Закон о жилищно коммунальных услугах РФ

Закон о жилищно коммунальных услугах РФ

от 6 мая 2011 года N 354

О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов

(с изменениями на 31 июля 2022 года)
(редакция, действующая с 12 августа 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2014 года N 977 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.09.2014, N 0001201409290015);

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 года N 1190 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.11.2014, N 0001201411180011);

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года N 1380 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.12.2014, N 0001201412220024);

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 года N 129 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.02.2015, N 0001201502200012);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 1434 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2015, N 0001201512300041);

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 754 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.06.2017, N 0001201706300029);

постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 года N 1091 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.09.2017, N 0001201709120006);

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2018 года N 1094 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.09.2018, N 0001201809240004);

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2018 года N 1572 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.12.2018, N 0001201812190031);

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года N 1622 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.12.2018, N 0001201812260015) (вступило в силу с 1 января 2019 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года N 1708 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2018, N 0001201812290059) (вступило в силу с 1 января 2019 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 года N 184 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.02.2019, N 0001201902250014);

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2019 года N 637 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.05.2019, N 0001201905240032);

постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 года N 897 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.07.2019, N 0001201907230032);

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2022 года N 424 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.04.2020, N 0001202004060041);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2022 года N 950 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.07.2020, N 0001202007020001) (вступило в силу с 1 июля 2022 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2022 года N 2184 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.12.2020, N 0001202012230037);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 года N 2339 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2020, N 0001202012310111) (вступило в силу с 1 января 2022 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2022 года N 93 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.02.2021, N 0001202102050034);

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2022 года N 299 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.03.2021, N 0001202103060015);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 года N 1017 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.07.2021, N 0001202107020116);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 года N 1018 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.07.2021, N 0001202107020101);

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2022 года N 1295 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.08.2021, N 0001202108100023).

В документе учтены:

постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2022 года N 24-П (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.06.2021, N 0001202106030001);

– Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемые:

2. Установить, что Правила, утвержденные настоящим постановлением:

а) применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил;

б) не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549;

в) вступают в силу по истечении 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта “б” пункта 4 настоящего постановления;

г) на территориях Республики Крым и г.Севастополя подлежат применению к правоотношениям, возникшим после 1 июля 2015 года;

3. Установить, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

4. Министерству регионального развития Российской Федерации:

а) в 2-месячный срок представить по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549, и основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 530;

б) в 3-месячный срок:

утвердить по согласованию с Федеральной службой по тарифам примерную форму платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, а также методические рекомендации по ее заполнению;

утвердить по согласованию с Федеральной антимонопольной службой примерные условия договора управления многоквартирным домом;

представить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта о внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, предусматривающих в том числе:

исключение из объемов коммунальных ресурсов, учитываемых при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилом помещении, объемов коммунальных ресурсов, предусматриваемых для содержания общего имущества многоквартирного дома, и нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов;

порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды;

порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением газоснабжения, при использовании земельного участка и надворных построек;

в) в 5-месячный срок утвердить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации примерные условия энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме;

Читайте также:
Закон о контролируемых иностранных компаниях

г) в 6-месячный срок утвердить критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядок ее заполнения.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта “б” пункта 4 настоящего постановления.

6. Признать утратившими силу со дня вступления в силу Правил, утвержденных настоящим постановлением:

постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст.2501), за исключением пунктов 15-28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1-4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 июля 2016 года;

– Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 мая 2011 года N 354

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов

(с изменениями на 31 июля 2022 года)

Настоящие Правила вступают в силу по истечении 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258, т.е с 01.09.2012.

– Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 установлено, что Правила, утвержденные настоящим постановлением, в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012-2014 годах с учетом одной из следующих особенностей:

а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857;

б) разрешить органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 года принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решения, указанные в подпункте “а” или “б” пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами, утвержденными настоящим постановлением.

I. Общие положения

1. Настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

“внутридомовые инженерные системы” – являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), мусороприемные камеры, мусоропроводы.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 232, применяется со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. – См. предыдущую редакцию)

В жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг;

“внутриквартирное оборудование” – находящиеся в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме и не входящие в состав внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг;

Читайте также:
Новый закон о задержке зарплаты

“домовладение” – жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты);

“индивидуальный прибор учета” – средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении;

“исполнитель” – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

“коллективный (общедомовый) прибор учета” – средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом;

10 изменений в сфере ЖКХ, которые уже вступили в силу с 01 января 2022 г.

С 1 января 2022 года вступили в силу новые Правила противопожарного режима в РФ. Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.09.2022 № 1479.

Ничего нового, но есть нюансы, согласно Правилам запрещено:

  • использовать подвальные и цокольные этажи для организации детского досуга (детские развивающие центры, развлекательные центры, залы для проведения торжественных мероприятий и праздников, спортивных мероприятий), если это не предусмотрено проектом (п. 8);
  • хранить и применять на чердаках, в подвальных, цокольных и подземных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, отходы любых классов опасности и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы (пп. «а» п. 16);
  • использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов (пп. «б» п. 16);
  • размещать и эксплуатировать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные помещения, а также хранить горючие материалы (пп. «в» п. 16);
  • устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами, за исключением случаев, специально предусмотренных в нормативных правовых актах РФ и нормативных документах по пожарной безопасности (пп. «г» п. 16);
  • снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, тамбуров, тамбур-шлюзов и лестничных клеток, а также другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (пп. «д» п. 16);
  • проводить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения или уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода) (пп. «е» п. 16);
  • размещать мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, покрытие, а также демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир (пп. «ж» п. 16);
  • закрывать жалюзи, остеклять балконы (открытые переходы наружных воздушных зон), лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам (пп. «и» п. 16);
  • устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы (пп. «к» п. 16);
  • размещать на лестничных клетках, в поэтажных коридорах, а также на открытых переходах наружных воздушных зон незадымляемых лестничных клеток внешние блоки кондиционеров (пп. «м» п. 16);
  • устраивать производственные и складские помещения для применения и хранения пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов, а также изменять их функциональное назначение в квартирах (п. 85).

С 1 января истёк срок моратория на взыскание неустойки за просрочку внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и взносов на капремонт, введённый постановлением Правительства РФ от 02.04.2022 № 424.

Между тем, неустойка подлежит начислению и взысканию за весь период просрочки, за исключением периода действия моратория. На это указал Верховный суд РФ в обзоре № 2, утв. Президиумом ВС РФ 30 апреля 2022 года.

ТСЖ могут продолжить работу по взысканию задолженности в судебном порядке в отсутствии документов-идентификаторов (ИНН, СНИЛС и т.п.), к которым у них нет законного доступа. Федеральным законом от 29.12.2022 № 468-ФЗ

С 1 января 2022 года не действует мораторий, введённый ПП РФ № 424 в отношении ИПУ не прошедших поверку. Теперь прибор учёта, у которого истёк срок поверки, будет считаться неисправным, пока не пройдёт повторную поверку. Показания такого счётчика более приниматься не будут.

Новые правила поверки приборов учета: Знак поверки – это оттиск, наклейка, изображение в электронном документе, которое содержит условный шифр и две последние цифры года нанесения знака поверки.

С 1 января 2022 года, определяется новый порядок поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о такой процедуре. Приказ Минпромторга России от 31.07.2022 № 2510.

Показания любого счётчика можно будет учитывать, если исполнитель коммунальных услуг уклоняется от выполнения своих обязанностей.

Внесены изменения в Правила № 354. Так, в пункте 81(2) уточнены даты, с которых счётчик считается введённым в эксплуатацию, если исполнитель не явился для проведения этой процедуры. Постановление Правительства РФ от 21.12.2022 № 2184

Постановлением Правительства РФ от 30.11.2022 № 1969 определены особенности проведения плановых проверок в текущем году. Срок проведения документарных и выездных проверок не будет превышать 10 рабочих дней. В течение всего 2022 года плановые проверки разрешено проводить дистанционно с помощью средств аудио- и видеосвязи.

Читайте также:
Кто первым попадает под сокращение по закону

На внеплановые проверки ограничения не продлены, т.е. для их проведения граждане могут писать жалобы в жилищные инспекции.

С 1 января 2022 года вступили в силу Правила обращения с ртутьсодержащими отходами, утверждённые постановлением Правительства РФ от 28.12.2022 № 2314. За сбор и хранение отработавших ртутьсодержащих осветительных приборов в многоквартирных домах до момента вывоза отвечают управляющие домами.

1 июля вступило в силу постановление Правительства РФ от 29.06.2022 № 950. Этим документом ответственность по установке, обслуживанию и ремонту счётчиков электроэнергии в многоквартирных домах закрепляется за энергосбытовыми организациями, в частных домах – за сетевыми компаниями.

С 1 января 2022 года у гарантирующих поставщиков и электросетевых компаний возникает обязанность устанавливать только интеллектуальные приборы учёта. Однако закон не запрещает устанавливать интеллектуальные приборы учёта ранее установленного срока.

С 1 января 2022 г. граждане, которые имеют право на субсидию или компенсацию квартплаты (по льготным основаниям), не обязаны представлять органам соцзащиты документы об отсутствии долгов по коммунальным платежам.

Теперь органы соцзащиты также будут проверять отсутствие долгов у льготника, но делать им это придется самостоятельно, через информационную систему ГИС ЖКХ или через каналы межведомственного взаимодействия (Закон от 28.11.2018 № 442-ФЗ).

Кузьмин Денис Николаевич (Юрист по вопросам ЖКХ)

Специально для телеграм-канала ЖКХ-24: https://t.me/gkhlaw

Не забывайте подписаться на мой YouTube канал

Что такое жилищно-коммунальные услуги: что входит, что делать при долге

Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) предоставляются управляющими компаниями для обеспечения комфортного проживания и поддержания жилого фонда в исправном техническом состоянии. Документы, регулирующие правила их предоставления и оплаты, — это постановление правительства России о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Жилищный кодекс Российской Федерации.

Эксперт в статье:

Алексей Гавришев, адвокат, управляющий партнер AVG Legal

Коммунальные услуги и жилищные — разные вещи. Коммунальное обслуживание — это деятельность управляющей компании (УК) по поставке ресурсов надлежащего качества в установленный срок. А жилищный сервис — это деятельность управляющей компании, направленная на поддержание чистоты общего имущества, обеспечение его сохранности и поддержание в нормальном состоянии всех устройств в многоквартирном доме.

Что входит в жилищно-коммунальные услуги

В список ЖКУ, которые предлагают жильцам, входят:

  • подача холодной воды;
  • подача горячей воды;
  • обеспечение тепловой энергией;
  • водоотведение;
  • электроснабжение;
  • газоснабжение, в том числе бытовой газ в баллонах;
  • отопление;
  • твердое топливо при наличии печного отопления;
  • содержание и ремонт общего имущества;
  • вывоз мусора.

Алексей Гавришев, адвокат, управляющий партнер AVG Legal:

— Под коммунальными подразумеваются те услуги, которые направлены на обеспечение проживания жителей в многоквартирном доме, непосредственно в своих квартирах, в то время как жилищные услуги направлены на содержание, управление и ремонт общего домового имущества, принадлежащего жителям многоквартирного дома по праву долевой собственности. Коммунальные услуги включают в себя холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и электроснабжение. Жилищные услуги включают в себя содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома, капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома и вывоз бытовых отходов.

Правила предоставления коммунальных услуг

Исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья (ТСЖ), жилищные кооперативы, а также специализированные потребительские кооперативы. Кроме того, исполнителем таких услуг может быть садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество.

Предоставление коммунальных услуг собственникам возможно только с момента заключения ими договора поставки коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями, которые отвечают лишь за предоставление коммунальных ресурсов до границы многоквартирного или жилого дома.

Обязанности исполнителя:

  • предоставлять потребителям коммунальные услуги, которые входят в договор, круглосуточно и в полном объеме;
  • заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры на поставку ресурсов;
  • обслуживать инженерные системы;
  • ежемесячно снимать показания общедомовых счетчиков и принимать показания индивидуальных приборов учета — воды, газа, электричества — потребителей. Учитывать показания для расчета размера платы пользователей;
  • рассчитывать размер платы и производить перерасчет, если нужно;
  • принимать жалобы от жильцов и сообщать им об авариях и работах, которые могут помешать подаче КУ.

Граждане и организации обязаны оплачивать коммунальные услуги за помещение, которое они занимают. Обязанность оплачивать КУ у собственника, нанимателя или арендатора появляется с момента возникновения права собственности или заключения соответствующего договора. Тот, кто принял квартиру от застройщика по передаточному акту, но право собственности еще не установил, обязан оплачивать коммунальные услуги с момента подписания акта.

Нормативы потребления

Норматив потребления — количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета. Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг утвержден постановлением правительства России от 23 мая 2006 года № 306 (в ред. постановления правительства России от 28 марта 2012 года № 258).

Установка нормативов на коммунальные услуги входит в обязанности местных властей — по каждому виду услуг свой норматив. Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее трех лет, в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат.

В каких случаях вносятся изменения в нормативы:

  • изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома;
  • внесение изменений в правила, касающиеся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг;
  • изменение климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5%.

Квитанция на оплату коммунальных услуг

Единый платежный документ (ЕПД) — квитанция, которую получают собственники жилых и нежилых помещений, а также наниматели жилых помещений по договору социального найма. Счет за коммунальные услуги формируется на основании нормативов или объема потребления коммунальных ресурсов.

В ЕПД входит плата за следующие услуги:

  • горячее и холодное водоснабжение;
  • водоотведение;
  • отопление;
  • содержание жилого помещения;
  • газ;
  • капитальный ремонт (для собственников);
  • радиоточка;
  • общедомовая телевизионная антенна.
Читайте также:
Закон о тунеядцах в России

Если в помещении установлены приборы учета, размер платы рассчитывается по формуле, в которой объем потребленного ресурса умножают на существующий тариф. При отсутствии прибора учета размер платы определяется по нормативам и рассчитывается по формуле, когда на норматив потребления и цену ЖКУ умножается число проживающих в доме или квартире. В случае если прибора учета нет, но имеется техническая возможность для его установки, в формуле расчета появляется повышающий коэффициент — 1,5.

С января 2022 года россиянам начали начислять пени за долги по квартплате и обяжут проводить поверки счетчиков.

Субсидии на оплату коммунальных услуг

На льготы от государства на оплату могут претендовать следующие граждане:

  • лица, занимающие муниципальные или государственные жилые помещения по договору найма, а также те, кто снимает жилье у других людей;
  • владельцы жилья;
  • лица, состоящие жилищных и жилищно-строительных кооперативах.

Также к категориям льготников относятся:

  • граждане с низким уровнем дохода (малоимущие);
  • семьи с тремя и более детьми;
  • одинокие матери;
  • безработные;
  • пенсионеры;
  • инвалиды.

Каким должен быть доход для получения субсидии

Если семья тратит более 22% своего общего дохода на оплату коммунальных услуг, она имеет право на субсидии. Но региональные власти могут устанавливать собственные льготы и субсидии по оплате ЖКУ. Например, в Москве максимально допустимая доля совокупных расходов семьи на оплату услуг ЖКХ установлена в размере 10%, в Санкт-Петербурге — 14%, в Якутии — 15%, в Омске — 18%, в Кемерово — от 5 до 17%.

Большой долг за коммунальные услуги: что делать?

Последствия большого долга за коммунальные услуги:

Начисление пени за несвоевременную оплату предоставленной услуги.

Претензия управляющей компании с просьбой оплатить образовавшуюся задолженность. В ней указывается сумма задолженности, период ее образования и пени, начисленные за несвоевременную оплату услуги. В документе есть реквизиты для перечисления денежных средств и срок, в течение которого нужно погасить задолженность.

Алексей Гавришев, адвокат, управляющий партнер AVG Legal:

— Нередки случаи, когда у собственников жилых и нежилых помещений в силу различных обстоятельств образуются существенные задолженности по оплате ЖКХ, нередко суммы задолженностей исчисляются сотнями тысяч рублей.

Гражданское законодательство закрепляет положения, согласно которым срок исковой давности по задолженностям ЖКХ составляет три года, это срок, в течение которого УК может обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности в принудительном порядке, при этом сумма задолженности, как правило, увеличивается на сумму пени и размер госпошлины. Чаще всего указанные суммы взыскиваются путем получения судебного приказа, то есть упрощенно, без проведения традиционных судебных заседаний.

Если должник имеет желание погасить имеющуюся задолженность, даже частично, он имеет право обратиться в управляющую компанию с заявлением о рассрочке платежа. Однако такое действие будет приниматься как признание долга и сроки давности на него уже распространяться не будут.

Отключение коммунальных ресурсов. Управляющая организация может ограничить или приостановить поставку ресурсов должнику. Но сначала его уведомят о предстоящем отключении и попросят погасить долг. Если он не исполнит просьбу, могут ограничить коммунальный ресурс.

Обращение в суд за взысканием задолженности. По решению суда в счет погашения долга может быть изъята бытовая техника, наложен арест на автомобиль и недвижимость, банковские счета и ценные бумаги.

Выселение неплательщиков. Законодательство позволяет выселить потребителя за долги по ЖКХ. Но это крайняя мера, к ней прибегают очень редко.

Что с 1 июля 2022 года изменится в сфере надзора за работой УК и ТСЖ

25.06.2021

Вступит в силу новый закон о проведении государственного надзора и муниципального контроля, в том числе жилищного

1 июля 2022 года вступит в силу Федеральный закон от 31.07.2022 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». В этот же день начнёт действовать ещё один Федеральный закон в этой сфере – от 11.06.2022 № 170-ФЗ. Он вносит изменения в многочисленные нормативно-правовые акты, регулирующие работу контрольно-надзорных органов в различных сферах. В документе есть статьи, которые относятся к тем видам надзора, с которым сталкиваются в своей работе управляющие домами, в том числе в области защиты прав потребителей, пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический, в сфере обращения с отходами и защиты персональных данных. Напрямую каждую УО коснутся нормы ст. 67 № 170-ФЗ. В ней приведена новая редакция ст. 20 ЖК РФ и другие изменения, которые корректируют работу трёх видов надзора: государственного жилищного, муниципального жилищного и лицензионного. В ст. ст. 137, 138 № 170-ФЗ приведены те положения, которые начнут действовать не 1 июля 2022 года, а в иные сроки. В том числе это коснётся изменений в статьях ЖК РФ по лицензионному контролю за деятельностью УО.

В ст. 20 ЖК РФ разграничат полномочия госжилнадзора и муниципального жилищного контроля

Согласно ст. 67 № 170-ФЗ, с 1 июля 2022 года мероприятия госжилнадзора и муниципального контроля проводятся согласно нормам Федерального закона от 31.07.2022 № 248-ФЗ. В силу ч. 7 ст. 67 № 170-ФЗ, в рамках таких действий не проводятся плановые проверки в отношении жилых помещений. Органы ГЖН следят за соблюдением обязательных требований региональными операторами в порядке, установленном Правительством РФ. Работу органов власти региона и местного самоуправления они проверяют в соответствии с положениями Федеральных законов от 06.10.1999 № 184-ФЗ и от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ч. ч. 15, 16 ст. 67 № 170-ФЗ). Органы надзора могут выдавать предписания об устранении выявленных нарушений даже в том случае, если такие нарушения были выявлены в ходе мониторинга безопасности – наблюдения за соблюдением обязательных требований (ч. 8 ст. 67 № 170-ФЗ). При проведении надзорных мероприятий органы ГЖН, муниципалитеты вправе использовать размещённую в ГИС ЖКХ информацию. Надзорные ведомства разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушения обязательных требований для проведения контрольных мероприятий в случаях, если им поступили обращения граждан и организаций о возможных нарушениях обязательных требований. Такие индикаторы нужны для определения необходимости проведения внеплановой проверки. Их применение в конкретной ситуации, по отдельному обращению помогает надзорным органам определить вероятность нарушения обязательных требований. Список типовых индикаторов должен утвердить Минстрой России.

Читайте также:
Поверочный интервал счетчиков воды закон

В рамках госжилнадзора не будет проверяться соблюдение УО лицензионных требований

Органы ГЖН в рамках госжилнадзора проверяют, как юридические лица, ИП и граждане соблюдают обязательные требования жилищного законодательства в отношении всего жилого фонда, кроме муниципального. Также они могут проверить работу общественных объединений, некоммерческих организаций, Советы МКД (ч. 19 ст. 20 ЖК РФ – здесь и далее в ред. № 170-ФЗ). Госжилнадзор проводится органами ГЖН по положению, утверждаемому региональной властью, и согласно общим требованиям, установленным Правительством РФ. Предметом государственного жилищного надзора являются проверки соблюдения требований: к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе к жилым помещениям в многоквартирных домах; к порядку перевода их в статус нежилых и наоборот, проведению перепланировки; к формированию фондов капремонта; к созданию и деятельности управляющих и обслуживающих организаций; к предоставлению коммунальных услуг в МКД; к перерасчёту платы при оказании жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества; к содержанию общего имущества в многоквартирном доме и изменению размера платы за это; к ограничению коммунальных услуг; по энергетической эффективности и оснащённости помещений многоквартирных домов приборами учёта; к порядку размещения РСО и управляющими домами информации в ГИС ЖКХ; к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах; к предоставлению жилых помещений по соцнайму. При этом при проведении госжилнадзора нельзя проверять соблюдение УО лицензионных требований к деятельности по управлению домами. Это входит в компетенцию государственного лицензионного контроля.

Орган муниципального контроля сможет проверять соблюдение требований НПА только в отношении своего жилфонда

В новой редакции ст. 20 ЖК РФ указано, что предмет муниципального жилищного контроля – соблюдение гражданами, юрлицами и ИП тех же обязательных требований, что проверяет госжилнадзор, но только в отношении муниципального жилищного фонда. Проводят такие проверки органы муниципального жилищного контроля в соответствии с положением, которое утверждает орган местного самоуправления. В городах федерального значения такое положение утверждают органы региональной власти. Таким образом, с 1 июня 2022 года в ЖК РФ будет закреплено, что муниципалитет может провести проверку только в отношении своего муниципального жилья. Иные обращения граждан должны обрабатывать органы, которые согласно положению и требованиям Правительства РФ проводят государственный жилищный надзор. Органы ГЖН в свою очередь не вправе проводить свои проверки в отношении муниципального жилья.

В ЖК РФ закрепят перечень случаев для обращения органов ГЖН в суд с заявлением

Отдельно в ч. 12 ст. 20 ЖК РФ будут прописаны случаи, когда органы Госжилнадзора и муниципального контроля вправе обратиться в суд с заявлением:

О признании недействительным решения ОСС или общего собрания членов ТСЖ, кооператива, которые приняты с нарушением требований ЖК РФ.

О ликвидации ТСЖ или кооператива, если они в установленный срок по выданному предписанию не привели Устав в соответствие с законодательством, или были созданы с неустранимыми нарушениями.

О признании недействительным договора управления, оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества, если они заключены с нарушениями норм ЖК РФ и не исправлены по выданному предписанию.

В защиту прав и законных интересов жителей МКД по их обращению или неопределённого круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

О признании недействительным договора соцнайма жилого помещения, если он нарушает нормы ЖК РФ и не скорректирован по предписанию в установленный срок. О понуждении к исполнению предписания.

Региональный лицензионный контроль подпадёт под действие нового № 248-ФЗ только с 1 марта 2022 года

Не все положения № 170-ФЗ начнут действовать с 1 июля 2022 года: ряд из них отложены. Так, новая редакция ст. 196 ЖК РФ вступит в силу только 1 марта 2022 года (ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 136 № 170-ФЗ). Она получит новое название: «Региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» вместо «Порядок организации и осуществления лицензионного контроля». В новой редакции прописан предмет такого вида контроля: «соблюдение лицензиатами лицензионных требований» (ч. 2 ст. 196 ЖК РФ – здесь и далее в ред. № 170-ФЗ). И уполномоченный орган вправе проверить в работе УО только выполнение лицензионных требований, предъявляемых к компании. Проводят такие мероприятия в соответствии с положением о лицензировании деятельности по управлению МКД, утверждённым Правительством РФ, и № 248-ФЗ (ч. ч. 1, 3 ст. 196 ЖК РФ). До 1 марта 2022 года, когда эти требования вступят в силу, лицензионный контроль за работой УО проводится в прежнем порядке, согласно нормам Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Будут внесены изменения в НПА о проведении надзорных мероприятий Роспотребнадзором, МЧС и другими ведомствами

В № 170-ФЗ включены 137 статей, которые вносят коррективы в десятки нормативно-правовых актов в области проведения надзорных мероприятий. Рассмотрим несколько изменений, с которыми управляющие домами могут столкнуться в своей работе. Согласно ст. 4 № 170-ФЗ, при проведении госнадзора в области прав потребителей Роспотребнадзор могут давать разъяснения по вопросам применения НПА в области защиты прав потребителей. При этом ведомство уполномочено перепоручить подведомственным госучреждениям консультирование, профилактический визит, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование. В сферу Госпожнадзора входят проверки выполнения организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, на земельных участках, которыми они владеют или пользуются, а также оценка соответствия таких объектов нормам пожарной безопасности (ст. 12 № 170-ФЗ). Предметом санитарно-эпидемиологического контроля являются реализация соответствующих требований, содержащихся в НПА и в разрешительных документах в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Также санэпиднадзор проверяет, как юридические и физические лица выполняют противоэпидемические профилактические мероприятия, что актуально в условиях усиливающихся мер по борьбе с коронавирусом в России (ст. 41 № 170-ФЗ).

Просмотров: 16883
Дата первого показа: 25.06.2022 09:32:11

Статья 153 ЖК РФ. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Читайте также:
Новый закон налогообложения недвижимости

2. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:

1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;

2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

5) собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;

6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;

7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

3. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Комментарии к ст. 153 ЖК РФ

1. Договоры, содержащие условия предоставления жилых помещений в пользование гражданам, а также условия оказания услуг, выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и предоставления коммунальных услуг, являются возмездными. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги гражданами и юридическими лицами. Обязательства по предоставлению жилых помещений, оказанию услуг, выполнению работ и предоставлению коммунальных услуг и обязательства по оплате являются встречными обязательствами (ст. ст. 307, 328 ГК).

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет момент возникновения обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги для физических и юридических лиц. Необходимость законодательного определения указанного момента вызвана многочисленными судебными спорами, возникавшими из-за того, что в федеральном законодательстве не было норм, регулирующих вопросы внесения платы за жилое помещение (по части платы за содержание и ремонт жилого помещения см. комментарий к ст. 154 ЖК) и коммунальные услуги в незаселенных или неиспользуемых жилых помещениях.

3. В соответствии с положениями комментируемой статьи обязанность по внесению платы за жилое помещение и за предоставляемые в этом помещении коммунальные услуги возникает у граждан и юридических лиц с момента возникновения права собственности на жилое помещение или заключения соответствующего договора, устанавливающего основания использования жилого помещения, либо после предоставления жилого помещения в установленном порядке члену жилищного или жилищно-строительного кооператива.

При этом комментируемая статья не содержит положений, устанавливающих момент возникновения обязанностей по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (плата за жилое помещение) и платы за коммунальные услуги собственниками нежилых помещений. Представляется, что при решении споров о расходах собственников нежилых помещений на содержание общего имущества в многоквартирном доме и об оплате предоставленных им коммунальных услуг судебные органы должны будут применять к данным правоотношениям нормы комментируемой статьи, касающиеся внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, по аналогии (см. комментарий к ст. 7 ЖК).

4. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает обязанность содержания жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов до момента их предоставления в пользование гражданам. На практике такие помещения нередко содержались за счет организаций, за которыми они были закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а не за счет средств соответствующего бюджета. Достаточно часто организации, предоставляющие коммунальные услуги, не могли идентифицировать лицо, обязанное вносить плату за соответствующие услуги либо возлагали эту обязанность на будущих владельцев жилых помещений. Жилищный кодекс РФ возлагает эту обязанность на органы государственной власти и органы местного самоуправления или на управомоченных ими лиц.

5. Обязанность Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований в лице соответствующих органов публичной власти, как и других собственников помещений в многоквартирном доме, нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и их обязанность своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги основывается на положениях ч. 1 ст. 30, ст. ст. 39, 138, 148, 154, 155, 162 и 164 ЖК РФ. Из положений Кодекса вытекает, что в отношении жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов одновременно возникают денежные обязательства публично-правовых образований и нанимателей таких жилых помещений. То есть при наличии нанимателей жилых помещений денежные обязательства указанных собственников не упраздняются.

6. Жилищный кодекс РФ не определяет круг лиц, несущих расходы по плате за жилое помещение и коммунальные услуги относительно помещений, не имеющих собственников (бесхозяйное и выморочное имущество). Таких помещений сравнительно немного, и основное количество споров по данному вопросу вызывает лишь момент возникновения обязанностей по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги для лиц, наследующих данное помещение в порядке, установленном гражданским законодательством.

7. Комментируемая статья не устанавливает момент возникновения обязанности будущих собственников помещений в строящемся многоквартирном доме нести расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и оплату коммунальных услуг. Это не означает, что приобретатели таких помещений не должны нести подобные расходы. Если будущими собственниками помещений в строящемся многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья (см. комментарий к ст. 139 ЖК), то, как представляется, подрядчик (застройщик) несет расходы на содержание общего имущества в таком доме и на оплату коммунальных услуг до передачи им всех помещений лицам, которым будет принадлежать право собственности на помещения в строящемся многоквартирном доме. В отличие от обязательств, предусмотренных комментируемой статьей, обязательства будущих собственников помещений в строящемся многоквартирном доме по содержанию общего имущества в таком доме и оплате коммунальных услуг вытекают не из требований закона, а из договора с подрядчиком (застройщиком). Отсутствие регулирования договором порядка несения указанных расходов является предпосылкой для нарушения прав одной из сторон договора. При этом заинтересованная сторона договора может обратиться в суд за защитой своих интересов.

Читайте также:
Закон об освещении улиц в деревне

Как рассылать смс без штрафа

Рекламные смски опасны. В 2016 году Мегафон неаккуратно отправил две рекламные смски и заплатил миллион рублей штрафа. То же самое может случиться с аквапарком, парикмахерской и магазином сумок. Только для них миллион — более серьезная сумма, чем для Мегафона.

Юрист Елена Янина рассказывает, как рассылать смс без штрафов. Статья подходит, если сотрудники запускают рекламную смс-кампанию сами или с помощью подрядчиков. Можно проверить, не нарушают ли они закон.

Кто и за какой закон штрафует

Если компания рассылает смс с рекламой, она может нарушить три закона: о рекламе, связи и персональных данных. За нарушения есть штраф, самый распространенный — за закон о рекламе:

  • для компании — от 100 000 рублей до 500 000 рублей;
  • генерального директора или индивидуального предпринимателя — от 4000 рублей до 20 000 рублей.

Как компания рассылает смс, следит антимонопольная служба, или сокращенно ФАС. Формально служба вправе штрафовать за каждую незаконную смс. Компания отправила сто смс с нарушениями, штраф — пятьдесят миллионов рублей.

Мегафон рассылал рекламу игры. Получатель отказался от смс, но отказ не сработал, и смс всё равно пришли.

В итоге антимонопольная служба оштрафовала Мегафон на миллион рублей за две незаконные смс.

Антимонопольная служба штрафует не просто так, а по жалобам. Жалобу может подать любой недовольный получатель. Бывает, что служба начинает разбирательства по своей инициативе.

Банк «Траст» рассылал рекламу по электронной почте. Речь шла о рекламе кредитов для сотрудников.

Среди адресов оказался адрес антимонопольной службы в Тамбове. Сотрудники подали жалобу, служба начала разбирательство и в итоге оштрафовала.

Банк пытался оспорить штраф с помощью аргумента: «Служба по ошибке получила письмо, наш сотрудник при отправке нажал не ту кнопку», но суд и антимонопольная служба аргумент не приняли.

Это пример с электронной рассылкой, но правила для рассылки и смс одинаковые. Судебное дело на Гаранте.

Компании надеются, что антимонопольщики не узнают о незаконных смс, поэтому штрафа не будет. Шанс есть, но не сказать что большой.

Антимонопольная служба учит жаловаться. Для этого у службы есть памятка, как правильно жаловаться, и анкета на сайте. Читаете, заполняете, нажимаете кнопку, и жалоба готова. Клиенту хватит пяти минут, чтобы оставить жалобу.

Посмотреть приложение «Росспам»: описание на сайте и в Плей-маркете

Кроме сайта антимонопольной службы, есть приложение «Росспам». Мы не знаем точно, насколько хорошо работает, но слышали отзывы, что всё в порядке. Схема такая: регистрируетесь, записываете жалобу, нажимаете кнопку, и служба узнает об смс. Не надо заходить на сайт, пожаловаться можно с телефона.

Неважно, работает ли это приложение или кто-то создаст новое. Всё равно у антимонопольщиков хватает возможностей узнать о нарушениях.

Если компания работает в малом и среднем бизнесе и это первое нарушение, возможно, служба выдаст предупреждение вместо штрафа. Лучше не рассчитывать на поблажку.

Кто получает штраф

По закону о рекламе, штраф за незаконную смс получает «рекламораспространитель». Выходит, если компания рассылает через Билайн, штраф платит Билайн. Но на практике всё не так однозначно.

Антимонопольная служба рассказаала в письме, кого считать рекламораспространителем:

  • «Рекламораспространителем выступает лицо, которое совершило определенные действия по доведению рекламы до потребителя.
  • Поставщик услуг связи, который обеспечил подключение к сети электросвязи, рекламораспространителем не является».

В переводе это значит:

«Кто рекламируется, тот и платит штраф».

Компания «Авторусь» рассылала смс с рекламой программы утилизации и трейд-ин. Рассылка шла через МТС.

Один из получателей пожаловался на смс, и антимонопольная служба начала разбираться. Итог: штраф у «Авторуси».

По договору между МТС и «Авторусью» дилер обязан рассылать смс только тем, кто дал согласие на смс. Получается, «Авторусь» нарушила закон и условия договора.

Несмотря на письмо, антимонопольная служба штрафует операторов. Например, Билайн получил штраф в триста тысяч рублей за смс с рекламой фитнес-клуба, об этом антимонопольная служба рассказывает на своем сайте.

Штраф за незаконную рекламу в смс может получить любой, кто участвовал в рассылке:

  • компания-заказчик;
  • посредник, который организовывал рассылку смс;
  • владелец телефонного номера, с которого отправлялись смс;
  • мобильный оператор.

Посмотреть, как антимонопольная служба оценивает жалобу, кого штрафует и на какую сумму, можно на сайте:

За что штрафует ФАС

Для законной рассылки смс есть два правила: взять согласие получателя и не писать то, что писать нельзя. Нас интересует первое.

Тринадцать процентов нарушений закона о рекламе — рассылка смс без согласия. Это данные отчета антимонопольной службы за 2016 год.

О незаконных смс рассказывает начальник управления службы по контролю рекламы Татьяна Никитина. Цитата из ее интервью:

  • — Какой тип нарушений наиболее «популярный» сейчас?
  • — Если говорить о процентах, то это реклама по сетям электросвязи. Нарушение, которое занимает одну из первых строчек уже последние года три. Это в первую очередь те нежелательные смс, которые мы получаем на телефон. Я думаю, что и вы тоже на телефон получаете иногда странные сообщения от фирм, о существовании которых вы вообще никогда не знали.

Что нельзя писать — большая тема, и поговорим о ней в другой статье. Если коротко, нельзя оскорблять чувства, обманывать, рекламировать без сертификатов и лицензий, побуждать к неправильному образу жизни или нарушению закона.

Согласие на смс

Нельзя рассылать смс без согласия получателя. Причем неважно, сколько и как часто рассылать: компания нарушает закон, даже если отправила одну смс одному человеку.

Согласие — действие, которое показывает: я, такой-то, даю согласие на смс с рекламой от конкретной компании.

Читайте также:
Законы и принципы управления таможенными органами

В законе нет требований по форме согласия, можно получить его как угодно. Чаще всего компании просят поставить галочку в анкете для скидочной карты или на сайте при регистрации.

Пример с Озоном. Озон при регистрации просит согласие на рассылку сообщений. Что это за сообщения, рассказывает на отдельной странице. Это законно, хоть и хитро:

Есть компании, которые согласием считают регистрацию на сайте или другое действие. Это ошибка. Не считается согласием:

  • если клиент оставил телефон при заказе. Например, клиент отдал пальто в химчистку и оставил номер, чтобы химчистка прислала смс, когда пальто будет готово;
  • опубликовал телефон в соцсетях, объявлении на Авито, документах для госорганов;
  • подписался на новости компании, которые должны приходить на электронную почту;
  • зарегистрировался на сайте или подписал анкету для скидочной карты.

Компания «Суточно» разослала рекламную смс по клиентам, которые зарегистрировались на сайте.

Антимонопольная служба признала рассылку смс без согласия незаконной, а компания не согласилась с решением. Ее аргумент:

При регистрации клиент оставляет имя, адрес почты и телефон. В конце формы регистрации есть фраза, где надо поставить галочку. Фраза такая: «Я принимаю условия пользовательского соглашения».

В пользовательском соглашении есть пункт, где компания говорит: после подписи соглашения она вправе рассылать смс с рекламой.

Суд и антимонопольная служба не приняли аргумент.

Не каждая фраза считается согласием. Согласие должно быть буквально на получение рекламы и по смс. Общие слова — сообщения, информация, рассылка — не подходят. При разбирательствах антимонопольная служба может решить, что компания получила согласие на что-то еще, а не на рекламу.

Не подходят фразы
Подходят

Согласен на информирование о новостях

Согласен получать рекламу по смс и электронной почте

Готов получать сведения о компании

Присылать мне смс с новостями и рекламой

С согласием проблемы. Если клиент зашел на сайт или в магазин, можно попросить разрешение на смс. Вопрос, что делать, если это потенциальный клиент.

Открылся фитнес-клуб. В его районе — жилые дома и центры с офисами. Хорошо бы рассказать о клубе жителям и сотрудникам. Но получить разрешение на смс до рассылки не выходит, потому что потенциальные клиенты еще не знают о клубе.

Клуб заказывает рассылку у агентства, агентство рассылает по подходящей базе или собирает базу своими силами. Такая рассылка — нарушение закона.

Если нельзя получить согласие, потому что клиент не обратился в компанию, можно схитрить. Вместо рассылки рекламы пусть компания отправит первую смс с разрешением на рекламу:

Здравствуйте! Это кафе «Вкусные завтраки», мы работаем недалеко от вас. У нас можно позавтракать с семи утра. Если интересно узнавать о скидках, пожалуйста, отправьте «Согласен» в ответ.

Смс с вопросом — всё равно нарушение закона, и нет гарантий, что антимонопольная служба не оштрафует, но эту смс можно объяснить. В службе работают обычные люди, они понимают, что компании надо привлекать клиентов. Поэтому если нарушать закон, то хотя бы так.

Идентификация клиента

По закону согласие должен дать человек, который будет получать смс. Маша Иванова готова получать смс — значит, именно она дает согласие на смс. Мама, муж или лучшая подруга не могут согласиться за Машу.

Идентифицировать покупателя можно как угодно, главное, чтобы получилось доказать, кто именно дает согласие. Самое надежное — опубликовать фразу о согласии на сайте и показывать ее, когда клиент оплачивает покупку. Перед оплатой клиент ставит галочку, и согласие готово.

Часто компании получают согласие, когда покупатель заполняет анкету на скидочную карту. Покупатель пишет имя и фамилию, ставит галочку рядом с разрешением на смс, подписывается и получает карту. Вроде всё в порядке.

Для примера — анкета Мосигры. Мосигра просит оставить свои данные и поставить галочку для разрешения присылать смс. Всё законно:

Проблема с полнотой информации. Формально так: если клиент написал не то отчество или вообще не написал, нельзя доказать, что согласие давал Иванов Иван Иванович, а не его тезка Иванов Иван Александрович.

Нет универсального способа избежать проблем с идентификацией. С юридической точки зрения надежнее проходить всю цепочку:

сделать шаблон заявления на согласие рекламных смс

попросить клиента заполнить паспортные данные и номер телефона

сверить то, что написал клиент, с данными в паспорте. А если паспорта нет, попросить скан

отправить тестовую смс на номер телефона клиента, чтобы убедиться, что номер без опечаток

Для бизнеса рискованно заставлять клиента заполнять анкету по паспорту, а потом выверять ее. Так клиент может отказаться от анкеты и больше никогда не прийти в магазин. Но что выбрать: максимальную защиту от штрафа или удобные условия для клиентов — может решить только компания.

Всё, что нужно для бизнеса

Дело Модульбанка — это издание о бизнесе. Мы рассказываем обо всём, что нужно знать российскому предпринимателю: какие вышли новые законы, как проходить проверки в разных инстанциях, как не получить штрафов.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

Присылаем письма 2-3 раза в неделю. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Отказ от смс

У клиента должна быть возможность отказаться от рекламы. Необязательно рассказывать прямо в смске, как это сделать. Для этого подходит письмо или раздел личного кабинета с инструкцией.

Нельзя требовать что-то сложное и диктовать один способ для отказа.

Компания отписывает клиентов от смс, если клиент привозит письменное заявление в офис компании. При этом компания работает в Магадане. Требовать ездить в Магадан из другого города незаконно.

Или компания отписывает от смс, когда клиент присылает смс со словом «Отписать». Это выполнимое условие, но компания диктует единственный способ отказа. Это тоже незаконно.

В качестве отказа подходят любые простые действия, например, прислать письмо, смс, отжать галочку в личном кабинете, позвонить в офис и отказаться от смс голосом.

Как только клиент отказался, компания обязана отписать от смс немедленно. Что такое «немедленно», в законе не сказано. Чтобы не получить штраф, у компании время до следующей смс после отказа. Клиент отказался утром, а смс придет в обед — значит, до обеда надо отписать.

Читайте также:
Как закрывают больничный лист по новому закону

Получить разрешение на обработку персональных данных

Если компания рассылает смс, она использует персональные данные покупателя. Просто так это делать нельзя, надо получить разрешение. Что такое персональные данные и как с ними работать, мы рассказываем в статье Дела «Збагойна: 152 ФЗ».

Если коротко, для согласия понадобится фраза «Я согласен на обработку персональных данных». Ее можно написать там же, где покупатель соглашается на рекламу в смс или регистрируется.

Магазин «Пудра» получает разрешение на персональные данные при регистрации на сайте:

Указывать в смс сведения о компании

Из смс должно быть понятно, кто его отправил. Как минимум для этого надо написать название компании и оставить телефон для связи.

Пример — смс «Самсонайта»: компания рассылает смс от своего имени, в смс оставляет адрес сайта и номер телефона для связи. Так покупатель понимает, кто ему прислал сообщение.

Некоторые компании рассылают смс с чужого номера или указывают номер с ошибкой. Вроде можно сказать: «Это рассылали не мы, а какие-то наши партнеры». Прием не работает.

Если компания не оставляет свой телефон, она нарушает закон. Скорее всего, штраф будет у компании, которая рекламируется. Допустим, «Самсонайт» из нашего примера не оставит свое название, а отправит смс с «Акции». Но раз реклама о «Самсонайте», штраф получит «Самсонайт».

Хранить согласие на смс

На случай если покупатель пожалуется и антимонопольная служба начнет разбирательства, надо хранить согласие на смс. По закону минимальный срок хранения — год.

Хранить согласия можно как угодно. Если согласия в бумажных анкетах, можно хранить анкеты. Или отсканировать и залить в корпоративное облачное хранилище, например, в гугл-диск.

Если клиент соглашается на смс с сайта, запись об этом должна быть в ЦРМ или другой программе. Можно придумать что-то еще, главное, чтобы служба увидела: вот фраза о согласии, вот подпись клиента.

Снять ответственность за смс

Вместо того, чтобы разбираться с законом, можно ничего не делать и переложить ответственность на подрядчика.

Например, кафе «Вкусные завтраки» планирует рекламную кампанию в смс. Чтобы самим не разбираться в законе и процессе рассылки, кафе находит подрядчика.

В договоре с подрядчиком кафе может написать:

Исполнитель (ООО «Реклама в смс») отвечает за формирование базы получателей смс, рассылку сообщений и выполнение требований закона о «Рекламе», «Связи» и «Персональных данных», в том числе получение согласий на рассылку смс.

Если заказчик получает предупреждение от госорганов или штраф за нарушение законов, исполнитель возмещает размер штрафа и ущерб из-за разбирательств с госорганами.

Совет не работает на сто процентов. По договору ответственность может нести одна компания, а штраф получить другая. А еще это не слишком этично.

Что дальше

Это первая статья из серии о рекламе. В следующих расскажем, что антимонопольная служба считает неприличной рекламой, когда можно смеяться над конкурентами и хвастаться господдержкой.

Счет для ИП и ООО в Модульбанке

Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ

Короче
Как сделать смс законной

Получить согласие на смс. Именно на смс, а не на скидочную карту или что-то еще

Из согласия должно быть понятно, кто именно соглашается. Чем больше данных о клиенте, тем лучше

Получить согласие на обработку персональных данных

В смс написать, какая компания рассылает рекламу и как связаться

Хранить согласие клиентов для доказательства ФАС

Как подстраховаться

Проверить своих сотрудников и подрядчиков, точно ли они выполняют требования закона

500 000 ₽

такой штраф можно получить за одну незаконную смс с рекламой

Надоели телефонные спамеры

Мне очень часто на мобильный телефон звонят какие-то люди и предлагают, например, научиться зарабатывать баснословные деньги. На вопрос, откуда взяли номер телефона, с детской непосредственностью отвечают, что купили базу номеров.

Номера, с которых они звонят, бывают и мобильные, и от специальных провайдеров телефонии. Пытался связаться с такими провайдерами, чтобы пожаловаться на звонки, — не отвечают.

Могу ли я как-то привлечь спамеров к ответственности? Они ведь даже не скрываются.

С уважением, Святослав.

Святослав, для начала нужно разобраться, что такое спам. Этим словом принято называть непрошеные рекламные сообщения, которые носят массовый характер.

В законе даже есть определение спама, но оно касается только электронных сообщений. А еще там есть нюансы, которые точно не подходят к звонкам и даже большинству рассылок от компаний и интернет-магазинов.

Нельзя сказать, что любая реклама является спамом, а тот, кто ее распространяет, — нарушитель закона и ваших прав. Реклама может быть вполне законной, даже по телефону. Если она вам неприятна или вы не хотели получать конкретное сообщение, это еще не значит, что позвонившего человека или компанию можно привлечь к ответственности. Но если вы точно не давали свой телефон или не соглашались на звонки с рекламными сообщениями, можно вести речь о нарушениях.

В любом случае у вас есть право отказаться от звонков и любой рекламы, даже если она законная.

Ответственность за спам по телефону

Так называемые спамеры могут нарушать сразу три закона: о связи, о рекламе и о персональных данных. За эти нарушения предусмотрена административная ответственность, то есть штраф. Эти деньги пойдут государству, а не вам.

Штраф зависит от того, что именно было нарушено и какое ведомство это контролирует. К вашей ситуации можно применить закон о рекламе и персональных данных. Со связью там все сложнее: в случае со звонками оператор вряд ли что-то нарушил.

Компенсацию в свою пользу можно отсудить, только если вам причинили ущерб. Например, из-за звонков вы попали в больницу или сильно переживали.

Как не попасться на удочку хакеров

Как можно рекламировать по телефону

Реклама по телефону допускается только с вашего согласия. Доказывать его наличие должны те, кто звонит или присылает смс. Вам может казаться, что вы никогда не соглашались на рекламу, но есть много способов получить это согласие незаметно. Так получается не потому, что от вас хотят что-то скрыть, а потому, что вы сами могли подписать согласие, не обратив на него внимания.

Читайте также:
Кто первым попадает под сокращение по закону

Например, согласие часто дают при оформлении дисконтной карты или при подписке на рассылку интернет-магазина. Обычно это предустановленная галочка в анкете или на сайте, которую легко не заметить. Вообще-то, это не очень правильно, потому что согласие должно быть осознанным и выраженным, но если в компании грамотный юрист, он все сделает правильно.

Согласие на предоставление справочной и рекламной информации может быть зафиксировано в договоре, который вы тоже могли сами подписать. В этом случае звонки будут законными.

Если вы уверены, что не давали согласия на рекламу, можно вести речь об ответственности для нарушителей.

Соблюдение закона о рекламе контролирует антимонопольная служба. Для этого ей нужно найти нарушителя, а вам — доказать, что факт рекламы был.

Кто говорит. Если вам звонит незнакомый человек, нужно узнать, кто он. Обычно спамеры произносят наименование компании в первые секунды звонка, когда внимание на разговоре еще не сосредоточено. Уточните, если плохо расслышали: «Повторите, пожалуйста, как называется компания, которую вы представляете?» Иногда жулики могут скрывать точное название и представляться просто как «брокерская компания». Вам нужно узнать точное наименование организации, не стесняйтесь переспросить.

Иногда звонит человек как физлицо и предлагает услуги от себя лично. В этом случае спросите его полное имя и откуда он узнал ваш номер. Но так как имя можно сказать любое, шансы привлечь к ответственности такого человека небольшие. Установите на телефон приложение для записи звонков — так вы будете уверены, что ничего не забудете. Кроме того, запись пригодится для подготовки жалобы на спамеров.

Как доказывать. Перед тем как заявлять о незаконной рекламе, запишите на диктофон телефонный разговор и получите у вашего оператора связи детализацию звонков. Это нужно, чтобы подтвердить факт звонка именно на ваш номер и наличие в нем рекламного сообщения. В этой записи нет нарушения, так как вы записываете свой же разговор. Это считается надлежащим доказательством.

Куда жаловаться. ФАС опубликовала порядок жалобы на незаконную рекламу. Следуйте этой инструкции, чтобы избавиться от навязчивых звонков и наказать нарушителей. Не спешите сразу писать жалобу. Это вы сделать всегда успеете. Возможно, все решит обращение к оператору связи или вам удастся узнать, что за компания заказала или распространяет рекламные сообщения.

Если ничего не помогло, напишите жалобу на сайте ФАС , в специальном поле прикрепите к ней детализацию звонков и запись телефонного разговора. Антимонопольная служба проверит ваши документы, а недостающие сведения запросит у оператора связи. Но сделать это ФАС сможет только с вашего согласия, так как все телефонные переговоры и любая информация о них охраняются законом. Чтобы рассмотрение дела прошло быстрее, добавьте в заявление согласие на раскрытие тайны связи. Текст можно взять с сайта антимонопольной службы.

ФАС проведет расследование и ответит на ваше обращение в течение 30 дней. Если незаконное распространение рекламы подтвердится, нарушителя оштрафуют.

Что с персональными данными

Любую относящуюся к вам информацию, например имя, номер телефона, адрес, можно собирать, использовать, хранить только с вашего разрешения. Обрабатывать эти сведения без согласия незаконно.

Но если вам звонят, это еще не значит, что нарушен закон о персональных данных. Как и с рекламными сообщениями, вы могли дать такое согласие во время оформления заказа, подписки на рассылку или регистрации на сайте или форуме.

Соблюдение закона о персональных данных контролирует Роскомнадзор. Отправить заявление о незаконной обработке персональных данных также можно на сайте Роскомнадзора. К нему тоже надо приложить детализацию звонков и запись разговора. Если выяснится, что нарушение все-таки было, за него могут оштрафовать.

До жалобы стоит обратиться в компанию, которая заказала звонки. Попросите исключить вас из базы и отзовите согласие на обработку персональных данных. Иногда этого вполне достаточно.

Есть ли смысл жаловаться

Есть смысл бороться за свои права и комфорт. Это можно делать разными способами. Иногда проще сменить телефон или заблокировать нежелательный номер. Кому-то хватает звонка рекламодателю или письма автору рассылки.

Но можно и написать жалобу — сейчас для этого даже не нужно никуда ходить. У каждого ведомства есть сайт и сервис для обращений.

Не думайте, что это бесполезно. В судебной практике есть пример, когда компанию оштрафовали за рекламу ее услуг по телефону на 100 тысяч рублей. Если вас действительно беспокоят звонки и вы не можете найти заказчика рекламы, действуйте. Это вполне может принести результат.

Как защитить себя от телефонного спама

Если вам надоели звонки и сообщения, но для жалоб нет времени и желания, установите приложение для блокировки рекламных номеров, например Who Calls. Оно не дает стопроцентной гарантии, но поможет уменьшить количество спама.

Еще есть приложение для борьбы со спамом от ФАС , но оно работает только для смс. Причем работает эффективно: на основании таких жалоб реально наказывают нарушителей.

Читайте, на что соглашаетесь, когда ставите галочки на сайтах и в анкетах. Берегите номер телефона как паспорт, не сообщайте его никому без необходимости.

Заведите отдельный номер для регистрации на сайтах, а личный можно доверить только надежным компаниям, например своему банку, любимому фитнес-клубу и интернет-магазину, в котором постоянно делаете покупки. Никто не застрахован от покупки телефонных баз, но чем меньше мест, где вы оставляете личный номер, тем безопаснее.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: