Закон о неразглашении личной информации

Статья 7. Конфиденциальность персональных данных

Статья 7. Конфиденциальность персональных данных

Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судебная практика и законодательство — 152-ФЗ О персональных данных. Статья 7. Конфиденциальность персональных данных

В силу статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ “О персональных данных” (далее – Закон о персональных данных) операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 11, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 7 Федерального закона от 27.06.2006 N 152-ФЗ “О персональных данных”, статьями 5, 15 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ “Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации” отказали в удовлетворении заявленных требований. Суды исходили из того, что ходатайство о проведении закрытого судебного заседания в связи с необходимостью сохранения охраняемой законом тайны в ходе рассмотрения дела предпринимателем не заявлялось, условия отнесения информации о его недвижимом имуществе к охраняемой законом тайне не обосновывалось; действующим законодательством не предусмотрено удаление копий судебных актов, размещенных в электронном виде, а также внесение в них каких-либо исправлений.

Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7).

Союз – Некоммерческое партнерство содействия развитию качества и безопасности перевозок “Саморегулируемая организация” “Омские перевозчики” (далее – СНП “СРО “Омские перевозчики”) обратилось в суд с заявлением о признании недействующими пункта 2 статьи 5 и статьи 7 Закона Омской области от 27 ноября 2015 года N 1824-ОЗ “Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в муниципальном и межмуниципальном сообщении, водным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Омской области”, ссылаясь на противоречие данных норм пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 14 февраля 2009 года N 22-ФЗ “О навигационной деятельности”, статье 37 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ “Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации”, статье 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ “О персональных данных” и статье 88 Трудового кодекса Российской Федерации, в нарушение требований которых, по мнению административного истца, на перевозчика возложена дополнительная обязанность, не предусмотренная федеральным законодательством по установке на транспортные средства навигационного оборудования и предоставления информации.

Отказывая в удовлетворении требований, суды руководствовались статьями 20.3, 126, 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, статьями 137, 155, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 2, 3, 6, 7, 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ “О персональных данных” и исходили из недоказанности конкурсным управляющим права и наличия оснований для получения истребуемой информации, а также обязанности директора ответчика по удовлетворению такого требования в любом случае.

Названный Федеральный закон предусматривает, что обработка персональных данных допускается, когда она, в частности, необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, участвующих в предоставлении государственных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”, и должна осуществляться с соблюдением определенных принципов и правил (часть 1 статьи 6): так, обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки; обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки (части 4 – 5 статьи 5); обработка персональных данных специальных категорий, в том числе касающихся религиозных убеждений, не допускается, за исключением ряда случаев, к каковым данный Федеральный закон относит необходимость обработки персональных данных для установления или осуществления прав субъекта таких данных или третьих лиц, а равно в связи с осуществлением правосудия (часть 1 и пункт 6 части 2 статьи 10); операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7).

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Е.А. Сазонова оспаривает конституционность статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ “О персональных данных”, согласно которой операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, принимая во внимание характер запрошенных антимонопольным органом у общества сведений, отнесенных статьей 53 Закона о связи к категории информации ограниченного доступа, соблюдение конфиденциальности которых является обязательным в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, а также статьей 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ “О персональных данных”, суды пришли к выводу о том, что отказ общества (оператора связи) в предоставлении антимонопольному органу информации, содержащей персональные данные физического лица, в отсутствие согласия абонента на их обработку и передачу, является правомерным.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Д.А. Шалбин оспаривает конституционность статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ “О персональных данных”, в соответствии с которой операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Решением суда общей юрисдикции заявителю было отказано в удовлетворении требований о признании отказа в предоставлении всех материалов, послуживших основанием для проведения проверки, незаконным в полном объеме и об обязании устранить допущенное нарушение. При этом суд руководствовался частью 2 статьи 6 Федерального закона “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”, статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ “О персональных данных”, а также пунктом 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года N 3 “О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц”, в соответствии с которым обращение гражданина в государственные органы не может рассматриваться как распространение не соответствующих действительности сведений и основание для возложения на него гражданско-правовой ответственности за распространение порочащих честь, достоинство или деловую репутацию сведений. Суд также принял во внимание, что процедура проведения внеплановой проверки и ее результаты заявителем не оспаривались.

Читайте также:
Какая статья закона регламентирует вопрос гражданства детей

Служебные источники информации, содержащие персональные данные, доступ к которым ограничен Следственным комитетом в соответствии со статьей 7 Федерального закона “О персональных данных” и другими федеральными законами, не относятся к общедоступным источникам персональных данных. Указанные источники должны использоваться в соответствии с требованиями, установленными для источников информации, содержащих служебную и иную охраняемую законом тайну, по передаче персональных данных.

Названный Федеральный закон предусматривает, что обработка персональных данных допускается, когда она, в частности, необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, участвующих в предоставлении государственных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”, и должна осуществляться с соблюдением определенных принципов и правил (часть 1 статьи 6): так, обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки; обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки (части 4 – 5 статьи 5); обработка персональных данных специальных категорий, в том числе касающихся религиозных убеждений, не допускается, за исключением ряда случаев, к каковым данный Федеральный закон относит необходимость обработки персональных данных для установления или осуществления прав субъекта таких данных или третьих лиц, а равно в связи с осуществлением правосудия (часть 1 и пункт 6 части 2 статьи 10); операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7).

3. Статья 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ “О персональных данных”.

4. Пункт 2.1 Положения Банка России от 9 июня 2012 г. N 382-П “О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств”.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Д.А. Шалбин оспаривает конституционность статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ “О персональных данных”, в соответствии с которой операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Решением суда общей юрисдикции заявителю было отказано в удовлетворении требований о признании отказа в предоставлении всех материалов, послуживших основанием для проведения проверки, незаконным в полном объеме и об обязании устранить допущенное нарушение. При этом суд руководствовался частью 2 статьи 6 Федерального закона “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”, статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ “О персональных данных”, а также пунктом 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года N 3 “О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц”, в соответствии с которым обращение гражданина в государственные органы не может рассматриваться как распространение не соответствующих действительности сведений и основание для возложения на него гражданско-правовой ответственности за распространение порочащих честь, достоинство или деловую репутацию сведений. Суд также принял во внимание, что процедура проведения внеплановой проверки и ее результаты заявителем не оспаривались.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ “О персональных данных” операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Конфиденциальность ПДн – обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к ПДн лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта ПДн или иного законного основания (пункт 10 статьи 3 Федерального закона “О персональных данных”). Обеспечение конфиденциальности ПДн не требуется в случае обезличивания ПДн и в отношении общедоступных ПДн (пункт 2 статьи 7 Федерального закона “О персональных данных”).

Федеральный закон “О персональных данных”.

Криптографически опасная информация (КОИ) – информация о состояниях криптосредства, знание которой нарушителем позволит ему строить алгоритмы определения ключевой информации (или ее части) или алгоритмы бесключевого чтения.

В соответствии со статьей 7 Закона о персональных данных операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ “О персональных данных”, согласно которой операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом;

Закон о неразглашении личной информации

1 марта 2022 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ “О персональных данных” (далее – Закон № 152-ФЗ). Введено новое понятие “персональные данные, разрешенные для распространения”. Речь идет о распространении персональных данных неограниченному кругу лиц. Этот новый термин, по сути, пришел на смену прежнему – “общедоступные персональные данные”. Судя по пояснительной записке к законопроекту, главная цель поправок – ограничить неконтролируемое использование персданных, размещенных на сайтах и в других открытых источниках. Получив персональные данные, оператор не вправе распространять их, как это было раньше. В связи с этим для обработки персональных данных, разрешенных для распространения, нужно получать отдельное согласие лица, предоставившего такие данные. Далее по тексту под оператором персональных данных (также далее – оператор, оператор персданных) будет подразумеваться лицо, которое обрабатывает персональные данные. Под субъектом персональных данных (далее – субъект персданных, гражданин) понимается физическое лицо, к которому прямо или косвенно относятся персональные данные, обрабатываемые оператором.

Читайте также:
Закон в котором дается определение предпринимательской деятельности

Рассмотрим новые правила работы с персданными подробнее.

Для распространения данных нужно получить новое согласие

Прежде оператор персональных данных мог обрабатывать и распространять (публиковать или передавать третьим лицам) персональные данные физлица-работника, получив от него только один документ – письменное согласие на обработку его персданных. Теперь этого недостаточно. Если оператор хочет распространять данные (например, разместить их на сайте компании), ему придется получить не только согласие на обработку, но и новый документ – согласие на распространение персональных данных (далее – согласие на распространение). Этому посвящена новая статья 10.1 Закона о персональных данных № 152-ФЗ.

Если физлицо подписало согласие на обработку персональных данных, но не дало своего согласия на их распространение, оператор может их обрабатывать (хранить, уточнять, использовать и т. д.), но не имеет права передавать их кому-либо еще (п. 4 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Это не касается передачи персональных данных государственным структурам, то есть военкомату, ФНС, ФСС, полиции, следственным органам и т. д. Персональные данные физического лица можно передавать им без его согласия (п. 2 – 11 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).

Молчание или бездействие субъекта персданных ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на распространение его персональных данных (п. 8 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Согласие на распространение может быть предоставлено оператору персональных данных (п. 6 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ):

  • например, непосредственно на бумаге с личной подписью (это можно сделать уже сейчас);
  • через информационную систему Роскомнадзора (эта возможность будет реализована только с 1 июля 2022 года).

Уведомлять Роскомнадзор о намерении начать обработку персональных данных, разрешенных для распространения, не нужно (пп. 4 п. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ).

Содержание согласия на распространение персональных данных

Требования к содержанию нового согласия на распространение персональных данных устанавливаются Роскомнадзором (п. 9 ст. 9 Закона № 152-ФЗ). На данный момент документ еще не утвержден, он находится на этапе общественного обсуждения, а текст проекта доступен на портале проектов нормативных актов.

Из текста проекта следует, что новое согласие на распространение персданных должно содержать:

  • Ф. И. О. субъекта персональных данных;
  • контактную информацию субъекта персональных данных (телефон, электронная почта или почтовый адрес);
  • наименование или Ф. И. О. и адрес оператора, получающего согласие;
  • цель обработки персональных данных;
  • категории и перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие или обработка которых запрещена;
  • условия разрешения и запрета обработки персональных данных;
  • срок, в течение которого действует согласие;
  • сведения об информационных ресурсах оператора, посредством которых они будут предоставлены неограниченному кругу лиц (например, адрес сайта).

Субъект персональных данных наделен правом самостоятельно выбирать, какие именно персональные данные и на каких условиях может распространять оператор, получивший к ним доступ. Это правило закреплено в п. 9 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ. Например, он может разрешить опубликовать только его фото и Ф. И. О., а дату рождения запретить публиковать. Либо он может разрешить передачу персональных данных третьим лицам, но только при условии, что они являются сотрудниками той же компании, в которой работает он сам.

Установленные субъектом персональных данных запреты и условия их обработки не действуют, когда их обработка осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах (п. 11 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Например, несмотря на запрет, оператор может передать персональные данные в налоговую, ПФР, военкомат, полицию, следственный комитет и т. д.

Если в согласии прямо не указано, что субъект персональных данных не установил запреты и условия обработки персданных, их не следует передавать неограниченному кругу лиц (ч. 5 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Нельзя распространять общедоступные персональные данные без согласия

Если субъект персональных данных самостоятельно разместил в общедоступном месте (например, в соцсетях) свои персональные данные, взять их оттуда для дальнейшей обработки и распространения не получится. Дело в том, что теперь это прямо запрещено законом. Каждое лицо, обрабатывающее или распространяющее размещенные самим субъектом персональные данные, должно доказать законность их обработки. Таким образом, даже в этом случае понадобится письменное согласие субъекта персданных на обработку и/или распространение его персональных данных (п. 2 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Раньше такие персональные данные считались общедоступными, не нужно было получать дополнительное согласие на их распространение.

Третьи лица должны быть оповещены о запретах и условиях обработки персональных данных

Получив согласие на распространение персональных данных, содержащее условия или запреты на их обработку, оператор должен опубликовать информацию о таких условиях или запретах. Сделать это необходимо в течение трех рабочих дней (п. 10 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Где именно должна быть опубликована такая информация, в законе не уточняется, однако логично предположить, что она должна быть доступна в том же месте, где опубликованы персональные данные (например, на той же веб-странице, на которой размещены фото и Ф. И. О. гражданина).

Субъект может отозвать согласие на распространение персональных данных

Оператор персональных данных обязан прекратить распространение (передачу, предоставление, доступ) персональных данных по требованию субъекта персданных. Для этого гражданин должен написать заявление об отзыве согласия на их распространение. В таком заявлении должны быть указаны (п. 12 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ):

  • Ф. И. О.;
  • контакты (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес);
  • перечень персональных данных, обработка которых должна быть прекращена.

Прекратить распространение нужно в течение трех рабочих дней с момента получения заявления. В противном случае субъект персональных данных вправе обратиться в суд с этим же требованием (п. 14 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Работодателям придется соблюдать новые правила в полном объеме

Все перечисленные выше новые правила обработки персональных данных полностью распространяются на процесс обработки персональных данных работников работодателями. Это означает, что для распространения персональных данных работников (например, для размещения их на сайте работодателя) при приеме на работу или после заключения трудового договора придется брать с работника дополнительное согласие на распространение его персональных данных. В противном случае персональные данные работника можно будет передать только при наличии условий, когда согласие работника на их передачу не требуется. Подробнее об этом читайте здесь.

Читайте также:
Закон об опекунстве над недееспособным

Что касается передачи персональных данных работника в банк с целью оформления зарплатной карты, полагаем, что передавать такие сведения в банк без согласия работника можно только в исключительных случаях, а именно:

  • когда договор заключается непосредственно между банком и работником;
  • когда у работодателя есть доверенность на представление интересов работника в банке;
  • когда выплата зарплат на банковскую карту работника предусмотрена коллективным договором.
Нужно ли переоформлять согласие на обработку персональных данных, полученное до 1 марта 2022 года?

В законе нет норм, которые обязывали бы операторов персданных переоформлять полученные ранее согласия на обработку их персональных данных, оформленных по старым правилам. Но рекомендуется это сделать во избежание возможных претензий со стороны контролирующих органов. Если нужно передать персональные данные другим лицам или опубликовать их в открытом доступе, целесообразно оформить согласие на их распространение с учетом перечисленных выше правил. Сделать это следует еще и потому, что с 27 марта 2022 года вдвое увеличены штрафы за нарушение законодательства о защите персональных данных. Подробнее об этом читайте здесь.

Не пропускайте последние новости – подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

NDA, или Соглашение о неразглашении конфиденциальной информации в жизни коммерческой компании

Утечка информации может нанести бизнесу серьезные убытки, поэтому коммерческие компании принимают все возможные меры для ее предотвращения, в том числе, заключают со своими контрагентами и работниками, а также собственниками бизнеса соглашения о неразглашении. Поговорим о том, как сделать NDA действительно работающим инструментом.

Что такое NDA и какова его правовая природа

NDA (англ. non-disclosure agreement) – это соглашение о неразглашении конфиденциальной информации, которое заключается компанией с теми, кому компания передает существенную для бизнеса информацию в целях недопущения ее последующего разглашения.

При разработке NDA и внедрении практики его заключения в деловую жизнь компании, в первую очередь, нужно ответить на вопрос о том, через какие источники может утечь информация.

Ответ очевиден: коммерчески интересную информацию могут разгласить те, кто имеет к ней доступ и хочет на ней нажиться либо с ее помощью навредить компании. Это обиженные или недооцененные сотрудники, недобросовестные контрагенты и собственники бизнеса, которые, к примеру, когда-то учредили совместную фирму, а после по каким-либо причинам фактически отошли от дел в ней и занимаются другими проектами, особенно если эти другие проекты реализуются на том же рынке.

Когда речь идет об участниках (акционерах) коммерческих компаний, NDA регулируется корпоративным правом.

Согласно п. 1 ст. 65.1 Гражданского кодекса РФ участники корпорации имеют право получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией.

Согласно п. 5 ст. 50 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 12 ст. 91 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» информация предоставляется после подписания между обществом и участником (акционером) договора о нераспространении информации (соглашения о конфиденциальности).

Договор заключается по принятой в обществе форме, при этом в случае акционерных обществ отдельно выделено требование о том, что условия договора должны размещаться на сайте в сети Интернет и быть одинаковыми для всех акционеров.

Соглашение с работниками подчиняется нормам трудового законодательства. Согласно ст. 57 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре может предусматриваться условие о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и т.д.), при этом данное условие не может ухудшать положение работника по сравнению с трудовым законодательством (также ст. 9 Трудового кодекса РФ).

Что касается контрагентов, то есть лиц, с которыми компания работает на основании гражданско-правовых договоров, будь то физическое или юридическое лицо, то очевидно, что заключенное с ними NDA является гражданско-правовым договором.

В силу того, что в качестве отдельного вида обязательства в части 2 Гражданского кодекса РФ соглашение о неразглашении не поименовано, к нему применяются общие нормы о договоре: согласно ч. 2 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Как работает NDA в российской правовой действительности

По российскому законодательству NDA вне зависимости от того, кто является его стороной (учредитель (акционер, участник), работник или контрагент), будет в полной мере работать только при соблюдении всех предусмотренных законодательством формальностей.

Согласно пп. 7 п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» конфиденциальность информации – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

В силу ч. 4 ст. 9 Закона N 149-ФЗ условия отнесения информации к сведениям, составляющим тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными законами.

Режим конфиденциальности информации, позволяющей получать коммерческую выгоду и сохранять стабильное положение на рынке, регулируется Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

В силу п. 2 ст. 3 Закона № 98-ФЗ к коммерческой тайне могут быть отнесены любые сведения, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании. Исключения из данного правила установлены в ст. 5 Закона, определяющей перечень информации, которая не может быть отнесена к коммерческой тайне, но из этой информации особой выгоды в действительности не извлечёшь.

Для того, чтобы установить режим коммерческой тайны, необходимо выполнить требования ч. 1 ст. 10 Закона о коммерческой тайне:

1) определить перечень информации, составляющей коммерческую тайну;

2) установить порядок обращения с составляющей тайну информацией и контроль за его соблюдением, то есть ограничить доступ к коммерческой тайне;

3) вести учет лиц, получивших доступ к коммерческой тайне, а также лиц, которым она была предоставлена (когда речь идет о государственных и муниципальных органах) или передана (применительно к контрагентам);

4) внести в трудовые договоры с работниками в договоры с контрагентами условия, регулирующие использование коммерческой тайны;

5) нанести на материальные носители коммерческой тайны (или включить в состав реквизитов документов) гриф «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации.

Читайте также:
Закон о выплате алиментов после 18 лет

Следует заметить, что по ГОСТ Р 7.0.97-2016 нанести на материальный носитель и включить в реквизиты документа это, по сути, одно и то же: согласно п. 4, п. 5.14 ГОСТ гриф ограничения доступа является реквизитом документа и проставляется в правом верхнем углу первого листа на границе верхнего поля.

Согласно ч. 2 ст. 10 Закона о коммерческой тайне режим коммерческой тайны считается установленным исключительно после принятия вышеперечисленных мер, и несоблюдение требований закона влечет за собой отказ судов в удовлетворении требований, связанных с разглашением информации, как было, например, при рассмотрении дел А40-83833/15-15, А33-28905/2016.

Ответственность разглашение информации, отнесенной к коммерческой тайне

Соглашение о конфиденциальности информации в условиях установленного режима коммерческой тайны дает обладателю значимой с коммерческой точки зрения информации действенные правовые инструменты для защиты, особенно для предупреждения нарушений, поскольку предупрежденный о серьезных последствиях человек вряд ли решится попробовать разгласить чужую коммерческую тайну.

Если разгласил сотрудник:

1) Увольнение по пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ: трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях разглашения охраняемой законом тайны, в том числе, коммерческой, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Например, решением Прикубанского районного суда г. Краснодар от 16.10.2018 по делу №2-10607/18 была подтверждена правомерность увольнения по статье сотрудника, отправившего отчет за полгода работы компании Тандер (те самые магазины «Магнит») со сведениями о выручке, продажах, себестоимости товара и торговой наценке, бонусах поставщиков и другой финансовой информацией на некорпоративные электронные почты с пометкой «еще доказательства».

Решением Старооскольского городского суда от 20.02.2017 по делу 2-845/2017 отказано в признании незаконным увольнения менеджера, отправившего по электронной почте третьему юридическому лицу информацию об условиях дистрибьюторских отношений с клиентом компании.

И таких примеров масса.

2) Административная ответственность по ст. 13.14 КоАП РФ с назначением штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей, а на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

3) Уголовная ответственность по ч. 2 ст. 183 УК РФ с назначением штрафа в размере до одного миллиона рублей или в размере дохода за период до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

4) Взыскание убытков: согласно п. 7 ст. 243 ТК РФ в случае разглашения работником сведений, составляющих охраняемую законом тайну, в том числе, коммерческую, он несет материальную ответственность в полном размере причиненного ущерба.

Следует учитывать, что ответственность в виде неустойки включать в соглашение с сотрудником законом запрещается, и даже если она будет включена, то взыскать ее не получится, плюс есть риск нарваться на административную ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства.

Например, в Апелляционном определении от 24 июня 2019 г. по делу N 33-26791/2019 СК по гражданским делам Московского городского суда признала включенное в трудовой договор дополнительное условие в виде взыскания штрафа за нарушение условий о конфиденциальности в размере 500 000 рублей противоречащим действующему трудовому законодательству и не подлежащим применению.

Если разгласил контрагент: административная ответственность за недобросовестную конкуренцию по ст. 14.33 КоАП РФ с наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Если разгласил участник ( акционер): исключение из общества.

Согласно п. 1 ст. 67 ГК РФ участники хозяйственных товариществ и обществ (кроме ПАО) имеют право требовать исключения другого участника из товарищества или общества в судебном порядке, если такой участник своими действиями (бездействием) причинил существенный вред товариществу или обществу либо иным образом существенно затрудняет его деятельность и достижение целей, ради которых оно создавалось, в том числе грубо нарушая свои обязанности, предусмотренные законом или учредительными документами товарищества или общества.

В законе об обществах с ограниченной ответственностью эта норма воспроизводится в ст. 10 Закона.

Арбитражный суд Новосибирской области в решении от 10.05.2017 г. по делу № А45-2106/2017 указал, что невыполнение участником общества обязанности не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества может служить основанием для применения мер гражданско-правовой ответственности, вплоть до исключения из числа участников общества.

Кроме того, при разглашении конфиденциальной информации контрагентом или собственником всегда можно взыскать убытки, причиненные разглашением, и неустойку при наличии такого условия в договоре.

При этом реально установленный в договоре штраф будет самым простым с точки зрения доказывания и самым пугающим вариантом.

Кстати, надлежащим образом установленный режим коммерческой тайны не даст использовать незаконным образом полученную конфиденциальную информацию в качестве доказательства в суде (ч. 3 ст. 64 АПК РФ, ч. 2 ст. 55 ГПК РФ), что является еще одним аргументом в его пользу.

Если заключенное соглашение NDA не соответствует Закону о коммерческой тайне или оно вовсе не заключалось

Сразу оговоримся, что в отсутствие надлежащим образом установленного режима коммерческой тайны привлечь сотрудника к какой-либо ответственности просто невозможно, с участником ООО или акционером АО всегда можно бороться общими нормами о затруднении деятельности корпорации, поэтому все нижеизложенное будет относиться только к контрагентам.

В силу ч. 2 ст. 421 ГК РФ участники гражданско-правового оборота могут заключать абсолютно любые не противоречащие законодательству договоры, в том числе и накладывающие на стороны соблюдать конфиденциальность передаваемой информации.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно п. 1 ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, включая реальный ущерб и упущенную выгоду (ст. 15 ГК РФ).

Таким образом, сторона договора, нарушившая условие договора о конфиденциальности, даже в отсутствие в договоре мер ответственности может быть обязана возместить другой стороне убытки, причиненные разглашением, неправомерным использованием информации и тому подобным нарушением, если, конечно, удастся пройти процедуру доказывания.

Читайте также:
Если не платит алименты: какие законы есть

Дела об убытках по праву считаются одними из самых сложных. Общеизвестно и неоднократно подчеркнуто судами, что в предмет доказывания убытков входят в совокупности четыре элемента:

факт нарушения права истца;

вина ответчика в нарушении права истца;

факт причинения убытков и их размер;

причинно-следственная связь между фактом нарушения права и причиненными убытками.

Таким образом, придется доказать факт распространения конфиденциальной информации, вину контрагента в распространении информации, реальность возникших убытков и их размер и то, что убытки возникли именно по причине разглашения информации.

Недоказанность хотя бы одного из названных элементов однозначно повлечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о взыскании убытков.

По данной причине ограничиваться простым декларированием в договоре обязанности не разглашать конфиденциальную информацию неразумно.

Необходимо предусмотреть неустойку, взыскание которой не предполагает доказывание убытков в силу прямого указания ст. 330 ГК РФ (предмет доказывания по делам о взыскании неустойки ограничивается фактом нарушения обязательств).

Например, Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 июня 2016 г. N 09АП-13810/16 по делу А40-220083/15 было оставлено без изменения решение суда первой инстанции о взыскании штрафа за разглашение конфиденциальной информации.

Дело было следующее: два общества заключили договор поставки с условием о том, что любая информация, содержащаяся в договоре и в любых документах, связанных с его исполнением, считается конфиденциальной, и стороны обязуются не разглашать ее под угрозой штрафа в размере 20% от суммы сделки.

Однако впоследствии продавец заключил договор уступки права требования с третьим лицом и передал ему договор поставки и товарные накладные, за что с него и был взыскан штраф.

Интересно заметить, что 20% от суммы сделки составили 16,5 млн рублей, из которых суд удовлетворил только 2 млн (непомерно высокие штрафы в NDA – обычная история, и суд не удовлетворит огромный штраф, потому что он больше напоминает источник дохода (п. 2 ст. 333 ГК РФ).

Еще один пример: дело № А56-92673/2016, по результатам рассмотрения которого с разгласившего конфиденциальную информацию лица был взыскан штраф в размере 400 000 рублей (по этому делу суд взыскал столько, сколько было прописано в договоре, потому что очевидно, что сумма для участвовавших в деле коммерческих компаний нормальная).

Кроме того, можно использовать относительно новый для российского права гражданско-правовой институт возмещения потерь, установленный ст. 406.1 ГК РФ: «Стороны обязательства, действуя при осуществлении ими предпринимательской деятельности, могут своим соглашением предусмотреть обязанность одной стороны возместить имущественные потери другой стороны, возникшие в случае наступления определенных в таком соглашении обстоятельств и не связанные с нарушением обязательства его стороной».

В данном случае предмет доказывания составят: наступление обстоятельства, оговоренного соглашением, наступление потерь или неизбежности их наступления в будущем и причинная связь между обстоятельством и потерями (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. N 7).

Включая в соглашение такое условие, нужно следить за тем, чтобы не перейти тонкую грань между институтом возмещением потерь и институтом страхования.

Основная отличительная особенность условия о возмещении потерь – вторичность по отношению к основному соглашению, которое оно сопровождает, поэтому из договора должно быть видно, что принятие одной из сторон определенных рисков нормально соответствующих основному обязательству рыночных отношений.

Если же соглашение о неразглашении информации между сторонами не заключалось ни в каком виде, то сторонам остается рассчитывать на благосклонность суда и общие нормы о добросовестности участников гражданско-правовых отношений и запрете извлекать выгоду из недобросовестного поведения (п. 3, 4 ст. 1 ГК РФ), но шанс выигрыша в суде крайне ничтожен.

При этом есть ряд норм, позволяющих защитить свою конфиденциальную информацию вне зависимости от заключения специального соглашения и установления режима коммерческой тайны:

1) согласно п. 4 ст. 67.2 ГК РФ если иное не установлено законом, информация о содержании корпоративного договора, заключенного участниками непубличного общества, не подлежит раскрытию и является конфиденциальной.

2) в соответствии с п. 4 ст. 434.1 ГК РФ если в ходе переговоров о заключении договора сторона получает информацию, которая передается ей другой стороной в качестве конфиденциальной, она обязана не раскрывать эту информацию и не использовать ее ненадлежащим образом для своих целей независимо от того, будет ли заключен договор. При нарушении этой обязанности она должна возместить другой стороне убытки, причиненные в результате раскрытия конфиденциальной информации или использования ее для своих целей.

Однако для того, чтобы использовать эту статью, факт передачи информации в качестве конфиденциальной все же придется документально зафиксировать, пусть и не обязательно в полноценном соглашении.

3) информация о новых решениях и технических знаниях, полученных сторонами по договору подряда (ст. 727 ГК РФ): если сторона благодаря исполнению своего обязательства по договору подряда получила от другой стороны информацию о новых решениях и технических знаниях, в том числе не защищаемых законом, сторона, получившая такую информацию, не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия другой стороны.

4) сведения, касающиеся договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (ч. 1 ст. 771 ГК РФ): если иное не предусмотрено договорами на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, стороны обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов.

Новые правила обработки и распространения персональных данных с 1 марта 2022 года

Изменения в законе о персональных данных с 1 марта 2022 года

Федеральный закон № 519-ФЗ от 30.12.2022 дополнил закон о персональных данных новой статьей 10.1, которая регулирует порядок обработки персональных данных, разрешенных гражданами для распространения.

Под персональными данными, разрешенными для распространения, понимается любая открытая информация о человеке, в том числе его контактные данные. При этом под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие этих данных неопределенному кругу лиц (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Таким образом, говоря о персональных данных, разрешенных для распространения, всегда имеются в виду общедоступные сведения о человеке, получить которые может неограниченный круг лиц. То есть практически любой желающий. Именно порядок обработки таких данных и регулирует новый закон. И хотя неограниченный доступ к такой информации осуществляется с согласия самих граждан, до последнего момента такое согласие могло получаться операторами персданных по умолчанию. Например, давая согласие на обработку персональных данных какому-либо сайту, магазину или банку, гражданин зачастую автоматически соглашался на распространение информации о себе среди неограниченного круга всех прочих лиц. При этом о предоставлении неограниченного доступа к своей личной информации он мог и не догадываться.

Читайте также:
Гарантия на детскую обувь по закону

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 1 марта 2022 года изменился порядок обработки персональных данных, разрешенных гражданами для распространения.

2. Согласие на распространение персональных данных теперь оформляется отдельно от всех прочих соглашений, связанных с обработкой персональных данных.

3. Получить согласие гражданина на предоставление неограниченного доступа к его личной информации в рамках разрешения на обработку персданных нельзя. Нужно заключить отдельное соглашение, в котором гражданин четко дает понять, к каким конкретно сведениям и в каком объеме он разрешает неограниченный доступ третьих лиц.

4. Конкретные требования к содержанию согласия на обработку данных, разрешенных для распространения, будут установлены отдельным приказом Роскомнадзора.

5. Гражданин вправе установить запрет на передачу (кроме предоставления доступа) своих общедоступных данных неограниченному кругу лиц.

6. По новым правилам физлицо в любое время может обратиться к любому оператору персональных данных с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление и доступ) своих общедоступных персональных данных. Обосновывать данное требование не нужно. Оператор персданных обязан в течение трех рабочих дней изъять эти сведения из общего доступа.

7. Неправомерная (без соответствующего согласия) обработка и распространение общедоступных персональных данных, равно как и отказ от их удаления из общего доступа по требованию граждан, влечет штраф для ИП и должностных лиц организаций от 10 000 до 20 000 рублей, а для организаций – от 60 000 до 100 000 рублей.

Существующий правовой пробел позволял любым третьим лицам осуществлять сбор и последующее бесконтрольное использование общедоступных персональных сведений, в том числе и в социальных сетях. Причем собранные таким образом сведения зачастую используются третьими лицами в целях, отличных от цели их первоначального распространения, – для рассылки рекламы, предложения услуг и т.д.

Новые правила исключают для операторов персданных и третьих лиц подобную возможность и устанавливают четкие правила дачи согласия на распространение и обработку общедоступных личных сведений.

Одновременно вступившие в силу поправки регламентируют процедуру отзыва согласия на распространение общедоступных персональных данных, а также определяют последствия несоблюдения операторами порядка получения согласия на их обработку и распространение.

Все это позволит избежать бесконтрольного использования третьими лицами общедоступных сведений о гражданах вопреки целям их первоначального получения и обработки.

Согласие на обработку данных, разрешенных к распространению

Теперь согласие на распространение персональных данных оформляется отдельно от всех прочих соглашений, связанных с обработкой персональных данных. То есть получить согласие гражданина на предоставление неограниченного доступа к его личной информации в рамках разрешения на обработку персданных нельзя.

Для этого необходимо заключить отдельное соглашение, в котором гражданин четко дает понять, к каким конкретно сведениям и в каком объеме он разрешает неограниченный доступ третьих лиц.

Получение такого согласия автоматом и по умолчанию также не допускается. В этих целях закон прямо установил правило, согласно которому молчание или бездействие физлица ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку его персональных данных, разрешенных для распространения (ч. 8 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Согласие должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие во всех случаях должно содержать перечень сведений, разрешенных к распространению среди неограниченного круга лиц. Причем компании, получающие такое согласие, должны обеспечить физлицу возможность самостоятельно определить содержание данного перечня персональных данных. Это значит, что теперь любой магазин, кредитная организация, новостной портал и прочие операторы персданных, запрашивающие согласие на их передачу, обязаны уточнять у гражданина, какие именно сведения о нем можно публиковать и распространять для неограниченного доступа.

Конкретные требования к содержанию согласия на обработку данных, разрешенных для распространения, будут установлены отдельным приказом Роскомнадзора (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020).

В согласии гражданин вправе установить запрет на передачу (кроме предоставления доступа) своих общедоступных данных неограниченному кругу лиц. Это значит, что если в согласии будет установлен подобный запрет, то третьи лица будут иметь доступ к личным данным физлица, но не смогут их передавать другим лицам для дальнейшего использования, обработки и распространения.

Право на установление такого запрета является безусловным. Отказ оператора в установлении данного запрета не допускается (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020). Если гражданин установит в согласии запрет на дальнейшую обработку и распространение своих общедоступных сведений, оператор, первоначально получивший согласие, обязан будет публично уведомить о таком запрете всех третьих лиц.

Информацию об условиях обработки и о наличии запретов в отношении общедоступных сведений оператор персональных данных обязан публиковать не позднее 3 рабочих дней с момента получения согласия на обработку и передачу таких данных неограниченным кругом лиц (п. 10 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Если в полученном оператором согласии отсутствует прямое волеизъявление физлица на возможность использования его личных данных неограниченным кругом лиц, то персональные данные могут обрабатываться только самим оператором без права их публикации в открытом доступе (п. 4 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

При этом само согласие на обработку и передачу общедоступных персональных данных должно передаваться непосредственно компании, запрашивающей такое согласие. С 1 июля подобное согласие можно будет передавать через специальный электронный сервис Роскомнадзора.

Отзыв согласия на обработку и распространение общедоступных персональных данных

Важнейшее нововведение Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2022 – это презумпция неправомерности распространения и обработки общедоступных личных сведений третьими лицами. Гражданам, желающим удалить свои персональные данные из общего доступа, больше не придется доказывать неправомерность их обработки третьими лицами.

Теперь обязанность предоставить доказательства законности распространения и обработки общедоступных персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение (п. 2 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Читайте также:
Вступил ли в силу закон о коллекторах

По новым правилам физлица в любое время вправе обратиться к любому оператору персональных данных с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление и доступ) своих общедоступных персональных данных. Обосновывать данное требование не нужно. Оператор персданных обязан удалить персональные данные физлица из общего доступа по факту получения соответствующего требования.

При этом требование о прекращении передачи общедоступных данных должно содержать следующие сведения (п. 12 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ):

  • ФИО заявителя;
  • контактную информацию заявителя (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес);
  • перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению.

Причем все вышеуказанные персональные данные могут обрабатываться только оператором, которому было направлено требование. С момента получения оператором персданных указанного требования действие согласия физлица на обработку его общедоступных сведений считается прекращенным.

Получив от физлица требование о прекращении передачи общедоступных сведений, оператор персданных обязан в течение трех рабочих дней изъять эти сведения из общего доступа (п. 14 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ). В противном случае он понесет административную ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ (нарушение законодательства в области персональных данных).

Новые штрафы за нарушение правил обработки персональных данных

Неправомерная (без соответствующего согласия) обработка и распространение общедоступных персональных данных, равно как и отказ от их удаления из общего доступа по требованию граждан, влечет для организаций и ИП штрафы по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Эта норма предусматривает для ИП и должностных лиц организаций в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а для самих организаций – от 30 000 до 50 000 рублей.

Но уже с 27 марта 2022 года штрафы за совершение вышеуказанных нарушений будут в значительной степени увеличены (Федеральный закон от 24.02.2022 № 19-ФЗ). Так, штраф для ИП и должностных лиц организаций составит от 10 000 до 20 000 рублей, а для организаций – от 60 000 до 100 000 рублей.

Повторное нарушение повлечет взыскание штрафа с должностных лиц организаций в размере от 20 000 до 50 000 рублей, с ИП – в размере от 50 000 до 100 000 рублей, а с организаций – в размере от 100 000 до 300 000 рублей (новая ч. 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ).

Одновременно будут увеличены штрафы и за саму обработку персональных данных без получения соответствующего согласия в письменной форме (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ). Сейчас обработка персональных данных без согласия гражданина грозит физлицам штрафом в размере от 3 000 до 5 000 рублей, должностным лицам – от 10 000 до 20 000 рублей, а организациям – от 15 000 до 75 000 рублей. Такие же штрафы назначаются и за обработку персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в согласие.

С 27 марта обработка персональных данных без разрешения повлечет наложение на физлиц штрафа в размере от 6 000 до 10 000 рублей. Должностным лицам организаций и ИП совершение этих нарушений обойдется штрафом в размере от 20 000 до 40 000 рублей, а организациям – от 30 000 до 150 000 рублей.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23, 24 Конституции России)

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семей­ную тайну, защиту своей чести и доброго имени предполагает запрет любых форм произвольного вмешательства в частную жизнь со сто­роны государства, а также гарантирует защиту со стороны государства от такого вмешательства третьих лиц.

Под частной жизнью понимается физическая и духовная сфера, которая контролируется самим индивидом, свободна от внешне­го воздействия, то есть это семейная и бытовая сфера индивида, сфера его общения, отношение к религии, внеслужебные заня­тия, увлечения и иные сферы отношений, которым сам человек не желает придавать гласность, если этого не требует закон.

Личная и семейная тайна являются одним из элементов частной жизни. К личной и семейной тайне можно отнести тайну усыновления, тайну частной жизни супругов, личные имущественные и неимуще­ственные отношения, существующие в семье и другие сведения. Со­держание права на личную и семейную тайну составляют правомочия члена семьи требовать неразглашения соответствующих сведений и правомочия распоряжаться соответствующей информацией по свое­му усмотрению либо с согласия других членов семьи.

В процессе жизни человека различные люди на законных осно­ваниях получают информацию об определенны сторонах его частной жизни. Среди них врачи, адвокаты, нотариусы, работники правоохра­нительных органов, священнослужители и т.д. На основании этого в законодательстве закреплены различные требования к сохранению в тайне информации о частной жизни граждан. Так, врачебную тайну составляет информация о факте обращения граждан за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении. Но­тариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. При рассмотрении определенных категорий гражданских дел их разбира­тельство также может носить закрытый характер, в частности, по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, а также по ходатайству лица в целях сохранения охраняемой законом тайны, неприкосновенности частной жизни (статья 10 Гражданского процессуального кодекса Рос­сийской Федерации).

В статье 24 Конституции России в развитие данного права закрепле­но, что сбор, хранение, использование и распространение информа­ции о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» обработка персональ­ных данных, в том числе и сведений о частной жизни лица, включая их сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, использова­ние, распространение, может осуществляться только с согласия субъек­та персональных данных (статья 6). При этом операторы персональных данных и третьи лица, получающие доступ к персональным данным, должны обеспечивать конфиденциальность таких данных.

В случае наличия данных о частной жизни лица, а также иной ин­формации, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, у органов государственной власти и местного самоуправления, их долж­ностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомле­ния с соответствующими документами и материалами, если иное не предусмотрено законом.

Нарушение неприкосновенности частной жизни влечет ответ­ственность, вплоть до уголовной, за незаконное собирание либо рас­пространение сведений о частной жизни лица, составляющих его лич­ную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации (статья 137 Уго­ловного кодекса Российской Федерации).

Читайте также:
Передача ЭЦП другому лицу закон

Защита чести и доброго имени гражданина осуществляется по­средством требования в судебном порядке опровержения порочащих его честь и достоинство сведений. Граждане также обладают правом требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных распространением порочащих их честь и достоинство сведений (ста­тья 152 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Основные законодательные акты:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации; Уголовный кодекс Российской Федерации;
  • Семейный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
  • Основы законодательства Российской Федерации о нотариате;
  • Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «О персональных данных».

Льготы – многодетным семьям

Как разобраться, по каким критериям семьи признаются многодетными в конкретном регионе и какие меры социальной поддержки для них предусмотрены?

При каких условиях семью признают многодетной?

Единого определения о том, какую семью считать многодетной, на федеральном уровне не закреплено. Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» лишь устанавливается, что региональные власти сами должны определить категории семей, которые будут считаться многодетными.

В основном на территории России многодетной считается семья, в которой на содержании находятся три и более несовершеннолетних ребенка. Однако надо учитывать, что субъекты РФ вправе самостоятельно определять критерии многодетности с учетом присущих им культурных, национальных и иных особенностей, социально-экономического состояния, демографической обстановки в регионе и прочих факторов.

При рассмотрении заявления о признании семьи многодетной не учитываются погибшие, стоящие на государственном обеспечении дети (переданы на воспитание в детские дома и школы-интернаты, отбывают наказание в местах лишения свободы по приговору суда) и дети, родители которых были ограничены в родительских правах или лишены их. А вот происхождение детей значения не имеет. Они могут быть рождены в семье или усыновлены.

В субъектах РФ имеются различия при определении возраста ребенка, после достижения которого семья утратит статус многодетной, – от 16 до 23 лет. Так, в отдельных регионах семья будет считаться многодетной, пока старшему не исполнится 23 года, но при условии, что он учится очно или проходит службу по призыву в армии РФ.

Информацию о критериях многодетности в конкретном субъекте РФ можно получить из региональных законов о мерах поддержки многодетных семей или в органах социальной защиты региона.

Какие документы потребуются для присвоения статуса многодетной семьи?

Для признания семьи многодетной необходимо обратиться в Управление социальной защиты населения либо подать документы через МФЦ или Портал госуслуг. То есть автоматически при рождении ребенка такой статус семье не присваивается. Сделать это может любой из родителей или доверенное лицо. К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • справку о составе семьи (форма № 9);
  • паспорта родителей или опекунов;
  • свидетельство о заключении брака;
  • свидетельства о рождении детей (если есть дети старше 14 лет, то нужны будут их паспорта с копиями);
  • копию решения суда об усыновлении;
  • договор об опеке или передаче детей на воспитание.

После оформления статуса многодетной семьи один из родителей получит соответствующее удостоверение. Оно выдается только матери или отцу, даже если они состоят в браке, однако статус многодетного родителя распространяется на обоих.

Какие меры господдержки гарантированы многодетным?

Для многодетных семей предусмотрено большое количество льгот. Предоставляются они как на федеральном, так и на региональном уровне. При этом материальный достаток членов семьи не будет иметь значения, и наличие обоих родителей не является обязательным условием для присвоения льготного статуса. То есть на льготы вправе претендовать одинокая мать и отец-одиночка независимо от уровня их дохода.

На федеральном уровне минимальный, «базовый» перечень льгот и преференций, на которые могут претендовать многодетные россияне, определен Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». К их числу относятся:

  • скидка в размере 30% при внесении платы за отопление, воду, газ, электроэнергию, канализацию;
  • бесплатные лекарства для детей в возрасте до 6 лет;
  • бесплатные путевки в оздоровительные лагеря и санатории;
  • бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте для школьников;
  • право первой очереди при оформлении детей в детский сад;
  • бесплатное питание для школьников и учащихся профессиональных учебных заведений;
  • бесплатное обеспечение учащихся школьной и спортивной формой на весь период обучения (вместо одежды может предоставляться разовая компенсация);
  • бесплатное посещение детьми учреждений культуры один день в месяц;
  • помощь родителям, организующим малые предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, полное освобождение от налога или понижение ставок при уплате земельного налога и внесении арендной платы;
  • полное или частичное освобождение от регистрационного сбора родителей, занимающихся коммерческой деятельностью;
  • первоочередное выделение семьям садово-огородных участков;
  • предоставление семьям льготных кредитов, беспроцентных ссуд на строительство своего жилья и подсобных материалов;
  • участие многодетных родителей в региональных программах занятости населения: обучение и трудоустройство с возможностью работать неполный день или на дому.

При этом каждый регион определяет свой набор мер социальной поддержки. В Москве многие учреждения культуры устанавливают дополнительные льготы: в ГМИИ дети до 16 лет могут ходить бесплатно, а члены многодетных семей, достигшие этого возраста, – за 200 руб., а не за 400, как остальные; Театр им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко предоставляет многодетным круглогодичные скидки 30% и т.д.

Для получения информации о мерах поддержки в конкретном регионе следует обратиться в территориальное отделение соцзащиты или МФЦ.

Какие пенсионные и трудовые льготы предусмотрены для многодетных родителей?

Поступая на работу и оформляя трудовой договор, многодетные мать и отец могут получить преимущества.

1. Досрочный уход матери на пенсию при следующих условиях: стаж труда – от 15 лет;

  • возраст – 56 лет, если в семье четверо детей;
  • возраст – 57 лет, если в семье трое детей;
  • в семье пятеро детей, достигших 8-летнего возраста, либо двое детей, но стаж при этом увеличивается на 5 лет, и трудовая деятельность должна была осуществляться на Крайнем Севере.
Читайте также:
Ответственный за захоронение закон

2. За каждого новорожденного даются дополнительные пенсионные баллы в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 года. Эти баллы повышают размер пенсии (каждый рабочий год оценивается пенсионными баллами, от которых зависит пенсия в будущем). Сумма периодов декрета не должна превышать 6 лет.

3. Неоплачиваемый дополнительный отпуск на две недели, который можно соединить с основным. Важное условие – не менее трех несовершеннолетних детей в семье.

Родители, имеющие троих и более детей младше 12 лет, вправе выбирать время отпуска первыми в очереди.

4. Если в неделе 40 рабочих часов, можно получить один вспомогательный оплачиваемый выходной.

5. Оказание поддержки службой занятости населения: предлагается домашняя или временная работа.

На какие льготы в сфере налогообложения и ипотечного кредитования могут рассчитывать многодетные семьи?

1. Многодетным семьям предоставят 450 тыс. руб. для погашения ипотеки при условии, что третий и последующие дети рождены в период с начала 2019 до конца 2022 г. Компенсация является единовременной и может быть направлена на погашение одного ипотечного кредита 1 .

2. Заемщикам, которые воспользовались правом на «ипотечные каникулы», и многодетным семьям, получившим 450 тыс. руб. на погашение ипотеки, не нужно платить налог на доходы физических лиц. От этого налога освобождена материальная выгода, полученная при реализации заемщиком права на «ипотечные каникулы» 2 .

«Ипотечные каникулы» – это один из видов отсрочки платежей по кредиту для приобретения недвижимости. Льгота может быть предоставлена, если месячный платеж по займу превысит 50% от дохода. «Каникулы» могут предоставляться гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, на срок не более 6 месяцев. В этот период по выбору заемщика может быть приостановлено исполнение обязательств либо уменьшен размер платежей по ипотечному кредиту. То есть предусмотрено несколько видов «каникул»:

  • полное освобождение от внесения платежей;
  • оплата процентов по кредиту;
  • частичная выплата кредита, при этом проценты уплачиваются;
  • увеличение периода кредитования и соответственное уменьшение месячного взноса.

Банки предоставляли «каникулы» и ранее, но максимум на 90 дней, и это происходило только при наличии доброй воли финансово-кредитного учреждения. Теперь же «ипотечные каникулы» от Сбербанка будут положены, если:

  • заемщик является инвалидом I или II группы;
  • более 2 месяцев состоит на учете в центре занятости как безработный;
  • находится на больничном более 60 дней подряд;
  • доход семьи за последние 2 месяца снизился более чем на 30%;
  • среднедушевой доход семьи уменьшился на 20% и более в связи с увеличением количества иждивенцев.
  • Льготы и скидки предоставляются только один раз в период действия кредитного договора.

    3. К числу льгот в сфере налогообложения для многодетных граждан можно отнести также следующие: освобождение от уплаты подоходного налога с государственных выплат на содержание детей, получение налогового вычета по НДФЛ на третьего и последующих детей в сумме 3 тыс. руб., льготы по уплате транспортного и земельного налогов в соответствии с нормами регионального законодательства.

    В апреле этого года были введены новые налоговые льготы для многодетных семей 3 . Теперь можно экономить при уплате земельного налога и налога на имущество физлиц. Подробнее об этом читайте в публикации «Платить налоги стало проще и выгоднее».

    Какие документы нужно подать для получения льгот?

    Льготы будут предоставлены только после оформления статуса многодетной семьи. Для получения выплат необходимы следующие документы:

    • заявление;
    • паспорт заявителя;
    • справка с места жительства; альтернатива – выписка из домовой книги или копия паспорта;
    • свидетельства о рождении детей;
    • реквизиты банковского счета.

    Могут понадобиться и другие документы:

  • родителям-одиночкам необходимо будет подтвердить факт отсутствия второго родителя;
  • представителям потребуется доверенность;
  • изменившим Ф.И.О. – свидетельство о перемене имени;
  • усыновителям – решение суда об усыновлении;
  • для компенсации покупки школьной одежды нужна справка с места обучения.

    Для получения трудовых льгот нужно обратиться в Пенсионный фонд, отдел социальной защиты населения либо многофункциональный центр. Необходимо будет предоставить следующие документы:

    • паспорт или другое удостоверение личности отца, матери и детей;
    • заявление с указанием количества человек в семье из паспортного стола;
    • справка о зарплате каждого родителя из налоговой службы;
    • ИНН детей;
    • фотографии всех взрослых и детей старше 6 лет.

    В июне текущего года были внесены изменения в порядок предоставления многодетным семьям налоговых льгот по местным налогам 4 . Теперь налоговые органы обязаны запросить сведения, подтверждающие право на льготу. Если налогоплательщик не подал в налоговый орган заявление о предоставлении льготы или не сообщил об отказе от ее применения, льгота предоставляется в беззаявительном порядке. Если заявление было представлено, но налоговый орган не располагает подтверждающими документами, льгота предоставляется на основании сведений, полученных по системе межведомственного взаимодействия.

    Налоговые льготы по местным налогам предоставляются как одному, так и второму родителю, независимо от наличия у органов социальной защиты сведений о втором родителе.Эти сведения могут быть запрошены, например, у органов ЗАГС, органов опеки и попечительства, располагающих данными о наличии у физлица несовершеннолетних детей.

    1 Федеральный закон от 3 июля 2019 г. № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам».

    2 Федеральный закон от 3 июля 2019 г. № 158-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

    3 Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах”».

    4 Письмо ФНС России от 24 июня 2019 г. № БС-4-21/12220 «О предоставлении налоговых льгот по местным налогам физическим лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей».

    Какими законами регулируется предоставление земельных участков многодетным семьям?

    Государство всячески поддерживает многодетных. В списке их льгот и привилегий — свыше 15 позиций.

    В частности, семьи с 3 и более детьми могут безвозмездно получить земельный надел под индивидуальную застройку или садоводство.

    Рассмотрим в статье нормативно-правовую базу вопроса.

    Какие акты регулируют возможность безвозмездного получения наделов семьями с 3 и более детьми. Разберем Федеральные законы и региональные документы, устанавливающие право на участки.

    ФЗ о выделении земли для семей с тремя и более детьми

    В России нет единого акта, на уровне государства определяющего условия и порядок предоставления участков многодетным. Есть только статья Земельного кодекса, теоретически дающая им такое право.

    Читайте также:
    Ответственность председателя ТСЖ по закону

    История вопроса о выдаче наделов

    Первая попытка гарантировать семьям с 3 детьми и более право на землю и заодно поднять рождаемость была предпринята Президентом Б. Ельциным.

    Его Указ № 431 от 05.05.1992 обязал регионы:

    • определить, какие семьи признаются многодетными;
    • обеспечить им первоочередное выделение участков для садоводства и огородничества.

    Но до 2011 года этот Указ оставался для местных властей только рекомендацией. Ни один из регионов не начал выделять земли своим многодетным жителям.

    Вторая попытка принять на федеральном уровне закон, касающийся статуса и привилегий многодетных, была в 1999 г. После многочисленных корректировок инициативу окончательно отклонили в 2004 году.

    ФЗ № 138

    Наконец, в 2011 году Федеральный закон № 138 от 14.06.2011 внес изменения в Земельный кодекс.

    Этот небольшой, но значимый нормативно-правовой акт:

    • разрешал передавать государственные земельные наделы в собственность субъектов РФ, а региональные — муниципалитетам для безвозмездной передачи гражданам (п. 1 ст. 2);
    • впервые вводил в федеральное законодательство (ст. 28 ЗК РФ) положение, по которому граждане с тремя или более детьми получали право на бесплатный участок в случаях и в порядке, принятом в регионе (п. 2 ст. 2).

    Интересно! Именно из-за пункта 2 статьи 2 этот ФЗ № 138 стали называть «Законом о земельных наделах многодетным.

    С марта 2015 года п. 2 ст. 2 ФЗ № 138 отменили; утратила силу статья 28 ЗК РФ. Вместо этого появилась ст. 39.5 ЗК с аналогичным содержанием и немного видоизмененным положением о земле для многодетных.

    П. 6 ст. 39.5 ЗК

    Статья 39.5 ЗК РФ с марта 2015 года определяет случаи, когда граждане и юридические лица получают федеральные или муниципальные земли бесплатно. Пункт 6 предусматривает, что такое право имеют многодетные семьи. Оно закреплено на высшем общегосударственном уровне.

    В то же время реализацией этой программы на местах занимаются регионы.

    Власти субъектов РФ имеют право определять:

    • в каком случае выделять землю;
    • на каких условиях;
    • по каким правилам;
    • необходимость становиться на учет в качестве нуждающихся в жилье. Эта поправка от 2014 года позволила регионам «подсократить» количество ежегодно претендующих на землю. Раньше такое право получали все без исключения многодетные семьи;
    • альтернативу этой мере господдержки в виде денежной компенсации (она действует в Калининграде, Мурманске, Новосибирске, Оренбурге, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и др.).

    Внимание! Именно региональные власти выделяют участки, размежевывают их, ставят на кадастровый учет, проводят туда все коммуникации и решают, кому их отдать. Так как финансирование этой льготы — тоже задача субъекта РФ, многодетные семьи ожидают своей очереди годами.

    Ст. 51 Жилищного кодекса РФ о критериях нуждаемости в жилье

    В некоторых регионах многодетная семья должна получить статус нуждающейся в улучшении жилья, чтобы получить землю.

    Критерии нуждаемости определяет ст. 51 ЖК РФ:

    • У семьи нет в собственности жилья (квартиры, частного дома), оно не предоставлено ей по договору соцнайма.
    • Или жилплощадь есть в собственности (или в социальной аренде), но ее площадь меньше учетной нормы на одного человека. Их также определяют регионы.
    • Есть в собственности (или в соцаренде) жилье, но оно не соответствует требованиям. К последним относится, например, наличие всех инженерно-бытовых систем в городских квартирах, лифта в домах с более чем 5 этажами и др. Весь список приведен в Постановлении Правительства № 47 от 28.01.2006.
    • Родители с 3 и более детьми занимают одно помещение вместе с другими семьями, при этом кто-то из жильцов страдает от туберкулеза, эпилепсии с частыми припадками, психического расстройства или иного общественно-опасного заболевания из Приказа Минздрава № 987Н от 29.11.2012.

    По любому из этих оснований семья вправе встать на учет как нуждающаяся в жилье. Это дополнительное требование к многодетным действует в части регионов, например в Нижнем Новгороде, Калининграде, Уфе, Ульяновске.

    Постановление Правительства № 1710 от 30 декабря 2017

    Постановление № 1710 от 30.12.2017 утверждает госпрограмму по обеспечению россиян доступным жильем и ЖКУ до 2025 года, в частности, планы по поддержке молодых семей.

    Государство компенсирует нуждающимся в жилье супругам не старше 35 лет 30–35 % стоимости недвижимости. Размер субсидии напрямую зависит от того, если у молодых родителей дети.

    Хотя бы один ребенок увеличивает выплату с 30 до 35 % расчетной стоимости жилья.

    Важно! Многодетным семьям этот нормативно-правовой акт интересен тем, что по нему они обладают первоочередным правом получить эту субсидию — без многолетнего ожидания.

    Региональные нормативные акты

    В каждом регионе программа безвозмездного предоставления земли организована по-разному согласно местным нормативным актам.

    Например, в Московской области участок для ИЖС или садоводства дают родителям, состоящим в законном браке (или одинокому родителю) с которыми проживают 3 родных или усыновленных ребенка, пасынка или падчерицы младше 18 лет.

    При этом:

    • дети и родители — россияне;
    • все взрослые семьи постоянно зарегистрированы в Подмосковье не менее 5 лет. От детей требуется только наличие текущей прописки;
    • никто из членов семьи не располагает и не располагал на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или бессрочного пользования участком более 6 соток с 15 июля 2011;
    • никто не владеет частным жилым домом.

    Согласно Закону МО № 73/2011-ОЗ от 01.06.2011 в Подмосковье от претендентов с детьми на бесплатную землю не требуют признания нуждающимися в жилье. Размер выделенных участков составляет 10–15 соток.

    Справка! Землю семьям с 3 и более детьми официально не предоставляют в Москве, Чечне и Ингушетии.

    На федеральном уровне неоднократно были попытки принять единый собирательный нормативно-правовой акт о мерах господдержки многодетных семей и унифицировать само это понятие. Последняя была предпринята в конце 2019 года. Законопроект даже не преодолел первое чтение в ГосДуме.

    Заключение

    Почти во всех регионах фактическое распределение бесплатных наделов вызывает недовольство многодетных семей. Исходя из текущего положения дел, на должном уровне программа не заработает, пока со стороны федерального центра не будет жесткого контроля и значительного софинансирования.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: