Какие уголовные законы имеют обратную силу

«Обратная» сила закона

В законодательстве часто встречаются случаи, когда вступление в силу того или иного законодательного акта планируется на будущий период, но действие его отдельных положений распространяется на текущий или прошлый периоды. О «подводных камнях» такой ситуации пойдет речь в нашей статье.

С завидным постоянством вносятся изменения в Налоговый кодекc Российской Федерации. Так, самые значительные, принципиальные изменения вступят в силу с 1 января 2008 года. При этом отдельные положения распространяются и на прошлые налоговые периоды.

Например, Федеральный закон от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (Федеральный закон № 58-ФЗ) вступил в силу с 1 января 2006 года. Однако отдельные положения данного закона распространялись на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года (п. 4 ст. 8 Федерального закона № 58-ФЗ), и на правоотношения, которые возникли с 1 января 2005 года (п. 5 ст. 8 закона № 58-ФЗ).

«Сюрпризы» следующего года

Ситуация становится вновь актуальной так как очередной раз принят закон, который вносит изменения в Налоговый кодекс и распространяется на прошлые налоговые периоды.

Например, Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» вступает в силу с 1 января 2008 года. Положения отдельных пунктов (подп. 9 п. 3 ст. 149, п. 9 ст. 165, абзац 2 п. 9 ст. 167, ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

Или Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 216-ФЗ).

Этот закон вступает в силу с 1 января 2008 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления.

Представители ИФНС России придерживаются мнения, что организации в текущем 2007 году не могут пользоваться нормами закона, который вступит в силу только с 2008 года.

Таким образом, если поправки вступают в силу с 1 января 2008 года и распространяют свои правоотношения, например, на 2007 год, то их можно применять и отражать «по-новому» в годовой декларации за 2007 год. Иными словами, фирмам придется пересчитать весь год.

Напомним, что срок представления декларации по налогу на прибыль за отчетный период — 28 марта 2008 года. Тогда налогоплательщик вправе учесть поправки при исчислении налога на прибыль по итогам налогового периода — 2007 год.

При этом уточненная декларация по налогу на прибыль за 2007 год не предоставляется. Аналогичная позиция содержится в письмах Минфина России от 15 декабря 2006 г. № 03-03-04/1/829 и от 14 августа 2007 г. № 03-11-02/230.

Если поправки в Налоговый кодекс вступают в силу с 1 января 2008 года и распространяют свои правоотношения, например, на 2005 и 2006 год, то налогоплательщик вправе предоставить «уточненки» по налогу на прибыль за 2005 и 2006 год с момента вступления в силу закона (с 1 января 2008 года).

Что говорит буква закона?

Обратимся к нормам Налогового кодекса. Так, акты законодательства о налогах и сборах не имеют обратной силы, если они:

  • устанавливают новые налоги и (или) сборы;
  • повышают налоговые ставки и размеры сборов;
  • устанавливают или отягчают ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • устанавливают новые обязанности;
  • иным образом ухудшают положение налогоплательщиков (п. 2 ст. 5 НК РФ).

При этом акты, могут иметь обратную силу, если они:

  1. устраняют или смягчают ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
  2. устанавливают дополнительные гарантии защиты (п. 3 ст. 5 НК РФ).

Заметим, что акты, которые отменяют налоги (сборы), снижают размеры ставок налогов (сборов), устраняют обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшают их положение могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ).

Вышеуказанные правила действуют для налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и их представителей.

Суды идут вразрез с инспекторами

Интересен тот факт, что не так давно Девятый арбитражный апелляционный суд города Москвы не согласился с мнением налоговиков.

Судьи указали, что если закон был официально опубликован в 2006 году, и, как следует из его текста, действие нормы распространяется на отношения, которые возникли с 2006 года, то фирма вправе пользоваться ими в текущем налоговом периоде (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2007 г. по делу № 09АП-5973/2007-АК).

Конечно, такой подход оптимален для налогоплательщиков. Так, для организаций было бы удобно применять выгодные поправки Налогового кодекса. В частности, это касается фирм на «упрощенке».

Для них поправки относительно учета расходов при УСН распространяются на 2007 год, но Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 85-ФЗ, который вводит их в действие, вступает в силу только с 1 января 2008 года.

Очевидно, что представители ИФНС России все-таки будут настаивать на применении законов, которые вносят изменения с момента действия этих законов, а не их официального опубликования. Хотя при выборе того или иного варианта поведения каждый налогоплательщик в каждой конкретной ситуации будет самостоятельно взвешивать все «за» и «против», принимать самостоятельное решение и быть готовым отстаивать свою позицию перед налоговыми органами и в суде.

Читайте также:
Закон об отмене кассовых аппаратов для ИП

Ю. Пономарева, аудитор ООО «АФ Аудиторское партнерство»

комментарий специалиста

И. Белокрылова, юрист компании «Гарант»:
«В отношении некоторых категорий налогоплательщиков предусмотрены и другие гарантии от неблагоприятных изменений законодательства. Так, согласно статье 38 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков – резидентов особых экономических зон (за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров), не применяются в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности».

комментарий специалиста

В. Миргазизов, генеральный директор ООО «ВВ-аудит»:
«Даже если есть постановления арбитражных судов, гласящие, что можно уже сейчас применять положения каких-либо законов «обратной силы», вести учет по-новому все же не столь разумно. Во-первых, с правовой точки зрения, это противоречит тому законодательству, которое действует на данный момент. Во-вторых, не стоит забывать и о таком немаловажном элементе учета, как учетная политика. Ведь она утверждается в начале текущего года, то есть тогда, когда о грядущих изменениях еще никто и не слышал, и описывает систему учета в организации на протяжении всего этого года. А, как известно, менять ее в течение этого периода недопустимо, кроме тех изменений в законодательстве, которые начинают действовать незамедлительно. Очевидно, что рассматриваемый случай (постановление Девятого арбитражного аппеляционного суда от 28 мая 2007 г. по делу № 09АП-5973/2007-АК) под это условие не подпадает — нужно ждать января. Вот и получается, что грядущими изменениями получится воспользоваться лишь с принятием новой, действующей в течение следующего года, учетной политики».

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Обратная сила уголовного закона – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Обратная сила – бесплатные ответы юристов онлайн

Определение обратной силы уголовного закона

Нормы, содержащие действие обратной силы, являются ревизионными. В уголовном законе закреплен принцип обратной силы, что относится к фундаментальной основе правосудия.

В первую очередь, применение обратной силы является принципом российского уголовного права. Благодаря этому принципу, возможно применение вновь принятого уголовного законодательства по отношению к деяниям, совершенным до момента его введения.

Обратная сила уголовного закона наделена признаками гуманизма, который проявляется в процессе правоприменительной деятельности, несущей защитные функции.

Уголовные нормы, на основании которых устраняется преступность деяния, осуществляется смягчение наказания или улучшается положение преступника, распространяются на лиц, которые совершили противоправное деяние до момента их введения, а также на тех, кто уже фактически отбывает наказание.

Принцип обратной силы не может усиливать наказание или ухудшать положение лица, совершившего преступное деяние, до момента вступления в силу новой законодательной нормы. Такие положения определены ст. 10 УК.

Новинкой действующего УК является разрешение вопроса о применении обратной силы закона в отношении осужденных и отбывающих наказание лиц.

Смягчение наказания за совершенные деяния осуществляется исключительно в тех пределах, которые определены вновь принятыми нормами. На практике возникает сложность применения данного положения.

Устранение преступности деяния

В результате изменения правовых норм уголовного законодательства, преступность отдельных деяний, ранее признававшихся преступлением, может быть устранена. Данное основание является безусловным поводом для освобождения лиц от применения мер уголовного наказания на любой из стадий уголовного процесса. Данное правило позволяет освободить от уголовного преследования, как лицо, в отношении которого не избрана мера наказания, так и тех субъектов преступления, которые уже отбывают наказание.

Необходимо понимать, что декриминализация отдельных деяний не говорит о правомерности совершенных ранее действий, а позволяет лишь освободить лицо от ответственности за их совершение.
Некоторые нормы, содержащиеся в Особенной части УК, постоянно конкурируют между собой, ввиду того, что часть из них является общими, а часть специальными. Декриминализация деяний является демонстрацией одновременного охвата деяний со стороны общих и специальных норм. Примерами могут послужить преступные деяния, предусмотренные ст. ст. 286, 299 УК.

По общему правилу, устранение признаков преступления в деяниях, определенных специальными нормами и выводимых из УК, не может стать сделать невозможным привлечение лиц к уголовному наказанию в общем порядке и на основании наличия общих признаков состава преступления.

Смягчение и усиление наказания

Исключительной компетенцией судебной инстанции является смягчение наказания, которое должно быть назначено за совершение конкретного преступного деяния.

Читайте также:
275 федеральный закон: краткое содержание

УК предусмотрено два варианта по смягчению наказаний. К ним относятся:

  • определение судом уровня ответственности за преступление с низким пределом или избрание более мягких видов наказаний, нежели определены в санкции конкретной статьи;
  • определение судом наказания, которое равно меньшему верхнему пределу более строгой ответственности.

В первом случае, наказание смягчается при наличии таких обстоятельств, которые признаются исключительными и связаны с целью, мотивом деяния, поведением лица, виновного в его совершении в момент деяния или после него, а также иных обстоятельств, влияющих на уменьшение степени опасности действий виновного для общества. Поводом для смягчения может стать и содействие виновного в раскрытии преступления.

В некоторых случаях суд может определить наказание, которое будет менее минимального уровня ответственности, предусмотренного санкцией.

Суд ограничен в своем праве на смягчение наказаний лишь тем правилом, на основании которого наказание не может быть назначено ниже минимальных пределов, определенных Общей частью для преступлений определенного вида.

В качестве смягчения наказания может выступить освобождение лица от обязательного назначения дополнительной ответственности.

Процедура обязательного усиления наказания определена УК. Для этого в норме УК может быть установлен один из трех способов:

  • обязательность усиления наказания за преступления, совершенные группами лиц;
  • увеличение минимальных сроков наказаний в случаях рецидива;
  • выход за предельный 20-й срок лишения свободы по совокупности преступных деяний или приговоров.

Виды обратной силы уголовного закона

В современной отрасли уголовного права существует два вида обратной силы, применяемой к уголовному закону.

Под простой обратной силой понимается применение нового, смягченного законодательного акта к тем преступлениям, приговор по которым не получил еще законной силы. Полная декриминализация дел влечет их прекращение. При смягчении наказания, судебные и правоохранительные органы, обязаны осуществлять свою деятельность в отношении лица, совершившего преступное деяние, с учетом более гуманного закона.

В качестве ревизионной обратной силы необходимо понимать процесс применения более мягких уголовных норм к тем преступлениям, по которым подозреваемые уже были осуждены и законная сила приговора уже установлена. Более мягкие уголовные нормы применяются также к судимости, которая является непогашенной или неснятой.

Единственным способом применения более мягких норм является пересмотр дел и ревизия приговоров.

Лица, которые были освобождены от отбывания наказания, признаются несудимыми. Закон обязывает применять более мягкие нормы ко всем без исключения субъектам преступлений, находящихся в местах отбывания наказаний.

Какой уголовный закон имеет обратную силу

Принцип обратной силы уголовного закона действует лишь в отношении тех правовых норм, которые устраняют преступность деяний, смягчают наказание или улучшают положение лица, виновного в совершенном преступлении.

Обратная сила закона распространяется на лиц, которые совершили деяние, но не были осуждены на момент его принятия, а также на всех лиц, находящихся в местах отбытия наказаний, а также тех, кто уже отбыл наказание, но продолжает считаться судимым.

В тех случаях, когда принятые нормы ухудшают положения лиц или увеличивают объем наказаний, они не могут иметь обратной силы и применяться к преступлениям, которые были совершены до вступления их в законную силу.

Какие уголовные законы имеют обратную силу

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Публикации и практика
  • Главная
  • Статья 10 УК РФ. Обратная сила уголовного закона

Уголовный кодекс РФ в последней редакции:

Статья 10 УК РФ. Обратная сила уголовного закона

1. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

2. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

Вернуться к оглавлению документа : Уголовный кодекс РФ в последней редакции

Комментарии к статье 10 УК РФ

В ч. 1 ст. 10 УК РФ сформулирован принцип обратной силы уголовного закона, являющийся исключением из требований, установленных в ст. 9 УК РФ.

Обратную силу уголовного закона можно определить как распространение действия закона на регулирование тех уголовно-правовых отношений, которые возникли до момента его вступления в силу. Согласно ч. 1 ст. 10 УК РФ обратную силу имеют три типа уголовных законов:

  • устраняющий преступность деяния;
  • смягчающий наказание;
  • иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление.

1. Устранение преступности деяния

Законом, устраняющим преступность деяния, признается закон, отменяющий уголовную ответственность за это деяние.

Устраняющим преступность и наказуемость деяния законом следует считать закон, которым:

  • из Особенной части Уголовного кодекса РФ исключается статья или часть статьи об ответственности за то или иное преступление;
  • изменяется содержание криминообразующих признаков состава преступления, которое приводит к уменьшению объема преступных деяний (например, дополнительно устанавливается специальный мотив преступления, или повышается возраст субъекта преступления и т.д.).
Читайте также:
Ранний заезд в гостиницу: закон

Декриминализация тех или иных деяний может осуществляться не только путем внесения соответствующих изменений в уголовное законодательство, но и путем отмены нормативных предписаний в иных нормативно-правовых актах. Например, формой декриминализации преступлений следует признавать также:

  • изменение подзаконных уголовно-правовых актов (например, постановления Правительства РФ, которым определяется список и размеры наркотических средств для целей применения соответствующих статей УК РФ);
  • изменение бланкетного нормативного материала, к которому отсылают статьи УК РФ при описании признаков составов преступлений (например, изменение перечня видов деятельности, для осуществления которых требуется лицензия);
  • изменение законодательства об административных правонарушениях, которое определяет смежные с преступлениями составы административных правонарушений (например, размер мелкого хищения).

Применение с обратной силой уголовного закона, который устраняет преступность и наказуемость деяний, предполагает:

  • невозможность возбуждения уголовного дела по фактам совершения деяний, преступность и наказуемость которых устранена, и в отношении лиц, совершивших такие деяния;
  • прекращение за отсутствием состава преступления всех уголовных дел в отношении лиц, обвиняемых в совершении деяний, которые декриминализированы новым законом (ч. 2 ст. 24 УПК РФ), с согласия этих лиц и без признания за ними права на реабилитацию (ч. 4 ст. 133 УПК РФ);
  • освобождение от уголовного наказания всех лиц, которые отбывают наказание за совершение деяний, подвергшихся декриминализации (п. 13 ст. 397 УПК РФ);
  • снятие судимости с лиц, которые отбыли наказание за декриминализированное новым законом деяние.

2. Смягчение наказания

Закон смягчает наказание, если он:

  • исключает какой-либо вид наказания из системы наказаний;
  • заменяет в санкции вид наказания на более мягкий;
  • исключает из санкции наиболее строгий вид наказания;
  • снижает минимальные и максимальные размеры наказания (в случае, когда нижний предел наказания стал мягче, а верхний строже, следует ориентироваться на верхний предел, такой закон признается более строгим);
  • вводит в санкцию более мягкий вид основного или дополнительного наказания;
  • исключает дополнительное наказание;
  • сохраняя основное и дополнительное наказание, вводит в санкцию альтернативно менее строгие виды основного наказания, ранее не предусматривавшиеся законом.
  • ограничивает перечень лиц, которым может быть назначен тот или иной вид наказания;
  • уменьшает размеры удержания из заработной платы при осуждении к исправительным работам и др.

Применение с обратной силой закона, который смягчает уголовное наказание, предполагает:

  • переквалификацию всех преступлений, дела о которых находятся в стадии предварительного расследования или судебного разбирательства, на новый уголовный закон;
  • сокращение или изменение наказания лицам, к которым был применен прежний закон, с учетом предписаний нового закона;
  • в необходимых случаях освобождение от наказания в связи с его отбытием;
  • сокращение в пределах срока погашения судимости наказания, которое уже отбыто осужденным;
  • сокращение срока судимости или снятие судимости с лиц, которые уже отбыли наказание, исходя из положений закона, связанных со смягченным наказанием.

3. Иным образом улучшение положения лица,
совершившего преступление

Обратная сила уголовного закона будет иметь место не только в случае декриминализации деяния или смягчения наказания, но и во всех иных случаях, когда изменения уголовного закона так или иначе связаны с улучшением положения виновного. Таким улучшением может быть, например:

  • установление возможности назначения менее строгого вида исправительного учреждения;
  • смягчение режима исполнения наказаний
  • смягчение условий условно-досрочного освобождения;
  • сокращение сроков давности освобождения от уголовной ответственности;
  • уменьшение сроков погашения или снятия судимости;
  • исключение квалифицирующего признака;
  • условия освобождения от уголовной ответственности или наказания.

Варианты улучшения положения виновного законом не ограничены, и принятие любого из них означает необходимость применения положений об обратной силе уголовного закона.

Правило об обратной силе закона распространяется как на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, так и на лиц, отбывающих наказание или имеющих судимость по старому, более строгому закону.

Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных нормами как Особенной части, так и Общей части УК РФ в редакции этого закона (ч. 2 ст. 10 УК).

Понятие и особенности обратной силы закона в уголовном праве

В уголовном праве существует понятие обратная сила уголовного закона. Оно означает, что принятие закона, предусматривающего смягчение наказания по определённой статье уголовного права, его полной отмене или изменении условий осуждения, распространяется не только на граждан, совершивших преступление после его принятия, но и на тех, в отношении которых ещё ведутся следственные действия или вынесен приговор, связанный с лишением свободы.

Норма является прямым следствием осуществления гуманизма в уголовных делах. Возникает коллизия законов, действия обвиняемого квалифицируются различно при совершении деяния и вынесении приговора. Применению подлежит норма права, санкции по аналогичным статьям которой лучше для положения обвиняемого, без учёта того, какая норма по времени действовала тогда и сейчас. Принятый правовой акт приводит к отмене уголовного преследования за указанное деяние, если оно перестало носить преступный характер.

  1. Когда имеет
  2. Какой уголовный закон имеет данную силу
  3. Пример из практики

Когда имеет

Согласна нормам ст. 45 ч.1 Конституции РФ равны права как лиц, находящихся под следствием, так и имеющих вынесенный обвинительный приговор.

Читайте также:
Новый закон о третейских судах и арбитраже

Законодательством РФ предусмотрены случаи, в которых применяется обратная сила закона в уголовном праве.

К ним относятся:

  1. Принятие нового закона, устраняющего преступление по своей сути, то есть декриминализирующий его.
  2. Принятие нового закона, смягчающего наказание.
  3. Принятие нового закона, который улучшает положение уже осуждённых граждан.

В Уголовной практике РФ большое количество преступлений декриминализировано после принятия Уголовного кодекса РФ в 1996 году. Около 70 преступлений по кодексу РСФСР были отменены. Например, полностью исключено наказание за недонесение, нарушение государственной дисциплины цен, занятие запрещёнными видами индивидуальной деятельности и др.

В результате принятия нового нормативно-правового акта (НПА) деяние из преступного станет именоваться административным с применением санкций КоАП РФ, для несовершеннолетних изменится возраст уголовного преследования по конкретной статье, даётся корректива состава преступления.

По ряду статей предусмотренное наказание может быть смягчено. Новый закон снижает границы срока, предусмотренного к отбыванию наказания, смягчает его, отменяет дополнительные санкции. К примеру, в ст. 206 УК РСФСР предусматривалась уголовная ответственность за порчу имущества в общественном транспорте. Аналогом стала ст. 214 УК РФ — вандализм. Мера наказания ранее была жёстче и все приговоры подлежали смягчению с уменьшением верхней границы наказания.

Деяния могут исключаться из Особой части УК Российской Федерации и вноситься в Общую. Иногда происходит и обра́тный процесс. Если при переквалификации статьи наказание по ней предусмотрено в меньшем объёме, чем в ранее действующей редакции, речь идёт о частичной декриминализации.

Часто речь идёт и об уменьшении ответственности, что произошло с возможностью подвергнуть аресту несовершеннолетнего. Уменьшение числа лиц, которые не могут быть подвергнуты пожизненному заключению, становится основанием для смягчения приговора. Вновь принятые НПА часто устанавливают более мягкий режим содержания преступников в колониях.

Чтобы понять, имеет ли обратную силу уголовный закон, необходимо изучить его новые редакции и действующие во время совершённого деяния. При выявлении факта изменения НПА, речь идёт о применении более мягкой статьи.

В силу статьи 10 Уголовного кодекса РФ данная сила уголовного закона распространяет своё действие на две категории граждан, имеющие общее качества:

  • лица, которые совершили преступление, но на момент вынесения вердикта изменилась норма права по инкриминируемой статье (простая обратная сила);
  • осуждённые, отбывающие наказание, чей приговор официально вступил в силу. В этом случае обратную силу закона можно назвать ревизионной.

В отношении каждой группы обратная сила закона действует со своими процессуальными особенностями.

Если ведётся процесс или следствие, инкриминируемая статья по которому после возбуждения уголовного дела декриминализирована, то оно закрывается на любой стадии, так как подобное деяние стало отсутствовать в перечне преступных. Осуждённые подлежат освобождению. Различия есть при частичном изменением нормы права. В первом случае судья, выносящий приговор, в процессе судопроизводства переквалифицирует статью.

Чтобы понять, имеет ли обратную силу каждый принятый уголовный закон, надо обратиться к истории его изменений. Изменившийся НПА предполагающий более серьёзную меру ответственности, не применяется к более ранним случаям.

Расследование преступления связано с уголовно-процессуальным законом. Статья 4 УПК РФ оговаривает, что дело подлежит рассмотрению по нормам, действующим в момент рассмотрения дела в суде. Однако многочисленные Определения Конституционного суда указывают, что все коллизии права должны решаться в пользу обвиняемого. На вопрос имеет ли уголовно-процессуальный закон в стране обратную силу в Определении от 10.07.2013 №270-О даётся разъяснение, что УК и УПК РФ взаимно связаны. Поэтому не исключается возможность придать обратную силу всем актам, улучшающим положение осуждённого. Полную версию определения Верховного суда можно просмотреть с использованием правовой системы Консультант.

Какой уголовный закон имеет данную силу

Во второй части статьи 10 УК РФ прямо указывается на сокращения наказания, уже вынесенного судом, при изменении закона.

Сомнения появляются, если новый закон содержит как меры, смягчающие приговор, так и ужесточающие дополнительные санкции. Тогда говорят о частичной обратной силе закона.

В общих чертах это выглядит так: А. Обвиняется в преступлении, за которое на момент деяния ему могли дать от 4 до 6 лет ограничения свободы. В процессе следственных мероприятий по вновь принятой редакции закона, ему возможно дать наказание от 2,5 до 9 лет. Суд, вынося решение, может снизить нижнюю планку до 2,5 лет, но верхний предел останется на уровне 6 лет.

Многочисленность жалоб осуждённых на неверное использование нормы права при пересмотре их дел, привело к вынесению Постановления Конституционного суда от 20 апреля 2006 № 4-П. Целью стала проверка соответствия Конституции РФ ч. 2 ст. 10 УК РФ. Учитывает часто встречающиеся, распространённые проблемы, общий вопрос которых связан с применением ч.1 ст. 10 УК РФ, даётся пояснение по её правоприменительной практике.

Какие уголовные законы страны имеют обратную силу для осуждённых граждан понять просто. Все приговоры подлежат пересмотру, если применённый в них статьи изменены в сторону улучшения положения осуждённого, уменьшения срока.

Заявитель обращается в суд общей юрисдикции. Суть обращение — приведение вынесенного приговора в соответствии с редакцией Уголовного закона, действующей в момент подачи обращения, а не в момент его вынесения. Однако вынося вердикт по делу, суд учитывает две стороны процесса. Ограничение свободы является мерой наказания, необходимой для восстановления справедливости и искупления вины. Наказание не может быть снижено настолько, что потеряет свой смысл.

Читайте также:
Как правильно уволиться с работы по закону

Пересмотр дела в кассационном или апелляционном порядке приводит к обязательному исследованию судом вопроса принятия новой редакции статьи закона.

Она может проявляться в разных аспектах:

  • освобождать от наказания, так как преступление перестало быть уголовным. Происходит по определению суда. Подсудность определяется местом фактического пребывания лица. Инициатором выступают как сам осуждённый, так и прокурор, наблюдательная комиссия администрации исправительного учреждения;
  • освобождать от наказания по той причине, что отбытый срок лишения свободы выше, чем максимально возможный по указанной статье в новой редакции закона;
  • замена условий отбывания наказания на более щадящие, например, при введении понятия отсрочки в связи с наличием малолетнего ребёнка;
  • появление оснований для изменения меры ответственности с реального лишения свободы на иные;
  • расширение условий условно-досрочного освобождения;
  • сокращение срока судимости.

На практике решения суда оказываются сложными и непредсказуемыми. Наиболее остро вопрос возникает, если новая статья содержит как посыл к смягчению наказания, так и к его увеличению.

Пример из практики

Судебная практика РФ обладает обширной коллекцией примеров вынесенных приговоров, апелляционных определения судов, использовавших ст. 10 УК РФ для смягчения приговора для обвиняемого.

Согласно приговору Центрального районного суда г. Сочи от 30.10.2017 Гавинчук Э.А. Совершила разбой по предварительному сговору с покушением на жизнь и здоровье человека, с целью хищения чужого имущества в крупном размере. Сумма ущерба составила 317694 рубля. На следствии преступлению дана квалификация по ч.3 ст. 162 УК РФ (в редакции ФЗ № 162-ФЗ от 08.12.2003). Деяние было совершено 03.02.2003. Согласно его нормам крупный размер хищения наблюдается при превышении в 500 раз стоимости МРОТ, на тот момент – это 390 тысяч. Суд в момент вынесения приговора переквалифицировал преступление на ст. 162 К РФ учитывая ст. 10 УК РФ.

Следуя нормам международного права, в Российской Федерации Уголовный кодекс предусматривает возможность использования более мягкой статьи закона в интересах обвиняемого или уже осуждённого лица. Применение может не только полностью освободить от ответственности, но и сделать условия пребывания в колонии более простыми, сократить срок пребывания в колонии.

Виды уголовных законов, имеющих обратную силу в уголовном праве, их применение их на практике

Правительством может быть принят закон, отменяющий уголовную ответственность за определенное деяние или предусматривающий более мягкие меры пресечения. Принцип обратной силы уголовного закона сформулирован в ст. 10 УК . Это значит, что такой нормативный акт применяется и к тем лицам, которые совершили соответствующее преступление до принятия новых положений.

Виды законов, имеющих обратную силу

Действие уголовных норм, обосновывающих пересмотр вынесенных приговоров, может выражаться:

  1. Полной декриминализацией преступления.
  2. Частичной декриминализацией деяния.
  3. Депенализацией (смягчением наказания).
  4. Улучшением положения виновного иным способом.

Декриминализация преступления

Преступление не квалифицируется по статье уголовного кодекса, если закон:

  1. Переводит деяние в раздел административных правонарушений, как это было в случае с:
    • неумышленным нанесением повреждений средней тяжести;
    • оскорблением;
    • заведомо ложной рекламой;
    • контрабандой товаров;
    • покиданием места ДТП.
  2. Увеличивает возраст, с которого виновный привлекается к уголовной ответственности или исключает деяние из списка преступлений, за которые несовершеннолетние подвергаются наказанию.
  3. Уменьшает количество субъектов, включая специальных, подлежащих наказанию.
  4. Вносит корректировки в понятие невменяемости в уголовном праве, расширенная интерпретация которой, учитывающая возрастные особенности, приводится в ст. 20 УК .
  5. Ограничивает территорию, на которой действия виновного будут квалифицированы как преступление.
  6. Исключает предмет преступления из перечня предметов посягательства. Из подобного списка, приведенного в ст. 222 , было исключено гражданское огнестрельное оружие вместе с боеприпасами.
  7. Изменяет критерии предмета преступления. В случае с посредничеством во взяточничестве, оно будет признано уголовным преступлением, если сумма взятки превышает 25 тыс. р.
  8. Выводит из Уголовного кодекса некоторые действия с предметом преступления. Так, незаконные покупка и ношение газового и холодного оружия были декриминализированы ФЗ № 162 от 8 декабря 2003 г . Подробнее о незаконном ношение холодного оружия можно прочитать в этой статье https://lexconsult.online/9091-otvetstvennost-za-nelegalnoe-noshenie-oruzhiya
  9. Вносит уточнения, касающиеся состава преступления. Например, для признания деяния преступным будет требоваться наличие корыстного мотива или возникновение определенных последствий.

Частичная декриминализация уголовной статьи

Обратная сила закона в уголовном праве действительна и для положений, частично декриминализирующих преступление. Такое происходит в случае:

Депенализация

О том, в каких случаях уголовный закон имеет обратную силу, расскажет кандидат юридических наук:

Другие случаи улучшения положения

Закон, имеющий обратную силу и изменяющий ситуацию для осужденного в лучшую сторону, касается:

  1. Условий отбывания в местах лишения свободы. Например, даже в случае рецидива женщина не подлежит отбыванию срока в исправительной колонии строгого режима (ст. 58 УК ).
  2. Сроков давности уголовного преследования и исполнения приговора.
  3. Оснований для условно-досрочного освобождения(УДО).
  4. Других обстоятельств.

Применение закона, имеющего обратную силу

В случае принятия уголовно процессуального закон, имеющего обратную силу о полной декриминализации деяния, дело закрывается на любой стадии производства, включая предварительное следствие. Если указанный закон вступил в силу после вынесения судебного решения, производится не отмена такового за отсутствием состава преступления, а освобождение осужденного от наказания. При смягчении ответственности, суд (в том числе, кассационной и надзорной инстанций) учитывает новое положение при вынесении приговора. Назначенные меры сокращаются согласно новому положению.

Читайте также:
Размер компенсационного фонда СРО закон

Отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ: таблица сравнения на 2022 год

Правила проведения торгов, права и обязанности заказчиков и поставщиков различаются для 44-ФЗ и 223-ФЗ. Первый подробно описывает и строго регламентирует правила закупок, а второй устанавливает общие принципы и основные требования к торгам. Статья поможет разобраться, чем различаются эти законы.

В чем главное отличие?

Закон действует на закупки всех госзаказчиков, строго описывает этапы торгов: от планирования до заключения контракта, регламентирует порядок, сроки госзакупок, требования к участникам и действия государственных организаций на каждом этапе. У заказчиков по 44-ФЗ есть четкий план проведения тендера, а у поставщиков — уверенность, что с победителем заключат сделку и оплатят контракт в срок.

Нарушение закона для госзаказчиков грозит административными взысканиями и отменой уже проведенной закупки, а для участников — включением в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) с запретом участвовать в госзакупках на два года.

№ 223-ФЗ

Закон устанавливает только общие особенности проведения торгов и обязывает заказчиков составить свое положение о закупках, которое регулирует закупочную деятельность. В положении заказчик прописывает, какими способами будет проводить торги, в какие сроки, устанавливает требования к участникам, к форме заявки и т.д.

Закон дает заказчику определенную свободу действий. Чтобы поставщику участвовать в торгах по 223-ФЗ, сначала нужно ознакомиться с положением о закупке конкретного заказчика.

Таблица сравнения 44-ФЗ и 223-ФЗ

Рассмотрим принципиальные различия двух законов и их сходства в таблице.

Юридические и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.

В 223-ФЗ самозанятые имеют те же преимущества, что и субъекты малого и среднего предпринимательства. То есть, они могут участвовать в торгах, которые проводят только для малого и среднего бизнеса.

Некоторые закупки проводят с преимуществом для:

  • организаций инвалидов,
  • уголовно-исполнительных учреждений,
  • поставщикам товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС),
  • субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО).

Госзаказчики должны каждый год 15 % всего объема закупок проводить среди СМП и СОНКО.

Установить приоритет могут:

  • субъектам малого и среднего бизнеса (СМП),
  • поставщикам российской продукции и товаров из других стран ЕАЭС.

Малому и среднему бизнесу должны отдавать 20 % годового объема всех договоров.

Заказчик прописывает в своем положении конкурентные и неконкурентные способы закупок, в том числе описывает случаи проведения закупок у единственного поставщика.

Конкурентные закупки с преимуществом для СМП можно проводить только в виде:

  • конкурсов,
  • аукционов,
  • запросов котировок,
  • запросов предложений.

В остальных случаях заказчик сам выбирает способы закупок и устанавливает их в положении.

Госзакупки проводят на восьми электронных торговых площадках (ЭТП): Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, Росэлторг, НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП Газпромбанка.

Извещение и документы обязательно публикуют в ЕИС — сайт zakupki.gov.ru.

Участники должны зарегистрироваться в ЕИС, чтобы попасть в единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Регистрация бесплатная и действует три года.

Список ЭТП для закупок по 223-ФЗ не регламентирован. Заказчик по своему усмотрению может выбрать любую из действующих площадок или организовать свою.

Закупки публикуют в ЕИС, если

  • начальная максимальная цена (НМЦ) больше 100 тыс. рублей;
  • НМЦ больше 500 тыс. рублей при годовом обороте заказчика выше 5 млрд рублей.

Закупки по 223-ФЗ для МСП размещают в ЕИС независимо от цены и на тех же восьми федеральных площадках, что и тендеры по 44-ФЗ.

Квалифицированная электронная подпись (КЭП):

  • на руководителя компании, чтобы зарегистрироваться в ЕИС и назначить полномочия на сотрудников,
  • на сотрудников, которые будут заниматься закупками при наличии доверенностей.

Получить КЭП можно в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ).

Требования к ЭП устанавливает ЭТП, на которой проходит закупка.

Для участия в торгах по 223-ФЗ для МСП подойдет обычная КЭП.

Для закупок на общих основаниях некоторые площадки требуют ЭП со специальным платным расширением — OID-ом. Можно получить обычную КЭП, а OID добавить позднее.

Иногда достаточно неквалифицированной электронной подписи (НЭП).

Обеспечение заявки (ОЗ)

Заказчик может не требовать ОЗ в закупках до 1 млн рублей.

В зависимости от НМЦ требование составляет от 0,5 до 5 %. Точный размер заказчик указывает в извещении о закупке.

Участники до даты окончания подачи заявок переводят деньги на спецсчет или оформляют банковскую гарантию.

Банковская гарантия должна соответствовать требованиям ст. 45 44-ФЗ и документации закупки.

Обеспечение исполнения контракта (ОИК) и гарантийных обязательств

В конкурсах и аукционах заказчик обязан требовать обеспечение договора независимо от цены контракта.

Размер ОИК может быть от 5 до 30 % от начальной цены. В закупках среди СМП и СОНКО обеспечение рассчитывается от итоговой цены контракта.

Победитель может предоставить ОИК:

  • путем перевода денег на счет заказчика,
  • в виде банковской гарантии (БГ).

СМП и СОНКО могут вместо ОИК предоставить справку о добросовестности, если у них есть опыт исполнения трех контрактов без нарушений, и сумма цен этих контрактов должна быть выше НМЦ.

Читайте также:
Ремонтные работы в воскресенье закон

Обеспечение гарантийных обязательств (ОГО) заказчик устанавливает по своему усмотрению. Размер его не может превышать 10 % от НМЦ.

Исполнитель контракта предоставляет ОГО деньгами или БГ в момент подписания закрывающих документов по договору.

Обеспечение заявки

В закупках с НМЦ меньше 5 млн рублей ОЗ не требуется. Если начальная цена выше 5 млн рублей, то заказчик может требовать ОЗ — не больше 5 % от НМЦ.

Способы ОЗ заказчик прописывает в положении. Это может быть:

  • банковская гарантия,
  • перевод денег на счет заказчика или ЭТП.

Если закупка среди МСП, ОЗ переводят на тот же спецсчет, который используется для 44-ФЗ.

Обеспечение контракта

В законе нет требований к ОИК и ОГО. Наличие, размер, способ предоставление устанавливает сам в заказик в положении и документации закупки.

Победитель закупки платит площадке за победу:

В закупках среди МСП победитель платит ЭТП 1 % от НМЦ, но не более 2000 рублей.

В остальных случаях сумму устанавливает площадка: иногда для доступа к закупкам нужно оплатить тариф или перечислить единоразовую сумму на счет ЭТП или заказчика.

Сроки каждого этапа прописаны в законе: подача заявки, внесение изменений в документацию, рассмотрение заявок, подача запроса на разъяснение, подписание контракта.

Нарушение сроков заказчику грозит штрафами, а поставщику — попаданием в РНП.

В 223-ФЗ прописаны лишь некоторые сроки конкурентных торгов: срок публикации извещения в ЕИС, сроки запроса о даче разъяснений и ответа на него.

Остальные сроки заказчик прописывает в положении и документации о закупке.

Госзаказчики размещают в ЕИС:

Заказчики по 223-ФЗ публикуют на сайте госзакупок:

Заказчик прописывает в положении случаи, когда нужно обосновывать начальную цену контракта.

Если заказчик не опубликует вовремя положение о закупке или не проведет требуемый годовой объем закупок у МСП, то он должен будет обосновывать НМЦ по требованиям 44-ФЗ.

При годовом объеме закупок более 100 млн рублей заказчик создает контрактную службу.

Если объем меньше 100 млн рублей, то закупками занимается должностное лицо — контрактный управляющий.

Все сотрудники должны иметь высшее образование или дополнительное профобразование в сфере закупок.

Нет требования создавать специальную службу или назначать контрактного управляющего.

Сотрудникам, которые занимаются закупками, не требуется специальное образование.

В закупках 44-ФЗ подать жалобу в ФАС можно:

  • на документацию закупки,
  • на действие или бездействие заказчика,
  • на оператора ЭТП.

Жалобу разместят в ЕИС в течение двух дней, а рассмотрят за пять рабочих дней.

Как правильно подать жалобу в ФАС мы писали в статье.

На заказчика можно жаловаться в ФАС, если он нарушил 223-ФЗ или свое положение о закупках.

Жалобы за нарушение закона рассмотрят за 7 дней. Остальные — за месяц (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках). Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ
“О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

С изменениями и дополнениями от:

2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 21 июля, 24 ноября, 1, 29, 31 декабря 2014 г., 8 марта, 6 апреля, 29 июня, 13 июля, 29, 30 декабря 2015 г., 9 марта, 5 апреля, 2, 23 июня, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 22 февраля, 28 марта, 1 мая, 7 июня, 26, 29 июля, 29, 31 декабря 2017 г., 23 апреля, 29 июня, 29 июля, 3 августа, 30 октября, 27 декабря 2018 г., 1 апреля, 1 мая, 27 июня, 27 декабря 2019 г., 27 февраля, 1, 4, 24 апреля, 8 июня, 31 июля, 8, 22, 30 декабря 2022 г., 24 февраля, 30 апреля, 11 июня, 1, 2 июля 2022 г.

Принят Государственной Думой 22 марта 2013 года

Одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года

ГАРАНТ:

См. Нормативные правовые акты, принятые в целях реализации настоящего Федерального закона

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. Обзоры изменений законодательства для специалистов по госзакупкам

Президент Российской Федерации

5 апреля 2013 года

Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд призван заменить Закон о размещении государственных (муниципальных) заказов.

Цель контрактной системы – внедрение единого прозрачного цикла формирования, размещения госзаказа и исполнения госконтрактов.

Отдельное внимание уделяется планированию закупок, оценке их обоснованности. Заказчики обязаны составлять планы закупок (на срок действия акта о соответствующем бюджете) и ежегодные планы-графики закупок. Вводится нормирование – установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе их предельной цены. Это должно исключить необоснованное приобретение предметов роскоши и товаров (услуг) категории “люкс”. Предусмотрено обязательное общественное обсуждение закупок на сумму более 1 млрд руб.

Закон устанавливает следующие способы размещения заказов. Помимо электронных и закрытых аукционов могут применяться различные виды конкурсов, а также запрос котировок (предложений) и закупки у единственного поставщика. Сохранена возможность заключить контракт с единственным поставщиком, если конкурентные процедуры размещения заказа не состоялись (но при определенных ограничениях).

Прописаны методы определения начальной (максимальной) цены контракта. Для борьбы с демпингом вводится обязанность участников конкурсов и аукционов предоставлять повышенное обеспечение, если предложенная ими цена опускается ниже стартовой на 25%. Предусмотрен предквалификационный отбор при проведении конкурса на поставку товаров (работ, услуг) высокосложного, инновационного или специализированного характера.

Читайте также:
Открытие кальянной: закон о курении

Возможно заключение контрактов жизненного цикла (на закупку товара и его последующие обслуживание, эксплуатацию, ремонт и утилизацию). Вводится банковское сопровождение контрактов. Расчеты в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, будут отражаться на счетах, открытых в нем.

При осуществлении закупок предоставляются преимущества не только учреждениям УИС, организациям инвалидов, малому бизнесу, но и социально ориентированным некоммерческим организациям. Госзаказчики обязаны отдавать приоритет инновационной продукции. Кроме того, ограничиваются закупки иностранных товаров и услуг (причем не только в сфере обороны и безопасности).

Предусмотрено ведение реестра банковских гарантий, выданных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта.

Еще одно новшество – электронные площадки должны возвращать участникам аукционов не только внесенное ими обеспечение, но и полученный с него доход.

Урегулирован порядок изменения и расторжения контракта. Предусмотрены мониторинг закупок и аудит результатов исполнения контрактов.

Для обеспечения прозрачности закупок создается единая общедоступная информационная система. В ней размещаются планы закупок, данные об их реализации, реестры заключенных контрактов и недобросовестных поставщиков, библиотека типовых контрактов, каталоги товаров (работ, услуг), результаты мониторинга и аудита закупок и многое другое.

Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн руб., должны сформировать специальные контрактные службы. Иные заказчики обязаны назначить контрактного управляющего.

Кроме того, вводится общественный контроль за закупками.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением положений, для которых статьей 114 установлены иные сроки вступления их в силу

Текст Федерального закона опубликован на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 8 апреля 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. N 14 ст. 1652, в “Российской газете” от 12 апреля 2013 г. N 80

Постановлением Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2022 г. N 16-П пункт 2 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он позволяет включать в реестр недобросовестных поставщиков информацию о физических лицах – учредителях юридического лица (акционерного общества), которые не являются его участниками (акционерами) к моменту заключения и исполнения этим юридическим лицом контракта в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 июля 2022 г. N 360-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г., за исключением изменений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу:

Подпункт “в” пункта 5 статьи 5 изменений вступает в силу с 1 января 2023 г.

Подпункт “е” пункта 31 статьи 5 изменений вступает в силу с 1 апреля 2023 г.

См. будущие редакции настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 2 июля 2022 г. N 351-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 июля 2022 г.

Федеральный закон от 2 июля 2022 г. N 344-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 июля 2022 г.

Федеральный закон от 1 июля 2022 г. N 277-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 30 апреля 2022 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 апреля 2022 г.

Федеральный закон от 24 февраля 2022 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 февраля 2022 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2022 г. N 539-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2022 г. и 1 июля 2022 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2022 г. N 501-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2022 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2022 г. N 494-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2022 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2022 г. N 436-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2022 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2022 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 декабря 2022 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2022 г. N 429-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2022 г.

Федеральный закон от 31 июля 2022 г. N 249-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2022 г. и 1 сентября 2022 г.

Федеральный закон от 8 июня 2022 г. N 180-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 июня 2022 г.

Федеральный закон от 24 апреля 2022 г. N 124-ФЗ

Читайте также:
Ответственность доверенного лица перед законом

Изменения вступают в силу с 24 апреля 2022 г., 1 июля 2022 г. и 1 января 2022 г.

Федеральный закон от 4 апреля 2022 г. N 107-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 апреля 2022 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2022 г. N 98-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2022 г.

Федеральный закон от 27 февраля 2022 г. N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 апреля 2022 г. N 98-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 9 марта 2022 г. и 1 января 2022 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 469-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 декабря 2019 г.

Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г., 8 января 2022 г., 1 июля 2022 г. и 1 апреля 2022 г.

Федеральный закон от 27 июня 2019 г. N 152-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2019 г., за исключением пунктов 2 – 4 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 июля 2019 г., и пунктов 1, 5 – 7 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 октября 2019 г.

Федеральный закон от 27 июня 2019 г. N 151-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 июня 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2019 г., за исключением изменений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 518-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 марта 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 512-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 января 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 502-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2019 г., за исключением пунктов 3, 4, 6 – 9, 12 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 27 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 393-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 311-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N174-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 июня 2018 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 мая 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 504-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 475-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 475-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2017 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 198-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2017 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 36-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 17-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 500-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 489-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 474-ФЗ

Читайте также:
Закон о землепользовании РФ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 320-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 314-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и применяются по 30 июля 2018 г. включительно

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 96-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 469-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 390-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 249-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 226-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 498-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 45, вступающих в силу с 1 апреля 2015 г.

Положения части 6.1 статьи 34, части 1.1 статьи 95, частей 2.1 и 11 статьи 96 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) не применяются с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 416-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 356-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 140-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие положений статьи 30, части 2 статьи 72, пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 и части 4 статьи 94 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 140-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 31 декабря 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: