Федеральный закон о ветеранах труда РФ

Внимание!

Портал работает в тестовом режиме!

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Ошибка!

Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Закрыть ×

Обновлено секунду назад

Об изменениях в условиях присвоения звания “Ветеран труда”

“Ветеран труда” – звание в Российской Федерации, которое присваивается гражданам за добросовестный многолетний труд. Уже многие годы это звание является способом поддержки граждан на государственном уровне посредством предоставления социальных гарантий и льгот.

В Хабаровском крае правовые основы присвоения звания “Ветеран труда” определены Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ “О ветеранах”, Законом Хабаровского края от 26 января 2005 г. № 254 “О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан”, а также постановлением Губернатора Хабаровского края от 19 июня 2014 г. № 44 “О Порядке присвоения звания “Ветеран труда” в Хабаровском крае”.

С 01 июля 2016 г. основания присвоения звания “Ветеран труда” изменились, поскольку вступила в действие статья 3 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ “О внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости”. Данной статьей Федерального закона № 388-ФЗ были внесены изменения в статью 7 Федерального закона от 12 января 1995 г.
№ 5-ФЗ “О ветеранах” в части уточнения оснований для присвоения звания “Ветеран труда”.

В настоящее время ветеранами труда являются граждане, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо почетными званиями СССР или Российской Федерации, либо почетными грамотами Президента Российской Федерации или объявление благодарности Президента Российской Федерации, либо ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

Эти граждане должны иметь трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

На практике это означает, что гражданин фактически мог работать в определенной сфере, например в сфере здравоохранения, 20, 30 и даже более лет, однако претендовать на присвоение звание “Ветеран труда” он может лишь в том случае, если награжден от имени Министерства здравоохранения Российской Федерации ведомственным знаком отличия, в Положении которого есть условие о том, что данный знак выдается за продолжительную работу (службу) не менее 15 лет и дает право на присвоение звания “Ветеран труда”.

Например, гражданин Н. имеет общий трудовой стаж 30 лет, из которых 28 лет он работал фельдшером скорой помощи, то есть в сфере здравоохранения. В августе 2017 года он был награжден Благодарностью Министра здравоохранения Российской Федерации. Правовое положение данной награды определено приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2012 г. № 78н “О ведомственных наградах Министерства здравоохранения Российской Федерации”. Согласно данному приказу Благодарностью Министра здравоохранения Российской Федерации поощряются лица, осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения, за хороший и добросовестный труд, при наличии стажа работы 3 и более лет.

Читайте также:
Что значит ненормированный рабочий день по закону

Исходя из этого, гражданин Н., имея фактический стаж в сфере здравоохранения 28 лет, все же не может претендовать на присвоение звания “Ветеран труда”, так как в Положении о Благодарности Министра здравоохранения отсутствует условие о награждении за продолжительную работу не менее 15 лет, а прописано лишь 3 года. С 20 марта 2017 г. единственным знаком отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающим право на присвоение звания “Ветеран труда”, является Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Таким образом, с 01 июля 2016 г. для присвоения звания “Ветеран труда” учитываются только те ведомственные знаки отличия, в положениях о которых указано, что знак выдается за продолжительную работу (службу) не менее 15 лет.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. № 578 федеральный орган исполнительной власти вправе учредить только один знак отличия, дающий право на присвоение звания “Ветеран труда“. В настоящий момент федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, разработаны и изданы нормативные правовые акты, учреждающие ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания “Ветеран труда”:

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации

Министерство культуры Российской Федерации

Почетная грамота Министерства культуры Российской Федерации

Министерство образования и науки Российской Федерации

Золотой знак отличия Министерства образования и науки Российской Федерации

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Почетный знак “За отличие в службе

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Почетная грамота Министерства промышленности и торговли Российской Федерации

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Звание “Мастер связи”

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Почетная грамота Министерства сельского хозяйства Российской Федерации

Министерство спорта Российской Федерации

Почетный знак “За заслуги в развитии физической культуры и спорта”

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Почетная грамота Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Министерство транспорта Российской Федерации

Нагрудный знак “Почетный работник транспорта России”

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Почетная грамота Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Министерство финансов Российской Федерации

Нагрудный знак “Отличник финансовой работы”

Министерство экономического развития Российской Федерации

Почетная грамота Министерства экономического развития Российской Федерации

Министерство энергетики Российской Федерации

Медаль “За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса”

Федеральная служба государственной статистики

Почетное звание “Почетный работник государственной статистики”

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Нагрудный знак “Почетный работник Роспотребнадзора”

Федеральная антимонопольная служба

Медаль “За отличие в службе” II степени

В федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, а также в федеральных службах и федеральных агентствах подведомственных этим министерствам, также определены ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания “Ветеран труда”:

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Нагрудный знак “Почетный сотрудник МВД”;

Медаль МВД России “За трудовую доблесть”;

Медаль МВД России “За безупречную службу в МВД”;

Медаль МВД России “За отличие в службе” I и II степени

Министерство обороны Российской Федерации

Медаль “За трудовую доблесть”,

Медаль “За отличие в военной службе” I, II

Федеральное агентство специального строительства

“Ветеран Спецстроя России”

Министерство юстиции Российской Федерации

Медаль “Ветеран Министерства юстиции Российской Федерации”

Федеральная служба судебных приставов

Медаль “Ветеран Федеральной службы судебных приставов”

Федеральная служба безопасности Российской Федерации

Почетная грамота ФСБ России;

медаль ФСБ России “За отличие в военной службе” II или I степени;

медаль ФСБ России “За отличие в труде”

Федеральная служба охраны Российской Федерации

Нагрудный знак “За честь и достоинство в службе Отечеству”; нагрудный знак “25 лет безупречной службы”;

медаль “За отличие в военной службе “II или I степени”; медаль “За отличие в труде”

Федеральное архивное агентство

Нагрудный знак “Почетный архивист”

Новые требования, предъявляемые к ведомственным знакам отличия в труде, распространяются на знаки отличия, полученные после вступления в силу изменений в Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ “О ветеранах”, то есть после 01 июля 2016 года.

Для наград и званий, полученных гражданами до 30 июня 2016 года, в законе предусмотрена сохранная норма, то есть все ведомственные знаки отличия в труде, которые по состоянию на 30 июня 2016 года давали право на присвоение звания “Ветеран труда”, остаются действительными. За гражданами сохраняется право на присвоение звания “Ветеран труда” при наличии у них трудового (страхового стажа), учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Читайте также:
Как по закону оплачивается больничный лист

Почетные звания, знаки, значки, грамоты, дипломы и другие награды, учрежденные и выданные предприятиями (учреждениями, организациями), (например ФГУП “Почта России”, ОАО “Российские железные дороги”,
ОАО “Росгострах”, ПАО “Сбербанк”), общественными организациями, (например “Всероссийское общество слепых”, Федеративный Союз инвентаризаторов России, Всероссийское физкультурно-спортивное общество “Динамо”), войсковыми частями, Пенсионным фондом Российской Федерации не учитываются при присвоении звания “Ветеран труда”.

Также не учитываются медали, дипломы, грамоты, именные подарки и иные поощрения за победу или участие в спортивных соревнованиях, различных конкурсах федерального, регионального и местного значения, дипломы, подтверждающие ученое звание или степень, звание “Ударник коммунистического труда”, награды, учрежденные организационными комитетами Всесоюзных фестивалей народного творчества, а также медали Выставки достижений народного хозяйства.

Полномочиями учреждать ведомственные знаки отличия наделены только федеральные государственные органы и государственные корпорации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и должностные лица субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления не уполномочены учреждать ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания “Ветеран труда”.

Награды от имени Губернатора Хабаровского края, Правительства Хабаровского края, отраслевых министерств Хабаровского края и других субъектов Российской Федерации (например, награды от имени министерства здравоохранения Хабаровского края, департамента культуры Приморского края, министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, министерства финансов Республики Саха (Якутия), грамоты и благодарности администрации города Хабаровска, мэра города Хабаровска не учитываются при присвоении звания “Ветеран труда”.

В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ “О ветеранах” порядок и условия присвоения звания “Ветеран труда” определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Поэтому в каждом регионе условия присвоения звания “Ветеран труда” и порядок его получения различные. Награды, учитываемые для присвоения звания “Ветеран труда” в одних регионах, могут не отвечать требованиям, предъявляемым в других регионах Российской Федерации.

Федеральный закон о ветеранах труда РФ

С 1 июля 2016 года вступила в действие статья 3 Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости ».

Данной статьей Федеральным законом № 388-ФЗ внесены изменения в Закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно новой редакции Закона № 5-ФЗ «О ветеранах», введенной в действие с 1 июля 2016 года, ветеранами труда являются:

граждане, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу)

не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и

имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или

выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;

лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Таким образом, увеличен трудовой (страховой) стаж, необходимый для присвоения звания «Ветеран труда», который с 01.07.2016 составил не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

Для справки. До принятия Федерального закона № 388-ФЗ право на присвоение звания «Ветеран труда» имели граждане, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие продолжительность страхового стажа не менее 7 лет.

Также Федеральным законом 388-ФЗ введено требование для получения звания «Ветеран труда»:

  • наличие у заявителя на звание «Ветеран труда», помимо ведомственного знака отличия за заслуги в труде продолжительной работы не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

Федеральным законом 388-ФЗ также установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде:

  • сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Требование к наличию продолжительной работы (службы) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли) экономики распространяется на граждан, награжденных ведомственными знаками отличия в труде с 01.07.2016.

Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания “Ветеран труда”

Пункт 4 абзац «б» статьи 3 Федерального закона 388-ФЗ дополнил также Закон “О ветеранах” пунктом 1.1., уточняющий порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания “Ветеран труда”.

Читайте также:
Ранний заезд в гостиницу: закон

В соответствии с этим пунктом:

порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания “Ветеран труда” федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации;

порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания “Ветеран труда”, иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Условия присвоения звания “Ветеран труда” и порядок его оформления

Порядок и условия присвоения звания “Ветеран труда” определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

(п. 4 Федерального закона от 19.12.2005 N 163-ФЗ “О внесении изменения в статью 7 Федерального закона “О ветеранах”)

Поэтому в каждом регионе условия присвоения звания “Ветеран труда” и порядок его оформления различные и необходимо смотреть соответствующее региональное законодательство.

Однако существуют некоторые общие моменты в присвоении и оформлении звания «Ветеран труда»:

1. Звание «Ветеран труда» присваивается руководителем соответствующего региона (региона проживания).

2. Звание «Ветеран труда» присваивается гражданам РФ, постоянно проживающим на территории данного региона, и является признанием его заслуг перед регионом за многолетний плодотворный труд.

3. Звание «Ветеран труда» присваивается лицам:

имеющим трудовой стаж, установленный в законодательстве о ветеранах труда для данного региона;

награжденным Почетными грамотами и знаками отличия, также установленными в законодательстве о ветеранах труда для данного региона.

4. Документы, необходимые для присвоения звания «Ветеран труда»

Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», подают в орган социальной защиты населения по месту жительства заявление и документы, подтверждающие основания для его присвоения:

документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации (паспорт гражданина Российской Федерации);

документы, подтверждающие трудовой стаж;

документ, удостоверяющий личность заявителя с регистрацией по месту жительства в данном регионе.

5. Сроки прохождения административных процедур

Орган социальной защиты населения по месту жительства в 15 – ти дневный срок со дня подачи документов заявителем направляет их в уполномоченный орган исполнительной государственной власти региона в сфере социальной защиты населения.

Уполномоченный орган исполнительной государственной власти региона в сфере социальной защиты населения в 30-дневный срок со дня поступления документов проводит их проверку и обеспечивает подготовку проекта правового акта главы региона о присвоении звания «Ветеран труда» либо мотивированное заключение об отказе в присвоении этого звания.

Уполномоченный орган исполнительной государственной власти региона в сфере социальной защиты населения после принятия соответствующего решения в 10-дневный срок направляет уведомление о присвоении либо об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» заявителю и в орган социальной защиты населения по месту его жительства с указанием причин отказа и с приложением представленных заявителем документов.

6. Основания для отказа в присвоении звания «Ветеран труда»

Основаниями отказа в присвоении звания «Ветеран труда» являются:

несоблюдение условий присвоения звания «Ветеран труда»;

непредставление документов, необходимых для представления звания «Ветеран труда»;

представление документов, оформленных с нарушением требований действующего законодательства и (или) содержащих недостоверные сведения.

Присвоение главой региона звания «Ветеран труда» является основанием для выдачи заявителю удостоверения «Ветеран труда», которое выдается органом социальной защиты населения по месту жительства заявителя.

Удостоверение «Ветеран труда» позволяет воспользоваться установленными в данном регионе мерами социальной поддержки ветеранов труда.

Внимание. Льготы, положенные ветеранам труда, начинают действовать только после того, как будет оформлена пенсия. Но оформить само звание «Ветеран труда» можно и заранее.

22 статья федерального закона о ветеранах: содержание, изменения

Согласно российскому законодательству, статус ветерана присваивается гражданам в соответствии с их заслугами по защите Отечества, безупречной военной или государственной службой и продолжительным добросовестным трудом. Меры социальной поддержки различных категорий ветеранов прописаны в главе II федерального закона N 5.

Содержание ст. 22 закона о ветеранах

Звание «ветерана труда» начали присваивать за многолетний труд и соответствующий стаж (20 лет для женщин и 25 — для мужчин) гражданам еще в советские годы. Одновременно выдавались одноименные медали с удостоверением. Однако на тот момент никаких материальных поощрений для данной категории законом предусмотрено не было. Позднее, с принятием в 1995 году закона № 5-ФЗ от «О ветеранах», на федеральном уровне был установлен перечень обязательных льгот. К их числу относились льготы по медицинскому обеспечению, бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси), оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг и некоторые другие.

Перечисленные положения на федеральном уровне просуществовали до конца 2004 года, когда в рассматриваемый нами закон были внесены правки и полномочия по утверждению и реализации мер социальной поддержки.

Читайте также:
Закон об образовании обязанности родителей и учащихся

Согласно статье 22 закона ФЗ N 5, меры социальной поддержки ветеранов труда и граждан, приравненных к данной категории (например, ветеранов военной службы), определяются субъектами Российской Федерации самостоятельно, проще говоря, единого обязательного перечня льгот и выплат, которые бы действовали по всей России, сегодня не существует.

Условия присвоения звания ветерана труда прописаны в 7 статье федерального закона N 5, однако порядок присвоения данного звания субъекты могут устанавливать самостоятельно. К данной категории могут быть отнесены лица:

  • Получившие соответствующее удостоверение еще в советские годы;
  • Н агражденные орденами и медалями СССР или РФ;
  • Удостоенные почетных званий, грамот или благодарности президента России;
  • Обладатели ведомственных знаков отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу в определенной сфере деятельности (не менее 15 лет при общем страховом стаже от 20 и 25 лет для женщин и мужчин соответственно);
  • Граждане, начавшие трудовую деятельность еще в детском возрасте в период Великой Отечественной войны, имеющие при этом общий стаж работы не менее 35 и 40 лет для женщин и мужчин .

Какие положены льготы для ветеранов труда?

Ветераны труда наряду со всеми пенсионерами могут претендовать на:

  • Социальную поддержку, касающуюся пенсионного обеспечения;
  • Выплаты пособий в соответствии с законами Российской Федерации;
  • Получение ежемесячной денежной выплаты;
  • Социальную поддержку, касающуюся предоставления жилых помещений;
  • Компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;
  • Бесплатный проезд в общественном городском транспорте;
  • Бесплатное пользование государственными поликлиниками и медицинскими учреждениями, в том числе оказание протезно-ортопедической помощи.

К числу льгот, которые по закону предоставляются только ветеранам труда, относят:

  • Бесплатное зубное протезирование — после выхода на пенсию по старости (кроме протезов из металлокерамики и драг. металлов);
  • 50% субсидию на приобретение билетов железнодорожного или водного транспорта;
  • 50% скидку на квартплату или содержание жилья. Распространяется на всю площадь квартиры вне зависимости от количества других членов семьи;
  • 50% скидку при оплате коммунальных услуг (водо-, газо- и электрообеспечение, вывоз мусора, эксплуатация радио и коллективной телеантенны без учета формы жилищного фонда).

Если гражданин после выхода на пенсию продолжает свою трудовую деятельность, он вправе выбирать, на какие числа будет назначен положенный ежегодный оплачиваемый отпуск. Помимо того, закон предоставляет ветерану право взять в течение года дополнительно до 30 дней неоплачиваемого отпуска.

Напомним: перечислены базовые льготы. Согласно ст. 22 закона о ветеранах труда, от субъекта к субъекту перечень льгот для ветеранов труда разнится, поскольку в каждом регионе действует своя система социальной поддержки, финансируемая из местного бюджета, и собственные законы и иные нормативно-правовые акты.

Согласно статье 13 закона ФЗ 5, при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, помощь предоставляется только по одному из них (за некоторыми исключениями).

В большинстве регионов местными законами установлено, что воспользоваться предоставляемыми ветеранам труда льготами можно только по достижению возраста страховой пенсии (по старости), являющейся основным источником пенсионного обеспечения (55 лет для женщин и 60 — для мужчин).

Наиболее благоприятными регионами для пенсионеров и, в частности, ветеранов труда являются Московская и Ленинградская области. Муниципальное законодательство Москвы и Санкт-Петербурга предоставляет данной категории граждан следующие дополнительные льготы:

  • Ежемесячную городскую индексируемую (растущую) денежную выплату;
  • Бесплатный проезд на железнодорожном транспорте пригородных маршрутов по социальной карте.

В Петербурге ветераны труда могут рассчитывать на:

  • Льготный проездной на все виды наземного городского пассажирского транспорта сроком на 1 месяц;
  • Проездной на метро по цене, равной величине выплачиваемой ежемесячной денежной выплаты со сроком действия в 1 месяц.

Скачать действующую редакцию 5 ФЗ

Предоставление льгот для ветеранов труда носит заявительный характер. Для того чтобы воспользоваться помощью государства, гражданин должен самостоятельно обратиться в органы социальной защиты своего города. Сотрудники службы проконсультируют Вас и обозначат список документов, которые необходимо предоставить для доступа к предусмотренным льготам.

Чтобы ознакомиться с базовыми мерами социальной поддержки ветеранов труда, предлагаем скачать Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах».

“О ветеранах” – федеральный закон № 5-ФЗ

Деятельность соответствующих социальных служб в отношении российских ветеранов регулирует Федеральный Закон “О ветеранах”. Какие положения закрепляет данный законопроект? Ответ на этот вопрос будет представлен в статье.

Категории ветеранов

Статья 1 Федерального Закона “О ветеранах” регламентирует основные категории рассматриваемых лиц. На данный момент на территории Российской Федерации могут быть признаны ветеранами следующие граждане:

  • лица, участвовавшие в Великой Отечественной Войне;
  • ветераны труда;
  • участники военных действий на территории России, СССР или других государств.

Заслуги по защите Отечества, безупречное исполнение военной службы, продолжительная и качественная трудовая деятельность – все это является теми факторами, что значительно способствуют присвоению человеку статуса ветерана.

Читайте также:
Шумные соседи сверху: методы борьбы по закону

Ветеранами ВОВ могут именоваться лица, участвовавшие в боевых действиях с 1941 по 1945 годы не менее 6 месяцев. Ветеранами остальных боевых действий являются военнослужащие, участвовавшие в боевых действиях в различных городах или государствах по приказу российских или советских властей.

О ветеранах труда

Статья 7 Федерального Закона “О ветеранах” закрепляет основные признаки ветерана труда. Для того чтобы получить представленный статус, необходимо иметь соответствующее удостоверение, а также ордена, грамоты или медали Российской Федерации или СССР.

Для получения статуса “Ветеран труда” необходимо эффективно трудиться не менее 15 лет в какой-то одной сфере деятельности. Трудовой стаж для получения пенсионных выплат при этом будет следующим:

  • 25 лет минимум для лиц мужского пола;
  • 20 лет минимум для лиц женского пола

Присваивать статус ветерана труда способно только Правительство Российской Федерации. При этом назначение отдельных знаков отличия, дающих возможность получить рассматриваемый статус, может осуществляться любыми федеральными государственными органами, корпорациями или организациями.

Государственная политика

Федеральный Закон “О ветеранах”, а именно восьмая его статья, закрепляет основные виды социальной поддержки представленной категории российских граждан. Что именно здесь необходимо выделить? Во-первых, в органах государственные власти должны создавать соответствующие структуры по делам ветеранов. Во-вторых, должны качественно реализовываться меры социальной поддержки как самих ветеранов, так и членов их семей. Как федеральный бюджет, так и бюджеты субъектов РФ периодически должны выделять денежные средства для реализации социальной поддержки. Закрепляет законопроект и необходимость осуществлять пропаганду с использованием СМИ, в которой говорилось бы о важности военной и трудовой службы, а также о значении государственных наград, выдаваемых за подвиги.

Грамотное осуществление государственной политики в отношении ветеранов является функцией федеральных государственных органов, а также органов субъектов и органов местного самоуправления.

О социальной поддержке

Вся вторая глава Федерального Закона “О ветеранах” посвящена социальной поддержке ветеранов. О чем именно здесь идет речь? Вот основные моменты из закона:

  • реализация своевременного пенсионного обеспечения, выплата пособий в соответствии с законами РФ;
  • реализация ежемесячных денежных выплат;
  • оказание качественной медицинской помощи, в том числе и протезно-ортопедической;
  • компенсация расходов на коммунальные услуги;
  • предоставление жилых помещений.

Закон говорит о том, что оказание социальной поддержки по одной и той же форме не представляется возможным. Ветеран должен выбрать что-то одно.

Несколько отличаются меры социальной поддержки инвалидов-ветеранов. Они имеют право на расширенные виды помощи – например, на установку телефона, обеспечение протезами, внеочередное пользование некоторым видами услуг и т.д.

Меры социальной поддержки

Необходимо отметить, что представленный законопроект дает лишь общие указания о том, какие именно льготы полагаются ветеранам войны или труда. Более конкретные данные, не противоречащие рассматриваемому закону, должны закрепляться в законах и нормативных актах субъектов Российской Федерации. Именно про это говорит статья 22 Федерального Закона “о ветеранах”. Было принято данное положение 22 августа 2004 года.

Статьи 22 и 23 Федерального Закона “О ветеранах” говорят также об основных видах денежных выплат, полагаемых ветеранам. Об этом будет рассказано далее.

Ежемесячные выплаты ветеранам

Говорит ли что-то Федеральный Закон “О ветеранах” про денежные суммы, полагаемые рассматриваемой категории граждан? Статья 23 подробно описывает как виды выплат, так и порядок их назначения. Так, право на ежемесячную выплату имеют следующие виды граждан:

  • инвалиды войны – в размере 3 тыс. рублей;
  • лица, участвовавшие в ВОВ – в размере 2,3 тыс. рублей;
  • ветераны труда или боевых действий;
  • блокадники – в размере 1,7 тыс. рублей.
  • члены семей инвалидов войны.

Для остальных лиц выплаты должны назначаться согласно отдельным локальным актам. При этом выдаваемые суммы должны подлежать ежегодной индексации. Устанавливаются и выдаются денежные суммы территориальной инстанцией российского Пенсионного Фонда. Иногда часть денежной выплаты может направиться на финансирование уже перечисленных выше социальных услуг для ветеранов. Устанавливает подобную норму Федеральный Закон 1999 года “О государственной социальной помощи”.

Стоит также отметить, что органы социальной поддержки рассматриваемых групп населения обязаны оплачивать счета ЖКХ, улучшать жилищные условия нуждающимся ветеранам, а также помогать в передаче взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома.

Статья 23 Федерального Закона “О ветеранах” гласит также о том, что все получаемые денежные средства должны использоваться органами государственной власти строго по назначению. В противном случае на провинившиеся инстанции будет возложена ответственность в соответствии с российским законодательством.

Ритуальные услуги

Федеральный Закон о ветеранах труда или военных действий, а именно статья 24, закрепляет порядок оказания ритуальных услуг. Так, согласно рассматриваемому законопроекту, погребение погибших или умерших ветеранов должно производиться только в тех местах, на которые укажут родственники усопшего (естественно, место захоронения должно отвечать требованиям закона “О погребениях и похоронных делах”).

Читайте также:
Статья 38 федерального закона об исполнительном производстве

Расходы, связанные с подготовкой тела, его перевозкой, кремированием или погребением, изготовлением памятника, отданием военных почестей – все это должно возмещаться за счет бюджетных средств.

Объединения ветеранов

Рассматриваемый Федеральный Закон закрепляет также существование и действие общественных объединений ветеранов. Что это такое и для чего подобные объединения необходимы? Законопроект говорит о защите законных интересов и прав ветеранов. Именно в подобных целях и должны создаваться соответствующие общественные объединения.

Федеральные государственные органы, органов субъектов или местного самоуправления – все эти инстанции обязаны оказывать посильное содействие эффективной деятельности объединений. Решения, принимаемые по вопросам социальной поддержки ветеранов, также должны приниматься перечисленными органами.

До сих пор не очень хорошо известно, насколько эффективными являются подобные объединения, да и существуют ли они в России вообще. Все же, статья 25 рассматриваемого Федерального Закона не очень подробно раскрывает необходимость подобных объединений.

Судебная защита ветеранов

Какие еще привилегии устанавливает Федеральный Закон “О ветеранах”? Льготы, согласно данному законопроекту, могут быть не только денежными, или заключающимися в виде социальных услуг. Так, статьи Федерального Закона “О ветеранах” №27 и 28 говорят о такой льготе, как судебная защита. О чем здесь стоит рассказать?

Любые ветераны имеют возможность обратиться в суд за защитой своих прав, установленных соответствующими федеральными законами или нормативными актами. Нарушение прав может выражаться в самых различных формах: это отсутствие денежных выплат, непредставление ветеранам установленных законом льгот и прочие виды неисполнения обязанностей со стороны властей. Ветеранам достаточно будет лишь подать соответствующую заявку – напрямую или через посредников. Суд рассмотрит жалобу, предоставит защиту и удовлетворит требования заявителя.

Рассматриваемый закон закрепляет также ряд документов, подтверждающих права ветеранов и членов их семей. Статья 28 настоящего ФЗ дает специальные установки о том, как именно должны выглядеть удостоверения единого образца.

Ветеран труда федерального значения

Ветераны труда могут получить свое звание на основании как федерального, так и регионального законодательства. Ветеран труда федерального значения имеет преимущество перед региональным, т.к. может пользоваться своими льготами на всей территории РФ. Рассмотрим, какие условия необходимы для получения этого почетного звания.

Закон о ветеране труда РФ

На федеральном уровне все «ветеранские» вопросы регулирует закон от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах». Как получить ветерана труда федерального значения – описано в ст. 7 этого документа.

Звание ветерана труда Российской Федерации присваивается тем, кто соответствует двум основным условиям:

  1. Трудовой стаж определенной продолжительности.
  2. Наличие наград из утвержденного списка.

Все, кто относится к федеральным ветеранам труда, должны соответствовать требованиям закона № 5-ФЗ.

В следующих разделах рассмотрим условия присвоения ветерана труда Российской Федерации подробнее.

Какой стаж необходим для звания ветерана труда Российской Федерации

В данном случае возможны три варианта:

Вариант № 1

Соискатель имеет право на пенсию по выслуге лет. Тогда выслуга, достаточная для получения пенсии, дает и право на звание ветерана труда РФ. Две основные категории получателей пенсии по выслуге в РФ – военнослужащие и государственные чиновники:

1.1 Выслуга для военных установлена ст. 13 закона от 12.02.93 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении…» Если стаж полностью состоит из военной службы, то он должен быть не менее 20 лет. При «смешанном» (военном и гражданском) стаже требуемая продолжительность больше – 25 лет, при этом «военная» часть должна составлять не менее половины.

1.2 Для госслужащих необходимая выслуга определяется законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»

В 2019 году она равняется 16 годам, далее закон предусматривает постепенное повышение длительности выслуги до достижения 20 лет в 2026 году. Это указано в приложении к закону № 166-ФЗ.

Вариант № 2

Соискатель начал трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте во время Великой Отечественной войны. В этом случае все, что надо для получения ветерана труда РФ – это трудовой стаж длительностью от 40 лет для мужчин и от 35 лет – для женщин. Никаких дополнительных условий получения федерального ветерана труда для этой категории льготников не предусмотрено.

Вариант № 3

Соискатель является «обычным» работником, не относящимся к указанным выше группам. В этом случае те, кто имеет право на ветерана труда РФ, должны «набрать» пенсионный трудовой (страховой) стаж продолжительностью не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин.

Как было сказано выше, получение звания ветерана труда на основании только трудового стажа доступно лишь для одной категории льготников. Речь идет о тех, кто начал трудиться в детском возрасте в годы ВОВ.

Все остальные соискатели должны кроме трудового стажа (выслуги) еще и обладать знаками отличия. Но далеко не все награды дают это право. Какие необходимы награды для присвоения звания ветеран труда РФ – рассмотрим в следующем разделе.

Читайте также:
Закон запрещающий шуметь в выходные дни

Какие награды нужны для ветерана труда федерального значения

Закон устанавливает следующие категории наград для тех, кому присваивается звание ветерана труда федерального значения:

  1. Государственные награды СССР или РФ
  2. Почетные звания СССР или РФ.
  3. Почетные звания или благодарности Президента РФ.
  4. Ведомственные знаки отличия.

Государственные награды и почетные звания советского периода перечислены в Положении, утвержденном указом Президиума ВС СССР от 03.03.79 № 360-Х.

Российские награды и почетные звания федерального уровня установлены указом Президента РФ от 07.09.10 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы РФ».

Сложнее ситуация с отраслевыми знаками отличия. Многие ведомства предусматривают для своих работников десятки наград и других форм поощрения.

Чтобы упорядочить эту ситуацию, было принято постановление Правительства от 25.06.2016 № 578. Этот документ определил для ведомств общие правила учреждения отраслевых знаков отличия, дающих право на звание ветерана труда.

Постановление № 578 вступило в силу 01.07.2016. После этой даты далеко не каждая отраслевая награда дает право на звание ветерана труда.

Как получить звание федерального ветерана труда, имея отраслевые награды – зависит от позиции конкретного ведомства. После 01.07.2016 право на ветеранский статус дают только те награды, которые упомянуты в документах, принятых на основании Постановления № 578 (приказах, распоряжениях и т.п.). В отраслевом нормативном акте должно быть прямо указано, что данная награда дает право на получение звания ветерана труда.

А соискатели, которые были награждены до указанной даты, могут претендовать на это почетное звание и на основании иных ведомственных наград.

Те, кто хочет узнать, как стать ветераном труда федерального значения, имея ведомственные награды, должны еще учитывать дополнительные требования к стажу.

Обладатель отраслевых знаков отличия должен иметь в составе общего стажа (выслуги) опыт работы в данной отрасли не менее 15 лет.

Как получить ветерана труда Российской Федерации и какие документы для ветерана труда федерального значения необходимо подготовить – рассмотрим в следующем разделе.

Как получить федерального ветерана труда

Присвоением звания ветерана труда занимаются региональные органы социальной защиты. Но подать документы в них можно разным способами:

  1. Обратиться непосредственно (лично или через представителя).
  2. Воспользоваться услугами многофункционального центра (МФЦ).
  3. Подать заявление через портал «Госуслуги». Но этот вариант пока доступен не для всех регионов.

Какие документы нужны на ветерана труда РФ – зависит от регламента, принятого в конкретном регионе. Но в общем случае список включает в себя:

  1. Заявление.
  2. Документ, удостоверяющий личность.
  3. Документы, подтверждающие стаж и наличие наград (иных знаков отличия).

Вывод

Звание ветерана труда федерального значения в 2019 году могут получить те, кто соответствует требованиям закона «О ветеранах». Основными условиями являются трудовой стаж и наличие наград из утвержденного списка. Решение о присвоении звания принимают органы соцзащиты.

“Земельный кодекс Российской Федерации” от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)

25 октября 2001 года N 136-ФЗ

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2001 года

10 октября 2001 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,

от 03.10.2004 N 123-ФЗ, от 21.12.2004 N 172-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ,

от 29.12.2004 N 191-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 21.07.2005 N 111-ФЗ,

от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 31.12.2005 N 206-ФЗ, от 17.04.2006 N 53-ФЗ,

от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 30.06.2006 N 92-ФЗ, от 30.06.2006 N 93-ФЗ,

от 27.07.2006 N 154-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ,

от 04.12.2006 N 204-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 29.12.2006 N 260-ФЗ,

от 29.12.2006 N 261-ФЗ, от 28.02.2007 N 21-ФЗ, от 10.05.2007 N 69-ФЗ,

от 19.06.2007 N 102-ФЗ, от 24.07.2007 N 212-ФЗ, от 30.10.2007 N 240-ФЗ,

от 08.11.2007 N 257-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ,

от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,

от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 30.12.2008 N 311-ФЗ, от 14.03.2009 N 32-ФЗ,

от 17.07.2009 N 145-ФЗ, от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 24.07.2009 N 209-ФЗ,

от 25.12.2009 N 340-ФЗ, от 27.12.2009 N 343-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ,

от 22.07.2010 N 167-ФЗ, от 29.12.2010 N 435-ФЗ, от 29.12.2010 N 442-ФЗ,

от 20.03.2011 N 41-ФЗ, от 05.04.2011 N 56-ФЗ, от 14.06.2011 N 138-ФЗ,

от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 193-ФЗ, от 18.07.2011 N 214-ФЗ,

от 18.07.2011 N 215-ФЗ, от 18.07.2011 N 219-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ,

от 19.07.2011 N 246-ФЗ, от 21.07.2011 N 257-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ,

от 30.11.2011 N 349-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ,

от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 08.12.2011 N 423-ФЗ, от 08.12.2011 N 424-ФЗ,

от 12.12.2011 N 425-ФЗ, от 12.12.2011 N 427-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ,

от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 30.12.2012 N 318-ФЗ, от 04.03.2013 N 21-ФЗ,

от 05.04.2013 N 55-ФЗ, от 07.06.2013 N 123-ФЗ, от 02.07.2013 N 148-ФЗ,

от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 247-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ,

Читайте также:
Закон об усыновлении детей в России

от 28.12.2013 N 406-ФЗ, от 28.12.2013 N 411-ФЗ, от 28.12.2013 N 446-ФЗ,

от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 21.07.2014 N 217-ФЗ, от 21.07.2014 N 224-ФЗ,

от 21.07.2014 N 234-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ,

от 29.12.2014 N 485-ФЗ, от 29.12.2014 N 487-ФЗ, от 31.12.2014 N 499-ФЗ,

от 08.03.2015 N 48-ФЗ, от 20.04.2015 N 102-ФЗ, от 29.06.2015 N 206-ФЗ,

от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 13.07.2015 N 224-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ,

от 13.07.2015 N 252-ФЗ, от 05.10.2015 N 277-ФЗ, от 28.11.2015 N 357-ФЗ,

от 30.12.2015 N 431-ФЗ, от 30.12.2015 N 460-ФЗ, от 01.05.2016 N 119-ФЗ,

от 23.05.2016 N 149-ФЗ, от 23.06.2016 N 206-ФЗ, от 23.06.2016 N 221-ФЗ,

от 03.07.2016 N 334-ФЗ, от 03.07.2016 N 335-ФЗ, от 03.07.2016 N 336-ФЗ,

от 03.07.2016 N 349-ФЗ, от 03.07.2016 N 354-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ,

от 03.07.2016 N 365-ФЗ, от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 01.07.2017 N 141-ФЗ,

от 01.07.2017 N 143-ФЗ, от 18.07.2017 N 177-ФЗ, от 29.07.2017 N 216-ФЗ,

от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 29.07.2017 N 280-ФЗ, от 31.12.2017 N 506-ФЗ,

от 31.12.2017 N 507-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 29.06.2018 N 171-ФЗ,

от 01.07.2018 N 175-ФЗ, от 03.07.2018 N 185-ФЗ, от 19.07.2018 N 212-ФЗ,

от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ,

от 18.12.2018 N 471-ФЗ, от 25.12.2018 N 485-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ,

от 02.08.2019 N 283-ФЗ, от 27.12.2019 N 477-ФЗ, от 27.12.2019 N 502-ФЗ,

от 18.03.2022 N 66-ФЗ, от 13.07.2022 N 194-ФЗ, от 13.07.2022 N 202-ФЗ,

от 31.07.2022 N 269-ФЗ, от 15.10.2022 N 318-ФЗ, от 22.12.2022 N 435-ФЗ,

от 30.12.2022 N 494-ФЗ, от 30.12.2022 N 505-ФЗ, от 05.04.2022 N 79-ФЗ,

от 20.04.2022 N 92-ФЗ, от 30.04.2022 N 113-ФЗ, от 30.04.2022 N 120-ФЗ,

от 11.06.2022 N 163-ФЗ, от 11.06.2022 N 170-ФЗ, от 11.06.2022 N 209-ФЗ,

от 28.06.2022 N 226-ФЗ, от 01.07.2022 N 273-ФЗ, от 01.07.2022 N 276-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ

Землепользование: законодательные изменения 2022 года

Правила, по которым можно владеть, пользоваться и распоряжаться своим земельным участком, в последние годы очень часто претерпевают изменения.

Чтобы избежать разного рода неприятностей, собственникам земельных участков важно быть в курсе всех последних новелл от законодателей. Представлю обзор наиболее важных нововведений для землевладельцев за последнее время.

1. Собственники теперь отвечают за плодородие своих земель.

11 августа этого года вступил в силу Закон, который установил новую процедуру обеспечения плодородия земель сельхозназначения (Федеральный закон от 31 июля 2022 г. № 308-ФЗ).

Бюджетные учреждения, подведомственные Министерству сельского хозяйства РФ, будут проводить плановые обследования земель сельхозназначения на предмет проверки их качества.

По результатам исследований собственнику выдадут план обязательных мероприятий, которые следует провести для восстановления плодородия почвы. А также ему предоставят необходимые агрохимикаты и технику для проведения работ.

Закон обязывает землевладельцев обеспечить доступ на свой участок для проведения такого обследования, а также выполнить все предписания госорганов по воспроизводству плодородия земли.

Хочу обратить внимание, что за несоблюдение требований по улучшению качества земель для собственников предусмотрены высокие штрафы: от 20 до 50 тысяч рублей (ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ).

Необходимо отметить, что новые правила не распространяются на владельцев земельных участков, предназначенных для ведения садоводства и огородничества. Но вот у тех, кто имеет свой собственный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения за пределами СНТ, забот теперь прибавится.

2. На частном земельном участке теперь могут проложить федеральную трассу.

Недавно Росреестр опубликовал на своем официальном сайте предупреждение для всех землевладельцев: если на принадлежащих им земельных участках не проведено межевание, то по ним теперь могут проложить линейные объекты федерального, регионального или местного значения (речь идет о дорогах, линиях связи, трубопроводах и т. п.).

С 31 июля этого года действует новый Закон, который предусматривает упрощенный порядок выдачи разрешений на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры: теперь для них не требуется оформлять права на земельные участки, если те находятся в государственной или муниципальной собственности и не обременены правами третьих лиц (Федеральный закон от 31 июля 2022 г. № 254-ФЗ).

Однако такое строительство может затронуть и частные земельные участки если их границы не установлены (не определены координаты характерных точек углов поворота границ земельных участков в Едином государственном реестре недвижимости), застройщик может и не узнать, что наравне с государственными и муниципальными землями строительство охватит еще и его, частную землю.

Он получит разрешение, построит объект – и только после этого собственник может узнать, что по его земле теперь проходит, к примеру, высокоскоростная магистраль или высоковольтная линия электропередач.

Поэтому, несмотря на то, что межевание земельных участков сейчас не является обязательным для их владельцев, Росреестр все же рекомендует проверить – стоит ли ваш земельный участок на государственном кадастровом учете (есть ли у него кадастровый номер) и отображаются ли его границы на Публичной кадастровой карте (Официальное сообщение на сайте Росреестра от 7 августа 2022 г.).

3. Введены новые штрафы за заросший участок.

Читайте также:
Военная травма определение в законе

Вот уже несколько лет владельцы земельных участков всех категорий обязаны своевременно скашивать траву на них под угрозой штрафа. Дело в том, что это предусматривает действующая редакция Правил противопожарного режима (утв. ПП РФ от 25.04.2012 г. № 390).

А за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрен штраф в размере от 3 до 4 тысяч рублей (ст. 20.4 КоАП РФ). Но теперь отдельные штрафы вводятся еще и за конкретный вид сорняков на участке, а именно – за борщевик Сосновского.

В феврале этого года Совет Федерации призвал власти начать активную борьбу с распространением борщевика. И регионы стали вводить штрафы для владельцев тех земельных участков, которые заросли этим растением.

Вместо заключения:

В заключении, хочу сказать, что в настоящее время Росреестром запущена процедура по снятию с кадастрового учета земельных участков, поставленных на учет до 1 марта 2008 года и на которые до сих пор не зарегистрировано право собственности. Если земельный участок снимается с кадастрового учета, то распоряжаться им сможет местная администрация по своему усмотрению.

Кроме того, Правительство РФ планирует вовлекать невостребованные (не выделенные) земельные доли пайщиков бывших колхозов и совхозов в оборот, наделив муниципалитеты правом сдавать их в аренду заинтересованным сельхозтоваропроизводителям. Планируется до 1 января 2025 года дать возможность «молчаливым дольщикам» или их наследникам зарегистрировать свои права. В противном случае с 1 января 2025 года предложено запускать механизм приобретения права муниципальной собственности на такие земли в порядке, установленном для бесхозяйного имущества.

В связи с этим рекомендую проверить – зарегистрированы ли права на ваш земельный участок, проведено ли его межевание с определением границ, чтобы обезопасить себя от возможных правопритязаний в будущем!

Виталий Козыревюрист, кадастровый инженер, судебный эксперт, член Общественного совета при управлении Росреестра по Псковской области, управляющий партнер компании «Земля и право».

  • 14484
  • рейтинг 4

Англо-американское договорное право

Споры в сфере банкротства. Практикум

Введение в правовую систему Англии

Комментарии (7)

Альмира, добрый день!

С 1 января 2017 г. сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) и сведения ГКН об объектах недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН, и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ).

Порядок ведения ЕГРН установлен приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее – Порядок).

В соответствии с подпунктами 16, 17 пункта 22, пунктом 173 Порядка в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются, в том числе сведения:

– о возникших до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – Закон о регистрации) вещных правах на земельный участок, внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) до вступления в силу Закона N 218-ФЗ, если права на такой земельный участок не зарегистрированы в реестре прав на недвижимость;

– об ограничениях права на земельный участок, обременениях данного объекта, если такие ограничения прав и обременения объекта недвижимости не зарегистрированы и не подлежат государственной регистрации в реестре прав на недвижимость, в том числе ограничения и обременения, внесенные в ГКН до вступления в силу Закона N 218-ФЗ.

Относительно снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г. и права на которые не зарегистрированы в ЕГРП (ЕГРН): земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 года в установленном порядке, снимаются с государственного кадастрового учета в случае отсутствия в ЕГРН сведений об их правообладателях (часть 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ).

Порядок действий органа кадастрового учета в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 г., при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такие земельные участки или в реестре прав на недвижимость записей о правах (ограничениях прав) на такие земельные участки установлен пунктом 181 Порядка в зависимости от наличия в ГКН сведений об исходных земельных участках или расположенных на них объектах недвижимости и наличия в ГКН или ЕГРП сведений об их правообладателях, обеспечивающих возможность направления правообладателю уведомления по почтовому адресу или адресу электронной почты. В случае наличия указанной возможности орган регистрации прав направляет правообладателю уведомление. Если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета.

Относительно второго вопроса:

Читайте также:
Максимальная отсрочка платежа закон о торговле

В соответствии со статьёй 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии со ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон о введении в действие ЖК РФ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, то любое уполномоченное решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

С учетом положений статьи 16 Закона о введении в действие ЖК РФ государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер.

Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, в соответствии со статьёй 16 Закона о введении в действие ЖК РФ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок.

Заключения каких-либо дополнительных договоров передачи общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность действующим законодательством не предусмотрено, в Законе о введении в действие ЖК РФ также отсутствуют требования об издании органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах.

Относительно вопроса о приведении существующих границ земельного участка под МКД, сведения о характерных точках углов поворота которых содержатся в ЕГРН, в соответствие с фактическим использованием (включением придомовой территории в границы земельного участка МКД):

Учитывая наличие утвержденного проекта межевания территории, изменение границ существующего земельного участка под МКД осуществляется на основании Соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности (статья 39.29. ЗК РФ).

Для осуществления этой процедуры необходимо:

– провести общее собрание собственников помещений МКД для решения вопроса об изменении границ земельного участка под домом (о приведении границ земельного участка под МКД в соответствие с утвержденным проектом межевания территории);

– заказать у кадастрового инженера проведение кадастровых работ с подготовкой межевого плана по образованию земельного участка, путем перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

После чего с Протоколом общего собрания собственников помещений МКД и подготовленным кадастровым инженером межевым планом на земельный участок необходимо обратиться в КУГИ с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета образованного в результате перераспределения земельного участка (КУГИ имеет право на обращение с соответствующим заявлением в Росреестр в порядке межведомственного взаимодействия) и о заключении Соглашения о перераспределении земельного участка с землями государственной или муниципальной собственности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: