Что такое контролируемые иностранные компании?
- Закон о контролируемых иностранных компаниях № 376-ФЗ (отличительные признаки, официальный сайт опубликования текста)
- Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица (список 2016-2017 годов)
- Уведомление о контролируемых иностранных компаниях и иные «информационные» обязанности по ст. 25.14 НК РФ
- Налогообложение прибыли контролируемой иностранной компании
- Итоги
Контролируемые иностранные компании (далее — «иностранцы») — применяемый для налоговых целей особый термин. Каким документом регламентирован порядок действий контролируемых «иностранцев» и кто к ним относится — узнайте из нашего материала.
Закон о контролируемых иностранных компаниях № 376-ФЗ (отличительные признаки, официальный сайт опубликования текста)
Законом о контролируемых иностранных компаниях называют закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ, который:
- внес многочисленные корректировки в НК РФ (включая новые, ранее не применявшиеся понятия и нормы) относительно налогообложения прибыли и доходов контролируемых иностранных компаний;
- направлен на обеспечение контролируемыми российскими резидентами уплаты «прибыльных» налогов «иностранцами»:
- по нормам российского законодательства;
- в бюджет РФ;
- действует с января 2015 года.
Из законодательных корректировок следует, что россияне (юрлица и физлица):
- могут учреждать иностранные фирмы;
- владеть ими;
- контролировать их;
- получать от них прибыль.
Одновременно предоставленные права требуют от налогоплательщиков — резидентов РФ выполнения конкретного перечня обязанностей, неисполнение которых подконтрольно налоговикам и наказуемо в силу требований НК РФ.
Закон о контролируемых иностранных компаниях изначально был размещен на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), что считается его официальным опубликованием. В дальнейшем текст закона о контролируемых иностранных компаниях (закона о КИК) был размещен в информационно-справочных системах и на различных сайтах в интернете.
Закон о КИК в 2016 году был откорректирован и дополнен — внесенные ранее в НК РФ положения уточнены в части налогообложения контролируемых зарубежных фирм и доходов иностранных организаций (закон от 15.02.2016 № 32-ФЗ о внесении изменений в НК РФ).
Тексты отдельных законов и статей НК РФ с комментариями, помогающими разобраться в тонкостях бухгалтерского и налогового законодательства, вы можете найти на нашем сайте:
Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица (список 2016-2017 годов)
Список контролируемых иностранных компаний и контролирующих лиц (КЛ) приведен в ст. 25.13 НК РФ. В частности, ею определены признаки иностранной компании, при одновременном наличии которых она признается контролируемой:
- «иностранцы» (в том числе иностранные структуры без образования юрлица) не являются налоговыми резидентами РФ;
- контролирующими «иностранцев» лицами являются налоговые резиденты РФ.
Расшифровка термина «контролирующее лицо» приведена на схеме ниже:
Ключевым понятием для классификации лица в качестве КЛ является термин «доля участия». Расшифровка алгоритма исчисления указанного показателя представлена на схеме ниже:
Уведомление о контролируемых иностранных компаниях и иные «информационные» обязанности по ст. 25.14 НК РФ
По ст. 25.14 НК РФ у КЛ появляется «информационная» обязанность, заключающаяся в подаче сведений налоговикам по месту своего нахождения/месту жительства (см. таблицу ниже):
Об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица)
Не позднее 1 месяца с даты возникновения (изменения доли) участия в иностранной фирме
О контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются
Не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у КЛ
О прекращении участия в иностранных организациях
Не позднее 1 месяца с даты прекращения участия
Допустимые НК РФ условия оформления, представления и корректировки уведомлений:
- представление уведомлений производится в электронной форме (физлица вправе подать сведения на бумаге);
- каждое уведомление имеет свои форматы и формы (например, форма уведомления о контролируемых иностранных компаниях утверждена приказом ФНС России от 13.12.2016 № ММВ-7-13/679@);
- у КЛ есть возможность уточнить ранее поданные сведения, если в первичном сообщении обнаружены неточности, ошибки или неполные сведения;
- уточнение поданных ошибочных сведений ранее момента обнаружения неточностей налоговиками избавляет КЛ от ответственности по ст. 129.6 НК РФ;
- если уведомление не подано, а налоговики располагают информацией о том, что налогоплательщик является КЛ, в его адрес направляется требование о необходимости представления пояснений или подачи уведомления;
- если налогоплательщик не считает себя КЛ, при получении от налоговиков вышеуказанного требования он вправе документально подтвердить свою позицию (дополнительно представить налоговикам подтверждающие данные);
- если представленные доказательства (после исследования их налоговиками) подтвердят обоснованность признания налогоплательщика КЛ, в его адрес направляется уведомление о контролируемых им иностранных фирмах для признания его КЛ;
- существует возможность оспорить в суде указанное в предыдущем пункте уведомление — о факте оспаривания налогоплательщик должен сообщить налоговикам;
- если уведомление не оспаривалось, через 3 месяца с момента его получения налогоплательщик считается признавшим себя КЛ.
Об иных «информационных» обязанностях хозяйствующего субъекта узнайте из размещенных на нашем портале статей:
Налогообложение прибыли контролируемой иностранной компании
Законом № 376-ФЗ уточнен алгоритм расчета прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании. Для ее расчета применяется один из нижеуказанных способов:
- прибылью контролируемой иностранной компании признается прибыль до налогообложения по данным финотчетности за финансовый год, составленной по национальным стандартам «иностранца»;
- прибыль определяется по российским правилам (если такой способ расчета будет выбран, его требуется применять не менее 5 налоговых периодов с даты первого применения).
Применение первого из указанных способов возможно только при соблюдении условий, классифицируемых как:
- географические — постоянным местонахождением контролируемой иностранной компании должно являться иностранное государство, с которым у РФ имеется международный договор по вопросам налогообложения (исключая страны, не обеспечивающие обмен информацией с РФ для целей налогообложения);
- подтверждающие достоверность — по финотчетности, на основании которой определяется подлежащая налогообложению прибыль, представлено аудиторское заключение, не содержащее отрицательного мнения относительно ее достоверности или отказа в выражении мнения.
Подробнее об особенностях налогообложения «иностранцев» — в материале «Нюансы исчисления налога на прибыль иностранными организациями».
Итоги
Контролируемыми иностранными компаниями признаются не являющиеся резидентами РФ зарубежные фирмы или иностранные структуры без образования юрлица, которые контролируются фирмами или физлицами, признаваемыми налоговыми резидентами РФ.
Работа контролируемых иностранных компаний
Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
- Новые законодательные документы о КИК
- Что значит «контролируемая иностранная компания»?
- Прибыли КИК и подоходный налог в РФ
- О чем нужно уведомлять налоговую?
Излишний вывод денег в оффшоры – бич многих стран, в том числе эта проблема актуальна и в РФ. Уклонение от уплаты налогов считается преступным уголовным деянием в большинстве цивилизованных мировых сообществ. Для борьбы с этим преступлением правительство использует различные средства. Одним из беспрецедентных новшеств в российском законодательстве стало принятие закона о контролируемых иностранных компаниях (КИК), как раз направленного на снижение экономической «оффшоризации».
Не запрещено иметь финансовые интересы в компании на территории другой страны, участвуя в ней с долей юридического лица. Но если законодательство страны того требует, его нужно информировать о наличии таких долей и, разумеется, уплачивать с них положенные налоги.
Рассмотрим, что нового внес закон о КИК в экономическое пространство РФ, как он отражается на отечественных плательщиках налогов и какие перспективы несет предпринимателям.
Новые законодательные документы о КИК
Основанием для обсуждения вопросов налогов с доходов иностранных компаний, доля в которых принадлежит резидентам РФ, стали законодательные новшества, актуальные с начала января 2015 года. К ним относятся:
- Федеральный закон РФ от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ, называемый также «законом о деоффшоризации» или «законом, касающимся КИК» (последние правки в него вносились 15.02.2016 г. за № 32-ФЗ);
- Налоговый Кодекс РФ, в который данным законом были добавлены существенные нюансы в рамках обеспечения уплаты налоговых сборов в национальный бюджет с доли участия в КИК.
Эти законодательные новинки призваны решить такие актуальные задачи, и это осуществлено впервые:
- ввести механизм, по которому будет осуществляться налогообложение с прибыли КИК;
- предусмотреть ответственность нарушения этого порядка отечественных резидентов, контролирующих долю в такой прибыли;
- прояснить факторы, согласно которым иностранная компания будет признана контролируемой организацией или физлицом – резидентом России;
- исключить возможность двойного налогообложения.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Закон, о котором идет речь, не вменяет в вину и не провозглашает запрет на владение долей в иностранной фирме. Он лишь уточняет обязанности отечественных плательщиков налогов, вытекающие из такого владения и контроля, а также гарантии обеспечения их выполнения.
Что значит «контролируемая иностранная компания»?
Согласно положениям нового законодательства, КИК регламентируется строго и однозначно.
Иностранная компания признается контролируемой налоговым резидентом РФ, если относительно нее соблюдаются все нижеследующие условия:
- сама иностранная компания не является налогоплательщиком РФ;
- ее контролирующим лицом, напротив, признан налоговый резидент нашей страны (юрлицо или физлицо).
Если иностранная организация не образовывает юридическое лицо (например, являясь фондом, трастовой организацией, товариществом и т.п.), она тоже может быть контролируемой, если ею управляет налогоплательщик РФ.
Для дальнейшего прояснения необходимо уточнить, кто признается налоговым резидентом в нашем государстве.
- Для физических лиц быть резидентом означает нахождение на территории страны в течение полугода в период 12 календарных месяцев подряд (не считается прерыванием отъезд на лечение или учебу менее, чем на полугодичный срок).
- Среди юрлиц резидентами РФ будут те фирмы, которые признаны таковыми при регистрации в России или в рамках международных договоров, а также управляемые с территории нашей страны.
Второе ключевое понятие в определении КИК – контролирующее лицо, физическое или юридическое. Закон четко определяет, кто именно является таковым:
- владелец доли, большей 25%;
- участник с 10% и более (совокупно с долями супругов и родственников), если доли других контролирующих эту организацию резидентов РФ в сумме превысят половину;
- лицо, контролирующее принятие определяющих управленческих решений, касающихся распределения доходов в этой компании (даже если оно и не владеет долей в ней).
СПРАВКА. Согласно этим факторам, контролирующим лицом иностранной компании может являться как ее акционер, так и владелец (бенефициар). Долю участия считают согласно ст. 105.2 Налогового Кодекса РФ. При отсутствии владения долей учитывают обстоятельства, свидетельствующие о бенефициаре.
Прибыли КИК и подоходный налог в РФ
П.1 ст. 309 НК РФ подробно регламентирует определение налогооблагаемой базы по прибыли КИК и приравнивает ее к доходам самого резидента РФ – контролирующего лица.
Таким образом, доля участия в КИК увеличивает налоговую базу резидента, рассчитываемую согласно другим действующим положениям Налогового Кодекса РФ.
Расчет происходит, исходя из следующих положений:
- для участника в доле компании – в зависимости от распределения прибыли в году, следующем за отчетным по тому или иному налогу в РФ;
- для бенефициара в расчет берется предполагаемая сумма прибыли, на которую он будет иметь право в случае ее распределения.
Частью налоговой базы станет не любая прибыль с КИК, а только та, что превысила установленные пороговые значения:
- в 2015 году – 50 000 000 руб.;
- в 2016 году – 30 000 000 руб.;
- после 2016 года – 10 000 000 руб.
Когда можно не платить налоги с КИК?
Даже если иностранная компания действительно является КИК, она не всегда подлежит отечественному налогообложению. Для законной неуплаты налогов в российский бюджет с прибыли КИК достаточно одного из 8 условий.
- Иностранная фирма – некоммерческая.
- Данная компания находится в Армении, Беларуси, Казахстане или Киргизии.
- Ставка подоходного налога этой компании составляет три четверти и более общероссийской.
- Организация признана холдинговой или субхолдинговой.
- КИК – это банк или страховая компания, имеющая лицензию.
- КИК – эмитент обращающихся облигаций.
- Иностранная фирма добывает полезные ископаемые, имея на это соответсвующие международные соглашения.
- Компания добывает углеводороды на новом месторождении или участвует (спонсирует) такой проект.
О чем нужно уведомлять налоговую?
Уведомление государственных фискальных органов в предусмотренные законом сроки обязательно о следующих действиях и статусах резидента РФ– контролирующего лица:
- о том, что физлицо или фирма прямо или косвенно владеет долей в иностранной компании не менее 10%;
- в случае, если учреждается иностранная структура без образования юрлица;
- о любых КИК, в которых они согласно закону будут признаны контролирующими лицами.
Если иностранные организации владеют имуществом, которое расположено на территории РФ и согласно действующему Налоговому Кодексу подпадает под определение объекта налогообложения, об этом также нужно поставить в известность российских налоговиков.
Предоставить такое уведомление нужно не позже, чем в трехмесячный срок с даты наступления указанного состояния или изменения. Порядок подачи уведомлений определяется Приказом ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ММВ-7-14/177.
ВАЖНО! Прекращение участия в КИК или ее ликвидация с 01.01.2015 г. по 14.06.2015 г. позволяли избежать подачи уведомления.
В уведомлении должны быть следующие данные:
- дата начала участия в КИК или приобретения прав бенефициара;
- полное наименование иностранной компании;
- регистрационный номер КИК и ее налоговый код в соответствии с кодексами страны, где она расположена;
- указание доли владения в КИК или определение степени участия (при косвенном участии);
- дата, когда участие в КИК завершено.
Форма, которую нужно заполнить для предоставления необходимых сведений, содержит следующие разделы:
- данные налогоплательщика – резидента РФ (гражданина РФ, лица с двойным гражданством или иностранного подданного);
- данные об иностранной компании (лист А) – заполняется отдельно на каждую КИК, в которой принимает участие резидент РФ;
- данные об отечественной организации (лист Б) заполняется в случае косвенного участия в КИК (если таких компаний несколько, нужно столько же листов Б);
- сведения об иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, нужно предоставить, если налогоплательщик сам учредил эту структуру или является ее бенефициаром, либо через нее участвует в других КИК (также нужно указать сведения об участнике такой структуры);
- уточнение порядка участия в КИК, если он косвенный (указание всех участников и своего места в этом ряду).
Ответственность перед налоговой
Если физлицо или организация в установленный срок не предоставит такое уведомление по месту своей налоговой регистрации, либо в предоставленном уведомлении будут найдены ошибки или неточности (то есть оно будет признано недостоверным), им грозит штраф в 50 тыс. руб. за каждую КИК, в отношении которой допущено такое нарушение.
Заплати 5 млн рублей и спи спокойно…
Президентом России подписан Федеральный закон от 09.11.2022 г. №368-ФЗ (далее по тексту – Закон №368-ФЗ), который касается порядка налогообложения и отчетности контролирующих лиц иностранной компании. В чем суть перемен?
Прежде чем перейти к изменениям в части налогов и отчетов для КИК, разберемся со сложной терминологией – КИК и контролирующие лица КИК.
Контролируемая иностранная компания (далее по тексту – КИК) – это любое юридическое лицо или иностранная структура без юридического лица, которые зарегистрированы в иностранном государстве и находятся под контролем физического лица или компании, являющимися резидентами России.
Кто может являться контролирующим лицом КИК?
Контролирующими лицами КИК являются физические или юридические лица при условии, что они:
-имеют долю участия в иностранной компании установленного размера либо осуществляют контроль над иностранной компанией.
Прибыль КИК определяется одним из следующих способов:
-по данным ее финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год;
Прибыль в этом случае рассчитается с учетом особенностей, приведенных в ст.309.1 НК РФ.
-по правилам гл.25 НК РФ для налогоплательщиков – российских компаний.
Налоговая база КИК определяется отдельно в отношении каждой КИК.
Изменения срока представления уведомления о КИК
Контролирующие лица КИК представляют налоговикам специальное уведомление, в котором раскрывают следующую информацию (п.3.1 ст.23 НК РФ):
-о своем участии в иностранных компаниях, в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов;
-об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;
-о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.
Срок представления такого уведомления – не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК.
Законом №368-ФЗ сроки такого уведомления для физических лиц КИК перенесены на 30 апреля. То есть уведомление по КИК за 2022 год нужно представить в налоговую инспекцию не позднее 30 апреля 2022 года.
Сроки уведомления для контролирующих КИК компаний остались прежними.
Закон №368-ФЗ применятся к возникшим правоотношениям, начиная с 1 января 2022 года, то есть «задним» числом.
Новый режим налогообложения КИК
Законом №368-ФЗ вводится новый порядок налогообложения для КИК. Суть нового режима заключается в том, что независимо от финансового результата КИК, контролирующим лицом будет оплачиваться налог с фиксированной суммы. Переход на новый режим налогообложения будет осуществляться на добровольной основе и позволит физическим лицам, которые контролируют КИК, уплачивать НДФЛ в размере 5 млн рублей.
Фиксированная налоговая база по доходу КИК за 2022 период устанавливается в размере 38,460 млн рублей, а с 2022 года и все последующие периоды – 34 млн рублей.
За 2022 год НДФЛ составит: 38 460 000 рублей х 13% = 4 999 800 рублей.
А в 2022 году – по ставке НДФЛ 15% с суммы превышения в 5 млн рублей, налог составит:
-5 000 000 рублей х 13% = 650 000 рублей
-рассчитан НДФЛ до 5 млн включительно по ставке 13%;
-650 000 рублей + ((34 000 000 – 5 000 000) х 15%) = 5 000 000 рублей.
-рассчитана общая сумма НДФЛ.
Фиксированный налог не зависит от полученного дохода контролируемого лица, а также от количества КИК. Например, если контролирующее лицо КИК получило доход в размере 10 млрд рублей, то все равно налог составит 5 млн рублей. То есть эффективная ставка налогообложения составит – 0,05%, что намного меньше действующей сейчас ставки НДФЛ.
Получается, что с одновременным повышением НДФЛ на 2%, олигархи, контролирующие иностранные компании, могут существенно снизить свой налог.
С другой стороны, если полученный доход составит 10 млн рублей, то фиксированный налог все равно придется заплатить, и тогда налоговая нагрузка составит 50%.
Если физическое лицо в период уплаты фиксированного налога получило дивиденды, то они облагаются в общем порядке, т.е. дополнительно к 5 млн рублей.
При переходе на уплату налога с фиксированной прибыли физическим лицам не нужно представлять финансовую отчетность по КИК и аудиторское заключение в налоговые органы. В этом случае у них остается только обязанность подавать уведомление о КИК.
Как перейти на новый режим налогообложения?
Для перехода на фиксированный налог физическое лицо должно представить в налоговые органы уведомление:
-в отношении доходов за 2022 год – в срок до 1 февраля 2022 года;
-в отношении доходов за 2022 год – до 31 декабря 2022 года.
Как долго можно использовать новый режим налогообложения? Минимальный срок уплаты фиксированного налога составляет 3 года – для тех физических лиц, которые перешли на него в отношении доходов 2022-2022 гг. А с 2022 года и позже срок уплаты должен составлять не менее 5 лет.
Подробности смотрите в нашем ролике:
Закон о контролируемых иностранных компаниях
Илья Назаров, управляющий партнер
Нормативное регулирование
09 ноября 2022 года принят Федеральный закон от 09.11.2022 № 368-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Указанным законом в законодательство о контролируемых иностранных компаниях (КИК) в 2022 году вносятся следующие изменения:
1. Изменение срока представления ежегодного Уведомления о КИК для физических лиц с 20 марта на 30 апреля
Срок представления в налоговый орган ежегодных Уведомлений о КИК для физических лиц изменен с 20 марта на 30 апреля — абз 2 п.2 ст 25.14 НК РФ. Новый срок представления уведомления о КИК применяется, начиная с Уведомления о КИК за 2022 год (те по итогам прибыли 2019 финансового периода КИК), которое должно быть представлено в срок до 30 апреля 2022 года.
Обращаю внимание, что данное изменение срока относится только к контролирующим лицам физическим лицам . Изменение срока унифицирует и тем самым упрощает администрирование ежегодных отчетных документов для физических лиц, которые помимо уведомления о КИК также должны ежегодно в случае получения ими доходов подавать в налоговый орган декларацию 3-НДФЛ (в срок до 30 апреля).
Для контролирующих лиц — организаций (т.е. для российских компаний, владеющих долей в КИК) срок ежегодного представления уведомления о КИК остался без изменений -20 марта каждого года — абз 2 п.2 ст 25.14 НК РФ (срок подачи декларации по налогу на прибыль — 28 марта). Напоминаю также, что в случае, если КИК-ом владеет российская организация, которой в свою очередь владеет физические лица налоговые резиденты России — Уведомления о участии и иностранной организации и ежегодные Уведомления о КИК подаются как от имени российской организации (прямое владение), так и от имени физического лица (косвенное владение).
См. также Налоговый календарь 2022 всех отчётных дат для физических и юридических лиц, связанных с владением зарубежными активами.
2. Обязанность физических лиц приложить к Уведомлению о КИК финансовую отчетность
Начиная с Уведомления о КИК за 2022 год (по итогам прибыли 2019 финансового периода КИК), физические лица обязаны приложить к Уведомлению о КИК копию финансовой отчетности КИК (и аудиторского заключения в отдельных случаях), подтверждающую размер прибыли (убытка) КИК — абз. 4 п.5 ст.25.15 НК РФ. Положение вступает в силу с 09.12.2020, т.е. до 30 апреля 2022 года физические лица должны подать в налоговый орган Уведомление о КИК за 2022 год с приложением финансовой отчетности за 2019 фин. период КИК.
Контролирующие лица-организации обязаны приложить копию финансовой отчетности и аудиторского заключения (в отдельных случаях) к декларации по налогу на прибыль (подается в срок до 28 марта каждого года) — абз. 3 п.5 ст.25.15 НК РФ.
Напомню, что ранее контролирующие лица обязаны были приложить к соответствующей декларации (3-НДФЛ или по налогу на прибыль) финансовую отчетность только в случае превышения порогового значения прибыли в 10 млн руб., в остальных случаях фин отчетность могла быть запрошена налоговым органом. Однако, в связи с участившейся во второй половине 2022 года практикой по запросу фин отчетности КИК со стороны налоговых органов (в качестве подтверждения НЕпревышения порогового значения прибыли КИК и как следствие — НЕпредставления декларации 3-НДФЛ) законодатель установил такую обязанность при подаче уведомлений о КИК.
3. Увеличение штрафа за НЕпредставление ежегодного Уведомления о КИК со 100 тыс руб. до 500 тыс руб.
В соответствии с новой редакцией п.1 ст. 129.6 НК РФ — НЕпредставление или несвоевременное представление, или указание недостоверных сведений в Уведомлении о КИК влечет наложение штрафа в размере 500 тыс руб. (ранее — 100 тыс руб.) в отношении каждой КИК. Изменения вступают в силу с 09.12.2020.
Какой штраф (100 тыс руб или 500 тыс руб) будет применяться после 09 декабря 2022 при подаче Уведомлений о КИК за 2017, 2018, 2019 годы
ВАЖНО! Примечание автора: Спорным является в настоящий момент вопрос о том, какой размер штрафа будет применяться, если в налоговый орган подать с пропуском срока Уведомления о КИК за 2017, 2018 и 2019 годы. Формально днем совершения правонарушения, выразившегося в непредставлении документов к определенному сроку, является день, следующий за последним днем срока, т.е. в описанном случае это 21 марта 2018, 21 марта 2019 и 21 марта 2022. Закон, ухудшающий положение налогоплательщика, НЕ имеет обратной силы. Все неустранимые сомнения в толковании норм НК РФ толкуются в пользу налогоплательщика. НО на практике существует позиция налоговых органов, в соответствии с которой днем совершения налогового правонарушения является день обнаружения налоговым органом факта такого нарушения, т.е. день подачи всех уведомлений и следовательно будет существовать высокий риск применения ко всем уведомлениям нового штрафа в 500 тыс руб.
Рекомендую лицам, которые до настоящего момента НЕ подавали в налоговый орган Уведомления о КИК, но рассматривают такой сценарий — во избежание споров подать уведомления о КИК за предшествующие годы в срок до 09 декабря 2022. В случае применения повышенных штрафов я буду готов оказать юридическое содействие в их оспаривании и обосновании применения в старом размере.
4. Новые штрафы за непредставление подтверждающих документов по КИК
Штраф за НЕпредставление фин. отчетности вместе с Уведомлением о КИК (для физических лиц)
Непредставление налоговому органу финансовой отчетности вместе с Уведомлением о КИК (для физических лиц) либо представление фин. отчетности с заведомо недостоверными сведениями влечет наложение штрафа в размере 500 тыс. руб . — п.1.1. ст 126 НК РФ
При этом, как мы видим, непредставление в налоговый орган вместе с Уведомлением о КИК документов, подтверждающих заявленную в таком уведомлении льготу, освобождающую нераспределенную прибыль КИК от налогообложения НЕ установлено.
После применения налоговым органом штрафа за НЕприложение к Уведомлению о КИК фин. отчетности — налоговый орган вправе запросить ее у налогоплательщика — см ниже.
Штраф за НЕпредставление фин. отчетности по будущему запросу налогового органа
НК РФ дополнен новой статьей 25.14-1. Истребование у налогоплательщиков — контролирующих лиц документов в отношении контролируемых ими иностранных компаний , в соответствии с которой:
1) в случае НЕпредставления в налоговый орган финансовой отчетности КИК вместе с Уведомлением о КИК (абз. 4 п.5 ст.25.15 НК РФ)
2) в случае НЕпредставления в налоговый орган документов, подтверждающих заявленную в Уведомлении о КИК льготу, освобождающую нераспределённую прибыль КИК от налогообложения
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика указанные документы (в том числе аналогичные документы за три предшествующих календарных года). Запрашиваемые документы должны быть предоставлены налогоплательщиком в течение 1 месяца с даты получения соответствующего требования (т.е. срок на предоставление документов теперь установлен законодательно, и не будет изменяться в требовании). Запрашиваемые налоговым органом документы подлежат переводу на русский язык в части, необходимой для подтверждения величины прибыли КИК (напоминаю, что оценивается величина «прибыли/убытка ДО налогообложения) или заявленной в Уведомлении о КИК льготы. Примечание автора: «Т.е. приложить потребуется весь документ (всю финансовую отчетность с аудиторским заключением), но переводить потребуется ТОЛЬКО лист Отчета о прибылях и убытках. При этом, нет требования о нотариальном удостоверении такого перевода и об апостилировании документа».
В случае НЕпредставления финансовой отчетности или представления фин. отчетности с заведомо ложными сведениями (или документов, подтверждающих льготу, освобождающую нераспределенную прибыль КИК от налогообложения) в течение 1 месяца после соответствующего запроса — налоговый орган вправе применить новую меру ответственности — штраф в размере 1 млн руб. — п.1.1-1. ст 126 НК РФ.
Примечание автора: «Обращаю внимание, что даже после уплаты штрафа налоговый орган вправе направить налогоплательщику ПОВТОРНЫЙ запрос на предоставление финансовой отчетности и в случае непредставления — ПОВТОРНО оштрафовать на 1 млн руб., т.к. каждый новый факт непредставления отчётности будет образовывать НОВЫЙ состав налогового правонарушения. С учетом 3-х летнего срока давности в случае непредставления фин отчетности, например, за 2019 фин период КИК — предъявить претензии по налогу за указанный фин период КИК будет невозможно только в 2024 году».
Если после получения требования о предоставлении документов, подтверждающих заявленную в Уведомлении о КИК льготу, освобождающую нераспределённую прибыль КИК от налогообложения, налогоплательщиком было представлено уточненное уведомление о КИК БЕЗ указанной льготы — налогоплательщик НЕ подлежит привлечению к ответственности по указанной выше п. 1.1-1 ст 126 НК РФ . Примечание автора: «На практике наших клиентов часто возникали случае подачи в налоговый орган уведомлений о КИК с заявленными льготами при одновременном факте НЕпревышения прибыли КИК порогового значения 10 млн руб. за прошедший финансовый год. Обращаю внимание, что в таком случае в соответствии с п.7 ст.25.15 НК РФ — контролирующее лицо вправе НЕ учитывать такую прибыль при определении своей базы по соответствующему налогу (НДФЛ или по налогу на прибыль), а следовательно заявление льготы не требуется.
В соответствии с абз 2 п 1 ст.25.14-1 НК РФ — финансовая отчетность и документы, подтверждающие льготу, освобождающую нераспределенную прибыль КИК от налогообложения не могут быть истребованы у контролирующего лица — физического лица, который представил в налоговый орган уведомление о переходе на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК (за соответствующие периоды).
Новые штрафы вступают в силу с 09.12.2020, т.е. применяются также начиная с Уведомления о КИК за 2022 год.
5. Фиксированная прибыль КИК, фиксированный налог на КИК 5 млн руб.
В соответствии с инициативой президента РФ Путина В.В. в 2022 году у владельцев КИК физических лиц появилась опция применить в отношении принадлежащих им КИК специальный налоговый режим, а именно уплачивать ежегодно фиксированный налог с КИК в размере 5 млн руб. БЕЗ предоставления в налоговый орган финансовой отчетности — ст. 227.2. НК РФ. Т.е. это так называемый паушальный налог с КИК (налог на вмененный размер прибыли КИК).
Для применения данного режима — «налог с фиксированной прибыли КИК» (или тривиально «фиксированный налог с КИК») — необходимо представить в налоговый орган соответствующее уведомление. Указанное уведомление представляется в срок до 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого налогоплательщик осуществляет уплату налога с фиксированной прибыли. При этом в отношении 2022 налогового периода (т.е. в первый раз) такое уведомление представляется в срок до 01.02.2022 года.
- выгодно, если прибыль КИК в 2019 финансовом периоде КИК (2022 налоговый период контролирующего лица) превысила 38.460.000 руб. (594.104 ДОЛЛ США, 530.467 ЕВРО, 465.459 Фунтов стерлингов), с учетом ставки НДФЛ 13%.
- выгодно, если прибыль КИК в 2022 финансовом периоде КИК (2022 налоговый период контролирующего лица) превысит 34 .000.000 руб., с учетом ставки НДФЛ 15% с 01.01.2022 года
Примечание автора: «Вмененный размер прибыли 38.460.000 руб. и 34.000.000 руб. установлен законодателем для целей указания данных величин в ежегодных декларациях 3-НДФЛ с возможностью декларировать и уплачивать фиксированный налог «.
- налогоплательщик вправе НЕ готовить и НЕ представлять в налоговый орган финансовую отчетность КИК и аудит к ней (в тч по запросам налогового органа)
- указанный фиксированный налог в размере 5 млн руб. применяется в отношении ВСЕХ КИК, независимо от размера прибыли каждой их них
- налогоплательщик обязан применять специальный режим в течение 5 налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором представлено уведомление о переходе на данный режим
- налогоплательщик обязан применять специальный режим в течение 3 налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором представлено уведомление о переходе на данный, если такое уведомление представлено в 2022 или в 2022 налоговом периоде
- налогоплательщик НЕ вправе применить льготы, освобождающие нераспределенную прибыль КИК от налогообложения, предусмотренные ст.25.13-1. НК РФ
- налогоплательщик обязуется уплачивать НДФЛ в случае распределения прибыли КИК в виде дивидендов БЕЗ возможности зачета уплаченного фиксированного налога в размере 5 млн руб. (т.е. БЕЗ применения положений п.66 ст. 217 НК РФ), а такжеБЕЗ возможности зачета с иностранным налогом. Основанием для такого отказа является факт представления в налоговый орган уведомления о переходе на уплату налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли — абз 3 п.1 ст. 232 НК РФ.
Если контролирующее лицо, применяющее уплату налога с фиксированной прибыли (фиксированный налог), полностью утрачивает контроль над ВСЕМИ КИК (т.е. перестает являться «контролирующим лицом» по смыслу НК РФ) — оно освобождается от обязанности по уплате фиксированного налога, начиная с налогового периода, в котором контролирующее лицо утратило контроль над ВСЕМИ КИК.
При повторном переходе на специальный налоговый режим лицом, которое ранее использовала такой режим, указанное лицо обязано уплачивать налог с фиксированной прибыли в течение будущих 5 налоговых периодов.
Контролирующее лицо вправе отказаться от применения налога с фиксированной прибыли (фиксированный налог) путем подачи в налоговый орган соответствующего заявления, но не ранее чем по прошествии 5-ти (3-х) налоговых периодов с момента начала применения такого режима. Указанное заявления подается в срок до 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого физическое лицо намерено отказаться от уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли КИК — абз 2 п.4 ст 227.2. НК РФ. Примечание автора: «Например, заявление о применении налога с фиксированной прибыли представлено в налоговый орган до 01 февраля 2022 года, в 2022 году контролирующее лицо приняло решение отказаться от применения данного налогового режима, в таком случае соответствующее уведомление об отказе от применения режима должно быть подано в срок до 31 декабря 2023 года (с учетом обязанности применения режима в течение 3-х налоговых периодов».
Если в НК РФ вносятся изменения, приводящие к увеличению размера налога с фиксированной прибыли КИК (т.е. налог становится больше 5 млн руб.) — контролирующее лицо вправе подать заявление об отказе от применения данного режима ДО истечения 5-ти (3-х) налоговых периодов. Указанное уведомление подается в налоговый орган в срок до 31 декабря года, предшествующего году, начиная с которого в НК РФ внесены изменения, приводящие к увеличению размере налога с фиксированной прибыли КИК — абз 3 п.4 ст 227.2. НК РФ.
Фиксированный налог в размере 5 млн руб. с прибыли КИК — вопрос в настоящее время спорный и целесообразный для применения исключительно владельцами крупного бизнеса, во всех остальных случаях целесообразность его применения необходимо однозначно рассчитывать индивидуально.
6. Из перечня доходов/расходов, подлежащих корректировке в соответствии с п.3 ст.309.1. НК РФ при определении прибыли КИК, исключены доходы/расходы от реализации деривативов
Напомню, что при определении прибыли КИК в соответствии с ее фин отчетностью НЕ учитываются доходы/расходы:
— от переоценки и (или) обесценения долей в уставном (складочном) капитале (фонде) организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг, производных финансовых инструментов
— в виде сумм прибыли (убытка) дочерних организаций (за исключением дивидендов)
— в виде сумм расходов/доходов на формирование/восстановление резервов
В случае, если в течение финансового периода КИК была продажа (реализация) ценных бумаг — прибыль КИК для целей НК РФ необходимо корректировать в соответствии с п.3 и п.3.1. ст. 309.1. НК РФ. С 09 ноября 2022 года в соответствии с изменениями в НК РФ из состава таких корректируемых доходов/расходов при реализации исключены производные финансовые инструменты (деривативы) , т.е. доход /расход от их реализации учитывается «как есть» в финансовой отчетности. Указанное изменение вступило в силу с 09.11.2020, т.е. по новым правилам необходимо корректировать финансовую отчетность за 2019 год (прибыль которой учитывается в 2022 году, в котором внесены изменения).
Таким образом, прибыль/убыток от переоценки деривативов продолжает НЕ учитываться при определении величины прибыли КИК, а прибыль/убыток от реализации деривативов с 09.11.2022 НЕ подлежит корректировке в соответствии с НК РФ.
Деофшоризация, КИК и обмен налоговой информацией: как жить в 2022-ом, если в кармане затерялась иностранная компания. Раскладываем по полочкам.
«Правила игры» на поле международного налогообложения существенно изменились в 2022 году после стремительного изменения Соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом популярных государств (Кипр, Мальта, Люксембург). На очереди Нидерланды.
Однако, развивая международную торговлю или привлекая иностранного инвестора, обойтись только российскими юридическими лицами вряд ли получится.
Рассмотрим краеугольные аспекты, которые необходимо иметь в виду, задумываясь об открытии или сохранении компаний в иностранных юрисдикциях:
основания признания иностранной компании контролируемой и что за это бывает;
последствия автоматического обмена информацией;
Основания признания иностранной компании контролируемой
Иностранные компании – нерезиденты России, акционерами и/или выгодоприобретателями которых являются резиденты РФ, признаются контролируемыми, если:
доля участия резидента РФ составляет более 25 % либо совокупная доля в которой резидентов РФ более 50 %, а доля каждого из таких резидентов более 10 %;
резиденты РФ хоть и не имеют доли участия, но осуществляют контроль над ней в своих интересах.
Наличие контроля резидента Российской Федерации определяется исходя из возможности оказывать влияние на принятие иностранной компанией решений о распределении прибыли после налогообложения не только в силу прямого и косвенного участия в компании, но и на основании (п. 7 ст. 25.13 НК РФ):
участия в договоре об управлении компанией;
иных особенностей отношений между резидентом РФ и иностранной компанией.
Например, когда физическое лицо прямо не участвует в иностранной компании, скрываясь за офшорными компаниями-акционерами, но является бенефициарным владельцем, конечным выгодоприобретателем иностранной компании и заключает с номинальными акционерами иностранной компании соглашение о доверии. В таком случае собственник бизнеса также может быть признан контролирующим лицом иностранной компании.
Траст в смысле НК РФ является иностранной структурой без образования юридического лица (ИСБОЮЛ). Такие структуры приравнены к контролируемым иностранным компаниям (п.2 ст.25.13 НК РФ).
Как избежать статуса контролируемой компании:
А) Избавиться от иностранной компании;
Б) Избавиться от российского налогового резиденства.
Однако. Признание компании контролируемой не тождественно необходимости уплаты за нее налогов в России!
Срываем маски
Наличие у российского гражданина подконтрольной иностранной компании накладывает ряд обязательств. Во-первых, это уведомление налогового органа в следующем порядке:
1) Однократное уведомление об участии в иностранной компании (учреждении иностранной структуры без образования юридического лица (ИСБОЮЛ)).
Уведомление об участии в иностранной организации подаетcя в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения доли участия в такой иностранной организации (п. 3 ст. 25.14 НК РФ).
Если это не сделано вовремя, уведомление может быть подано в любой момент. Штраф за нарушение срока относительно небольшой – 50 000 руб. в отношении каждой иностранной компании (структуры), взимаемый однократно (п. 2 ст. 129.6 НК РФ).
2) Ежегодное уведомление о наличии контролируемых иностранных компаний (КИК), ИСБОЮЛ. Если у налогового резидента РФ была КИК (ИСБОЮЛ) в 2019 году, то уведомление подается в 2022 году – не позднее 20 марта организацией и не позднее 30 апреля физическим лицом (п. 2 ст. 25.14 НК РФ, п. 1.1. ст. 223 НК РФ, пп. 12 п. 4 ст. 271 НК РФ и письма Минфина России от 20.10.2015 г. № 03-03-06/60105). В аналогичном порядке подаются уведомления и за последующие года.
За непредоставление или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения, штраф уже выше – 500 000 рублей (п. 1 ст. 129.6 НК РФ).
Дополнительно к уведомлению подается:
финансовая отчетность КИК за тот финансовый год, по итогам которого резидент РФ подает уведомление (пп.1 п.5 ст. 25.15 НК РФ);
аудиторское заключение по этой финансовой отчетности КИК, если аудит является обязательным в стране резидентства КИК или осуществляется добровольно (пп.2 п.5 ст. 25.15 НК РФ).
Документы должны быть переведены на русский язык.
Финансовая отчетность подается физическим лицом – вместе с уведомлением, организацией – вместе с декларацией по налогу на прибыль (срок предоставления которой – не позднее 28 марта).
За непредоставление этих документов предусмотрен такой же значительный штраф, как и за неподачу самого уведомления о КИК, – 500 000 рублей п.1.1 ст. 126 НК РФ.
Налоговый орган также вправе в таком случае истребовать у резидента РФ эти документы, а резидент РФ обязан предоставить их в течение одного месяца с даты получения соответствующего требования (п.1, п.2 ст. 25.14-1 НК РФ). Непредставление финансовой отчетности КИК и аудиторского заключения даже после требования налогового органа влечет взыскание еще одного штрафа, уже в размере 1 000 000 рублей (п. 1.1-1 ст. 126 НК РФ).
Таким образом, даже если прибыль КИК не облагается налогом в России, контролирующее лицо должно представить финансовую отчетность КИК, аудиторское заключение этой финансовой отчетности и любыми документами подтвердить, что прибыль КИК освобождается от налогообложения в России.
Как избежать обязанности по предоставлению этой информации:
Избавиться от контролируемой иностранной компании;
Перейти на уплату налога с фиксированной прибыли КИК.
Знакомимся: налог с фиксированной прибыли
С 2022 года физические лица, имеющие одну или несколько КИК, могут снять с себя обязанность по раскрытию финансовой отчетности своих иностранных компаний, не обосновывать размер полученной ими прибыли, а уплачивать налог с «фиксированной прибыли». Своеобразный патент для КИК.
Суть режима заключается в следующем:
Ежегодно физическое лицо подает только уведомление о своих КИК (без финансовой отчётности, аудиторского заключения, без каких-либо дополнительных документов);
При этом необходимо уплатить налог с фиксированной прибыли. С 2022 года фиксированная прибыль составляет 34 млн рублей за все КИК, т.е. НДФЛ к уплате с такой прибыли составит
Применять данный режим налогоплательщик обязан непрерывно в течение минимум пяти лет или в течение минимум трех лет, если налогоплательщик перейдет на данный режим в 2022 году.
В течение указанных пяти или трех лет можно прекратить применять режим налогообложения фиксированной прибыли КИК только в ситуациях, когда налогоплательщик перестал быть контролирующим лицом в отношении всех своих КИК либо если размер фиксированной прибыли будет увеличен в законодательном порядке.
Уплата налога с фиксированной прибыли КИК:
Не освобождает контролирующее лицо от уплаты НДФЛ при последующем распределении дивидендов КИК;
Не зачитывается в счет этого НДФЛ при последующем распределении дивидендов КИК;
Не дает возможность зачесть в счет НДФЛ с дивидендов КИК налоги, уплаченные в стране регистрации КИК.
Чтобы стало совсем понятно, рассмотрим стандартный порядок уплаты налогов с прибыли КИК.
Лишь при определенных условиях (а не автоматически!) прибыль КИК подлежит налогообложению в РФ
Презюмируется, что прибыль КИК – это почти что доход бенефициара и с него нужно уплатить налог в России.
При этом налог, уплаченный самой иностранной компанией со своей прибыли на территории государства своего резидентства, подлежит вычету из налога, уплачиваемого бенефициаром с ее прибыли в России. То есть, суммарно налоговая нагрузка с нераспределенной прибыли КИК, учитываемой в доходах российского бенефициара – физического лица, составит 13-15 %.
Если такая прибыль уже была выплачена в форме дивидендов, то с этой суммы налог повторно не уплачивается. Справедливости ради законодатель предусмотрел, что если дивиденды будут выплачены после налогообложения прибыли КИК, например, в следующем году, то налога у физического лица с этой суммы также не будет.
Таким образом, прибыль КИК облагается у бенефициара однократно.
Однако, как мы отметили, не во всех случаях прибыль КИК подлежит налогообложению в РФ.
Прибыль контролируемой компании освобождается от налогообложения в Российской Федерации, если вы попадаете под одну из двух ситуаций.
Ваша КИК находится в государстве, с которым Российская Федерация подписала Соглашение об избежании двойного налогообложения и при этом эффективная ставка налогообложения прибыли по месту регистрации КИК выше 75 % средневзвешенной ставки налога на прибыль в РФ.
Это касается, в первую очередь, дивидендов (облагаются по налоговой ставке, применимой к дивидендам), а также прибыли КИК за вычетом распределяемых дивидендов и дивидендов, полученных КИК (далее – основные доходы).
Чтобы понять, применимо это условие к вам, давайте разберемся с понятиями:
Эффективная ставка – определяется для государства, резидентом которого является получатель доходов – контролируемая иностранная компания.
Средневзвешенная ставка – определяется для Российской Федерации, резидентом которой является контролирующее лицо.
Средневзвешенная ставка налога на прибыль РФ по основным доходам равна 20 %. 75 % от этой величины соответствуют ставке налогообложения 15 %. Средневзвешенная ставка налога на прибыль РФ по доходам в виде дивидендов равна 13 %. Соответственно 75 % от этой величины равна 9,75 %.
Если ставка налога в стране регистрации иностранной компании ниже, то по этому основанию ее прибыль не сможет быть освобождена от налогообложения в России.
КИК также избежит налогообложения в России, если является активной, активной холдинговой или активной субхолдинговой компанией.
Желающие подробнее узнать критерии активных холдинговых и активных субхолдинговых компаний могут заглянуть в пп.3-6 ст.25.13-1 НК РФ.
Скорее вас заинтересует «активная компания». Ею будет та, доля пассивных доходов которой (дивиденды, проценты, роялти, доходы от продажи акций и реализации недвижимого имущества, доходы от оказания консультационных, юридических, бухгалтерских и прочих подобных услуг) не превышает 20 %. От обратного, 80 % и более ее доходов должны быть получены от торговой или производственной деятельности.
При этом требование о наличии Соглашения об избежании двойного налогообложения отсутствует. Это значит, что независимо от места регистрации, прибыль такой компании НЕ облагается у бенефициара.
В Дании ставка по налогу на прибыль составляет 34 %, что в принципе выше российской ставки по налогу на прибыль организаций. Эффективная ставка налога на дивиденды в Дании составляет 10 %, что также больше 75 % средневзвешенной налоговой ставки налога на прибыль организаций в виде дивидендов в России (9,75 %). Таким образом, на любые доходы Датских компаний не распространяется порядок налогообложения, предусмотренный поправками о КИК.
На Кипре эффективная ставка по налогу на прибыль составляет 12,5 %. Поэтому прибыль контролируемой кипрской компании может быть освобождена от налогообложения в России только при условии, что компания ведет активную (например, торговую) деятельность.
Также действует лимит по размеру прибыли КИК, при соблюдении которого она не облагается в России.
Так, независимо от соблюдения перечисленных выше условий прибыль КИК не включается в налогооблагаемые доходы контролирующего лица – резидента РФ, если не превышает 10 млн.руб (п.7 ст. 25.15 НК РФ).
Если в наличии несколько иностранных компаний, то лимиты по размеру прибыли определяются по каждой из них отдельно.
Что делать, если эти условия соблюдаются и прибыль КИК освобождается от налогообложения в России?
(А) подавать ежегодные уведомления о наличии КИК, финансовую отчетность КИК, аудиторское заключение и документы об основаниях освобождения ее прибыли в России;
(Б) платить НДФЛ после фактического распределения дивидендов.
Определившись со стандартным порядком налогообложения прибыли КИК, вернемся к налогу с фиксированной прибыли. Когда он становится выгодным?
В каких случаях выгодно уплачивать налог с фиксированной прибыли КИК?
Отсутствуют и риски получить штраф до 1,5 млн.руб. за непредоставление этих документов по каждой КИК.
Финансовая отчетность и аудиторское заключение по ней являются стандартными документами в большинстве иностранных государств, поэтому каждому бенефициару решать – сложно ли их предоставить.
Главный недостаток применения режима уплаты налога с фиксированной прибыли КИК: уплаченный налог с фиксированной прибыли нельзя зачесть при последующем распределении дивидендов в адрес физического лица, т.е. фактически будет происходить двойное налогообложение части прибыли, распределяемой в адрес физического лица.
Для ответа на вопрос о целесообразности режима «фиксированной прибыли» в конкретной ситуации следует отталкиваться от того, насколько прибыльна КИК и как бенефициар планирует распоряжаться прибылью:
А) Если вся прибыль КИК распределяется в виде дивидендов контролирующему лицу, то экономического смысла в уплате налога с фиксированной прибыли КИК нет.
Так, при условной прибыли с единственной КИК в 100 млн рублей сначала контролирующее лицо заплатит 5 млн рублей НДФЛ с фиксированной прибыли, а впоследствии заплатит еще 15 млн рублей НДФЛ при распределении фактической прибыли в виде дивидендов. В случае применения общего режима налогообложения прибыли КИК начисленный НДФЛ с прибыли КИК составит также
15 млн, при этом его можно будет уменьшить на налог у источника, уплаченный в стране регистрации КИК.
Б) Если бенефициар планирует длительное время реинвестировать эту прибыль (Как минимум 3 года или 5 лет – в зависимости от того, в течение какого времени обязан применять режим), а не распределять дивиденды, то можно задуматься об уплате налога с фиксированной прибыли КИК.
Так, при условной прибыли с единственного КИК в 100 млн рублей налогоплательщик заплатит
5 млн. рублей НДФЛ при применении режима фиксированной прибыли. В случае применения общего режима налогообложения прибыли КИК начисленный НДФЛ составит
15 млн.рублей, при этом его можно будет уменьшить на налог, уплаченный в стране регистрации КИК.
В) Если КИК ведет активную деятельность, то с ее прибыли по общим правилам налог в России не уплачивается. Поэтому фиксированный налог – это также лишь способ оградить компанию от внимания со стороны российский контролирующих органов. При последующем распределении дивидендов необходимо будет уплатить НДФЛ.
Г) Если у бенефициара много КИКов, то уплата фиксированного налога может сэкономить время и административные затраты на подготовку отчетности. В этом случае это может быть «отступным» платежом, освобождающим от рутинной бумажной работы.
Д) Если КИК убыточна (убыточны), то убытки нельзя зачесть в период применения налога с фиксированной прибыли, но можно учесть в будущем, начиная с налогового периода, в котором налогоплательщик отказался от уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли КИК. В то же время, для учета таких убытков все равно придется составлять финансовую отчетность, чтобы их подтвердить.
А причем тут автоматический обмен информации?
Уже запущен так называемый автоматический обмен информацией в соответствии со стандартами ОЭСР. Механизм следующий:
Иностранные банки и иные финансовые институты (депозитарные учреждения, брокеры, инвестиционные организации, страховые компании (п. 12 раздела 1 и п. 27 разд. 2 ч. 1 Standard for automatic exchange of financial account information in tax matters (далее – Стандарты))) собирают информацию об открытых у них финансовых счетах, (бенефициарными) владельцами которых являются налоговые резиденты России.
В перечень собираемой информации входит:
имена, адреса, ИНН (бенефициарных) владельцев счетов;
номер счета, наименование Банка;
остаток или сумма денежных средств на счете (в том числе, выплат по договорам страхования) по состоянию на конец соответствующего календарного года или другого соответствующего отчетного периода, или если счет был закрыт в течение этого года (периода) на конец закрытия счета.
Иностранные банки и иные финансовые институты предоставляют сведения о финансовых счетах российских резидентов и подконтрольных им компаний своим налоговым органам. Затем налоговые органы обрабатывают полученную информацию и один раз в год загружают сведения в специальную базу данных, доступ к которой имеется у каждой договаривающейся страны.
Таким образом, основными субъектами, участвующими в автоматическом обмене информации являются банки, в которых открыты расчетные счета, а не налоговые органы. Поэтому при анализе того, подпадет ли компания под автоматический обмен информацией, важно учитывать не саму по себе страну регистрации, а банк, в котором открыты счета.
Какая информация не попадет в обмен?
Прежде всего, данные о банковских и иных финансовых счетах активных компаний. Решение о квалификации компании как активной принимает обслуживающий банк.
Важно! Информация по счетам физических лиц будет раскрываться вне зависимости от суммы остатка на счете (п. 28 пп. 2 раздела 2 Стандартов).
(если нужно больше подробностей, то об этом мы писали в отдельной статье)
Таким образом, помимо самостоятельного уведомления о наличии КИК, получить информацию контролирующие органы смогут:
после проведения каких-либо оперативных мероприятий;
Важно! Критерии активной компании для целей налогообложения ее нераспределенной прибыли по упомянутым выше правилам НК РФ и для автоматического обмена информацией отличаются!
Поверочный интервал счетчиков воды закон
Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области информирует, что индивидуальные приборы учета воды (далее – водосчетчики) воды начали устанавливаться более десяти лет назад. Время показало, что те, кто уже установил у себя дома индивидуальные счетчики воды, действительно стали платить по счетам за потребление воды в два, а в некоторых случаях и в три раза меньше, чем по общим нормативам.
1. Чтобы напрасно не потратить время и деньги, перед покупкой счетчиков воды поинтересуйтесь в своем ЖЭКе (или УК) существуют ли какие-то ограничения по монтажу водосчетчиков в вашем доме. Возможно, вам сразу же посоветуют, какой тип прибора учета лучше всего подойдет в вашем случае.
2. Выбирая счетчики для воды, имейте в виду, что они бывают крыльчатые, турбинные, комбинированные и даже электронные. От конструкции зависит точность измерений, а значит и цена. Существуют счётчики для горячей и холодной воды. Первые могут работать при температуре воды до +85 градусов, а вторые только до +40 градусов С.
Одни счетчики монтируются на вертикально идущие трубы, другие – на горизонтальные. Но есть и приборы, с универсальным креплением, которые годятся для любого расположения труб.
3. Не забывайте, что счётчики выпускаются для различного диаметра труб. Диаметр крыльчатых счетчиков – не более 40 мм, а турбинных – от 50 до 200 мм. Следовательно, максимальная пропускная способность крыльчатых счётчиков до 15 кубометров воды в час, а турбинных (в зависимости от диаметра) в разы больше. Чтобы напрасно не переплачивать, необходимо учитывать расход воды в вашем помещении.
4. Покупайте счётчики воды только в магазине или у фирм, специализирующихся на продаже и монтаже сантехнического оборудования! счётчик, купленный «с рук» или на рынке, могут отказаться устанавливать.
Решив установить водосчетчик в квартире, необходимо помнить, что:
– внутриквартирные водосчетчики приобретаются, устанавливаются и проходят поверку (срок поверки указан в техническом паспорте)
– водосчетчики устанавливаются, как правило, на вводах в квартиры после запорной арматуры.
– в соответствии с Жилищным кодексом РФ и Правилами «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила), все жители дома должны оплачивать коммунальные услуги, потраченные на общедомовые нужды.
Для регистрации и допуска в эксплуатацию водосчетчиков необходимо обратиться в организацию, управляющую домом, в домах ТСЖ и ЖСК – в правление.
1. Собственники и наниматели жилых помещений установку внутриквартирных приборов ни с кем согласовывать не обязаны.
2. Приобретаемый прибор должен быть включен в «Государственный реестр средств измерения РФ», иметь сертификаты соответствия и клеймо государственной поверки. В техническом паспорте на прибор должен стоять специальный знак. Все эти характеристики должны быть отражены в паспорте.
Если хотя бы одно из этих требований не соблюдено, вы не сможете платить по этому счетчику.
3. Установить приборы может любой сантехник или Вы сами. Работы по установке внутриквартирных приборов учета не требуют наличия какой-либо лицензии. Наличие у сантехника сертификата-разрешения на право установки приборов в жилых помещениях не требуется. Если работники управляющей домом организации рекомендуют Вам только «свою» фирму по установке приборов, знайте, это незаконно. Право выбора фирмы за Вами. Если приборы учета горячей и холодной воды установлены в соответствии с требованиями «Правил и технических требований завода-изготовителя прибора учета», а представители управляющей организации необоснованно отказывают в составлении акта о допуске прибора в эксплуатацию и не пломбирует их, обращайтесь к руководителю управляющей домом организации, или в контролирующие органы.
4. Для того, чтобы прибор работал дольше, обязательно установите перед ним (после запорной арматурой) фильтр грубой очистки воды (продаются в розничной сети). При установке прибора необходимо руководствоваться требованиями «Правил и технических требований завода-изготовителя прибора учета».
5. При установке приборов необходимо помнить, что прибор с указанной в паспорте периодичностью, подлежит поверке в организации, имеющей соответствующую аккредитацию. Срок до поверки исчисляется с даты изготовления, а не с даты продажи прибора, поэтому старайтесь приобрести недавно изготовленный прибор.
6. Прибор необходимо установить таким образом, чтобы его можно было легко снять и обеспечить поступление воды к раздаточным кранам во время нахождения прибора на поверке.
7. После установки приборов необходимо пригласить представителей управляющей домом организации для составления акта допуска прибора в эксплуатацию. Акт составляется в 2-х экземплярах, один из которых остается у собственника или нанимателя жилого помещения. Управляющая организация вправе требовать оплаты работ по составлению акта допуска прибора в эксплуатацию и установку пломб на прибор учета.
8. Порядок учета показаний прибора будет вам разъяснен при составлении акта допуска прибора в эксплуатацию.
9. Помощь в экономии горячей и холодной воды вам окажет и замена смесителей с обычными кранами на «однорукие» смесители.
10. Помните, что прибор учета не экономит соответствующий коммунальный ресурс, а только показывает объем его фактического потребления.
Что делать, если водосчетчик «врет»? В период гарантии прибора учета необходимо обратиться к продавцу, а в срок службы – к изготовителю, предоставив доказательную базу.
В период осуществления ремонта, замены, поверки индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета, объемы (количество) потребления холодной воды, горячей воды, размера платы за коммунальные услуги исчисляются как среднемесячное потребление коммунальных ресурсов и среднемесячный объем определенных по указанному прибору за последние 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, – то за фактический период работы. Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усреднённому расходу, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения (п.59 (1) Правил).
Итак, подошел срок метрологической поверки, и у собственника либо нанимателя жилого помещения возникает вопрос по замене водосчетчиков либо его метрологической поверке и дальнейшей эксплуатации, так как в обязанности собственника входит обеспечение достоверности показаний приборов учёта.
Необходимость проведения поверки средств измерений, в том числе водосчетчиков, установлена статьей 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
Первый межповерочный интервал (гарантированный интервал времени, в течение которого показания счетчика можно считать достоверными) определяется предприятием–изготовителем и в обязательном порядке указывается в паспорте приборов учёта. Это срок, по истечении которого прибор учета требует регулировки, он устанавливается как правило, для прибора учета горячей воды срок составляет 4 года, а для холодной воды – 6 лет. Суть метрологической поверки заключается в испытаниях прибора учёта на более точном оборудовании в специализированной организации.
Эксплуатация неповеренного прибора учёта запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учёта со всеми вытекающими для потребителя последствиями. Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усреднённому расходу, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения.
Согласно Правилам проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений, утвержденных постановлением Госстандарта РФ от 17.12.2002 № 124, организация, осуществляющая поверку средств измерений, должна иметь аттестат аккредитации в области обеспечения единства измерений. При возникновении каких-либо сомнений по данному поводу можно обратиться Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, на официальном сайте Росстандарта www.gjst.ru (раздел «Информационные ресурсы по метрологии»).
Контроль за соблюдением данных обязанностей осуществляет Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и их территориальные органы в субъектах Российской Федерации.
Необходимо отметить, что работы по поверке водосчетчиков не отнесены к услугам по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и/или коммунальным услугам. В связи с этим, порядок их проведения определяется действующим законодательством и осуществляется на основании договора, заключенного в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), за счет собственных средств собственника (нанимателя) жилого помещения. Любые работы, услуги в соответствии с ГК РФ выполняются на основании договора. В случае проведения работ по поверке водосчетчиков договор должен быть заключен в простой письменной форме. После проведённых работ организация должна выдать Свидетельство о поверке каждого прибора.
В соответствии со статьями 1, 421 и 422 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора при соблюдении требований законодательства. Это означает, что для проведения работ по поверке водосчетчиков граждане вправе самостоятельно выбрать любую организацию, обладающую необходимыми разрешительными документами.
Понуждение к заключению подобных договоров с какой-либо одной организацией (в том числе, выполняющей функции управления многоквартирным домом) не допускается.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор работ (услуг) возмещаются исполнителем в полном объеме.
Следует учесть, что цены на услуги по поверке водосчетчиков не подлежат государственному регулированию и устанавливаются по соглашению сторон (в договоре).
© УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ , 2022
Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт
Разработка и продвижение сайта – FMF
Почтовый адрес:
432071, г. Ульяновск, ул. Дмитрия Ульянова, д. 4
Все о поверке счетчиков воды
1. Обязательна ли поверка счетчиков воды и зачем она нужна?
Поверка индивидуальных приборов учета (ИПУ), или счетчиков — обязательная процедура. Это закреплено в статье 13 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» № 102-ФЗ от 26 июня 2008 года, а также в постановлении Правительства Российской Федерации № 354 от 6 мая 2011 года.
Если не провести поверку вовремя, вы не сможете оплачивать горячую и холодную воду по показаниям приборов учета*. С 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором необходимо было провести поверку, начисления будут проводиться так:
- первые 3 месяца — по среднерасчетным показаниям ваших счетчиков за последние полгода;
- с 4-го месяца — по показаниям общедомового прибора учета.
Вы снова сможете оплачивать воду по показаниям счетчиков после проведения поверки.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 6 мая 2011 года (см. пункт 59, 60).
2. Когда ее нужно проводить?
Интервал между поверками, или межповерочный интервал, устанавливается при утверждении типа средства измерения и указывается в технической документации — паспорте счетчика.
Сроки поверки также можно узнать:
- в вашем едином платежном документе (ЕПД) или другой квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ);
- при подаче показаний счетчиков на mos.ru: на шаге 2 в таблице «Показания приборов учета» справа от номера счетчика есть знак «•••», нажмите на него левой кнопкой мыши;
- позвонив на горячую линию поверки счетчиков воды: +7 (495) 539-59-00.
Важно: поверку счетчиков воды нужно провести до наступления даты, указанной в качестве срока поверки.
По собственной инициативе вы можете проводить периодическую поверку счетчиков воды чаще установленного межповерочного интервала. А если нарушены контрольные пломбы или знаки поверки — внеочередная поверка счетчика обязательна.
3. Кто должен проводить поверку счетчиков?
Для проведения поверки счетчиков собственник (пользователь) помещения в многоквартирном доме должен обратиться в специализированную организацию, имеющую аккредитацию . Вы можете выбрать ее самостоятельно или обратиться за рекомендацией в управляющую компанию.
Выбирая организацию для поверки самостоятельно, учитывайте:
- как долго компания работает на рынке;
- какие отзывы оставляют те, кто пользовался услугами компании;
- стоимость услуг.
4. Как проходит поверка счетчиков воды?
При каких условиях будет проведена поверка ИПУ, зависит от оснащенности фирмы, с которой потребитель заключит договор на поверку: есть у нее переносные приборы для проведения поверки или нет. Поверка может проводиться:
- без снятия прибора — если у компании, с которой вы заключили договор, есть переносные приборы для проведения поверки;
- со снятием прибора — если у компании, с которой вы заключили договор, нет переносных приборов для проведения поверки.
Если во время поверки обнаружится, что старый счетчик вышел из строя , его отремонтируют или заменят на новый.
5. Сколько стоит поверка?
Работы по замене, обслуживанию и поверке приборов учета выполняются на основании договора, который вы как потребитель (собственник или наниматель помещения) заключаете с организацией.
Поверка счетчиков не относится к услугам по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома или коммунальным услугам, поэтому оплачивается потребителем. Стоимость поверки не подлежит государственному регулированию и определяется по соглашению сторон в договоре, никаких специально установленных тарифов не существует.
6. Что будет после поверки?
По результатам поверки проводивший ее специалист должен в течение 40 дней с даты проведения поверки внести данные о результатах работы в реестр ФГИС «Аршин». Доступ к этой системе открыт для всех. В разделе «Сведения о результатах поверки средств измерений» владелец счетчика может ввести его заводской номер или инвентарный номер и увидеть сведения о нем и результатах проведенной поверки.
Собственнику прибора учета также может быть выдано свидетельство о поверке в бумажном виде. Его рекомендуется предоставить в управляющую организацию. Сделать это можно онлайн на mos.ru либо при личном визите.
7. Срок поверки наступит нескоро, но мне звонят и убеждают ее провести. Что делать?
Некоторые частные компании могут звонить или рассылать письма и предлагать свои услуги по поверке счетчиков. Такая информация является рекламой коммерческих услуг и не накладывает на вас никаких обязательств.
Если вам звонят и сообщают о необходимости срочной поверки счетчиков воды:
- поинтересуйтесь, кто именно звонит: название компании, ее адрес и контактный телефон для обратного звонка;
- по окончании разговора проверьте, какой срок поверки установлен для ваших счетчиков;
- если срок поверки ваших счетчиков наступает нескоро, и предложение компании вы расцениваете как агрессивную рекламу, пожаловаться на действия такой компании можно в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве.
Кроме того, в случае незаконных и противоправных действий вы можете жаловаться в полицию и прокуратуру.