Зачем нужно разрешение на строительство частного дома

Зачем нужно разрешение на строительство частного дома

Первым этапом в процессе строительства индивидуального жилого дома является получение разрешения на строительство. Правовой базой в этом вопросе, главным образом, является статья 51 Градостроительного кодекса.
Разрешение на строительство – это документ, который удостоверяет соответствие проектной документации (в нашем случае – схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения индивидуального жилого дома) требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.

Нужно ли разрешение на строительство индивидуального жилого дома
Перед тем, как обращаться за получением разрешения на строительство, необходимо понять требуется ли это в конкретном случае.
– Во-первых, необходимо обратить внимание на вид разрешенного использования земельного участка, на котором планируется строительство дома. Если участок был предоставлен для индивидуального жилищного строительства, то по общим правилам получение разрешения на строительство требуется. Если земельный участок предоставлялся для ведения садоводства или дачного хозяйства, то получение разрешения на строительство дома не требуется.
– Во-вторых, чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно уяснить о каком объекте строительства идет речь. Если планируется строить гараж, или объект, не являющийся объектом капитального строительства, а также строение или сооружение вспомогательного использования, то разрешение на строительство не нужно.
– В-третьих, «дачная амнистя». Ее смысл, в частности, заключается в том, что для регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом либо объект, созданный на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке) не требуется предоставление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Сразу стоит отметить, что для того, чтобы получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию необходимо предоставить, в том числе, разрешение на строительство.
В соответствии же с «дачной амнистией», а точнее в соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ в редакции Федерального закона от 17.07.2009 № 174-ФЗ для государственной регистрации права собственности нужно предоставить документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание. До 1 марта 2018 года кадастровый паспорт индивидуального жилого дома является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта и содержащим его описание.
Таким образом, если строительство будет завершено и документы поданы на государственную регистрацию права собственности до 1 марта 2018 года, то получать разрешение на строительство нет необходимости. Нужно сделать еще одну оговорку, что вышеуказанное справедливо, если не планируется совершать сделки с недостроенным домом, иначе для регистрации объекта незавершенного строительства Вам необходимо будет разрешение на строительство.
– Есть еще четвертый случай, когда необходимо оформлять разрешение на строительство. Это договоренность между администрацией коттеджного поселка и собственниками участков в данном поселке, точнее, это выдвигается как требование администрации (управляющей компании). Само по себе такое требование юридически носит только рекомендательный характер. Но если был подписан договор с управляющей компанией, в котором, в том числе прописано это требование, то это уже становится договорным обязательством.

Документы для разрешения на строительство индивидуального жилого дома
Для получения разрешения на строительство дома необходимо обратиться в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению нужно приложить следующие документы:
1. правоустанавливающие документы на земельный участок;
2. градостроительный план земельного участка;
3. схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

При этом рекомендуется иметь архитектурный паспорт проекта дома.

Где получить разрешение на строительство индивидуального жилого дома
Разрешение на строительство выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Как правило, для строительства загородного дома разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Обычно таким органом является администрация муниципального района (или иного муниципального образования), к которому относится Ваш земельный участок. Непосредственно составляет проект разрешения подразделение (комитет, управление и т.д.) администрации муниципального образования по градостроительству и архитектуре.

Что проверяют и почему отказывают в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган проверяет, во-первых, наличие всех необходимых документов, приложенных к заявлению; во-вторых, соответствие схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения индивидуального жилого дома требованиям градостроительного плана земельного участка.
Если все документы имеются, и никаких несоответствий не выявлено в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство такое разрешение должно быть выдано заявителю.
Если разрешение на строительство не выдают , значит, должны выдать мотивированный отказ в выдаче такого разрешения. Причинами отказа в выдаче разрешения на строительство может быть либо представление неполного пакета документов, либо несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Отказ в выдаче разрешения на строительство – это документ, который может быть обжалован в суде, поэтому если Вам не выдают разрешение, то обязательно нужно получить документ об отказе.
Важно отметить, что в соответствие с Градостроительным кодексом выдача разрешения на строительство осуществляется бесплатно.
Разрешение на строительство индивидуального жилого дома выдается на десять лет.

Разрешение на строительство дома: требуется ли оно в 2021 году

Чтобы построить частный дом, баню или сарай на участке разрешение на строительство больше не требуется. Ему на смену пришли уведомления. В статье мы расскажем, какие правила действовали раньше, в каких случаях актуальны разрешения на строительство и как работать с уведомлениями.

Читайте также:
Как получить разрешение на такси без ИП

Разрешение на строительство — как это было раньше

Раньше, чтобы построить на земле дом или садовый домик, требовалось разрешение на строительство. Этот документ был установлен ст. 51 Градостроительного кодекса. Теперь в ст. 17 кодекса прописали, что для строительства и реконструкции объектов ИЖС такое разрешение получать не нужно — его заменили уведомления. Аналогично с хозяйственными постройками на участке: теплицы, погреба, бани, сараи, колодцы.

Чтобы получить разрешение, приходилось собирать большой пакет документов, включая градостроительный план, схему земельного участка, проектную документацию. Разрешение действовало 10 лет, то есть строить на участке можно было в течение всего этого периода. При продаже участка, по которому уже получено разрешение на строительство, его передавали новому владельцу, занося соответствующую запись в реестр через администрацию.

Без разрешения было невозможно подключить к дому воду, канализацию, электричество и отопление, оформить на него право собственности и получить прописку. Кроме того, была опасность штрафов и сноса за незаконное строительство.

Как законно осуществить ИЖС в 2021 году

Индивидуальное жилое строительство предполагает, что в постройке будут жить люди. Причем не несколько семей, как в многоквартирном доме, а одна. Для этого дом должен быть не выше 20 метров и иметь не больше трех этажей.

Какие документы нужны для начала строительства

Чтобы построить жилой, садовый или дачный дом на участке в 2021 году нужно подать в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве и приложить к нему документы:

  • Подтверждающие права на участок.
  • Выписка из ЕГРН на земельный участок
  • Описывающие планируемую постройку – это важно, если он будет находиться в исторически значимом населенном пункте.
  • Доверенность на представителя при необходимости.

Выписка ЕГРН на земельный участок

Направлять уведомление и документы следует в тот орган, который раньше выдавал разрешения на строительство, в том числе это возможно через МФЦ.

В уведомлении указываются данные будущего дома: как далеко стены будут находиться от границ участка, сколько этажей в нем будет, какой будет площадь и планировка, какие материалы будут использоваться и пр. Сведения о земельном участке также нужно будет обязательно указать в уведомлении о планируемом строительстве:

  • Кадастровый номер.
  • Адрес.
  • Документ, подтверждающий права.
  • Сведения о правах прочих лиц.
  • Вид разрешенного использования.

Быстро узнать нужную информацию по земле можно по выписке из ЕГРН. Закажите электронную выписку ЕГРН, заверенную ЭЦП Росреестра, чтобы заполнить уведомление и подать в регистрирующий орган подтверждающий вашу информацию докумет.

Дополнительно потребуется графическое описание – чертеж дома, включая его фасады и конфигурацию. Важно, что, если в вашем регионе предусмотрены какие-то типовые архитектурные решения, в уведомлении на него следует указать отдельно. Тогда графическое изображение можно не прилагать.

Форма уведомления утверждена Приказом Минстроя №591/пр.

Уведомление о соответствии

После рассмотрения уведомления о планировании, регистрирующий орган может либо одобрить строительство, прислав уведомление о соответствии, либо отказать в нем, прислав уведомление о несоответствии. Стандартный срок в семь рабочих дней может быть продлен до двадцати, если дом строится в историческом поселении, и в уведомлении не указано типовое архитектурное решение.

После получения положительного ответа можно начинать строительство. Оно, как и разрешение на строительство, будет действительно в течение десяти лет. Если вы пересмотрите какие-то существенные характеристики постройки, нужно будет подать уведомление об изменении параметров планируемого строительства.

Причины отказа в разрешении на строительство могут быть разными:

  1. Не указали требуемые сведения в уведомлении. Тогда его даже не будут рассматривать. Вам просто вернут и уведомление, и документы в течение трех рабочих дней. Они будут считаться непредставленными.
  2. Параметры дома, указанные в уведомлении, не соответствуют правилам. При этом опираются на правила землепользования, документы по планировке территорий, градостроительное законодательство.
  3. Указанный в уведомлении объект нельзя разместить в соответствии с видом разрешенного использования земли.
  4. Уведомление подало лицо, которое не имеет прав на участок и не выступает доверенным лицом застройщика.
  5. Внешний вид строения не соответствует требованиям к архитектурным решениям (для исторических поселений).

Уведомление об окончании строительства

Последнее уведомление об окончании строительства подать следует в течение месяца после того, как дом закончен. Оно содержит практически те же сведения, что уведомление о планировании, но уже фактические. К уведомлению прикладывается техплан, который делают приглашенные вами кадастровые инженеры. Их же можно попросить заполнить уведомление, чтобы избежать ошибок. Дополнительно может понадобиться соглашение о разделении участка на доли между правообладателями, если собственников несколько.

Это уведомление тоже рассмотрят в течение семи рабочих дней. Если во время строительства вы не отклонялись от плана, то одобрение практически гарантировано. В ответ снова будет составлено уведомление о соответствии. Оно понадобится для оформления права собственности на дом.

Уполномоченный орган самостоятельно направит в регистрирующий орган заявление о постановке на кадастровый учет и регистрации за вами прав. Если это не будет сделано своевременно, вы можете направить заявление самостоятельно.

Строительство без уведомления

До 1 марта 2026 года уведомления можно не подавать по «дачной амнистии». Кадастровый учет и регистрацию прав на жилой дом проведут и без перечисленных уведомлений. Право выбирать порядок оформления такой недвижимости остается за правообладателем.

Читайте также:
Разрешение на прописку от собственника: образец

При этом должно выполняться условие, что жилой дом строится на участке (письмо Росреестра от 05.03.2021 № 14-1578-ГЕ):

  • Садовом;
  • Предназначенном для индивидуального жилищного строительства;
  • Предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.

В других случаях строить без уведомления не рекомендуется. Исключением являются только постройки без фундамента, с/х постройки и не капитальные объекты. Строительство без разрешения приведет к тому, что постройку сочтут незаконной, тогда к ней нельзя будет подключить коммуникации, оформить собственность и прописаться. Без права собственности соответственно не будут возможны ни продажа, ни дарение, ни обмен. Кроме того, результатом может быть дело об административном правонарушении или даже снос дома.

Если вы уже построили дом, не подав уведомление, то возможность реабилитации еще есть. Если ваше строение соответствует всем требованиям, никому не мешает, а земля под ним находится у вас в собственности, обращайтесь в суд. Он определит, можно ли зарегистрировать вашу недвижимость. Если найдут нарушения, то последствия будут неприятными, в крайнем случае дом могут снести.

Выдача разрешения на строительство

Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и в пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти.

Наименование государственной услуги

Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и в пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти).

Правовые основания для предоставления государственной услуги

Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:

а) Градостроительным кодексом Российской Федерации;

б) Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»;

в) Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

г) приказ Минстроя России от 19 февраля 2015 № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»;

д) постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»;

е) постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»;

ж) постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2012 г. № 92 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства»

з) Приказ Минстроя России от 23 мая 2016 г. № 334/пр Об утверждении Административного регламента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти)

Категории потребителей государственной услуги

Потребителями могут выступать физические или юридические лица, выполняющие функции застройщика либо технического заказчика

Сроки оказания государственной услуги

– Общий срок предоставления государственной услуги включает срок межведомственного взаимодействия органов власти и организаций в процессе предоставления государственной услуги и не может превышать 5 рабочих дней;

– Срок предоставления государственной услуги исчисляется со дня, следующего за днем регистрации заявления о предоставлении государственной услуги.

Информация о платности оказания государственной услуги

Государственная услуга выполняется бесплатно.

Результат предоставления услуги

а) решение о выдачи разрешения на строительство;

б) решение о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с продлением срока действия);

в) решение об отказе в выдаче разрешения на строительство;

г) решение об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с продлением срока действия)

Критерии отказа и приостановления оказания государственной услуги

1. Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:

1) при выдаче разрешения на строительство:

а) отсутствует какой-либо из документов, указанных в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

б)несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство;

в) несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

2) при внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия:

а) подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство;

б) наличие у ответственного структурного подразделения информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Читайте также:
Разрешение на осуществление таксомоторной деятельности

3) при внесении изменений в разрешение на строительство (кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения):

а) отсутствует какой-либо из документов, указанных в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

б)несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство;

в) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство или для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство. В случае представления для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка, выданного после получения разрешения на строительство, такой градостроительный план должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство;

г) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство;

д) подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.

Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является исчерпывающим.

Порядок обращения за оказанием государственной услуги

Документы могут быть представлены в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»

Формы заявлений, принимаемых к рассмотрению

запрос (заявление) на предоставление государственной услуги, заполненной по форме

Перечень необходимых документов-приложений для каждого заявления

При обращении за получением государственной услуги заявитель представляет в Минстрой России следующие документы (далее – документы):

а) запрос (заявление) на предоставление государственной услуги;

б) документ, удостоверяющий личность заявителя;

в) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;

г) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, – указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;

д) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

е) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектной документации:

– схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);

– разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);

– проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

– положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;

Читайте также:
Разрешение на добычу охотничьих ресурсов: где получить

– подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;

– подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;

ж) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Градостроительного Кодекса Российской Федерации);

з) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;

и) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, – соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;

к) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;

л) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;

м) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;

н) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению;

Перечень требований, предъявляемых к документам

Документы предоставляются в оригинале, либо в форме нотариально заверенных копий.

В случае направления документов в электронной форме, документы представляются в формате PDF в виде электронных копий (электронных образов) документов, подписанных усиленной электронной подписью заявителя

Информация о должностных лицах

Директор Департамента разрешительной деятельности и контроля

Как уведомить муниципалитет о начале строительства жилого дома

Обязательно ли уведомлять власти о намерении строиться, какой объект ИЖС допускается строить на частном земельном участке, где взять шаблон уведомления о предстоящем строительстве, какие документы нужны для одобрения застройки земли для ИЖС, какие причины отказа в строительстве жилого малоэтажного дома

Вопросы об уведомлении муниципалитета о строительстве дома:

  1. Зачем нужно уведомлять местные власти о планируемом строительстве.
  2. Какое частное жилье можно построить.
  3. Как составить уведомление о планировании строительства.
    1. Форма уведомления о планируемых строительстве или реконструкции.
    2. Скачать бланк уведомления о планируемых строительстве или реконструкции.
  4. Как подать строительное уведомление, какие документы понадобятся.
  5. Сколько ждать ответа администрации после подачи уведомления о начале строительства.
  6. Причины возможного отказа в начале строительства.
  7. Можно ли в ходе строительства изменить конфигурацию «одобренного» объекта ИЖС.

Если раньше при строительстве индивидуального жилого дома необходимо было получить разрешение на строительство, то теперь согласно статье 51.1, Градостроительного кодекса перед началом строительства собственник или арендатор земельного участка обязан уведомить Администрацию о планируем строительстве.

Норма об уведомлении по предстоящему возведению объекта ИЖС действует в России с конца лета 2018-го. Прежде для такого жилья необходимо было сперва получить строительное разрешение, затем разрешение эксплуатационного ввода в БТИ (после постройки). А на садовые домики раньше разрешения на строительство не требовалось.

Теперь же, если землевладелец намеревается строить на участке жилой коттедж или садовый дом – муниципальную администрацию полагается уведомить. Кстати, для новостроечно-садовой недвижимости схожий уведомительный порядок действует с весны 2019-го.

Расскажем, как правильно уведомлять администрацию населенного пункта о предстоящей закладке фундамента под индивидуальный коттедж.

Читайте также:
Разрешение на строительство линейных объектов не требуется

Зачем собственнику уведомлять местные власти о планируемом строительстве

Возводить дом самовольно, без ведома муниципалитета, с последующим узакониванием постройки в судебном порядке – это возможно, но лишь если не будет нарушений параметров и обоснованных возражений от собственников недвижимости по соседству.

В некоторых случаях узаконивать объект ИЖС в суде несколько проще, чем хлопотать с документами. Однако суд может в регистрации отказать, да и госпошлину придется платить довольно высокую, «имущественную» (ст.333.19, ч.1, п.1 Налогового кодекса). Поэтому лучше все же обратиться к администрации с уведомлением.

Следует заметить, что периодически продлеваемая «дачная амнистия» (ее новый «крайний» срок – 1 марта 2026 г.) позволяет собственнику оформить новостройку, соответствующую стандартам ИЖС, только лишь на основании подтвержденных прав владения землей под коттеджем и его технического плана. Т.е. подтверждать факт уведомления муниципалитета при этом порядке регистрации права собственности не нужно.

Тем не менее, норму уведомительного порядка строительства домов (жилых, садовых), установленную первой статьей закона за №340-ФЗ от 03.08.2018 г., никто не отменял. А значит собственнику земельного участка, намеревающемуся строиться и неуверенному в точной дате завершения постройки дома – в том плане, чтобы успеть до весны 2016-го – рациональнее будет документально закрепить факт уведомления, подготовив и направив в муниципальную администрацию соответствующий документ (об этом см. далее).

Какое частное жилье можно построить

На землях ИЖС допускается выстраивать отдельно стоящие здания жилого назначения, отвечающие основным условиям (п.39, ст.1 Градостроительного кодекса):

  • высота – до 20 м;
  • этажность – до 3 уровней (надземных).

Частная постройка ИЖС, включающая жилые и вспомогательные помещения, предназначена исключительно для удовлетворения бытовых и иных потребностей проживание граждан. Раздел на самостоятельные недвижимые объекты здания индивидуального жилстроительства не допускается. Условия проектирования и строительства коттеджа ИЖС должны соответствовать действующим правилам (к примеру, СП 30-102-99).

Как составить уведомление о планировании строительства

Содержание уведомительного документа, а также порядок обращения с ним определены Градостроительным кодексом (пп.1 п.1 ст. 51.1).

Форма уведомления о планируемых строительстве или реконструкции

Приложение N 1
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 19 сентября 2018 г. N 591/пр

Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома

1. Сведения о застройщике

Сведения о физическом лице, в случае если застройщиком является физическое лицо:

Фамилия, имя, отчество (при наличии)

Реквизиты документа, удостоверяющего личность

Сведения о юридическом лице, в случае если застройщиком является юридическое лицо:

Государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо

Идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо

2. Сведения о земельном участке

Кадастровый номер земельного участка (при наличии)

Адрес или описание местоположения земельного участка

Сведения о праве застройщика на земельный участок (правоустанавливающие документы)

Сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии)

Сведения о виде разрешенного использования земельного участка

3. Сведения об объекте капитального строительства

Сведения о виде разрешенного использования объекта капитального строительства (объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом)

Цель подачи уведомления (строительство или реконструкция)

Сведения о планируемых параметрах:

Количество надземных этажей

Сведения об отступах от границ земельного участка

Сведения о решении о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (при наличии)

Сведения о типовом архитектурном решении объекта капитального строительства, в случае строительства или реконструкции такого объекта в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения

4. Схематичное изображение планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке

В бланке формы уведомления о строительстве необходимо указать:

    сведения о собственнике (подробно);

сведения о земельном участке (требуется ЕГРН-выписка);

сведения об объекте ИЖС, которое планируется выстроить;

план земельного участка с обозначением контуров планируемого дома***.

***Контуры здания – геометрия, линейные размеры, позиционирование по отношению к границам участка – важны особенно. Именно план-схема запланированного жилого коттеджа позволит муниципальным чиновникам определить, будет ли будущий дом соответствовать законодательным нормам. На этом плане следует изобразить схематично границы участка, внутри них – контуры здания. Также требуется указать дистанцию в метрах от каждой «контурной» стороны дома до границы участка.

Важно: участок будущего жилстроительства должен иметь установленные границы, т.е. пройти межевание.

Проверить наличие уточненных или декларированных границы своего земельного участка можно через сервис публичной кадастровой карты (сервис pkk.rosreestr.ru), указав номер участка по кадастру. При отсутствии межевания, следует нанять кадастрового специалиста для выполнения межевого плана. Иначе власти могут не одобрить будущую застройку участка.

Как подать строительное уведомление, какие документы понадобятся

Адресатом уведомительного документа будет муниципальный орган власти, соответствующий территориальной принадлежности земельного участка. Достаточно созвониться с муниципалитетом и уточнить получателя. Заметим, что по многих муниципальных образованиях установлен определенный порядок обращения с уведомлением о строительстве, описываемый в постановлениях и нормативных документах местных властей.

Документы, которые следует направить властям вместе с уведомлением о строительстве:

    гражданский паспорт (копия). Если уведомление направляется по доверенности, необходима ее копия**;

кадастровый номер участка, принадлежащего собственнику-застройщику***;

подтверждение права собственности по земельному участку, либо договор на него (копии). Эти сведения потребуются, если по каким-либо причинам они отсутствуют в ЕГРН.

Читайте также:
Как получить разрешение на травматический пистолет

**При личной подаче строительного уведомления необходимы как копии, так и оригиналы названных здесь и далее документов.

***При потребности узнать кадастровый номер участка земли можно через сервис публичной кадастровой карты (его эл. адрес указан выше) – по адресу участка, либо указав его местонахождение на названной карте.

Подача уведомления выполняется через МФЦ, сайт госуслуг или нарочно, лично прибыв в отдел архитектуры местного муниципалитета.

Описанный выше порядок уведомления о намерении строиться на собственном участке отражает наиболее простую ситуацию – предназначение данной территории изначально под ИЖС или садоводство. Если же имеются ограничения, к примеру, охраняемая зона объекта культурного наследия или территориальная зона с особыми условиями, то потребуются дополнительные документы.

Для строительства коттеджа, например, в охранной зоне (объекты «Водоканала» или, скажем, близость аэродрома и т.п.) нужны будут письменные разрешения от данных учреждений.

Подача уведомления по строительству бесплатна, но, чтобы не столкнуться с отказом, рациональнее показать документы риэлт-специалистам, специализирующимся на земельных участках и частной малоэтажной недвижимости.

Сколько ждать ответа администрации

Предварительная проверка сведений в присланном (поданном) уведомлении о строительстве занимает 3 дня (рабочих). Если данных недостаточно – часть сведений не указана или отсутствуют некоторые копии обязательных документов – уведомление с приложениями будет переслано заявителю с указанием причин возврата.

При достаточной комплектации документов рассмотрение уведомления будет происходить в двадцатидневный срок (обычно быстрее, за неделю примерно). После землевладельцу будет прислан ответ, озаглавленный «Уведомление о соответствии… строительных параметров объекта ИЖС… и допустимости размещения объекта ИЖС на участке», что означает разрешение строиться.

Причины возможного отказа в начале строительства

Также может поступить ответ с запретом строительства, начинающийся словами «Уведомление о несоответствии… (дальнейшее содержание названия схоже с положительным вариантом ответа). Отказать могут на следующих обоснованиях (п.10 ст.51.1 Градостроительного кодекса):

    несоответствие «пограничным» отступам и иным параметрам коттеджа (высота, этажность, разбивка на квартиры);

недопустимость возведения дома на данном участка из-за его иного целевого назначения (сельхозземля, земля промобъекта и т.п.);

отсутствие правообладания участком, застройка которого заявлена в уведомлении (очевидно, что на чужой земле строиться нельзя);

намерение строиться в историческом поселении, либо в охранной зоне при несоответствии облика будущего коттеджа существующим архитектурным объектам вокруг.

Согласно 13 пункта статьи 51.1 ГрК, одобрение муниципальной администрацией будущего строительства жилого дома действует десятилетний срок. Т.е. «одобренное» уведомление о намерении строиться позволяет начинать работы в любое время за эти 10 лет, но только в контуре, указанном в уведомительном заявлении.

Следует подчеркнуть, что затягивать стройку на весь десятилетний срок или дольше, считая, что раз было позволено прежде, значит и после власти вновь разрешат строиться – это неправильно. К примеру, через пустующий участок собственника или вблизи него может возникнуть, скажем, линейный объект (газопровод или ЛЭП) с вновь организованной охранной зоной. Тогда не только построиться, но даже зарегистрировать завершенное жилье муниципалитет может не позволить.

Можно ли в ходе строительства изменить конфигурацию «одобренного» объекта ИЖС

Нередко собственник участка, спустя некоторое время, решает изменить конфигурацию будущего дома. Например, потребуется более просторный коттедж или возникнет потребность «передвинуть» будущую стройку на пару метров вправо. Но весь в одобренном властями уведомлении указывалась первоначальная конфигурация – что же делать?

На этот счет в Градостроительном кодексе имеется 14 пункт статьи 51.1, позволяющий подать строительное уведомление в отношении объекта ИЖС заново – в тот же орган, что и прежде. Следует помнить, что при изменении конфигурации и местоположения перспективного объекта строительства, важно соблюсти параметры пограничных отступов на земельном участке, действующих в данном регионе.

Если проигнорировать обязательность повторного уведомления властей об изменениях параметров будущего коттеджа, то завершив стройку, подготовив техплан здания при участии кадастрового инженера, а затем отправившись в орган власти для регистрации новостройки – возникнут проблемы, поскольку чиновники обязательно сличат контуры и географическое позиционирования фактического объекта ИЖС с первоначальными, указанными в уведомлении о намерении застроить участок.

Вопрос-ответ (1)

Добрый день! На земельный участок от Исполкома было получено уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта. После этого земля оформлено на другое физическое лицо. При этом требуется уведомлять Исполком о внесении изменений застройщика в уведомление о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства? Спасибо!

Задать вопрос

Ваш вопрос принят. Мы постараемся ответить на него в ближайшее время.

Ошибка при отправке вопроса. Попробуйте отправить еще раз.

Получение разрешения на строительство частного дома

Как оформить и зарегистрировать частный дом в собственность

Постройка дома с нуля: с чего начать и как построить своими руками, пошаговая инструкция

Идеи планировки частных домов: схема расположения комнат, примеры, фото

После покупки земли для ИЖС, появляется необходимость получения разрешения на строительство частного дома. Покупки земельного участка недостаточно для начала стройки и возведения будущего дома. Мы расскажем, нужно ли оформлять разрешение на строительство, в каких ситуациях это необходимо делать. Рассмотрим перечень документации, необходимой для начала возведения собственной постройки на участке. Расскажем, что потребуется для получения разрешения и где его можно получить.

Зачем оформлять разрешительные документы на строительство дома?

Если запланировано возведение здания для проживания круглый год, получение официального разрешения на стройку – важный этап. Если проигнорировать его, то возведенное сооружение, которое вводится в эксплуатацию, нельзя будет подключить к коммуникациям. Также при отсутствии разрешительной документации, будет невозможно получить одобрение на получение кредита под возведение постройки, ее дальнейшая продажа.

Главный нормативный документ, который регламентирует получение разрешения на индивидуальное жилищное строительство – Градостроительный кодекс. Благодаря Кодексу и нормам, которые в нем указаны, возможно получение документа, подтверждающего соответствие проектной документации плану участка. Также эта бумага подтверждает соблюдение правил межевания, норм СНиП, является разрешением на проведение строительно-реконструкционных работ. В КоАП РФ указано, что возводить постройки без разрешения нельзя. Это административное нарушение в соответствии со статьей 95. Получение разрешения, а также процедура оформления осуществляются по общим правилам. Это обязательные этапы, которые являются одинаковыми во всех регионах России.

Согласно действующим законодательным нормам, возведение частных домов на приусадебных участках или территориях, расположенных в поселениях можно выполнять без разрешений на застройку. Его не нужно получать, если в строительстве не нужно будет проводить какие-либо сделки с недостроенными объектами. При этом ввод сооружения в эксплуатацию без разрешительной документации невозможен.

Читайте также:
Штраф за просрочку разрешения на охотничье оружие

Для жилых домов существует ряд требований:

  • Постройка предназначена для проживания членов одной семьи.
  • Максимальное количество этажей – не более трех (подвал в учет не берется).
  • При строительстве/реконструкции нужно учитывать существующие обмерения (любые ограничения указываются в технических документах).

Разрешение позволяет застройщику не только начинать строительство с нуля, но и реконструировать действующие капитальные объекты. Если разрешающая документация отсутствует, предусматривается административная ответственность. Любые постройки, которые возведены незаконным путем – подлежат сносу. Разрешительная документация необходима, если для строительства требуются кредитные средства. Если будущее сооружение будет иметь 2 или 3 этажа, необходимо проведение дополнительной государственной экспертизы.

Где получить разрешение на строительство дома?

Регулирование вопросов, которые относятся к возведению загородных домов, осуществляется Федеральным законом № 190-Ф3 от 29 декабря 2004 года. Также этот Закон называют «Градостроительным кодексом РФ». Узнать где и как получить разрешение на строительство дома, можно в этом Кодексе. Выдача разрешений на возведение сооружений на собственных земельных участках осуществляется органами местного самоуправления, которые занимаются вопросами градостроительной деятельности в конкретном районе.

Подача заявления на предоставление разрешительной документации осуществляется лично, либо через законного представителям в Администрацию района, в котором располагается участок. В крупных городах это осуществляется в многофункциональных центрах, предоставляющих муниципальные и государственные услуги. Также это можно сделать на портале Государственных услуг. Жителям небольших городов и областей, понадобится обращение в местную Администрацию.

Сколько стоит разрешение на строительство дома?

Выдача такой разрешительной документации осуществляется бесплатно. Но если с получением разрешения возникают сложности или у Вас нет времени лично заниматься всеми вопросами – можно обратиться в специализированную организацию, которая сделает все за Вас. Специалисты таких фирм соберут и подадут необходимые документы в Администрацию.

Однако в таком случае процедура получения может затянуться до 2-3 месяцев, а услуги обойдется до 50000 рублей. Поэтому, не поддавайтесь панике, ничего страшного в этом нет. Получить разрешения можно самостоятельно, бесплатно и быстро.

Сколько времени выдается разрешение на строительство и какой срок действия имеет документ?

Выдача разрешения на строительство загородного дома происходит в течение 10 рабочих дней после подачи заявления в соответствующие органы. Зачастую, срок действия разрешения составляет 10 лет (эта информация дополнительно указывается в документе). Также дополнительно требуется получение разрешения на ввод дома в эксплуатацию после того, как все строительные работы будут завершены.

Особенности получения разрешительных документов на строительство

В процессе подачи документов с Вас не будут взимать какие-либо дополнительные пошлины или платежи. До 2018 года процесс оформления происходит в упрощенной форме. Тогда не нужно было предоставлять проектные документы. Если документы были получены ранее и их срок действия не истек, то переоформление не требуется. После истечения срока годности, нужно переоформлять документы по-новому.

Ситуации, при которых документ может стать недействительным:

  • Собственник отказывается от права на земельный участок (по собственной инициативе).
  • Аннулируются права собственности на участок земли.
  • Расторгается право собственности на недра, без которых невозможна эксплуатация сооружения.
  • Принудительно аннулируется право собственности.

На протяжении 30 дней после расторжения права собственности, органами власти отзывается разрешение на строительные работы на участке. В некоторых ситуациях, после того как выдается разрешительная документация, меняется собственник. На время действия документов, их не нужно переоформлять. Разрешение сможет использовать любой собственник конкретного участка земли.

Если после того как разрешительная документация будет получена, земля разделяется или объединяется, до момента истечения срок действия разрешительной бумаги, она является пригодной для строительства домов и построек согласно проекту, под который они выдавались. Если объект находится в распоряжении нескольких собственников – понадобится письменное согласование на проведение строительных работ от каждого собственника.

Какие объекты можно строить без разрешения?

На земельном участке возможно строительство без разрешения, но только вспомогательных хозяйственных построек. Подобные постройки могут относиться к категории капитальных или временных. Временная постройка не имеет жесткую связь с землей, ее сборка осуществляется без обустройства фундамента. Если нужно, такое строение легко переносится в другое место. Строительство хозяйственных построек не требует уведомлений и разрешений.

Перенос капитальных построек невозможен без соответствующего разрешения. Для их возведения требуется обустройство фундамента. По закону, владелец земельного участка не должен уведомлять администрацию или получать разрешение на возведение таких построек. Важно чтобы соблюдалось одно условие – использование построек для ведения хозяйства.

Сооружения капитального и временного типа можно возводить без получения разрешения. Важно, чтобы технический план объекта отвечал параметрам вспомогательных зданий. Согласно закону, в категорию таких объектов входят постройки, необходимые для ведения хозяйственной деятельности и обслуживания дома.

Читайте также:
Разрешение на вынос материальных ценностей: образец

К примеру, на участие ИЖС основным сооружением будет дом. В такой ситуации, сараи, гаражи, летние кухни являются вспомогательными сооружениями. При этом есть важный нюанс, который нельзя игнорировать. В законе не существует определения о том, какие технические объекты можно считать вспомогательными. Если такая постройка обладает дополнительными помещениями, то она уже может рассматриваться в качестве дополнительного объекта.

Если дом находится на учете, то небольшую баню можно причислять к категории вспомогательных объектов. Но в случае с неоформленным домом, баня, которая оснащена комнатой отдыха, кухней, собственным санузлом – потребует разрешающей документации на строительство. Такие объекты могут относиться к самостоятельным, следовательно – у Вас могут возникнуть проблемы. Такую баню могут признать как самострой.

Мобильная кофейня

«КофеЛавка»: почему так сложно открыть мобильный бизнес в Москве?

Пару лет назад Дмитрий Резнов и Николай Михайлов купили машину, оборудовали ее всем необходимым и создали мобильный кофе-бизнес, чтобы по утрам ароматным напитком пробуждать от сна горожан. Спустя время предприниматели обустроили в Москве небольшое помещение под уютную кофейню. А этим летом они планируют открыть кофейни в парках мегаполиса.

«КофеЛавка» стала обладателем спецноминации конкурса «Я Бизнесмен — 2014»

Основатели «КофеЛавки» Дмитрий Резнов и Николай Михайлов рассказали порталу Контур.ру о том, как с нуля организовали бизнес, с какими трудностями столкнулись и почему в итоге решили открыть обычную кофейню.

Мы давно хотели открыть свое дело, правда, долго определялись, чем именно хотим заниматься. Идею «КофеЛавки» привезли из Киева, там этот формат развит. Составили бизнес-план и приступили к делу. В качестве стартового капитала решили взять кредит, хотя оба работаем. Вообще в нашей стране в плане кредитования малого бизнеса дела обстоят, мягко говоря, не очень. Да, существуют различные гранты и процентные условия, но если ты хочешь их получить, то надо оформить кучу документов и постоянно куда-то ездить. Поэтому мы решили идти по другому пути, чтобы не терять несколько месяцев: взяли потребительский кредит в размере 500 000 руб. каждый под огромные проценты.

Машина — самое главное в мобильном бизнесе. Пока она у нас одна. Когда мы принялись за реализацию идеи, то первое, что нужно было сделать, –найти подходящую машину. Тогда еще было непонятно, насколько доходным будет бизнес, поэтому мы остановились на подержанном фургоне, в котором можно было разместить все необходимое оборудование. Машину нам пригнали из Минска. В Витебске мы ее переоборудовали. Нужно было получить паспорт транспортного средства через акцизную таможню. Представляете, у нас в машине стоит кофейный аппарат, аккумуляторы всякие, а инспектор тщательно осматривает каждый грузовик перед нами. Мы очень переживали, что он ничего нам не выпишет. Но в итоге мы все-таки получили паспорт. С ним мы поехали в ГАИ, и там возникли проблемы. Увидев оборудование в машине, двое полицейских отказались выдавать номера со словами: «Ой, Геннадич, а что это здесь у них? Что мне им писать? «КофеЛавка»?». Неделю мы пытались решить проблему через знакомых, но в итоге пришлось снимать все оборудование. Зато потом все очень удобно переделали — под себя. Машина заработала! Но сколько же времени мы потеряли!

Дизайн логотипа мы придумали сами. Николай закончил Строгановку, любит рисовать, сделал логотип вместе с супругой. При этом очень долго искали тех, кто может качественно приклеить логотип на машину.

Удивительно, но в Москве очень сложно найти людей, которые хорошо работают. Некоторые за полтора месяца не могут даже визитки напечатать

Постепенно мы начали готовить почву: ведрами варили для друзей капучино в течение нескольких недель. Тренировались! Когда приступили к работе, никакой конкуренции не почувствовали. Все, что хотели зарабатывать, — зарабатывали. Мы знакомы и общаемся со многими владельцами мобильных кофеен, никакой вражды между нами нет. Правда, в таком бизнесе что угодно может произойти. Вылетело у тебя что-то в машине — сразу три дня простоя. Пока ты чинишь, кто-то другой уже поставит машину на твое место.

Крупные кофейни тоже не были конкурентами. Люди предпочитали заходить к нам, чтобы не стоять в очереди. Первый раз мы поставили машину прямо напротив «Шоколадницы». Один раз видели, как мужчина, который постоянно брал у нас эспрессо, пошел к ним. Смотрим, через пять минут выходит и идет к нам! Не дождался.

Кофейням мы проигрываем только в тех случаях, когда люди хотят встретиться, посидеть, пообщаться. Но мы никогда не пытались создать такой антураж вокруг «КофеЛавки», не ставили столики. Мы просто делали людям ароматный кофе — быстро и дешево.

К сожалению, в российском законодательстве под мобильной торговлей подразумеваются в основном ларьки на колесах, которые стоят в спальных районах и торгуют молоком и колбасой. Обратившись в префектуру, ты получаешь список адресов, где можно попробовать выиграть место в тендере, заплатив 300 000 руб. в год. При этом ты понимаешь, что, приняв участие в конкурсе и выиграв место, все равно не заработаешь! Негде торговать: в спальных районах и во дворах лучше продавать молоко, сало, колбасу. Префектура ничего не делает для развития мобильного бизнеса. Нам приходилось договариваться на месте. По-хорошему, чтобы продвигать этот формат, нужно объединять людей, создавать ассоциации, выдвигать предложения, интересные городу. Самим не хочется тратить на это время, так как это фактически непробиваемая стена. Поэтому мы немного отошли от такого формата, организовав обычную кофейню.

Читайте также:
Нужно ли разрешение на строительство линейного объекта

Как-то мы стояли и торговали кофе на «Полежаевской» и увидели рядом заколоченное помещение. Познакомились с женщиной из палатки, она нам пожаловалась, что не может тянуть его аренду. Мы с ней быстро договорились, предупредили постоянных клиентов о переезде и буквально за две ночи все перестроили. Получилось симпатично, но еще есть над чем работать. Теперь мы располагаем помещением в 5 кв.м. Формат остался прежним: гость заходит, покупает кофе навынос. Но зато теперь можно создать антураж и пообщаться под крышей. Люди приходят очень хорошие, интересные. Мы многих вдохновляем на открытие собственного дела, ведь есть настоящие профессионалы, которые понимают, что могут работать на себя, но чего-то боятся.

Хотим этим летом открыть кофейни в парках, а вот развивать сеть пока не собираемся — на это нужно много связей и времени, а мы сейчас начали параллельно заниматься еще и мебельным бизнесом. Хотим что-то производить, а не продавать. Кофейный бизнес, конечно, включает и то и другое — все-таки кофе надо готовить. Но когда создаешь мебель, показываешь себя и свой талант. Мы уже около полугода занимаемся мебельным производством, оно у нас сейчас на первом месте.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Уличная торговля: нужно ли разрешение, онлайн‑касса и регистрация?

В России запрещена стихийная торговля. Нельзя просто так выйти на проходную улицу, поставить табуретку и продавать товар. Хотя в своём городе вы наверняка видели и такое. В этой статье расскажем, как оформить точку в городской администрации и не нарваться на штрафы.

К сожалению, получить желаемое место на улице непросто, а иногда совсем невозможно. Это настоящий квест для упорных. Когда мы готовили материал, сами удивились, как много административных барьеров и сколько грозит штрафов. Но благодаря жёсткому закону на улицах порядок.

Где написано, что нельзя свободно торговать на улице, и какой штраф

Любое место на улице кому-то принадлежит: самому городу или коммерческой организации — магазину, торговому центру, рынку, хостелу.

У коммерческих организаций место под точку берут в субаренду. Как правило, это небольшой участок рядом с крыльцом. Например, у входа в хостел размещают прокат велосипедов. Для этого договариваются с владельцем об оплате и подписывают договор. Тут дело договорённости двух предпринимателей. То же самое делают, чтобы получить место на рынке.

Но большинство привлекательных мест на улице принадлежит муниципалитету. Это набережные, центральные улицы и парки. Свободная торговля в таких местах запрещена. К примеру, для Москвы это прописано в ст. 4 Закона от 09.12.1998 № 29.

Чтобы законно торговать на улице, договариваются с местной администрацией. Вариантов два по ст. 10 и 11 381-ФЗ:

— Арендовать место под нестационарный торговый объект в специально отведённом месте. Так можно поставить палатку или лоток на длительный срок;

— Выкупить место на ярмарке. Это формат торговли от случая к случаю, потому что ярмарки работают непостоянно и тоже в строго отведённых местах.

Городские власти борются со стихийной торговлей. Полиция и чиновники из администрации устраивают рейды и проверяют точки по жалобам людей. Если поймают, выпишут штраф — размер прописан в местном законе об административных правонарушениях. В Москве штраф за торговлю в неположенном месте — от 2500 до 500 000 ₽ по ст. 11.13 КоАП Москвы. Вот реальные примеры:

Предприниматель оказывал услуги мобильного шиномонтажа из своего автомобиля. Об этом узнали чиновники из районной управы и оштрафовали на 2500 ₽ — дело № А40-95352/2019.

Предприниматель продавал кофе из машины. К нему пришли полицейские и выписали штраф 2500 ₽ — дело № 7-1533/2018.

Женщина торговала одеждой в подземном переходе метро. Её поймал полицейский патруль и оштрафовал на 5000 ₽ — дело № 7-14728/2019.

Чтобы торговать на улице, надо зарегистрировать бизнес. Онлайн-касса нужна не всем

До обращения в администрацию надо легализоваться.

Зарегистрировать бизнес

Торговля приносит доход, с которого надо платить налог. Поэтому до начала работы надо зарегистрироваться в налоговой. Варианты следующие:

Открыть ИП. Вариант с ИП подойдёт, если перепродавать товары, заниматься прокатом вещей или оказывать услуги. Ещё, если в планах, — нанять продавца. ИП платит налоги по упрощенной системе налогообложения или покупает патент. Плюс к этому платит за себя и сотрудников взносы в Пенсионный фонд.

Открыть ООО. Обычно ООО открывают для ведения бизнеса с партнёрами, а полученные доходы делят. Компании работают на общей или упрощённой системе налогообложения, платят взносы за сотрудников и ведут бухучёт.

Зарегистрироваться как самозанятый через мобильное приложение «Мой налог». Это самый простой и быстрый способ легализовать бизнес. Самозанятые платят 4-6% от выручки, не ведут бухгалтерию и не сдают отчеты. Подходит, только если продавать товары собственного производства и не нанимать сотрудников.

Читайте также:
Штраф за просрочку разрешения на охотничье оружие

За предпринимательство без регистрации штрафуют на сумму от 500 до 2000 ₽ по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ. Если всё вскроется, этот штраф добавят к штрафу за стихийную торговлю.

Иногда торговать на уличной ярмарке можно без оформления бизнеса, просто как физлицо. Этот момент надо уточнять у организаторов.

Уведомить Роспотребнадзор, если нужно

Если планируете торговать в розницу, готовить еду или ваша деятельность на улице связана со спортом, нужно отправить уведомление в Роспотребнадзор о начале деятельности. Так сказано в Постановлении Правительства от 16.07.2009г. № 584.

Уведомление относят лично в территориальный отдел своего города, направляют почтой или подают через МФЦ.

Если не подать уведомление, оштрафуют на сумму до 20 000 ₽ по ст. 19.7.5-1 КоАП РФ.

Разобраться с онлайн-кассой

В большинстве случаев уличные торговцы освобождены от онлайн-касс по ст. 2 54-ФЗ. Можно работать без кассы, когда:

— торгуете с лотков, тележек или в вагонах пассажирских поездов;

— торгуете на рынках вне крытых помещений непродовольственными товарами, кроме товаров из этого перечня — там есть одежда, изделия из резины и пластмассы и спортивные товары;

— торгуете мороженым или напитками через киоск без торгового зала;

— ремонтируете обувь или делаете ключи;

— зарегистрированы как самозанятый.

При продаже товаров собственного производства (и оказании услуг) для ИП без сотрудников действовала отсрочка до 1 июля 2021 года.

Подключить и зарегистрировать кассу поможет Контур.ОФД — сервис для передачи чеков в налоговую.

За работу без кассы можно получить штраф, который посчитают от неучтенной выручки по п. 2. ст. 14.5 КоАП РФ.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Как заключить договор с администрацией на размещение уличной торговой точки

Уличная точка на языке закона называется «нестационарный торговый объект» или НТО. Это те самые киоски, тележки, палатки, лотки, прицепы, автомагазины и прилавки.

В каждом городе местные власти утверждают схему размещения нестационарных торговых объектов. Схему разрабатывают так, чтобы торговые точки распределялись по городу равномерно, не мешали транспорту и пешеходам и не портили облик города. Не менее 60 % точек должны отдавать малому и среднему бизнесу. Схему выкладывают в общий доступ в интернете. Например, так выглядит схема НТО Центрального округа Москвы.

Чтобы получить место в схеме НТО, предприниматель участвует в аукционе в электронной форме. Узнать, какие места в городе свободны и выставлены на аукцион можно в местной администрации. Отдел, который занимается НТО, в каждом городе называется по-разному. Например, в Москве это Департамент по конкурентной политике. В Перми — Департамент экономики и промышленной политики. Еще список НТО, выставленных на аукцион, публикуют на сайтах администрации. Такой список аукционов есть в Москве.

Для участия в аукционе предприниматель подаёт заявку, платит задаток и отправляет в администрацию документы. Форму заявки и точный список нужно узнавать у них же.

Если предприниматель выиграл конкурс, с ним заключают договор на размещение нестационарного торгового объекта и выдают свидетельство о размещении нестационарного торгового объекта. Свидетельство — это тот самый документ, который подтверждает законность торговли на уличной точке. Его в случае проблем показывают полиции.

Если желаемого места нет в городской схеме, предприниматель подаёт заявление о включении в неё нового места для НТО. Администрация его рассматривает. Если новая точка безопасна и не нарушает градостроительные нормы, ее включат в схему. А с предпринимателем заключат договор. Но такое получается не всегда.

На какой срок разрешат разместить точку, зависит от вида товара или услуги, которые продаёт предприниматель. Обычно предельный срок — 5 лет, но для мелкой розницы он часто меньше. Если это сезонный товар, договор заключают на соответствующие месяцы. Например, в Москве точку под овощи, фрукты и мороженое дадут на период с 1 мая по 1 октября. На новогодние ёлки — с 20 по 31 декабря. Для остальных товаров — на год. Так сказано в п. 6 Постановления Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП.

Как заключить договор на участие в ярмарке

Чтобы упорядочить мелкорозничную торговлю, городские власти проводят ярмарки. Они бывают платные и бесплатные. Часто организаторы разрешают торговать на ярмарках даже физическим лицам без регистрации бизнеса.

План ярмарок на год публикуют на сайте администрации. Предприниматель заранее подаёт заявку и получает место. Организатор заключает договор на участие в ярмарке. Скорее всего, от участника попросят сертификаты качества на товар, а если планируется торговля едой — медкнижки.

В Москве ярмарки организует ГБУ «Московские ярмарки». Конечно, во время пандемии их работу прекратили, но планируют возобновить во II квартале 2021 года. На этом сайте должно появиться расписание.

Найти план ярмарок своего города можно в поисковике по запросу «план ярмарок на 2021 год» + город.

Статья актуальна на 03.02.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: