Закон о вывесках информационных табличках и указателях

Повесить вывеску

Итак, вы выбрали для компании прекрасное название, скоро открываетесь и хотите повесить вывеску на фасаде. Рассказываем, что нужно знать, чтобы вас заметили покупатели, а не ФАС.

Про режимные таблички

Начнем с того, что у любых, даже самых маленьких магазинчиков, есть вывески, потому что это нужно по закону «О защите прав потребителей». Речь идет не о большой вывеске с названием, а о так называемой режимной табличке с информацией, которую нужно донести до потребителя. Такая табличка-вывеска нужна обязательно независимо от того, ИП вы или юрлицо.

На ней закон требует указать:

  • название юрлица или ИП, которому принадлежит заведение (с информацией о регистрации и сведениями о вашем отделении налоговой),
  • адрес,
  • режим работы,
  • вид лицензируемой деятельности и номер лицензии и/или сведения об аккредитации, если есть.

Согласовывать режимные таблички не нужно, но нужно соблюсти требования местных властей, которые касаются их расположения и размера.

Заметная вывеска с названием на фасаде, как и режимная табличка, относится к информационным вывескам (их еще называют информационными конструкциями). Но если табличка отвечает за юридически значимую информацию, то такая вывеска больше нужна самому бизнесу, чтобы покупатель не прошел мимо.

Режимная табличка — небольшая информационная вывеска, где указаны сведения об организации и ее графике работы.

Заметная вывеска на фасаде здания с названием — тоже информационная вывеска. Например, салон «Пикассо», «Продукты 24 часа», «Курсы итальянского».

Еще есть рекламная конструкция — она может быть в виде наружной вывески, баннера, щита — которая привлекает внимание потребителей и продвигает заведение, его услуги и товары. На рекламную конструкцию распространяются требования федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ. О разнице между информационной конструкцией и рекламной будет ниже.

Про требования к виду вывесок

Итак, заметная информационная вывеска/конструкция с названием сигнализирует прохожему, что за вашей дверью находится бюро переводов или йога-студия. Если хотите ее повесить — первым делом узнайте, нужно ли согласовывать размещение с городскими властями и специальными комитетами, которые ответственны за архитектуру и внешний вид города (скажем, в Калининграде это отдел городской эстетики и рекламы администрации).

В Москве и Брянске согласовывать вывески нужно не во всех случаях, достаточно чтобы они соответствовали стандартам по их размещению (причем в Брянске — только на крупных улицах), а в Краснодаре и Владивостоке они подлежат обязательному согласованию на основе дизайн-проекта.

Требования к внешнему виду информационных конструкций в каждом регионе свои. В постановлении правительства Москвы 902-ПП говорится, что вывески могут состоять из информационного поля (текста) и декоративно-художественных элементов, что на внешних стенах зданий запрещено в числе прочего располагать буквы в вертикальном порядке, устанавливать вывески выше линии второго этажа, на архитектурных деталях (вроде колонн и лепнины) и частично перекрывать окна и двери.

Там же можно найти информацию о том, какого размера может быть вывеска на фасаде: это зависит в том числе от того, жилое здание или нет, сколько в нем этажей и от вида вывески. Например, для стандартных жилых и нежилых зданий вывеска над входом должна быть не больше полуметра в высоту, не больше 70% от длины фасада помещения, которое занимает компания, при этом не длиннее 15 м.

Еще там сказано, что в обязательно надо согласовывать вывески на торговых или развлекательных центрах, кинотеатрах театрах, цирках и автозаправочных станциях.

Отдельный разговор — исторические здания и культурные объекты и центр города. Тут почти наверняка потребуется согласование с органом, который занимается политикой в области культурного наследия в вашем регионе. Правила для размещения таких вывесок будут строже.

Еще вывески нужно регулярно чистить и вовремя чинить.

Найти документы для своего региона можно, загуглив что-то вроде «размещение информационных конструкций брянск закон».

Про рекламу и информацию

Помимо информационных конструкций (вывесок), есть конструкции рекламные. Если вывеска не информационная, а рекламная, ее нужно согласовывать (в столице — с Департаментом рекламы и СМИ города Москвы) и к ней предъявляют свои требования по закону «О рекламе». В Москве рекламные конструкции на стенах зданий (кроме медиафасадов) вообще не входят в перечень разрешенных.

Различие между информацией и рекламой заложено в названии — информационная вывеска нужна, чтобы сообщить покупателю о том, что тут находится такое-то заведение. Рекламная вывеска привлекает внимание и продвигает компанию, товары и услуги, например, рассказывая о преимуществах и скидках. Еще информационная вывеска должна находиться в непосредственной близости от заведения, а рекламные конструкции — это те же щиты и баннеры, которые мы видим по всему городу.

В свое время Федеральная антимонопольная служба написала подробное письмо с разбором примеров, что считать вывеской, а что — рекламой.

  • Конструкция в виде креста на аптеке — это не реклама, потому что просто ориентирует покупателя/пешехода.
  • Логотип, фирменное наименование, коммерческое обозначение (в том числе на иностранном языке) — не реклама, если все это зарегистрировано как товарный знак.
  • Фото овощей и мяса у входа в магазин или пейзажи Альп у турбюро — не реклама.
  • Меню на входе в ресторан (рекламой будут фото отдельных позиций со скидками и призывами зайти перекусить без полной информации о блюдах и напитках).
  • Вывески «Добро пожаловать», «Въезд 24 часа», «Счастливого пути» тоже не реклама.

А вот что сочтут незаконной рекламой, если вы разместите самовольно в виде вывесок:

  • Сведения о характеристиках товаров и услуг. Например, «Телефоны с памятью 64 ГБ» или «Кофе за 50 рублей».
  • Акции и скидки: «Распродажа», «Скидки 50% на весь ассортимент», «Два по цене одного».
  • Лозунги и слоганы: «Не тормози», «Работает дольше», «Вот что я люблю» и подобные.
  • Другую информацию, необязательную к размещению, например «Узнайте, как купить квартиру за 30 минут», «Молочные продукты без добавок», «Любые виды обследований».
Читайте также:
Закон о заграничном паспорте гражданина РФ

Помимо содержания, важно, где вы размещаете вывеску. В том же письме ФАС говорится, что если организация занимает все здание и установит вывеску на крыше, то это будет информационная конструкция, а если она занимает часть здания, но привлекает внимание вывеской на весь фасад — это рекламная конструкция.

Возможно, ваша незаконная вывеска-реклама «Новый телефон взамен старого» или «Только сегодня успейте купить наши булки!» и провисит долгое время, особенно, если на нее никто не пожалуется, но случиться может всякое, и тогда с вами как с нарушителем будет разбираться суд.

Важно, что речь идет о рекламных конструкциях, а не рекламе вообще, то есть стендах, щитах и прочих форматах, для размещения которых требуется крепление и про которые говорится в 19-й статье закона о рекламе — «О наружной рекламе и рекламных конструкциях». Поэтому вы безо всяких согласований можете разместить рекламу у себя в витрине или окне, важно соблюсти нормы закона о рекламе (не обещать невозможное и не писать, что ваш товар «самый лучший»), если в вашем регионе закон не регулирует это дополнительно.

Закон о вывесках информационных табличках и указателях

от 25 декабря 2013 года N 902-ПП

О размещении информационных конструкций в городе Москве

(с изменениями на 18 мая 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В целях упорядочения размещения информационных конструкций в городе Москве Правительство Москвы

1.1. Правила размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве (приложение 1).

1.2. Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы “Согласование дизайн-проекта размещения вывески” (приложение 2).

2. Установить, что:

2.1. Вывески, указанные в пункте 3.5 приложения 1 к настоящему постановлению, подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными Правилами размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве (далее – Правила размещения информационных конструкций), в следующие сроки (за исключением случаев, указанных в пунктах 2.2 и 2.4 настоящего постановления):

2.1.1. В срок до 1 мая 2014 года – вывески, размещенные на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, расположенных на территории города Москвы в пределах внешних границ Садового кольца.

2.1.2. В срок до 1 января 2015 года – вывески, размещенные на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, расположенных на территории города Москвы в пределах внешних границ Третьего транспортного кольца.

2.1.3. В срок до 1 июля 2017 года – вывески, размещенные на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, расположенных на иной территории города Москвы.

2.1.4. В срок до 1 января 2016 года – ценовые табло (стелы) автозаправочных станций.

2.2. В срок не позднее 10 дней со дня вступления в силу настоящего постановления Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы утверждает Программу разработки в 2014 году Архитектурно-художественных концепций внешнего облика улиц, магистралей и территорий города Москвы (далее Архитектурно-художественные концепции), на которых вывески, указанные в пункте 3.5 приложения 1 к настоящему постановлению, размещаются в соответствии с требованиями данных Архитектурно-художественных концепций.

В срок до 1 октября 2016 года Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы утверждает Программу разработки в 2016 году Архитектурно-художественных концепций в отношении улиц, магистралей и территорий города Москвы, расположенных за пределами внешних границ Третьего транспортного кольца, на которые Архитектурно-художественные концепции ранее не разрабатывались, на которых вывески, указанные в пункте 3.5 приложения 1 к настоящему постановлению, размещаются в соответствии с требованиями данных Архитектурно-художественных концепций.

Программа разработки Архитектурно-художественных концепций включает перечень улиц, магистралей и территорий города Москвы, на которые разрабатываются указанные концепции, а также сроки их разработки и утверждения.

Вывески, размещенные на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений улиц, магистралей и территорий города Москвы, в отношении которых утверждены Архитектурно-художественные концепции, подлежат приведению в соответствие с требованиями соответствующих Архитектурно-художественных концепций в течение месяца со дня их утверждения.

Вывески, указанные в пункте 3.5 приложения 1 к настоящему постановлению, размещенные на торговых, развлекательных центрах, кинотеатрах, театрах, цирках, а также на автозаправочных станциях, расположенных на улицах, магистралях и территориях города Москвы, в отношении которых утверждены Архитектурно-художественные концепции, указанные в абзацах первом и втором настоящего пункта, подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными Правилами размещения информационных конструкций, в срок до 1 июля 2017 года.

2.3. В случае неприведения вывесок в соответствие с требованиями Правил размещения информационных конструкций или Архитектурно-художественных концепций в сроки, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего постановления, Объединение административно-технических инспекций города Москвы выявляет такие вывески и выдает Департаменту средств массовой информации и рекламы города Москвы предписания об их демонтаже. Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы осуществляет принудительный демонтаж вывесок на основании указанных предписаний.

2.4. До 1 июля 2016 года не подлежат демонтажу:

2.4.1. Вывески, размещенные на день вступления в силу настоящего постановления в рамках реализации пилотного проекта по организации размещения информационных конструкций в городе Москве в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 12 декабря 2012 года N 714-ПП “О проведении пилотного проекта по организации размещения информационных конструкций в городе Москве”.

2.4.2. Вывески, размещенные на основании разрешений на установку информационных конструкций или разрешений на установку объектов наружной рекламы и информации, выданных в установленном порядке Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы, Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы до дня вступления в силу настоящего постановления в 2010-2013 годах и содержащих информацию о сроке действия указанных разрешений.

Читайте также:
215 закон о строительстве

Вывески, указанные в абзаце первом настоящего пункта, размещенные на основании разрешений на установку информационных конструкций или разрешений на установку объектов наружной рекламы и информации, срок действия которых заканчивается до 1 июля 2016 года, подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными Правилами размещения информационных конструкций, в течение месяца со дня истечения срока действия указанных разрешений.

Вывески, указанные в абзаце первом настоящего пункта, размещенные на основании разрешений на установку информационных конструкций или разрешений на установку объектов наружной рекламы и информации, которые не содержат информацию о сроке их действия (бессрочные разрешения), подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными Правилами размещения информационных конструкций, в сроки, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего постановления.

2.4.3. Вывески, размещенные на сооружениях, размещенных на основании разрешений на установку информационных конструкций или разрешений на установку объектов наружной рекламы и информации, выданных в установленном порядке Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы, Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы до дня вступления в силу настоящего постановления в 2010-2013 годах, в границах земельного участка, на котором располагаются здания, строения, сооружения, являющиеся местом фактического нахождения, осуществления деятельности организации, индивидуального предпринимателя, сведения о которых содержатся в данных вывесках.

2.5. Документы, поданные до дня вступления в силу настоящего постановления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы в целях получения разрешений на установку информационных конструкций в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2006 года N 908-ПП “О порядке установки и эксплуатации информационных конструкций в городе Москве и городской конкурсной комиссии по проведению открытых конкурсов (аукционов) на установку и эксплуатацию рекламных конструкций”, со дня вступления в силу настоящего постановления не подлежат дальнейшему рассмотрению и возвращаются заявителю.

2.6. Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы обеспечивает разработку Архитектурно-художественных концепций и мониторинг градостроительной ситуации с целью актуализации Архитектурно-художественных концепций.

2.7. Разработку Архитектурно-художественных концепций осуществляет Государственное унитарное предприятие города Москвы “Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры”.

2.8. Архитектурно-художественные концепции, разработанные и утвержденные в рамках реализации пилотного проекта по организации размещения информационных конструкций в городе Москве, проведенного в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 12 декабря 2012 года N 714-ПП “О проведении пилотного проекта по организации размещения информационных конструкций в городе Москве”, признаются действующими и подлежат применению в части, не противоречащей Правилам размещения информационных конструкций.

Архитектурно-художественные концепции, разработанные и утвержденные в рамках реализации постановления Правительства Москвы от 12 декабря 2012 года N 714-ПП “О проведении пилотного проекта по организации размещения информационных конструкций в городе Москве”, подлежат актуализации после 1 июля 2016 года с учетом положений Правил размещения информационных конструкций.

Размещение витринных конструкций на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, расположенных на улицах, магистралях и территориях города Москвы, в отношении которых разработаны и утверждены Архитектурно-художественные концепции в рамках реализации постановления Правительства Москвы от 12 декабря 2012 года N 714-ПП “О проведении пилотного проекта по организации размещения информационных конструкций в городе Москве”, осуществляется в соответствии с Правилами размещения информационных конструкций.

2.9. Вывески, размещаемые со дня вступления в силу настоящего постановления, в том числе в соответствии с Архитектурно-художественными концепциями, указанными в пункте 2.8 настоящего постановления, должны соответствовать требованиям Правил размещения информационных конструкций.

Вывески, не соответствующие требованиям Правил размещения информационных конструкций, подлежат демонтажу в установленном порядке.

2.10. Подлежат демонтажу в установленном порядке следующие вывески, не соответствующие требованиям Правил размещения информационных конструкций (за исключением вывесок, указанных в пункте 2.4 настоящего постановления):

2.10.1. Вывески, размещенные на крышах зданий, строений, сооружений.

2.10.2. Вывески, в конструкции которых используется баннерная ткань (за исключением афиш, а также использования баннерной ткани в качестве лицевой поверхности световых коробов в случае размещения вывесок на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений (кроме многоквартирных домов)).

2.10.3. Вывески, размещенные в виде отдельно стоящих сборно-разборных (складных) конструкций – штендеров, надувных, объемных и других подобных конструкций.

2.10.4. Вывески, размещенные на фасадах многоквартирных домов выше линии второго этажа (линии перекрытий между первым и вторым этажами).

2.10.5. Вывески, являющиеся настенными конструкциями с общей длиной, включая элементы крепления, подложку, более 15 метров и (или) площадью конструкции более 10 кв.м (включительно) – для вывесок, расположенных на фасадах многоквартирных домов (за исключением вывесок, указанных в абзаце первом пункта 2.2 настоящего постановления).

2.10.6. Вывески, в конструкции которых используются мигающие (мерцающие) элементы.

2.10.8. Вывески – витринные конструкции, размещенные в виде электронных носителей – экранов (телевизоров) на всю высоту и (или) длину остекления витрины.

В целях настоящего постановления под витринами понимается пространство, сформированное архитектурным проектом здания, ограниченное с внешней стороны остеклением и используемое исключительно для экспозиции товаров и услуг.

2.10.9. Вывески, размещенные с помощью проекторов, демонстрации постеров на динамических системах смены изображений (роллерные системы, системы поворотных панелей – призматроны и иные системы) или с помощью изображения, демонстрируемого на электронных носителях (экранах (телевизорах), бегущей строке и иных носителях) (за исключением вывесок, размещенных в витрине с использованием электронного носителя – экрана (телевизора), табло обмена валют с технологией смены изображения с помощью электронных носителей, а также электронных носителей, размещаемых на ценовых табло АЗС).

Читайте также:
Является ли свекровь близким родственником по закону

2.10.10. Вывески, выявленные Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы.

2.10.11. Вывески, размещенные на ограждающих конструкциях (заборах, шлагбаумах, ограждениях, перилах и иных конструкциях) (за исключением случая, предусмотренного пунктом 27 Правил размещения информационных конструкций), защитных конструкциях (рольставнях, решетках и иных конструкциях).

2.10.12. Декоративные пленки, покрывающие внешние поверхности остекления витрин, дверей (за исключением размещения непосредственно на поверхности остекления, вывесок, указанных в пункте 3.5.1 Правил размещения информационных конструкций, в виде отдельных букв и декоративных элементов, в том числе методом нанесения трафаретной печати или иными аналогичными методами).

3. Внести изменения в правовые акты города Москвы согласно приложению 3 к настоящему постановлению.

4. Признать утратившими силу правовые акты (отдельные положения правовых актов) города Москвы согласно приложению 4 к настоящему постановлению.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П., заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Бочкарева А.Ю. и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики Горбенко А.Н.

Согласование рекламных вывесок на фасаде здания

Владельцы бизнеса готовы пойти на многое, чтобы привлечь потенциальных клиентов, а для этого офис или магазин должен быть узнаваемым. Поэтому обязательным атрибутом любой организации или коммерческого предприятия является вывеска. Благодаря ее наличию прохожие узнают, какое именно заведение находится в данном здании, при этом в некоторых случаях требуется согласование вывесок на фасад. Юристы расскажут о том, в каких случаях такое согласование необходимо, а когда без разрешения госорганов можно обойтись.

  1. Информационная вывеска или рекламный стенд
  2. Что говорит закон
  3. Какие вывески требуют согласования
  4. Порядок прохождения согласования вывески на фасаде здания
  5. Консультация юристов по размещению вывесок на фасаде здания

Информационная вывеска или рекламный стенд

Предприниматели и руководители организации, размещая на фасаде здания вывеску, задаются вопросом: а все ли подобные конструкции должны проходить через процедуру согласования. На самом деле, в большом количестве случаев нет необходимости переживать, но для этого надо знать об одной существенной разнице между информационной вывеской и рекламной конструкцией.

В первом случае указываются только координаты предприятия/организации и часы работы, а такие конструкции согласовывать в большинстве случаев не нужно. Это касается, в частности, небольших выносных щитов или табличек.

На рекламной вывеске размещается информация об акциях и распродажах, а это означает, что предстоит обязательная процедура согласования.

Что говорит закон

Несмотря на то, что согласование большинства информационных табличек не требуется, предприниматели и руководители организаций должны понимать, что для размещения на фасаде вывеска должна не только нести необходимую информацию, но и иметь достойный внешний вид. Непривлекательная вывеска, размещенная на фасаде здания, может навредить его внешнему виду, поэтому согласование таких конструкций необходимо. В каждом городе существуют свои правила размещения рекламных и информационных вывесок. В Москве, к примеру, приходится руководствоваться следующими законодательными актами:

  • Постановление мосправительства ПП-№902
  • ФЗ-№38 «О рекламе»
  • ФЗ-№2300-1 «О защите прав потребителя»
  • Положениями Кодекса об админправонарушениях РФ (ст. №14.37)

Основные требования к размещению вывесок, не несущих информации рекламного характера, рассмотрены в 902-м постановлении.

Если конструкция соответствует указанным характеристикам и не портит архитектуру города, то получать разрешение на ее размещение не требуется, в противном случае нарушителю грозит штраф и демонтаж конструкции. Также стоит учитывать тот факт, что в Комитете по архитектуре и градостроительству столицы (Москомархитектура) разработан целый проект проектной документации, в которой указаны правила размещения вывесок на фасаде зданий. Поэтому перед ее размещением лучше проконсультироваться со специалистами организации или профессиональными юристами.

Какие вывески требуют согласования

Как уже было сказано, во многих случаях нет необходимости согласовывать вывеску, несущую исключительно полезную для клиентов информацию. При этом существует множество вариантов размещения, требующих согласования. Пройти через эту непростую процедуру владельцам бизнеса и руководителям организаций придется в следующих случаях:

  • если предприятие/организация размещаются в многоэтажном жилом доме.
  • вывеску планируется расположить на здании, имеющем архитектурные и художественные элементы.
  • в случае, если вывеска будет размещаться на фасаде торгово-развлекательного центра и других общественных зданиях, как-то кинотеатр, цирк и других.
  • при размещении на фасадах автозаправочных станций.
  • если речь идет о вывеске, которая будет располагаться в глубоких дверных проемах.
  • когда планируется размещение подвесной вывески в арке дома.
  • в случае монтажа отдельно стоящей капитальной конструкции.

Если вы планируете разместить вывеску в таких местах самостоятельно, не получив соответствующего разрешения, будьте готовы отвечать по статье 14.37 КоАП РФ, но лучше не рисковать. Несмотря на то, что согласование – процесс сложный, сделать это необходимо, чтобы избежать серьезных неприятностей и финансовых потерь. Далее мы расскажем, как это сделать правильно.

Порядок прохождения согласования вывески на фасаде здания

Довольно часто коммерческие предприятия располагаются во многоэтажных зданиях, а в современных комплексах размещение «коммерции» предусмотрено уже в проекте. Чтобы разместить на «многоэтажке» любую вывеску понадобится, в первую очередь, провести соответствующий опрос среди жильцов.

По закону, такая конструкция может быть размещена без проблем, если с этим согласно две трети жильцов.

В противном случае вывеска будет считаться незаконной. Если разрешение жильцов получено, можно приступать к следующему этапу – составлению дизайн-проекта конструкции. Она должна соответствовать следующим требованиям:

  • не нарушать внешний облик здания и не портить архитектуру города, соответственно.
  • не доставлять неудобства жильцам дома, на котором планируется размещение вывески.
  • не представлять опасности жизни и здоровья людей, поэтому ее конструкция должна быть хорошо закреплена.
Читайте также:
Закон в котором дается определение предпринимательской деятельности

Помимо дизайнерских «изысков» и безопасности не стоит также забывать о том, что перед прохождением согласования необходимо собрать пакет документов. Особого внимания в этом случае заслуживают документы, подтверждающие право собственности, также придется предоставить разрешение жильцов и законное отношение к товарному знаку, если он используется. Процесс согласования и одобрения запроса на разрешение установки вывески может затянуться, при этом бизнес должен развиваться. Чтобы избежать бюрократических проволочек и сделать все по закону крайне желательно воспользоваться помощью юристов.

Консультация юристов по размещению вывесок на фасаде здания

Все, что нужно знать о согласовании вывески на фасаде дома, можно узнать у нашего юриста. Задайте интересующие Вас вопросы в форме ниже! Первая консультация бесплатно!

Информационные вывески размещаются на фасаде дома с разрешения ОСС

Мы уже писали о судебной практике , согласно которой размещённые на фасадах МКД информационные вывески и таблички не требуют согласования с собственниками помещений в доме. Рассказываем о противоположном решении Верховного суда РФ по подобному делу.

Собственники не могут препятствовать исполнению закона № 2300-I

Организации обязаны указывать своё название, адрес и режим работы, сведения о лицензии на вывесках и табличках согласно ст. ст. 9, 10 закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей».

О том, что размещение обязательной информации на фасаде многоквартирных домов проводится без согласования с общим собранием собственников помещений, высказывались:

1. Федеральная антимонопольная служба РФ.

В письме от 15.03.2010 № АК/6745 ведомство отметило, что размещение в месте нахождения организации её наименования нужно для идентификации компании и не требует дополнительного согласования с собственниками помещений в МКД.

2. Арбитражный суд Северо-Западного округа.

В постановлении от 22.12.2014 по делу № А56-77154/2013 суд отметил, что исполнение требований закона о доведении до потребителей определённых сведений не может зависеть от воли собственника. Если собственники не согласуют размещение инфовывески организации на общем имуществе, то будут нарушены права клиентов этой организации.

3. Арбитражный суд Поволжского округа.

В постановлении от 10.08.2016 по делу № А57-28227/2015 суд вынес решение о том, что бегущая строка с информацией, расположенная в месте нахождения магазина, не требует согласования её размещения с жильцами жилого дома.

4. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, на общем собрании собственников решается вопрос о размещении на общем имуществе МКД рекламных конструкций. В п. 18 письма от 25.12.1998 № 37 Президиум ВАС РФ разъяснил, что сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона, не относятся к рекламной информации. Подобная позиция высказана в п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58.

5. Верховный Суд РФ.

В определении от 18.11.2014 по делу № А73-9636/2012 суд указал, что вывески с информацией в соответствии с требованиями № 2300-I не требуют не только согласования с ОСС, но и платы за пользование общим имуществом МКД.

Однако в июне 2018 года Верховный Суд РФ, рассматривая спор по делу № 41-КГ18-13, вынес другое решение. Рассмотрим его подробно.

Собственники через суд требовали демонтажа несогласованной вывески

В городской суд обратились собственники помещений в многоквартирном доме. Они требовали, чтобы организация, разместившая на фасаде дома вывеску, демонтировала её, восстановила фасад и балкон одного из истцов.

Они ссылались на то, что вывеска не была согласована с общим собранием собственников, а также нарушает их права и интересы: закрывает часть обзора из окна, разрушает балкон, препятствует отведению осадков, на ней скапливаются грязь и мусор. Также она способствует свободному доступу в квартиры собственников.

Суд первой инстанции привлёк к спору эксперта. Он отметил, что вывеска не влияет на кладку несущей стены дома, находится в исправном техническом состоянии, не создаёт прямого пути доступа для посторонних в квартиры, но её можно использовать для проникновения в дом.

Суд пришёл к заключению, что спорная вывеска не угрожает жизни и здоровью граждан и является информационной, размещённой в соответствии с требованиями № 2300-I. Согласие на её размещение от собственников не требуется.

Поэтому суд отказал истцам в удовлетворении иска. Апелляционный суд, куда обратились собственники квартир, также встал на сторону владельца вывески и оставил решение первой инстанции в силе.

Для размещения любых вывесок необходимо получать согласие ОСС

Истцы подали кассационную жалобу в Верховный Суд РФ, где её рассмотрела судебная коллегия по гражданским делам. ВС РФ не согласился с выводами суда апелляционной инстанции, посчитав, что судья не сделал проверку фактических обстоятельств дела и не дал им оценку.

Судебная коллегия ВС РФ основывала своё решение на следующих тезисах:

  • Объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам по решению ОСС в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (п. 4 ст. 36 ЖК РФ).
  • Ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного дома входят в состав общего имущества такого дома (п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).
  • К компетенции ОСС отнесено принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в МКД иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации используется общее имущество дома (п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).
Читайте также:
Когда перечисляют отпускные по закону

Судебная коллегия ВС РФ пришла к выводу, что передача в пользование третьим лицам общего имущества МКД допускается только по решению общего собрания собственников помещений такого дома независимо от того, передаётся общее имущество для установки рекламных конструкций или для других целей.

Также ВС РФ обратил внимание на заключение экспертизы, которая проводилась при первом судебном разбирательстве. Эксперт отметил, что вывеска способствует доступу посторонних лиц в квартиры и создаёт угрозу скопления осадков и мусора. Суды не дали оценки данным выводам, нарушив ст. 196 ГПК РФ.

ВС РФ направил дело на повторное рассмотрение в апелляционный суд с указанием учесть сделанные замечания и принять постановление в соответствии с требованиями закона.

УО следует предоставлять в пользование общее имущество только с согласия ОСС

Новые выводы Верховного Суда РФ могут внести корректировки в решение судебных дел об информационных вывесках, размещаемых на фасадах многоквартирных домов. Если ранее суды в подобных спорах вставали на сторону владельца вывески, если он мог доказать отсутствие на ней признаков рекламы, то ВС РФ однозначно решил этот вопрос:

  1. Использование общего имущества в любой ситуации должно быть одобрено на общем собрании собственников помещений в МКД.
  2. Вывески и таблички с информацией согласно требованиям № 2300-I размещаются на общем имуществе МКД в том же порядке, что и рекламные объекты.

Поэтому управляющим организациям и ТСЖ следует следить за тем, чтобы размещаемые на фасадах МКД объекты всегда согласовывались на общих собраниях собственников независимо от их содержания.

В ином случае при проверке органом ГЖН УО может получить предписание о демонтаже вывески, а суд встанет на сторону собственников. Это повлечёт финансовые затраты управляющей организации на госпошлины, демонтаж вывески и приведение фасада в прежнее состояние.

Чтобы в будущем не возникло проблем, получите согласие собственников помещений в МКД на размещение вывесок на фасаде дома. Такое собрание удобно и быстро вы сможете организовать и провести с помощью сервиса «ОСС на 100%». Узнайте, как он работает.

Изменения в законе о рекламе — 2022: запрет громких сообщений, маркировка

В 2022 году законодательство о рекламе в очередной раз дополнилось новыми ограничениями и нюансами: за громкую рекламу могут выписать штраф, для проверки больше не нужны заявления, а владельцев популярных сайтов стали регулировать жестче.

Рассказываем обо всех новшествах с пояснениями.

Что такое реклама и за что придется отвечать

Не каждое сообщение, которое предприниматель пытается донести до потребителя, считать рекламой. В ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ дается такое определение:

Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

То есть рекламой считаются сообщения, которыми бизнесмен мотивирует покупателей, в том числе потенциальных, к какому-то действию, или продвигает интерес к своему продукту или бренду.

Рекламой не считается:

  • Информация, которую бизнесмены должны раскрывать по закону. Например, сообщение о годовой выручке публичной организации не является рекламой, потому что она обязана раскрывать эти данные.
  • Справочно-информационные и аналитические материалы, у которых нет цели продвижения товаров.
  • Вывески и указатели, в которых нет сведений рекламного характера.
  • Информация о товаре, его изготовителе, другие элементы оформления без рекламной информации, которые размещены на упаковке товара.

Когда мы говорим о каких-то ограничениях в распространении рекламы, речь идет не обо всей информации, а только о той, которая попадает под формулировки из закона.

Проверка законности рекламы без заявлений

Контролем соблюдения законодательства о рекламе занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Она выявляет нарушения, проводит внеплановые выездные и документарные проверки, привлекает экспертов в спорных ситуациях.

До начала этого года ФАС, как и большинство контролирующих органов, имела право проводить проверки по заявлениям. Например, если кто-то из граждан жаловался на рекламный баннер, служба организовывала проверку и принимала решение.

С 1 января 2022 году ФАС получила право систематически проверять рекламу, размещенную юридическими лицами и предпринимателями. Жалобы или обращения для этого больше не нужны (Постановление Правительства РФ от 24.11.2022 № 1922).

Если ФАС обнаружит нарушение, то бизнес могут привлечь к административной ответственности, в частности, по ст. 14.3 КоАП РФ: для ИП размер штрафа составит от 4 000 до 20 000 руб., а для организаций – от 100 000 до 500 000 руб. Либо ФАС может вынести предостережение. Санкций можно избежать, если сразу исправить нарушение.

Отвечать за проблемы с рекламой будут не только подрядчики или заказчики — за нарушения штрафуют всех, кто участвовал в создании и размещении рекламы. Например, если бизнес заказал у рекламного агентства баннер, на котором разместили незаконную рекламу, могут оштрафовать и заказчика, и исполнителя. Поэтому не стоит полностью полагаться на контрагента. Заказывая рекламу, проверяйте ее самостоятельно или советуйтесь с экспертами.

Как понять, что за рекламу оштрафуют

Прежде чем распространять рекламу, убедитесь, что она не нарушает закон.

В ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ перечислены товары и услуги, которые точно нельзя рекламировать:

  • любые товары, которые нельзя продавать и производить в России;
  • наркотические средства и психотропные вещества, табачные изделия и вейпы;
  • взрывчатые вещества, за исключением пиротехнических изделий;
  • медицинские услуги по искусственному прерыванию беременности;
  • услуги по написанию рефератов и других научных работ.
Читайте также:
Закон о нераспространении персональных данных

Есть запреты, которые указаны в других законах – например, в Федеральном законе от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей».

Еще есть четкие критерии, по которым ФАС выписывает штрафы. Например, нельзя использовать иностранные слова без перевода, не указывать точную информацию о правилах и сроках проведения акции.

Проблемы обычно возникают в ситуациях, когда нет четкой терминологии. Например, в ст. 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ указано, что нельзя распространять неэтичную рекламу, то есть рекламу, которая порочит физическое или юридическое лицо, объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние, или содержит информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали. Является ли конкретный случай нарушением таких норм, будет решать экспертная комиссия ФАС.

Перед размещением рекламы изучите весь профильный закон, потому что различные запреты и нюансы содержатся в разных статьях. Еще можно прочесть комментарии ФАС к закону.

Запрет громкой рекламы

С 25 августа 2022 года действует Федеральный закон от 26.05.2022 N 150-ФЗ, ограничивающий такой формат продвижения, как звуковое оборудование на стенах и крышах зданий. Причем неважно, коммерческое это здание или жилое.

Также в законе указано, что под ограничение попадает распространение рекламы через оборудование, которое размещается на «иных конструктивных элементах зданий, строений и сооружений».

Общего запрета на звуковую рекламу в законодательстве нет. Например, за распространение сообщений через громкоговоритель в руках промоутера штрафовать не должны. Исключение, если будет нарушен какой-то другой закон, например, уровень шума будет превышать принятый в регионе санитарный максимум.

Точно штрафовать за нарушения будут распространителей рекламы, которые разместят оборудование и будут передавать через него сообщения. Претензии могут предъявить и бизнесу, который закажет распространение такой информации.

Маркировка рекламных сообщений

Федеральный закон от 02.07.2022 № 347-ФЗ внес изменения в правила размещения рекламы в интернете. Согласно ст. 16 Закона о рекламе, реклама, распространяемая в интернете, должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя и сайт с информацией о нем. Что конкретно должно быть указано о рекламодателе, не уточняется.

Прежде чем размещать сообщения в интернете, убедитесь, что Роскомнадзор не запретил распространять рекламу конкретному ресурсу. Штрафа за размещение быть не должно — законом устанавливается ответственность рекламораспространителя, а не рекламодателя. Но могут возникнуть финансовые проблемы: бизнес оплатит размещение, а сайт не сможет выполнить обязательства.

Крупные сайты обяжут размещать социальную рекламу

В апреле вступил в силу Федеральный закон от 30.04.2022 № 124-ФЗ об обязательной квоте в размере 5 % на размещение социальной рекламы в интернете. Пока он распространяется только на крупные сайты с ежедневной посещаемостью более 100 000 пользователей.

Правительство наделило функциями оператора социальной рекламы АНО «Институт развития интернета» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.07.2022 № 1907-р). Некоммерческая организация будет регулировать распространение соцрекламы, отбирать контент для размещения и взаимодействовать с интернет-площадками.

С 1 сентября 2022 года Роскомнадзор займется созданием и ведением единой системы учета интернет-рекламы. В нее войдет информация о рекламодателях и их сообщениях. Передавать данные будут рекламодатели, агентства или другие посредники.

Копирование и любая переработка материалов Контур.Журнала запрещены

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Закон о стимулирующих выплатах педагогическим работникам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 декабря 2017 года N ВП-1992/02

В соответствии с пунктом 2 поручения Правительства Российской Федерации от 25 августа 2016 г. N ДМ-П8-5082 Минобрнауки России направляет Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (далее – Методические рекомендации).

Методические рекомендации разработаны совместно с Общероссийским Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации с учетом предложений, направленных субъектами Российской Федерации, а также информационно-аналитических материалов и предложений, представленных Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации, прошли широкое обсуждение с заинтересованными общественными организациями.

Приложение

Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций

I. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (далее – Методические рекомендации) предусматривают основополагающие принципы, нормы и условия оплаты труда, регламентируемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, непосредственно связанные с исчислением заработной платы работников общеобразовательных организаций, замещающих должности, включенные в профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 216н “Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования” (далее – приказ Минздравсоцразвития России N 216н).

1.2. Настоящие Методические рекомендации направлены на упорядочение систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы, предусмотренные пунктом 2 части 2 и пунктом 2 части 4 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – организации), и разработаны в соответствии с положениями:

Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год и последующий период, утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22 декабря 2017 г. протокол N 11 (далее – Единые рекомендации);

1.3. Система оплаты труда работников организаций (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера (в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных), доплат и надбавок стимулирующего характера, систему премирования) устанавливается коллективным договором, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Читайте также:
Какие дни считаются рабочими по закону

Локальные нормативные акты, устанавливающие систему оплаты труда работников организации, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

1.4. Заработная плата работников организации (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при изменении (совершенствовании) условий оплаты труда в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на момент ее изменения, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

О предстоящих изменениях условий трудового договора, связанных с изменением системы оплаты труда в организации, работники должны быть уведомлены в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения в порядке, установленном статьей 74 Трудового Кодекса.

1.5. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда”.

1.6. Обязательства организации по оплате труда работников (размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера) обеспечиваются как бюджетными ассигнованиями, так и поступлениями от приносящей доход деятельности, безвозмездными поступлениями (если назначение таких поступлений позволяет их использование на эти цели).

Организации – казенные учреждения формируют фонд оплаты труда в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в рамках бюджетной сметы по соответствующей статье.

Организации – бюджетные и автономные учреждения формируют фонд оплаты труда в пределах имеющихся средств, в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.

Средства, выделенные на оплату труда работников за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, должны быть направлены на оплату труда работников, обеспечивающих выполнение государственного (муниципального) задания. При определении доли средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, которая будет направлена в фонд оплаты труда, бюджетные и автономные учреждения не обязаны обеспечивать соответствие этой доли тому размеру расходов на оплату труда, который был заложен учредителем при расчете размера нормативных затрат по соответствующим методикам. При этом организациям рекомендуется долю фонда оплаты труда, направляемую на оплату труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала, в фонде оплаты труда учреждения определять в объеме не более 40 процентов.

II. Определение размеров должностных окладов и размеров ставок заработной платы

2.1. Совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников организаций осуществляется в целях:

обеспечения престижности и привлекательности педагогической профессии;

обеспечения равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера;

недопущения дискриминации – различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами и результатами труда работников, а также результатами деятельности организаций.

2.2. Одним из направлений достижения указанных целей при установлении системы оплаты труда является упорядочение структуры заработной платы работников организации, обеспечиваемое путем перераспределения средств, предназначенных на оплату труда (без учета районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) с тем, чтобы на установление размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации.

2.3. В целях обеспечения гарантий по оплате труда в структуре заработной платы работников организаций согласно разделу VIII Единых рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендуется:

– устанавливать минимальные размеры должностных окладов, минимальные размеры ставок заработной платы работников организаций по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (далее – ПКГ) должностей работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 216н;

– устанавливать минимальные размеры окладов, минимальные размеры должностных окладов по иным категориям работников организаций по соответствующим квалификационным уровням ПКГ, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

– устанавливать размеры окладов (должностных окладов) в зависимости от сложности труда – по профессиям рабочих или должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;

– не допускать установление по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень ПКГ, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням ПКГ либо по должностям работников с равной сложностью труда.

Кроме того, пунктом 33 Единых рекомендаций предусмотрено, что при разработке нормативных правовых актов по оплате труда работников учреждений органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе устанавливать по должностям работников, входящим в один и тот же квалификационный уровень ПКГ, различные размеры повышающих коэффициентов к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы, а также устанавливать понижающие коэффициенты по должностям служащих, сформированным в ПКГ должностей, занятие которых требует наличия высшего образования, в случае принятия на такую должность лица, у которого отсутствует высшее образование.

Читайте также:
412 закон о межевании с изменениями

2.4. Оплату труда педагогических работников, для которых пунктами 2.1, 2.2 приложения N 1 к приказу Минобрнауки России N 1601 установлена продолжительность рабочего времени, рекомендуется осуществлять на основе должностных окладов, размеры которых устанавливаются организацией не ниже минимальных размеров должностных окладов по квалификационным уровням ПКГ, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

2.5. Оплату труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3-2.8 приложения 1 к приказу Минобрнауки России N 1601 предусмотрены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год), рекомендуется осуществлять на основе ставок заработной платы, размеры которых устанавливаются организацией не ниже минимальных размеров ставок заработной платы по квалификационным уровням ПКГ, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Размеры ставок заработной платы наряду с нормами часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) являются расчетными величинами, принимаемыми для исчисления заработной платы педагогических работников за месяц с учетом установленного организацией объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).

2.6. Должностные оклады, ставки заработной платы педагогических работников, руководителей структурных подразделений и работников из числа учебно-вспомогательного персонала устанавливаются организациями по квалификационным уровням ПКГ должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития N 216н).

Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы являются фиксированными размерами оплаты труда работников организации за исполнение должностных обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами, должностными инструкциями, разработанными с учетом соответствующих квалификационных характеристик, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, а для педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы или учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы – без учета фактического объема педагогической работы и (или) учебной (преподавательской) работы.

2.7. При определении размеров должностных окладов, ставок заработной платы педагогических работников рекомендуется учитывать принятые образовательной организацией обязательства по повышению уровня заработной платы педагогических работников, показатели повышения эффективности и качества образования, этапы перехода к эффективному контракту, в части отношения среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций к среднемесячной заработной плате в субъекте Российской Федерации, в соответствии с Распоряжением Правительства N 722-р.

III. Особенности оплаты труда отдельных педагогических работников

3.1. В целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников, которым установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы*, исчисление размера оплаты за фактический объем учебной (преподавательской) или педагогической работы рекомендуется осуществлять исходя из конкретных размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню ПКГ без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) (далее – повышения) за квалификационные категории или по иным основаниям.

* Нормы часов за ставку заработной платы в неделю учебной (преподавательской) работы – 18 час., педагогической работы – 20, 24, 25, 30, 36 час. (пункты 2.3-2.8 приложения 1 к приказу Минобрнауки России N 1601).

При оплате труда указанных педагогических работников применение повышений за квалификационные категории, а также за работу в организациях, расположенных в сельской местности, за специфику работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением и по другим основаниям, рекомендуется осуществлять к размеру оплаты за фактический объем учебной (преподавательской) и (или) педагогической работы (см. примеры исчисления заработной платы по отдельным категориям педагогических работников).

При наличии у работников права на применение повышений по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию рекомендуется определять отдельно.

3.2. За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником организации с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, рекомендуется производить оплату из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему учебной нагрузки или педагогической работы.

Исключением являются случаи выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемые согласно пункту 2.2 приложения 2 к приказу Минобрнауки России N 1601 педагогическим работникам, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов, установленной за ставку заработной платы в неделю (примечание 4 приложения 1 к приказу Минобрнауки России N 1601).

3.3. Помимо оплаты труда за фактический объем учебной нагрузки, педагогическим работникам организации согласно пункту 2.3 приложения к приказу Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536 (зарегистрировано Минюстом России 1 июня 2016 г., регистрационный N 42388) могут устанавливаться размеры дополнительной оплаты за выполнение с их письменного согласия дополнительных видов работ (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и другие дополнительные видов работы, не входящих в должностные обязанности, но непосредственно связанных с образовательной деятельностью, с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты), которые устанавливаются организацией самостоятельно в процентах или коэффициентах и определяются из размера ставки заработной платы, предусмотренной по каждому квалификационному уровню ПКГ.

3.4. Для учета всех видов выплат, гарантируемых педагогическому работнику в месяц, рекомендуется применять унифицированную форму (Тарификационный список работников), предусмотренную приложением 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

Закон о стимулирующих выплатах педагогическим работникам: оценочный лист, условия получения

В 2008 году в системе образования произошли изменения, утвержденные Госдумой. Вопрос касается рекомендованных обновлений в сфере оплаты труда. Специальная комиссия рассмотрела порядок регулирования трудовых и социальных отношений. О том, как будет осуществляться реализация закона о стимулирующих выплатах педагогическим работникам, говорится в статье.

Читайте также:
Какие типы образовательных организаций установлены законом

Законодательное обоснование

Законодательное регулирование выплат педагогам

Зарплата учителей регулируется на уровне Трудового Кодекса РФ (ст. 129) и ФЗ № 583 2008 г. Оплата труда педагогов по Единой тарифной сетке (ЕТС), которой пользовались долгое время, оказалась неэффективной. Основным элементом тарифной сетки был показатель (разряд), определяющий сложность исполняемой работы и степень профессиональной подготовки (квалификация).

При такой системе отсутствует стимуляция на плодотворность и совершенствование качества работы. Назрела необходимость реформирования системы оплаты за работу педагогических кадров.

Правительство Российской Федерации издало постановление в 2016 году о подготовке нового регламента. В новом документе отмечена невозможность снижения зарплаты сотрудников дошкольных учреждений, школ и госуниверситетов. В 2018 г. по сравнению с уровнем оплаты труда педагогов в 2017 г. снижения не предусматривается.

При расчете оплаты труда работников педагогической сферы будет учитываться новый показатель. Доход учителей будет основываться на среднемесячном заработке наемных сотрудников частных компаний и индивидуальных предпринимателей.

Запланированные надбавки к заработку представляют собой выплаты, которые носят поощрительный, побуждающий характер, работодатель производит доплату самостоятельно, размер ее определяется исходя из фонда оплаты труда (ФОТ).

Стимулирование в форме доплат регулируется ТК РФ, Постановлением Правительства № 583, Приказом Министерством здравоохранения и социального развития № 818, Письмом Министерства образования и Приказом Министерства труда.

Размер суммы, меру оценки и баллы разрабатывают на местном уровне руководители учебных учреждений.

Какие выплаты запланированы

Новая система оплаты труда (НСОТ) для учреждений образования финансируется из бюджета. Бюджетное финансирование означает систему предоставления денежных средств образовательным учреждениям на проведение обучающих мероприятий, которые предусмотрены бюджетом. Деятельность строится на принципах:

  1. Фонд заработной платы (ФОТ) соотносится с количеством обслуживаемых учеников (финансирование планируется на каждого ученика).
  2. Учебное заведение самостоятельно формирует педагогический штат в соответствии с объемом выделенных денежных средств.
  3. Ресурс выплат заработка учителей состоит из базовой части (по тарифам и компенсациям) и стимулирующей (по успехам, результатам, условиям работы).

Действующий на территории РФ закон предусматривает поощрительные платежи на основе:

  • практической реализации школьных мероприятий или коллективных путешествий, экскурсий;
  • бдительного наблюдения за успеваемостью учеников;
  • итоговых проверочных работ, которые учащиеся пишут в конце четверти;
  • различных способов приобщения родителей учеников к организации, ведению мероприятий и активной школьной жизни;
  • привития интереса детей к учебным предметам через участие в олимпиадах;
  • повышение качества, модернизации учебных программ;
  • организации спортивных встреч;
  • дополнительных занятий с учениками из семей неблагополучного положения;
  • дополнительных образовательных действий с одаренными детьми;
  • осуществление интересных работ с целью повышения уровня успеваемости среди учащихся;
  • привлечение и обучение новых кадровых учителей;
  • постоянное самообразование, совершенствование квалификации.

Вышеозначенные критерии дают возможность педагогу рассчитывать на достойную поощрительную доплату.

Положение о стимулирующих выплатах

Положение о стимулировании утверждает директор школы

Основанием для материального стимулирования работников просвещения является законодательство о труде или коллективный договор с работодателем. Разработанное Положение об особых коэффициентах в целях стимулирования педагогов к повышению качества обучения представляет собой локальный нормативный документ школы, в котором изложены:

  • условия и порядок распределения доплат;
  • учет надбавок к зарплате с целью заинтересованности педагогов;
  • условия реализации первоочередных задач развития, модернизации образования в РФ.

Результаты педагогической работы оплачиваются из ФОТ, конкретнее, его стимулирующей части за индивидуальную результативную работу с учащимися, качество обучения по предметам, внеурочную деятельность, поощрение по итогам работы.

При выплатах в стимулирующую часть включаются обязанности учителя, ранее не регламентируемые (собеседование с родителями учащихся с документальным оформлением бесед, проверка работ учеников, руководство кабинетом и др.). Надбавки входят в зарплату в случаях, оговоренных в законодательстве, но не представляют базовую долю заработной платы школьных учителей.

Относительно размера оплаты руководителей учебного учреждения предусмотрен предел в размере, не превышающем среднюю сумму зарплаты сотрудников. В Положении отмечено, что каждому педагогическому работнику учебного учреждения дано право на получение доплат к окладу за профессиональную квалификацию, нововведения, инициативу.

Оценка трудовой деятельности педагогического коллектива согласно Положению производится экспертной группой в составе административного представителя, члена профессионального комитета и специалиста предметника (в составе может быть больше трех человек). Учителя подают на заседание Совета школы папку документов (портфолио) с результатами работы. На основании оценочной работы экспертной группы издается приказ директора школы.

Положение о стимулировании утверждает директор школы, документ согласовывается с управляющим органом, который осуществляет государственно-общественный характер руководства школой — советом школы и выборным профкомом.

Совет школы выполняет функции общественного контроля соблюдения порядка по установке, перечню и размерам стимулирующих надбавок. Педагог на протяжении учебного года ведет самоанализ своей практики сообразно тем критериям, которые утверждены в Положении. С помощью мониторинга результатов подтверждается качественная сторона педагогической деятельности.

Система поощрений побуждает к действию. Определить сумму мотивированной доплаты можно путем нахождения суммы баллов. Из СФОТ (стимулирующей части фонда) находится стоимость 1 балла, в итоге становится известна сумма поощрения, для каждого учителя она индивидуальна. Такие выплаты педагогу начисляются ежемесячно на протяжении всего года обучения.

Оценочный лист

Оценочный лист позволяет рассчитать зарплату учителя

Оценочный лист является документом, позволяющим рассчитать доплату учителю. Это самостоятельный анализ, самооценка педагогом своей работы. Для оценки рассматриваются различные показатели педагогического труда:

  • данные о переподготовке на курсах или заочном обучении и др.;
  • повышение квалификации в новом формате дистанционных КПК;
  • в какой мере используются Федеральные государственные образовательные стандарты;
  • участие в подготовке классов к тестированию ГИА, ЕГЭ;
  • оценка качества знаний учащихся по результатам всевозможных контрольных работ, мониторингов (учитывается успеваемость учеников и качество работы);
  • исследуются достижения в учебе с учетом участия каждого ученика по разным учебным предметам в районных и республиканских олимпиадах, научно-практических конференциях, исследовательских работах в школе и число победителей данных мероприятий;
  • анализируются результаты участия школьников в районных соревнованиях (количество призовых мест) и конкурсах (командная подготовка, персональная подготовка каждого участника);
  • рассматривается итог работы с каждым участником отдельно в игровых конкурсах для школьников 2–10 классов (условия, формат и результаты конкурса, статистические данные о тестировании, участие в интернет-проектах);
  • подготовка и участие в состязаниях (число победителей, призеров и дипломантов);
  • разбор и анализ каждого отдельного мероприятия, проведенного в рамках предметных внеклассных мероприятий;
  • оценивается качество работы по четвертным итогам успеваемости.
Читайте также:
Закон о выплате алиментов после 18 лет

Оценивается и творческая деятельность педагога, его участие в общешкольных творческих мероприятиях. Отмечаются выступления учителя на педагогических советах, методических объединениях, семинарах, расположение на сайте школы собственного опыта работы.

Указывается, как педагог участвовал в создании учебных пособий. В самоанализ входят действия претендента в сфере инновационных технологий, его влияние на создание социально значимых проектов.

Немаловажное значение имеет личное участие учителя в формировании благоприятного психологического климата в коллективе школьников, отсутствие жалоб на него и наличие поощрений со стороны административных органов (с приложением копий документов). В качестве обобщения указываются материалы, опубликованные в методической литературе, педагогических изданиях, презентации личного профессионального мастерства.

Важно! Благодаря заинтересованности педагогов в школьную программу внедряются новые методы донесения информации, восприятие ее учениками.

Работу с оценочным листом завершает экспертная комиссия. Подсчитывается общая сумма баллов. Указывается состав группы экспертов. Подписывается владельцем портфолио.

Условия получения надбавок

Принципы оценки достижений педагогов

В действующем ТК РФ и школьном уставе рассматривается вопрос о вознаграждении педагогов. В уставе прописываются все выплаты учителям. Чтобы установить стимулирующие надбавки за учебный период, разработаны оценочные критерии педагогической работы:

  • плата за рабочий стаж;
  • за профессионализм, уровень квалификации;
  • за успешность учебного дела;
  • надбавка за результативность, яркость деятельности;
  • премиальные доплаты и другие выплаты.

Надбавки доплачиваются к окладу. Средства из бюджета страны разделяются между педагогическим контингентом пропорционально деятельности и стажа. Это мера государственной поддержки приличного уровня зарплаты учителей, вознаграждение и стимулирование, мотивация активности, заинтересованности в активных обучающих действиях.

Но получение поощрительной доплаты следует за подтверждением педагогом своей профессиональной пригодности, выраженной в успеваемости учащихся, итогах работы за год. Принципиальный подход к оценке достижений претендентов на доплаты выражается:

  • в единстве подхода к методам оценивания;
  • подлинность данных, используемых при оценочных действиях;
  • строгое выдерживание нравственных норм, моральных принципов во время сбора информации и дальнейшего анализа.

Порядок начисления и выплаты стимулирующих надбавок

По школе издается приказ о создании комиссии, осуществляющей исследование, обсуждение поступивших материалов от учителей, итогов мониторинга профдеятельности специалистов и принятие решений о равноценности, целесообразности вознаграждения.

Каждый параметр соответствует определенному максимуму баллов. Комиссия по итогам рассмотрения документов оформляет оценочный лист, утверждает на заседании.

В случае несогласия претендента с оценкой комиссии он имеет право обжаловать оценочный документ. Поводом для пересмотра является нарушение методов мониторинга, повлекших необъективное заключение о качестве профессиональных действий.

Согласованный оценочный лист комиссия вносит в протокол о денежных доплатах, который подписывает председатель и члены рабочего совета. На основании удостоверенных документов издается приказ по учреждению за полугодие по персональным поощрениям, которые выплачиваются вместе с зарплатой ежемесячно.

Чтобы определить размер стимулирующих доплат персонально каждому учителю, расчет ведется следующим образом:

  • подсчитывается количество баллов каждого педагога за проработанный период, накопленных в ходе мониторинга;
  • находится общее число (сумма) очков всех претендентов;
  • определяется стоимость балла (в рублях) путем деления стимулирующей доли ФОТ на общее число очков;
  • размер поощрения находится умножением денежной стоимости на количество очков каждого преподавателя.

Порядок начисления стимулирующих выплат

Выплаты осуществляются в соответствии с внутренним распределением согласно уставу учебного заведения, где имеется информация о налоговых вычетах с зарплаты и премиальной части.

Относительно сельских школ существует такое же финансирование для поощрительных доплат педагогам. Фонд выделяется из бюджетной части сельского поселения.

При поступлении денежных средств непосредственно на баланс школы руководитель занимается распределением надбавки между педагогами. В случае обнаружения нерационального использования денег на поощрительные доплаты из бюджета района педколлектив может обращаться в Министерство образования с вопросом об урегулировании нарушения.

Целью социальных поощрений для педагогических кадров является активизация их, побуждение к повышению уровня знаний, интереса к учебе своих учеников. К тому же эта мера позволяет надеяться не на малый оклад, а на хорошую достойную зарплату.

Педагоги, работающие в детских садах или в младших классах и подготовительных группах, также могут получать дополнительные выплаты как вознаграждение. Право на получение денежных доплат предоставляется по итогам проводимых детских мероприятий, по количеству организованных кружков для детей, по занятости учителя на факультативах, в разработке программ обучения.

О законодательстве в области образования и науки смотрите это видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: