Закон о техническом регулировании: краткое содержание

О Техническом регулировании

Вступивший 1 июля 2003 г. в силу Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» определил новую систему установления и применения требований к продукции, процессам производства, работам и услугам. Закон направлен на создание основ единой политики в областях технического регулирования, стандартизации и сертификации, отвечающей современным международным требованиям. В результате принятия закона появились новые правовые акты, прежде всего технические регламенты, существенно меняющие повседневную экономическую жизнь Российской Федерации. Основными инструментами технического регулирования станут технические регламенты, которые представляют собой обязательные правила, вводимые Федеральными законами; национальные стандарты – правила для добровольного использования; процедуры подтверждения соответствия; аккредитация; государственный контроль и надзор. Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании» направлен на создание механизма обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обороны и национальной безопасности страны. Формирование в стране комплекса технических регламентов в первую очередь направлено на защиту национальнотехнических разработок и использование результатов научнотехнической деятельности в интересах национальной экономики, т.е. на обеспечение технологической безопасности государства.

Федеральный закон РФ от 27 декабря 2002 года № 184ФЗ «О техническом регулировании» вступил в действие с 1 июля 2003 года. Закон был подготовлен Госстандартом РФ совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ. Основные положения Закона базируются на положениях Соглашения о технических барьерах в торговле ВТО, а также на Директиве ЕС «О процедуре представления информации в области технических регламентов и стандартов» и в полной мере отвечает современным мировым тенденциям, направленным на либерализацию торговых отношений.

Принятие нового Закона было вызвано необходимостью перехода от старого техникоэкономического уклада хозяйственной системы России к новому системному подходу управления российской экономики и технического регулирования, а также необходимостью выполнить в полном объеме требования соглашений по техническим барьерам в торговле в ВТО и снятия этих барьеров [*].

После вступления в силу Закона №184 утратили свою силу законы РФ «О стандартизации» и «О сертификации» и все правовые основы этих законов оказались сосредоточенными в новом Законе.

Понятие «техническое регулирование» включает в себя правовое регулирование в трех областях: техническое законодательство, стандартизация, оценка соответствия.

В Законе №184 определено понятие технического регулирования: это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции (всего ее жизненного цикла), а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции (всего ее жизненного цикла), выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Главная цель технического регулирования – принятие технических регламентов (ТР), которые принимаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предотвращения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. В Законе №184 понятие технический регламент определяется следующим образом: «документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации». Не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правилам идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке не могут носить обязательный характер. Главная цель разработки технических регламентов – безопасность.

При разработке технических регламентов в качестве базовой основы берётся европейская модель, но также используется действующее российское законодательство и ГОСТы. Европейская модель базируется на принципах нового глобального 2-х уровневого подхода (двухуровневая модель).

Первый уровень – это технические регламенты, в которых сформулированы обязательные требования, обеспечивающие безопасность продукции. Второй уровень – стандарты, содержащие требования добровольного применения. По модели, принятой в Европе и называемой принципами Нового подхода, в технических регламентах формулируются только существенные требования к продукции, то есть такие, которые определяют минимально необходимый уровень безопасности. Конкретные же показатели, которых обязан достигнуть производитель, чтобы выполнить требования, заложенные в технических регламентах, включаются в добровольные стандарты. Сфера стандартизации – это добровольная сфера, это получение продуктов наилучшего качества наилучшими способами производства, для того, чтобы потребителю мог быть предложен наилучший продукт в достаточном количестве и по наиболее сходной цене. Поскольку стандарты добровольны для применения, то производитель сам будет выбирать, хочет он их использовать или не хочет, нужны они ему или не нужны. Согласно статье 11 Закона №184 «Цель стандартизации» стандарты должны способствовать соблюдению техрегламентов.

Такой подход дает возможность более эффективно разрабатывать технические регламенты, опираясь на существующие стандарты. Согласно руководству ИСО/МЭК 2:2004 технический регламент – это регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарт, документ технических условий или свод правил, либо путем включения в себя содержания этих документов. При разработке технических регламентов должны по возможности использоваться ссылки на национальные стандарты. Это будет способствовать не только устранению барьеров в торговле, но главное, упростит и ускорит законодательную деятельность.

Двухуровневая модель является достаточно гибкой, так как конкретные технические требования на продукцию меняются достаточно часто, что во многом способствует повышению ее характеристик. Менять конкретные технические требования в законах или правительственных постановлениях очень трудоемкий процесс. Это рациональнее делать в стандартах, и здесь становится очевидным преимущество двухуровневой модели. В сегодняшнем виде закон «О техническом регулировании» позволяет реализовать эту двухуровневую модель.

Третья область технического регулирования это – оценка или подтверждение соответствия. Подтверждение соответствия – это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (ст.2 ФЗ «О техническом регулировании») .Процедура подтверждения соответствия может иметь как добровольный, так и обязательный характер. Обязательное подтверждение соответствия проводится по требованиям технических регламентов (ТР) в форме обязательной сертификации или декларирования соответствия.

Читайте также:
Через какое время положен отпуск по закону

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом.

Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

  • принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
  • принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (третья сторона). Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к не достижению целей подтверждения соответствия. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории РФ. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Распоряжением Правительства РФ в 2006 году принята Программа разработки первоочередных технических регламентов. Изменения Программы технических регламентов утверждены распоряжением Правительства РФ 28 декабря 2007 г.

В новую Программу вошел 41 проект технических регламентов. С учетом опыта реализации предыдущих редакций Программы, новая редакция рассчитана на исполнение в 2008 году и в первом квартале 2009 года. Из числа включенных в Программу проектов технических регламентов, 26 будут приниматься в форме Постановления Правительства, 15 – в форме Федерального закона.

Так, из первоочередных ТР Программы, предусмотренные Федеральным законом, являются: ТР «О безопасности химической продукции», «О безопасности пищевых продуктов» ТР «О безопасности питьевой воды».

В настоящее время в Правительство РФ внесена концепция развития национальной системы стандартизации, разработанная Федеральным агенством по техническому регулированию и метрологии и согласованная с 27 министерствами (ведомствами).

В июле 2008 г. был принят новый ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

России предстоит пройти большой и трудный путь формирования собственный системы технического регулирования. Намеченное разделение сфер обязательных и добровольных требований призвано, с одной стороны, учесть возросшую значимость проблем безопасности, с другой стороны – противостоять государственной зарегулированности рынка и повысить действенность рыночного регулирования хозяйственных отношений.

К.т.н. Л.В.Полякова

[*] Под техническим барьером понимаются различия в требованиях международных и национальных стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению с обычной коммерческой практикой затратам средств и (или) времени для продвижения товаров на соответствующий рынок.

Закон о техническом регулировании: краткое содержание

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О техническом регулировании

(с изменениями на 2 июля 2022 года)
(редакция, действующая с 1 сентября 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);

Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 347-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.12.2011);

Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 236-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.12.2012);

Федеральным законом от 20 апреля 2015 года N 102-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.04.2015, N 0001201504210006);

Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 160-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.06.2015, N 0001201506300055);

Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 216-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130045);

Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 358-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2015, N 0001201511280034);

Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.04.2016, N 0001201604050060) (вступил в силу с 1 июля 2016 года);

Федеральным законом от 1 июля 2017 года N 141-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2017, N 0001201707010003);

Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2017, N 0001201707300035);

Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 449-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2018, N 0001201811280057) (о порядке вступления см. статью 5 Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 449-ФЗ);

Федеральным законом от 30 декабря 2022 года N 517-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2020, N 0001202012300052) (вступил в силу с 1 сентября 2022 года);

Федеральным законом от 11 июня 2022 года N 170-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.06.2021, N 0001202106110081) (о порядке вступления в силу см. статью 138 Федерального закона от 11 июня 2022 года N 170-ФЗ);

Федеральным законом от 11 июня 2022 года N 176-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.06.2021, N 0001202106110068) (о порядке вступления в силу см. статью 6 Федерального закона от 11 июня 2022 года N 176-ФЗ);

Федеральным законом от 2 июля 2022 года N 351-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.07.2021, N 0001202107020066).

Принят
Государственной Думой
15 декабря 2002 года

Одобрен
Советом Федерации
18 декабря 2002 года

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее – продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (абзац в редакции, введенной в действие с 22 мая 2007 года Федеральным законом от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 октября 2011 года Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 255-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);

применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Читайте также:
Закон о прописке и выписке граждан РФ

Настоящий Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений.

2. Требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации, связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной сети связи и ее безопасности, отношения, связанные с обеспечением целостности единой сети связи Российской Федерации и использованием радиочастотного спектра, соответственно устанавливаются и регулируются законодательством Российской Федерации в области связи (пункт в редакции, введенной в действие с 25 октября 2011 года Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 255-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда, федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные государственные требования, образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг, стандарты оценочной деятельности, стандарты распространения, предоставления или раскрытия информации, минимальные социальные стандарты, стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг, профессиональные стандарты, стандарты социальных услуг в сфере социального обслуживания, стандарты медицинской помощи.

(Пункт дополнен с 22 мая 2007 года Федеральным законом от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ; дополнен с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ; дополнен с 25 октября 2011 года Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 255-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 236-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2015 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 358-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2022 года N 517-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

4. Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением санитарно-эпидемиологических требований, требований в сфере обращения лекарственных средств, требований в области охраны окружающей среды, требований в области охраны труда, требований к безопасному использованию атомной энергии, в том числе требований безопасности объектов использования атомной энергии, требований безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требований к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований к обеспечению безопасности космической деятельности, за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения таких требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

(Пункт дополнительно включен с 22 мая 2007 года Федеральным законом от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 октября 2011 года Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 255-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2011 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 347-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2019 года Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 449-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее – безопасность) – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (абзац в редакции, введенной в действие с 25 октября 2011 года Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 255-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);

ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры – обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба;

декларирование соответствия – форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

декларация о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

заявитель – физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия (абзац в редакции, введенной в действие с 22 мая 2007 года Федеральным законом от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);

знак обращения на рынке – обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов (абзац дополнен с 25 октября 2011 года Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 255-ФЗ – см. предыдущую редакцию);

знак соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 октября 2011 года Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 255-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

идентификация продукции – установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам;

международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией;

недействительность декларации о соответствии – основание для прекращения органом государственного контроля (надзора), национальным органом по аккредитации действия декларации о соответствии в случаях, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом. Действие декларации о соответствии прекращается с момента внесения сведений о признании декларации о соответствии недействительной в реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии (далее – реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии), включающий в себя в том числе национальную часть Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии Евразийского экономического союза;

Читайте также:
Если не платит алименты: какие законы есть

(Абзац дополнительно включен с 21 июня 2022 года Федеральным законом от 22 декабря 2022 года N 460-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2022 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года N 170-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

недействительность сертификата соответствия – основание для прекращения органом государственного контроля (надзора), национальным органом по аккредитации действия сертификата соответствия в случаях, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом. Действие сертификата соответствия прекращается с момента внесения сведений о признании сертификата соответствия недействительным в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии;

(Абзац дополнительно включен с 21 июня 2022 года Федеральным законом от 22 декабря 2022 года N 460-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2022 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года N 170-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Абзацы четырнадцатый – тридцать седьмой предыдущей редакции с 21 июня 2022 года считаются соответственно абзацами шестнадцатым – тридцать девятым настоящей редакции – Федеральный закон от 22 декабря 2022 года N 460-ФЗ.

орган по сертификации – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2014 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 160-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

оценка соответствия – прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту;

подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 мая 2007 года Федеральным законом от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

продукция – результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях;

риск – вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда;

сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров;

сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров;

система сертификации – совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом;

техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 мая 2007 года Федеральным законом от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 октября 2011 года Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 255-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 октября 2011 года Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 255-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

форма подтверждения соответствия – определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям документов по стандартизации или условиям договоров;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 мая 2007 года Федеральным законом от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

схема подтверждения соответствия – перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям (абзац дополнительно включен с 22 мая 2007 года Федеральным законом от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ);

региональная организация по стандартизации – организация, членами (участниками) которой являются национальные органы (организации) по стандартизации государств, входящих в один географический регион мира и (или) группу стран, находящихся в соответствии с международными договорами в процессе экономической интеграции (абзац дополнительно включен с 11 января 2010 года Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 385-ФЗ);

стандарт иностранного государства – стандарт, принятый национальным (компетентным) органом (организацией) по стандартизации иностранного государства (абзац дополнительно включен с 11 января 2010 года Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 385-ФЗ);

Читайте также:
Работа ИП без печати закон

Охрана труда

Сфера применения настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при [6]:

  1. разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
  2. разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  3. оценке соответствия.

Настоящий Федеральный закон также определяет права и обязанности участников, регулируемых настоящим Федеральным законом отношений.

Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения, и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Принципы технического регулирования

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

  1. применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  2. соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально технической базы, а также уровню научно-технического развития;
  3. независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
  4. единой системы и правил аккредитации;
  5. единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
  6. единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
  7. недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
  8. недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
  9. недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
  10. недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Технические регламенты

Технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или Федеральным законом, или Указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Форма подтверждения соответствия – определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Цели принятия технических регламентов

1. Технические регламенты принимаются в целях:

  1. защиты жизни или здоровья граждан, имущества
  2. физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  3. охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

2. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Содержание и применение технических регламентов.

1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность:

  1. излучений;
  2. биологическую;
  3. взрывобезопасность;
  4. механическую;
  5. пожарную;
  6. промышленную; -термическую; -химическую; -электрическую; -ядерную и радиационную;
  7. электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений.

2. Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в настоящем Федеральном законе.

3. Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. В техническом регламенте в целях его принятия могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.

Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

Не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.

4. Технический регламент должен содержать требования – к характеристикам продукции, ^процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за_исключением случае]з7есТти^ к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение указанных в настоящем Федеральном законе целей принятия технического регламента.

5. В технических регламентах с учётом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции, процессам производства эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).

6. Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере, независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.

7. Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.

Читайте также:
Закон о конфиденциальности личных данных

8. Международные стандарты и (или) национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.

9. Технический регламент может содержать специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет r недостижению целей, указанных в настоящем Федеральноv законе.

10. Правительство Российской Федерации разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам. В этих целях Правительством Российской Федерации утверждается программа разработки технических регламентов, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться.

Правительством Российской Федерации организуются постоянные учет и анализ всех случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда, а также организуется информирование приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов.

Закон о техническом регулировании: краткое содержание

В чем суть закона «О техническом регулировании»?

Закон «О техническом регулировании» был принят в 2003 году. Смысл этого закона в том, что в России появляется новый вид нормативного документа – технический регламент.
В отличие от привычных ГОСТов, технический регламент – это закон, соблюдение которого является обязательным. И именно поэтому технический регламент должен содержать не числовые показатели, касающиеся характеристик и качества продукции, а лишь набор условий, обеспечивающих безопасное применение продукции.
И еще одно отличие – порядок утверждения технического регламента. В первоначальном варианте Закона был установлен порядок его утверждения Постановлением либо Правительства, либо Госдумы, либо Президента РФ. В дальнейшем, в соответствии с изменениями к закону от декабря 2009 г. технические регламенты могут утверждаться федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Что изменилось в системе стандартизации с введением закона «О техническом регулировании»?

– Прежде всего, изменился статус национальных и межгосударственных стандартов. Если раньше практически все ГОСТы в России были обязательны, то с введением Закона применение стандартов стало добровольным. Обязательность применения стандартов либо отдельных их разделов указывается в технических регламентах, точнее в документе, который называется «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона». Этот документ утверждается той же организацией, что и сам регламент. В том случае, когда нет утвержденных регламентов, действуют нормативные документы, разработанные ранее. Об этом говорит статья 46 Закона, которая содержит положения о переходном периоде.
Кроме того, в соответствии с этой статьей Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий могут вносить изменения в нормативные документы федеральных органов власти до вступления в силу соответствующих технических регламентов. К таким документам относятся, например, перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации и обязательному декларированию, которые обновляются и пересматриваются ежегодно с тем, чтобы из этих перечней уходила продукция, охваченная техническим регламентом.
Таким образом, если на продукцию либо услугу отсутствует технический регламент, действует статья 46 закона «О техническом регулировании». Поэтому ни о какой отмене ГОСТов разговор не идет. Скорее наоборот. Для того чтобы технический регламент был жизнеспособным и эффективным, необходимо наличие качественных национальных и межгосударственных стандартов.

Кто занимается разработкой этих стандартов?

– Разработкой стандартов в соответствии с законом «О техническом регулировании» может заниматься как юридическое, так и физическое лицо. Необходимо подать заявку, например, если стандарт относится к строительной отрасли, то в Технический комитет 465 «Строительство» – общественную организацию, наделенную правами экспертизы и подготовки к утверждению нормативных документов. Комитет рассматривает заявки и либо регистрирует их и передает в «Ростехрегулирование» для включения в общий план разработки стандартов, либо отклоняет, если, например, компетентность автора заявки по данному вопросу недостаточна.
К сожалению, сейчас осталось не так много классических специалистов по стандартизации. Ведь понятие «стандартизация» очень емкое. Оно предполагает инженерные знания в той области, в которой будет работать стандарт. Умение анализировать и обобщать сведения о продукции (услугах), систематизировать требования к продукции и обязательно к методам контроля и испытаний. Классическая стандартизация базируется на статистических данных, подтверждающих пригодность, безопасность и качество продукции. Здесь всегда есть соблазн поставить планку очень высоко и тем самым сделать невозможным применение стандарта для большей части производителей либо, что еще хуже, опустить планку, и таким образом поставить добросовестных и профессиональных производителей в один ряд с теми, для кого понятие «технический прогресс» ещё достаточно далеко. Поэтому основной принцип стандартизации – определить необходимую достаточность того или иного требования к продукции и к методу её контроля и испытаний.

– При разработке технических регламентов опыт зарубежных стандартов учитывается или просто включается в них как рекомендация?

Разработчики обязаны учитывать и изучать зарубежный опыт, это входит в их функции. При подаче заявки на разработку технических регламентов они должны сообщить, какие будут использовать нормативные документы – России, Европы и т.д. Это приветствуется, но не означает, что можно просто переписать зарубежный стандарт.
Поэтому когда говорят, что у нас нет ГОСТов и стандартизации, это абсолютно не соответствует действительности. Наоборот, сейчас стандартизация переводится в новое русло, пересматриваются устаревшие стандарты, разрабатываются новые с учетом требований зарубежных стандартов.

1 июля 2010 г. заработал Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Что в связи с этим изменилось в области стандартизации?

– На внутреннем рынке все осталось по-прежнему. Изменения коснулись правил провоза товаров через таможню союзных государств.
Раньше те товары, которые закупал, например, Казахстан, могли быть реализованы только внутри Казахстана. При провозе через российскую границу необходимо было следовать требованиям и правилам таможни РФ. Для этого поставщику заново приходилось сертифицировать продукцию, проверять ее и т.д.
Единое пространство подразумевает единую нормативную базу для всех участников данного союза. Общий регламент сообщает о том, что если ты соответствуешь общим правилам, то никаких других документов, кроме тех, которые будут установлены единым техническим регламентом, не требуется. Но при этом никто не будет отменять внутренние стандарты Казахстана, России или Белоруссии.
В Европе сейчас то же самое. Для того чтобы перевезти товар из Франции в Бельгию, раньше надо было делать новые документы. А теперь, когда есть Европейский союз, количество документов у них резко сократилось, т.е. один раз проверил и продавай свой товар на всей территории ЕС.
В настоящее время в связи с организацией Таможенного союза принято решение приоритетно разрабатывать не национальные стандарты России (ГОСТ Р), а межгосударственные ЕврАзЭС, т.е. нормы, которые будут применяться не только в рамках Таможенного союза, но и во всех государствах ЕврАзЭС.
Сейчас уже действует созданный координационный Совет из представителей трех государств. Этот совет решает, какие нормативные документы будут применяться, и определяет судьбу уже утверждённых Технических регламентов стран-участниц Союза.
В 2011 году разрабатан Технический регламент «Безопасность зданий, сооружений, строительных материалов и конструкций», который как раз и будет действовать в рамках ЕврАзЭС. Планируем срок его введения 2012г.
Кроме того, готовится к подписанию единый перечень органов по сертификации и испытательных лабораторий для проведения сертификации и испытаний в рамках Таможенного союза.

Читайте также:
Закон о госслужбе РФ с изменениями

Какова сейчас ситуация в области законодательного регулирования производства окон?

– На сегодняшний момент есть уже два регламента, охватывающих все строительство. Первый, утвержденный, был введен в мае 2010 года: «Безопасность зданий и сооружений». Это основополагающий технический регламент, касающийся проектирования, изыскания, строительства и эксплуатации зданий.
Второй регламент –«Безопасность зданий, сооружений. строительных материалов и изделий» применяемый в ЕврАзЭС пока дорабатывается и в процессе согласования со всеми государствами, входящими в ЕврАзЭС..

– Какие задачи решает закон «О техническом регулировании»? Что важно знать производителям окон?

– Одной из крупных задач технического регулирования является определение формы подтверждения соответствия продукции, т.е. сертификация. Если в России до утверждения технических регламентов, в соответствии со статьей 46 закона, каждый год должен был составляться перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации либо обязательному декларированию, то с принятием технического регламента необходимость в таких перечнях отпадает.
Процедура сертификации описана в каждом техническом регламенте отдельно. Юридический нонсенс здесь в том, что один продукт может входить в несколько технических регламентов. Возьмем для примера дверные замки. Они могут входить в техрегламент «О безопасности строительных материалов и конструкций», а также в техрегламент «О технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества». И вот здесь область подтверждения может быть разная: обязательная сертификация или декларирование. В таком случае необходимо детальное изучение ситуации.
Вопросы возникают и с декларированием. Сейчас эта процедура чисто формальная, которая фактически нужна только для таможни. Декларирование может проводиться как на основе собственных доказательств, так и посредством внешней экспертизы и испытаний продукции.
Для российского потребителя наличие декларации ни о чем не говорит. Поэтому добросовестные изготовители идут на получение добровольного сертификата по полной форме, которая предусмотрена законом. Данный сертификат служит основанием для регистрации декларации.
И еще по вопросу декларирования есть очень острый момент, который очень не нравится предпринимателям. Раньше можно было ввезти в Россию контейнер с замками, после этого прийти в орган по сертификации и сказать: «Мне нужно получить сертификат на партию». Лаборатория проверяла и выдавала сертификат, не выясняя, какое отношение российский предприниматель имеет к иностранному изготовителю продукции.
Теперь иностранные производители могут задекларировать на территории РФ свою продукцию только при помощи резидента, зарегистрированного в России. Такая схема позволяет выявлять российских продавцов, которые должны платить налоги с оборота.
Однако одно лишь декларирование без сертификации ведет к ослаблению контроля за качеством продукции, из-за чего в конечном счете будет страдать потребитель.
Помимо обязательных форм подтверждения соответствия, существует ещё и добровольное подтверждение, в случае если продукция не учтена ни в одном из обязательных перечней. Тогда вопрос сертификации решается самим производителем. Такая форма сертификации вызывает особое уважение, так как говорит об уверенности производителя в качестве своей продукции.
Кстати, часто чиновники говорят, что нам нужно соответствовать правилам наших европейских партнёров, а введение декларирования и отмена обязательной сертификации преподносятся как европейский опыт.
Процедура сертификации в европейских странах действительно добровольная, но с одной оговоркой: цивилизованный европейский рынок не приемлет продукции, которая не одобрена независимыми экспертами. В общем случае сертификация в Европе многоплановая и состоит из сертификации системы менеджмента качества по стандартам серии ISO 9000, сертификации конкретной продукции с испытаниями в независимых центрах, причем в течение действия сертификата проводятся дополнительные испытания (как правило, дважды в год).
Но и это еще не все. Для испытаний лаборатории отбирают образцы из типоразмерного ряда, т.е. это могут быть образцы из 5-10 и более вариантов изготовления. Если во время сертификации руководитель производства принимает решение об оформлении еще и декларации соответствия, то это говорит о том, что не только отобранные образцы, но и каждая модель продукции проверена и соответствует требованиям нормативного документа.
В таком случае декларация соответствия имеет тот же номер, что и сертификат соответствия и регистрируется в том же органе по сертификации. Это явное различие между российским декларированием (часто за счет собственных доказательств) и европейским.
Очень хочется верить, что независимо от обязательной либо добровольной сертификации, производители будут уважительно относиться к своим потенциальным потребителям и подтверждать качество выпускаемой продукции полноценными сертификатами.

В настоящее время: Блоки оконные из любых материалов, стеклопакеты клеевые строительного назначения и профили прессованные из Al -сплавов подлежат обязательному декларированию. Эта же процедура обозначена и в разрабатываемом техническом регламенте ЕврАзЭС « О Безопасности зданий, сооружений, строительных материалов и конструкций».

Читайте также:
Когда нужно переобувать резину по закону

Особенности ГОСТ «Блоки оконные защитные. Общие технические требования».

– Этот ГОСТ состоит из нескольких требований и рекомендаций. Требования к профилям, фурнитуре, стеклопакету, к окну в целом и рекомендации, как правильно собрать окно, как его эксплуатировать, в каких домах или в каких местах дома это окно должно стоять.
Возьмем для примера 20-этажный дом: со второго по девятнадцатый этажи можно поставить в нем обычные окна, а вот первый и последний этажи требуют уже повышенного внимания. Над козырьками и парапетами – опасная зона, к которой есть прямой доступ третьих лиц, и на этих этажах нужно ставить защитные окна.20 этаж – это этаж повышенных ветровых нагрузок.
ГОСТ охватывает все, что входит в это понятие «безопасное окно», учитывая и область применения. На данный момент ГОСТ прошел все этапы экспертизы, включая экспертизы во всех государствах ЕврАзЭС и передан в редакторскую службу. После редактирования будет издано Постановление об утверждении, присвоение номера и передача в типографию. Все это должно завершиться в 2012г.

Основные положения и сущность Закона О техническом регулировании и технического регламента

На основании российского законодательства о техническом регулировании, определение технического регламента звучит как: документ особого рода, содержащий исчерпывающий перечень требований, предъявляемых государством к тому или иному виду деятельности. Иные требования могут вноситься только изменениями и дополнениями в данный регламент, но не документами. Таким образом, это – не обрывки нормирования, а целостное и системное регулирование направлений деятельности, что принципиально меняет ситуацию.

Регламент на вид деятельности является единицей такого нормирования, и это удобно для предприятий и необходимо для добросовестного, эффективного контроля. Игнорирование этого принципа может привести к ситуации, когда задействовано более шестидесяти тысяч документов, содержащих обязательные требования, но в то же время их полный объем неизвестен ни контролируемым, ни контролирующим.

Технический регламент может быть принят: Федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации, Ратифицированным международным договором, Постановлением Правительства Российской Федерации

Его принятие по изложенным правилам означает, что министерства и ведомства больше не смогут устанавливать обязательные требования в этой сфере, о чем сказано в Законе:

«Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона (статья 5 относится к оборонной продукции)».

Федеральный Закон Российской Федерации “О техническом регулировании” № 184-ФЗ был принят 15 декабря 2002 года Государственной Думой и введен в действие с 1 июля 2003 года. Он заменяет Законы РФ “О стандартизации”, “О сертификации продукции и услуг”, а также положения многих других законодательных актов, которые затрагивают правоотношения в сфере разработки, утверждения и применения нормативно-технических документов, подтверждения соответствия и осуществления надзора за их соблюдением. Обязательные технические нормы, согласно принятому Закону, могут быть установлены только в соответствии с “техническими регламентами”, принимаемыми федеральными законами и международными договорами, и, при особой необходимости, указами Президента и постановлениями Правительства РФ на определенный срок до принятия соответствующих федеральных законов. Закон предусматривает освобождение предпринимателей от мелочной опеки органов исполнительной власти, кардинальное повышение уровня правового регулирования, дебюрократизацию экономики и имеет целью устранение необоснованных технических и административных препятствий в развитии предпринимательства, прекращение хозрасчетной деятельности надзорных органов, упорядочение в целом порядка разработки обязательных технических норм, уменьшение проблем при обязательной сертификации. Данный документ является комплексным законодательным актом РФ и устанавливает на высшем юридическом уровне на основе Конституции РФ и имеет огромное социально-экономическое значение, поскольку направлен на установление правил государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребления, а также требований к работам и услугам в интересах потребителей. Закон вводит новую систему государственного нормирования в данной области, систему нормативной документации, вносит ясность во многие понятия, коренным образом меняет роль и значение стандартизации и стандартов, порядок функционирования различных институтов в данной области, включая организацию государственного контроля, кардинально меняет порядок установления требований к проведению работ и оказанию услуг.

Технический регламент (на основании российского законодательства о техническом регулировании) – это документ, который устанавливает обязательные требования к продукции, работам, услугам и процессам. Техническим регламентом может называться документ, принятый по специальной процедуре и устроенный особым образом. Принятие технических регламентов подразумевает, что министерства и ведомства не могут устанавливать обязательные требования в этой сфере: “Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона” (статья 5 относится к оборонной продукции). Что касается международных договоров, то технический регламент не может быть принят международным договором, заключенным на уровне министерств, ведомств или субъектов федерации. Такой договор должен быть ратифицирован Российским парламентом на федеральном уровне.

Процедура принятия технических регламентов федеральными законами является основной. Российской Федерации имеет право издать постановление о техническом регламенте до вступления в силу соответствующего федерального закона. При этом порядок принятия такого постановления должен полностью соответствовать требованиям Закона “О техническом регулировании”. Правом издать указ о техническом регламенте, не придерживаясь процедуры, предусмотренной в Законе, обладает Президент Российской Федерации. Однако такой указ может быть издан в исключительных случаях, при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни и здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Обязательные требования к объектам технического регулирования составляют основу технического регламента. Обязательно указано, что это должны быть требования, обеспечивающие:

безопасность жизни и здоровья граждан;

безопасность имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

охраны окружающей среды; охраны жизни и здоровья животных и растений;

предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей. того, эти требования перечислены в пункте 1 статьи 7 Закона “О техническом регулировании” закрытым списком (кроме всего ниже перечисленного, в список не может быть добавлено ничего):

Читайте также:
Рекламная конструкция определение по закону

” Содержание и применение технических регламентов 1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

ядерную и радиационную безопасность;

электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

В регламенте должен содержаться полный перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования. Не имеют необходимости в обязательном внесении список: не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

На переходный период в систему технического законодательства также входят оставшиеся обязательными до принятия соответствующих технических регламентов те требования ранее принятых нормативных документов (ГОСТов, СанПиНов, СНиПов и пр.), которые соответствуют целям технического регулирования, как это определено переходными положениями Закона, а именно исключительно требования по безопасности (ст. 46). Также на переходный период входят федеральные законы и акты Правительства в сфере технического регулирования, полностью или частично сохраняющие свою силу в соответствии с временными исключениями или переходными положениями Закона.

Можно выделить следующие ограничения сферы технического регулирования в рамках системы технических регламентов, представляющиеся целесообразными, как минимум, на начальных этапах подготовки технического законодательства:

техническими регламентами регулируются не любые виды безопасности, а лишь связанные с возможностью непосредственного причинения вреда либо самой продукцией, либо в процессе ее производства;

техническими регламентами регулируются лишь те виды деятельности, к субъектам которых государством не могут быть предъявлены обязательные требования иначе, чем посредством технического законодательства;

техническими регламентами регулируется исключительно сфера технической безопасности, но не безопасности вообще;

техническими регламентами покрывается преимущественно сфера регулирования государством разного рода видов деятельности (ограничения прав граждан); но не сфера выполнения государственными органами функций по обеспечению безопасности граждан, национальной безопасности и т.п.

Базовым принципом новой системы технического регулирования является ограничение обязательных требований исключительно параметрами, обеспечивающими безопасность (но не потребительские достоинства, качество и т.п.).

Три шага к прописке

Сколько потребуется времени, чтобы перевести садовый дом в жилой? И нужно ли это делать?

Однако надо понимать, что перевод строения из одной категории в другую – это уже заключительный этап процесса. Сначала надо сделать так, чтобы садовый дом, который предназначен для временного, сезонного пребывания, превратился в капитальное строение, в котором можно жить круглый год.

Какой дом могут признать жилым?

Понятно, что комфортно жить и летом, и зимой можно только в капитальном строении. Капитальном – значит прочно связанном с землей, построенном на фундаменте, а не на каких-нибудь сваях, бревнах, подпорках.

У жилого дома должны быть надежные несущие конструкции и крыша. К такому строению необходимо подвести электричество, холодное водоснабжение (по возможности и горячее водоснабжение), водоотведение (канализацию), устроить там системы отопления и вентиляции. В газифицированных районах отопление идет за счет газа. Если местность не газифицирована, то дома отапливаются либо за счет электричества, либо за счет внутренних систем отопления (печи, камины).

Допускается отсутствие водопровода и центральной канализации в домах высотой не более 2 этажей (в районах без централизованных инженерных сетей).

Важно, чтобы температура в жилых помещениях была не менее плюс 18 градусов круглый год. Высота комнат и кухни должна быть не менее 2,5 метра, коридоров, мансарды – не менее 2,1 метра. Комнаты и кухни в жилом помещении должны иметь естественное освещение, проще говоря, иметь окна.

В чем состоит процедура?

Только если возведенный в СНТ дом соответствует параметрам капитального строения, его могут признать жилым. Для этого и придется пройти процедуру, которая может занять 2-3 месяца.

Как рассказали в Кадастровой палате, она состоит из нескольких шагов.

1. Потребуется собрать пакет документов. Прежде всего составить в произвольной форме заявление о признании садового дома жилым. В нем обязательно нужно указать кадастровый номер дома, кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом, почтовый адрес заявителя или адрес его электронной почты, способ получения решения муниципалитета об изменении назначения помещения (почтовым отправлением с уведомлением о вручении, по электронной почте, лично в МФЦ, лично в уполномоченном органе местного самоуправления).

Также необходимо предоставить выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Если право собственности заявителя на садовый дом не зарегистрировано в ЕГРН, то необходимо иметь правоустанавливающий документ на садовый дом или нотариально заверенную копию этого документа.

Потребуется заключение по обследованию технического состояния объекта, которое подтвердит, что дом надежен и безопасен (с точки зрения внутренних коммуникаций, строительных конструкций, пожарной безопасности). Документ выдают специалисты-инженеры, выполняющие работы по обследованию объектов недвижимости (индивидуальные предприниматели или юрлица). При выборе специалиста стоит обратить внимание, состоит ли он в саморегулируемой организации по инженерным изысканиям.

Нотариальное согласие третьих лиц на признание садового дома жилым понадобится, если дачей владеет не один человек, а несколько.

Все эти документы необходимо предоставить в уполномоченный орган местного самоуправления (в администрацию, на землях которой расположен дачный кооператив) или в многофункциональный центр (МФЦ) района.

2. Когда документы сданы, нужно дождаться решения администрации о признании или об отказе в признании садового дома жилым. Это процесс занимает не более 45 календарных дней со дня подачи заявления.

Отказать могут по следующим причинам: заявитель представил неполный пакет документов, с заявлением о признании садового дома жилым обратился не собственник этого объекта, виды разрешенного использования земельного участка не предусматривают размещения на нем жилого дома. Так, например, земельный участок должен быть для садоводства, а не огородным. На огородном участке могут размещаться только хозяйственные постройки. Также заявителю откажут, если в доме нет жизненно важных коммуникаций, фундамента, окон и так далее, о чем говорилось выше.

Читайте также:
Процент накрутки на товар по закону

Решение об отказе в признании садового дома жилым выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения. При отказе заявитель либо просто представляет дополнительные документы, достраивает дом по всем правилам, подводит недостающие коммуникации, либо может обжаловать решение в судебном порядке.

3. Если местная администрация считает, что в доме вполне можно жить круглый год, то она направляет свое решение заявителю, а также в орган регистрации прав для внесения соответствующих изменений в сведения о садовом доме, содержащиеся в ЕГРН.

Если вдруг по каким-то причинам местные чиновники забудут это сделать, то владелец дома сам может обратиться в Росреестр для внесения сведений в ЕГРН.

Зачем нужен жилой дом на даче?

С 2019 года разрешено прописываться в садоводческих товариществах. Но зарегистрировать опять же могут только в жилом строении. В сарае, бане, летней веранде или том же садовом домике человека никто не пропишет.

При этом доказывать факт того, что дачный дом является единственным жильем, не нужно: если человек хочет прописаться за городом и построил капитальный дом, который признан жилым, то это его право.

Но кому это может быть интересно и удобно? Все-таки до СНТ метро не ходит, да и электрички рядом с ними далеко не всегда останавливаются. Рядом может не оказаться ни детского садика, ни поликлиники, ни даже магазина (все это может оказаться в доступности, если рядом расположены обжитые поселки или города).

“Строительство собственного жилого дома на дачном участке и прописка в нем целесообразна, если в дачном поселке есть вся инфраструктура. Это прекрасная альтернатива покупке квартиры по ипотеке. По цене может оказаться выгоднее, а с точки зрения площади намного перспективнее. Для некоторых дача может стать основным жильем. Думаю, такой вариант может заинтересовать молодые семьи. Глава семьи будет заботиться о финансовой стабильности, а маме намного легче и полезнее растить детей на природе. Особенно если по соседству будет хорошая школа”, – считает первый зампред Московской областной думы, председатель Союза дачников Подмосковья Никита Чаплин.

Помимо этого, эксперты рынка недвижимости отмечают, что постоянная регистрация на даче может быть интересна тем, кто продал свое единственное жилье на вторичном рынке, купив квартиру в новостройке. В таком случае, если у человека есть дача, он сможет прописаться там и жить, пока не достроят его квартиру и пока он там не сделает ремонт. Вариант загородной прописки также может заинтересовать пенсионеров или фрилансеров.

По словам Никиты Чаплина, сегодня в ближнем Подмосковье на каждые два дома в частном секторе есть один постоянно прописанный гражданин. Ближе к границе с соседними областями и в СНТ, и в деревне может быть прописан всего один человек на весь населенный пункт.

Признание дома жилым, даже если использовать его в качестве летней дачи, позволяет сэкономить на электричестве. Для это нужно перейти на сельский тариф. В садовом доме это невозможно.

Как прописаться на даче или СНТ в 2022 году

Многие граждане, имеющие дачный надел, возводят на нём жилища. А после перебираются туда на постоянное проживание и получают там регистрацию. Некоторые это делаю за счет продажи городских квартир, фактически оставляя себе единственно жилище в СНТ. Более того ситуация с пандемией дачные угодья с точки зрения самоизоляции превратила в удобный вариант.

Трудности прописки на даче в 2022 году больше всего касаются жилищного вопроса. Какие сюрпризы ожидают дачников, давайте выясним подробнее.

Как было ранее

СНТ делились на три категории: дачные, садоводческие и огороднические общества. В товариществах под садоводство и огородничество регистрация была невозможна. На таких землях допускалось строительство домов под условным назначением – «жилые строения». То есть можно временно проживать, регистрироваться нет.

А вот в дачных обществах можно было иметь «жилой дом». Возводилось капитальное строение, по заявлению дачника создавалась муниципальная комиссия, которая признавала дом пригодным для жилья. Далее такие сведения вносились в кадастр и Росреестр. После чего в таком доме можно прописываться, как временно, так и постоянно. Правда, успешно провернуть такое дело было большой редкостью. «Прописочный» вопрос разрешался через суд.

При жилищной регистрации сдавался обычный пакет документов, плюс выписка из Росреестра о дачном доме. Паспортист видел, что жилье приспособлено под постоянное проживание и такой адрес вписывался в прописном листе в паспорте.

Как обстоит дело в 2022 году

С 2019 года понятие «дача» исключен из законодательства. Но по старой памяти мы будем употреблять этот народный термин в статье.

В настоящее время существуют только садоводческие и огороднические товарищества.

В садовых объединениях граждане могут строить капитальные садовые дома и хозяйственные постройки.

В огороднических объединениях можно сооружать только временные строения. В них прописываться никак нельзя.

Если построить дом на садово-огородном участке в 2022 и позже, то регистрация по месту жительства там будет практически невозможна. Об этом поговорим ниже.

Но это не аннулирует прежнюю регистрацию. Граждане, которые уже оформили свои жилищные права, например, получили прописку на даче в 2018 году, сохраняют в силе свой регистрационный штамп.

Возможные жизненные ситуации

Есть «голый» участок (без строений)

Возвести и зарегистрировать недвижимость на такой земле получится лишь в текущем году (когда окончится стройка) или позже. Задним числом госрегистрацию невозможно провести, даже если строение узаконить через суд.

Какое бы не было строение в огородническом товариществе, жилищная регистрация в нем недопустима в любом случае (это касается строений с 2019 и позже. ).

А вот можно ли прописаться на даче садового товарищества вопрос другой. На садовом участке можно создать капитальный садовый дом. После этого начинается самое интересное. Для оформления в нём своего места жительства нужно чтобы:

1. земли СНТ были в пределах населенного пункта. На сельхоз.землях оформить проживание никак нельзя. Исключением будут те сельхозугодия, которые имеют разрешенное использование «ведение садоводства или дачного хозяйства»;

Читайте также:
Как наказать мошенника по закону

2. на территории, где находится СНТ, должен быть утвержденный муниципалитетом градостроительный регламент (в нашей действительности это очень редкое явление);

3. сооруженный дом должен соответствовать градостроительному регламенту. Кроме того, дом не должен быть выше трех этажей и 20 м и не менее 12 м2 общей площади из них менее 6 м2 для кухни;

4. имелись круглогодичные условия пригодные для проживания. То есть нужны коммуникации, подача энергоресурсов. И еще предстоит процедура признания постройки жилой:

  • положительное заключение роспотребнадзора, противопожарной службы;
  • заключение эксперта БТИ об удовлетворительном техническом состоянии строения;
  • решение комиссии местной администрации об утверждение жилого назначения.

После этого дом учитывается в Росреестре как жилой. Этих документов достаточно для успешной прописки в строении.

На земле построен жилой дом, но там никто не прописан

Препятствий для регистрации по месту жительства нет. Хотя раньше на дачные участки можно было вселиться на постоянной основе лишь в «жилой дом», но не в «жилое строение» (он лишь для временного пребывания, сезонное жилье). Сейчас же нет разницы между жилым домом и жилым строением. Все эти жилища годны для полноценной прописки.

Можно узаконить свое место жительство и на огородном участке. Конечно, если нам нём жилой дом официально появился не позже 2019 года.

Жилая дача с пропиской

Такие дома, как говорится, с полным пакетом социально-жилищных опций. Собственнику можно вселять дополнительных жильцов, можно их выселять или сняться с регистрационного учета самому. Продажа дач с пропиской ничего не меняет. Новый собственник сможет продолжать совершать жилищно-регистрационные действия без ограничений.

Вывод: подобные дома приравниваются к индивидуально-жилым постройкам.

Какие нужны документы

Разницы в том, как прописаться на даче сейчас или по старым правилам (до 2019) совершенно нет. Документы предоставляются одинаковые в обоих случаях. Нужно только чтобы статус жилого помещения подходил под постоянное проживание (об этом написано выше).

Тот, кто прописывается в доме, должен отнести в МФЦ или отдел по вопросам миграции МВД (уже редкие случае когда ведется прием) следующий пакет документов:

  • Заявление о прописке по форме №6. Оно пишется вселяемым и подписывается собственником.
  • Согласие других сособственников (если таковые имеются). Они его пишут в присутствии работника МФЦ или заблаговременно удостоверяют у нотариуса.
  • Документ-основание на вселение. Это договор аренды, найма или специальное заявление собственника на предоставление площади.
  • Документ на жилье. Он должен подтверждать, что дача с правом прописки. Таковым может быть выписка из госреестра.
  • Паспорт прописываемого. Он не только предъявляется, но передается для проставки в нём штампа.

Документы на регистрацию можно отсылать по почте. Тогда все они заверяются у нотариуса. Либо через Интернет-портал «Госуслуги».

Средний срок регистрации составляет 7 дней.

Итог процедуры: если регистрация бессрочная – оттиск в паспорте, если временная – свидетельство (отдельный документ).

Нетрудно заметить, что прописочная процедура стандартная. Отличительная деталь это необходимость подтверждения жилого назначения площадей, куда планируется вселение.

Какие действия и требования лишние

Условия прописки на даче однозначно не зависят от:

  • мнения собрания членов СНТ, правления или председателя. Никаких разрешений, одобрений от них не требуется;
  • членства в СНТ. Прописка/выписка допускается как на участке, где владелец может быть членом, а может и не быть (просто является собственником). Кстати, а наоборот нельзя. Когда владелец участка только член СНТ, но не собственник, тогда вписать себя в жилые метры невозможно;
  • площади земельного участка и жилого помещения. Количество прописываемых не ограничивается. Однако за фиктивную регистрацию предусматривается и административная, а в особо серьезных случаях, и уголовная ответственность;
  • согласия соседей по земельным наделам;
  • задолженности по оплате коммунальных расходов, членских и целевых взносов.

Какие минусы и плюсы в регистрации каждый вселяемый гражданин и собственник, к кому прописываются, видят по своему. Все преимущества и негативные последствия, такие же, как и для стандартной прописки/выписки в городской квартире.

Коротко о главном

Итак, первое, что надо чтобы прописаться на даче в СНТ это выяснить, позволяет ли статус дома заниматься оформлением.

Правило №1: В настоящее время на огородном участке можно построить только временные сооружения (жилой дом, жилое строение). Без права прописки.

Правило №2: на садовом участке можно построить дом на фундаменте, признать его жилищем (если это в населенном пункте, есть градорегламент, постройка не выходит за нормы, имеются коммуникации и подтверждена пригодность для проживания). Там можно официально закрепить свое место жительства.

Правило №3: если на приусадебной земле уже есть капитальный дом с жилым назначением (любой вариации), то такой дом признается жилым с правом прописки. Даже если первое вселение будет производиться в 2019, 2022, 2022 годах и далее.

Правило №4: уже имеющуюся регистрацию закон о прописке на даче не отменяет. За исключением случаев, если в судебном порядке не будет установлено, что дачный домик был поставлен на учет в Росреестре с нарушением закона.

Правило №5: продажа дачных домов с пропиской не будет основанием для запрета дальнейших жилищно-прописочных процедур.

Нормативные требования к жилому дому:

  • капитальные, надежные стены и крыша;
  • комнаты и кухня в доме должны иметь окна с проникающим естественным освещением;
  • уровень пола первого этажа выше уровня поверхности вокруг прилегающей земли;
  • высота потолка на кухне и жилых комнатах не менее 2,5 м., в коридорах и мансардных комнатах не менее 2,1 м.;
  • наличие электричества, холодного/горячего водоснабжения, водоотведения, отопления и пр.;
  • круглогодичное поддержание температуры в доме не ниже 18 градусов;
  • этажность не выше 3 (при высоте дома не более 20 м.), если в районе нет центрального водоснабжения (используются скважины) этажность не более 2.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: