275 федеральный закон: краткое содержание

Государственный оборонный заказ-2020: комментарий к закону 275-ФЗ

ФЗ-275 регулирует сферу исполнения оборонного заказа. Он предусматривает использование собственной системы терминов и понятий, устанавливает нормы, по которым осуществляется формирование, размещение и выполнение заказа, а также вводит обязательность госконтроля, основания и условия проведения проверок контролирующего органа. Закон в 2022 году претерпел серьезные изменения.

Общие положения

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 275 от 29 декабря 2012 года, целью которого, в первую очередь, является упорядочение торгов в Российской Федерации в области государственного оборонного заказа. Закон о гособоронзаказе представляет собой нормативный правовой акт, содержащий правила осуществления закупочных процедур в сфере оборонно-промышленного комплекса, устанавливает отношения между заказчиком и исполнителем.
Итак, гособоронзаказ представляет собой установленные Правительством РФ задания (необходимость) на определенную продукцию, работы или услуги для целей обеспечения безопасности и обороны страны, а также поставку товаров в сфере военного сотрудничества с зарубежными государствами.

Основные понятия

Статьей 3 ФЗ-275 закреплены основные понятия, используемые в указанном нормативном правовом акте. Так, среди лиц, участвующих в процессе гособоронзаказа, Законом названы: заказчик, головной исполнитель, исполнитель.
Заказчиками в сфере гособоронзаказа являются «Росатом», «Роскосмос», а также федеральный орган исполнительной власти. Необходимо обратить внимание на то, что головной исполнитель — это то лицо, с которым у заказчика заключен контракт, при этом исполнитель — лицо, которое входит в состав кооперации головного исполнителя.

Принципы

Среди принципов регулирования цен на товары в рамках оборонного заказа можно выделить следующие:

  • применение антимонопольных мер;
  • прибыльность поставок продукции;
  • рациональность и правомерность затрат исполнителей;
  • общее нормативно-правовое регулирование действий всех участников гособоронзаказа;
  • поощрение к сокращению расходов на поставки товаров;
  • соблюдение равновесия интересов между участниками.

Изменения Закона о государственном оборонном заказе в 2022 году

C 01.01.2019 275-ФЗ применяется с изменениями, внесенными в него Федеральным законом № 263-ФЗ от 29.07.2018. Этим документом пересмотрена терминология нормативного акта. В частности, изменилось значение терминов «уполномоченный банк» и «отдельный счет». Так, ранее уполномоченным банком могла стать только кредитная организация, выбранная головным исполнителем. Теперь же такой статус может получить и банк, определенный Правительством в рамках правил, установленных 275-ФЗ.

Функции отдельного счета пополнены операциями, разрешенными на основании п. 16 ст. 8.4 275-ФЗ, но только после исключения такой кредитной организации из категории уполномоченных банков.

Основные обязанности исполнителя оборонного заказа установлены в ст. 8 275-ФЗ. ФЗ-263 внес в их перечень изменения: в частности, теперь указано, что головной исполнитель обязан предоставлять госзаказчику информацию об исполнении каждого госконтракта. Такая обязанность исполняется головным исполнителем в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ.

Статья 6 закона об оборонном госзаказе также изменена, но уже Федеральным законом № 571-ФЗ от 27.12.2018, вступившим в силу 08.01.2019. Норма дополнена новым правилом. С момента вступления законодательного акта в силу закупки по гособоронзаказу не учитываются, когда заказчик формирует, утверждает и ведет планы закупок и планы-графики в рамках законодательства о контрактной системе по 44-ФЗ.

Уже сформирован законопроект об очередных изменениях в закон об оборонном госзаказе. 26.11.2018 он был опубликован на официальном сайте проектов нормативных актов Министерством обороны. Проект вносит изменения, призванные обеспечить соблюдение принципа целевого расходования средств при выполнении государственного оборонного заказа, и прозрачность операций, осуществляемых головными исполнителями.

Важно отметить, что необходимость изменения законодательства в рассматриваемой нами сфере назрела давно. Первый нормативный правовой акт в данной области был принят в 1995 году. Важным шагом в регулировании гособоронзаказа стало включение указанной сферы в рамки ранее действующего Закона о размещении заказа. Также в 2017 году данный акт подвергался не единожды изменениям.

Итак, какие нововведения включает в себя 275-ФЗ о государственном оборонном заказе-2018?
Необходимо отметить, что изменился предмет регулирования указанного акта (появилась контролирующая функция). Также в рамках ФЗ № 275 теперь осуществляют закупки такие органы власти, как МЧС, ФСБ, МВД, ФСИН.

Кроме того, фз 275 о госзакупках (последняя редакция 2022), содержит следующие нововведения:

  • к основным обязанностям заказчика добавилось информирование об отнесении банка к банкам, которые вправе осуществлять банковское сопровождение в соответствии с требованиями норм ФЗ № 275;
  • норма 8.1 Закона № 275-ФЗ о банковском сопровождении также подпала под изменения. В 2022 года банк должен обладать соответствующей лицензией в целях работы в сфере гособоронзаказа. При принятии Правительством РФ положительного решения банк вносится ЦБ в специальный перечень. В процессе осуществления заказа исполнитель (головной) обязан выбрать из указанного перечня тот банк, который в течение всего времени действия контракта будет осуществлять банковское сопровождение.
Читайте также:
Если не платит алименты: какие законы есть

Особое внимание следует обратить на принятые в 2022 году подзаконные нормативные правовые акты в области гособоронзаказа.

Во-первых, к данным документам относится Постановление Правительства № 353 (от 30.03.2018). Постановление № 353 вступило в силу с 11.04.2018 и закрепило ограничение о недопущении предоставления субсидий лицам, которые были привлечены к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения договора (в случае, если таковая процедура для них являлась обязательной).

Во-вторых, необходимо упомянуть и о Приказе Минфина № 6н (от 15.01.2018). Данный документ начал свое действие с 01.04.2018 и определил порядок предоставления выписок из заключенных контрактов (содержащих сведения, относимые к гостайне).

Важно отметить, что контрольным органом в сфере гособоронзаказа является Федеральная антимонопольная служба. С 2022 года ведомство осуществляет контроль, а также вправе выдавать предписания и накладывать штрафы. При этом по-прежнему функцией контроля наделен департамент по обеспечению государственного оборонного заказа.

Обзор 275-ФЗ о государственном оборонном заказе в 2022 году

Последняя редакция ФЗ 275 о госзакупках — это нормативно-правовой акт, который регулирует сферу гособоронзаказа, с изменениями от 11.08.2020:

  1. ПАО «Промсвязьбанк» признан опорным.
  2. Новые обязанности для заказчика и головного исполнителя.
  3. Новые полномочия для правительства.
  4. Уточнили перечень сведений, которые передает уполномоченный банк в ЕИС ГОЗ.
  5. Ввели требование о зачислении банком процентов за пользование деньгами, которые хранятся на отдельном счете.
  6. Расширили перечень лиц, которые допущены к ЕИС.

А в 2022 году изменений будет не меньше.

Что изменится в 2022 году

Изменения в правила предоставления обеспечения контракта, контроля гособоронзаказа и составления документов исполнителей и другие изменения вступили в силу с мая 2022 года. Сделали краткий обзор нововведений.

На сайте проектов нормативных актов опубликовали законопроект, который изменяет Федеральный закон № 275-ФЗ от 29.12.2012 и дает право исполнителям закрывать отдельный счет после полного выполнения обязательств по контракту.

Такие изменения позволят исполнителю переводить деньги с отдельного счета на расчетный счет и решать за их счет другие производственные задачи, не ожидая окончания выполнения «долгосрочного» госконтракта.

Для реализации нового права на закрытие отдельного счета придется соблюсти такие условия:

  • предоставить в полном объеме отчеты о ходе исполнения контракта, которые соответствуют требованиям к составу и формату по 275-ФЗ. Подробнее: «Готовим отчет по форме 1-ГОЗ: пошаговая инструкция»;
  • предоставить госзаказчику в порядке, который предусмотрен Федеральным законом об оборонном заказе, отчет о полном исполнении контракта;
  • получить на отдельный счет исполнителя от головного исполнителя, исполнителя оплату за продукцию, которая поставлена в объеме по условиям такого контракта, содержащегося в Единой информационной системе государственного оборонного заказа (ЕИС ГОЗ);
  • пройти проверку отчета (отчетов) о ходе исполнения контракта и отчета о полном исполнении контракта по результатам ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по такому контракту, контроль целостности и форматный логический контроль, определенные Минобороны, при передаче такой информации в ЕИС ГОЗ;
  • предоставить заявление в уполномоченный банк о закрытии отдельного счета по такому контракту с подтверждением принятия ЕИС ГОЗ отчета о полном исполнении контракта.

Этим же законопроектом внесли изменения в ст. 3 275-ФЗ и сформулировали новые определения для гособоронзаказа.

Раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности — порядок учета хозяйственных операций, который обеспечивает разделение (обособление) учетных данных (денег и иных ресурсов, используемых при поставке продукции по гособоронзаказу) при исполнении каждого госконтракта, контракта. Устанавливается внутренними документами головного исполнителя, исполнителя с учетом требований правительства.

Отчет о ходе исполнения государственного контракта, отчет о ходе исполнения контракта — информация о результатах финансово-хозяйственной деятельности при поставке продукции по гособоронзаказу, которая предусмотрена госконтрактом, в отношении которого проводится банковское сопровождение (если по 275-ФЗ есть обязанность использовать отдельный счет), и при поставке продукции, которая необходима головному исполнителю, исполнителю для выполнения гособоронзаказа, которая предусмотрена контрактом, в отношении которого проводится банковское сопровождение (если по 275-ФЗ есть обязанность использовать отдельный счет). Эта информация формируется по результатам ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности в ходе исполнения каждого госконтракта и каждого контракта и предоставляется в ЕИС ГОЗ для госзаказчика.

Читайте также:
Обязательно ли межевание земельного участка по закону

Отчет о полном исполнении контракта — информация о полном исполнении контракта, которая формируется по результатам ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по контракту, в отношении которого проводится банковское сопровождение (если по 275-ФЗ есть обязанность использовать отдельный счет). А если есть военное представительство госзаказчика, которое контролирует выполнение контракта, документов, подтверждающих полное исполнение обязательств по поставке предусмотренной таким контрактом продукции. Такая информация предоставляется в ЕИС ГОЗ для госзаказчика.

22.10.2022 Госдума в первом чтении приняла законопроект № 1005078-7 о создании систематизированного каталога товаров и услуг по гособоронзаказу и информационно-аналитической системы сопоставления цен в этой сфере.

Этот законопроект создает правовую основу для работы федеральной̆ системы каталогизации продукции для госнужд и ведения соответствующего каталога. Такая система позволит анализировать показатели, чтобы выявлять взаимозаменяемые, дублирующие или устаревшие изделия.

Этот систематизированный перечень товаров, работ, услуг, поставляемых по гособоронзаказу, который ведется в аналитической системе, будет применяться, в частности, для госрегулирования цен в этой сфере.

Что изменилось в 2022 году

С 11.08.2022 вступили в силу изменения в п. 1 ст. 8.8 275-ФЗ, которые внес Федеральный закон № 283-ФЗ от 31.07.2020. Этот закон расширил перечень лиц, которые допущены к ЕИС, содержащей информацию о расчетах по гособоронзаказу. С этой даты такое право получил Роскосмос.

С 29.02.2022 Федеральный закон № 20-ФЗ от 18.02.2022 уточнил перечень сведений, которые передает уполномоченный банк в ЕИС ГОЗ. Этот закон ввел требование о зачислении уполномоченным банком процентов за пользование деньгами, которые хранятся на отдельном счете, только на тот же отдельный счет.

Эксперты КонсультантПлюс сделали сравнение редакций 275-ФЗ, чтобы наглядно следить за изменениями. Этот документ постоянно обновляется, используйте его бесплатно.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

08.01.2022 вступил в силу Федеральный закон № 517-ФЗ от 27.12.2019. Этим законом уточнили понятие уполномоченного банка. Таким банком считается опорный банк для оборонно-промышленного комплекса (ОПК) или банк, который определен правительством. Правительство еще уполномоченные банки не утвердило, а статусом опорного банка наделили ПАО «Промсвязьбанк», его 100% акций в собственности у России.

Федеральный закон № 517 об изменениях в 275-ФЗ о государственном оборонном заказе 2022 года дополнил основные обязанности госзаказчика. В ст. 7 закона о ГОЗ об обязанностях госзаказчика внесли п. 20 и 21. Теперь госзаказчики обязаны:

  1. Согласовать с головным исполнителем, с которым заключает госконтракт, уполномоченный банк в порядке, который установит правительство. Пока такой порядок не разработан.
  2. Обеспечить заключение госконтрактов на сумму не меньше показателей, которые установит правительство по ч. 9 ст. 6 закона о ГОЗ, банковское сопровождение которых проводит опорный банк для ОПК.

А головных исполнителей обязали согласовывать с госзаказчиками выбор уполномоченного банка и заключать с этим банком договор о банковском сопровождении.

Еще этот закон уточнил полномочия правительства в части определения объемов денежных средств для финансового обеспечения исполнения гособоронзаказа.

Возможные изменения в гособоронзаказе в 2022 году

30.01.2022 на сайте проектов нормативных актов опубликовали законопроект, который одновременно меняет 275-ФЗ и 99-ФЗ о лицензировании. Закон 275-ФЗ о государственном оборонном заказе в новой редакции планируют дополнить ст. 13.1 об особенностях лицензирования разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники. Она будет состоять из двух частей.

В первой части прописали, что лицензирование деятельности по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники производится по нормам Федерального закона 99-ФЗ от 04.05.2011.

А во второй части заложили правило, что в положении о лицензировании деятельности по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники в качестве лицензионных требований могут устанавливаться лицензионные требования, которые направлены на обеспечение:

  • выполнения обязательных требований к оборонной продукции (работам, услугам), которая включается в состав гособоронзаказа по ч. 2 ст. 4 275-ФЗ, и поставляемой по государственному оборонному заказу. Эти требования установлены в рамках ст. 5 Федерального закона № 184-ФЗ от 27.12.2002 ‎о техрегулировании и Федеральным законом № 102-ФЗ от 26.06.2008 об обеспечении единства измерений и распространяются, в том числе, и на средства измерения;
  • выполнения требований и мероприятий по защите гостайны и мероприятий по противодействию иностранным техническим разведкам, если выполнение работ (услуг) связано с использованием сведений, которые относятся к гостайне по закону № 5485-1 ‎от 21.07.1993;
  • выполнения требований, которые предусмотрены п. 2 ст. 9 Федерального закона № 31-ФЗ от 26.02.1997 о мобилизационной подготовке и мобилизации;
  • выполнения требований из нормативных правовых актов, которые приняты для реализации 275-ФЗ, в части готовности соискателя лицензии или лицензиата выполнить гособоронзаказ, в том числе наличие принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий, сооружений, помещений, технической документации, испытательного, технологического оборудования и средств программного обеспечения, которые нужны для выполнения заявленных работ (услуг);
  • соблюдения требований, которые предусмотрены Федеральными законами № 160-ФЗ ‎от 09.07.1999 об иностранных инвестициях в России и 57-ФЗ от 29.04.2008 о порядке иностранного инвестирования в хозяйственные общества, которые имеют стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, если такие инвестиции есть;
  • наличия у соискателя лицензии или лицензиата структурных подразделений, которые обеспечивают контроль качества оборонной продукции (работ, услуг), которая реализуется в рамках гособоронзаказа, и разработки и внедрения для обеспечения качества и безопасности такой продукции (работ, услуг), системы менеджмента качества, как того требуют нормативные документы;
  • наличия у соискателя лицензии или лицензиата военного представительства Минобороны.
Читайте также:
Сколько может длиться командировка по закону

А в ч. 4 ст. 1 99 ФЗ об особенностях лицензирования отдельных сфер деятельности добавят п. 7 о распространении этой нормы на разработку, производство, испытание, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники.

В числе документов, которые прилагают к законопроекту, есть и проект постановления правительства об изменении положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники. Это положение утверждено постановлением правительства № 581 ‎от 13.06.2012.

Скачать законопроект в Word
Скачать проект постановления правительства

26.11.2018 на официальном сайте проектов нормативных актов Министерство обороны опубликовало проект Федерального закона. Он изменяет 275-ФЗ о государственном оборонном заказе. Поправки обеспечат принцип целевого расходования средств для выполнения государственного оборонного заказа и прозрачность операций с такими головными исполнителями. Подробнее об этом — в статье «Изменились правила для гособоронзаказа».

Когда начнут работать кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, ч. 1 ст. 15.28 275-ФЗ изменится. Эти поправки закрепил Федеральный закон № 451-ФЗ от 28.11.2018 с изменениями от 29.07.2019. После вступления в силу изменений дела об обжаловании решений или предписаний контролирующего органа станут подсудны Арбитражному суду, а не подведомственны, как сейчас.

Что изменилось в 2019 году

Собрали в таблицу изменения в 275-ФЗ 2019 года.

Действовала редакция закона о ГОЗ с изменениями, которые внес Федеральный закон № 263-ФЗ от 29.07.2018. Этот закон правил основные понятия гособоронзаказа. В частности, определение «уполномоченный банк», «отдельный счет». Уполномоченным банком становилась не только кредитная организация, которая выбрана головным исполнителем, но и банк, определенный правительством в рамках закона о ГОЗ. А к функциям отдельного счета добавляли операции, которые разрешены по п. 16 ст. 8.4 закона о ГОЗ, после исключения такого банка из категории уполномоченных банков.

Также изменения затронули основные обязанности исполнителя в рамках ст. 8 закона о ГОЗ. В частности, в обязанностях прописали, что головной исполнитель предоставляет госзаказчику информацию об исполнении каждого госконтракта в случаях и порядке, которые установлены правительством.

Вступил в силу Федеральный закон № 571-ФЗ от 27.12.2018. Он изменил ст. 6 закона о государственном оборонном заказе. Эту норму дополняли правилом о том, что закупки по гособоронзаказу не учитываются, когда заказчик формирует, утверждает и ведет планы закупок и планы-графики в рамках законодательства о контрактной системе по 44-ФЗ.

Статьи по теме

Подобрали актуальные статьи и разъяснения по теме закупок в рамках оборонного заказа:

Как менялся закон о гособоронзаказе до 2019 года

Собрали в таблицу хронологию изменений в закон о гособоронзаказе.

159-ФЗ добавил, помимо регулирования правовых отношений, функцию контроля.

Контракт обязали заключать только в письменной форме, в соответствии с п. 7 ст. 3.

Читайте также:
Содержание собак в частном секторе закон РФ

Добавлены понятия кооперации головного исполнителя и исполнителя, уполномоченного банка, сопровождаемой сделки, расчетов по государственному заказу в сфере обороны, отдельного счета и банковского сопровождения сделки, органа финансового мониторинга и идентификатора госконтракта, ЕИС по государственному заказу в сфере обороны, федерального органа в области обороны и контролирующего органа. Также дано определение продукции с длительным технологическим циклом производства.

Участников государственного оборонного заказа и федеральный орган в области обороны наделили правами. До этого у них были только обязанности.

Заключение контракта для хозяйствующего субъекта, который занимает доминирующее положение, стало обязательным. Изменили п. 6.1 ст. 6 275-ФЗ.

В п. 2 ст. 3, помимо госкорпорации «Росатом», в качестве государственного заказчика по оборонному заказу добавлена корпорация «Роскосмос».

Вступил в силу Федеральный закон № 571-ФЗ от 27.12.2018. Он изменил ст. 6 275-ФЗ о государственном оборонном заказе. Эта норма дополняется правилом о том, что закупки по гособоронзаказу не учитываются, когда заказчик формирует, утверждает и ведет планы закупок и планы-графики в рамках законодательства о контрактной системе по 44-ФЗ.

275-ФЗ: понятие, сфера регулирования, принципы, основные понятия

В первую очередь закон 275-ФЗ о государственном оборонном заказе 2022 определяет правовые основы регулирования отношений и контроля в сфере государственного оборонного заказа и принципы и методы, по которым устанавливаются цены на используемую для этого продукцию.

Закон регулирует формирование, размещение и исполнение государственного заказа в сфере обороны, отношения между участниками сделки; устанавливает правила расчетов посредством применения спецсчетов в уполномоченных банках; определяет методы государственного регулирования цен на закупаемую продукцию, полномочия и функции контролирующего органа.

Ст. 3 275-ФЗ для чайников формулирует основные понятия, применяемые для целей государственного оборонного заказа. Помимо прочего, из нее следует, что в процедуре оборонной закупки участвуют три стороны: заказчик, головной исполнитель и исполнитель. Последние две образуют кооперацию. Также здесь раскрываются тезисы, связанные с банковским обслуживанием.

Регулирование цен в рамках закона осуществляется в соответствии с принципами:

  • соблюдения равных прав и норм для всех участников закупки;
  • уменьшения издержек при поставке продукции;
  • получения прибыли при поставке продукции;
  • обоснования затрат головного исполнителя и исполнителя;
  • противодействия коррупции;
  • обеспечения баланса интересов всех участников сделки.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 30.04.2021) “О государственном оборонном заказе” (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.06.2021)

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБОРОННОМ ЗАКАЗЕ

19 декабря 2012 года

26 декабря 2012 года

Судебная практика и законодательство — 275-ФЗ О государственном оборонном заказе

4. Для целей настоящего Порядка применяются понятия, установленные в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе”, в том числе:

головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу (далее – головной исполнитель) – юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу;

– Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе”;

– Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ “О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов”;

4. Государственное регулирование цен осуществляется государственными заказчиками, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой, а также Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом” и Государственной корпорацией по космической деятельности “Роскосмос” в порядке, установленном настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение Федерального закона “О государственном оборонном заказе”.

16. Утвержденный Перечень в течение пяти рабочих дней со дня его утверждения представляется уполномоченным структурным подразделением, либо в случае, предусмотренном пунктом 10 настоящего Порядка, директором по капитальным вложениям, в уполномоченный банк – банк, выбранный головным исполнителем в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7600; 2013, N 52, ст. 6961; 2015, N 27, ст. 3950; N 29, ст. 4342; 2016, N 27, ст. 4250) и созданный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

в) “военная продукция” – часть оборонной продукции, включая ядерную оружейную продукцию и продукцию военного назначения, которая создается и (или) поставляется по технической документации (конструкторской, технологической и программной документации, техническим условиям, являющимся составной частью конструкторской документации), утвержденной государственным заказчиком государственного оборонного заказа в соответствии с Федеральным законом “О государственном оборонном заказе”;

Читайте также:
Имеет ли уголовно процессуальный закон обратную силу

Налогоплательщик являлся исполнителем государственного оборонного заказа. Суд учитывал, что согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 8 Федерального закона N 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе” запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя и исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, в том числе действия (бездействие), направленные на использование полученных по государственному контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа. Суд пришел к выводу, что в случае принудительного взыскания налога и пени с зависимого с предприятием лица ни положения статьи 8, ни иные положения данного закона не будут нарушены, поскольку в Федеральном законе N 275-ФЗ отсутствует запрет на списание средств, полученных исполнителем государственного оборонного заказа, в счет уплаты налогов и пени. Ввиду того, что положения подпункта 2 пункта 2 статьи 45 НК РФ не противоречат положениям указанного Федерального закона, данные положения были применены судом к спорным правоотношениям.

В соответствии с Федеральным законом “О государственном оборонном заказе” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1275 “О примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 2, ст. 102; 2015, N 36, ст. 5055).

2) авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в рамках реализации государственного оборонного заказа, подлежащих исполнению на отдельных счетах, открытых в уполномоченных банках в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе”, и государственных контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд), заключаемым на сумму более 100 000,0 тыс. рублей, а также авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных государственных контрактов;

16. Утвержденный Перечень в течение пяти рабочих дней со дня его утверждения представляется уполномоченным структурным подразделением, либо в случае, предусмотренном пунктом 10 настоящего Порядка, структурным подразделением Министерства, осуществляющим инвестиционную политику в части бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, в уполномоченный банк – банк, выбранный головным исполнителем в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7600; 2013, N 52, ст. 6961; 2015, N 27, ст. 3950; N 29, ст. 4342) и созданный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

в части оплаты в соответствии с условиями государственных контрактов за счет средств федерального бюджета, за исключением погашения кредита (основного долга по кредиту), – на отдельные счета в уполномоченном банке в соответствии с Законом N 275-ФЗ;

Новый 275-ФЗ: все изменения в гособоронзаказе 2022 года

275-ФЗ о гособоронзаказе в новой редакции — это Федеральный закон о государственном оборонном заказе со всеми корректировками и изменениями. В июне 2022 года готовьтесь к еще большему количеству нововведений и обратите внимание на майские нововведения.

Скачать Федеральный закон № 275-ФЗ в последней редакции из КонсультантПлюс
Скачать Федеральный закон 132-ФЗ от 30.04.2022 из КонсультантПлюс
Скачать Федеральный закон 133-ФЗ от 30.04.2022 из КонсультантПлюс

Как изменится 275-ФЗ в 2022 году

30.04.2022 на портале правовой информации опубликовали Федеральные законы № 132-ФЗ от 30.04.2022 и 133-ФЗ от 30.04.2021, которые вносят серьезные изменения в законодательство о гособоронзаказе в рамках 275-ФЗ.

133-ФЗ исключает из 275-ФЗ избыточные требований к документам, которые предоставляются для составления распоряжения о списании денежных средств с отдельного счета, открытого для расчетов по гособоронзаказу. Появилось право в этих документах не указывать идентификатор госконтракта. Это закреплено в ч. 2.1 ст. 8.5 ФЗ № 275 в новой редакции.

А 132-ФЗ вносит в 275-ФЗ такие изменения:

  1. Исключает требование об обеспечении исполнения госконтрактов на создание, поставку, модернизацию, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, в т. ч. космической техники и объектов космической инфраструктуры, для которых проводится не только банковское, но и казначейское сопровождение. Это указано в ч. 2.1 ст. 6 275-ФЗ в новой редакции.
  2. Уточняет ряд положений, которые касаются контроля в сфере гособоронзаказа. В частности, 275-ФЗ дополняют новыми нормами о полномочиях контролирующего органа. Он получает полномочия выдавать хозяйствующему субъекту требования о прекращении действий (бездействий), в которых есть признаки нарушения законодательства о ГОЗ. В такое требование будут включать:
    • наличие оснований для его выдачи;
    • признаки нарушения;
    • список действий для устранения нарушений.
Читайте также:
Закон о денежном довольствии сотрудников полиции

Требование выдадут, только если не исполнена обязанность хозяйствующего субъекта подписать госконтракт по гособоронзаказу по ч. 6.1 ст. 6 действующей редакции (ст. 15.9-1 № 275-ФЗ в новой редакции). До изменений в законодательство о гособоронзаказе предписания выдавались только в случаях, которые установлены ст. 15.2 275-ФЗ.

После этой даты у контролеров еще появится полномочие продлить срок исполнения предписания по ходатайству хозяйствующего субъекта, если есть объективные причины пропуска. Период исполнения предписания пролонгируется не более чем на 180 календарных дней. Это указано в ч. 3.1, ч. 3.2 ст. 15.9 275-ФЗ в новой редакции. Сейчас у контролирующих органов нет таких полномочий.

Эксперты КонсультантПлюс сделали сравнение редакций 275-ФЗ с последними изменениями и комментариями на 2022 год. Этот документ постоянно актуализируется. Используйте его бесплатно, чтобы контролировать важные новации.

С 01.01.2022 многие организации по ГОЗ перешли на казначейскую систему счетов. В связи с этим законодатели изменили 275-ФЗ и все нормативные документы, связанные с расчетами через счета ФК РФ. Вот какие акты изменили (20-ФЗ от 24.02.2021):

  1. 275-ФЗ от 29.12.2012 «О государственном оборонном заказе»;
  2. 125-ФЗ от 24.07.1998 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  3. 30-ФЗ от 10.02.1999 «О финансировании судов Российской Федерации»;
  4. 165-ФЗ от 16.07.1999 «Об основах обязательного социального страхования»;
  5. 86-ФЗ от 10.07.2002 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и др.

Планируемые изменения в 2022 году

Законодатели готовят и другие нововведения. Уточняются требования по осуществлению банковского сопровождения и государственного контроля со стороны контролирующих органов в отношении государственных контрактов по закупкам (законопроект № 1066637-7). Изменения затронут госконтракты органов внешней разведки РФ, ФСБ и госкорпорации Росатом. Эти заказчики освобождены от обязанности рассчитываться только по отдельным счетам: на них не распространяется банковское сопровождение (п. 6 ст. 7 275-ФЗ). Но для них не установлен и режим казначейского сопровождения. А по правилам закона о ГОЗ, для организаций без казначейского сопровождения применяется банковское сопровождение (ст. 15). Поправки призваны исправить это противоречие.

Еще одно нововведение 2022 года — дополнение особенностей размещения государственного оборонного заказа и совершенствование контроля в сфере ГОЗ (законопроект № 1104194-7). Главное новшество: обеспечение исполнения контракта не требуется, если осуществляется банковское или казначейское сопровождение ГОЗ при размещении заказа на создание, модернизацию, поставку, ремонт, обслуживание и утилизацию вооружения, военной, специальной, космической техники, объектов космической инфраструктуры. Кроме того, Казначейство увеличит доступ ФАС к сведениям из реестра контрактов для надзора по гособоронзаказу.

Это не все планируемые изменения 2022 года. По новым правилам, допускается закрытие отдельного счета исполнителем после выполнения всех обязательств по контракту, но до завершения госконтракта.

Для закрытия отдельного счета необходимо:

  1. Подготовить и сдать отчеты об исполнении контракта по требованиям 275-ФЗ.
  2. Направить заказчику по ГОЗ отчетность о полной реализации госконтракта.
  3. Получить деньги за исполнение соглашения на отдельный счет.
  4. Дождаться результата проверки отчетов о ходе исполнения и о полном исполнении контракта.
  5. Подать заявление в уполномоченный банк о закрытии отдельного счета. Вместе с заявлением предоставить отметку о принятии отчетности об исполнении ЕИС ГОЗ. Если у исполнителя есть военное представительство, отчет о полном исполнении контракта готовят в форме документов о полном исполнении от ВП.

Другой блок изменений: закон 275-ФЗ о государственном оборонном заказе в новой редакции предполагает создание каталога товаров и услуг по ГОЗ и информационно-аналитической системы сопоставления цен (законопроект № 1005078-7). Продукцию для гособоронзаказа систематизируют и каталогизируют с целью анализа продукции. Это позволит эффективно выявлять взаимозаменяемую, дублирующую, устаревшую продукцию и регулировать цены в сфере ГОЗ.

Читайте также:
Закон о заграничном паспорте гражданина РФ

Изменения 2022 года

Закон о государственном оборонном заказе ежегодно дорабатывают. Вот кратко, что нужно знать о 275-ФЗ и его изменениях в 2022 году:

  1. Признали опорным ПАО «Промсвязьбанк».
  2. Расширили обязательства заказчиков и головных исполнителей.
  3. Обновили правительственные полномочия.
  4. Поправили состав данных, которые направляет банк в единую систему.
  5. Закрепили норму о начислении банком процентов за использование денег со спецсчета.
  6. Дополнили список организаций, которые имеют доступ к единой системе.

Кроме того, 19.12.2022 вступил в силу закон № 422-ФЗ от 08.12.2020, который внес изменения в ст. 6 275-ФЗ. С 19.12.2022 закупки по ГОЗ не учитываются при формировании планов-графиков по 44-ФЗ. К онтроль за непревышением объема финансирования для таких госзакупок над объемом финансового обеспечения, выделенным заказчику для осуществления закупок, проводится в соответствии с ч. 6 ст. 99 44-ФЗ.

С 11.08.2022 расширен список лиц, которых допускают в ЕИС ГОЗ к информации о взаиморасчетах по ГОЗ (п. 1 ст. 8.8 275-ФЗ, изм. 288-ФЗ от 31.07.2020). Теперь такими правами обладает и Роскосмос.

С 29.02.2022 в составе сведений для уполномоченного банка в ЕИС ГОЗ предоставляют требование о начислении процентов за пользование деньгами на отдельном счете (20-ФЗ от 18.02.2020). Проценты зачисляются на тот же отдельный счет.

Обновление законодательства по гособоронзаказу утверждено Федеральным законом № 517 от 27.12.2019. Нововведения начали действовать с 08.01.2020. Вот все актуальные изменения закона № 275 с 2022 года:

  1. Определение уполномоченного банка. Это опорное кредитное учреждение для проведения операций по оборонно-промышленному комплексу. К опорным банкам относятся и те организации, которые назначает правительство РФ. Полный список еще не утвержден, сейчас опорным является ПАО «Промсвязьбанк».
  2. Новые обязанности заказчика. Таким организациям надлежит согласовать уполномоченный банк с головным исполнителем и обеспечить заключение контрактов на сумму не ниже установленной правительством РФ (ч. 20, 21 ст. 7 275-ФЗ). Банковское сопровождение таких контрактов осуществляется в опорном банке.
  3. Обязательства головных исполнителей. Головные исполнители обязаны согласовать уполномоченный банк с заказчиком, после чего заключить договор о банковском сопровождении.

И еще об изменениях: правительству РФ расширили полномочия по обеспечению финансирования для реализации программ государственного оборонного заказа.

Другие нововведения 2022 года

Вот что обновили:

  • добавили положение об обязательном лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники по нормам закона № 99 (ст. 13.1);
  • лицензировали указанную деятельность с учетом лицензионных требований и обязательных требований к продукции по ГОЗ из ч. 2 ст. 4 закона № 275.

Обязательные требования к продукции государственного оборонного заказа закреплены в Федеральных законах № 184 от 27.12.2002 (ст. 5) и № 102 от 26.06.2008. Существенным условием является наличие у лицензиата военного представительства Министерства обороны РФ. Помимо указанных, должны соблюдаться и другие лицензионные требования к продукции по ГОЗ:

  1. Защита государственной тайны. Противодействие иностранной техразведке при выполнении работ, связанных с гостайной (закон № 5485-1 от 21.07.1993).
  2. Обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации (п. 2 ст. 9 31-ФЗ от 26.02.1997).
  3. Соответствие связанным законодательным нормативам по ГОЗ о полной (материальной и технической) готовности получателя лицензии выполнить государственный оборонный заказ.
  4. Обеспечение законодательно установленного порядка иностранных инвестиций в организации, имеющих стратегическое значение для обеспечения безопасности РФ.
  5. Контроль качества продукции по ГОЗ. Это значит, что получатель лицензии обязан иметь структурные подразделения, отделы или системы по менеджменту качества.

Эти правила закреплены в ПП РФ № 581 от 13.06.2012. Законодатели распространили указанные лицензионные требования на разработку, производство, испытание, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники с сентября 2022 года.

Другие коррективы 2022-го: изменение порядка обжалования решений и предписаний контролирующего органа (ч. 1 ст. 15.28 275-ФЗ). С началом работы кассационных и апелляционных судов дела об обжаловании стали подсудны арбитражным судебным органам.

Общие положения 275-ФЗ

Федеральный закон № 275 от 29.12.2012 регулирует государственный оборонный заказ. Акт закрепляет принципы работы по ГОЗ и методологию расчета цен. Закон принят еще в 2012 году, но не забывайте отслеживать и возможные изменения.

В отличие от государственных и муниципальных закупок, в заказе продукции ГОЗ участвуют три стороны: заказчик, исполнитель и головной исполнитель. Головной исполнитель и исполнитель кооперируются и реализуют для заказчика гособоронзаказ. Закон № 275 регламентирует деятельность каждого участника закупочного процесса и определяет правила, по которым работают все стороны.

Читайте также:
Закон о сохранении персональных данных

Все закупки по ГОЗ проводятся в соответствии с Федеральным законом № 275. Если расшифровывать 275-ФЗ для чайников, то нормативы интерпретируются следующим образом: законодательный акт закрепляет основные понятия и правила взаимодействия сторон при реализации гособоронзаказа, определяет необходимость казначейского и банковского сопровождения, открытия специальных счетов, регулирует порядок и принципы ценообразования, устанавливает полномочия вышестоящих органов.

Государственное регулирование цен описано в главе 4 275-ФЗ. В этом блоке определяются цели и принципы госрегулирования, методы расчета и виды цен. Основные принципы ценообразования:

  • применение правового обеспечения для всех участников ГОЗ и мер антимонопольного регулирования;
  • снижение расходов поставки;
  • поддержка прибыльности;
  • обоснованность издержек;
  • соблюдение баланса интересов сторон.

При заключении контракта по ГОЗ применяются ориентировочные (уточняемые), фиксированные и возмещающие издержки цены. Порядок применения цен регулирует правительство РФ.

275 Федеральный закон

Федеральный закон “О государственном оборонном заказе” от 29.12.2012 №275-ФЗ является основным документом, который регулирует как отношения участников гособоронзаказа, так и порядок осуществления государственного контроля (надзора) в сфере ГОЗ.

Ранее мы рассказывали, какие статьи 275-ФЗ нужно внимательно изучить. Давайте рассмотрим их подробнее.

Статья 3 “Основные понятия”

    Головной исполнитель – юридическое лицо, которое заключило с госзаказчиком контракт;

Исполнитель – лицо, которое заключило контракт с головным исполнителем;

Кооперация головного исполнителя – лица, которые участвуют в поставке продукции по ГОЗ в рамках сопровождаемых сделок.

Эти и другие понятия для удобства мы описали в отдельной статье.

Статья 8 “Основные обязанности головного исполнителя, исполнителя”.

    Утверждает состав исполнителей, цену на продукцию по ГОЗ, сроки и условия финансирования;

Дает возможность государственному заказчику контролировать качество товаров, работ и услуг ГОЗ;

Представляет информацию о цене предлагаемой к поставке продукции, РКМ и информацию о затратах по запросу госзаказчика и контролирующего органа;

    Обеспечивает соответствие поставок продукции требованиям контракта;

Заключает договор о банковском сопровождении с уполномоченным банком;

Включает ИГК в контракты с другими исполнителями;

Использует отдельный счет по назначению;

Чего делать нельзя:

Головному исполнителю и исполнителю запрещаются действия, которые влекут за собой повышение цен по ГОЗ, неисполнение или ненадлежащее исполнение госконтракта.

Когда поставки по гособоронзаказу прекращаются – у единственного исполнителя нет права ликвидировать или перепрофилировать производственные мощности без согласия государственного заказчика.

Статья 8.3 “Режим использования отдельного счета” и 8.4 “Операции, совершение которых по отдельному счету не допускается” – когда заказчиком выступает Министерство обороны, исполнители должны использовать отдельный счет.

Какие операции проводят по отдельному счету:

    Оплата страховых и налоговых платежей;

Оплата расходов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг;

Перечисление прибыли по контракту ГОЗ;

Выплата заработной платы;

Иные операции, описанные в статье 8.3 275-ФЗ.

Перечень недопустимых операций:

    Предоставление ссуд, займов, кредитов;

Возврат сумм займов, кредитов и процентов по ним;

Перечисление средств физическим лицам;

Операции по формированию уставного капитала других юрлиц;

Другие операции, рассмотренные в статье 8.4 275 ФЗ.

Статья 10 “Методы государственного регулирования цен на продукцию по государственному оборонному заказу”.

    · утвержден перечень продукции по ГОЗ, на которую распространяется государственное регулирование

· применение различных видов цен на продукцию ГОЗ

· учет в структуре цены на продукцию ГОЗ производственных затрат на ее производство и реализацию.

· оплата ГИ, исполнителю экономически обоснованных затрат

· осуществление головным исполнителем, исполнителем раздельного учета результатов ФХД по каждому ГК, контракту.

Статья 11. Виды цен на продукцию по государственному оборонному заказу

    · ориентировочная (уточняемая) цена

· фиксированная и цена

· цена, возмещающая издержки

Статья 15. Ответственность за нарушение норм настоящего ФЗ, других ФЗ и иных НПА РФ в сфере ГОЗ.

Лица, виновные в нарушении норм настоящего Федерального закона, других ФЗ и иных НПА РФ в сфере ГОЗ, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Как и когда выплачивать отпускные: напоминание для кадровиков и бухгалтеров

Что такое отпускные

Начнем с основ. Сотрудник, уходящий в ежегодный оплачиваемый отпуск, имеет право на выплату среднего заработка за весь отпускной период. Такая денежная выплата называется отпускными.

Ежегодный оплачиваемый отпуск — это период отдыха, гарантированный трудовым законодательством работникам. Отпуск оплачивается работодателем и длится в общем случае 28 календарных дней.

Минимальный срок, за который должны быть выплачены отпускные, составляет три дня до начала отпуска (ч. 9 ст. 136 ТК РФ). Осталось разобраться, три календарных или рабочих дня имеются в виду.

Читайте также:
Количество дней в отпуске по закону

Календарные или рабочие?

Действительно, формулировка, использованная в ст. 136 ТК РФ, не содержит уточнений, перечислять отпускные за три календарных или рабочих дня. Однако по общему правилу, если сроки выполнения обязательств не установлены в рабочих днях, их следует исчислять в календарных (ст. 14 ТК РФ).

При этом если окончание срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то отпускные перечисляются в предшествующий рабочий день (ч. 8 ст. 136 ТК РФ, Письмо Роструда от 30.07.2014 № Таким образом, правильно, когда отпускные перечисляются за три календарных дня до начала отпуска.

Но есть еще загвоздка: надо ли в трехдневный срок засчитывать сам день выплаты отпускных? Роструд, к сожалению, этот момент не поясняет, зато по этому вопросу есть арбитражная практика.

Что говорят суды

У судей насчет того, входит ли день выплаты отпускных в трехдневный срок, единства нет. Некоторые их них полагают, что входит (определения Кемеровского облсуда от 26.01.2017 № 33-942/2017, Ленинградского облсуда от 06.08.2015 № 33-3731/2015).

Другие же арбитры говорят, что между датой начала отпуска и датой выплаты отпускных должно пройти три полных дня, отсчитываемых с 00 ч. 00 мин. (решения Пермского краевого суда от 23.01.2018 № 21-46/2018, Челябинского облсуда от 17.09.2015 № 11-11043/2015).

Учитывая сложившуюся арбитражную практику, безопаснее выдавать отпускные не за три дня до отпуска, а за четыре.

Так, если работник идет в отпуск с 16 августа, выдать отпускные лучше не позднее 12 августа. Если выплатите их 13 августа, до начала отпуска может не пройти три полных дня.

Еще больше об отпуске и отпускных в 2022 году рассказал эксперт в записи вебинара на «Клерке»: посмотреть можно прямо сейчас.

Ответственность за просрочку выплаты отпускных

Невыплата работнику отпускных в установленный законодательством срок может обернуться штрафом (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ). Причем к ответственности привлекут не только организацию, но и должностное лицо компании, например, директора.

  • для юрлица — от 30 000 до 50 000 руб.;
  • для должностного лица — от 10 000 до 20 000 руб. (или предупреждение);
  • для ИП — от 1 000 до 5 000 руб.

При повторном нарушении штраф за неперечисление отпускных в срок возрастет.

Кроме того, за несвоевременную выплату отпускных работник вправе получить компенсацию (ст. 236 ТК РФ), которую рассчитывают исходя из количества дней просрочки и действующей ставки Банка России. Компенсацию работодатель должен самостоятельно начислить работнику, и даже тогда, когда вины компании в просрочке «отпускного» платежа нет.

Можно ли выплатить отпускные пораньше?

Ответ на этот вопрос содержится в Письме Роструда от 14.05.2022 № ПГ/20884-6-1. Ведомство сообщает, что ТК РФ не содержит запрещений на перечисление отпускных в более ранний срок. Поэтому выплатить деньги работнику, уходящему в отпуск, можно и ранее трехдневного срока.

Расчет отпускных: как не допустить ошибок

По мнению проверяющих, с момента выплаты отпускных до начала отпуска должно пройти не менее трех полных календарных дней. Читайте в статье об этом и о других сложных случаях расчета и выплаты отпускных.

Сроки выплаты отпускных: что значит «за три дня до»

Статья 136 ТК РФ регламентирует сроки выплаты отпускных — не позднее чем за три дня до начала отпуска. Норма эта вызывает несколько вопросов у бухгалтеров. И первый из них — в каких днях считать, календарных или рабочих? Ответ можно найти в письме Роструда от 30.07.2014 № 1693-6-1 и информации Минтруда России от 16.06.2014. Ведомства уточняют, что срок выдачи отпускных исчисляется не в рабочих, а в календарных днях. При этом если день выплаты приходится на выходной или праздничный день, оплату следует произвести накануне этого дня.

Читайте также:
Если не платит алименты: какие законы есть

И второй важный вопрос — входит ли день выплаты отпускных в установленные ТК РФ три дня? Роструд в том же письме от 30.07.2014 № 1693-6-1 допускает такой вариант. Эту позицию поддержали в своих решениях Кемеровский областной суд, Ленинградский областной суд и пр.

Однако по последним разъяснениям Минтруда при уходе работника в отпуск в понедельник отпускные надо выплатить не позднее четверга предыдущей недели (письмо Минтруда от 05.09.18 № 14-1/ООГ-7157). Такое мнение в судебной практике встречалось и ранее (см. определение Челябинского областного суда от 17.09.2015 № 11-11043/2015 и определение Ростовского областного суда от 16.09.2013 № 33-11864). В связи с этим рекомендуем не рисковать, а отслеживать, чтобы между началом отпуска и перечислением средств было минимум три полных дня (72 часа). Перечислять отпускные заранее трудовое законодательство не запрещает.

Пример

Отпуск начинается 31 мая 2022 года, в понедельник. Значит, отпускные необходимо выплатить не позднее четверга, 27 мая.

Отпуск начинается 17 июня, в четверг, крайний срок выплаты отпускных приходится на воскресенье, это выходной день. Значит, выплатить отпускные необходимо не позднее пятницы, 11 июня.

Как выплатить отпускные, если отпуск со следующего дня

Иногда возникают ситуации, когда сотрудник просит предоставить отпуск со следующего дня по семейным обстоятельствам. Несмотря на то, что это инициатива работника, выплата отпускных в такие сроки — это нарушение трудового законодательства. Оно влечет за собой административное наказание (п. 6 ст. 5.27 КоАП РФ): для должностных лиц — предупреждение или штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей, для юридических лиц — штраф от 30 000 до 50 000 рублей.

Если работодатель не возражает против внепланового отпуска и готов выплатить отпускные в день обращения, следует предложить сотруднику на ближайшие три дня оформить, например, отпуск без сохранения заработной платы, а уже потом оплачиваемый отпуск.

Пример

Сотрудник обратился к работодателю в понедельник 21 июня 2022 года с просьбой предоставить ему со вторника 22 июня очередной оплачиваемый отпуск по семейным обстоятельствам. Он не будет иметь претензий к работодателю, если тот выплатит ему отпускные 21-го числа или позже, и готов указать это в заявлении на отпуск.

Работодатель готов пойти навстречу работнику, но, чтобы не нарушать сроки выплаты отпускных, предложил взять отпуск только с 25 июня (пятница). Выплаты были сделаны в день обращения.

При этом дни с 22 по 24 июня включительно были оформлены как отпуск без сохранения заработной платы.

Как учитывать МРОТ при расчете отпускных

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» работодатель обязан учитывать МРОТ при расчете отпускных. Пункт 18 содержит важное требование: оценить средний месячный заработок сотрудника, который в расчетный период, установленный на предприятии, отработал свою норму рабочего времени и сделал нормы продукции/услуг. Эта величина не может быть менее федерального МРОТ, который с 1 января 2022 года установлен на уровне 12 792 рубля. Поэтому для всех отпусков 2022 года сравниваем средний заработок с величиной нового МРОТ. Для этого надо определить, отработана ли норма рабочего времени у сотрудника. В зависимости от результата порядок действий такой:

  1. Если сотрудник работает неполную рабочую неделю и/или сокращенный рабочий день, отпуск считается без учета МРОТ, по общему порядку исчисления среднего заработка для отпуска.
  2. Если рабочее время отработано полностью, средний дневной заработок умножаем на 29.3, полученную сумму сравниваем с МРОТ — 12 792 рубля.
  3. Если средний заработок получился меньше 12 792 рублей, то обязательно опираемся на МРОТ при расчете отпускных: 12 792 / 29,3× число календарных дней отпуска.
Пример 1

Сотрудник идет в отпуск с 5 по 18 июля 2022 года, его средний дневной заработок — 420 рублей.
420 × 29,3 = 12 306
12 306 публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: