Для иных видов жилой застройки: что значит

Статья 35. Градостроительные регламенты и параметры разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства в общественно-деловых зонах

1. Общественно – деловые зоны (код зоны ОД) предназначены для размещения административных зданий, объектов делового, финансового назначения, здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового обслуживания, предпринимательской деятельности, образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, культовых, объектов иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

2. Градостроительные регламенты в части видов разрешённого использования в территориальных общественно-деловых зонах приведены в таблице:


Виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства в зонах
общественно-деловой застройки

Код и наименование территориальной зоны общественно-деловой застройки

Зона административно-хозяйственного, общественно-делового, коммерческого

и финансового назначения

Зона размещения объектов культуры

Зона размещения объектов здравоохранения, социального и физкультурно-оздоровительного назначения

– здания и офисы административно-хозяйст

венных, деловых и общественных учреждений и организаций, их представительств;

– судебные и юридические органы и учреждения;

– банки, их отделения и филиалы, обменные пункты;

– гостиницы, центры обслуживания туристов, туристические и рекламные агентства;

– магазины, торговые (торгово-развлекательные) комплексы общ. площадью до 1500 кв 2 ,

ярмарки и выставки товаров;

– предприятия общественного питания (столовые, кафе, закусочные, бары, рестораны);

-телевизионные и радиостудии, компьютерные центры, интернет-кафе;

– объекты по оказанию услуг населению (дома быта, пошивочные и фотоателье, парикмахерские, косметические салоны, мастерские по ремонту бытовой техники и др.);

– отделения, участковые пункты милиции;

– музеи, выставочные залы, картинные и художественные галереи и салоны;

-зрелищно-спортивные комплексы многоцелевого назначения, театры, концертные залы,

кинотеатры, видео салоны, танцзалы;

– библиотеки, клубы (дома культуры), досуговые центры многоцелевого и специализиро-

– компьютерные центры, интернет-кафе;

– детские дошкольные учреждения;

– специализированные школы, лицеи, гимназии;

– многопрофильные учреждения дополни-

тельного образования (дома детского творчества, школа искусств и т.п.)

– учреждения среднего специального и профессионального образования, колледжи;

– высшие учебные заведения, их филиалы и отделения;

– отделения, участковые пункты милиции.

– больницы, поликлиники, пункты оказания

первой медицинской помощи;

– консультативные поликлиники, центры психологической реабилитации населения;

– станции скорой медицинской помощи (при

условии соблюдения СЗЗ не менее 50м от

– аптеки, магазины (салоны) оптики;

– учреждения социальной защиты

– интернаты для престарелых и инвалидов;

– специализированные жилые дома для больных, нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении;

– спортивные и тренажёрные залы;

– открытые автостоянки (парковки) перед объектами здравоохранения, социального и физкультурно-оздоровительного назначения;

– отдельно стоящие гаражи для специального транспорта медицинских служб;

– подземные и встроенные в здания гаражи и автостоянки;

– объекты инженерной инфраструктуры (электро-, тепло-, водо и газоснабжения, канализация, сети электросвязи);

– объекты озеленения и благоустройства, малые архитектурные формы;

– предприятия общественного питания (столовые, кафе, закусочные, бары, рестораны);

– объекты пожарной охраны.

– высшие и средние специальные учебные заведения;

– автостоянки подземные, надземные многоуровневые;

– предприятия общественного питания (столовые, кафе, закусочные);

– жилые дома для медицинского и обслуживающего персонала;

– объекты религиозного назначения (при условии ограничения обрядовых услуг и шумовых эффектов, мешающих функционированию лечебно-оздоровительных учреждений);

– бани (сауны), банно-оздоровительные

– предприятия общественного питания (столовые, кафе, закусочные);

– здания смешанного использования: с квартирами на верхних этажах и размещением на нижних этажах объектов делового, культурного, обслуживающего и коммерческого назначения

при условии поэтажного разделения жилого и нежилых видов использования;

– некоммерческие коммунальные предприятия жилищно-эксплуатационные и аварийно-

– отделения, участковые пункты милиции;

– аптеки, магазины (салоны) оптики;

– объекты инженерной инфраструктуры (электро-, тепло-, водо и газоснабжения, канализация, связь);

– объекты пожарной охраны;

– временные торговые объекты (павильоны розничной торговли) при условии соответствия архитектурно-художественному облику окружающей застройки (стилевое единство, цветовое решение фасадов, элементы благоустройства ит.п.)

– антенны сотовой, радиорелейной и спутниковой связи.

3. Объекты, размещаемые в территориальной зоне, должны соответствовать основным видам разрешенного использования на 75% площади территории. До 25% площади территории допускается использовать для размещения объектов, назначение которых определено настоящими Правилами в качестве условно разрешённых и вспомогательных видов разрешенного использования.

4. Новое строительство на данной территории может быть осуществлено только в соответствии с основными видами разрешенного использования, в случае если до 25% площади территории используются не в соответствии с ее основным назначением.

5. Строительство на территориях зон здравоохранения объектов, не связанных с лечебно-оздоровительным процессом, если это не предусмотрено градостроительным регламентом, запрещается.

6. Изменение функционального назначения объектов социально-бытового и культурно- досугового обслуживания населения, которое влечет за собой снижение установленного государственными и муниципальными градостроительными нормативами уровня обслуживания населения, не допускается.

7. При принятии решения об изменении функционального назначения объекта в рамках разрешенного использования территориальной зоны размеры земельного участка могут быть пересмотрены в соответствии с действующими градостроительными нормативами.

Читайте также:
Понижение в должности вид проступка

8. Прокладка магистральных инженерных коммуникаций на территории участков школьных, дошкольных и медицинских учреждений допускается в исключительных случаях, при отсутствии другого технического решения.

9. Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в общественно-деловых зонах ОД-1, ОД-2, ОД-3:
1) минимальная ширина земельного участка – 20 м (для основных видов разрешённого использования);
2) минимальная площадь земельного участка – 400 м 2 (для основных видов разрешённого использования);
3) минимальный отступ от границы земельного участка (красной линии) – 3 м ;
4) максимальное количество этажей – 5;
5) максимальный процент застройки в границах земельного участка – 50%.

© Официальный сайт
Администрации муниципального образования
город Тарко-Сале, 2010-2015
admints@list.ru

При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Типовой перечень видов разрешённого использования.

Типовой перечень видов разрешённого использования.

Типовой перечень видов разрешённого использования будет применен в случае, если перечень для оценки сформирован после 03.04.2011 (вступления в силу Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 11.01.2011 №3)

Наименование вида разрешённого использования

Состав вида разрешённого использования

Земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки.

Земельные участки, предназначенные для размещения среднеэтажных жилых домов;

Земельные участки, предназначенные для размещения многоэтажных жилых домов;

Земельные участки общежитий ;

Земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки.

Земельные участки, предназначенные для размещения малоэтажных жилых домов;

Земельные участки для размещения объектов индивидуального жилищного строительства;

Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки);

Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок

Земельные участки гаражей (индивидуальных и кооперативных) для хранения индивидуального автотранспорта;

Земельные участки, предназначенные для хранения автотранспортных средств для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

Земельные участки, предназначенные для дачного строительства, садоводства и огородничества.

Дачное строительство, садоводство и огородничество;

Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания

Земельные участки для размещения объектов оптовой торговли;

Земельные участки для размещения объектов розничной торговли;

Земельные участки ресторанов, кафе, баров;

Земельные участки столовых при предприятиях и учреждениях и предприятий поставки продукции общественного питания;

Земельные участки рынков;

Земельные участки ремонтных мастерских и мастерских технического обслуживания;

Земельные участки химчисток, прачечных;

Земельные участки для размещения объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования;

Земельные участки мастерских фотоателье, фото лабораторий;

Земельные участки бань;

Земельные участки парикмахерских;

Земельные участки предприятий по прокату;

Земельные участки объектов по оказанию ритуальных и обрядовых услуг (свадеб и юбилеев);

Земельные участки игровых залов, игровых автоматов, игровых домов (казино), тотализаторов, организаций лотерей (включая продажу лотерейных билетов);

Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц

Земельные участки гостиниц;

Земельные участки прочих мест для временного проживания (отелей, мотелей);

Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.

Земельные участки лиц, занимающихся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью;

Земельные участки организаций, занимающихся банковской и страховой деятельностью;

Земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения

Земельные участки домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристических баз, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей;

Земельные участки домов рыболовов и охотников;

Земельные участки детских туристических станций, туристских парков, учебно-туристских троп, трасс, детских и спортивных лагерей;

Земельные участки пригодных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

Земельные участки парков (культуры и отдыха);

Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок

Земельные участки фабрик, заводов и комбинатов;

Земельные участки производственных объединений, концернов, промышленно-производственных фирм, трестов;

Земельные участки типографий;

Земельные участки других промышленных предприятий;

Земельные участки ДЭЗов (РЭУ, ЖЭК);

Земельные участки объектов коммунального хозяйства (за исключением земельных участков, указанных в п.13 настоящего перечня);

Земельные участки объектов переработки, уничтожения, утилизации и захоронении отходов;

Земельные участки мусороперерабатывающих (мусоросжигающих предприятий);

Земельные участки кладбищ и крематориев;

Земельные участки баз и складов;

Земельные участки прочих предприятий материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок;

Земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов

Земельные участки тепловых электростанций, гидроэлектростанций, атомных электростанций и иных видов электростанций;

Земельные участки обслуживающих электростанции сооружений и объектов;

Земельные участки, предназначенные для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов

Земельные участки для размещения речных портов;

Земельные участки для размещения морских торговых портов, морских рыбных портов, морских специализированных портов;

Земельные участки для размещения железнодорожных вокзалов и железнодорожных станций;

Земельные участки для размещения автодорожных вокзалов и автостанций;

Земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов и аэровокзалов;

Земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте

Читайте также:
Государственное обязательное страхование понятие виды

Земельные участки для размещения водных объектов (за исключением земельных участков, указанных в п.16 настоящего перечня);

Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиолинейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, обороны, безопасности, военных объектов.

Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых;

Земельные участки для размещения железнодорожных путей и установления полос отвода и охранных зон железных дорог;

Земельные участки для размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

Земельные участки автомобильных дорог (за исключением земельных участков, указанных в п.16 настоящего перечня), их конструктивных элементов и дорожных сооружений, а также полос отвода автомобильных дорог;

Земельные участки для размещения объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств;

Земельные участки для размещения искусственно созданных внутренних водных путей;

Земельные участки для размещения причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;

Земельные участки гидротехнических и иных сооружений;

Земельные участки депо, открытых линий метро и наземных линий иного общественного транспорта;

Земельные участки для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;

Земельные участки для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;

Земельные участки эксплуатационных предприятий связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;

Земельные участки кабельные, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации, необслуживаемых усилительных пунктов на линии связи и соответствующих охранных зон;

Земельные участки наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи;

Земельные участки иных конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, объектов космической деятельности;

Земельные участки объектов военной безопасности и прочих объектов обороны;

Земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, в том числе городскими лесами, скверами, парками, городскими садами

Земельные участки, имеющие особое природоохранное значение (земли государственных природных заповедников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации; земельные участки запретных и нерестоохранных полос;

Земельные участки, имеющие научное, эстетическое и иное особо ценное значение (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования);

Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования

Земельные участки сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями);

Земельные участки, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, объектов сельскохозяйственного назначения;

Земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоёмов, каналов и коллекторов, набережные

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, шоссе, аллеями, заставами, переулками, тупиками, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации;

Земельные участки земель резерва;

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

Земельные участки под полосами отвода водоёмов, каналов и коллекторов;

Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии

Земельные участки организаций обязательного социального обеспечения и объектов предоставления социальных услуг;

Земельные участки органов по реализации внешней политики, обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

Земельные участки органов государственного управления общего и социально-экономического характера;

Земельные участки образовательных учреждений (дошкольные, общеобразовательные, начального, среднего, высшего профессионального и послевузовского образования, дополнительного образования взрослых);

Читайте также:
Виды трудовых отношений между работником и работодателем

Земельные участки научных организаций (научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность);

Земельные участки государственных академий наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств);

Земельные участки объектов здравоохранения (лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы); Земельные участки ветеринарных лечебниц;

Земельные участки спортивных клубов, коллективов физической культуры, действующих на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждений;

Земельные участки детско-юношеских, спортивных школ, клубов физической подготовки, спортивно-технических школ;

Земельные участки образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта;

Земельные участки общероссийских физкультурно-спортивных объединений (физкультурно-спортивные организации, общероссийские федерации (союзы, ассоциации) по различным видам спорта, общественно-государственные физкультурно-спортивные общества);

Земельные участки учреждений кино и кинопроката;

Земельные участки театрально-зрелищных предприятий, концертных организаций и коллективов филармонии;

Земельные участки выставок, музеев;

Земельные участки музыкальных, художественных и хореографических школ, клубных учреждений и библиотек;

Земельные участки религиозных групп и организаций;

Земельные участки гидрометеорологической службы;

(Типовой перечень видов разрешённого использования земель населенных пунктов установлены Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007г. №39 в редакции Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 11.01.2011 №3).

Последнее обновление: 23 сентября 2015 г., 11:44

ВС напомнил порядок выбора вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий

30 сентября Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ вынесла Определение № 310-ЭС20-8733 по делу об оспаривании кондитерской фабрикой постановления о привлечении ее к административной ответственности за размещение на своей производственной территории фирменного магазина.

В марте 2019 г. Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым оштрафовал ООО «Заря» на 105 тыс. руб. за нецелевое использование земельного участка (ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ). По мнению административного органа, на арендуемом участке земли, предназначенном для пищевой промышленности, кондитерская фабрика имеет, помимо производственных объектов, магазин, нарушая требования ст. 42 Земельного кодекса, так как эта торговая деятельность не соответствует сведениям из ЕГРН.

Общество «Заря» оспорило постановление регионального комитета в арбитражном суде. В ходе судебного разбирательства было установлено, что спорный магазин эксплуатируется фабрикой в рамках вспомогательной к основной деятельности (пищевая промышленность) по продаже кондитерских изделий и иной продукции. Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций сочли, что использование части земельного участка в соответствии с вспомогательным видом разрешенного использования не свидетельствует об использовании земельного участка не по целевому назначению. В связи с этим обе инстанции удовлетворили заявление общества.

Далее окружной суд отменил судебные акты и отказал в удовлетворении требований кондитерской фабрики, ссылаясь на то, что использование части земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования, сведения о котором внесены в ЕГРН, образует состав вмененного административного правонарушения.

В связи с этим кондитерская фабрика обратилась в Верховный Суд РФ.

После изучения материалов дела № А83-6371/2019 Судебная коллегия по экономическим спорам напомнила, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования (п. 2 ст. 7 ЗК РФ). Этот же принцип действует в отношении основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капстроительства, которые выбираются их правообладателями (за исключением органов госвласти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий) согласно п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса.

Как пояснил Верховный Суд, в рассматриваемом деле спорный земельный участок был отнесен к производственной зоне предприятий III класса опасности с видом разрешенного использования – пищевая промышленность. Соответственно, размещение на этом участке земли наряду с объектами пищевой промышленности магазина по продаже кондитерских изделий и иной продукции свидетельствует об использовании участка в соответствии с основным видом разрешенного использования и допустимым по отношению к нему вспомогательным видом разрешенного использования, совместное осуществление которых не требует дополнительных разрешений и согласования.

«Отсутствие в ЕГРН сведений о виде разрешенного использования земельного участка –магазины не образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ», – заключил ВС РФ в своем определении, отменив постановление окружного суда и оставив в силе решения первой и апелляционной инстанций.

Ведущий юрист Содружества земельных юристов Марина Строкань пояснила, что правообладатели земельных участков вправе самостоятельно, без дополнительных согласований выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: «Иное противоречило бы главным задачам градостроительного зонирования: устойчивое развитие и эффективное использование территорий».

Читайте также:
Виды деятельности акционера участника юридического лица

Эксперт указала, что уже на стадии разработки градостроительного регламента уполномоченный орган оценивает целесообразные, наиболее оптимальные и экономически выгодные виды использования с учетом сложившегося землепользования, особенностей расположения и развития территориальной зоны, а также возможности сочетания различных видов использования земельных участков. «Подобная регламентация градостроительной деятельности необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения комфортных и благоприятных условий проживания, комплексного учета потребностей населения и устойчивого развития территорий», – отметила она.

Правообладатель использует земельный участок, ориентируясь на концепцию использования и развития конкретной территории, заложенную в градостроительном регламенте при разработке правил землепользования и застройки. «Действующее законодательство при этом не обязывает правообладателей вносить в ЕГРН сведения о вспомогательных видах разрешенного использования, такие сведения могут быть внесены в заявительном порядке – по желанию правообладателей. Обязанность вносить в ЕГРН вспомогательные виды использования создавала бы дополнительные административные барьеры для правообладателей и затрудняла свободное использование земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом», – подчеркнула Марина Строкань.

Она добавила, что в рассматриваемом деле, поскольку градостроительным регламентом в качестве вспомогательного вида использования была предусмотрена торговая деятельность, Верховный Суд обоснованно признал правомерными действия общества по продаже кондитерских изделий. «Поскольку земельный участок использовался обществом в соответствии с градостроительным регламентом, объективная сторона административного правонарушения по ст. 8.8 КоАП РФ отсутствует. Вывод Верховного Суда коррелируется как с общей логикой института градостроительного зонирования, так и с устойчивой правовой позицией в судебной практике», – заключила юрист.

Эксперт напомнила, что ранее Верховный Суд уже обращал внимание судов на недопустимость необоснованного вмешательства, в том числе регистрирующего органа, в самостоятельный выбор вида использования участка правообладателями (п. 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 г.). «Требования органа регистрации прав о представлении дополнительного документа – акта органа власти (органа местного самоуправления) об изменении вида разрешенного использования – неправомерны, если правилами землепользования и застройки установлен вид разрешенного использования, сведения о котором вносятся в ЕГРН», – подытожила Марина Строкань.

Адвокат АП Свердловской области Андрей Саунин назвал редкой рассматриваемую ситуацию. «Подобные “инсинуации” административных органов нечасто встречаются в правоприменительной практике. Необоснованное привлечение к административной ответственности государственным органом в рассматриваемом деле я могу связать, к сожалению, только с плохим знанием действующего законодательства должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении. Однозначно приветствую позицию высшей судебной инстанции, разобравшейся в ситуации. Действительно, использование земельного участка допускается как по основному виду разрешенного использования, так и по вспомогательному, и только землепользователь имеет право выбирать между видами разрешенного использования», – подчеркнул он.

Юрист юридической компании “Генезис” Татьяна Мацукова отметила, что в рассматриваемом деле Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ определила, что размещение магазина при фабрике кондитерских изделий не является нарушением норм КоАП. «Своим определением ВС РФ разъяснил судам и органам исполнительной власти о правильном применении норм, регулирующих вспомогательную деятельность на земельном участке. К тому же была исправлена судебная ошибка, что является важным в судебной системе», – полагает она.

По мнению эксперта, такие выводы высшей судебной инстанции помогут сформировать судебную практику, которая считает законным размещение объектов вспомогательной деятельности на земельном участке. «К тому же Суд указал, что использование части земельного участка в соответствии с вспомогательным видом разрешенного использования не свидетельствует об использовании земельного участка не по целевому назначению, а отсутствие в ЕГРН данного вида разрешенного использования – не образует состав правонарушения», – заключила Татьяна Мацукова.

Еще раз к вопросу отнесения объектов к перечню объектов, налоговая база которых рассчитывается как кадастровая стоимость

В продолжение поста об основаниях включения объектов недвижимого имущества в перечень объектов, налоговая база которых рассчитывается как кадастровая стоимость (ст. 378.2. НК РФ).

При включении объектов в Перечень на основании пп.1 п. 3 ил пп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ, то есть на основании вида разрешенного использования земельного участка, в пределах которого расположено отдельно стоящее здание стоит обратить внимание на номер группы вида разрешенного использования. Так например, Апелляционным определением ВС от 11.06.2019 г. по делу № 81-АПА19-10 поддержаны выводы Кемеровского областного Суда по делу № 3а-8/2019 в части неоднозначности отнесения ВРИ ЗУ к таким ВРИ ЗУ, которые бы предусматривали размещения торговых или офисных зданий. Судом установлено, что «вид разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание с кадастровым номером 42:24:0501002:8100, – «другие административно-управленческие и общественные объекты (АБК)» является смешанным и однозначно не предусматривает размещение на нём офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. Такое смешение могло произойти ввиду того, что действующими правилам Приказа Министерства экономического развития и торговли от 15.02.2007 г. № 39 (на момент отнесения существовали 17 групп из которых под указанный ВРИ ЗУ могли подпадать: 1.2.5. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. 1.2.7. Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения. 1.2.9. Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. 1.2.17. Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.). Для включения объектов в Перечень по признаку ВРИ ЗУ, допускающего размещение АДЦ и/или ТЦ по Приказу Минэко № 39 номер группы ВРИ ЗУ должен быть или 1.2.5. или 1.2.7. К таким выводам пришел ВС РФ (Апелляционное определение СК по административным делам от 25.08.2016 № 5-АПГ16-60).

Читайте также:
Какие виды виз существуют

Для определения номера группы (специального кода по классификации групп ВРИ ЗУ) можно обратиться к материалам кадастрового дела спорного земельного участка, например, заказать копию оценочной описи, в которой будет указан номер группы вида использования земель при проведении государственной кадастровой оценки земель. Стоит также отметить, что в некоторых случаях придется обратиться к Приказу Росземкадастра от 17.10.2002 № П/337, в котором специальные коды не совпадают с Приказом Минэко № 39. Так в одном, случае разрешенное использований «Базы и склады» было отнесено к 7 номеру группы, то есть имело код 1.2.7. по Приказу Минэко № 39 –это офисные здания делового или коммерческого назначения, по Приказу Росземкадастра 7 группа – это земли под промышленными объектами, под объектами коммунального хозяйства, а объекты торговли или офисные здания, это коды 1.2.5. и 1.2.8. соответственно.

Также следует обратить внимание на то обстоятельство, что при снижение кадастровой стоимости земельного участка оценщик может установить фактическое использование земельного участка, что в случае включение объекта по ВРИ ЗУ может сыграть ключевую роль, так как оценка производится на период более ранний, чем включение объекта в перечень, и результаты такой оценки могут служить основанием подтверждающим, что установленный ВРИ ЗУ не соответствует фактическому.

Вместе с тем судами при рассмотрении административного искового заявления об исключении объекта из перечня (оспаривание НПА) устанавливается фактическое использование и возможность (предназначение) такого объекта (пп.2 п. 3,4 ст. 378.2 НК РФ). При этом стоит учитывать то обстоятельство, что соответствие принятого НПА НПА, обладающего большей юридической силой – это предмет доказывания органа принявшего такой НПА. То есть если объект включен по ВРИ ЗУ, административный ответчик обязан доказать, что фактическое использование или предназначение соответствует ст. 378.2. НК РФ.

Также несоответствие ВРИ ЗУ в некоторых случаях можно доказать таким обстоятельством, что объект привязан (размещен в пределах земельного участка) с ВРИ, который не подпадает в категорию торговых, офисных. Так, Верховный Суд Республики Башкортостан дело № 3га-476/2019 пришел к выводу «Согласно пояснениям представителя административного истца Салиховой А.З., в выписке из ЕГРН допущена ошибка в части указания кадастрового номера земельного участка, на котором расположено нежилое здание с кадастровым номером…., поскольку данное нежилое здание фактически расположено на земельном участке с кадастровым номером…(…) Это обстоятельство подтверждается представленной схемой и информацией из актов обследования № 3,4 от 24.12.2018 г.».

Таким образом, такой формальный признак как ВРИ ЗУ в ряде случаев (при доказанности обратного, либо при таких неустранимых сомнениях, которые бы не могли быть исключены без обследования такого объекта) не может считаться надлежащим обстоятельством отнесения объектов, кадастровая стоимость которых является налогооблагаемой базой и такие объекты подлежат исключению.

Иные виды жилой застройки – что это такое? Что можно строить?

Согласно ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в данной категории жилой застройки допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.

Здесь не допускается делать ничего из того, что не служит целям развития города или посёлка. В особенности, если такое действие может повлечь для граждан населённого пункта ухудшение качества жизни.

Данные виды жилой застройки делятся на зоны, каждая из них соответствует определённому ВРИ, опираясь на нормативы классификатора. Согласно зонированию, располагаются жилые кварталы, деловые и торговые зоны, установлены места расположения административных зданий. Допустим перевод в другие категории при условии изменения границ.

Виды разрешенных ВРИ можно получить из выписки ЕГРН на участок и сопоставить с классификатором по данной ссылке:

Читайте также:
Общественный классификатор видов экономической деятельности

Этот вопрос нужно задавать не юристьам, а авторам названного Вами документа – “виды разрешённого строительства”. Мы здесь можем ответить только ориентировочно а акой ответ Вам не поможет.

В нижеуказанных нормативных правовых актах приведено, что еще кроме жилых домов можно строить в иных зонах жилой застройки:

Земельный кодекс Российской Федерации

Статья 85. Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий

5. Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Статья 35. Виды и состав территориальных зон

3. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства.

“МДС 30-1.99. Методические рекомендации по разработке схем зонирования территории городов” (одобрены Протоколом Госстроя РФ от 10.06.1999 N 01-НС-15/7)

Типы жилых зон устанавливаются в зависимости от предусматриваемых нормативов плотности населения и характера застройки каждой конкретной жилой территории.

Ж.1. Зона усадебных и блокированных жилых домов

Зона Ж.1 подразделяется на 2 подзоны (субзоны), отличающиеся требованиями к застройке земельных участков:
Ж.1-1 – подзона (субзона), в которой более 60% земельные участки, выделенные первым владельцам под застройку до 01.01.1989;
Ж.1-2 – подзона (субзона), в которой более 60% земельные участки, выделенные первым владельцам под застройку после 01.01.1989. Разрешенные “по праву застройки” виды использования: отдельно стоящие жилые дома усадебного типа; блокированные жилые дома; магазины торговой площадью до 40 м2, без специализированных магазинов строительных материалов, магазинов с наличием в них взрывоопасных веществ и материалов.
Неосновные и сопутствующие виды использования:

надомные виды деятельности в соответствии с санитарными и противопожарными нормами; сады, огороды; устройства для содержания мелкого домашнего скота (только для субзоны Ж.1-1), бани, сауны при условии канализования стоков; сооружения, связанные с выращиванием цветов, фруктов, овощей; парники, теплицы, оранжереи и т.д.; хозяйственные постройки; строения для содержания мелкого домашнего скота (только для подзоны Ж.1-1); для жилых домов усадебного типа: встроенные или отдельно стоящие гаражи, а также открытые стоянки, но не более чем на 2 транспортных средства на 1 земельный участок; для блокированных жилых домов – встроенные или отдельно стоящие гаражи, а также открытые стоянки, но не более чем на 1 транспортное средство на 1 земельный участок.

Условно разрешенные виды использования (требующие специального согласования)

– разрешенные “по праву застройки” виды использования, имеющие параметры более и менее указанных в требованиях к застройке: детские сады, иные объекты дошкольного воспитания; школы начальные и средние; объекты, связанные с отправлением культа, предприятия общественного питания, кабинеты практикующих врачей, центры народной и традиционной медицины, помещения для занятий спортом, библиотеки, аптеки, небольшие гостиницы, пансионаты, почтовые отделения, телефон, телеграф.

Федеральный закон “Об общественных объединениях”

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ
“Об общественных объединениях”

С изменениями и дополнениями от:

17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября 2004 г., 10 января, 2 февраля 2006 г., 23 июля 2008 г., 19 мая, 22 июля 2010 г., 1 июля 2011 г., 20 июля 2012 г., 28 декабря 2013 г., 21 июля, 31 декабря 2014 г., 8 марта 2015 г., 31 января, 2 июня 2016 г., 20 декабря 2017 г., 2 декабря 2019 г., 8, 30 декабря 2022 г.

Принят Государственной Думой 14 апреля 1995 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

19 мая 1995 года

Федеральный закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений.

Законом закрепляется порядок создания общественных объединений, их реорганизации и (или) ликвидации, права и обязанности общественных объединений, регламентируются вопросы собственности общественных объединений, управления имуществом, а также определяется ответственность за нарушение законодательства об общественных объединениях.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ “Об общественных объединениях”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 25 мая 1995 г. N 100, в Собрании законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г. N 21 ст. 1930

Настоящий Закон приводится с учетом поправки, опубликованной в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 ноября 1995 г. N 47

Читайте также:
Сдача НДС в электронном виде бесплатно

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 30 декабря 2022 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2022 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2022 г. N 429-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2022 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 407-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 января 2016 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 43-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 88-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 12 марта 2002 г. N 26-ФЗ

Изменения вступают в силу в соответствии с порядком, установленным статьей 2 названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 мая 1997 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об общественных объединениях

Принят Государственной Думой 14 апреля 1995 года

(В редакции федеральных законов от 17.05.1997 № 78-ФЗ, от 19.07.1998 № 112-ФЗ, от 12.03.2002 № 26-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 10.01.2006 № 18-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 19.05.2010 № 88-ФЗ, от 22.07.2010 № 164-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 20.07.2012 № 121-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 21.07.2014 № 236-ФЗ, от 31.12.2014 № 505-ФЗ, от 08.03.2015 № 43-ФЗ, от 31.01.2016 № 7-ФЗ, от 02.06.2016 № 179-ФЗ, от 20.12.2017 № 404-ФЗ, от 02.12.2019 № 394-ФЗ, от 02.12.2019 № 407-ФЗ, от 08.12.2022 № 429-ФЗ, от 30.12.2022 № 481-ФЗ)

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Читайте также:
Какие бывают виды приказов

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона

Действие настоящего Федерального закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

(Часть утратила силу – Федеральный закон от 10.01.2006 № 18-ФЗ)

Статья 3. Содержание права граждан на объединение

Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан.

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Статья 4. Законы об общественных объединениях

Настоящий Федеральный закон определяет содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, а также особенности правового положения общественных объединений, являющихся юридическими лицами. (В редакции Федерального закона от 31.01.2016 № 7-ФЗ)

Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений – профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений, – могут регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом. Деятельность указанных общественных объединений до принятия специальных законов, а также деятельность общественных объединений, не урегулированная специальными законами, регулируются настоящим Федеральным законом. (В редакции федеральных законов от 19.07.1998 № 112-ФЗ; от 12.03.2002 № 26-ФЗ)

Статья 5. Понятие общественного объединения

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее – уставные цели).

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения.

Статья 6. Учредители, члены и участники общественного объединения

Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица – общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общественного объединения – физические и юридические лица – имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица – общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения – физические и юридические лица – имеют равные права и несут равные обязанности.

Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.

Члены общественного объединения имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе.

Участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица – общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом. Участники общественного объединения – физические и юридические лица – имеют равные права и несут равные обязанности.

Статья 7. Организационно-правовые формы общественных объединений

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

орган общественной самодеятельности;

политическая партия. (Абзац введен – Федеральный закон от 12.03.2002 № 26-ФЗ)

(Часть введена – Федеральный закон от 19.07.1998 № 112-ФЗ; ИСКЛЮЧЕНА Федеральным законом от 12.03.2002 № 26-ФЗ)

Статья 8. Общественная организация

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Читайте также:
Виды лизинга и их особенности

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

В общественной организации образуется единоличный исполнительный орган, а в случаях, предусмотренных законом или уставом, в общественной организации образуется коллегиальный исполнительный орган. Уставом общественной организации может быть предусмотрено, что утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности общественной организации, принятие решений о создании общественной организацией других юридических лиц, об участии общественной организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств общественной организации, утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора общественной организации, образование и досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа относятся к компетенции постоянно действующего коллегиального руководящего органа общественной организации. (Часть введена – Федеральный закон от 02.06.2016 № 179-ФЗ; в редакции Федерального закона от 20.12.2017 № 404-ФЗ)

Статья 9. Общественное движение

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Статья 10. Общественный фонд

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

В случае государственной регистрации общественного фонда данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и других) могут регулироваться соответствующим законом о фондах.

Статья 11. Общественное учреждение

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).

В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).

В случае государственной регистрации общественного учреждения данное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 12. Орган общественной самодеятельности

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

(Введена – Федеральный закон от 19.07.1998 № 112-ФЗ; исключена – Федеральный закон от 12.03.2002 № 26-ФЗ)

Статья 122. Политические партии

Порядок создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации политических партий регулируется специальным федеральным законом. (Статья введена – Федеральный закон от 12.03.2002 № 26-ФЗ)

Статья 13. Союзы (ассоциации) общественных объединений

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

Читайте также:
Основные виды разрешенного использования земельных участков классификатор

Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация союзов (ассоциаций) общественных объединений, в том числе с участием иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 10.01.2006 № 18-ФЗ)

Статья 14. Территориальная сфера деятельности российских общественных объединений

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Включение в наименования общероссийских общественных объединений наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается без специального разрешения, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 236-ФЗ)

Статья 15. Принципы создания и деятельности общественных объединений

Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах – общедоступной.

Статья 16. Ограничения на создание и деятельность общественных объединений

Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. (В редакции Федерального закона от 25.07.2002 № 112-ФЗ)

Включение в учредительные и программные документы общественных объединений положений о защите идей социальной справедливости не может рассматриваться как разжигание социальной розни.

Ограничения на создание отдельных видов общественных объединений могут устанавливаться только федеральным законом.

Статья 17. Государство и общественные объединения

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках выполнения различных государственных программ у неограниченного круга общественных объединений в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. (В редакции федеральных законов от 02.02.2006 № 19-ФЗ; от 28.12.2013 № 396-ФЗ)

Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных законом случаях, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.

На работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и законодательство Российской Федерации о социальном страховании.

ГЛАВА II. СОЗДАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ИХ РЕОРГАНИЗАЦИЯ И (ИЛИ) ЛИКВИДАЦИЯ

Статья 18. Создание общественных объединений

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений. (В редакции Федерального закона от 12.03.2002 № 26-ФЗ)

В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица – общественные объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрац

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: