Системы защиты государственной тайны: как она работает

Защита государственной тайны

Государственная тайна защищает на основе Закона РФ «О государственной тайне»[89]. Он определяет государственную тайну как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ, а систему защиты государственной тайны – как совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию следующие сведения:

– о чрезвычайных происшествиях, катастрофах и их последствиях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

– о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также преступности;

– о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам и организациям;

– факты нарушения прав и свобод человека и гражданина;

– о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;

– состояние здоровья высших должностных лиц РФ;

– о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носителе сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность, в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.

В соответствии со ст. 20 Закона, к органам защиты государственной тайны относятся:

– межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

– органы государственной власти и их территориальные органы;

– организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства РФ о государственной тайне. Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом.

Органы государственной власти и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которой определяются указанными

Руководителями, в соответствии с нормативными документами, утвержденными Правительством, и с учетом специфики проводимых ими работ.

Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

– принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению поверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

– согласие на частные или временные ограничения их прав;

– письменное согласие на проведение в отношении них полномочными органами проверочных мероприятий;

– ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

– принятие решения руководителем органа государственной власти или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо (ст. 21 Закона).

В соответствии со ст. 22 Закона, основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

– признание лица судом недееспособным или ограниченно дееспособным, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

– наличие у лица медицинских противопоказаний для работы с использованием введений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения РФ;

– постоянное проживание лица и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

– выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ;

– уклонение лица от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти или организации в индивидуальном порядке, с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или суд.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

– расторжения с ним трудового договора в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

– однократного нарушения предусмотренных трудовым договором обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

– возникновения обязательств, являющихся основанием для отказа в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых на себя обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну. Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении, на основании этого, с ним трудового договора может быть обжаловано в вышестоящую организацию или суд (ст. 22 Закона).

Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны установлена несколькими статьями УК РФ: ст. 275 УК РФ («Государственная измена»), ст. 276 УК РФ («Шпионаж»), ст. 283 УК РФ («Разглашение государственной тайный») и др.

Основополагающим элементом государственной тайны по действующему законодательству выступают защищаемые государством отдельные категории сведений, перечень которых сгруппирован в ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне» по важнейшим направлениям деятельности государства. Понятие перечня сведений, составляющих государственную тайну, занимает исключительно важное место в процессе конструирования института информации, режим которой определяется как государственная тайна. Поэтому не случайно законодатель посвящает этому перечню специальный раздел Закона РФ «О государственной тайне».

Под перечнем сведений, составляющих государственную тайну, понимается совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством. Категории сведений связаны с конкретными областями деятельности государства. Так, в состав сведений в военной области (военная тайна) включены, в частности, сведения о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; о планах строительства Вооруженных Сил РФ, других войск РФ, направлениях развития вооружения и военной техники, содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники; в разработке, технологии, производстве, объемах производства, хранении, утилизации ядерных боеприпасов; с тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники; дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, их проектировании, строительстве и эксплуатации; о дислокации, действительных наименованиях, организационной структуре, вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения.

К составу сведений в области экономики, науки и техники, подлежащих нахождению их в режиме государственной тайны, отнесены, в частности, сведения о содержании планов подготовки РФ и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники; использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства; объемах, планах (заданиях) государственного оборонного заказа, выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции; достижениях науки и техники, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства.

К сведениям в области внешней политики и экономики отнесены, в частности, сведения о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; о финансовой политике в отношениях иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.

К сведениям, составляющим государственную тайну в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, в частности, отнесены: сведения о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах этих видов деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности; лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность; о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, информационно-аналитических системах специального назначения; методах и средствах защиты секретной информации; подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

Приведенный выше перечень сведений является весьма обобщенным, но он составляет ту основу, на фундаменте которой формируются более детальные составы сведений, относимых в установленном порядке к информации, находящейся в режиме государственной тайны.

На основе базового перечня сведений, составляющих государственную тайну, сформулированного в ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне» и в соответствии с п. 2 ст. 4 названного закона, Президент РФ утверждает подробный перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, в котором, помимо собственно сведений, указываются государственные органы, наделенные полномочиями по их распоряжению. Данный перечень периодически и по мере надобности пересматривается в соответствии с принципами отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений.

Указанные принципы нашли свое закрепление в ст. 6 Закона РФ «0 государственной тайне». К ним отнесены принципы законности, обоснованности и своевременности.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое информация?

2. Что такое коммерческая тайна?

3. Какие сведения не могут составлять коммерческую тайну?

4. Что такое государственная тайна?

5. Какие сведения не подлежат отнесению к государственной тайне?

6. Как осуществляется допуск к государственной тайне?

7. Какие основные нормативно-правовые акты регулируют защиту информации и государственной тайны?

8. Какие существуют виды ответственности за разглашение государственной тайны?

Средства защиты информации государственной тайны

Государственная тайна – это защищаемые государство сведения из сферы его внешнеполитической, военной, разведывательной, оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности, распространение которых наносит вред безопасности Российской Федерации.

Государственная тайна: сущность, понятие и нормативно-правовое регулирование

В соответствии с Уголовным кодексом РФ, государственная тайна – это предметы, познания и факты, которые доступны только ограниченному кругу лиц и содержатся в тайне от правительства иных государств с целью предотвращения опасности наступления тяжкого ущерба для внешней безопасности Российской Федерации.

В данном определении указаны категории сведений, что защищаются государством, и сказано, что распространение данной информации наносит ущерб интересам безопасности государства.

Определение средств защиты информации государственной тайны и ее сущности, а также их нормативно-правовое регулирование осуществляется Законом РФ «О государственной тайне», Уголовным кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Меры и средства защиты информации государственной тайны

В действующем законодательстве закреплены меры защиты информации государственной тайны, главными из которых являются:

  • формирование специальных органов, которые обеспечивают защиту информации государственной тайны, а также возложение обязанностей по ее защите на другие государственные органы, должностные лица и организации;
  • формирование специального порядка по допуску граждан и должностных лиц к той информации, которая находится в режиме государственной тайны;
  • разработка и внедрение комплекса мероприятий по сертификации средств защиты информации;
  • обеспечения надлежащего финансирования мероприятий, которые направлены на защиту информации государственной тайны;
  • осуществление надзора и контроля за надлежащим обеспечением защиты государственной тайны.

К органами по защите государственной тайны можно отнести:

  • межведомственную комиссию;
  • Федеральную службу информационной безопасности РФ;
  • Министерство обороны России;
  • Служба внешней государственной разведки;
  • Федеральная служба по экспортному и техническому контролю Российской Федерации, а также их территориальные органы;
  • предприятия, государственные органы власти, организации, учреждения, а также их структурные подразделения по защите информации государственной тайны.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Межведомственная комиссия по защите сведений, что представляют государственную тайну, – это коллегиальный орган, который координирует деятельность государственных органов власти по защите государственной тайны в интересах реализации федеральных программ методических и нормативных документов, что обеспечивают реализацию действующего законодательства РФ в сфере защиты государственной тайны.

Защита государственной тайны – это основной вид деятельности органов государственной власти, предприятий, организаций или учреждений в данной сфере.

Для защиты информации государственной тайны обычно применяются комбинированные способы защиты, которые включают технические средства, программные средства, организационные мероприятия и криптографию.

К организационным мероприятиям можно отнести пропускной режим, хранение устройств и носителей в сейфе, ограничение доступа посторонних лиц в компьютерные помещения и другие методы защиты информации государственной тайны.

Технические средства по защите информации государственной тайны включают в себя множество аппаратных способов защиты:

  • экраны на аппаратуру;
  • фильтры;
  • ключи для блокировки клавиатуры;
  • установка устройств аутентификации – для чтения форм руки, отпечатков пальцев, радужной оболочки глаз;
  • электронные ключи на микросхемах.

К программным средствам защиты информации государственной относятся такие средства, которые создаются в результате разработки специального программного обеспечения, что не позволяет посторонним лицам получать информацию из системы. К программным средствам относятся:

  • блокировка клавиатуры и экрана;
  • парольный доступ-задание;
  • применение средств парольной защиты BIOS на персональный компьютер.

Криптографическими средствами защиты информации государственной тайны является применение шифрования при вводе в компьютерную систему.

Противостоять угрозам информационной безопасности можно на основе формирования и внедрения эффективных систем защиты информации государственной тайны. Особое место занимают правовые меры.

В статье 8 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» говорится о трех степенях секретности сведений, которые находятся в режиме государственной тайны, а также соответствующих грифах секретности – секретно, совершенно секретно, особой важности. Присвоение грифа секретности регламентировано Правилами отнесения сведений, которые составляют государственную тайну, утвержденные Постановлением № 870 Правительства РФ.

Допуск граждан РФ и должностных лиц к государственной тайне реализуется в добровольном порядке. Данный допуск предусматривает:

  • принятие обязательств на себя перед государством по нераспространению тех сведений, что составляют государственную тайну и что доверены им;
  • согласие на временные, частичные ограничения их прав в соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной тайне»;
  • письменное согласие граждан и должностных лиц на проведение проверочных мероприятий уполномоченными органами;
  • определение размеров, видов и порядка предоставления социальных гарантий, которые предусмотрены ФЗ «О государственной тайне»;
  • ознакомление с законодательными нормами РФ, которые предусматривают ответственность за его нарушения в сфере государственной тайны;
  • принятие решения руководителем предприятия, органа государственной власти, организации или учреждения о допуске оформляемого гражданина к тем сведениям, которые составляют государственную тайну.

Анализируя всю вышеизложенную информацию, можно сделать вывод, что усложнение информационного общения между людьми, автоматизация управления транспортом, энергетикой и промышленными объектами порождают новые возможности целенаправленного негативного влияния, что могут реализовывать, как отдельные группировки, так и недружественные государства. Такие действия именуются информационным терроризмом. Даже один профессиональный хакер может нанести ущерб государственной тайне, который сопоставляется с боевой операцией, что проведена войсковым соединением. При этом территориальные расположения стран, которые создают препятствия для проведения таких операций, при информационных атаках не является преимуществом.

Для того чтобы разработать информационное оружие не нужно строить заводы, его создание, как частными лицами, так и государствами, пока невозможно поставить под эффективный контроль. Потому необходимо создать такую организационно-правовую систему, что смогла бы координировать развитие информационной инфраструктуры Российской Федерации с целью предотвращения либо максимальной минимизации последствий отдельных эпизодов применения информационного оружия и информационной войны для получения сведений, что составляют государственную тайну.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Государственная тайна

Государственная тайна – установленный законодательством круг сведений, разглашение которых может привести к снижению обороноспособности страны или причинить существенный вред национальной безопасности, экономическим или политическим интересам. Защите от несанкционированного распространения подлежит информация, относящаяся к следующим сферам:

  • Вооруженные силы государства.
  • Сведения о внешнеполитической деятельности государства.
  • Информация о научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, данные об экономических показателях по отдельным направлениям.
  • Сведения, относящиеся к деятельности органов национальной безопасности, внешней разведки и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых правоохранительными структурами.

Для сохранения государственной тайны законодательством страны вводится особый административно-правовой порядок в данной сфере – режим секретности. Для его обеспечения разрабатывается комплекс мер по защите таких сведений от разглашения и противодействия шпионажу и разведке иностранных государств. С этой целью вводится уголовная ответственность за передачу секретной информации третьим лицам или незаконного ее распространения.

Важность сведений, относящихся к государственной тайне различна, часть из них может носить стратегический, оперативный или локальный характер. Соответственно этому и вводится понятие о степени секретности для каждого из перечисленных уровней. В каждой из стран устанавливается своя система обозначений в указанной области, которая закрепляется законом или иными нормативно-правовыми актами.

Любая информация, в том числе и относящаяся к секретной, существует на носителях разных видов. Это могут быть и материальные объекты: бумага и виртуальные – компьютерные файлы на жестких и лазерных дисках, картах памяти и тому подобное. Носителем информации признается и человек, обладающий секретными сведениями. Доступ к государственной тайне производится на основании допуска, который оформляется компетентными органами после проверок.

Законодательное обеспечение и состав секретных сведений в РФ

В Российской Федерации правовое регулирование в данной области осуществляется на самом высоком уровне. В 1997 году 6 октября Государственной Думой принят Федеральный закон, который получил наименование «О государственной тайне». Впоследствии отдельные положения данного нормативного акта редактировались и в них вносились изменения. Документ такого высокого уровня, регламентирующий вопросы сохранения государственной тайны в нашей стране, принят впервые.

Этим законом уточняется состав секретной информации в соответствующих разделах. В частности, в военной сфере государственной тайной считаются:

  • Стратегические, оперативные и мобилизационные планы, а также документы по управлению, строительству и развертыванию армии и флота.
  • Перспективные разработки в сфере НИОКР, проектирования новых и модернизации существующих образцов боевой техники и вооружений.
  • Технология производства, хранения и утилизации боевых частей ядерного оружия и их компонентов и способы их применения.
  • Тактико-технические данные оружия и техники.
  • Дислокация воинских частей, оборонных объектов их назначение и состояние.

В сфере экономики и перспективных научно-технических исследований секретными являются сведения о планах подготовки страны или отдельных областей к войне и мобилизационных ресурсах. Кроме того, не подлежат разглашению данные об объектах гражданской обороны, размерах и составе оборонного заказа. Государственной тайной является информация о запасах драгоценных металлов и камней, а также стратегических материалов. Список их определяется Постановлением Правительства.

В области внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности к категории секретных отнесены сведения, неконтролируемое распространение которых может нанести вред безопасности или интересам страны. Не подлежит разглашению также и информация о политика в сфере финансов по отношению к иностранным государствам.

В области внешней разведки и обеспечения национальной безопасности государственную тайну составляют данные о составе и задачах соответствующих органов и их финансировании. Секретными являются сведения об оперативно-розыскных мероприятиях, которые ими проводятся. Тайну составляют также данные о защите информационных систем и средств правительственной связи.

Понятие о степени секретности и грифах документов

Степень секретности сведений устанавливается исходя из важности информации для безопасности страны. Для ее определения производится оценка возможного ущерба, который может быть нанесен в случае их разглашения. В РФ установлены следующие степени секретности:

  • Особой важности;
  • Совершенно секретно;
  • Секретно.

Указанные обозначения используются в качестве грифов секретности на официальных документах. Для доступа к данной информации лицо должно имеет допуск соответствующего уровня, который оформляется после проверки органами национальной безопасности. Использование перечисленных грифов для засекречивания сведений, прямо не отнесенных законом к государственной тайне, строго запрещается.

В иностранных государствах существуют свои собственные системы, направленные на обеспечение сохранности секретов. Так, в Соединенных Штатах Америки не существует специального закона о государственной тайне. Деятельность правительственных органов в этой сфере регулируется Указом Президента № 13526. Степени и грифы секретности в госорганах США аналогичны тем, что установлены в нашей стране:

  • Top Secret – совершенно секретно, особой важности.
  • Secret – совершенно секретно.
  • Confidential – секретно.

Отсутствие единого закона, впрочем, не означает отсутствия уголовной ответственности за разглашение сведений, относящихся к государственной тайне. Для этого приняты ряд законов «О шпионаже» и другие.

Свои особенности имеет система защиты государственных тайн в Великобритании. Уровней секретности здесь больше всего их пять, в дополнении к трем вышеназванным введены такие грифы, как Restricted (ограниченный доступ) и Protect (защищенная информация). Помимо степени секретности имеются ограничения связанные с гражданством лица:

  • «UK eyes only» – только для подданных Великобритании.
  • «Canukus eyes only» – только для британских подданных, а также граждан Канады и США.
  • «Auscannzukus» – для граждан государств участников договора о РЭБ.

В Китайской Народной Республике режим секретности обеспечивается специальной организацией, которая имеет статус национальной администрации. В стране установлено три уровня важности сведений, составляющих гостайну:

  • Совершенно секретно.
  • Высокая секретность.
  • Секретно.

Помимо государственных систем охраны информации существуют и такие что созданы в рамках международных организаций и военных союзов: НАТО, Европейская комиссия и других. Они имеют определенные особенности, связанные с необходимостью организации доступа к секретной информации граждан участников этих альянсов.

Зашита информации, составляющей гостайну

Каждая страна тщательно оберегает свои секреты от внимания потенциальных противников и конкурентов. Для этих целей в государстве создаются специальные органы в компетенции, которых разработка порядка и правил обращения со сведениями ограниченного доступа, организации проверок и допуска лиц к ним. В РФ координация деятельности всех служб, работающих в указанной сфере, осуществляется соответствующей межведомственной комиссией.

Данный орган действует на основании Положения, утвержденного Президентом страны. Режим секретности в органах власти обеспечивается специальными отделами, которые осуществляют хранение документации, защиту информационных систем и средств связи. Органы с подобными функциями имеются также на предприятиях и в учреждениях, выполняющих государственные оборонные заказы и тому подобное.

За нарушения законодательства в области защиты государственной тайны установлена уголовная ответственность. Выявление каналов утечки и лиц, причастных к такого рода деятельности, осуществляется Федеральной службой безопасности. В Вооруженных силах задачи по защите гостайны решаются особыми отделами военной контрразведки, которые имеются во всех воинских частях и гарнизонах.

В США такими вопросами занимаются несколько организаций: Федеральное бюро расследований, Агентство национальной безопасности и Министерство внутренней безопасности. Каждое из названных ведомств решает свой круг задач, свои структуры имеют также Армия, Военно-морские силы, Корпус морской пехоты, предприятия Министерства энергетики и другие учреждения.

Обеспечение сохранности государственной тайны и IT – технологии

С развитием средств связи и появлением информационных сетей вопросы защиты режима секретности приобретают особое значение. В нашей стране создана государственная система, в задачи которой входит обеспечение сохранности сведений ограниченного доступа. В рамках этой системы формируются соответствующие структуры, ориентированные на решение следующих задач:

  • Противодействие технической разведке иностранных государств.
  • Формирование и реализация единой технической политике в сфере защиты государственной тайны.
  • Координация усилий и деятельности всех структур в данной сфере.

Государственной системе защиты информации предоставлено право издавать нормативные акты, а также контрольные функции по проверке полноты выполнения мероприятий. В структуру данной организации входит ФАПСИ, которое обеспечивает правительственную связь, а также обеспечение безопасности систем хранения и обработки информации.

Понятие государственной тайны возникло одновременно с появлением первых устойчивых общественных образований. Защита секретов от разглашения является одной из важнейших функций органов власти в каждой стране. Информация об обороноспособности страны, экономические показатели, мобилизационный потенциал и внешняя политика – важнейшие сферы от которых нередко зависит существование самого государства.

Информационная безопасность

Учебное пособие

Информация по главам с 4 по 8 будет выложена на сайте в ближайшее время

2.2. Защита государственной тайны

Государственная тайна как особый вид защищаемой информации. Ущерб от утечки сведений, составляющих государственную тайну. Система защиты государственной тайны. Способы защиты

государственной тайны. Режим секретности.

Основные термины и понятия:

Защита сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей

Сведения особой важности

Сведения совершенно секретные

Система защиты государственной тайны

Государственная тайна как особый вид защищаемой информации

В современном мире информация рассматривается как один из наиболее ценных продуктов человеческой жизнедеятельности, а информационные ресурсы и технологии, которыми располагает государство, определяют его стратегический потенциал и влияние в мире. В результате безопасность государства, его общественно-политических институтов, организаций и граждан включает в настоящее время в качестве обязательной составляющей информационную безопасность. Важным элементом информационных ресурсов является государственная тайна, отнесенная по условиям правового режима к документированной информации ограниченного распространения.

Тайны являются неотъемлемой составляющей общественной жизни, частью правовой системы и могут служить даже своеобразным мерилом для определения вида политического режима в государстве, ибо состояние защиты секретов отражает характер взаимоотношений общества и государства, демократизации государственной власти.

Государственные средства воздействия на информационные процессы – важнейшее политическое условие обеспечения прав человека и рационализации использования информационных ресурсов в обществе. Система защиты секретов – наиболее сильное звено государственного опосредования общественных отношений в информационной сфере. Сведения, составляющие государственную тайну, имеют особую важность для общества и государства.

Вследствие величины возможного ущерба от её разглашения государственная тайна занимает приоритетное место в системе социального института тайн. Режим защиты государственной тайны – важнейший элемент системы государственного управления.

Правовой институт государственной тайны – признанный всеми странами институт регулирования информационных общественных отношений. Государственная секретность в той или иной степени наличествует во всех государствах мира. Это вполне объяснимо и логично, поскольку информация, с одной стороны – объект отношений людей, а с другой – ресурс: ресурс управления, принятия решений. Поэтому в качестве реальной угрозы своей безопасности государства рассматривают потенциально возможную утечку защищаемой информации за границу.

Правовой институт государственной тайны имеет три составляющие:

1) сведения, относимые к определенному типу тайны (а также принципы и критерии, по которым сведения классифицируются как тайна);

2) режим секретности (конфиденциальности) – механизм ограничения доступа к указанным сведениям, т.е. механизм их защиты;

3) санкции за неправомерное получение и (или) распространение этих сведений.

Понятие «государственная тайна» является одним из важнейших в системе защиты государственных секретов в любой стране. От её правильного определения зависит и политика руководства страны в области защиты секретов. Определение этого понятия дано в Законе РФ «О государственной тайне».

Государственная тайназащищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

В этом определении указываются категории сведений, которые защищаются государством, и сообщается, что распространение этих сведений может нанести ущерб интересам государственной безопасности. Для сравнения приведем краткие определения понятия «государственная тайна», даваемые специалистами других стран.

В Уголовном кодексе ФРГ зафиксировано, что государственной тайной являются факты, предметы или познания, которые доступны лишь ограниченному кругу лиц и должны содержаться в тайне от иностранного правительства, чтобы предотвратить опасность наступления тяжкого ущерба для внешней безопасности ФРГ.

В Исполнительном Указе Президента США от 2.04.1982 г. говорится, что к информации по национальной безопасности относится определенная информация по национальной обороне и международным вопросам, которая защищается от несанкционированного раскрытия.

В некоторых странах это понятие выражается в других терминах, например, в Японии – «оборонный секрет».

Модель определения государственных секретов обычно включает в себя следующие существенные признаки:

1) предметы, явления, события, области деятельности, составляющие государственную тайну;

2) противник (данный или потенциальный), от которого в основном осуществляется защита государственной тайны;

3) указание в законе, перечне или инструкции сведений, составляющих государственную тайну;

4) наносимый ущерб обороне, внешней политике, экономике, научно-техническому прогрессу страны и т.п. в случае разглашения (утечки) сведений, составляющих государственную тайну.

Важным признаком государственной тайны является степень секретности сведений, отнесенных к ней. В нашей стране принята следующая система обозначения сведений, составляющих государственную тайну: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно». Эти грифы проставляются на документах или изделиях (их упаковках или сопроводительных документах). Содержащиеся под этими грифами сведения являются государственной тайной.

К сведениям особой важности (Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, указанные в Постановлении Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870) следует относить такие сведения, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких областях.

К совершенно секретным сведениям следует относить такие сведения, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отраслям экономики Российской Федерации в одной или нескольких областях.

К секретным сведениям следует относить все иные из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущерб может быть нанесен интересам предприятия, учреждения или организации.

Перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, содержится в ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне».

Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области:

– о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

– о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

– о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

– о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

– о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

– о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

– о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

– об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

– о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

– об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанного вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

– о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

– об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также об объемах других стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);

3) сведения в области внешней политики и экономики:

– о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

– о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

– о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

– о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

– об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

– о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;

– о методах и средствах защиты секретной информации;

– об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

– о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

– о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

– о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

В статье 7 Закона РФ «О государственной тайне» приведён перечень сведений, не подлежащих отнесению к государственной тайне и засекречиванию. Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

– о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

– о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

– о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

– о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

– о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

– о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Учебное пособие Гафнер В.В. Информационная безопасность: учеб. пособие / В.В. Гафнер. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. – 324 с.

можно самостоятельно приобрести через книжные интернет-магазины ЛАБИРИНТ, ОЗОН и др.

Система защиты государственной тайны

Лабораторная работа № 1

По дисциплине «Защита информации »

«Организация и обеспечение режима секретности»

Методические указания для обучающихся по прохождению лабораторных работ

В ходе выполнения лабораторных работ обучающийся должен углубить и закрепить знания, практические навыки, овладеть современной методикой и техникой эксперимента в соответствии с квалификационной характеристикой обучающегося. Выполнение лабораторных работ состоит из экспериментально-практической, расчетно-аналитической частей и контрольных мероприятий.

Выполнение лабораторных работ обучающимся является неотъемлемой частью изучения дисциплины, определяемой учебным планом, и относится к средствам, обеспечивающим решение следующих основных задач у обучающегося:

· приобретение навыков исследования процессов, явлений и объектов, изучаемых в рамках данной дисциплины;

· закрепление, развитие и детализация теоретических знаний, полученных на лекциях;

· получение новой информации по изучаемой дисциплине;

· приобретение навыков самостоятельной работы с лабораторным оборудованием и приборами.

Задание и требования к проведению лабораторных работ

· Выполнение ЛР должно осуществляться на основе методических указаний, предоставляемых преподавателем;

· ЛР должна выполняться в специализированном компьютерном классе и может быть доработана студентом в домашних условиях, если позволяет ПО;

· Итогом выполненной ЛР является отчет.

Структура и форма отчета о лабораторной работе

· Входные и выходные данные;

· Содержание этапов выполнения;

· Обоснование полученного результата (вывод);

· Список используемой литературы.

Требования к оформлению отчета о лабораторной работе

· Лабораторная работа (ЛР) предоставляется в печатном/или электронном виде;

· ЛР должна соответствовать структуре и форме отчета представленной выше;

· ЛР должна иметь титульный лист (ГОСТ 7.32-2001 издания 2008 года) с названием и подписью студента(ов), который(ые) ее сделал(и) и оформил(и);

· Студент должен защитить ЛР. Отметка о защите должна находиться на титульном листе вместе с подписью преподавателя.

Теоретические сведения.

В настоящее время информация является одним из наиболее ценных ресурсов. Научные знания и технологии, которыми располагает государство, определяют его стратегический потенциал и влияние в мире. Как правило, подобного рода информация относится к категории государственной тайны и охраняется государственными институтами.

Институт государственной тайны является неотъемлемой составляющей общественной жизни, частью правовой системы. Государственные средства воздействия на информационные процессы – важнейшее политическое условие обеспечения прав человека и рационализации использования информационных ресурсов в обществе.

Система защиты секретов – наиболее сильное звено государственного влияния в информационной сфере. Сведения, составляющие государственную тайну, имеют особую важность для общества и государства.

Государственная секретность в той или иной степени присутствует во всех развитых странах мира. В качестве угрозы своей безопасности государство, как правило, рассматривает потенциальную утечку защищаемой информации за границу. При этом величина возможного ущерба от разглашения государственной тайны занимает приоритетное место в системе национальной безопасности государства. Сохранению наиболее важных секретов государства уделяется приоритетное значение, для чего устанавливается особый режим защиты государственной тайны.

Правовой институт государственной тайны имеет три составляющие:

1) сведения, относимые к определенному типу тайны;

2) режим секретности как механизм ограничения доступа к указанным сведениям;

3) санкции за неправомерное получение и (или) распространение этих сведений.

Понятие «государственная тайна» является одним из важнейших в системе защиты государственных секретов. От правильного толкования данного понятия во многом зависит политика руководства страны в области информационной безопасности. Как правило,

в данном определении указываются категории сведений, которые защищаются государством, и сообщается, что распространение этих сведений может нанести ущерб интересам государственной безопасности.

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, законе Российской Федерации «О безопасности» и включает закон «О государственной тайне», а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Кроме того, данным законом определяется Перечень сведений составляющих государственную тайну, который конкретизируется Указом Президента РФ в «Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». К ним отнесены сведения (указаны лишь разделы): в военной области; о внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности; в области экономики, науки и техники; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Критерии для отнесения сведений к государственной тайне определены Правилами отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности.

К сведениям особой важности следует относить такие сведения, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких областях.

К совершенно секретным сведениям следует относить такие сведения, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отраслям экономики Российской Федерации в одной или нескольких областях.

К секретным сведениям следует относить все иные из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущерб может быть нанесен интересам предприятия, учреждения или организации.

В зависимости от вида, содержания и размеров ущерба выделяются группы некоторых видов ущерба при утечке сведений, составляющих государственную тайну.

Политический ущерб может наступить при утечке сведений политического и внешнеполитического характера, о разведывательной деятельности спецслужб государства и др. Политический ущерб может выражаться в том, что в результате утечки информации могут произойти серьезные изменения в международной обстановке не в пользу Российской Федерации, утрата страной политических приоритетов в каких-то областях, ухудшение отношений с какой-либо страной или группой стран и т.д.

Экономический ущерб может наступить при утечке сведений любого содержания: политического, экономического, военного, научно-технического и т.д. Экономический ущерб может быть выражен, прежде всего, в денежном исчислении. Экономические потери от утечки информации могут быть прямые и косвенные.

Так, прямые потери могут наступить в результате утечки секретной информации о системах вооружения, обороны страны, которые в результате этого практически потеряли или утратили свою эффективность и требуют крупных затрат на их замену или переналадку. Косвенные потери чаще всего выражаются в виде размера упущенной выгоды: срыв переговоров с иностранными фирмами, о выгодных сделках с которыми ранее была договоренность; утрата приоритета в научном исследовании, в результате чего соперник быстрее довел свои исследования до завершения и запатентовал их, и т.д.

Моральный ущерб, как правило, неимущественного характера, наступает от утечки информации, вызвавшей или инициировавшей противоправную государству пропагандистскую кампанию, подрывающую репутацию страны, приведшую к ухудшению дипломатических связей государств, высылке дипломатов, разведчиков, действовавших под дипломатическим прикрытием, и т. п.

Современные интеграционные процессы, связанные с развитием международных экономических, политических, культурных связей приводят к открытости отношений государств, необходимости максимально возможного сокращения числа сведений, относимых к государственной тайне. В то же время обязанностью любого государства является формирование оптимального механизма защиты различных видов информации и определения принципов функционирования института государственной тайны. Такие требования исходят, с одной стороны, из потребности современного общества быть более открытым и доступным, а с другой — диктуются необходимостью обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Система защиты государственной тайны

В 2000 г., с принятием Доктрины информационной безопасности Российской Федерации была организована Система обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, которая является частью системы обеспечения национальной безопасности страны.

Система обеспечения информационной безопасности Российской Федерации строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти в данной сфере, а также предметов ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Основными элементами организационной основы системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются: Президент Российской Федерации, Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, межведомственные и государственные комиссии, создаваемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы судебной власти, общественные объединения, граждане, принимающие в соответствии с законодательством Российской Федерации участие в решении задач обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Система защиты сведений, отнесенных к государственной тайне, и их носителей складывается из:

♦ органов защиты государственной тайны;

♦ средств и методов защиты государственной тайны;

В 2004 г., в связи с реорганизацией системы государственной службы Российской Федерации, «Гостехкомиссия» России была преобразована в Федеральную службу по техническому и экспертному контролю (ФСТЭК), которая является на сегодняшний день ключевым элементом структуры государственной системы защиты информации.

Система защиты государственной тайны – совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

В настоящее время в структуру государственной системы защиты информации входят:

♦ Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК);

♦ территориальные органы ФСТЭК;

♦ Государственный научно-исследовательский испытательный институт проблем технической защиты информации ФСТЭК России (головная научная организация по проблемам защиты информации), а также другие подведомственные ФСТЭК России организации;

♦ ФСБ, МО, МВД, СВР, ФАПСИ при Президенте РФ, и их подразделения по защите информации;

♦ структурные и межотраслевые подразделения по защите информации органов государственной власти;

♦ головные и ведущие НИИ, проектные и конструкторские организации органов государственной власти;

♦ предприятия, проводящие работы с использованием сведений, составляющих государственную и служебную тайну, и их подразделения по защите информации;

♦ предприятия, специализирующиеся на проведении работ в области защиты информации;

Рекомендуемая литература

Дата добавления: 2020-03-09 ; просмотров: 114 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Защита государственной тайны

Информация, представляющая особую значимость для интересов государства, тщательно охраняется. Для исключения ее неконтролируемого распространения в любой стране создается система защиты государственной тайны. Она включает в себя множество аспектов от определения секретной информации и специальных технических средств для охраны этих сведений, до наказания виновных в разглашении госсекретов.

Защита сведений, составляющих государственную тайну

Защита государственных секретов базируется на принципах законности, обоснованности и своевременности. Определение информации, распространение которой представляет угрозу государственным интересам, происходит в соответствии с обозначенными на законодательном уровне критериями. Разработан перечень сведений, засекречивание которых не допускается ни при каких обстоятельствах.

Необходимость отнесения тех или иных данных к секретной информации обосновывается экспертным заключением. Вместе с определением гостайны специалисты также рассматривают последствия разглашения тех или иных секретных сведений. В соответствии с оценкой экспертов информация получает определенный уровень защиты (от просто секретной до сведений особой важности).

Например, появляется информация о результатах научного исследования, которые в ближайшей перспективе могут быть использованы для разработки прототипов в военной сфере. Такие данные можно отнести к гостайне превентивно, до того момента, как они станут частью военного проекта.

С соблюдением этих принципов государство выстраивает определенную систему по охране своих секретов.

Источники финансирования мероприятий по защите секретной информации зависят от формы собственности допущенного к гостайне субъекта хозяйствования. На федеральном уровне и в госорганизациях финансирование системы защиты гостайны осуществляется из средств бюджета, частные компании должны выделять средства на такие мероприятия из своих доходов.

Структура защиты госсекретов

Система защиты гостайны многогранна и состоит из нескольких направлений:

  1. Нормативная база, обеспечивающая идентификацию важных для государства сведений, способы и методы защиты. Правовые основы защиты государственной тайны изложены в некоторых положениях Конституции РФ и федеральном законодательстве.

Важный факт — государственную тайну регулирует не только закон № 5485-1, но и различные федеральные законы, регламентирующие деятельность министерств и ведомств.

Кроме того, разрабатываются различные госпрограммы и нац. стратегии в области совершенствования системы защиты госсекретов.

Дополняют нормативную базу различные указы Президента РФ и постановления правительства РФ. В них обозначен круг лиц, несущих персональную ответственность за охрану гостайны, детализируются перечни сведений, относимых к секретной информации, и устанавливаются порядки обращения с такими данными.

На основании этой нормативной базы различные министерства, ведомства и организации разрабатывают локальные акты, регулирующие сферу обращения с госсекретами и защиту гостайны на своих уровнях.

  1. Органы, занимающиеся защитой государственной тайны на различных уровнях. В России всю систему органов по защите госсекретов принято разделять на три уровня (по аналогии с положениями закона № 5485-1):
  • межведомственная комиссия;
  • федеральные органы исполнительной власти;
  • органы власти на местных уровнях, организации и учреждения.

Комиссия координирует деятельность властных органов, разрабатывает и совершенствует методологию по защите госсекретов, а также вносит предложения по актуализации и дополнению федерального законодательства в этой сфере.

К федеральным органам относятся различные министерства и ведомства (МО, ФСБ, ФСО, СВР и т. д.) в функционал, которых законодательно заложены обязанности по охране государственной информации и препятствованию ее несанкционированного разглашения.

К третьему уровню относятся различные организации, которые занимаются разработкой методик охраны госсекретов и обращения с ними. В каждой компании, которая допущена к секретной информации, создаются специальные подразделения, отвечающие за сохранение гостайны.

  1. Способы и методы защиты, выбор которых зависит от важности информации и степени ограничения доступа к ним. Способы охраны госсекретов в основной своей массе представляют различные технические и технологические решения по защите гостайны. Для электронных данных используют криптозащиту и принудительное ограничение функциональных возможностей компьютерной техники (например, отключение возможности переноса файлов на другие носители) и другие методы. Информацию на бумаге защищают техническими средствами ограничения доступа, установкой наблюдения и охранной сигнализации и т. д.

Методы защиты государственной тайны

Методы защиты госсекретов достаточно разнообразны и в основном направлены на ограничение доступа к сведениям.

Основным из них считается скрытие информации. Сведения, представляющие особый интерес для государства изымаются из открытого доступа, и разрабатывается определенная система допуска к ним. Этот метод также дополняется ранжированием секретных данных по степени возможной угрозы от их разглашения. В России используют трехступенчатую классификацию гостайны. В соответствии с рангом угрозы для безопасности государства используют и определенные способы защиты информации.

Распространены и такие технические методы по защите гостайны как кодирование или шифрование. Они эффективны при необходимости передачи секретных данных по открытым информационным каналам, например, в виде электронного письма или телефонограммы. Понять истинный смысл сообщения сможет только обладатель ключа дешифрования.

Для сокрытия истинных данных используется и метод дезинформации. Его суть заключается в предоставлении схожей с секретными сведениями информации, которая не имеет отношения к настоящей гостайне.

В больших проектах, например, при разработке новых технологических решений или создании технических новинок используется метод деления информации на части. Его суть заключается в том, что всей совокупностью данных владеет только руководитель, а специалисты, занятые разработкой, знают только часть сведений. При этом каждая из частей информации сама по себе не представляет угрозы (или несет минимальный вред) для государственных интересов, в случае ее несанкционированного разглашения.

Широкое распространение при защите информации получили и психологические или моральные методы. С одной стороны, допущенные к гостайне лица, имеют привилегированное положение, по сравнению с обычными сотрудниками. Им положены дополнительные льготы, выплаты и т. д. С другой стороны, каждый такой работник осознает повышенную ответственность за свои действия. Это закрепляется угрозой наказания за разглашение госсекретов. Ведь в случае нарушения допущенному к гостайне должностному лицу грозит не только увольнение, но и вполне реальный срок лишения свободы.

Не обойтись при защите гостайны и без точного и своевременного учета различных составляющих системы. Например, строгому учету подлежат технические носители с секретной информацией. Их перемещение отслеживается, а определить местонахождение каждого из них можно в любой момент времени.

Контроль за работой системы защиты госсекретов

Эффективность работы системы защиты гостайны невозможна без осуществления функций контроля и надзора за ней в целом и за отдельными ее составляющими.

На уровне различных организаций и госорганов функция контроля возложена на их руководителей. Они назначают различные проверочные мероприятия и проводят расследование инцидентов.

Вышестоящие органы, ведомства и организации осуществляют контроль за деятельностью по защите информации, на нижестоящих предприятиях и компаниях. Соответствующие ведомства контролируют также состояние системы защиты гостайны в компаниях, которым они выдавали лицензии на работу с секретными данными.

Внешний контроль и надзор, в основном за соблюдением законодательства в этой сфере, возложен на прокуратуру. На общегосударственном уровне контроль за защитой госсекретов осуществляет парламент. Любой госорган или компания обязаны по первому требованию предоставлять необходимые данные в соответствующие комитеты Госдумы.

Государственная тайна представляет собой важнейшие для жизнедеятельности государства сведения. Поэтому их защите уделяется особое внимание. Система защиты гостайны представляет собой не только совокупность технических решений или ограничение доступа к данным. Ее структура разнообразна и включает в себя нормативную базу, систему органов и совокупность методов, обеспечивающих сохранение тайны.

Разветвленность системы защиты госсекретов предполагает и строгий контроль за деятельностью каждого из ее звеньев — от финансового обеспечения до соблюдения законности.

Ссылка на основную публикацию