Военная травма определение в законе

КС подчеркнул право военных, продолживших службу после получения увечья, на дополнительное пособие

29 марта Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 16-П по делу о проверке конституционности ч. 6 ст. 21 Закона о противодействии терроризму и ч. 15 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат.

Суды поддержали отказ в выплате пособия при увольнении с военной службы

Поводом к рассмотрению дела стала жалоба бывшего военнослужащего-контрактника Евгения Понкратова. В июле 2013 г. в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе он получил тяжелое ранение, повлекшее инвалидность, и в октябре того же года был признан не годным к военной службе. В соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона о противодействии терроризму ему было выплачено единовременное пособие в 300 тыс. руб.

В августе 2014 г. с Понкратовым был заключен новый контракт на 10 лет, однако в декабре 2017 г. он был уволен с военной службы по состоянию здоровья на основании подп. «в» п. 1 ст. 51 Закона о воинской обязанности. При этом в выплате единовременного пособия в размере 2 млн руб., установленного п. 1 ч. 12 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих, ему было отказано.

Считая свои права нарушенными, гражданин обратился в военный суд с иском об оспаривании отказа в выплате пособия, однако в удовлетворении требований было отказано. Суд указал, что при увольнении с военной службы по состоянию здоровья истец не имел права на выплату, предусмотренную указанной нормой Закона о денежном довольствии военнослужащих, поскольку ранее он получил единовременное пособие согласно Закону о противодействии терроризму.

Апелляция поддержала данную позицию. При этом суды ссылались на п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8, где отмечается, что при одновременном возникновении нескольких оснований для таких единовременных пособий выплата осуществляется по одному основанию – по выбору получателя.

Не согласившись с позицией судов, Евгений Понкратов обратился в КС. В жалобе он указал, что оспариваемые нормы законов препятствуют лицу, ставшему инвалидом вследствие боевого ранения и продолжившему после этого военную службу, получить разницу между суммами пособия, выплачиваемого при увольнении со службы вследствие военной травмы и выплаченного непосредственно после получения увечья.

Позиция Конституционного Суда

Рассмотрев материалы дела, КС указал, что участие в мероприятиях по борьбе с терроризмом предполагает исполнение обязанностей военной службы в особых, экстремальных условиях, сопряженных с повышенной опасностью и значительным риском для военнослужащего. Участники борьбы с терроризмом, получившие военную травму, повлекшую невозможность исполнения ими своих обязанностей, имеют право на получение единовременных пособий, установленных в отношении госслужащих, в более высоком размере.

Оспариваемые законоположения, отметил Суд, не противоречат Конституции РФ, позволяя в механизме правового регулирования компенсации вреда исключить повторное представление однородных социальных выплат. Вместе с тем они не препятствуют назначению выплат, которые по месту и значению не могут рассматриваться как однородные, – в частности, единовременного пособия.

Вместе с тем, как указано в постановлении, оспариваемые нормы не содержат указания на выплаты, признаваемые однородными по отношению к единовременным пособиям. В результате на практике при увольнении с военной службы лиц, получивших инвалидность в борьбе с терроризмом, допускается отказ в предоставлении единовременного пособия, закрепленного п. 1 ч. 12 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих, тем, кто ранее получил единовременное пособие, установленное ч. 3 ст. 21 Закона о противодействии терроризму.

Это, полагает высшая судебная инстанция, препятствует надлежащему возмещению вреда, причиненному здоровью военных, и их социальной защите, и приводит к необоснованному ограничению их права на соцобеспечение. Тем самым военные, участвовавшие в борьбе с терроризмом, при увольнении со службы по состоянию здоровья (вследствие военной травмы), ставятся в худшее положение по сравнению с иными категориями военнослужащих.

Таким образом, оспариваемые положения не соответствуют Конституции в той мере, в которой они исключают возможность предоставления одному и тому же лицу, получившему военную травму при борьбе с терроризмом, являющемуся инвалидом и признанному не годным к военной службе, указанных единовременных пособий.

В этой связи КС признал правоприменительные решения в отношении заявителя подлежащими пересмотру и указал на необходимость внесения изменений в действующее правовое регулирование.

Особое мнение судьи

В документе также приведено особое мнение судьи КС Сергея Казанцева, в котором он пояснил, почему не в полной мере разделяет аргументацию и некоторые правовые позиции, изложенные в постановлении.

Судья отметил, что особенность данного дела в том, что основания для получения единовременных пособий возникли у заявителя не одновременно, а последовательно, в разное время: в 2014 г. он получил право только на пособие в 300 тыс. руб., а право на пособие в 2 млн руб. возникло в 2017 г. в связи с увольнением по состоянию здоровья.

Подчеркивается, что выплата лицу, получившему увечье и инвалидность, первого пособия не связана с фактом увольнения с военной службы по состоянию здоровья. Указанная норма Закона о противодействии терроризму не исключает права на получение данного пособия в случае продолжения лицом военной службы после получения увечья.

В этой связи, указал Сергей Казанцев, если лицо, получившее увечье и инвалидность в ходе борьбы с терроризмом, заключило контракт на дальнейшее прохождение военной службы и не было уволено, ему должно быть выплачено единовременное пособие в 300 тыс. руб. После получения такого пособия права на получение иного единовременного пособия не возникает, что и было признано нижестоящими судами. При этом судья обратил внимание, что у заявителя, в отличие от большинства военных, прекращающих военную службу после получения увечья, на момент приобретения права на получения единовременного пособия в 300 тыс. руб. не было права выбора основания для получения пособия в 2 млн руб., поскольку он продолжал службу, будучи инвалидом.

Читайте также:
Как должны выплачиваться отпускные по закону

Такой подход судов, указал он, основан на признании данных видов единовременных пособий однородными согласно постановлению ВС № 8. Однако, по словам Сергея Казанцева, следует обратить внимание, что важным условием применения принципа недопустимости повторного предоставления однородных по своей правовой природе социальных выплат по разным основаниям является одновременность возникновения последних.

Комментарии экспертов «АГ»

Комментируя позицию КС, адвокат АК «Гражданские компенсации» Марина Сомова отметила, что постановление призвано поставить точку в противостоянии между военными, лишившимися возможности продолжить службу, и судебными инстанциями. «Таких споров было много, – пояснила она. – Очень хочется надеяться, что постановление станет основополагающим документом, четко разъясняющим применение отдельных статей законов в части начисления выплат за травмы, полученные при исполнении военной службы».

Особое мнение судьи Казанцева, полагает адвокат, по сути, дополняет постановление, детализируя отдельные аспекты дела, что, несомненно, должно быть принято судами в качестве правовой помощи при разрешении подобных споров.

Эксперт добавила, что юристы давно ожидали принятия этого судебного акта, поскольку предыдущие разъяснения, в том числе Постановление КС от 19 мая 2014 г. № 15-П, не отвечали на все вопросы, возникающие при рассмотрении аналогичных дел.

По мнению юриста правозащитной НКО «Солдатские матери Санкт-Петербурга», стажера адвоката АП г. Санкт-Петербурга Александра Передрука, вопросы социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих регулярно возникают на орбите конституционного правосудия, в том числе с точки зрения одновременного получения социальных выплат. К примеру, в 2015 г. КС признал не соответствующими Конституции положения Закона о полиции, запрещавшие полицейским, вышедшим на пенсию, параллельно получать выплаты, связанные с инвалидностью, а также за выслугу лет (Постановление № 1-П/2015).

В рассматриваемом деле, отметил эксперт, КС последовал собственной практике о необходимости учитывать правовую природу и целевое предназначение социальных выплат. «Сергей Казанцев справедливо обратил внимание на важное условие применения принципа недопустимости повторного предоставления однородных по своей правовой природе социальных выплат по разным основаниям – одновременность возникновения указанных оснований, тем самым в некотором смысле расширив аргументацию», – пояснил он.

В заключение Александр Передрук добавил, что невозможно не согласиться с тем, что государство должно исходить из соображений наиболее полного возмещения вреда, причиненного здоровью гражданина в период прохождения военной службы, что фактически подтвердил КС.

Адвокат АП Новгородской области Константин Маркин полагает, что в данном постановлении Конституционный Суд вышел за пределы конкретной ситуации, в связи с чем позиция Сергея Казанцева представляется более правильной. «Военнослужащий получил увечье (и инвалидность) при проведении контртеррористической операции, вследствие чего ему была выплачена компенсация вреда, предусмотренная ч. 3 ст. 21 Закона о противодействии терроризму. В дальнейшем он продолжил военную службу и через некоторое время был уволен по состоянию здоровья, – пояснил эксперт. – В такой ситуации он имел право получить и другую компенсацию (единовременное пособие), предусмотренную п. 1 ч. 12 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих. Она выплачивается при увольнении со службы в связи с признанием лица не годным к ней вследствие военной травмы – вне зависимости от того, получена травма в рамках контртеррористической операции или нет».

Эксперт добавил, что право на эти компенсации у заявителя возникло в разное время и он физически был лишен возможности выбирать, какую из них получать. «Поэтому он, после того как суды общей юрисдикции отказали в удовлетворении требований, и обратился в КС, – отметил Константин Маркин, – Однако Суд расширил рамки возможных ситуаций и пришел к выводу, что, по сути, в любой ситуации оспариваемые законоположения не соответствуют Конституции в той мере, в какой исключают возможность предоставления одному и тому же лицу из числа военнослужащих, получившему военную травму в борьбе с терроризмом, являющемуся инвалидом и признанному не годным к военной службе, указанных единовременных пособий».

Для гражданина, получившего такую травму, этот подход КС, конечно, предпочтительнее, отметил адвокат: «Ничто не заменит утраченное здоровье, но получить два пособия безусловно лучше, чем одно».

По мнению адвоката, данное постановление обусловлено еще и духом времени. «В настоящее время власть поддерживает военнослужащих, а борьба с терроризмом – одна из первостепенных задач. Поскольку сейчас не так много похожих ситуаций (да и не все обращаются в суды за защитой своих прав), нагрузка на бюджет не будет слишком большой для таких выплат», – полагает он.

Константин Маркин выразил надежду, что суды при разрешении споров о выплате таких пособий теперь будут руководствоваться данным постановлением. «Но не исключаю, что они будут учитывать и особое мнение судьи Казанцева, полагающего, что получить оба пособия возможно только в случае возникновения права на них в разное время, – пояснил он. – Поэтому до внесения изменения в законодательные акты судебная практика может складываться и таким образом, что суды будут считать – в случае получения увечья (и инвалидности) и признания негодным к военной службе с последующим увольнением лицо имеет право только на получение одного из этих двух пособий (по выбору). Когда будут внесены изменения в законодательство, сказать сложно. Надеюсь, относительно быстро».

Военная травма. Признание и процесс оформления возмещений.

Военнослужащий во всех странах приравнивается к особой гражданской категории. Несение службы в рядах ВС на территории России и за ее пределами, сопровождение и поимка преступников, защита государственных рубежей, военные действия с целью предотвращения конфликтов и террористических актов — все это, и многое другое, требует от служащего много сил.

Читайте также:
Ответственность доверенного лица перед законом

Работа военного всегда сопровождается рисками для здоровья и опасностями для жизни.

Эти все моменты оговариваются и прописываются в законодательных документах. Если в трудовом законодательстве предусмотрена производственная травма, то в военном — военная.

При получении производственной травмы работодатель обязан выплатить своему сотруднику, получившему такую травму при рабочем процессе, определенную денежную компенсацию.

Возможно и возмещение морального вреда. Помимо установленной компенсации, суд может вынести решение по выплате ежемесячного пособия, чтобы работник мог чувствовать себя уверенно в период лечения и восстановления здоровья.

Если говорить о военных, то здесь аналогичная ситуация. Идет процесс покрытия и возмещения морального, физического и материального вреда, нанесенное военному в результате получения увечья во время несения службы. Это относится ко всем военным, будь то срочник, контрактник или кадровый сотрудник.

Законные обоснования данного вопроса

Если рабочий процесс граждан РФ регулируются Трудовым кодексом, то у военных имеется специальный документ федерального значения, под названием «О статусе военнослужащих».Это 76-ой Закон, регламентирующий служебные процессы в армии.

Специфика военной деятельности может сопровождаться получением серьезных ранений, контузий, переломов, ожогов и даже потерей конечностей. Такие травмы и носят название военных.

Работает в армии врачебная комиссия, состоящая из военных медиков. Они определяют степень тяжести каждой травмы и выдают заключение.

Военная травма определяется в законодательных документах, как телесные повреждения, полученные в ходе исполнения своих непосредственных служебных обязанностей.

Под обозначение «военной травмы» не подойдет заключение ВВК, где будет стоять формулировка о том, что заболевание было выявлено в период несения службы. Такой солдат не получит компенсации, положенные при получении военной травмы.

Возмещение полагается военнослужащим, признанным ВВ комиссией инвалидами. К такой группе причислены раненые солдаты, утратившие здоровье в следствии телесных увечий, полученных в период несения боевой службы и выполнения непосредственных приказов командира. Таким военным присваивается инвалидная группа по заключению ВВК.

Выплаты денежных и иных компенсаций за моральный ущерб и вред здоровью регламентируются Федеральным документом под номером 306 о довольствии и выплатам военнослужащим.

Инвалид-колясочник

Виды травм

В документах нет четких определений по роду и тяжести нанесенных травм, за которые выплачивают компенсации. Конкретное заключение может выдать только военная комиссия медиков, либо определить Суд.

На сегодня можно травматические состояния классифицировать по следующим признакам:

  • травмы, полученные при несении службы, которые не зависят от бездействия третьей стороны;
  • увечья, нанесенные представителями госорганов (муниципальных, региональных и других);
  • повреждение здоровья, полученной в следствии незаконных действий при проведении дознаний работниками государственных структур;
  • увечья, полученные при выполнении боевого задания;
  • химические, бактериологические, радиоактивные и иные виды воздействий;
  • нанесенные травмы в результате проведения военных операций на территории бывшего СССР и нынешней Российской Федерации, а также в других странах и государствах;
  • повреждения, возникшие вследствии проведения действий во время объявления в чрезвычайной ситуации в стране, конкретно на определенной военной территории, участие в ситуации военного конфликта, либо предотвращении террористического акта;
  • обострение хронической болезни, которое произошло в результате несения службы;
  • укусы вредителей, типа насекомых, или зверей, повлекшие серьезные последствия, во время выполнения военного долга;
  • другие.

Денежные выплаты и компенсации

Учитывая всю серьезность военных травм, государство позаботилось о военнослужащих, получивших увечья в ходе исполнения своего долга. В дальнейшем такой гражданин уже не сможет полноценно работать на занимаемой должности, а в некоторых случаях, ему будет сложно найти работу на гражданке.

По этой причине, его обязано содержать государство, и выплачивать ему потерянный из-за травм трудовой заработок. Предусмотрено два вида компенсаций: выдаваемая ежемесячно и разовая.

Сумма единовременной выплаты будет зависеть от статуса военного:

  • срочникам — 1168767
  • контрактникам — 2237352

Цифры даны в рублях. Разовая выплата напоминает выходное пособие, которое могут получить все военные при выходе на пенсию или увольнении в запас по истечении контрактного срока.

Гражданам, которые в ходе военных операций потеряли здоровье и получили инвалидность, оформляется пенсия. В зависимости от группы инвалиды-военнослужащие будут получать денежные выплаты.

Стоит знать! Группу инвалидности определяет ВВК — военная медкомиссия.

Суммы ежемесячных пособий по группам:

Суммы даны без копеек, в российских рублях. Ежегодно размер выплат пересматривается и индексируется. Сумма будет зависеть от инфляции в стране. Ежемесячные выплаты по инвалидным группам — это обязательные пособия, которые прибавляются к другим положенным компенсациям.

Еще один важный момент. Если военнослужащий в результате полученных в ходе боевых событий травм скончался, то его родные могут получить финансовую компенсацию.

Но это возможно только при соблюдении условия — смерть военнослужащего произошла в течение года со дня увольнения по состоянию здоровья. Если это событие будет позже, то о компенсации речи быть не может.

Проведение боевой операции

Порядок оформления денежных возмещений

В армии существует порядок проведения процесса определения тяжести полученных травм и назначения группы инвалидности. Все действия регламентируются Правительственным Постановлением за номером 70 РФ.

Действия военного по признанию нетрудоспособности

  1. Для начала необходимо взять направление на врачебную медкомиссию, закрепленную за конкретным воинским формированием.
  2. Далее направляется заявление, увольнительный приказ из рядов ВС РФ по причине полученных травм и имеющееся заключение о профпригодности.
  3. Заключение МЭС можно будет получить через пять дней.
  4. Далее рассматривается вопрос на комиссии и выносится соответствующее решение. В нем указана группа инвалидности, степень тяжести полученных травм.

На основании данного медицинского заключения можно подавать на возмещение ущерба.

Могут потребоваться дополнительные справки и документы, а также соблюдение установленных законом сроков подачи:

  • в течение месяца необходимо получить на руки заключение о нетрудоспособности от ВВК;
  • для проведения медико-социальной экспертизы могут потребоваться дополнительные сведения и документы;
  • три дня дается на то, чтобы решение МСЭ было передано в лечебно-оздоровительное учреждение. Второй экземпляр заключения должен оставаться у военнослужащего-инвалида;
  • отказной вариант по решению МСЭ составляется в письменной форме и передается военному в течение 3-х дней. В документе будут четко указаны причины, по которым было вынесено заключение об отказе.
Читайте также:
Срок действия расписки по закону РФ

Для вынесения группы инвалидности потребоваться некоторые дополнительные документы и справки, а также архивные сведения.

Документы для получения пенсии

После выдачи медицинского заключения, военный должен прийти с ними орган социальной защиты по месту жительства. Для чего снова надо будет подготовить уже стандартный пакет копий и оригиналов документов.

Сюда входит:

  • удостоверение военнослужащего (билет);
  • удостоверение гражданина РФ;
  • скопированные листы из ТК (трудовой книжки);
  • медицинская справка о назначении группы по инвалидности;
  • документ с ПФ России о разрешении выдачи пенсионных выплат;
  • справка о доходе за текущий год.

Для пенсионного фонда надо предоставить:

  • паспорт;
  • заявление;
  • медицинскую справку о группе инвалидности;
  • СНИЛС.

Проверка полученных данных будет проведена в течение одного месяца. Далее — на личный счет в банке или через работников почты России будет осуществляться выдача пенсии.

–>Медико-социальная экспертиза –>

Войти через uID

Каталог статей

1. Обозначим категорию лиц, которые имеют право освидетельствоваться в учреждениях МСЭ с целью установления названных причин.
Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» обозначена категория лиц, в отношении которых учреждения МСЭ правомочны рассматривать вопрос об установлении инвалидности и ее причины. К ним относятся граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации (эта категория введена ФЗ от 28.12.2010 №404), сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно- исполнительной системы.

Обращаю внимание: в п. 7, 8 Разъяснений указано, что причины инвалидности “военная травма” и «заболевание получено в период военной службы» определяются гражданам, уволенным с военной службы – бывшим военнослужащим. Однако в ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и изданных в целях его реализации нормативных правовых документах не усматривается ограничений для прохождения военнослужащими медико-социальной экспертизы. Так же в соответствии со ст 4. ФЗ от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов ВД РФ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исправительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования является, в том числе, установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, военных сборов либо до истечения 1 года после увольнения с военной службы, вследствие увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы. Кроме того согласно Перечню документов, необходимых для принятия решений о выплате страховой суммы, застрахованному лицу признанному инвалидом необходимо представить копию справки, подтверждающую факт установления инвалидности.

Таким образом, в рамках названных Федеральных законов, имеющих большую юридическую силу, чем Разъяснения, отсутствуют ограничения для освидетельствования военнослужащих, проходящих военную службу, в учреждениях медико-социальной экспертизы.
Инвалидность гражданам, проходящим военную службу, устанавливается в общем для всех граждан порядке, предусмотренном Правилами признания лица инвалидом, с использованием Классификаций и критериев, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ № 1013н. и других документов, регламентирующих деятельность нашей службы. Вопрос об установлении военнослужащим степени ограничения способности к трудовой деятельности подробно изложен в письме Департамента социальной зашиты Минздравсоцразвития России от 19.06.2009, который был разослан в свое время во все филиалы учреждения.

Поговорим о причине «военная травма».
Ее определение дано в ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001 N 166- ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Данная причина определяется, когда увечья или заболевания, полученные при указанных обстоятельствах, а так же их последствия привели к установлению инвалидности.

2. Какие документы необходимо представить для установления причины?
Факт получения увечья, заболевания в период прохождения военной службы подтверждается следующими военно-медицинскими документами:
-свидетельством о болезни; – справкой ВВК;
– справкой по форме №16;
-справками военно-медицинских учреждений;
-справками Центрального архива Минобороны РФ, Архива военно- медицинских документов Военно-медицинского музея Минобороны РФ, Российского государственного военного архива.

3. В случае, если военнослужащий представляет свидетельство о болезни или справку ВВК с заключением ВВК о причинной связи увечий, заболеваний, при установлении инвалидности по тому увечью, заболеванию, которое указано в заключении ВВК, причина инвалидности определяется в точном соответствии с формулировкой заключения ВВК о причинной связи увечий, заболеваний. Как пример: гражданин представил на освидетельствование свидетельство о болезни с заключением ВВК, где сказано, что «ЗЧМТ в виде синдрома ликворной дистензии» военная травма. У гражданина имеются ОЖД по данному заболеванию, соответственно причина инвалидности будет «военная травма»
Бывают случаи, когда:
– отсутствует формулировка причины увечья, заболевания в свидетельстве о болезни или справке ВВК;
– или формулировка указана не в соответствии с названной («военная травма»);
– или специалисты не согласны с заключением ВВК о причинной связи.
В этих случаях учреждения МСЭ могут обратиться в штатную ВВК для
пересмотра или уточнения причины увечья, заболевания и в дальнейшем руководствоваться ответом.

Читайте также:
Федеральный закон о несостоятельности банкротстве физических лиц

Если увечье, заболевание военнослужащего, ставшие причиной инвалидности, не упоминаются в заключении ВВК о причинной связи увечий, заболеваний, то причина инвалидности устанавливается с формулировкой “общее заболевание”. Например, у впервые проходящего освидетельствование военнослужащего в заключение ВВК сказано, что «ЗЧМТ в виде синдрома ликворной дистензии» военная травма. ОЖД по данному заболеванию на момент освидетельствования нет, но имеются ОЖД по сопутствующей патологии «сахарному диабету», заболеванию не указанному в заключении ВВК.В этом случае причина инвалидности будет «общее заболевание».

4. Категория лиц: УВОВ и воины-интернационалисты, выполнявшие долг в Республике Афганистан.
До вступления в силу Разъяснения, вопрос о причине инвалидности данной категории граждан решался в том числе с учетом «Инструкции о порядке установления причинной связи инвалидности у бывших военнослужащих с пребыванием на фронте», утвержденной Госкомитетом Совмина СССР №1690-СН 03.07.1975, а так же Указания Министерства социального обеспечения РСФСР от 05.11.1990 №1-158-У «Об организации переосвидетельствования во ВТЭК участников войны и других боевых действий, и порядке установления причинной связи инвалидности с ранением, контузией или увечьем, полученным на фронте или во время других боевых действий». Согласно названным документам, причина инвалидности военнослужащим, получившим на фронте или во время боевых действий ранение, контузию, увечье, устанавливалась на основании военно-медицинских документов о ранении, контузии, увечье, а при их отсутствии у воинов-афганцев на основании военных и медицинских документов, отражающих их состояние здоровья, в том числе в ближайшее время после увольнения из ВС. Довожу до вашего сведения, что данные документы в настоящее время не имеют юридической силы, т.к. не утверждены ведомственными нормативными правовыми актами и не зарегистрированы в Минюсте России.
В связи с этим после 27.05.2003 при установлении указанных причин инвалидности мы руководствуемся только Разъяснениями. И у данной категории граждан имеем право устанавливать причину «военная травма» при наличии перечисленных выше военно-медицинских документов:
– свидетельства о болезни;
– или справки ВВК; по форме №16; военно-медицинских учреждений; Центрального архива Минобороны РФ и т.д.

Как пример, к вам обратился УВОВ, направленный ЛПУ с диагнозом «ИБС. Стенокардия напряжения 3 ф.кл. ХСН 2Б стадии». На освидетельствование гражданин представил военный билет о службе в действующей армии в период 1943-1944 гг. и справку Центрального архива Минобороны о полученном на фронте в 1944 г. ранении «травма малоберцового нерва после огнестрельного ранения нижней конечности». По заболеванию органов кровообращения выявлены ОЖД и имеются основания для установления 2 группы инвалидности. Рассмотрим причину инвалидности. Если отсутствуют ОЖД по последствиям травмы, полученной в период ВОВ (в данном случае посттравматической нейропатии), то причина инвалидности будет «общее заболевание», ну а если имеются ОЖД, позволяющие установить хотя бы 3 группу инвалидности, то причина будет «военная травма».

В случае если перечисленные выше военно-медицинские документы отсутствуют или не надлежаще оформлены, то в следующих 4 случаях можно установить причину «военная травма»:
а) имеющихся хронических медленно прогрессирующих заболеваний, которые не были выявлены в период военной службы, при представлении документов, выданных лечебным учреждением, которые дают основания отнести начало заболевания к периоду пребывания на фронте (к периоду выполнения интернационального долга в Республике Афганистан), а так же если в военно-медицинских документах указаны отдельные симптомы заболевания, приведшего к инвалидности;
б) имеющихся последствий увечий, заболеваний, если факт их получения указан в графе “анамнез” военно-медицинского документа, составленного в годы Великой Отечественной войны (ведения военных действий в Республике Афганистан), или в графе “диагноз” указаны только отдельные симптомы заболевания, приведшего впоследствии к инвалидности;
в) имеющихся последствий черепно-мозговой травмы, если в военно- медицинском документе имеются указания на ранения головы (лица), шеи или на одновременно полученные множественные осколочные ранения любой локализации;
г) имеющихся последствий ранения, если в военно-медицинском или ином военном документе (боевая характеристика, представление к награде, воинскому званию, аттестации и т.п.) имеются указания на тяжелое ранение.

В указанных случаях должны быть представлены:
1. военные документы, подтверждающие службу бывшего военнослужащего в действующей армии,
2. данные лечебных учреждений, содержащие сведения о состоянии его здоровья.
При решении вопроса о времени возникновения хронического медленно прогрессирующего заболевания мы должны проводить ретроспективный анализ развития данного заболевания, а также условий работы и быта после увольнения с военной службы. Документы о времени обращения в лечебные учреждения по поводу хронического медленно прогрессирующего заболевания должны подтверждать возникновение и развитие данного заболевания в период пребывания в действующей армии и свидетельствовать о прогрес- сировании этого заболевания.
При определении причины инвалидности с формулировкой “военная травма” без военно-медицинских документов указывается, что заключение вынесено без военно-медицинских документов на основании клинических данных.
5. Бывает, что в учреждения МСЭ обращаются бывшие военнослужащие, которые не освидетельствовались ВВК, но имеют явные последствия телесных повреждений (ампутационные культи, обширные рубцы и т.д.). Вопрос о связи полученных увечий со службой в армии решается только ВВК совместно с судебно-медицинской экспертизой. Причина инвалидности устанавливается в точном соответствии с формулировкой ВВК.
6. Следующая категория инвалиды из числа бывших военнослужащих, выполнявших боевые задания в годы Великой Отечественной войны в тылу противника в составе частей особого назначения. Этим гражданам причина инвалидности “военная травма” определяется на основании записей в военных билетах, подтверждающих службу в упомянутых частях.
7. Если инвалид является бывшим партизаном Великой Отечественной войны независимо был ли он военнослужащим или гражданским лицом причина определяется на основании документа, подтверждающего его пребывания в составе партизанского отряда.
8. Если у вас освидетельствуется гражданин, который ранее признавался ИОВ, но в настоящее время имеет причину «общее заболевание», то решение о причине «военная травма» выносится на основании:
-документа о службе в действующей армии;
-документа о полученном в период пребывания на фронте заболевании, увечье;
-документа о признании ранее ИОВ
9. Еще одна категория – это граждане, которые в период прохождения военных сборов, получили увечье или заболевание. В данном случае причина инвалидности устанавливается только при наличии заключения ВВК о причинной связи увечья или заболевания, в точном соответствии с формулировкой ВВК.

Читайте также:
Закон 624 о больничных листах

Итак, мы коснулись всех категорий военнослужащих, которые имеют право на установление причины инвалидности «военная травма».
Акцентирую внимание на следующем моменте: в соответствии с п. 18 Разъяснений причина инвалидности «военная травма» сохраняется даже в тех случаях, когда к моменту очередного переосвидетельствования последствия увечья или заболевания, являющиеся следствием военной травмы, не приводят к ОЖД и установление инвалидности обусловлено вновь возникшими заболеваниями. Например, гражданин признавался инвалидом 3 группы по причине «военная травма» сроком на 1 год с диагнозом «Последствия огнестрельного ранения правой плечевой кости в 2008 году, проведенного оперативного лечения в виде консолидирующегося перелома левой плечевой кости в условиях МОС, выраженной комбинированной контрактуры левого плечевого сустава. Умеренные нарушения СДФ». При очередном переосвидетельствовании выявлены выраженные нарушения функции кровообращения в результате присоединившегося за год заболевания «ИБС. Перенесенный инфаркт миокарда в 2009 г.», а ограничений жизнедеятельности по последствиям ранения правой плечевой кости не выявлено. Но и в этом случае причина инвалидности останется «военная травма».

Следующая причина инвалидности наиболее часто встречающаяся с формулировкой “заболевание получено в период военной службы” определяется в случаях, если инвалидность военнослужащего наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы, либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы. Так написано в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”.

Факт получения в период военной службы заболевания либо увечья может быть подтвержден военно-медицинскими документами:
– свидетельством о болезни;
– или справкой ВВК;
– или справками военно-медицинских учреждений;
– справками Центрального архива Министерства обороны РФ, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны РФ, Российского государственного военного архива.
Если гражданин проходил военную службу по призыву в качестве солдата, матроса, сержанта, старшины, и в течение трех месяцев со дня увольнения из армии заболел или получил увечье, которые привели к инвалидности, то инвалидность рассматривается как наступившая в период военной службы (кроме случаев противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью). Причина инвалидности в этих случаях определяется без представления военно-медицинских документов с формулировкой “заболевание получено в период военной службы” при наличии документов о прохождении военной службы по призыву с указанием даты увольнения.

Как пример, солдат срочной службы, уволен из рядов ВС 01.09.2009. В октябре 2009 года заболел туберкулезом. В мае 2010 года был направлен на медико-социальную экспертизу по заболеванию «туберкулез», где представил военный билет о прохождении военной службы по призыву с датами службы и медицинские документы, характеризующие состояние здоровья. Признан инвалидом. В связи с тем, что заболевание возникло в течение первых 3 месяцев со дня увольнения причина инвалидности будет «заболевание получено в период военной службы».

При определении названных причин инвалидности в экспертном деле в обязательном порядке указываются все документы, послужившие основанием для вынесения решения.
При отсутствии документов, подтверждающих факт военной травмы или других, предусмотренных законодательством РФ обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается «общее заболевание». В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного очного освидетельствования.

Обращу внимание на сроки установления инвалидности у военнослужащих.
Согласно ст. 8 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 №166-ФЗ пенсия по инвалидности военнослужащим назначается в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах исполнительной системы, и их семей». В соответствии со ст. 25 названного Закона пенсия по инвалидности лицам, указанным в статье 1 Закона назначается на период инвалидности, установленной федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, и (обратите внимание!) инвалидам-мужчинам старше 60 лет и инвалидам-женщинам старше 55 лет – пожизненно с переосвидетельствованием этих инвалидов только по их заявлению. Со списком этих лиц вы можете ознакомиться в юридической системе Консультант.
Что касается воинов-интернационалистов, то установление им сроков « инвалидности ранее осуществлялось с учетом Инструктивного письма Мин- соцобеспечения РСФСР от 29.08.1998 № 1-75-И «К вопросу определения группы и сроков инвалидности воинам-интернационалистам», согласно которому при определении группы инвалидности впервые она устанавливалась сроком на 5 лет. Данный документ в настоящее время так же не имеет юридичиской силы и не подлежит правоприменению. Сроки инвалидности этой категории граждан устанавливаются на общих основаниях.

Читайте также:
Понятие молодая семья в федеральных законах

Что такое “Военная травма” все таки?

В 2013 году получил инфаркт. Находился в распоряжении Командующего ЦВО. Уволен в марте 2016 года по состоянию здоровья. Пункт “Д”. Мне что, положена только страховая выплата. По инвалидности я ее получил. А Единовременная выплата – нет? Когда мною был подписан контракт – действовал закон о том, что положено 20 окладов, если увольняться по состоянию здоровья. А сейчас я получил 7. И то – По выслуге. Подполковник. Закон имеет обратную силу?

А если бы я увольнялся по здоровью, но инвалидность не получил бы, то по увольнению из ВС РФ я, так же как и здоровый чел, тоже получил бы 7 окладов, согласно своей выслуге.

Что мне положено.

ВВК: Заболевание получено в период военной службы.

А почему – НА МОМЕНТ увольнения, а не подписания контракта?

И это – не просто заболевание, а заболевание, приведшее к ДОСРОЧНОМУ увольнению!

За это государство должно ПЛАТИТЬ!

Понятно желание платить меньше, поэтому и отмазка – на момент увольнения. Еще раз повторю, когда я подписывал контракт – было 20 окладов. И поэтому – я заключал контракт на 20 а не на 7.

Сергей, добрый день.

Закон обратной силы не имеет, и выплата Вам должна производится с учетом тех требований закона, которые установлены к моменту увольнения. В данном случае — это 7 окладов денежного содержания.

А если бы я увольнялся по здоровью, но инвалидность не получил бы, то по увольнению из ВС РФ я, так же как и здоровый чел, тоже получил бы 7 окладов, согласно своей выслуге.
Сергей

Да вы получили только бы семь окладов. В Вашем случае имеет место заболевание, а не военная травма.

Заболевание в свою очередь самостоятельным основанием для получения страховки не является.

К военной травме относятся — ранения, травмы, контузии. Их перечень определен

Постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 N 855 «О мерах по реализации Федерального закона „Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы“.

Единовременная выплата полагается только при травме.

12. При увольнении военнослужащего с военной службы или отчислении с военных сборов гражданина, призванного на военные сборы, в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие военной травмы ему выплачивается единовременное пособие

А почему — НА МОМЕНТ увольнения, а не подписания контракта?
Сергей

Потому, что Выплата производится в связи с увольнением. Поскольку выплата связана с увольнением, то и применятся должен закон действующий на момент ее осуществления.

И это — не просто заболевание, а заболевание, приведшее к ДОСРОЧНОМУ увольнению! За это государство должно ПЛАТИТЬ!
Сергей

У государства нет обязанности производить выплату именно за заболевание — перечень оснований для производства страховой выплаты ИСЧЕРПЫВАЮЩИМ образом представлен в ФЗ от 28.03.1998 N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации»

Страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования (далее — страховые случаи) являются:
гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
смерть застрахованного лица до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов увечья (ранения, травмы, контузии);
увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисление гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов.

Заболевание — как самостоятельное основание для выплаты предусмотрено исключительно для лиц, проходящих военную службу по призыву, к числу которых Вы не относитесь.

Понятно желание платить меньше, поэтому и отмазка — на момент увольнения. Еще раз повторю, когда я подписывал контракт — было 20 окладов. И поэтому — я заключал контракт на 20 а не на 7.
Сергей

Если следовать Вашей логике, то когда Вы подписывали контракт оклад по званию (я не знаю Вашей должности) подполковника составлял порядка 2000 рублей (2208), начиная с 2011 г. оклад по званию составляет 12 000 рублей. Также был изменен и должностной оклад.

Так почему же Вам выплата не производилась исходя из окладов, действовавших на момент подписания контракта? И далее продолжая логику — значит 20 окладов в тех размерах, которые существовали на день подписания контракта.

Читайте также:
Обязанности ребёнка в семье по закону РФ

Нет, конечно, регулирование данных вопросов осуществляется по действующему закону к моменту их возникновения.

Возмещение вреда здоровью по военной травме

Возмещение вреда по военной травме (ВВЗ) – выплата компенсации в связи с причинением вреда здоровью, материальное восполнение, покрытие убытков, которые понес военнослужащий, выполняя свои обязанности.

Размер возмещения, а также порядок его оформления регулируется официальными актами и постановлениями.

В этой статье мы подробно рассмотрим размеры выплат, их периодичность и порядок оформления.

Законодательная база

Возмещение вреда является сегодня полноценным правовым институтом. Он функционирует по принципу комплексности и регулирует имущественные и неимущественные отношения, которые могут возникнуть в результате получения травмы военнослужащим.

Исторически, это один из ключевых аспектов военного права, поскольку служба в армии, полиции или МЧС, охрана границ государства, выявление, поиск и задержание преступников, миротворческие операции и участие в вооруженных конфликтах всегда были сопряжены с повышенными нагрузками риском. Это изначально предусмотрено государством и прописывается при найме на службу или призыве в армию.

Выполняя более опасную работу, военнослужащие могут пользоваться разнообразными льготами – от компенсации стоимости топлива для автомобиля до льгот при приобретении жилья. Возмещение ущерба здоровья для них также имеет свои особенности.

В первую очередь, военные, как и работники любых других сфер, защищены трудовым кодексом. Этот документ вводит такое понятие, как «производственная травма», что означает нанесение вреда в процессе осуществления профессиональной деятельности в рабочее время.

Однако в связи с повышенным риском, которому подвергаются военные, существуют особые правила, регулирующие возмещение ущерба гражданам, ответственным за охрану государства и поддержание общественного порядка. Основные нормы указаны в Статье 1084 ГК РФ.

При определении суммы и порядка компенсации следует руководствоваться законом «О статусе военнослужащих» №76-ФЗ от 27 мая 1998 года. Он составлен с учётом повышенной опасности, с которой сопряжён этот вид деятельности.

Нанесенный здоровью сотрудника МВД ущерб называют военной травмой. Определить ее имеет право только специальная медицинская комиссия. Решение принимается на основе Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением правительства №565 от 04.07.2013.

Документ поясняет, что такое «военная травма». Так называют ущерб, нанесенный военнослужащему в результате выполнения долга. Это значит, что болезни, возникшие в период несения воинской службы предполагают денежное возмещение не всегда.

Получение выплаты (выплат) по военной травме предполагает присвоение инвалидности, вызванной исполнением воинских обязанностей. Этим занимается уполномоченная медицинская комиссия, выносящая решение о целесообразности, а также о присвоении степени.

Пострадавшие служащие органов МВД могут получить компенсацию двумя разными способами:

  1. Разовая выплата при отстранении от выполнения обязанностей или выходе в отставку вследствие признания гражданина непригодным к дальнейшему несению службы.
  2. Ежемесячные выплаты в связи получением инвалидности в результате выполнения долга.

Классификация групп по нанесению вреда

Для адекватного определения размера и типа возмещения, существует классификация, в зависимости от условий получения травмы:

  • травма, полученная не по вине бездействия гражданских или лиц при исполнении;
  • увечья, нанесенные военнослужащему по причине несогласованности действий гос. структур;
  • травмы, полученные представителями суда, прокуратуры и органов дознания;
  • вред, нанесенный военнослужащим в процессе несения службы;
  • заболевания, развившиеся по причине работы в зонах повышенного радиационного загрязнения;
  • инвалидность после заграничной службы;
  • повреждения, нанесенные в период объявления в стране или на военной базе ЧП, во время вооруженного конфликта или операции по предотвращению террористических акций;
  • инфицирование ВИЧ или СПИД после операции, проведенной в рамках службы;
  • укусы животных и насекомых во время несения службы, вызвавшие заболевание;
  • обострение хронических болезней (уже имевшихся) в процессе несения службы.

Размер и вид возмещения

В случае присвоения инвалидности в результате выполнения обязанностей, закон обеспечивает военнослужащим или их близким материальное возмещение понесенного ущерба.

В первую очередь, они получают денежную компенсацию утраченного из-за травмы заработка.

Она может быть помесячной и единоразовой. Сумма одноразовой выплаты зависит от условий несения службы:

  • военнослужащие по контракту – 2 237 352,5 руб.
  • граждане, призванные в армию (в том числе срочная служба) – 1 168 767,25 руб.

Ежемесячные выплаты определяются степенью инвалидности, присвоенной служащему:

  • 1 группа – 16 371, 41 р.;
  • 2 группа – 8,180,73 р.;
  • 3 группа – 3 272, 29 р.

Величина пособия не остается неизменной, а индексируется ежегодно, в зависимости от уровня инфляции. Оно назначается независимо от других льгот и компенсаций, а также суммируется с таковыми при их наличии.

Процесс получения компенсации

Существует порядок действий, регламентированный Постановлением Правительства РФ №70:

  1. Получение направления на медицинскую комиссию, которую проводит медицинское учреждение, закрепленное за данным воинским подразделением.
  2. В медицинскую организацию необходимо отправить документ с результатами экспертизы, заявление на получение возмещения, а также приказ об увольнении из ВС по причине полученного увечья и невозможности возобновить службу.
  3. Получения решения экспертов после рассмотрения документов. (5 рабочих дней).
  4. Медицинская комиссия составляет заключение о выявленном вреде здоровью, где указывает присвоенную группу инвалидности и конкретизирует увечье.
  5. Полученные справки направляются в органы социальной защиты, которые принимают решение о назначении пособия или одноразовой компенсации.

Кроме медицинского постановления при обращении в орган социальной защиты необходимо подготовить пакет документов:

  • удостоверение личности;
  • военный билет;
  • подтверждение выслуги (копия трудовой книги или послужного списка);
  • заключение медицинской комиссии;
  • справка из ПФ РФ о назначении пособия по инвалидности;
  • справка о заработной плате за последние 12 месяцев.

Проверка предоставленных данных займет порядка 1-2 месяцев с момента подачи. После этого компенсация будет начислена на расчетный счет, указанный в заявлении.

Читайте также:
Строительный шум в выходные закон

Этап 2

Этап 2. Утверждение проекта бюджета

Основы рассмотрения и утверждения бюджетов установлены Главой 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В общем виде этот процесс выглядит следующим образом.

Составленный проект бюджета, а также обязательный пакет документов к нему в соответствии с их перечнем, определенным Бюджетным кодексом Российской Федерации, направляется в законодательный (представительный) орган (Думу, Законодательное собрание, Собрание депутатов). Конкретные сроки представления проектов бюджета устанавливаются на уровне субъекта Российской Федерации, муниципального образования, с учетом предельных сроков представления проектов бюджетов, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

УРОВЕНЬ БЮДЖЕТА ПРЕДЕЛЬНЫЙ СРОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ) ОРГАН, УСТАНОВЛЕННЫЙ БК РФ ОСНОВАНИЕ
Федеральный бюджет не позднее 1 октября текущего года Статья 192 БК РФ
Областной бюджет не позднее 1 ноября текущего года Статья 185 БК РФ
Местный бюджет не позднее 15 ноября текущего года Статья 185 БК РФ

Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения, определяются законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, и должен предусматривать вступление в силу закона (решения) о бюджете с 1 января очередного финансового года.

Как правило, рассмотрение проекта бюджета осуществляется в несколько стадий.

Законодательный (представительный) орган рассматривает проект Закона (решения) о бюджете в первом чтении и по его итогам принимает решение о принятии или об отклонении указанного проекта в форме постановления. При утверждении основных характеристик бюджета рассматривается решение комитета по бюджету и материалы, отражающее сводные замечания и предложения профильных (отраслевых) комитетов, рекомендованные к принятию и (или) к отклонению.

Затем на уровне Правительства (администрации) субъекта (муниципального образования) проводится работа по устранению замечаний и оценивается возможность учета предложений, вносятся соответствующие корректировки в проект. После этого проект закона о бюджете рассматривается Законодательным (представительным) органом во втором чтении.

По итогам обсуждения законопроекта во втором чтении принимается решение о:

  • принятии закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
  • отклонении законопроекта и направлении его на доработку.

Решение, принятое по итогам рассмотрения законопроекта, оформляется постановлением Законодательного (представительного) органа.

В случае, если закон (решение) о бюджете, в силу разных причин, не вступил в силу с начала текущего финансового года, то процесс его рассмотрения и утверждения может продолжиться и в очередном финансовом году. Такие случаи являются исключительными, но могут произойти.

В этом случае Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает для финансовых органов особый порядок дальнейших действий в целях обеспечения финансирования расходных обязательств в наступившем финансовом году. Как правило, в таких случаях осуществляется доведение до главных распорядителей бюджетных средств бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в размере, не превышающем одной двенадцатой их части, сложившейся в отчетном финансовом году.

В какой срок публикуется закон о бюджете

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 мая 2019 года N 21-06-04/35020

[О размещении информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации www.budget.gov.ru]

В соответствии с приказом Минфина России от 28 декабря 2016 г. N 243н “О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации” главные администраторы средств федерального бюджета и органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации размещают информацию на едином портале бюджетной системы Российской Федерации www.budget.gov.ru (далее – единый портал).

В соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации и поступающими замечаниями и предложениями на порядок публикации информации на едином портале и ее состав Министерство финансов Российской Федерации приняло приказ от 28 декабря 2018 г. N 296н “О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. N 243н “О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации” (Зарегистрирован в Минюсте России 11 апреля 2019 г., N 54337) (далее – приказ от 28 декабря 2018 г. N 296н).

Изменения были внесены, в частности, по пунктам 4.2, 4.4, 5.2, 5.14, 5.16, 5.17, 5.18, 5.24 (сведения о руководителях главных администраторов средств федерального бюджета предоставляются в рамках уточненного пункта 4.2), 5.27, 5.35 (исключен), 6.6, 6.7, 6.10, 6.11, 8.9 Перечня информации, формируемой и представляемой для размещения на едином портале (далее – Перечень информации). Обновленный Перечень информации также содержит дополнительные пункты для публикации (2.6, 2.7) и содержит изменения сроков формирования информации для размещения на едином портале ряда пунктов.

В настоящее время Минфином России совместно с Федеральным казначейством осуществляются мероприятия по доработке единого портала в соответствии с нормами обновленного приказа от 28 декабря 2016 г. N 243н “О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации” (далее – приказ от 28 декабря 2016 г. N 243н).

В соответствии с приказом Минфина России от 28 декабря 2016 г. N 243н формирование информации и предоставление ее для обработки и публикации на едином портале главными администраторами средств федерального бюджета и органами управления государственными внебюджетными фондами осуществляется одним из двух способов:

формирование и предоставление информации для обработки и публикации на едином портале в структурированном виде с использованием системы “Электронный бюджет” (далее – способ N 1);

формирование и предоставление для обработки и публикации информации с использованием единого портала (далее – способ N 2).

Для получения полномочий по вводу данных, согласованию, утверждению информации оформляется заявка в форме электронного документа с использованием системы “Электронный бюджет” (способ N 1 – приложение N 1 к письму Минфина России от 19 сентября 2018 г. N 21-06-04/67101 – полномочие “Формирование и предоставление информации для обработки и публикации на едином портале в структурированном виде с использованием системы “Электронный бюджет”; способ N 2 – приложение N 2 к письму Минфина России от 19 сентября 2018 г. N 21-06-04/67101 – полномочие “Формирование и предоставление информации для обработки и публикации с использованием единого портала”).

Читайте также:
Закон о спаме на телефон

Информация, формируемая для публикации с использованием способа N 1, формируется в системе “Электронный бюджет”. По вопросам функционирования системы “Электронный бюджет” при формировании информации способом N 1 целесообразно обращаться в Минфин России или в службу технической поддержки по телефону 8 (800) 350-0218.

Информация, формируемая для публикации с использованием способа N 2, формируется с использованием средств единого портала (личный кабинет участника системы “Электронный бюджет”). Оператором указанных личных кабинетов является Федеральное казначейство, по вопросам их функционирования целесообразно обращаться в Федеральное казначейство или в службу технической поддержки по телефону 8 (800) 2222-777.

Руководство пользователя по формированию и размещению информации на едином портале способом N 2 размещено на официальном сайте Федерального казначейства в разделе “ГИС/Электронный бюджет/Единый портал бюджетной системы Российской Федерации”.

В соответствии с приказом от 28 декабря 2016 г. N 243н главные администраторы средств федерального бюджета размещают информацию по пунктам 2.2, 2.5, 2.6, 4.2, 6.6, 6.7, 12.1, 15.1, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации – по пунктам 2.2, 2.5, 2.7, 5.1, 5.14, 5.16, 5.17, 5.18, 5.21, 5.22, 5.23, 5.24, 5.27, 5.29, 5.34, 6.6, 6.7, 6.11, 7.22, 8.9, 12.1, 15.1.

Пункты 2.2 “Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие бюджетные правоотношения” и 2.5 “Иные законодательные, нормативные правовые акты и иные документы, регламентирующие отношения в бюджетной и налоговой сфере” (способ N 2).

Информация, размещаемая в соответствии с пунктами 2.2, 2.5, в настоящее время публикуется на едином портале в разделе “Бюджетная система > Бюджетное законодательство” и предполагает размещение законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также иных документов, регламентирующих отношения в бюджетной и налоговой сфере, разработчиком которых является соответствующий главный администратор бюджетных средств и орган управления государственными внебюджетными фондами (статьи 1, 2 и 3 БК РФ) (как принятые приказы ведомства, так и разработанные постановления и распоряжения правительства Российской Федерации, федеральные законы, методические рекомендации).

Пункт 4.2. “Информация об участниках бюджетного процесса, в том числе функции участников бюджетного процесса, бюджетные полномочия участников бюджетного процесса, сведения о руководителях участников бюджетного процесса, биографии и фотографии указанных руководителей” (способ N 2).

Информация, размещаемая в соответствии с пунктом 4.2, в настоящее время публикуется на едином портале в разделе “Бюджетная система > Участники бюджетного процесса > Паспорт участника бюджетного процесса” (необходима ее проверка на актуальность и актуализация (при необходимости).

Пункт 5.1. “Информация о правилах, порядках и сроках составления проектов бюджетов, органах, осуществляющих составление проектов бюджетов, основных документах, формируемых при составлении проектов бюджетов” (способ N 2).

Информация по пункту 5.1 размещается на едином портале в разделе “Бюджетная система > Бюджетный процесс > Порядок, правила и сроки составления проектов бюджетов” и предполагает указание нормативного правового акта, устанавливающего порядок составления проекта бюджета, перечня органов, осуществляющих составление проекта бюджета, перечень документов, формируемых при составлении проекта бюджета и так далее.

Информация в части порядка формирования федерального бюджета размещена на едином портале, информация аналогичного характера должна быть размещена в части органов управления государственными внебюджетными фондами.

Пункт 5.14 “Информация о структуре и содержании закона (решения) о бюджете” и 5.16 “Информация о документах и материалах, представляемых в законодательный (представительный) орган одновременно с проектом закона (решения) о бюджете, проектом закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете” (способ N 2).

Информация по данному пункту размещается на едином портале в разделе “Бюджетная система > Бюджетный процесс > Информация о структуре закона о бюджете”.

Информация в части федерального бюджета размещена в указанном разделе и основывается преимущественно на сведениях Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Информация аналогичного характера должна быть размещена в части бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Пункт 5.17 “Проект закона (решения) о бюджете, проект закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете, закон (решение) о бюджете, закон (решение) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете” и 5.18 “Документы и материалы, представляемые в законодательный (представительный) орган одновременно с проектом закона (решения) о бюджете, проектом закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете” (способ N 1).

Информация по указанным пунктам размещается на едином портале в разделе “Бюджет > Закон о бюджете”.

Федеральные законы о федеральном бюджете включая законопроекты о федеральном бюджете вместе с документами и материалами, представляемыми в законодательный (представительный) орган государственной власти, размещены в указанном разделе. Доступ к указанным документам также обеспечивается со стартовой страницы единого портала. Таким образом, аналогичная информация в части бюджетов государственных внебюджетных фондов должна размещаться и органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации.

По пункту 5.21 “Информация о порядке исполнения бюджета по расходам, источникам финансирования дефицита бюджета” (способ N 2).

В соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

принятие и учет бюджетных и денежных обязательств;

подтверждение денежных обязательств;

санкционирование оплаты денежных обязательств;

подтверждение исполнения денежных обязательств.

Информация аналогичного характера должна размещаться и органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации.

По пункту 5.22 “Информация об основах кассового обслуживания исполнения бюджетов” (способ N 2).

На едином портале по адресу “Бюджетная система > Бюджетный процесс > Основы кассового обслуживания исполнения бюджетов” размещена информация об основах кассового обслуживания бюджетов бюджетной системы в соответствии требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (статья 241.1).

Читайте также:
Управляющая компания: права и обязанности, закон

Также представлен макет инфографики, который должен содержать информацию об особенностях кассового обслуживания исполнения соответствующего бюджета. В частности, указывается уполномоченный орган, осуществляющий управление средствами бюджета на едином счете бюджета, уполномоченный орган, осуществляющий учет операций со средствами бюджета на едином счете бюджета.

Пункт 5.23 “Общая информация об органах, обеспечивающих и организующих исполнение бюджетов” и 5.24 “Сведения о руководителях органов, обеспечивающих и организующих исполнение бюджетов, биографии и фотографии указанных руководителей” (способ N 2).

Информация по указанным пунктам подлежит размещению на едином портале в разделе “Бюджетная система > Бюджетное устройство > Публично-правовые образования, организующие и исполняющие бюджеты” в виде “всплывающих информационных окон” с краткой информацией об органе государственной власти (контактные данные) и биографическими данными его руководителя. В настоящее время информация в части органов управления государственными внебюджетными фондами в данном разделе не размещена, в связи с чем не отображается.

Страница “Публично-правовые образования, организующие и исполняющие бюджеты” предназначена для отображения сводной информации о главе публично-правового образования, органах, обеспечивающих и организующих исполнение бюджетов, формируемых на территории публично-правового образования (в части федерального уровня – Правительство Российской Федерации, Минфин России (федеральный бюджет) и органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации (бюджеты государственных внебюджетных фондов) (статья 215.1 БК РФ), а также краткой информации об исполнении указанных бюджетов, структуре государственного сектора и иных основных показателях социально-экономического развития публично-правового образования.

По пункту 5.27. “Результаты мониторинга оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда” (способ N 1).

В соответствии с приказом Минфина России от 29.12.2017 N 264н “О формировании отчета Министерства финансов Российской Федерации о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета (главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета)” на едином портале бюджетной системы Российской Федерации по адресу “Бюджет > Финансовый менеджмент” Минфин России размещает отчеты с результатами оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета. Аналогичная информация подлежит размещению на едином портале в случае проведения аналогичного мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств бюджета соответствующего государственного внебюджетного фонда.

Пункт 5.34 “Сводная бюджетная роспись бюджета” (способ N 1).

Сводная бюджетная роспись бюджетов бюджетной системы Российской Федерации размещается на едином портале в разделе “Бюджет > Закон о бюджете > Сводная бюджетная роспись”.

Сводная бюджетная роспись федерального бюджета размещена в указанном разделе, аналогичная информация должна размещаться в части бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Пункт 6.6 “Информация о детализации финансовой отчетности” (способ N 2) и 6.7 “Сроки представления бюджетной отчетности” (способ N 1).

В соответствии с пунктом 5 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, дополнительная периодичность представления бюджетной отчетности, дополнительные формы бюджетной отчетности для их представления в составе месячной, квартальной, годовой бюджетной отчетности, а также порядок их составления и представления могут быть установлены:

главным распорядителем бюджетных средств – для подведомственных ему распорядителей, получателей бюджетных средств;

главным администратором доходов бюджета – для подведомственных ему администраторов доходов бюджета;

главным администратором источников финансирования дефицита бюджета – для подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

финансовым органом – для главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, главных администраторов, администраторов доходов бюджета, главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, для своих территориальных органов, организующих исполнение бюджета;

финансовым органом, уполномоченным на формирование отчета об исполнении соответствующего консолидированного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, – для финансовых органов бюджетов, отчет об исполнении бюджетов которых включается в отчет об исполнении соответствующего консолидированного бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

органом казначейства, органом, осуществляющим кассовое обслуживание, – для своих территориальных органов.

Таким образом, в дополнение к установленным приказами Минфина России и Федерального казначейства формам отчетности, срокам предоставления отчетности, главные администраторы средств федерального бюджета и органы управления государственными внебюджетными фондами вправе установить дополнительные формы отчетности, а также сроки предоставления отчетности для подведомственных им администраторов бюджетных средств (получателей бюджетных средств). Размещение указанной информации предусматривается в рамках пунктов 6.6 (детализация финансовой отчетности) и 6.7 (сроки представления бюджетной отчетности) приложения к приказу Минфина России от 28 декабря 2016 г. N 243н.

Пункт 8.9 “Прогноз доходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета государственного внебюджетного фонда, местного бюджета” (способ N 1).

Информация по указанному пункту подлежит размещению на едином портале в разделе “Бюджет > Доходы > Прогноз доходов” в разрезе кодов бюджетной классификации.

Информация, размещаемая в соответствии с пунктом 12.1, в настоящее время публикуется на едином портале в разделе “Новости” и предполагает публикацию новостного контента (при его наличии).

По пункту 15.1 формируется иная информация, которая не включена в утвержденный приказом от 28 декабря 2016 г. N 243н Перечень информации, но при этом предусмотрена иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации.

Кроме того отмечаем, что в случае отсутствия по объективным причинам информации для публикации на едином портале в личном кабинете участника системы “Электронный бюджет” имеется возможность проставить отметку об отсутствии соответствующей информации с указанием поясняющего комментария, который подлежит публикации на едином портале вместо непосредственно набора информации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: