Аренда земли на 49 лет: закон

Аренда земли у государства на 49 лет: что это такое, кто может оформить, плюсы и минусы?

Мы настолько привыкли ждать от государства и его органов подвоха, что любые инициативы по «раздаче благ» воспринимаются настороженно. Не поменяются ли условия? Не скрываются ли за внешними достоинствами огромные недостатки? Аренда земли у государства на 49 лет – из той же серии. С одной стороны, сделка выглядит прозрачной и понятной. Что может быть проще аренды?

С другой стороны, минусы тоже просматриваются. Ведь 49 лет – это даже меньше средней продолжительности жизни. А что будет с землёй потом? Не отберут ли усадьбу, на ней построенную? Не предусмотрены ли повышенные платежи при тех или иных условиях? Внимательно ознакомились с законодательством и практикой, чтобы найти ответы на эти и другие вопросы.

Любопытный факт! Вспоминая госпрограммы по наделению граждан землёй, невольно приходит на ум «Дальневосточный гектар». В 2019 г. ею воспользовались 11500 человек, а всего за период существования – 76,6 тысяч. Немного для страны со 145-миллионным населением и армией переселенцев, не правда ли?

Теория: на каком основании заключаются договоры?

Все, должно быть, гадают: почему 49 лет? Откуда взялась эта магическая цифра? Правовые основы договора аренды участка с государством заложены Гл.V.1 и в частности ст.ст.39.1, 39.8 Земельного кодекса России. Согласно ч.8 ст.39.8, участок, принадлежащий муниципалитету или государству, может передаваться максимум на 49 лет для различных целей (размещения линейных объектов, ведения сельского хозяйства, собственнику здания и сооружения). Почему-то законодатель определил именно такой срок – 49 лет. Для сравнения, в соседней Беларуси он больше – 99 лет, в Украине – 50 лет.

Преимущества аренды земли у государства

Важный нюанс: получая участок, его можно использовать для любых целей, не противоречащих Земельному кодексу и назначению объекта. В зависимости от конкретных условий, арендатор вправе построить дом, гараж, баню (и многое другое), зарегистрировать недвижимость. Вести подсобное хозяйство и извлекать прибыль из собственности (например, сдавать комнаты в аренду). Главное, чтобы действие соотносилось с законодательством и ему не противоречило.

Есть несколько плюсов сотрудничества с государством:

  1. Низкая арендная плата . Как правило, она составляет несколько тысяч рублей в год и значительно выгоднее рыночных условий.
  2. Повышение платы – не чаще 1 раза в год . Пересмотр этого условия в одностороннем порядке не допускается, государство и его муниципалитеты редко проявляют рвение в данном вопросе.
  3. Преимущественное право на продление договора . По истечении срока действия соглашения именно арендатор в приоритетном порядке может оставить аренду за собой.
  4. Правопреемственность . В случае смерти арендатора наследники вправе на тех же условиях перезаключить договор.
  5. Возможность выкупа . В зависимости от места нахождения недвижимости, условия приобретения земли в собственность различаются и урегулированы законодательством субъекта Федерации. Отдельные участки не могут быть выкуплены, но в основном приватизация объектов возможна.

Обратите внимание! Недвижимость, принадлежащая государству и находящаяся в аренде, может быть изъята в любой момент.

Недостатки аренды участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности

При таком большом количестве плюсов возникает вопрос: а есть ли минусы? Они действительно существуют. Во-первых, сама ст.39.1 «Земельного кодекса» сформулирована так, что вызывает много вопросов. В ней много оговорок, разобраться в которых вне конкретной ситуации нелегко. Во-вторых, Кодекс содержит пространство для злоупотреблений и коррупции.

Например, участок может предоставляться как в собственность бесплатно, бессрочное пользование, так и в аренду. Формат сотрудничества определяет местный орган. И, думается, одним людям будут хорошие условия, а другим – похуже. В ст.39.6 Кодекса перечислены ситуации, когда участок предоставляется в аренду с торгов или без них. И здесь в число игроков, вольных распоряжаться ресурсами, помимо местной власти вступают Президент и Правительство.

Именно отсутствие бесспорного и логичного алгоритма выделения земли – главный недостаток сотрудничества. Кроме того, арендатор имеет низкую защиту перед возможным изъятием собственности. Да, предусмотрены компенсации и послабления, но фильм «Левиафан» наглядно их проиллюстрировал, пусть и в гиперболизированном виде.

В общем, принимая землю в аренду, нужно очень внимательно вычитать договор, а в дальнейшем – не терять времени при регистрации возведённой недвижимости. И надеяться на то, что кусок земли не станет нужнее другому человеку (юридическому лицу).

Обратите внимание! При нецелевом использовании предмета аренды, договор может быть расторгнут досрочно. Поэтому если решается вопрос об изъятии участка, стоит быть кристально чистым в его использовании. Иначе можно остаться без компенсации.

Сложно ли государству изъять участок, предоставленный в аренду на 49 лет?

Увы, на постсоветском пространстве не выработалось сколь-нибудь уважительное отношение к частной собственности. И земля, предоставленная в аренду, в первую очередь воспринимается как имущество государства. В этом смысле показателен ФЗ №43 от 05.04.2013, изданный для регулирования правоотношений в связи с расширением Москвы путём присоединения к ней соседних территорий.

В ст.10 ФЗ в завуалированной форме указано, что при необходимости имущество изымается путём прекращения прав на земельный участок. У фактического владельца недвижимости есть только возможность требовать большую цену – без надежды на удовлетворение запроса. На выражение несогласия и урегулирование спора даётся три месяца. Не уложился? Тогда орган, принявший решение об изъятии, идёт в суд с иском. Как думаете, какое решение будет принято?

А в ст.11 того же ФЗ отмечено, что при отсутствии документа на землю, подлежащую изъятию, компенсация приводится в минимальном размере. И здесь же, во второй части, отмечен порядок урегулирования спора с арендатором (тем самым, который взял кусок земли на 49 лет). При изъятии имущества с жилыми домами положены следующие варианты компенсации:

  1. Земельный участок с жилым домом или участок с жилым помещением в доме блокированной застройки;
  2. Квартира;
  3. Участок для ИЖС.
Читайте также:
Расширить балкон по закону

Как юрист отмечу крайнюю размытость формулировок ФЗ №43. Например, «жилые помещения в домах блокированной застройки». Это что, таунхаусы? Или комнаты в общежитии? Или один коттедж на 3-4 семьи? Могу долго рассуждать и про другие пункты, но не вижу смысла. Отдельные положения могут быть интерпретированы по-разному, что оставляет богатый простор для трактовки закона. Так быть не должно.

Интересный факт! В России громко прозвучали истории изъятия участков для нужд государства при проведении Олимпиады-2014 в Сочи и при строительстве магистрали «Таврида» в Крыму. Как в первом, так и во втором случае бывшие пользователи оказались недовольны компенсациями.

Резюме

Итак, предоставление земельных участок в аренду на 49 лет – важная и полезная инициатива, которая позволяет получить в пользование недвижимость для решения жилищной проблемы, ведения хозяйства и размещения различных объектов. Договор создаёт правовую природу для создания дома и иных построек, которые переходят в собственность пользователю.

Есть только одно «но»: когда земля вновь потребуется государству, вернуть её не составит труда. Адекватную компенсацию можно получить лишь за постройки, оформленные надлежаще. Анализируя практику и имеющиеся законы, в наименее выгодном положении находится именно арендатор. Поэтому если участок расположен в востребованном месте, лучше отдать предпочтение покупке недвижимости в собственность.

Закон Московской области № 221/2020-ОЗ «Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2022 год»

Ответственный комитет: Комитет по имущественным отношениям, природопользованию и экологии

Тематика: Имущественные отношения, землепользование, природные ресурсы и экология

Принят постановлением Московской областной Думы от 29.10.2022 № № 5/129-П

Подписан Губернатором Московской области 12.11.2020

Опубликован: Интернет-портал Правительства Московской области (www.mosreg.ru), 13.11.2020; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 16.11.2020; «Ежедневные Новости. Подмосковье», 23.11.2020

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2022 год

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

В соответствии с Законом Московской области № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» настоящий Закон устанавливает базовый размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2022 год (далее – земельные участки).

Статья 2. Порядок установления базового размера арендной платы за земельные участки

Значения базового размера арендной платы за земельные участки устанавливаются в соответствии с приложением к настоящему Закону, за исключением случаев, предусмотренных статьями 3−9 настоящего Закона.

Статья 3. Базовый размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного использования, в границах населенных пунктов

1. Базовый размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного использования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона, устанавливается:

1) в границах города, микрорайона, квартала в размере 20 процентов от базового размера арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных) соответствующего городского округа, города, микрорайона, квартала;

2) в границах поселков городского типа (рабочих или дачных)

в десятикратном размере базового размера арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего городского округа.

2. Базовый размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного использования крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности, в границах сельских населенных пунктов устанавливается равным двукратному базовому размеру арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего городского округа.

Статья 4. Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, частным), а также предоставленные гражданам и их некоммерческим объединениям, в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных)

Базовый размер арендной платы за земельные участки в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных):

1) занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, частным);

2) предоставленные гражданам и их некоммерческим объединениям для размещения объектов, предназначенных для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, под индивидуальные и кооперативные гаражи,

устанавливается со всей площади земельного участка в размере 5 процентов от базового размера арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных), но не менее 0,95 рубля за квадратный метр.

Статья 5. Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда

Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда устанавливается в соответствии с базовым размером арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего городского округа. В иных случаях базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда устанавливается в размере 479 рублей за гектар.

Статья 6. Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель особо охраняемых территорий и объектов, а также за земельные участки, занятые объектами культурного наследия, расположенные на землях иных категорий

Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель особо охраняемых территорий и объектов, а также за земельные участки, занятые объектами культурного наследия, расположенные на землях иных категорий, устанавливается:

Читайте также:
Закон о госслужбе РФ с изменениями

1) в границах населенных пунктов в размере 1,98 рубля за квадратный метр;

2) вне границ населенных пунктов в размере 1,66 рубля за квадратный метр.

Статья 7. Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами твердых бытовых отходов

Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами твердых бытовых отходов, устанавливается в соответствии с базовым размером арендной платы за земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности
и земли иного специального назначения.

Статья 8. Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами (кроме полигонов твердых бытовых отходов), аэродромами, аэропортами и вертодромами

Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами (кроме полигонов твердых бытовых отходов), аэродромами, аэропортами и вертодромами, устанавливается:

1) на землях населенных пунктов в соответствии с базовым размером арендной платы за земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

2) на землях иных категорий в размере 2,40 рубля за квадратный метр.

Статья 9. Базовый размер арендной платы за нарушенные земли

1. При предоставлении в аренду земельных участков из земель населенных пунктов базовый размер арендной платы за нарушенные земли при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель устанавливается в размере 3,03 рубля за квадратный метр.

2. Для целей настоящего Закона под нарушенными землями понимаются земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности.

Статья 10. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

Губернатор

Московской области А.Ю. Воробьев

« 12 » ноября 2022 года

Московской областной Думы

от 29.10.2022 № 5/129-П

к Закону Московской области «Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся
в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2022 год»

Базовый размер
арендной платы за земельные участки, находящиеся
в собственности Московской области или государственная
собственность на которые не разграничена на территории Московской области

Наименование городского округа, населенного пункта, микрорайона, квартала

Базовый размер арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных) (руб./кв. м)

Базовый размер арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения (руб./га)

за земельные участки, предоставленные юридическим лицам и предпринимателям без образования юридического лица

поселков городского типа (рабочих или дачных), микрорайонов, кварталов

ВС расставил приоритеты в деле о передаче муниципального участка в субаренду

Верховный Суд в Определении № 305-ЭС21-479 от 22 июля разобрался в деле, в котором нижестоящие суды пришли к разным выводам о наличии или отсутствии в действиях ответчика нарушения договора, основывая свои выводы на его условиях и нормах закона.

11 октября 2007 г. Администрация Ленинского городского округа Московской области и ООО «Инком-Автозапчасти» заключили договор аренды земельного участка сроком на 49 лет. Согласно дополнительным условиям договора, указанным в п. 5.1, действия, предусмотренные п. 5–6 ст. 22 Земельного кодекса (субаренда), арендатор может реализовать только после предварительного согласования с арендодателем.

3 августа 2015 г. общество попросило согласовать предоставление части земельного участка в субаренду и разъяснить порядок такой сдачи. Администрация сообщила о невозможности передачи земельного участка в субаренду в связи с отсутствием кадастрового учета планируемого к сдаче земельного участка. Кроме того, она предложила заключить новый договор аренды с множественностью лиц на стороне арендатора либо произвести раздел земельного участка и заключить новые договоры аренды, а впоследствии передать их третьим лицам.

Так как общество все равно заключило договоры субаренды, администрация направила претензию о расторжении договора. Поскольку претензия осталась без ответа, администрация обратилась в Арбитражный суд Московской области. Истец посчитал, что ответчик нарушил п. 5.1 договора, согласно которому для передачи участка в субаренду общество должно было получить согласие.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции сослался на ст. 309, 310, 450, 452, 619 ГК, ст. 22, 46 Земельного кодекса, а также разъяснения, содержащиеся в п. 18 Постановления Пленума ВАС от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства». Он установил, что договор аренды заключен после введения в действие Земельного кодекса на срок более 5 лет, при этом договоры субаренды с третьими лицами заключены после уведомления арендодателя. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для расторжения договора аренды. При этом он указал на несоответствие п. 5.1 договора действующему на момент его заключения законодательству.

В свою очередь суд апелляционной инстанции отметил, что п. 5.1 договора не оспорен, недействительным не признан. Заключая договор, общество действовало добровольно и должно было предвидеть неблагоприятные последствия несвоевременного исполнения своих обязательств и обеспечить соблюдение договора. Суд пришел к выводу о существенном нарушении арендатором условий договора и удовлетворил иск. Кассация поддержала позицию апелляции.

Рассмотрев жалобу общества, ВС обратил внимание, что нижестоящие инстанции пришли к разным выводам о наличии в действиях ответчика нарушения договора, основывая свои выводы на нормах закона и условиях договора. При этом суд первой инстанции исходил из особенностей договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заключенного на срок более 5 лет, не требующего предварительного согласия его собственника на передачу в субаренду, а суды апелляционной и кассационной инстанций посчитали приоритетным условие договора о необходимости получения предварительного согласия на такое распоряжение своими правами арендатором.

Читайте также:
Обязанности ЖЭУ перед жильцами закон

Верховный Суд также сослался на Постановление Пленума ВАС № 11, в п. 18 которого были даны разъяснения о том, что при рассмотрении споров, вытекающих из договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем 5 лет, заключенного после введения в действие этого кодекса, следует исходить из того, что соответствующие права и обязанности по этому договору могут быть переданы арендатором третьему лицу без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Однако арендодатель и арендатор не вправе предусматривать в договоре аренды условия, по которым арендатор может передавать свои права и обязанности по договору третьему лицу только после получения на это согласия от арендодателя.

«Указанное разъяснение основано на особенностях долгосрочной аренды, при которой в силу законодательного регулирования не предусмотрена необходимость предварительного согласия публичного собственника на передачу в субаренду, и это правило не может быть изменено соглашениями сторон. В отсутствие изменения этой нормы разъяснение является актуальным при рассмотрении настоящего спора», – отметил ВС.

Также Суд обратил внимание, что в п. 16 Постановления № 11, согласно которому уведомление о передаче арендатором земельного участка своих прав и обязанностей по договору третьему лицу должно быть направлено собственнику земельного участка в разумный срок после совершения соответствующей сделки, позволяющей арендатору располагать сведениями о получении уведомления адресатом, было также разъяснено о праве арендодателя предъявить требование о возмещении убытков как мере защиты своих прав в случае несоблюдения арендатором этой обязанности.

«Таким образом, поскольку в силу законодательного регулирования арендатор по договору аренды земельного участка на срок более 5 лет имеет более широкий объем прав, ограничение которых не допускается договором, выводы судов апелляционной и кассационной инстанций о том, что п. 5.1 договора аренды были установлены дополнительные (особые) условия о предварительном согласовании с арендодателем передачи в субаренду, нельзя признать обоснованными», – резюмировал Суд.

Кроме того, указал ВС, п. 5.1 договора аренды прямо предусматривает, что арендатор может реализовать права, предусмотренные п. 5, 6 ст. 22 Земельного кодекса, после предварительного согласования с арендодателем. Учитывая, что спорные правоотношения возникли из долгосрочной аренды, подлежащие регулированию в совокупности с п. 9 ст. 22 Земельного кодекса, п. 5.1 договора аренды не мог быть судами истолкован и применен при разрешении настоящего спора как ограничивающий права арендатора долгосрочной аренды при передаче в субаренду. Обратное, как обоснованно указал суд первой инстанции, противоречит закону, т.е. п. 9 ст. 22 ЗК РФ, императивно установившему свободу передачи арендатором земельного участка при долгосрочной аренде в субаренду без согласия арендодателя.

ВС заметил, что п. 9 ст. 22 ЗК также содержит особенности при расторжении договора аренды: досрочное расторжение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и заключенного на срок более чем 5 лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора арендатором. Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях арендатора нарушений при передаче частей арендованного земельного участка в субаренду, в связи с чем не признал наличие оснований для расторжения договора.

Верховный Суд указал, что, ссылаясь на п. 3.3 договора, содержащий основания для его расторжения при передаче земельного участка в субаренду без согласия арендодателя, суды апелляционной и кассационной инстанций не приняли во внимание, что указанный пункт не мог регулировать спорные правоотношения в силу вышеизложенных особенностей договора аренды. Кроме того, как прямо было в нем указано, он регулировал основания для одностороннего расторжения договора арендодателем, т.е. во внесудебной процедуре, в отличие от предусмотренного в спорной ситуации. Таким образом, ВС оставил в силе решение первой инстанции.

В комментарии «АГ» младший юрист Land Law Firm Тариел Арутюнян отметил, что постановление Десятого арбитражного апелляционного суда демонстрирует подход, примененный в недавнем Определении Верховного Суда от 23 марта по делу № А40-32015/2020, в котором ВС потребовал толковать договор последовательно, принимая во внимание буквальное значение слов и выражений, сопоставляя пункты с другими условиями и смыслом договора, а также выясняя общую волю сторон с учетом цели договора.

«В заданном векторе апелляционный суд обращался в первую очередь к гражданскому законодательству и к пунктам договора аренды об обязательности предварительного согласования такой субаренды с арендодателем, а также о праве арендодателя на досрочное расторжение договора при передаче земельного участка в субаренду без подобного согласования. Однако апелляционная инстанция не учла императивные положения п. 5, 6 и 9 ст. 22 ЗК РФ, устанавливающих право свободной передачи арендатором земельного участка при долгосрочной аренде в субаренду без согласия арендодателя, что было отмечено АС Московской области и ВС», – указал Тариел Арутюнян.

Таким образом, отметил юрист, учитывая п. 2 ст. 607 и п. 2 ст. 615 ГК РФ, допускающие возможность установления законом особенностей сдачи в аренду земельных участков, судам надлежит обращаться к императивно установленному п. 9 ст. 22 ЗК РФ, предусматривающему передачу арендатором своих прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, лишь с условием уведомления об этом арендодателя, а не получения его предварительного согласия. Данная позиция подтверждается, например, Постановлением 21 ААС и решениями Верховного Суда (Определение от 19 февраля 2022 г. № 306-ЭС19-28137 по делу № А12-6098/2019 и Определение от 25 марта 2019 г. № 309-ЭС19-2080 по делу № А34-1087/2018).

Читайте также:
Закон о разделе имущества после развода

Руководитель арбитражной практики Адвокатского бюро г. Москвы «Халимон и партнеры» Игорь Ершов указал, что ВС обозначил несколько проблем: соотношение договора и закона, неправильное применение апелляцией и кассацией норм материального права (нормы ст. 22 Земельного кодекса и ст. 422 ГК), игнорирование данными судами положений Постановления Пленума ВАС № 11.

«Полагаю, ошибка судов апелляционной и кассационной инстанций при рассмотрении данного спора заключается в том, что они не учли норму ст. 422 ГК, согласно которой договор должен соответствовать императивным нормам, действующим в момент его заключения, о чем говорит и Экономическая коллегия применительно к норме п. 9 ст. 22 Земельного кодекса», – отметил Игорь Ершов.

Апелляция и кассация, казалось бы, применили к отношениям юридического лица и публично-правового образования принцип свободы договора, но сделали это так, что отдали приоритет интересам администрации, не применив подлежащие применению нормы материального права и проигнорировав разъяснения Постановления Пленума ВАС № 11, указал он.

Как получить неразграниченные земельные участки в Подмосковье без торгов

Поле, пашня и лесополоса

Источник: © , Зарайское информационное агентство

Вся земля в Российской Федерации, находящаяся в государственной и муниципальной собственности, предоставляется через торги, за исключением определенных случаев. Условия, при которых такие земельные участки могут быть предоставлены без аукциона, регламентируются Земельным кодексом РФ. О том, кто имеет право на предоставление земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду или собственность без проведения торгов в Подмосковье и что необходимо приложить к заявлению на получение данной услуги, читайте в материале портала mosreg.ru.

Что такое неразграниченный земельный участок

Вся земля в Подмосковье, как и по всей РФ, определяется по форме собственности как разграниченная и неразграниченная. Разграниченная земля – это земля, находящаяся в собственности: частной, федеральной, федерального субъекта или муниципальной. Неразграниченная – это та земля, на которую нет правоудостоверяющих документов.

Земля считается неразграниченной (государственной) до возникновения и регистрации прав на нее. Распоряжение земельными участками неразграниченной собственности определено земельным законодательством.

Полномочия по распоряжению землей государственной неразграниченной собственности переданы на уровень органов местного самоуправления, а, следовательно, и предоставление соответствующей услуги жителям области. В Подмосковье данная деятельность регламентирована законами «О перераспределении полномочий между органами муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений».

Получатели услуги

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Государственная услуга по предоставлению земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду и собственность без проведения торгов предоставляется физическим, юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. Однако, согласно статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, право на получение земли без торгов возникает только при соблюдении определенного ряда условий.

Так, в статье 39.3 Земельного кодекса установлены условия, при которых может осуществляться продажа таких земель, а также перечень лиц, которые могут выступать покупателями. В частности, допускается продажа:

  • земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, − собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса (то есть если на участке неразграниченной госсобственности стоит дом, права на которые зарегистрированы, собственник дома может претендовать на получение земли в собственность);
  • земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса;
  • земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В статье 39.6 Земельного кодекса РФ определены случаи, когда неразграниченные земли передаются без торгов в аренду. В частности, без торгов предоставляются:

земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, − членам данной некоммерческой организации;

  • земельный участок, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства − собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса;
  • земельные участки − гражданам, имеющим право на их первоочередное или внеочередное приобретение в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
  • земельный участок взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
  • земельный участок − лицу, которое в соответствии с Земельным кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;
  • земельный участок − гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;
  • земельный участок, расположенный за границами населенного пункта, − гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
  • земельный участок, необходимый для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, − лицу, с которым заключено такое соглашение (например, под инвестпроекты).
Читайте также:
Закон о повышающем коэффициенте за отсутствие счетчиков

Исчерпывающие перечни случаев продажи участков неразграниченной госсобственности или предоставления их в аренду содержатся в Земельном кодексе РФ.

Как составить заявление

Заявление на услугу проще всего подать через личный кабинет регионального портала госуслуг, где необходимо заполнить готовую форму. Подача данного заявления равно предусмотрена как в случае аренды земельных участков, так и при предоставлении их в собственность.

При этом юридическим лицам необходимо указать следующие данные:

  • сведения о ЕГРН;
  • ИНН;
  • наименование организации;
  • адрес организации;
  • организационно-правовая форма.

Физическим лицам нужно указать следующую информацию:

  • ФИО;
  • паспортные данные;
  • СНИЛС;
  • контактные данные.

И физическим, и юридическим лицам нужно указать в заявлении кадастровый номер участка, который требуется предоставить в собственность или аренду, срок аренды, адрес и площадь участка, а также сообщить цель запроса.

В случае если земельный участок не сформирован, то есть не имеет границ и кадастрового номера, нужно сначала обратиться за услугой «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». В результате осуществления этой услуги определяются границы участка и вид права на него. Это важно, поскольку в случае, когда запрашиваемые земли по тем или иным объективным причинам не могут быть предоставлены в собственность, заявителю будет предложена альтернатива − аренда участка.

Куда подавать заявление

Самым удобным и быстрым способом подачи заявления является обращение через РПГУ, поскольку оно позволяет избежать хождения по структурам и дает возможность отследить весь процесс через личный кабинет.

С этой целью сначала нужно зарегистрировать личный кабинет и получить регистрацию в электронной системе ЕСИА.

Подать заявление можно, заполнив форму в личном кабинете портала госуслуг и приложив к ней электронные образцы документов (без ЭЦП). Получить результат услуги нужно будет в МФЦ, где потребуется предъявить оригиналы документов для сверки.

В результате предоставления услуги заявитель получит договор аренды земельного участка либо договор купли-продажи земельного участка.

Сроки оказания услуги

Источник: РИАМО, Анастасия Осипова

Срок рассмотрения заявления составляет от 8 до 50 рабочих дней, в зависимости от необходимости осуществления публикации о предстоящем предоставлении земельного участка и рассмотрения вопроса на Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области и Градостроительном совете Московской области.

Информация о результате рассмотрения заявления будет направлена в личный кабинет заявителя на портале госуслуг. Оригинал договора купли-продажи или договора аренды с подписью уполномоченного должностного лица и печатью администрации можно получить в МФЦ.

Информация о готовности результатов предоставляется также по единому телефонному номеру: 8 (800) 550-50-30.

В каких случаях можно предоставить сельхозпроизводителю землю без торгов

Муниципалитету стало проще избежать ошибок при предоставлении земли в аренду или собственность без торгов. Теперь вы можете принимать решения с учетом последних выводов Верховного суда. Он обобщил судебную практику по делам, связанным с предоставлением участков для осуществления сельскохозяйственного производства, в Обзоре от 23.12.2020. На этот документ можно опираться и в случае, если возникнет судебное разбирательство по иску арендатора или прокурора. Нижестоящие инстанции будут ориентироваться на выводы Верховного суда. В статье — ответы на вопросы, которые часто возникают у муниципалитетов при предоставлении земельных участков в аренду или собственность.

Кому можно предоставлять земельные участки без торгов

Муниципалитет может предоставить свой земельный участок другому лицу в собственность или в аренду по итогам торгов (п. 1 ст. 39.3, п. 1 ст. 39.6 ЗК). Но есть случаи, когда администрация вправе не проводить торги. Это возможно, в частности, если вы предоставляете участок для ведения сельского хозяйства или осуществления связанного с ним производства (см. таблицу ниже).

Случаи, когда можно предоставить участок в аренду или продать его без торгов

Крестьянскому (фермерскому) хозяйству

или сельскохозяйственной организации

Арендатор должен:
• быть участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства;
• использовать землю для ведения сельского хозяйства или осуществления иной

связанной с сельскохозяйственным производством деятельности

Арендатор должен использовать землю для осуществления сельскохозяйственного производства.

Казачье общество — для сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования.

Оно должно значиться в государственном реестре казачьих обществ

Сельхозпроизводителю с действующим договором

аренды земельного участка

У уполномоченного органа не должно быть информации о выявленных в рамках государственного

земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства при использовании участка.
Арендатор должен подать заявление о заключении нового договора аренды, пока не истек срок

действия старого договора

Арендатору земельного участка, предназначенного

С момента заключения договора аренды либо передачи прав и обязанностей по такому договору

должно пройти не менее трех лет. Не должно быть выявленных и не устраненных нарушений

законодательства при использовании участка.
Арендатор должен подать заявление о заключении договора купли-продажи, пока не истек

срок действия договора аренды

Можно ли предоставить участок без торгов, если на него есть несколько претендентов

Если заявки на получение участка поступили от нескольких предпринимателей, то орган МСУ должен провести торги и предоставить землю победителю. Верховный суд признал такой подход правильным (п. 1 Обзора).

ПРИМЕР 1. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) потребовал предоставить ему земельный участок в аренду без торгов. Он ссылался на положения части 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Но местные власти ответили отказом, так как на участок были и другие претенденты. Глава хозяйства обратился в суд. Он потребовал признать незаконным решение органа МСУ и обязать муниципалитет заключить договор с КФХ.

Читайте также:
Ответственность доверенного лица перед законом

Суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении прав заявителя. Последний имеет право заключить с органом МСУ договор аренды без торгов как сельскохозяйственный производитель, участник отраслевой программы господдержки (подп. 12 п. 2 ст. 39.6 ЗК, п. 8 ст. 10 Закона № 101-ФЗ).

Вышестоящие суды с такой позицией не согласились. Верховный суд их поддержал. В орган МСУ, уполномоченный на распоряжение участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений от потенциальных арендаторов. В этой ситуации орган МСУ обязан провести торги (определение Верховного суда от 03.02.2022 № 302-ЭС19-27335).

В каком случае можно продлить договор аренды без торгов

Торги не потребуются, если участок уже находится в аренде у сельхозпроизводителя и он желает продлить договор на новый срок (подп. 31 п. 2 ст. 39.6 ЗК). В таком случае орган МСУ вправе не публиковать извещение о предоставлении участка для ведения сельского хозяйства и сельхозпроизводства (п. 2 Обзора).

На заметку: Продлить аренду на новый срок можно независимо от категории земель

ПРИМЕР 2. Администрация муниципального образования и глава КФХ заключили договор аренды земельного участка без торгов. Позже стороны подписали дополнительное соглашение, которым продлили срок действия договора на пять лет. Но прокурор счел, что участок надо было предоставить по итогам торгов. Он обратился в суд с иском о признании соглашения недействительным.

Суды первой и апелляционной инстанций, а также суд округа исковые требования удовлетворили (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2019 по делу № А19-17524/2017). Зато Верховный суд поддержал главу КФХ. Он указал, что новый договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, можно заключить без торгов, если выполняются три условия.

1. Муниципалитет предоставил арендатору землю для ведения сельскохозяйственного производства.

2. Нет информации о том, что орган государственного земельного надзора выявил нарушения при использовании арендуемого участка. Либо арендатор допустил нарушения, но устранил их.

3. Арендатор подал в орган МСУ заявление о заключении нового договора аренды земельного участка раньше, чем истек срок действия старого договора.

Глава КФХ 10 лет использовал спорный участок по договорам аренды для ведения сельскохозяйственной деятельности и нарушений не допускал. Заявление о заключении договора аренды направил вовремя. Верховный суд отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.

Можно ли без торгов продлить договор аренды на неопределенный срок

Земельный кодекс содержит правило для арендаторов, которые без торгов получили участки для ведения сельскохозяйственного производства до 1 марта 2015 года. Если такой арендатор продолжает пользоваться земельным участком, а арендодатель не возражает против этого, то договор после истечения его срока продлевается на тех же условиях на неопределенный срок. При этом арендатор имеет право подать заявление о заключении нового договора аренды без торгов (п. 3 Обзора).

Документ: Определение от 20.05.2022 № 310-ЭС19-25907

ПРИМЕР 3. Компания взяла землю в аренду на пять лет. Использовала участки в сельскохозяйственном производстве. Когда срок договора истек, компания продолжила использовать эти участки. Ее руководство полагало, что договор аренды возобновился на неопределенный срок. Со стороны арендодателя возражений не было. В период действия договора компания обратилась в уполномоченный орган (комитет) с заявлением о заключении договора аренды на новый срок на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК.

Комитет компании отказал. Тогда она обратилась в суд с иском о признании отказа незаконным.

Верховный суд указал, что Земельный кодекс и Закон № 101-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года, не исключали возможность возобновления на неопределенный срок договора, при заключении которого можно было не проводить торги. Договор аренды муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК, если его заключили до вступления в силу закона, который сделал торги обязательными (ст. 422 ГК, п. 1 постановления Пленума ВАС от 17.11.2011 № 73). Положения кодекса в редакции, действующей с 1 марта 2015 года, прямо не исключают применение пункта 2 статьи 621 ГК к договору аренды муниципального земельного участка, правомерно заключенному без торгов. Верховный суд удовлетворил иск.

В какой момент у арендатора возникает право выкупить участок

Арендатор может выкупить арендуемый участок в собственность, но не сразу. Он должен использовать эту землю как минимум три года (п. 2 ст. 39.3 ЗК). Отсчитывайте этот срок не только по последнему договору аренды. Учитывайте еще и предыдущие арендные соглашения, последовательно заключенные с данным арендатором (п. 4 Обзора).

ПРИМЕР 4. Глава КФХ попросил администрацию продать арендованный им земельный участок без торгов. Чиновники отказали предпринимателю: трехлетний срок с момента заключения последнего договора аренды еще не истек. Глава КФХ обратился в суд.

Суд указал, что администрация и глава КФХ последовательно заключали договоры аренды земельного участка для ведения сельхозпроизводства. Хозяйство использовало землю в общей сложности более трех лет. Поэтому отказ администрации незаконен.

3 года — минимальный срок использования арендованной земли. Только когда он истечет, у арендатора возникнет право выкупить участок

Срок аренды неважен для выкупа земли, если арендатор переоформил право постоянного (бессрочного) пользования участком сельскохозяйственного назначения на право аренды. В этом случае сельхозпроизводитель вправе приобрести участок в собственность независимо от срока его использования по договору аренды (п. 7 Обзора).

Читайте также:
Налог на капитальный ремонт жилья: закон

ПРИМЕР 5. У арендатора было право бессрочного пользования земельным участком сельскохозяйственного назначения. Он переоформил это право, заключив договор аренды на 49 лет. Сразу после этого арендатор попытался выкупить землю. Чиновники, а затем суды первой и апелляционной инстанций отказали сельхозпроизводителю. Они указали, что он использует участок менее трех лет с момента заключения договора аренды (подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК).

Верховный суд исправил эту ошибку. Арендатор, переоформивший право постоянного (бессрочного) пользования участком из земель сельскохозяйственного назначения, на котором отсутствуют здания или сооружения, на право аренды, вправе приобрести эту землю в собственность. Ограничения по сроку владения таким участком по договору аренды для реализации права на выкуп не предусмотрены.

Участок какой площади вправе выкупить сельхозпроизводитель

Орган местного самоуправления определяет площадь выкупаемого участка из земель сельскохозяйственного назначения с учетом установленных законодательством требований к образованию земельных участков. Эта площадь не ограничена только площадью участка, необходимого для использования находящегося на нем объекта недвижимости (п. 6 Обзора).

ПРИМЕР 6. Компания захотела выкупить без торгов весь арендуемый участок сельскохозяйственной земли. Но местные власти отказали. Они считали, что достаточно предоставить арендатору в собственность землю, необходимую для эксплуатации размещенного на ней склада. Компания обратилась в суд с заявлением о признании отказа органа МСУ незаконным. Суды удовлетворили заявление истца. Законодательство не содержит ограничений по площади выкупаемого земельного участка.

Можно ли выставлять на торги земельные доли

Орган местного самоуправления может выставить на торги только земельный участок, который сформирован из невостребованных земельных долей, находящихся в муниципальной собственности. Сами земельные доли на торги не выставляйте (п. 10 Обзора).

ПРИМЕР 7. Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия местной администрации, которая не проводила торги по продаже земельной доли. Истец указал, что он наряду с другой компанией использует земельный участок, находящийся в долевой собственности. Поскольку имеется несколько заинтересованных лиц, которые вправе претендовать на приобретение земельной доли у муниципалитета, то местные власти должны выставить эту долю на торги.

Суды отказали истцу. На торги можно выставить только сформированный из невостребованных долей земельный участок, а не сами доли.

Можно ли продать сельхозпроизводителю участок в составе земель населенных пунктов

Если участок включили в состав земель населенного пункта, то арендатор не может выкупить его для целей сельскохозяйственного производства. Выкуп становится невозможным с момента, когда изменился вид разрешенного использования участка в соответствии с правилами землепользования и застройки (п. 8 Обзора).

На торги можно выставить только сформированный из невостребованных долей земельный участок, а не сами доли

ПРИМЕР 8. Компания более трех лет была арендатором участка, предназначенного для сельхозпроизводства. Она обратилась в департамент администрации с заявлением о выкупе этой земли без торгов. Департамент в выкупе отказал. В соответствии с генпланом и правилами землепользования и застройки участок был отнесен к зоне общественно-деловой застройки. Его использование в сельскохозяйственных целях не предполагается. Компания обратилась в суд, потребовала признать отказ незаконным и обязать департамент заключить договор купли-продажи участка.+

Суды отказали в иске. Само по себе включение участка в состав населенного пункта не является ограничением для его выкупа арендатором. Однако выкупить эту землю для сельскохозяйственного производства невозможно. Разрешенное использование земельного участка должно соответствовать целям его использования, указанным в заявлении арендатора. В противном случае муниципалитет вправе ответить отказом (п. 14 ст. 39.16 ЗК).

РУСЛАН ПОПОВ, руководитель юридической компании «Интел-право»

Как установить вывеску и ничего не нарушить

Вывеска помогает привлечь клиентов в торговую точку: магазин, салон красоты или автомастерскую. Чем она больше и привлекательнее, тем лучше для бизнеса. Допустим, каждый предприниматель установит перед магазином самый большой и вызывающий баннер. В результате город утонет в рекламе. Поэтому федеральное и местное законодательство ограничивают размер и содержание вывесок. В статье мы расскажем, как избежать вопросов от контролирующих органов, администрации и собственников помещения.

Чем грозит неправильная вывеска

1. Вывеску признают наружной рекламой

Законодательство различает вывеску и рекламную конструкцию. Вывеска сообщает людям информацию о вашей компании, например её название и режим работы. Её размещают, когда захочется.

Рекламная конструкция призывает к покупке — ст. 19 Закона № 38-ФЗ. Для её размещения получают разрешение от районной администрации. В торговом центре дополнительно получают согласие владельца, в жилом доме — жильцов.

Убедитесь, что ваша вывеска — информационная. Если она содержит явный или скрытый призыв купить, её признают рекламой. За нарушение ИП штрафуют на сумму от 3000 до 5000 рублей, ООО — от 500 000 до 1000 000 рублей по ст. 14.37 КоАП РФ.

г. Ростов, Энгельса, 3

Облицовка балкона пластиковыми панелями в рассрочку

г. Ростов, Энгельса, 3

Садовый магазин расположен в стороне от дороги. Владельцы решили подсказать людям, как к нему пройти. Они повесили баннер «Садовый центр Лукоморье, 300 м. Создайте свой райский уголок». В прокуратуру поступила жалоба, и началась проверка. Выяснилось, что фирма не получила разрешение от администрации. Прокуратура обратилась в арбитражный суд.

Фирма получила штраф 500 000 рублей. Затем демонтировала баннер и обжаловала решение. За демонтаж штраф снизили до половины. В результате заплатить пришлось 250 000 рублей.

Выплатить штраф недостаточно, чтобы узаконить рекламную конструкцию. Местная администрация попросит демонтировать её в течение трёх месяцев. Если владелец бизнеса или собственник торгового центра промедлят, администрация пришлёт своих подрядчиков.

Читайте также:
Закон о переработке рабочего времени

За демонтаж платит нарушитель. Если конструкцию разобрали подрядчики администрации или собственник торгового центра, они взыщут с вас расходы через суд — ст. 19 Закона № 38-ФЗ.

2. Вывеска нарушит требования арендодателя

Некоторые арендодатели переживают за внешний вид здания. Слишком пёстрый фасад распугает покупателей, поэтому арендаторы разбегутся. Слишком вызывающая вывеска одного арендатора вызовет недовольство остальных. В обоих случаях собственник рискует доходами. Поэтому он прописывает в договоре требования к вывескам. Проверьте свой договор и соблюдайте его требования. В противном случае арендодатель вправе разорвать отношения с вами по ст. 619 ГК РФ.

Как выглядит правильная вывеска

Вывеска — информационная, а не рекламная конструкция. Отличить одно от другого помогает письмо ФАС № АК/92163/17. Мы не будем заставлять вас читать 8 страниц 11 шрифтом и перескажем основные правила.

Где разместить

Вывеску размещают рядом с торговой точкой. В жилых домах используют внешние границы помещения — фасад, дверь и окна. В торговых центрах и офисных зданиях — места, которые определил собственник.

Что написать

Вывеска ООО сообщает потребителям название компании, адрес и режим работы. Вывеска ИП — дополнительно ОГРНИП, ИНН и наименование регистрирующей налоговой — ст. 9 Закона № 2300-1. Если это важно, укажите телефон и адрес сайта, профиль деятельности и перечень товаров или услуг.

Лозунги, слоганы, призывы — запрещены. Акции и скидки — тоже. Нельзя даже подробно рассказывать о товаре или услуге — это тоже напоминает надзорным органам рекламу.

Салон красоты Манго

Стрижки, маникюр, педикюр, лазерная эпиляция

ООО «Вест», г. Саратов, Ленина, 3.

Салон красоты Манго

Маникюр с покрытием Entity Beauty в подарок!

ООО «Вест», г. Саратов, Ленина, 3.

Кафе и ресторанам разрешено размещать на вывеске меню с ценами. Это хороший способ бесплатного продвижения: прохожие видят интересные блюда, понимают, что цены доступные и заходят внутрь. Важно только не рассказывать о блюдах подробно, не упоминать об акциях и не предлагать пообедать.

Разрешены указатели и схемы прохода в торговую точку. Это не реклама, а необходимость.

Что нарисовать на вывеске

  1. «Иконка», которая обозначает профиль деятельности. Например, ножницы над входом в парикмахерскую.
  2. Товарный знак, который вы зарегистрировали в Роспатенте.

Какой выбрать размер и оформление вывески

Каждый город предъявляет свои требования к размеру, количеству и внешнему виду вывесок. Центр и исторические улицы порой особенно охраняют. Найдите список требований на сайте вашей администрации. Или позвоните и расспросите чиновников. В худшем случае они расскажут, на какие постановления городской думы обратить внимание.

Например, в Нижнем Новгороде размещают таблички размером от 0,60 м по горизонтали до 0,40 м по вертикали. Высота надписей — не более 0,10 м.

На фасаде или над входом дополнительно разрешены конструкции с наименованием или профилем деятельности — магазин, парикмахерская, автосалон.

Вывески должны соответствовать концепции оптимизации и развития информационно-рекламного пространства города, которую утверждает администрация Нижнего Новгорода — Постановление № 46.

За нарушения возможны штрафы по местным законам.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Выводы:

  1. Предприниматели вправе размещать вывеску перед входом в торговую точку. Главное — не попасть под определение рекламы. Рекламные конструкции согласовывают с администрацией. За нарушение предпринимателей штрафуют, а вывеску снимают.
  2. Укажите на вывеске название компании, адрес и режим работы. По желанию — телефон, адрес сайта, список услуг или товаров.
  3. Не пишите слоганы, не рассказывайте об акциях, не описывайте в подробностях продукцию. Это превратит вывеску в рекламу.
  4. При размещении вывески учитывайте требования ФАС, местной администрации и договора с арендодателем.
  5. Разместите вывеску на двери, окне или фасаде помещения. В торговых и офисных центрах место размещения определяет владелец.

Статья актуальна на 02.02.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Наружная реклама: закон, правила размещения

Проект N 497703-4

“О безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения”

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели Федерального закона

Настоящий Федеральный закон принимается в целях обеспечения защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества в сфере его применения.

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, проектировании, производстве, размещении, монтаже, наладке, эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте, модернизации, утилизации рекламных конструкций и оценке их соответствия требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, для целей настоящего Федерального закона.

2. Настоящий Федеральный закон распространяется на рекламные конструкции, размещаемые на территории Российской Федерации, вне зависимости от страны изготовления, расположенные на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений и сооружений, а также вне зданий, строений, сооружений.

3. Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к безопасности рекламных конструкций, указанных в части 2 настоящей статьи, в том числе:

1) требования механической безопасности;

2) требования безопасных для здоровья человека условий его нахождения, передвижений и деятельности вне зданий, строений и сооружений;

3) требования безопасного воздействия на окружающую среду в процессе утилизации рекламных конструкций.

4. Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, возникающие при размещении, монтаже, наладке рекламных конструкций, монтирируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий и сооружений, в части обеспечения требований безопасности указанных технологических процессов, не противоречащих функциональному назначению зданий и сооружений, и в связи с требованиями безопасности самих рекламных конструкций. Требования к безопасности зданий и сооружений и требования по учету возможных опасных воздействий указанных технологических процессов на конструкции и оборудование зданий и сооружений определяются техническими регламентами о безопасности зданий и сооружений.

Читайте также:
Закон о неразглашении конфиденциальной информации

5. Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к безопасности территориального размещения рекламных конструкций, указанных в части 2 настоящей статьи, лишь постольку, поскольку она связана с обеспечением безопасности самих рекламных конструкций и особенностями технологических процессов их размещения, монтажа, наладки, эксплуатации на определенной территории, а также на зданиях, строениях и сооружениях с учетом положений части 4 настоящей статьи.

6. Требования настоящего Федерального закона обязательны для физических и юридических лиц, являющихся производителями рекламных конструкций, владельцами рекламных конструкций, лицами, осуществляющими инженерные изыскания, проектирование, монтаж и эксплуатацию, демонтаж и утилизацию рекламных конструкций, а также для органов исполнительной власти и подведомственных им государственных учреждений, уполномоченных на осуществление контроля соблюдения требований настоящего Федерального закона, органов местного самоуправления.

7. Содержащиеся в настоящем Федеральном законе требования к рекламных конструкциям являются исчерпывающими, действуют на территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

8. Требований настоящего Федерального закона не распространяются на рекламные конструкции, которые не являются средствами стабильного территориального размещения, то есть могут быть перемещены вручную силами одного человека, не обладающими особыми физическими данными, без разборки (частичной разборки) или без использования грузоподъемных машин, механизмов, автотранспорта.

Статья 4. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) рекламные конструкции – щитовые конструкции, стенды, тумбы, панели-кронштейны, настенные панно, транспарант-перетяжки, светодинамические, проекционные, лазерные и иные технические средства, конструкции, содержащие информацию о маршрутах движения к объектам рекламирования арки, порталы, рамы и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений и сооружений или вне их, функционально предназначенные исключительно для распространения рекламы, социальной рекламы. Рекламные конструкции не являются объектами капитального строительства;

2) рекламная поверхность – поверхность рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы или социальной рекламы;

3) электроустановка рекламной конструкции (электроустановка) – любое сочетание взаимосвязанного электрооборудования, непосредственно относящегося к рекламной конструкции;

4) ответственный за эксплуатацию – физическое или юридическое лицо, несущее ответственность за выполнение требований эксплуатационной документации, а также требований технической безопасности при эксплуатации рекламных конструкций;

5) проектная документация – графические и текстовые документы, которые в отдельности или в совокупности определяют состав и устройство рекламной конструкции и содержат необходимые данные для ее разработки или изготовления, контроля, приемки, эксплуатации и ремонта, включая необходимые чертежи и расчёты, позволяющие обеспечить безопасность рекламной конструкции в промежуток времени от изготовления рекламной констукции до ее утилизации;

6) восстановительный ремонт – ремонт, производимый в связи с потерей рекламной конструкцией в результате непредвиденных внешних воздействий прочностных характеристик, обеспечивающих ее безопасную эксплуатацию;

7) технический паспорт рекламной конструкции – документ, идентифицирующий рекламную конструкцию и содержащий необходимые сведения о ее технических характеристиках;

8) треугольник видимости “транспорт-транспорт” – территория в пределах границ прямоугольного равнобедренного треугольника на перекрестках и примыканиях дорог, на которой для обеспечения визуального контакта между участниками дорожного движения на расстоянии достаточном для принятия водителями мер для полной остановки транспортных средств запрещено размещать конструкции высотой более пятидесяти сантиметров. Катеты прямоугольного равнобедренного треугольника лежат на воображаемых центральных осевых линиях правых полос движения дорог пересекающихся на одном уровне. Размеры катетов треугольника определяются исходя из разрешенного скоростного режима согласно данным Приложения 1 к настоящему Федеральному закону.

9) треугольник видимости “пешеход-транспорт” – территория в пределах границ прямоугольного треугольника на пешеходных переходах, на которой для обеспечения визуального контакта между участниками дорожного движения на расстоянии достаточном для принятия водителями мер для полной остановки транспортных средств запрещено размещать конструкции высотой более пятидесяти сантиметров. Больший по величине катет прямоугольного треугольника лежит на воображаемой центральной осевой линии правой полосы движения дороги, меньший по величине катет расположен на воображаемой осевой пешеходного перехода. Размеры катетов треугольника определяются исходя из разрешенного скоростного режима согласно Приложению 1 к настоящему Федеральному закону.

10. Иные специальные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том же значении, в каком они используются в законодательстве Российской Федерации, регулирующем соответствующие отрасли.

Статья 5. Правила идентификации рекламных конструкций

1. В целях применения настоящего Федерального Закона идентификация рекламных конструкций, являющихся средствами стабильного территориального размещения, осуществляется исходя из их функционального назначения, соответствия их описания в проектной документации статье 2 настоящего Федерального закона.

2. Для целей определения безопасных условий территориального размещения рекламных конструкций такие конструкции дополнительно идентифицируются:

1) в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона в зависимости от места, на которое монтируются и располагаются рекламные конструкции;

2) в соответствии с требованиями части 12 статьи 13 настоящего Федерального закона в зависимости от площади рекламной поверхности одной стороны.

Статья 6. Законодательство Российской Федерации в области безопасности рекламных конструкций и их территориального размещений

Законодательство Российской Федерации в области безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения состоит из настоящего Федерального закона, Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона “О техническом регулировании”, Федерального закона “О рекламе” и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, относящихся к сфере применения настоящего Федерального закона.

Читайте также:
Ответственность доверенного лица перед законом

Глава 2. Требования безопасности рекламных конструкций

Статья 7. Требования механической безопасности

1. Рекламная конструкция должна обладать такими свойствами, чтобы при ее эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей и их имуществу, а также окружающей среде в результате, в том числе разрушения полностью или частично, деформации, повреждения конструктивных элементов зданий, строений и сооружений, инженерного и иного оборудования.

2. Рекламные конструкции должны обладать механической устойчивостью и прочностью в течение расчетного срока службы, определяемого в проекте рекламной конструкции.

Статья 8. Требования безопасного уровня воздействий рекламных конструкций на окружающую среду

Рекламная конструкция должна быть спроектирована так, чтобы при ее эксплуатации и утилизации не возникало недопустимой угрозы нанесения вреда факторам и элементам окружающей среды, подлежащим охране в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 3. Требования к проектированию и производству рекламных конструкций, определяющие их безопасность

Статья 9. Общие требования к проектной документации

1. Разработчик проекта рекламной конструкции при проектировании обязан:

1) учесть все факторы, влияющие на прочностные и другие характеристики разрабатываемого изделия;

2) разработать систему необходимых и достаточных мер, обеспечивающих безопасность процессов изготовления, транспортировки, монтажа, эксплуатации и утилизации проектируемого изделия;

3) предусматривать предупредительные меры для компенсации возможного отрицательного влияния рекламной конструкции на окружающую среду.

2. Владелец рекламной конструкции обязан обеспечить хранение и своевременное внесение изменений в проектную документацию, связанных с возможными доработками, на протяжении срока её эксплуатации.

Статья 10. Требования определяющие безопасность рекламных конструкций на этапе проектирования

1. Проект рекламной конструкции должен учитывать постоянные и временные нагрузки и воздействия, а также их сочетания в прочностных расчетах и расчетах устойчивости рекламных конструкций.

2. Учет постоянных и временных нагрузок и воздействий, а также их сочетаний в прочностных расчетах и расчетах устойчивости рекламных конструкций, может осуществляться с использованием национальных стандартов и (или) сводов правил, утвержденных и опубликованных в соответствии с требованиями, статьи 16 Федерального закона “О техническом регулировании”.

3. Расчетные схемы и исходные данные для расчета рекламной конструкции должны отражать действительные условия работы и взаимное влияние рекламной конструкции и взаимосвязанных с ней объектов. Возможные отклонения характеристик материалов и грунтов в неблагоприятную сторону учитывается коэффициентами надежности (безопасности) по материалу и грунту.

4.Основными параметрами механических свойств грунтов, определяющими несущую способность оснований и их деформации, являются прочностные и деформационные характеристики грунтов.

5. При проведении расчетов допускается применять параметры, характеризующие взаимодействие фундаментов с грунтом основания установленные опытным путем.

6. Реальные условия работы материалов, элементов и соединений рекламной конструкции, оснований, а также рекламной конструкции в целом, имеющие систематический характер, но не учитываемые непосредственно в расчете, учитываются коэффициентами условий работы. Этими коэффициентами учитывается влияние температуры, влажности и агрессивности среды, длительности воздействия, его многократной повторяемости, а так же приближенности расчетных схем.

7. Рекламная конструкция и ее основание должны быть рассчитаны на нагрузки и воздействия по методу предельных состояний. При проектировании рекламной конструкции расчет производится по первой группе предельных состояний, к которой относятся:

1) потеря устойчивости формы;

2) потеря устойчивости положения;

4) переход в изменяемую систему;

5) качественное изменение конфигурации;

6) резонансные колебания;

7) состояния, при которых возникает необходимость прекращения эксплуатации в результате текучести материала, сдвига в соединениях, ползучести или чрезмерного раскрытия трещин.

8. Расчет по первой группе предельных состояний осуществляется с целью не допустить наступление предельных состояний первой группы или перехода в состояние второй группы в течение срока эксплуатации.

9. К предельным состояниям второй группы относятся:

1) недопустимые деформации элементов рекламной конструкции в результате прогиба, поворота или осадок;

2) колебания элементов рекламной конструкции или изменение ее положения.

10. Расчет по второй группе предельных состояний на этапе проектирования производится по усмотрению проектировщика либо требованиям заказчика.

11. Результаты расчетов по несущей способности бетонных и железобетонных конструкций должны удовлетворять требованиям предельных состояний первой группы, а по пригодности к нормальной эксплуатации – требованиям предельных состояния второй группы.

12. Расчет по прочности железобетонных элементов производится для сечений, нормальных к их продольной оси, а также для наклонных к ней сечений наиболее опасного направления. Кроме того, следует производить расчет элементов на местное действие нагрузки (смятие, продавливание, отрыв).

13. Основания рекламных конструкций рассчитывают:

1) по первой группе предельных состояний (по несущей способности), когда на основание передаются значительные горизонтальные нагрузки – рекламная конструкция расположена на откосе или вблизи него;

2) по второй группе предельных состояний (по деформациям) во всех случаях.

14. Расчет оснований рекламных конструкций по несущей способности производят с учетом возможного сочетания нагрузок, при наличии особых нагрузок – на основное и особое сочетание, а по деформациям – на основное сочетание нагрузок.

15. При проектировании оснований фундаментов должна учитываться гидрологическая обстановка, глубина промерзания и свойства грунтов на месте установки рекламной конструкции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: