Закон о предоставлении услуг связи интернет

Федеральный закон от 02.07.2022 г. № 319-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон “О связи”

Принят Государственной Думой 17 июня 2022 года

Одобрен Советом Федерации 23 июня 2022 года

Внести в Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ “О связи” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 28, ст. 2895; 2007, № 7, ст. 835; 2010, № 7, ст. 705; № 31, ст. 4190; 2011, № 45, ст. 6333; 2012, № 31, ст. 4328; № 53, ст. 7578; 2013, № 48, ст. 6162; 2014, № 19, ст. 2302; № 30, ст. 4273; № 49, ст. 6928; 2015, № 29, ст. 4383; 2016, № 15, ст. 2066; № 27, ст. 4213; № 28, ст. 4558; 2017, № 31, ст. 4742, 4794; № 50, ст. 7557; 2018, № 53, ст. 8453, 8455; 2019, № 18, ст. 2214; № 23, ст. 2914; 2022, № 1, ст. 27, 72, 74; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 11 июня 2022 года, № 0001202106110081) следующие изменения:

1) статью 5 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

“3. Собственниками или иными владельцами линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, могут являться только российские юридические лица.”;

2) пункт 2 статьи 12 дополнить абзацем следующего содержания:

“устанавливает требования к порядку пропуска трафика в сетях передачи данных.”;

3) статью 442 изложить в следующей редакции:

“Статья 442. Мониторинг соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абонентах и сведений о пользователях услугами связи абонентов – юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, в том числе представленных лицами, действующими от имени операторов связи

1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, проводит мониторинг соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абонентах и сведений о пользователях услугами связи абонентов – юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, в том числе представленных лицами, действующими от имени операторов связи. При осуществлении указанного мониторинга могут использоваться сведения, полученные из единой системы идентификации и аутентификации, базы данных перенесенных абонентских номеров, иных определенных Правительством Российской Федерации систем.

2. Организационные и технические меры, необходимые для реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, полномочий по мониторингу соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абонентах и сведений о пользователях услугами связи абонентов – юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, в том числе представленных лицами, действующими от имени операторов связи, включая использование сведений, полученных из единой системы идентификации и аутентификации, базы данных перенесенных абонентских номеров, иных определенных Правительством Российской Федерации систем, осуществляет радиочастотная служба.”;

а) абзац первый пункта 51 после слов “(далее – технические средства противодействия угрозам)” дополнить словами “на средствах связи, обеспечивающих возможность передачи данных на пользовательское оборудование со скоростью более чем десять гигабит в секунду”;

б) дополнить пунктом 52 следующего содержания:

“52. Оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, при присоединении к его сети связи сети связи другого оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, обязан обеспечить пропуск трафика на присоединенную сеть связи через технические средства противодействия угрозам, за исключением случая, если пропуск трафика на присоединенную сеть связи через технические средства противодействия угрозам обеспечен иным взаимодействующим оператором связи.”;

в) дополнить пунктом 53 следующего содержания:

“53. Оператор связи, который оказывает абоненту-гражданину услуги связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (за исключением случаев оказания таких услуг с использованием спутниковых сетей связи), обязан без взимания платы оказывать такие услуги связи абоненту-гражданину для доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, информационным системам и программам для электронных вычислительных машин, включенным в перечень отечественных социально значимых информационных ресурсов.

В перечень отечественных социально значимых информационных ресурсов включаются официальные сайты государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, официальные сайты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, порталы государственных и муниципальных услуг, определяемые правительственной комиссией. В указанный перечень могут включаться иные сайты в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, информационные системы и программы для электронных вычислительных машин, определяемые правительственной комиссией. Положение о правительственной комиссии, ее состав и порядок принятия ею решений утверждаются Правительством Российской Федерации.

Порядок ведения уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечня отечественных социально значимых информационных ресурсов, в том числе критерии отбора сайтов в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, информационных систем и программ для электронных вычислительных машин для их включения в указанный перечень, требования к владельцам сайтов в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, информационных систем и программ для электронных вычислительных машин, включенных в указанный перечень, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Условия предоставления предусмотренных настоящим пунктом услуг связи в части доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, информационным системам и программам для электронных вычислительных машин, включенным в перечень отечественных социально значимых информационных ресурсов, устанавливаются правилами оказания услуг связи.”;

абзац второй признать утратившим силу;

абзац третий дополнить предложением следующего содержания: “Идентификация абонентов, инициирующих соединение для целей передачи голосовой информации в сети передачи данных, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.”;

дополнить абзацем следующего содержания:

“Оператор связи, участвующий в установлении телефонного соединения или соединения в сети передачи данных для целей передачи голосовой информации, обязан передавать в сеть связи другого оператора связи, участвующего в установлении таких соединений, в неизменном виде полученные абонентский номер или уникальный код идентификации.”;

абзац первый изложить в следующей редакции:

“10. При оказании услуг связи и (или) услуг по пропуску трафика оператор связи обязан проверить соблюдение требований, установленных пунктами 8 и 9 настоящей статьи, с использованием системы обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования.”;

дополнить абзацами следующего содержания:

“Оператор связи обязан прекратить оказание услуг связи и (или) услуг по пропуску трафика в свою сеть связи в случае:

Читайте также:
Федеральный закон об исполнительном производстве: статья 70

если при использовании системы обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования установлено отсутствие информации об инициировании соединения абонентом, в том числе для отправки короткого текстового сообщения (за исключением случая, если соединение инициировано с сети связи иностранного оператора связи и сопровождается нумерацией, соответствующей иностранной системе и плану нумерации);

если инициированное с сети связи иностранного оператора связи соединение, в том числе для передачи короткого текстового сообщения, сопровождается нумерацией, соответствующей российской системе и плану нумерации (за исключением случаев, если соединение инициируется абонентом российского оператора подвижной радиотелефонной связи, находящимся за пределами территории Российской Федерации);

если у оператора связи, участвующего в установлении соединения, в том числе для передачи короткого текстового сообщения, отсутствует информация об абонентском номере или уникальном коде идентификации абонента, инициировавшего это соединение.”;

е) пункт 13 изложить в следующей редакции:

“13. Для осуществления мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абонентах и сведений о пользователях услугами связи абонентов – юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, в том числе представленных лицами, действующими от имени операторов связи, оператор подвижной радиотелефонной связи обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в том числе по его запросу, в сроки, порядке, составе и формате, которые установлены Правительством Российской Федерации, следующую информацию:

о способах подтверждения сведений об абонентах и сведений о пользователях услугами связи абонентов – юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей и результатах проведенных проверок достоверности таких сведений;

сведения об абонентах и сведения о пользователях услугами связи абонентов – юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, об используемом ими пользовательском оборудовании (оконечном оборудовании);

о функционировании идентификационных модулей, используемых абонентами и пользователями услугами связи абонентов – юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей;

о местоположении радиоэлектронных средств, с помощью которых осуществляются соединения между абонентами или пользователями услугами связи;

о фактах и видах соединений, совершенных абонентами или пользователями услугами связи абонентов – юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, в том числе о фактах передачи и (или) получения голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений, сведения об объеме переданной и (или) полученной информации, датах и времени их передачи и (или) получения.”;

5) дополнить статьей 461 следующего содержания:

“Статья 461. Система обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования

1. В целях обеспечения соблюдения операторами связи обязанностей, предусмотренных пунктами 8, 9 и 10 статьи 46 настоящего Федерального закона, радиочастотная служба создает и обеспечивает функционирование и развитие системы обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования.

2. Операторы связи в целях обеспечения соблюдения обязанностей, предусмотренных пунктами 8, 9 и 10 статьи 46 настоящего Федерального закона, обязаны подключиться к системе обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования, направлять в систему обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования и получать из указанной системы сведения в сроки, порядке, составе, формате и случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, проводит мониторинг соблюдения операторами связи обязанностей, предусмотренных пунктами 8, 9 и 10 статьи 46 настоящего Федерального закона и пунктом 2 настоящей статьи, в том числе с использованием сведений, полученных из системы обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования.

4. Система обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования взаимодействует с единой системой идентификации и аутентификации, базой данных перенесенных абонентских номеров, системами операторов связи, иными определенными Правительством Российской Федерации системами.

5. Требования к системе обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования, правила функционирования и взаимодействия указанной системы с информационными системами и иными системами, в том числе с системами операторов связи, определяются Правительством Российской Федерации.”;

6) дополнить статьей 561-1 следующего содержания:

“Статья 561-1. Обязанности операторов связи, собственников или иных владельцев технологических сетей связи, собственников или иных владельцев точек обмена трафиком, собственников или иных владельцев линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации

1. Операторы связи, собственники или иные владельцы технологических сетей связи, собственники или иные владельцы точек обмена трафиком, собственники или иные владельцы линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, обязаны соблюдать требования, установленные федеральным органом исполнительной власти в области связи, к линиям связи, пересекающим Государственную границу Российской Федерации, к средствам связи, к которым подключаются указанные линии.

2. Операторы связи, собственники или иные владельцы технологических сетей связи, собственники или иные владельцы точек обмена трафиком, собственники или иные владельцы линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, обязаны направить уведомление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о выполнении требований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для включения сведений о линиях связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, и средствах связи, к которым подключаются указанные линии связи в реестр линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, и средств связи, к которым подключаются указанные линии связи.

3. Правительство Российской Федерации утверждает порядок ведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, реестра линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, и средств связи, к которым подключаются указанные линии связи, в том числе порядок направления предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи уведомления операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи, собственниками или иными владельцами точек обмена трафиком, собственниками или иными владельцами линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, порядок включения сведений о них в указанный реестр, а также перечень сведений, содержащий информацию, которая является общедоступной.

Читайте также:
Новый закон о задержке зарплаты

4. На основании уведомления, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, проводит обследование линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, и средств связи, к которым подключаются указанные линии связи.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, по результатам обследования линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, и средств связи, к которым подключаются указанные линии связи, принимает решение о включении сведений об указанных линиях связи и средствах связи в реестр линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, и средств связи, к которым подключаются указанные линии связи, или об отказе во включении сведений о них в указанный реестр.

6. Основанием для отказа во внесении сведений о линиях связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, и средствах связи, к которым подключены указанные линии связи, в реестр линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, и средств связи, к которым подключаются указанные линии связи, является несоблюдение операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи, собственниками или иными владельцами точек обмена трафиком, собственниками или иными владельцами линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, требований, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

7. Операторы связи, собственники или иные владельцы технологических сетей связи, собственники или иные владельцы точек обмена трафиком, собственники или иные владельцы линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, не вправе подключать линии связи, пересекающие Государственную границу Российской Федерации, к средствам связи и средства связи к линиям связи, пересекающим Государственную границу Российской Федерации, в случае отсутствия информации об указанных линиях связи и средствах связи в реестре линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, и средств связи, к которым подключаются указанные линии связи.”;

7) подпункт 4 пункта 8 статьи 562 дополнить абзацами следующего содержания:

“о присоединении к своим сетям связи сетей связи операторов связи;

о подключении к линиям связи пользовательского (оконечного) оборудования абонента – юридического лица либо индивидуального предпринимателя.”;

8) пункт 3 статьи 651 после слов “технические средства противодействия угрозам” дополнить словами “в соответствии с пунктом 51 статьи 46 настоящего Федерального закона”.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Подпункт “е” пункта 4 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 октября 2022 года.

3. Пункты 1, 2, подпункты “а” и “в” пункта 4, пункты 7, 8 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 декабря 2022 года.

4. Абзац третий подпункта “г” пункта 4 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 мая 2022 года.

5. Подпункт “б”, абзацы второй, третий и шестой подпункта “д” пункта 4, пункты 5 и 6 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2023 года.

6. К нормативным правовым актам Российской Федерации, устанавливающим обязательные требования и предусмотренным абзацем шестым пункта 2 статьи 12, абзацами третьим и четвертым пункта 53, абзацем третьим пункта 9, пунктом 13 статьи 46, пунктами 2, 4 и 5 статьи 461, пунктами 1 и 3 статьи 561-1 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ “О связи” (в редакции настоящего Федера

Корпоративная мобильная связь: что изменилось с июня 2022 года

Как организациям приобретать сим-карты с 1 июня 2022 года

С 1 июня 2022 года вступили в силу новые правила предоставления организациям и ИП услуг корпоративной мобильной связи (Федеральный закон от 30.12.2022 № 533-ФЗ).

В числе прочих изменений – новый порядок приобретения бизнесом через интернет корпоративных сим-карт, которые предполагается использовать в разного рода оборудовании (например, в онлайн-кассах) или в мобильных устройствах сотрудников компаний.

По новым правилам организация или ИП могут заключить договор об оказании услуг связи и приобрести корпоративные сим-карты через интернет одним из указанных ниже способов (п. 1 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»):

  • с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;
  • с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
  • с использованием простой электронной подписи, ключ которой получен при личной явке при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Раскрытие информации о корпоративных сим-картах с 1 июня 2022 года

С 1 июня 2022 года обязательным условием предоставления и получения услуг корпоративной мобильной связи является раскрытие компаниями информации о себе и своих сотрудниках, которые пользуются такой связью.

Данная информация подлежит раскрытию в единой системе идентификации и аутентификации абонентов (ЕСИА), через которую будут контролировать и мониторить все организации и ИП, заключившие договоры с операторами мобильной связи и интернета.

В целях информационной безопасности и борьбы с телефонным мошенничеством компании теперь обязаны размещать в ЕСИА, которая интегрирована с единым порталом «Госуслуги», следующую информацию (п. 1.1 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ):

  • данные о конкретном пользователе услугами связи – физическом лице, которому предоставлена корпоративная сим-карта;
  • сведения об используемом физлицом абонентском номере, выделенном оператором подвижной радиотелефонной связи;
  • сведения о наименовании самого абонента – организации либо ИП.

Сведения подаются по каждому оператору связи, с которым заключен договор. Все эти сведения абоненты вносят в ЕСИА сразу же после заключения договора с оператором связи, но до начала получения соответствующих услуг. В свою очередь оператор связи обязан проверять наличие таких сведений в системе мониторинга посредством направления запроса в ЕСИА до начала оказания услуг связи.

Если при проверке оператор связи обнаружит, что вышеуказанные сведения в ЕСИА отсутствуют или являются недостоверными, оператор обязан уведомить об этом абонента, предоставив ему срок для внесения/исправления в ЕСИА соответствующих сведений.

Читайте также:
Закон о ДДУ 214 ФЗ: полная версия

Если абонент в оговоренный с оператором срок не раскроет достоверную информацию о пользователях корпоративных сим-карт, оператор должен будет расторгнуть договор с абонентом и перестать обслуживать ранее выделенный компании абонентский номер (ст. 1 Федерального закона от 30.12.2022 № 533-ФЗ).

Раскрытие сведений о корпоративных сим-картах, используемых в оборудовании

Если корпоративная сим-карта используется организацией/ИП в применяемом оборудовании (онлайн-кассах, модемах, платежных терминалах и т.д.), то в единую систему идентификации и аутентификации должны вноситься следующие сведения (п. 2 постановления Правительства РФ от 31.05.2022 № 844):

  • об абонентском номере, используемом при функционировании пользовательского оборудования (оконечного оборудования);
  • вид и наименование пользовательского оборудования абонента, в котором используется сим-карта;
  • идентификатор пользовательского оборудования;
  • идентификационный номер налогоплательщика-абонента;
  • наименование организации или ФИО предпринимателя – владельца пользовательского оборудования;
  • наименование и основной государственный регистрационный номер (ОГРН) оператора связи, оказывающего абоненту услуги связи;
  • адрес абонента (в случае нестационарного размещения оборудования) или фактический адрес установки этого оборудования.

Порядок раскрытия сведений о корпоративных сим-картах

Сведения о корпоративных сим-картах вносятся в единую систему идентификации и аутентификации через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Внесение сведений осуществляется уполномоченным лицом абонента через учетную запись на портале «Госуслуги».

Уполномоченное компанией-абонентом физлицо вправе через портал «Госуслуги» вносить в ЕСИА и исключать из нее (п. 7 ст. 45 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»):

  • сведения об одном или нескольких абонентских номерах/их конкретных владельцах, выделенных оператором связи;
  • сведения о корпоративных сим-картах, используемых в оборудовании.

Раскрыть данные о корпоративной сим-карте необходимо еще до момента ее использования в целях получения услуг связи. А именно – не позднее 3 рабочих дней до планируемой даты начала оказания услуг связи, если иной срок не определен договором с оператором мобильной связи/интернета (п. 3 постановления Правительства РФ от 31.05.2022 № 844).

Если раскрытые сведения претерпели какие-либо изменения (например, сменился адрес использования онлайн-кассы или поменялось Ф.И.О. предпринимателя), такие изменения компания должна отразить в единой системе идентификации в течение 3 рабочих дней со дня изменения сведений.

Если корпоративные сим-карты приобретались до 1 июня 2022 года и к указанному моменту уже использовались, то раскрыть информацию о таких сим-картах компании должны не позднее 30 ноября текущего года.

В противном случае операторы связи должны будут уже 1 декабря 2022 года заблокировать корпоративные сим-карты, по которым не была раскрыта информация в ЕСИА (ст. 2 Федерального закона от 30.12.2022 № 533-ФЗ).

Памятка потребителю

Размещен: 14.11.2018 г.

Права потребителя «Интернет-услуг»

Права потребителя «Интернет-услуг»

Проблема защиты прав потребителей в отношениях, возникающих по поводу предоставления сетевых услуг возникла в наше время и затрагивает широкие слои населения.

Услуги связи, то есть, согласно статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон № 126-ФЗ), деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений, прочно закрепились в нашей жизни. Каждый человек сегодня является пользователем данных услуг, а значит лицом, заказывающим и использующим услуги.

Правоотношения между гражданами-абонентами услуг связи и операторами связи по поводу предоставления услуг доступа к информационным системам информационно – телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, регулируются Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 № 575 (далее – Правила оказания телематических услуг связи).

Для того чтобы стать пользователем, в первую очередь, необходимо заключить договор, на оказание услуг связи. После заключения договора, между Вами и оператором связи возникают правоотношения, в результате которых Вы и оператор наделяетесь правами и обязанностями по отношению друг к другу.

Обеспечение права потребителя на информацию при заключении договора на обслуживание

Оператор связи (Интернет-провайдер) обязан доводить до потребителя необходимую для заключения и исполнения договора информацию, включающую в себя: а) наименование (фирменное наименование) оператора связи, перечень его филиалов, места их нахождения и режим работы; б) реквизиты выданной провайдеру лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее – лицензия) и лицензионные условия; в) состав Интернет услуг, условия и порядок их оказания, в том числе используемые абонентские интерфейсы; г) диапазон значений показателей качества обслуживания, обеспечиваемых сетью передачи данных, в пределах которого абонент вправе установить в договоре необходимые ему значения; д) перечень и описание преимуществ и ограничений в оказании Интернет услуг; е) тарифы на Интернет услуги; ж) порядок, форма и тарифные планы для оплаты Интернет услуг; з) номера телефонов системы информационно-справочного обслуживания и унифицированный указатель информационной системы провайдера; и) перечень услуг, технологически неразрывно связанных с Интернет услугами и направленных на повышение их потребительской ценности; к) перечень мест, где абонент и (или) пользователь могут в полном объеме ознакомиться с Правилами оказания телематических услуг связи. л) перечень принимаемых на добровольной основе дополнительных обязательств провайдера перед абонентом и (или) пользователем.

Если провайдер принял на себя обязательства по борьбе со спамом, вредоносным программным обеспечением (проще говоря, вирусами) и другой информацией, запрещенной к распространению, он также обязан довести указанную информацию до абонентов и пользователей, а также сообщить о своей ответственности за ее распространение.

Потребитель вправе потребовать предоставления любой иной интересующей его дополнительной информации о предоставляемых провайдером Интернет услугах. Вся информация доводится до сведения абонента или пользователя через средства массовой информации или систему информационно-справочного обслуживания на русском языке (при необходимости на иных языках) бесплатно в наглядной и доступной форме.

Стоит отметить, что в законодательстве имеется перечень информационно-справочных услуг, которые предоставляются пользователям бесплатно и круглосуточно. Это информация об услугах, тарифах, зоне обслуживания, о состоянии лицевого счета абонента; о необходимых для пользования Интернетом настройках Вашего компьютера. Заявки о технических неисправностях со стороны пользователей должны также приниматься провайдером круглосуточно.

Если информация предоставлена ненадлежащим образом, потребитель вправе: если договор не заключен – потребовать ее надлежащего предоставления; если договор заключен – расторгнуть его и потребовать возмещения всех своих затрат, связанных с предоставлением неправильной информации.

Пользователи Интернет услугами иногда сталкиваются с такой проблемой: некоторые провайдеры самостоятельно устанавливают ограничения на посещение определенных сайтов, просмотр картинок или видеозаписей. При этом пользователей перед заключением договора об этом никто не предупредил. Достоверная информация об услуге должна быть сообщена потребителю до заключения договора, в том числе, информация о существующих ограничениях. Если провайдер о них не предупредил, то несет соответствующую ответственность.

Читайте также:
Как правильно уволиться с работы по закону

Обеспечение права потребителя на качественное обслуживание

Провайдер должен обеспечить соответствие услуг обязательным нормам законодательства, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям. В договоре с абонентом должны быть указаны технические показатели, которые характеризуют качество Интернет услуг (например, его скорость), а также определен срок и порядок устранения неисправностей провайдером.

Если в договоре оговорена определенная скорость, но на деле Интернет «тормозит» – не стоит воспринимать это как должное. Служба поддержки, должна работать и принимать заявки от Вас, как уже было сказано ранее, круглосуточно.

Если доступ в Интернет отсутствует по вине провайдера или Интернет услуги некачественные, Вы вправе требовать от провайдера по своему выбору: а) назначить провайдеру новый срок, в течение которого должны быть оказаны Интернет услуги; б) поручить оказание Интернет услуг третьим лицам за разумную цену и потребовать от провайдера возмещения понесенных расходов (например, провести наладку сети связи с помощью посторонней компании, а затем потребовать от провайдера возместить расходы); в) потребовать уменьшения стоимости Интернет услуг; г) расторгнуть договор.

Обеспечение права потребителя на безопасность передаваемой информации

Одна из главных обязанностей провайдера – обеспечение информационной безопасности. В чем это выражается?

Во-первых, провайдер обязан обеспечить соблюдение тайны связи. В частности, сведения об абоненте или пользователе могут передаваться провайдером третьим лицам только с их письменного согласия. Обратите внимание: если письменное согласие дано, сведения о Вас могут быть переданы третьим лицам. Поэтому следует внимательно читать то, что подписываете. За незаконное распространение персональных данных провайдер несет ответственность, в частности, обязан возместить материальный и моральный ущерб пострадавшему.

Во-вторых, если Вам или Вашему имуществу нанесен вред некачественной услугой, например, в сети по вине провайдера распространился вирус, который нанес вред программному обеспечению, Вы вправе требовать от провайдера компенсации нанесенного ущерба.

В свою очередь, абонент обязан предпринимать меры по защите компьютера от вирусов, препятствовать распространению спама и вирусов со своего компьютера, использовать исправное оборудование, ну и, конечно же, оплачивать услуги связи.

Оплата Интернет-услуг

Оплата оказанных Интернет услуг может осуществляться по абонентской, повременной или комбинированной системе оплаты, по объему принятой, и (или) переданной, и (или) отправленной, и (или) обработанной, и (или) хранимой информации либо по факту оказания единичной услуги.

С Вас не имеют право взять плату за услуги:

– которые должны оказываться бесплатно (о них говорилось выше);

– о платности которых Вас не предупредили;

– которые фактически не были оказаны.

Если с Вас взяли плату незаконно, потребуйте ее возврата.

Следует также помнить о том, что абонент и (или) пользователь Интернет услугами имеют право обратиться к провайдеру с требованием возврата средств, внесенных ими в качестве авансового платежа, в том числе с использованием карты оплаты.

Провайдер в свою очередь обязан вернуть абоненту и (или) пользователю неиспользованный остаток средств.

Вообще, абонент вправе в любое время в одностороннем порядке расторгнуть договор при условии оплаты понесенных провайдером расходов. Если на его счете при этом лежали деньги, они не могут «сгореть», а должны быть возвращены за вычетом указанных расходов провайдера.

Порядок разрешения споров

При неисполнении или ненадлежащем исполнении провайдером обязательств по оказанию Интернет услуг абонент до обращения в суд предъявляет провайдеру претензию. Претензия предъявляется в письменной форме в течение 6 месяцев с даты оказания Интернет услуг, отказа в их оказании или выставления счета за оказанную услугу. К претензии прилагаются копия договора (в случае заключения договора в письменной форме), а также иные необходимые для рассмотрения претензии документы, в которых должны быть представлены доказательства неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба – сведения о размере причиненного ущерба. Претензия должна быть рассмотрена не позднее чем через шестьдесят дней со дня ее регистрации. О результатах рассмотрения претензии провайдер в письменной форме должен сообщить лицу, предъявившему претензию. Если претензия признана провайдером обоснованной, недостатки, выявленные при оказании Интернет услуг, подлежат устранению в разумный срок, назначенный абонентом и (или) пользователем.

При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки пользователь Интернет услугами имеет право предъявить иск в суд.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав можно осуществить в судебном порядке. Согласно ст. 17 Закона РФ от 7 февраля 1997 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», могут быть предъявлены: по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора.

Любой потребитель

в случае нарушения его прав может обратиться с письменной жалобой в соответствующие надзорные органы:

Ø Управление Роспотребнадзора по городу Москве (территориальные отделы в административных округах);

Ø Департамент торговли и услуг города Москвы;

Ø Прокуратура (надзор за соблюдением законодательства РФ);

По вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении проектов ПРЕТЕНЗИЙ и ИСКОВЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ обращайтесь в отдел консультационных услуг для потребителей

ФБУЗ «ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ»

Адрес: 129626, г.Москва, Графский пер., д.4, корп.2,3,4

тел.: 8(495) 687-39-61

email: fguz @mossanepid.ru , http://www.mossanexpert.ru

Часы работы: понедельник-пятница с 9-00 до 17-30

Заключение договора об оказании услуг связи с помощью биометрии

Автор: Нестеров С. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В рамках построения цифровой экономики и развития информационного общества особую актуальность приобретают вопросы расширения возможностей удаленной идентификации и дистанционных способов заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи. В этих целях в Госдуму был внесен проект Федерального закона № 891465-7 (далее – Законопроект).

Действующие правила заключения договоров об оказании услуг связи

Порядок заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи регулируется:

статьей 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»;

разделами II и VII Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342.

Договор может быть заключен в письменной форме в офисе обслуживания оператора связи или его официального представителя.

К сведению: Федеральным законом от 29.07.2017 № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» была введена возможность заключения договора через Интернет с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме.

Заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи через Интернет используется гражданами значительно реже, чем личное посещение офиса обслуживания оператора связи, в том числе в связи с отсутствием у населения электронных подписей.

Читайте также:
Когда начисляются отпускные по закону

Внесение изменений в Федеральный закон № 126-ФЗ

В пояснительной записке к Законопроекту отмечено, что в настоящее время на территории РФ не решена проблема незаконного распространения идентификационных модулей (SIM-карт). Однако наряду с ужесточением порядка распространения идентификационных модулей (SIM-карт) и усилением административной ответственности за его нарушение необходимо расширять возможности дистанционного взаимодействия граждан и организаций с операторами связи, использования технологических возможностей для автоматизации процесса обмена информацией и повышения качества собираемых данных. Этот вопрос приобретает особое значение в силу территориальной протяженности нашего государства, отдаленности значительного числа населенных пунктов, отсутствия сетей федеральных операторов связи в отдельных регионах. Кроме того, потребность в расширении способов заключении договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи сохраняет свою актуальность в связи с бурным развитием «Интернета вещей». Поэтому процедура дистанционного заключения договоров должна быть быстрой, понятной и удобной при соблюдении предусмотренных законодательством требований.

В Законопроекте предлагается ввести дополнительный способ заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи посредством Интернета c применением информационных технологий, предназначенных для обработки биометрических персональных данных и получения сведений, необходимых для заключения таких договоров. Особенности процедуры будут указаны в новой редакции Правил оказания услуг телефонной связи.

Для заключения договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи абоненту потребуется установить на пользовательское оборудование специальное программное обеспечение оператора связи, с помощью которого:

осуществляется фотографирование человека и распознавание страниц документа, удостоверяющего личность;

подтверждается совпадение изображения человека, полученного с помощью программного обеспечения, с фотографией в документе, удостоверяющем личность.

Полученные сведения должны направляться оператору связи в режиме реального времени. SIM-карта будет заблокирована до внесения в базы данных оператора связи сведений об абоненте, полученных через программное обеспечение.

Поскольку физическое лицо или индивидуальный предприниматель не будут находиться в офисе оператора связи при заключении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи указанным выше способом, то с целью обеспечения возможности дистанционной обработки биометрических персональных данных предусмотрено внесение изменений в ст. 44 Федерального закона № 126-ФЗ и в ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

К сведению: Федеральным законом от 29.07.2017 № 245-ФЗ предусмотрена обязанность оператора связи осуществлять проверку достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента – юридического лица либо ИП. Проверка может проводиться, в частности, с помощью федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (ЕСИА), а также с помощью информационных систем государственных органов при наличии подключения оператора связи к этим системам через единую систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Ввиду реализации нового способа дистанционного заключения договора, повышающего качество идентификации абонента, а также с учетом существующих ограничений информационных систем органов власти, в том числе при взаимодействии со СМЭВ, и недостаточным количеством подтвержденных учетных записей о гражданах в ЕСИА необходимы дополнительные дистанционные способы проверки сведений об абонентах и пользователях услугами связи абонента – юридического лица либо ИП.

В качестве дополнительного способа проверки сведений об абонентах и пользователях услугами связи абонента – юридического лица либо ИП предлагается использовать сведения о плательщике, полученные от коммерческих банков и других кредитных организаций, при оплате в безналичной форме с банковского счета абонента, выставленного оператором связи счета за услуги связи. Предлагаемые Законопроектом меры позволят:

гражданам – заключать договоры об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в любом месте на территории РФ, сократить распространение идентификационных модулей (SIM-карт) без заключения договоров;

операторам связи – создать дополнительные способы получения достоверных сведений об абонентах и пользователях услугами связи абонента – юридического лица либо ИП, что будет способствовать выполнению требований Постановления Правительства РФ от 27.08.2005 № 538 «Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность».

Итак, чтобы заключить с физическим лицом или индивидуальным предпринимателем через Интернет договор об оказании услуг мобильной связи, будет достаточно его биометрических персональных данных. Для этого абоненту потребуется установить (например, на смартфон) специальное приложение оператора связи, которое позволит сделать фото лица и распознать страницы документа, удостоверяющего личность. Данные будут направлены оператору связи. При этом он не окажет услуги, пока в его базу данных не поступят достоверные сведения об абоненте. Согласие на обработку биометрических персональных данных не понадобится.

Также планируется ввести новый способ проверки достоверности информации об абоненте – физическом лице: использование сведений банка, полученных при безналичной оплате услуг связи абонентом.

Регистрация симкарт в 2022 году: что нужно делать и кто рискует потерять номер телефона

До 30 ноября включительно нужно зарегистрировать или подтвердить регистрацию симкарт, которые используются по корпоративным тарифам и были оформлены до 1 июня 2022 года. Если этого не сделать, с 1 декабря услуги связи будут приостановлены. Это касается организаций, ИП, их бывших и нынешних сотрудников и обычных абонентов, которые когда-то купили симкарту без оформления на свой паспорт.

Это не требование отдельных операторов, а федеральный закон. Все серьезно.

Курс о больших делах

Что это за требование

Это требование федерального закона, который был принят еще год назад и вступил в силу 1 июня 2022 года. Теперь все корпоративные симкарты должны быть зарегистрированы в специальном реестре через госуслуги. Это касается и тех номеров, что используются сотрудниками, и карт, которые оформлены для устройств — терминалов, шлагбаумов, модемов и онлайн-касс.

Суть требования в том, чтобы операторы и государство знали, за кем конкретно закреплен номер телефона. Раньше симку можно было купить на организацию, потом ее передавали сотруднику или продавали в переходе, не требуя предъявить паспорт. И было непонятно, кто именно пользуется этим номером. Абонентом была условная «Ромашка» с нулевым балансом или вообще давно ликвидированное ООО «Связь для всех», а на самом деле телефон мог быть у Петра Иванова или кого угодно еще.

Читайте также:
Какой срок рассмотрения претензии по закону

Такими симкартами многие пользовались годами, регистрировали на них онлайн-банки, использовали в бизнесе, а иногда — для мошенничества и других преступлений. Государство решило с этим бороться. Сначала ввели обязательную идентификацию абонентов по паспорту, теперь пытаются навести порядок в корпоративных номерах.

Из-за этого прибавилось хлопот у бизнеса. А простые абоненты могут вообще потерять номер, хотя честно использовали его в течение многих лет и ничего незаконного не задумывали.

Что нужно делать фирмам и ИП

С 1 июня по 30 ноября 2022 года всем абонентам с корпоративными симкартами нужно зарегистрировать используемые номера на госуслугах. То есть владелец номеров передает оператору связи сведения о том, кто и какими симкартами пользуется, — с данными конкретных сотрудников. Оператор запрашивает у этих сотрудников подтверждение через госуслуги — и после этого активирует карту.

Если симкарта установлена в устройстве, она активируется сразу после передачи данных, дополнительное подтверждение не требуется. Все это происходит дистанционно.

Вот что нужно сделать организации или ИП:

  1. Зарегистрировать учетную запись на госуслугах. Если запись есть — проверить, чтобы она была подтвержденной. Для регистрации понадобится учетная запись руководителя-физлица.
  2. Заполнить заявление для каждого оператора связи. Все номера одного оператора можно указать в одном заявлении. Данные можно вносить вручную или с помощью CSV-файла. Нужны паспортные данные и номера телефонов сотрудников. Если симкарта в устройстве — адрес размещения, номер устройства и телефона.

Заявление отправляется электронно — на портале.

Что делать работникам

Есть два варианта:

  1. дождитесь запроса на подтверждение симкарты на госуслугах. Он придет от оператора связи в личный кабинет. Проверьте номер и подтвердите, что используете его. Информация фиксируется в реестре: вот этот номер по договору с ООО «Ромашка» использует Иванов Петр с такими-то паспортными данными;
  2. зарегистрируйте свой номер самостоятельно. Нужно будет указать ИНН работодателя — на кого оформлена карта. Оператор проверит данные и после подтверждения активирует карту.

Получается, что пользователям симкарт нужно либо ждать инициативы от компании, которая заключила договор, либо знать ее данные и самостоятельно активировать карту. В любом случае сведения о конечном пользователе будут проверяться. Оператор активирует карту, только если данные от корпоративного абонента и физлица совпадут.

Это не будет проблемой для тех, кто на самом деле пользуется корпоративной связью действующих компаний. Добавит немного хлопот, но не более. А вот тем, кто потерял контакт с организацией или когда-то давно купил непонятно какую симкарту, придется столкнуться с проблемами — вплоть до потери номера.

Как оператор проверяет данные пользователя

Рассмотрим вариант, когда абонент передает данные на госуслугах сам за себя. Например, если организации уже нет, он уволился, покупал симку в переходе или не дождался запроса на активацию. Вот пользователь заполнил данные на госуслугах, оператор их получил.

А дальше оператор проверяет:

  1. Правда ли есть такой договор.
  2. Передавала ли эта организация реестр с данными этого пользователя.

И если хотя бы что-то не совпадает, карта не будет активирована. А после 1 декабря есть риск остаться без номера.

Что за реестры передают организации

По закону с 2018 года корпоративные абоненты должны передавать операторам связи информацию о том, кто фактически пользуется номерами. Согласие пользователей при этом не требуется. Оператор проверяет достоверность данных — например запрашивая паспорт. А если сведения не подтверждаются, услуги связи могут приостановить.

Если юрлицо или ИП ликвидируется, абонентские номера могут быть переоформлены на конечных пользователей.

То есть уже три года корпоративные абоненты и так сообщают данные конечных пользователей. Или, по крайней мере, должны это делать.

Но кто-то из них мог не передать информацию или сообщить недостоверные сведения. Или директор просто везде указывал пользователем себя, а карты раздавал менеджерам. Кто-то уже и не помнит, кому передали симкарту. Некоторые пользователи получили корпоративный номер не от работодателя, а от какой-то посторонней компании, с которой давно нет связи. Раньше об этом никто не задумывался.

Теперь это будет серьезной проблемой. Даже если вы честно сообщаете, что пользуетесь номером такого-то юрлица, нужно, чтобы это юрлицо передало о вас сведения. Только тогда карта будет активирована. В противном случае после 1 декабря вас ждет неприятный сюрприз в виде блокировки, даже если вы самый честный на свете абонент.

Что можно сделать, чтобы сохранить номер

Если точно знаете, что сведения о вас не передадут или они будут недостоверными, можно попробовать переоформить корпоративный номер на себя без участия второй стороны — организации, которая заключала договор.

Для этого у операторов связи есть услуга — обычно платная, но недорогая. Проблема не в стоимости, а в самом процессе: он не дает гарантии, что заявку на переоформление точно одобрят.

Алгоритм переоформления обычно такой:

  1. Узнайте, на кого зарегистрирована симкарта. Эта информация есть в личном кабинете. Туда можно попасть по смс или с помощью набора короткого номера — только если у вас есть доступ к симкарте.
  2. Подайте заявление оператору связи. Форму можно взять в офисе или найти на сайте.
  3. Предоставьте информацию по запросу. Это могут быть данные о последних платежах, часто используемых номерах для звонков, PUK или ICCID. То есть оператор захочет убедиться, что вы действительно пользуетесь номером.
  4. Ждите решения по заявке. Нет никакой гарантии, что номер передадут вам официально. Могут отклонить заявку — и тогда ничего нельзя будет сделать.

При положительном решении нужно заключить договор на свое имя. Тогда вся эта история с активацией уже не будет вас касаться, так как абонентом станет физлицо. Правда, до декабря переоформить карту можно и не успеть.

А еще бывает, что организация реальная и до сих пор работает, но передавать симкарту не хочет. Хотя человек пользуется ею много лет в личных целях и сам платит за связь. Тут ничего не поделать.

Читайте также:
Кого нельзя сократить по закону РФ

Что делать, если переоформить номер не получится

Нужно подготовиться к возможной блокировке. Приостановка услуг связи по неподтвержденным корпоративным номерам может произойти 1 декабря или позднее. Может, переходный период и продлят, но пока об этом ничего не известно — надеяться не стоит.

Вспомните все, что зарегистрировано на этот номер: личные кабинеты, доступы, подтверждения, платежи, интернет-банки, маркетплейсы, мессенджеры, доставки, скидочные карты, государственные сервисы. Измените номер, где возможно, на новый — зарегистрированный на вас.

Сообщите новый номер своим контактам. Перенесите историю в мессенджерах. Заново настройте приложения, если потребуется.

Это будет большая работа, но деваться некуда.

Как узнать, на кого оформлен номер

Эта информация есть в личном кабинете вашего оператора. Туда можно попасть через приложение или войти с компьютера — но симкарта должна быть доступна. На нее придет смс для подтверждения. Или нужно знать пароль.

Проверьте на всякий случай эту информацию, если не помните, на кого оформляли карту, или меняли данные при увольнении.

Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни

1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации –

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, –

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

3. Незаконное распространение в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, повлекшее причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, или психическое расстройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия, –

наказывается штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет.

Комментарий к ст. 137 УК РФ

Отношения, которые находятся за пределами служебной и общественной деятельности человека, относятся к его частной жизни. Согласно Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ). Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Общественные отношения, складывающиеся по поводу реализации данного конституционного права, составляют основной объект рассматриваемого состава преступления. Факультативными объектами могут быть честь, достоинство человека.

Предметом преступления являются сведения о частной жизни лица, составляющие его личную или семейную тайну. Ее носителями могут быть предметы и документы, например выписки из истории болезни, фотографии, кассеты с аудиовидеозаписью указанных сведений и иные материалы.

В понятие “частная жизнь” включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер .

См.: Определение Конституционного Суда РФ от 9 июня 2005 г. N 248-О.

Частная жизнь выражается в свободе общения между людьми на неформальной основе в сферах семейной жизни, родственных и дружественных связей, интимных и других личных отношений, привязанностей, симпатий и антипатий. Частную жизнь составляет распоряжение семейным бюджетом, личной собственностью, денежными вкладами, взаимоотношения в кругу семьи, родственников, друзей и знакомых, религиозные или политические убеждения, действия в соответствии с ними и др.

Частная жизнь характеризует поведение человека вне службы, вне производственной обстановки, вне общественного окружения в состоянии известной независимости от государства и общества и регулируется в основном нормами нравственности и морали. Если такое поведение лица выходит за пределы этих норм и нарушает нормы правовые, то оно не составляет понятия частной жизни, поскольку не только касается субъекта противоправных действий, но и может затрагивать интересы другого лица, общества или государства.

Частную жизнь не составляют и взаимоотношения, затрагивающие, ограничивающие права, честь и достоинство других лиц.

Объективная сторона преступления характеризуется активной формой поведения и выражается в выполнении одного из следующих альтернативных действий: 1) незаконного собирания сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия; 2) незаконного распространения таких сведений без согласия лица; 3) распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, что характеризует не только само деяние, но и способ его совершения.

Читайте также:
Закон о госслужбе РФ с изменениями

Под собиранием сведений может рассматриваться любой способ ее получения – подслушивание, опрос осведомленных лиц, фотографирование, аудиовидеозапись информации, ознакомление с документами и материалами, их похищение, копирование и др. Способ собирания сведений для квалификации рассматриваемого деяния как преступления значения не имеет. Главное, что эти сведения собираются противоправно, без согласия потерпевшего. Собирание сведений, сопряженное с проникновением в жилище, подключением к телефонной линии, образует совокупность составов преступления и должно квалифицироваться по совокупности преступлений (со ст. ст. 138 или 139 УК РФ). Незаконность собирания сведений означает осуществление этих действий не на основаниях или с нарушением процедуры, установленной законом, недолжным субъектом и т.д.

К примеру, в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” к числу оперативно-розыскных мероприятий относятся: опрос, наведение справок, наблюдение, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи и некоторые другие мероприятия. Проведение мероприятий, не предусмотренных законом, означает их незаконность. Кроме того, запрещено и проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации не уполномоченными на то законом физическими и юридическими лицами.

И наконец, законом установлено, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища допускаются на основании судебного решения и при наличии определенной информации.

Нарушение любого из приведенных положений будет означать незаконность действий лица при собирании сведений, являющихся предметом преступления, предусмотренного ст. 137 УК РФ.

Как распространение сведений можно рассматривать любое незаконное или без согласия лица их доведение до сведения хотя бы одного лица.

Распространение сведений в публичном выступлении означает доведение их до сведения иных лиц в выступлении, рассчитанном на неопределенно большую аудиторию, например в выступлении перед избирателями, работающими на конкретном предприятии, на митинге, в лекции и т.п.

Распространение сведений в публично демонстрирующемся произведении имеет место в тех случаях, когда указанные выше сведения включаются в содержание произведения и это произведение различными способами доводится до сведения иных лиц (в кинофильме, романе, произведении живописи и т.п.).

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Собирание и распространение информации, основанные на положениях закона, например уголовно-процессуального, о милиции, об оперативно-розыскной деятельности, о средствах массовой информации и др., не образуют рассматриваемого состава преступления.

Состав преступления формальный. Он окончен с момента выполнения противоправных действий по собиранию или распространению информации о частной жизни человека.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает, что незаконно без согласия соответствующего лица собирает или распространяет сведения, составляющие его личную или семейную тайну, или распространяет эти сведения в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации и желает выполнить такие действия.

Субъект нарушения неприкосновенности частной жизни, предусмотренного ч. 1 ст. 137 УК РФ, общий. Им является вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Квалифицирующим признаком рассматриваемого состава преступления является его совершение лицом с использованием своего служебного положения.

Поэтому для наличия квалифицированного состава преступления (ч. 2 ст. 137 УК РФ) необходим специальный субъект. Им является лицо, незаконно собирающее или распространяющее сведения о частной жизни лица с использованием своего служебного положения. Это лицо необязательно должно быть должностным. Достаточно того, чтобы его служебное положение позволяло ему собирать сведения или воспользоваться ими по своему усмотрению. При этом место службы роли не играет. Это может быть государственный или муниципальный орган, государственная организация, частная организация и т.д.

Действия лиц, относящихся к должностным, могут быть при наличии к тому оснований квалифицированы по совокупности с составом должностного преступления.

Использование служебного положения должно проявляться в отношении действий, образующих объективную сторону состава преступления: собирания или распространения сведений. Поэтому, например, если директор выставочного зала собирает сведения о каком-либо лице, в его действиях не будет использования служебного положения. Но, если он распространяет эти сведения путем размещения в помещении выставочного зала, налицо квалифицированный состав преступления.

В тех случаях, когда нарушение неприкосновенности частной жизни осуществляется путем нарушения тайны переписки, телефонных переговоров и т.д., действия виновного подлежат квалификации по ст. 138 УК РФ (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений), поскольку в этом случае ст. 137 УК РФ (в части собирания сведений) можно рассматривать как общую по отношению к ст. 138 УК РФ.

Если нарушение неприкосновенности частной жизни (собирание сведений) сопряжено с нарушением неприкосновенности жилища без отягчающих обстоятельств, деяние следует квалифицировать только по ст. 137 УК РФ. В тех же случаях, когда нарушение неприкосновенности жилища осуществлено при отягчающих обстоятельствах, будет иметь место совокупность преступлений, так как в этих случаях закон предусматривает более строгое наказание по сравнению с наказанием, установленным за нарушение неприкосновенности частной жизни.

Говоря о составе нарушения неприкосновенности частной жизни, следует обратить внимание на то, что применительно к данному преступлению, как и в предыдущем случае (применительно к ст. 136 УК РФ), ряд деяний, формально подпадающих под признаки рассматриваемого состава преступления, не является преступлением в силу малозначительности деяния. Так, с нашей точки зрения, не будет состава преступления, если, например, соседка подслушивает разговор соседей с целью выведать сведения об их семейной жизни и т.д.

При решении вопросов квалификации преступлений против ряда конституционных прав, как справедливо было отмечено Пленумом Верховного Суда РФ, в силу ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. При этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Принимая во внимание эти конституционные положения, суды должны обеспечивать равновесие между правом граждан на защиту чести, достоинства, а также деловой репутации, с одной стороны, и иными гарантированными Конституцией РФ правами и свободами – свободой мысли, слова, массовой информации, правом свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, правом на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, правом на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. ст. 23, 29, 33 Конституции РФ), с другой .

Читайте также:
Закон о прохождении службы в полиции

См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 “О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц” // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 4.

Судебная практика по статье 137 УК РФ

Законодатель определил вымогательство как преступление против собственности и закрепил, что способами его совершения могут быть как угроза применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, так и угроза распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких. При этом, вопреки доводам заявителя, статья 163 УК Российской Федерации сама по себе не направлена на уголовно-правовую охрану отдельных видов тайн, защита которых от преступных посягательств осуществляется самостоятельными нормами уголовного закона (в том числе статьями 137, 155 и 183 УК Российской Федерации).

Согласно статье 8 УК Российской Федерации основанием уголовной ответственности выступает совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного данным Кодексом. Следовательно, при квалификации деяния, в том числе по статье 163 УК Российской Федерации, обязательно установление как объективных, так и субъективных признаков состава преступления. При этом учету подлежат и разъяснения, которые даны Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 2015 года N 56 “О судебной практике по делам о вымогательстве (статья 163 Уголовного кодекса Российской Федерации)”, обращающем внимание судов на то, что под сведениями, позорящими потерпевшего или его близких, следует понимать сведения, порочащие их честь, достоинство или подрывающие репутацию (например, данные о совершении правонарушения, аморального поступка); при этом не имеет значения, соответствуют ли действительности сведения, под угрозой распространения которых совершается вымогательство; к иным сведениям, распространение которых может причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего либо его близких, относятся, в частности, любые сведения, составляющие охраняемую законом тайну; распространение в ходе вымогательства заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство потерпевшего и (или) его близких или подрывающих его (их) репутацию, незаконное распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, незаконное разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, образуют совокупность преступлений, предусмотренных соответствующими частями статей 128.1, 137, 155 или 183 и статьи 163 УК Российской Федерации (пункт 12); если требование передачи имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера является правомерным, но сопровождается указанной в части первой статьи 163 УК Российской Федерации угрозой, то такие действия не влекут уголовную ответственность за вымогательство (пункт 13).

1. Гражданин Д.В. Яшков оспаривает конституционность пункта 1 части 7 статьи 2 “Полномочия Верховного Суда Российской Федерации” Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ “О Верховном Суде Российской Федерации”, частей первой и второй статьи 78 “Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности”, части второй статьи 145.1 “Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат” УК Российской Федерации и пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”.

осуждена: по п. “б” ч. 3 ст. 242 УК РФ к 2 годам лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с дошкольным, начальным, средним и высшим образованием, сроком на 5 лет; по ч. 1 ст. 137 УК РФ к штрафу в размере 20000 рублей.

В целях обеспечения единообразного применения судами законодательства об ответственности за преступления, предусмотренные статьями 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ “О Верховном Суде Российской Федерации”, постановляет дать следующие разъяснения:

О вмешательстве в частную жизнь

6 июля 2016 г. в России был принят Федеральный закон № 374-ФЗ из «пакета Яровой», идущий вразрез с Постановлением ЕСПЧ от 4 декабря 2015 г. по делу «Роман Захаров против России» (жалоба № 47143/06). Новый закон предоставил ФСБ и Службе внешней разведки право получать информационные системы и базы данных госорганов и внебюджетных фондов и доступ к ним без решения суда, а также обязал операторов с 1 июля 2018 г. связи хранить звонки и сообщения абонентов и электронные сообщения пользователей интернета за период, определяемый Правительством РФ (но не более чем за 6 месяцев) в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», а информацию о фактах приема, передачи, доставки и обработки сообщений и звонков – 3 года.

Необходимо отметить, что акты, предписывающие операторам связи хранить метаданные абонентов, принимаются во многих странах мира и союзах государств. Споры о таких мерах ведутся в высших судебных инстанциях как государств, так и международных организаций.

Показателен пример Франции, в которой в конце 60-х – начале 70-х гг. XX в. активно создавались информационные системы, в частности SAFARI (автоматизированная система административных файлов и справочник физических лиц). Уже тогда французское общество выразило озабоченность по поводу проекта – 21 марта 1974 г. газета «Le Monde» привлекла внимание общества к проблеме статьей «Сафари, или охота на француза». Результатом стало создание Национальной комиссии по обработке данных (информатике) и гражданским свободам. Ранее Государственный совет Франции по своей инициативе провел в 1969-70 гг. исследование взаимосвязи компьютеризованной информации и гражданских свобод и обнародовал свои открытия. 6 января 1978 г. был принят Закон Франции № 78-17 «Об обработке данных, файлах данных и индивидуальных свободах».

Читайте также:
Федеральный закон об исполнительном производстве: статья 70

В России право на неприкосновенность частной жизни впервые было закреплено в гл. 2 Конституции РФ 1993 г., которая была позаимствована из фундаментальных международных деклараций и конвенций, провозглашавших права и свободы человека высшей ценностью. На тот момент основной областью, в которой возникали вопросы о защите права на неприкосновенность частной жизни, была оперативно-розыскная деятельность, законодательное регулирование которой ознаменовалось принятием соответствующего Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Основным субъектом обработки персональных данных было государство. Уголовным кодексом РФ 1996 г. в ст. 137 и 138 была введена ответственность за нарушение прав, закрепленных в ст. 23 и 24 Конституции РФ соответственно.

Поскольку интенсивное построение информационных систем в России и развитие IT компаний началось в нулевые годы XXI в., с этого времени право на неприкосновенность частной жизни приобрело особую актуальность. 27 июля 2006 г. был принят Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных». Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 г. № 228 был назначен Роскомнадзор. Субъектами (операторами) обработки данных стали коммерческие организации.

Основными отличиями Запада от Востока, обеспечивающими, по моему мнению, странам западного мира лидерство в экономических и научно-технических областях, являются объем личного пространства, предоставляемого западными государствами своим гражданам, действующие механизмы его защиты и строгость наказания за его нарушение. Эти отличия нашли свое отражение в судебной практике, которая приведена в статье «Границы частной жизни. КС РФ и ЕСПЧ расходятся во мнении», опубликованной в Адвокатской газете № 16 (273) 16–31 августа 2018 г.

Если Конституционный Суд РФ воспринимает тайное применение видеосъемки в служебном кабинете как «применение технических средств фиксации наблюдаемых событий», не считая это вмешательством в частную жизнь (Определение от 13 октября 2009 г. № 1148-О-О), то ЕСПЧ распространяет действие ст. 8 § 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и на служебные помещения (Постановление ЕСПЧ от 7 ноября 2017 г. по делу «Ахлюстин против России», жалоба № 21200/05, § 37). ЕСПЧ неоднократно подтверждал, что частная жизнь человека может быть затронута действиями властей, осуществляемыми вне его дома или вне его частных помещений. Следовательно, согласно прецедентному праву Европейского Суда, телефонные звонки с места работы, в том числе из кабинетов госслужащих, охватываются понятиями «частная жизнь» и «корреспонденция» для целей ст. 8 § 1 Европейской конвенции. Электронная почта и сообщения через мессенджеры, отправленные с рабочего места, защищены в соответствии с упомянутой ст. 8, так же как и информация, полученная в результате мониторинга личного использования интернета. ЕСПЧ также считает, что, поскольку лицо может «обоснованно рассчитывать на соблюдение его права на уважение личной жизни» если не в отношении всего служебного помещения, то, по крайней мере, в отношении стола и шкафов, обыск в кабинете прокурора представляет собой вмешательство в его «частную жизнь». Вышедшее за рамки обычного или ожидаемого использования камер видеонаблюдения, например скрытая съемка лица в помещениях полиции при производстве следственных действий (опознание), является также нарушением права на частную жизнь. В Постановлении ЕСПЧ от 7 ноября 2017 г. по делу «Зубков и другие против России» (жалоба № 29431/05, § 121) ЕСПЧ остался верен своей позиции и скрытую видеосъемку в съемной квартире признал вмешательством в «частную жизнь» заявителя.

Без того узкое пространство частной жизни в России лишено средств эффективной правовой защиты. Кодекс административного судопроизводства РФ не обязывает российские суды при оспаривании действий должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления проводить тест на пропорциональность вмешательства в индивидуальные права и свободы, что, по мнению ЕСПЧ, выраженному в Постановлении от 7 ноября 2017 г. по делу «Константин Москалев против России» (жалоба № 59589/10), является нарушением права на справедливое судебное разбирательство.

Кроме этого, как указано в справке «О состоянии российской адвокатуры на современной этапе», подготовленной ФПА РФ по запросу Министерства юстиции РФ от 18 апреля 2018 г. № 12-52301/18 о предоставлении информации Министерству иностранных дел РФ для подготовки доклада на 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, «Уже не вызывает дискуссии утверждение о том, что судебная власть в России на практике не проявляет свою независимость. Причиной тому является непрозрачная система назначения судей исполнительной властью и ее влияние на процедуру лишения судьи полномочий, широкая практика не предусмотренного законом вмешательства председателей судов и судей вышестоящего звена в рассмотрение дел судьей».

Оспаривание действий операторов персональных данных, действующих в масштабах страны и затрагивающих права граждан, находящихся в разных регионах, – задача почти невыполнимая из-за отсутствия института групповых исков в гражданском процессуальном законодательстве и его слабой разработки в арбитражном процессуальном законодательстве.

Таким образом, «пакет Яровой» в условиях отсутствия эффективных механизмов защиты нарушенного права на неприкосновенность частной жизни, закрепленного в ст. 23 Конституции РФ, фактически санкционирует массовое слежение под прикрытием защиты национальной безопасности, делая невозможным анализ каждого конкретного случая на предмет необходимости и соразмерности применяемых мер. Хранение огромного массива информации в отношении абсолютно всех граждан России, кроме первых лиц государства, создает «Большого брата» – национальную систему тотальной слежки за частной жизнью граждан РФ, что является признаком тоталитарного государства. В результате любой гражданин РФ является потенциальной жертвой кражи персональных данных и раскрытия глубоко личной информации. Это также является предпосылкой к нарушению прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, закрепленных в ч. 4 Гражданского кодекса РФ. В информационный век отсутствие в государстве гарантий соблюдения и защиты интеллектуальных прав и секретов производства ведет к экономическому упадку государства.

Подводя итоги, мне кажется возможным предложить:

1) дополнить ч. 2 ст. 178 КАС РФ требованием об обязательности для суда при вынесении решений оценки баланса прав и государственных интересов путем применения теста на пропорциональность вмешательства в индивидуальные права и свободы;

2) ввести в ГПК РФ институт групповых (коллективных) исков;

3) внедрение института парламентского надзора за деятельностью органов, осуществляющих ОРД.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: