Перечень сведений, составляющих государственную тайну

Перечень сведений, составляющих государственную тайну

1. Палаты Федерального Собрания:

  • осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны;
  • рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны;
  • определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания.


2. Президент РФ:

  • утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;
  • утверждает по представлению Правительства РФ состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;
  • утверждает по представлению Правительства РФ Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;
  • заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;
  • определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента РФ;
  • в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.


3. Правительство РФ:

  • организует исполнение Закона РФ “О государственной тайне”;
  • представляет на утверждение Президенту РФ состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;
  • представляет на утверждение Президенту РФ Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;
  • устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;
  • организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;
  • определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Аппарате Правительства РФ;
  • устанавливает размеры и порядок предоставления льгот гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны;
  • устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания;
  • заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам;
  • в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.


4. Органы государственной власти РФ , органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:

  • обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;
  • обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства РФ;
  • обеспечивают в -пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;
  • реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению льгот лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;
  • вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны, (в ред. Федерального закона от 6 октября 1997 г. № 131-ФЗ).


5. Органы судебной власти:

  • рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства РФ о государственной тайне;
  • обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;
  • обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;
  • определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты.

Перечни сведений, составляющих государственную тайну, и сведения, которые не могут относиться к государственной тайне

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляются в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.
Под законностью отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания понимается соответствие засекречиваемых сведений требованиям законодательства РФ о государственной тайне.
Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности их засекречивания, а также вероятных экономических и иных последствий засекречивания исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.
Своевременность отнесения сведений к государственной тайне заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.
Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения таких сведений. Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и для каждой из них – грифы секретности, устанавливаемые на их носителях: “особой важности”, “совершенно секретно” и “секретно”.
Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством РФ.
Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью. Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны)-
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым Федеральным законом “О государственной тайне”. Лица, указанные в “Перечне должностных лиц. “, несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.
Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.
В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом РФ, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.
Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатывают развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, и устанавливают степень их секретности. Перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти.
Основанием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результате деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, является их соответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.

На носители сведений, составляющих государственную тайну, наносятся реквизиты, включающие следующие данные:

  • о степени секретности содержащихся в носителе сведений;
  • об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя;
  • о регистрационном номере;
  • о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены.

Ссылка на основную публикацию