48 закон об опеке и попечительстве новый

48 закон об опеке и попечительстве новый

Об опеке и попечительстве

(с изменениями на 30 апреля 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 118-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.05.2014);

Федеральным законом от 4 ноября 2014 года N 333-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.11.2014, N 0001201411050047) (о порядке вступления в силу см. статью 5 Федерального закона от 4 ноября 2014 года N 333-ФЗ);

Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 432-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.12.2014, N 0001201412230059) (о порядке вступления в силу см. статью 15 Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 432-ФЗ);

Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 358-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2015, N 0001201511280034);

Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 220-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2017, N 0001201707300017);

Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 495-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2017, N 0001201712310008);

Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 322-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.08.2018, N 0001201808030097) (вступил в силу с 1 января 2019 года);

Федеральным законом от 29 мая 2019 года N 107-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.05.2019, N 0001201905290051);

Федеральным законом от 1 марта 2022 года N 35-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.03.2020, N 0001202003010006) (о порядке вступления в силу см. статью 5 Федеральным законом от 1 марта 2022 года N 35-ФЗ);

Федеральным законом от 8 декабря 2022 года N 429-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.12.2020, N 0001202012080096);

Федеральным законом от 30 апреля 2022 года N 114-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.04.2021, N 0001202104300092).

Принят
Государственной Думой
11 апреля 2008 года

Одобрен
Советом Федерации
16 апреля 2008 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.

2. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) опека – форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

2) попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

3) подопечный – гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;

4) недееспособный гражданин – гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;

5) не полностью дееспособный гражданин – несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статья 3. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства

1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

3. Отношения, указанные в части 1 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом. Отношения, указанные в части 2 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом, и по вопросам, не урегулированным непосредственно настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, и содержатся в законах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

4. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”.

5. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

6. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

Статья 4. Задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству

Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются:

1) обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

2) защита прав и законных интересов подопечных;

Читайте также:
Закон о конфиденциальности личных данных

3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных;

4) обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;

5) обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

Статья 5. Основные принципы государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству

Деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;

2) контроль за деятельностью по опеке и попечительству;

3) обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.

Глава 2. Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия

Статья 6. Органы опеки и попечительства

1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

(Часть в редакции, введенной в действие с 3 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 167-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

1_1. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных округов, ородских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.

(Часть дополнительно включена с 3 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 167-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 июня 2019 года Федеральным законом от 29 мая 2019 года N 107-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 мая 2022 года Федеральным законом от 30 апреля 2022 года N 114-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

(Часть дополнительно включена с 3 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 167-ФЗ)

2. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.

3. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

4. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

5. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает требования к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства, необходимым для исполнения ими должностных обязанностей, примерные дополнительные профессиональные программы для работников органов опеки и попечительства, а также осуществляет разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству и контроль за деятельностью органов опеки и попечительства.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 167-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Положения части 5 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 года N 167-ФЗ), касающиеся требований к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства, применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2014 года, – см. пункт 4 статьи 12 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 167-ФЗ.

Статья 7. Задачи органов опеки и попечительства

1. Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:

1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства

1. К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

Читайте также:
Закон о разделе имущества после развода

6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

11) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 167-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;

(Пункт дополнительно включен с 3 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 167-ФЗ)

13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных;

(Пункт дополнительно включен с 3 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 167-ФЗ)

14) ведение учета опекунов, попечителей в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.

2. Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства наряду с указанными в части 1 настоящей статьи полномочиями.

Федеральный закон Российской Федерации 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

Источник публикации:
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
“Собрание законодательства РФ”, 28.04.2008, № 17, ст. 1755,
“Российская газета”, № 94, 30.04.2008,
“Парламентская газета”, № 31-32, 07.05.2008.
Посмотреть полный текст на официальном интернет-портале правовой информации

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) опека – форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;
2) попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 Гражданского кодекса РФ;
3) подопечный – гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;
4) недееспособный гражданин – гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным ст. 29 Гражданского кодекса РФ;
5) не полностью дееспособный гражданин – несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным ст. 30 Гражданского кодекса РФ.
Статья 6. Органы опеки и попечительства
1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ.
1.1. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта РФ полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.
1.2. Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, ФЗ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ”, ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», иными федеральными законами и законами субъектов РФ.
Статья 7. Задачи органов опеки и попечительства
1. Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:
1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.
Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства
1. К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:
8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству РФ и (или) законодательству субъектов РФ или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
2. Федеральными законами и законами субъектов РФ могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства наряду с указанными в части 1 настоящей статьи полномочиями.
Статья 10. Порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями
5. Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.
Статья 15. Права и обязанности опекунов и попечителей
1. Права и обязанности опекунов и попечителей определяются гражданским законодательством. Права и обязанности опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных определяются семейным законодательством.
2. Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.
3. Попечитель может выступать в качестве законного представителя своего подопечного в случаях, предусмотренных федеральным законом. Попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
4. В интересах подопечного орган опеки и попечительства в акте о назначении опекуна или попечителя либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства может указать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе, в том числе может запретить опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного, а также в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя, в том числе такие требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного.

Читайте также:
Закон о размещении рекламы на фасаде здания

Закон об опеке

ОБ ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ к матери, которая получает алименты? Можно ли на основании этого закона требовать с органов опеки отчет о трате алиментов с матери?

Ребенок-инвалид, 2001 года рождения, признан судом недееспособным по заявлению матери. Проживает с матерью. Нужно ли устанавливать опеку, как и где, В законе “Об опеке и попечительстве..” такого не предусматривается. Чем руководствоваться органам опеки?

Описала свою проблему в предыдущем вопросе (одинокая мама хочу изменить отчество маленького ребёнка). Дело в том, что по закону об актах гражд. Сост.-я для детей, не достигших 14 лет нужно разрешение органов опеки (без него, конечно, в ЗАГС откажут, это же закон). Так что сначала всё равно в опеку, а они не хотят отчеством заниматься. Могу ли я ссылаться в заявлении в опеку на статью об имени ГК? Или опека тоже должна дать отказ, потом-в суд.

Может ли опекун обратившись в органы опеки назначить подопечному опекуна на случай своей смерти (по аналогии со ст. 13 закона об опеке)

Может ли опекун обратившись в органы опеки назначить подопечному опекуна на случай своей смерти (по аналогии со ст. 13 закона об опеке)

У меня заключен договор с администрацией. Района о приемной семье в январе 2007 г.

сейчас в связи с выходом нового закона о опеке.”Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ Об опеке и попечительстве.

Опубликовано 30 апреля 2008 г.

Вступает в силу: 1 сентября 2008 г. органы опеки предлагают заключить доп. соглашение об изменении в оплате приемному родителю и о перечислении денег на содержание детей на их счета и т.д т. е пытаются подогнать договор к новому закону. Но меня вполне устраивает существующий договор и что либо менять и доп. олнять в нем я не желаю, как быть подскажите.

Органы опеки и попечительства являются органами местного самоуправления, исполняющими функцию по опеке и попечительству на соответствующей территории. Почему в законе о местном самоуправлении ничего не сказано об органах опеки и попечительства или о компетенции местных органов власти в области опеки и попечительства?

Давайте смоделируем ситуацию. Ребенок родился на территории РФ от иностранных граждан, и ему исполняется 14, а родители все еще иностранные лица, и если ребенка берет в опекунство дядя (который гражданин РФ) , сможет ли он оформить ребенку гражданство в упрощенном порядке?

И действует ли этот закон: ребенок приобретает гражданство в упрощенном порядке если ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ Об опеке и попечительстве (далее – Федеральный закон Об опеке и попечительстве), – по заявлению опекуна или попечителя.

Применим ли закон об опеке и попечительстве к родителям малолетнего ребенка? Спасибо.

Продали квартиру, где собственниками являемся я и моя несовершеннолетняя сестра. Опека дала согласие на продажу доли и на то, чтобы положить деньги на ее счет. Сейчас собираемся покупать квартиру в ипотеку в другом городе, для первого взноса используем обе доли и моей сестры и мои. Опека этого города не дает согласие, мотивируя тем, что нельзя имущество ребенка отдавать в залог банку. Сказали перечитать закон об опеке и попечительстве (то ли 93 го, то ли 95 года). Прочитала закон от 2008 года. Есть такой пункт (глава 4, Статья 19, пункт 5):

Читайте также:
412 закон о межевании с изменениями

5. Имущество подопечного не подлежит передаче в заем, за исключением случая, если возврат займа обеспечен ипотекой (залогом недвижимости).

Прокомментируйте, пожалуйста, правомерны ли действия инспектора опеки. Если правомерны, то возможно ли предоставить в опеку нотариально заверенные гарантии того, что в случае, если мы не выплатим опеку, то вернем ребенку деньги.

Буду признательна за ответ.

Хотим сделать инвентаризацию квартиры для продажи. Данные нужны в органы Опеки и попечительства, т.к.собственниками являются частично нес. летние дети. Можно ли в Опеку предоставить справку об инвентаризации от независимого эксперта? Или обязательно из БТИ? Есть ли закон, который разрешает/запрещает справку в Опеку от незав. Эксперта? Спасибо.

Я являюсь опекуном уже два года, ребенку 5 лет, сегодня пошла в сбербанк снять опекунские но мне отказали, сказали что в июле месяце вышел закон что распоряжение по которому я снимала деньги уже не действительно нужно другое распоряжение об опеке где будет прописано что я имею право снимать опекунские деньги в пределах минимума естественно. Почему Органы опеки не сообщают об изменениях и правда ли вышел такой закон.

Пособие по опеке (входит питание, лечение и т.д.)несовершеннолетним перечисляется на счет опекуна или опекаемого, в связи с изменениями в закон об опеке с 01.01.2015 года?

С какого года действует закон об опёке и попечительстве? При дарении имущества в котором были прописаны дети.

Мы с мужем хотели бы взять ребенка под опеку или в приёмную семью. В чём отличие опеки от приёмной семьи. Можно ли взять, по новому закону об опеки и попечительству, в приёмную семью только одного ребенка. С нами проживает и наш ребенок, 16 лет.

Я-мама двоих несовершеннолетних детей (9 лет, 2 года). Я кто им по закону-опекун или законный представитель? Прочитала очень много и комментариев специалистов, и все равно не пойму: Зачем нам биологическим родителям необходимо получать разрешение от органа опеки и попечительства на продажу собственности детей (моих детей по крови как говорится). Что это? опять проволочка в законодательстве? Кто то пишет, что в принципе к нам – родителям (добросовестных, не имеющих никаких ограничений в родительских правах) Закон Об опеке и попечительстве не относится, дескать это понятия назначаемые, а мы по рождению представители несовершеннолетних? Что об этом говорит закон и судебная практика?

Прав ли банк требуя разрешение органов опеки на снятие со счёта ребёнка пенсии по потери кормильца /отца/? Банк ссылается на ст.37 ГК РФ и закон об опеке и почве, но в этих документах речь об опекунах, а не о законных родителях. Таким образом нарушаются права родителя и ребёнка по семейному кодексу, я мать, а не назначенный органами опекун.

Согласно 48 закона ” Об опеке и попечительстве” при отчуждении недвижимости у недееспособного необходимо провести рыночную оценку недвижимости, а согласно закона 135 ” Об оценочной деятельности” и ФСО № 1 предусматривает, что величина рыночной стоимости объекта оценка, за исключением кадастровой, . может быть признана рекомендуемой для совершения сделки, т. е. государственная-кадастровая оценка является по умолчанию приоритетной, что и делает опека, решение принимается по государственной-кадастровой оценке. Законно ли это.

Имеются ли поправки в закон об опеке, вступающие в силу с 1 января 2016 г, касающиеся замены пособия на подопечных алиментами?

В августе 2015 года я оформила предварительную опеку на 11-летнего девочку, дочь моей подруги, у которого умерла мама (единственный родитель). Сейчас собираю документы на постоянную опеку. В законе об опекунстве и попечительстве прописаны виды опеки-безвозмездная и возмездная. Какие условия должны быть, согласно которым заключается со мной договор на возмездную опеку и какими документами это регламентируется?

Я являюсь опекуном недееспособного пожилого человека. Его пенсия и пособии поступали через пенсионный фонд на счет банковской карты опекаемого. Сегодня управление опеки объявило, что теперь выплаты будут поступать только на счет вкладной книжки. Но это тот же самый банковский счет. Объяснения органа опеки ссылались на закон об опеке. Но там нет разделения на вкладной и пластиковый счет. Ведь сейчас в законодательстве есть единое понятие-банковский счет. Законны ли действия местного органа опеки-большое спасибо?

В последней редакции закона об опеке не уточнено, можно ли вернуть человека, признанного недееспособным и находящегося в психоневрологическом интернате, в домашние условия. Значит ли это, что он не имеет права ни на проживание в обществе, ни на возврат домой под опеку родственников. И его дорога – только погост.

Совершеннолетняя дочь-инвалид признана судом недееспособной. Сейчас я начала проходить процедуру оформления над ней опеки. В УСЗН в отделе опеки и попечительства сказали, что придут описывать имущество – бытовую технику, мебель. И т.д. как имущество, принадлежащее нуждающегося в опеке. В последствии, в конце года я, как опекун должна буду отчитываться за состояние этого имущества, как переданного мне, как опекуну в управление имущество подопечного. По закону РФ “Об опеке и попечительству” описи подлежит имущество детей или лиц потерявших родителей или опекунов. Я всё зарабатывала сама. Слава Богу, я жива и собираюсь дальше ухаживать за своей дочкой. Девочка всегда была на иждивении, следовательно, никаким имуществом обладать не может. На что я могу опереться, на какой закон, или положение, чтобы избежать этой унизительной для меня процедуры описи имущества и отчёта о его состоянии. У дочери есть имущество: счёт в сбербанке и доля квартиры. Об этом я в отделе опеки заявила.

Читайте также:
Что является газоном по закону

Я сдала документы в опеку так как хочу стать опекуном несовершеннолетних двух детей. Мне сказали, что ждать ответа я должна 30 дней по Закону “Об обращениях граждан”. Но в Законе о опеке расписан срок. ” дня-запросы сделать. 5 раб дней – должны прислать ответ. 3 дня на обследование жил условий и 10 дней от получения ответов выдаётся или заключение или отказ.

Одним словом всё запутанно. Но по моим подсчетам ну не как не больше 17-20 дней. Так сколько по Закону? 30 дней или 20?

Несовершеннолетний ребенок получил наследство в некоторой денежной сумме, для этого был открыт счет в банке, на который эту сумму перевели. Я, как мать, т.е. законный представитель ребенка, хочу снять эту сумму и потратить на нужды ребенка. Но работники банка требуют разрешение на снятие денежных средств от органов опеки и попечительства, а органы опеки требуют отчет о произведенных расходах в течение месяца. Правомерны ли их действия? Если да, то какую сумму можно снимать без разрешения органов опеки и без предоставления отчета о расходах? Применима ли в моем случае статья 37 ГК РФ для опекунов и попечителей?

Можно ли применять понятия закона об опеке и попечительстве в отношении опекунов и попечителей-к родителям несовершеннолетних детей?

Применимы ли статьи закона для родителей, если речь идет об опекуне или попечителе?

Понимаю, что органы опеки заботятся о средствах детей и расточении их недобросовестными родителями.

Как распоряжаться наследственными деньгами детей добросовестным родителям? Можно ли снимать деньги без разрешения органов опеки и отчета, на какие законы ссылаться.?

ФЗ об опеке и попечительстве в редакции 2022 года

Закон об органах опеки и попечительства РФ был принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года, а одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года. Последние изменения в нем произошли 29 июля 2017 года.

ФЗ «Опека и попечительство» имеет 8 глав и 32 статьи. Он регулирует и контролирует правоотношения между лицами, осуществляющими или прекратившими опеку над несовершеннолетними или недееспособными гражданами.

Также этот закон регламентирует процессы опеки, контролирует попечительские организации и регламентирует права, обязанности и ответственность сторон.

Краткое содержание закона об опекунстве в РФ:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Оформлены цели, задачи и сфера, на которую распространяются положения закона. Дан список терминов и понятий, используемых в законе и их определения. Оформлены другие законы, нормативы и акты, влияющие на описываемую область, даны задачи государства для улучшений и реализации. Описаны принципы работы, основные процессы и меры гос. регулирования опеки и попечительства;
  • В главе второй прописаны обязательства, полномочия, права и задачи органов опеки и попечительства;
  • В главе номер три оформлены статусы и категории лиц, имеющих право на опекунство. Описано по какому порядку определяются и назначаются опекунами разные категории лиц в различных случаях. Описаны права опекунов и попечителей и даны списки безвозмездных и возмездных обязанностей;
  • В четвертой гл. оформлена информация об имуществе подопечных. Имеют ли они имущественные права, на какие объекты они распространяются, каким образом происходит охрана этих объектов. Особенности и нюансы распоряжения подопечными собственным имуществом. Описано доверительное управление имуществом подопечных и способы контроля органов за этой областью;
  • В гл. пять даны списки обязанностей, ответственности и контроля за опекунами и органами опеки. Описан процесс надзора, отчетность и ответственность за нарушения закона опекунами и попечителями. Как происходит контроль деятельности органов, ответственность сотрудников органов опеки и т. д.;
  • В шестой оформлено прекращение опеки и попечительства над гражданином, процессы, способы и нюансы. Дан список оснований для прекращения и возможные последствия принятия такого решения;
  • В седьмой описаны виды и категории поддержки государства опекунов и органов опеки;
  • В восьмой главе описаны заключительные и дополнительные условия, требования и положения закона.

Кроме настоящего Федерального закона, сфера опекунства и попечительства регулируется другими нормативами, Федеральными законами и Гражданским Кодексом Российской Федерации.

  • Совместная опека над ребенком после развода: кто является опекуном после развода
  • Как оформить опекунство над инвалидом 2 группы: льготы опекунам
  • Как отказаться от опекунства над несовершеннолетним ребенком: последствия отказа
  • Как опекун может распоряжаться средствами подопечного
  • Временная опека над ребенком: как оформить, документы
  • 423 Постановление Правительства об опеке и попечительстве в редакции 2022 года
  • Предварительный договор купли продажи квартиры для опеки: образец 2022 года

Последние поправки

Последние изменения в законе об опеке произошли 29 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 220. Изменения произошли в ст.

13 ФЗ 48, в части 2. В этой статье написано, что родители могут на время назначить ребенку опекуна, если считают, что в определенный период не смогут выполнять свои обязанности. Согласно изменениям, в случаях, если один из родителей ребенка или оба знают о приближении своей смерти, они могут подать в органы опеки заявление о назначении ребенку опекуна после их смерти.

Опекун может быть выбран родителями и должен быть уведомлен об их решении. Родители могут изменить свое решение, подав повторное заявление с оформленными изменениями.

Такое заявление обязательно должно быть подписано и датировано. Подпись должна быть удостоверена руководителем органов опеки или другим лицом с похожим статусом.

Согласно 1 статье описываемого закона, он регулирует сферу назначения опекунов и попечителей соответствующими органами. Этот закон регулирует их правоотношения.

В статье 9 написано, что все обязанности и полномочия органов опеки регулируются 35 статьей Гражданского Кодекса РФ. В случае, если подопечный переехал в новое жилье, орган опеки в течение трех дней направляет его дело в орган опеки на территории нового места жительства подопечного.

Полномочия новый орган опеки по делу подопечного получает в момент приемки личного дела.

В ст. 12 описана предварительная опека. В случаях когда несовершеннолетнему лицу срочно необходимо назначить опекуна, органы имеют право назначить временное лицо предварительно, до момента нахождения постоянного опекуна. Предварительное лицо обязательно должно быть совершеннолетним и дееспособным.

В ст. 15 ФЗ 48 перечислены права и обязанности опекунов и попечителей.

Согласно этой статье, их права и обязанности относятся к семейному законодательству РФ. Они считаются полноправными и законными представителями своих подопечных.

В специальных случаях, органы прописывают в договоре определенные действия и меры, которые может использовать попечитель для защиты интересов или на благо подопечного. Такие лица обязаны отчитываться о серьезных переменах перед органами, как смена места жительства и т.

д. Попечителям предоставляется любая медицинская, юридическая, социальная или педагогическая помощь.

Согласно 20 статье, имущество подопечного не подлежит отчуждению, однако существуют исключения:

  • Принудительное взыскание на законных основаниях;
  • Отчуждение недвижимости в интересах владельца;
  • Отчуждение имущества или недвижимости по договору ренты, но только в случаях выгоды подопечного;
  • Отчуждение жилой квартиры в случаях переезда;
  • Отчуждение имущества или недвижимости по договору мены, но только в случаях выгоды подопечного.

Чтобы осуществить отчуждение любого имущества, принадлежащего подопечному, нужно получить специальное разрешение от органов опеки и попечительства. Лицо, совершившее отчуждение без разрешения будет нести ответственность согласно статье 21 настоящего закона.

В статье 25 описана отчетность кураторов перед органами. Ежегодно 1 февраля опекун предоставляет в органы отчет о произошедших чрезвычайных ситуациях, о распределении и хранении имущества подопечного.

В предоставляемом отчете обязательна информация о хранении имущества, о доходах и расходах при отчуждении, приобретении нового имущества. К отчету прилагается сопутствующая документация в виде чеков, квитанций и бланков.

Отчет подписывается руководителем органов попечительства. Все отчеты хранятся в личном деле подопечного, при изменениях руководитель органов вносит измененную информацию в личное дело.

Согласно 29 статье опека прекращается в случаях:

  • Смерти одной из сторон;
  • Оформленных в статье 40 ГК РФ;
  • Освобождения от обязанностей опекуна;
  • Когда в акте о попечительстве окончился срок.

Опекуны могут быть освобождены от своих обязанностей по собственной инициативе. Органы могут отстранить опекуна только если он некачественно выполняет свои обязанности, нарушает закон, нарушает права подопечного.

Полезно также ознакомиться с ФЗ 166 в последней редакции. Подробности по ссылке:

Текст действующей редакции закона

Скачать Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» можно по ссылке.

Про ФЗ Об опеке и попечительстве в 2022 году

Вся деятельность, права и обязанности попечителей, контролирующих органов регулируются ФЗ №48. При этом данный законопроект претерпевает постоянные изменения, которые необходимы из-за перемен жизненных реалий.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

В любом случае гражданам, желающим взять под опеку малолетнего ребенка или усыновить его, изначально следует изучить ФЗ «Об опеке и попечительстве» и касающиеся его изменения в 2022 году.

Общее содержание закона

Состоит закон из 32 статей и 8 глав, в которых описаны:

  • общие моменты;
  • права и обязанности опекунов;
  • правовой статус данных лиц, а также нюансы их назначения;
  • ответственность опекунов и сотрудников, выполняющих контроль;
  • защита имущества подопечных;
  • аннулирование полномочий;
  • вступление закона в силу;
  • господдержка.

С главами и пояснениями, а также общими моментами – что несет в себе проект, основное его назначение и прочие нюансы лучше ознакомиться до вступления в правоотношения, в которых одним из участников станет малолетний или недееспособный гражданин РФ.

Закон дает объяснения основным терминам, используемым в нем с указанием на статус каждого действующего лица:

Опекун Лицо, в котором нуждаются граждане недееспособные и младше 14 лет, он обязан блюсти их интересы и действовать согласно их потребностям
Попечитель Наделен такими же правами, как и опекун, однако он необходим подросткам до 18 лет, а также лицам, которые частично недееспособны
Подопечный Гражданин, нуждающийся в попечителе или опекуне, которых назначает опекунский совет
Недееспособный гражданин Полностью или частично лишен здравого рассуждения из-за расстройств психики, его статус можно закрепить только в судебном порядке, если человек прошел реабилитацию и выздоровел или наметились улучшения, влекущие восстановление дееспособности, ООП повторно подает дело в суд

При этом все правоотношения, которые возникают между участниками процесса, регулируются ГК РФ. Процесс опеки регулируется Семейным Кодексом, а аннулирование попечительства происходит согласно закону 48.

В законе также прописаны права и обязанности представителей контролирующих органов, которые должны действовать в интересах опекаемых, гарантировать им хорошие условия проживания и полное обеспечение. Они вправе контролировать действия опекунов и при необходимости своевременно реагировать.

Функции попечительских советов

Органы опеки обязаны решать такие задачи:

  • защита интересов малолетних и недееспособных граждан;
  • беречь в сохранности имущество этих граждан;
  • контролировать действия опекунов и попечителей, а также специализированных домов.

Кроме этого они наделены большим списком полномочий, которые обязаны применять в своей деятельности:

  • устанавливать опеку или попечительство и искать для выполнения этих задач благонадежных граждан;
  • следить за деятельностью опекунов и специализированных домов, а также своевременно устранять их от исполнения обязанностей;
  • обращаться в суд с ходатайством о восстановлении дееспособности или ее лишения;
  • контролировать правоспособность всех сделок между участниками процесса, а также оформлять имущество в доверительное управление опекунами, любое из данных действий должно совершаться с соблюдением норм ГК РФ;
  • защищать подопечного от преступлений со стороны опекунов;
  • давать согласие на отдельное проживание от опекунов детям старше 16 лет;
  • обучать будущих попечителей и подготавливать их соответствующим образом, помогать им в дальнейшем, а также контролировать выполнение ими долга.

Кроме этого контролирующие органы тесно сотрудничают с учебными учреждениями, где всегда имеются несовершеннолетние граждане, нуждающиеся в опеке или с медицинским центрами, куда попадают не только новорожденные, но и люди пожилого возраста, брошенные родными.

Порядок установления опекунов и попечителей

Дают разрешение на опеку или попечительство уполномоченные органы. Принимая решение, они оценивают кандидата, который должен быть:

  • совершеннолетним и дееспособным;
  • несудимым, не имеющим за плечами неснятую или не погашенную судимость за особо тяжкие преступления;
  • кроме этого важно в процессе оформления опеки над несовершеннолетним ребенком, который достиг уже 10-летнего возраста, его письменное согласие.

После соответствия кандидата всем требованиям и одобрения его личности, необходимо выполнить несколько этапов оформления статуса:

Сбор необходимой документации для подачи в органы опеки по месту жительства опекуна:

Подача документов в органы попечительства и прохождение проверки:

Важно! Все действия и решения компетентных органов должны выполниться на основании Постановления Правительства РФ от 2009 года за № 423, в котором четко указаны правила подбора и учета и подготовки граждан, желающих проявить заботу о нуждающихся людях.

Права опекаемых

Граждане, находящиеся под опекой установленных органами лиц, вправе иметь все необходимое для жизни. Государство их всячески поддерживает, обеспечивая финансовой поддержкой, проявляет контроль над опекунами и их доходами, гарантирует защиту прав, медицинское обслуживание и надлежащие условия проживания.

Дети, которые находятся под охраной государства вправе получить бесплатное образование и достойную работу. Кроме этого для них гарантирована сохранность имущества – опекун не вправе претендовать на наследство опекаемого, как и тот не сможет притязать на имущество опекуна.

Чтобы имущество несовершеннолетних или недееспособных лиц осталось в сохранности — оно описывается представителями ООП в присутствии свидетелей, далее опись подписывается всеми сторонами. Составлена она должна быть в 2-х экземплярах, по одному для совета и опекуна.

По договору доверительного правления — имущество подопечного может передаваться в руки третьих лиц во благо опекаемого, если в их действиях будет состав неправомерных действий, опекун вправе расторгнуть соглашение в одностороннем порядке.

Важно! Использовать имущество – денежные средства подопечного или закладывать недвижимость в залог попечитель сможет только после получения официального согласия от государственных органов, при этом все действия должны совершаться во благо владельца имущества.

Основные положения федерального закона об опеке и попечительстве

Автор: admin 13 Февраль 2017

Федеральный закон №48 ФЗ Об опеке и попечительстве был принят в 2008 году. Его целью является регулировка отношений между опекаемыми и опекунами. В 2015 году в закон были внесены поправки, четко обозначающие, кто может претендовать на опекунский уход и как его организовывают.

Общие положения закона

ФЗ об опеке и попечительстве дает понятие, как оформляется опека, каким образом протекает уход за опекаемыми. Все требования по уходу за опекаемыми относятся и к учреждениям, в которых содержатся люди, требующие ухода.

Опека назначается для детей, не достигших 14 лет, а также она может быть установлена судом для недееспособных граждан. Опекуны выступают в интересах своих подопечных и защищают их юридические права.

Попечительство назначается для детей старше 14 лет и до достижения ими совершеннолетия, 18 лет, а также недееспособному человеку. Попечитель контролирует действия подопечного, контролирует совершенные им сделки.

Если устанавливается опекунство над иностранным гражданином, в таком случае применяются нормы международного права.

В компетенцию государственных органов, отвечающих за контроль над опекой и попечительством, входят:

  1. Обеспечить опекой тех людей, которые в ней нуждаются;
  2. Оказывать правозащитные действия;
  3. Гарантировать достойный уровень проживания людей, находящихся под опекой;
  4. Контроль за выполнением обязанностей опекунов;
  5. Осуществлять поддержку граждан, отвечающих за опекаемыми.

Функция органов опеки и попечительства

Надзор за подопечными согласно законодательству ведут органы попечительства. Данные органы оказывают помощь попечителям в получении образования, медицинской помощи.

Для подбора опекунов сотрудники органов опеки могут обратиться к местным органам самоуправления. Дошкольные и школьные учреждения пользуются полномочиями попечительских органов для обнаружения детей, которые нуждаются в уходе. Эти организации в праве самостоятельно искать опекунов и проводить с ними обучение.

Согласно федеральному закону органы опеки и попечительства выполняют следующие функции:

  1. Оказывают правозащитные действия, как опекаемым гражданам, так и тем, кто осуществляет уход;
  2. Контролирует деятельность по уходу социальных приютов и отдельных граждан;
  3. Надзор за правильным и законным использованием имущества подопечного.

Представители попечительских органов имеют право на:

  • Обнаружение людей, которым необходима опека;
  • Обращение в суд для признания гражданина недееспособным;
  • Оформление опекунского и попечительского ухода;
  • Предоставление разрешения на совершение сделок между опекунами и их подопечными;
  • Защищать права опекуемого в суде, если за ним не осуществляется должный уход;
  • Подготовка опекунов, ведение реестра, подсчет;
  • Поддержка человека, который осуществляет уход.

Граждане опекуны вправе обратиться в суд, если у них возникли разногласия с органами опеки.

Права и особенности назначения опекунов и попечителей

ФЗ №48 регулирует права и обязанности граждан, осуществляющих опеку. На роль опекунов рассматривают в первую очередь близких родственников. Уход может осуществлять только один человек. Исключение составляют только те случаи, когда под опеку попадают сразу несколько человек, например, братья и сестры.

Для того, чтобы найти опекуна выделяется месяц. Если за этот период человек не находится, то функцию уходя берет на себя попечительский орган по месту жительства.

Отношения между опекуном и опекаемым оформляются в виде акта. При оформлении документов должны быть закреплены правила, которые запрещают определенные действия.

По закону опека осуществляется бесплатно. Не имеют право граждане, осуществляющие уход, претендовать на имущество подопечных. Распоряжаться им они имеют право только с разрешения органов опеки.

Федеральный закон об опеке и попечительстве призван защищать интересы обеих сторон, назначать органы, контролирующие данный вид деятельности.

Как приватизировать служебную квартиру

Одним из условий заключения трудового договора между организацией и сотрудником может являться предоставление последнему служебной жилплощади. Как правило, квадратные метры выдаются на период работы и после увольнения работник обязан покинуть помещение. Терять обжитое гнездышко не хочется никому, особенно когда некуда переезжать. Поэтому многих интересует вопрос, можно ли путем приватизации сохранить за собой служебную квартиру, если да, то как это правильно сделать? Давайте разбираться.

Новый закон о приватизации ведомственного жилья

Служебными являются жилые помещения, представляемые служащим организаций на основании договоров найма.

Жилье бывает двух видов:

  • которое принадлежит непосредственно предприятию;
  • которое принадлежит государству, а предприятие только управляет им (ведомственное).

В первом случае решение о возможности или невозможности приватизации принимает руководство предприятия единолично, во втором – работодатель будет являться лишь посредником между вами и фактическим владельцем, поэтому согласие будет получить намного сложнее.

Согласно действующему законодательству, по окончанию действия договора, квартиранты должны добровольно покинуть помещение.

Исключение составляют:

  • близкие родственники погибших или пропавших без вести сотрудников МЧС, МВД и прочих силовых структур;
  • близкие родственники сотрудников погибших на при выполнении трудовых обязанностей на территории работодателя;
  • граждане, вышедшие на пенсию по старости во время работы на предприятии, предоставившем квартиру;
  • инвалиды первой и второй группы, потерявшие трудоспособность по вине работодателя;
  • малоимущие.

Эти категории не могут быть выселены из ведомственного жилья даже принудительно, правда и приватизировать его без согласия владельца они не смогут.

Можно ли служебную квартиру приватизировать?

По статистике, предоставленной сотрудниками спецфонда РФ, видно, что приватизация служебного жилья осуществляется очень редко, но при наличии веских оснований перевести в собственность его все-таки можно.

Претендовать на служебные квартиры могут только сотрудники, которые долгое время проработали в организации, предоставившей им крышу над головой.

Причем, согласно действующему законодательству, приватизации подлежит только муниципальное или государственное жилье. Поэтому прежде чем начинать процедуру, необходимо, заручившись согласием владельца жилой недвижимости, перевести ее из «служебной» в «муниципальную».

Основания

Главным основанием приватизации является договор найма, который обязательно должен быть иметь сотрудник. Кроме того, лица, которые не связаны официально оформленными трудовыми обязательствами с предприятием-владельцем, не смогут начать переоформление жилья, принадлежащего спецфонду, в частную собственность.

Итак, приватизация станет возможна, если:

  • у вас на руках есть договор найма служебного помещения;
  • собственник жилья (ведомство, предприятие, учреждение) не против;
  • стаж работы на данном предприятии – 10 и более лет;
  • длительность фактического проживания в квартире – 10 и более лет;
  • ранее вы не участвовали в бесплатной приватизации.

Если, кроме согласия владельца, все условия выполняются, вы в любой имеете право обратиться с соответствующим заявлением к работодателю и, если он разрешит (что происходит крайне редко), приступать к осуществлению процедуры.

Кто имеет право

Право на приватизации возникает у людей, проработавших 10 и более лет в одной из следующих сфер:

  • бюджетной (врачи, учителя, депутаты и другие);
  • силовом ведомстве (сотрудники МЧС, ФСБ, МВД);
  • на государственной службе (судьи, таможенники);
  • сельскохозяйственной или природоохранительной (рыбаки, лесники и т.д.).

Преимуществом обладают узкопрофильные специалисты, которым стараются создать все условия для увеличения продуктивности деятельности, поэтому эти люди могут приватизировать служебную квартиру уже спустя 5 лет работы на предприятии ее выдавшем.

Так государственные учреждения пытаются осуществить привлечение ценных перспективных кадров на работу в регионах.

Договор найма служебного помещения

Въехать на ПМЖ в специализированное жилье может только официально оформленный сотрудник и только после подписания договора найма служебного помещений (ордера). Это единственный документ, на основании которого у работника и его семьи возникает право на проживание в служебной квартире.

Договор найма должен обязательно иметь письменную форму, устные договоренности о предоставлении жилья не имеют юридической силы. Все подобные документы являются срочными, поэтому в них обязательно должен быть указан период действия (либо конкретная дата, либо период пока гражданин работает на предприятии).

По истечению срока, работник и его семья должны выехать из занимаемой жилплощади, если в условиях не указано иное.

Договор найма должен обязательно содержать информацию:

  • о предмете найма (адрес, общая площадь и другие технические характеристики жилья)
  • о правах и обязанностях сторон
  • о количестве жильцов (наниматель полюс все члены его семьи, в том числе и родившиеся в данной квартире).
  • о сроках договора и основаниях для его прекращения.

Ненадлежащее исполнение условий договора найма сотрудникам или членами его семьи дает работодателю право на досрочное расторжение соглашения в одностороннем порядке и выставления квартирантам требования о выселении.

Порядок и процедура приватизации служебного жилья, квартиры

Приватизация служебного жилья должна начинаться с его перевода из специального в муниципального, поэтому прежде всего необходимо заручиться согласием владельца квартиры.

Если руководство предприятия не желает удовлетворять требования сотрудника (что логично — редко кто готов просто так добровольно расстаться с недвижимостью) последний может попробовать получить разрешение на приватизацию в судебном порядке (шансы небольшие, но при наличии веских оснований они все-таки есть).

Порядок

Если вы решили переоформить в собственность служебную квартиру запаситесь терпением и начинайте действовать в следующем порядке:

  • Шаг 1. Получаем разрешение у владельца жилья;
  • Шаг 2. Меняем статус квартиры со «специального» на «муниципальный»;
  • Шаг 3. Подготавливаем техническую и кадастровую документации на объект недвижимости;
  • Шаг 4. Составляем запрос и передаем его непосредственно в местную администрацию или через сотрудников ГБУ «Мои документы»;
  • Шаг 5. Обращаемся в Росреестр для переоформления прав собственности и получения свидетельства.

После того, как служебная квартира будет переведена в муниципальную согбенность, приватизация будет осуществляться в общем порядке.

Процедура

Перевод служебного жилья в частную собственность процесс сложный и энергозатратный, поэтому к каждому этапу следует максимально внимательно и ответственно.

№ пп Порядок действий Комментарии
1 Изменяем статус жилплощади Без этого в 2022 году приватизировать служебную квартиру не получится, поэтому попытайтесь убедить работодателя, что жилье вам жизненно необходимо и вы честно отработали его за 10 и более лет. Как правило, если предприятие дает добро на перевод, оно самостоятельно осуществляет эту процедуру, поэтому от работника требуется только соответствующее заявление.
2 Обращаемся в местную администрацию После того, как работодатель завершит смену статуса и квадратные метры, на которых по договору найма проживает сотрудник, станут собственностью муниципалитета, можно составлять заявление о приватизации и обращаться с ним в администрацию населенного пункта.
3 Ожидаем рассмотрения заявки После подачи заявления в течение нескольких недель сотрудниками мэрии будет осуществляться проверка вашего права на бесплатную приватизацию указанного жилого помещения. В случае положительного вердикта, последует распоряжение о приватизации.
4 Заключаем договор Договор о приватизации должны подписывать все лица, прописанные в квартире, если хотя бы один жилец (не обязательно основной наниматель) против, перевести жилье в собственность не получится. Если же человек не против приватизации, как таковой, но не желает в ней участвовать, он должен выразить свой отказ в письменном виде и заверить у нотариуса. Как только все подготовительные моменты будут урегулированы, наниматель и все члены его семьи должны будут явиться в мэрию для заключения договора.
5 Оформляем документы в Росреестре Последний, но не менее важный этап, во время которого необходимо подтвердить право собственности в Кадастровой палате. Для этого также составляются заявления (по одному от каждого участника приватизации), к ним прикладывается необходимый пакет документов и сдается на рассмотрение. Как только регистрация объекта будет завершена необходимо снова явиться в Росреестр для получения на руки выписки из ЕГРН. Этот документ будет служить официальным правоустанавливающим документом на квартиру (до 2016 года на руки выдавалось еще и свидетельство о праве собственности, сейчас его отменили).

Заявление

В заявлении на приватизацию (для администрации) следует обязательно указать:

  • полное наименование регистрирующего органа;
  • фамилию, имя, отчество заявится и его паспортные данные;
  • контактные данные заявителя (адрес, телефон);
  • характеристики жилья и его точный адрес;
  • просьбу на разрешение приватизации квартиры, которая из служебной была успешно переведена в муниципальную;
  • количество проживающих.

Необходимые документы

Чтобы осуществить перевод жилья в муниципальную собственность и потом его приватизировать, вам потребуются следующие документы:

  • заявление о смене статуса жилья (в адрес работодателя);
  • локальный документ о том, что служебное жилое помещение переведено в муниципальное (выдается работодателем);
  • по одному заявлению о приватизации или отказы от каждого жильца квартиры (для местной администрации);
  • паспорта всех участников;
  • выписка из домовой/поквартирной книги (расширенный вариант);
  • справки о том, что ранее никто из жильцов ранее не участвовал в приватизации в совершеннолетнем возрасте;
  • выписка из ЕГРН об имеющихся в собственности у заявителей других объектов жилой недвижимости;
  • договор найма;
  • кадастровая документация (технический план, паспорт жилья).

Это примерный список документов, в некоторых случаях сотрудники администрации или росрестра могут потребовать дополнительные справки, например, согласие на приватизацию жилья от органа опеки и попечительства.

Расходы

Сама приватизация осуществляется государством бесплатно, то есть за ведомственное жилье платить ничего не придется, а вот работа сотрудников госучреждений должна быть оплачена в строго определенном размере:

  • госпошлина за приватизацию жилья в местной администрации – 2000 рублей на человека;
  • выписка из ЕГРН – 200 рублей за каждого;
  • проведение кадастровых работ от 10000 рублей;
  • выдача технического плана жилья – 1000 рублей;
  • услуги нотариуса – по прейскуранту конторы.

Сроки

После того, как Правительство сделало приватизацию бессрочной, необходимость в спешке отпала, теперь можно переоформить квартиру в любое удобное время.

Но имейте в виду, что продать, подарить, обменять и произвести другие операции вы сможете только с собственным жильем, а примерный срок приватизации служебных квартир 5-6 месяцев, при условии, что никаких проблем с получением согласия на будет и все обойдется без суда.

Поэтому лучше урегулировать все вопросы по смене статуса жилья заблаговременно, а именно:

  • ведомство будет рассматривать заявления 2 месяца;
  • согласовываться перевод будет еще 15-30 дней;
  • месяц уйдет на рассмотрение заявления в администрации;
  • 14 дней права собственности будут регистрироваться в Росреестре.

Причины обращения в суд.

Главная причина обращения в суд при осуществлении приватизации служебных квартир – несогласие работодателя расставаться с собственной недвижимостью и переводить ее из спецфонда на баланс муниципалитета.

Как показывает судебная практика, в большинстве случаев, судьи при рассмотрении подобных дел становятся на строну владельцев жилья. Поэтому если вы понимаете, что серьезных оснований для сохранения за собой прав на недвижимое имущество по окончанию действия договора найма служебного помещения у вас нет, можете даже не пытаться судиться с работодателем.

Судебная практика

При рассмотрении подобных дел первое, что требуют суды – получение согласия на приватизацию от владельца квартиры. Законом запрещено какими-либо способами принуждать государственные учреждения принятию того или иного решения, поэтому суды в данном случае бессильны.

Пример. В Калининский районный суд Санкт-Петербурга поступило исковое заявление от Короткова А.А. в отношении силового ведомства в котором мужчина нес службу. Спустя 8 лет проживания в служебном жилье Коротков решил его приватизировать и написал соответствующее заявление на имя начальника УМВД России по Калининскому району Санкт-Петербурга. Ведомство проигнорировало запрос, никакого ответа истец так и не дождался, поэтому спустя два месяца после подачи заявления начальнику УМВД, обратился с аналогичным заявлением в суд. Коротков попросил о переводе ведомственного жилья на баланс муниципалитета для его последующей приватизации. После рассмотрения заявления суд отказал в удовлетворении иска, объяснив свое решение отсутствием согласия от ведомства и недостаточным сроком службы истца (менее 10 лет).

Если же согласие от работодателя получено, жилье успешно переведено в муниципальное, а местная администрация после рассмотрения заявления отказала в приватизации, в судебном порядке отстоять свое право на приватизацию будет возможно, но только при наличии достаточно веских аргументов.

Если у вас есть вопросы о том, как можно приватизировать служебную квартиру, то обратитесь к юристам нашего сайта, они смогут бесплатно проконсультировать вас в конкретной ситуации.

Вообще процесс переоформления в собственность служебной квартиры очень сложен. Именно поэтому необходимо воспользоваться услугами грамотного юриста, который сможет:

  • урегулировать спор в досудебном порядке;
  • собрать все необходимые документы;
  • составить исковое заявление;
  • представить ваши интересы в суде;
  • принести жалобы на решение суда;
  • заключить договор о приватизации;
  • составить заявление о приватизации;
  • получить свидетельства о регистрации права.

  • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
  • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

Как приватизировать квартиру

1. При каких условиях можно приватизировать квартиру?

Если вы хотите приватизировать квартиру, проверьте, отвечает ли ваша ситуация следующим требованиям:

  • вы гражданин Российской Федерации;
  • вы занимаете жилое помещение на условиях социального найма;
  • занимаемое вами жилое помещение является собственностью города Москвы;
  • вы никогда прежде не использовали право на участие в приватизации на территории Российской Федерации (это правило не распространяется на тех, кто стал собственником жилого помещения в порядке его приватизации, не достигнув совершеннолетия);
  • у вас есть согласие на приватизацию жилого помещения всех имеющих право на приватизацию этого жилого помещения совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

2. Какие документы нужны для приватизации квартиры?

  • запрос (заявление) о предоставлении государственной услуги — может быть оформлен сотрудником центра «Мои документы» во время обращения (либо вы можете заранее подготовить его, скачав бланк);
  • документ , удостоверяющий личность заявителя;
  • документ, удостоверяющий личность, — для всех членов семьи заявителя, лиц, зарегистрированных в приватизируемом жилом помещении, лиц, имеющих право пользования этим помещением на условиях социального найма, достигших 14-летнего возраста;
  • документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, членов семьи заявителя, лиц, зарегистрированных в приватизируемом жилом помещении, лиц, имеющих право пользования данным помещением на условиях социального найма, достигших 14-летнего возраста (если документы подает представитель);
  • документ, подтверждающий полномочия представителя (нотариально удостоверенная доверенность);
  • договор социального найма на приватизируемое жилое помещение — экземпляр заявителя (за исключением случаев утери договора социального найма);
  • ордер на приватизируемое жилое помещение или выписка из распоряжения органа исполнительной власти (при наличии у заявителя); в случае утери ордера — копия распоряжения органа исполнительной власти, выданная органами, уполномоченными на предоставление сведений из Архивного фонда Российской Федерации;
  • свидетельство о рождении или документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный в установленном порядке (в случае рождения ребенка на территории иностранного государства);
  • документ , подтверждающий наличие гражданства Российской Федерации;
  • выписка из домовой книги за период с 21 июля 1991 года до прибытия на это место жительства либо аналогичный документ, ее заменяющий;
  • документ уполномоченного органа, подтверждающий неиспользованное право на участие в приватизации по прежнему месту жительства;
  • документ, подтверждающий полномочия указанного выше органа по выдаче документа, подтверждающего неиспользованное право на участие в приватизации по прежнему месту жительства (копия, заверенная органом, его выдавшим);
  • письменное согласие на приватизацию (или письменный отказ от приватизации) занимаемого жилого помещения заявителя, члена семьи заявителя, иного лица, зарегистрированного в приватизируемом жилом помещении, лица, имеющего право пользования данным помещением на условиях социального найма, достигшего 14-летнего возраста, и/или его законного представителя или лица, уполномоченного в установленном порядке. При этом нотариально удостоверенный письменный отказ от приватизации должен быть оформлен в срок не позднее чем за 30 календарных дней до дня обращения за предоставлением государственной услуги.

Обратите внимание: в ряде случаев (в зависимости от конкретных обстоятельств вашей жизни) могут понадобиться дополнительные документы .

3. Куда нужно подавать документы?

Вы можете подать документы:

  • онлайн на официальном сайте Мэра Москвы mos.ru. Подать документы онлайн вы можете только в том случае, если проживаете один или если ваша семья отвечает следующим требованиям:

— в составе семьи только совершеннолетние, которые с 21 июля 1991 года либо с рождения проживают на законных основаниях в городе Москве;

— в составе семьи нет совершеннолетних недееспособных, сирот;

Обратите внимание: представитель заявителя может подать документы только лично. Статус вашего обращения вы можете проверить на mos.ru. Для этого необходимо знать номер обращения.

4. Когда будет готово решение о приватизации?

После того как ваш запрос будет зарегистрирован, в течение 46 рабочих дней вы получите один из следующих документов:

  • договор передачи с отметкой о государственной регистрации перехода права собственности на приватизируемое жилое помещение — выдается на бумажном носителе лично в центре госуслуг «Мои документы»;
  • решение об отказе в предоставлении государственной услуги — выдается на бумажном носителе лично, посредством почтового отправления либо направляется в электронной форме в личный кабинет пользователя на mos.ru.

Если вы подавали документы в электронном виде и если решение о приватизации положительное, в момент подписания договора передачи вам необходимо будет предоставить следующие документы:

  • договор социального найма на приватизируемое жилое помещение;
  • ордер или выписку из распоряжения органа исполнительной власти;
  • нотариально удостоверенные документы, скан-копии которых были прикреплены к электронному запросу.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: