Закон о раскрытии информации управляющих компаний

Стандарт раскрытия информации простым языком

Все вы, конечно же, наслышаны о Стандарте раскрытия информации по 731 Постановлению Правительства РФ в действующей редакции от 27.09.2014 года. Но законодательный акт написан довольно сложным языком, которые многие (включая даже юристов) трактуют двояко. Чтобы избежать кривотолков, мы попытаемся рассказать о Стандарте раскрытия информации простым языком.

О чём это постановление

Давайте сначала разберёмся, почему, собственно, этот законодательный акт назвали Стандартом? Со словом стандарт у нас сразу ассоциируется свод каких-то правил, обязательных и одинаковых для группы лиц или сообщества людей, для которых он и разрабатывался. И наш с вами случай не исключение.

731 Постановление Правительства обязательно к выполнению для всех управляющих компаний. То есть теперь каждая УК должна создать свой сайт и зарегистрироваться на портале Реформа ЖКХ. В этих источниках необходимо размещать информацию о своей деятельности по управлению многоквартирными домами, а также сведения по каждому МКД.

В этих целях 22 декабря Минстрой утвердил Приказ №882/пр о формах раскрытия информации. Но в свою законную силу документ вступил только 22 мая 2015 года. Поэтому с этого дня на сайтах информация публикуется не в произвольном виде, а по строго утвержденным формам.

Печатные копии необходимо размещать на информационных стендах в офисах компаний. Информационные стенды должны стоять в удобном для посетителей месте, то есть так, чтобы каждый смог подойти к стойке и прочитать интересующую его информацию (подробнее об оформлении стендов в нашей статье). Копии материалов с оформленных стендов УК должна хранить в течение 5 лет.

Кроме того, в Стандарте раскрытия информации содержатся требования к видам, порядку, способам и срокам публикации сведений, которые должны размещать управляющие компании и к которым должен быть открыт доступ неограниченному кругу лиц. Иными словами, УК раскрывает информацию о своей деятельности и домах, а население, контролирующие и другие органы власти могут их просматривать и проверять.

Какую информацию нужно раскрывать

В Стандарте строго прописаны разновидности информации, которые в обязательном порядке должна размещать о себе и домах в управлении каждая УК. К ним относятся:

  • общие сведения об организации, включая название, адрес (ссылку на сайт УК), организационно-правовую форму, показатели годовой бухгалтерской отчётности и баланса с приложениями к нему. Также нужно отразить доходы и расходы по своему направлению деятельности;
  • список домов в управлении с указанием адреса и приложением договора. Здесь же важно перечислить дома, с которыми договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, и указать их адреса и основания для расторжения;
  • общие сведения об управляемых домах. Тут необходимо перечислить все характеристики дома, включая его адрес, год, серию и тип постройки, кадастровый номер, конструктивные и технические особенности, уровень благоустройства, количество этажей, квартир, состояние инженерных и канализационных систем, площадь жилых и нежилых помещений, а также земельного участка, входящих в состав общего имущества МКД;
  • информация о выполняемых работах и оказываемых услугах (с указанием их стоимости), которые относятся к содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД;
  • информация о коммунальных услугах и их поставщиках, тарифах и нормативах потребления;
  • сведения об использовании общего имущества МКД;
  • информация о капитальном ремонте общего имущества МКД. Здесь нужно отметить, что данная информация раскрывается управляющей компанией, если она выбрана в качестве исполнителя капремонта по решению общего собрания жильцов дома на основании договора управления. Если же проведением и сборами на капремонт занимается региональный оператор и средства оседают на его счете, то управляющая компания никаких сведений не публикует;
  • данные о проведенных общих собраниях жильцов дома с размещением итогов их голосования, результатов решений и протоколов ОСС;
  • годовой отчёт управляющей компании об исполнении своих обязательств по договору управления;
  • данные о случаях привлечения управляющей компании или должностного лица к устным выговорам, письменным предписаниям, штрафам или дисквалификации за нарушения лицензионных требований в сфере управления многоквартирными домами (если таковые имеются). Сюда же нужно приложить копии документов о применении мер административного воздействия. Также важно указать, какие меры были приняты самой управляющей компанией для устранения этих нарушений.

Где нужно размещать информацию по Стандарту

Для этого также определены обязательные источники:

  • официальный сайт Реформа ЖКХ
  • сайт УК
  • информационный стенд в офисе компании

Информация, которая размещается во всех этих источниках по формам раскрытия, утвержденным Минстроем, должна быть доступной и храниться в течение 5 лет. Для старшего поколения, которое не умеет пользоваться интерактивными ресурсами, как раз и предусмотрены печатные формы на информационных стендах в офисе компании.

Годовой отчёт управляющая компания должна размещать ежегодно в первом квартале, следующем за предыдущим отчётным периодом. То есть до 31 марта 2016 года вам уже предстоит представить свой годовой отчёт за 2015 год. Подробнее об этом вы можете прочитать в первой и второй частях цикла статей, посвященных данной теме.

Если в деятельности управляющей компании произошли какие-то перемены, то их нужно отразить на официальных сайтах в Интернете в течение 7 рабочих дней со дня изменения и на информационных стендах – в течение 10 рабочих дней. Если в управление УК перешел новый дом, то организации необходимо в течение 30 дней со дня заключения договора управления отразить эту информацию во всех требуемых законом источниках.

Как отвечать на запросы населения

Граждане могут направлять письменные запросы обычной или электронной почтой в адрес своей управляющей компании, чтобы получить сведения о ее деятельности или своем доме. Управляющая компания, в свою очередь, должна отвечать на эти запросы граждан в течение 10 рабочих дней со дня поступления запроса. Все запросы, полученные обычной или электронной почтой, хранятся УК в течение 5 лет.

В электронном ответе управляющая компания должна продублировать текст самого запроса, а также предоставить запрашиваемую информацию. Обязательно укажите ФИО и должность сотрудника УК, который отвечал на запрос.

Если запрос поступил к вам по обычной почте, то его необходимо зарегистрировать в день поступления, присвоить ему регистрационный номер и проставить штамп УК. В письменном ответе необходимо указать ту же самую информацию, что и в электронном виде.

Читайте также:
Закон о запрете пропаганды нетрадиционных отношений: содержание

Гражданин, который направляет вам письменный запрос, должен указать название вашей управляющей компании, свои ФИО, почтовый адрес, изложить суть своего обращения, а также указать желаемый способ получения ответа: посредством почтового отправления или выдачи лично на руки.

Ответственность

По закону управляющие компании должны сообщать по запросу сосбтвенников помещений в МКД адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация. Если управляющая компания отказывается предоставить информацию по запросу жильцов МКД, то это может быть обжаловано в судебном порядке.

Если у вас в полной мере раскрыта информация во всех требуемых законодательством источниках, то при поступившем к вам устно, обычной или электронной почтой запросе, вы можете просто указать в своем ответе адрес, где можно получить все сведения. Им может быть адрес вашего сайта в Интернете. (о том, как создать свой сайт, читайте в нашей статье)

Управляющие компании, которые не соответствуют Стандарту раскрытия информации, будут оштрафованы по статьям 7.23.3. и 14.1.3. КоАП РФ на сумму от 50 до 500 тысяч рублей. За грубые или повторные нарушения лицензионных требований грозит дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет (подробности в нашей статье).

Если у вас возникают какие-либо сложности с размещением информации на сайтах Реформа ЖКХ или ГИС ЖКХ, если у вас еще нет своего сайта, обращайтесь за помощью к нам. Мы всегда рады помочь с решением вашей проблемы!

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор

Обязанность управляющей компании по раскрытию информации – RSS

Обязанность управляющей компании по раскрытию информации

  • Преобразовать Обязанность управляющей компании по раскрытию информации в DOC
  • Преобразовать Обязанность управляющей компании по раскрытию информации в PDF

Обязанность управляющей компании по раскрытию информации

Управляющими компаниями (далее- УК) предоставляются услуги по содержанию и обслуживанию многоквартирного дома.

В связи с этим, на федеральном уровне приняты правовые нормы, в соответствии с которыми УК должны предоставлять информацию о своей активности. Данная обязанность ложиться не только на УК, но и на жилищные кооперативы и товарищества собственников жилья.

Пунктом 11 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) определено, что УК обязана каждый год предоставлять отчет о проделанных мероприятиях и о затраченных средствах. Помимо этого, для того, чтобы фирмы не составляли отчетность лишь формально, п. 10 ст. 161 ЖК РФ утверждена обязанность по раскрытию информации согласно стандарту. Законодательством разработан правовой акт, который регулирует процедуру, способы и сроки предоставления сведений управляющими компаниями- «Стандарт раскрытия информации управляющими компаниями» и утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.10 № 731 (далее- Постановление № 731). Стандарт включает в себя не только информационные сведения о хозяйственной деятельности, финансовых затратах, но и о самой компании.

Для реализации п. 3 Постановления № 731, сведения, предоставляемые фирмой, должны включать указанную информацию: точное название управляющей компании; сведения о пройденном лицензировании; адрес месторасположения главного офиса; фамилия, имя, отчество руководителя и специалистов; контактные данные, по которым можно оперативно связаться; график приема жильцов; список многоквартирных домов, которыми управляет фирма в настоящее время с адресами, числом квартир, датой возведения дома, числом этажей, степенью благоустроенности, отличительными параметрами; информация о домах, которые были раньше в управлении, и причины расторжения договора; сведения о привлечении сотрудников управляющей фирмы к административному наказанию за ненадлежащее выполнение порученных функций. Помимо этого, финансовая организация должна предоставить сведения материального характера, а именно: главные критерии финансовой работы, к которым относятся ежегодные отчеты и баланс; информация о доходах, приобретенных в результате управляющей деятельности; расходы, которые были направлены на выполнение ремонта либо покупку материалов; расценки и тарифные планы на коммунальные услуги и различные виды работ.

УК обязана также разместить следующие сведения: список осуществляемых услуг; о произведенной деятельности; пользовании имуществом многоквартирного дома; фирмах, снабжающих энергией, газом, водой, а также о времени осуществления капитального ремонта; числе организованных собраний владельцев квартир; отчете, который базируется на основе договора управления.

Процедура раскрытия сведений установлена п. 5 Постановления № 731, где оговорено, что информация поступает в общий доступ посредством: публикации на официальном интернет-портале, который организован муниципальным органом для этих целей; публикации информации на официальном сайте управляющей фирмы, которая обязана иметь собственный портал; опубликования информации на сайте местной администрации; публикации в печатном издании, которое сотрудничает с муниципалитетом; демонстрацию стендов, которые расположены в офисе управляющей компании.

Владельцы квартир в многоквартирном доме имеют право знакомиться с информацией в любой момент, а не только в период опубликования ежегодной отчетности. Таким образом, проживающее в доме лицо, может направить запрос в письменном или электронном виде для получения списка оказываемых услуг, прейскуранта и так далее. Если лицо запрашивает информацию, которая имеется в открытом доступе, то управляющая компания обладает правом не копировать ее в ответном письме, а лишь предоставить информацию о том, где и в каком порядке можно ознакомиться с интересующими сведениями.

Поскольку новые клиенты имеют право знать о ранее осуществляемой деятельности, все данные об УК должны сохраняться не меньше чем 5 лет, при этом информация должна регулярно обновляться.

В соответствии с п. 9 Постановления №731, организация должна разместить информацию об обслуживании конкретного многоквартирного дома в течение тридцати суток с момента подписания договора об управлении, сведения о финансовых и хозяйственных работах должны опубликовывать каждые 3 месяца, как минимум. При этом ответные письма на обращения владельцев квартир должны быть посланы в течение 5 рабочих дней, а при электронном обращении — 10 дней.

Список предоставляемых услуг должен регулярно отображаться на информационном стенде, с учетом последних изменений. В соответствии с законодательством, изменение должно быть отображено на информационном стенде в течение 10 дней. Новые изменения должны быть произведены: на главном портале — 7 суток; периодические печатные издания — 30 суток. Законодательные изменения, в соответствии с которыми УК обязаны предоставлять информацию на основании Стандарта, произошли в 2010 году, но многие организации в своей работе допускают значительные нарушения, скрывая сведения о своем функционировании.

Читайте также:
Как сделать парковку во дворе по закону

За такие нарушения, Кодекс об административной ответственности предусматривает штрафные санкции, которые могут быть наложены как на конкретного сотрудника, так и на компанию в целом.

Предоставление услуг по содержанию квартирного дома управляющей фирмой включает не только комплекс работ, но и оплачивание взносов каждый месяц. Конечно, владельцам квартир хочется знать, что обязана осуществлять УК и на что идут уплаченные денежные средства. По этой причине на федеральном уровне приняты правовые нормы, в соответствии с которыми управляющие организации должны предоставлять информацию о своей активности. Такая обязанность ложится не только на УК, но также и на жилищные кооперативы и товарищества собственников жилья.

Законодательное регулирование вопроса

В соответствии с п. 11 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая компания обязана каждый год демонстрировать отчет о проделанных мероприятиях и о затраченных средствах. Помимо этого, для того, чтобы фирмы не составляли отчетность лишь формально п. 10 ст. 161 ЖК РФ утвердил обязанность по раскрытию информации согласно стандарту. Иначе говоря, законодательством разработан правовой акт, который регулирует процедуру, способы и сроки предоставления сведений управляющими компаниями. Этот акт получил название «Стандарт раскрытия информации управляющими компаниями» и утвержден Правительством РФ. Стандарт включает в себя не только информационные сведения о хозяйственной деятельности и о финансовых затратах, но и о самой компании.

Какие данные подлежат оглашению Учитывая то, что список услуг и осуществляемых работ у всех одинаков, и фирмы, как правило, крайне редко придумывают что-либо иное, но все же существенные различия в их работе все равно находятся. Для владельцев квартир в многоквартирном доме есть перечень критериев, которые помогут оценить работу фирмы согласно Стандарту.

Для реализации пункта 3 Постановления №731 сведения, предоставляемые фирмой, должны включать указанную информацию: точное название управляющей компании; сведения о пройденном лицензировании; адрес месторасположения главного офиса; фамилия, имя, отчество руководителя и главных специалистов; контактные данные, по которым можно оперативно связаться; график приема; список многоквартирных домов, которыми управляет фирма в настоящее время с адресами, числом квартир, датой возведения, числом этажей, степенью благоустроенности, отличительными параметрами; информация о домах, которые были раньше в управлении, и причины расторжения договора; сведения о привлечении сотрудников управляющей фирмы к административному наказанию за ненадлежащее выполнение порученных функций. Финансовая Помимо этого организация должна предоставить сведения материального характера, а именно: главные критерии финансовой работы, к которым относятся ежегодные отчеты и баланс; информация о доходах, приобретенных в результате управляющей деятельности; расходы, которые были направлены на выполнение ремонта либо покупку материалов; расценки и тарифные планы на коммунальные услуги и различные виды работ.

По содержанию и ремонту дома

Безусловно, организация обязана также разместить сведения о: списке осуществляемых услуг; произведенной деятельности; пользовании имуществом многоквартирного дома; фирмах, снабжающих энергией, газом, водой. Другое Фирма также должна сообщать о: времени осуществления капитального ремонта; числе организованных собраний владельцев квартир; отчете, который базируется на основе договора управления. Порядок и форма предоставления Процедура раскрытия сведений установлена пунктом 5 Стандарта, где оговорено, что информация поступает в общий доступ через:

публикации на официальном интернет-портале, который организован муниципальным органом для этих целей; публикации информации на официальном сайте управляющей фирмы, которая обязана иметь собственный портал; опубликования информации на сайте местной администрации; публикации в печатном издании, которое сотрудничает с муниципалитетом; демонстрацию стендов, которые расположены в офисе управляющей компании. Важно подчеркнуть, что владельцы квартир в многоквартирном доме имеют право знакомиться с информацией в любой момент, а не только в период опубликования ежегодной отчетности. Таким образом, проживающее в доме лицо, может направить запрос в письменном или электронном виде для получения списка оказываемых услуг, прейскуранта и так далее. Стоит отметить, что если лицо запрашивает информацию, которая имеется в открытом доступе, то управляющая компания обладает правом не копировать ее в ответном письме, а лишь предоставить информацию о том, где и в каком порядке можно ознакомиться с интересующими сведениями. Сроки информирования Как показывает статистика, при прохождении лицензирования для последующего управления многоквартирными домами, фирма предполагает много лет осуществлять работу в жилищной сфере, иногда меняя клиентуру, которая предпочла перейти в товарищество собственников жилья или жилищный кооператив. Поскольку новые клиенты имеют право знать о ранее осуществляемой деятельности, все данные об управляющей компании должны сохраняться не меньше чем 5 лет, при этом информация должна регулярно обновляться. В соответствии с пунктом 9 Постановления организация должна разместить информацию об обслуживании конкретного многоквартирного дома в течение тридцати суток с момента подписания договора об управлении. Сведения о финансовых и хозяйственных работах должны опубликовывать каждые 3 месяца как минимум. При этом ответные письма на обращения владельцев квартир согласно Постановлению должны быть посланы в течение 5 будних дней, а при электронном обращении — 10 дней. Список предоставляемых услуг должен регулярно отображаться на стенде с учетом последних изменений. В соответствии с законодательством изменение должно быть отображено на информационной вывеске в течение 10 дней. Новые изменения должны быть произведены: на главном портале — 7 суток; периодические печатные издания — 30 суток. Последствия нарушения стандарта Законодательные изменения, в соответствии с которыми управляющие компании обязаны предоставлять информацию на основании Стандарта, произошли в 2010 году, но многие организации в своей работе допускают значительные нарушения, скрывая сведения о своем функционировании. За такие нарушения предусмотрена серьезная ответственность. А именно, Кодекс об административной ответственности РФ установил штрафы в размере от 30 до 200 тысяч рублей, которые могут быть наложены как на конкретного сотрудника, так и на компанию в целом. Помимо всего, регулярно осуществляется надзор в лице прокуратуры и жилищной инспекции. Если в ходе проверки будут выявлены грубые нарушения, то организация может лишиться лицензии через судебное разбирательство.

Читайте также:
Открытие кальянной: закон о курении

Закон о раскрытии информации управляющих компаний

Про необходимость раскрытия информации управляющей организацией в настоящее время идет довольно много обсуждений. Практика раскрытия информации не лишена здравого смысла и прописана во многих нормативных актах. Однако довольно часто эта процедура носит скорее формальный характер(при отсутствии реальной ответственности за предоставление недостоверных сведений), чем предоставление качественных отчетов.

Общие принципы раскрытия информации

Подход законодателя основан на том, что управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации:

— об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности;

— об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, – о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости;

— о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе (п. 10.1 ст. 161 ЖК РФ).

Стоит подчеркнуть, что «обеспечить свободный доступ к информации» не равняется обязанности предоставить любому обратившемуся жителю бухгалтерский баланс на бумаге, заверенный печатью и подписью управляющей организации. Речь идет исключительно про раскрытие информации на сайте ГИС ЖКХ (именно он подразумевается под словом «Система»).

Если на сайте ГИС ЖКХ информацию раскрывать нужно, то сайт Реформа ЖКХ https://www.reformagkh.ru/ полностью ушел в прошлое. А сам Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере многоквартирных домов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 № 731 – утратил силу и не применяется (на основании Постановления Правительства РФ от 29.07.2022 № 1136 Стандарт № 731 признан утратившим силу).

При этом управляющая организация, ТСЖ или ЖСК не вправе ограничивать доступ к раскрываемой информации собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, а также обязаны обеспечить сохранность раскрываемой информации в местах ее размещения. Но носитель с информацией, утратившей свою актуальность, хранению не подлежит (п. 33 Порядка осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, далее – Правила № 416).

В случае если запрашиваемая информация затрагивает интересы неопределенного круга лиц и, по мнению управляющей организации, раскрыта в необходимом объеме установленным способом, является актуальной на момент рассмотрения запроса (обращения), то допускается,не предоставляя запрашиваемую информацию, сообщить место ее размещения (п. 34 Правил № 416).

Итак, информация раскрывается исключительно путем ее размещения в тех местах, где это определено в законе и без предоставления каких-либо копий документов (включая их заверение) заинтересованным лицам.

Места для раскрытия информации

Правила № 416 выделяют места для раскрытия информации, исходя из двух случаев: при управлении многоквартирным домом управляющей организацией или же ТСЖ (ЖСК).

  1. В случае управлении многоквартирным домом управляющей организацией информация раскрывается:

а) на вывесках, расположенных у входа в представительство управляющей организации;

б) на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом;

в) на информационных стендах (стойках) в представительстве управляющей организации;

г) на официальном сайте ГИС ЖКХ https://dom.gosuslugi.ru/;

  1. В случае управлении многоквартирным домом ТСЖ (ЖСК)информация раскрывается:

а) на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом

б) на официальном сайте ГИС ЖКХ https://dom.gosuslugi.ru/

В случае изменения информации она подлежит актуализации и раскрытию в течение 3 рабочих дней со дня изменения (п. 31 и 32 Порядка № 416).

Состав раскрываемой информации

Состав раскрываемой информации можно сгруппировать по двум блокам: оффлайн и онлайн.

Вывески, доски объявлений и стенды – это раскрытие информации оффлайн. В числе прочего для управляющих компаний и ТСЖ она включает:

— наименование (фирменное наименование) управляющей организации или ТСЖ/ЖСК;

— ее адрес местонахождения;

— контактные телефоны, адрес электронной почты;

— режим работы управляющей организации;

— телефоны аварийно-диспетчерских служб и аварийных служб ресурсоснабжающих организаций;

— уведомления о предстоящих работах, проверках оборудования, восстановительных работах, иных мероприятиях, которые могут повлечь неудобство для собственников и пользователей помещений;

-уведомления об изменении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги.

Управляющие компании на информационных стендах (стойках) в представительстве управляющей организации дополнительно раскрывают:

— данные о лицензии;

-пошаговую инструкцию о порядке установки индивидуального прибора учета;

-информацию о сроках внесения платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения такой платы;

— информацию об органе государственного жилищного надзора (функции, наименование, адрес, контактный телефон, фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителя);

-сведения о нормативах потребления коммунальных услуг и нормативах потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

— информационную памятку о правилах безопасного использования газа в быту, информация об обязанности потребителя заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования;

— информационную памятку, содержащую сведения о составе ежемесячной платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, контактные телефоны лиц, ответственных за начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

— образцы заполнения заявок, жалоб и иных обращений граждан и организаций;

— стенд с перечнем предлагаемых управляющей организацией работ и услуг;

— сведения о местах накопления отходов, сбора (в том числе раздельного сбора) отходов I-IV классов опасности;

— информацию о правилах обращения с отходами I-IV классов опасности, порядке осуществления раздельного сбора отходов;

— информационную памятку о правилах безопасного использования ртутьсодержащих ламп и приборов (п. 31 Правил № 416).

Для управляющей организации требования по раскрытию информации – шире, больше памяток и информационных сообщений должно размещаться непосредственно в офисе.

Что касается ГИС ЖКХ, то Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ утверждены Приказом Минкомсвязи РФ, Минстроя России от 29.02.2016 № 74/114/пр, который является обязательным, как для управляющих организаций, так и для ТСЖ.

Читайте также:
Срок действия расписки по закону РФ

Для реализации требований закона по ГИС ЖКХ целесообразно использовать специально разработанные модули, позволяющие синхронно выгружать информацию на принципе IT-автоматизма. Преимущества такого подхода:

— автоматический двусторонний обмен данными с ГИС ЖКХ;

— массовая загрузка данных с помощью шаблонов в формате Excel;

— обмен информацией с внешними информационными системами;

-автоматическое раскрытие информации на сайте УК или ТСЖ;

— возможность схематичного представления структуры данных в ГИС ЖКХ;

— анализ качества и полноты размещенной информации.

Автоматизация данного процесса позволяет раскрывать информацию управляющей организацией с учетом всей полноты требований закона, быстро и эффективно.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

Закон о раскрытии информации управляющих компаний

от 23 сентября 2010 года N 731

(с изменениями на 27 марта 2018 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2022 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2022 года N 1136
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2014 года N 988 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.10.2014, N 0001201410010023) (изменения вступили в силу с 1 декабря 2014 года);

2. Установить, что организации, осуществляющие на день вступления в силу настоящего постановления деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании заключенных в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договоров управления многоквартирным домом, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержденным настоящим постановлением стандартом в течение 2 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 сентября 2010 года N 731

Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами

(с изменениями на 27 марта 2018 года)

1. Настоящий документ устанавливает требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее соответственно – управляющие организации, договор управления), товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора управления (далее соответственно – товарищество, кооператив, информация).

Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.

3. Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 14 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 232, применяется со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. – См. предыдущую редакцию)

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

Читайте также:
Многодетная семья: определение по закону

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

3_1. Информация, предусмотренная подпунктами “в” – “и” пункта 3 настоящего документа, раскрывается в отношении каждого многоквартирного дома, управление которым осуществляет управляющая организация, товарищество или кооператив.

4. Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке.

5. Управляющими организациями информация раскрывается путем:

а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:

сайт управляющей организации;

сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;

(подпункт в редакции, введенной в действие с 28 июня 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 459, – см. предыдущую редакцию)

5_1. Товариществами и кооперативами информация раскрывается путем:

а) обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива:

сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность;

6. Информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте “а” пункта 5 и подпункте “а” пункта 5_1 настоящего постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.

Раскрытие информации путем ее опубликования в сети Интернет и взаимодействие уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных органов местного самоуправления с управляющими организациями, товариществами и кооперативами при раскрытии информации путем ее опубликования в сети Интернет осуществляются в соответствии с регламентом, утверждаемым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны сообщать по запросу потребителей – граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме (далее потребитель), адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация.

Абзац утратил силу с 1 сентября 2012 года – постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 года N 845. – См. предыдущую редакцию.

Раскрытие управляющими организациями, товариществами и кооперативами информации на сайтах в сети Интернет, указанных в подпункте “а” пункта 5 и подпункте “а” пункта 5_1 настоящего документа, осуществляется по формам раскрытия указанными организациями информации, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

8. Раскрытие управляющей организацией, товариществом и кооперативом информации осуществляется по формам, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Указанные формы должны предусматривать детализацию видов информации, предусмотренных пунктом 3 настоящего документа, обеспечивающую реализацию собственниками помещений в многоквартирном доме правомочий собственников в полном объеме.

9. Обязанность по раскрытию информации, предусмотренной подпунктами “а” – “ж” и “к” пункта 3 настоящего документа, возникает:

для управляющей организации – не позднее 30 дней со дня заключения договора управления;

для товарищества и кооператива – не позднее 30 дней со дня его государственной регистрации.

9_3. Информация, предусмотренная подпунктом “и” пункта 3 настоящего документа, раскрывается ежегодно, в течение I квартала текущего года за предыдущий год, в котором управляющая организация, товарищество, кооператив осуществляли управление многоквартирным домом.

ПП РФ № 731 О раскрытии информации организациями

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731
«Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»

С изменениями и дополнениями от:
10 июня 2011 г., 6 февраля, 21 августа 2012 г., 22 июля 2013 г., 25 февраля, 26 марта, 27 сентября 2014 г.

На основании части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

2. Установить, что организации, осуществляющие на день вступления в силу настоящего постановления деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании заключенных в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договоров управления многоквартирным домом, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержденным настоящим постановлением стандартом в течение 2 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Москва
23 сентября 2010 г.
№ 731

Стандарт
раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами
(утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731)

С изменениями и дополнениями от:

10 июня 2011 г., 6 февраля, 21 августа 2012 г., 22 июля 2013 г., 25 февраля, 26 марта, 27 сентября 2014 г.

1. Настоящий документ устанавливает требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее соответственно — управляющие организации, договор управления), товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора управления (далее соответственно — товарищество, кооператив, информация).

Читайте также:
Является ли суббота рабочим днем по закону

Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.

Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2014 г. N 988 пункт 3 настоящего Стандарта изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 декабря 2014 г.

3. Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг;

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2014 г. N 988 настоящий Стандарт дополнен пунктом 3.1, вступающим в силу с 1 декабря 2014 г.

3.1. Информация, предусмотренная подпунктами «в» — «и» пункта 3 настоящего документа, раскрывается в отношении каждого многоквартирного дома, управление которым осуществляет управляющая организация, товарищество или кооператив.

4. Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке.

5. Управляющими организациями информация раскрывается путем:

а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:

  • сайт управляющей организации;
  • сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;

б) опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее — официальные печатные издания), в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет;

в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;

г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

5.1. Товариществами и кооперативами информация раскрывается путем:

а) обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива:

  • сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность;
Читайте также:
Новый закон о третейских судах и арбитраже

б) размещения информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме (далее — информационные стенды);

в) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности — также в электронном виде.

6. Информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте «а» пункта 5 и подпункте «а» пункта 5.1 настоящего постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.

Раскрытие информации путем ее опубликования в сети Интернет и взаимодействие уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных органов местного самоуправления с управляющими организациями, товариществами и кооперативами при раскрытии информации путем ее опубликования в сети Интернет осуществляются в соответствии с регламентом, утверждаемым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны сообщать по запросу потребителей — граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме (далее — потребитель), адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация.

Раскрытие управляющими организациями, товариществами и кооперативами информации на сайтах в сети Интернет, указанных в подпункте «а» пункта 5 и подпункте «а» пункта 5.1 настоящего документа, осуществляется по формам раскрытия указанными организациями информации, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

7. Управляющая организация обязана размещать на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации и сообщать по запросу потребителей адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация, а также наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация. Товарищество и кооператив обязаны размещать на информационных стендах адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация.

8. Раскрытие управляющей организацией, товариществом и кооперативом информации осуществляется по формам, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Указанные формы должны предусматривать детализацию видов информации, предусмотренных пунктом 3 настоящего документа, обеспечивающую реализацию собственниками помещений в многоквартирном доме правомочий собственников в полном объеме.

9. Обязанность по раскрытию информации, предусмотренной подпунктами «а» — «ж» и «к» пункта 3 настоящего документа, возникает:

  • для управляющей организации — не позднее 30 дней со дня заключения договора управления;
  • для товарищества и кооператива — не позднее 30 дней со дня его государственной регистрации.

9.3. Информация, предусмотренная подпунктом «и» пункта 3 настоящего документа, раскрывается ежегодно, в течение I квартала текущего года за предыдущий год, в котором управляющая организация, товарищество, кооператив осуществляли управление многоквартирным домом.

Пп. 10-14 утратили силу с 1 декабря 2014 г.

15. Информация, подлежащая раскрытию управляющей организацией, товариществом и кооперативом путем размещения на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени управляющей организации. Информационные стенды (стойки) должны располагаться в доступном для посетителей месте и оформляться таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией товарищества и кооператива.

Управляющие организации, товарищества и кооперативы хранят копии материалов, размещаемых на информационных стендах (стойках) в помещении соответствующей организации (включая все обновления), в течение 5 лет.

16. Изменения, внесенные в раскрытую информацию, подлежат опубликованию в тех же источниках, в которых первоначально была опубликована соответствующая информация, в следующие сроки:

а) на официальном сайте в сети Интернет, указанном в подпункте «а» пункта 5 и подпункте «а» пункта 5.1 настоящего документа, — в течение 7 рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений;

б) в официальных печатных изданиях — в течение 30 дней со дня изменения соответствующих сведений;

в) на информационных стендах — в течение 10 рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений.

17. Раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде.

В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.

18. Предоставление информации по запросу, поступившему в электронной форме, осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом по адресу электронной почты потребителя в течение 10 рабочих дней со дня поступления запроса.

19. Ответ на запрос в электронном виде должен содержать текст запроса потребителя, запрашиваемую информацию, фамилию, имя, отчество и должность сотрудника управляющей организации или индивидуального предпринимателя, члена правления или председателя правления товарищества или кооператива, направляющих информацию потребителю.

20. Принятые в электронном виде запросы, а также полученные письменные запросы и копии ответов потребителям хранятся управляющей организацией, товариществом и кооперативом соответственно на электронном и бумажном носителях не менее 5 лет.

21. Предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, органов управления товарищества или кооператива, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе.

22. Письменный запрос, поступивший в адрес управляющей организации, подлежит регистрации в день его поступления с присвоением ему регистрационного номера и проставлением штампа соответствующей управляющей организации.

23. В письменном запросе, подписанном потребителем, указываются управляющая организация, товарищество или кооператив, в адрес которых направляется запрос, фамилия, имя и отчество (наименование юридического лица) потребителя, излагается суть заявления, а также в случае направления письменного запроса управляющей организации указывается почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, и способ получения информации (посредством почтового отправления или выдачи лично потребителю).

Читайте также:
Закон о личном пространстве человека

Закон о цифровом нотариате: ключевые изменения

С 29 декабря 2019 года нотариус вправе отказать в совершении исполнительной надписи, если у него есть основания полагать, что она может быть использована в целях легализации преступных доходов или финансирования терроризма (ст. 48 Основ законодательства о нотариате). Член правления Федеральной нотариальной палаты, нотариус г. Москвы Александра Игнатенко рассказала, что в случае несогласия с таким отказом его можно обжаловать в судебном порядке. «Также необходимо иметь в виду: отказ нотариуса в совершении исполнительной надписи не лишает кредитора возможности взыскать долг в суде», – добавила Игнатенко.

Также нотариус теперь вправе при совершении исполнительной надписи о взыскании задолженности или об истребовании имущества по нотариально удостоверенному договору займа требовать подтверждения перечисления денег или передачи вещей (ст. 91.1 Основ законодательства о нотариате). «Это сделано в целях устранения условий для совершения нотариусом исполнительной надписи по договорам, реализующим мошеннические схемы», – сообщила Игнатенко.

Взыскание задолженности в бесспорном порядке с 29 декабря 2019 года возможно на основании двух новых документов:

  • исполнительной надписи нотариуса в отношении договоров об оказании услуг связи – в случае неисполнения обязательств по оплате услуг в установленные сроки;
  • договоров поручительства, предусматривающих солидарную ответственность поручителя по кредитному договору, – если в соответствующем договоре есть пункт о возможности взыскания задолженности по исполнительной надписи нотариуса.

«Это дополнение реализует пожелания бизнеса, заявленные в концепции программы «Цифровая экономика», – рассказала Игнатенко.

Это актуально, когда в совершении сделки участвуют лица из разных городов или регионов. После 29 декабря 2022 года они смогут одновременно прийти в выбранные нотариальные конторы и удостоверить сделку. Каждый нотариус подготовит все обязательные процедуры: проведет правовую экспертизу, установит волю, осознанность и добровольность действий, разъяснит юридическую суть и последствия сделки, создаст проект договора в электронной форме. Стороны в присутствии нотариуса подпишут экземпляр договора в электронной форме и на бумаге. Бумажный вариант документа останется в нотариальной конторе. Затем нотариусы подпишут экземпляры сделки электронными подписями. Если это предусмотрено договором, то один из них отправит документы на госрегистрацию.

Договор, удостоверенный двумя и более нотариусами, считается заключенным в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Все сделки с привлечением двух и более нотариусов будут занесены в специальный реестр ЕИС нотариата.

Нотариальный тариф взыщет каждый нотариус. Отвечать за причиненный по их вине вред вследствие признания сделки недействительной нотариусы будут солидарно.

При удостоверении договора об отчуждении объектов недвижимости хотя бы один из нотариусов должен осуществлять свою деятельность в субъекте РФ, где эта недвижимость находится.

«При удостоверении сделок двумя и более нотариусами сокращаются транспортные расходы и временные затраты на посещение нотариуса, находящегося в другом регионе. Вместе с тем такой способ удостоверения сделок потребует доработки ЕИС и обучения нотариусов», – рассказала Игнатенко.

После 29 декабря 2022 года нотариус сможет устанавливать личность гражданина, его представителя или представителя юрлица посредством Единой биометрической системы. Это будет актуально при отсутствии документа, удостоверяющего личность гражданина, или при наличии сомнений в личности гражданина, предъявившего такой документ.

Единая биометрическая система создана Центральным банком и предназначена для обработки биометрических персональных данных, включая их сбор, хранение, проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина (ст. 14.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Нотариальные действия после 29 декабря 2022 года можно будет совершить без личной явки к нотариусу – через ЕИС нотариата, в том числе посредством портала «Госуслуги». Для этого потребуется усиленное электронной подписью заявление с приложением в электронной форме необходимых документов. ФНП передаст поступившее заявление и прилагаемые к нему документы нотариусу, заявившему в автоматическом режиме о готовности удаленно совершить соответствующее нотариальное действие. Тот должен проинформировать заявителя о стоимости совершения этого действия и указать реквизиты для оплаты.

Не позднее чем через пять рабочих дней со дня получения нотариусом информации, подтверждающей оплату, заявителю будет направлен нотариальный документ или мотивированное постановление об отказе. По просьбе заявителя он может быть выдан на бумаге. В ЕИС нотариата будет вестись специальный реестр удаленных нотариальных действий.

В удаленном режиме могут быть совершены следующие нотариальные действия:

  • обеспечение доказательств;
  • принятие в депозит безналичных денег;
  • совершение исполнительной надписи;
  • принятие на хранение электронного документа;
  • получение выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества;
  • свидетельствование верности перевода;
  • передача электронных документов другим физическим или юридическим лицам.

При совершении таких нотариальных действий нет необходимости устанавливать волеизъявление лица.

С 29 декабря 2022 года появится новый вид нотариального действия – удостоверение равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом в ином формате, представленному нотариусу электронному документу.

Перевод электронного документа из одного формата в другой будет осуществляться ЕИС. Равнозначный документ будет изготавливаться нотариусом путем изменения формата представленного электронного документа и иметь ту же юридическую силу, что и представленный нотариусу электронный документ. Удостоверяя равнозначность документа, полученного в результате конвертации, нотариус подтверждает тождественность содержания этого электронного документа содержанию представленного нотариусу электронного документа. Естественно, конвертировать таким образом можно будет лишь документы одного вида (текстовые, аудио-, видео-, графические).

После 29 декабря 2022 года нотариусы начнут принимать на хранение в ЕИС нотариата электронные документы. Получить отданный ранее на хранение электронный документ можно будет у любого нотариуса на территории РФ.

«Учитывая развитие электронного документооборота, такая возможность будет востребованной. В частности, у нотариуса могут храниться авторские произведения, что позволит зафиксировать авторские права на момент сдачи документа на хранение», – считает Игнатенко.

Такие сведения уже сейчас предоставляются по запросу заявителя, сформированному на официальном сайте Федеральной нотариальной палаты. Для их получения необходимо указать данные наследодателя – поиск наследственного дела производится по точному совпадению фамилии, имени, отчества. Дату рождения и смерти указывать полностью не нужно. В результате поиска предоставляются сведения о номере наследственного дела и о нотариусе, его открывшем (адрес и телефон нотариальной конторы, адрес электронной почты), либо сведения об отсутствии открытого наследственного дела.

Читайте также:
Шумные соседи сверху: методы борьбы по закону

Речь идет об удостоверяемой сделке (включая доверенность), свидетельстве, протесте векселя, исполнительной надписи, обеспечивающем доказательства документе, а также документе, время предъявления которого удостоверено нотариусом.

Машиночитаемая маркировка будет формироваться средствами ЕИС и наноситься на нотариальный документ на бумажном носителе. Она позволит лицу, в чьем распоряжении будет такой документ, сформировать запрос к ЕИС о действительности этого нотариального документа и получить соответствующий ответ. Для проверки действительности нотариального документа по машиночитаемой маркировке будет создан специализированный публичный сервис ЕИС.

Нотариальная тайна: что такое, в чём заключается и как осуществляется её соблюдение нотариусами?

Согласно ст. 5 “Основ законодательства РФ о нотариате” – о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия – то есть все сведения, которые стали известны нотариусу в процессе совершения нотариального действия составляют “Нотариальную тайну”.

Что же такое “нотариальная тайна”?

Различные источники предлагают массу различных вариантов толкования данной правовой конструкции, а именно:

Источник №1

Российское гражданское право в 2 томах: Т. 1: «Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права» под ред. Е. А. Суханова

Тайну личной жизни можно определить как сведения (информацию) о различных сторонах индивидуальной жизнедеятельности человека, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб гражданину.

Она охватывает различные стороны индивидуальной жизнедеятельности человека (интимные стороны, привычки и наклонности, здоровье, физические и физиологические особенности, средства личного общения, совершаемые человеком юридически значимые действия, финансовые дела и т.п.).

В связи с этим право на тайну личной жизни включает в себя тайну:

– корреспонденции и телефонно-телеграфных сообщений;

– нотариальных действий;

– иных действий юрисдикционных органов;

При всем многообразии проявлений личной жизни граждан применительно к охране тайны личной жизни всех их объединяет то, что речь идет об информации конфиденциального характера, доступ посторонних лиц к которой возможен только в силу прямого указания закона, но со строгим и тщательным соблюдением оснований, условий и порядка ее получения и использования.

Источник №2

Ю. В. Афонасенко: «Нотариальное удостоверение брачного договора»

Нотариус, помощник нотариуса, работники нотариальной конторы несут ответственность за разглашение и обязаны сохранять в тайне следующие сведения:
1. Сведения, которые содержатся в удостоверяемом документе
2. Сведения, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий.

Не допускается разглашение самого факта обращения гражданина к нотариусу. Для сохранения тайны нотариального действия в момент его совершения не должны присутствовать посторонние лица (не являющиеся лицом, от имени или по поручению которого осуществляется нотариальное действие).

Источник №3

Рожнов А. А.: «Уголовная ответственность нотариусов за нарушение профессиональной тайны»

Предметом данного общественно опасного деяния являются конфиденциальная информация о содержании нотариальных действий и иные сведения, полученные нотариусом в процессе исполнения своих профессиональных обязанностей.

При этом анализ соответствующих положений Основ законодательства о нотариате позволяет сделать вывод о том, что неразглашению подлежат не только сведения, составляющие личную (семейную) или коммерческую тайну клиента, но и та информация, которая не рассматривается обращающимися за профессиональной помощью лицами как подлежащая сохранению в тайне от посторонних лиц.

Источник №4

Юлия Юрьева: «Юриспруденция и право»

Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением профессиональной деятельности, например:
1) Содержание завещаний;
2) Содержание доверенностей;
3) Сведения об отказе от наследства;
4) Содержание договора купли-продажи недвижимости и др.,
поскольку разглашение конфиденциальной информации, может привести к серьезным правовым конфликтам.

Требование оберегать тайну нотариальных действий означает, что их надлежит выполнить в присутствии только непосредственно заинтересованных лиц и по мере необходимости тех, кто оказывает им помощь: переводчиков, граждан, подписывающих документы за больных или неграмотных, и т. д.

Никто из посторонних лиц наблюдать за ходом совершения нотариального действия не должен, и обеспечивать выполнение этого условия обязан нотариус, независимо от того, совершается ли нотариальное действие на его рабочем месте или вне его.

Требование сохранения тайны распространяется не только на содержание нотариального действия, но и на факт обращения с просьбой о его совершении.

Источник №5

Иванова И. Ю.: «Право на информацию в нотариальной деятельности»

Основы законодательства РФ о нотариате содержат положения, согласно которым нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения.

Следует обратить внимание, что нотариус обязан хранить в тайне не только документированную информацию. Часто сведения, получаемые при общении с клиентом, более информационно насыщены, чем задокументированные данные, и, следовательно, необходимо тщательно соблюсти все процедурные и технические требования, чтобы сохранить их тайну, в частности освободить помещение от посторонних лиц, исключить возможность прослушивания и т.д.

Источник №6

Идрисова Л. А., Ярлыкова Е. Л., Юдина А. Б.: «Комментарий к основам законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11.02.1993 г. № 4462-1 (постатейный)

При совершении нотариальных действий, консультировании, выполнении иных видов нотариальной деятельности нотариусу и работающим в нотариальных конторах лицам становятся известными различные сведения и документы, касающиеся личных интересов граждан или деятельности юридических лиц. Такие сведения, как правило, имеют конфиденциальный характер.

В целях защиты прав и интересов клиентов нотариуса частью 2 статьи 5 установлен запрет на разглашение сведений, оглашение документов, ставших известными нотариусу в связи с выполнением своих служебных обязанностей. К таким сведениям относятся не только сведения о содержании нотариального действия, но и иные сведения, например сведения о лицах, в отношении которых совершено нотариальное действие, сведения о деятельности юридического лица, информация о стоимости продаваемого или покупаемого имущества и т.д.

Читайте также:
Закон о контролируемых иностранных компаниях

Источник №7

Безлепкин Б. Т.: «Настольная книга судьи по уголовному процессу» 2-е издание.

Нотариальная тайна – базирующееся на требовании ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате правоотношение, согласно которому нотариусу, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается допускать посторонних лиц к нотариальному производству, разглашать сведения и оглашать документы, которые стали известны в связи с совершением нотариальных действий, каковыми являются действия по удостоверению бесспорных прав граждан (например, завещать наследство, отчуждать свое имущество), по удостоверению бесспорных фактов, имеющих юридическое значение (например, инвалидность, нахождение на иждивении), по свидетельствованию документов (например, доверенность), по приданию документам (например, завещанию, договору займа) исполнительной силы, а также охранительные действия (например, принятие мер по охране наследственного имущества или наложение запрета на отчуждение имущества).

Источник №8

Крашенинников П. В.: «Гражданский кодекс Российской Федерации. Наследственное право. Постатейный комментарий к разделу V»

В свете ранее действовавшего законодательства присутствие при удостоверении документа посторонних лиц всегда вызывало определенные сомнения. К таким документам достаточно негативно относились суды, полагая, что это является нарушением тайны совершения нотариального действия и влечет его недействительность, поскольку присутствие посторонних лиц может оказать прямое либо косвенное воздействие на формирование воли обратившегося лица.

Источник №9

Репин В. С.: «Комментарий к основам законодательства Российской Федерации о нотариате»

Нотариус и сотрудники нотариальной конторы также должны соблюдать тайну совершения нотариального действия, если по их вине будет разглашено содержание нотариальных действий или содержание документов станет известно посторонним лицам, то ответственность за это несет непосредственно нотариус.

Источник № 10

Серебрякова А. А.: «Имущественные права супругов: Проблемы правоприменения»

Такое правило поведения нотариуса гарантировано Конституцией РФ (пункт 1 статьи 23) о неразглашении тайны личной жизни, семейных взаимоотношений. То есть для гражданина, заключающего, например, брачный договор, тайна его заключения относится к личной его тайне, а для нотариуса, удостоверяющего такой брачный договор, это будет профессиональная тайна.

Обязанность по сохранению тайны возлагается и на помощника нотариуса, и на работников, контролирующих деятельность нотариусов.

Для гарантий сохранения тайны нотариального действия при его совершении не должны присутствовать посторонние лица, а документы могут быть выданы только на основании специального запроса уполномоченным на то органам (органы суда, прокуратуры, следствия и другие).

В случае если нотариус умышленно разгласит сведения о нотариальном действии, на него возлагается обязанность возместить причиненный им ущерб, а в зависимости от обстоятельств разглашения возможно и привлечение к уголовной ответственности по статье 137 УК РФ “Нарушение неприкосновенности частной жизни”.

Источник №11

Письмо Федеральной Нотариальной Палаты от 10 февраля 2012 г. N 230/06-10 “Об удостоверении доверенностей”

Условия соблюдения тайны совершения нотариального действия при удостоверении доверенности. Обращается внимание на то, что лица, на имя которых выдается доверенность (представители), при нотариальном удостоверении доверенности не присутствуют, поскольку они не являются участниками рассматриваемого нотариального действия.

То же относится и к иным нотариальным действиям, в которых представители не являются участниками.

Источник №12

Важно: Нотариальная тайна, наравне с врачебной, входит в перечень конфиденциальной информации. Поэтому обязывает не разглашать детали документов или сделок.

Источник №13

Медведева И. Г.: «Настольная книга нотариуса» Т. 4. «Международное частное право, Уголовное право и процесс в нотариальной деятельности». 3-е издание

Круг вопросов, задаваемых нотариусу во время допроса, определяется обстоятельствами расследуемого преступления. Тактика допроса определяется самим следователем. Обзор практических рекомендаций по подготовке к допросу нотариуса позволяет выделить несколько блоков вопросов, выясняемых во время его допроса:

3) вопросы, направленные на выяснение обстоятельств конкретного нотариального действия, включая:

– какие документы представлялись для совершения нотариального действия, кто их представлял, кем был представлен проект документа, каким образом подписывались документы и присутствовали ли посторонние лица во время совершения нотариального действия.

Источник №14

Решение Железнодорожного районного суда Екатеринбурга от 3 июня 1996

При рассмотрении дела в Железнодорожном суде г. Екатеринбурга А. утверждала, что со стороны нотариуса не было каких-либо нарушений, в кассационной жалобе она также указала, что суд необоснованно критически отнесся к показаниям свидетеля – нотариуса П.

Решением Железнодорожного суда от 3 июня 1996 г. договор купли-продажи спорной квартиры признан недействительным как совершенный О. под воздействием насилия и угрозы. Законность и обоснованность данного решения суда подтверждена кассационной и надзорной инстанциями Свердловского областного суда. Одним из оснований признания договора купли-продажи недействительным суд указал, что во время совершения нотариального действия имело место присутствие посторонних лиц, что является нарушением законодательства.

Соответственно – любые данные (начиная от посещение нотариальной конторы вами и заканчивая выходом из помещения нотариальной конторы) являются “сведениями, составляющими нотариальную тайну”. И нотариус обязан обеспечить соблюдение и неразглашение данных сведений.

Однако, очень часто на практике можно столкнуться с такими её нарушениями и несоблюдениями, как:

1. У нотариуса есть 3-4-5 помощников – к каждому из которых подсаживается свой клиент и излагает суть своего обращения – и все остальные это слышат, видят и получают сведения, которые, согласно закону не должны быть им известны.

2. К нотариусу обращается человек с сопровождающим лицом и всё что нужно говорить сопровождающий, заместо обратившегося лица и нотариус делате документ – опять же, нарушение нотариальной тайны.

Можно выявить массу других примеров, но не об этом сейчас речь.

В связи с чем возникает вопрос: почему данный аспект нотариальной деятельности многие юристы (адвокаты) не любят афишировать и заострять на нём своё внимание, вместо того, чтобы тратить время и сила на бессмысленные споры по поводу “оплаты УПТХ”?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: