Приватизация ведомственного жилья: новый закон

Как приватизировать служебную квартиру

Получить бесплатное жилье могут те граждане, которые не имеют собственных квадратных метров и не могут решить этот вопрос самостоятельно. Жилплощадь может выдаваться местными органами власти или работодателем. На первый взгляд, особого различия для заселенных граждан нет, но на самом деле разница значительная. Муниципальная собственность выдается для бессрочного пользования, а служебная только на время выполнения трудовых обязанностей.

В соответствии с Законом о приватизации переводить служебное жилье в личную собственность нельзя, так как она не принадлежит ни государству, ни муниципальным властям.

Однако существует немало нюансов, которые позволят приватизировать жилое помещение, даже если оно носит статус служебного.

Нормативное регулирование

Процедура приватизации регулируется Законом №1541-1, который был введен в действие 04.07.1991 года. Этот нормативный акт определяет условия участия в программе получения муниципальной собственности в частное владение. Основных критериев три:

  1. Процедура производится бесплатно.
  2. Решение о приватизации принимается самостоятельно и добровольно.
  3. Приватизировать жилплощадь можно единожды.

Долгие годы Закон имел конечные сроки реализации, что ограничивало возможности использования права на приватизацию. Но в феврале 2018 года это ограничение было снято, чтобы не ущемлять интересы тех граждан, которые не успели воспользоваться своим правом.

Законодательные нормы, регулирующие процедуру приватизации, устанавливают некоторые ограничения. Согласно им нельзя приватизировать:

  1. Аварийные жилые объекты.
  2. Комнаты, расположенные в зданиях общежитий.
  3. Жилую площадь, которая располагается на территории закрытых военных городков.
  4. Служебное жилье.

Иные причины для отказа считаются необоснованными и подлежат оспариванию.

Назначение служебного жилья

Наличием собственного жилфонда может похвастаться далеко не каждый наниматель. Крупные организации и предприятия приобретают недвижимость специально для возможности привлекать к работе толковых специалистов, не привязываясь к их поиску территориально. Многие бюджетники также живут в служебных квартирах, например, сотрудники Министерства обороны.

Жилплощадь служебного типа, хотя и выдается бесплатно для проживания, все же имеет значительные отличия от социальных квартир. Выделенные работодателем квадратные метры предоставляются работнику по договору найма с четким ограничением срока проживания в нем – на время работы. В случае увольнения сотрудника по собственному желанию или по причине грубых нарушений трудовой дисциплины, он теряет право на дальнейшее нахождение в помещении и должен выехать из него в кратчайшие сроки.

Несмотря на отличия в понятиях, в них есть и схожесть. Работник, получивший право занимать предоставленные квадратные метры, имеет право переселить туда членов своей семьи, более того, при определении размеров помещении они должны учитываться. Жильцы должны зарегистрироваться по месту проживания и выполнять обязанности, возложенные на них договором найма, с учетом норм Жилищного кодекса.

Ограничения в приватизации

Приватизация как процедура может быть применена далеко не в каждом случае. Для ее проведения необходимо наличие определенных условий. По закону каждый гражданин имеет право приватизировать жилплощадь, но воспользоваться им могут лишь те, что проживают в социальных помещениях на законных основаниях, то есть имеют регистрацию и заключенный с местной администрацией договор соцнайма. Служебные помещения не подходят под эти категории, так как:

  1. Предоставляются не от государства, а от конкретного нанимателя.
  2. Между сторонами заключается просто договор найма, а не соцнайма.

Да и сам объект находится на балансе предприятия, а не муниципалитета, что не позволяет причислить его к недвижимости подлежащей приватизации.

Все эти ограничения и условия не отрицают саму возможность приватизации. Но в отличие от муниципальной собственности, служебные помещения могут переводиться в разряд частного имущества только в разрешительном порядке.

Многие предприятия устанавливают определенные критерии, после выполнения, которых работник может приватизировать выданное жилище. Это может быть дополнительной мерой поощрения своих сотрудников за долгий и ответственный труд или способом привлечения квалифицированных кадров. Иногда приватизация служебного жилья производится не благодаря, а вопреки, если предприятию необходимо избавиться от жилого фонда и ответственности за его содержание.

Условия передачи в собственность

Приватизация служебного жилья, кроме четкого запрета, изложенного в Законе №1541-1, никак не регулируется. Но в последние годы участились случаи судебных разбирательств по поводу права приватизировать такие объекты, поэтому к 2018 году сложилась некоторая практика, которая разъясняется Постановлениями Верховного суда и разъяснениями от него. Принимая решение о возможности получения жильцами ведомственных помещений прав собственности, следует руководствоваться статьями Жилищного кодекса РФ и учитывать конституционные права граждан. Эти нормативные документы позволяют координировать спорные отношения и принимать правильные решения в непростых ситуациях.

Приватизировать ведомственную жилплощадь могут те лица, которые проживают там по заключенному с нанимателем договору аренды и не потеряли право на пользование ею. Стать собственником служебного помещения можно в двух случаях:

  1. Наниматель, владеющий выделенными квадратными метрами на законных основаниях, дает согласие на проведение процедуры.
  2. В силу ряда причин жилплощадь утеряла статус служебного.

Вариативность ситуаций в каждом отдельном случае позволяет расширить спектр возможностей для желающих приватизировать ведомственную жилплощадь.

Согласие собственника

Муниципальную жилплощадь можно приватизировать на общих основаниях, отказать в данном праве администрация может, лишь опираясь на изложенные в Законе №1541-1 запреты. Ведомственные помещения приватизируются по иному принципу – разрешительному.

Проживающий в служебном жилье сотрудник минобороны или любой другой организации имеет право подать заявление с просьбой о приватизации, но одобрить его или нет, решает лишь сам наниматель. Отсутствие федеральных норм в этой области, позволяет собственникам устанавливать свои правила. Некоторые предприятия регламентируют данные процедуры внутренними локальными актами, которые могут содержать сведения о том кто, когда и на каких условиях может получить прав собственности на ведомственные квадратные метры.

В некоторых случаях можно обойтись и без согласия владельца. Так, военнослужащие получают право на бесплатные квадратные метры, которые могут быть приватизированы в следующих случаях:

  1. Военнослужащий уволен в запас по выслуге лет.
  2. Увольнение произведено ранее срока по состоянию здоровья.
  3. Членами семьи военнослужащего, который погиб при исполнении своих обязанностей.
  4. Преждевременный перевод в запас состоялся по причине организационно-штатных мероприятий.

Длительное сотрудничество с нанимателем является веской причиной для получения прав собственности, но не гарантирует его.

Снятие статуса служебности

Наниматели должны были подать заявление в Росреестр, подтвержденное документально, с просьбой присвоить объекту статус ведомственного. Далеко не все воспользовались указанным правом и на сегодняшний день есть немало жилых помещений, которые хотя и выданы были нанимателями, но на сегодняшний день не числятся ни в качестве ведомственного жилья, ни в качестве муниципального. Зачастую такая неразбериха была вызвана реорганизациями предприятий, их банкротством и ликвидацией.

Читайте также:
Какой срок ответа на претензию по закону

Отсутствие какого-либо официального статуса дает право жильцам, проживающим на такой жилплощади осуществить приватизацию. Законодательно это регламентируется статьей 7 ЖК РФ, в которой четко оговорено, что отношения, не подпадающие ни под один нормативный документ, регулируются жилищными нормам, подходящими в этой ситуации. Граждане подают иск в суд для признания своего права на приватизационную процедуру, по отношению к спорному объекту.

Наниматели имеют право самостоятельно выводить жилые объекты в муниципальный фонд. Как только документально переход был оформлен, по отношению к жилью вступает в силу Закон №1541-1 и появляется возможность приватизировать его на общих основаниях.

Процедура передачи в собственность

Желая приватизировать ведомственное жилое помещение, следует быть готовым к тому, что сам процесс будет отличаться от стандартного порядка и займет больше времени. При наличии оснований для перехода прав или согласия собственника на данную процедуру пошагово это будет выглядеть следующим образом:

  1. Пишется заявление на имя нанимателя с просьбой позволить приватизировать жилплощадь.
  2. Получается разрешение от работодателя.
  3. Собирается пакет документов в местную администрацию. Его комплектность стоит уточнить заранее, так как он может отличаться от стандартного.
  4. Пишется заявление на приватизацию указанного помещения.
  5. Бумаги передаются в Департамент по жилищным вопросам того населенного пункта где расположен объект недвижимости.
  6. Документы рассматриваются на протяжении отведенного времени, в результате чего принимается решение разрешить процедуру или отказать в ней. Отказ должен быть мотивированным.
  7. Одобрение заявки позволяет заключить договор о приватизации, который собственно и является подтверждением перехода прав собственности на жилье.

Получив договор о переходе прав владения, необходимо зарегистрировать их в установленном порядке – через Росреестр.

Подача заявления

Подготовка заявления начинается со сбора документов. Этот этап крайне важен, так как бумаги следует собрать на всех проживающих в помещении лиц. В этот перечень обязательно входят:

  1. Паспорта всех жильцов старше 14 лет.
  2. Свидетельство о рождении детей до 14 лет.
  3. Согласия на приватизацию или отказ от нее.
  4. Разрешение нанимателя на переход права собственности.
  5. Договор найма жилплощади.
  6. Кадастровый и технический паспорт помещения.
  7. Справки о том, что ранее граждане не производили приватизацию муниципальной или служебной жилплощади.
  8. Выписка из ЕГРН.

Перечень может дополняться иными бланками.

Заявление пишется на специальных разработанных формах. Их можно получить в жилищном отделе или скачать в интернете. Бланк заявки содержит в себе большой объем информации. В частности, в него вносятся данные:

  1. О собственнике жилья.
  2. Участниках приватизационного процесса.
  3. Жилом объекте.
  4. О желании стать частными владельцами квадратных метров.

Правильность заполнения заявления, как и комплектацию пакета документов к нему проверяет специалист, принимающий заявку. После регистрации заявления необходимо ожидать окончательного вердикта, который будет оглашен в течение месяца.

Решение собственника

Приватизация служебного жилья начинается с решения собственника. Получить его можно, подав заявление работодателю. Этот документ пишется произвольно, главное, чтобы в нем были указаны следующие моменты:

  1. На каком основании и когда было выделено жилое помещение.
  2. Сведения о помещении.
  3. Количество проживающих в квартире лиц, включая всех зарегистрированных членов семьи.
  4. Какие причины, по мнению заявителя, являются решающими для выдачи ему разрешения на переход права собственности.

Заявление должно полностью разъяснять позицию работника. Неплохо будет подкрепить сказанное ссылками на внутренние нормативные акты или на государственное законодательство.

Владелец жилплощади принимает решение, основываясь не на своем личном мнении и предпочтениях. Он должен учесть — есть ли обоснованные причины для отказа или, наоборот, одобрения. Например, в Уставе организации может быть прописано, что после отработки определенного беспрерывного срока сотрудник имеет право приватизировать жилплощадь или иные условия.

Решение собственник выдает в письменном виде, независимо от того является ли оно положительным или отрицательным. Бумага заверяется подписью руководителя и круглой печатью, обязательно регистрируется как исходящий документ.

Заключение договора

Положительный исход приватизации выражается в заключение договора о переходе прав собственности. Этот документ заключается между нынешним и будущим собственником жилого помещения. Соглашение составляется по установленным ГПК РФ правилам. В нем должны быть указаны исчерпывающие сведения о проводимой процедуре, права и обязанности нового собственника после вступления в права владения.

Договор о приватизации является доказательством того, что служебное помещение перешло во владении указанных граждан. Заполняется он следующим образом:

  1. Вносятся сведения о жилом помещении – адрес, размер общей и жилой площади, количество комнат и иное.
  2. Информация о каждом участнике договоренности. Обратите внимание, в соглашение вносятся сведения обо всех жильцах, которые получают свою долю в помещении.
  3. Размер долей определенных каждому.
  4. Данные о договоре найма, который позволил вселение и дает право на проживание.
  5. Основания для передачи имущества.
  6. Обязанности, возлагающиеся на новых владельцев.

Подписывается договор всеми участниками и приватизации и представителем муниципальной власти, отвечающий за приватизацию жилых объектов.

Государственная регистрация

Государственная регистрация недвижимости это обязательная процедура, которая производится после любой смены прав. Собственники, приватизировавшие служебную жилплощадь, могут воспользоваться всем спектром своих прав только после госрегистрации.

Процедура госрегистрации производится следующим образом:

  1. Подготавливаются документы. Удостоверения личности все совладельцев, технический и кадастровый паспорт, договор о приватизации.
  2. Оплачивается госпошлина за внесение сведений.
  3. Пишется заявление.

Пройти госрегистрацию можно подав бумаги в Росреестр или МФЦ. Процесс перерегистрации занимает не более 10 дней, после чего распоряжаться имуществом можно по своему усмотрению. Новый собственник может продать жилье, сдать в аренду, подарить, завещать его или сделать предметом залога. Дополнительного согласия на подобные действия от бывшего собственника не потребуется.

Решение спорных вопросов

Инструкция по приватизации выглядит несложно, но в случае со служебной жилплощадью большинству жильцов приходится решать немало спорных моментов, прежде чем получить законное право на недвижимость. Ситуации, в которых одна сторона не может достигнуть согласия с другой решаются в судебном порядке.

Причины спора могут быть различны, но итоговые требования всегда идентичны – признать право на приватизацию. Отсутствие четких законодательных норм, позволяющих приватизировать служебное жилье, зачастую приводит к отрицательным результатам по поданным искам. Однако желание реализовать свои права и защитить свои интересы позволяет добиваться невозможного и выигрывать судебные тяжбы.

Читайте также:
Ответственный за захоронение закон

Обращение в суд

Судебные разбирательства по вопросам приватизации служебного жилья в большинстве случаев инициируются гражданами, проживающими в таких помещениях. При обращении в суд они должны подготовиться следующим образом:

  1. Собрать доказательную базу, которая позволит отстоять свои требования. Этот этап требует максимальной подготовки, чем больше бланков будет собрано, тем выше вероятность получить положительный вердикт.
  2. Составить исковое заявление. Специалисты говорят, что правильно составленный иск — это залог успеха. В сложных и запутанных ситуациях лучше не писать его самостоятельно, а обратиться к квалифицированному юристу.
  3. Оплатить госпошлину.

Ответчик оповещается о поданном иске в обязательном порядке. Он также может обосновать свою позицию и предоставить документальные свидетельства своей правоты.

Решение выносится на основании всех освещенных фактов в строгом соответствии с действующим законодательством. В спорных ситуациях по приватизации суд чаще всего становится на сторону жильцов, подтверждая их право на жилье.

Судебная практика

Ярким примером решения спорного вопроса явилось исковое заявление, которое было рассмотрено в Ярославской области. Истец обратился в суд для защиты своих интересов и прав несовершеннолетнего ребенка, который с ним проживает. По существу дела он сообщил следующее:

  1. В 1988 году отец устроился работать на предприятие, которое выделило ему служебную квартиру.
  2. В 1998 году он уволился, но работодатель не заявил о необходимости выселения, поэтому продолжил проживать в выделенной квартире.
  3. На данный момент отец умер, а сын со своим ребенком зарегистрирован и проживает в указанном помещении.
  4. Истец решил приватизировать жилплощадь и выяснил, что данный объект недвижимости был передан на баланс города.
  5. Он обратился в местной администрации с просьбой о приватизации, но ему отказали ввиду отсутствия договора соцнайма.
  6. Просьба о заключении договора была отклонена на том основании, что это помещение является служебным и числится в специальном жилфонде.

Ввиду того, что истец проживает в помещении длительное время, а его право на пребывание там не было оспорено прежним владельцем собственности, суд принял решение полностью удовлетворить требования заявителя и разрешить ему провести приватизационную процедуру в равных долях на себя и несовершеннолетнего.

Как осуществляется приватизация служебной квартиры

Приватизация позволяет гражданам стать полноправными владельцами жилого помещения. Однако статья 4 закона № 1541-1 от 04.07.1991 «О приватизации жилищного фонда в РФ» ограничивает категории объектов, которые могут быть переданы в собственность.

Понятие

Жилплощадь, выделяемая работодателем для временного размещения сотрудников и их семей, называется «служебной». Жилищный кодекс РФ (статья 104) устанавливает, что ведомственное жилье предоставляется в виде отдельной квартиры или дома.

Помещение передается в пользование по договору найма. Законодательство ограничивает права жильцов по распоряжению ведомственной площадью. Работник не может обменять квартиру или сдать ее в аренду.

Наниматель оплачивает коммунальные услуги в том же размере, что и собственники приватизированных помещений.

Ведомственная жилплощадь включается в специализированный фонд предприятия или муниципалитета. Сведения о соответствующем состоянии объектов отражаются в государственном реестре недвижимости.

Проживание в служебной квартире

Статья 104 ЖК РФ (пункт 3) закрепляет, что жилплощадь передается гражданину на время исполнения им трудовых обязанностей.

На обеспечение служебным жильем могут претендовать следующие категории работников:

  • военнослужащие, заключившие контракт;
  • сотрудники правоохранительных структур;
  • научные работники;
  • бюджетники (учителя, работники сферы здравоохранения);
  • представители МЧС;
  • государственные служащие (судьи, сотрудники различных министерств);
  • работники сферы ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства).

Крупные коммерческие компании предоставляют помещения для проживания квалифицированным сотрудникам.

Депутаты любого уровня также имеют право на предоставление служебной квартиры во время нахождения на выборной должности. Соглашение о найме прекращает действовать при увольнении (или по окончании срока исполнения депутатских обязанностей).

Кого нельзя выселить из служебной квартиры

Одним из условий предоставления ведомственной жилплощади выступает освобождение работником помещения после увольнения. Жильцы обязаны добровольно покинуть служебную квартиру при расторжении трудового договора.

Однако законодательство определило категории лиц, которых нельзя выселить из специализированного фонда без выделения иной жилплощади (статья 103 ЖК РФ).

На выделение альтернативного помещения могут рассчитывать:

  1. Члены семьи умершего нанимателя.
  2. Инвалиды I и II групп, получившие увечье по вине работодателя.
  3. Семьи военнослужащих (сотрудников правоохранительных органов) погибших при исполнении обязанностей.
  4. Пенсионеры, получающие пособие по старости.
  5. Дети, оставшиеся без родительского попечения (до достижения совершеннолетнего возраста).

Предоставляемое помещение должно располагаться в границах населенного пункта.

Объекты, которые не подлежат передаче в собственность

Приватизация служебной квартиры может быть проведена при соблюдении определенных условий. Закон № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» предоставляет всем российским гражданам возможность стать владельцами помещений, используемых по договору социального найма.

Не передаются в частную собственность квартиры, расположенные в военных городках закрытого типа.

Также нельзя стать владельцем жилплощади, которая не отвечает санитарно-гигиеническим требованиям или находится в аварийном состоянии.

Ведомственные помещения не соответствуют следующим требованиям законодательства:

  • квартира выделяется работодателем, а не государством;
  • основанием вселения служит соглашение обычного найма.

Служебное помещение, входящее в специализированный фонд предприятия, может быть передано нанимателю только по разрешению собственника. Исключение составляет жилье, находящееся на территории сельских поселений.

Пошаговая инструкция

Процедура передачи ведомственного помещения гражданам отличается от стандартного переоформления муниципальной жилплощади.

Алгоритм действий включает следующие этапы:

  1. Запрос согласия собственника.
  2. Перевод квартиры на баланс муниципалитета.
  3. Подготовка документов.
  4. Подача заявления в орган местного самоуправления.
  5. Регистрация права собственности в Росреестре.

Если предприятие или муниципальные власти отказывают в передаче квартиры, наниматель вправе обратиться с иском в судебную инстанцию.

Заявление на приватизацию

Процесс переоформления недвижимости начинается с обращения к работодателю. Форма ходатайства о передаче жилья не регламентирована законодательно. Заявление можно написать от руки или напечатать на компьютере.

В документе необходимо указать:

  • наименование организации-работодателя;
  • данные заявителя (фамилия, имя, отчество, контактную информацию);
  • сведения о членах семьи нанимателя, зарегистрированных в квартире;
  • дата и основания предоставления служебной жилплощади;
  • технические характеристики помещения (адрес, площадь, количество комнат);
  • просьбу о передаче недвижимости в порядке приватизации;
  • основания, позволяющие оформить собственность (локальные акты предприятия, ссылки на законодательство).
Читайте также:
Общественное место определение по закону РФ

Бланк заявления можно скачать здесь. Результат рассмотрения ходатайства отражается в официальном ответе.

Решение организации-собственника помещения

Закон № 1541-1 (статья 4) предусматривает возможность передачи ведомственных квартир гражданам, если собственник жилищного фонда не возражает против приватизации.

В большинстве случаев для вынесения положительного решения необходимо соблюдение следующих условий:

  • заявитель проживает в квартире на основании официального договора найма;
  • сотрудник добросовестно исполняет должностные обязанности;
  • стаж работы на предприятии (или в бюджетной сфере) составляет не менее 10 лет.

Решение о передаче (отказе) помещения подписывает руководитель организации. Документ должен быть зарегистрирован и заверен печатью.

Сельским жителям государство предоставляет право приватизировать служебное жилье независимо от согласия собственника.

Передача квартиры в муниципальный фонд

Одним из требований к претендентам на безвозмездное получение помещения в собственность является проживание по договору социального найма. При вселении в ведомственную квартиру сотрудник подписывает соглашение о срочном пользовании. В случае увольнения документ прекращает действовать. Поэтому основным этапом приватизации служебного помещения выступает его передача в собственность муниципалитета.

Процедуру переоформления осуществляет организация-собственник. Изменение статуса подтверждает постановление органа местного самоуправления о принятии жилплощади на баланс города.

Следующим шагом является заключение договора социального найма. Соглашение с муниципалитетом заключается на неопределенный период.

Перечень документов для приватизации

В список бумаг, которые требуется представить для оформления помещения в собственность, входит множество различных справок и выписок.

Обязательный комплект документации включает:

  • заявление;
  • согласие (или отказ) всех членов семьи на участие в приватизации;
  • постановление о переводе служебной жилплощади в муниципальный фонд;
  • соглашение о социальном найме;
  • справка о лицах, прописанных в квартире;
  • копии удостоверений личности жильцов (паспорт или свидетельство о рождении);
  • техпаспорт объекта, выполненный специалистами БТИ;
  • выписку из лицевого счета (для подтверждения своевременной оплаты коммунальных услуг).

Государство предоставляет каждому гражданину возможность однократного участия в приватизации (ст. 11 Закон № 1541-1). При обращении с заявлением о передаче жилья необходимо представить справку о том, что ранее право не использовалось.

Специалисты жилищной структуры муниципалитета могут запрашивать дополнительные документы (например, выписку из ЕГРН об отсутствии иной недвижимости).

Сроки рассмотрения заявления

Законодательство отводит два месяца на принятие решения о бесплатной передаче квартиры (статья 8, закон № 1541-1). По истечении указанного срока составляется договор приватизации. Документ подтверждает переход служебного жилья в собственность нанимателя.

В соглашении отражаются:

  • информация об участниках сделки;
  • адрес местонахождения и характеристики помещения (количество комнат, общая площадь);
  • основания передачи объекта (соглашение найма, ордер на вселение);
  • обязанности сторон.

Все лица, принимающие участие в приватизации, получают отдельный экземпляр договора.

Регистрация права собственности

Гражданин становится полноправным владельцем квартиры только после внесения данных в государственную базу недвижимости.

Процедура регистрации состоит из следующих этапов:

  • сбор документов;
  • оплата госпошлины (2 000 рублей для физических лиц);
  • подача заявки в территориальное подразделение Росреестра или в МФЦ.

В процессе регистрации происходит окончательная смена правообладателя. В государственную базу недвижимости вносится информация о новом владельце.

Проблемы приватизации служебных квартир

Ведомственные помещения используются работодателем для конкретной цели – привлечение квалифицированных сотрудников. Поэтому организациям невыгодно передавать квартиры в собственность нанимателей.

Основные затруднения, возникающие при переоформлении служебного жилья, связаны с отказом руководства вносить изменения в статус объекта.

Военнослужащие, как сотрудники Министерства обороны РФ, имеют право на безвозмездное получение жилплощади в следующих ситуациях:

  • увольнение ранее установленного срока по состоянию здоровья;
  • досрочный перевод в запас в связи с реорганизационными мероприятиями;
  • оформление пенсионных выплат по выслуге лет.

Продолжительный период работы (службы) не является гарантией оформления приватизации.

Ликвидация учреждения

При реорганизации или ликвидации предприятия ведомственная жилплощадь передается в муниципальный фонд. При этом орган местного самоуправления выносит постановление о принятии имущества.

Если передача квартиры на баланс города не закреплена документально, необходимо обращаться в суд с иском о признании права на приватизацию.

Перед направлением искового заявления следует уточнить официальный статус жилья в едином реестре недвижимости.

Судебная практика

Государство не обязывает правообладателей ведомственной жилплощади передавать ее работникам по их первому требованию. Чтобы приватизировать служебную квартиру, как свидетельствует судебная практика, потребуется немало усилий.

Требования граждан могут быть удовлетворены при следующих обстоятельствах:

  • в Росреестре нет сведений о ведомственной принадлежности помещения;
  • истец относится к категории льготников;
  • наниматель поставлен в очередь на улучшение жилищных условий.

Вердикт судьи зависит от фактических обстоятельств дела. Ключевую роль может иметь длительность трудового стажа в организации.

В Зеленоградский районный суд обратился сотрудник полиции А. с иском о передаче служебной квартиры муниципалитету. В обоснование требований истец указал, что он вместе с семьей пользуется ведомственным помещением 14 лет, своевременно вносит коммунальные платежи. Кроме того, во время исполнения должностных обязанностей сотрудник получил вторую группу инвалидности. Суд обязал работодателя (МВД) оформить перевод квартиры в фонд муниципалитета для последующей приватизации.

В другой ситуации гражданину К. отказали в оформлении договора приватизации. Истец трудился на предприятии в течение 15 лет, после чего уволился в связи с оформлением пенсии по старости.

Ведомственным помещением К. пользовался только на протяжении последних 3 лет. Соглашение о найме с организацией не заключалось. Регистрацию по месту жительства истец не оформлял. Тимирязевский районный суд принял сторону работодателя и вынес решение о выселении бывшего работника.

По вопросу о признании права на приватизацию служебного жилого помещения

По вопросу о признании права на приватизацию служебного жилого помещения

Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, при прохождении службы, назначении на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления (статья 93 Жилищного кодекса Российской Федерации). Служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (пункт 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ “О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение (при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт) или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте также:
Главенство законов в РФ

В соответствии с частью 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма.

Согласно требований ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Требованиями статьи 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” установлено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» служебные жилые помещения не подлежат приватизации.

Согласно пункту 16 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 № 897, служебное жилое помещение не подлежит приватизации, бронированию, обмену, сдаче в поднаем, переустройству и перепланировке.

Поскольку в рамках правового регулирования отношений собственности право собственности в силу Конституции Российской Федерации (статья 71, пункт “в”; статья 55, часть 3) может быть ограничено федеральным законодателем в установленных ею целях, то есть с учетом основных конституционных ценностей (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2005 г. N 6-П), соответственно, федеральным законом может быть ограничено и право граждан на получение жилых помещений в собственность в процессе приватизации. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность (Постановления от 3 ноября 1998 года N 25-П, от 24 октября 2000 года N 13-П и от 15 июня 2006 года N 6-П).

Таким образом, из содержания указанных выше правовых норм и правоприменительной практики следует, что служебные жилые помещения, в установленном порядке признанные служебными и являющиеся государственной собственностью, не подлежат приватизации, в связи с чем, правовых оснований для признания права на приватизацию лиц, занимающих специализированные жилые помещения на основании договоров найма служебного жилого помещения, не имеется.

Заместитель начальника отдела ПУ ГУ МВД России по Краснодарскому краю подполковник внутренней службы Г.Р. Гумерова

Новости

Добавить ГАРАНТ.РУ в ваши источники

Граждане по своему усмотрению смогут приобретать земельные участки или улучшать свои жилищные условия.

Этот и другие законопроекты о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ внесены вчера в Госдуму.

Напомним, закон вступит в силу с 1 сентября.

Она продлится 5 лет.

Законопроект о “соседском” праве поступил в Госдуму.

Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение Госдумы.

Соответствующий законопроект поступил в Госдуму.

Они отражаются на обособленном коде бюджетной классификации.

Речь идет о возможности сохранения за малым бизнесом преимущественного права на приобретение в собственность арендуемых памятников истории и культуры.

При ответе на этот вопрос важно понимать, является ли заключение договора для этой стороны обязательным.

В их числе: начало весеннего призыва, законопроект об освобождении граждан от двойной платы за отопление на основании квартирных и общедомовых счетчиков, а также планы по предоставлению налоговых льгот многодетным семьям.

Причем подача предложений претендентов о цене продаваемого имущества в запечатанных конвертах будет исключена.

Сейчас порядок такой регистрации определяют сами площадки и запрашивают различные пакеты документов.

А ЕГРН планируется дополнить реестром сведений о государственном и муниципальном недвижимом имуществе.

Однако новое правило не освобождает собственников помещений от уплаты соответствующих взносов.

Решить эту проблему предлагается за счет передачи полномочий общего собрания представителю собственников, проведения общего собрания путем электронного голосования и реализации других инициатив.

Такое положение было предложено в качестве поправки к законопроекту о капремонте ко второму чтению.

Должен ли адвокат объяснять необходимость получения запрашиваемых сведений? Какие обязанности предпринимателей в сфере гражданской обороны могут отменить?

Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская рассказала о планах на осеннюю сессию.

То же касается некоторых других категорий граждан.

В соответствии с действующим законодательством, этот срок истекает для всех 1 марта 2017 года.

Таким образом планируется сократить дефициты региональных бюджетов.

В ОП РФ состоялось нулевое чтение соответствующего законопроекта Минэкономразвития России.

Предполагается, что это снизит нагрузку на местные бюджеты.

Речь идет о помещениях профсоюзов и иных общественных организаций по состоянию на 4 июля 1991 года.

Предполагается, что это защитит права тех, кто сегодня ожидает расселения из ветхих и аварийных домов.

Сегодня такое правило не установлено в Жилищном кодексе РФ.

По новым правилам он не может составлять более пяти рабочих дней с момента подведения итогов торгов.

Предполагается, что такую возможность утратят и российские организации, прямо или косвенно контролируемые подобными компаниями.

Не исключено, что это не последнее продление ее сроков.

Обзор ключевых законодательных инициатив, правовых событий и нормативных актов текущей недели.

В случае его одобрения воспользоваться правом на бесплатную приватизацию граждане смогут до 1 марта 2017 года.

Читайте также:
Сколько отпускных дней в году по закону

Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил уполномоченным ведомствам до 1 октября представить в кабмин согласованные предложения по этому вопросу.

Сейчас в Правительстве РФ обсуждается вопрос о продлении этой программы еще на год – до 1 марта 2017 года.

Ранее Минстрой России сообщил, что Правительство РФ уже одобрило инициативу о продлении сроков такой приватизации на год.

Обзор ключевых законодательных инициатив, правовых событий и нормативных актов текущей недели.

По словам главы Минстроя России Михаила Меня, кабмин решил продлить срок бесплатной приватизации жилья еще на год.

С ее помощью москвичи могут ознакомиться с алгоритмом действий по получению данной услуги, с комплектом необходимых для этого документов, а также узнать сроки ее предоставления.

Обзор ключевых правовых событий и нормативных актов 2015 года.

По действующему законодательству программа бесплатной приватизации жилых помещений закончится 1 марта 2016 года.

Речь идет о нежилых помещениях площадью до 150 кв. м.

Это правило будет действовать в случае перевода общежития в фонд социального использования – в том числе и после окончания срока бесплатной приватизации жилья.

Такая мера применяется для возврата в собственность государства жилья, которое было незаконно приватизировано и затем продано третьему лицу.

Такой запрет планируется распространить и на российских юридических лиц, подконтрольных офшорным компаниям.

Обзор ключевых законодательных инициатив, правовых событий и нормативных актов текущей недели.

Россияне, еще не воспользовавшиеся этим правом, смогут оформить право собственности на свои жилые помещения до 1 марта 2016 года.

Общественники считают необходимым принятие Постановления ВС РФ о порядке рассмотрения дел об истребовании жилых помещений у данной категории граждан.

Также может быть установлена ответственность за непредставление сведений об учете и управлении федеральным имуществом

Сейчас с ними заключается договор социального найма.

Обзор ключевых законодательных инициатив, правовых событий и нормативных актов текущей недели.

Право на бесплатную приватизацию планируется сохранить для отдельных категорий граждан.

Предлагается сохранить возможность бесплатной приватизации жилых помещений до 1 марта 2018 года.

Обзор ключевых законодательных инициатив, правовых событий и нормативных актов текущей недели.

По действующему законодательству такое право будет отменено с 1 марта 2015 года.

Действующее законодательство предусматривает ее окончание в апреле 2015 года.

Также предлагается ввести запрет на участие в приватизации для офшорных компаний.

Правила будут разрабатывать Правительство РФ и уполномоченные им органы исполнительной власти.

Сбыт конфиската будет регулироваться не федеральным законом, а постановлением Правительства РФ.

Речь идет, в частности, о сферах дорожного строительства, транспорта, ЖКХ, образования, охраны, общественного питания.

Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение Госдумы.

ГУП и МУП останутся только в сфере обороны и безопасности страны.

Правительство Москвы утвердило административный регламент предоставления госуслуги по возмездному отчуждению такого недвижимого имущества.

Речь идет о компаниях несырьевого сектора, не относящихся к субъектам естественных монополий и организациям оборонного комплекса.

Федеральный закон подписан Президентом РФ и вступил в силу 1 июля 2013 года.

Такие параметры заложены в прогнозный план приватизации на указанный период.

Соответствующий законопроект принят Мосгордумой.

Срок исполнения заявок в среднем будет составлять три месяца.

Прямые поступления в федеральный бюджет должны составить не менее 427 млрд руб.

Об этом заявил Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев.

Об этом сообщил Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Приватизация квартиры в многоквартирном доме

Согласно ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных этим законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно ст. 18 этого закона при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

ФГБУ – Федеральное государственное бюджетное учреждение, которому на федеральном уровне (Российской Федерации) было передано имущество на праве оперативного управления (ведомственный фонд), в которое входил и ведомственный жилищный фонд, с вашим домом в том числе.

К сожалению, вы не указали наименование ФГБУ, а то можно было посмотреть специальный перечень федерального имущества по отраслям экономики и проверить, есть ли ваш дом в нем. Учитывая, что вы называете учреждение именно как «ФГБУ», то можно сделать вывод, что оно не приватизировано, не реорганизовано в акционерное или иные общества. Назовем его ФГБУ «Ромашка».

Вам сначала необходимо письменно обратиться в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Астрахань с просьбой сообщить:

1) существует ли ФГБУ «Ромашка»;

2) если существует, кому передан ведомственный жилищный фонд?

Читайте также:
Ответственность доверенного лица перед законом

Также обратитесь в администрацию Астрахани с вопросом, передавался ли ведомственный жилищный фонд ФГБУ «Ромашка» в муниципальную собственность.

Ответы пригодятся в суде.

Что касается «согласия абсолютно всех собственников», то такое согласие необходимо только в случае распоряжения общим имуществом дома, а все, что в границах квартиры, никого не касается.

«Ошибка в метраже квартиры, допущенная в ордере» легко устраняется техническими паспортами БТИ и поэтажными планами за несколько лет (как доказательство, что перепланировки не было), а также квитанциями об оплате жилищно-коммунальных услуг, в которых указана оплачиваемая площадь. Однако в суде возникнет вопрос: все эти годы вы оплачивали коммунальные услуги исходя из какого размера площади квартиры – 24 или 33,3 кв. м? И когда вы вспомнили об «ошибке» – только при приватизации?

Словом, вы вправе приватизировать вашу квартиру независимо от того, кому передан жилищный фонд, в судебном порядке.

Истцы – вы и все зарегистрированные члены семьи, ответчики – ФГБУ «Ромашка», Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Астрахань, третье лицо – администрация Астрахани как орган местного самоуправления.

Исковое требование: признать за мной***, право собственности в порядке приватизации (т.е. в порядке бесплатной передачи в собственность) на жилое помещение — квартиру № ***, находящееся по адресу: г. Астрахань, ул. ***, дом ***.

К иску приложите копии: ордера, выписки из домовой книги, финансового лицевого счета, поэтажного плана и экспликации, переписки с ФГБУ, с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Астрахань.

Госпошлина 300 руб., как за имущественный иск, не подлежащий оценке (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Вот к каким выводам пришел Верховный Суд РФ в своих обзорах судебной практики.

Право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что, соответственно, нарушает положения ст. 35 Конституции РФ и ст. 2 Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Следовательно, если гражданин по не зависящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.08.2005).

В другом обзоре Верховный Суд РФ указал следующее. Отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Необходимо также учитывать, что в п. 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29 марта 2003 г. Указом Президента РФ от 26.03.2003 № 370) было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта. Однако на практике имелись случаи, когда в нарушение действующего законодательства после приватизации государственных и муниципальных предприятий жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность. На данные правоотношения должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2003 г., утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.07.2003).

Разъяснения в отношении общежитий справедливы и в отношении ведомственного жилищного фонда.

Прокуроры об актуальном в законодательстве. – Прокуратура города Москвы

Прокуроры об актуальном в законодательстве

  • 29 мая 2022, 12:12

Право гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени гарантировано ему Конституцией Российской Федерации (ст. 23 Конституции РФ). Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24 Конституции РФ). Зачастую в средствах массовой информации, преимущественно через социальные сети в системе Интернет, имеют место случаи умышленного распространения некоторыми лицами фотографий, видеороликов, сообщений информационного характера, содержание которых нарушает право другого лица на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну. Часто такая информация носит порочащий гражданина характер. Распространение указанных сведений является уголовно-наказуемым деянием – статьей 137 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни. Предметом преступления являются сведения о частной жизни лица, составляющие его личную или семейную тайну. Под сведениями, составляющими личную или семейную тайну понимается информация об области жизнедеятельности лица или членов его семьи, которая не подлежит контролю со стороны общества и государства, если носит не противоправный характер, не является общедоступной и не предается огласке самим гражданином. К ним относятся, например, выписки из истории болезни, фотографии, аудиовидеозаписи, иные материалы и документы. К этой категории также относятся сообщенные адвокату сведения, необходимые для оказания профессиональной юридической помощи. Объективная сторона преступления выражается в активной форме поведения путем: 1)незаконного собирания сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия; 2) незаконного распространения таких сведений без согласия лица; 3) распространения этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или в средствах массовой информации. Собиранием сведений о частной жизни лица понимается любой способ их незаконного получения — подслушивание, опрос лиц, фотографирование, аудиовидеозапись информации, ознакомление с документами и материалами, их похищение, копирование без согласия потерпевшего, а также сбор информации с нарушением процедуры, установленной законом. Распространением сведений является любое незаконное или без согласия лица их доведение до хотя бы одного человека. К незаконному распространению сведений относится: доведение до сведения иных лиц в публичном выступлении (на собрании, лекции, митинге) определенной информации о частной жизни лица, который не давал на это своего разрешения, опубликование сведений, фото, видеоматериалов в средствах массовой информации, в том числе через сеть Интернет. Собирание и распространение информации, основанное на положениях закона, например уголовно-процессуального, о полиции, об оперативно-розыскной деятельности, о средствах массовой информации, не образует рассматриваемого состава преступления. Состав преступления формальный. Преступление является оконченным с момента выполнения противоправных действий по собиранию или распространению информации о частной жизни человека. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает, что незаконно без согласия соответствующего лица собирает или распространяет сведения, составляющие его личную или семейную тайну, или распространяет эти сведения в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации и желает выполнить такие действия. Уголовная ответственность за совершение данного преступления наступает с 16-летнего возраста. Если преступление совершено лицом с использованием своего служебного положения, то данные действия содержат признаки состава, предусмотренного ч.2 ст. 137 УК РФ. Им является лицо, незаконно собирающее или распространяющее сведения о частной жизни лица с использованием своего служебного положения. Это лицо необязательно должно быть должностным. Достаточно того, чтобы его служебное положение позволяло ему собирать сведения или воспользоваться ими по своему усмотрению. При этом место службы роли не играет. Это может быть государственный или муниципальный орган, государственная организация, частная организация. Частью 3 ст. 137 УК РФ установлена повышенная уголовная ответственность за незаконное распространение в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, повлекшее причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, или психическое расстройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия. Объективная сторона этого состава преступления состоит в публичном распространении сведений о несовершеннолетнем, не достигшем шестнадцати лет, сведений, связанных с уголовным делом, и содержащих описание страданий несовершеннолетнего в этой связи. Обязательным признаком объективной стороны этого состава преступления является наступление последствий в виде причинения вреда здоровью несовершеннолетнего, или его психического расстройства, или иных тяжких последствий (например, покушении на самоубийство). В зависимости от характера совершенного преступления санкцией ст. 137 УК РФ предусмотрены альтернативные виды наказаний: штраф – максимальный размер которого может составлять до 350 тыс. рублей или в размере заработной платы осужденного (иного дохода) за период до 3 лет обязательные работы до 360 часов, исправительные работы до 1 года, принудительные работы на срок до 5 лет, а также лишение свободы до 5 лет. За нарушение неприкосновенности частной жизни по приговору суда с осужденного может быть взыскана и компенсация морального вреда в пользу потерпевшего. ​​​​​​​

Читайте также:
Гостиница жилое или нежилое помещение: закон

Прокуратура
города Москвы

Прокуратура города Москвы

29 мая 2022, 12:12

Уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни

Право гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени гарантировано ему Конституцией Российской Федерации (ст. 23 Конституции РФ). Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24 Конституции РФ). Зачастую в средствах массовой информации, преимущественно через социальные сети в системе Интернет, имеют место случаи умышленного распространения некоторыми лицами фотографий, видеороликов, сообщений информационного характера, содержание которых нарушает право другого лица на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну. Часто такая информация носит порочащий гражданина характер. Распространение указанных сведений является уголовно-наказуемым деянием – статьей 137 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни. Предметом преступления являются сведения о частной жизни лица, составляющие его личную или семейную тайну. Под сведениями, составляющими личную или семейную тайну понимается информация об области жизнедеятельности лица или членов его семьи, которая не подлежит контролю со стороны общества и государства, если носит не противоправный характер, не является общедоступной и не предается огласке самим гражданином. К ним относятся, например, выписки из истории болезни, фотографии, аудиовидеозаписи, иные материалы и документы. К этой категории также относятся сообщенные адвокату сведения, необходимые для оказания профессиональной юридической помощи. Объективная сторона преступления выражается в активной форме поведения путем: 1)незаконного собирания сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия; 2) незаконного распространения таких сведений без согласия лица; 3) распространения этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или в средствах массовой информации. Собиранием сведений о частной жизни лица понимается любой способ их незаконного получения — подслушивание, опрос лиц, фотографирование, аудиовидеозапись информации, ознакомление с документами и материалами, их похищение, копирование без согласия потерпевшего, а также сбор информации с нарушением процедуры, установленной законом. Распространением сведений является любое незаконное или без согласия лица их доведение до хотя бы одного человека. К незаконному распространению сведений относится: доведение до сведения иных лиц в публичном выступлении (на собрании, лекции, митинге) определенной информации о частной жизни лица, который не давал на это своего разрешения, опубликование сведений, фото, видеоматериалов в средствах массовой информации, в том числе через сеть Интернет. Собирание и распространение информации, основанное на положениях закона, например уголовно-процессуального, о полиции, об оперативно-розыскной деятельности, о средствах массовой информации, не образует рассматриваемого состава преступления. Состав преступления формальный. Преступление является оконченным с момента выполнения противоправных действий по собиранию или распространению информации о частной жизни человека. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает, что незаконно без согласия соответствующего лица собирает или распространяет сведения, составляющие его личную или семейную тайну, или распространяет эти сведения в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации и желает выполнить такие действия. Уголовная ответственность за совершение данного преступления наступает с 16-летнего возраста. Если преступление совершено лицом с использованием своего служебного положения, то данные действия содержат признаки состава, предусмотренного ч.2 ст. 137 УК РФ. Им является лицо, незаконно собирающее или распространяющее сведения о частной жизни лица с использованием своего служебного положения. Это лицо необязательно должно быть должностным. Достаточно того, чтобы его служебное положение позволяло ему собирать сведения или воспользоваться ими по своему усмотрению. При этом место службы роли не играет. Это может быть государственный или муниципальный орган, государственная организация, частная организация. Частью 3 ст. 137 УК РФ установлена повышенная уголовная ответственность за незаконное распространение в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, повлекшее причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, или психическое расстройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия. Объективная сторона этого состава преступления состоит в публичном распространении сведений о несовершеннолетнем, не достигшем шестнадцати лет, сведений, связанных с уголовным делом, и содержащих описание страданий несовершеннолетнего в этой связи. Обязательным признаком объективной стороны этого состава преступления является наступление последствий в виде причинения вреда здоровью несовершеннолетнего, или его психического расстройства, или иных тяжких последствий (например, покушении на самоубийство). В зависимости от характера совершенного преступления санкцией ст. 137 УК РФ предусмотрены альтернативные виды наказаний: штраф – максимальный размер которого может составлять до 350 тыс. рублей или в размере заработной платы осужденного (иного дохода) за период до 3 лет обязательные работы до 360 часов, исправительные работы до 1 года, принудительные работы на срок до 5 лет, а также лишение свободы до 5 лет. За нарушение неприкосновенности частной жизни по приговору суда с осужденного может быть взыскана и компенсация морального вреда в пользу потерпевшего. ​​​​​​​

Читайте также:
Прописка в апартаментах: новый закон

Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни

1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации –

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, –

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

3. Незаконное распространение в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, повлекшее причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, или психическое расстройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия, –

наказывается штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет.

Комментарий к ст. 137 УК РФ

Отношения, которые находятся за пределами служебной и общественной деятельности человека, относятся к его частной жизни. Согласно Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ). Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Общественные отношения, складывающиеся по поводу реализации данного конституционного права, составляют основной объект рассматриваемого состава преступления. Факультативными объектами могут быть честь, достоинство человека.

Предметом преступления являются сведения о частной жизни лица, составляющие его личную или семейную тайну. Ее носителями могут быть предметы и документы, например выписки из истории болезни, фотографии, кассеты с аудиовидеозаписью указанных сведений и иные материалы.

В понятие “частная жизнь” включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер .

Читайте также:
Обязанности родителей в новом законе об образовании

См.: Определение Конституционного Суда РФ от 9 июня 2005 г. N 248-О.

Частная жизнь выражается в свободе общения между людьми на неформальной основе в сферах семейной жизни, родственных и дружественных связей, интимных и других личных отношений, привязанностей, симпатий и антипатий. Частную жизнь составляет распоряжение семейным бюджетом, личной собственностью, денежными вкладами, взаимоотношения в кругу семьи, родственников, друзей и знакомых, религиозные или политические убеждения, действия в соответствии с ними и др.

Частная жизнь характеризует поведение человека вне службы, вне производственной обстановки, вне общественного окружения в состоянии известной независимости от государства и общества и регулируется в основном нормами нравственности и морали. Если такое поведение лица выходит за пределы этих норм и нарушает нормы правовые, то оно не составляет понятия частной жизни, поскольку не только касается субъекта противоправных действий, но и может затрагивать интересы другого лица, общества или государства.

Частную жизнь не составляют и взаимоотношения, затрагивающие, ограничивающие права, честь и достоинство других лиц.

Объективная сторона преступления характеризуется активной формой поведения и выражается в выполнении одного из следующих альтернативных действий: 1) незаконного собирания сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия; 2) незаконного распространения таких сведений без согласия лица; 3) распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, что характеризует не только само деяние, но и способ его совершения.

Под собиранием сведений может рассматриваться любой способ ее получения – подслушивание, опрос осведомленных лиц, фотографирование, аудиовидеозапись информации, ознакомление с документами и материалами, их похищение, копирование и др. Способ собирания сведений для квалификации рассматриваемого деяния как преступления значения не имеет. Главное, что эти сведения собираются противоправно, без согласия потерпевшего. Собирание сведений, сопряженное с проникновением в жилище, подключением к телефонной линии, образует совокупность составов преступления и должно квалифицироваться по совокупности преступлений (со ст. ст. 138 или 139 УК РФ). Незаконность собирания сведений означает осуществление этих действий не на основаниях или с нарушением процедуры, установленной законом, недолжным субъектом и т.д.

К примеру, в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” к числу оперативно-розыскных мероприятий относятся: опрос, наведение справок, наблюдение, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи и некоторые другие мероприятия. Проведение мероприятий, не предусмотренных законом, означает их незаконность. Кроме того, запрещено и проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации не уполномоченными на то законом физическими и юридическими лицами.

И наконец, законом установлено, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища допускаются на основании судебного решения и при наличии определенной информации.

Нарушение любого из приведенных положений будет означать незаконность действий лица при собирании сведений, являющихся предметом преступления, предусмотренного ст. 137 УК РФ.

Как распространение сведений можно рассматривать любое незаконное или без согласия лица их доведение до сведения хотя бы одного лица.

Распространение сведений в публичном выступлении означает доведение их до сведения иных лиц в выступлении, рассчитанном на неопределенно большую аудиторию, например в выступлении перед избирателями, работающими на конкретном предприятии, на митинге, в лекции и т.п.

Распространение сведений в публично демонстрирующемся произведении имеет место в тех случаях, когда указанные выше сведения включаются в содержание произведения и это произведение различными способами доводится до сведения иных лиц (в кинофильме, романе, произведении живописи и т.п.).

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Собирание и распространение информации, основанные на положениях закона, например уголовно-процессуального, о милиции, об оперативно-розыскной деятельности, о средствах массовой информации и др., не образуют рассматриваемого состава преступления.

Состав преступления формальный. Он окончен с момента выполнения противоправных действий по собиранию или распространению информации о частной жизни человека.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает, что незаконно без согласия соответствующего лица собирает или распространяет сведения, составляющие его личную или семейную тайну, или распространяет эти сведения в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации и желает выполнить такие действия.

Субъект нарушения неприкосновенности частной жизни, предусмотренного ч. 1 ст. 137 УК РФ, общий. Им является вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Квалифицирующим признаком рассматриваемого состава преступления является его совершение лицом с использованием своего служебного положения.

Поэтому для наличия квалифицированного состава преступления (ч. 2 ст. 137 УК РФ) необходим специальный субъект. Им является лицо, незаконно собирающее или распространяющее сведения о частной жизни лица с использованием своего служебного положения. Это лицо необязательно должно быть должностным. Достаточно того, чтобы его служебное положение позволяло ему собирать сведения или воспользоваться ими по своему усмотрению. При этом место службы роли не играет. Это может быть государственный или муниципальный орган, государственная организация, частная организация и т.д.

Действия лиц, относящихся к должностным, могут быть при наличии к тому оснований квалифицированы по совокупности с составом должностного преступления.

Использование служебного положения должно проявляться в отношении действий, образующих объективную сторону состава преступления: собирания или распространения сведений. Поэтому, например, если директор выставочного зала собирает сведения о каком-либо лице, в его действиях не будет использования служебного положения. Но, если он распространяет эти сведения путем размещения в помещении выставочного зала, налицо квалифицированный состав преступления.

В тех случаях, когда нарушение неприкосновенности частной жизни осуществляется путем нарушения тайны переписки, телефонных переговоров и т.д., действия виновного подлежат квалификации по ст. 138 УК РФ (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений), поскольку в этом случае ст. 137 УК РФ (в части собирания сведений) можно рассматривать как общую по отношению к ст. 138 УК РФ.

Читайте также:
Принят ли закон о коллекторах

Если нарушение неприкосновенности частной жизни (собирание сведений) сопряжено с нарушением неприкосновенности жилища без отягчающих обстоятельств, деяние следует квалифицировать только по ст. 137 УК РФ. В тех же случаях, когда нарушение неприкосновенности жилища осуществлено при отягчающих обстоятельствах, будет иметь место совокупность преступлений, так как в этих случаях закон предусматривает более строгое наказание по сравнению с наказанием, установленным за нарушение неприкосновенности частной жизни.

Говоря о составе нарушения неприкосновенности частной жизни, следует обратить внимание на то, что применительно к данному преступлению, как и в предыдущем случае (применительно к ст. 136 УК РФ), ряд деяний, формально подпадающих под признаки рассматриваемого состава преступления, не является преступлением в силу малозначительности деяния. Так, с нашей точки зрения, не будет состава преступления, если, например, соседка подслушивает разговор соседей с целью выведать сведения об их семейной жизни и т.д.

При решении вопросов квалификации преступлений против ряда конституционных прав, как справедливо было отмечено Пленумом Верховного Суда РФ, в силу ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. При этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Принимая во внимание эти конституционные положения, суды должны обеспечивать равновесие между правом граждан на защиту чести, достоинства, а также деловой репутации, с одной стороны, и иными гарантированными Конституцией РФ правами и свободами – свободой мысли, слова, массовой информации, правом свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, правом на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, правом на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. ст. 23, 29, 33 Конституции РФ), с другой .

См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 “О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц” // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 4.

Судебная практика по статье 137 УК РФ

Законодатель определил вымогательство как преступление против собственности и закрепил, что способами его совершения могут быть как угроза применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, так и угроза распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких. При этом, вопреки доводам заявителя, статья 163 УК Российской Федерации сама по себе не направлена на уголовно-правовую охрану отдельных видов тайн, защита которых от преступных посягательств осуществляется самостоятельными нормами уголовного закона (в том числе статьями 137, 155 и 183 УК Российской Федерации).

Согласно статье 8 УК Российской Федерации основанием уголовной ответственности выступает совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного данным Кодексом. Следовательно, при квалификации деяния, в том числе по статье 163 УК Российской Федерации, обязательно установление как объективных, так и субъективных признаков состава преступления. При этом учету подлежат и разъяснения, которые даны Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 2015 года N 56 “О судебной практике по делам о вымогательстве (статья 163 Уголовного кодекса Российской Федерации)”, обращающем внимание судов на то, что под сведениями, позорящими потерпевшего или его близких, следует понимать сведения, порочащие их честь, достоинство или подрывающие репутацию (например, данные о совершении правонарушения, аморального поступка); при этом не имеет значения, соответствуют ли действительности сведения, под угрозой распространения которых совершается вымогательство; к иным сведениям, распространение которых может причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего либо его близких, относятся, в частности, любые сведения, составляющие охраняемую законом тайну; распространение в ходе вымогательства заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство потерпевшего и (или) его близких или подрывающих его (их) репутацию, незаконное распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, незаконное разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, образуют совокупность преступлений, предусмотренных соответствующими частями статей 128.1, 137, 155 или 183 и статьи 163 УК Российской Федерации (пункт 12); если требование передачи имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера является правомерным, но сопровождается указанной в части первой статьи 163 УК Российской Федерации угрозой, то такие действия не влекут уголовную ответственность за вымогательство (пункт 13).

1. Гражданин Д.В. Яшков оспаривает конституционность пункта 1 части 7 статьи 2 “Полномочия Верховного Суда Российской Федерации” Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ “О Верховном Суде Российской Федерации”, частей первой и второй статьи 78 “Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности”, части второй статьи 145.1 “Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат” УК Российской Федерации и пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”.

осуждена: по п. “б” ч. 3 ст. 242 УК РФ к 2 годам лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с дошкольным, начальным, средним и высшим образованием, сроком на 5 лет; по ч. 1 ст. 137 УК РФ к штрафу в размере 20000 рублей.

В целях обеспечения единообразного применения судами законодательства об ответственности за преступления, предусмотренные статьями 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ “О Верховном Суде Российской Федерации”, постановляет дать следующие разъяснения:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: