Закон об основах нотариальной деятельности

Как не платить нотариусам за допуслуги?

Я составил завещание — по самой простой форме, где все имущество достается одному наследнику, — и хотел его удостоверить. Перед походом к нотариусу изучил статью в Т⁠—⁠Ж об этом и прочитал определение Верховного суда № 31-КГ18-3 . Распечатал завещание дома и пришел в нотариальную контору в надежде заплатить только 100 Р госпошлины за его заверение. Но мне сказали, что в стоимость пошлины входит только печать нотариуса, а перепечатать мой текст на гербовую бумагу и внести в реестр — это уже услуги правового и технического характера, которые стоят 1600 Р .

В другой конторе мне сказали: «А вы что, хотите заплатить меньше? Не получится, заплатите, как все». Ни один нотариус внятно не ответил по поводу закона, где указана сумма 1600 Р .

Я не стал мириться с такой позицией и позвонил на горячую линию Федеральной нотариальной палаты. Они сослались на статью 22 основ законодательства о нотариате и ответили, что нотариальное действие невозможно совершить без технической работы по вводу завещания в реестр.

Что делать дальше? Дело не в 1600 Р — я не могу спокойно спать, зная, что мне хамят и хотят навязать дополнительную услугу. Нотариусы делают это повсеместно и безнаказанно. Или, может, я не прав и стоит пойти извиниться?

Как добиться того, чтобы мне заверили завещание за госпошлину? Куда жаловаться? Можно ли требовать от нотариуса письменного отказа и что делать, если он его не даст? Неужели нигде в законодательстве нет четкой формулировки, какие действия нотариуса входят в стоимость госпошлины?

Важно понимать, что нотариат — это не государственная организация, а нотариальные действия — не госуслуги. Деятельность нотариусов контролируется министерством юстиции, но нельзя сказать, что министр юстиции руководит всеми нотариусами.

Из-за того, что нотариусы прямо не подчиняются государству, они вправе не соглашаться с позицией судов насчет платы за услуги правового и технического характера.

Расскажу, почему нотариуса практически невозможно убедить совершить нотариальное действие без оплаты дополнительных услуг и что с этим делать.

Почему нотариус обязан брать плату за допуслуги

Цена нотариального действия складывается из нотариального тарифа и стоимости услуг правового и технического характера.

Нотариальный тариф — это размер госпошлины для действий, которые по закону должны быть в обязательной нотариальной форме. В остальных случаях размер тарифа определяется основами законодательства о нотариате.

Ни закон, ни судебная практика не определяют, какие именно действия нотариуса оплачиваются по тарифу.

Стоимость услуг правового и технического характера утверждают региональные нотариальные палаты в пределах, которые установила Федеральная нотариальная палата.

Решения региональных палат о стоимости услуг правового и технического характера обязательны для нотариусов. Стоимость определена для всех нотариальных действий.

В услуги правового и технического характера входит правовой анализ документов и их проектов, консультирование, а также исполнение нотариусом всех обязанностей, чтобы совершить нотариальное действие.

В вашем случае сумму 1600 Р вы сможете найти на сайте нотариальной палаты региона. В Москве за услуги правового и технического характера при удостоверении завещания нотариус берет 2400 Р .

Если нотариус совершит нотариальное действие без оплаты услуг правового и технического характера, его могут привлечь к дисциплинарной ответственности. А в случае нескольких дисциплинарных проступков его могут лишить полномочий.

Получается, даже если нотариус согласится, что нотариальное действие не требует услуг правового и технического характера, он все равно не может не брать плату за них, иначе может лишиться работы.

Как победить выгорание

Когда можно требовать от нотариуса совершить действие без оплаты допусуслуг

Нотариусы руководствуются основами законодательства о нотариате. У этого нормативного акта сила федерального закона.

В 2018 году в основы внесли изменения — теперь там точнее указано, что нотариусы могут брать деньги за услуги правового и технического характера, а оплата нотариального действия включает в себя не только госпошлину, но и плату за допуслуги.

После того как основы законодательства о нотариате изменили, судебная практика складывается так: если нотариус не оказал услуги правового и технического характера и не смог подтвердить, что эти допусуги нужны, то он не может требовать за них заплатить.

При этом суды должны в каждом конкретном случае выяснять, были ли необходимы услуги правового и технического характера и без каких конкретно услуг совершить нотариальное действие было невозможно.

То есть если нотариус не может доказать, что совершить нотариальное действие без допуслуг невозможно, то, скорее всего, требование их оплатить незаконно.

Когда нотариус удостоверяет завещание, он:

  1. Проверяет, соответствует ли оно требованиям закона.
  2. Наносит удостоверительную надпись.
  3. Вносит информацию в реестр.

При этом использовать специальный бланк нотариуса для завещания необязательно — нотариус может удостоверить текст на обычной бумаге.

Нотариус может расценить как минимум первый и третий пункты как услуги правового и технического характера, без которых невозможно совершить нотариальное действие. Пока еще высшие суды не рассматривали споры, что будет допуслугой при удостоверении завещания, а что входит в тариф 100 Р . Поэтому вопрос остается на усмотрение нотариусов.

Как обжаловать отказ нотариуса совершить действие без оплаты допуслуг

Если нотариус отказывается совершать нотариальные действия, он обязан по просьбе заявителя вынести мотивированное постановление. На это у него есть 10 дней.

Чтобы зафиксировать, что вы обращались к нотариусу, лучше вручить ему заявление о совершении нотариального действия под подпись. В заявлении просите выдать постановление в случае отказа.

Действия нотариуса можно обжаловать только в суде — ни Федеральная нотариальная палата, ни министерство юстиции не могут обязать нотариуса совершить действие.

Чтобы обжаловать отказ нотариуса совершить действие, надо подать заявление в районный суд по месту нахождения нотариуса. Срок для подачи заявления — 10 дней с момента, когда получите отказ. За рассмотрение заявления придется заплатить 300 Р госпошлины. В суде надо будет доказать, что от нотариуса не требовались ни правовой анализ, ни консультирование, ни какие-либо другие дополнительные услуги.

Читайте также:
Закон о неразглашении конфиденциальной информации

Если решение суда будет в вашу пользу и постановление нотариуса признают незаконным, он обязан будет совершить нотариальное действие без платы за допуслуги. Но только когда решение вступит в законную силу.

Нотариусы часто обжалуют решения судов, поэтому от подачи заявления до дня, когда решение вступит в силу, проходит от шести месяцев до полутора лет.

Что в итоге

Сейчас совершить нотариальное действие без оплаты дополнительных услуг можно только в двух случаях.

Если получится убедить нотариуса. Я знаю случай, когда нотариус действительно не брал деньги за дополнительные услуги, потому что видел решительность клиента. Однако, чтобы не получить наказание при проверке, нотариус отражал в документах полную стоимость нотариальных действий и за свой счет оплачивал налоги и взносы в нотариальную палату.

Через суд. Этот вариант подойдет только тем, кто готов ждать и тратить силы на судебные процессы.

Ситуация изменится, только когда в законе четко пропишут правила определения стоимости нотариальных действий и перечни обязательных и дополнительных услуг. К сожалению, пока таких проектов нет.

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают

Вы не представляете, как нотариусы обувают юр лиц. Никогда не знаешь, сколько денег брать с собой. 5, 10 тысяч – за то, что раньше стоило 3. Еще классная тенденция – нотариус в Московской области берет на порядок выше, чем в Москве. И одно и тоже нотариальное действие будет стоить по разному в каждой конторе, хотя как бы существуют тарифы, казалось бы. Даже заверение копий могут посчитать по разному. Пример из практики – заверение копии паспорта в одной конторе 700, в другой 1700.
Плюс принимаются законы и разъяснения, обязывающие оформлять всё новые и новые документы нотариально. Такое чувство, что это делается для повышения заработка нотариусов.
Наболевший вопрос.

Нотариусы, как риэлторы. Верю, что могут быть полезны, но большинство берёт деньги за то, что рядом постоит

Место действия Мос. обл.
Необходимо было сделать доверенность на застройщика для регистрации дду. 3астройщик прислал образец доверенности которая являлась чуть ли не генеральной, на 5 лет, с правом передоверия. Я всё исправил, оставив только нужное, с чем и пришёл к нотариусу. Oставим за скобками навязывание услуг. Нотариус, видимо найдя у себя в архиве такую же доверенность от того же застройщика, чтобы не перепечатывать реквизиты и данные представителей застройщика, копирует весь текст с кабальными условиями для меня и лучшими для застройщика. При этом, нотариус к моменту подписания мной доверенности уже уехал домой, и бланк мне принесла его помощница, подписав его где-то за дверью. Привет, Теребков

Скорее бы уже все типовые документы можно было заверять через госуслуги, а эти сомнительные саморегулирующися структуры остались только для консультаций.

Нотариусы – это узаконенный грабеж населения.

+ в большинстве это работа секретарши, но за невменяемые деньги.

Заработок нотариуса – деньги из бумаги! Шаблонная доверенность, в которою надо впечатать фио одного и другого и пустить на печать (5мин с перекурами) стоит 1-2000р. Если пересчитать это время, то в месяц выходит более 2млн.р. Отлично оплачиваемая работа!
Но особенно коробит стоимость услуг в зависимости от стоимости недвижимости. Это вообще как? Чем дороже недвижимость, тем сложнее работа? Только не говорите мне про ответственность. Не верю.

Моя бабушка как-то пришла удостоверять доверенность. И ей показалось, что нотариус просит слишком много за то, что секретарь исправит пару слов в готовом шаблоне. В итоге она взяла лист А4 и сама написала доверенность от руки, а нотариус заверил за госпошлину. Потом на меня в банке косо смотрели, но доверенность приняли.

Анатолий, Здравствуйте, спасибо за ссылки, было интересно прочитать, особенно первые две ссылки. Кое что стало понятно, но появились и новые непонятки.
1. Получается если определение Верховного Суда № 31-КГ18-3, уже не применимо, то и статья Т – Ж по его мотивам тоже не актуальна и может вводить в заблуждение?
2. Вы ссылаетесь на абзац 6 и 7 Основ законодательства о нотариате, которые выглядят следующим образом:
“Нотариусу, занимающемуся частной практикой, в связи с совершением нотариального действия оплачиваются услуги правового и технического характера, включающие в себя . “
и
“Размер оплаты нотариального действия, совершенного нотариусом, занимающимся частной практикой, определяется как общая сумма нотариального тарифа, исчисленного по правилам настоящей статьи, и стоимости услуг правового и технического характера . “

Из этих положений вы делаете вывод ” “УПТХ” неотъемлемая и обязательная часть оплаты работы нотариуса и составная часть всего нотариального действия.”

В тексте “Основ ” ничего не указано о “неотделимости”, там лишь говориться о том что услуги оплачиваются, с чем спорить нет смысла, если услуги требуются и оказываются то они оплачиваются. Нюанс в том а что если они не требуются или не оказываются? Тогда наверное они и не оплачиваются. Было бы больше ясности если бы в тексте основ было бы явно написано либо :
“При оказании УПТХ, они так же оплачиваются вместе с нотариальным тарифом” – например так.
либо:
“УПТХ” неотъемлемая и обязательная часть оплаты работы нотариуса и составная часть всего нотариального действия.” – вот тогда было бы более четко.

3. Что касается второй ссылки. Объяснение о том что гос пошлина – это оплата того что мне гарантирует получение бумажки от нотариуса (мои права, значимость этой бумажки и так далее), а вот сама бумажка и все что надо для ее выдачи – это работа нотариуса и оплачивается отдельно, выглядит весьма логично. Если бы не одно НО. Я никак не могу понять что же входит в стоимость госпошлины, ведь например при получении паспорта мы ведь оплачиваем только гос пошлину, и подготовку “а подготовку бумажки” осуществляют бед дополнительных услуг технического характера, таких как “вклеить фотографию”, “набрать текст”, “внести в реестр”. Я вот что то не помню никаких других расходов на паспорт, кроме фотографии, я ее сделал за свой счет. Точно так же за свой счет я набрал текст завещания и распечатал его и пришел к нотариусу. Неужели госпошлина для пасспорта – это одно, а гос пошлина за завещание – “ну, это другое. “. Не верится что такая формулировка имеет столь расплывчатое значение. К тому же в вашем тексте по второй ссылки я не увидел ни единого источника, в отличии от первой статьи.

Читайте также:
Закон об использовании персональных данных россиян

Sergey, это я же “Анатолий Шипко” – тот профиль заблокировали за ссылки.

1. Да, всё верно, статья Т-Ж более не актуально и вводит в заблуждение.
2. Если вы внимательно прочитаете ещё раз всю информацию по предоставленным мною вам ссылкам, то поймёте, что любое нотариальное действие состоит из “цепи” последовательно оказываемых УСЛУГ (услуг правового и услуг технического характера) – из чего следует вывод, что УСЛУГИ оказываются в любом случае, но их набор ИНДИВИДУАЛЕН для каждого нотариального действия.

Само “нотариальное действие” – это все те правовые последствия и блага, которые вы получаете в результате имеющегося у вас на руках нотариального документа и в результате ОКАЗАННЫХ ВАМ услуг.

И, да, пока плохо то, что это нужно “выводить” из совокупности норм (их анализа и синтеза), т.к “прямо и конкретно в одном месте” это нигде не содержится, как всегда у нас в законах, собственно.

3. В стоимость гос.пошлины (нотариального тарифа) и входят:
а. Проставление гербовой гос.печати нотариусом и заверение документа своей подписью, (но нотариус не может просто взять и “от балды” поставить, закон обязывает его предварительно осуществить ряд действий, иными словами, оказать вам ряд услуг), а также
б. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ и БЛАГА, которые начинают распространятся на вас и которыми вы теперь вправе пользоваться с этого момента.

Ваш пример здесь не совсем корректен, т.к вопросы оформления паспорта – отнесены к компетенции ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ, деятельность которой финансируется ГОСУДАРСТВОМ из средств БЮДЖЕТА. Соответственно, в случае с оформлением паспорта – смысл у “гос.пошлины” всё тот же, что я описал выше в пункте “3.б”, а вот РАБОТУ (труд) людей в гос.структуре ОПЛАЧИВАЕТ само государство (хотя, по сути, опять же – вы и оплачиваете своими налогами, если уж совсем честно говорить), и поэтому все дополнительные “услуги правового и технического характера” оказываемых вам при оформлении паспорта ТАКЖЕ оплачиваются, но только ГОСУДАРСТВОМ (говоря иначе – компенсируются гос.структуре из бюджета, который состоит из ваших же налогов).

Нотариус же занимается ЧАСТНОЙ практикой и осуществляет самостоятельное финансирование своей работы (государство ничего не компенсирует и не содержит их работу). Поэтому здесь уместно говорить о “вознаграждении за труд”, предусмотренное Конституцией РФ и это и есть “оплата его работы, оказанная им для вас и в ваших интересах, которую вы и оплачиваете”. (по сути, как парикмахеру)

И да, “гос.пошлина” за паспорт – это одно, а “гос.пошлина” за завещание – это совсем другое. Выше я всё подробно объяснил.

Закон об основах нотариальной деятельности

Основная часть положений Закона № 480-ФЗ вступает в силу с 29 декабря 2022 года.

  1. Совершать некоторые нотариальные действия можно удаленно, без личной явки к нотариусу (новая статья 44.3 Основ законодательства РФ о нотариате).

Речь идет не обо всех нотариальных действиях, а только о тех, которые могут быть совершены без личного присутствия лица, обратившегося за совершением нотариального действия:

– свидетельствование верности перевода (если перевод делает сам нотариус, а не переводчик);
– передача электронных документов, подписанных квалифицированной электронной подписью (КЭП) физического или юридического лица, другим физическим и юридическим лицам;
– принятие в депозит или депонирование безналичных денежных средств;
– совершение исполнительной надписи;
– принятие на хранение электронных документов;
– обеспечение доказательств в виде осмотра информации в сети Интернет;
– выдача выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества;
– удостоверение равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом путем преобразования (конвертации) другого электронного документа, представленного нотариусу в ином формате.

Заявитель или его представитель направляет в Федеральную нотариальную палату (ФНП) через единую информационную систему (ЕИС) нотариата заявление о совершении нотариального действия удаленно с приложением необходимых документов.

Все документы представляются только в электронной форме. Взаимодействие заявителя, ФНП и нотариуса, который будет совершать удаленное нотариальное действие, осуществляется он-лайн.

Заявитель подписывает своей КЭП заявление о совершении нотариального действия удаленно, а также весь комплект предоставляемых документов (заявление + приложения).

Кроме того, документы, прилагаемые к заявлению, должны быть по отдельности подписаны либо КЭП заявителя, либо КЭП лица, от которого исходит документ (например, КЭП гос. органа, выдавшего соответствующий документ), либо КЭП нотариуса, удостоверившего равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе.

Формы заявления о совершении нотариального действия удаленно, требования к его формату и форматам прилагаемых к заявлению документов в электронной форме утверждены приказом Минюста России от 30.09.2022 № 223.

Порядок направления заявления о совершении нотариального действия удаленно, платы за его совершение, возврата денежных средств, а также взаимодействия заявителя и нотариуса утвержден приказом Минюста России от 30.09.2022 № 232.

Заявление с приложениями направляется в ЕИС нотариата через Единый портал гос. услуг (ЕПГУ), личный кабинет ЕИС нотариата либо веб-сервис ЕИС нотариата.

Заявитель не вправе выбрать конкретного нотариуса, который будет совершать удаленное нотариальное действие, однако вправе (в определенных случаях – обязан) указать территорию, в пределах которой должно быть совершено нотариальное действие.

Если законодательство предписывает совершить нотариальное действие только в конкретном нотариальном округе, то заявитель обязан указать именно этот нотариальный округ (например, принятие в депозит денег осуществляется нотариусом только по месту исполнения обязательства). В остальных случаях заявитель вправе указать любой нотариальный округ или субъект РФ по своему усмотрению.

Читайте также:
Сдать товар без чека по закону

Заявление с приложениями направляются через ЕПГУ или ЕИС нотариусу, “имеющему на момент направления заявления и прилагаемых к нему документов первый порядковый номер в электронной очереди нотариусов” субъекта РФ или нотариального округа, который указал заявитель (пункт 13 Порядка, утвержденного приказом Минюста России от 30.09.2022 № 232).

Нотариус, получивший заявление, направляет заявителю реквизиты своего банковского счета для оплаты нотариального действия, а после поступления оплаты – совершает, откладывает (если от заявителя не хватает каких-то документов) или отказывает в совершении нотариального действии удаленно.

Документы, оформленные нотариусом по результатам удаленного нотариального действия, или постановление об отложении, отказе в совершении удаленно нотариального действия подписываются КЭП нотариуса и направляются заявителю в электронной форме.

Сведения о совершении нотариальных действий удаленно вносятся нотариусом в специальный реестр, являющийся частью ЕИС нотариата (см. далее).

  1. Сделка может быть удостоверена двумя и более нотариусами, если в совершении такой сделки участвуют два и более лица без их совместного присутствия (новаястатья 53.1 Основ законодательства РФ о нотариате).

Данное положение решает проблему, когда участники нотариально удостоверяемой сделки не могут собраться в одном месте (у одного нотариуса).

Порядок взаимодействия нотариусов с ЕИС нотариата при удостоверении сделки двумя и более нотариусами утвержден приказом Минюста России от 30.09.2022 № 222.

Нотариусы, к которым обратились участники сделки, совместно заполняют в ЕИС нотариата паспорт сделки, который содержит сведения о нотариусах, удостоверяющих сделку, участниках сделки, уникальный идентификатор сделки, вид и текст сделки с удостоверительной надписью, дату и время удостоверения сделки, а также электронные документы, необходимые для удостоверения сделки.

В процессе удостоверения сделки нотариусы (и, соответственно, участники сделки), находящиеся в разных местах, взаимодействуют по видеоконференцсвязи, которая обеспечивается средствами ЕИС нотариата.

Каждый участник сделки в присутствии “своего” нотариуса подписывает экземпляр сделки – сначала на бумажном носителе (собственноручной подписью), потом в электронной форме (простой электронной подписью, после чего нотариус подписывает сделку в электронной форме своей КЭП).

Неизменность текста сделки в электронной форме обеспечивается средствами ЕИС нотариата.

Договор, удостоверенный двумя и более нотариусами, считается договором, заключенным в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Тариф за удостоверение сделки взимается каждым нотариусом.

Сведения о каждой сделке, удостоверенной двумя и более нотариусами, вносятся в специальный реестр, являющийся частью ЕИС нотариата (см. далее).

В том числе в указанном порядке могут заключаться сделки об отчуждении долей в ООО и недвижимого имущества.

При удостоверении сделки, предметом которой является отчуждение недвижимого имущества, хотя бы один из нотариусов, участвующих в совершении нотариального действия, должен осуществлять свою деятельность в том субъекте РФ, в котором находится недвижимое имущество.

  1. Обновлено содержание ЕИС нотариата (новый подпункт 1.1 части 1 статьи 34.3 Основ законодательства РФ о нотариате).

Напомним, что ЕИС нотариата – это “автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной нотариальной палате и предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена)”. Оператором ЕИС нотариата является Федеральная нотариальная палата.

С 29 декабря 2022 года в состав ЕИС нотариата будет входить новый реестр нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами.

Нотариусы должны вносить сведения в этот реестр “незамедлительно” после совершения соответствующего нотариального действия.

В связи с масштабными изменениями в Основы законодательства РФ о нотариате, с 29 декабря 2022 года вступают в силу новые приказы Минюста России, регулирующие ЕИС нотариата:

Одновременно отменяются приказы Минюста России, которые регулировали эти вопросы раньше.

  1. Определен порядок исправления документов и информации о совершенных нотариальных действиях.

Исправление технических ошибок, допущенных в бумажных документах (статья 45.1 Основ законодательства РФ о нотариате в новой редакции).

Техническая ошибка, не изменяющая правового содержания нотариально оформленного документа и не влияющая на права третьих лиц, исправляется нотариусом по требованию заявителя или его представителя либо на основании решения суда.

Исправление арифметической ошибки, влияющей на права третьих лиц, допускается при наличии письменного согласия каждого из указанных лиц или на основании решения суда.

Если документ, в котором допущена ошибка, подписан только нотариусом, то ее исправление подтверждается подписью нотариуса с приложением гербовой печати.

Если документ подписан не только нотариусом, но и заявителем (например, доверенность), то исправление ошибки подтверждается подписью заявителя или его представителя и подписью нотариуса с приложением гербовой печати.

Ошибка исправляется таким образом, чтобы можно было прочесть как первоначальный (ошибочный), так и новый (правильный) текст.

Исправление технических ошибок в ЕИС нотариата (статья 34.3 Основ законодательства РФ о нотариате в новой редакции).

Техническая ошибка, допущенная при регистрации нотариальных действий в ЕИС нотариата, в результате которой сведения в ЕИС нотариата не соответствуют сведениям в нотариально оформленных документах, исправляется нотариусом при ее обнаружении по собственной инициативе, по требованию заявителя или его представителя либо на основании решения суда.

При исправлении технической ошибки в сведениях, содержащихся в реестре ЕИС, запись, содержащая новые (правильные) сведения, хранится в реестре ЕИС нотариата наряду с первоначальной (ошибочной) записью.

  1. Некоторые бумажные документы, выдаваемые или оформляемые при совершении отдельных нотариальных действий, будут содержать машиночитаемую маркировку, выполненную нотариусом (новая статья 5.1 Основ законодательства РФ о нотариате).

Маркировка располагается на последней странице документа после подписи нотариуса и представляет собой уникальную совокупность символов, идентифицирующих нотариальный документ.

Маркировка содержит дату, регистрационный номер, вид нотариального действия, ФИО нотариуса или и.о. нотариуса и сведения о заявителях (их представителях) по нотариальному действию.

Порядок маркировки и перечень нотариальных документов на бумажном носителе, подлежащих маркировке, утверждены Приказом Минюста России от 30.09.2022 № 229 (далее – Порядок). В том числе маркируются:

– нотариально удостоверенные доверенности, договоры и другие сделки;
– свидетельства о праве на наследство и другие нотариальные свидетельства;
– исполнительные надписи нотариуса.

Любое заинтересованное лицо может проверить информацию о нотариальном документе через Единый портал гос. услуг либо на официальном Интернет-сайте Федеральной нотариальной палаты.

Читайте также:
Новый закон о букмекерских конторах

Результат проверки маркировки – это подтверждение или неподтверждение сведений о совершенном нотариальном действии.

Если графическое изображение маркировки, размещенной на нотариальном документе, повреждено, достоверность результатов проверки считается не подтвержденной.

Таким образом, если нотариальный документ выполнен на бумажном носителе, датирован 29 декабря 2022 года или позднее и относится к документам, которые подлежат маркировке в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минюста России от 30.09.2022 № 229, то отсутствие маркировки, ее повреждение или невозможность подтвердить сведения, содержащиеся в маркировке, через ЕИС нотариата – это признак возможной подделки или иного нарушения законодательства при оформлении такого нотариального документа.

  1. Появляется новый вид нотариального действия – удостоверение равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом в ином формате, электронному документу, представленному нотариусу(новая статья 103.9-1 Основ законодательства РФ о нотариате).
  1. Нотариус вправе установить личность гражданина при отсутствии документа, удостоверяющего личность, или при наличии сомнений относительно его личности, посредством единой биометрической системы и ЕСИА (статья 42 Основ законодательства РФ о нотариате в новой редакции).

Порядок установления личности гражданина в таких случаях утвержден приказом Минюста России от 30.09.2022 № 228 .

Отметим, что нотариусы будут прибегать к такому специальному порядку проверки личности гражданина только при невозможности идентифицировать гражданина в стандартном порядке, т.е. на основании документа, удостоверяющего его личность, что является редким случаям.

На практике нотариусы, если они по каким-то причинам не могут идентифицировать гражданина по его паспорту или иному удостоверяющему личность документу, предпочитают просто не совершать нотариальное действие.

Приказ № 226 отменяет приказ Минюста России от 27.12.2016 № 313, которым утверждены формы свидетельств и удостоверительных надписей, используемых нотариусами до 28 декабря 2022 года включительно.

При удостоверении нотариусом доверенности будет использоваться общая форма, применяемая к удостоверению сделок (форма 2.1), в которой слово “сделка” будет заменяться словом “доверенность”.

Форма свидетельства об удостоверении факта принятия решения органом управления юридического лица и о составе участников (членов) этого органа, присутствовавших при принятии данного решения, используемая в настоящее время, разбивается на две формы:

– свидетельство об удостоверении решения органа управления юридического лица (форма 3.8);
– свидетельство об удостоверении решения единственного участника юридического лица (форма 3.9).

Одновременно отменяется приказ Минюста России от 29.06.2015 № 155 “Об утверждении требований к формату изготовленного нотариусом электронного документа”, который регулировал этот вопрос ранее.

  1. С учетом изменений, внесенных в Основы законодательства РФ о нотариате, уточняются положения Правил нотариального делопроизводства ( приказ Минюста России от 30.09.2022 № 231 ), а также Регламента совершения нотариальных действий ( приказ Минюста от 30.09.2022 № 230 ).

Адрес: 107076, Москва, ул. Стромынка, д. 18, корп. 5Б

Тел.: +7 (495) 780-73-63, +7 (495) 989-76-50

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

  • Главная
  • Новости

25 августа 2022 года вступают в силу изменения в ФЗ “О государственной регистрации Юр. лиц и ИП” и ст. 80 Основ законодательства РФ о нотариате

25 августа 2022 года вступает в силу Федеральный закон от 26.05.2022 N 143-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” и статью 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате”.

В связи с принятием данного закона ожидаются следующие изменения:

– при свидетельствовании подлинности подписи на заявлениях о государственной регистрации юридического лица при создании, а также на заявлениях о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя нотариусы в рамках одного нотариального действия будут передавать в налоговый орган указанные заявления вместе с необходимыми для регистрации документами;

– заявления и необходимые документы будут передаваться нотариусом в налоговый орган, незамедлительно, то есть в день совершения нотариального действия;

– если в создании юридического лица участвуют несколько лиц, то как известно, учредителям не обязательно являться к одному и тому же нотариусу одновременно, соответственно, подписи учредителей могут быть заверены разными нотариусами. В таком случае документы на регистрацию юридического лица будет подавать тот нотариус, который заверил подпись последнего из заявителей;

– заявления и необходимые документы будут передаваться нотариусом в налоговый орган в виде электронных документов, а результат регистрации, т.е. документы, подтверждающие факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, учредительный документ юридического лица с отметкой регистрирующего органа, документ о постановке на учет в налоговом органе, будет направляться налоговым органом в электронной форме нотариусу, направившему документы на регистрацию. Это же касается и решения об отказе в государственной регистрации;

– документы, подтверждающие регистрацию ЮЛ либо ИП, либо отказ в регистрации может получить у нотариуса сам заявитель, либо его представитель по доверенности. При этом доверенность может быть как нотариальная, так и лично представленная нотариусу заявителем (подписанная заявителем в присутствии нотариуса);

– результат регистрации создаваемого ЮЛ или ИП можно получить у нотариуса в электронном виде. Также по просьбе заявителя нотариус может перевести документы в бумажный формат и удостоверить равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу;

– важный момент: данное нововведение касается лишь коммерческих организаций, так как для некоммерческих организаций установлен специальный порядок регистрации – решение о регистрации НКО принимает Минюст России либо его территориальные органы, электронное взаимодействие с которыми у нотариусов в настоящее время отсутствует;

– срок государственной регистрации не изменился и составляет не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в налоговый орган;

– кроме того, данное нововведение не исключает возможности заявителей при создании юридического лица либо регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя непосредственно обратиться в налоговый орган с заявлением о регистрации, в таком случае нотариального заверения подписи на заявлении не требуется. Для ИП существует также возможность подать заявление без нотариального заверения и через МФЦ.

Без сомнений, данное нововведение создает дополнительные удобства для заявителей – это существенная экономия времени, кроме того, заявитель теперь будет оплачивать только свидетельствование подписи на заявлении о регистрации, а передача пакета необходимых документов в налоговый орган в данном случае самостоятельным нотариальным действием считаться не будет, соответственно, не будет подлежать оплате.

Читайте также:
Федеральный закон 40 Ф3 об ОСАГО

В случаях, не касающихся государственной регистрации создаваемого ЮЛ либо регистрации ФЛ в качестве ИП, также возможно будет воспользоваться возможностью подать документы в налоговый орган через нотариуса, только уже в качестве дополнительного нотариального действия.

Нотариальные действия и их стоимость

Итоговый размер платы за нотариальное действие складывается из государственной пошлины за совершение нотариальных действий в соответствии со ст.333.24 Налогового кодекса РФ – для действий, требующих обязательной нотариальной формы, или нотариального тарифа в соответствиии со ст.22.1 Основ законодательства РФ о нотариате – для действий, не требующих обязательной нотариальной формы, и стоимости услуг правового и технического характера (УПТХ), ежегодно утверждаемой общим собранием членов МГНП:

“Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)” от 05.08.2000 N 117-ФЗ

(ред. от 27.12.2019).

Ст.333.24. Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий»

1. За совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

1) за удостоверение доверенностей на совершение сделок (сделки), требующих (требующей) нотариальной формы в соответствии с законодательством Российской Федерации, – 200 рублей;

2) за удостоверение прочих доверенностей, требующих нотариальной формы в соответствии с законодательством Российской Федерации, – 200 рублей;

3) за удостоверение доверенностей, выдаваемых в порядке передоверия, в случаях, если такое удостоверение обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, – 200 рублей;

4) за удостоверение договоров об ипотеке, если данное требование установлено законодательством Российской Федерации:

за удостоверение договоров об ипотеке жилого помещения в обеспечение возврата кредита (займа), предоставленного на приобретение или строительство жилого дома, квартиры, – 200 рублей;

за удостоверение договоров об ипотеке другого недвижимого имущества, за исключением морских и воздушных судов, а также судов внутреннего плавания, – 0,3 процента суммы договора, но не более 3 000 рублей;

за удостоверение договоров об ипотеке морских и воздушных судов, а также судов внутреннего плавания – 0,3 процента суммы договора, но не более 30 000 рублей;

4.1) за удостоверение договоров купли-продажи и залога доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью в зависимости от суммы договора:

до 1 000 000 рублей – 0,5 процента суммы договора, но не менее 1 500 рублей;

от 1 000 001 рубля до 10 000 000 рублей включительно – 5 000 рублей плюс 0,3 процента суммы договора, превышающей 1 000 000 рублей;

свыше 10 000 001 рубля – 32 000 рублей плюс 0,15 процента суммы договора, превышающей 10 000 000 рублей, но не более 150 000 рублей;

(пп. 4.1 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 405-ФЗ)

5) за удостоверение прочих договоров, предмет которых подлежит оценке, если такое удостоверение обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, – 0,5 процента суммы договора, но не менее 300 рублей и не более 20 000 рублей;

6) за удостоверение сделок, предмет которых не подлежит оценке и которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть нотариально удостоверены, – 500 рублей;

7) за удостоверение договоров уступки требования по договору об ипотеке жилого помещения, а также по кредитному договору и договору займа, обеспеченному ипотекой жилого помещения, – 300 рублей;

8) за удостоверение учредительных документов (копий учредительных документов) организаций – 500 рублей;

9) за удостоверение соглашения об уплате алиментов – 250 рублей;

10) за удостоверение брачного договора – 500 рублей;

11) за удостоверение договоров поручительства – 0,5 процента суммы, на которую принимается обязательство, но не менее 200 рублей и не более 20 000 рублей;

12) за удостоверение соглашения об изменении или о расторжении нотариально удостоверенного договора – 200 рублей;

13) за удостоверение завещаний, за принятие закрытого завещания – 100 рублей;

14) за вскрытие конверта с закрытым завещанием и оглашение закрытого завещания – 300 рублей;

15) за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения имуществом, за исключением имущества, предусмотренного подпунктом 16 настоящего пункта:

детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам – 100 рублей;

другим физическим лицам – 500 рублей;

16) за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения автотранспортными средствами:

детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам – 250 рублей;

другим физическим лицам – 400 рублей;

17) за совершение морского протеста – 30 000 рублей;

18) за свидетельствование верности перевода документа с одного языка на другой – 100 рублей за одну страницу перевода документа;

19) за совершение исполнительной надписи – 0,5 процента взыскиваемой суммы, но не более 20 000 рублей;

20) за принятие на депозит денежных сумм или ценных бумаг, если такое принятие на депозит обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, – 0,5 процента принятой денежной суммы или рыночной стоимости ценных бумаг, но не менее 20 рублей и не более 20 000 рублей;

21) за свидетельствование подлинности подписи, если такое свидетельствование обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации:

на документах и заявлениях, за исключением банковских карточек и заявлений о регистрации юридических лиц, – 100 рублей;

на банковских карточках и на заявлениях о регистрации юридических лиц (с каждого лица, на каждом документе) – 200 рублей;

22) за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию:

детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам наследодателя – 0,3 процента стоимости наследуемого имущества, но не более 100 000 рублей;

другим наследникам – 0,6 процента стоимости наследуемого имущества, но не более 1 000 000 рублей;

Читайте также:
Новый закон о задержке зарплаты

23) за принятие мер по охране наследства – 600 рублей;

24) за совершение протеста векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта и за удостоверение неоплаты чека – 1 процент неоплаченной суммы, но не более 20 000 рублей;

25) за выдачу дубликатов документов, хранящихся в делах государственных нотариальных контор, органов исполнительной власти, – 100 рублей;

26) за совершение прочих нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, – 100 рублей.

2. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статьи 333.25 настоящего Кодекса.

“Основы законодательства Российской Федерации о нотариате”

(утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 27.12.2019)

Статья 22.1. Размеры нотариального тарифа (введена Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ)

1. Нотариальный тариф за совершение указанных в настоящей статье действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, взимается в следующих размерах:

1) за удостоверение сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества:

супругу, родителям, детям, внукам в зависимости от суммы сделки:

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)

до 10 000 000 рублей включительно – 3 000 рублей плюс 0,2 процента оценки недвижимого имущества (суммы сделки);

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ)

свыше 10 000 000 рублей – 23 000 рублей плюс 0,1 процента суммы сделки, превышающей 10 000 000 рублей, но не более 50 000 рублей;

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ)

другим лицам в зависимости от суммы сделки:

до 1 000 000 рублей включительно – 3 000 рублей плюс 0,4 процента суммы сделки;

свыше 1 000 000 рублей до 10 000 000 рублей включительно – 7 000 рублей плюс 0,2 процента суммы сделки, превышающей 1 000 000 рублей;

свыше 10 000 000 рублей – 25 000 рублей плюс 0,1 процента суммы сделки, превышающей 10 000 000 рублей, а в случае отчуждения жилых помещений (квартир, комнат, жилых домов) и земельных участков, занятых жилыми домами, – не более 100 000 рублей;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

2) за удостоверение договоров дарения, за исключением договоров дарения недвижимого имущества:

детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам – 0,3 процента суммы договора, но не менее 200 рублей;

другим лицам – 1 процент суммы договора, но не менее 300 рублей;

3) за удостоверение договоров финансовой аренды (лизинга) воздушных, речных и морских судов – 0,5 процента суммы договора;

4) за удостоверение прочих сделок, предмет которых подлежит оценке, в зависимости от суммы сделки:

до 1 000 000 рублей включительно – 2 000 рублей плюс 0,3 процента суммы сделки;

свыше 1 000 000 рублей до 10 000 000 рублей включительно – 5 000 рублей плюс 0,2 процента суммы договора, превышающей 1 000 000 рублей;

свыше 10 000 000 рублей – 23 000 рублей плюс 0,1 процента суммы договора, превышающей 10 000 000 рублей, но не более 500 000 рублей;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

5) за удостоверение сделок, предмет которых не подлежит оценке, – 500 рублей;

6) за удостоверение доверенностей, нотариальная форма которых не обязательна в соответствии с законодательством Российской Федерации, – 200 рублей;

7) утратил силу с 1 февраля 2014 года. – Федеральный закон от 21.12.2013 N 379-ФЗ;

8) за принятие в депозит нотариуса денежных сумм или ценных бумаг, за исключением случая, указанного в пункте 8.1 настоящей части, – 0,5 процента принятой денежной суммы или рыночной стоимости ценных бумаг, но не менее 1 000 рублей;

(п. 8 в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

8.1) за принятие в депозит нотариуса, удостоверившего сделку, денежных сумм в целях исполнения обязательств по такой сделке – 1 500 рублей;

(п. 8.1 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

8.2) за принятие на депонирование нотариусом на основании статьи 88.1 настоящих Основ указанных в этой статье объектов, за исключением денежных средств, предусмотренных пунктом 8.3 настоящей части, – 0,5 процента принятой денежной суммы, рыночной стоимости ценных бумаг или заявленной депонентом стоимости имущества, но не менее 1000 рублей;

(п. 8.2 введен Федеральным законом от 23.05.2018 N 119-ФЗ)

8.3) за принятие на депонирование нотариусом на основании статьи 88.1 настоящих Основ денежных средств в целях исполнения обязательств сторон по сделке, удостоверенной нотариально, – 1500 рублей;

(п. 8.3 введен Федеральным законом от 23.05.2018 N 119-ФЗ)

9) за свидетельствование верности копий документов, а также выписок из документов – 10 рублей за страницу копии документов или выписки из них;

10) за свидетельствование подлинности подписи:

на заявлениях и других документах (за исключением банковских карточек и заявлений о регистрации юридических лиц) – 100 рублей;

на банковских карточках и на заявлениях о регистрации юридического лица (с каждого лица, на каждом документе) – 200 рублей;

11) за выдачу свидетельства о праве собственности на долю в находящемся в общей собственности супругов имуществе, нажитом во время брака, в том числе за выдачу свидетельства о праве собственности в случае смерти одного из супругов, – 200 рублей;

12) за хранение документов – 20 рублей за каждый день хранения;

12.1) за регистрацию уведомления о залоге движимого имущества – 600 рублей;

(п. 12.1 введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

12.2) за выдачу выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества – 40 рублей за каждую страницу выписки в пределах первой – десятой страниц включительно, 20 рублей за каждую страницу выписки начиная с одиннадцатой страницы;

(п. 12.2 введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

12.3) за удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу – 50 рублей за каждую страницу документа на бумажном носителе;

(п. 12.3 введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

12.4) за удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе – 50 рублей за каждую страницу документа на бумажном носителе;

Читайте также:
Открытие кальянной: закон о курении

(п. 12.4 введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

12.5) утратил силу. – Федеральный закон от 03.08.2018 N 338-ФЗ;

12.6) за обеспечение доказательств – 3 000 рублей;

(п. 12.6 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

12.7) за удостоверение решения органа управления юридического лица – 3 000 рублей за каждый час присутствия нотариуса на заседании соответствующего органа;

(п. 12.7 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

12.8) за представление документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – 1 000 рублей;

(п. 12.8 введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ)

12.9) за выдачу выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества в электронной форме – 200 рублей;

(п. 12.9 введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ)

12.10) за совершение исполнительной надписи – 0,5 процента стоимости истребуемого имущества, указанной в договоре, или суммы, подлежащей взысканию, но не менее 1 500 рублей и не более 300 000 рублей;

(п. 12.10 введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ)

12.11) за внесение сведений в реестр списков участников обществ с ограниченной ответственностью единой информационной системы нотариата – 600 рублей;

(п. 12.11 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ)

12.12) за выдачу выписки из реестра списков участников обществ с ограниченной ответственностью единой информационной системы нотариата – 40 рублей за каждую страницу выписки в пределах первой – десятой страниц включительно, 20 рублей за каждую страницу выписки начиная с одиннадцатой страницы;

(п. 12.12 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ)

12.13) за удостоверение факта возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества в силу приобретательной давности – 1500 рублей;

(п. 12.13 введен Федеральным законом от 29.06.2018 N 171-ФЗ)

13) за совершение прочих нотариальных действий – 100 рублей.

2. За нотариальные действия, совершаемые вне помещений нотариальной конторы, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, нотариальный тариф взимается в размере, увеличенном в полтора раза.

При удостоверении сделок, предметом которых является отчуждение или залог недвижимого имущества, имеющего кадастровую стоимость, если оценка, данная этому недвижимому имуществу участниками (сторонами) сделки, ниже его кадастровой стоимости, для исчисления тарифа используется кадастровая стоимость этого недвижимого имущества.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

За представление нотариусом в случаях, предусмотренных настоящими Основами, заявления о государственной регистрации прав в орган регистрации прав плата за услуги правового и технического характера не взимается.

(абзац введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 338-ФЗ)

Размер платы за услуги правового и технического характера на 2022 год

Согласно статье 25 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате Нотариальная палата субъекта РФ ежегодно устанавливает обязательные для применения нотариусами размеры платы за оказание услуг правового и технического характера, не превышающие предельных размеров платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера, установленные Федеральной нотариальной палатой; размещает на официальном сайте нотариальной палаты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию об установленных размерах платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера.
Решением Правления Московской городской нотариальной палаты 18 декабря 2019 года установлены размеры платы, взимаемые нотариусами за услуги правового и технического характера при совершении нотариальных действий, которые применяются с 01 января 2022 года.

Закон об основах нотариальной деятельности

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате утверждены Верховным Советом РФ 11.02.1993 N 4462-1.

В связи с тем, что Основы законодательства РФ о нотариате были приняты еще до принятия в России основополагающих кодексов и иных федеральных законов (всех четырех частей Гражданского кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, ГПК РФ, АПК РФ, а также Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” и других значимых законов, то, как отмечается авторами ряда публикаций, на сегодняшний день, имеют место быть противоречия между некоторыми положениями Основ законодательства о нотариате и нормами семейного права, наследственного права, нормами о сделках, о юридических лицах и ряда других.

Текст Основ законодательства РФ о нотариате впервые опубликован в изданиях “Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации”, 1993, N 10, ст. 357, “Российская газета”, N 49, 13.03.1993.

Ниже представлен текст документа в последней редакции:

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденные Верховным Советом РФ 11.02.1993 N 4462-1 с последними изменениями, внесенными Федеральными законами от 02.07.2022 N 354-ФЗ, от 26.05.2022 N 143-ФЗ.

Начало действия редакции закона – 25.08.2022 года (ред. 58).

11 февраля 1993 года

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О НОТАРИАТЕ

Раздел I. Организационные основы деятельности нотариата

Глава I. Общие положения

Глава II. Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса

Глава III. Права, обязанности и ответственность нотариуса

Глава IV. Стажер, помощник нотариуса и лица,
обеспечивающие деятельность нотариуса.
Порядок замещения нотариуса, занимающегося
частной практикой

Глава V. Финансовое обеспечение деятельности нотариусов

Глава VI. Нотариальная палата. Федеральная нотариальная палата

Глава VII. Контроль за деятельностью нотариусов

Глава VII.1. Единая информационная система нотариата

Раздел II. Нотариальные действия и правила их совершения

Глава VIII. Нотариальные действия, совершаемые нотариусами
и уполномоченными должностными лицами

Глава IX. Основные правила совершения нотариальных действий.
Выдача дубликатов документов

Глава X. Удостоверение сделок

Глава XI. Принятие мер к охране наследственного имущества.
Выдача свидетельств о праве на наследство

Глава XII. Выдача свидетельств о праве собственности на долю
в общем имуществе супругов. Наложение и снятие
запрещения отчуждения имущества

Глава XIII. Свидетельствование верности копий документов
и выписок из них, подлинности подписи и верности перевода

Глава XIV. Удостоверение фактов

Глава XV. Передача заявлений физических и юридических лиц.
Принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг

Глава XVI. Совершение исполнительных надписей

Глава XVI.1. Особенности совершения исполнительной надписи
об обращении взыскания на заложенное имущество

Глава XVII. Совершение протестов векселей, предъявление
чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков

Глава XVIII. Принятие на хранение документов

Читайте также:
831 закон об отмене поверки водосчетчиков

Глава XIX. Совершение морских протестов

Глава XX. Обеспечение доказательств

Глава XX.1. Регистрация уведомлений о залоге движимого имущества

Глава XX.2. Удостоверение равнозначности документов

Глава XX.3. Удостоверение решения органа управления
юридического лица, решения единственного
участника юридического лица

Глава XX.4. Внесение сведений в реестр списков
участников обществ с ограниченной ответственностью
единой информационной системы нотариата

Глава XX.5. Совершение нотариальных действий
в связи с увеличением уставного капитала общества
с ограниченной ответственностью во исполнение
договора конвертируемого займа

Глава XXI. Применение нотариусом норм
иностранного права. Международные договоры

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России
11 февраля 1993 года
N 4462-1

Статья 19. Наружная реклама и установка рекламных конструкций

Статья 19. Наружная реклама и установка рекламных конструкций

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 19 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ в часть 1 статьи 19 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) – собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 193-ФЗ в часть 2 статьи 19 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.

3. Распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 50-ФЗ статья 19 настоящего Федерального закона дополнена частью 3.1

3.1. Распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, их территориях допускается в случаях и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”, с соблюдением требований к рекламе и ее распространению, установленных настоящим Федеральным законом.

Информация об изменениях:

Статья 19 дополнена частью 3.2 с 25 августа 2022 г. – Федеральный закон от 26 мая 2022 г. N 150-ФЗ

3.2. Распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, не допускается.

4. Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ в часть 5 статьи 19 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ в часть 5.1 статьи 19 настоящего Федерального закона внесены изменения

ГАРАНТ:

Со дня утверждения схем размещения рекламных конструкций положения части 5.1 статьи 19 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ) применяются в соответствующих муниципальных образованиях (субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт- Петербурге)

5.1. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

Читайте также:
Имеет ли уголовно процессуальный закон обратную силу

Рекламная конструкция определение по закону

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Публикации и практика
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ “Логос”
  • Рекламная конструкция (наружная реклама). Типы конструкций. Правила размещения

1. Понятие наружной рекламы
2. Рекламная конструкция. Типы рекламных конструкций
3. Признаки наружной рекламной конструкции

Правила размещения наружной рекламы

4. Документы, необходимые для размещения наружной рекламы
5. Разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции
6. Договор об установке и эксплуатации рекламной конструкции и порядок его заключения
7. Когда на размещение рекламной конструкции не требуется разрешение органа местного самоуправления?
8. Ограничения по размещению рекламных конструкций в Законе о рекламе

1. Понятие наружной рекламы

С помощью рекламных конструкций распространяют наружную рекламу.

В настоящее время в российском законодательстве не закреплено общего определения понятия наружной рекламы.

Наружной рекламой, как следует из статьи 19 закона о рекламе, является реклама, размещаемая на рекламных конструкциях, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта.

2. Рекламная конструкция. Типы рекламных конструкций

Рекламной конструкцией признается средство стабильного территориального размещения наружной рекламы, прочно связанное с объектами недвижимости и не предназначенное для перемещения.

Закон о рекламе выделяет следующие типы рекламных конструкций:

  • щиты;
  • стенды;
  • строительные сетки;
  • перетяжки;
  • электронные табло;
  • проекционное и иное предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности оборудование;
  • воздушные шары, аэростаты;
  • иные технические средства стабильного территориального размещения (ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе).

Под “иными техническими средствами стабильного территориального размещения” понимаются любые конструкции, прочно (стабильно, стационарно) связанные с объектом недвижимого имущества таким образом, что такая связь делает невозможным монтаж/демонтаж конструкции без использования специальных технических средств или устройств (машин, механизмов, инструментов и т.п.) (см. Письмо ФАС России от 19.09.2018 N РП/75002/18 “О применении ч. 1 ст. 19 Федерального закона “О рекламе” в части разъяснения понятия “Иные технические средства стабильного территориального размещения”).

Как показывает практика, данный перечень не носит исчерпывающего характера и периодически возникают споры вокруг возможности отнесения отдельных объектов к числу наружной рекламы.

3. Признаки наружной рекламной конструкции

Можно выделить следующие признаки средств распространения наружной рекламы:

1) размещение их вне помещений. Определяющим критерием при отнесении рекламных конструкций к объектам наружной рекламы является их месторасположение – на внешних конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их. Следовательно, технические средства, предназначенные для размещения рекламной информации, расположенные внутри зданий (в том числе в лифтах), строений, сооружений, не являются объектами наружной рекламы. Вместе с тем, такая реклама должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к рекламе статьей 5 закона “О рекламе”, а также требованиям, предъявляемым главой 3 закона “О рекламе” к рекламе отдельных видов товаров.

2) статичное размещение. Рекламная конструкция объектом недвижимости не является, но монтируется на конструктивных элементах объектов недвижимости. При этом с указанными объектами рекламная конструкция должна быть прочно связана путем стационарного размещения и не должна быть предназначена для перемещения. Соответственно, выносные штендеры не относятся к рекламным конструкциям, размещение которых регулируется статьей 19 закона о рекламе (Письмо ФАС России от 15.05.2012 N АК/14984 “О порядке размещения рекламы на штендерах”). Если средство распространения рекламы перемещается в пространстве, то реклама, размещенная с его помощью, будет относиться к транзитной. Это реклама, носителями которой являются транспортные средства, люди и даже животные.

Правила размещения наружной рекламы

Для размещения наружной рекламы необходимо заключить договоры о ее установке и эксплуатации с собственником объекта недвижимости, на который она будет прикреплена, или иным уполномоченным им лицом, а также получить разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Правила размещения наружной рекламы установлены в ст. 19 закона N 38-ФЗ “О рекламе” и иными нормативными правовыми актами, принятыми органами муниципальной власти.

4. Документы, необходимые
для размещения наружной рекламы

Для размещения наружной рекламы необходимо заключить договор о ее установке и эксплуатации с собственником земельного участка, здания или иного объекта недвижимости, на который она будет прикреплена, или иным уполномоченным им лицом, а также получить разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора об установке и эксплуатации рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном ЖК РФ (ч. 5, 9 ст. 19 Закона о рекламе).

5. Разрешение на установку
и эксплуатацию рекламной конструкции

Получение разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции является обязательным условием для ее использования.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе).

Порядок получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции регламентирован ч. 9, 11 – 14, 17 ст. 19 Закона о рекламе. Разрешение выдается на каждую рекламную конструкцию в пределах срока действия договора на ее установку и эксплуатацию.

Для получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заявитель представляет в компетентный орган заявление, к которому заявитель – физическое лицо прилагает данные о себе, а также согласие законного владельца объекта недвижимости, к которому прикрепляется рекламная конструкция, на его использование с этой целью либо протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Такое согласие должно быть представлено в виде письменного или электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или региональных порталов указанных услуг (ч. 11 ст. 19 Закона о рекламе).

Читайте также:
Подлежит ли возврату постельное белье по закону

За выдачу разрешения на установку рекламной конструкции подлежит уплате государственная пошлина в размере 5 000 руб. (п. 105 ч. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Решение о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции или об отказе в его выдаче должно быть принято уполномоченным органом в течение двух месяцев с момента поступления документов (ч. 14 ст. 19 Закона о рекламе).

Решение об отказе в выдаче разрешения может быть принято из-за несоответствия проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента, нарушения правил безопасности дорожного движения, а также в иных случаях, предусмотренных ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе, перечень которых является исчерпывающим.

Разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не требуется получать в случае размещения рекламы непосредственно на витринах, киосках, лотках, передвижных пунктах торговли, уличных зонтиках без использования конструкций и приспособлений, предназначенных только для размещения рекламы (ч. 23 ст. 19 Закона о рекламе).

6. Договор об установке и эксплуатации
рекламной конструкции
и порядок его заключения

Договор об установке и эксплуатации рекламной конструкции заключается ее владельцем с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому она прикрепляется (ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе). Договор с владельцем рекламной конструкции помимо собственника может также заключить иное уполномоченное им лицо, например арендатор объекта недвижимости или доверительный управляющий при условии, что договор доверительного управления не содержит на этот счет ограничений (ч. 7 ст. 19 Закона о рекламе).

В случае размещения рекламной конструкции на общем имуществе собственников многоквартирного дома договор заключается с лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Если рекламная конструкция размещается на недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, то заключение договора возможно только по результатам торгов в форме аукциона или конкурса. Торги могут проводиться только при условии утверждения схемы размещения рекламных конструкций (ч. 5.1 и 5.8 ст. 19 Закона о рекламе).

7. Когда на размещение рекламной конструкции
не требуется разрешение органа местного самоуправления?

Краска, наклейка, пленка. Реклама, распространяющаяся не на технических средствах стабильного территориального размещения, не относится к распространяющейся на рекламных конструкциях. Речь идет и размещении рекламы на здании с помощью краски или наклейки плакатов, пленки в том числе на внутренних или внешних окнах. Распространение такой рекламы не подпадает под регулирование статьи 19 закона “О рекламе”.

Выносные штендеры. К техническим средствам стабильного территориального размещения не относятся выносные штендеры.

Штендер – это выносной напольный рекламораспространитель, представляющий собой складную конструкцию небольшого размера, с одной или двумя рекламными поверхностями.

По мнению ФАС России, “к техническим средствам стабильного территориального размещения не относятся выносные штендеры, поскольку они являются переносными конструкциями, устанавливаемыми чаще всего на часть дня на улице (тротуаре) рядом с определенной организацией. Такие штендеры не подпадают под понятие рекламной конструкции, закрепленное в статье 19 закона “О рекламе”, и на их установку не распространяются требования статьи 19 Федерального “О рекламе”, в частности положение о получении разрешения органа местного самоуправления на его размещение. Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам N А71-1732/2016, N А40-78651/14, N А29-8667/2011″ (Письмо ФАС России от 27.12.2017 N АК/92163/17 “О разграничении понятий вывеска и реклама”).

В Определении Верховного Суда РФ от 19.12.2016 N 309-КГ16-18413 по делу N А71-1732/2016 содержится следующая правовая позиция:

“..спорная конструкция (штендер), состоящая из двух небольших щитов, скрепленных металлическим каркасом, с размещенной на них информацией, является мобильный (переносной) и не может быть признана установленной стационарно. Штендер не присоединен к земельному участку, не монтируется к иному стационарному имуществу, выставляется и в любой момент может быть перенесен в помещение, следовательно, не является способом стабильного территориального размещения рекламы и не отвечает понятию рекламной конструкции, на установку которой требуется разрешение исходя из смысла Закона о рекламе и Правил регулирования отношений, возникающих в области размещения объектов наружной рекламы и информации в городе Ижевске, утвержденных решением Городской Думы г. Ижевска от 27.06.2013 N 458”.

Вместе с тем, орган местного самоуправления в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, вправе определять порядок и возможность размещения конструкций, не подпадающих под понятие рекламных конструкций, указанное в статье 19 закона “О рекламе”, на фасадах зданий, строений, сооружений и вне их, исходя из их размеров, типов и видов конструкций, их количества, в соответствующем нормативном акте.

  • Рекомендуем: “Вывеска. Рекламная или информационная? Отличия вывески от наружной рекламы”
  • Размещение рекламы, вывески на жилом доме. Судебная практика, комментарии

8. Ограничения по размещению рекламных конструкций в Законе о рекламе

Установлены следующие ограничения (ч. 3, 3.1 ст. 19 Закона о рекламе):

1) запрещено распространять рекламу на дорожном знаке, его опоре или другом приспособлении, которое предназначено для регулирования дорожного движения.

При этом допускается размещать совместно с некоторыми информационными дорожными знаками информацию об объектах притяжения участников движения, с ограничениями и по правилам, установленным в п. 5.7.22 ГОСТ Р 52289-2004. В частности, такая информация размещается на отдельном щите непосредственно под дорожным знаком, на желтом фоне. Ее размещение согласовывается с органами ГИБДД (пп. “г” п. 12 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711);

2) нельзя размещать наружную рекламу на объектах культурного наследия, которые включены в соответствующий реестр (кроме территорий достопримечательных мест). Здесь можно рекламировать только проводимые мероприятия и, при соблюдении условий, их спонсора. Требования по размещению рекламных конструкций на территории достопримечательных мест устанавливает орган охраны объектов культурного наследия (ст. 35.1 Закона об объектах культурного наследия).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: