Закон об усыновлении детей в России

Усыновление. Порядок и условия.

Кто может быть усыновителем и усыновленным.

Начиная разговор о процедуре усыновления детей, прежде всего, хотелось бы определить круг лиц, которые могут быть усыновителями и усыновленными.

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка. Усыновить можно только несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых:

  • умерли;
  • признаны судом безвестно отсутствующими или объявлены умершими;
  • признаны судом недееспособными;
  • лишены родительских прав
  • дали согласие на усыновлении;
  • по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

Также возможно усыновление:

  • найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны.
  • ребенка, оставленного в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации.

Говоря о круге лиц, которые могут выступать в роли усыновителей, закон перечисляет не тех граждан, кто может быть усыновителями, а тех, кто ими быть не может:

  • недееспособные или ограниченно дееспособные (при усыновлении супругами – если один из них недееспособный/ограниченно дееспособный);
  • лишенные по суду родительских прав /ограниченные в родительских правах
  • отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение своих обязанностей;
  • бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;
  • те, кто по состоянию здоровья не может осуществлять родительские права;
  • не имеющие постоянного места жительства;
  • лица, с судимостью за определенные преступления (за исключением случаев реабилитации);
  • те, кто на момент усыновления не имеет дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, где проживают усыновители;
  • лица, проживающие в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам;
  • лица, не прошедшие подготовку по программам подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются/являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено).

При усыновлении детей лицами, указанными в трех последних пунктах, суд вправе, с учетом интересов ребенка, отойти от правила о том, что данные лица не могут усыновлять детей. Кроме того, если мачеха (отчим) усыновляемого ребенка также входит в одну из трех последних перечисленных выше групп, правило о недопустимости усыновления не применяется.

Рассмотрение дела об установлении усыновления в суде.

Усыновление производится судом в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Дела по усыновлению рассматриваются в порядке особого производства.

Заявления подаются в суд по месту нахождения усыновляемого ребёнка. Все дела рассматриваются в закрытых судебных заседаниях. Все присутствующие заранее предупреждаются о необходимости сохранения тайны и уголовной ответственности при её разглашении против воли усыновителей. В процессе обязательно участвуют: прокурор, органы опеки, усыновители.

Орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка представляет в суд заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.

Права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка.

Усыновители обязаны лично забрать ребенка по месту его жительства (нахождения) по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность усыновителя, и решения суда.

Контроль за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей.

Контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка проводится органом опеки и попечительства в следующем порядке:

  • первое контрольное обследование – в первый год после усыновления по истечении 5 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, но не позднее окончания 7-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда;
  • второе контрольное обследование – по истечении 11 месяцев, но не позднее окончания 13-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда;
  • третье контрольное обследование – по истечении 23 месяцев, но не позднее окончания 25-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда;
  • четвертое контрольное обследование – по истечении 35 месяцев, но не позднее окончания 37-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Необходимость проведения контрольного обследования по истечении 3 лет определяется органом опеки и попечительства индивидуально в соответствии с конкретной ситуацией, складывающейся в семье усыновителя(ей).

Контрольное обследование проводится с сохранением тайны усыновления.

По вопросу усыновления необходимо обращаться по адресам:

Граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями), в котором указываются:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии) граждан, желающих усыновить ребенка;
  • сведения о документах, удостоверяющих личность граждан, желающих усыновить ребенка;
  • сведения о гражданах, зарегистрированных по месту жительства гражданина, желающего усыновить ребенка;
  • сведения, подтверждающие отсутствие у гражданина обстоятельств, указанных в подпунктах 9 – 11 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации;
  • сведения о получаемой пенсии, ее виде и размере (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).

Граждане, желающие усыновить ребенка, подтверждают своими подписями с проставлением даты подачи заявления указанные в нем сведения, а также осведомленность об ответственности за представление недостоверной либо искаженной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязательный перечень документов, прилагаемых к заявлению:

  1. краткая автобиография лица, желающего усыновить ребенка;
  2. справка с места работы лица, желающего усыновить ребенка, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, желающего усыновить ребенка, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги) указанного лица;
  3. заключение о результатах медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;
  4. копия свидетельства о браке (если граждане, желающие усыновить ребенка, состоят в браке);
  5. копия свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей).
Читайте также:
215 закон о строительстве
Основание: Постановление Правительства Российской Федерации №275 от 29 марта 2000г. «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства»

Получить консультацию о порядке и условиях усыновления ребенка, оставшегося без попечения родителей, можно в отделе опеки и попечительства Управления социальной политики №5 по адресам:

Закон об усыновлении детей в России

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 марта 2000 года N 275

Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства

(с изменениями на 27 сентября 2022 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2015 года N 960 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.09.2015, N 0001201509180020);

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 497 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.06.2016, N 0001201606080001);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1716 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.01.2018, N 0001201801090003);

постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2018 года N 427 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.04.2018, N 0001201804110005);

постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2018 года N 1586 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.12.2018, N 0001201812210016);

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2019 года N 1670 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.12.2019, N 0001201912170019);

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2022 года N 1627 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.09.2021, N 0001202109290039).

В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации Правительство Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемые:

2. Предоставить Министерству просвещения Российской Федерации право давать по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти необходимые разъяснения по применению правил, утвержденных настоящим постановлением.

3. Установить, что Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, распространяются на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации и усыновивших детей, являющихся гражданами Российской Федерации.

4. Признать утратившими силу:

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 марта 2000 года N 275

Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации

(с изменениями на 27 сентября 2022 года)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок:

передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) (далее именуется – усыновление) гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации;

осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации;

передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства.

2. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых:

неизвестны, судом признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими;

признаны судом недееспособными;

лишены судом родительских прав;

дали в установленном порядке согласие на усыновление;

по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания*.

* За исключением случаев усыновления иностранными гражданами или лицами без гражданства детей, являющихся гражданами Российской Федерации.

Усыновление найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, может быть осуществлено в установленном законодательством Российской Федерации порядке при наличии соответствующего акта, выданного органами внутренних дел или органами опеки и попечительства (абзац дополнен с 26 апреля 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 года N 210 – см. предыдущую редакцию).

Усыновление ребенка, оставленного в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, может быть осуществлено в установленном законодательством Российской Федерации порядке при наличии соответствующего акта, составленного администрацией учреждения, в котором был оставлен ребенок.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 882. – См. предыдущую редакцию)

3. Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением лиц, указанных в пункте 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации.

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

При вынесении решения об усыновлении ребенка суд вправе отступить от положений, установленных подпунктами 6 (в случае, если лицо, желающее усыновить ребенка, проживает с ним в силу уже сложившихся семейных отношений), 7 и 12 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств.

Читайте также:
Федеральный закон о несостоятельности банкротстве физических лиц

Положения, установленные подпунктами 7 и 12 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, не распространяются на отчима (мачеху) усыновляемого ребенка.

3_1. Орган опеки и попечительства через официальный сайт органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и средства массовой информации информирует граждан о возможности усыновить ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, порядке усыновления и детях, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть усыновлены (производная информация), а также ведет прием граждан, желающих усыновить ребенка (детей).

4. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, в том числе сбор, передача, размещение в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет) и распространение иным образом сведений о ребенке, фото- и видеосъемка детей и проведение дополнительной медицинской экспертизы усыновляемого ребенка, не допускается (пункт в редакции, введенной в действие с 26 апреля 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 года N 210, – см. предыдущую редакцию).

5. Типовые формы документов по учету кандидатов в усыновители, оформлению усыновления и осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей в семьях утверждаются Министерством просвещения Российской Федерации.

II. Усыновление гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории Российской Федерации, детей, являющихся гражданами Российской Федерации

6. Граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями (далее – заявление), в котором указываются:

фамилия, имя, отчество (при наличии) граждан, желающих усыновить ребенка;

сведения о документах, удостоверяющих личность граждан, желающих усыновить ребенка;

сведения о гражданах, зарегистрированных по месту жительства гражданина, желающего усыновить ребенка;

сведения, подтверждающие отсутствие у гражданина обстоятельств, указанных в подпунктах 9-11 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации;

сведения о получаемой пенсии, ее виде и размере (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).

Граждане, желающие усыновить ребенка, подтверждают своими подписями с проставлением даты подачи заявления указанные в нем сведения, а также осведомленность об ответственности за представление недостоверной либо искаженной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К заявлению прилагаются следующие документы:

краткая автобиография лица, желающего усыновить ребенка;

справка с места работы лица, желающего усыновить ребенка, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, желающего усыновить ребенка, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги) указанного лица;

заключение о результатах медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;

копия свидетельства о браке (если граждане, желающие усыновить ребенка, состоят в браке);

копия свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей). Форма указанного свидетельства утверждается Министерством просвещения Российской Федерации.

Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущие кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющие места, где они постоянно или преимущественно проживают, в случае усыновления ими ребенка из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, указывают в заявлении сведения о регистрации по месту жительства в одном из муниципальных образований (по выбору этих граждан), в границах которого проходят маршруты кочевий этих граждан, по адресу местной администрации или территориального органа местной администрации (при его наличии) указанного муниципального образования с учетом перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации.

К заявлению граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущие кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющие места, где они постоянно или преимущественно проживают, прилагают документы, указанные в абзацах девятом – тринадцатом настоящего пункта, а также документы, подтверждающие ведение этими гражданами кочевого и (или) полукочевого образа жизни, выданные органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Документы, указанные в абзаце десятом настоящего пункта, действительны в течение года со дня выдачи, документы, указанные в абзаце одиннадцатом настоящего пункта, действительны в течение 6 месяцев со дня выдачи.

6_1. Заявление и прилагаемые к нему документы могут быть поданы гражданином в орган опеки и попечительства лично либо с использованием федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)”, регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” или через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии.

Читайте также:
Правила заселения в гостиницу: закон РФ

В случае личного обращения в орган опеки и попечительства гражданин при подаче заявления должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность.

Орган опеки и попечительства в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления запрашивает у соответствующих уполномоченных органов подтверждение сведений, указанных гражданами в заявлении в соответствии с абзацами четвертым – шестым и четырнадцатым пункта 6 настоящих Правил.

Межведомственный запрос направляется в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

В случае если гражданином не были представлены копии документов, указанных в абзацах двенадцатом и тринадцатом пункта 6 настоящих Правил, орган опеки и попечительства изготавливает копии указанных документов самостоятельно (при наличии представленных гражданином оригиналов этих документов).

7. Орган опеки и попечительства дает разъяснения гражданам Российской Федерации по вопросам, связанным с усыновлением, а также обеспечивает информирование граждан, желающих усыновить либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, о детях, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, а также оказывает содействие в подготовке таких документов.

Закон об усыновлении детей в России

Предпочтительной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление (удочерение), на что прямо указано в ст.123 Семейного Кодекса РФ. Поиски наиболее полного обеспечения интересов детей, передаваемых на усыновление, представляют собой весьма важную социальную проблему.

Усыновление является наиболее сложным правовым институтом. От правильного выбора усыновителя, семьи, в которую передается ребенок, зависит его судьба. Ошибки при усыновлении могут нарушить также права и интересы как родителей ребенка, так и лиц, желающих его усыновить (усыновителей). Именно поэтому закон подробно регламентирует условия и порядок производства и прекращения усыновления.

В связи с этим в интересах детей установлен судебный порядок усыновления ребенка. Преимущества судебного порядка очевидны: суд независим и подчиняется только закону, в рассмотрении дела участвует прокурор, который дает заключение о возможности усыновления, либо об отсутствии на то законных оснований.

Рассмотрению в суде дела об усыновлении предшествует установленная законом процедура, которая включает в себя следующие этапы.

1. Подача в орган опеки и попечительства месту жительства заявления с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями.

Для подготовки заключения о возможности быть усыновителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка.

На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение об их возможности быть усыновителями, которое является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители.

Отрицательное заключение и основанный на нем отказ, в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок с даты его подписания. Одновременно заявителю возвращаются все документы, и разъясняется порядок обжалования решения.

2. После постановки на учет граждан в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства предоставляет им информацию о ребенке (детях), который может быть усыновлен, и выдает направление для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей). Сведения о ребенке, подлежащем усыновлению, можно получить и в другом органе опеки и попечительства в органе исполнительной власти любого субъекта Российской Федерации, на который возложена работа по устройству детей на воспитание (региональный оператор государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей), или в Министерство образования и науки Российской Федерации (федеральный оператор государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей).

3. Подача заявления об усыновлении в суд, в котором должны быть указаны сведения об усыновителях и усыновляемого ребенка, обстоятельства, обосновывающие просьбу об усыновлении ребенка, и документы, подтверждающие эти обстоятельства, просьба об изменении фамилии, имени, отчества, места рождения усыновляемого ребенка, а также даты его рождения, о записи усыновителей (усыновителя) родителями (родителем) в актовой записи о рождении ребенка.

4. Рассмотрение заявления об усыновлении.

Заявление об усыновлении ребенка рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста 14 лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от 10 до 14 лет.

5. Решение суда по заявлению.

Суд, рассмотрев заявление об усыновлении, принимает решение, которым удовлетворяет просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка или отказывает в ее удовлетворении. При удовлетворении просьбы об усыновлении суд признает ребенка усыновленным конкретными лицами (лицом) и указывает в решении суда все данные об усыновленном и усыновителях (усыновителе), необходимые для государственной регистрации усыновления в органах записи актов гражданского состояния.

При удовлетворении заявления об усыновлении права и обязанности усыновителей (усыновителя) и усыновленного ребенка устанавливаются со дня вступления решения суда в законную силу об усыновлении ребенка.

Копия решения суда об усыновлении ребенка направляется судом в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу в орган записи актов гражданского состояния по месту принятия решения суда для государственной регистрации усыновления ребенка.

Читайте также:
Общественное место определение по закону РФ

О праве усыновленного на доступ к информации о биологических родителях

23 августа Верховный Суд РФ вынес решение об удовлетворении кассационной жалобы Ольги Ледешковой на решения судебных инстанций, отказавших ей в получении сведений о биологических родителях.

Впервые Верховный Суд России рассмотрел дело, в котором проявилась коллизия правовых норм: с одной стороны, права на неприкосновенность частной жизни биологического родителя, а с другой – права удочеренной на доступ к информации о ее живых биологических родителях. Перед судом стояла непростая задача – какому праву отдать приоритет и установить, в какой части одно право может ограничить другое, но он в целом справился с этой задачей.

Предыстория

Ольга Ледешкова уже более 5 лет безуспешно пытается отыскать сведения о ее биологической матери: ее интересуют фамилия, имя, отчество, дата и место рождения одного из родителей. Когда ей исполнился месяц, родная мать отказалась от родительских прав на нее, и Ольгу (тогда – Светлану) удочерили другие люди, которые стали ее семьей. При удочерении изменили дату и место рождения, фамилию, имя и отчество ребенка; внесли изменения в актовую запись о рождении и выдали новое свидетельство о рождении. Девочка росла, не подозревая о том, что ее родители – ей не родные. Во втором классе школы о том, что ее удочерили, сообщила подруга. Тогда же приемные родители поделились с Ольгой фактом удочерения, но отношения между ребенком и родителями не изменились – девочка воспитывалась и росла в любящей семье.

Сейчас Ольге 37 лет, она замужем и воспитывает детей. Несколько лет назад ее состояние здоровья существенно ухудшилось. Многочисленные медицинские исследования показали, что, вероятно, она страдает генетически обусловленным (наследственным) заболеванием, связанным с мутацией гена. Чтобы достоверно диагностировать заболевание и назначить адекватное лечение, врачи рекомендовали отыскать анамнез биологических родителей – только с его помощью можно определить, действительно ли у Ольги есть наследственное заболевание. До получения такой информации все установленные диагнозы носят предположительный характер и получаемое лечение не достигает цели нормализации состояния ее здоровья.

Обследование детей выявило новые факты: сын Ольги может передать своим детям мутированный ген, что, в свою очередь, может вызвать у его детей проявление генетически обусловленного заболевания.

Из текста кассационной жалобы в Верховный Суд РФ, подготовленной представителем от имени Ольги:

«Я не могу получить качественное лечение в связи с тем, что медицинские специалисты не могут установить причины возникновения таких заболеваний для того, чтобы назначить адекватное и эффективное лечение, без анализа сведений о том обусловлены ли имеющиеся у меня заболевания генетическими причинами. Без предоставления сведений о моих биологических родителях я не могу реализовать свое право на здоровье».

Все эти причины заставили Ольгу искать сведения о ее биологической матери, поскольку отец был указан в документах со слов матери. Установив ее данные, моя доверительница планирует отыскать ее и с ее разрешения получить сведения о состоянии ее здоровья. Без получения первоначальных данных (фамилии, имени, отчества, даты и места рождения) отыскать биологическую мать невозможно. С такой проблемой сталкиваются тысячи людей в России. И моей задачей как представителя Ольги стало по возможности изменить эту практику ведением стратегического дела.

Подготовка к суду

Весной 2017 г. Ольга обратилась в «Команду 29» с призывом о помощи, я до сих пор помню название ее полученного по электронной почте письма: «Помогите, пожалуйста!», случай показался мне интересным, и мы взяли ее дело в производство.

На тот момент Ольга, имея копию решения исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов Челябинской области (г. Златоуст) от 1980 года о ее удочерении, выяснила, что при рождении ее звали Светлана Павловна Платонова, родилась она в г. Златоусте (а не в г. Челябинске, как было указано во втором свидетельстве о рождении). Кроме того, в решении были указаны реквизиты первоначального свидетельства о рождении, которое после удочерения было заменено.

В соответствии со ст. 140 Кодекса о браке и семье РСФСР, действовавшего на момент рождения Ольги, рождение подлежит регистрации в государственных органах записи актов гражданского состояния, которая, в силу ст. 141 Кодекса, в городах и районных центрах производится отделами (бюро) записи актов гражданского состояния исполнительных комитетов районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов, а в поселках и сельских населенных пунктах – исполнительными комитетами поселковых и сельских Советов народных депутатов.

Согласно ст. 149 указанного Кодекса, в записи о рождении указываются имя, отчество и фамилия ребенка, а также сведения о его родителях.

Соответственно, сведения о биологической матери Ольги содержались в первоначальной актовой записи о ее рождении, которую моя доверительница и искала.

6 февраля 2017 г. Ольга и ее приемные родители обратились в орган ЗАГС г. Златоуста, в котором они дали согласие на раскрытие тайны усыновления, однако последний отказался предоставить запрошенные сведения, сославшись на недопустимость раскрытия тайны усыновления должностными лицами органа ЗАГС под угрозой привлечения их к уголовной ответственности.

Из этого письма стало ясно, что должностные лица органа ЗАГС рассматривают тайну усыновления как абсолютную и применяют нормы законодательства, ограничивая права Ольги. Ведь в соответствии со ст. 139 Семейного кодекса РФ тайна усыновления ребенка охраняется законом; должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка; лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.

Мы полагали, что в нашем случае, поскольку согласие приемных родителей на раскрытие тайны удочерения было дано, у органа ЗАГС отсутствовали основания для отказа в предоставлении информации.

Читайте также:
Что является газоном по закону

Обращение в прокуратуру г. Златоуста результатов не дало: заместитель прокурора А.И. Скобочкин 7 июня 2017 г. сообщил Ольге о том, что «механизм раскрытия данных о происхождении усыновленного ребенка законодательством не определен», а интересующие ее сведения о биологической матери являются персональными данными, которые могут быть предоставлены только с согласия биологической матери; «в ходе рассмотрения обращения нарушений закона не выявлено, оснований для применения норм прокурорского реагирования не имеется».

22 марта 2017 г. я подготовил административное исковое заявление, и Ольга обратилась в Златоустовский городской суд Челябинской области с требованиями о признании отказа органа ЗАГС в предоставлении ей копии акта записи о ее рождении незаконным, а также обязании предоставить такую копию актовой записи о рождении.

В административном иске были приведены следующие аргументы:

  • тайна усыновления (удочерения) не носит абсолютный характер и при согласии усыновителей она может быть раскрыта; согласие усыновителей на раскрытие тайны усыновления (удочерения) – единственное обстоятельство, свидетельствующее о необходимости раскрытия сведений, составляющих тайну усыновления (удочерения);
  • действующий правовой механизм защиты тайны усыновления (удочерения) не предполагает какой-либо ответственности в случае, если присутствует воля усыновителя на раскрытие тайны усыновления; такое согласие обоих усыновителей было получено;
  • право на доступ к информации, гарантированное ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, может быть ограничено только в случаях, установленных законом, а таких ограничений действующее законодательство не содержит; в связи с чем административный ответчик нарушил право Ольги на информацию;
  • усыновленный ребенок вправе знать о происхождении своих родителей, о своих предках, эти сведения являются незаменимыми для раскрытия генетической истории семьи и выявления биологических связей, составляющих важную часть идентичности каждого человека, включая тайну имени, места рождения и иных обстоятельств усыновления, в частности при необходимости выявления (диагностики) наследственных заболеваний, предотвращения браков с близкими родственниками и т.д. (абз. 1 п. 5.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 16 июня 2015 г. № 15-П, который рассматривал вопрос о доступе к сведениям о биологических родителях, если они уже умерли).

Позиция суда первой инстанции

17 апреля 2017 г. судья Златоустовского городского суда Ю.С. Кумина формально рассмотрела дело и указала, что закон не предоставляет заявительнице возможности получить сведения о ее биологической матери, несмотря на то, что такие сведения ей необходимы не из праздного интереса, а для того, чтобы реализовать свое право на информацию и право на здоровье; получить адекватное лечение.

Кроме того, судья пояснила, что сведения о биологической матери Ольги относятся к персональным данным, а «закон не включает в состав лиц, которым могут быть предоставлены затребованные административным истцом сведения, самого административного истца».

Судья пояснила, что доводы о том, что «усыновители согласны на раскрытие тайны усыновления, не является достаточным основанием для удовлетворения требований истца…, поскольку предоставление данных сведений затрагивает не только интересы усыновленного, усыновителей, но и биологических родителей».

Позиция суда второй инстанции

27 июля 2017 г. Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда признала решение суда первой инстанции законным и обоснованным. При этом апелляционная инстанция внесла новеллы в аргументацию отказа в предоставлении сведений – судьи указали, что:

  • «биологическая мать дала согласие на удочерение ребенка, заявив отказ от родительских прав, однако данные о том, готова ли она раскрыть эту информацию третьим лицам, не имеется»;
  • «предоставление сведений удочеренному ребенку о его биологических родителях противоречит охране персональных данных биологической матери ребенка».

Позиция суда третьей инстанции

15 марта 2018 г. судья Челябинского областного суда Г.Л. Туркова также не нашла в деле Ольги нарушений закона, указав, что «согласие усыновителей на раскрытие тайны усыновления не свидетельствует о соблюдении прав биологических родителей, а оспариваемый ответ не нарушает прав административного истца».

Кроме того, судья неожиданно решила, что спор необходимо разрешать в исковом порядке.

Решение Верховного Суда РФ

С таким набором выводов судов мы обратились в Верховный Суд РФ, пояснив, что в данном случае у Ольги есть существенный интерес – получить сведения о ее биологической матери, имеющие «жизненно важное значение». Такая информация хранится только у государства, и никаким иным способом и в каком-либо другом источнике получить ее невозможно. Отказав в предоставлении информации, государство фактически лишает Ольгу права на здоровье.

Ранее Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 июня 2015 г. № 15-П (дело «Команды 29») установил, что усыновленный ребенок вправе знать о происхождении своих родителей, если для этого есть существенный интерес, который может устанавливаться судом. При этом Конституционный Суд РФ сформулировал такую позицию исключительно по делам, когда биологические родители уже умерли, а их потомки не имели сведений о происхождении умерших родителей. Очевидно, что в этом случае вопросы сохранения персональных данных, неприкосновенности частной жизни стоят гораздо менее остро, чем в ситуации, когда усыновленный ребенок требует предоставить сведения о живых биологических родителях. В этом аспекте дело Ольги Ледешковой стало первым, когда Верховный Суд РФ сформулировал свою позицию относительно предоставления информации о живых биологических родителях.

23 августа 2018 г. он удовлетворил кассационную жалобу, исправив ошибки судов нижестоящих инстанций, и направил дело на новое рассмотрение. На настоящий момент текст судебного акта в наш адрес не направлен, однако, исходя из звучавших в судебном заседании аргументов, можно придти к выводу о том, что Верховный Суд РФ учел следующие обстоятельства.

Во-первых, ст. 139 Семейного кодекса РФ, запрещающая без согласия усыновителей раскрывать тайну усыновления, не должна трактоваться как абсолютный запрет на разглашение сведений о биологических родителях.

Читайте также:
Акты сверки с контрагентами: закон

Во-вторых, Конвенция ООН о правах ребенка гарантирует, что ребенок с момента рождения имеет право, насколько это возможно, знать родителей и право на их заботу.

В-третьих, при применении по аналогии Постановления Конституционного Суда РФ от 16 июня 2015 г. № 15-П для разрешении вопроса о возможности реализации усыновленными детьми права узнать об их происхождении должен быть обеспечен баланс конституционных ценностей, прав и законных интересов семьи и всех ее членов. Такой баланс устанавливает суд, рассматривая конкретное дело. Право знать своих предков в любом случае является важнейшим аспектом самоидентификации личности. Иное понимание не отвечает требованиям необходимости, соразмерности и пропорциональности ограничению права на свободу информации, а также не соответствует защищаемым Конституцией ценностям, необходимым в демократическом обществе.

Что касается выводов судов о том, что предоставление Ольге информации о ее биологической матери повлечет незаконное вмешательство в личную жизнь биологической матери, Верховный Суд РФ поставил их под сомнение, поскольку суды так и не смогли обосновать, какие именно права биологической матери будут нарушены.

Однако этот вопрос является дискуссионным, в том числе в государствах – членах Совета Европы. Практика Европейского Суда по правам человека не сформирована. В Постановлении Суда от 13 февраля 2003 г. «Одиевр против Франции» (жалоба № 42326/98) указано, что право знать свое происхождение проистекает из широкого толкования понятия о частной жизни. С другой стороны, должны признаваться личные интересы женщины, отказавшейся от ребенка. ЕСПЧ пришел к выводу о том, что государства должны обладать свободой усмотрения при определении мер, необходимых для обеспечения прав, гарантированных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод в этой сфере (в частности, ст. 8, гарантирующей право на неприкосновенность частной жизни).

Далее практика ЕСПЧ развивалась, и в Постановлении от 25 сентября 2012 г. по делу «Годелли против Италии» (жалоба № 33783/09) Суд не был так категоричен и указал, что «национальное законодательство должно стремиться к установлению в данных вопросах равновесия между конкурирующими правами и интересами заинтересованных лиц по такого рода делам», что в деле Ольги и сделал Верховный Суд РФ.

Поскольку Верховный Суд дал оценку ситуации и дело направлено на новое рассмотрение, в суде первой инстанции мы будем добиваться получения от государства хранящейся только у него информации, без которой Ольга не сможет жить.

Выводы

Верховный Суд РФ установил, что в России отсутствует правовой механизм, обеспечивающий доступ усыновленного ребенка к сведениям о живой биологической матери, если ребенок имеет существенный интерес.

Учитывая, что четкая позиция ЕСПЧ по этому вопросу не выработана, и наличие пробела в соответствующем национальном законодательстве, Верховный Суд РФ мог пойти по пути отказа Ольге в защите ее права на информацию, указав при этом, что раз нет закона, нет и порядка осуществления права, а поскольку сведения о биологической матери составляют ее персональные данные, без ее согласия необходимые сведения получить невозможно.

Но ВС РФ решил по-иному. Он поддержал нашу позицию об отсутствии правового механизма, но, как мы и просили в жалобе, соотнес конкурирующие между собой права и впервые признал возможность усыновленного ребенка получить сведения о его биологическом родителе, если для этого есть существенный интерес.

Я полагаю, что такой подход в целом соответствует современному пониманию права на неприкосновенность частной жизни и права на доступ к хранящейся только у государства информации, которую, кроме государства, гражданин ни у кого получить не может. Изложенная позиция, на мой взгляд, согласуется с Конвенцией о правах ребенка и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Значение определения Верховного Суда РФ по этому вопросу велико: оно может помочь тысячам людей, которые оставили надежду получить у государства информацию об их биологических родителях, но теперь вновь обрели ее.

Решение суда об установлении усыновления. Подводные камни

В практике автора, дела об усыновлении (удочерении) детей можно уверенно разделить на две большие группы: «с проблемами» и без. Чаще всего, рассмотрение дела об усыновлении идёт по второму пути, и решение выносится без каких-либо задержек в сроки, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом, к огромной радости усыновителей. Часто рассмотрение такого рода дел занимает считанные минуты: никто не против, заключение органа опеки и попечительства положительное — три минуты в совещательной комнате, и оглашается решение.

В этот момент многие усыновители склонны впадать в изменённое состояние сознания, своего рода «обморок», как только услышали слова о том, что заявление об усыновлении удовлетворено. Однако, увы, в этот момент всё ещё только начинается.

Дело в том, что решение суда об усыновлении, при всей его несложности с правовой точки зрения, должно быть очень аккуратно изготовлено. Не только без очевидных ошибок, но и содержать в себе все те сведения, которые позволят его реализовать на практике.

После вступления решения суда об усыновлении в законную силу (по такой категории дел — через 10 дней после изготовления решения суда в окончательной форме) данное решение необходимо представить в ЗАГС для регистрации акта гражданского состояния, и для составления новой записи о рождении ребенка, либо для внесения изменений в имеющуюся.

Примерно треть из всех решений судов об усыновлении, по имеющейся у нас практике, этим требованиям не соответствуют.

Итак, что должно быть указано в решении суда, и как поступать, если его содержание не соответствует необходимым требованиям.

В первую очередь, в решении суда должно содержаться указание на то, что устанавливается усыновление (или удочерение) ребенка усыновителем. Например, так: «Удочерить Петрову Галину Ивановну, 05.12.2005 года рождения супругами Чекмарёвой Татьяной Николаевной и Дроновым Олегом Геннадьевичем.»

Одного указание на то, что удовлетворяется заявление об усыновлении (или автор встречал даже слово «иск» применительно к данной категории дел) недостаточно, поскольку требуется указание кто именно и кого именно усыновил или удочерил.

Читайте также:
Основополагающие законы РФ закрепляющие права детей

Поскольку термины «усыновление» и «удочерение» применяются в законе взаимозаменяемо, указание о том, что удочерили мальчика, или усыновили девочку не должны влиять на существо решения, хотя, разумеется, являются опиской.

В решении суда, и желательно в резолютивной части, должны быть указаны сведения об актовой записи, составленной первоначально о рождении ребенка, а также о дате и месте рождения усыновляемого ребенка.

Как правило, эти сведения указываются судом в первой строчке резолютивной части решения: «Удочерить Машкову Наталью Игоревну, уроженку города Москвы, 15 ноября 2014 года рождения (актовая запись о рождении от 09.01.2015 № 6 в Тверском отделе ЗАГС Управления ЗАГС Москвы) Распоповой Ольгой Сергеевной.»

При разрешении вопроса об усыновлении суд должен разрешить также ряд вопросов:

  • о присвоении нового имени (фамилии и отчества) ребёнку; если этого нет в решении суда — сохраняется прежнее имя, фамилия и отчество;
  • об изменении даты и (или) места рождения ребенка («по умолчанию» не изменяются);
  • о записи усыновителей в качестве родителей усыновляемого в книге записей рождений (если в решении не указано — сохраняются сведения о биологических родителях);
  • о сохранении прав и обязанностей между ребенком и родственниками со стороны умершего родителя (без указании в решении — не сохраняются; крайне редко встречающаяся ситуация);
  • о сохранении отношений между усыновляемым и одним из родителей (актуально для отчимов и мачех; «по умолчанию» — не сохраняются).

Решение каждого из указанных вопросов — право, а не обязанность суда. Причем в ряде случаев неуказание в решении суда на то или иное обстоятельство ведёт к тому, что сохраняются старые данные и сведения.

Поэтому особенно актуально проверить, чтобы в решении суда (и именно в резолютивной части) были отмечены нужные усыновителю обстоятельства (а ненужные — не отмечены).

О присвоении нового имени ребенку должно быть прямо указано в резолютивной части. Если строго следовать указаниям закона, имя и фамилия ребенку именно присваиваются судом, а вот отчество — определяется на основании отчества усыновителя или, при усыновлении одинокой женщиной, на основании отчества лица, указываемого ею в качестве отца ребенка (п. 2 ст.134 СК РФ).

Таким образом, в решении суда может быть указано, например, так: «Присвоить усыновляемому фамилию Павлов, имя — Николай, определить отчество — Степанович.», либо так: «Определить фамилию усыновленного Короленко, имя — Виктор.». Обязательно указывать отчество ребенка при усыновлении одинокой женщиной не имеет смысла, поскольку она может записать «отцом» ребенка лицо с любым именем и отчеством.

Особо обратим внимание на то, что суд не может самостоятельно решить вопрос об изменении имени ребенка, это требование должно содержаться в заявлении об усыновлении, подаваемом в суд.

Изменении места и даты рождения производится судом только по просьбе усыновителей, то есть такая просьба должна содержаться в заявлении в суд (ст. 135 СК РФ). Важно обратить внимание на то, что изменение даты и места рождения закон связывает с защитой «тайны усыновления» и не мотивирует, например, удобством усыновителей, поэтому, нелогично, как это делают некоторые усыновители, указывать в заявлении тот факт, что вы не планируете сохранять тайну усыновления. Во всяком случае, такие планы у вас могут возникнуть, разумеется, но лучше, если это случится после решения суда.

Изменение даты рождения возможно только для ребенка до года (в виде исключения, если вы сможете представить суду обоснования такого изменения — и после года), но в пределах трёх месяцев (даже если очень об этом попросите — не больше), и не имеет практического смысла для тех пар и одиноких мам, которые не занимались имитацией беременности.

Изменение места рождения более распространено, поскольку позволяет составить новую запись о рождении ребенка уже в том месте, где проживают усыновители. И это более удобно как для них (в случае потери или порчи свидетельства о рождении не надо ехать или писать в далёкий край), так и для ребёнка (не надо удивлять чиновников в анкетах каким-нибудь экзотическим местом рождения). В решении суда должно быть указано об изменении места рождения на тот населённый пункт, о котором просил усыновитель (например, на тот, в котором усыновитель проживал в момент рождения ребенка, не обязательно на текущий). В практике редки случаи, когда с указанием названия населенного пункта бывают проблемы, однако, нужно обратить внимание, что именно указал суд. Например, указание на место рождения «Москва» без указание на «город» способно вызвать проблемы при регистрации в ЗАГС, поскольку, в сущности, не описывает полностью населённый пункт. Правильным будет такая запись в решении: «Изменить место рождения усыновленного на город Истру Московской области.». По правилам русского языка здесь необходимо склонять название, однако, важно, чтобы название это всё-таки было, пусть и в именительном падеже: «Место рождения усыновляемого изменить на «город Москва».»

Не имеет значения, указывает ли суд на обязанность ЗАГСа составить новую запись о рождении, если место рождения ребенка изменяется, или не указывает на такую обязанность — в силу требований ст. 44 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», такая запись составляется (или не составляется) по желанию усыновителей. Решения суда об этом не требуется и решением суда этого права не отменить.

Читайте также:
Закон о землепользовании РФ

Наиболее частой ошибкой при вынесении решения, а до этого — при обращении с заявлением в суд, является неуказание требования о записи усыновителей в качестве родителей усыновленного. Суд не может это сделать самостоятельно, без требования заявителей. Да и при наличии таких требований автор сталкивался с тем, что судьи полагали ответ на этот вопрос «очевидным», и не включали его в решение, хотя об этом прямо указано в законе (ст. 136 СК РФ).

При составлении записи о рождении ЗАГСу необходимо указать фамилию, имя, отчество, место жительства родителей, их дату и место рождения, а также гражданство. Учитывая, что актовая запись в случае усыновления меняется по решению суда, в решении необходимо указать и эти сведения. Часть судей указывает их в мотивировочной или установочной части решения суда, часть, и мы полагаем, что это более правильный путь — в резолютивной. Но, во всяком случае, эти сведения, об адресе места жительства родителей, гражданстве, месте и дате рождения, должны содержаться в решении суда.

Таким образом, в решении суда может быть написано, например, так: «Записать Уткину Маргариту Всеволодовну, гражданку РФ, 05 марта 1976 года рождения, уроженку города Кстово Нижегородской области, проживающей по адресу: Москва, Трифоновская улица, дом 19 квартира 2 в качестве матери, Уткина Николая Геннадиевича, гражданина РФ, 16 сентября 1971 года рождения, уроженца города Магадан, проживающего по адресу: Московская область, город Волоколамск, Привокзальная улица, дом 16 — в качестве отца усыновляемого ребенка в актовой записи о рождении.».

При усыновлении отчимом или мачехой необходимо, чтобы в решении суда было указание о сохранении прав и обязанностей с отцом или матерью усыновляемого. При отсутствии такого указания, правоотношения между родителем и ребенком будут прекращены.

Описывается это так: «Сохранить личные имущественные и неимущественные права и обязанности между усыновляемым и его матерью — Орловой Ольгой Петровной.». Указывать полные сведения о матери здесь не обязательно, поскольку актовая запись в отношении неё уже составлена, и ЗАГСу нет необходимости вносить в неё изменения.

Пожалуйста, внимательно слушайте весь текст оглашаемой части решения. И если «услышали опечатку» или, напротив, не услышали чего-то важного — говорите об этом суду сразу (по окончании оглашения решения, разумеется; перебивать суд нельзя).

Что делать, если вы обнаружили, что каких-то сведений, необходимых для исполнения решения суда об усыновлении, в решении нет? Если суд «забыл» рассмотреть какое-либо из ваших требований (например, о присвоении нового имени ребенку, о записи родителями усыновителей), необходимо до истечения срока на обжалование решения обратиться с заявлением о вынесении дополнительного решения по делу. Такое заявление будет рассмотрено, и решение дополнено. Суть требований примерно такова: «Прошу вынести дополнительное решение, которым удовлетворить мою просьбу о записи меня в качестве матери усыновляемого ребенка.».

Учитывая, что суд не вправе выйти за пределы ваших требований самостоятельно и «догадаться» о том, что вам нужно, если вы первоначально не заявляли требований об изменении имени ребенку, его даты и места рождения, а также о записи вас, усыновителей, в качестве родителей, в большинстве случаев, поделать уже ничего нельзя. Имя ребёнку можно изменить в другом, несудебном порядке, предусмотренном законодательством для изменения имени. А вот с местом и датой рождения ничего уже поделать нельзя, как и с записью в качестве родителей — эти вопросы решаются только при установлении усыновления, и если вы о них «забыли» — пиши пропало.

В случае, если судом допущены описки или опечатки в ключевой части решения (например, неправильно в резолютивной части указана ваша фамилия, или какие-то данные, которые потребуются для регистрации в ЗАГСе), необходимо обратиться с соответствующим заявлением в суд, вынесший решение. Исправление описок и опечаток возможно и в решении суда уже вступившем в силу. Например, просьба может быть такой: «Прошу исправить описку в резолютивной части решения, указав вместо указанной неправильной даты рождения усыновляемого (04 апреля 2015 года) правильную — 04 апреля 2013 года.». Исправлять описки в мотивировочной части решения суда не имеет смысла, если решение суда исполнено, написали ли ваше имя правильно в середине текста, или нет — истории безразлично.

Надеюсь, что именно в вашем случае, всё будет идеальным с первого же раза. А если нет — вы знаете, что делать.

Антон Жаров, адвокат, специалист по семейному и ювенальному праву,
руководитель «Команды адвоката Жарова»

Статья 4 УПК РФ. Действие уголовно-процессуального закона во времени (действующая редакция)

При производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено настоящим Кодексом.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 4 УПК РФ

1. Нормы действия уголовно-процессуального закона во времени охватывают две разные группы вопросов: а) о времени вступления закона в силу и прекращения его действия; б) о применении норм уголовно-процессуального закона в случае изменений в законодательстве по делам, возникшим до момента принятия нового закона.

2. Как и другие законы, уголовно-процессуальный закон вступает в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования, если в самом законе не установлен иной порядок его введения в действие (ФЗ от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания” с изм. и доп., внесенными ФЗ от 22 октября 1999 г. N 185-ФЗ). Официальным опубликованием ФЗ является первая публикация его полного текста в “Парламентской газете”, “Российской газете” или Собрании законодательства Российской Федерации. Прекращение действия закона определяется либо отменой этого закона, либо принятием нового закона, отменяющего старый, либо истечением времени его действия, если оно так или иначе указано в законе, либо признанием его неконституционным решением Конституционного Суда РФ.

Читайте также:
Закон о контролируемых иностранных компаниях

3. Комментируемой статьей установлено, что “при производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено настоящим Кодексом”. Данное положение имеет практический смысл лишь при изменении уголовно-процессуального закона в момент ведения производства по делу, когда встает вопрос о том, продолжать ли применять по этому уже начатому делу старый закон или надо применить новый – иначе регулирующий те же процессуальные отношения. Общее правило таково: прежний процессуальный закон прекращает применяться в производстве по делу после введения в действие нового.

Показательным в этом плане является следующий пример из судебной практики. Судья 28 июня 2002 г. отказывает обвиняемым в рассмотрении их дела судом с участием присяжных заседателей, так как это право по УПК у них возникает лишь 1 июля 2002 г., и назначает дело к рассмотрению с участием народных заседателей на 10.07.2002. Президиум ВС РФ признает действия судьи ошибочными, так как с 1 июля судье было нужно руководствоваться новым УПК и удовлетворить ходатайство обвиняемых . В другом своем решении Президиум ВС РФ признает допустимым протокол осмотра места происшествия, в котором участвовали несовершеннолетние понятые, так как на момент производства осмотра действовала ст. 135 УПК РСФСР 1960 г., которая не содержала запрета участия таких лиц в качестве понятых .

См.: Постановление Президиума ВС РФ от 4 июня 2003 г. // БВС РФ. 2003. N 12.

См.: Постановление Президиума ВС РФ от 21 января 2004 г. // БВС РФ. 2004. N 8.

4. Новый уголовно-процессуальный закон в отличие от материального уголовного закона не имеет обратной силы даже в случае, если он устанавливает правила, более благоприятные для тех или иных участников судопроизводства. Иначе говоря, уже совершенные по делу процессуальные действия и принятые акты не переделываются под новый закон, т.е. поворот процесса невозможен. Это объясняется главным образом тем, что при повороте процесса было бы практически невозможно заново собрать многие доказательства и произвести некоторые важные процессуальные действия. Однако в новом законе или законе о введении его в действие могут быть установлены (либо вытекать из него по смыслу) отдельные исключения из этого правила. Так, согласно ст. 10 Закона “О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации” (в ред. п. 5 ст. 1 ФЗ “О внесении изменений и дополнений в ФЗ от 29 мая 2002 г. “О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”) с 1 июля 2002 г. в действие введены нормы, предусматривающие судебный порядок применения заключения под стражу, продления срока содержания под стражей, помещения подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы. Однако те из указанных решений, которые были приняты с санкции прокурора до 1 июля 2002 г., продолжали свое действие в пределах того процессуального срока, на который были избраны.

«Обратная» сила закона

В законодательстве часто встречаются случаи, когда вступление в силу того или иного законодательного акта планируется на будущий период, но действие его отдельных положений распространяется на текущий или прошлый периоды. О «подводных камнях» такой ситуации пойдет речь в нашей статье.

С завидным постоянством вносятся изменения в Налоговый кодекc Российской Федерации. Так, самые значительные, принципиальные изменения вступят в силу с 1 января 2008 года. При этом отдельные положения распространяются и на прошлые налоговые периоды.

Например, Федеральный закон от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (Федеральный закон № 58-ФЗ) вступил в силу с 1 января 2006 года. Однако отдельные положения данного закона распространялись на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года (п. 4 ст. 8 Федерального закона № 58-ФЗ), и на правоотношения, которые возникли с 1 января 2005 года (п. 5 ст. 8 закона № 58-ФЗ).

«Сюрпризы» следующего года

Ситуация становится вновь актуальной так как очередной раз принят закон, который вносит изменения в Налоговый кодекс и распространяется на прошлые налоговые периоды.

Например, Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» вступает в силу с 1 января 2008 года. Положения отдельных пунктов (подп. 9 п. 3 ст. 149, п. 9 ст. 165, абзац 2 п. 9 ст. 167, ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

Или Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 216-ФЗ).

Этот закон вступает в силу с 1 января 2008 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления.

Представители ИФНС России придерживаются мнения, что организации в текущем 2007 году не могут пользоваться нормами закона, который вступит в силу только с 2008 года.

Таким образом, если поправки вступают в силу с 1 января 2008 года и распространяют свои правоотношения, например, на 2007 год, то их можно применять и отражать «по-новому» в годовой декларации за 2007 год. Иными словами, фирмам придется пересчитать весь год.

Читайте также:
Срок смены резины по закону

Напомним, что срок представления декларации по налогу на прибыль за отчетный период — 28 марта 2008 года. Тогда налогоплательщик вправе учесть поправки при исчислении налога на прибыль по итогам налогового периода — 2007 год.

При этом уточненная декларация по налогу на прибыль за 2007 год не предоставляется. Аналогичная позиция содержится в письмах Минфина России от 15 декабря 2006 г. № 03-03-04/1/829 и от 14 августа 2007 г. № 03-11-02/230.

Если поправки в Налоговый кодекс вступают в силу с 1 января 2008 года и распространяют свои правоотношения, например, на 2005 и 2006 год, то налогоплательщик вправе предоставить «уточненки» по налогу на прибыль за 2005 и 2006 год с момента вступления в силу закона (с 1 января 2008 года).

Что говорит буква закона?

Обратимся к нормам Налогового кодекса. Так, акты законодательства о налогах и сборах не имеют обратной силы, если они:

  • устанавливают новые налоги и (или) сборы;
  • повышают налоговые ставки и размеры сборов;
  • устанавливают или отягчают ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • устанавливают новые обязанности;
  • иным образом ухудшают положение налогоплательщиков (п. 2 ст. 5 НК РФ).

При этом акты, могут иметь обратную силу, если они:

  1. устраняют или смягчают ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
  2. устанавливают дополнительные гарантии защиты (п. 3 ст. 5 НК РФ).

Заметим, что акты, которые отменяют налоги (сборы), снижают размеры ставок налогов (сборов), устраняют обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшают их положение могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ).

Вышеуказанные правила действуют для налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и их представителей.

Суды идут вразрез с инспекторами

Интересен тот факт, что не так давно Девятый арбитражный апелляционный суд города Москвы не согласился с мнением налоговиков.

Судьи указали, что если закон был официально опубликован в 2006 году, и, как следует из его текста, действие нормы распространяется на отношения, которые возникли с 2006 года, то фирма вправе пользоваться ими в текущем налоговом периоде (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2007 г. по делу № 09АП-5973/2007-АК).

Конечно, такой подход оптимален для налогоплательщиков. Так, для организаций было бы удобно применять выгодные поправки Налогового кодекса. В частности, это касается фирм на «упрощенке».

Для них поправки относительно учета расходов при УСН распространяются на 2007 год, но Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 85-ФЗ, который вводит их в действие, вступает в силу только с 1 января 2008 года.

Очевидно, что представители ИФНС России все-таки будут настаивать на применении законов, которые вносят изменения с момента действия этих законов, а не их официального опубликования. Хотя при выборе того или иного варианта поведения каждый налогоплательщик в каждой конкретной ситуации будет самостоятельно взвешивать все «за» и «против», принимать самостоятельное решение и быть готовым отстаивать свою позицию перед налоговыми органами и в суде.

Ю. Пономарева, аудитор ООО «АФ Аудиторское партнерство»

комментарий специалиста

И. Белокрылова, юрист компании «Гарант»:
«В отношении некоторых категорий налогоплательщиков предусмотрены и другие гарантии от неблагоприятных изменений законодательства. Так, согласно статье 38 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков – резидентов особых экономических зон (за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров), не применяются в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности».

комментарий специалиста

В. Миргазизов, генеральный директор ООО «ВВ-аудит»:
«Даже если есть постановления арбитражных судов, гласящие, что можно уже сейчас применять положения каких-либо законов «обратной силы», вести учет по-новому все же не столь разумно. Во-первых, с правовой точки зрения, это противоречит тому законодательству, которое действует на данный момент. Во-вторых, не стоит забывать и о таком немаловажном элементе учета, как учетная политика. Ведь она утверждается в начале текущего года, то есть тогда, когда о грядущих изменениях еще никто и не слышал, и описывает систему учета в организации на протяжении всего этого года. А, как известно, менять ее в течение этого периода недопустимо, кроме тех изменений в законодательстве, которые начинают действовать незамедлительно. Очевидно, что рассматриваемый случай (постановление Девятого арбитражного аппеляционного суда от 28 мая 2007 г. по делу № 09АП-5973/2007-АК) под это условие не подпадает — нужно ждать января. Вот и получается, что грядущими изменениями получится воспользоваться лишь с принятием новой, действующей в течение следующего года, учетной политики».

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: