Закон о запрете курения на рабочем месте

О местах, где запрещено курить и требованиях к знаку о запрете курения

Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака», ст.12, установлены места, где запрещено курить, а также требования к знаку о запрете курения.

Запрещается курение табака:

1. на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2. на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3. в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4. на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5. в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6. в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7. в помещениях социальных служб;

8. в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9. на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10. в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11. на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12. на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

13. на автозаправочных станциях.

Законом также предусмотрено, что для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, размещается знак о запрете курения, требования к которому и порядку его размещения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 мая 2014 г. № 214н «Об утверждении требований к знаку о запрете курения и порядке его размещения»).

ТРЕБОВАНИЯ

К ЗНАКУ О ЗАПРЕТЕ КУРЕНИЯ И К ПОРЯДКУ ЕГО РАЗМЕЩЕНИЯ

1. Знак о запрете курения выполняется в виде изображения определенной геометрической формы с использованием различных цветов, графических символов (цветографическое изображение) и представляет собой круг с каймой красного цвета (за исключением дополнительного знака о запрете курения, размещаемого в соответствии с пунктом 6 настоящих требований, изображение которого может отличаться и быть в ином цвете), ширина которой должна быть не менее 13,7 мм (приложениек настоящим требованиям). Диаметр круга должен составлять не менее 200 мм, включая кайму. В центре круга горизонтально размещается графическое изображение сигареты, представляющее из себя три прямоугольника черного цвета. Размер первого прямоугольника должен быть не менее 120 x 25 мм, второго и третьего – не менее 6,2 x 25 мм. Прямоугольники размещаются слева направо. Расстояние между первым и вторым прямоугольником должно составлять не менее 5 мм, между вторым и третьим – не менее 6,2 мм. Сверху второго и третьего прямоугольников размещаются волнистые линии шириной не менее 5 мм, изображающие дым. Сигарету пересекает красная поперечная полоса шириной не менее 17,5 мм. Красная поперечная полоса выполняется под углом 45 градусов к горизонтали с наклоном слева сверху от каймы направо вниз к кайме и не должна прерываться графическим символом знака (сигаретой).

2. Знак о запрете курения, размещаемый в транспортных средствах, а также знак о запрете курения, размещаемый в соответствии с пунктом 6 настоящих требований, может быть меньше размеров, установленных пунктом 1настоящих требований.

3. Цветографическое изображение знака о запрете курения наносится с использованием различных технологий на поверхность материала-носителя, в том числе металла, пластика, силикатного или органического стекла, самоклеющейся полимерной пленки, самоклеющейся и печатной бумаги, картона.

4. Допускается сопровождать знак о запрете курения надписями “Не курить”, “Курить запрещено” и (или) информацией о размере штрафов за курение.

5. Знак о запрете курения размещается у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение табака запрещено (у транспортных средств – на двери с внешней стороны), а также в местах общего пользования, в том числе туалетах.

В помещениях, предназначенных для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, знак о запрете курения дополнительно размещается возле места регистрации (службы приема).

6. Дополнительный знак о запрете курения размещается по решению собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, на территориях и в помещениях, используемых для осуществления деятельности, в том числе:

а) на двери номера или в номере (для помещений, предназначенных для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания);

Читайте также:
Гараж от забора соседей законы

б) возле барной стойки, в залах, включая банкетные залы, кабины и кабинеты (для помещений, предназначенных для предоставления услуг торговли, общественного питания, помещений рынков);

в) в тамбуре (для поездов);

г) в салоне (для воздушных судов).

Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака влечет административную ответственность предусмотренную ст. 6.25 КоАП РФ.

Статья 6.25.Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

(введена Федеральным законом от 21.10.2013 N 274-ФЗ)

1. Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей; на юридических лиц – от 30 тысяч до 60 тысяч рублей.

2. Несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 тысяч до 80 тысяч рублей.

3. Неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, –

влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от 30 тысяч до 40 тысяч рублей; на юридических лиц – от 60 тысяч до 90 тысяч рублей

Соблюдение нормативных требований к знаку о запрете курения позволяет вместе с распространением свободного от табачного дыма пространства охранять здоровье граждан от воздействия дыма и негативных последствий потребления табака, тем самым способствуя их здоровому образу жизни.

Что делать с теми, кто курит в общественных местах?

Вы уже разбирали вопрос о том, как бороться с курильщиками в подъезде дома. Меня интересует вопрос про курение в общественных местах.

Во-первых, неприятно дышать сигаретным дымом. Во-вторых , у некоторых людей на него аллергия, а это уже угроза здоровью.

К сожалению, просто избегать сигаретного дыма зачастую невозможно — он везде: по дороге к метро, офису и в сквере. Когда я иду в офис, вход в здание приходится проходить, задержав дыхание. Особенно в период обеденных перерывов.

Что по закону считается общественными местами, в которых курение запрещено? Как можно бороться с такими курильщиками?

Если территория принадлежит собственнику — например, прилегающая территория бизнес-центра , — можно ли его обязать обеспечить соблюдение закона, который ограничивает курение?

Андрей, согласен с вами, что для некурящего запах табака бывает неприятен. Но закон защищает и права курильщиков. Если территория не относится к местам, где курение запрещено, — человек с зажженной сигаретой закон не нарушает.

В ответе разберу, как бороться с теми, кто курит в общественных местах.

Где можно курить, а где нельзя

Места, где курить запрещено, перечислены в законе. Ограничения относятся к помещениям, транспорту и некоторым открытым территориям.

Курить категорически нельзя:

  1. Рядом со школами, училищами и другими образовательными учреждениями, а также учреждениями культуры, спорта и органами по делам молодежи.
  2. Рядом с поликлиниками, больницами, санаториями и другими учреждениями, где оказываются подобные услуги.
  3. Ближе 15 метров от входов в железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэропорты, морские и речные порты, а также у станций метро.
  4. На детских площадках и на пляжах.
  5. На пассажирских платформах для пригородного сообщения.
  6. На автозаправках.

А еще нельзя курить в лифтах и помещениях общего пользования — к ним относится даже подъезд жилого дома. Зажечь сигарету также нельзя в транспорте, в гостиницах и съемных квартирах. Под запретом курение в помещениях, где предоставляют бытовые услуги, услуги торговли, общественного питания, в помещениях рынков и в нестационарных торговых объектах. Фактически под запрет попадает курение в любом месте, где могут быть посетители и осуществляется предпринимательская деятельность: от крупного офиса до навеса на стихийном рынке.

С точки зрения закона почти все помещения — это зона, свободная от курения. Если, конечно, собственник не выделит специальное место для курильщиков. Закон ему это позволяет. Но даже организовать место для курения по закону собственнику не так просто. Одной только таблички «Место для курения» и урны недостаточно. Такое место должно соответствовать нормативам Минздрава и Минстроя. Кроме таблички также придется установить урну, а если место открытое, в темное время суток его нужно будет освещать. Закрытое место нужно будет еще и оборудовать дверью, чтобы дым не проникал в другие помещения, системой вентиляции и огнетушителем.

С открытой территорией все сложнее. Если на школьном стадионе или на детской площадке курить категорически запрещено, то у входа в бизнес-центр закон курить не запрещает. Привлечь к ответственности за это нельзя, потому что далеко не в любом общественном месте курить запрещено.

Читайте также:
Передача ЭЦП другому лицу закон

Пример из суда. Мужчину оштрафовали за курение у входа в здание железнодорожного вокзала. Сам он против штрафа не возражал. Зато возражала прокуратура — она проверяла, как полиция исполняет законодательство, и решила, что в данном случае привлекать мужчину к ответственности не было оснований: в протоколе не было указано расстояние, на котором находился от вокзала человек с сигаретой. Если больше 15 метров — нарушения нет. А каким оно было на самом деле — полиция не указала. Суд с доводами прокуратуры согласился — постановление о привлечении к административной ответственности отменили.

Как бороться с нарушителями

Тем, кто курит в запрещенных местах, придется отвечать по закону. Штраф — от 500 до 1500 рублей. За курение на детской площадке накажут строже: штраф за это — от 2000 до 3000 рублей.

А еще местные власти вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях. Список региональных законов, в которых ограничивают места курения и вводят штрафные санкции, можно посмотреть в справке о дополнительных ограничениях на курение в субъектах РФ.

Но этот перечень общественных мест, где курение запрещено, исчерпывающий. За курение на улице, если это место не входит в такой перечень, наказать человека по закону нельзя.

Ответственность за курение в неположенном месте административная. Это означает, что привлечь курильщика к ответственности могут только сотрудники полиции.

На практике в общественных местах статья 6.24 КоАП РФ работает только в том случае, если сотрудники полиции увидели сами, что человек курит в неположенном месте, и оформили протокол. С соседями все проще: там, как правило, известен хотя бы номер квартиры, в которой живет любитель курить в запрещенных местах. Его можно сфотографировать и потом показать фото сотрудникам полиции, которые и оформляют протокол об административном нарушении. Кстати, с соседями это можно делать хоть за каждую сигарету. Ограничений по количеству протоколов за курение нет.

А вот если фотографировать курильщиков на улице, результата, скорее всего, это не даст. Такие фотографии сложно сопоставить с конкретным лицом. Даже если вы передадите такую информацию в полицию, скорее всего, они не смогут установить конкретного нарушителя.

Если человек считает, что курильщики нарушают его право на благоприятную окружающую среду, он может требовать защиты своих прав и компенсации причиненного вреда в судебном порядке. Это сложно, занимает много времени, но тем не менее вполне реально. Об одном из таких случаев мы рассказывали в статье «Мужчина курил на балконе, а сосед затаскал его по судам и получил деньги». Мужчина ходил по судам три года, доказал свою правоту и получил с соседа, любившего курить на балконе, 5 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда.

Как обязать собственника помещения обеспечить соблюдение закона по ограничению курения

Статья 6.24 КоАП РФ предусматривает ответственность именно за курение табака в неположенных местах. То есть оштрафуют только человека с сигаретой, а не владельца территории, где он курит.

Обязать собственника помещения принимать меры воздействия ко всем курильщикам тоже нельзя.

Но повлиять на курильщиков можно, если речь идет о сотрудниках владельца помещения или предприятия. Работодатель имеет право, руководствуясь законом, ввести полный запрет курения на своей территории.

Для этого ему потребуется:

  1. Издать приказ о полном запрете курения на принадлежащей ему территории, даже если она не относится к местам, где курение запрещено законом.
  2. Ознакомить с ним под подпись всех сотрудников.
  3. Обозначить места, где курение запрещено, специальным знаком.
  4. Если работники нарушат запрет, привлечь их к дисциплинарной ответственности.

Но это право работодателя, а не обязанность. Заставить его вводить подобные ограничения по закону нельзя.

Что можно реально сделать в вашем случае

Можно обратиться к собственнику помещения и попросить, чтобы он оборудовал места для курения подальше от входа в бизнес-центр либо организовал специально оборудованные места для курения внутри бизнес-центра.

Вполне вероятно, что такие места там уже есть. Но не все посетители о них знают, поэтому и курят у входа. В этом случае вы можете обратиться к собственнику с просьбой разместить специальные указатели — чтобы все знали, где они могут покурить так, чтобы не причинять неудобств другим.

  1. За курение в неположенном месте могут оштрафовать.
  2. Штрафовать могут только сотрудники полиции.
  3. Собственник помещения сам штрафные санкции к курильщикам применять не может.
  4. Перечень запрещенных для курения мест четко оговорен в законе. Есть вероятность, что участок перед бизнес-центром к запрещенным местам не относится.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Ярославской области

Прокурор разъясняет

  • 18 февраля 2022, 16:55

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим потребление табачной продукции в общественных местах на территории Российской федерации, является Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Читайте также:
Переход на электронный документооборот: закон

Курение запрещено во всех общественных местах, в том числе на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных, медицинских услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, во всех видах общественного транспорта, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов.

Подробный перечень общественных мест, в которых действует запрет на курение, указан в ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ.

На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

Также курение разрешено в специально выделенных изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы в аэропортах в зонах, предназначенных для нахождения зарегистрированных на рейс пассажиров после проведения предполетного досмотра, и зонах, предназначенных для пассажиров, следующих транзитом, таким образом, чтобы была исключена возможность наблюдения за курением табака из других помещений.

Согласно ст. 23 Федерального закона № 15-ФЗ за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность.

Дисциплинарная ответственность применяется к работникам в рамках нарушения ими трудовой дисциплины в случае несоблюдения норм о запрете курения табака на рабочих местах. Выбор мер дисциплинарной ответственности за нарушение норм указанного Федерального закона в данном случае является компетенцией конкретного работодателя.

Гражданско-правовая ответственность связана с возмещением вреда жизни или здоровью человека, и порядок ее применения нормативно регламентирован в статьях 1084 – 1094 Гражданского кодекса РФ.

Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1500 рублей (ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ). Более жесткое наказание – от 2000 до 3000 рублей предусмотрено для тех, кто курит на детских площадках (ч. 2 ст. 6.24 КоАП РФ).

Прокуратура
Ярославской области

Прокуратура Ярославской области

18 февраля 2022, 16:55

О запрете курения

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим потребление табачной продукции в общественных местах на территории Российской федерации, является Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Курение запрещено во всех общественных местах, в том числе на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных, медицинских услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, во всех видах общественного транспорта, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов.

Подробный перечень общественных мест, в которых действует запрет на курение, указан в ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ.

На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

Также курение разрешено в специально выделенных изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы в аэропортах в зонах, предназначенных для нахождения зарегистрированных на рейс пассажиров после проведения предполетного досмотра, и зонах, предназначенных для пассажиров, следующих транзитом, таким образом, чтобы была исключена возможность наблюдения за курением табака из других помещений.

Согласно ст. 23 Федерального закона № 15-ФЗ за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность.

Дисциплинарная ответственность применяется к работникам в рамках нарушения ими трудовой дисциплины в случае несоблюдения норм о запрете курения табака на рабочих местах. Выбор мер дисциплинарной ответственности за нарушение норм указанного Федерального закона в данном случае является компетенцией конкретного работодателя.

Гражданско-правовая ответственность связана с возмещением вреда жизни или здоровью человека, и порядок ее применения нормативно регламентирован в статьях 1084 – 1094 Гражданского кодекса РФ.

Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1500 рублей (ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ). Более жесткое наказание – от 2000 до 3000 рублей предусмотрено для тех, кто курит на детских площадках (ч. 2 ст. 6.24 КоАП РФ).

Вправе ли работодатель наложить денежный штраф на работника за курение в неположенном месте?

Ю.И. Удалова,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

Является ли нарушением наложение денежного штрафа на работника за курение на территории работодателя в неположенном месте?

ОТВЕТ

Да, является нарушением наложение работодателем денежного штрафа на работника за курение на территории работодателя в неположенном месте. Трудовой кодекс РФ не предусматривает такого вида взыскания, как штраф.

Привлечение к административной ответственности в виде штрафа за курение в неположенном месте может быть осуществлено только компетентными государственными органами.

Читайте также:
Новый закон о получении пенсии для переселенцев

Курение в неустановленных местах на территории работодателя является дисциплинарным проступком, за который работник может быть подвергнут дисциплинарному взысканию. Кроме того, курение может привести к снижению размера премии или ее лишению. Запрет на курение на всей территории организации и в ее помещениях должен быть оформлен локальным нормативным актом работодателя, с которым работники знакомятся под роспись.

ОБОСНОВАНИЕ

Дисциплина труда – это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ч. 1 ст. 189 ТК РФ).

Законодательством установлена обязанность работника добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, а также соблюдать трудовую дисциплину (ч. 2 ст. 21 ТК РФ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей является дисциплинарным проступком, за совершение которого предусмотрены дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение (ч. 1 ст. 192 ТК РФ).

Запрещается курение табака, в частности, на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака в специально выделенных местах (п. 9 ч. 1, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака”, п. 14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390).

Запрет на курение на всей территории предприятия и в помещениях должен быть оформлен ЛНА работодателя (например, правилами внутреннего трудового распорядка), с которым работники должны быть ознакомлены под роспись (п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 15-ФЗ, абз. 10 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 23 Федерального закона N 15-ФЗ).

За курение в неустановленных местах на территории работодателя работник может быть подвергнут дисциплинарному взысканию.

Работодатель имеет право применять только три вида таких взысканий: замечание, выговор и увольнение. Привлекать работника к дисциплинарной ответственности, например, в виде штрафа работодатель не вправе, поскольку такая мера дисциплинарной ответственности трудовым законодательством не предусмотрена (ч. 1 ст. 192 ТК РФ).

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников, и в общем случае не позднее шести месяцев со дня его совершения (ч. 3 – 4 ст. 193 ТК РФ).

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не представлено, то составляется соответствующий акт. При этом непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания (ч. 1, 2 ст. 193 ТК РФ).

Применение к работнику взыскания оформляется соответствующим приказом, который объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания (ч. 6 ст. 193 ТК РФ).

Таким образом, если работодатель получит исчерпывающие доказательства курения работника на рабочем месте, он вправе применить дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание обычно применяется по результатам служебной проверки.

При наложении дисциплинарного взыскания работодателем должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (ч. 5 ст. 192 ТК РФ).

Неоднократное неисполнение трудовых обязанностей может повлечь увольнение по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Отметим, что курение на рабочем месте может являться основанием для снижения работнику премии как за несоблюдение одного из условий премирования, если это предусмотрено системой премирования у работодателя и закреплено в локальном акте (см., например, Определение Санкт-Петербургского городского суда от 20.08.2012 N 33-11236/2012).

Обратите внимание!

Нарушение порядка привлечения к дисциплинарной ответственности влечет для работодателя привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. За нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах для физических лиц предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 1 500 руб. (ст. 6.24 КоАП РФ).

Привлечение к административной ответственности за данное правонарушение может быть осуществлено только уполномоченными на то органами, в том числе органами внутренних дел, органами Роспотребнадзора, органами федерального государственного пожарного надзора и другими (ч. 1 ст. 23.3, ч. 1 ст. 23.34, ч. 1 ст. 23.36, ч. 1 ст. 23.13 КоАП РФ).

При этом сам работодатель не наделен полномочиями привлекать работников к административной ответственности по ст. 6.24 КоАП РФ за нарушение запрета на курение на территории организации. (Вопрос: К какой ответственности можно привлечь работника за курение на рабочем месте? (Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2019) ).

Ю.И. Удалова,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

«Антитабачное» законодательство и ответственность за его нарушение

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 23.02.2013 N 15-ФЗ “ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО ТАБАЧНОГО ДЫМА И ПОСЛЕДСТВИЙ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА”

Читайте также:
Какие уголовные законы имеют обратную силу

Рассматриваемый Федеральный закон (далее – Закон N 15-ФЗ) направлен на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и снижение потребления табака. Данный Закон принят в целях совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья населения от воздействия указанных факторов с учетом положений Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (заключена в г. Женеве 21.05.2003).

Закон N 15-ФЗ, за исключением отдельных положений, вступил в силу с 1 июня 2013 г.

Курение табака

В Законе N 15-ФЗ определены термины “курение табака”, “окружающий табачный дым”, “последствия потребления табака”, “спонсорство табака”, “потребление табака” и т.д. Так, под курением табака в рассматриваемом Законе понимается использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления, а потребление табака – это курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий (ч. 1 ст. 2).

Закон N 15-ФЗ вводит более строгие правила, ограничивающие курение табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах. Частью 1 ст. 12 рассматриваемого Закона дополнительно вводится запрет на курение табака на территориях (в помещениях, на объектах), в том числе:

1) с 1 июня 2013 г. –

– на воздушных судах без ограничения продолжительности полета;

– на всех видах общественного транспорта;

– в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем 15 метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитена, а также на станциях метрополитена, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

– в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

– на детских площадках;

– в границах территорий, занятых пляжами;

– в помещениях социальных служб;

– на автозаправочных станциях;

2) с 1 июня 2014 г. –

– в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

– на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

– в магазинах и торговых центрах, в нестационарных торговых объектах;

– в местах общественного питания (например, в барах, кафе, ресторанах).

Напоминаем, что согласно п. 14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 “О противопожарном режиме”, курение также запрещено на территории и в помещениях складов и баз, хлебоприемных пунктов, в злаковых массивах и на сенокосных угодьях, на объектах торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках.

В ч. 5 ст. 12 Закона N 15-ФЗ предусмотрено, что для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, необходимо размещать знак о запрете курения. Требования к такому знаку и к порядку его размещения будут разработаны впоследствии в подзаконных актах.

Исключения из общего правила о запрете курения на пассажирских судах, находящихся в дальнем плавании, в многоквартирных домах могут быть предусмотрены для специально отведенных для этого мест. Такие места выделяются на основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного собственником имущества. Указанные места должны находиться на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции. Примечательно, что это правило также касается помещений общего пользования в многоквартирных домах. Таким образом, с 1 июня 2013 г. в многоквартирных домах курение может осуществляться только в изолированных помещениях общего пользования, которые оборудованы системами вентиляции.

Торговля табачной продукцией

В ст. 13 Закона N 15-ФЗ предусматривается, что в целях ограничения потребления табачной продукции могут применяться специальные ценовые и налоговые меры. Среди этих мер в рассматриваемом Законе предусмотрено следующие:

– повышение акцизов на табачную продукцию

– установление минимальных розничных цен на табачную продукцию

Эта норма вступит в силу с 1 января 2014 г. (ч. 2 ст. 25 Закона N 15-ФЗ).

Запрет на продажу табачной продукции несовершеннолетним

Закон N 15-ФЗ устанавливает более обширный перечень запретов, призванных оградить несовершеннолетних от табакокурения. Частью 1 ст. 20 рассматриваемого Закона запрещена продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, а также вовлечение детей в процесс потребления табака. Также не допускается покупка для них либо передача им табачных изделий или табачной продукции, предложение им табачных изделий или табачной продукции, требование употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

Если у продавца табачной продукции возникнут сомнения относительно совершеннолетия покупателя, то продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность и позволяющий установить возраст покупателя (ч. 2 ст. 20 Закона N 15-ФЗ). Если такой документ не будет представлен, то продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции (ч. 3 ст. 20 Закона N 15-ФЗ).

Ограничение продажи табачной продукции

Кроме запрета на продажу табачной продукции несовершеннолетним, ст. 19 Закона N 15-ФЗ установлены многочисленные ограничения на торговлю табачной продукцией и табачными изделиями. В ч. 1 данной нормы указано, что торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. Под магазином в Законе N 15-ФЗ понимается здание (его часть), специально оборудованное помещениями, предназначенными для продажи товаров и оказания услуг покупателям, а также обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже. Под павильоном – строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест (ч. 1 ст. 19 Закона N 15-ФЗ).

Читайте также:
Визуальный мерчендайзинг: 6 основных законов

В иных точках розничной торговли (к примеру, в ларьках, на рынке и т.п.) торговля табачной продукцией допускается только в том случае, если в соответствующем населенном пункте нет магазинов и павильонов (ч. 2 и 3 ст. 19 Закона N 15-ФЗ).

Рассматриваемым Законом запрещена торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией товара в торговом объекте (ч. 4 и 5 ст. 19). Информация о реализуемой табачной продукции должна доводиться до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции (в алфавитном порядке), текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции.

Указанные нормы об ограничении торговли табачной продукцией вступят в силу с 1 июня 2014 г. (ч. 3 ст. 25 Закона N 15-ФЗ).

В настоящее время ограничения на торговлю табачной продукцией установлены в ст. 19 Закона N 15-ФЗ. К примеру, в п. 6 указанной статьи установлен запрет на поштучную торговлю сигаретами и папиросами.

Также ч. 7 ст. 19 Закона N 15-ФЗ запрещается розничная торговля табачной продукцией в следующих местах:

– на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг, оказываемых учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

– на расстоянии менее чем 100 метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;

– на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитена, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.

Следует обратить внимание, что за нарушение правил продажи отдельных видов товаров предусмотрена административная ответственность (ст. 14.15 КоАП РФ). В этом случае на организации может быть наложен штраф в размере от 10 до 30 тыс. руб.

Необходимо также отметить, что подп. “г” п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона N 15-ФЗ также запрещается “использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами”.

Ограничения на оборот табачной продукции, предусмотренные рассматриваемым Законом, во многом схожи с действующими ограничениями на оборот алкогольной продукции, установленными ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции”.

Запрет рекламы и стимулирования продажи табака

Многочисленные меры по дестимулированию приобретения табачной продукции предусмотрены ст. 16 Закона N 15-ФЗ. Так, ч. 1 указанной статьи полностью запрещается реклама табака, а также спонсорство табака. Согласно ч. 1 ст. 2 рассматриваемого Закона под спонсорством табака следует понимать любой вид вклада в любое событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно.

Также наложен запрет на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, то есть для видеофильмов, телепрограмм и т.п. (ч. 2 ст. 16 Закона N 15-ФЗ). Исключения предусмотрены для случаев, когда такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.

Для аудиовизуальных произведений, созданных ранее вступления в силу рассматриваемого Закона, также предусматриваются специальные меры по дестимулированию приобретения табачной продукции. В ч. 3 ст. 16 Закона N 15-ФЗ указано, что демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака в таких кинофильмах и телепрограммах должна сопровождаться трансляцией социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого аудиовизуального произведения. Эта норма вступит в силу с 1 июня 2014 г.

Без каких-либо дополнительных ограничений демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака может осуществляться лишь при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в средствах массовой информации при проведении информационных кампаний (ч. 4 ст. 16 Закона N 15-ФЗ).

За нарушение законодательства о рекламе для рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ) в виде штрафа, размер которого для юридических лиц может составить от 100 до 500 тыс. руб., а для предпринимателей – от 4 до 20 тыс. руб.

Читайте также:
Что является газоном по закону

Отдел организации применения административного законодательства

Федеральный закон от 11.06.2022 г. № 184-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон “О газоснабжении в Российской Федерации”

Принят Государственной Думой 1 июня 2022 года

Одобрен Советом Федерации 2 июня 2022 года

Внести в Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ “О газоснабжении в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1667; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 6, ст. 636; 2007, № 27, ст. 3213; 2009, № 1, ст. 21; 2011, № 30, ст. 4590, 4596; № 45, ст. 6333; 2012, № 50, ст. 6964; № 53, ст. 7616; 2013, № 14, ст. 1643; 2015, № 45, ст. 6208; 2016, № 27, ст. 4203; № 50, ст. 6975; 2018, № 30, ст. 4545; № 32, ст. 5134, 5135; 2019, № 30, ст. 4144) следующие изменения:

1) статью 2 дополнить абзацами следующего содержания:

“единый оператор газификации – организация – собственник Единой системы газоснабжения или аффилированное лицо указанной организации;

региональный оператор газификации – организация, не являющаяся единым оператором газификации, осуществляющая эксплуатацию и развитие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, федеральной территории газораспределительных сетей и их объектов, оказывающая услуги, связанные с подачей газа его потребителям и их обслуживанием, владеющая на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями, общая протяженность которых является наибольшей по сравнению с распределительными сетями, принадлежащими иным газораспределительным организациям и расположенными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, федеральной территории, и (или) имеющая наибольшее количество заключенных договоров об оказании услуг по транспортировке газа его потребителям и (или) наибольшие объемы транспортировки газа его потребителям;

газораспределительная организация – специализированная организация, которая владеет на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью и осуществляет регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечивает подачу газа его потребителям, а также эксплуатацию и развитие газораспределительной системы.”;

2) в абзаце четвертом статьи 4 слова “территориях субъектов Российской Федерации” заменить словами “федеральных территориях и территориях субъектов Российской Федерации”;

3) часть вторую статьи 8 дополнить абзацами следующего содержания:

“утверждает критерии отнесения объектов производства, хранения и использования сжиженного природного газа к малотоннажным объектам или определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на утверждение указанных критериев;

утверждает порядок взаимодействия единого оператора газификации, регионального оператора газификации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральных территорий и газораспределительных организаций, привлекаемых единым оператором газификации или региональным оператором газификации, при реализации мероприятий межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций;

утверждает правила технологического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям;

реализует иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.”;

4) в абзаце втором статьи 16 слова “территориях субъектов Российской Федерации” заменить словами “федеральных территориях и территориях субъектов Российской Федерации”;

а) в части первой первое предложение изложить в следующей редакции: “Развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется единым оператором газификации, региональным оператором газификации совместно с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами публичной власти федеральных территорий в соответствии с принятыми в установленном порядке межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, схемами расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом, на основании топливно-энергетического баланса, утверждаемого высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), руководителем исполнительно-распорядительного органа федеральной территории.”, дополнить новым третьим предложением следующего содержания: “Порядок составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.”;

б) в части второй слова “территориях субъектов Российской Федерации” заменить словами “федеральных территориях и территориях субъектов Российской Федерации”, дополнить новым вторым предложением следующего содержания: “Финансовые средства, полученные в результате введения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями от потребителей услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям, за исключением населения, могут быть источником компенсации затрат газораспределительной организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходов на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов капитального строительства.”;

в) дополнить частями третьей – седьмой следующего содержания:

“Единый оператор газификации, региональный оператор газификации на федеральной территории и территории соответствующего субъекта Российской Федерации:

участвуют в разработке и согласовании межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, разработке схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом, а также обеспечивают их реализацию;

обеспечивают технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям. Порядок подачи разными категориями заявителей заявок на технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, рассмотрения этих заявок и принятия по ним решений утверждается Правительством Российской Федерации.

В случае, если технологическое присоединение осуществляется к газораспределительным сетям, принадлежащим газораспределительной организации, которая является независимой от организации – собственника Единой системы газоснабжения или аффилированного с ней лица (далее – независимая газораспределительная организация), мероприятия по технологическому присоединению проводятся независимой газораспределительной организацией на основании соглашения, заключаемого между единым оператором газификации и (или) региональным оператором газификации и независимыми газораспределительными организациями.

Читайте также:
Является ли свекровь близким родственником по закону

Правительство Российской Федерации определяет юридическое лицо, являющееся единым оператором газификации, и перечень федеральных территорий и субъектов Российской Федерации, в которых действует единый оператор газификации, а также определяет региональных операторов газификации в случае, установленном законодательством Российской Федерации.

Если субъект Российской Федерации, федеральная территория не включены в перечень, предусмотренный частью пятой настоящей статьи, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), руководитель исполнительно-распорядительного органа федеральной территории в срок не более трех месяцев со дня вступления в силу решения Правительства Российской Федерации, предусмотренного частью пятой настоящей статьи, определяют регионального оператора газификации. Субъекты Российской Федерации, федеральные территории, в которых в установленный настоящей частью срок не определен региональный оператор газификации, подлежат включению в перечень, предусмотренный частью пятой настоящей статьи.

В случае обращения лица, газоиспользующее оборудование которого технологически присоединяется к газораспределительным сетям (впервые или в случае замены (реконструкции) газоиспользующего оборудования), газораспределительная организация обязана принять в собственность вновь созданное (построенное) имущество, технологически связанное с принадлежащими газораспределительным организациям существующими газораспределительными сетями, расположенное за границами земельного участка такого лица, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.”;

6) статью 18 дополнить частью седьмой следующего содержания:

“Поставщик газа вправе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, включать в долгосрочные договоры поставки газа, заключаемые с потребителями газа, категории которых определяются Правительством Российской Федерации, условие об оплате газа, в соответствии с которым указанные потребители газа гарантируют поставщику газа оплату стоимости поставленного газа в объеме фактической поставки газа, но не менее стоимости, определяемой исходя из установленного в соответствии с договором поставки газа объема газа, за исключением случаев возникновения непреодолимой силы.”;

7) в статье 23 слова “частей территорий субъектов Российской Федерации” заменить словами “федеральных территорий и частей территорий субъектов Российской Федерации”;

а) в части третьей слова “газового хозяйства” заменить словами “капитального строительства”;

б) дополнить частью четвертой следующего содержания:

“В случае, если финансовых средств, получаемых в результате введения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями и установления тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также получаемых от иных источников финансирования, недостаточно для покрытия расходов регионального оператора газификации на технологическое присоединение к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования отдельных категорий заявителей, определяемых Правительством Российской Федерации, мероприятия по технологическому присоединению могут быть проведены или расходы по их проведению профинансированы единым оператором газификации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.”;

9) дополнить статьей 233 следующего содержания:

“Статья 233. Государственное регулирование платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода

Государственному регулированию подлежит плата за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода.

Размер платы за такое технологическое присоединение устанавливается федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера указанной платы, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Подключение (технологическое присоединение) к магистральному газопроводу газопровода, предназначенного для транспортировки газа от магистрального газопровода до объекта капитального строительства, возможно только в случае подтверждения газораспределительной организацией отсутствия технической возможности обеспечить поставки газа заявителю в необходимом объеме с требуемым давлением по газораспределительным сетям, принадлежащим указанной газораспределительной организации, за исключением строящихся или реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистрального газопровода до объектов капитального строительства, технические условия для подключения (технологического присоединения) которых выданы заявителям до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.”;

а) в наименовании слово “организаций” исключить;

б) дополнить частями третьей и четвертой следующего содержания:

“Юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.

В целях создания технической возможности технологического присоединения к газораспределительной сети объектов капитального строительства, в отношении которых лицом, обратившимся в газораспределительную организацию с заявкой о таком технологическом присоединении, получен отказ в выдаче технических условий на технологическое присоединение объектов капитального строительства к газораспределительной сети по причине отсутствия пропускной способности объектов газотранспортных систем, принадлежащих организациям – собственникам систем газоснабжения, такие организации обязаны проводить мероприятия, направленные на увеличение пропускной способности объектов принадлежащих им газотранспортных систем в объеме, превышающем объем неудовлетворенных заявок, в соответствии с критериями и в порядке, определяемыми Правительством Российской Федерации.”;

Читайте также:
Федеральный закон 196 статья 20 с изменениями

11) статью 28 дополнить частями седьмой и восьмой следующего содержания:

“Решение об установлении, изменении и о прекращении существования охранной зоны газопровода газораспределительной сети принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительным органом власти федеральной территории, уполномоченными на принятие решения об установлении, изменении и о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории.

Полномочия по принятию решения об установлении, изменении и о прекращении существования охранной зоны газопровода газораспределительной сети, предусмотренные частью седьмой настоящей статьи, могут передаваться органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации.”.

1. Положения части первой статьи 17 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ “О газоснабжении в Российской Федерации” (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются в отношении утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.

2. Поручить Правительству Российской Федерации обеспечить в срок до 1 ноября 2022 года принятие нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ “О газоснабжении в Российской Федерации” (в редакции настоящего Федерального закона).

3. Указанные в части 2 настоящей статьи нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования, вступают в силу в сроки, установленные данными нормативными правовыми актами, но не ранее чем по истечении тридцати дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта.

Бесплатный газ на участок: как подвести по новому закону

В июне 2022 года президент России Владимир Путин подписал закон, который позволяет бесплатно доводить газ до границ земельных участков граждан. Право на бесплатное подключение по программе социальной газификации имеют около 5 млн россиян — это владельцы домовладений, находящихся в границах газифицированных населенных пунктов. Курировать подведение газа до участков и газификацию населенных пунктов в целом будет единый оператор.

Раньше «Газпром» подводил магистральный газ до населенного пункта, а расходы по последующему подключению ложились на плечи потребителя. По оценкам экспертов, чтобы протянуть газ до границ участка, нужно было заплатить от 70–150 тыс. до 1 млн руб. Теперь эти расходы возьмут на себя газораспределительные организации. Но за проведение газа непосредственно на участке собственник должен по-прежнему платить сам.

Вместе с экспертами разбираемся, кто и как может подвести бесплатный газ до участка и что делать дальше.

Как подвести газ на участок бесплатно

1. Проверить, входит ли населенный пункт в программу

Первое, что следует сделать, — узнать, входит ли ваш населенный пункт в программу социальной газификации. Изначально были выбраны 15 пилотных регионов, где подводили бесплатный газ до границ участка. Но сейчас, как уточнили «РБК-Недвижимости» в пресс-службе Минэнерго, программа действует «на всей территории регионов России для населенных пунктов и СНТ, находящихся в границах населенных пунктов, которые уже газифицированы».

Проверить возможность подключения домовладения к бесплатному газу до границ участка можно несколькими способами. Во-первых, на официальном сайте единого оператора газификации. Для этого в поисковой строке нужно вбить название населенного пункта. Система покажет, входит ли он в программу социальной газификации и какая газораспределительная организация ответственна за подведение бесплатного газа к участку.

Во-вторых, информацию можно получить в региональном органе исполнительной власти, отвечающем за газификацию в регионе. В Подмосковье, например, это Министерство энергетики Московской области.

В-третьих, проверить информацию можно на сайте газораспределительной организации или посетив ее офис, уточнили в пресс-службе Минэнерго России.

В Подмосковье создан специальный сервис, который позволяет узнать, входит ли населенный пункт в программу социальной газификации. Чтобы им воспользоваться, нужно на сайте Мособлагаза, который занимается газификацией в регионе, зайти в раздел «Социальная газификация». Здесь появится поисковая строка, куда нужно ввести название необходимого населенного пункта. После чего система выдает нужную информацию. Также в Подмосковье работает горячая линия по программе социальной газификации. Узнать данные о бесплатной газификации можно, позвонив по номеру 8 800 100–75–75.

2. Вписаться в критерии

Для бесплатного подведения газа к участку определены критерии, которым должны соответствовать сам населенный пункт и дом. Во-первых, в населенном пункте должен быть проведен и сдан распределительный газопровод. Во-вторых, участок должен находиться на расстоянии не более 200 м от существующих газопроводов, а объем потребления на участке не превышать 7 куб. м в час. «Этой мощности достаточно для отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи в доме площадью 300 кв. м», — пояснили в «Газпром межрегионгазе». Однако площадь дома не является критерием для подключения, уточнили в компании.

Сами регионы могут корректировать критерии. Например, в Московской области данные требования упростили. «Мы облегчили программу, убрав такие ограничивающие критерии, как расстояние не более 200 м до границы участка, максимальный расход газа и другие. Газификация пройдет везде, где уже проведен газопровод», — рассказал «РБК-Недвижимости» министр энергетики Московской области Александр Самарин.

Читайте также:
Сдать товар без чека по закону

Однако газифицироваться смогут только те участки, где постройки официально зарегистрированы, уточнил министр. По данным подмосковного Минэнерго, всего в рамках проекта до конца 2022 года будет подключено к газу более 2,8 тыс. населенных пунктов. Доступ к газу получат 115 тыс. домовладений, в которых проживают около 300 тыс. человек.

3. Подача заявки на догазификацию

Если участок удовлетворяет необходимым требованиям, а сам населенный пункт включен в программу социальной газификации, то можно подавать заявку на подведение бесплатного газа к участку. Сделать это доступно несколькими способами:

  • через портал госуслуг;
  • портал Единого оператора газификации;
  • на сайте газораспределительной организации.

Также можно посетить стационарный или выездной мобильный офис газораспределительной организации.

К заявке нужно приложить необходимые документы:

  • свидетельство о праве собственности;
  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • ситуационный план.

При этом жителям Подмосковья не нужно подавать заявку, чтобы бесплатно подвести газ к участку. «Мы убрали заявку. То есть теперь житель не должен к нам обращаться, чтобы проложить трубу до границы его участка, — мы сделаем это самостоятельно», — пояснил министр энергетики Московской области.

4. Подача заявки через портал госуслуг

  • Чтобы подать заявку через портал госуслуг на подключение дома к газу, нужно выбрать услугу «Заявка на подключение к сети газораспределения в рамках догазификации». После этого необходимо подтвердить личные данные.
  • Далее система предложит выбрать работы в границах самого участка, если они планируются. Например, строительство внутреннего газопровода, поставка газоиспользующего оборудования.

  • После чего нужно указать планируемую величину максимального часового расхода газа. В данном пункте есть подсказка, которая помогает рассчитать необходимое потребление. Так, в среднем на 1 кв. м жилой площади нужно 0,025 куб. м газа в час.

  • Затем необходимо указать кадастровый номер земельного участка. Его можно узнать на сайте Росреестра, в том числе по условному номеру. Здесь же нужно указать адрес объекта капитального строительства.

  • Далее следует прикрепить документы: сначала ситуационный план земельного участка (его можно получить в органах местного самоуправления). План может быть в виде эскиза, распечатанного из интерактивных карт, размещенных на бесплатных интернет-ресурсах. Также нужно приложить правоустанавливающие документы на объект капитального строительства и земельный участок. Например, договор купли-продажи или свидетельство о праве на наследство.

После всего этого нужно подтвердить правильность данных и отправить заявление. В течение одного рабочего дня должно прийти уведомление о приеме заявки. Само заявление будет рассматриваться в течение 15 рабочих дней.

Что будет после одобрения заявки

В случае одобрения заявки начнутся работы по строительству газопровода к границам участка. Для каждого населенного пункта, вошедшего в программу, установлены сроки догазификации. В Подмосковье строить газопровод до границ участка будут в соответствии с единым графиком социальной газификации по Московской области. От границы участка до дома, в зависимости от сложности работ и протяжности участка, газификация займет от 30 до 60 дней.

После того как газ будет подведен к участку, строить газопровод на территории участка и подключать дом к газу сразу необязательно. Это можно сделать позже. «Если газопровод построен до границ участка, построить сети на участке и подключиться можно в любой момент, даже спустя несколько лет», — уточнили в пресс-службе Мособлгаза.

Как провести газ в дом

За проведение газа непосредственно на участке будет по-прежнему платить сам потребитель. Сюда относится разработка и согласование проекта, прокладка трубы по участку, установка внутридомового оборудования (котел, плита, анализатор), разводка отопления, установка прибора учета газа и т. д. По оценкам экспертов, расходы могут достигать 200–300 тыс. руб. Итоговая сумма зависит от объема строительных работ, протяженности трубы на участке, способа прокладки газопровода и от выбранного газового оборудования — отечественного или импортного.

Предварительный расчет стоимости можно произвести с помощью специального калькулятора Мособлгаза. К примеру, подключение дома площадью до 120 кв. м по пакету «стандарт» обойдется в 142,7 тыс. руб. при условии, что расстояние от границ участка до дома 15 м. Поэтому, проводя газ непосредственно в дом, нужно заранее закладывать определенные расходы.

Чтобы провести газ в дом, собственникам нужно подать заявку на комплексный договор (по нему будут проведены все работы) в газораспределительную компанию, в Подмосковье это Мособлгаз. Также можно обратиться в любую специализированную организацию или несколько организаций, заключив с каждой отдельный договор.

Подать заявку на комплексный договор в Подмосковье возможно в стационарных и мобильных точках, в офисе Мособлгаза, МФЦ или на сайтах Министерства энергетики Московской области и Мособлгаза. Для подачи заявки на комплексный договор нужны: паспорт, выписка из ЕГРН на дом, выписка из ЕГРН на землю, СНИЛС.

«Обработка заявки на комплексный договор составляет не более десяти рабочих дней. Единственный критерий: подведение газа до границы земельного участка осуществляется только в зарегистрированное домовладение», — уточнили в пресс-службе Мособлгаза.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: