего осуществление родительских прав в ущерб физическому и психическому здоровью детей и их нравственному развитию, вправе отказать этому родителю в удовлетворении иска об определении порядка его участия в воспитании ребенка, изложив мотивы принятого решения.

Аналогично должно рассматриваться и требование об устранении препятствий родителям, не лишенным родительских прав, в воспитании детей, находящихся у других лиц на основании закона или решения.

Определив порядок участия отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка, суд предупреждает другого родителя о возможных последствиях невыполнения решения суда (п. 3 ст. 66 СК). В качестве злостного невыполнения решения суда, которое может явиться основанием для удовлетворения требования родителя, проживающего отдельно от ребенка, о передаче ему несовершеннолетнего, может расцениваться невыполнение ответчиком решения суда или создание им препятствий для исполнения такового, несмотря на применение к виновному родителю предусмотренных законом мер.

5. Об ответственности, предусмотренной п. 3 комментируемой статьи, см. комментарий к ст. 67 СК РФ.

6. В п. 4 комментируемой статьи 66 Семейного кодекса говорится о праве родителя, проживающего отдельно от ребенка, на получение информации о ребенке. Это может быть информация о состоянии здоровья, об уровне образования, о нахождении его в чрезвычайной ситуации, об интересах ребенка и др. Соблюдение этого права необходимо обеспечивать в интересах самого ребенка, с тем чтобы родитель, проживающий отдельно от ребенка, мог полноценно заботиться о ребенке, воспитывать, участвовать в его жизни. Так, согласно ст. 31 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, — их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении. По достижении 15 лет ребенок вправе самостоятельно определять, кто именно имеет право на информацию о состоянии его здоровья.

Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляющие врачебную тайну, могут быть предоставлены без согласия гражданина в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей. Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Федерации, что предусмотрено ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.

В случае выявления ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, а также у лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, работники медицинских учреждений уведомляют об этом родителей или иных законных представителей указанных лиц в соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

7. Родитель, проживающий отдельно, имеет право на общение с ребенком согласно п. 2 ст. 55 СК РФ, в том числе и в случаях, когда ребенок находится в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и др.). Родители имеют право на информацию о ребенке, находящемся в экстремальной ситуации, и право на защиту его прав.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: