Закон об альтернативной службе в России

Закон об альтернативной службе в России

Об альтернативной гражданской службе

(с изменениями на 31 июля 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 211-ФЗ (Российская газета, N 297, 31.12.2005) (вступил в силу с 1 января 2006 года);

Федеральным законом от 9 марта 2010 года N 27-ФЗ (Российская газета, N 51, 12.03.2010) (вступил в силу с 1 апреля 2010 года);

Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 343-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.12.2011);

Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 495-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2016, N 0001201612290088);

Федеральным законом от 27 июня 2018 года N 164-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.06.2018, N 0001201806270039);

Федеральным законом от 31 июля 2022 года N 268-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.07.2020, N 0001202007310037).

Принят
Государственной Думой
28 июня 2002 года

Одобрен
Советом Федерации
10 июля 2002 года

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации (далее – граждане) конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Альтернативная гражданская служба

1. Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

2. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, а также законодательство субъектов Российской Федерации, применяемое в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (пункт дополнен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ – см. предыдущую редакцию).

3. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

он относится к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционную хозяйственную деятельность и занимается традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2018 года Федеральным законом от 27 июня 2018 года N 164-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Статья 3. Граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу

1. На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” (далее – Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе”), принято соответствующее решение (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 211-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

2. На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе”:

имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;

не подлежат призыву на военную службу;

имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Статья 4. Место прохождения гражданами альтернативной гражданской службы

1. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.

2. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

3. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность и занимающиеся традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 июля 2018 года Федеральным законом от 27 июня 2018 года N 164-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

4. Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.

Читайте также:
В какой срок публикуется закон о бюджете

6. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения.

Статья 5. Срок альтернативной гражданской службы

1. Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” срок военной службы по призыву и составляет:

для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, – 42 месяца;

для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, – 31,5 месяца;

для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, – 21 месяц;

для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, – 21 месяц.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2006 года Федеральным законом от 6 июля 2006 года N 104-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

2. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” срок военной службы по призыву и составляет:

для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, – 36 месяцев;

для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, – 27 месяцев;

для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, – 18 месяцев;

для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, – 18 месяцев.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2006 года Федеральным законом от 6 июля 2006 года N 104-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

3. Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата.

4. Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при прекращении альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.

(Часть в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2011 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 343-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

5. В срок альтернативной гражданской службы не засчитывается:

срок отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем работникам, совмещающим работу с получением образования;

время нахождения в отпуске по уходу за ребенком и время проезда к месту использования указанного отпуска и обратно;

время прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены);

период отстранения от работы (недопущения к работе) в связи с появлением на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Статья 6. Организация альтернативной гражданской службы

1. Альтернативная гражданская служба организуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Организация альтернативной гражданской службы осуществляется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями.

Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом возлагают на специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществление нормативного регулирования, а также организационных, контрольных и иных функций в области организации альтернативной гражданской службы.

3. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации утверждает положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, издает иные нормативные правовые акты в области организации альтернативной гражданской службы и обеспечивает их исполнение.

4. В организации альтернативной гражданской службы участвуют федеральные органы исполнительной власти, определяемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, а также эти организации.

Функции указанных федеральных органов исполнительной власти в области организации альтернативной гражданской службы определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

представляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы;

ведут учет подведомственных им организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы;

направляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти необходимую информацию о гражданах, прибывших для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственные им организации;

Читайте также:
Законы и принципы управления таможенными органами

ведут учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в подведомственных им организациях, организуют их размещение и бытовое обслуживание;

абзац утратил силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ – см. предыдущую редакцию;

обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.

Организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы:

представляют в соответствующий федеральный орган исполнительный власти или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу;

заключают срочные трудовые договоры с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы, и прекращают с ними срочные трудовые договоры;

организуют при необходимости профессиональное обучение граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы;

контролируют исполнение гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей; в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения указанными гражданами по их вине возложенных на них трудовых обязанностей привлекают их к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном федеральными законами; в случаях и в порядке, которые установлены положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, в целях привлечения в соответствии с законодательством Российской Федерации указанных граждан к ответственности за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту прохождения указанными гражданами альтернативной гражданской службы;

Как поступить на альтернативную гражданскую службу

1. Что такое альтернативная гражданская служба?

Альтернативная гражданская служба (АГС) — работа в интересах общества и государства, которую призывник может выбрать вместо службы в армии по призыву.

Как правило, для прохождения альтернативной службы юношей направляют в больницы, дома престарелых, психоневрологические диспансеры и другие социальные объекты. Также на альтернативную гражданскую службу могут направить в военные организации.

Перечень организаций, где можно пройти АГС, и должностей, которые можно занять на время службы, утвержден Министерством труда и социального развития. Призывник не может выбрать, где именно он будет проходить службу, а должность, которую он займет, определят в соответствии с его образованием и навыками.

На время прохождения альтернативной службы с гражданином заключается срочный трудовой договор. Он получает зарплату, имеет право воспользоваться ежегодным оплачиваемым отпуском или отпуском за свой счет, может уйти в отпуск по уходу за ребенком.

2. Кто может выбрать альтернативную службу?

Вы можете выбрать альтернативную гражданскую службу, если:

  • служба в армии противоречит вашим убеждениям или вероисповеданию;
  • вы относитесь к коренному малочисленному народу и занимаетесь традиционным для него хозяйством и промыслом. Перечень этих народов утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года № 536-р.

Вас не могут направить на альтернативную гражданскую службу, если вы:

  • имеете основания для освобождения от призыва на военную службу;
  • не подлежите призыву на военную службу;
  • имеете основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

3. Сколько длится альтернативная служба?

Альтернативная служба длится 21 месяц, если вы проходите ее в организациях, подведомственных органам исполнительной власти, и 18 месяцев, если служба проходит в организациях Вооруженных сил.

В этот срок не засчитывается:

  • время дополнительных отпусков, предоставляемых работодателем работнику, совмещающему работу с получением образования;
  • время отпуска по уходу за ребенком и время проезда к месту проведения этого отпуска и обратно;
  • время прогулов (если вас нет на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов, этот день вам не засчитают);
  • время, на которое вас могут отстранить от работы из-за появления на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или какого-либо другого токсического опьянения;
  • срок отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста.

4. Как подать заявление для прохождения альтернативной гражданской службы?

Подать заявление о замене срочной военной службы на альтернативную гражданскую нужно в свой военкомат не позднее чем за полгода до начала призыва. Если вы попадаете под осенний призыв (1 октября — 31 декабря), подать заявление нужно до 1 апреля, если под весенний призыв (1 апреля — 15 июня) — до 1 октября предыдущего года.

В заявлении должны быть указаны причины и обстоятельства, по которым вы ходатайствуете об альтернативной гражданской службе. К заявлению можно приложить подтверждающие ваши обстоятельства документы.

Если военная служба противоречит вашим убеждениям или вероисповеданию, вы вправе указать в заявлении людей, которые смогут это подтвердить. Если вы относитесь к коренному малочисленному народу и занимаетесь традиционным для него хозяйством и промыслом, вам нужно приложить к заявлению подтверждающие это документы.

Заявление рассматривается на заседании призывной комиссии. О месте и времени его проведения вас известят повесткой. На заседание нужно прийти лично в назначенный срок, при себе нужно иметь паспорт. Явку людей, которые могут подтвердить ваши взгляды или вероисповедание, вы должны обеспечить самостоятельно.

Не явиться на заседание можно только по уважительной причине . В некоторых случаях в прохождении альтернативной службы вам могут отказать. В случае отказа вы будете вынуждены пройти военную службу по призыву.

После вас направят на медицинское освидетельствование. Если у вас не будет медицинских противопоказаний, вам выдадут предписание о прохождении альтернативной гражданской службы, удостоверение и учетную карту (в ней отмечается срок службы).

Проезд к месту прохождения военной службы оплачивает военкомат.

Читайте также:
Как сделать парковку во дворе по закону

Магаданской области

Альтернативная гражданская служба

ПАМЯТКА
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Когда введена альтернативная гражданская служба?

Альтернативная гражданская служба введена в Российской Федерации с 1 января 2004 года в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

Что это за служба?

Альтернативная гражданская служба (далее АГС) – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Кто имеет право на альтернативную гражданскую службу?

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если

  • несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • он относится к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционную хозяйственную деятельность и занимается традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Кто может быть направлен на альтернативную гражданскую службу?

На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией принято соответствующее решение.

На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»:

  • имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;
  • не подлежат призыву на военную службу;
  • имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

На каких работах и в каких организациях может быть организована альтернативная гражданская служба?

Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

  • в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
  • в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.
Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Где граждане должны проходить альтернативную гражданскую службу?

Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.
При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.
При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.

Каков срок альтернативной гражданской службы?

Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” срок военной службы по призыву и составляет:
для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, – 42 месяца;
для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, – 31,5 месяца;
для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, – 21 месяц;
для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, – 21 месяц.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” срок военной службы по призыву и составляет:
для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, – 36 месяцев;
для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, – 27 месяцев;
для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, – 18 месяцев;
для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, – 18 месяцев.

Каковы сроки подачи в военные комиссариаты заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой?

Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:
до 1 апреля – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре – декабре текущего года;
до 1 октября – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле – июне следующего года.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.
Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

Читайте также:
Сегментация бизнеса по выручке: федеральный закон

Особенности прохождения альтернативной службы

Автор: В. В. Данилова

Каким гражданам военная служба может заменяться на альтернативную? В чем заключаются особенности оформления «альтернативщика» на работу? Какие документы он должен представить? Какие периоды не засчитываются в срок альтернативной службы? Чем режим рабочего времени и времени отдыха таких работников отличается от остальных? Какие гарантии и ограничения установлены для «альтернативщиков»? В каком порядке их увольнять?

Законодательством РФ для граждан от 18 до 27 лет, подлежащих призыву на военную службу, преду­смотрено право заменить ее альтернативной гражданской службой, то есть специфической трудовой деятельностью по определенным профессиям и должностям. Таких лиц по сравнению с количеством призывников, конечно, немного, но с каждым годом становится больше. И работодателям, к которым могут быть направлены «альтернативщики», нужно знать, как и на каком основании их принимать на работу, как увольнять и какие особенности при альтернативной службе должны соблюдаться. Об этом мы и расскажем в статье.

Oсновным регулирующим законом в данной области является Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (далее – Закон № 113-ФЗ). В нем дано такое определение: альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную службу, регулируется Трудовым кодексом с учетом нюансов, предусмотренных Законом № 113-ФЗ. Кроме этого, следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 № 256, которым утвержден Порядок прохождения альтернативной гражданской службы (далее – Порядок).

У кого есть право на замену и на какую?

Решение о том, можно ли заменить призывнику военную службу на альтернативную, принимает призывная комиссия. Однозначно будет отказано гражданам, которые согласно ст. 3 Закона № 113-ФЗ:

имеют основания для освобождения от призыва на военную службу (например, не годны к ней по состоянию здоровья);

не подлежат призыву на военную службу (в частности, находятся под следствием или судимы);

имеют отсрочку от призыва (временно не годны по состоянию здоровья, воспитывают ребенка без матери и др.).

Законом № 113-ФЗ установлено лишь два случая, когда гражданин имеет право на замену военной службы альтернативной:

1. Если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

2. Когда он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами (ст. 2).

Что касается видов подходящих для «альтернативщиков» работ и профессий, среди них есть как рабочие специальности (грузчик, дворник, столяр и пр.), так и высококвалифицированные (врач, программист, юрист) – всего 104 специальности. При этом по сравнению с действующим ранее перечнем 22 специальности исключены.

Перечень видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается ее прохождение, утвержден Приказом Минтруда РФ от 08.02.2017 № 152н.

Согласно ст. 4 Закона № 113-ФЗ организации, в которых граждане могут проходить альтернативную службу и которые перечислены в перечне, подведомственны федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ. Кроме того, такие граждане могут занимать гражданские должности в организациях ВС РФ, других войсках и воинских формированиях.

Территориально граждане проходят альтернативную службу, как правило, за пределами своего субъекта РФ, за исключением лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, – они направляются в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят «альтернативщик», и места прохождения такой службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина и потребность организаций в трудовых ресурсах. При этом нужно помнить, что трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения (ч. 5, 6 ст. 4 Закона № 113-ФЗ).

Оформляем трудовой договор.

В силу п. 39 Порядка по прибытии в организацию для прохождения альтернативной службы гражданин предъявляет работодателю следующие документы:

паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий;

удостоверение и учетную карту;

проездные документы на проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы;

трудовую книжку, кроме случая, когда трудовой договор заключается впервые;

страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (при наличии);

документы об образовании и (или) квалификации или владении специальными знаниями (при наличии);

документы воинского учета.

В учетной карте гражданина работодатель должен сделать отметку о его прибытии в организацию (п. 50 Порядка).

В соответствии со ст. 59 ТК РФ, ст. 16 Закона № 113-ФЗ и Порядком с гражданином, прибывшим для прохождения альтернативной службы, заключается срочный трудовой договор. При этом днем начала работы будет день убытия к месту прохождения такой службы, указанный в предписании военного комиссариата.

Читайте также:
Федеральный закон 351 ФЗ о пенсионных накоплениях

Срок действия договора равен сроку прохождения альтернативной службы, при службе в органах исполнительной власти он составляет 21 месяц. Причем в срок службы включается время нахождения гражданина в пути, подтвержденное проездными и другими документами.

В срок альтернативной службы не засчитываются

Время учебного отпуска

Время отбывания уголовного или административного наказания

Время отстранения от работы по причине алкогольного или иного опьянения

На основании трудового договора работодатель издает приказ о приеме на работу. Кроме того, в трехдневный срок с момента заключения договора следует уведомить об этом орган исполнительной власти, которому подведомственна организация, а также военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную службу, и военный комиссариат по месту прохождения службы (п. 50 Порядка).

Испытательный срок при приеме на работу для гражданина, проходящего альтернативную службу, не устанавливается (п. 41 Порядка).

Как и всем сотрудникам, в трудовую книжку «альтернативщика» следует внести запись и заполнить его личную карточку.

Моментом окончания действия трудового договора будет день расторжения работодателем срочного трудового договора при прекращении альтернативной гражданской службы.

Особенности прохождения службы.

Как уже было отмечено, трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную службу, регулируется Трудовым кодексом с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 113-ФЗ и Порядком. Особенности при приеме на работу мы рассмотрели, теперь рассмотрим нюансы осуществления альтернативной службы.

1. Обращения работников-«альтернативщиков». Согласно п. 42 Порядка работник, проходящий альтернативную службу, имеет право направлять обращения и жалобы по вопросам прохождения службы должностному лицу, определяемому руководителем органа исполнительной власти, которому подведомственна организация.

2. Рабочее время и время отдыха. В силу ст. 20 Закона № 113-ФЗ продолжительность рабочего времени граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Так, согласно ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Если гражданин, например, проходит альтернативную службу в медицинском учреждении и включен в медперсонал, продолжительность его рабочего времени за учетный период не может превышать 39 часов в неделю (ст. 350 ТК РФ).

При использовании гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, отпуска по уходу за ребенком предоставляется свободное от работы время для проезда к месту использования указанного отпуска и обратно (ст. 17 Закона № 113-ФЗ).

При этом в соответствии с п. 43 Порядка исполнение «альтернативщиком» трудовых обязанностей осуществляется при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени, если он участвует в мероприятиях, перечень которых определяется руководителем федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ, в подведомственной которому организации гражданин проходит альтернативную гражданскую службу. В этом случае работодатель учитывает время исполнения гражданином трудовых обязанностей в сутках. За каждые трое суток участия в указанных мероприятиях гражданину предоставляется двое суток отдыха, причем, как правило, по окончании этих мероприятий.

Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, полагаются отпуска в порядке, установленном ТК РФ. При этом продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно.

При убытии гражданина в отпуск работодатель выдает ему отпускной билет, форма которого утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.04.2005 № 261[1] (далее – Приказ № 261). По окончании отпуска гражданин должен явиться к месту прохождения альтернативной службы в установленный работодателем срок. По прибытии он сдает работодателю отпускной билет и проездные документы. Все сведения о предоставленных отпусках работодатель должен вносить в учетную карту гражданина, проходящего альтернативную службу.

Добавим, что ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть про­длен в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, и при предоставлении работодателю документов, подтверждающих основания для продления отпуска (п. 54 Порядка).

3. Перевод. Пунктом 44 Порядка установлено право гражданина, проходящего альтернативную службу, на перевод из одной организации в другую.

Закон об альтернативной гражданской службе: преимущества АГС и оформление заявления

Служба в армии является единственным способом, с помощью которого мужчины могут отдать долг Родине. На законодательном уровне также предусмотрена гражданская служба, которая предполагает устройство на определенную работу в одно из государственных учреждений на установленный срок. Гражданская служба является прекрасным вариантом для тех граждан, которые не хотят связывать свою жизнь с оружием.

Закон об альтернативной гражданской службе

Что такое АГС

Альтернативная гражданская служба позволяет молодым людям получить военный билет, не используя при этом оружие и не проходя службу в военный частях по всей России. По своей сути, данный вид службы ничем не отличается от обычной работы, которая должна проходить в государственных учреждениях. Как и все прочие работы, альтернативная гражданская служба оплачивается, однако размер зарплат, как правило, не велик.

Возможность воспользоваться АГС появилась у граждан России более пятнадцати лет назад, когда в 2002 году был издан соответствующий закон «Об альтернативной гражданской службе», опирающийся на конституцию РФ. Законом очерчивался круг лиц, которые имеют право на прохождение данного варианта службы. Несмотря на это, долгие годы сам термин АГС был незнаком большинству призывников, не имеющих должной осведомленности по данному вопросу.

Альтернативная гражданская служба является полноценной заменой военной

Справка. Продолжительность АГС больше продолжительности военной службы примерно в два раза. Такое увеличение срока объясняется наличием выходных, отпусков и так далее. Общий срок альтернативной гражданской службы составляет двадцать один месяц – из этого временного промежутка 395 дней являются рабочими.

Кто имеет право на АГС

К мужчинам, которые могут воспользоваться данным правом, можно выделить две основных категории:

  • граждане, которые не желают служить в военных частях по личным причинам. Эти причины могут быть разнообразны – будь то отношение к определенной конфессии, которые не приветствует боевые действия, или обыкновенные убеждения, которые вызывают у человека неприязнь к оружию и его использованию;
  • граждане, имеющие отношение к коренным народам России, чья численность очень мала. Как правило, речь идет о народах Севера и Сибири. Молодые люди призывного возраста, родившиеся в таких местах, имеют возможность заменить службу на участие в традиционном хозяйстве, таком как оленеводство, рыболовство и т.д.
Читайте также:
Понятие молодая семья в федеральных законах

Представители малочисленных народов севера в качестве АГС часто привлекаются к оленеводству, рыболовству и другим промыслам

Вторая группа является достаточно небольшой, в то время как первая представляет собой универсальный вариант, которым могут воспользоваться люди призывного возраста, не желающие обучаться стрельбе из оружия по определенным причинам.

Если рассматривать общую статистику, то можно прийти к следующим выводам:

  • 3-4% процента граждан, воспользовавшихся правом на АГС, принадлежат к малочисленным коренным народам;
  • 80% призывников, использующих формат АГС, обратились к нему по религиозным соображениям;
  • 16-17% «альтернативищиков» являются таковыми по моральным убеждениям.

Военкомат не приветствует переход на АГС и часто использует формальные причины для отказа

К сожалению, военкомат совершенно не заинтересован в таком формате, как альтернативная гражданская служба, а потому при попытке ей воспользоваться призывник вероятнее всего встретит сопротивление. Как показывает практика, для того чтобы получить направление на АГС, многим призывникам приходится решать данный вопрос через судебную инстанцию, на что уходит большое количество времени, а нередко и денег. Такое давление со стороны приводит к закономерному уменьшению желающих пройти АГС.

Преимущества АГС

Среди положительных сторон альтернативной гражданской службы можно обозначить следующие:

  • несмотря на то, что АГС является разновидностью военной службы, она позволяет получить трудовой стаж, который учитывается в трудовой книге;
  • прохождение АГС не исключает права призывника на получение оплачиваемых отпусков, больничных, а также выходных, которые включаются в общий срок прохождения службы;
  • АГС не отнимает у призывника все его время и позволяет одновременно с работой на гражданском предприятии получать образование;

АГС можно легко совмещать с получением высшего образования

Когда могут отказать в АГС

Согласно закону, существует всего несколько уважительных причин, по которым призывнику могут отказать в прохождении АГС. Среди таких причин значатся:

  • несвоевременная подача заявления о замене военной службы на АГС или нарушение правил его оформления;
  • имеющиеся у военкомата данные о конкретном призывнике расходятся с его утверждением о том, что военная служба противоречит его личным убеждениям. К примеру, если гражданин утверждает, что является пацифистом, однако при этом является членом группы с военно-патриотическим уклоном, то ему может быть отказано в АГС на совершенно законных основаниях;

Если призывник состоял в военно-патриотическом движении, у него могут быть проблемы с переводом на АГС

Кем можно устроиться

Список профессий, на которые может претендовать гражданин довольно велик. Gри этом важно понимать, что сам призывник не сможет остановиться на той вакансии и том месте, которое устраивает его больше всего. Распределение не принимает во внимание интересы каждого конкретного человека.

Распределением призывников по тем или иным областям занимается Роструд

Однако при желании определенным образом повлиять на будущую профессию все-таки можно. Для этого потребуется прийти в Роструд и дать сотрудникам информацию о том, какие у призывника предпочтения, навыки и квалификация. В некоторых случаях эти сведения берутся в расчет, и гражданин устраивается на должность, сообразную его знаниям и опыту. Так, сотрудники стараются учитывать:

  • тип образования;
  • наличие опыта работы в определенной области;
  • наличие справок от врачей;
  • семейное положение.

При переводе призывника на определенную вакансию Роструд учитывает его опыт работы и навыки

Есть у данного вида службы и свои особенности. К примеру, альтернативщиков (если они проходят службу в соответствующих организация) можно на законном уровне привлекать к устранению последствий:

  • стихийных бедствий;
  • чрезвычайных ситуаций;
  • катастроф.

О списке организаций, которые набирают призывников, а также о наиболее распространенных должностях, можно прочесть ниже.

Профессии для АГС

Где будет находится работа

Необходимо понимать, что будущее место работы может находиться как в том же самом городе, где проживает призывник, так и в другом регионе. Однако в таких случаях государство предоставляет гражданину общежитие на совершенно бесплатной основе. Также в задачи государства входит и оплата билетов до дома и обратно в отпускной период.

АГС предполагает наличие как отпусков, так и больничных

Зарплата

Зарплата призывника, проходящего «практику» в одной из государственных организаций, ничем не отличается от зарплат прочих рабочих, выполняющих те же действия. Однако в связи с тем, что часто бывают востребованы уборщики, повара, слесари и т.д., на большую зарплату рассчитывать, как правило, не приходится. Условия работы оговариваются действующим законодательством, а также Трудовым кодексом.

Как воспользоваться АГС

Для того, чтобы получить возможность пройти альтернативную гражданскую службу, необходимо составить заявление. Однако это заявление имеет свою специфику – помимо просьбы о переводе на АГС, необходимо также указать причины, по которым гражданин пришел к такому решению. Также в некоторых случаях приходится ссылаться на людей, которые могли быть подтвердить информацию, содержащуюся в заявлении.

Заявление на альтернативную гражданскую службу

К заявлению также потребуется прикрепить следующие бумаги:

  • автобиография призывника;
  • личная характеристика (из организации, в которой призывник работает или проходит обучение);
  • прочие документы, которые призывник сочтет полезными.

Решение о переводе на АГС принимает призывная комиссия

Впоследствии заявление, написанное призывником, рассматривается членами призывной комиссии на одном из заседаний, на котором сам гражданин должен в обязательном порядке присутствовать. Дата и место, в которое нужно будет явится гражданину, оговариваются заранее. Происходит все следующим образом:

  1. члены комиссии рассматривают заявление;
  2. гражданин пересказывает коротко основные положения заявления, то есть причины, по которым он просит о переводе;
  3. члены комиссии выслушают людей, задачей которых является подтверждение слов призывника;
  4. в течение последующего месяца комиссия принимает окончательное решение касательно дальнейшей судьбы призывника, после чего высылает ему заключение.

Видео: Как перейти на Альтернативную гражданскую службу

Как применять действие новых норм гражданского права во времени к договорным правоотношениям?

На практике случаются ситуации, когда неверно применяют действие норм во времени. Ошибочно применяют новые правила закона к уже возникшим правоотношениям и к заключенным договорам.

Краткое изложение сути правил действия норм во времени заключается в следующем: при наличии договора по общему правилу применяем ст. 422 ГК РФ, то есть нормы, действовавшие на период заключения договора. Если нет договора – ст. 4 ГК РФ.

Создается впечатление, что определять действие нормы во времени в конкретной ситуации легко и просто. В действительности периодически приходится сталкиваться с проблемой действия норм во времени. Часть вопросов решена, так больше не вызывает сомнений, что к договорам применяются нормы права, действовавшие на момент заключения. Тем не менее, при толковании действия норм во времени возникают новые вопросы, на которые еще предстоит найти ответы.

1. Общее правило применения гражданского законодательства во времени по ст. 4 ГК РФ.

Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (п. 1 ст. 4 ГК РФ).

Новые положения закона применяют в отношении прав и обязанностей, возникших после вступления в силу новых норм (п. 2 ст. 4 ГК РФ).

Правило содержит следующее исключение: действие закона может распространяться на отношения, возникшие до введения его в действие.

В этом случае такое указание должно содержаться непосредственно в законе.

Формулировка «в отношении прав и обязанностей, возникших после вступления в силу новых норм » без какого-либо дополнительного разъяснения законодателя, вызывает при применении новой нормы затруднения.

Иногда законодатель определяет в законе правила действия норм во времени.

Поэтому в новом законе следует обращать внимание на наличие в тексте закона специальных указаний о действии новых норм во времени (в статьях о порядке вступления закона в силу, переходных положениях).

В случае отсутствия указаний со стороны законодателя, толкованием действия новых норм во времени занимается правоприменитель.

2. Общее правило применения гражданского законодательства во времени к договорным правоотношениям (ст. 422 ГК РФ).

2.1. Норма п. 1 ст. 422 ГК РФ содержит указание на то, что договор должен соответствовать императивным нормам, действующим в момент его заключения. Аналогичное толкование должно быть в отношении диспозитивных или императивных норм, восполняющих договорное правоотношение теми или иными правами и обязанностями (п. 4, 5 ст. 421 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах» ).

Таким образом, в отношениях сторон, не исключивших применение диспозитивной нормы или не договорившихся об ином, диспозитивная норма становится частью договора.

Если стороны в договоре пришли к соглашению об ином, то будут применяться согласованные в договоре условия. Например, стороны включили в договор условие, согласно которому при изменении законодательства новые нормы будут применяться к их отношениям по договору на будущее.

Достаточно интересным является следующий вопрос: на какой момент следует учитывать императивные нормы в контексте их применимости к договору, например, в случае временного разрыва между тем, когда одна сторона (оферент) направит оферту, а другая сторона акцептует договор после появления новых императивных норм. Либо стороны заключили договор с отлагательным условием или отлагательным сроком, по которому согласованные условия созревают после изменения императивных норм. В судебной практике высших судов этот вопрос пока не прояснен.

2.2. Новый закон не применяется с обратной силой в отношении обязательств или иных длящихся правоотношений, возникших из ранее заключенных договоров (п. 2 ст. 422 ГК РФ). Из этого правила следует, что нормы договорного права применяются только к договорам, заключенным после принятия нового закона.

Правило содержит следующее исключение: действие закона может распространяться на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. В этом случае такое указание должно содержаться непосредственно в законе.

Так, в п. 83 Постановления Пленума Верховного суда от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» содержится указание на то, что положения Гражданского Кодекса Российской Федерации в измененной Законом № 42-ФЗ редакции, например, статья 317.1 ГК РФ, не применяются к правам и обязанностям, возникшим из договоров, заключенных до дня вступления его в силу (до 1 июня 2015 года). При рассмотрении споров из названых договоров следует руководствоваться ранее действовавшей редакцией Гражданского Кодекса Российской Федерации с учетом сложившейся практики ее применения (пункт 2 статьи 4, абзац второй пункта 4 статьи 421, пункт 2 статьи 422 ГК РФ).

Таким образом, договорные правоотношения даже после вступления в силу новых норм продолжают развиваться в рамках правил, действовавших на момент заключения договора. Это положение также касается новых императивных требований к форме договора или порядку его заключения.

Сторонам договорам следует проявить внимательность в случаях пролонгации договора, а также при внесении изменений в договор в части существенного увеличения объема взаимных предоставлений либо существенного увеличения объема обязательства по односторонне обязывающему договору. В случае если стороны не намерены применять к их договорным правоотношениям новые нормы, необходимо в заключаемом договоре или соглашении прямо предусмотреть исключение применения новых норм.

Судебная практика признала исключение из общего правила п. 2 ст. 422 ГК РФ: п. 1 ст. 395 ГК РФ ( в редакции Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ “О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации”) .

При решении вопроса о начислении процентов за неисполнение денежного обязательства, возникшего на основании заключенного до 1 июня 2015 г. договора, в отношении периодов просрочки, имевших место с 1 июня 2015 г., размер процентов определяется в соответствии с п. 1 ст. 395 ГК РФ в редакции Закона № 42-ФЗ. То есть применяются правила расчета процента годовых вне зависимости от момента заключения договора.

За исключением п. 1 ст. 395 ГК РФ, к отношениям, возникшим из договоров, заключенных до 1 июня 2015 года, применяется ранее действовавшая редакция ст. 395 ГК РФ с учетом сложившейся практики ее применения (п. 6 “Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016)” (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).

Так, к договорам, заключенным до 1 июня 2015 года, в случае нарушения, возникшего из договора денежного обязательства кредитор вправе предъявить либо требование о взыскании с должника процентов на основании ст. 395 ГК РФ, либо требование о взыскании предусмотренной договором неустойки.

3. Отдельные аспекты применения действия норм во времени к договорным правоотношениям.

По смыслу п. 2 ст. 422 ГК РФ речь идет о нормах, регулирующих права и обязанности сторон договорного правоотношения. То есть если норма закрепляет права и обязанности сторон договора по отношению друг к другу по общему правилу применяется п. 2 ст. 422 ГК РФ. Но если нормы относятся к общим нормам о недействительности сделок, о правах третьих лиц, в том числе публичных органов и пр., по общему правилу следует применять ст. 4 ГК РФ.

Так, согласно п. 6 ст. 3 Федеральному закону от 07.05.2013 № 100-ФЗ Федеральный закон от 07.05.2013 № 100-ФЗ нормы Гражданского кодекса Российской Федерации об основаниях и о последствиях недействительности сделок (статьи 166 – 176, 178 – 181) применяются к сделкам, совершенным после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть после 1 сентября 2013 года.

Но уже в случае, например, отказа от договора, который был заключен до 1 сентября 2013 года, непосредственно к сделке по отказу от договора (п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 “О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” ) будут применяться новые правила о недействительности сделок.

Следует отметить, что требования к форме, например, уступки требования, зачета будут применяться на момент совершения. Но к самой возможности уступки или зачета будут применяться правила на момент заключения договора.

Более тщательного подхода с учетом разумного ожидания сторон договора требует применение новых норм в отношении должника в случаях возникновения третьего лица, в частности при уступке требования, залоге по новым нормам, если сделка (основное обязательство) была заключена по старым правилам.

В случае суброгации судебная практика признала исключение из общего правила п. 2 ст. 422 ГК РФ в отношении п. 2, п. 5 ст. 313 ГК РФ.

Так, с 1 июня 2015 года в силу ст. 313 ГК РФ кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом, в случаях, если должником допущена просрочка исполнения денежного обязательства, либо такое третье лицо подвергается опасности утратить свое право на имущество должника вследствие обращения взыскания на это имущество. К третьему лицу, исполнившему обязательство должника, переходят права кредитора по обязательству в порядке суброгации (п. 2, 5 ст. 313, ст. 387 ГК РФ).

Верховный суд в определении от 13 октября 2016 года № 305-ЭС16-8619 указал: новые нормы ст. 313 ГК РФ применяются к ситуациям, когда платеж третьего лица осуществлен после 1 июня 2015 года, несмотря на то, что момент возникновения основного обязательства возник до этого момента.

Принятое решение объясняется тем, что смысл нормы ст. 422 ГК РФ заключается в запрете на вторжение в уже существующие условия договорного обязательства, а ст. 313 ГК РФ не может подрывать разумные ожидания сторон договора.

В отношении ст. 313 ГК РФ судебной практикой определено еще одно исключение (т.н. “исключение из исключения”): «…на основании статьи 10 ГК РФ суд может признать переход прав кредитора к третьему лицу несостоявшимся, если установит, что, исполняя обязательство за должника, третье лицо действовало недобросовестно, исключительно с намерением причинить вред кредитору или должнику по этому обязательству, например, в случаях, когда третье лицо погасило лишь основной долг должника с целью получения дополнительных голосов на собрании кредиторов при рассмотрении дела о банкротстве без несения издержек на приобретение требований по финансовым санкциям, лишив кредитора права голосования (п. 21 Постановления Верховного суда РФ № 54 от 22.11.2016 года «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении»)».

4. Применение п. 2 ст. 422 ГК РФ к позициям высших судов.

Отдельно необходимо упомянуть случаи, когда в рамках устойчивой судебной практики судами выводилась правовая позиция, которая позднее находила отражение в законе.

В моей практике был случай, когда при взыскании неустойки по договору поставки суд первой инстанции применил ст. 395 ГК РФ. Данное решение было обосновано тем, что в первичных документах (товарных накладных) не было ссылки на договор поставки, заключенный до 1 июня 2015 года. То есть договор был заключен до даты введения ст. 429.1 ГК РФ. В связи с этим был сделан вывод, что сторонами были заключены разовые договоры поставки. Поэтому вместо договорной неустойки подлежит применению ст. 395 ГК РФ.

Апелляционная инстанция приняла во внимание следующий аргумент: судебная практика ранее 1 июня 2015 года признавала рамочные договоры ( постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 1162/13, пункт 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 165 “Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными”).

Суды округов также в судебных актах указывали, что на отношения сторон по товарным накладным распространяются не только условия поставки, определенные непосредственно в товарных накладных, но и положения рамочного договора о поставках ( Постановление АС Центрального округа от 28.09.2017 по делу № А36-8007/2015 , Постановление АС Северо-Западного округа от 13.04.2016 по делу № А56-81831/2014 , Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.03.2017 № Ф05-336/2017 по делу № А40-82271/2016 ).

Решение первой инстанции в части взыскания процентов по ст. 395 ГК РФ было отменено, взыскана полностью неустойка по договору.

Более сложной будет ситуация, когда правило, содержащееся в новой норме, не подтверждается сложившейся судебной практикой. Стороны договора также не согласовали конкретное условие, которое исключило бы правовую неопределенность.

В этом случае правило из новой нормы может быть выведено путем применения гражданского законодательства по аналогии (ст. 6 ГК РФ).

Судебной практике также предстоит ответить на такой сложный вопрос: как следует применять правовые позиции высших судов, если они меняют прежнюю устоявшуюся практику толкования закона или закрепляют такое толкование, которое не вытекало из буквального смысла закона и становится неожиданным для участников оборота.

Полагаю, практикующие юристы сталкивались на практике с такими ситуациями. Если есть возможность, то стороны вносят изменения в договор либо его расторгают. Но если между сторонами возник конфликт, который передан на рассмотрения суда? Справедливо ли применять ретроактивно к отношениям сторон новые правовые позиции высшего суда? При отсутствии в разъяснениях Верховного суда РФ оговорки о применении правовых позиций, пересматривающих правовой режим договорных правоотношений к новым договорам, пострадавшей стороне остается только вести в каждом конкретном споре борьбу за право и справедливость.

Статья 4 ГК РФ. Действие гражданского законодательства во времени

1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

2. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.

Комментарии к ст. 4 ГК РФ

1. В п. 1 статьи выражен общепринятый правовой принцип, согласно которому акты гражданского законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Данный принцип имеет общеправовое значение, и слова “акты гражданского законодательства” должны пониматься в широком смысле и включать акты всех органов государства и все разновидности гражданско-правовых норм.

2. Введение в действие законов Российской Федерации определено Федеральным законом от 14 июня 1994 г. “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания” (СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801). Названные акты вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если в них не установлен другой порядок (ст. 6), например названа определенная дата введения в действие. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста акта в “Российской газете” или СЗ РФ.

3. Введение в действие актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти определено Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти” (СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663).

Согласно названному Указу акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования (п. 5). Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации также по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования, а иные акты Правительства РФ – со дня их подписания (п. 6). В актах Президента РФ и Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу. Официальным опубликованием таких актов считается их публикация в “Российской газете” или СЗ РФ.

4. В условиях формирования в Российской Федерации нового гражданского законодательства иногда используется особая формула определения времени действия законов и указов Президента РФ. Согласно примечанию к гл. 17 “Право собственности и другие вещные права на землю” данная глава вступает в силу со дня введения в действие Земельного кодекса. В силу п. 21 Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. о доверительной собственности (трасте) он действует до вступления в силу нового ГК. Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утв. Указом Президента от 8 апреля 1997 г. N 305, действует до вступления в силу федерального закона по этому вопросу.

5. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Минюсте РФ и обязательному официальному опубликованию в газете “Российские вести” и в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, который издается с 1996 г. и выходит два раза в месяц. Этот Бюллетень распространяется также в машиночитаемом виде центром правовой информации “Система”. Нормативные акты федеральных органов вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после их официального опубликования, если в самих актах не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, согласно п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений и применения санкций к гражданам, а также должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На такие акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

6. Особые правила предусмотрены в ст. 6 Закона о ЦБ РФ согласно которой его нормативные акты вступают в силу со дня их официального опубликования в “Вестнике Банка России”, за исключением случаев, установленных Советом директоров. В Минюсте РФ регистрируются нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан.

7. Согласно ранее сложившейся практике некоторые нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и обязанности граждан или имеющие межведомственный характер, публикуются в специализированных отраслевых изданиях соответствующих федеральных органов. Так, правила перевозки грузов и пассажиров на железных дорогах публикуются в Сборнике правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта.

8. Наряду с официальными источниками публикации актов гражданского законодательства имеются газеты и журналы, регулярно публикующие такие акты: газета “Финансовая Россия”, “Финансовая газета”, журналы “Законодательство”, “Нормативные акты для бухгалтера” и др.

9. Правило абз. 2 п. 1 ст. 4 ГК о допустимости распространения закона на отношения, возникшие до его введения в действие, является специальной нормой, не подлежит расширительному толкованию, и термин “закон” должен пониматься в узком смысле, т.е. как акт, принятый Государственной Думой.

Случаи, когда нормы ГК распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, названы в ст. ст. 9, 11 Вводного закона (см. коммент. к ним), а также в ст. ст. 11 и 12 Вводного закона к ч. 2 ГК.

10. В п. 2 статьи предусмотрено применение актов гражданского законодательства к правам и обязанностям по ранее существовавшим отношениям, если такие права и обязанности возникают после введения данного акта в действие. При применении этого справедливого и целесообразного правила следует учитывать, что оно относится к вновь возникающим правам и обязанностям сторон, но не к случаям, когда правовое существо определенного института новым законодательством изменяется.

11. В изъятие из сказанного в п. 10 комментария к отношениям сторон по договору применяются специальные правила, установленные ст. 422 ГК и не допускающие по общему правилу применение к договорным правам и обязанностям, возникшим после принятия нового закона, положений этого нового закона (см. коммент. к ст. 422 ГК). Договорные отношения сторон должны строиться так, как они были определены участниками договора при его заключении, независимо от последующих законодательных новелл. Исключения должны быть прямо предусмотрены в законе.

12. В ст. 4 ГК и в названных в п. 2 настоящего комментария Законе от 14 июня 1994 г. и в п. 3 Указа от 23 мая 1996 г. N 763 нет правил о том, в какой момент акты гражданского законодательства прекращают свое действие. Согласно сложившейся законодательной практике при введении в действие нового акта принято называть в его заключительной части или в приложении к нему перечень ранее изданных и отменяемых правовых норм. Иногда дается поручение Правительству РФ подготовить перечень отменяемых в связи с принятием нового закона нормативных актов.

Однако эти целесообразные правила соблюдаются не всегда, и в составе законодательства Российской Федерации имеются акты и нормы, фактически утратившие силу (ФУСы) вследствие принятия нового законодательства, но официально не отмененные. В такой ситуации для определения правовой силы ранее изданных актов необходимо их историческое, систематическое и логическое толкование, с учетом в первую очередь общепринятой формулы, согласно которой последующий закон отменяет ранее изданный, а специальные нормы отменяют нормы общего характера.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: