Закон о размещении рекламы на фасаде здания

Информационные вывески размещаются на фасаде дома с разрешения ОСС

Мы уже писали о судебной практике , согласно которой размещённые на фасадах МКД информационные вывески и таблички не требуют согласования с собственниками помещений в доме. Рассказываем о противоположном решении Верховного суда РФ по подобному делу.

Собственники не могут препятствовать исполнению закона № 2300-I

Организации обязаны указывать своё название, адрес и режим работы, сведения о лицензии на вывесках и табличках согласно ст. ст. 9, 10 закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей».

О том, что размещение обязательной информации на фасаде многоквартирных домов проводится без согласования с общим собранием собственников помещений, высказывались:

1. Федеральная антимонопольная служба РФ.

В письме от 15.03.2010 № АК/6745 ведомство отметило, что размещение в месте нахождения организации её наименования нужно для идентификации компании и не требует дополнительного согласования с собственниками помещений в МКД.

2. Арбитражный суд Северо-Западного округа.

В постановлении от 22.12.2014 по делу № А56-77154/2013 суд отметил, что исполнение требований закона о доведении до потребителей определённых сведений не может зависеть от воли собственника. Если собственники не согласуют размещение инфовывески организации на общем имуществе, то будут нарушены права клиентов этой организации.

3. Арбитражный суд Поволжского округа.

В постановлении от 10.08.2016 по делу № А57-28227/2015 суд вынес решение о том, что бегущая строка с информацией, расположенная в месте нахождения магазина, не требует согласования её размещения с жильцами жилого дома.

4. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, на общем собрании собственников решается вопрос о размещении на общем имуществе МКД рекламных конструкций. В п. 18 письма от 25.12.1998 № 37 Президиум ВАС РФ разъяснил, что сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона, не относятся к рекламной информации. Подобная позиция высказана в п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58.

5. Верховный Суд РФ.

В определении от 18.11.2014 по делу № А73-9636/2012 суд указал, что вывески с информацией в соответствии с требованиями № 2300-I не требуют не только согласования с ОСС, но и платы за пользование общим имуществом МКД.

Однако в июне 2018 года Верховный Суд РФ, рассматривая спор по делу № 41-КГ18-13, вынес другое решение. Рассмотрим его подробно.

Собственники через суд требовали демонтажа несогласованной вывески

В городской суд обратились собственники помещений в многоквартирном доме. Они требовали, чтобы организация, разместившая на фасаде дома вывеску, демонтировала её, восстановила фасад и балкон одного из истцов.

Они ссылались на то, что вывеска не была согласована с общим собранием собственников, а также нарушает их права и интересы: закрывает часть обзора из окна, разрушает балкон, препятствует отведению осадков, на ней скапливаются грязь и мусор. Также она способствует свободному доступу в квартиры собственников.

Суд первой инстанции привлёк к спору эксперта. Он отметил, что вывеска не влияет на кладку несущей стены дома, находится в исправном техническом состоянии, не создаёт прямого пути доступа для посторонних в квартиры, но её можно использовать для проникновения в дом.

Суд пришёл к заключению, что спорная вывеска не угрожает жизни и здоровью граждан и является информационной, размещённой в соответствии с требованиями № 2300-I. Согласие на её размещение от собственников не требуется.

Поэтому суд отказал истцам в удовлетворении иска. Апелляционный суд, куда обратились собственники квартир, также встал на сторону владельца вывески и оставил решение первой инстанции в силе.

Для размещения любых вывесок необходимо получать согласие ОСС

Истцы подали кассационную жалобу в Верховный Суд РФ, где её рассмотрела судебная коллегия по гражданским делам. ВС РФ не согласился с выводами суда апелляционной инстанции, посчитав, что судья не сделал проверку фактических обстоятельств дела и не дал им оценку.

Судебная коллегия ВС РФ основывала своё решение на следующих тезисах:

  • Объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам по решению ОСС в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (п. 4 ст. 36 ЖК РФ).
  • Ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного дома входят в состав общего имущества такого дома (п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).
  • К компетенции ОСС отнесено принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в МКД иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации используется общее имущество дома (п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Судебная коллегия ВС РФ пришла к выводу, что передача в пользование третьим лицам общего имущества МКД допускается только по решению общего собрания собственников помещений такого дома независимо от того, передаётся общее имущество для установки рекламных конструкций или для других целей.

Читайте также:
Наружная реклама: закон, правила размещения

Также ВС РФ обратил внимание на заключение экспертизы, которая проводилась при первом судебном разбирательстве. Эксперт отметил, что вывеска способствует доступу посторонних лиц в квартиры и создаёт угрозу скопления осадков и мусора. Суды не дали оценки данным выводам, нарушив ст. 196 ГПК РФ.

ВС РФ направил дело на повторное рассмотрение в апелляционный суд с указанием учесть сделанные замечания и принять постановление в соответствии с требованиями закона.

УО следует предоставлять в пользование общее имущество только с согласия ОСС

Новые выводы Верховного Суда РФ могут внести корректировки в решение судебных дел об информационных вывесках, размещаемых на фасадах многоквартирных домов. Если ранее суды в подобных спорах вставали на сторону владельца вывески, если он мог доказать отсутствие на ней признаков рекламы, то ВС РФ однозначно решил этот вопрос:

  1. Использование общего имущества в любой ситуации должно быть одобрено на общем собрании собственников помещений в МКД.
  2. Вывески и таблички с информацией согласно требованиям № 2300-I размещаются на общем имуществе МКД в том же порядке, что и рекламные объекты.

Поэтому управляющим организациям и ТСЖ следует следить за тем, чтобы размещаемые на фасадах МКД объекты всегда согласовывались на общих собраниях собственников независимо от их содержания.

В ином случае при проверке органом ГЖН УО может получить предписание о демонтаже вывески, а суд встанет на сторону собственников. Это повлечёт финансовые затраты управляющей организации на госпошлины, демонтаж вывески и приведение фасада в прежнее состояние.

Чтобы в будущем не возникло проблем, получите согласие собственников помещений в МКД на размещение вывесок на фасаде дома. Такое собрание удобно и быстро вы сможете организовать и провести с помощью сервиса «ОСС на 100%». Узнайте, как он работает.

Закон о размещении рекламы на фасаде здания

Проект N 497703-4

“О безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения”

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели Федерального закона

Настоящий Федеральный закон принимается в целях обеспечения защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества в сфере его применения.

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, проектировании, производстве, размещении, монтаже, наладке, эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте, модернизации, утилизации рекламных конструкций и оценке их соответствия требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, для целей настоящего Федерального закона.

2. Настоящий Федеральный закон распространяется на рекламные конструкции, размещаемые на территории Российской Федерации, вне зависимости от страны изготовления, расположенные на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений и сооружений, а также вне зданий, строений, сооружений.

3. Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к безопасности рекламных конструкций, указанных в части 2 настоящей статьи, в том числе:

1) требования механической безопасности;

2) требования безопасных для здоровья человека условий его нахождения, передвижений и деятельности вне зданий, строений и сооружений;

3) требования безопасного воздействия на окружающую среду в процессе утилизации рекламных конструкций.

4. Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, возникающие при размещении, монтаже, наладке рекламных конструкций, монтирируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий и сооружений, в части обеспечения требований безопасности указанных технологических процессов, не противоречащих функциональному назначению зданий и сооружений, и в связи с требованиями безопасности самих рекламных конструкций. Требования к безопасности зданий и сооружений и требования по учету возможных опасных воздействий указанных технологических процессов на конструкции и оборудование зданий и сооружений определяются техническими регламентами о безопасности зданий и сооружений.

5. Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к безопасности территориального размещения рекламных конструкций, указанных в части 2 настоящей статьи, лишь постольку, поскольку она связана с обеспечением безопасности самих рекламных конструкций и особенностями технологических процессов их размещения, монтажа, наладки, эксплуатации на определенной территории, а также на зданиях, строениях и сооружениях с учетом положений части 4 настоящей статьи.

6. Требования настоящего Федерального закона обязательны для физических и юридических лиц, являющихся производителями рекламных конструкций, владельцами рекламных конструкций, лицами, осуществляющими инженерные изыскания, проектирование, монтаж и эксплуатацию, демонтаж и утилизацию рекламных конструкций, а также для органов исполнительной власти и подведомственных им государственных учреждений, уполномоченных на осуществление контроля соблюдения требований настоящего Федерального закона, органов местного самоуправления.

7. Содержащиеся в настоящем Федеральном законе требования к рекламных конструкциям являются исчерпывающими, действуют на территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Читайте также:
Шумные соседи сверху: методы борьбы по закону

8. Требований настоящего Федерального закона не распространяются на рекламные конструкции, которые не являются средствами стабильного территориального размещения, то есть могут быть перемещены вручную силами одного человека, не обладающими особыми физическими данными, без разборки (частичной разборки) или без использования грузоподъемных машин, механизмов, автотранспорта.

Статья 4. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) рекламные конструкции – щитовые конструкции, стенды, тумбы, панели-кронштейны, настенные панно, транспарант-перетяжки, светодинамические, проекционные, лазерные и иные технические средства, конструкции, содержащие информацию о маршрутах движения к объектам рекламирования арки, порталы, рамы и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений и сооружений или вне их, функционально предназначенные исключительно для распространения рекламы, социальной рекламы. Рекламные конструкции не являются объектами капитального строительства;

2) рекламная поверхность – поверхность рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы или социальной рекламы;

3) электроустановка рекламной конструкции (электроустановка) – любое сочетание взаимосвязанного электрооборудования, непосредственно относящегося к рекламной конструкции;

4) ответственный за эксплуатацию – физическое или юридическое лицо, несущее ответственность за выполнение требований эксплуатационной документации, а также требований технической безопасности при эксплуатации рекламных конструкций;

5) проектная документация – графические и текстовые документы, которые в отдельности или в совокупности определяют состав и устройство рекламной конструкции и содержат необходимые данные для ее разработки или изготовления, контроля, приемки, эксплуатации и ремонта, включая необходимые чертежи и расчёты, позволяющие обеспечить безопасность рекламной конструкции в промежуток времени от изготовления рекламной констукции до ее утилизации;

6) восстановительный ремонт – ремонт, производимый в связи с потерей рекламной конструкцией в результате непредвиденных внешних воздействий прочностных характеристик, обеспечивающих ее безопасную эксплуатацию;

7) технический паспорт рекламной конструкции – документ, идентифицирующий рекламную конструкцию и содержащий необходимые сведения о ее технических характеристиках;

8) треугольник видимости “транспорт-транспорт” – территория в пределах границ прямоугольного равнобедренного треугольника на перекрестках и примыканиях дорог, на которой для обеспечения визуального контакта между участниками дорожного движения на расстоянии достаточном для принятия водителями мер для полной остановки транспортных средств запрещено размещать конструкции высотой более пятидесяти сантиметров. Катеты прямоугольного равнобедренного треугольника лежат на воображаемых центральных осевых линиях правых полос движения дорог пересекающихся на одном уровне. Размеры катетов треугольника определяются исходя из разрешенного скоростного режима согласно данным Приложения 1 к настоящему Федеральному закону.

9) треугольник видимости “пешеход-транспорт” – территория в пределах границ прямоугольного треугольника на пешеходных переходах, на которой для обеспечения визуального контакта между участниками дорожного движения на расстоянии достаточном для принятия водителями мер для полной остановки транспортных средств запрещено размещать конструкции высотой более пятидесяти сантиметров. Больший по величине катет прямоугольного треугольника лежит на воображаемой центральной осевой линии правой полосы движения дороги, меньший по величине катет расположен на воображаемой осевой пешеходного перехода. Размеры катетов треугольника определяются исходя из разрешенного скоростного режима согласно Приложению 1 к настоящему Федеральному закону.

10. Иные специальные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том же значении, в каком они используются в законодательстве Российской Федерации, регулирующем соответствующие отрасли.

Статья 5. Правила идентификации рекламных конструкций

1. В целях применения настоящего Федерального Закона идентификация рекламных конструкций, являющихся средствами стабильного территориального размещения, осуществляется исходя из их функционального назначения, соответствия их описания в проектной документации статье 2 настоящего Федерального закона.

2. Для целей определения безопасных условий территориального размещения рекламных конструкций такие конструкции дополнительно идентифицируются:

1) в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона в зависимости от места, на которое монтируются и располагаются рекламные конструкции;

2) в соответствии с требованиями части 12 статьи 13 настоящего Федерального закона в зависимости от площади рекламной поверхности одной стороны.

Статья 6. Законодательство Российской Федерации в области безопасности рекламных конструкций и их территориального размещений

Законодательство Российской Федерации в области безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения состоит из настоящего Федерального закона, Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона “О техническом регулировании”, Федерального закона “О рекламе” и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, относящихся к сфере применения настоящего Федерального закона.

Глава 2. Требования безопасности рекламных конструкций

Статья 7. Требования механической безопасности

1. Рекламная конструкция должна обладать такими свойствами, чтобы при ее эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей и их имуществу, а также окружающей среде в результате, в том числе разрушения полностью или частично, деформации, повреждения конструктивных элементов зданий, строений и сооружений, инженерного и иного оборудования.

Читайте также:
Сколько отпускных дней в году по закону

2. Рекламные конструкции должны обладать механической устойчивостью и прочностью в течение расчетного срока службы, определяемого в проекте рекламной конструкции.

Статья 8. Требования безопасного уровня воздействий рекламных конструкций на окружающую среду

Рекламная конструкция должна быть спроектирована так, чтобы при ее эксплуатации и утилизации не возникало недопустимой угрозы нанесения вреда факторам и элементам окружающей среды, подлежащим охране в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 3. Требования к проектированию и производству рекламных конструкций, определяющие их безопасность

Статья 9. Общие требования к проектной документации

1. Разработчик проекта рекламной конструкции при проектировании обязан:

1) учесть все факторы, влияющие на прочностные и другие характеристики разрабатываемого изделия;

2) разработать систему необходимых и достаточных мер, обеспечивающих безопасность процессов изготовления, транспортировки, монтажа, эксплуатации и утилизации проектируемого изделия;

3) предусматривать предупредительные меры для компенсации возможного отрицательного влияния рекламной конструкции на окружающую среду.

2. Владелец рекламной конструкции обязан обеспечить хранение и своевременное внесение изменений в проектную документацию, связанных с возможными доработками, на протяжении срока её эксплуатации.

Статья 10. Требования определяющие безопасность рекламных конструкций на этапе проектирования

1. Проект рекламной конструкции должен учитывать постоянные и временные нагрузки и воздействия, а также их сочетания в прочностных расчетах и расчетах устойчивости рекламных конструкций.

2. Учет постоянных и временных нагрузок и воздействий, а также их сочетаний в прочностных расчетах и расчетах устойчивости рекламных конструкций, может осуществляться с использованием национальных стандартов и (или) сводов правил, утвержденных и опубликованных в соответствии с требованиями, статьи 16 Федерального закона “О техническом регулировании”.

3. Расчетные схемы и исходные данные для расчета рекламной конструкции должны отражать действительные условия работы и взаимное влияние рекламной конструкции и взаимосвязанных с ней объектов. Возможные отклонения характеристик материалов и грунтов в неблагоприятную сторону учитывается коэффициентами надежности (безопасности) по материалу и грунту.

4.Основными параметрами механических свойств грунтов, определяющими несущую способность оснований и их деформации, являются прочностные и деформационные характеристики грунтов.

5. При проведении расчетов допускается применять параметры, характеризующие взаимодействие фундаментов с грунтом основания установленные опытным путем.

6. Реальные условия работы материалов, элементов и соединений рекламной конструкции, оснований, а также рекламной конструкции в целом, имеющие систематический характер, но не учитываемые непосредственно в расчете, учитываются коэффициентами условий работы. Этими коэффициентами учитывается влияние температуры, влажности и агрессивности среды, длительности воздействия, его многократной повторяемости, а так же приближенности расчетных схем.

7. Рекламная конструкция и ее основание должны быть рассчитаны на нагрузки и воздействия по методу предельных состояний. При проектировании рекламной конструкции расчет производится по первой группе предельных состояний, к которой относятся:

1) потеря устойчивости формы;

2) потеря устойчивости положения;

4) переход в изменяемую систему;

5) качественное изменение конфигурации;

6) резонансные колебания;

7) состояния, при которых возникает необходимость прекращения эксплуатации в результате текучести материала, сдвига в соединениях, ползучести или чрезмерного раскрытия трещин.

8. Расчет по первой группе предельных состояний осуществляется с целью не допустить наступление предельных состояний первой группы или перехода в состояние второй группы в течение срока эксплуатации.

9. К предельным состояниям второй группы относятся:

1) недопустимые деформации элементов рекламной конструкции в результате прогиба, поворота или осадок;

2) колебания элементов рекламной конструкции или изменение ее положения.

10. Расчет по второй группе предельных состояний на этапе проектирования производится по усмотрению проектировщика либо требованиям заказчика.

11. Результаты расчетов по несущей способности бетонных и железобетонных конструкций должны удовлетворять требованиям предельных состояний первой группы, а по пригодности к нормальной эксплуатации – требованиям предельных состояния второй группы.

12. Расчет по прочности железобетонных элементов производится для сечений, нормальных к их продольной оси, а также для наклонных к ней сечений наиболее опасного направления. Кроме того, следует производить расчет элементов на местное действие нагрузки (смятие, продавливание, отрыв).

13. Основания рекламных конструкций рассчитывают:

1) по первой группе предельных состояний (по несущей способности), когда на основание передаются значительные горизонтальные нагрузки – рекламная конструкция расположена на откосе или вблизи него;

2) по второй группе предельных состояний (по деформациям) во всех случаях.

14. Расчет оснований рекламных конструкций по несущей способности производят с учетом возможного сочетания нагрузок, при наличии особых нагрузок – на основное и особое сочетание, а по деформациям – на основное сочетание нагрузок.

15. При проектировании оснований фундаментов должна учитываться гидрологическая обстановка, глубина промерзания и свойства грунтов на месте установки рекламной конструкции.

Как получить разрешение на установку наружной рекламы в Подмосковье

В настоящее время тяжело представить себе эффективное продвижение товаров и услуг без рекламы. Очевидно, что ее размещение на подходящей площадке увеличивает узнаваемость бренда, повышает уровень продаж и привлекает новых клиентов. С каждым годом все больше рекламы размещается в интернете, однако наружная реклама по-прежнему пользуется большим спросом у рекламодателей. Разумеется, просто так разместить рекламную конструкцию на улице или многоквартирном доме нельзя. Сначала необходимо получить соответствующее разрешение. О том, какие документы потребуется собрать для получения разрешения на размещение рекламной конструкции и в каких случаях заявителю может быть отказано в его выдаче, читайте в материале портала mosreg.ru.

Кто может получить разрешение

Читайте также:
Закон о личных данных граждан РФ

Источник: РИАМО, Николай Корешков Получить разрешение на размещение рекламной конструкции могут как юридические, так и физические лица. Заявителями из числа юридических лиц могут быть организации или граждане, являющиеся:

  • собственниками земельных участков, зданий или другого недвижимого имущества, к которому присоединяются рекламные конструкции (также это могут быть лица, которым собственником передано право распоряжаться этими объектами, – в том числе арендаторы);
  • лица, уполномоченные общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, к которому присоединяется рекламная конструкция;
  • лица, обладающие правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или другими правами на недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция;
  • доверительными управляющими недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция;
  • владельцами рекламной конструкции.

Какие требуются документы

Источник: РИАМО, Анастасия Осипова Обязательные документы, которые требуется собрать заявителю для получения разрешения на установку рекламной конструкции, приведены в следующем перечне:

  • копия паспорта заявителя;
  • дизайн-проект рекламной конструкции и ее территориального размещения;
  • договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, который может быть заключен между:
  1. владельцем рекламной конструкции и доверительным управляющим. Этот документ необходим, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, передано собственником в доверительное управление. При этом должно соблюдаться условие, согласно которому договор доверительного управления не ограничивает данные действия доверительного управляющего;
  2. владельцем рекламной конструкции и лицом, обладающим правом хозяйственного ведения или правом оперативного управления недвижимым имуществом. При этом недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, должно быть закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления;
  3. владельцем рекламной конструкции и собственником земельного участка, здания или другой недвижимости, к которой присоединяется рекламная конструкция;
  4. владельцем рекламной конструкции и лицом, уполномоченным на заключение указанного договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме);
  5. владельцем рекламной конструкции и собственником земельного участка, здания или другой недвижимости по результатам торгов (если земельный участок, здание или недвижимость, к которой присоединяется рекламная конструкция, находится в государственной или муниципальной собственности);
  • документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (приказ о назначении руководителя, заверенный печатью юридического лица – в случае подачи заявления генеральным директором юридического лица);
  • документы, подтверждающие право собственности, право хозяйственного ведения, оперативного управления или аренды недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция (они не потребуются, если указанные документы зарегистрированы в Росреестре или если рекламная конструкция устанавливается на объектах, находящихся в государственной или муниципальной собственности);
  • протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме).

В качестве дополнительных документов могут быть представлены:

  • выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (действует как в отношении собственников недвижимого имущества, так и в отношении владельцев рекламных конструкций);
  • выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (если заявитель – юридическое лицо);
  • квитанция об оплате государственной пошлины.

Заявитель подает заявку в электронном виде на портале госуслуг Подмосковья. Готовый документ или мотивированный отказ получает в МФЦ.

Основания для отказа в выдаче разрешения

Источник: ©, единая пресс-служба Сергиева Посада и района Основная причина отказа в выдаче разрешения – нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Отказать могут также из-за нарушений требований нормативных актов по безопасности движения транспорта, а также если размещение рекламной конструкции будет противоречить законодательству об охране объектов культурного наследия. К отказу в оформлении разрешения приведет и несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента, а также ошибки или ложная информация в представленных документах. Само собой, размещаемая реклама не должна противоречить содержанию Федерального закона «О рекламе».

Непристройная вывеска

Сегодня не только в больших, но уже и в малых городах трудно найти многоэтажное здание без рекламы. Споры по поводу таких билбордов на жилых многоквартирных домах уже, кажется, несколько лет назад разрешились. Если на доме размещена реклама, то собственники квартир получают за это либо живые деньги, либо вычеты из расходов на общедомовые траты. Например, капремонт, ремонт подъездов. Такие отчисления – серьезное социальное подспорье для сотен тысяч семей.

Читайте также:
Личное пространство человека: закон РФ

Но коммерсанты продолжают искать в этом правиле лазейки, позволяющие не платить жильцам положенных им отчислений. Одна из таких лазеек – размещение рекламы на пристроенных к дому помещениях, в которых, как правило, размещают магазины, клубы, разнообразные салоны. Вот для такого случая и важны разъяснения Верховного суда РФ.

В суд обратилось ТСЖ, а ответчиком по иску стал магазин, который арендует коммерческое помещение в многоквартирном доме. Спорная вывеска, из-за которой начался суд – с наименованием мебельного бренда, – была установлена магазином на “своем”, то есть “нежилом” фасаде, прямо над окнами второго этажа арендованных нежилых помещений.

В первой инстанции магазин победил. Вот какие аргументы в пользу такого решения привел суд. По его мнению, у многоквартирного дома есть нежилая пристройка, “которая имеет фасад, отличный от стен жилого дома”. И спорная вывеска расположена на фасаде именно нежилой пристройки, в которой “жилые помещения отсутствуют”. При размещении вывесок ответчиком “не задействованы инженерные элементы дома, находящиеся в общей долевой собственности всех собственников помещений”. Да и информация на спорной вывеске, по мнению суда, это просто “сведения о виде деятельности организации в целях доведения этой информации до потребителей”. В этих сведениях “нет ни конкретных указаний на товар (работы, услуги), ни на условия их приобретения или использования, иных данных, что позволило бы квалифицировать такую информацию в качестве рекламной”.

Вот с такими выводами Верховный суд и не согласился. По его мнению, спорная вывеска – именно реклама. И вот почему. Так называемые “нерекламные” вывески с информацией для потребителей, по местным правилам благоустройства, должны располагаться у входа или на входных дверях в здание, помещение, а их допустимый размер составляет не более 60 см на 40 см. Вывеска, из-за которой начался наш спор, имеет размеры 0,9 м на 6 м и расположена вовсе не у входа.

Но даже не это главное – вывеска “не содержит всех необходимых сведений, предусмотренных Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 “О защите прав потребителей”, в том числе сведения о режиме работы и организационной форме”.

А еще есть Закон “О рекламе”. В его статье 19 сказано следующее: установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция. В самом Жилищном кодексе есть статья 36. В ней записано, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и “иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома”. Исходя из технической и разрешительной документаций на здание многоквартирного дома, фасадная часть жилой и административной части здания входят в состав общего имущества собственников помещений.

А еще кодекс говорит о том, что объекты общего имущества в многоквартирном доме передавать “иным лицам” можно, но только по решению собственников помещений, принятому на общем собрании. В нашем случае общим собранием собственников этого дома было принято решение “о взимании платы за использование общего имущества для размещения рекламных конструкций и вывесок”.Но рекламодатель все обращения банально проигнорировал.

В Гражданском кодексе (статья 304) сказано, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Из этой нормы вышестоящий суд делает вывод – есть основания для “обязания собственника рекламной конструкции осуществить ее демонтаж, а также уплатить плату за ее размещение на основании утвержденных собственниками ставок за размещение рекламных конструкций”. Вывод суда: реклама размещена в отсутствие согласия собственников и заключения договора, а стало быть – незаконно.

Как вывеска на фасаде приведет к проблемам компании

Чем вывеска отличается от рекламы?

ТСЖ потребовало демонтировать рекламу магазина, размещенную на фасаде дома без согласования с собственниками жилья. Магазин отстаивал позицию: это не реклама, а вывеска.

Спор рассматривали суды трёх инстанций. Первая инстанция встала на сторону магазина, апелляция поддержала ТСЖ. Что решил Верховный Суд РФ?

Суть дела

В этом же доме располагался пристрой с нежилыми помещениями, одно из которых арендовало общество с ограниченной ответственностью (далее — Общество). В помещении был магазин кухонной мебели.

Общество не заключало с ТСЖ договор об использовании общего имущества, однако разместило на южном фасаде дома конструкцию «Кухни Giulia Novars» размером 5,4 кв. м. (высота 0,9 м. и длина 6,0 м.).

Читайте также:
Закон о переработке рабочего времени

ТСЖ сочло конструкцию рекламной, поэтому предложило Обществу заключить договор аренды. Магазину выслали несколько писем, а также досудебную претензию.

Поскольку претензия осталась без ответа, ТСЖ направило иск в арбитражный суд о демонтаже рекламной конструкции и выплате неосновательного обогащения в размере 18 тыс. руб.

Что решили суды?

  • «Согласие собственников помещений в многоквартирном доме и заключение договора требуется только на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на фасаде (стенах) дома».
  • Требование о согласовании с собственниками жилья не распространяется на «информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом; на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера» (п. п. 2 и 5 части второй статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон № 38-ФЗ).
  • Под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом и адресованная к неопределенному кругу лиц, для привлечения внимания к объекту рекламирования, его продвижению на рынке. Вывеска — это информация о названии компании, ее местонахождении и режиме работы, которую продавец товара обязан донести до потребителя (ст. 9 Закона о защите прав потребителей). Вывеска фактически информирует о местонахождении юрлица и обозначает место входа. Вывеска, в отличие от рекламы, преследует другие цели, отличные от рекламных.
  • В данном случае конструкция с надписью «Кухни Giulia Novars», размещенная на фасаде дома, содержит информацию о виде деятельности организации. В ней не содержится «ни конкретных указаний на товар (работы, услуги), ни на условия их приобретения или использования, иных данных, что позволило бы квалифицировать такую информацию в качестве рекламной применительно к статье третьей Закона № 38-ФЗ».

Суд пришел к выводу, что поскольку Общество продает кухни, то данная конструкция является вывеской, необходимой для информирования потребителя.

Кроме того, суд отметил:

  • Спорная конструкция расположена таким образом, что при ее размещении не задействованы инженерные элементы дома, находящиеся в общей долевой собственности, не нанесен ущерб общедомовой собственности, не нарушена целостность фасада дома.
  • Спорная вывеска расположена на стене пристройки к МКД, в которой нет жилых помещений, а её фасад, отличный от стен жилого дома, используется как собственниками, так и арендаторами для предпринимательской деятельности. На фасаде пристройки размещено множество вывесок различного характера.
  • В материалах дела отсутствуют сведения о том, что данная конструкция, ее расположение и размеры, причиняет неудобство жильцам дома.

ТСЖ с решением суда не согласилось и направило жалобу в апелляционную инстанцию.

Апелляция решение суда первой инстанции отменила и иск ТСЖ удовлетворила.

Суд пояснил, что на момент размещения спорной конструкции действовали Правила благоустройства территорий (далее — Правила), утвержденные Администрацией края. Правила определяют виды, способы, цели размещения вывесок и требования к ним, и в связи с этим они и подлежат применению при рассмотрении спора.

Согласно п. 2.6.6 Правил, вывески могут быть двух типов:

  1. Тип 1. Содержит сведения о профиле деятельности организации, виде реализуемых товаров и услуг и их наименование, фирменное наименование компании, изображение товарного знака, знака обслуживания в целях информирования неопределенного круга лиц о фактическом местоположении юрлица (ИП).
  2. Тип 2. Содержит сведения в соответствии с требованиями «Закона о защите прав потребителей».

Вывески 2-то типа размещаются над входом (слева или справа) в здание или на входных дверях, на видном месте, свободном от архитектурных элементов, помещения, в котором непосредственно находится организация (предприниматель). Допустимый размер вывески: 0,6 м в дину, 0,4 м в высоту.

Что касается спорной конструкции, то:

  • Она имеет размер 5,4 кв. м. (высота 0,9 м. и длина 6,0 м.). Т.е. конструкция превышает предельно допустимый размер для вывески.
  • Не содержит всех необходимых сведений, предусмотренных Законом о защите прав потребителей. В частности, отсутствует информация о режиме работы и организационной форме компании. Вместе с тем, «информация на конструкции содержит сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому лицу и его товарам».

Суд пришел к выводу, что спорная конструкция является рекламной, т.к. направлена на привлечение и поддержание интереса к реализуемому товару.

Суд также отметил:

  • Спорная конструкция размещена на фасаде дома, который относится к общему имуществу, без согласования с собственниками помещений.
  • Доводы Общества о том, что конструкция расположена на фасаде нежилой пристройки к дому, а потому не связана с помещениями МКД, отклоняется. В соответствие с технической и разрешительной документацией на дом фасадная часть жилой и административной частей дома входят в состав общего имущества дома.
  • Общество не согласовало размещение конструкции с ТСЖ, а значит, требование о ее демонтаже заявлено правомерно и подлежит удовлетворению.
Читайте также:
Межповерочный интервал счетчиков воды: закон

Кассация с этим решением согласилась.

Общество пыталось оспорить решение в Верховном Суде. ВС отказал в рассмотрении жалобы, согласившись с решениями апелляции и кассации (определение № 303-ЭС19-13633).

Сроки хранения документов по учету и налогам

Ответы на вопросы о сроках хранения документов нужно искать в нескольких документах сразу: в законе о бухгалтерском учете, законе об архивном деле, в Налоговом кодексе и в Приказе Росархива.

Для большинства бухгалтерских документов срок хранения составляет 5 лет. Это срок установлен в статье 29 закона о бухучете № 402-ФЗ.

Сроки хранения большинства кадровых, банковских документов и документов по оценке ОС, НМА и т. п. установлены приказом Росархива от 20 декабря 2019 года № 236.

Основные сроки хранения налоговых документов можно найти в Налоговом кодексе. Документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов и взносов, в том числе документы, подтверждающие доходы и расходы, уплату (удержание) налогов, нужно хранить в течение пяти лет после окончания налогового периода, в котором документ был использован.

Сроки хранения первичных документов законом по налогам с четырех лет увеличены до пяти лет.

Сроки хранения учетных документов по НДС установлены cогласно подпункту 8 пункта 1 статьи 23, подпункту 5 пункта 3 стать 24 НК РФ, документы, которые легли в основу расчета налоговой базы и уплаты налогов, нужно хранить 5 лет. постановлением Правительства от 26 декабря 2011 г. № 1137 и есть в приказ Росархива № 236.

Чтобы вы не тратили время на поиск нужного ответа, мы собрали все сроки хранения в единую таблицу.

Сроки хранения документов в 2022 году
Документ Срок хранения Основание
БУХГАЛТЕРСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Первичные учетные документы 5 лет
Если есть споры или разногласия, документы нужно хранить до принятия решения по делу
П. 277 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Ст. 29 Закона № 402-ФЗ
Кассовые документы и книги
Банковские документы
Корешки чековых книжек
Ордера, табели, извещения банков и требования на перевод денежных средств
Авансовые отчеты
Переписка с банком
Кассовый чек и бланк строгой отчетности 6 месяцев со дня их выдачи на бумажном носителе П. 8 ст. 4.7 Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ
Книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями 5 лет Ч. 1 ст. 29 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ
Документы учетной политики 5 лет П. 267 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Бухгалтерская отчетность: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств, приложения к ним Годовая – постоянно
Промежуточная – 5 лет
П. 268 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
РАСЧЕТ И УПЛАТА НАЛОГОВ И ВЗНОСОВ
Налоговые декларации и расчеты, кроме РСВ 5 лет П. 310, 311 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, взносов, пеней и штрафов, состоянии расчетов с бюджетом 5 лет П. 305, 312, 313 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
П.8 ст. 23 НК РФ
Документы, необходимые для исчисления налогов и документы, подтверждающие расходы 5 лет П.8 ст. 23 НК РФ
Ст. 29 закона № 402-ФЗ
Документы, подтверждающие объем понесенного убытка Весь период, по которому уменьшен налог
Уведомления, требования, решения, постановления, возражения, жалобы. 5 лет
Документы, использованные при подготовке жалобы по результатам выездной или камеральной проверки 10 лет
Электронные документы с УКЭП, сертификаты ключей проверки электронный подписей, которыми завизированы документы. 5 лет
Расчеты по страховым взносам (годовые и квартальные):
если делопроизводство закончено до конца 2002 года 5 лет (75 лет – если нет лицевых счетов или ведомостей начисления зарплаты) П. 308 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
если делопроизводство закончено после 1 января 2003 года 5 лет (50 лет – если нет лицевых счетов или ведомостей начисления зарплаты)
Карточки индивидуального учета выплат и начисленных страховых взносов 6 лет П. 309 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Счета-фактуры 5 лет П. 317 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Постановление Правительства от 2612.2011 № 1137
Книги покупок продаж и дополнительные листы к ним 4 года с момента последней записи Постановление Правительства от 2612.2011 № 1137
Документы для применения налоговых льгот, предусмотренных для региональных инвестиционных проектов 6 лет П. 3 ст. 89.2 НК РФ
ДОКУМЕНТЫ ПО ЗАРПЛАТЕ
Положения об оплате труда и премировании работников 5 лет П. 294 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Карточки индивидуального учета выплат, вознаграждений и страховых взносов 6 лет П. 309 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Реестры сведений о доходах физлиц 5 лет П. 313 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Лицевые счета работников: для документов, по которым:
Делопроизводство закончено до конца 2002 года 75 лет П. 296 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Делопроизводство закончено после 1 января 2003 года 50 лет
Платежные ведомости, расчетные листы на выдачу заработной платы, пособий, гонораров, материальной помощи и других выплат В течение 6 лет, если работодатель ведет лицевые счета сотрудников. Если не ведет – то 50 (75) лет. П. 295 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Исполнительные листы 5 лет П. 299 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Табели учета рабочего времени 5 лет П. 402 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Заявления, списки работников, справки, выписки из протоколов, заключения, переписка и другие документы о выплате пособий, о премировании, о пересмотре размера оплаты труда, оплате больничных и выдаче матпомощи 5 лет П. 401, 405, 406 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Документы, подтверждающие расчет и уплату взносов 6 лет Подп. 6 п. 3.4 ст. 23 НК РФ
Документы по выплате пособий: листки нетрудоспособности, заявления, договоры о медицинском и санаторно-курортном обслуживании работников 5 лет П. 618, 633 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Расходные ордера на санаторно-курортные путевки 5 лет П. 636 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
КАДРОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Приказы и распоряжения по основной деятельности: вступлении в должность, о возложении на руководителя обязанностей главбуха, о досрочном сложении полномочий, о назначении ответственных Постоянно П. 434 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Правила внутреннего трудового распорядка 1 год П. 381 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Положения или инструкции по обработке персональных данных Постоянно П. 440 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Согласие на обработку персональных данных 3 года после того, как истечет срок действия согласия или после отзыва П. 441 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
График отпусков Документы о дисциплинарных взысканиях 3 года П. 453 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Документы о дисциплинарных взысканиях 3 года П. 383 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Заявки о потребности в иностранцах 1 год П. 377 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Документы о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда 5 лет П. 409 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Книги, журналы регистрации, базы данных несчастных случаев на производстве, учета аварий 45 лет П. 424 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Приказы и распоряжения по административно-хозяйственным вопросам 5 лет П. 434 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Приказы о направлении в командировку 5 лет П. 434 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Приказы о предоставлении ежегодных отпусков, дополнительных оплачиваемых и учебных отпусков 5 лет П. 300, 434 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Договоры о материальной ответственности материально ответственного лица. Списки ответственных и образцы подписей 5 лет П. 279, 281, 282 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Документы (отчеты, акты, списки, планы-графики, переписка) периодических медицинских осмотров 3 года П. 635 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним Если делопроизводство закончено до 1 января 2003 года, то их нужно хранить 75 лет, если после – 50 лет П. 435 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Все приказы по личному составу: о приеме на работу, переводе, перемещении, совмещении, совместительстве, увольнении, оплате труда, аттестации, повышении квалификации, присвоении разрядов и званий, поощрении, награждении, отпусках по уходу за ребенком, отпусках без сохранения заработной платы
А также: докладные записки, справки, заявления к приказам по личному составу.
П. 434 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Все подлинные личные документы: трудовые книжки, дипломы, аттестаты, удостоверения, свидетельства, не востребованные сотрудниками при увольнении П. 449 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Гражданско-правовые договоры с физлицами и акты по ним П.301 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Личные дела и личные карточки работников П. 444, 445 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Приказы об изменении анкетно-биографических данных П. 434 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Уведомления, предупреждения работников 3 года П. 436 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Заявления сотрудников о выдаче документов, связанных с работой, и их копии 1 год П. 451 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Журналы, книги учета инструктажа по охране труда (вводного и на рабочем месте) 45 лет П. 423 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Документы, относящиеся к работе во вредных и опасных условиях труда – табелей учета рабочего времени и приказов на командировки 50 (75) лет П. 410, 411, 414 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА
Документы о переоценке основных фондов и амортизации 5 лет после выбытия основных средств или нематериальных активов П. 323 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Документы о списании основных средств 5 лет после выбытия основных средств или нематериальных активов. П. 323 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Акты приема-передачи недвижимости новому правообладателю, т. е. при передаче с баланса на баланс 5 лет после выбытия имущества П. 325 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
УСН
Книги учета доходов и расходов на УСН 5 лет П. 318 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Отчеты и заключения экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты, региональных и местных контрольно-счетных органов 10 лет П. 142 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
ПЛАН ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
План финансово-хозяйственной деятельности нужно хранить столько же, сколько бюджетную смету
по месту утверждения 5 лет П. 243 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
по месту разработки постоянно
Отчеты о выполнении планов ФХД
годовые постоянно П. 272 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
квартальные 5 лет
месячные 1 год
Отчеты о выполнении соглашений о предоставлении грантов и субсидий 5 лет П. 262 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ
Договоры аренды, безвозмездного пользования: недвижимого имущества; движимого имущества По истечении срока действия договора, после прекращения обязательств: 10 лет и 5 лет П. 94 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Договор дарения (пожертвования) имущества До ликвидации организации П. 90 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Договор лизинга 5 лет после истечения срока действия договора или выкупа имущества. Если есть разногласия, договор нужно хранить до принятия решения по делу П. 96 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Документы по залогу недвижимости 10 лет с момента истечения срока действия договора. В случае спора документы хранят до принятия решения по делу. П. 98 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Договор мены недвижимости; движимого имущества До ликвидации организации; 5 лет по истечении срока действия договора или по выполнения обязательств П. 99 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Договор поручения: по недвижимому имуществу; по движимому имуществу 15 лет; 10 лет П. 101 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
Договор кредита или займа с условием о залоге имущества 10 лет П. 261 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236

Если в различных нормативных актах для одного и того же типа документа установлены разные сроки хранения, ориентируйтесь на больший срок.

электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Какой срок хранения кассовых документов?

  • Какие документы являются кассовыми
  • Сколько лет хранить кассовые документы
  • Сколько хранятся кассовые документы на выплату зарплаты
  • Итоги

Какие документы являются кассовыми

В 2022 году кассовые операции сопровождаются оформлением следующих документов:

  • ПКО (приходный кассовый ордер) — документ, который выписывается при поступлении денежных средств (ДС) в кассу. Возможно составление одного кассового ордера за день, если получение наличности оформляется кассовым чеком (при наличии кассы) или бланком строгой отчетности (БСО).
  • РКО (расходный кассовый ордер) — документ, который выписывается при расходовании ДС из кассы. Кассир после идентификации личности получателя наличных по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему личность, выдает деньги по РКО, подписанному главным бухгалтером. Руководитель подписывает РКО только в случае, если в штате организации нет главного бухгалтера (бухгалтера). Кассовая книга — документ, в котором отражаются все приходы и расходы ДС. По окончании смены кассиру необходимо сформировать кассовую книгу, вывести остаток ДС и пересчитать его. Данный документ не заполняется лишь в случае, когда в течение дня не было движения ДС.
  • Кассовая книга — документ, в котором отражаются все приходы и расходы ДС. По окончании смены кассиру необходимо сформировать кассовую книгу, вывести остаток ДС и пересчитать его. Данный документ не заполняется лишь в случае, когда в течение дня не было движения ДС.
  • Книга учета — документ, который формируется лишь тогда, когда на предприятии существует несколько кассиров, и служит для отражения передачи ДС от старшего кассира младшему. Данные в книге отражаются в течение смены и заверяются подписями обеих сторон.
  • Платежная и расчетно-платежная ведомости — они составляются для осуществления выплат сотрудникам (оплаты труда, стипендии и т. п.).

Все вышеперечисленные документы можно вести как на бумажных, так и на электронных носителях.

ВАЖНО! Строго говоря, из этого перечня к кассовым документам относятся только приходные и расходные кассовые ордера (п. 4.1 указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). Остальные вышеперечисленные документы, к кассовым документам не относятся, хотя и применяются при оформлении кассовых операций.

Индивидуальные предприниматели, которые ведут учет доходов и расходов либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, могут не оформлять кассовые документы и кассовую книгу (пп. 4.1, 4.6 указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У).

О необходимости соблюдения кассовой дисциплины читайте в статье «А ваша кассовая дисциплина в порядке?».

Сколько лет хранить кассовые документы

До 2022 года бухгалтерское и налоговое законодательство имело разные точки зрения на сроки хранения кассовых документов. С 17.03.2022 года ситуация изменилась. Налоговое законодательство (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ) говорит о том, что документы с отражением данных бухгалтерского и налогового учета нужно хранить 5 лет. Такие же сроки им установлены для документов, которыми отражаются доходы и расходы предприятия.

Каковы сроки хранения документов по налогам и страховым взносам, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

В законе «О бухучете» от 06.12.11 № 402-ФЗ прописано, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна храниться не менее 5 лет по истечении отчетного года. Данный закон также говорит, что организация должна организовать такие условия хранения документов, при которых они останутся в целости и сохранности. Также она самостоятельно может организовывать архивы для того, чтобы хранить все важные бумаги вне места осуществления деятельности, тем самым обеспечивая сохранность документации (п. 2 ст. 13 закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ).

Сроки хранения кассовых документов, утвержденные Росархивом, также составляют 5 лет (п. 277 Перечня).

Таким образом, кассовые документы следует хранить в течение 5 лет, а при возникновении споров, разногласий – до принятия решения по делу. Сокращать указанные сроки хранения запрещается. Продлевать их, если это необходимо, разрешено.

Существует ряд административных взысканий к нарушителям сроков хранения документации:

  • административный штраф для должностных лиц в размере 5 000–10 000 руб., а при повторном нарушении — от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от года до двух (ст. 15.11 КоАП);
  • административный штраф для граждан в размере 200–300 руб., для должностных лиц — 300–500 руб. (ст. 13.20 КоАП).

Сколько хранятся кассовые документы на выплату зарплаты

В перечне документов, которые используются при осуществлении кассовых операций, имеются те, по которым осуществляется выдача сотрудникам зарплаты и другие выплаты. К ним относятся расчетно-платежные и платежные ведомости. На основании утвержденных Росархивом сроков хранения документов (п. 295 Перечня) они должны храниться 6 лет, а если отсутствуют лицевые счета:

  • 50 лет — если документы окончены делопроизводством после 01.01.2003;
  • 75 лет — если документы окончены делопроизводством до 01.01.2003.

Сроки отсчитываются с 1 января года, который следует за годом, в котором документ был сформирован.

Если же имеются неразрешенные судебные споры и разбирательства, в которых фигурируют данные документы, они хранятся до окончательного вынесения решения.

Итоги

Максимальный срок хранения кассовых документов, кассовой книги составляет 5 лет. Платежные и платежно-расчетные ведомости хранятся 6 лет, а в случае отсутствия лицевых счетов — до 75 лет. Несоблюдение требований к хранению документов может привести как к штрафам для должностных лиц, так и к их дисквалификации.

Прочитать о сроках хранения других документов можно в статьях:

А о порядке уничтожения документов, у которых истек срок хранения, расскажет статья «Уничтожение документов с истекшими сроками хранения (акт)».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: