Размер компенсационного фонда СРО закон

Разъяснения по компенсационным фондам

Компенсационный фонд возмещения вреда

1. Определение компенсационного фонда возмещения вреда (КФ ВВ)

КФ ВВ – это совокупность денежных средств, формируемая из взносов членов Союза в целях обеспечения имущественной ответственности членов Союза по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения, либо части здания или сооружения.

2. Цели формирования КФ ВВ

В пределах средств КФ ВВ Союз несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных ст. 60 Градостроительного кодекса РФ.

3. Размеры взносов в КФ ВВ и порядок их уплаты

В соответствии с ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ установлены следующие уровни ответственности по КФ ВВ Союза:

Уровни ответственности Стоимость объекта по одному договору (млн. руб.) Размер взноса в КФ ВВ (в рублях)
Первый не превышает 60 млн. 100 000
Второй не превышает 500 млн. 500 000
Третий не превышает 3 млрд. 1 500 000
Четвертый не превышает 10 млрд. 2 000 000
Пятый 10 млрд. и более 5 000 000
Простой 100 000

Не допускается освобождение члена Союза от обязанности внесения взноса в КФ ВВ Союза, в том числе за счет его требований к Союзу.

Не допускается уплата взноса в КФ ВВ Союза в рассрочку или иным способом, исключающим единовременную уплату указанного взноса, а также уплата взноса третьими лицами, не являющимися членами Союза, за исключением случая, указанного в ч. 16 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ.

4. Случаи выплат из КФ ВВ

Ч. 4 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ устанавливает исчерпывающий перечень случаев, при наступлении которых допускаются выплаты из средств КФ ВВ:

  • возврат ошибочно перечисленных средств;
  • размещение и(или) инвестирование средств КФ ВВ в целях их сохранения и увеличения их размера;
  • осуществление выплат из средств КФ ВВ в результате наступления солидарной ответственности Союза по обязательствам своих членов (выплаты в целях возмещения вреда и судебные издержки) в случаях, предусмотренных ст. 60 Градостроительного кодекса РФ;
  • уплата налогов, исчисленных с дохода, полученного от размещения средств КФ ВВ в кредитных организациях, и (или) инвестирования средств КФ ВВ в иные финансовые активы;
  • перечисление средств КФ ВВ в иную саморегулируемую организацию в соответствии с ч. 13 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ;
  • перечисление средств КФ ВВ Национальному объединению саморегулируемых организаций, в случае исключения сведений о Союзе из государственного реестра саморегулируемых организаций.

Компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств

1. Определение компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО)

КФ ОДО – это совокупность денежных средств, формируемая из взносов членов Союза в целях обеспечения имущественной ответственности членов Союза по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров.

Конкурентные способы заключения договоров предусмотрены Федеральными законами «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44 и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

2. Цели формирования КФ ОДО

В пределах средств КФ ОДО Союз несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьей 60.1 Градостроительного кодекса РФ.

3. Размеры взносов в КФ ОДО и порядок их уплаты

В соответствии с ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ установлены следующие уровни ответственности по КФ ОДО:

Уровни ответственности Предельный размер обязательств по всем договорам (млн. руб.) Размер взноса в КФ ОДО (в рублях)
Первый не превышает 60 млн. 200 000
Второй не превышает 500 млн. 2 500 000
Третий не превышает 3 млрд. 4 500 000
Четвертый не превышает 10 млрд. 7 000 000
Пятый 10 млрд. и более 25 000 000

Не допускается освобождение члена Союза от обязанности внесения взноса в КФ ОДО Союза, в том числе за счет его требований к Союзу.

Не допускается уплата взноса в КФ ОДО Союза в рассрочку или иным способом, исключающим единовременную уплату указанного взноса, а также уплата взноса третьими лицами, не являющимися членами Союза, за исключением случая, указанного в ч. 16 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ.

4. Случаи выплат из КФ ОДО.

Ч. 5 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ устанавливает исчерпывающий перечень случаев, при наступлении которых допускаются выплаты из средств КФ ОДО Союза:

  • возврат ошибочно перечисленных средств;
  • размещение средств КФ ОДО в целях их сохранения и увеличения их размера;
  • осуществление выплат из КФ ОДО в результате наступления субсидиарной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ (выплаты в целях возмещения реального ущерба, неустойки (штрафа) по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, а также судебные издержки), в случаях, предусмотренных ст. 60.1 Градостроительного кодекса РФ;
  • уплата налога на прибыль организаций, исчисленного с дохода, полученного от размещения средств КФ ОДО в кредитных организациях;
  • перечисление средств КФ ОДО Союза Национальному объединению саморегулируемых организаций в случаях, установленных Градостроительным кодексом РФ.

Формирование и размещение компенсационных фондов саморегулируемых организаций

Вопрос. Каким образом формируются компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств? Кто принимает решение по их формированию?

Ответ. Компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств формируются с учетом требований статей 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Порядок формирования компенсационных фондов согласно пункту 5 части 55.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации является исключительной компетенцией общего собрания членов саморегулируемой организации. При этом, решение о формировании компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств согласно частей 2 и 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации принимает коллегиальный орган управления саморегулируемой организации на основании соответствующего количества поступивших заявлений от членов саморегулируемой организации о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации с использованием конкурентных способов заключения договоров, о намерении принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров.

Вопрос. Юридическое лицо является членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства, и имеет право принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров (третий уровень ответственности). Вместе с тем по определенным причинам указанное юридическое лицо в течение длительного времени не участвует в заключении государственных и муниципальных контрактов. Вправе ли саморегулируемая организация освободить его от обязанности пополнения компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств при его уменьшении вследствие наступления случая выплат?

Ответ. В соответствии с частью 8 статьи 55.16 Кодекса в случае, если снижение размера компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств возникло в результате осуществления выплат из средств такого компенсационного фонда в соответствии со статьей 60.1 Кодекса, член саморегулируемой организации, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения которым обязательств договора строительного подряда осуществлялись такие выплаты, а также иные члены саморегулируемой организации, внесшие взносы в такой компенсационный фонд, должны внести взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в трехмесячный срок со дня осуществления указанных выплат. Таким образом, законодательством не предусмотрена возможность освобождения члена саморегулируемой организации, длительное время не участвующего в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности пополнения компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в случае снижения его размера в результате осуществления выплат в соответствии со статьей 60.1 Кодекса.

Вопрос. Вправе ли саморегулируемая организация перечислять доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в качестве уплаты части взносов за членов саморегулируемой организации в компенсационные фонды саморегулируемой организации. Правомерно ли подобное решение общего собрания, принятое в марте 2017 г.?

Ответ: В соответствии с частью 11.1 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 191-ФЗ) некоммерческая организация, имеющая статус саморегулируемой организации, при наличии заявления члена такой некоммерческой организации о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным, обязана использовать доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного до 4 июля 2016 года, и размещенные на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, в качестве взноса (части взноса) члена такой некоммерческой организации в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств пропорционально размеру ранее внесенного им взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

Учитывая, что при распределении доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в качестве взноса (части взноса) члена такой некоммерческой организации в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, затрагиваются непосредственные интересы членов саморегулируемой организации, в целях исключения конфликтных ситуаций, целесообразно решение о распределении дохода принять общим собранием членов саморегулируемой организации.

Вопрос. Решение коллегиального органа о начале формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств должно быть принято раньше, чем решение общего собрания об утверждения положения о компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств или одно от другого не зависит?

Ответ. В случае если в саморегулируемую организацию поступило достаточное количество заявлений о намерении принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, сначала принимается решение о начале формирования такого фонда, а затем принимается решение общего собрания об установлении минимального размера взноса в компенсационный фонд и утверждается Положение о компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств.

Вопрос. Юридическое лицо не важно по каким причинам прекратило членство в саморегулируемой организации. Возможно ли при повторном вступлении принять общим собранием членов решение о зачете его предыдущего взноса в счет нового?

Ответ. Согласно части 3 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда.

Вопрос. Может ли саморегулируемая организация иметь несколько специальных счетов для размещения средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств?

Ответ. Градостроительным кодексом Российской Федерации не установлены ограничения на открытие нескольких специальных счетов для размещения средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации.

Вопрос. Может ли саморегулируемая организация сменить кредитную организацию? Имеет ли банк право отказать на перевод денежных средств? Новый банк при этом отвечает требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Ответ. Согласно части 2 статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) договоры специального банковского счета являются бессрочными. При этом в соответствии с пунктом 5.1 статьи 55.10 Кодекса принятие решения о размещении средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств является исключительной компетенцией общего собрания членов саморегулируемой организации. Основания для перечисления кредитной организацией средств компенсационных фондов установлены частями 4 и 5 статьи 55.16 Кодекса.

Вопрос. Можно ли суммировать взносы в компенсационный фонд в случае реорганизации членов саморегулируемой организации?

Ответ. Частью 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены следующие формы реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Только при реорганизации юридического лица в форме преобразования права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются. Данное изменение требует от саморегулируемой организации, членом которой данное юридическое лицо является, внесения соответствующих изменений в реестр членов этой саморегулируемой организации, в том числе на официальном сайте, и направления соответствующей информации в национальное объединение саморегулируемых организаций в соответствии с требованиями статьи 55.17 Кодекса. Во всех остальных случаях реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения) вопросы правопреемства регулируются в зависимости от конкретных форм и условий реорганизации.

В отдельных случаях реорганизация заканчивается прекращением юридических лиц, в частности:

– в форме присоединения (статья 53 Федерального закона № 14-ФЗ, статья 17 Федерального закона № 208-ФЗ), при этом прекращается присоединяемое юридическое лицо;

– в форме разделения (статья 54 Федерального закона № 14-ФЗ, статья 18 Федерального закона № 208-ФЗ), при этом создаются новые юридические лица.

О прекращении юридического лица свидетельствует запись в Едином государственном реестре юридических лиц.

Прекращение юридического лица влечет за собой исключение из членов саморегулируемой организации. В соответствии с частью 5 статьи 55.7 Кодекса лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взнос (взносы) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации.

В случае реорганизации юридического лица в форме выделения для реорганизованного юридического лица в части членства в саморегулируемой организации ничего не меняется, такое юридическое лицо продолжает являться членом саморегулируемой организации. При этом, новое юридическое лицо, созданное при выделении, в случае необходимости получения права выполнения работ должно вступить в саморегулируемую организацию и исполнить требования статьи 55.6 Кодекса в том числе в части уплаты взноса в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации в соответствии с заявленным уровнем ответственности. Законодательством не предусмотрено суммирование ранее внесенных взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) в случае реорганизации как юридических лиц, являющихся членами одной саморегулируемой организации, так и членами разных саморегулируемых организаций.

Вопрос. Наша СРО для поддержки членов создала «фонд взаимопомощи», в который члены должны уплачивать ежемесячные взносы. Взносы являются в соответствии с разработанным и утвержденным СРО Положением о фонде взаимопомощи обязанностью членов. В случае неоплаты – исключение из состава членов. Использование средств фонда возможно членами только при наличии в нем 30 млн. руб. и более. СРО ссылается на требования Ростехнадзора. Законно ли это?

Ответ. Согласно статье 2 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» содержанием деятельности саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства являются разработка и утверждение внутренних документов и стандартов, а также контроль за соблюдением членами такой саморегулируемой организации требований этих документов. Кроме того, статьей 55.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) определены цели саморегулируемых организаций, в том числе предупреждение причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций, а также повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

Для их достижения саморегулируемая организация осуществляет контроль за соблюдением членами такой саморегулируемой организации обязательств по договорам подряда на выполнение изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров. В рамках осуществления своей деятельности саморегулируемая организация осуществляет анализ деятельности своих членов, рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации, применяет меры дисциплинарного воздействия.

Вместе с тем саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда, формирует компенсационный фонд возмещения вреда и в случаях, предусмотренных законодательством, компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Для обеспечения деятельности саморегулируемой организации по достижению уставных целей и реализации уставных задач и функций члены саморегулируемой организации уплачивают обязательные ежемесячные и ежегодные взносы – вступительные, членские, целевые.

Создание фонда взаимопомощи, сформированного из регулярных обязательных поступлений членов саморегулируемой организации, целью которого является оказание мер поддержки членам саморегулируемой организации в случае возникновения чрезвычайной или непредвиденной ситуации, может привести к дополнительной финансовой нагрузке на членов саморегулируемой организации. Кроме того, фонд взаимопомощи, за неуплату взносов в который предусмотрена такая мера дисциплинарного воздействия как исключение из саморегулируемой организации, не может служить инструментом для достижения целей, определенных статьей 55.1 Кодекса.

Вопрос. Будет ли иметь право на возврат взноса в компенсационный фонд в 2022 году член СРО, добровольно вышедший из нее после 01.07.2017 и не вступивший больше ни в какую СРО?

Ответ. Указанное положение распространяется только на лиц, членство которых прекращено в соответствии с частями 6 и 7 статьи 3.3 Федерального от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Компенсационный фонд саморегулируемой организации: основные положения функционирования, деятельности

Компенсационный фонд СРО: основные положения работы, основы законодательного регулирования

Компенсационный фонд СРО – обязательный фонд, который создается в соответствии с законодательством РФ и функционирует в системе как структурная единица саморегулируемой организации.

Компенсационный фонд является неотъемлемой частью системы СРО и о его существовании узнает каждый заявитель на членство в СРО, ведь при вступлении будущий член обязан оплатить взнос в Компенсационный фонд СРО. Очень часто заявители путают два смежных понятия – Компенсационный фонд возмещения ущерба СРО и компенсационный фонд СРО обеспечения договорных отношений. Компенсационный фонд возмещения вреда создается в обязательном порядке. К созданию Компенсационного фонда обеспечения договорных отношений предъявляются немного другие требования.

Мы, «Единый СРО Центр», поможем Вам стать членом СРО на наиболее выгодных условиях, проконсультируем в вопросе внесения взноса в Компенсационный фонд , соберем полный пакет документов для подачи заявления на членство в СРО.

Наши аккредитации в СРО

С нашей помощью Вы можете напрямую получить допуск СРО, так как мы официальные, аккредитованные представители самых надежных СРО в России

Возможны три варианта вступления в СРО:

Какие основные требования предъявляются к компенсационному фонду при его создании

Создание Компенсационного фонда СРО происходит по требованиям, установленным Градостроительным Кодексом РФ. К таким требованиям можно отнести:

  • определенный размер фонда;
  • членский состав;
  • нормативные правила возникновения Компенсационного фонда СРО.

Компенсационный фонд создается общим собранием участников саморегулируемой организации. Таким собранием может устанавливаться и повышенный размер фонда, то есть больше установленных законодателем требований.

Мы, «Единый СРО Центр», осуществляем весь комплекс консультационных и представительских услуг, поможем Вам стать членом СРО, соберем полный пакет документов и поможем получить членство «под ключ» с минимальными затратами сил и ресурсов.

Компенсационный фонд СРО возмещения вреда

Компенсационный фонд СРО возмещения вреда объединяет всех членов саморегулируемой организации с целью предотвращения рисков как саморегулируемой организации, так и членов СРО при осуществлении своей непосредственной деятельности. Для этого все заявители на членство в саморегулируемую организации обязаны оплатить взнос в Компенсационный фонд СРО, который будет компенсировать ущерб гражданским лицам в случае причинения вреда.

Фактически, Компенсационный фонд СРО является страховой организацией узкого круга лиц в середине самой саморегулируемой организации. Компенсационный фонд возмещения вреда возмещает исключительно гражданский ущерб третьим лицам.

Мы, «Единый СРО Центр», поможем Вам стать членом СРО, оплатить все необходимые взносы с минимальными затратами ресурсов и финансов, поможем собрать пакет документов для подачи заявления в саморегулируемую организацию.

Компенсационный фонд обеспечения договорных отношений

Саморегулируемая организация в сфере строительства может создать фонд обеспечения договорных обязательств, если за создание такого фонда выступит не менее 30 членов саморегулируемой организации. Это положение предусмотрено Градостроительным Кодексом саморегулируемой организации. Для этого, члены СРО должны подать заявление о желании участвовать в заключении договоров подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров. При этом устанавливается минимальный размер взноса для каждого члена, желающего участвовать в Компенсационном фонде.

Мы, «Единый СРО Центр», поможем Вам стать членом саморегулируемой организации с существующим Компенсационным Фондом обеспечения договорных отношений, соберем полный пакет документов и поможем получить допуски к работам «под ключ».

Размеры взносов в Компенсационный фонд возмещения вреда, установленные законодательством

Законодательством устанавливается минимальный размер компенсационного фонда, точнее он устанавливается в размере взноса каждого нового члена саморегулируемой организации. Размер, установленный Градостроительным Кодексом в денежном эквиваленте равен:

  • взнос в размере 100 000 рублей при осуществлении деятельности общей суммой до 60 млн. рублей;
  • взнос в размере 500 000 рублей, если сумма договора не превышает 500 млн. рублей;
  • взнос в размере 1,5 млн рублей, если сумма договора составляет не более 3 млрд. рублей;
  • 2 млн рублей при сумме деятельности до 10 млрд. рублей;
  • 5 млн. рублей при сумме деятельности до 10 млрд. рублей.

Мы, «Единый СРО Центр», поможем Вам подобрать саморегулируемую организацию с невысокими взносами в Компенсационный фонд, поможем стать членом СРО с наименьшими затратами сил и финансов.

Размеры платежей в Компенсационный фонд обеспечения договорных отношений, установленные законодательством

Законодательством предусматриваются минимальные платежи для формирования Компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. Градация минимальных платежей предусматривает минимальную сумму и уровень ответственности члена саморегулируемой организации при наступлении случая, при котором потребуется компенсация фонда. Можно выделить такие уровни ответственности:

  • первый, минимальный взнос при котором составляет 200 000 рублей, при условии, что сумма договоров по строительной деятельности члена СРО не превышает 60 млн. рублей;
  • второй, при котором взнос должен равняться не меньше, чем 2,5 млн. рублей при сумме договоров около 500 млн. рублей;
  • третий, при котором при сумме договоров до 3 млрд рублей сумма взноса составляет минимум 4,5 млн. рублей;
  • четвертый, при котором сумма взноса составляет от 7 млн. рублей при сумме договора от 10 млрд рублей;
  • пятый, при котором сумма договора составляет 10 млрд рублей при взносе 25 млн. рублей.

Случаи, в которых возможно уменьшить платеж в Компенсационный фонд

Обязательный платеж в Компенсационный фонд может быть уменьшен ниже уровня, установленного саморегулируемой организацией, но не ниже минимального уровня, установленного законодательством. Это может произойти, если сумма страхования гражданской ответственности при вступлении в СРО перекрывает минимальный взнос в Компенсационный фонд и предлагает большую сумму компенсации. Именно на эту разницу и будет уменьшен взнос в Компенсационный фонд СРО.

Взнос в Компенсационный фонд может быть уменьшен самой саморегулируемой организацией в качестве исключения для конкретного заявителя.

Мы, «Единый СРО Центр», поможем Вам в кратчайшие сроки стать членом саморегулируемой организации на наиболее выгодных для Вас условиях, поможем выбрать виды деятельности, на которые необходимо получить допуск саморегулируемой организации и подскажем, какие дополнительные документы понадобятся для вступления в СРО.

Уровни ответственности СРО

В строительных СРО ответственность членов подразделяется на уровни. По каждому из них определён минимальный взнос на каждого участника строительного саморегулируемого объединения.

Процесс работы саморегулируемой организации регламентируется ФЗ № 315 от 1.12.2007 и ГрК РФ. Статья 60 ГрК РФ определяет, за что отвечает строительное объединение, когда исполнитель своими действиями нанёс вред заказчику услуг.


По действующему законодательству, за причинённый ущерб и за оказание недоброкачественных услуг, отвечают те лица, которые нарушили условия закона. Величина ущерба может быть разной, поэтому предусмотрено несколько уровней ответственности СРО в строительстве. Они отличаются суммой договора и размером обязательств на каждого члена объединения.

Возможности обеспечения имущественной ответственности, прописаны в ст.13 ФЗ-315. Саморегулируемое объединение вправе создавать:

Финансовая ответственность строительной СРО

Работа любой саморегулируемой организации предполагает создание двух

Обеспечения договорных обязательств.

Платежи в первый фонд – для всех обязательны, во второй – по изъявлению участников объединения, когда они хотят заключать договоры на основе конкурентных способов. Цель этих фондов – обеспечить защиту и финансовую компенсацию третьим лицам, которым нанесён ущерб, а также государственным заказчикам.

Помимо финансовой ответственности, действует ещё административная и дисциплинарная. Административная предполагает наложение штрафов на руководителей или на саму организацию (одним из главных административных нарушений считается отсутствие сайта). Дисциплинарная предусматривает такие санкции как: предупреждение, штрафы, предписания, вплоть до лишения статуса.

Правовые аспекты ответственности

От недобросовестных действий исполнителя заказчик несёт ущерб или убытки. Правовые аспекты у этих показателей одинаковые, а вот применяемые системы расчётов разные. Заказчик терпит убытки, когда:

Плохо проведены инженерные изыскания.

Непрофессионально подготовлена проектная документация.

Нарушены требования при производстве ремонтно-строительных работ, в результате чего нанесён ущерб имуществу или здоровью физического лица.

Во всех этих случаях заказчик имеет право получить компенсацию причинённого ущерба.

Причём субсидиарная ответственность возлагается на саморегулируемое объединение, выдавшее право на заключение договора на проведение работ данному исполнителю. Возмещение ущерба производится за счёт компенсационного фонда компании, нарушившей условия договора.

Почему необходимо делить ответственность организаций на уровни?

Необходимость этого разделения прописана в ГрК РФ. Почему разделяют уровни ответственности в СРО строителей, как они дифференцируются, и какие между ними различия – эти вопросы волнуют многих участников.

Для начала, давайте разберёмся, в каких случаях строительные объединения отвечают за свои действия.

Когда причинён вред здоровью, жизни или имуществу заказчика в результате неквалифицированного ведения проектных и изыскательских работ, при неправильных планировках площадей.

Если разрушилось или повредилось здание, сооружение по причине несоблюдения требований безопасности, или если были нарушены указания по эксплуатации данного объекта.

Если ущерб нанесён исполнителем в случае невыполнения обязательств по ведению изыскательских работ, прописанных в договоре и при подготовке проектной документации.

Чтобы возместить заказчику понесённые потери, образовываются компенсационные фонды. Их объём регламентируется законодательством и зависит от выбранного членами СРО уровня обязательств. Для всех компаний взносы одинаковыми быть не могут, так как одна фирма может нанести большой ущерб, другая маленький. Величина взносов напрямую зависит от суммы контракта или объёма заключённых контрактов.

Обратите внимание! Создание КФ возмещения вреда обязательно. КФ возмещения договорных обязательств формируется при условии, что определённое число участников организации подпишут заявление, что желают заключать договоры сторойподряда при помощи конкурентных способов.

Первый уровень ответственности в СРО – что это?

Существует 5 уровней обязательств. Размер взносов в компенсационные фонды определяется исходя от выбранного уровня. На первом они самые низкие.

Уровень ответственности члена СРО зависит:

От суммы заключённого договора.

От максимального размера обязательств, на одного члена саморегулируемого объединения, прописанного в договоре, если участники организации хотят работать с использованием методов, регламентируемых законодательством РФ о закупках.

В СРО первый уровень ответственности предусматривает сумму по договору до 60 млн руб. и величину платежа в КФ ВВ – 100 000 рублей.

Начиная со второго по пятый уровень, взносы в фонды становятся больше, так как увеличиваются суммы договоров и суммы обязательств на каждого члена организации.

Уровень ответственности СРО

Максимальная стоимость работ по одному договору

Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда.

Максимальная сумма обязательств по договорам с использованием конкурентных способов в сфере строительства.

Минимальный размер взноса в компенсационный фонд договорных обязательств

7. Порядок формирования и распределения средств компенсационного фонда

7.1. Компенсационный фонд СРО «Содействие» формируется с целью обеспечения дополнительной, к ответственности кредитного кооператива – члена СРО «Содействие», имущественной ответственности по обязательствам этого кредитного кооператива перед его пайщиками. Кредитные кооперативы – члены СРО «Содействие» обязаны взносить взносы в компенсационный фонд СРО «Содействие» в порядке, установленном настоящей статьей.

7.2. Компенсационный фонд принадлежит СРО «Содействие» на праве собственности. Взносы в компенсационный фонд оплачиваются кредитными кооперативами – членами СРО «Содействие» исключительно в денежной форме. Кредитный кооператив – член СРО «Содействие» не может быть освобожден от обязанности внесения взносов в компенсационный фонд, в том числе путем зачета его требований к СРО «Содействие».

7.3. Компенсационный фонд СРО «Содействие» формируется за счет:

  • Обязательных взносов кредитных кооперативов – членов СРО «Содействие»;
  • Части доходов от размещения средств компенсационного фонда;
  • Сумм, поступающих в оплату штрафов, налагаемых на кредитные кооперативы – члены СРО «Содействие» в порядке применения мер дисциплинарного воздействия;
  • Части сметных резервов, образовавшихся в результате экономии сметных расходов за отчетный период;
  • Иных, не запрещенных законодательством источников.

7.4. При вступлении в СРО «Содействие» каждый кредитный кооператив оплачивает начальный взнос в компенсационный фонд в размере 3000 (три тысячи) рублей. По истечении каждого полного и неполного года членства в СРО «Содействие» кредитный кооператив вносит обязательный взнос в компенсационный фонд в размере, соответствующем 0,2 процента от среднегодовой стоимости его активов. Среднегодовая стоимость активов кредитного кооператива рассчитывается по данным его годовой финансовой отчетности, после ее утверждения очередным общим собранием пайщиков кредитного кооператива. Обязательный взнос в компенсационный фонд за предшествующий год оплачивается кредитным кооперативом – членом СРО «Содействие», в течение месяца после утверждения его годовой финансовой отчетности очередным общим собранием пайщиков этого кооператива.

Сумма начального взноса в компенсационный фонд, внесенного кредитным кооперативом при вступлении в СРО «Содействие» засчитывается в счет частичного (или полного 1 ) погашения стоимости обязательного ежегодного взноса в компенсационный фонд, причитающегося к оплате за год¸ в котором возникло членство этого кооператива в СРО «Содействие».

7.5. В целях оптимизации нагрузки по оплате взносов в компенсационный фонд, кредитный кооператив может оплачивать их авансом ежемесячно (ежеквартально), либо с произвольной периодичностью в течение года. В этом случае кредитный кооператив уведомляет директора об авансовой оплате взносов в компенсационный фонд. Директор организует учет оплаченных таким образом взносов в компенсационный фонд. После утверждения годовой финансовой отчетности сумма оплаченных взносов в компенсационный фонд, оплаченных кредитных кооперативом авансом корректируется по фактической обязанности по оплате этих взносов, рассчитываемой по среднегодовой стоимости активов этого кредитного кооператива.

При превышении суммы оплаченных взносов в компенсационный фонд, кредитный кооператив направляет заявление директору о:

  • зачете излишне оплаченной суммы в счет авансовой оплаты взносов в компенсационный фонд за текущий год;
  • зачете излишне оплаченной суммы в счет текущей оплаты членских или целевых взносов;
  • возврате излишне оплаченной суммы.

При недостаточности суммы оплаченных взносов в компенсационный фонд, кредитный кооператив доплачивает недостающую сумму в срок, установленный п. 7.4.

7.6. Обязанность кредитного кооператива – члена СРО «Содействие» по оплате взносов в компенсационный фонд прекращается, если общая сумма внесенных им взносов в компенсационный фонд составит 5 процентов от среднегодовой стоимости активов этого кооператива. Если последующие периоды, после достижения этого порога, кредитный кооператив увеличит среднегодовую стоимость своих активов, он должен будет дополнительно внести взносы в компенсационный фонд, поддерживая их общую сумму на уровне 5 процентов от среднегодовой стоимости своих активов. В случае, если после достижения 5 процентного предела, среднегодовая стоимость активов кредитного кооператива уменьшится, избыточная стоимость внесенных им взносов в компенсационный фонд, превышающая 5 процентов от стоимости его активов, не возвращается.

7.7. СРО «Содействие» вправе самостоятельно размещать средства компенсационного фонда в размере не более 20 миллионов рублей при соблюдении условий диверсификации, возвратности, прибыльности, ликвидности. Условия и порядок размещения средств компенсационного фонда, а также требования к составу и структуре средств компенсационного фонда определяются утверждаемой Правлением инвестиционной декларацией. При размещении средств компенсационного фонда СРО «Содействие» соблюдает следующие ограничения:

  • В государственные ценные бумаги РФ и (или) в государственные ценные бумаги субъектов РФ может быть размещено не менее 50 процентов средств компенсационного фонда;
  • Не более 30 процентов средств компенсационного фонда может быть размещено на депозитных счетах в банках, в обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ, или в паи паевых инвестиционных фондов. При этом в акции одного эмитента размещается не более 5 процентов от данной доли средств компенсационного фонда;
  • не более 10 процентов средств компенсационного фонда может быть инвестировано в объекты недвижимости.

СРО «Содействие» не вправе размещать средства компенсационного фонда в ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг.

7.8. При превышении размера компенсационного фонда 20 (двадцати) миллионов рублей, СРО «Содействие»:

  • в течение 30 дней со дня превышения указанного размера компенсационного фонда уведомляет об этом уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
  • в течение одного года со дня превышения указанного размера компенсационного фонда заключает договор с управляющей компанией о доверительном управлении средствами компенсационного фонда и передает средства компенсационного фонда в доверительное управление.

7.9. Средства компенсационного фонда передаются в доверительное управление управляющей компании с целью их сохранения и прироста. Контроль за соблюдением управляющей компанией ограничений размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, установленных п. 7.7 и инвестиционной декларацией, осуществляется специализированным депозитарием на основании заключенного СРО «Содействие» договора об оказании услуг специализированного депозитария.

Средства компенсационного фонда СРО «Содействие», находящиеся в доверительном управлении на основании договора доверительного управления, обособляются от других средств СРО «Содействие» в соответствии с требованиями ст. 1018 ГК РФ.

7.10. Управляющие компании и специализированный депозитарий для доверительного управления и контроля за инвестированием средств компенсационного фонда, отбираются по результатам конкурса. Порядок проведения конкурса по выбору управляющей компании и специализированного депозитария утверждается решением Правления. Нарушение управляющей компанией структуры средств компенсационного фонда, установленных настоящей статьей и инвестиционной декларацией, является основанием для расторжения договора доверительного управления с этой компанией.

7.11. Доход, полученный от размещения средств компенсационного фонда, направляется на пополнение этого фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий размещения этих средств, в том числе на выплату вознаграждения управляющей компании. Средства компенсационного фонда используются исключительно для финансового обеспечения имущественной ответственности кредитных кооперативов – членов СРО «Содействие» по их обязательствам перед своими пайщиками путем осуществления компенсационных выплат.

7.12. Требование о компенсационной выплате из компенсационного фонда может быть предъявлено к СРО «Содействие» пайщиком (пайщиками) участвующего в СРО «Содействие» кредитного кооператива, в пользу которого (которых) принято решении об исполнении обязательств кредитного кооператива, только при недостаточности собственного имущества этого кооператива для исполнения указанных обязательств.

В случае, если в СРО «Содействие» введен режим страхования риска имущественной ответственности кредитных кооперативов, привлекающих средства физических лиц, за нарушение договоров передачи личных сбережений, требование о компенсационной выплате из компенсационного фонда может быть предъявлено при недостаточности средств, полученных по договору страхования имущественной ответственности за нарушение договоров передачи личных сбережений и собственных средств кредитного кооператива для исполнения обязательств перед пайщиками – физическими лицами.

7.13. Решение о компенсационных выплатах принимается СРО «Содействие» в соответствии с нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, правилами и стандартами СРО «Содействие».

7.14. Компенсационная выплата из компенсационного фонда СРО «Содействие» в погашение обязательств каждого участвующего в СРО «Содействие» кредитного кооператива не может превышать 5 процентов средств компенсационного фонда на дату принятия решения об указанной выплате.

7.15. На имущество, составляющее компенсационный фонд, не может быть наложено взыскание по обязательствам СРО «Содействие», если такие обязательства не связаны с осуществлением компенсационных выплат.

7.16. Взносы в компенсационный фонд, осуществленные кредитными кооперативами – членами СРО «Содействие», не возвращаются.

7.17. При исключении сведений о СРО «Содействие» из Государственного реестра саморегулируемых организаций кредитных кооперативов средства компенсационного фонда подлежат распределению между кредитными кооперативами – членами СРО «Содействие» пропорционально суммам внесенных ими платежей в компенсационный фонд. Выплата средств компенсационного фонда осуществляется по истечении трех лет со дня исключения СРО «Содействие» из реестра саморегулируемых организаций кредитных кооперативов.

7.18. Распределение средств компенсационного фонда утверждается общим собранием членов СРО «Содействие» и оформляется протоколом, в котором указывается список кредитных кооперативов – членов СРО «Содействие», внесших взносы в компенсационный фонд, с указанием их долей и причитающихся к выплате сумм из компенсационного фонда.

7.19. Не позднее пяти дней со дня проведения Общего собрания, средства компенсационного фонда зачисляются на депозит нотариуса, где находятся до истечения трех лет со дня исключения СРО «Содействие» из Государственного реестра саморегулируемых организаций кредитных кооперативов. В течение трехлетнего срока из средств компенсационного фонда, находящихся на депозите нотариуса, могут осуществляться выплаты кредитным кооперативам, указанным в протоколе общего собрания, в целях обеспечения их дополнительной ответственности по обязательствам перед пайщиками. Такие выплаты производятся на основании вступивших в силу решений суда в пределах установленной Общим собранием суммы средств компенсационного фонда, причитающихся к выплате каждому кооперативу.

1 Если расчетная стоимость обязательного ежегодного взноса в компенсационный фонд не превышает 3000 руб.

Правила размещения строений на участке

Каждому собственнику перед началом активной застройки необходимо изучить нормы расположения построек на земельном участке. Это позволит впоследствии избежать конфликтов с соседями и всевозможных штрафных санкций от уполномоченных органов.

Сегодня мы поговорим о том, как правильно размещать сооружения.

Законы и правила расположения строений

Чтобы не было лишних вопросов, отметим, что действующие нормативы созданы с учетом опыта эксплуатации сооружений и разработаны специально для обеспечения безопасности здоровья и жизни. То есть выполнять нормы нужно не потому, что их кто-то просто придумал, это реальная необходимость, которая может сберечь вам много нервов, сил и здоровья.

Все нормы расположение дома и других сооружений на участке, о которых мы будем говорить, носят обязательный или рекомендательный характер. Первые исполнять обязательно, вторые — по желанию собственника. К последним относят, к примеру, требования, которые действовали ранее, но были отменены.

Как правильно производить замеры

Нормы расположения дома на земельном участке в 2022 году необходимо знать и выполнять правильно. Здесь все достаточно просто: все расстояния измеряются от крайней точки цоколя фундамента строения. Если таковой отсутствует, то измерения производятся от стены сооружения.

Когда элементы сооружения выступают за пределы цоколя фундамента или стены на 50 см или больше, то измерения осуществляются от точки их проекции на землю.

Расположение дома на участке согласно нормам

Нормы расположения жилого дома на участке регламентируются сразу несколькими документами, а именно:

  • СП 42.13330.2016;
  • СП 53.13330.2011;
  • СП 30-102-99;
  • ПЗЗ местного самоуправления.

В соответствии с этими документами, дом должен быть расположен согласно следующим требованиям:

  • не меньше 3 метров от забора соседей;
  • не меньше 5 метров от красной линии улицы;
  • не меньше 3 метров от красной линии проездов.

Крыша здания должна быть выстроена таким образом, чтобы полностью исключить слив воды или сход снега на территорию соседей.

При размещении строения также обязательно нужно соблюдать существующие противопожарные расстояния.

Нормы расположения других строений

Нормы регламентируют не только расположение жилых объектов, но также размещение строений иного назначения на участке.

Это сооружение хозяйственного назначения, к размещению которого предъявляются следующие требования:

  • не меньше 5 метров до красной линии дороги;
  • не меньше 1 метра от территории соседей;
  • не меньше 6 метров до окон жилых сооружений соседей.

Рекомендуемое расстояние от бани до жилого строения на том же участке составляет 8 метров.

Гараж

Нормы расположения гаража на участке:

  • не меньше 1 метра до территории соседей;
  • не меньше 6 метров до окон жилых строений соседей;
  • соблюдение противопожарных требований.

При получении согласования выезд из гаража может быть создан на границе участка.

Скважина

В соответствии с действующими нормативами скважина должна быть расположена на участке так, чтобы она:

  • стояла не меньше, чем за 4 метра от забора соседей;
  • располагалась вдали от больших деревьев;
  • находилась от хозяйственных построек не меньше, чем за 15 метров;
  • была от септика на расстоянии не меньше 30 метров;
  • располагалась не ближе 300 метров до крупных ж/д-дорог и автомобильных магистралей.

Другие постройки

Практически любые сооружения, размещаемые на участке, должны соответствовать действующим нормативами. Рассмотрим наиболее частые случаи:

Котельная

Так как котельная представляет собой объект повышенной пожарной опасности, ее размещение на участке, в том числе, расположение до других сооружений, необходимо согласовывать с ответственными службами.

При этом рядом должен быть расположен огнетушитель, песок и другие первостепенные инструменты, необходимые для борьбы с возгораниями.

Теплицы, курятники и другие хозяйственные постройки

Сараи нужно размещать на участке в соответствии со следующими нормами:

  • расстояние до забора — не меньше 1 метра;
  • расстояние до жилых строений — не меньше 3 метров.

Сооружения для содержания животных размещают в отдалении от погребов и компостных устройств — не ближе 4 метров.

Единственное исключение — будка собаки. Ее можно разместить на расстоянии 1 метра от любого сооружения.

Расстояния от межи

В соответствии с действующими нормами расположения объектов на участке ИЖС, расстояние от межи до объектов должно составлять:

  • 3 метра — для жилых сооружений;
  • 4 метра — для сараев и объектов содержания животных;
  • 1 метр — для гаража;
  • 2,5 метра — для бани и туалета;
  • 4 метра — для крупных деревьев;
  • 2 метра — для средних деревьев;
  • 1 метр — для кустов.

Другие требования и нормы к планировке участка

Кроме того, при определении разрешенного расположения строений на участке в 2022 году нужно учитывать существующие санитарные, противопожарные и природоохранные нормы.

Санитарные

Это нормативы, призванные защитить здоровье и жизни людей, поэтому пренебрегать ими нельзя. В соответствии с ними необходимо:

  • сохранить отдаление дома и погреба в 12 метров от сараев для содержания животных и уличного туалета;
  • обеспечить расстояние в 8 метров и более между домом/погребом и баней;
  • выдержать не меньше 8 метров между колодцем с одной стороны и септиком, туалетом или компостной кучей с другой.

Эти же нормы действуют в отношении жилых сооружений на соседних участках.

Противопожарные

Согласно действующим сегодня в России требованиям, расстояние между сооружениями в пределах участка должно соответствовать следующей таблице:

Работать с таблицей нужно следующим образом: допустим, нужно высчитать расстояние между вашим домом из бетона и соседским из дерева. Нужно найти пересечение между А (негорючим строением) и В (горючим) — 10 метров.

Природоохранные

Их главное назначение — сохранение природы. В соответствии с ними:

  • граница застройки должна начинаться на удалении не менее 15 метров от границ леса;
  • запрещено ограждать участки под пляж или мостки на береговой линии.

Наказания за несоблюдение

Действующее законодательство предусматривает наказание для собственников, которые не соблюдают указанные нормы и требования. Если они будут проигнорированы, то в отношении человека могут применяться штрафные санкции:

  • административная ответственность;
  • штрафы;
  • обязательный снос сооружений, не соответствующих нормам.

Соблюдение правил — это не просто обязанность, это возможность застроить участок комфортно и безопасно. Нормативы созданы, чтобы защищать людей от многих проблем. Игнорируя правила, вы подвергаете опасности себя и своих близких.

Компания Render House занимается строительством коттеджей под ключ с соблюдение всех норм и требований. Чтобы получить консультацию и выбрать проект, звоните по телефону в шапке сайта.

Какой забор можно поставить на садовом участке?

Унаследовали участок с домиком. Хотим немного все обновить, чтобы летом можно было жить с семьей. Сам дом решили не трогать: с ним в целом все хорошо. А вот забор будем менять: старый совсем развалился и стоит неверно, это видно по межеванию. Выходит, что сосед частично залез на нашу территорию.

Какой высоты забор мы можем поставить и может ли он быть глухим? Нужно ли согласовывать забор с соседями и что делать с неверными границами? Должны ли мы ставить забор везде сами или какую-то сторону должны обновлять соседи? Какие вообще есть строительные нормы и правила о заборах?

Неправильно стоящие заборы — причина многолетних конфликтов между соседями. Поэтому если не хотите портить отношения сразу, то в идеале размеры и материал забора нужно согласовать с ними. Причем оформить договоренность лучше письменно. Еще желательно соблюдать строительные нормы и правила.

Какой забор можно поставить между соседними участками

По каким правилам устанавливать забор, зависит от категории земли. В вашем случае, вероятно, речь идет о садовом некоммерческом товариществе — СНТ. А значит, когда вы будете устанавливать забор, помимо строительных норм и правил нужно учитывать требования устава товарищества. Так, СНТ может установить, что заборы могут быть только из штакетника и не выше 1,5 метра. Такие нормы товарищества вводят по разным причинам: например, в районе в целом мало солнца, и глухие заборы будут давать лишнюю тень на участки.

Если у участка статус земель ИЖС, то помимо общих правил еще могут быть дополнительные требования местной администрации. Например, власти хотят выдержать единообразный облик улицы в частном секторе и обязывают всех собственников домов использовать типовой проект забора. Но может быть оговорка, что забор между соседями допускается делать каким угодно.

Все требования лучше узнать заранее: сходить в правление СНТ или посмотреть правила землепользования и застройки муниципалитета, если участок на землях ИЖС.

Как победить выгорание

Строительные и санитарные нормативы для заборов

В своде правил планировки и застройки в садоводствах рекомендована высота забора между соседними участками не менее 1,2 и не более 1,8 метра, а ограждения — из сетчатого материала, например из сетки-рабицы. По периметру со стороны улицы допускается глухое ограждение. Таким образом, в правилах нет жестких норм по высоте и материалам заборов. Все перечисленное — только рекомендация.

По негласному правилу опора ограждения должна находиться внутри участка, а лицевая сторона забора — смотреть на улицу и в сторону соседей. Опоры нужно вкапывать строго по границе или на территории соседа, который ставит забор.

Бывает, собственник завозит на свой участок землю, чтобы поднять его. Так улучшают плодородность почвы и делают участок более сухим. Получается, что с одной стороны забор нужной высоты, а фактически для соседей он выше за счет того, что участок поднимали. Сделать с этим ничего нельзя: рекомендации по высоте соблюдаются, а по закону поднимать участки не запрещено.

Если забор соседа не устраивает, лучше попытаться сначала договориться мирно. Если не получится, придется обращаться в суд. Но ссылаться на поднятый участок не получится. Претензии должны быть более конкретными, и лучше, если их несколько: например, вода стекает и топит более низкий участок, а из-за забора не сделать дренаж, к тому же забор полностью закрыл солнце на одной из сторон.

Противопожарные нормы при строительстве ограждения

Если будете ставить забор, следует также учесть противопожарные нормативы. Они касаются расстояния от забора до строений и деревьев. Вот эти нормы:

  1. Между забором из негорючих материалов, например из профлиста, и капитальным строением из негорючих материалов должно быть не менее 6 метров.
  2. Если в конструкции забора есть дерево, а рядом стоит капитальное строение с деревянными перекрытиями, то расстояние — не менее 8 метров. Это случай, когда и забор, и строение деревянные частично. Например, на бетонной ленте стоят металлические опоры, между опорами — доски, а рядом кирпичный дом, но мансарда сделана из дерева.
  3. Если и забор, и стоящее рядом капитальное строение полностью деревянные, то между ними должно быть не менее 15 метров.

Нормы регулируют только расстояние до капитальных объектов, то есть строений, которые стоят на фундаменте и зарегистрированы как объекты капитального строительства. Если рядом с забором деревянная собачья будка, сарай или другие хозпостройки, то расстояние до них должно быть не менее 1 метра.

Кустарники следует сажать не менее чем за 1 метр до забора, небольшие деревья — не менее чем за 2 метра, высокие деревья — не менее чем за 4 метра.

Можно ли установить забор выше норм

Нормы и правила, которые я указала выше, носят рекомендательный характер. То есть высокие заборы ставить можно, но в своде правил сделана оговорка: «Устройство ограждения других типов возможно по обоюдному письменному согласию владельцев соседних участков, согласованному с правлением товарищества». То есть перед тем, как устанавливать забор выше нормы, надо заручиться письменным согласием соседа и согласовать все с правлением СНТ.

Тыльную сторону забора со стороны улицы, оврага или дороги можно огородить забором выше норм, если это не запрещено локальными правилами СНТ или района. Согласовывать с соседями эту сторону не надо.

Кто должен ставить забор

В законе не сказано, кто из соседей должен оплачивать установку забора на смежных сторонах. Как правило, эти затраты делят пополам: например, один сосед платит за материалы, а второй оплачивает работу строителей. Здесь возможны любые схемы, при этом желательно закреплять договоренности письменно, а если передаете деньги, то брать расписки. Это нужно, чтобы в случае спора ссылаться на письменные документы, которые подтвердят вашу правоту.

Если сосед не согласен платить за установку забора, с этим ничего не сделать — придется тратить свои деньги или сидеть без забора. Обязать соседа платить за забор по закону нельзя.

Как согласовать постройку с соседом

Даже если в уставе СНТ есть четкие требования к заборам, лучше заранее все согласовать с соседями. Например, заключить письменное соглашение, где указать, какой высоты будет ограждение и из какого материала. Такое соглашение должны подписать оба соседа.

Если соседи против установки забора. Бывает, что один сосед хочет поставить забор между участками и готов все оплатить, а второй принципиально против. В таком случае тот, кто хочет поставить забор, все равно может это сделать. Главное — соблюдать нормативы и рекомендации.

Если хозяин участка нарушит нормы и соседи обратятся в суд, суд обяжет демонтировать забор и сделать его по правилам. Если не выполнить решение суда, приедут приставы с бригадой рабочих, которые демонтируют забор принудительно. При этом расходы возложат на хозяина-нарушителя.

Если забор стоит неправильно. Если считаете, что сосед прирезал землю, сначала нужно провести межевание. Это делает кадастровый инженер: он определит точные границы участка и составит межевой план — документ, который закрепит эти границы.

Сосед может согласиться с планом межевания, а может и нет. Если он будет настаивать, что забор стоит правильно, или начнет препятствовать его демонтажу, придется судиться. Нужно подать иск об истребовании своей территории из чужого незаконного владения. Суд изучит документы на землю, в том числе межевой план, и вынесет решение. Соседа могут обязать демонтировать забор, поэтому лучше дождаться решения суда. И только после того, как его исполнят, можно приступать к каким-либо работам.

Ответственность за нарушения правил установки забора

Если вы нарушите высоту или используете не те материалы, штрафов не будет. Такие споры разрешаются в гражданском суде.

Например, в Челябинской области дачница подала в суд на соседку, которая построила по смежной границе двухметровый забор из профлиста. Женщина указала, что забор не согласовали ни с ней, ни с правлением СНТ. Ей такой забор мешает: она собиралась продавать участок, но покупатели приходят, смотрят на забор и отказываются от сделки.

Соседка дачницы в суде заявила, что ее оппонентка захватила часть земли, постоянно ходила по чужому участку, поэтому ей и пришлось ставить забор. Высоту и материалы она согласовала с правлением СНТ. Суд изучил устав СНТ и не нашел нарушений, поэтому в иске отказал.

Если же сосед не согласится с межеванием и не захочет переставить забор, это можно считать самозахватом земли. За него предусмотрен штраф — от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5000 Р . Если кадастровая стоимость не определена, то от 5000 до 10 000 Р .

Куда обращаться, если сосед нарушил требования, и что делать, если требования нарушили вы

Если возник спор с соседом по поводу забора, стоит попытаться разрешить все миром. Как правило, это возможно, если стороны понимают перспективы судебного разбирательства: на земельные участки есть все документы, по плану межевания и без суда понятно, кто нарушил закон. Чтобы избежать прямого конфликта, можно попросить кого-то из правления СНТ принять участие в разговоре с соседом.

Когда мирные способы исчерпаны, обращаются в суд. Такие дела иногда доходят до Верховного суда.

Например, жительница Хабаровского края подала в суд иск, поскольку хотела восстановить границы своего земельного участка. Несколько инстанций ей отказали, но в итоге она добилась того, что соседа обязали передвинуть забор. Стороны судились больше двух лет.

На самозахват земли также можно пожаловаться в отдел государственного земельного надзора Росреестра. Но есть вероятность, что Росреестр не станет рассматривать конфликты между частными собственниками и отправит их в суд. Штраф за самозахват земельные инспекторы точно наложат, если прирезана не частная, а государственная земля, например забор вынесен дальше границ участка со стороны дороги.

Что в итоге

Если ваш участок в СНТ, сходите в правление и узнайте все требования к заборам. Если на землях ИЖС, посетите администрацию или посмотрите на сайте правила землепользования и застройки муниципалитета.

В правилах есть только рекомендации по высоте заборов и материалам. Но жестких требований нет. Если хотите поставить забор выше норм, согласуйте его письменно с соседями.

Кто ставит забор по смежным сторонам, определяют сами соседи. Никаких правил на этот счет нет.

Если забор соседа стоит на вашей территории, нужно провести межевание. Но если сосед не согласится с межеванием и не захочет переставить забор, то придется обращаться в суд.

Читайте также:
Установка шипованной резины: закон
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: