Закон о КФХ с изменениями

Закон о КФХ с изменениями

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О крестьянском (фермерском) хозяйстве

(с изменениями на 29 декабря 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 25 декабря 2012 года N 263-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.12.2012);

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2013) (вступил в силу с 1 января 2014 года);

Федеральным законом от 29 декабря 2022 года N 474-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2020, N 0001202012290114).

Принят
Государственной Думой
23 мая 2003 года

Одобрен
Советом Федерации
28 мая 2003 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также – фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Государство и фермерское хозяйство

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.

2. Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Глава 2. Создание фермерского хозяйства

Статья 3. Право на создание фермерского хозяйства

1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

2. Членами фермерского хозяйства могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.

Статья 4. Соглашение о создании фермерского хозяйства

1. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.

2. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.

3. Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее – соглашение) должно содержать сведения:

1) о членах фермерского хозяйства;

2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;

3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;

4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;

5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;

6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.

4. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.

5. Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.

6. По усмотрению членов фермерского хозяйства в соглашение могут включаться иные не противоречащие гражданскому законодательству условия.

7. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства.

Статья 5. Государственная регистрация фермерского хозяйства

Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава 3. Имущество фермерского хозяйства

Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства

1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество (пункт в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2006 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

2. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.

3. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.

Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.

Читайте также:
Ношение ножа в городе: закон

4. Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию.

Статья 7. Владение и пользование имуществом фермерского хозяйства

Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения и пользования имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

Статья 8. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства

1. Порядок распоряжения имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

2. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства главой фермерского хозяйства.

3. По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в статье 6 настоящего Федерального закона. Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах.

Статья 9. Раздел имущества фермерского хозяйства

1. При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат.

2. Гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.

3. Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента выхода его из фермерского хозяйства.

4. При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 10. Наследование имущества фермерского хозяйства

Наследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Глава 4. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности

(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности

(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

1. Для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

2. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

3. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Статья 12. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности

(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

1. Порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

6. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

6_1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ)

7. Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 11 января 2011 года Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 420-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Читайте также:
Сроки проведения межевания земельного участка по закону

Закон о фермерском хозяйстве

Что такое фермерское хозяйство? Как создать фермерское хозяйство и ликвидировать в случае необходимости? На эти и другие вопросы, в том числе, какими законодательными документами регулируются отношения в данной сфере, Вы найдете в нашей статье.

КФХ – крестьянское фермерское хозяйство является одним из видов предпринимательской деятельности, напрямую связанной с сельским хозяйством, где, как правило, объединение граждан совместно владеет имуществом, а также осуществляют производственную деятельность. В качестве основной деятельности таких объединений Федеральный закон о крестьянском фермерском хозяйстве устанавливает:

  • переработку и производство сельскохозяйственной продукции;
  • транспортировку этой продукции;
  • организацию хранения продукции сельскохозяйственного значения;
  • реализацию этой продукции.

Важно! Главой крестьянского фермерского хозяйства после его регистрации является ИП – фермер, а имущество хозяйства принадлежит всем его членам на праве совместной собственности.

Фермерское хозяйство, само по себе, признается унитарным предприятием, однако граждане, ведущие совместную деятельность, имеют право на создание юридического лица. В этом случае, согласно гражданскому законодательству, созданное юридическое лицо является добровольным объединением граждан на основе членства в целях ведения совместного производства и иной деятельности в сфере сельского хозяйства, основанного на личном участии и имущественных вкладах участников хозяйства.

Законодательная база КФХ

Деятельность в области сельского хозяйства регламентируется рядом российских и международных законодательных документов, основные из них это:

  1. Земельный кодекс РФ.
  2. Федеральный закон от 11.06.2003 г. №-74 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» – остановимся на нем более подробно.

Закон о фермерском хозяйстве устанавливает основные определения в данной сфере, регулирует различные отношения, в том числе, в области создания КФХ, распределения имущества между членами хозяйства, а также определяет порядок прекращения фермерского хозяйства. Так, право на создание фермерского хозяйство установлено статьей 3 закона КФХ, его имеют:

  • дееспособные совершеннолетние граждане России;
  • граждане иностранных государств;
  • лица без гражданства.

При этом, членами хозяйства могут быть: супруги, их дети, сестры, братья, внуки, родители, а также бабушки и дедушки супругов, однако не более чем их 3-х семей. Стоит отметить, что сестры, братья, внуки и дети супругов могут быть приняты в члены фермерского хозяйства при достижении ими возраста 16-ти лет. Кроме того, в члены хозяйства могут быть приняты граждане, которые не являются родственниками главы КФХ, количество таких граждан не может быть выше 5-ти человек. Статьи закона устанавливают форму соглашения о создании хозяйств, а также определяют форму государственной регистрации таковой. Важным моментом является определение видов земельных участков, которые могут быть предоставлены или приобретены участниками хозяйств для его создания. В том числе статьи закона фиксируют порядок предоставления участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Как уже писалось выше, статья 16 ФЗ о КФХ регламентирует виды деятельности хозяйств, а также определяет, что перевозками, которые осуществляются транспортом хозяйств для собственных нужд, можно считать перевозки:

  • семян, сырья, кормов;
  • изготовленной продукции;
  • удобрений;
  • сельскохозяйственной техники и горюче-смазочных материалов;
  • других грузов, используемых для обеспечения нужд крестьянского фермерского хозяйства.

Создание и прекращение фермерского хозяйства

Крестьянское фермерское хозяйство на территории РФ может быть оформлено, как организация либо как физическое лицо (индивидуальный предприниматель). И в первом и во втором случае для оформления деятельности требуется регистрация в налоговых органах, а также сбор необходимой для работы разрешительной документации – санитарно-эпидемиологических, от ветеринарных, экологических служб. При регистрации КФХ заявитель вправе сразу выбрать режим налогообложения, в том числе специальный – налог для сельхозпроизводителей или упрощенную систему налогообложения, которые будут применяться с момента регистрации КФХ. В зависимости от выбранной системы налогообложения будет вестись бухгалтерский учет – УСН, ЕСХН (единый сельскохозяйственный) или НДФЛ (общий налог). Прекращение деятельности фермерского хозяйства в соответствии с нормами Федерального закона осуществляется:

  • если в течение года выделенный участок земли не использовался по назначению;
  • в связи с банкротством хозяйства;
  • если не осталось наследников, которые бы хотели продолжить бизнес;
  • если участники хозяйства выразили такое желание;
  • по другим причинам, предусмотренным законодательством.

Решение о прекращении деятельности фермерского хозяйства принимается органом, ранее его зарегистрировавшим. Все споры, возникающие в ходе ведения деятельности или ее прекращения, рассматриваются в Арбитражных судах. В случае ликвидации хозяйства, все имущество реализуется в целях выплаты заработной платы наемным работникам, оплаты платежей в государственный бюджет, для возврата кредитов, оставшиеся средства делятся между членами хозяйства.

Важно! Когда КФХ является организацией, его ликвидация осуществляется согласно нормам ст.ст. 61-64 ГК РФ, если ИП – по ст. 23 ГК РФ, при банкротстве юридического лица КФХ используют ст. 65 ГК РФ, физического лица – ст. 25 ГК РФ.

Отличие фермерского хозяйства от ЛПХ

Деятельность личного подсобного хозяйства (ЛПХ) непосредственно связана с производством и переработкой сельскохозяйственных продуктов, при этом в отличии от фермерского хозяйства, она не характеризуется российским законодательством, как предпринимательство. КФХ отличается целевыми установками, предполагающими извлечение прибыли из осуществляемой деятельности, тогда как ЛПХ лишь удовлетворяет личные потребности организатора и его семьи. Еще одним важным отличием можно отметить обязательную регистрацию деятельности для фермерского хозяйства, а также то, что продукция, произведенная в ЛПХ, является собственностью владельцев, продукция же КФХ представляет собой общее имущество хозяйства. Площади, которые выделяются этим двум видам хозяйства из собственности муниципальных и государственных земель, также имеют разное значение. Так личному хозяйству положено не более 1 га, а фермерскому – от 1 до 5 га.

Важно! Личное подсобное хозяйство позволяет владельцам производить продукцию не только для собственного потребления, но и для реализации излишков, если такие есть, что осуществляется на специальных рынках. При этом, продукция, изготовленная в ЛПХ, результатом предпринимательской деятельности не является.

Федеральный закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве № 74-ФЗ

В статье рассматриваются вопросы права создания фермерских хозяйств, виды деятельности, состав имущества, права и обязанности членов фермерского (крестьянского) хозяйства

Читайте также:
Рекламная конструкция определение по закону

Сегодня в России существуют различные формы ведения бизнеса, одной из которых является крестьянское (фермерское) хозяйство. Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

Понятие «крестьянское (фермерское) хозяйство» закреплено в ст. 1 ФЗ «О фермерском хозяйстве». Так, согласно закону, крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. В п. 2 указанной статьи определено, что фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. В п. 3 зафиксировано – фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и к нему применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юрлиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не оговорено федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Право на создание фермерского хозяйства

В соответствии со ст. 3 данного ФЗ право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Членами фермерского хозяйства могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек.

В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение, которое должно содержать следующие сведения:

  • о членах фермерского хозяйства;
  • о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со ст. 17 ФЗ «О фермерском хозяйстве» и порядке управления фермерским хозяйством;
  • о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;
  • о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;
  • о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;
  • о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.

Пункт 4 ст. 4 данного ФЗ предусматривает, что к соглашению должны прилагаться копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать такой вид совместного хозяйства. Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства. По их усмотрению в соглашение могут включаться и иные не противоречащие гражданскому законодательству условия. Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 5).

Состав имущества фермерского хозяйства

В состав имущества фермерского хозяйства (согласно ст. 6 ФЗ «О фермерском хозяйстве») могут входить: земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общими. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности (если соглашением между ними не установлено иное). Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество устанавливаются соглашением между его членами. Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства и порядок его формирования устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию. Вопросы владения и пользования имуществом фермерского хозяйства регулируются в соответствии со ст. 7 данного ФЗ, распоряжения – ст. 8, раздел имущества – ст. 9.

Права и обязанности членов фермерского хозяйства

1) члены фермерского хозяйства устанавливают по взаимному согласию внутренний распорядок фермерского хозяйства, права и обязанности с учетом квалификации и хозяйственной необходимости, а также ответственность за неисполнение установленных обязанностей;

2) каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства). Размер и форма выплаты каждому членухозяйства личного дохода определяются по соглашению сторон.

Читайте также:
Закон о стажировке при приеме на работу

Виды деятельности фермерского хозяйства

Основными видами деятельности фермерского хозяйства на основании ст. 19 указанного ФЗ являются: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.

Члены фермерского хозяйства самостоятельно определяют виды деятельности фермерского хозяйства, объем производства сельскохозяйственной продукции исходя из собственных интересов. При этом перевозками, осуществляемыми автомобильным транспортом для собственных нужд хозяйства, считаются перевозки: 1) сырья, кормов; 2) произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции; 3) сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней; 4) семян; 5) удобрений; 6) горюче-смазочных материалов; 7) иных используемых для обеспечения нужд фермерского хозяйства грузов.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Как правильно написать форму заявления грамотно чтобы не могли отказать о выделения земли для введения семейного КФХ

Письмо заявления главы семейного фермера Халилбекова Зиятхана Халибековича. Я Халилбеков Зиятхан Халилбекович житель село Музаим Дербентского района Р.Д.также являюсь депутатом селького поселения «Музаим». Я Халилбеков Зиятхан как глава семьи хотел организовал семейный Крестяньско-фермерское хозяйство т. е. КФХ так как у меня большая семья хочу создать честный бизнес для выращивание овощей, фруктов, птицы у меня и детей есть большой опыт работы так как один из первый начинал современной технологией работать с капельной лентой можно сказать в Дагестане. В мне сказали в районом администрации иди регистрируйся в налоговом и я с 2015 года по сей день неоднократно я регистрировался налоговом органе и закрывал, так как я без земли какой КФХ. Снова декабре 2017года пошел налоговой опять регистрировался и пошель Районный администрацию земельный отдел обратился, сказали что пиши заявления повторно и мы рассмотрим и мне говорит что вы идите работайте обрабатывайте мы межевание сделали напишем распоряжения с администрации района и поставим на учет росреестер Р.Д. Я тоже пошел вот этот участок размере 20 гектаров из земель сельхозназначения в селении Музаим Дербентского района Р.Д. который больше 30-40 лет заброшенный заросший камышами, ежевикой дикой выше человеческого роста. Прежде чем начинать подготовить поле, я обратился заявлениям общий отдел, и руководителю общественную палату. Он объяснил мне что весь поле снимай на видео также сделал, приложил к заявлению копию снимков схему и карту. После этого пошел весь поле очистил от камышей и ежевики вложил два месяца труд семьи и расходы и поднял этот участок планташ т.е. спахали с одним плугом в глубину 70 см. очередной раз записался прием граждан района 30.04.2019года и приеме приняли и там присутствовали аппарат района а также депутаты с народного собрания Р.Д. я также изложил какую поле поднял и подготовил землю и я не хочу работать без право устанавливающие документов, словами говорят что пока работай мы документы сделаем, как мне говорят мол у нас проверки, то переежаем на другой офис, то не создано комиссия для выделения земли. Уже все сроки прошли с подачи заявлении несколько лет прошел. На земле день или даже час упустил уже поздно бывает а кабинетные бюрократы этого не понимают или не хотят понять, мне кажется они что то ждут от что то. Такие я как у нас не одни есть несколько фермеры также с проблемой по соседству. У нас сил нет, мы решили обращаться вышестоящие органы власти помогите пожалуйста нам Фермерам который можем все начиная с овощей белокачанной капусты, пекинской капусты, цветной, броколли айсбергом салаты также сады хурмы, черешни и др плодовые деревья и хотим строит птицеферму содержанием птицы куры, индюки, а также страусы африканские, Мой адрес 368617 Р.Д. Дербентский район, село Музаим Номер телефона

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (1)

Здравствуйте! Составление документов платное. Можете обратиться в нашу компанию, предварительно записавшись к нашим специалистам по телефону, указанному на сайте. Вам подберут подходящего специалиста и ознакомят со стоимостью услуг. Скидка по промокоду “МИП” 50%.

Новый закон о строительстве жилого дома на сельхозземле – с 1 марта 2022 года

Новый закон – старт «недолгой эры» возведения фермерских домов на сельхозземле

Дата 1 марта 2022 года, указанная в названии статьи, – срок вступления в силу ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№299-ФЗ от 02.07.2021).

В соответствии с этим законом и с обозначенной датой его актуализации в России начнётся «недолгая эра» возведения фермерских домов. Завершится она 1 марта 2026 года – в последний день их регистрации в ЕГРН.

Проект долгожданного закона, пребывавший словно в «замороженном состоянии» с 2018 года после первого успешного чтения в Государственной Думе, стремительно финишировал в летом 2022 года:

  • 15 июня 2022 года единогласно принят депутатами Государственной думы, рассмотревшими законопроект сразу в 2 и 3 чтениях
  • 23 июня одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ
  • 2 июля подписан Президентом РФ

Принятый закон имеет высокую социальную значимость – он позволит фермерам построить жилые дома для своих семей на земельных участках, расположенных за пределами населённых пунктов и используемых в сельскохозяйственных целях.

Читайте также:
Закон о ДДУ 214 ФЗ: полная версия

Ранее такая деятельность была запрещена, и фермеры не могли проживать в непосредственной близости к хозяйствам, на которых занимались с/х производством. Столь жёсткая позиция государства обосновывалась объективными задачами:

  • законодательное регулирование вопросов использования и застройки земель с/х назначения
  • сбережение невосполнимого природного ресурса нашей страны
  • обеспечение правовой защиты сельхозземель от распространившихся случаев их эксплуатации не по функциональному назначению

В этих целях, в частности, прежде действовавший Закон РСФСР (№348-1 от 22.11.1990), был признан утратившим силу (пункт 1 статьи 23 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» №74 от 11.06.2003).

Старый закон предусматривал возможность строить и иметь в имуществе хозяйства жилые и хозяйственные постройки. В период его актуальности появились фермерские дома, сохранившие свой статус и по сей день.

Следствием отмены старого закона стало лишение права рачительных фермеров, планировавших полноценное обустройство своих хозяйств, обзавестись жилыми домами на земельных участках, на которых они занимаются с/х деятельностью. Эта проблема становилась всё более злободневной.

В итоге, уже современный законодатель сумел найти удачный компромисс между интересами государства и фермеров. Изданный федеральный закон №299-ФЗ от 02.07.2022 сочетает одновременно:

  1. обеспечение возможности строительства жилья на фермерской земле
  2. выполнение новых установленных требований, предъявляемых как к региональным властям и муниципалитетам, так и непосредственно к фермерам, направленных на обеспечение сохранности земель с/х назначения от непрофильной застройки

Суть нововведений

1. Условия строительства жилого дома на участках с/х назначения

Одно из главных условий строительства жилого дома на с/х землях – ведение собственником ЗУ фермерского хозяйствования.

Возведение жилых домов на сельхозземлях допускается только в случае, если их владелец в действительности занимается фермерством в выбранной форме (статья 1 ФЗ №74 от 11.06.2003):

  • объединение граждан, связанных родством или свойством, имеющих в общей собственности имущество КФХ
  • единолично

В случае предпринимательской деятельности фермерское хозяйствование ведётся без образования юридического лица.

Перечень ВРИ земельных участков с/х назначения, на которых разрешается возвести фермерский дом (при условии осуществления деятельности КФХ), стал всеобъемлющим. Он включает как старые ВРИ, наименование которых не соответствует тем, что установлены Классификатором видов использования ЗУ, так и ВРИ с наименованиями, установленными по этому классификационному нормативу:

  • для с/х производства
  • для ведения сельского хозяйства
  • для ведения крестьянского хозяйства
  • фермерское хозяйство
  • животноводство
  • свиноводство
  • скотоводство
  • растениеводство
  • пчеловодство
  • т.д.

Вывод

Фермерский дом разрешено строить:

  1. на участках с любым видом разрешённого использования с/х надела
  2. на сельскохозяйственных угодьях, расположенных на участках из состава земель с/х назначения
  3. без изменения старых наименований ВРИ земельных участков и приведения их в соответствии с наименованиями по Классификатору ВРИ ЗУ
  4. при условии реального ведения фермерства

2. Запрет в отношении массовой застройки с/х земель коттеджными посёлками

Новым законом сформированы жёсткие ограничительные меры в отношении массовой застройки с/х земель коттеджными посёлками, не имеющими никакого отношения ни к сельскому хозяйству, ни к фермерам:

  • для участков земель с/х назначения, на которых уже расположены фермерские дома, сохраняется действие закона о фермерских хозяйствах (№74-ФЗ от 11.06.2003):
    • использование земли допускается только в целях осуществления деятельности КФХ
    • фермерский дом, ранее возведённый на участке, предназначенном для ведения КФХ, остаётся частью имущества такого хозяйства
  • будущие жилые дома на участке с/х назначения, на которых осуществляется фермерство, будут входить в состав имущества крестьянского или фермерского хозяйства

3. Регламент застройки ЗУ и параметры фермерского дома

Определены ограничения в застройке фермерских участков и установлены нормы для жилого дома:

  • на участке можно построить только 1 жилой дом
  • параметры для нового строительства фермерского жилого дома или реконструкции уже существующего:
    • общая площадь дома – не более 500 м 2
    • площадь застройки под домом – не выше 0.25% от площади ЗУ
    • количество этажей – не более 3

В соответствии с положениями ГрК РФ (пункт 39 статьи 1) установлена равнозначность понятий:

  • «жилой дом»
  • «индивидуальный жилой дом»
  • «объект индивидуального жилищного строительства»

Соответственно, параметры жилого дома, который можно возести на фермерской земле, должны также соответствовать требованиям, указанным в той же статье 11:

  • количество надземных этажей – не более чем 3
  • высота – не более 20 м
  • здание:
    • должно состоять из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании
    • не предназначаться для раздела на самостоятельные объекты недвижимости

Правовая основа по возведению и регистрации фермерского дома:

  1. для начала действий – положительный ответ местного органа власти на уведомление о планируемых строительстве или реконструкции, направленное владельцем ЗУ в администрацию
  2. по завершении строительства – уведомление об этом, с приложенным к нему техническим планом, направленное в администрацию застройщиком объекта недвижимости для получения ответного уведомления о соответствии ОКС (фермерского дома) установленным параметрам разрешённого строительства/реконструкции:
    • ответ администрации о соответствии фермерского дома установленным параметрам служит правовой основой для его дальнейшей регистрации в ЕГРН

Если право заявителя на земельный участок, на котором расположен фермерский дом, не зарегистрировано в ЕГРН, то регистрация дома будет производиться на основании двух документов:

  1. технический план
  2. правоустанавливающий документ на ЗУ
Читайте также:
Является ли муж близким родственником по закону

В этом случае сведения об объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на участке, указываются в техническом плане на основании:

  • или проектной документации (при её наличии)
  • или декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости (часть 11 статьи 24 ФЗ № 218)
    • декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью

При этом не требуется наличие уведомления:

  • о планируемых строительстве или реконструкции жилого дома
  • об окончании строительства или реконструкции жилого дома

3. Правовая связь жилого дома с земельным участком с/х назначения

Фермерский дом «привязан» к земле. В случае, если владелец будет использовать землю неправильно (не для осуществления деятельности КФХ), земельный участок может быть изъят государством или муниципалитетом – по причине его нецелевого использования:

  • нецелевое использование ЗУ признаётся земельным правонарушением
  • ответственность за использование с/х надела не по целевому назначению
    • установлена КоАП РФ (статья 8.8)
    • усилена требованиями нового ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2021

4. Запрет на раздел участка с возведённым фермерским домом

В соответствии с новым законом ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2022 не допускается образование земельного участка (земельных участков) из ЗУ, на котором расположен фермерский дом, в случаях, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка. Исключение составляют случаи, связанные с изъятием ЗУ для государственных и муниципальных нужд.

Иными словами, фермерский участок с расположенным на нём жилым домом запрещено делить на самостоятельные участки меньшей площади. Это требование нового закона полностью соответствует положениям ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (№ 74-ФЗ от от 11.06.2003):

  • статья 6:
    • ЗУ является частью имущества хозяйства
    • имущество хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное
    • доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество устанавливаются соглашением между членами КФХ
  • статья 13:
    • надел, на котором расположен фермерский дом, можно раздробить только в порядке выдела земельных участков в счёт земельных долей – то есть без выдела участков в натуре и их регистрации в качестве самостоятельных объектов недвижимости
    • при образовании земельных участков в счёт земельных долей сохраняется целостность исходного ЗУ, а в ЕГРН можно зарегистрировать только земельные доли в составе этого ЗУ

Министерство сельского хозяйства РФ также оценило установленный запрет на раздел земельного участка, на котором уже построен фермерский дом.

Ведомство ссылается на Доктрину продовольственной безопасности от 21 января 2022 года. В ней прописано, что национальным интересом государства в сфере продовольственной безопасности на долгосрочный период является, в частности, «предотвращение сокращения площадей земель сельскохозяйственного назначения и рациональное использование таких земель» (подробности здесь).

5. Дополнительные права региональных властей

Региональным властям предоставлено право самостоятельно (своими законами) определять те муниципалитеты, на территории которых строительство/реконструкция/эксплуатация фермерских домов не допускаются. В запретный перечень попадут, к примеру, земельные участки с расположенными на них особо ценными с/х угодьями.

Наделяя власти регионов дополнительными полномочиями, законодатель принял во внимание большие опасения фермеров в образовании потенциальных проблем:

  1. прогнозируемые скачки стоимости фермерской земли, в тех муниципалитетах, которые находятся вблизи больших городов
  2. резкое ограничение возможности получения земли под фермерство в аренду – как следствие роста цены на землю

По информации парламентария Николаева Н.П., Председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, являющегося одним из инициаторов разработки закона ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2021, в России на данный момент:

  • зарегистрировано порядка 170 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств, обрабатывающих более 43 млн. га с/х земель
    • это более 20% тех земель, которые в стране есть и которые обрабатываются
  • необходима поддержка инициатив граждан в создании и развитии деятельности КФХ с приемлемыми для них условиями предоставления сельхозземли

С учётом того, фермерские хозяйства зачастую находятся достаточно далеко от населённых пунктов, норма о разрешении на строительство жилого дома на сельхозземлях для многих из них актуальна. Логично предположить, что такие земли:

  • не будут входить в ограничительный перечень муниципальных земель, который подготовят власти субъектов РФ
  • будут застроиваться фермерскими домами

«Радиус влияния» нового закона

Несмотря на то, что Закон №299-ФЗ от 02.07.2022 «нацелен» только на статью 77 ЗК РФ, определяющую понятие и состав земель с/х назначения, главный посыл закона отразится в ряде федеральных законов. С 01.03.2022 в них появятся корреспондирующие уточнения и дополнения:

  1. в пункте 2 самой статьи 77 ЗК РФ:
    • дополнение, касающееся фермерских жилых домов, которые будут строиться, реконструироваться и эксплуатироваться также на землях с/х угодий
  2. в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (№ 101-ФЗ от 24.07.2020):
    • во 2 абзаце пункта 1 статьи 1 будет говориться о том, что действие этого закона теперь распространяется на земельные участки с/х назначения с расположенными на них жилыми домами, на которых крестьянские(фермерские) хозяйства осуществляют свою деятельность
  3. в ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (№74-ФЗ от 11.06.2003):
    • в статье 6 – состав имущества фермерского хозяйства, необходимого для осуществления его деятельности будет расширен за счёт капитального объекта жилой недвижимости:
      • земельный участок
      • жилой дом
      • хозяйственные и иные постройки
      • мелиоративные и другие сооружения
      • продуктивный и рабочий скот
      • птица
      • сельскохозяйственные и иные техника и оборудование
      • транспортные средства
      • инвентарь
      • иное имущество
    • в статью 11 будут добавлены 2 пункта:
      • пункт 4 – о том, что на ЗУ из состава земель с/х назначения, а также на ЗУ с расположенными на нём с/х угодьями, которые используются крестьянским (фермерским) хозяйством для своей деятельности, допускается строительство, реконструкция и эксплуатация жилого дома только с теми параметрами, что определены Законом № 299-ФЗ от 02.07.2022 (они описаны выше)
      • пункт 5 – о том, субъекты РФ через свои законы могут определить те муниципалитеты, на территории которых для ЗУ из состава земель с/х назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для своей деятельности, будут запрещены любые операции строительного характера, связанные с жилыми домами:
        1. строительство
        2. реконструкция
        3. эксплуатация
  4. в ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» №218 от 13.07.2015:
    • в статье 70, конкретно в подпункте 12 пункта 1 этой статьи, появится уточнение о том, что до 1 марта 2026 года допускается регистрация жилого дома, созданного на ЗУ, предназначенном для осуществления деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством
Читайте также:
Закон об освещении улиц в деревне

Время действия нового закона

Уточнение, вносимое в статью 70 ФЗ № 218 от 13.07.2015 в соответствии с новым законом, означает, что срок, отведённый на государственную регистрацию жилых домов, построенных на с/х земле, ограничен 4 годами:

  • ФЗ № 299-ФЗ от 02.07.2022 вступит в силу 01.03.2022
  • новое строительство фермерских домов на с/х землях можно начинать в марте 2022 года
  • возведённые фермерские дома нужно будет поставить на учёт и зарегистрировать:
    • начиная с 1 марта 2022 года и до 1 марта 2026 года

Возможно, что по истечении срока 01.03.2026 года время регистрации жилых домов на с/х земле будет продлено, или будет установлена новая, отдалённая в будущее дата для их строительства. В настоящий период (2022 год) это только предположение.

В современной трактовке ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2022 и содержания предстоящего дополнения в статью 70 ФЗ №218, которое будет внесено после вступления закона в силу, время, предоставленное государством:

  • для строительства жилого
  • для постановки на учёт и регистрации

жилых домов на фермерской земле, ни большое, ни малое. Его вполне достаточно для того, чтобы успеть решить столь насущную проблему.

Старт «не за горами», а потому, следуя народной мудрости, утверждающей, что «готовить сани нужно летом, а телегу зимой», и тратя с пользой образовавшийся тайм-аут, можно заняться подготовкой и разработкой проекта жилого дома.

Полезно знать

  1. Подключение к электросетям в СНТ и ОНТ по новым эффективным правилам – с 20 октября 2022 года – здесь
  2. Строительство частного дома в охранной зоне ЛЭП – только при решении о согласовании с сетевой организацией – здесь
  3. Сельский туризм: новое эффективное направление фермерства – 2022 – читать здесь
  4. О торговле непосредственно на фермерском участке – читать здесь
  5. Законопроект о продлении «дачной амнистии» до 1 марта 2031 года – здесь
  6. О требованиях к строительству жилых домов и других ОКС в приаэродромной территории (ПАТ) с 1 июля 2022 года – здесь

Продлят ли статус КФХ на 2022 год?

Фермерская деятельность в России начала развиваться давно. Первоначально никакой регистрации фермерских хозяйств не требовалось. Но в 1990 году власти решили обязать все крестьянские фермерские хозяйства (КФХ) произвести обязательную регистрацию юридического лица.

Но через 5 лет вступили в силу изменения в Гражданский кодекс РФ, которые определили КФХ к виду индивидуального предпринимательства. Все главы фермерских хозяйств должны привести свои документы в соответствии с новыми правилами до 2022 года.

О том, что из себя представляют КФХ, какие законодательные нормы к ним применятся и надо ли перерегистрировать статус «старых» КФХ, вы можете прочитать в данной статье.

Что такое КФХ

В настоящее время деятельность крестьянских фермерских хозяйств (КФХ) регулируется Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и главой 3.1 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 74-ФЗ КФХ – это объединение родственников, которые занимаются производством, хранением и продажей сельскохозяйственной продукции. Такая деятельность может осуществляться на территории собственного нежилого участка. На данном участке не может быть расположено жилое помещение (только дача, которая относится к нежилому фонду).

КФХ создается одним из родственников, который подает в налоговую инспекцию заявление о регистрации гражданина РФ в качестве индивидуального предпринимателя. В этом случае регистрировать ООО при создании КФХ не требуется.

При желании родственники могут создать юридическое лицо на основе членства (статья 86.1 ГК РФ), то есть несколько родственников будут являться собственниками КФХ, нести расходы по приобретению имущества и ответственность при банкротстве фермерского хозяйства.

Стоит отметить, что статья 86.1 ГК РФ, которая предусматривает возможность ведения деятельности КФХ как юридического лица, была внесена в Гражданский кодекс для продления переходного периода с Закона РСФСР на Федеральный Закон РФ о деятельности КФХ.

Все имущество и прибыль от сельскохозяйственной деятельности являются общим имуществом членов хозяйства. С полученных доходов от деятельности КФХ глава должен уплатить налог в зависимости от выбранного режима налогообложения.

Читайте также:
Закон о добровольном страховании транспортных средств

Стоит отметить, что КФХ не имеет право официально трудоустраивать других членов хозяйства или заключать с ними договоры гражданско-правового характера. Так как предполагается, что члены КФХ являются родственниками и ведут совместную деятельность. А вот заключить договор гражданско-правового характера с человеком, не являющимся членом хозяйства, КФХ имеет право, например, для перевозки груза или реализации продукции.

Продление статуса КФХ в 2022 году: ждать или нет

Первоначально деятельность КФХ регулировалась Законом РСФСР от 22.11.1990 №348-1. По старому Закону, КФХ должны были быть зарегистрированными в качестве юридического лица

Согласно изменениям, внесенным в статью 23 ГК РФ, россияне имеют права заниматься сельскохозяйственной деятельностью без образования юридического лица, а только с регистрацией ИП. То есть «старые» КФХ должны произвести перерегистрацию по новым правилам. Срок действия поправки о перерегистрации действует до конца 2022 года. Получается, что если КФХ не произведет перерегистрацию, то со следующего года оно не сможет вести деятельность.

Стоит отметить, что в настоящее время на рассмотрении в Государственной думе находится Законопроект № 995102-7 «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Данный проект предлагает продлить срок сохранения за КФХ статуса юридического лица до 1 января 2028 года.

На начало 2022 года по всей России насчитывается порядка 176 тысяч КФХ, из которых 13 тысяч фермерских хозяйств имеют статус юридического лица. Продление действия статуса КФХ, зарегистрированных по старым правилам, позволит избежать множества проблем, так как фермерские хозяйства за время деятельности успели взять кредиты и долговые обязательства. Смена организационно-правовой формы КФХ повлечет за собой обязательства по полному погашению ранее оформленных кредитов, что может привести к банкротству многих КФХ.

Кроме этого, перерегистрация статуса «старых» КФХ «обнулит» кредитные истории всех фермерских хозяйств и отменит все возможные льготные условия в кредитовании для постоянных клиентов.

Рассмотрение данного Законопроекта запланировано на октябрь 2022 года. Поэтому есть возможность, что КФХ продлят переходный период перерегистрации еще на 7 лет.

Как убедить соседа не делать ремонт по воскресеньям?

Я живу в Теплом Стане. Район я свой очень люблю из-за тишины и чистого воздуха: кругом лес. Недавно в нашем тихом доме поселился замечательный сосед. Только он играет не на кларнете и даже не на трубе: все выходные он рушит стены, стучит молотком и воняет краской. Даже в воскресенье! Как я понимаю, это незаконно.

Возможно, вы сможете рассказать, на какой закон сослаться, чтобы сосед не шумел? Где-нибудь написано, что в воскресенье ремонт делать нельзя?

Помогите! Я уже во сне слышу звук перфоратора.

Представляю, как вам тяжело. Мой сосед тоже делает ремонт. Несмотря на то что все правила он соблюдает, приятного мало.

Делать ремонт по закону нельзя:

  1. В воскресенье и праздничные дни.
  2. В остальные дни с 09:00 до 19:00 с перерывом на «тихий час» с 13:00 до 15:00.

Давайте разбираться, как убедить соседа не нарушать тишину по закону.

Отвечать на вопросы, можно ли делать ремонт в выходные и можно ли делать ремонт в праздничные дни, начнем с Конституции РФ. Осуществляя свои права и свободы, нельзя нарушать права других. Ремонт в квартире — это право вашего соседа, но он не должен нарушать ваше право на отдых.

Есть требования закона и санитарные нормы по использованию жилого помещения. Они защищают права и интересы жильцов и соседей. Пользоваться жилым помещением нужно в соответствии с этими нормами.

По этим правилам дневное время — это время с 7:00 до 23:00, ночное — с 23:00 до 7:00.

Нормальный уровень фонового шума для жилых комнат и квартир днем — 40 децибел, ночью — 30 децибел. Максимальный уровень непостоянного шума — 55 децибел в дневное время и 45 децибел в ночное. Нарушением считается любой звук, который превышает норму и мешает жильцам в любое время, кроме новогодней ночи.

Чтобы понять уровень шума в децибелах без специальных приборов, приведем несколько примеров. Шелест листвы в лесу и шепот — это 30—40 децибел. Уверенная речь человека достигает 50 децибел, детский плач — 75 децибел, а крик — 90 децибел. Перфоратор во время работы шумит на уровне 95—100 децибел.

Это безопасный уровень громкости и предельные временные рамки по России в целом. Местные власти могут устанавливать дополнительные требования к соблюдению тишины.

Например, в Московской области ночное время начинается в 21:00 и заканчивается в 08:00. В выходные и праздничные дни в Подмосковье запрещено шуметь с 22:00 до 10:00. Ремонт можно делать с понедельника по субботу с 09:00 до 19:00 с перерывом с 13:00 до 15:00.

В Санкт-Петербурге нельзя шуметь с 22:00 до 08:00. В выходные и праздничные дни — до 12:00. Значит, ремонт в выходные после обеда под запретом.

В Москве действует закон о соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время. С 07:00 до 23:00 уровень шума в квартирах столицы должен ограничиваться 55 децибелами, а в ночные часы не должен превышать 45 децибел.

Читайте также:
Закон об использовании персональных данных россиян

Ремонт в столице разрешено делать с 09:00 до 19:00 с понедельника по субботу. Ремонт в праздничные дни, например 9 мая, и в воскресенье делать запрещено. Кроме того, позаботились о дневном сне детей: установили тихий час с 13:00 до 15:00. В это время шумные работы в Москве запрещены и в будни, и в выходные.

Получается, что ремонт в Москве можно делать с понедельника по субботу, кроме праздников, с 09:00 до 19:00 с перерывом на тихий час с 13:00 до 15:00. Исключение предусмотрено для новостроек: в первые полтора года после сдачи объекта жильцы могут делать ремонт в светлое время суток без перерыва.

Отдельно нужно сказать, что под эти ограничения подпадает именно ремонт. Если нужно быстро просверлить две дырки, чтобы повесить полку, сделать это по московскому закону можно с 07:00 до 23:00.

Что делать, если сосед продолжает шуметь

Если ссылки на закон не убедили вашего соседа и он продолжает делать ремонт в выходные дни или по вечерам, можно вызвать участкового или позвонить в полицию.

Нарушение допустимого санитарными нормами уровня шума влечет административную ответственность.

В Москве за организацию ремонта, строительства или перепланировки в запрещенные часы соседу могут выписать штраф в размере 1000—2000 Р .

Кроме того, можно обратиться в Мосжилинспекцию и проверить законность ремонта вашего соседа. Заявление можно принести в одно из территориальных подразделений инспекции или направить по электронной почте.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Часы тишины: куда жаловаться на шумных соседей, магазины и строителей

Когда нельзя шуметь

Время, когда можно или нельзя шуметь, прописано в законе «О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве» и Кодексе города Москвы об административных правонарушениях. С 07:00 утра до 23:00 уровень шума в квартирах должен ограничиваться 55 децибелами, а в ночные часы — не превышать 45 децибел.

До утра стоит отложить игру на музыкальных инструментах и пение, убавить звук телевизора и прекратить ремонт. Шуметь запрещается не только в квартирах, но и в подъездах, во дворах, около детских садов, домов-интернатов, больниц, на территории санаториев, гостиниц и общежитий. Закон о тишине также нарушают звуки сигнализации автомобиля или громкая музыка в машине, езда со спортивным глушителем, фейерверки и шумные работы на стройках.

Вместе с тем превышение допустимого уровня шума допускается для предотвращения правонарушений или дорожно-транспортных происшествий, при проведении религиозных или культурно-массовых мероприятий, разрешённых городом.

Предельно допустимый уровень шума

Человек чувствует себя максимально комфортно при шуме в 30 децибел — это шёпот или шелест листьев. Обычный разговор людей равен 60 децибелам, а звонок будильника достигает 90 децибел. При звуке в 140 децибел — такой бывает при выстреле или взлёте самолёта — человек уже испытывает болевые ощущения. А звуки свыше 160 децибел могут привести разрыву барабанных перепонок и даже к смерти.

Для разных мест столицы установлен свой допустимый уровень шума. Например, возле жилых домов днём он не должен превышать 70 децибел, а ночью — 60. В палатах больниц и санаториев днём разрешён уровень в 50 децибел, а в ночные часы — только 40.

В учебных заведениях предельно допустимый уровень шума в любое время суток — 55 децибел.

Регулярно отслеживать уровень шума в столице должны специалисты ГПБУ «Мосэкомониторинг». Итоги проверок публикуются на официальном сайте.

Кто шумит и куда жаловаться

Главными источниками шума в городах считаются самолёты, поезда, автомобили и стройки.

Транспорт

Звук взлетающего самолёта может достигать 140 децибел. Поэтому вдоль аэропортов устанавливаются шумозащитные экраны, а маршруты взлёта и посадки воздушных судов не проходят над домами. Однако с введением вертолётных площадок в небе над столицей то и дело можно увидеть (и услышать) вертолёты. Если авиатранспорт мешает, то пожаловаться на него можно в столичное управление Роспотребнадзора по телефону или через общественную приёмную.

При строительстве железных дорог, линий метрополитена и автотрасс сегодня устанавливают шумозащитные экраны, системы шумоподавления, разрабатывают «тихие» рельсы и бесшумные поезда. Если от шума дороги в квартире не спасают даже современные окна, то стоит обратиться в электронную приёмную столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды. Рассмотреть обращение и ответить на него специалисты обязаны в течение 30 дней. Также можно пожаловаться в единую справочную службу Мэрии Москвы по телефону: +7 (495) 777-77-77.

Стройка не повод для шума

Рабочие на стройках могут проводить шумные работы только с 07:00 до 23:00. Если это требование нарушается, можно смело жаловаться в Департамент природопользования.

Вывоз мусора

Жаловаться на шумный вывоза мусора по ночам нужно в Объединение административно-технических инспекций (ОАТИ). Сделать это можно, обратившись в электронную приёмную или отправив письмо по почте.

Ремонт по соседству

С 2015 года в столице действуют новые правила проведения ремонтных работ в жилых домах. Стучать, пилить и жужжать по воскресеньям и государственным праздникам теперь запрещено. По рабочим дням и субботам ремонт можно проводить с 09:00 до 19:00 с перерывом на тихий час с 13:00 до 15:00.

Читайте также:
Является ли муж близким родственником по закону

Исключение лишь для новостроек: в течение полутора лет после сдачи дома жители могут делать ремонт в светлое время суток без перерыва.

Кроме того, с 23:00 до 07:00 в квартирах нельзя слушать громкую музыку, петь или играть на музыкальных инструментах. Придётся отказаться от передвижения мебели, танцев и активных игр с животными или детьми, чтобы не мешать соседям снизу.

Если ремонт у ваших соседей или шумные посиделки постоянно затягиваются допоздна, то стоит вызвать участкового или позвонить в полицию. Сотрудники проведут профилактическую беседу с нарушителями и, если потребуется, составят протокол.

Обратиться в полицию можно и в том случае, если источник шума находится в подъезде, во дворе или на расположенной вблизи строительной площадке.

Когда соседи много стучат и явно ломают стены, можно обратиться в Мосжилинспекцию и проверить законность такого ремонта. Для этого нужно лично принести заявление в одно из территориальных подразделений инспекции или направить его по электронной почте. Можно обратиться в онлайн-приёмную или лично встретиться с начальниками окружных представительств.

Если вы сами планируете начать ремонт, советуем встретиться с ближайшими соседями и обсудить время и дни, в которые планируются шумные работы. Предупредить соседей стоит также о предстоящих шумных праздниках. Такой способ позволит избежать их недовольства и найти компромиссное для всех решение.

Вместо соседей — шумные магазины

Ещё один источник шума — магазины шаговой доступности и кафе. Если в проектах современных новостроек нежилые помещения на первых этажах заложены изначально и соответствуют всем нормативам, то в домах старых серий появление магазинов может сопровождаться рядом нарушений, и тогда их работа будет мешать жильцам.

Из квартиры — магазин

Чтобы устроить вместо квартиры на первом этаже торговый павильон, офис или кафе, собственность необходимо перевести в нежилой фонд. Без согласия собственников это можно сделать только при наличии отдельного входа в помещение. Если его нет, то вопрос выносится на собрание жильцов. Именно на этом этапе легче всего вмешаться и предотвратить появление нового источника шума.

Положительное решение принимается, если за проголосовало не менее двух третьих владельцев квартир. При этом результаты собрания должны быть подтверждены документально. Собственнику понадобится также одобренный проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, которому он обязан в точности следовать при выполнении ремонта.

Если собрания не проводилось или рабочие явно отклонились от утверждённого плана перепланировки, то стоит обратиться в Мосжилинспекцию или прокуратуру.

Гул и запахи

Если в квартире слышен шум от холодильного оборудования или же заметен стойкий запах готовящихся блюд, то стоит написать жалобу в Роспотребнадзор. Он направит специалистов, которые замерят уровень шума в квартире и проверят исправность вытяжки. Некоторые компании предпочитают компенсировать дискомфорт от шума установкой в квартирах стеклопакетов и предоставлением жителям специальных скидок. Если компромисс найти не удалось, то составляется протокол о нарушениях, который потом направляется в суд.

Можно вызвать и независимые организации по замеру шума, после чего самостоятельно направить обращение в суд. Чем больше жителей присоединятся к жалобе, тем больше шансов, что судья согласится взыскать с нарушителя существенную компенсацию за моральный ущерб.

В Роспотребнадзор нужно обращаться при шуме от всех предприятий, в том числе от ТЭЦ. Сделать это можно по телефону или через электронную приёмную.

Ночная разгрузка

Закон не запрещает магазинам производить разгрузку по ночам, но с 23:00 до 07:00 шуметь при этом запрещено. Разгружать товар нужно с торца дома, где нет окон. Необходимо заглушить двигатели автомобилей, исключить работу шумного оборудования, громкие переговоры между сотрудниками, а также применять другие меры по снижению шума. Например, использовать прорезиненное покрытие пола вместо железного, смазывать скрипящие двери.

Пожаловаться на шум от погрузочно-разгрузочных работ можно в Департамент природопользования и охраны окружающей среды или в Московскую административную дорожную инспекцию (МАДИ). Заявления принимаются как в письменном виде, так и через электронную приёмную. Также можно позвонить в единую справочную службу Мэрии Москвы по телефону: +7 (495) 777-77-77.

Ночные посиделки

Иногда по вечерам около магазинов собираются шумные компании, мешающие жителям громкими разговорами, музыкой и даже драками. Замерить такой шум приборами не удастся, поэтому стоит вызвать участкового или дежурный наряд полиции.

Кроме того, сомнительную торговую точку можно попросить проверить на соблюдение закона о запрете продажи алкоголя в ночное время.

Что грозит нарушителям?

За нарушение тишины и покоя в ночное время — с 23:00 до 07:00 — обычным гражданам грозит предупреждение или наложение административного штрафа от одной до двух тысяч рублей. Для должностных лиц штраф составит от четырёх тысяч до восьми тысяч рублей, а юридические лица в этом случае будут оштрафованы на сумму от 40 тысяч до 80 тысяч рублей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: