Закон о домашних животных в России

Закон о домашних животных в России

Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

(с изменениями на 11 июня 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 447-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2019, N 0001201912280006) (вступил в силу с 1 января 2022 года);

Федеральным законом от 11 июня 2022 года N 170-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.06.2021, N 0001202106110081) (о порядке вступления в силу см. статью 138 Федерального закона от 11 июня 2022 года N 170-ФЗ).

19 декабря 2018 года

21 декабря 2018 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет, цели правового регулирования и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям в области охраны и использования животного мира, отношениям в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, отношениям в области аквакультуры (рыбоводства), отношениям в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, отношениям в области содержания и использования сельскохозяйственных животных и отношениям в области содержания и использования лабораторных животных.

3. Благотворительная деятельность, добровольческая (волонтерская) деятельность в области обращения с животными осуществляются в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности.

4. Отношения, возникающие при перевозке животных, регулируются законодательством в области транспорта, ветеринарным законодательством Российской Федерации и международными договорами с участием Российской Федерации.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области обращения с животными

Отношения в области обращения с животными регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) владелец животного (далее также – владелец) – физическое лицо или юридическое лицо, которым животное принадлежит на праве собственности или ином законном основании;

2) деятельность по обращению с животными без владельцев – деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

3) дикие животные, содержащиеся или используемые в условиях неволи (далее также – дикие животные в неволе), – дикие животные, изъятые из среды их обитания (в том числе ввезенные на территорию Российской Федерации из других государств), потомство таких животных (в том числе их гибриды);

4) домашние животные – животные (за исключением животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию), которые находятся на содержании владельца – физического лица, под его временным или постоянным надзором и местом содержания которых не являются зоопарки, зоосады, цирки, зоотеатры, дельфинарии, океанариумы;

5) жестокое обращение с животным – обращение с животным, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (включая истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными действиями), нарушение требований к содержанию животных, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе отказ владельца от содержания животного), причинившее вред здоровью животного, либо неоказание при наличии возможности владельцем помощи животному, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии;

6) животное без владельца – животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен;

7) использование животных в культурно-зрелищных целях – использование животных при осуществлении деятельности в области культуры, отдыха и развлечений (в том числе в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах), на выставках животных, в спортивных соревнованиях, в процессе производства рекламы, при создании произведений кинематографии, для производства фото- и видеопродукции, на телевидении, в просветительской деятельности, в целях демонстрации (в том числе в местах розничной торговли, местах оказания услуг общественного питания);

8) место содержания животного – используемые владельцем животного здание, строение, сооружение, помещение или территория, где животное содержится большую часть времени в течение суток;

9) обращение с животными – содержание, использование (применение) животных, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев и осуществление иной деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом, а также совершение других действий в отношении животных, которые оказывают влияние на их жизнь и здоровье;

10) потенциально опасные собаки – собаки определенных пород, их гибриды и иные собаки, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и включенные в перечень потенциально опасных собак, утвержденный Правительством Российской Федерации;

11) служебные животные – животные, специально подготовленные и используемые (применяемые) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики и иных объектов, а также в иных целях, установленных законодательством Российской Федерации;

12) условия неволи – искусственно созданные условия жизни животных, которые исключают возможность их свободного передвижения вне специально оборудованных мест и при которых полное жизнеобеспечение животных зависит от человека.

Статья 4. Основные принципы обращения с животными

Обращение с животными основывается на следующих нравственных принципах и принципах гуманности:

Читайте также:
Обязанности детей перед родителями по закону России

1) отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания;

2) ответственность человека за судьбу животного;

3) воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным;

4) научно обоснованное сочетание нравственных, экономических и социальных интересов человека, общества и государства.

Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обращения с животными

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области обращения с животными

1. К полномочиям Правительства Российской Федерации в области обращения с животными относятся:

1) утверждение перечня животных, запрещенных к содержанию;

2) установление в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона перечня случаев, при которых допускаются содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию;

3) установление перечня случаев, при которых допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности;

4) утверждение перечня потенциально опасных собак;

5) установление требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию;

6) установление в соответствии с частью 3 статьи 15 настоящего Федерального закона перечня случаев, при которых допускается использование животных в культурно-зрелищных целях вне мест их содержания или за пределами специально предназначенных для этого зданий, сооружений, а также на необособленных территориях;

7) утверждение методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них;

8) утверждение методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев;

9) утверждение положения о федеральном государственном (контроле) надзоре в области обращения с животными;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2022 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года N 170-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

10) установление порядка обращения с конфискованными дикими животными в неволе, возврат которых в среду их обитания невозможен;

11) иные предусмотренные законодательством полномочия в области обращения с животными.

2. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

1) устанавливают порядки обращения со служебными животными;

2) осуществляют лицензирование деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах;

3) устанавливают порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, в том числе форму удостоверения, порядок его выдачи, порядок взаимодействия таких инспекторов с органами государственного надзора в области обращения с животными;

4) осуществляют иные предусмотренные законодательством полномочия в области обращения с животными.

Статья 6. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обращения с животными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Полномочия федеральных органов исполнительной власти по лицензированию деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”.

Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся:

1) установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них;

2) установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев;

3) утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2022 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года N 170-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

4) иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

Глава 3. Требования к содержанию и использованию животных

Статья 9. Общие требования к содержанию животных

1. К общим требованиям к содержанию животных их владельцами относятся:

1) обеспечение надлежащего ухода за животными;

2) обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи и своевременного осуществления обязательных профилактических ветеринарных мероприятий в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области ветеринарии;

3) принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных;

4) предоставление животных по месту их содержания по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок;

5) осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. В случае отказа от права собственности на животное или невозможности его дальнейшего содержания владелец животного обязан передать его новому владельцу или в приют для животных, которые могут обеспечить условия содержания такого животного.

Статья 10. Особые условия, обеспечивающие защиту людей от угрозы причинения вреда их жизни и здоровью животными

1. При обращении с животными не допускаются:

Читайте также:
Закон о франчайзинге в России

1) содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию, утвержденный Правительством Российской Федерации. Данный запрет не распространяется на случаи содержания и использования таких животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах или в качестве служебных животных, содержания и использования объектов животного мира в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания либо диких животных в неволе, которые подлежат выпуску в среду их обитания, а также на иные случаи, установленные Правительством Российской Федерации;

Эксперты – о плюсах и минусах подписанного Закона об ответственном обращении с животными

27 декабря Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ регулирует отношения в области обращения с животными как в целях их защиты, так и укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с ними. Закон вступает в силу 1 января 2019 г., за исключением положений, для которых установлен иной срок.

Как ранее писала «АГ», соответствующий законопроект был внесен в Госдуму еще в 2010 г. и сразу вызвал массу вопросов и споров среди экспертов и зоозащитников, в результате чего его дальнейшее рассмотрение было отложено – в первом чтении проект был принят только в 2011 г.

Однако в феврале 2017 г. Комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды сообщил о возобновлении работы над законопроектом № 458458-5. Председатель комитета Ольга Тимофеева тогда подчеркивала, что на важность его принятия обратил внимание Владимир Путин, который в ноябре 2016 г. дал поручение Правительству о доработке документа. Тем не менее процедура второго чтения прошла только 18 декабря 2018 г., а через день документ был принят и в третьем чтении. 21 числа его одобрил Совет Федерации.

Главное – нравственность и гуманность

Новым законом, в частности, установлено, что обращение с животными основывается на нравственных принципах и принципах гуманности – как с существами, способными испытывать эмоции и физические страдания, а также ответственности человека за судьбу животного. Установлены полномочия федеральных органов государственной власти и субъектов Федерации, а также полномочия и права органов местного самоуправления в области обращения с животными.

Не допускается содержание и использование животных, запрещенных к содержанию – соответствующий перечень утверждает Правительство РФ (включенные в данный перечень животные, приобретенные до 1 января 2022 г., могут находиться на содержании их владельцев до своей естественной смерти). Указанный запрет не распространяется на зоопарки, зоосады, цирки, зоотеатры, дельфинарии и океанариумы – при этом юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие такую деятельность, обязаны получить лицензию до 1 января 2022 г.

В качестве мер защиты от жестокого обращения закон обязывает проводить ветеринарные и иные процедуры, которые могут вызвать у животных непереносимую боль, с применением обезболивания. Также запрещаются натравливание одних животных (за исключением служебных) на других, отказ владельцев от исполнения обязанностей по содержанию животных до их передачи в приюты или отчуждения иным законным способом, торговля животными вне специальных мест. Кроме того, недопустимы организация и проведение боев животных и иных зрелищных мероприятий, которые влекут травмы, увечья и умерщвление животных.

Кроме того, закон запрещает кормление хищников живыми животными в местах, открытых для свободного посещения, а также пропаганду жестокого обращения с животными и призывы к такому обращению, включая производство, изготовление, показ и распространение, в том числе через интернет, соответствующих кино-, видео- и фотоматериалов, печатной и аудиовизуальной продукции.

Комментируя «АГ» приведенные положения, адвокат АП Московской области Андрей Николаев с радостью отметил, что в закон вошло определение «жестокое обращение с животными». «Я бился за это еще в 2009 г. на заседаниях рабочей группы в Госдуме – ведь первоначально это определение вообще не хотели включать в законопроект», – добавил он.

При этом эксперт задался вопросом, подпадают ли действия личности, разбрасывающей отраву в местах прогулки собак со своими владельцами, под определение «обращение с животным»? «Ведь речь идет не о конкретном животном, даже без владельца, а об абстрактных действиях, которые, с точки зрения пойманного с поличным, не направлены против животных вообще», – отметил Андрей Николаев.

Директор Фонда защиты городских животных Екатерина Дмитриева отметила важность запрета натравливания одних животных на других. Эксперт пояснила, что в 2017 г. были легализованы бесконтактные притравки, и принятие закона должно положить конец варварской практике притравочных станций – как контактных, так и бесконтактных. В то же время, по мнению эксперта, непонятно, относятся ли лошади, используемые полицией, к категории служебных животных, и получат ли они шанс на передачу заинтересованным лицам в случае невозможности дальнейшего использования.

Домашние животные: проблема выгула

Содержание домашних животных также подверглось регулированию. В частности, владельцы питомцев должны соблюдать не только общие требования к их содержанию, но и права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные. Использовать домашних питомцев в предпринимательской деятельности запрещено, за исключением случаев, установленных правительством.

Определены требования к выгулу домашних животных. В частности, он должен обеспечивать безопасность граждан, животных, а также сохранность имущества физических и юридических лиц. Владельцам необходимо исключать возможность неконтролируемого передвижения питомца при пересечении проезжей части дорог, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, а также во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках. Также закон обязывает владельцев животных убирать продукты их жизнедеятельности в местах и на территориях общего пользования. Кроме того, запрещено выгуливать питомца вне мест, разрешенных органом местного самоуправления.

Читайте также:
Обязанности родителей в новом законе об образовании

Президент Сахалинской адвокатской палаты Максим Белянин критически оценил положения, касающиеся выгула. «Как владелец двух собак, я обеспокоен тем, что с 1 января, как и многие “собачники”, стану нарушителем закона – сложно выполнить требования о выгуле собаки, если самого определения “выгула” закон не содержит», – пояснил он.

Что касается положения о том, что владелец должен «исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного…», эксперт задался вопросом: по сути, выходит, что гулять с собакой, в том числе на детских и спортивных площадках, можно – была б она на поводке?

В отношении запрета выгула вне официально разрешенных мест Максим Белянин отметил, что в г. Южно-Сахалинске, например, такое место – одно на город численностью в 200 тыс. жителей: «И где в таком случае выгуливать собаку?»

Норму об уборке продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования, по мнению эксперта, можно было бы оставить без комментариев. «Однако отмечу, что “продукты жизнедеятельности” могут быть нескольких видов, одни из которых убрать не представляется возможным, но исходя из текста закона они должны быть убраны», – добавил Максим Белянин.

Закон также запрещает выгул потенциально опасных собак, перечень которых утверждается правительством, без намордника и поводка, независимо от места выгула. Исключение составляет пребывание собаки на огороженной территории, принадлежащей ее владельцу на праве собственности или ином законном основании.

Андрей Николаев по этому поводу отметил: «Считаю откровенной глупостью сохранение списка потенциально опасных пород собак – благо, теперь определение этого перечня передано не на “откуп” органам исполнительной власти субъектов РФ, а федеральным органам государственной власти в области обращения с животными. Вот только непонятно, почему к этим органам относится правительство, поскольку, как следует из п. 14 ст. 3 Закона, именно оно устанавливает этот перечень». Эксперт добавил, что потенциально опасна практически любая порода: «Напомню, что у собаки 42 зуба, а активно-оборонительные реакции на опасность есть очень у многих из них».

Использование животных в культурно-зрелищных целях допускается только в местах их содержания, в специально предназначенных для этого зданиях, сооружениях или на обособленных территориях. Закон запрещает деятельность, основной целью которой является предоставление зрителям или посетителям физического контакта с животными. Если мероприятия предусматривают такой контакт, обязательно наличие в местах их проведения недоступной для людей зоны с укрытиями, куда животным должен быть обеспечен постоянный беспрепятственный доступ.

Управляющий партнер КА «Старинский и партнеры» Владимир Старинский обратил внимание, что закон запрещает содержание животных в барах, ресторанах и т.д., а также контактные зоопарки в торговых центрах. Эксперт подчеркнул, что контактные зоопарки давно находились в центре внимания зоозащитников.

Также согласно закону под запретом применение лекарственных препаратов и иных веществ, причиняющих вред здоровью животных, для повышения их эффективности в культурно-зрелищных целях. В отношении животных, участвующих в спортивных соревнованиях, запрещено использовать субстанции или методы, не допустимые для использования в спорте.

Требования к приютам

Закон детально регламентирует требования к приютам для животных – они могут быть государственными, муниципальными и частными. Владельцами последних могут выступать индивидуальные предприниматели или юридические лица. По отношению к содержащимся в приютах животным ответственность владельцев приютов и уполномоченных ими лиц приравнивается к ответственности владельцев животных. Кроме того, они обязаны размещать в интернете не позднее чем в течение трех дней со дня поступления животного в приют информацию о нем, а также вести учет поступления и выбытия животных. Их также запрещено передавать для использования в лабораторных целях, а также умерщвлять без крайней необходимости, но обязательно гуманно и безболезненно.

По мнению Екатерины Дмитриевой, пункт об обязанности передачи животного в приют или новому владельцу при отказе от права собственности от него хорош, но без обязательной регистрации и чипирования с единой базой данных понятно, что закон работать не будет.

Максим Белянин обратил внимание на огромный перечень требований, установленный к приютам. По его мнению, в результате может оказаться, что те, кто за собственный счет и за счет волонтеров реально помогает животным, не смогут выполнять все эти – не всегда оправданные –требования закона, и будут вынуждены платить штрафы либо устранять допущенные нарушения вместо того, чтобы реально спасать животных.

Закон также урегулировал отлов животных без владельцев. В частности, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов, обязаны вести видеозапись процесса и бесплатно представлять по требованию уполномоченного органа исполнительной власти копии видеозаписи. Вести отлов в присутствии детей не допускается, за исключением случаев, если животные без владельцев представляют общественную опасность. Содержание отловленных животных вне приютов также запрещено.

Общественным инспектором может стать каждый

Закон вводит государственный надзор и общественный контроль в области обращения с животными. Последний могут осуществлять общественные объединения и иные некоммерческие организации, а также граждане, изъявившие желание оказывать содействие органам государственного надзора в качестве общественных инспекторов на добровольной и безвозмездной основе.

Общественный инспектор вправе фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеоcъемки, правонарушения в области обращения с животными и направлять соответствующие материалы в надзорные органы.

По мнению Екатерины Дмитриевой, «прекрасная инициатива по госнадзору в области обращения с животными будет реализована очень нескоро». Эксперт пояснила, что по традиции, оставшейся с советского времени, животными без владельцев занимаются коммунальные службы и муниципалитеты. «Профильных специалистов среди них нет, и это является огромной нерешаемой проблемой. По новому закону функции госнадзора делегированы органам исполнительной власти, но боюсь, функции надзора в области гуманного обращения с животными будут совмещать те, кто еще вчера размещал гостендеры на “умерщвление в момент отлова” или подписывал акты на эвтаназию 1200 животных за один день по причине агрессивности», – добавила она.

Читайте также:
Закон о нераспространении персональных данных

За нарушение требований закона владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Екатерина Дмитриева выразила надежду, что в связи с принятым законом ст. 245 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за жестокое обращение с животными, будет изменена и наконец-то начнет работать.

Андрей Николаев, напротив, скептически настроен по отношению к неотвратимости привлечения к ответственности тех, кто допускает жестокое обращение с животными. Он отметил, что ранее ст. 245 УК применялась крайне редко, и только если дело получало общественный резонанс. По мнению эксперта, положительные изменения сейчас вряд ли произойдут. «Пока не поступит команды от вышестоящего руководства, не думаю, что кто-то из полицейских проявит рвение по изобличению и привлечению к ответственности тех же “догхантеров”», – пояснил адвокат.

Выводы экспертов

Максим Белянин отметил, что комментировать документ, который, несмотря на многолетнее обсуждение, выглядит «сырым», очень сложно. «Закон пронизан мотивами помочь животным, не допустить жестокого обращения, но вот техника его исполнения не позволит выполнять его требования либо может привести к злоупотреблениям со стороны контрольных и надзорных органов, – резюмировал он. – Вероятнее всего, все сведется к исторической аксиоме о том, что в России суровость законов компенсируется их неисполнением».

По мнению Андрея Николаева, закон производит двоякое впечатление: с одной стороны, необходимость его принятия «перезрела», с другой – он во многом декларативен, поскольку его выполнение не обеспечено финансово и организационно. «Складывается впечатление, что его авторы не очень представляли, как он будет работать не только в крупных городах, а где-нибудь в российской глубинке. Например, за счет каких средств будет обеспечиваться содержание муниципального приюта, каким требованиям должно удовлетворять “специально предназначенное для этого здание, строение, сооружение”», – отметил он.

Также эксперт обратил внимание на неурегулированность деятельности так называемых «зоогостиниц», где животные остаются на временном попечении, когда их хозяева уезжают, например, в отпуск: «Не секрет, что часто такие “гостиницы” содержат люди, которые не только не имеют специального образования, но и содержат остающихся на их попечении животных в явно неподходящих для этого местах».

Владимир Старинский отметил, что закон содержит ряд основополагающих положений для урегулирования сферы обращения с животными, причем не только домашними, но и дикими. «Например, наконец-то появился запрет на содержание дома диких зверей», – добавил он. По мнению эксперта, закон является большим шагом в направлении ответственного обращения с животными, так как обеспечивает нормативную базу для защиты животных. Проблема, считает эксперт, может возникнуть с применением закона на практике, так как правоохранительные органы, как правило, не обращают внимания на подобные нарушения, даже если о них известно. «С другой стороны, этот закон – хороший инструмент в руках зоозащитников, которого у них раньше не было», – считает он.

Екатерина Дмитриева полагает, что закон не стоит оценивать критически и сомневаться в его исполнении. По ее мнению, это важный и необходимый шаг на пути гуманизации. «В XXI в. не иметь ни одного закона о защите животных – показатель варварства, отсутствия в государстве понимания важности социальных проблем и игнорирования мирового тренда на гуманность. Я очень рада, что после многих лет борьбы за принятие закона он подписан – уверенности в этом не было вплоть до последнего», – подытожила она.

События

Правила содержания сельскохозяйственных животных для граждан в доступной форме

Содержание животных в частных хозяйствах должно осуществляться с соблюдением правил. Это необходимо для предотвращения вспышек опасных болезней и поддержания санитарии на должном уровне. Нормы регулируют обращение с продукцией, отходами, поддержание порядка в помещениях и кормовых складах. Их соблюдение позволяет снизить падеж в хозяйстве и обеспечить ветеринарно-санитарную безопасность.

Соблюдать нормы закона обязаны не только крупные фермерские хозяйства, но и владельцы личных подсобных хозяйств. Контроль за соблюдением осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и её территориальными управлениями в рамках федерального государственного ветеринарного надзора. Нормы содержания животных регламентируются федеральным законодательством и муниципальными актами.

Для того чтобы осуществлять ветеринарный контроль надлежащим образом, муниципалитет производит регистрацию продуктивных животных, проживающих в хозяйствах. Владельцам ЛПХ необходимо обращаться в администрацию для внесения записей о поголовье скота в похозяйственную книгу. Отдельно следует сказать о данной книге. Она является официальным документом, который надлежит вести в установленном Министерством сельского хозяйства порядке. Использование информации из нее разрешается при осуществлении мероприятий органами исполнительной власти. Похозяйственная книга является единственным официальным документом, подтверждающим наличие у гражданина личного подсобного хозяйства.

Для регистрации поголовья продуктивных животных или птиц обратитесь в местную администрацию с заявлением о регистрации хозяйства. Для осуществления необходимых действий необходимо сообщить специалисту о количестве животных и птиц каждого вида. В небольших поселениях орган местного самоуправления ежегодно осуществляет обход с целью опроса владельцев хозяйств на предмет количества животных. Кроме общих норм, муниципалитет может предъявлять собственные. Они разрабатываются в виде правил и подлежат исполнению, а за нарушение наступает ответственность.

Читайте также:
Закон о забастовках в РФ

Сами хозяйства обязаны вести учет поголовья, используя свободную форму документов, а также присваивая животным инвентарные номера путем использования различных форм мечения: чипирование, клеймение, крепление бирки. Если животное выбывает из учета хозяйства по той или иной причине, об этом надлежит уведомить орган местного самоуправления и государственную ветеринарную службу.

Порядок и условия содержания

Для обеспечения комфортного сосуществования человека и животных нормативы также устанавливают размещение построек на территории хозяйств, в которых размещается племенное поголовье.

Помимо специальных норм при размещении хозяйственных объектов нужно соблюдать:

  • градостроительные нормы;
  • экологические;
  • санитарно-гигиенические;
  • противопожарные.

Постройки для содержания животных необходимо размещать на положенном расстоянии от жилых домов и заборов. Нормирование устанавливается ветеринарными правилами и муниципалитетом.

Правила оформления ветеринарных документов

Вопрос оформления ветеринарных сопроводительных документов подробно регламентирован федеральным законодательством. Оформлять такие документы необходимо не только при обращении с животной продукцией на продажу, но и при осуществлении действий с живым поголовьем.

  • Оформление ветеринарных документов необходимо при производстве продуктов животного происхождения с целью продажи.
  • Перемещение животных, птицы и продукции также требует подготовки документов.
  • Передача права собственности от одного лица другому на сельскохозяйственную продукцию и продуктивных животных сопровождается оформлением ветеринарных сопроводительных документов.

Современные технологии позволяют оформлять справки в электронном виде. Этот способ получил право на реализацию благодаря приказу Министерства сельского хозяйства.

Для оформления ветеринарных документов необходимо знать, кто обладает компетенцией выдавать справки тех или иных форм.

Органы, которые имеют право выдавать ветеринарные документы

Орган, который имеет право выдавать документ

№ 1, 2, 3 и ветеринарные справки формы № 4

учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии

№ 5a, 5b, 5c, 5d, 5e, 5f, 5g, 5h, 5i, 5j, 5k, 5l, 6.1, 6.2, 6.3

территориальные органы Россельхознадзора

Определив компетенцию, обратитесь в уполномоченный орган с заявлением о выдаче нужной справки. Большинство ветеринарных документов оформляются за один рабочий день и имеют срок действия пять дней с момента выдачи.

Перевозка большого поголовья сельскохозяйственных животных помимо ветеринарной регламентации требует опись с указанием данных на каждое племенное животное:

  • кличка;
  • инвентаризационный номер;
  • вид;
  • пол.

Нарушение режима получения документов может привести к уничтожению продукции и даже живого поголовья. Это связано с неблагополучной эпизоотической ситуацией в некоторых регионах страны.

Ветеринарные правила: права и обязанности владельцев

Владение поголовьем сельскохозяйственных животных накладывает множество обязательств, так как животные являются переносчиками многих опасных болезней. Халатное отношение к своим обязанностям в этой ситуации недопустимо. Контрольные органы стремятся проверять соблюдение лицами норм и правил, но без осознанного отношения самих владельцев пользы от этого будет мало.

Владелец сельскохозяйственных животных имеет право:

  • разводить на собственном участке животных в количестве, разрешенном местной властью;
  • получать от государства субсидии и льготные кредиты на развитие своего хозяйства;
  • получать продукцию от своих животных и реализовывать ее, соблюдая правила;
  • выпасать скот на организованных пастбищах.

Хозяйствующий субъект — владелец сельскохозяйственных животных обязан:

  • регистрировать каждое животное в похозяйственной книге;
  • прививать продуктивных животных от особо опасных и карантинных болезней;
  • извещать ветеринарную станцию о падеже скота от неизвестных причин;
  • производить убой скота в установленном порядке;
  • соблюдать ветеринарно-санитарные нормы при организации жизнедеятельности животных;
  • не допускать выход животных в общественные места;
  • следить за чистотой территории, вывозить отходы и не допускать занавоживания.

Соседство с сельскохозяйственными животными редко устраивает всех соседей, закон в этих ситуациях чаще всего оказывается на стороне людей. Поэтому чтобы избежать неприятностей и и мер административного воздействия, старайтесь придерживаться норм закона и находить компромиссы.

  • На этапе возведения хозяйственных помещений позаботьтесь об очистке стоил и подумайте о том, как организовать регулярную промывку сточных систем. Если ваша ферма не издает лишних запахов, можете считать, что половины проблем у вас нет.

Устанавливайте объекты, в которых предстоит разместить животных как можно дальше от забора и соседских строений.

  • Высокий и крепкий забор — ваш лучший союзник. Чем меньше ваши соседи видят, тем проще им принять факт непростого соседства. Идеальный забор должен быть глухим и не пропускать звуков и запахов.
  • Старайтесь вовремя прививать поголовье, случайная жалоба может обернуться проверкой с разбирательствами.
  • Никогда не осуществляйте забой скота самостоятельно, это нарушение многих ветеринарных норм и правил.

Законно ли устраивать в квартире передержку животных?

Передержка животных в квартире: насколько это законно?

Гуманное отношение к домашним животным является одним из признаков сознательного и развитого гражданского общества. Но подчас гуманность возводится в абсолют абсурда и начинает причинять массу неудобств другим лицам.

Речь идет о создании в помещениях квартир пунктов передержки животных или же о злоупотреблении количеством домашних животных и отсутствии надлежащего ухода за ними.

В результате таких действий жители многоквартирного дома вынуждены испытывать целый ряд неудобств, включая:
• Неприятный запах в своих квартирах, на лестничной клетке;
• Наличие паразитов (в основном блох) и вредителей (крыс, мышей), которые размножаются из-за антисанитарии;
• Постоянный шум, особенно когда кошки громко «гуляют», а собаки на каждый звук в подъезде отвечают стройным многоголосым лаем;
• Протечка нечистот на этаж ниже или регулярное загрязнение общих мест МКД при безответственном выгуле животных.

Все это, разумеется, нарушает ваши права и порождает закономерный вопрос: а что делать?

Законна ли передержка животных в квартире?

На законодательном уровне понятие «передержки» отсутствует, однако есть достаточно свежий Федеральный закон от 27.12.2018 N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». На него возлагали надежды как зоозащитники, так и те, кому излишне активная деятельность сердобольных активистов порядком поднадоела.

Читайте также:
Предвзятые отношения: статьи закона

Обещалось, что закон ограничит предельное число животных, которые могут содержаться в квартире, тем самым раз и навсегда поставив крест на «собачниках» и «кошатниках» в многоквартирных домах, собиравших целые зоопарки на небольших квадратных метрах.

Действительно, статья 13 данного закона регулирует порядок содержания домашних животных, но содержит лишь общие фразы. В частности, не должны нарушаться интересы жильцов многоквартирного дома (МКД), а число животных не должно превышать то количество, которое собственник может содержать без нарушения санитарных норм.
И все!
Полная выдержка из статьи ниже.


Никаких четких цифр, лишь отсылочные нормы на СанПИН и ветеринарные Правила. Но в РФ отсутствуют ветеринарные правила, касающиеся содержания домашних животных, так как Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-I «О ветеринарии» и утвержденные им приложения преимущественно регулируют содержание сельскохозяйственных животных.

Что касается домашней живности, то нормативных актов, которые бы регулировали порядок содержания домашних животных, на федеральном уровне нет.

Регионы принимают отдельные нормативные акты, но в Ижевске такие документы как на Республиканском уровне, так и на городском отсутствует. Ранее действовали «Правила содержания собак и кошек в городе Ижевске», но с 2006 года данный документ утратил силу, а новый так и не был принят.

На федеральном уровне можно изучить «Правила содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР» от далекого 1981 года, которые до сих пор действуют в части, не противоречащей остальным нормативным актам.

Вот в этом документе уже можно найти более конкретные требования, нередко нарушаемые гражданами, злоупотребляющими передержкой животных в квартире.

Как видим, хоть в одном нормативном акте есть прямое требование о содержании квартиры с животными в чистоте. Но на этом все нормы, касающиеся содержания животных, и заканчиваются. На этот пункт, кстати, суды ссылаются по сей день.

В итоге может показаться, что мы имеем совершенно неурегулированную сферу, которая выпадает из правового поля и кое-как регулируется документом 40-летней давности.

Получается, что ничего нельзя сделать?

Вовсе нет. Но придется очень сильно постараться, чтобы привлечь к ответственности лицо, занимающееся передержкой животных в квартире.
• Во-первых, должны быть явные нарушения интересов жильцов. Сам факт нахождения животных по соседству и опасение, что «они разнесут заразу» не свидетельствует о нарушении ваших прав.
• Во-вторых, данные нарушения должны быть зафиксированы. Неприятный запах – Роспотребнадзором (например), а повреждение общедомового имущества – управляющей компанией.

Просто так привлечь к ответственности за наличие животных в квартире, даже если их там десяток, но все они ухожены и не создают проблем жильцам не выйдет.

Ответственность за нарушение правил содержания домашних животных

Как таковой административной ответственности за нарушение правил содержания домашних животных нет. Применительно к нашей Республике, конечно. В других регионах есть местные нормативные акты, влекущие административную ответственность.

Можно попытаться добиться привлечения к ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, наказывающей за нарушение санитарных норм. Вот только санкция по ней смешна до неприличия – штраф от 100 (!) до 500 рублей.

Стоит ли такое «суровое» наказание потраченных средств и нервов – судите сами.

Остается единственный выход: обращаться в суд в гражданском порядке, предварительно организовав сбор доказательств при участии различных органов и инстанций.

Рекомендуется обратиться:
• В Управляющую компанию для фиксации актом неприятного запаха, грязи и фекалий в подъезде или протекания оных в квартиру;
• В Роспотребнадзор – с той же целью.

Все полученные документы пригодятся в суде.

На что сослаться в суде?

Основные три «кита», на которых можно опираться при составлении иска:
• Ст. 17 ЖК РФ, которой установлено, что жилое помещение предназначено для проживания граждан;
• Ст. 8 Федерального закона от 30.03.99 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», где говорится о том, что все граждане имеют право на благоприятную среду обитания, которая не должна оказывать вредного влияния на человека. Задокументированные факты антисанитарии, неприятного запаха и прочих явлений – это то самое вредное влияние.
• Пункты. 9.1 и 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 – в части нарушения целевого использования помещения и предотвращения распространения болезней, грызунов и насекомых.
Дополнительными доказательствами пойдут все задокументированные факты нарушения интересов жильцов, свидетельские показания, фото- и видеоматериалы.

Если речь идет именно о передержке, как услуге, о чем владелец квартиры пишет в соц.сетях или на доках объявлений, то косвенными доказательствами могут послужить и эти рекламные посты, которые можно удостоверить у нотариуса под протокол осмотра сайта. Но это достаточно обременительно по деньгам.

Что говорит судебная практика?

Примеров похожих дел в практике великое множество и с самыми разными результатами рассмотрения.

Определение Мосгорсуда от 02 ноября 2016 года №4г-11790/16, которым содержание большого числа домашних животных в квартире было признано нарушающим интересы жильцов. Владелицу квартиры суд обязал удалить всех животных и навести порядок в квартире.

Выдержка из СПС «Гарант» прилагается.

Альтернативная позиция судов отражена в Апелляционном определении Пермского краевого суда от 25.11.2015 по делу N 33-11924/2015. Там суд обязал ответчицу привести «проблемную» квартиру в надлежащее санитарное состояние, но в требовании обязать освободить жилье от животных отказал.

Как видите – добиться привлечения к ответственности за передержку, нарушающую интересы жильцов, вполне даже можно, если на руках очевидные доказательства нарушения интересов жителей многоквартирного дома.

С очень большой долей вероятности потребуется помощь опытного юриста, чтобы собрать воедино все частицы пазла и подготовить безупречный иск в суд. Если у вас есть вопросы и реальные ситуации, требующие оказания помощи – обращайтесь за консультацией в любое удобное для вас время или задайте их прямо сейчас в этой группе! Остальные статьи читайте в блоге адвоката.

Читайте также:
За сколько дней выдаются отпускные по закону

Share the post “Законно ли устраивать в квартире передержку животных?”

Закон о домашних животных в России — что ждет владельцев в 2022 году ?

В 2018 году владельцы домашних животных были обеспокоены слухами о введении налога на питомцев. Разговоры о возможном налогообложении были порождены информацией о том, что в России с 2022 года вступит в силу закон о домашних животных, который на протяжении семи лет находился в стадии обсуждения. Практика введения налогов на домашних питомцев широко распространена в Европе и уже давно стала привычным способом регулирования популяции бездомных животных.

Госдума планировала ввести подобные правила и на территории Российской Федерации. Любителям животных необходимо ознакомиться с текстом обновленного закона об их защите, потому что он предусматривает нововведения, которые уже с января 2022 года вступят в силу и коснутся всех владельцев домашних питомцев, контактных зоопарков, служебных собак.

История принятия закона о домашних животных в России

Впервые законопроект об изменениях требований к владельцам животных был представлен в Госдуме в далеком 2010 году. В 2011 году прошло первое прочтение законопроекта, а следующее было назначено на 2017 год. За семь лет в проекте появилось 300 правок, и только в декабре 2018 года закон был принят во втором чтении.

По словам правозащитников, столь длительный срок принятия закона был обусловлен тем, что власть столкнулась с оппозицией в виде представителей крупных фирм по производству питания для питомцев, препаратов для эвтаназии и даже охотников. Суть претензии состояла в том, что указанные группы лиц всячески противостояли полному запрету на территории Российской Федерации притравочных станций. В ходе дискуссий компромисс все же был достигнут и закон вступил в действие с учетом требований всех сторон дискуссии.

Закон о защите животных

Ранее сферу взаимодействия человека с животными регулировала статья УК РФ под названием «Жестокое обращение с животными». У данной статьи был ряд недостатков:

  • наказание предусматривалось исключительно в том случае, если животному были нанесены тяжкие телесные повреждения, либо же было совершено его умышленное убийство;
  • для привлечения нарушителя к ответственности акт издевательства или убийства должен был произойти либо в присутствии малолетних, либо из корыстных или хулиганских побуждений, либо при использовании особо жестоких, садистских методов.

За долгие годы существования этой статьи минимальное количество подозреваемых понесли наказание. Это обусловлено тем, что формулировка статьи предусматривает наказание за преступление, совершенное из указанных выше побуждений. Таким образом, человека, который издевался над животным не в публичном месте, и его поступки не повлекли за собой увечья либо же смерти, не получалось привести к ответственности.

Также данная статья не устанавливала четких требований относительно правил содержания и выгула домашних питомцев, в ней не прописывались тонкости безопасного сосуществования животных и людей. Новый закон учитывает эти и многие другие факторы, а также предусматривает материальную ответственность за нарушение правил содержания питомцев.

Содержание нового закона 2022 года о домашних животных

Закон вступает в силу со дня его публикации, однако существует несколько поправок относительно некоторых статей. Организации, использующие животных в культурно-массовых мероприятиях, обязаны получить лицензию на данную деятельность до 1 января 2022 года, а зоопарки, сады, дельфинарии и похожие заведения – до 2022 года. После данного срока любое использование животных без соответствующей лицензии будет являться незаконным.

Также предусмотрена статья, запрещающая содержание редких или опасных представителей фауны в жилых помещениях, однако касаться она будет только тех питомцев, которых захотят завести после 1 января 2022 года. Список животных, запрещенных для частного содержания, еще находится в состоянии доработки, но уже есть список потенциально опасных и разрешенных любимцев.

Правила содержание домашних животных в Москве

После принятия закона о безопасном обращении с питомцами требования к условиям их содержания несколько ужесточились и упорядочились. Изменения на законодательном уровне коснулись не только частных владельцев животных, но и должностных и юридических лиц, (предприятий по разведению служебных собак, владельцев контактных и частных зоопарков, кафе и ресторанов, на территории которых проживают питомцы).

Отдельно объясняются полномочия новых органов контроля, приютов, возможная ответственность за несоблюдение статей.

Особенности правового регулирования обращения и содержания животных

За нарушение правил гуманного обращения и использования животных нарушитель может понести административную или даже уголовную ответственность. Также будут существовать государственные и общественные комиссии, которые будут следить за выполнением закона, однако они будут иметь разные полномочия.

Отныне у владельца, который был замечен в негуманном обращении со своим питомцем, могут изъять любимца.

Также органы контроля должны иметь постоянный беспрепятственный доступ к животным, они имеют право собирать доказательства (в том числе фото- и видеоматериалы), если обнаружат нарушение статей федерального закона. В дальнейшем собранные материалы будут передаваться в органы контроля, после чего нарушителю будет выдвигаться обвинение.

Изначально одной из причин изменения старой статьи о жестоком обращении с животными был тот факт, что из-за узкого спектра предусмотренных нарушений привлечь нарушителя к ответственности было достаточно сложно. Сейчас же закон предусматривает наказание за все возможные проявления негуманности и жестокости, что должно позитивно повлиять на культуру общения с домашними любимцами в России.

Читайте также:
Навязывание услуги закон о защите прав потребителей

Требования к содержанию и использованию животных

Согласно 9 статье нового закона об ответственном обращении с животными, начиная с 2022 года, каждый владелец питомца обязан обеспечивать своему любимцу условия, которые прописаны в федеральном законе. Животное должно содержаться в таких условиях:

  • полный уход и обеспечение безопасности животного;
  • обязательное оказание ветеринарной помощи и всех профилактических мероприятий, направленных на сохранение и поддержание здоровья питомца;
  • в случае нежелания появления потомства у животного, хозяин обязан своевременно прибегнуть к квалифицированной помощи в стерилизации домашнего любимца;
  • во время проведения плановых проверок, каждый хозяин обязан предоставить своего питомца уполномоченным лицам для проведения осмотра;
  • хозяин обязан выгуливать своего питомца только в специально отведенных для этого местах, а также утилизировать продукты жизнедеятельности животного.

Отныне хозяева, которые по каким-либо причинам не могут продолжить заботиться о своем животном и хотят снять с себя обязательства опеки над ним, обязаны найти для питомца нового хозяина и передать его из рук в руки.

Если бывший хозяин не может найти новое жилье для любимца, он должен направить его в специализированный питомник для его дальнейшего проживания в подходящих условиях.

Одним из нововведений стал запрет на содержание в жилых помещениях редких или потенциально опасных для окружающих питомцев. Запрет не распространяется на зоопарки, дельфинарии и прочие специализированные учреждения, однако цирки или другие шоу с привлечением животных в обязательном порядке должны получить государственную лицензию на данный вид деятельности.

Список животных, которые считаются опасными, а также перечень представителей фауны, которые могут иметь статус домашних, находится в дополнениях к основному тексту закона.

Обращение с животными без владельцев

Понятие «бездомное животное» изменено на более гуманное «животное без хозяина». Контроль и забота о них будет осуществляться для достижения таких целей:

  • снизить риски возникновения эпидемий заболеваний, связанных с большим количеством животных без хозяев;
  • защита имущества и здоровья населения Российской федерации, а также их питомцев;
  • гуманное обращение с данным типом животных, оказание им ветеринарной помощи, защита от возможного жестокого обращения с ними;
  • возврат потерявшихся питомцев хозяевам.

Отныне приюты для собак обязаны не только всячески заботиться о своих подопечных, но и составлять общедоступную базу данных.

Таким образом, информация о любом найденном животном в течении первых трех дней его пребывания в приюте должна быть опубликована в Интернете. Животные должны пройти тщательное обследование, иметь маркировку, досье (в том числе фотоматериалы).

Усыпление питомца возможно только в том случае, если оно имеет неизлечимые болезни, что приводит его к постоянным страданиям. Однако, статья 16, в которой описаны обязательства приютов, вступит в силу с 1 января 2022 года. Статья 17. Общие положения деятельности по обращению с животными без владельцев.

Государственный и общественный контроль

Закон о защите животных предусматривает наличие государственных и общественных органов контроля, обладающими разными полномочиями. Органы государственного наблюдения за исполнением новых правил будут иметь такие должностные полномочия:

  • запрашивать документы, свидетельствующие о соблюдении или нарушении правил обращения с животными;
  • возможность посещать с проверками организации, связанные с использованием или содержанием животных;
  • в случае выявления нарушений, государственный орган контроля может самостоятельно выдавать нарушителю предписания, составлять протоколы по административным преступлениям, и по истечению отведенного на исправление ситуации времени приезжать с повторной проверкой;
  • всячески пресекать случаи жесткого поведения с питомцами, в том числе путем их изъятия у владельца-правонарушителя.

В качестве органов общественного контроля могут выступать как добровольцы, изъявившие желание на безвозмездной основе заниматься контролем защиты прав животных, так и общественные организации, работающие в данной сфере.

Каждому из представителей будет выдано удостоверение, подтверждающее его статус. Спектр полномочий общественного контролера несколько уже, нежели у государственного, и включает такие права:

  • фиксировать разными способами факты нарушения федерального закона о защите животных, и передавать полученную информацию в специализированные органы для дальнейшего рассмотрения и вынесения вердикта;
  • помогать работникам государственного контроля, в том числе принимая участие в проведении воспитательных и просветительских мероприятий, направленных на внедрение новых правил среди общественности.

Во время своей добровольной деятельности, общественный контролер не должен препятствовать нормальной работе организаций, а также осуществлять контроль содержания служебных животных.

Будет ли введен налог на содержание

Еще задолго то опубликования нового закона во многих СМИ (в том числе именитых) всячески обсуждалась тема возможного введения налога на содержание домашних животных, который существует в большинстве развитых европейских стран. Некоторые источники даже подавали ожидаемые расценки, чем напугали многих жителей страны, хотя такие рассуждения были абсолютно беспочвенными.

Налог на содержание питомца не будет введен.

Да, во время первоначального обсуждения проекта такая возможность всерьез рассматривалась. Однако, как только информация об этом дошла до общественных организаций, активисты создали петицию, главным требованием которой было не вводить данный налог. Петицию подписали более 200 тыс. человек, поэтому Госдума отказалась от данного нововведения.

Более того, по мнению главы комитета экологии, даже процедура регистрации животных должна быть бесплатной. Таким образом, даже малоимущие слои населения будут иметь возможность зарегистрировать своего питомца, чем помогут урегулировать количество животных и детальнее отслеживать их популяцию.

Плюсы и минусы нового закона

Однозначно, данный закон имеет множество плюсов:

  • отныне наказание предусматривается не только за нанесение животному тяжких увечий или умерщвление его на глазах у других людей, но и за негуманное поведение в отношении питомца;
  • владельцы собак обязаны выгуливать своих подопечных только в специальных местах и тщательно следить за тем, чтобы по пути на площадку собака не могла нанести вред окружающим людям и экологии;
  • запрещены контактные зоопарки и разведение в домашних условиях представителей дикой природы, которым не место в многоквартирных домах или на частных приусадебных участках;
  • теперь хозяин, который по каким-то причинам хочется отказаться от своего питомца, обязан передать его другому лицу, или же в специализированный приют.

В противном случае недобропорядочный хозяин понесет ответственность за негуманное обращение со своим питомцем.

  • любая концертная деятельность с использованием животных должна быть зарегистрирована, в противном случае организатор понесет наказание за неправомерное использование питомца.
  • Больше всего противников закона среди охотников и производителей медикаментов для умерщвления животных. Также некоторые люди выступают против требования о стерилизации питомцев.

    Распространенные вопросы

    Нужно ли регистрировать и чипировать кошку/собаку, живущую в квартире?

    Инициатива обязательного чипирования так и не была принята. Сама по себе данная процедура – это самый современный способ регистрации питомца, который в случае необходимости поможет в кратчайшие сроки найти хозяину потерявшуюся собаку или кошку. Исходя из этого, хоть данный метод регистрации и не стал обязательным, чипирование все же лучше провести в целях безопасности.

    Собака, гулявшая без поводка, но с хозяином, повредила автомобиль, который стоял в неположенном месте. Кто виноват?

    Выгул собак должен осуществляться в специальном месте. По пути на площадку владелец должен обеспечивать безопасность своему питомцу, при этом заботясь о безопасности здоровья и имущества окружающих. Собака должна находиться на поводке, а крупные и потенциально опасные породы – в намордниках. Соответственно, виноват хозяин животного.

    Что будет за неубранные после собаки биологические отходы?

    Закон об ответственном обращении с животными предусматривает несение административной, уголовной и иных видов ответственности за нарушение его статей. Однако, в данный момент, конкретного наказания за нарушения обязательства уборки отходов нет.

    Какие животные входят в список домашних по закону?

    Со списком животных-компаньонов и потенциально опасных собак можно ознакомиться в приложениях №1, 2. Не могут быть домашними питомцами представители дикой фауны, потенциально опасные для здоровья и жизни окружающих. Все животные, которые были заведены до 1 января 2022 года, будут считаться домашними, даже если попадут в категорию запрещенных.

    В целом, данное нововведение должно положительно отразиться на культуре поведения россиян со своими питомцами. Хотя закон очень долго находился в стадии разработки и корректировки, даже сейчас в нем есть спорные вопросы, по поводу которых продолжает дискутировать общественность.

    Статья проверена экспертом: Нефедовой Анной.

    Как и когда выплачивать отпускные: напоминание для кадровиков и бухгалтеров

    Что такое отпускные

    Начнем с основ. Сотрудник, уходящий в ежегодный оплачиваемый отпуск, имеет право на выплату среднего заработка за весь отпускной период. Такая денежная выплата называется отпускными.

    Ежегодный оплачиваемый отпуск — это период отдыха, гарантированный трудовым законодательством работникам. Отпуск оплачивается работодателем и длится в общем случае 28 календарных дней.

    Минимальный срок, за который должны быть выплачены отпускные, составляет три дня до начала отпуска (ч. 9 ст. 136 ТК РФ). Осталось разобраться, три календарных или рабочих дня имеются в виду.

    Календарные или рабочие?

    Действительно, формулировка, использованная в ст. 136 ТК РФ, не содержит уточнений, перечислять отпускные за три календарных или рабочих дня. Однако по общему правилу, если сроки выполнения обязательств не установлены в рабочих днях, их следует исчислять в календарных (ст. 14 ТК РФ).

    При этом если окончание срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то отпускные перечисляются в предшествующий рабочий день (ч. 8 ст. 136 ТК РФ, Письмо Роструда от 30.07.2014 № Таким образом, правильно, когда отпускные перечисляются за три календарных дня до начала отпуска.

    Но есть еще загвоздка: надо ли в трехдневный срок засчитывать сам день выплаты отпускных? Роструд, к сожалению, этот момент не поясняет, зато по этому вопросу есть арбитражная практика.

    Что говорят суды

    У судей насчет того, входит ли день выплаты отпускных в трехдневный срок, единства нет. Некоторые их них полагают, что входит (определения Кемеровского облсуда от 26.01.2017 № 33-942/2017, Ленинградского облсуда от 06.08.2015 № 33-3731/2015).

    Другие же арбитры говорят, что между датой начала отпуска и датой выплаты отпускных должно пройти три полных дня, отсчитываемых с 00 ч. 00 мин. (решения Пермского краевого суда от 23.01.2018 № 21-46/2018, Челябинского облсуда от 17.09.2015 № 11-11043/2015).

    Учитывая сложившуюся арбитражную практику, безопаснее выдавать отпускные не за три дня до отпуска, а за четыре.

    Так, если работник идет в отпуск с 16 августа, выдать отпускные лучше не позднее 12 августа. Если выплатите их 13 августа, до начала отпуска может не пройти три полных дня.

    Еще больше об отпуске и отпускных в 2022 году рассказал эксперт в записи вебинара на «Клерке»: посмотреть можно прямо сейчас.

    Ответственность за просрочку выплаты отпускных

    Невыплата работнику отпускных в установленный законодательством срок может обернуться штрафом (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ). Причем к ответственности привлекут не только организацию, но и должностное лицо компании, например, директора.

    • для юрлица — от 30 000 до 50 000 руб.;
    • для должностного лица — от 10 000 до 20 000 руб. (или предупреждение);
    • для ИП — от 1 000 до 5 000 руб.

    При повторном нарушении штраф за неперечисление отпускных в срок возрастет.

    Кроме того, за несвоевременную выплату отпускных работник вправе получить компенсацию (ст. 236 ТК РФ), которую рассчитывают исходя из количества дней просрочки и действующей ставки Банка России. Компенсацию работодатель должен самостоятельно начислить работнику, и даже тогда, когда вины компании в просрочке «отпускного» платежа нет.

    Можно ли выплатить отпускные пораньше?

    Ответ на этот вопрос содержится в Письме Роструда от 14.05.2022 № ПГ/20884-6-1. Ведомство сообщает, что ТК РФ не содержит запрещений на перечисление отпускных в более ранний срок. Поэтому выплатить деньги работнику, уходящему в отпуск, можно и ранее трехдневного срока.

    Расчет отпускных: как не допустить ошибок

    По мнению проверяющих, с момента выплаты отпускных до начала отпуска должно пройти не менее трех полных календарных дней. Читайте в статье об этом и о других сложных случаях расчета и выплаты отпускных.

    Сроки выплаты отпускных: что значит «за три дня до»

    Статья 136 ТК РФ регламентирует сроки выплаты отпускных — не позднее чем за три дня до начала отпуска. Норма эта вызывает несколько вопросов у бухгалтеров. И первый из них — в каких днях считать, календарных или рабочих? Ответ можно найти в письме Роструда от 30.07.2014 № 1693-6-1 и информации Минтруда России от 16.06.2014. Ведомства уточняют, что срок выдачи отпускных исчисляется не в рабочих, а в календарных днях. При этом если день выплаты приходится на выходной или праздничный день, оплату следует произвести накануне этого дня.

    И второй важный вопрос — входит ли день выплаты отпускных в установленные ТК РФ три дня? Роструд в том же письме от 30.07.2014 № 1693-6-1 допускает такой вариант. Эту позицию поддержали в своих решениях Кемеровский областной суд, Ленинградский областной суд и пр.

    Однако по последним разъяснениям Минтруда при уходе работника в отпуск в понедельник отпускные надо выплатить не позднее четверга предыдущей недели (письмо Минтруда от 05.09.18 № 14-1/ООГ-7157). Такое мнение в судебной практике встречалось и ранее (см. определение Челябинского областного суда от 17.09.2015 № 11-11043/2015 и определение Ростовского областного суда от 16.09.2013 № 33-11864). В связи с этим рекомендуем не рисковать, а отслеживать, чтобы между началом отпуска и перечислением средств было минимум три полных дня (72 часа). Перечислять отпускные заранее трудовое законодательство не запрещает.

    Пример

    Отпуск начинается 31 мая 2022 года, в понедельник. Значит, отпускные необходимо выплатить не позднее четверга, 27 мая.

    Отпуск начинается 17 июня, в четверг, крайний срок выплаты отпускных приходится на воскресенье, это выходной день. Значит, выплатить отпускные необходимо не позднее пятницы, 11 июня.

    Как выплатить отпускные, если отпуск со следующего дня

    Иногда возникают ситуации, когда сотрудник просит предоставить отпуск со следующего дня по семейным обстоятельствам. Несмотря на то, что это инициатива работника, выплата отпускных в такие сроки — это нарушение трудового законодательства. Оно влечет за собой административное наказание (п. 6 ст. 5.27 КоАП РФ): для должностных лиц — предупреждение или штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей, для юридических лиц — штраф от 30 000 до 50 000 рублей.

    Если работодатель не возражает против внепланового отпуска и готов выплатить отпускные в день обращения, следует предложить сотруднику на ближайшие три дня оформить, например, отпуск без сохранения заработной платы, а уже потом оплачиваемый отпуск.

    Пример

    Сотрудник обратился к работодателю в понедельник 21 июня 2022 года с просьбой предоставить ему со вторника 22 июня очередной оплачиваемый отпуск по семейным обстоятельствам. Он не будет иметь претензий к работодателю, если тот выплатит ему отпускные 21-го числа или позже, и готов указать это в заявлении на отпуск.

    Работодатель готов пойти навстречу работнику, но, чтобы не нарушать сроки выплаты отпускных, предложил взять отпуск только с 25 июня (пятница). Выплаты были сделаны в день обращения.

    При этом дни с 22 по 24 июня включительно были оформлены как отпуск без сохранения заработной платы.

    Как учитывать МРОТ при расчете отпускных

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» работодатель обязан учитывать МРОТ при расчете отпускных. Пункт 18 содержит важное требование: оценить средний месячный заработок сотрудника, который в расчетный период, установленный на предприятии, отработал свою норму рабочего времени и сделал нормы продукции/услуг. Эта величина не может быть менее федерального МРОТ, который с 1 января 2022 года установлен на уровне 12 792 рубля. Поэтому для всех отпусков 2022 года сравниваем средний заработок с величиной нового МРОТ. Для этого надо определить, отработана ли норма рабочего времени у сотрудника. В зависимости от результата порядок действий такой:

    1. Если сотрудник работает неполную рабочую неделю и/или сокращенный рабочий день, отпуск считается без учета МРОТ, по общему порядку исчисления среднего заработка для отпуска.
    2. Если рабочее время отработано полностью, средний дневной заработок умножаем на 29.3, полученную сумму сравниваем с МРОТ — 12 792 рубля.
    3. Если средний заработок получился меньше 12 792 рублей, то обязательно опираемся на МРОТ при расчете отпускных: 12 792 / 29,3× число календарных дней отпуска.
    Пример 1

    Сотрудник идет в отпуск с 5 по 18 июля 2022 года, его средний дневной заработок — 420 рублей.
    420 × 29,3 = 12 306
    12 306 публикации

    Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: