Закон о госрегистрации юридических и физических лиц

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

  • Главная
  • Новости

25 августа 2022 года вступают в силу изменения в ФЗ “О государственной регистрации Юр. лиц и ИП” и ст. 80 Основ законодательства РФ о нотариате

25 августа 2022 года вступает в силу Федеральный закон от 26.05.2022 N 143-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” и статью 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате”.

В связи с принятием данного закона ожидаются следующие изменения:

– при свидетельствовании подлинности подписи на заявлениях о государственной регистрации юридического лица при создании, а также на заявлениях о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя нотариусы в рамках одного нотариального действия будут передавать в налоговый орган указанные заявления вместе с необходимыми для регистрации документами;

– заявления и необходимые документы будут передаваться нотариусом в налоговый орган, незамедлительно, то есть в день совершения нотариального действия;

– если в создании юридического лица участвуют несколько лиц, то как известно, учредителям не обязательно являться к одному и тому же нотариусу одновременно, соответственно, подписи учредителей могут быть заверены разными нотариусами. В таком случае документы на регистрацию юридического лица будет подавать тот нотариус, который заверил подпись последнего из заявителей;

– заявления и необходимые документы будут передаваться нотариусом в налоговый орган в виде электронных документов, а результат регистрации, т.е. документы, подтверждающие факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, учредительный документ юридического лица с отметкой регистрирующего органа, документ о постановке на учет в налоговом органе, будет направляться налоговым органом в электронной форме нотариусу, направившему документы на регистрацию. Это же касается и решения об отказе в государственной регистрации;

– документы, подтверждающие регистрацию ЮЛ либо ИП, либо отказ в регистрации может получить у нотариуса сам заявитель, либо его представитель по доверенности. При этом доверенность может быть как нотариальная, так и лично представленная нотариусу заявителем (подписанная заявителем в присутствии нотариуса);

– результат регистрации создаваемого ЮЛ или ИП можно получить у нотариуса в электронном виде. Также по просьбе заявителя нотариус может перевести документы в бумажный формат и удостоверить равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу;

– важный момент: данное нововведение касается лишь коммерческих организаций, так как для некоммерческих организаций установлен специальный порядок регистрации – решение о регистрации НКО принимает Минюст России либо его территориальные органы, электронное взаимодействие с которыми у нотариусов в настоящее время отсутствует;

– срок государственной регистрации не изменился и составляет не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в налоговый орган;

– кроме того, данное нововведение не исключает возможности заявителей при создании юридического лица либо регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя непосредственно обратиться в налоговый орган с заявлением о регистрации, в таком случае нотариального заверения подписи на заявлении не требуется. Для ИП существует также возможность подать заявление без нотариального заверения и через МФЦ.

Без сомнений, данное нововведение создает дополнительные удобства для заявителей – это существенная экономия времени, кроме того, заявитель теперь будет оплачивать только свидетельствование подписи на заявлении о регистрации, а передача пакета необходимых документов в налоговый орган в данном случае самостоятельным нотариальным действием считаться не будет, соответственно, не будет подлежать оплате.

В случаях, не касающихся государственной регистрации создаваемого ЮЛ либо регистрации ФЛ в качестве ИП, также возможно будет воспользоваться возможностью подать документы в налоговый орган через нотариуса, только уже в качестве дополнительного нотариального действия.

Закон о госрегистрации юридических и физических лиц

Введите то, что Вы ищете

Необходимые документы

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ КАДАСТРОГО УЧЕТА И (ИЛИ) РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления , за исключением установленных Законом № 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом № 218-ФЗ порядке.

Форма заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (ссылка на форму) и требования к его заполнению, а также требования к формату такого заявления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждены приказом Росреестра от 19.08.2022 № П/0310.

Порядок представления заявления и документов:

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном приказом Росреестра от 30.12.2022 № П/0509:

в форме документов на бумажном носителе:

– посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через МФЦ;

– посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;

– в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом:

– с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав.

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте .

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством почтового отправления направляются в подразделение органа регистрации прав согласно перечню подразделений органа регистрации прав, который опубликован на официальном сайте.

В случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством почтового отправления:

подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, а также в нотариальном порядке удостоверена доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя;

Читайте также:
Обман потребителя закон о защите прав потребителя

сделка с объектом недвижимости должна быть нотариально удостоверена;

доверенность, подтверждающая полномочия лица, совершившего сделку, должна быть нотариально удостоверена, если подлежащая государственной регистрации сделка с объектом недвижимого имущества или сделка, на основании которой подлежит государственной регистрации право либо ограничение права и обременение объекта недвижимости, совершена представителем, действующим на основании доверенности;

к заявлению дополнительно прилагаются копия документа, удостоверяющего личность физического лица (правообладателя, стороны или сторон сделки, а также представителя данных лиц, если заявителем является представитель), и копия документа, удостоверяющего личность физического лица – представителя юридического лица (если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица).

Документы, прилагаемые к заявлению

К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие документы:

документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

иные документы, предусмотренные Законом № 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона № 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом № 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом № 218-ФЗ или иными федеральными законами.

Заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

При представлении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав посредством личного обращения физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица – также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом. (В случае, если полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления подтверждаются доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа, нотариальное удостоверение такой доверенности для ее представления вместе с соответствующим заявлением о государственной регистрации прав не требуется.)

За государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 17 Закона № 218-ФЗ).

Представление документа, подтверждающего внесение государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не требуется. Заявитель вправе представить такой документ по собственной инициативе.

При этом орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем (статья 25 Закона № 218-ФЗ).

Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

    акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

свидетельства о праве на наследство;

вступившие в законную силу судебные акты;

решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии с вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов, вместе с такими исполнительными листами;

акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;

схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Требования к документам

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.

Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом № 218-ФЗ, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Читайте также:
Приватизация ведомственного жилья: новый закон

Тексты документов, представляемых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в форме документов на бумажном носителе, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц – без сокращения с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и при наличии отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.

Если представленные в форме документов на бумажном носителе заявление и документы имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, либо такие документы исполнены карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание, то орган регистрации прав обязан возвратить такие заявление и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения.

Необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, а также иные необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе (за исключением актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество) представляются в экземпляре-подлиннике. Такие документы с отметкой об их переводе в форму электронного образа документа (за исключением случаев, установленных законом) возвращаются заявителю после завершения процедуры осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав вместе с иными подлежащими выдаче документами.

Межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав исключительно в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.

Копии актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления в форме документов на бумажном носителе, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, в форме документов на бумажном носителе представляются для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в одном экземпляре, который после сканирования при выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав возвращается заявителю.

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в форме документа на бумажном носителе представляется в единственном экземпляре-подлиннике.

Если документы представляются для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в форме электронных документов, электронных образов документов такие документы представляются:

  • в форме электронных документов, если Законом № 218-ФЗ предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе должны быть представлены в подлиннике, в том числе если такие документы выражают содержание нотариально удостоверенной сделки;
  • в форме электронных документов или электронных образов документов (в том числе акты органов государственной власти, акты органов местного самоуправления, а также судебные акты, установившие права на недвижимое имущество).

Документы, представляемые в форме электронных документов, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных на то лиц, сторон договора или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

Документы, представляемые в форме электронных образов документов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе.

Сформированный комплект документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемых в форме электронных документов, электронных образов документов, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА НА ОСНОВАНИИ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ ОБЪЕКТА НЕЖИЛОГО НАЗНАЧЕНИЯ

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ОБЪЕКТ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ЗАСТРОЙЩИКА НА ЖИЛОЕ (НЕЖИЛОЕ) ПОМЕЩЕНИЕ, НАХОДЯЩЕЕСЯ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ, НЕ ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ ПРЕДМЕТОМ ДОГОВОРА УЧАСТИЯ В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Статья 22.1. Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя

1. При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

б) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя;

в) копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя;

г) копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя;

д) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации;

е) копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации;

ж) подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации;

з) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным;

и) документ об уплате государственной пошлины;

к) справка о наличиисудимости ифакта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная физическому лицу, регистрируемому в качестве индивидуального предпринимателя, в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанный документ представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации;

Читайте также:
Закон о сроке давности по коммунальным платежам

л) решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске к предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

2. Представление документов при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона. При этом верность копии документа, представляемой при указанной государственной регистрации, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, если заявитель представляет ее в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии соответствующий документ в подлиннике. Данный подлинник возвращается заявителю при выдаче регистрирующим органом предусмотренной пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона расписки.

3. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.

4. Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельнымв связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, который намерен осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности, указанные в подпункте “к” пункта 1 настоящей статьи, в случае, если данное физическое лицо имеет или имело судимость, подвергалось уголовному преследованиюза преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, общественной безопасности либо имеет неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта.

Допускается государственная регистрация физических лиц, которые намерены осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности, указанные в подпункте “к” пункта 1 настоящей статьи, и имели судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, и физических лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске к предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Краткий обзор последних поправок в закон № 129-ФЗ

Главная » Новости и статьи » Краткий обзор последних поправок в закон № 129-ФЗ

    3 декабря, 2019 Актуальные новостизаконодательство РФ, индивидуальные предприниматели, общества с ограниченной ответственностью, регистрация изменений, регистрация фирм

12.11.2019 г. Президент подписал закон № 377-ФЗ. Этот нормативный акт внес изменения в закон № 129-ФЗ о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Наша статья расскажет читателям о некоторых новеллах этого закона.

Расширение перечня данных о лицах, действующих без доверенности

Законодатель продолжает настойчиво добиваться прозрачности российского бизнеса. Для этого государство существенно изменило п.п. «л» п. 1 ст. 5 закона № 129-ФЗ. Редакция вступит в силу с 01.09.2022 г. Уполномоченная ИФНС станет фиксировать в ЕГРЮЛ место жительства гражданина, действующего без доверенности от имени юрлица. Сегодня норма требует вносить просто паспортные данные. Видимо, этого для полноценного контроля оказалось недостаточно.

Кроме того, если в фирме сразу несколько субъектов имеют право представлять ее интересы без доверенности, регистрирующий орган станет заносить в реестр еще и данные о том, действуют ли они совместно либо вообще не зависят друг от друга.

Список оснований для отказа в регистрации юрлиц пополнился еще одним пунктом

С 01.09.2022 г. уполномоченная инспекция откажется зарегистрировать фирму (или внести изменения в реестр), если в качестве руководителя либо субъекта, участвующего в управлении такой компанией, фигурирует гражданин (или бывший ИП), признанный банкротом (новый п.п. «ш» п. 1 ст. 23 закона № 129-ФЗ).

Напомним, что согласно ст. 213.30 закона о банкротстве № 127-ФЗ физлицо-банкрот не вправе руководить или иным образом оказывать управленческое влияние на деятельность юридического лица в течение 3 лет после окончания своей процедуры банкротства.

Кроме того, гражданин-банкрот лишается права в течение 5 лет после завершения процедуры руководить (или иным способом управлять) страховой компанией, микрофинансовой фирмой, инвестиционным фондом, пенсионной компанией.

Ну и, наконец, физлицо в течение 10 лет после реализации имущества (прекращения дела о банкротстве) не должен руководить банком либо участвовать в управлении кредитной организацией.

Несмотря на это требование, зафиксированное в законе о несостоятельности, уполномоченная ИФНС не могла отказать в регистрации по данному основанию. Его просто не было в законе о регистрации. Теперь же оно появилось.

Вопросы по форме Р38001

Законодатель убрал из п. 4 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ упоминание о том, что возражения (заявление) на решение уполномоченной ИФНС об удалении организации из ЕГРЮЛ направляется по утвержденной форме (Р38001). При этом он отметил, что заявитель отправляет данный документ одним из способов, указанным в п. 6 ст. 9.

Кстати, здесь могут возникнуть определенные проблемы. Данный пункт обязывает заявителя придерживаться утвержденной формы при направлении возражений на изменение Устава или сведений в ЕГРЮЛ. Поэтому велика вероятность того, что региональные инспекции станут требовать соблюдения формы и при подаче возражений на решение об исключении юрлица из реестра. Здесь необходимы дополнительные разъяснения ФНС РФ. Эта новелла также начнет действовать с 01.09.2022 г.

Читайте также:
Через какое время положен отпуск по закону

Новые сведения, подлежащие публикации в ЕФРС

С ноября 2019 г. в реестр значимых сведений о деятельности юрлиц и ИП вносятся: информация о купле-продаже предприятия и аренде, а также сообщение о ликвидации фирмы. При этом указываются данные решения о ликвидации, о ликвидаторе (ликвидационной комиссии), о порядке предъявления требований. Кроме того, заявители должны теперь включать в ЕФРС извещения о реорганизации компании и об уменьшении ее уставного капитала (п.п. «н.4-н.7» п. 7 ст. 7.1 закона № 129-ФЗ).

Возможность вносить в ЕФРС сведения по желанию предпринимателей

Закон разрешил бизнесу включать в ЕФРС информацию, напрямую не связанную с регистрацией. С 01.04.2022 г. субъекты хозяйственной деятельности вправе публиковать в реестре сообщения о поручительстве, об обратном выкупе, об удержании и прекращении удержания имущества, об ограничении прав по контракту и т. д.

Лицо, разместившее запись, заносит данные о контрагентах, об условиях появления и прекращения обязательств и прав, вытекающих из контракта. При прекращении прав или изменении условий соглашения субъект, опубликовавший информацию в ЕФРС, в трехдневный срок вносит соответствующие поправки в реестр.

Все эти данные становятся общедоступными с даты публикации и остаются таковыми в течение 3 месяцев со дня появления записи об окончании договора либо с даты, когда ограничения и права прекратили действовать.

Дополнительная информация о банкротстве ИП в ЕГРИП

При банкротстве ИП регистрирующий орган станет включать в реестр дату окончания продажи имущества предпринимателя либо дату завершения производства по делу о банкротстве и основания для такого прекращения (п.п. «л» п. 2. ст. 5 закона № 129-ФЗ»). Кроме того, в норме появилось прямое указание на то, что уполномоченная ИФНС своим решением вправе удалить ИП из ЕГРИП.

Ну и, наконец, законодатель по аналогии с юрлицами обязал оператора ЕФРСБ в трехдневный срок предоставлять регистрирующему органу сведения об основных этапах процедуры банкротства индивидуального предпринимателя (п. 4 ст. 5 закона № 129-ФЗ в новой редакции). Данные новеллы вступят в силу с 01.09.2022 г.

Уполномоченная ИФНС получила право самостоятельно исключать ИП из ЕГРИП

Закон № 129-ФЗ пополнился новой статьей — 22.4. Эта норма дает право регистрирующему органу своим решением исключить ИП из ЕГРИП. Уполномоченная ИФНС лишит человека статуса предпринимателя, когда у него есть задолженность перед бюджетом и при этом субъект в течение 15 месяцев не направлял в инспекцию отчетность либо прошло более 15 месяцев с даты истечения срока действия его патента.

Исключение ИП проходит по аналогии с удалением неработающей фирмы из ЕГРЮЛ. Чиновники публикуют сообщение в Вестнике госрегистрации и в течение месяца ждут заявлений от ИП, кредиторов и других заинтересованных лиц. Если возражения не поступят, инспекция исключает ИП из ЕГРИП. Заинтересованные граждане и компании вправе обжаловать исключение человека из реестра на протяжении 1 года с момента, как узнали (должны были узнать) о нарушении прав. Эта норма начнет работать с 01.09.2022 г.

Запрет на регистрацию ИП в течение установленного законом срока при его исключении из ЕГРИП по решению уполномоченной ИФНС

С 01.09.2022 г. гражданин не зарегистрируется индивидуальным предпринимателем, если уполномоченная инспекция исключила его своим решением из реестра и с этого момента не прошло трех лет (п. 4 ст. 22.1 закона № 129-ФЗ).

Арбитраж больше не станет направлять в регистрирующий орган решение о признании ИП банкротом

С 01.09.2022 г. суды получат право не направлять в уполномоченную ИФНС копии актов о признании ИП банкротом для записи в ЕГРИП о прекращении субъектом работы в качестве ИП. Эти сведения будет направлять оператор ЕФРСБ (п. 3 ст. 22.3 закона № 129-ФЗ).

Выводы

Подведем некоторые итоги. Закон вроде бы разрешил использовать свободную форму заявления (возражений) на решение об исключении фирмы из ЕГРЮЛ. Здесь законодатель пошел вслед за судами, которые и раньше указывали, что для направления возражений совсем не обязательно использовать Р38001 (Постановление 16 ААС по делу №А75-100/2019 от 25.04.2019 г.). В то же время п. 4 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ отсылает читателя к п. 6 ст. 9 того же закона в части разъяснения способов направления заявления. А этот пункт прямо обязывает использовать установленную форму. Поэтому по данному вопросу необходимы дополнительные разъяснения ФНС РФ.

Также стоит особо отметить тот факт, что государство обновило нормы о регистрации ИП и предоставило возможность уполномоченной ИФНС самостоятельно исключать предпринимателей из ЕГРИП. Нет сомнений, что после вступления в силу этих новелл инспекции начнут массовую «чистку» реестра от неработающих ИП.

Однако новые нормы вызывают и некоторые вопросы. Например, как чиновники станут определять совместность действий лиц без доверенности? Если они будут принимать во внимание родственные связи или принадлежность субъектов к участникам юрлица — это одно. А если исходя из своих догадок и домыслов — это другое. Ведь признание действий людей совместными автоматически (в некоторых случаях) ведет к признанию их контролирующими должника лицами (КДЛ). Например, когда среди них есть одно официальное КДЛ, действующее без доверенности. И что тогда мешает ИФНС объявить действующими совместно всех руководителей юрлица-банкрота, а потом привлечь к субсидиарной ответственности? Поэтому порядок определения совместности действий следует уточнить.

Или другой момент. Должен ли субъект хозяйственной деятельности получить согласие контрагента на публикацию сведений о сделке в ЕФРС? Из новелл можно сделать вывод, что согласия не требуется. А если вторая сторона не хочет публиковать сведения? Получается, что ее мнение вообще не учитывается.

И, наконец, можно сделать вывод, что информация, вносимая в ЕГРЮЛ и ЕФРС, начинает все больше и больше дублироваться. Оператор ЕФРС обязан направлять часть сведений в регистрирующий орган, а уполномоченная ИФНС — оператору ЕФРС. В свою очередь, субъекты хозяйственной деятельности вынуждены вносить данные как в ЕГРЮЛ, так и в ЕФРС. А это уже начинает раздражать людей.

Краткий обзор последних поправок в закон № 129-ФЗ

Главная » Новости и статьи » Краткий обзор последних поправок в закон № 129-ФЗ

    3 декабря, 2019 Актуальные новостизаконодательство РФ, индивидуальные предприниматели, общества с ограниченной ответственностью, регистрация изменений, регистрация фирм

12.11.2019 г. Президент подписал закон № 377-ФЗ. Этот нормативный акт внес изменения в закон № 129-ФЗ о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Наша статья расскажет читателям о некоторых новеллах этого закона.

Расширение перечня данных о лицах, действующих без доверенности

Законодатель продолжает настойчиво добиваться прозрачности российского бизнеса. Для этого государство существенно изменило п.п. «л» п. 1 ст. 5 закона № 129-ФЗ. Редакция вступит в силу с 01.09.2022 г. Уполномоченная ИФНС станет фиксировать в ЕГРЮЛ место жительства гражданина, действующего без доверенности от имени юрлица. Сегодня норма требует вносить просто паспортные данные. Видимо, этого для полноценного контроля оказалось недостаточно.

Читайте также:
Федеральный закон о дополнительном образовании действующий

Кроме того, если в фирме сразу несколько субъектов имеют право представлять ее интересы без доверенности, регистрирующий орган станет заносить в реестр еще и данные о том, действуют ли они совместно либо вообще не зависят друг от друга.

Список оснований для отказа в регистрации юрлиц пополнился еще одним пунктом

С 01.09.2022 г. уполномоченная инспекция откажется зарегистрировать фирму (или внести изменения в реестр), если в качестве руководителя либо субъекта, участвующего в управлении такой компанией, фигурирует гражданин (или бывший ИП), признанный банкротом (новый п.п. «ш» п. 1 ст. 23 закона № 129-ФЗ).

Напомним, что согласно ст. 213.30 закона о банкротстве № 127-ФЗ физлицо-банкрот не вправе руководить или иным образом оказывать управленческое влияние на деятельность юридического лица в течение 3 лет после окончания своей процедуры банкротства.

Кроме того, гражданин-банкрот лишается права в течение 5 лет после завершения процедуры руководить (или иным способом управлять) страховой компанией, микрофинансовой фирмой, инвестиционным фондом, пенсионной компанией.

Ну и, наконец, физлицо в течение 10 лет после реализации имущества (прекращения дела о банкротстве) не должен руководить банком либо участвовать в управлении кредитной организацией.

Несмотря на это требование, зафиксированное в законе о несостоятельности, уполномоченная ИФНС не могла отказать в регистрации по данному основанию. Его просто не было в законе о регистрации. Теперь же оно появилось.

Вопросы по форме Р38001

Законодатель убрал из п. 4 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ упоминание о том, что возражения (заявление) на решение уполномоченной ИФНС об удалении организации из ЕГРЮЛ направляется по утвержденной форме (Р38001). При этом он отметил, что заявитель отправляет данный документ одним из способов, указанным в п. 6 ст. 9.

Кстати, здесь могут возникнуть определенные проблемы. Данный пункт обязывает заявителя придерживаться утвержденной формы при направлении возражений на изменение Устава или сведений в ЕГРЮЛ. Поэтому велика вероятность того, что региональные инспекции станут требовать соблюдения формы и при подаче возражений на решение об исключении юрлица из реестра. Здесь необходимы дополнительные разъяснения ФНС РФ. Эта новелла также начнет действовать с 01.09.2022 г.

Новые сведения, подлежащие публикации в ЕФРС

С ноября 2019 г. в реестр значимых сведений о деятельности юрлиц и ИП вносятся: информация о купле-продаже предприятия и аренде, а также сообщение о ликвидации фирмы. При этом указываются данные решения о ликвидации, о ликвидаторе (ликвидационной комиссии), о порядке предъявления требований. Кроме того, заявители должны теперь включать в ЕФРС извещения о реорганизации компании и об уменьшении ее уставного капитала (п.п. «н.4-н.7» п. 7 ст. 7.1 закона № 129-ФЗ).

Возможность вносить в ЕФРС сведения по желанию предпринимателей

Закон разрешил бизнесу включать в ЕФРС информацию, напрямую не связанную с регистрацией. С 01.04.2022 г. субъекты хозяйственной деятельности вправе публиковать в реестре сообщения о поручительстве, об обратном выкупе, об удержании и прекращении удержания имущества, об ограничении прав по контракту и т. д.

Лицо, разместившее запись, заносит данные о контрагентах, об условиях появления и прекращения обязательств и прав, вытекающих из контракта. При прекращении прав или изменении условий соглашения субъект, опубликовавший информацию в ЕФРС, в трехдневный срок вносит соответствующие поправки в реестр.

Все эти данные становятся общедоступными с даты публикации и остаются таковыми в течение 3 месяцев со дня появления записи об окончании договора либо с даты, когда ограничения и права прекратили действовать.

Дополнительная информация о банкротстве ИП в ЕГРИП

При банкротстве ИП регистрирующий орган станет включать в реестр дату окончания продажи имущества предпринимателя либо дату завершения производства по делу о банкротстве и основания для такого прекращения (п.п. «л» п. 2. ст. 5 закона № 129-ФЗ»). Кроме того, в норме появилось прямое указание на то, что уполномоченная ИФНС своим решением вправе удалить ИП из ЕГРИП.

Ну и, наконец, законодатель по аналогии с юрлицами обязал оператора ЕФРСБ в трехдневный срок предоставлять регистрирующему органу сведения об основных этапах процедуры банкротства индивидуального предпринимателя (п. 4 ст. 5 закона № 129-ФЗ в новой редакции). Данные новеллы вступят в силу с 01.09.2022 г.

Уполномоченная ИФНС получила право самостоятельно исключать ИП из ЕГРИП

Закон № 129-ФЗ пополнился новой статьей — 22.4. Эта норма дает право регистрирующему органу своим решением исключить ИП из ЕГРИП. Уполномоченная ИФНС лишит человека статуса предпринимателя, когда у него есть задолженность перед бюджетом и при этом субъект в течение 15 месяцев не направлял в инспекцию отчетность либо прошло более 15 месяцев с даты истечения срока действия его патента.

Исключение ИП проходит по аналогии с удалением неработающей фирмы из ЕГРЮЛ. Чиновники публикуют сообщение в Вестнике госрегистрации и в течение месяца ждут заявлений от ИП, кредиторов и других заинтересованных лиц. Если возражения не поступят, инспекция исключает ИП из ЕГРИП. Заинтересованные граждане и компании вправе обжаловать исключение человека из реестра на протяжении 1 года с момента, как узнали (должны были узнать) о нарушении прав. Эта норма начнет работать с 01.09.2022 г.

Запрет на регистрацию ИП в течение установленного законом срока при его исключении из ЕГРИП по решению уполномоченной ИФНС

С 01.09.2022 г. гражданин не зарегистрируется индивидуальным предпринимателем, если уполномоченная инспекция исключила его своим решением из реестра и с этого момента не прошло трех лет (п. 4 ст. 22.1 закона № 129-ФЗ).

Арбитраж больше не станет направлять в регистрирующий орган решение о признании ИП банкротом

С 01.09.2022 г. суды получат право не направлять в уполномоченную ИФНС копии актов о признании ИП банкротом для записи в ЕГРИП о прекращении субъектом работы в качестве ИП. Эти сведения будет направлять оператор ЕФРСБ (п. 3 ст. 22.3 закона № 129-ФЗ).

Выводы

Подведем некоторые итоги. Закон вроде бы разрешил использовать свободную форму заявления (возражений) на решение об исключении фирмы из ЕГРЮЛ. Здесь законодатель пошел вслед за судами, которые и раньше указывали, что для направления возражений совсем не обязательно использовать Р38001 (Постановление 16 ААС по делу №А75-100/2019 от 25.04.2019 г.). В то же время п. 4 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ отсылает читателя к п. 6 ст. 9 того же закона в части разъяснения способов направления заявления. А этот пункт прямо обязывает использовать установленную форму. Поэтому по данному вопросу необходимы дополнительные разъяснения ФНС РФ.

Читайте также:
Закон об отработке 2 недель при увольнении

Также стоит особо отметить тот факт, что государство обновило нормы о регистрации ИП и предоставило возможность уполномоченной ИФНС самостоятельно исключать предпринимателей из ЕГРИП. Нет сомнений, что после вступления в силу этих новелл инспекции начнут массовую «чистку» реестра от неработающих ИП.

Однако новые нормы вызывают и некоторые вопросы. Например, как чиновники станут определять совместность действий лиц без доверенности? Если они будут принимать во внимание родственные связи или принадлежность субъектов к участникам юрлица — это одно. А если исходя из своих догадок и домыслов — это другое. Ведь признание действий людей совместными автоматически (в некоторых случаях) ведет к признанию их контролирующими должника лицами (КДЛ). Например, когда среди них есть одно официальное КДЛ, действующее без доверенности. И что тогда мешает ИФНС объявить действующими совместно всех руководителей юрлица-банкрота, а потом привлечь к субсидиарной ответственности? Поэтому порядок определения совместности действий следует уточнить.

Или другой момент. Должен ли субъект хозяйственной деятельности получить согласие контрагента на публикацию сведений о сделке в ЕФРС? Из новелл можно сделать вывод, что согласия не требуется. А если вторая сторона не хочет публиковать сведения? Получается, что ее мнение вообще не учитывается.

И, наконец, можно сделать вывод, что информация, вносимая в ЕГРЮЛ и ЕФРС, начинает все больше и больше дублироваться. Оператор ЕФРС обязан направлять часть сведений в регистрирующий орган, а уполномоченная ИФНС — оператору ЕФРС. В свою очередь, субъекты хозяйственной деятельности вынуждены вносить данные как в ЕГРЮЛ, так и в ЕФРС. А это уже начинает раздражать людей.

Как получить статус многодетной семьи

И какие преимущества это дает

Я многодетный отец: у нас с женой трое детей — две дочки и сын. Расскажу, как оформить статус многодетной семьи и какая от этого польза.

Что такое многодетная семья

В законах нет официального определения многодетной семьи. Но обычно такой считается семья, в которой воспитываются трое и больше несовершеннолетних детей. Государство поддерживает такие семьи льготами и пособиями, чтобы им было легче воспитывать детей. В каждом регионе свой перечень мер поддержки.

Что дает статус многодетной семьи

Многодетным семьям полагаются разные льготы: скидки на ЖКХ, бесплатные земельные участки, льготные кредиты и дотации, бесплатный проезд, раз в месяц бесплатное посещение музеев, парков и выставок. Детей из таких семей должны принимать в детские сады в первую очередь, предоставлять им бесплатное питание в школах и школьную форму, а детям до 6 лет — бесплатные лекарства, которые отпускаются по рецепту. Это все должны обеспечить власти региона, в котором живет многодетная семья.

Чтобы получать льготы и пособия от государства, нужно оформить статус многодетной семьи. Для этого нужно подать документы и дождаться, чтобы вас признали многодетными.

Меры господдержки. Льготы многодетной семье бывают федеральными и региональными. На федеральном уровне это пенсионные, налоговые и ипотечные льготы. Они касаются всех семей. А региональные пособия и субсидии в каждом регионе свои.

Пенсионные и трудовые льготы

Многодетные матери имеют право выйти на пенсию раньше срока. У кого трое детей — на три года раньше пенсионного возраста, четверо — на четыре года. Многодетные матери с пятью детьми и больше выйдут на пенсию в 50 лет.

Чтобы получить право на досрочную пенсию, многодетная мама должна иметь хотя бы 15 лет стажа и накопить минимальное количество пенсионных баллов — коэффициентов. В 2019 году это 16,2 балла, в 2022 — 18,6.

Засчитывают женщине не только трудовой стаж, но и периоды, когда она ухаживала за ребенком до полутора лет. За каждый год, пока ребенку не исполнится полтора года, матери назначают определенный пенсионный коэффициент: 1,8 — за уход за первым ребенком, 3,6 — за вторым и 5,4 — за третьим и последующими детьми.

Многодетным отцам досрочная пенсия не положена. Они идут на пенсию как все — в 65 лет.

Многодетные родители могут уходить в отпуск в любой момент без учета графика отпусков. Даже если в декабре кто-нибудь из родителей подписал график отпусков, но потом передумал, работодатель не может отказать.

Такая возможность есть и у мамы, и у папы. Но есть одно условие: все дети в многодетной семье должны быть младше 12 лет.

А еще многодетного родителя не могут уволить без его согласия. Но при условии, что он единственный кормилец и в семье есть хотя бы один ребенок младше трех лет.

Например, сейчас в моей компании идет сокращение штата из-за эпидемии коронавируса. У меня трое детей, а младшему сыну два года. Но моя жена в отпуске по уходу за ребенком, то есть у нее есть работодатель, который предоставил этот отпуск. Поэтому меня все равно могут сократить. Если бы она не работала вообще, меня не могли бы сократить. Но и здесь есть исключения. Даже многодетного отца могут уволить, если он совершил виновные действия или если организацию, где он работает, ликвидируют.

Льготы в сфере налогообложения и ипотечного кредитования

Многодетные родители имеют право на налоговые вычеты на детей в повышенном размере, льготы по земельному налогу и налогу на имущество. Мы уже рассказывали подробно о том, как получить эти льготы.

Читайте также:
Налог на капитальный ремонт жилья: закон

Расскажу кратко, о каких льготах и суммах идет речь.

Налоговый вычет положен на каждого ребенка, но у многодетных семей он больше обычного. Стандартный налоговый вычет за первого и второго ребенка — по 1400 рублей за каждого. За третьего и последующих детей вычет больше — 3000 рублей за ребенка. То есть семья с тремя детьми может сэкономить на НДФЛ — 5 800 × 13% = 754 рубля в месяц и до 9048 рублей в год.

Налог на имущество. Многодетные семьи платят меньший налог на имущество за квартиру или дом, которые им принадлежат. К стандартному налоговому вычету за дом прибавляются еще по 7 м² за каждого ребенка. За квартиру, комнату или часть квартиры — по 5 м².

Допустим, у семьи с тремя детьми дом площадью 70 м². Всем, кто имеет дом или квартиру, положен вычет: налог начисляют не на всю площадь жилой недвижимости, а только на часть. Стандартный вычет на дом — 50 м². А за троих детей положен дополнительный вычет — 7 м² × 3 = 21 м². То есть вообще не придется платить налог на дом.

Льготы по земельному налогу. У многодетных семей есть возможность уменьшить сумму земельного налога в случае, если у них есть участок. В результате налог они будут платить не со всей площади участка, а за вычетом шести соток.

Например, у многодетной семьи участок под ИЖС площадью 10 соток. Раньше они платили 4000 рублей земельного налога. Но с 2018 года им будут начислять налог только на 4 сотки — 1600 рублей. На 6 соток действует льгота.

Льготная ипотека. Многодетным семьям государство погасит до 450 000 Р по ипотеке, если они купят дом, квартиру или земельный участок.

Деньги выделят один раз и по одному договору. Поэтому, если долг по ипотеке меньше 450 000 Р , государство погасит остаток долга, а оставшаяся сумма господдержки пропадет. Например, если семье осталось выплатить 300 000 Р , бюджет погасит эту сумму, а 150 000 Р семья уже не получит и не сможет использовать на другую ипотеку.

Государство поможет с ипотекой не всем многодетным, а только семьям, в которых третий ребенок родился в 2019 году и позже. Мой третий ребенок родился в 2017 году, поэтому 450 000 Р на выплату ипотеки мне не положены.

Меры поддержки в регионах

В указе президента о поддержке многодетных семей перечислены льготы, которые регионы обязаны предоставить многодетным семьям. Но размер льгот и пособий каждый регион определяет самостоятельно.

Полный перечень льгот конкретного региона перечисляется в соответствующих законах каждого субъекта. Найти текст закона можно на сайтах администраций или в справочно-правовых системах, например в «Гарант» или «Консультант-плюс». Еще легко такие законы можно найти, если в поисковой строке задать запрос «о мерах социальной поддержки многодетных семей в *ваш регион*».

Скидки на оплату коммунальных услуг. В указе президента сказано, что многодетным семьям положены скидки не менее 30% на оплату коммунальных платежей. Скидки бывают и больше, их размер и условия предоставления у каждого региона разные.

Например, в Ульяновской области не делают скидку, но выплачивают компенсацию расходов на коммунальные услуги. И не 30%, а 50%. Но не всем, а только малоимущим.

В Санкт-Петербурге скидку 30% на коммунальные расходы имеют многодетные семьи с тремя детьми. Если в семье от четырех до семи детей, скидка — 40%. А семьи с восемью детьми и более платят только половину расходов на ЖКХ.

В Краснодарском крае собственные расходы на оплату жилья и коммунальных услуг не должны превышать 15% от общего дохода многодетной семьи.

Бесплатный проезд в каждом регионе предоставляют по-разному . Например, в Нижнем Новгороде многодетным семьям положен бесплатный проезд в электричках с мая по сентябрь, а в Санкт-Петербурге — бесплатный проезд в общественном транспорте круглый год, но только для детей.

Денежные выплаты. Региональные власти помогают многодетным семьям денежными субсидиями: платят региональный материнский капитал, выплачивают ежемесячные пособия, компенсируют расходы на школьную форму, обеды в школе, проезд и коммунальные услуги.

Например, в Кемеровской области ежемесячно выплачивают по 60 рублей на хлеб на каждого несовершеннолетнего ребенка в семье и раз в квартал — 1000 рублей неполным семьям, в которых пять и более детей. А в Тульской области платят больше — по 1500 рублей в месяц на ребенка каждой многодетной семье.

Чтобы обеспечить учащихся школьной формой и спортивной одеждой, регионы раз в год выплачивают пособие на ее покупку. Например, в Ульяновске платят 1000 рублей в год.

Еще бывает региональный материнский капитал для многодетных. Например, в Санкт-Петербурге в 2022 году выплачивают 160 000 рублей, а в Свердловской области — 140 000. Материнский капитал для многодетных семей в Астраханской области в два раза меньше — 50 000 рублей. Суммы каждый год индексируют.

Земельный участок. Возможность получения бесплатного земельного участка упоминается в земельном кодексе. Но условия выделения участков определяют регионы.

Например, в Московской области троим детям в семье должно быть меньше 18 лет. А в Ульяновской бесплатный участок выдают даже тем многодетным семьям, в которых есть дети от 18 до 23 лет, если они учатся в школе, колледже или вузе.

В Московской области нужно прожить минимум пять лет — только тогда можно получить участок. В Ульяновской области такого условия нет — право на бесплатный участок имеет каждый многодетный родитель, который здесь живет.

Посещение музеев. В каждом городе многодетным делают скидки на посещение парков, театров и музеев, а то и вовсе пускают бесплатно. Во Владимире мы бесплатно посетили музей «Золотые ворота», в Питере с нас не взяли денег за вход на территорию музея-заповедника «Павловск» и в Павловский дворец. А в Ульяновске нам делали скидки на прокат коньков и тюбинга на праздновании Нового года на главной площади.

Меры поддержки в Москве

Наша семья живет в Москве, я уже рассказывал, какие льготы и выплаты мы получаем. Полный перечень по Москве есть на сайте мэра.

Читайте также:
Федеральный закон о несостоятельности банкротстве физических лиц

Если кратко, то власти поддерживают многодетные семьи так.

У меня и моей дочери бесплатный проезд в общественном транспорте: в троллейбусах, автобусах, метро, электричках. В Москве бесплатный проезд положен учащимся из многодетной семьи и одному из родителей.

Мы оформили парковочное разрешение на автомобиль — можем бесплатно парковаться на городских платных парковках. А еще с нас часто не берут деньги на других платных парковках. Например, на парковке Казанского вокзала или парка «Царицыно».

Мы не платим за детский сад, в который ходят наши младшие дети. Старшая дочь учится в школе — она ест бесплатно. Еще раз в год нам выплачивают 10 000 рублей на школьную форму.

Раз в месяц на социальную карту москвича нам начисляют деньги на оплату коммунальных платежей и квартплату, пользование телефоном, возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни и продуктов. Всего получается около 5000 рублей в месяц.

Еще у нас скидки на услуги ЖКХ — 30% за каждого члена семьи. В месяц получается около 2000 рублей.

В музеи, театры или кино нас пускают бесплатно или со скидкой. Например, раз в месяц мы ездим в кинотеатр в Реутове — на утренние сеансы нам делают скидку 50%. В Третьяковке каждую субботу бесплатный вход для многодетных. А в Московский зоопарк мы можем ходить бесплатно хоть каждый день.

В момент написания статьи мои дети не ходят в школу и детский сад из-за эпидемии коронавируса. На это время город будет выдавать продуктовые наборы малообеспеченным и многодетным семьям, таким как наша. Мы уже получили три продуктовых набора — по одному на каждого ребенка. Планируется, что выдавать такие наборы будут каждые две недели.

Что такое удостоверение многодетной семьи

Удостоверение многодетной семьи — это документ, который подтверждает право на получение льгот для многодетных.

Как выглядит. Это зеленая книжка размером с паспорт, в ней записаны родители, которым положены льготы. До 2018 года у моей жены не было постоянной регистрации в Москве. Поэтому сначала в удостоверении был записан только я. Потом жена оформила регистрацию и мы переоформили удостоверение.

В удостоверении записаны имена и даты рождения наших детей, адрес проживания и дата, до которой действует удостоверение.

Сколько действует. Удостоверение действует до тех пор, пока семья считается многодетной. В разных регионах сроки различаются. В Москве семья считается многодетной, пока младшему ребенку не исполнится 16 лет. Наш младший сын Андрей родился 3 июля 2017 года. Поэтому срок действия удостоверения — до 3 июля 2033 года.

А в Санкт-Петербурге семья считается многодетной, пока в ней есть трое или больше детей младше 18 лет. Если бы мы жили в Питере, наше удостоверение действовало бы до 14 августа 2028 года — до восемнадцатилетия нашей старшей дочери.

Условия получения статуса

В каждом регионе льготы для многодетных семей полагаются только для жителей этого региона. То есть чтобы получить статус многодетной семьи, хотя бы один из родителей или опекунов должен быть постоянно зарегистрирован на территории региона.

Минимальное количество детей. В семье должны воспитываться трое и больше детей. Это могут быть родные дети или приемные — разницы нет. Не учитываются умершие дети, дети, которые воспитываются в детских домах и интернатах, и дети, в отношении которых родителей лишили родительских прав.

Различия в присвоении статуса в разных регионах. В разных регионах одна и та же семья может считаться или не считаться многодетной. Дело в различиях определений многодетной семьи в законах разных регионов России.

Во многих регионах многодетной считается семья, в которой воспитываются трое и больше детей до 18 лет. Так записано, например, в законе Санкт-Петербурга. То есть как только старшему ребенку в семье исполнится 18 лет, такая семья перестанет считаться многодетной.

Например, у меня есть знакомая в Петербурге. У нее трое детей: дочь и два сына. Дочери 21 год, а сыновьям — 12 и 10 лет. Но их семья не считается многодетной, они не получают никаких льгот.

А вот в Омской области такая семья считалась бы многодетной. По кодексу Омской области о социальной защите в составе многодетной семьи учитываются дети старше 18 лет, которые учатся в школе, колледже или вузе, пока им не исполнится 23 года.

В Москве семья считается многодетной, пока младшему ребенку не исполнится 16 лет. А если он учится в школе — 18. Сейчас нашему младшему сыну 2 года. Чтобы через 13 лет нам сохранить статус многодетной семьи, нам нужно родить еще одного ребенка.

Кто может обратиться с заявлением

Обратиться с заявлением на получение статуса многодетной семьи может любой из родителей. Если родители не состоят в браке, то заявление подает тот, у кого живут и воспитываются дети.

Список документов

Когда мы с женой оформляли удостоверение многодетной семьи, брали с собой паспорта, цветные фотографии 3 × 4 и свидетельства о рождении всех детей. Заявление заполнили на месте, выписку из домовой книги оформили тут же .

В некоторых регионах, например в Краснодарском крае или в Ульяновской области, нужно свидетельство о браке родителей.

Куда обращаться и сколько стоит

В Москве заявление на оформление удостоверения многодетных подают в МФЦ или на сайте mos.ru. В других регионах обращаются в многофункциональные центры «Мои документы» или в центры социальной защиты. Например, в Ульяновской области удостоверение многодетной семьи оформляют в МФЦ, а в Томской области — в центрах социальной поддержки.

Удостоверение многодетной семьи оформляют бесплатно.

Как получить статус многодетной семьи

Через МФЦ. Многодетные семьи приходят в МФЦ или центр социальной защиты с необходимыми документами. Они заполняют заявление о регистрации многодетной семьи и выдаче удостоверения. Сотрудники МФЦ принимают заявление, делают копии документов и говорят, когда приходить за удостоверением.

Получение статуса через mos.ru. Москвичи могут подать заявление на получение удостоверения многодетной семьи из дома — на сайте mos.ru.

Читайте также:
Шумные соседи сверху: методы борьбы по закону

Чтобы подать заявление, понадобятся сканы паспортов со штампами о постоянной регистрации в Москве и фотографии родителей, поэтому лучше приготовить их заранее.

Основания для отказа

В оформлении удостоверения многодетной семьи откажут, если один из родителей уже получил эту услугу ранее.

Семью не зарегистрируют в качестве многодетной, если при оформлении подать неправильно оформленные или недействительные документы или семья не имеет права на получение статуса многодетной, например один из детей находится на государственном обеспечении.

Срок рассмотрения заявки

Когда мы оформляли удостоверение в МФЦ, нам его выдали сразу. В других городах оформляют дольше: в Краснодарском крае — до 13 рабочих дней, в Московской области — до 8.

Основания для прекращения статуса

Семья перестает считаться многодетной, когда дети выросли. В каждом регионе может быть свой максимальный возраст. Еще в семье может стать меньше детей, если, например, родителей лишили родительских прав, ребенка забрали в детский дом или один из детей умер.

Льготы – многодетным семьям

Как разобраться, по каким критериям семьи признаются многодетными в конкретном регионе и какие меры социальной поддержки для них предусмотрены?

При каких условиях семью признают многодетной?

Единого определения о том, какую семью считать многодетной, на федеральном уровне не закреплено. Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» лишь устанавливается, что региональные власти сами должны определить категории семей, которые будут считаться многодетными.

В основном на территории России многодетной считается семья, в которой на содержании находятся три и более несовершеннолетних ребенка. Однако надо учитывать, что субъекты РФ вправе самостоятельно определять критерии многодетности с учетом присущих им культурных, национальных и иных особенностей, социально-экономического состояния, демографической обстановки в регионе и прочих факторов.

При рассмотрении заявления о признании семьи многодетной не учитываются погибшие, стоящие на государственном обеспечении дети (переданы на воспитание в детские дома и школы-интернаты, отбывают наказание в местах лишения свободы по приговору суда) и дети, родители которых были ограничены в родительских правах или лишены их. А вот происхождение детей значения не имеет. Они могут быть рождены в семье или усыновлены.

В субъектах РФ имеются различия при определении возраста ребенка, после достижения которого семья утратит статус многодетной, – от 16 до 23 лет. Так, в отдельных регионах семья будет считаться многодетной, пока старшему не исполнится 23 года, но при условии, что он учится очно или проходит службу по призыву в армии РФ.

Информацию о критериях многодетности в конкретном субъекте РФ можно получить из региональных законов о мерах поддержки многодетных семей или в органах социальной защиты региона.

Какие документы потребуются для присвоения статуса многодетной семьи?

Для признания семьи многодетной необходимо обратиться в Управление социальной защиты населения либо подать документы через МФЦ или Портал госуслуг. То есть автоматически при рождении ребенка такой статус семье не присваивается. Сделать это может любой из родителей или доверенное лицо. К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • справку о составе семьи (форма № 9);
  • паспорта родителей или опекунов;
  • свидетельство о заключении брака;
  • свидетельства о рождении детей (если есть дети старше 14 лет, то нужны будут их паспорта с копиями);
  • копию решения суда об усыновлении;
  • договор об опеке или передаче детей на воспитание.

После оформления статуса многодетной семьи один из родителей получит соответствующее удостоверение. Оно выдается только матери или отцу, даже если они состоят в браке, однако статус многодетного родителя распространяется на обоих.

Какие меры господдержки гарантированы многодетным?

Для многодетных семей предусмотрено большое количество льгот. Предоставляются они как на федеральном, так и на региональном уровне. При этом материальный достаток членов семьи не будет иметь значения, и наличие обоих родителей не является обязательным условием для присвоения льготного статуса. То есть на льготы вправе претендовать одинокая мать и отец-одиночка независимо от уровня их дохода.

На федеральном уровне минимальный, «базовый» перечень льгот и преференций, на которые могут претендовать многодетные россияне, определен Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». К их числу относятся:

  • скидка в размере 30% при внесении платы за отопление, воду, газ, электроэнергию, канализацию;
  • бесплатные лекарства для детей в возрасте до 6 лет;
  • бесплатные путевки в оздоровительные лагеря и санатории;
  • бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте для школьников;
  • право первой очереди при оформлении детей в детский сад;
  • бесплатное питание для школьников и учащихся профессиональных учебных заведений;
  • бесплатное обеспечение учащихся школьной и спортивной формой на весь период обучения (вместо одежды может предоставляться разовая компенсация);
  • бесплатное посещение детьми учреждений культуры один день в месяц;
  • помощь родителям, организующим малые предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, полное освобождение от налога или понижение ставок при уплате земельного налога и внесении арендной платы;
  • полное или частичное освобождение от регистрационного сбора родителей, занимающихся коммерческой деятельностью;
  • первоочередное выделение семьям садово-огородных участков;
  • предоставление семьям льготных кредитов, беспроцентных ссуд на строительство своего жилья и подсобных материалов;
  • участие многодетных родителей в региональных программах занятости населения: обучение и трудоустройство с возможностью работать неполный день или на дому.

При этом каждый регион определяет свой набор мер социальной поддержки. В Москве многие учреждения культуры устанавливают дополнительные льготы: в ГМИИ дети до 16 лет могут ходить бесплатно, а члены многодетных семей, достигшие этого возраста, – за 200 руб., а не за 400, как остальные; Театр им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко предоставляет многодетным круглогодичные скидки 30% и т.д.

Для получения информации о мерах поддержки в конкретном регионе следует обратиться в территориальное отделение соцзащиты или МФЦ.

Какие пенсионные и трудовые льготы предусмотрены для многодетных родителей?

Поступая на работу и оформляя трудовой договор, многодетные мать и отец могут получить преимущества.

1. Досрочный уход матери на пенсию при следующих условиях: стаж труда – от 15 лет;

  • возраст – 56 лет, если в семье четверо детей;
  • возраст – 57 лет, если в семье трое детей;
  • в семье пятеро детей, достигших 8-летнего возраста, либо двое детей, но стаж при этом увеличивается на 5 лет, и трудовая деятельность должна была осуществляться на Крайнем Севере.
Читайте также:
Какие законы должен знать риэлтор

2. За каждого новорожденного даются дополнительные пенсионные баллы в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 года. Эти баллы повышают размер пенсии (каждый рабочий год оценивается пенсионными баллами, от которых зависит пенсия в будущем). Сумма периодов декрета не должна превышать 6 лет.

3. Неоплачиваемый дополнительный отпуск на две недели, который можно соединить с основным. Важное условие – не менее трех несовершеннолетних детей в семье.

Родители, имеющие троих и более детей младше 12 лет, вправе выбирать время отпуска первыми в очереди.

4. Если в неделе 40 рабочих часов, можно получить один вспомогательный оплачиваемый выходной.

5. Оказание поддержки службой занятости населения: предлагается домашняя или временная работа.

На какие льготы в сфере налогообложения и ипотечного кредитования могут рассчитывать многодетные семьи?

1. Многодетным семьям предоставят 450 тыс. руб. для погашения ипотеки при условии, что третий и последующие дети рождены в период с начала 2019 до конца 2022 г. Компенсация является единовременной и может быть направлена на погашение одного ипотечного кредита 1 .

2. Заемщикам, которые воспользовались правом на «ипотечные каникулы», и многодетным семьям, получившим 450 тыс. руб. на погашение ипотеки, не нужно платить налог на доходы физических лиц. От этого налога освобождена материальная выгода, полученная при реализации заемщиком права на «ипотечные каникулы» 2 .

«Ипотечные каникулы» – это один из видов отсрочки платежей по кредиту для приобретения недвижимости. Льгота может быть предоставлена, если месячный платеж по займу превысит 50% от дохода. «Каникулы» могут предоставляться гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, на срок не более 6 месяцев. В этот период по выбору заемщика может быть приостановлено исполнение обязательств либо уменьшен размер платежей по ипотечному кредиту. То есть предусмотрено несколько видов «каникул»:

  • полное освобождение от внесения платежей;
  • оплата процентов по кредиту;
  • частичная выплата кредита, при этом проценты уплачиваются;
  • увеличение периода кредитования и соответственное уменьшение месячного взноса.

Банки предоставляли «каникулы» и ранее, но максимум на 90 дней, и это происходило только при наличии доброй воли финансово-кредитного учреждения. Теперь же «ипотечные каникулы» от Сбербанка будут положены, если:

  • заемщик является инвалидом I или II группы;
  • более 2 месяцев состоит на учете в центре занятости как безработный;
  • находится на больничном более 60 дней подряд;
  • доход семьи за последние 2 месяца снизился более чем на 30%;
  • среднедушевой доход семьи уменьшился на 20% и более в связи с увеличением количества иждивенцев.
  • Льготы и скидки предоставляются только один раз в период действия кредитного договора.

    3. К числу льгот в сфере налогообложения для многодетных граждан можно отнести также следующие: освобождение от уплаты подоходного налога с государственных выплат на содержание детей, получение налогового вычета по НДФЛ на третьего и последующих детей в сумме 3 тыс. руб., льготы по уплате транспортного и земельного налогов в соответствии с нормами регионального законодательства.

    В апреле этого года были введены новые налоговые льготы для многодетных семей 3 . Теперь можно экономить при уплате земельного налога и налога на имущество физлиц. Подробнее об этом читайте в публикации «Платить налоги стало проще и выгоднее».

    Какие документы нужно подать для получения льгот?

    Льготы будут предоставлены только после оформления статуса многодетной семьи. Для получения выплат необходимы следующие документы:

    • заявление;
    • паспорт заявителя;
    • справка с места жительства; альтернатива – выписка из домовой книги или копия паспорта;
    • свидетельства о рождении детей;
    • реквизиты банковского счета.

    Могут понадобиться и другие документы:

  • родителям-одиночкам необходимо будет подтвердить факт отсутствия второго родителя;
  • представителям потребуется доверенность;
  • изменившим Ф.И.О. – свидетельство о перемене имени;
  • усыновителям – решение суда об усыновлении;
  • для компенсации покупки школьной одежды нужна справка с места обучения.

    Для получения трудовых льгот нужно обратиться в Пенсионный фонд, отдел социальной защиты населения либо многофункциональный центр. Необходимо будет предоставить следующие документы:

    • паспорт или другое удостоверение личности отца, матери и детей;
    • заявление с указанием количества человек в семье из паспортного стола;
    • справка о зарплате каждого родителя из налоговой службы;
    • ИНН детей;
    • фотографии всех взрослых и детей старше 6 лет.

    В июне текущего года были внесены изменения в порядок предоставления многодетным семьям налоговых льгот по местным налогам 4 . Теперь налоговые органы обязаны запросить сведения, подтверждающие право на льготу. Если налогоплательщик не подал в налоговый орган заявление о предоставлении льготы или не сообщил об отказе от ее применения, льгота предоставляется в беззаявительном порядке. Если заявление было представлено, но налоговый орган не располагает подтверждающими документами, льгота предоставляется на основании сведений, полученных по системе межведомственного взаимодействия.

    Налоговые льготы по местным налогам предоставляются как одному, так и второму родителю, независимо от наличия у органов социальной защиты сведений о втором родителе.Эти сведения могут быть запрошены, например, у органов ЗАГС, органов опеки и попечительства, располагающих данными о наличии у физлица несовершеннолетних детей.

    1 Федеральный закон от 3 июля 2019 г. № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам».

    2 Федеральный закон от 3 июля 2019 г. № 158-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

    3 Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах”».

    4 Письмо ФНС России от 24 июня 2019 г. № БС-4-21/12220 «О предоставлении налоговых льгот по местным налогам физическим лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей».

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: