Закон в котором дается определение предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность без регистрации в 2022 году

Для ведения любой предпринимательской деятельности нужно зарегистрироваться в налоговой. Без открытия ИП или регистрации в качестве самозанятого коммерческая деятельность будет нелегальной. За нарушение правил регистрации и ведение незаконной предпринимательской деятельности установлена ответственность вплоть до уголовной.

1. Что такое предпринимательская деятельность

Предпринимателькая деятельность это – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Чтобы разобраться, относится ли ваша деятельность к предпринимательской, оцените следующие признаки:

  • Самостоятельная. Это значит, что торговля, оказание услуг и иные сделки по поручению, например, работодателя предпринимательской деятельностью не считаются;
  • Осуществляемая на свой риск. То есть, ответственность, риски материальных потерь и прочего несете именно вы;
  • Систематическая. Этот критерий отсекает разовые сделки, например, продажу вашего личного автомобиля или переоформление на другое лицо авиабилетов, если у вас отменилась поездка;
  • Направленная на получение прибыли. Важно именно намерение получить доход, а не фактическое наличие прибыли.

Сослаться на то, что вы не открывали ИП, а значит, ваша деятельность не является предпринимательской, не получится. В ст. 23 ГК РФ установлено, что при фактическом ведении коммерческой деятельности к физлицу применяются те же требования, что и к зарегистрированным индивидуальным предпринимателям.

2. Какая деятельность считается незаконной

Если вы определились, что ваша деятельность считается предпринимательской, убедитесь, что ведете ее легально. Незаконной коммерческая деятельность признается в следующих случаях:

  • Вы не встали на налоговый учет;
  • Нарушены правила регистрации, в том числе срок постановки на учет;
  • При регистрации были предоставлены заведомо ложные сведения;
  • Для ведения деятельности не получены необходимые лицензии и разрешения;
  • После регистрации в качестве ИП утрачено право работать в таком статусе, но с учета предприниматель не снялся. Это может произойти, если, например, вы поступили на государственную службу.

3. Какая ответственность может грозить в 2022 году

Ответственность предусмотрена именно за отсутствие регистрации в качестве ИП, для не вставших на учет самозанятых она не установлена. Но учтите, что если вы работаете на себя в сфере, в которой по закону можно стать самозанятым, и не зарегистрировались ни в каком качестве, вас ждет наказание как за отсутсвие регистрации как предпринимателя.

За такие нарушения существует ответственность следующих видов:

  • Налоговая. За нарушение сроков регистрации — штраф 10 000 руб., за работу без регистрации — 10% от полученных доходов (но не менее 40 000 руб.);
  • Административная: штраф от 500 до 2000 руб.;
  • Уголовная: штраф, исполнительные работы или арест. К уголовной ответственности могут привлечь, если полученный доход превысил 2 250 000 руб. или ущерб на эту сумму был причинен иным образом (это считается крупным ущербом). В таком случае штраф составит до 300 000 руб. (или сумму дохода за два года), также суд может назначить исправительные работы (до 480 часов) и даже арест на срок до 6 месяцев. В случае особо крупного ущерба (от 9 000 000 руб.) или совершения преступления организованной группой, штраф вырастет до 500 000 руб., а вместо ареста могут присудить лишение свободы на срок до 5 лет.

4. Кто может зарегистрироваться в качестве самозанятого

Самозанятые — это физлица, получающие доходы напрямую от заказчика (без работодателя) и не имеющие наемного персонала. Они регистрируются в налоговой в упрощенном порядке, не ведут налоговую отчетность, а профессиональный налог платят по ставкам: 4% с дохода от работы с физлицами и 6% при получении выручки от организаций и ИП. Кроме того, самозанятые освобождены от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды.

Самозанятые могут вести лишт определённые виды деятельности. Единого перечня нет, но есть ограничения. НПД не применяется в следующих областях:

  • Перепродажа товаров и имущественных прав;
  • Торговля подакцизными товарами;
  • Добыча и реализация полезных ископаемых;
  • Торговля товарами с обязательной маркировкой;
  • Деятельность в рамках простого товарищества или доверительного управления;
  • Курьерские и аналогичные услуги;
  • Деятельность в рамках агентских, комиссионных и т.п. договоров.

Кроме того, самозанятыми не могут стать следующие категории лиц:

  • Арбитражные управляющие
  • Государственные и муниципальные служащие
  • Адвокаты
  • Нотариусы
  • Оценщики

Зарегистрироваться в качестве самозанятого можно при соблюдении следующих условий:

  • Ваш доход не превышает 2 400 000 руб. в год;
  • У вас нет наёмных сотрудников;
  • Ваш вид деятельности не запрещен для самозанятых.

Закон не запрещает зарегистрированным ИП по отдельным видам деятельности также вставать на учет в качестве самозанятых.

Закон в котором дается определение предпринимательской деятельности

Предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (абз. 3 ст. 2 ГК РФ).

Осуществление физическим лицом такой деятельности влечет для него ряд обязанностей. В первую очередь он должен зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, а также уплачивать налоги и взносы. Если налоговые органы выяснят, что деятельность гражданина является предпринимательской, но он не зарегистрирован в таком статусе, ему могут доначислить налоги и взносы.

Читайте также:
Закон о парковке и стоянке

Федеральная налоговая служба обобщила судебную практику по спорам, связанным с квалификацией деятельности физических лиц в качестве предпринимательской в целях налогообложения. Рассмотрим наиболее интересные выводы налоговиков.

Приобретаемое гражданином имущество может указывать на предпринимательскую деятельность

Само по себе приобретение какого-либо имущества не говорит о том, что гражданин ведет предпринимательскую деятельность. Здесь имеет значение, какое именно имущество приобретено и как оно будет использоваться впоследствии. Является ли приобретенная недвижимость (например) жилой или коммерческой, в личных или коммерческих целях она используется гражданином, как часто он заключает сделки с таким имуществом и т.д.

В частности, признаками предпринимательской деятельности являются (письма Минфина России от 07.11.2006 № 03-01-11/4/82, ФНС России от 08.02.2013 № ЕД-3-3/412@):

  • Изготовление или приобретение имущества с извлечением прибыли из его реализации или использования.
  • Хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок.
  • Взаимосвязанность всех совершаемых гражданином в определенный период времени сделок (например, приобретение недвижимости с последующей частичной продажей, сдачей в аренду и т.д.).
  • Постоянные отношения с одними и теми же продавцами, покупателями и прочими контрагентами.
Систематическое приобретение и продажа имущества могут быть признаны предпринимательством

Деятельность физического лица по систематическому приобретению большого количества недвижимого имущества без цели его личного использования фактически является видом предпринимательской деятельности, направленной на получение дохода.

Пассивный доход гражданина не свидетельствует о предпринимательской деятельности

К так называемым пассивным доходам от использования и распоряжения имуществом гражданина относятся дивиденды, проценты по вкладам, займам, доходы от сдачи в аренду имущества, приобретенного для личных нужд, и иные аналогичные по характеру выплаты. Они не свидетельствуют об осуществлении предпринимательской деятельности гражданином.

Если доходы не систематические, гражданин не предприниматель

Систематичность получения дохода является одним из основных признаков предпринимательской деятельности. Получение гражданином доходов по единичным сделкам нельзя признать предпринимательской деятельностью. Разовое оказание личных услуг также не является предпринимательством, поскольку не имеет признаков систематичности. Такие доходы облагаются НДФЛ как доходы физического лица, не являющегося предпринимателем.

При доначислении налогов предпринимателю учитывается его право на освобождение от НДС

Суды исходят из следующего. Если деятельность гражданина признана предпринимательской, в связи с чем доначисляются налоги, инспекция должна учитывать право гражданина на освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ, если соблюдаются условия (см. подробнее). При этом уведомление о применении освобождения может быть подано налогоплательщиком с нарушением срока, в том числе и после окончания налоговой проверки (см. статью-рекомендацию).

В каком размере доначисляется НДС?

Доначисляя НДС гражданину, занимающемуся предпринимательской деятельностью, контролеры должны учитывать следующее. Если гражданин действовал добросовестно, не имея умысла не уплачивать налоги, а о квалификации своей деятельности как предпринимательской узнал только по результатам контрольных мероприятий, налог доначисляется расчетным методом из согласованной цены договора по ставке 10/110 или 20/120.

Однако если налоговая установила, что гражданин действовал недобросовестно, скрывая свой реальный статус с целью не платить НДС, налог доначислят на цену договора по ставке 10% или 20% (а не определят расчетным методом исходя их цены договора).

Не пропускайте последние новости – подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

ВС назвал критерии предпринимательской деятельности

В апреле 2018-го Инна Чернова* подала налоговую декларацию по НДФЛ за 2017 год, отразив в ней 854 000 руб. В июле она заплатила эту сумму. Но позднее ИФНС по Курску провела камеральную проверку и пришла к выводу, что Чернова должна была заплатить почти на миллион больше.

Дело в том, что женщина продала два нежилых помещения и одну квартиру, уменьшив сумму полученного дохода на расходы по их приобретению. Ст. 220 НК позволяет так делать, только если недвижимость не использовали в предпринимательских целях. А Чернова, по мнению налоговиков, занималась предпринимательской деятельностью, поскольку систематически заключала подобные сделки: с 2013 года она продала четыре нежилых помещения (в 2013-м, 2014-м, 2016-м и 2017-м) и одну квартиру (в 2016-м).

Сумму полученного дохода занижать было нельзя, решила ИФНС и доначислила Черновой 927 706 руб. НДФЛ, обязав ее заплатить также пени и штраф. Она не исполнила решение добровольно, и чиновники обратились в суд.

Три инстанции встали на сторону ИФНС. Они посчитали, что сделки по продаже были направлены на получение прибыли, заключались систематически и носили однородный характер. Чернова владела всей недвижимостью недолго – от двух до шести месяцев. Кроме того, женщина никогда не жила в проданной квартире и не была в ней зарегистрирована, обратили внимание суды.

Налогоплательщица с этими выводами не согласилась и оспорила их в Верховном суде.

Извлечение прибыли, учет операций и взаимосвязанность

Предпринимательской является самостоятельная деятельность на свой риск, которая нацелена на систематическое получение прибыли, напомнила тройка судей ВС под председательством Валентина Александрова положение ст. 2 ГК.

Одного лишь факта заключения возмездной сделки недостаточно, чтобы признать гражданина предпринимателем. О том, что в его действиях есть признаки предпринимательской деятельности, может говорить:

  • изготовление или покупка имущества для последующего извлечения прибыли от его использования или продажи;
  • хозяйственный учет операций по сделкам;
  • взаимосвязанность сделок, совершенных в определенный период времени.
Читайте также:
Закон о неразглашении личной информации

Повторяемость операций также может подтверждать предпринимательский характер деятельности по покупке и реализации недвижимости, добавил Верховный суд.

В случае с квартирой суды обратили внимание на то, что Чернова в ней не жила и не была там зарегистрирована. Но этого недостаточно. Прежде всего нужно доказать, что женщина использовала эту квартиру для извлечения прибыли, подчеркнула «тройка».

В целом же суды ошибочно не проанализировали систематичность сделок с учетом того, что недвижимость Чернова покупала в разных налоговых периодах. Также они необоснованно уклонились от оценки характера и назначения этих объектов, которые были расположены в одном ЖК. Кроме того, нижестоящие инстанции не исследовали, допустимо ли применять единый подход при отнесении к предпринимательской деятельности как реализацию нежилых помещений, так и продажу квартиры, указал Верховный суд.

Он также обратил внимание, что в качестве налоговой базы в решении ИФНС фигурирует доход, который Чернова получила в 2017 году от сделок как 2016-го, так и 2017 года. При этом, по словам представителя инспекции, предметом проверки была декларация, в которой речь шла только о доходе от сделок 2016 года. Этому обстоятельству три инстанции также не дали оценки, обратил внимание ВС. Он отменил акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию (№ 39-КАД21-1-К1).

«Первый случай в Верховном суде»

«Полагаю, это первый случай, когда Верховный суд столь детально и системно проанализировал критерии оценки предпринимательского характера деятельности гражданина», – комментирует руководитель Налоговой практики Инфралекс Инфралекс Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа Банкротство (включая споры) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Цифровая экономика группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Семейное и наследственное право группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Уголовное право Профайл компании × Иван Шиенок.

Александр Пчелин из юркомпании Лемчик, Крупский и Партнеры Лемчик, Крупский и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Банкротство (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Трудовое и миграционное право (включая споры) 9 место По количеству юристов 16 место По выручке 20 место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании × обращает особое внимание на вывод ВС относительно непроживания Черновой в квартире. Раньше подобное обстоятельство само по себе было убедительным доказательством предпринимательского характера деятельности (например, № 33а-4901/2017, № 33а-10680/2016). В рассматриваемом же деле Верховной суд указал на недостаточность такого аргумента, повысив тем самым стандарт доказывания, отмечает Пчелин.

Впрочем, в кассационном определении есть и правовые позиции, которые могут существенно осложнить жизнь граждан, считает Шиенок.

Мнение ВС о том, что к признакам предпринимательской деятельности относится использование квартир для извлечения прибыли, а не для удовлетворения жилищных потребностей, создает существенные риски для многих граждан. Причем не только для продавцов недвижимости, но и для наймодателей.

Иван Шиенок, руководитель Налоговой практики Инфралекс Инфралекс Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа Банкротство (включая споры) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Цифровая экономика группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Семейное и наследственное право группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Уголовное право Профайл компании ×

Исходя из этого подхода, многие сделки с жилыми помещениями потенциально могут быть признаны предпринимательскими, предупреждает юрист.

Главные законы для предпринимателей

В России действуют пять тысяч федеральных законов и бесконечное число нормативных актов. Можно обложиться книжками и завести вместо семьи команду юристов, а можно начать с основного — законов, с которыми бизнес сталкивается каждый день.

👂 Незаконное предпринимательство

В уголовном кодексе есть фраза «незаконное предпринимательство» — это когда человек занимается бизнесом без регистрации или лицензии. Что считается бизнесом, а что нет — зависит от регулярности. Один раз продать шубу на Авито — не бизнес, а постоянно возить шубы из Турции и продавать в инстаграме — уже бизнес.

За незаконное предпринимательство штрафуют, размер штрафа зависит от того, сколько успели заработать. Если прибыль больше девяти миллионов, штраф до 500 000 рублей, а может быть и лишение свободы до пяти лет. Если успели продать только десять шуб, можно отделаться штрафом до двух тысяч рублей. Кроме штрафа придется заплатить налог в 13% как физлицо со всего, что заработали.

Конечно, в полиции нет отдела, который ловит незаконных предпринимателей, зато есть налоговая. Она заметит, если на карту постоянно падают похожие суммы от разных людей или человек вдруг пошел и купил машину за наличные. А еще налоговая любит устраивать контрольные закупки — например, заказать торт у кондитера в инстаграме, а при получении попросить документики. Конкуренты также могут нажаловаться в налоговую, как и соседи.

Читайте также:
Закон о ветеранах труда федерального значения

Кажется, что если человек печет торты на заказ или учит детей грамоте, — это не бизнес, а подработка. Но и это незаконное предпринимательство, правда, статус ИП тут необязателен, можно оформиться самозанятым.

Зато если масштабы бизнеса больше десяти шуб, возможно, лучше зарегистрировать организацию.

Веду бизнес без ИП. Как меня вычислит налоговая?

😎 Самозанятые

Год назад в России появились первые самозанятые — это почти предприниматели, но без статуса ИП, сдачи ежегодной декларации, страховых взносов и других прелестей предпринимательской жизни.

Самозанятыми могут стать репетиторы, сантехники, мастера по маникюру и кондитеры с тортиками в инстаграме — все те, кто работает сам на себя, без сотрудников и многомиллионных оборотов. Вот какие условия у самозанятых:

  • налог 4% или 6%;
  • взносов и отчетности нет;
  • доход до 2,4 млн рублей в год.

Изначально закон действовал только в четырех регионах России, но с 2022 года к ним добавились еще девятнадцать.

Этот закон для всех тех, кто не готов регистрироваться как ИП, но переживает, что его поймают на незаконном предпринимательстве. Почти все сферы услуг подходят для самозанятости, но есть и ограничения: нельзя перепродавать товары, продавать табак и алкоголь, сдавать нежилые помещения.

💰 Системы налогообложения

В России существует несколько систем налогообложения:

  • общая, или ОСНО;
  • упрощенная 6%, или УСН Доходы;
  • упрощенная 15%, или УСН Доходы минус расходы;
  • патент, или ПСН;
  • единый налог на вмененный доход, или ЕНВД;
  • единый сельхозналог, или ЕСХН.

Основной считается общая, она назначается сразу при регистрации, а остальные — это спецрежимы, на них можно перейти, если подать заявление в налоговую.

Чтобы пользоваться спецрежимом, нужно ему соответствовать. Например, работать на упрощенке может компания с доходами до 150 млн рублей — если она зарабатывает больше, добро пожаловать на общую систему налогообложения. А патент не подходит компаниям со штатом больше пятнадцати человек.

Какую систему выбрать, зависит от сферы деятельности и оборотов. Всегда лучше считать:

Компания купила товар за 70 000 рублей, а продала за 100 000 рублей. На УСН 6% она заплатит 6000 рублей, на УСН 15% — 4500 рублей.

Чтобы не просчитывать всё вручную, можно воспользоваться калькулятором налоговой.

📜 Лицензирование деятельности

Чтобы заниматься определенной работой, нужна лицензия. Ее получают частные детективы, производители оружия и лекарств, владельцы детских центров и страховых компаний. Список длинный — посмотреть весь можно в законе о лицензировании.

Если вы нашли себя в этом списке, вам нужна лицензия: работать без нее незаконно, и за это наказывают по административной или уголовной статье. В зависимости от масштабов деятельности можно получить штраф от 50 000 до 500 000 рублей, попасть под арест, исправительные работы или лишиться свободы до пяти лет.

Что бывает за работу без лицензии

💾 Персональные данные

Если у компании есть сайт, а на нем форма для регистрации — значит, она собирает персональные данные и по закону должна уведомить об этом Роскомнадзор. То же самое, если у компании есть сотрудники и зарплатный проект в банке.

Персональные данные — это любая информация о человеке, например имя, фамилия, номер телефона или электронная почта. Если компания берет эту информацию у клиента или сотрудника, она становится оператором персональных данных.

Кроме уведомления Роскомнадзора потребуется разместить на сайте политику конфиденциальности и запрашивать у пользователей согласие на обработку персональных данных.

💣 Блокировка счетов

Речь о том самом 115 ФЗ — законе, который помогает бороться с незаконным обналичиванием денег. Закон касается банков и предпринимателей: первые следят, чтобы вторые не совершали серых операций. Например:

  • не переводили деньги подставным компаниям и тем самым не уходили от налогов;
  • не получали на счет деньги от взяток, мошеннических схем, торговли оружием;
  • не выводили слишком много наличных.

Если действия предпринимателя кажутся банку подозрительными, он блокирует интернет-переводы и просит рассказать, что за деньги и куда идут. А критерии, по которым определяют подозрительные операции, и сформулированы в 115 ФЗ.

Этот закон вызвал негодование в бизнес-сообществе: люди не понимали, почему они должны отчитываться перед банком за свои же деньги и с чего вдруг их блокируют. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, стоит помнить об этом законе.

Как банки проверяют компании

💻 Онлайн-кассы

Закон об онлайн-кассах действует с февраля 2017 года, но до сих пор в нем постоянно что-то меняется. Если кратко, предприниматель должен поставить кассу с фискальным накопителем, которая выдает чек покупателю и отправляет информацию о продаже оператору фискальных данных.

С июля 2019 года все-все компании и предприниматели, которые работают с физлицами, должны поставить онлайн-кассу. Отсрочку до 2022 года получили немногие — ИП без сотрудников, которые что-то производят сами или выполняют услуги, например вяжут шапки, делают сыр, ремонтируют обувь.

Читайте также:
Закон о контролируемых иностранных компаниях

Онлайн-кассы нужны и интернет-магазинам, но иногда предприниматели думают, что если они в интернете, налоговая их не достанет. Но вместе с Роспотребнадзором и прокуратурой налоговая проводит контрольную закупку — под видом обычного покупателя заказывает товар. Интернет-магазин не узнает об этом, пока не получит акт.

🚔 Плановые и внеплановые проверки

Вокруг проверок контролирующих органов много мифов: например, что компании не могут проверять три года. Отчасти это правда, но только в рамках плановых проверок, а бывают еще внеплановые — обо всём этом написано во второй главе закона о государственном контроле. Итак, проверки:

  • плановые — не чаще чем раз в три года. На сайте контролирующего органа можно заранее посмотреть, будут ли проверять компанию в этом году;
  • внеплановые — в любое время по жалобе клиента или даже конкурента. Часто о внеплановых не предупреждают.

Выездные проверки налоговой к этому закону не относятся — налоговая может прийти в любое время без предупреждений. Правда, опытные бухгалтеры замечают, что перед этим налоговики начинают усиленно запрашивать разные документы, и это как бы маячок перед проверкой.

📢 Реклама себя

В законе о рекламе есть всё: что рекламировать, когда и как, при каких обстоятельствах. Перед тем, как заниматься рекламой компании, товаров и услуг, лучше изучить этот закон. Например, нельзя:

  • рекламировать услугу, если нет лицензии;
  • говорить, что одобрено правительством;
  • использовать образ врача в немедицинской рекламе.

Если нарушить закон, антимонопольная служба заставит платить штраф от 4000 рублей до 800 000 рублей, а еще придется избавиться от рекламного ролика, билборда или партии листовок.

Что нельзя рекламировать

Счет для ИП и ООО в Модульбанке

Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ

ФНС – о признании деятельности физлица предпринимательской и принудительном взыскании налогов

В письме Федеральной налоговой службы разъясняется, какие признаки укажут на предпринимательский характер деятельности физического лица и в каких случаях будет доначислена недоимка по налогам. Если вы получаете регулярный доход от определенной деятельности, стоит проверить, не подпадает ли она под критерии предпринимательской, чтобы избежать взыскания налоговой недоимки

Федеральная налоговая служба подготовила обзор судебной практики по спорам, связанным с квалификацией деятельности физлиц в качестве предпринимательской в целях налогообложения (Письмо ФНС от 7 мая 2019 г. № СА-4-7/8614@). Письмо ФНС подтверждает сложившуюся тенденцию по оспариванию налоговыми органами экономической сущности сделок, заключаемых физическими лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. Эти действия налогового ведомства направлены на выявление предпринимателей, получающих существенную налоговую экономию путем сокрытия своей фактической деятельности. Судебная практика показывает, что, если налоговый орган докажет предпринимательский характер деятельности физлица, доначислений недоимки по неисполненным налоговым обязательствам не избежать.

В каких случаях деятельность физлица будет признана предпринимательской?

Переквалификация налоговым органом деятельности физического лица возможна только в случае наличия ключевых признаков, свидетельствующих о ее предпринимательском характере.

Одним из основных факторов является нацеленность на извлечение прибыли, т.е. изготовление или приобретение имущества с целью его последующего использования для систематического получения дохода. Разовый характер сделки сам по себе не свидетельствует о ведении предпринимательской деятельности. Например, разовая продажа имущества, стройматериалов, оставшихся после строительства дома, не имеет признаков предпринимательской деятельности. Но если вы регулярно приобретаете имущественные активы с целью последующей реализации или сдаете в аренду транспортные средства, налоговый орган вправе приравнять эту деятельность к предпринимательской и доначислить НДС, установив систематичность осуществления операций и отсутствие фактов использования объектов недвижимости в личных целях (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 декабря 2017 г. № Ф09-8236/17).

Также о наличии в действиях признаков предпринимательской деятельности могут свидетельствовать следующие факты.

  • Хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок. Под данным понятием подразумевается наличие первичных документов по сделкам: актов, договоров, расценок за услуги.
  • Взаимосвязанность всех совершаемых в определенный период времени сделок. Например, отсутствие временного интервала между приобретением и последующей продажей объектов, одновременное осуществление расходов по ремонту объектов для их перепродажи и расходов на рекламу. Судебная практика показывает, что для подтверждения налоговым органом обстоятельств ведения физическим лицом предпринимательской деятельности необходимы совокупность и взаимосвязанность действий, свидетельствующих о налоговом правонарушении.
  • Устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами. Обращение физлица за услугами к определенным контрагентам свидетельствует о наличии систематичных «обычаев делового оборота», подтверждающих осуществление предпринимательской деятельности (см. письма Минфина России от 7 ноября 2006 г. № 03-01-11/4/82 и ФНС России от 8 февраля 2013 г. № ЕД-3-3/412@).

То есть если вы целенаправленно продвигаете свою деятельность, например поддерживаете сайт и публикуете объявления, а также имеете устойчивые взаимоотношения с поставщиками услуг для приведения объектов в «товарный вид», данные факты в совокупности могут свидетельствовать о ведении предпринимательской деятельности.

Читайте также:
Какая палата принимает федеральные законы

Как налоговый орган установит предпринимательский характер деятельности?

Доказательствами, подтверждающими нацеленность человека на систематическое получение прибыли, а значит, ведение предпринимательской деятельности, могут стать:

  • показания лиц, оплативших товары, работу или услуги; расписки, подтверждающие передачу денежных средств;
  • выписки из банковских счетов;
  • акты передачи товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи;
  • заключение договоров аренды помещений.

Так, налоговый орган при проведении проверки вправе вызвать любого свидетеля на допрос для установления обстоятельств заключения сделок, например по сдаче в аренду недвижимости физлицам. Он может запросить расписки о получении и передаче денег, если расчеты производились с покупателями – физическими лицами наличными денежными средствами. Также налоговый орган вправе истребовать у банков выписки о движении средств по счетам проверяемого налогоплательщика или его контрагентов, в случае если расчеты производились в безналичной форме.

Вместе с тем нужно помнить: если прибыль отсутствует, это не значит, что деятельность не будет признана предпринимательской, поскольку тут важна именно цель систематического получения дохода, а положительный результат обязательным не является. То есть, если полученные доказательства позволят установить ведение предпринимательской деятельности, физическому лицу не удастся избежать административного наказания в виде штрафа в размере от 500 руб. до 2 тыс. руб. за отсутствие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 14.1 КоАП РФ).

Почему физлицо могут обязать платить налоги как индивидуального предпринимателя?

Если человек получает доходы от деятельности, которую он не относит к предпринимательской, но при этом она таковой является, на него будет распространяться режим налогообложения, установленный для индивидуальных предпринимателей. При этом он может быть и не зарегистрирован в качестве ИП (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П, определения от 15 мая 2001 г. № 88-О и от 11 мая 2012 г. № 833-О).

Данные действия налогового органа не противоречат действующему законодательству, так как физлица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица при исполнении обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

При этом налоговый орган доначисляет именно НДС, предусмотренный для общей системы налогообложения. Так как иные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, патентная система) требуют заявительного порядка перехода, налоговый орган не может начислить недоимку по иным налогам, если физическое лицо не заявило о выборе и применении специального режима налогообложения.

Если деятельность человека признают предпринимательской, с него взыщут недоимку по налогам?

В случае переквалификации деятельности физлица в предпринимательскую обязанностью налоговых органов является определение неисполненных налоговых обязательств. После этого может быть доначислена недоимка по НДС.

В качестве примера приведем дело о привлечении физического лица к налоговой ответственности (Определение Верховного Суда РФ от 8 апреля 2015 г. № 59КГ15-2). Собственник земельного участка и нежилого помещения сдавал имущество в аренду юридическому лицу по договору. Документ содержал условия о сроках, изменении и расторжении договора, санкциях за ненадлежащее исполнение обязательств по нему. То есть были предусмотрены все возможные риски, подлежащие учету при осуществлении предпринимательской деятельности.

Суды сделали вывод, что человек сдавал принадлежащее ему на праве собственности нежилое административное здание юрлицу для использования в производственной деятельности арендатора. Целью сдачи помещений в аренду было систематическое получение прибыли. Следовательно, физическое лицо являлось плательщиком НДС. При этом суды не поддержали позицию собственника, заявившего, что целью предоставления имущества в аренду являлась минимизация издержек, связанных с владением нежилым помещением.

В законодательстве отсутствует указание срока, в течение которого налоговый орган должен выявить задолженность. Однако в силу ограничений, установленных п. 4 ст. 89 НК РФ, период, за который возможно доначисление недоимки по налогам, не может превышать трех лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной налоговой проверки. Расчет недоимки по не исполненным физлицом налоговым обязательствам осуществляется исходя из величины полученного дохода, установленного по результатам анализа движения денежных средств по банковской выписке, распискам о получении денег, заключенным договорам. Однако встает вопрос: после определения общей величины дохода, полученного физлицом, не зарегистрированным в качестве ИП, как будет рассчитан НДС? Ведь условиями договоров не предусмотрено, что цена услуг (товаров) включает в себя сумму налога. То есть общая величина дохода будет умножаться на ставку налога 18% (для периода проверки до 2019 г.)? Или будет признано, что НДС изначально включен в стоимость услуг (товара) по договорам с заказчиками и необходимо общий доход умножить на расчетную ставку налога 18/118? Несомненно, расчетная ставка налога более выгодна, поскольку величина налогового бремени окажется меньше, чем при ставке 18%.

Судебная практика показывает, что при переквалификации сделки и статуса физлица на ИП расчет недоимки по налогам определяется с использованием расчетной ставки (18/118), только если человек не предпринял умышленных действий по избежанию налогового бремени и сокрытию своего реального статуса. Об отсутствии умышленности могут свидетельствовать следующие обстоятельства: человек действовал при заключении и исполнении договорных обязательств открыто и узнал о квалификации своей деятельности в качестве предпринимательской только по результатам мероприятий налогового контроля; ранее в отношении него не проводились проверки и он не привлекался к налоговой ответственности; накануне заключения сделок он умышленно не утрачивал статус ИП. Если данные условия не выполняются, расчет НДС будет производиться сверх цены договоров исходя из ставки 18%.

Читайте также:
Строительный шум в выходные закон

Впрочем, не во всех случаях налоговый орган сможет производить доначисление НДС при переквалификации сделок. Налогоплательщик имеет право на освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб. Причем не будет иметь значения, подал ли налогоплательщик письменное уведомление о применении данного освобождения в срок, указанный в п. 3 ст. 145 НК РФ. Согласно судебной практике в случае переквалификации сделок налоговые органы при расчете налоговых обязательств могут самостоятельно учитывать право лица на освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС при соблюдении условия о размере выручки (Определение Верховного Суда РФ от 3 июля 2018 г. № 304-КГ18-2570 по делу № А70-907/2017).

Могут ли налоговые органы ошибочно признать деятельность физлица предпринимательской?

В судебной практике встречаются случаи необоснованного приравнивания деятельности физических лиц к предпринимательской и доначисления НДС. Рассмотрим такой пример: в проверяемый период физлицо, которое обладало статусом ИП, реализовывало нежилые помещения. Суды установили, что сделка носила разовый характер, а налоговый орган не представил доказательств использования помещений в предпринимательской деятельности. Было указано, что наличие у физического лица статуса ИП не является основанием для отнесения сделки к предпринимательской, поскольку с момента регистрации в качестве ИП и постановки на налоговый учет к разрешенным видам деятельности предпринимателя не относилась деятельность по реализации объектов недвижимости (Определение Верховного Суда РФ от 4 мая 2016 г. № 303-КГ16-3339 по делу № А73-7492/2014).

Кроме того, нужно иметь в виду, что при реализации продукции, выращенной на собственном сельхозучастке площадью не более 0,5 га, налогообложение доходов физических лиц не предусмотрено, даже если деятельность носит систематический характер. Однако для подтверждения факта производства продукции именно на своем участке необходимо получить справку из местной администрации или садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ).

Как избежать принудительного взыскания налогов?

Если вы на регулярной основе получаете доход от определенной деятельности, платите НДФЛ и при этом не можете самостоятельно определить, обязаны ли уплачивать НДС, стоит обратиться в специализированные консалтинговые организации для анализа возможных налоговых рисков по доначислению недоимки по налогам в связи с предпринимательским характером деятельности. В случае если ваша деятельность подпадает под критерии предпринимательской, обозначенные выше, рекомендуем самостоятельно выбрать оптимальный вариант системы налогообложения, чтобы исключить вероятность принудительного взыскания налогов после налоговой проверки.

Федеральный закон от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Принят Государственной Думой 19 декабря 2018 года

Одобрен Советом Федерации 21 декабря 2018 года

(В редакции федеральных законов от 27.12.2019 № 447-ФЗ, от 11.06.2022 № 170-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет, цели правового регулирования и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям в области охраны и использования животного мира, отношениям в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, отношениям в области аквакультуры (рыбоводства), отношениям в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, отношениям в области содержания и использования сельскохозяйственных животных и отношениям в области содержания и использования лабораторных животных.

3. Благотворительная деятельность, добровольческая (волонтерская) деятельность в области обращения с животными осуществляются в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности.

4. Отношения, возникающие при перевозке животных, регулируются законодательством в области транспорта, ветеринарным законодательством Российской Федерации и международными договорами с участием Российской Федерации.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области обращения с животными

Отношения в области обращения с животными регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) владелец животного (далее также – владелец) – физическое лицо или юридическое лицо, которым животное принадлежит на праве собственности или ином законном основании;

2) деятельность по обращению с животными без владельцев – деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

Читайте также:
Закон об алиментах на ребенка в России

3) дикие животные, содержащиеся или используемые в условиях неволи (далее также – дикие животные в неволе), – дикие животные, изъятые из среды их обитания (в том числе ввезенные на территорию Российской Федерации из других государств), потомство таких животных (в том числе их гибриды);

4) домашние животные – животные (за исключением животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию), которые находятся на содержании владельца – физического лица, под его временным или постоянным надзором и местом содержания которых не являются зоопарки, зоосады, цирки, зоотеатры, дельфинарии, океанариумы;

5) жестокое обращение с животным – обращение с животным, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (включая истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными действиями), нарушение требований к содержанию животных, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе отказ владельца от содержания животного), причинившее вред здоровью животного, либо неоказание при наличии возможности владельцем помощи животному, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии;

6) животное без владельца – животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен;

7) использование животных в культурно-зрелищных целях – использование животных при осуществлении деятельности в области культуры, отдыха и развлечений (в том числе в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах), на выставках животных, в спортивных соревнованиях, в процессе производства рекламы, при создании произведений кинематографии, для производства фото- и видеопродукции, на телевидении, в просветительской деятельности, в целях демонстрации (в том числе в местах розничной торговли, местах оказания услуг общественного питания);

8) место содержания животного – используемые владельцем животного здание, строение, сооружение, помещение или территория, где животное содержится большую часть времени в течение суток;

9) обращение с животными – содержание, использование (применение) животных, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев и осуществление иной деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом, а также совершение других действий в отношении животных, которые оказывают влияние на их жизнь и здоровье;

10) потенциально опасные собаки – собаки определенных пород, их гибриды и иные собаки, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и включенные в перечень потенциально опасных собак, утвержденный Правительством Российской Федерации;

11) служебные животные – животные, специально подготовленные и используемые (применяемые) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики и иных объектов, а также в иных целях, установленных законодательством Российской Федерации;

12) условия неволи – искусственно созданные условия жизни животных, которые исключают возможность их свободного передвижения вне специально оборудованных мест и при которых полное жизнеобеспечение животных зависит от человека.

Статья 4. Основные принципы обращения с животными

Обращение с животными основывается на следующих нравственных принципах и принципах гуманности:

1) отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания;

2) ответственность человека за судьбу животного;

3) воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным;

4) научно обоснованное сочетание нравственных, экономических и социальных интересов человека, общества и государства.

Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обращения с животными

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области обращения с животными

1. К полномочиям Правительства Российской Федерации в области обращения с животными относятся:

1) утверждение перечня животных, запрещенных к содержанию;

2) установление в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона перечня случаев, при которых допускаются содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию;

3) установление перечня случаев, при которых допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности;

4) утверждение перечня потенциально опасных собак;

5) установление требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию;

6) установление в соответствии с частью 3 статьи 15 настоящего Федерального закона перечня случаев, при которых допускается использование животных в культурно-зрелищных целях вне мест их содержания или за пределами специально предназначенных для этого зданий, сооружений, а также на необособленных территориях;

7) утверждение методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них;

8) утверждение методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев;

9) утверждение положения о федеральном государственном (контроле) надзоре в области обращения с животными; (В редакции Федерального закона от 11.06.2022 № 170-ФЗ)

10) установление порядка обращения с конфискованными дикими животными в неволе, возврат которых в среду их обитания невозможен;

11) иные предусмотренные законодательством полномочия в области обращения с животными.

2. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

1) устанавливают порядки обращения со служебными животными;

Читайте также:
Что значит ненормированный рабочий день по закону

2) осуществляют лицензирование деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах;

3) устанавливают порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, в том числе форму удостоверения, порядок его выдачи, порядок взаимодействия таких инспекторов с органами государственного надзора в области обращения с животными;

4) осуществляют иные предусмотренные законодательством полномочия в области обращения с животными.

Статья 6. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обращения с животными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Полномочия федеральных органов исполнительной власти по лицензированию деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”.

Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся:

1) установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них;

2) установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев;

3) утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными; (В редакции Федерального закона от 11.06.2022 № 170-ФЗ)

4) иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

Глава 3. Требования к содержанию и использованию животных

Статья 9. Общие требования к содержанию животных

1. К общим требованиям к содержанию животных их владельцами относятся:

1) обеспечение надлежащего ухода за животными;

2) обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи и своевременного осуществления обязательных профилактических ветеринарных мероприятий в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области ветеринарии;

3) принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных;

4) предоставление животных по месту их содержания по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок;

5) осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. В случае отказа от права собственности на животное или невозможности его дальнейшего содержания владелец животного обязан передать его новому владельцу или в приют для животных, которые могут обеспечить условия содержания такого животного.

Статья 10. Особые условия, обеспечивающие защиту людей от угрозы причинения вреда их жизни и здоровью животными

1. При обращении с животными не допускаются:

1) содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию, утвержденный Правительством Российской Федерации. Данный запрет не распространяется на случаи содержания и использования таких животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах или в качестве служебных животных, содержания и использования объектов животного мира в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания либо диких животных в неволе, которые подлежат выпуску в среду их обитания, а также на иные случаи, установленные Правительством Российской Федерации;

2) натравливание животных на людей, за исключением случаев необходимой обороны, использования служебных животных в соответствии с законодательством Российской Федерации или дрессировки собак кинологами.

2. Организаторы мероприятий, в которых осуществляется использование животных в культурно-зрелищных целях, обязаны обеспечивать безопасность людей.

Статья 11. Защита животных от жестокого обращения

1. Животные должны быть защищены от жестокого обращения.

2. При обращении с животными не допускаются:

1) проведение на животных без применения обезболивающих лекарственных препаратов для ветеринарного применения ветеринарных и иных процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль;

2) натравливание животных (за исключением служебных животных) на других животных;

3) отказ владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных до их определения в приюты для животных или отчуждения иным законным способом;

4) торговля животными в местах, специально не отведенных для этого;

5) организация и проведение боев животных;

6) организация и проведение зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение травм и увечий животным, умерщвление животных;

Читайте также:
Кто оплачивает санитарную книжку по закону

7) кормление хищных животных другими живыми животными в местах, открытых для свободного посещения, за исключением случаев, предусмотренных требованиями к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию, установленными Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Запрещение пропаганды жестокого обращения с животными

1. Запрещается пропаганда жестокого обращения с животными, а также призывы к жестокому обращению с животными.

2. Запрещаются производство, изготовление, показ и распространение пропагандирующих жестокое обращение с животными кино-, видео- и фотоматериалов, печатной продукции, аудиовизуальной продукции, размещение таких материалов и продукции в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети “Интернет”) и осуществление иных действий, пропагандирующих жестокое обращение с животными.

Статья 13. Требования к содержанию домашних животных

1. При содержании домашних животных их владельцам необходимо соблюдать общие требования к содержанию животных, а также права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные.

2. Не допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.

3. Предельное количество домашних животных в местах содержания животных определяется исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

4. Выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц.

5. При выгуле домашнего животного необходимо соблюдать следующие требования:

1) исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках;

2) обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования;

3) не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

6. Выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу потенциально опасной собаки на праве собственности или ином законном основании. О наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.

7. Перечень потенциально опасных собак утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 14. Требования к содержанию и использованию служебных животных

1. Требования к содержанию и использованию служебных животных определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в соответствии с порядками обращения со служебными животными, установленными федеральными органами исполнительной власти, которые используют служебных животных или в ведении которых находятся организации, использующие служебных животных.

2. Служебные животные, дальнейшее использование которых в служебных целях (в том числе для обеспечения учебного процесса) невозможно, передаются на возмездной или безвозмездной основе новым владельцам.

3. Информация о передаче на возмездной или безвозмездной основе служебных животных новым владельцам размещается владельцами служебных животных в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и опубликовывается в средствах массовой информации.

4. В случае, если после размещения и опубликования информации, указанной в части 3 настоящей статьи, служебные животные не переданы новым владельцам в трехмесячный срок, их дальнейшие содержание и использование осуществляются в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи.

Статья 15. Требования к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию

1. Использование животных в культурно-зрелищных целях и их содержание осуществляются с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации.

Закон об ответственном обращении с животными в России: защитит ли питомцев новый правовой акт

Зооактивисты говорят, что 20 лет ждали хоть какого-то закона о защите животных. Именно в начале нулевых заговорили о правовом акте, который бы оберегал питомцев. В итоге получили немного не то: многие положения, которые лоббировали общественники, так и не нашли своего отражения на бумаге. Разница даже на уровне названия. Новый документ называется «Об ответственном обращении с животными».

Законы был опубликован под занавес 2018 года и по сути начал полноценно работать в России лишь с 2019 года.

– Закон об ответственном обращении с животными выделяет животных как существ, способных испытывать эмоции и страдания. Хозяин становится ответственным за судьбу животного, – рассказала адвокат Элеонора Абеле.

Для кого разработан закон

Как бы странно это не прозвучало – для людей. В законе об ответственном обращении с животными прямо сказано, что он должен не только защищать зверей, но и укреплять нравственность, блюсти принципы гуманности.

А еще обеспечивать безопасность граждан при обращении с животными. То есть закон предписывает всяческим шоу, в которых задействуют животных, делать представления безопасными.

Основные положения

Одно из важных положений, это защита животных от жестокого обращения. Запрещена его пропаганда, а также призывы к оному.

Четко сказано, что нельзя проводить болезненные ветпроцедуры без обезболивающих. Натравливать животных друг на друга и устраивать бои. Запрещено прилюдно кормить хищников другими живыми животными в общественных местах.

Закон об ответственном обращении с животными в России запрещает выбрасывать питомцев. То есть хозяин не вправе больше уехать за 100 км от города и бросить бывшего любимца. Его можно передать новому владельцу или в приют.

Читайте также:
Какая палата принимает федеральные законы

Среди положений можно выделить запрет на торговлю животными вне «специальных мест». Можно предположить, что речь о питомниках и магазинах. Но как быть с тысячами объявлений в Сети? О них в Законе об ответственном обращении с животными 2019 в России ничего не сказано.

Ответственность хозяев

В законе об ответственном обращении с животными в России, который заработал в 2019 году, прописано понятие «владелец животного». Взглянем на документ.

Владелец животного – физическое или юридическое лицо, которым животное принадлежит на праве собственности или ином законном основании.

Закон предписывает хозяевам надлежащий уход за животными.

Правила выгула животных

Первое о чем говорит закон в этой части: владелец не должен допустить, чтобы его животное могло кого-то покалечить или того страшнее. Кроме того, питомец не должен ничего повредить.

Вот требования к выгулу.

  • На дороге, в лифтах, подъездах, дворах, спортивных и детских площадках животное не может передвигаться само. То есть должен быть поводок или шлейка.

  • Следует убирать экскременты за питомцев, если он опорожнился в общественном месте.

  • Не допускать выгул животного вне разрешенных мест.

Обязательное чипирование

Закон об ответственном обращении с животными ни в момент опубликования, ни в 2019 году, ничего не говорил на этот счет. Однако, разные регионы России сами вводят эту норму. Кроме того, достоверно известно, что в Госдуме работают над новым документом. Но там чипирование называется маркировкой.

Может быть, это будет отдельный правовой акт. А может быть внесут поправки в какой-то из действующих. Например, в законы о ветеринарии или тот же об ответственном обращении.

В целом, инициатива здравая, но дорогостоящая. За чей счет будут чипировать миллионы питомцев? Хотя сделать это нужно. Иначе как наказать хозяина, который выбросил собаку? Ведь по закону об ответственном обращении с животными в России он этого делать не имеет права.

Обязательная вакцинация

Кого и как вакцинировать документ также прямо не указывает. В нем есть пункт, где под грифом обязательности предписано: своевременное оказание профилактических ветеринарных мер.

А если не исполнять этого? Судя по документу, ничего не будет. Поэтому зоозащитники и называют его сырым. Не исключено, что по итогам (не) работы документы в 2019 году и позже, будут внесены поправки.

Ответственность при нарушении

В законе об ответственном обращении с животными в России про это сказано так: нарушители несут административную, уголовную и иную ответственность. Каких-то новых штрафов не прописано. Большинство наказаний итак уже перечислены в прочих законах.

Например, если ваш пес нагадил во дворе, то вы нарушили правила благоустройства. Они в каждом городе и регионе свои, а значит и штрафы разные.

Вас покусала чужая собака – подаете в суд и взыскиваете ущерб.

За жестокое обращение отвечает уголовный кодекс. По статье грозит штраф, исправительные работы или до трех лет колонии. Есть и отягчающие обстоятельства, которые усиливают наказание.

Опасные породы собак

В документе указан конкретный перечень.

2. Американский бандог

4. Бразильский бульдог

6. Бульдог алапахский чистокровный (отто)

8. Волко-собачьи гибриды

9. Волкособ, гибрид волка

12. Северокавказская собака

Также в этом перечне метисы пород, указанных в предыдущих пунктах. То есть если один из родителей животного был«опасно-породистый», а другой – нет, он все равно попадает в список опасных.

Выгул опасной собаки без намордника и поводка запрещен. Но на огороженной территории пес может быть не привязан. Например, четвероногий сторож во дворе частного дома. А вот табличку «Осторожно! Злая собака» теперь вещать обязательно, если хоть одна из дюжины опасный пород подстерегает за забором.

Опыт других стран

Наиболее скверная ситуация в этом смысле в Азии и Африке. Где-то в целом нет понятия жестокое обращение, а где-то за него лишь денежный штраф. Например, в Турции. Но при этом в крупных городах там чипированы, стерилизованы и кастрированы все бродячие псы.

Впереди планеты всей как всегда США. Там двигают зоозащитную темы с середины прошлого века. Однако в связи с тем, что штаты внутри страны имеют большую автономность и свои законы, от региона к региону ситуация может быть разной. Местные активисты регулярно бастуют против опытов над животными и родео. Но есть мнение, что еще пару лет и хваленая американская толерантность победит и это.

Но самой прогрессивной в плане закона о защите прав животных Швейцария. В стране с высочайшим уровнем жизни очевидно победили все проблемы и взялись за беды меньших братьев. Например, там прописали нормативы кроличьих клеток и активности собак.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: