Вынужденные переселенцы понятие и правовое положение

Вынужденный переселенец. Кто это?

Здравствуйте, уважаемые граждане России.

Я тут недавно попыталась рассказать вам о беженцах (Подробнее ➤) и мигрантах (Подробнее ➤), а также раскрыла понятия “эмигрант” и “иммигрант” (Подробнее ➤).

Сегодня я расскажу вам о том, что означает “вынужденный переселенец” и в чем разница между этими понятиями.

Вынужденный переселенец, сама фраза уже наталкивает на понятие, что переселение это происходит помимо воли самого гражданина, объективная ситуация вынуждает человека покидать насиженное место жительство и искать убежища в другом месте.

Кто такой беженец с точки зрения российских законов?

Согласно определению, прописанному в законодательстве, вынужденные переселенцы – это граждане РФ, либо в определенных случаях лица без гражданства, по не зависящим от них причинам покинувшие место проживания в другой стране и вернувшиеся в Россию, либо лица, переехавшие по тем же причинам в пределах страны – из одного региона в другой.

Беженцем в России может стать иностранный гражданин или апатрид, у которого имеются опасения по поводу реальных угроз ему самому и членам его семьи в стране его принадлежности, вследствие чего он вынужден искать убежища на территории РФ и не хочет (не может) пользоваться защитой своего государства. Под угрозой может пониматься преследование по причине расовой, этнической, религиозной принадлежности.

Кто признается вынужденным переселенцем на территории России?

Вынужденным переселенцем может быть признан гражданин России, которому пришлось выехать с места постоянного проживания (из российского региона или из-за рубежа – главное, чтобы переезд был осуществлен на территорию РФ) по причине преследований, насильственных действий на расовой, религиозной, языковой, этнической, национальной почве.

Причины, как для бегства, так и для вынужденного переселения, одинаковы – это преследование такого лица либо членов его семьи:

• по национальному или расовому признаку;
• по политическим мотивам;
• по факту принадлежности к той или иной социальной группе;
• по языку;
• по вероисповеданию.

Также причиной вынужденного переселения может стать факт насилия, совершенный по отношению к гражданину и его семье.

Права, обязанности и порядок получения статуса регулирует федеральный закон о вынужденных переселенцах N 202-ФЗ.

Согласно с его нормам, данный статус не могут получить лица, совершившие тяжкое преступление, покинувшие страну проживания по причине сложной экономической ситуации, природных катаклизмов и техногенных катастроф – глобальных аварий, наводнений, землетрясений и тому подобных событий, а также те, кто не обратился в компетентные органы по поводу признания его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев с момента отбытия с постоянного места проживания. Проще говоря, если вынужденный переселенец, приехав в Россию, в течение года не обратился в ГУВМ МВД за оформлением своего статуса, ему будет отказано в оформлении документов. И тогда он будет лицом без гражданства – апатридом.

Отличие беженца от вынужденного переселенца – гражданство

Существуют 5 отличий беженца от вынужденного переселенца, это:

1. гражданская принадлежность:

• беженцем может быть признан либо иностранных гражданин, либо апатрид, но никак не россиянин или человек, у которого имеются основания для получения РВП, ВНЖ или гражданства РФ;

• вынужденным переселенцем может быть признан исключительно гражданин Российской Федерации, который вынужден был переехать в какой-либо субъект РФ из другого региона России или из-за рубежа также по причине гонений, преследований, насилия со стороны населения;

2. процедура получения статуса (она разная);

3. срок действия статуса;

4. набор документов;

5. материальная помощь.

Правовой статус вынужденных переселенцев в РФ

В целом, правовой статус вынужденных переселенцев в РФ схож с правовым статусом обычных граждан при условии, что они своевременно подали документы на присвоение статуса “вынужденный переселенец”, тогда они уже будут иметь подданство России. Вместе с тем, есть и некоторые отличия от беженца:

• переселенец имеет право на получение временного жилья из местного маневренного фонда либо места в центре временного размещения – независимо от того, имел ли он в собственности жилую недвижимость по месту прежнего жительства;
• при необходимости на время подготовки заявления и прохождения процедуры оформления статуса ему предоставляется бесплатный переводчик;
• таким лицам государство выплачивает денежную компенсацию расходов на проезд и транспортировку багажа к месту временного проживания;
• они получают одноразовое денежное пособие из федерального бюджета на каждого члена семьи;
• при необходимости вынужденным переселенцам предоставляется бесплатная медицинская помощь.
• В обязанности таких лиц, помимо соблюдения Конституции и законов РФ, входит необходимость ежегодной перерегистрации и немедленная постановка на учет в МВД по месту жительства в случае переезда.

И вынужденные переселенцы, и беженцы имеют право на получение единовременной материальной помощи в размере 100 рублей на одного человека или 150 рублей, если семья малоимущая, или в ней имеется пенсионер или ребенок.

Как получить статус вынужденного переселенца?

Сначала нужно подать заявление. После регистрации заявления претенденту выдается Свидетельство о регистрации ходатайства.

Читайте также:
Отсутствие лицензии МЧС: какое наказание предусмотрено

А после того, как данное ходатайство будет рассмотрено и по нему примут позитивное решение, гражданин получает Удостоверение вынужденного переселенца.

Типичные ошибки

Ошибка: Беженец, которому официально присвоен соответствующий статус, отказывается отдавать документы на хранение в отделение ГУВМ МВД.

Комментарий: По закону документы беженца должны храниться в отделении ГУВМ МВД. Удостоверением личности беженца на территории РФ будет служить выданное после присвоения статуса удостоверение беженца.

Ошибка: Беженец собирается встать в очередь на получение муниципального жилья в России.

Комментарий: Правом на постановку в очередь на выделение муниципального жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, обладают только вынужденные переселенцы.

Вопрос №1: Имеет ли право беженец, наравне с вынужденным переселенцем, устраиваться на работу на территории Российской Федерации?

Ответ: Да, причем оформлять для этого разрешение на работу не требуется.

Вопрос №2: Может ли беженец встать на учет в Центре занятости населения в России, будет ли выплачиваться пособие по безработице?

Ответ: Да, встать на учет в Центре занятости можно. И пособие будет выплачиваться, но из 800 рублей только 250 рублей будет выдано на руки, остальная сумма пойдет на оплату жилья в Центре временного размещения.

Вынужденные переселенцы понятие и правовое положение

Проблема статуса как беженцев, так и вынужденных переселенцев для российского общества и государства большая и сложная [1] .

Советская доктрина конституционализма не имела положений о беженцах и вынужденных переселенцах и, более того, даже не содержала таких терминов. Следует заметить, что и в конституциях других стран также ничего не говорилось о беженцах. Этому имелись определенные причины: «беженцами могли быть лишь иностранцы» [2] . Никто иной не мог попасть в тот период в данную категорию лиц.

Ныне действующая в России Конституция [3] разрабатывалась и утверждалась в год, когда разворачивалась волна миграции на территории бывшего Советского Союза. Между тем в Конституцию не были включены нормы, регулирующие положение беженцев, хотя в науке к этому времени данный вопрос уже достаточно активно обсуждался [4] .

Несмотря на то, что проблема беженцев имеет общемировой характер и в реальности возникает во многих государствах и в наши дни (например, в бывшей СФРЮ), на территории бывшего СССР она имеет ряд специфических особенностей.

Юридическую базу разрешения вопросов беженцев и вынужденных переселенцев образуют Конституция РФ, федеральные законы: «О беженцах» от 28 июня 1997 г [5] и «О вынужденных переселенцах [6] ». Оба закона основаны на международных договорах и в первую очередь на Законе РФ о ратификации Соглашения «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» от 22 ноября 1994 г . [7]

Для раскрытия основ правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев необходимо, прежде всего, выяснить, что следует понимать под указанными лицами.

В ст. 1 Закона «О беженцах» записано: «Беженец — прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении его насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений [8] ».

Определение понятия “беженец” в международном праве содержится в двух основных документах: Конвенции ООН 1951 года “О статусе беженцев” и Протоколе к ней 1967 года, касающемся статуса беженцев. Между данными актами существуют некоторые расхождения, в частности, Конвенция ООН 1951 года предусматривает временное и географическое ограничение, т.е. она применяется в отношении стран, расположенных в Европе, и в отношении тех беженцев, которые стали таковыми в результате событий, происходивших до 1 января 1951 года. Что касается Протокола 1967 года, то он устраняет вышеназванные ограничения и применяется без таковых в отношении государств и в отношении любых событий как в прошлом, так и в будущем, в результате которых возникла или возникнет проблема беженцев. В связи с этим необходимо учитывать участие государства в вышеуказанных документах. Поскольку Российская Федерация является участником обоих документов, то в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, а также п. 3 ст. 18 комментируемого Закона, эти акты обладают прямым действием на территории России, и в случае, если внутреннее законодательство противоречит им, применяются нормы международных договоров, а не внутренних законов [9] .

На содержание правового статуса беженца определенное влияние оказывают такие элементы, как гражданство, общая правосубъектность, права, обязанности и другие. Теоретически можно представить, что правовой статус беженца складывается из элементов общего правового статуса человека, а также правового статуса иностранного гражданина (лица без гражданства) и статуса, предоставляемого беженцу российским законодательством и международным правом [10] .

Говоря о правовом статусе беженца, необходимо учитывать, что данный статус включает в себя следующие права:

а) права, характеризующие общий правовой статус человека;

Читайте также:
Последующая реализация без правовых ограничений

б) права, характеризующие правовой статус иностранного гражданина (или лица без гражданства);

в) специальные права и специальные гарантии.

Вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка [11] .

Вынужденным переселенцем может быть признан, как правило, гражданин Российской Федерации, покинувший место своего постоянного жительства на территории Российской Федерации либо, что встречается гораздо реже, на территории другого государства. В соответствии с Законом вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, который: вынужден был покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибыл на территорию России; вынужден был покинуть место жительства на территории одного из субъектов Российской Федерации и переселиться на территорию другого субъекта Федерации.

Кроме того, вынужденным переселенцем может быть признано лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, иностранный гражданин или апатрид (лицо без гражданства), постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории России по вышеуказанным обстоятельствам.

И, наконец, вынужденным переселенцем может быть также признан гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории одной из республик, входившей в состав Советского Союза, получивший статус беженца Российской Федерации и утративший его в связи с приобретением российского гражданства, если в период действия статуса беженца имели место обстоятельства, препятствовавшие данному лицу в обустройстве на территории России. Приобретение гражданства Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 31 мая 2002 г . N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации.

К числу причин, на основании которых лицо может быть признано вынужденным переселенцем, относятся: насилие или преследование либо реальная опасность подвергнуться такому преследованию в связи с расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, а также принадлежностью к определенной социальной группе, политическими убеждениями. Но при этом следует учитывать, что все последние обстоятельства должны служить поводом для проведения враждебной кампании в отношении данного гражданина или группы граждан, либо массовых нарушений общественного порядка.

Закон предусматривает, что статус вынужденного переселенца получает конкретное лицо не только когда в отношении него были совершены вышеперечисленные действия, но и в том случае, если они были совершены в отношении членов его семьи.

Следует отметить, что лицо не может быть признано вынужденным переселенцем по иным причинам. В качестве примера можно привести дело, рассмотренное Курганским городским судом по заявлению П. о предоставлении статуса вынужденного переселенца. Так, Курганский городской суд признал правомерным отказ Миграционной службы Курганской области предоставить П. с семьей статус вынужденного переселенца. Суд установил, что П. зарегистрирована на территории России 30 июня 1997 г . и впервые в миграционную службу обратилась 3 марта 1999 г . В судебном заседании она пояснила, что пропустила установленный срок на обращение с ходатайством о признании вынужденным переселенцем, поскольку работала и пыталась устроиться на новом месте. Кроме того, как указала П. в ходатайстве в Миграционную службу Курганской области и в суде, ее семья была вынуждена выехать из Казахстана из-за отсутствия там работы, из-за болезни детей, а также из-за загрязненной воды. О каких-либо преследованиях, совершенных в отношении нее лично или ее семьи, П. не заявляла. Суд пришел к правильному выводу, что в силу подп.2 и 3 п.1 ст.2 Закона Российской Федерации “О вынужденных переселенцах” заявительница с семьей относится к лицам, которые не могут быть признаны вынужденными переселенцами [12] .

Наряду с этим следует различать правовой статус беженца и правовой статус вынужденного переселенца. Они совпадают с точки зрения оснований миграции, предоставления и создания благоприятных условий жизнедеятельности указанных лиц. Однако в отличие от вынужденного переселенца, признаваемого гражданином данного государства, беженец не является гражданином государства, в котором или перед которым ходатайствует о признании себя таковым.

Беженец — прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении его насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

В отличие от беженца, вынужденный переселенец – это как правило, гражданин РФ, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта. Вынужденным переселенцем признаётся также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории РФ и изменивший место жительства в её пределах по указанным выше основаниям [13] .

Читайте также:
Какими взносами облагается договор гражданско правового характера

Порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны.

[1] Воеводин Л. Д Юридический статус личности в России. М., 2001 .- С 117.

[2] Воеводин Л. Д Юридический статус личности в России. М., 200.1- С 117.

[3] Конституция РФ от 12.12.1993 г.

[4] Литвинова Г. И., Михалева Н А. Правовая защита беженцев и вынужденных переселенцев в России // Государство и право. 1992. № 4.-С. 31

[5] В настоящее время действует Федеральный закон от 28 июня 1997 г . N 95-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О беженцах” (с изменениями от 30 июня 2003 г .)// Российская газета. 2003.-№ 187.-С.4

[6] В настоящее время действует Федеральный закон от 20 декабря 1995 г . N 202-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О вынужденных переселенцах” (с изм. и доп. от 24 декабря 2002 г .)// Российская газета. 2002.-№ 361.-С.31

[7] Российская газета 1994. -№ 91

[8] Решение Экономического Суда СНГ от 11 сентября 1996 г . N С-1/14-96 О толковании понятий “беженец”, “мигрант”, “вынужденный переселенец” применительно к Соглашению о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 г .

[9] Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М., 2003.-С.412

[10] Ковшиков Е.М. Обеспечение и защита прав беженцев и вынужденых переселенцев в субъектах Российской Федерации// Гражданин и право. 2000-№9 .-С. 21-22

[11] Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М., 2003.-С. 411

[12] Обобщение судебной практики рассмотрения дел, связанных с применением законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2000 г ., N 5.-С. 20-29

[13] Конституционное право России. Хрестоматия. М.: ЮКЭА., 2003.-С.112

§ 1. Вынужденные переселенцы

Вынужденным переселенцем признается гражданин РФ, вынуж­денный покинуть место жительства на территории: 1) иностранного государства и прибывший на территорию РФ; 2) одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта РФ. Думается, второе положение может быть не совсем адекватным реальной ситуации — при огромных территориях гражданин может подвергаться преследо­ванию и, соответственно, спасать себя в рамках одного и того же субъекта РФ.

Вынужденным переселенцем также признается иностранный граж­данин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ и изменившие место жительства в пре­делах ее территории по названным выше обстоятельствам. Вынужден­ным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, посто­янно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утра­тивший этот статус в связи с приобретением ее гражданства, при на­личии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период дей­ствия статуса беженца в обустройстве на территории РФ.

Вынужденными переселенцами не признаются лица: совершив­шие преступление против мира, человечества или другое тяжкое пре­ступление, признаваемое таковым законодательством России; не об­ратившиеся без уважительных причин с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты стату­са беженца в связи с приобретением российского гражданства; поки­нувшие место жительства по экономическим причинам либо вследст­вие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и тех­ногенного характера.

Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселен­цем и уже покинувшее место жительства, обращается лично или через уполномоченного представителя с ходатайством о признании его вы­нужденным переселенцем в территориальный орган миграционной службы по месту своего нового пребывания. До оставления места жи­тельства можно обратиться с ходатайством в ФМС России или ее тер­риториальный орган по месту предполагаемого переселения либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ в государстве своего пребывания для направления данного ходатайст­ва в ФМС России или территориальный орган миграционной службы по месту предполагаемого переселения.

Территориальный орган миграционной службы принимает реше­ние о регистрации ходатайства и выдает либо направляет каждому ли­цу, претендующему на признание вынужденным переселенцем, сви­детельство о регистрации ходатайства. Лицо, получившее свидетель­ство о регистрации ходатайства, и прибывшие с ним члены семьи, не достигшие 18 лет, имеют право: на получение единовременного де­нежного пособия на каждого члена семьи; получение направления на проживание в центре временного размещения вынужденных пересе­ленцев; содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа к мес­ту временного поселения в порядке, определяемом Правительст­вом РФ; проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев, получение питания по установленным нормам и поль­зование коммунальными услугами, до решения вопроса о признании их вынужденными переселенцами; бесплатные медицинскую и ле­карственную помощь в государственных и муниципальных учрежде­ниях здравоохранения в соответствии с законодательством РФ.

Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом миграционной службы в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности.

Читайте также:
Какая организационно правовая форма у ИП

Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соот­ветствующее удостоверение. Статус вынужденного переселенца пре­доставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствую­щих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жи­тельства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заяв­лению переселенца.

Вынужденные переселенцы имеют право самостоятельно выбрать место жительства, проживать у родственников или у иных лиц при ус­ловии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади; при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории РФ получить у ФМС России или территориального органа миграционной службы направление на проживание в центре временного размещения вынужденных пересе­ленцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного по­селения вынужденных переселенцев; на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания. Право на проживание в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселен­цев вынужденный переселенец утрачивает при получении (приобре­тении) другого жилья или при завершении строительства индивиду­ального жилья, при утрате или лишении статуса вынужденного пере­селенца, а также в случае, если он отсутствует без уважительных причин свыше шести месяцев.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполни­тельной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления оказывают всестороннюю помощь вынужденным переселенцам — особенно в получении жилья и жилищном строительстве, трудоуст­ройстве, образовании детей.

Кроме того, федеральные органы исполнительной власти и орга­ны исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномо­чий оказывают содействие вынужденному переселенцу в возвраще­нии оставленного им на территории РФ имущества, находящегося в его собственности. При невозможности возвращения имущества вы­нужденному переселенцу выплачивается компенсация. Эти органы также содействуют вынужденному переселенцу в организации в соот­ветствии с международными договорами РФ перевозки имущества, находящегося в его собственности на территории иностранного госу­дарства. При невозможности возвращения имущества вынужденному переселенцу выплачивается компенсация в соответствии с междуна­родными договорами РФ и ее нормативными правовыми актами РФ. Надо сказать откровенно, что эти нормативные требования пока не реализуются в полной мере, особенно если речь идет о приезде выну­жденного переселенца из другого государства.

Закон предусматривает возможность утраты и лишения статуса вынужденного переселенца. Утрата следует при прекращении рос­сийского гражданства, а также при выезде для постоянного прожива­ния за пределы территории РФ; в связи с истечением срока предо­ставления статуса. Лишение лица статуса вынужденного переселенца осуществляет ФМС России или ее территориальный орган, если лицо умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.

ВЫНУЖДЕННЫЙ ПЕРЕСЕЛЕНЕЦ

Правовое положение В.п. сходно со статусом беженца, однако имеет существенные особенности как в порядке приобретения этого статуса, так и в объеме тех преимуществ, которые предоставляются В.п. В соответствии с Законом РФ “О вынужденных переселенцах” (в ред. Федерального закона от 20 декабря 1995 г.) лицо, претендующее на признание его В.п., обязано лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством в территориальный орган миграционной службы по месту своего нового пребывания. Решение о регистрации ходатайства принимается этим органом в течение 3 дней со дня поступления ходатайства. С момента регистрации данное лицо приобретает право на получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи; получение направления на проживание в центре временного размещения В.п.; бесплатную медицинскую и лекарственную помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и некоторые др. права.

Территориальный орган миграционной службы обязан в течение 3 месяцев со дня регистрации ходатайства принять решение о признании лица В.п. Такой статус предоставляется на 5 лет. В.п. вправе самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ, может проживать у родственников с их согласия. Правительством РФ создается фонд жилья для временного поселения В.п.; в федеральном бюджете, бюджетах субъектов РФ выделяются средства на реализацию федеральных и региональных миграционных программ. Обеспечение статуса В.п. является обязанностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература . В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец . 2002 .

  • ВЫНУЖДЕННАЯ МИГРАЦИЯ
  • ВЫРАЖЕНИЕ НЕДОВЕРИЯ (ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ) ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Полезное

Смотреть что такое “ВЫНУЖДЕННЫЙ ПЕРЕСЕЛЕНЕЦ” в других словарях:

Вынужденный Переселенец — См. Переселенец вынужденный Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Вынужденный переселенец — (англ. forced settler) гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку… … Энциклопедия права

вынужденный переселенец — Гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах или вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или … Справочник технического переводчика

Читайте также:
Код и наименование организационно правовой формы ООО

Вынужденный переселенец — 1. Вынужденный переселенец гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться… … Официальная терминология

вынужденный переселенец — 2.4.14 вынужденный переселенец: Гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах или вследствие реальной опасности подвергнуться… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Вынужденный переселенец — (англ. forced settler) гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку… … Большой юридический словарь

Вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, который был вынужден или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории Российской Федерации вследствие совершенного в отношении него или членов … Административное право. Словарь-справочник

ВЫНУЖДЕННЫЙ ПЕРЕСЕЛЕНЕЦ — гражданин Российской Федерации (или иностранный гражданин, или лицо без гражданства, постоянно проживающее на законных основаниях на территории России), покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи… … Словарь терминов по социальной статистике

ВЫНУЖДЕННЫЙ ПЕРЕСЕЛЕНЕЦ — гражданин Российской Федерации (или иностранный гражданин, или лицо без гражданства, постоянно проживающее на законных основаниях на территории России), покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи… … Социальная статистика. Словарь

Вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой… … Словарь юридических понятий

41. Правовой статус вынужденных переселенцев: законодательное определение, приобретение статуса, основы правового положения.

Статья 1. Определение понятия “вынужденный переселенец”

1. Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

2. По обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, вынужденным переселенцем признается:

1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;

2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

3. Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

4. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.

Статья 2. Лицо, которое не может быть признано вынужденным переселенцем

1. Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

1) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации;

2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;

3) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статья 3. Порядок регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем

1. Лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона, и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем (далее – ходатайство) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего нового пребывания.

2. Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем, вправе до оставления места жительства обратиться с ходатайством в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган по месту предполагаемого переселения либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания для направления данного ходатайства в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган по месту предполагаемого переселения.

Читайте также:
Международные правовые акты регулирующие семейные отношения

3. Решение о регистрации ходатайства принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех дней со дня поступления ходатайства.

При экстренном массовом прибытии на территорию Российской Федерации лиц, покинувших место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона, прием данных лиц производится в порядке, определяемом постановлением Правительства Российской Федерации. Регистрация ходатайств этих лиц осуществляется незамедлительно.

4. При положительном решении вопроса о регистрации ходатайства каждому лицу, претендующему на признание вынужденным переселенцем, выдается или направляется свидетельство о регистрации его ходатайства.

Сведения о прибывших членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в свидетельство одного из родителей.

Форма свидетельства и порядок его выдачи определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Свидетельство является основанием для предоставления лицу прав и возложения на него обязанностей, предусмотренных настоящим Законом.

5. В случае, если лицу, претендующему на признание его вынужденным переселенцем, отказано в регистрации ходатайства, в течение пяти дней со дня принятия решения ему выдается или направляется уведомление в письменной форме с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.

6. Не подлежат регистрации ходатайства граждан бывшего СССР, прибывших в Российскую Федерацию по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона, и не подавших в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, заявлений или ходатайств о приобретении гражданства Российской Федерации.

Статья 4. Права и обязанности лица, получившего свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем

1. Лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства, и прибывшие с ним члены семьи, не достигшие возраста восемнадцати лет, имеют право на:

1) получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в порядке и в размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, но не ниже 100 рублей;

2) получение направления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации;

3) содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа к месту временного поселения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет), получившие свидетельства о регистрации ходатайства, имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места регистрации ходатайства к месту временного поселения на территории Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

4) проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев, получение питания по установленным нормам и пользование коммунальными услугами в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, до решения вопроса о признании их вынужденными переселенцами;

5) медицинскую и лекарственную помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства, и прибывшие с ним члены семьи, не достигшие возраста восемнадцати лет, обязаны:

1) при нахождении в центре временного размещения вынужденных переселенцев соблюдать установленный порядок проживания в нем;

2) проходить обязательный медицинский осмотр в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) сообщать федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальному органу достоверные сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении им статуса вынужденного переселенца.

Статья 5. Порядок принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем

1. Признание лица вынужденным переселенцем осуществляется в соответствии с настоящим Законом.

2. Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение пяти дней со дня принятия решения выдает или направляет уведомление в письменной форме о результатах рассмотрения ходатайства.

Решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей.

Форма удостоверения вынужденного переселенца и порядок его выдачи определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Удостоверение действительно на всей территории Российской Федерации.

Читайте также:
Преимущество ООО перед другими правовыми формами

4. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Статья 6. Права и обязанности вынужденного переселенца

1. Вынужденный переселенец имеет право:

1) самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;

2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориального органа в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет) имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Вынужденный переселенец обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;

2) соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

3) при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

4) проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

3. Вынужденный переселенец утрачивает право на проживание в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев при получении (приобретении) другого жилья или при завершении строительства индивидуального жилья, при утрате или при лишении статуса вынужденного переселенца, а также в случае, если он отсутствует без уважительных причин свыше шести месяцев.

Статья 8. Гарантии прав лица, ходатайствующего о признании его вынужденным переселенцем, и вынужденного переселенца

1. Вынужденный переселенец не может быть возвращен против его воли на территорию (в населенный пункт), которую он покинул по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона.

Вынужденный переселенец не может быть переселен без его согласия в другой населенный пункт.

2. Решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц указанных органов по исполнению настоящего Закона могут быть обжалованы в вышестоящий орган или в суд.

3. Срок подачи жалобы не должен превышать:

одного месяца – со дня получения гражданином уведомления в письменной форме о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее ответ в письменной форме;

трех месяцев – со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.

4. До принятия решения по жалобе на отказ в признании вынужденным переселенцем лицо, подавшее жалобу, пользуется правами, предусмотренными подпунктами 4 и 5 пункта 1 статьи 4 настоящего Закона.

Статья 9. Утрата и лишение статуса вынужденного переселенца

1. Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при прекращении гражданства Российской Федерации.

2. Лицо также утрачивает статус вынужденного переселенца:

1) при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации;

2) в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Закона.

Читайте также:
Правовое регулирование мены земельных участков

3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган лишает лицо статуса вынужденного переселенца в случае, если оно:

2) умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.

4. Уведомление о лишении лица статуса вынужденного переселенца с указанием причин и порядка обжалования направляется этому лицу в течение пяти дней со дня принятия решения.

5. В случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца или в случае лишения лица статуса вынужденного переселенца удостоверение вынужденного переселенца признается недействительным соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

6. В случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца или в случае лишения лица статуса вынужденного переселенца данное лицо обязано освободить жилое помещение, предоставленное ему из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.

Лишение лица статуса вынужденного переселенца в связи с сообщением им ложных сведений или в связи с предъявлением им заведомо фальшивых документов является основанием для истребования средств, затраченных на проезд, провоз багажа, содержание и обустройство данного лица.

7. Лицо, утратившее статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока его предоставления, сохраняет право на получение компенсации за утраченное имущество в соответствии с пунктом 4 статьи 7 настоящего Закона.

Гражданско-правовой договор с физическим лицом

  • Суть и виды договоров гражданско-правового характера
  • Отличительные признаки договора подряда
  • ГПД на работы между физическими лицами — каковы его последствия?
  • Налоги для сторон гражданско-правового договора с физическим лицом
  • Форма и содержание гражданско-правового договора с физлицом — образец
  • Итоги

Суть и виды договоров гражданско-правового характера

Гражданско-правовые договоры — это соглашения, которые оформляются по правилам ГК РФ. Основное из этих правил (ст. 421 ГК РФ) определяет наличие возможности заключения договора на любых условиях, устраивающих его стороны (если иное для договора определенного вида не установлено законодательно).

Сторонами таких соглашений могут в разных сочетаниях выступать как юрлица, так и физлица (в т. ч. действующие как ИП), т. е. договор можно заключить между:

  • юрлицами;
  • физлицами;
  • юрлицом (юрлицами) и физлицом (физлицами).

По видам гражданско-правовые договоры делятся на оформляемые:

  • по сделкам с имуществом (купли-продажи, мены, дарения, аренды);
  • выполнению работ, оказанию услуг.

Несмотря на то что в ГК РФ договоры на работы и услуги разделены (различен их итог — получение результата в первом случае и осуществление определенных действий во втором), принципы оформления заключаемых по ним договоров очень близки. И именно эти договоры в ситуациях, когда исполнителем по ним оказывается обычное физлицо (действующее не как ИП), вызывают наиболее пристальное внимание проверяющих. Связано это с тем, что налогообложение доходов, выплачиваемых по таким договорам, осуществляется по особым правилам.

Ниже мы рассмотрим особенности оформления и налогообложения договора гражданско-правового характера с физическим лицом, выполняющим для работодателя работу (т. е. заключившим договор подряда).

Отличительные признаки договора подряда

Кто может стать работодателем по гражданско-правовому договору – ГПД – с физическим лицом, заключенным в связи с выполнением работ? Любое лицо — юридическое или физическое, причем последнее может оказаться как ИП, так и не имеющим этого статуса. В свою очередь, и исполнитель может быть как обычным физлицом, так и ИП.

Что отличает отношения по такому договору? Прежде всего, наличие конкретной работы определенного объема, которую необходимо сделать в оговоренные сроки. Допускается выполнение ее исполнителем как своими силами, так и привлекаемыми им лицами, с использованием для этой цели как своих собственных материалов и оборудования, так и материалов и оборудования заказчика.

В процессе выполнения работы по ГПД ее исполнитель не подчиняется режиму работы, действующему у его работодателя, но несет ответственность:

  • за качество сделанного им или привлеченными лицами;
  • соблюдение сроков по договору;
  • сохранность имущества и материалов, переданных ему заказчиком.

Особенности условий такого договора зависят также от того, к какому именно виду подрядных работ относятся выполняемые физлицом (гл. 37, 38 ГК РФ).

ГПД на работы между физическими лицами — каковы его последствия?

ГК РФ не препятствует заключению ГПД между физлицами. Однако ряд вопросов здесь возникает в отношении того, на кого ложатся обязанности по уплате налогов с доходов, получаемых исполнителем. Напомним, что каждая из сторон такого договора может оказаться ИП, и за счет этого возможны такие варианты сторон в договоре:

  • обе они (и работодатель, и исполнитель) являются ИП;
  • работодатель — ИП, а исполнитель — обычное физлицо;
  • работодатель — обычное физлицо, а исполнитель — ИП;
  • обе они — обычные физлица.

В первом варианте отношения складываются так же, как и между юрлицами или между юрлицом и ИП, т. е. каждый платит обязательные для него налоги, а сумма оплаты по ГПД является обычным расчетом между контрагентами.

Читайте также:
Расторжение гражданско правового договора в одностороннем порядке

Во втором варианте ИП-работодатель в отношении дохода, выплачиваемого физлицу, является плательщиком страховых взносов и налоговым агентом по НДФЛ, удерживаемому из этого дохода.

При третьем варианте физлицо-работодатель никакими налогами доход, выплачиваемый ИП-исполнителю, не облагает. Последний сам со своих доходов делает все необходимые платежи.

А при четвертом варианте у обеих сторон возникает необходимость осуществления налоговых платежей и составления отчетности:

  • у исполнителя — в отношении налога с полученного дохода, т. к. работодатель-физлицо в число налоговых агентов не входит (п. 1 ст. 226 НК РФ);
  • у работодателя — в отношении страховых взносов с этого дохода (подп. 1 п. 1 ст. 419, п. 2 ст. 420 НК РФ).

Последнее требует, соответственно, постановки на учет в ИФНС в качестве плательщика взносов. Таким образом, у обеих сторон при этом варианте ГПД имеют место те последствия, которые при нечасто заключаемых договорах такого рода не являются желательными.

Налоги для сторон гражданско-правового договора с физическим лицом

Какие же возникнут налоги при гражданско-правовом договоре с физическим лицом? Здесь опять же всё зависит от того, в каком качестве (обычного физлица или ИП) выступает исполнитель.

Обычное физлицо (в т. ч. им может быть и ИП, заключающий такой договор в качестве обычного физлица) будет расцениваться как работник, оформленный у работодателя по ГПД. И с его дохода работодатель начислит и уплатит:

  • НДФЛ (кроме ситуации, когда работодатель тоже является обычным физлицом), удержав его из дохода работника (п. 1 ст. 226 НК РФ);

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, смотрите рекомендации экспертов К+ как рассчитать и уплатить НДФЛ с выплат по договорам оказания услуг и подряда с физлицами-резидентами. Если доступа нет, оформите бесплатный пробный доступ к К+ и изучите порядок действий.

  • страховые взносы на ОПС и ОМС (от начисления взносов на ОСС в части нетрудоспособности и материнства такие доходы освобождены — подп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ);
  • страховые взносы на травматизм, если такое условие предусмотрено в ГПД (п. 1 ст. 20.1 закона «Об обязательном социальном страховании…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Как исчислить страховые взносы при принятии работ по договору подряда с физическим лицом, не являющимся ИП, эксперты системы К+ рассказали в Путеводителе по подряду. Получите бесплатный пробный доступ к КонсультантПлюс.

Самостоятельно обычному физлицу, заключившему ГПД, придется платить только НДФЛ в ситуации, когда его работодателем становится тоже обычное физлицо.

ИП, вступившему в отношения по договору ГПД в качестве ИП, придется самому начислять и платить все платежи, обязательные для ИП:

  • обусловленные применяемой системой налогообложения;
  • страховые взносы на ОПС и ОМС;
  • налоги, к начислению которых обязывает наличие объекта налогообложения.

Сравнительную характеристику спецрежимов, применение которых предпочитают ИП, ищите здесь.

Форма и содержание гражданско-правового договора с физлицом — образец

Как оформляется ГПД? Поскольку он содержит достаточно много условий, требующих специальных оговорок, его всегда составляют в письменной форме. В нем должны быть отражены:

  • наименования и реквизиты договаривающихся сторон;
  • предмет задания, поручаемого исполнителю;
  • условия его выполнения (объемы, качество, сроки, принадлежность исходных материалов и необходимого оборудования);
  • стоимость работ, условия оплаты за них;
  • права и обязанности сторон (в т. ч. условие о начислении или неначислении взносов на травматизм);
  • процедура приемки выполненных работ;
  • ответственность сторон за нарушения условий соглашения.

О том, каким моментам в ГПД следует уделить особое внимание, читайте в статье «Договор подряда и страховые взносы: нюансы обложения».

Образец гражданского правового договора с физическим лицом, оформленный юрлицом, можно посмотреть на нашем сайте:

Образец гражданско-правового договора между физическими лицами мы не приводим, поскольку особых правил для его оформления не существует. Особенными для него окажутся только налоговые последствия.

Итоги

Гражданско-правовой договор отличает свобода в установлении его условий. Сторонами такого договора могут быть любые лица. По видам эти соглашения делятся на заключенные:

  • по операциям с имуществом;
  • в связи с выполнением работ, услуг.

Наибольшее количество вопросов вызывают ситуации, когда исполнителем по договору на выполнение работ (оказание услуг) оказывается обычное физлицо. Оно становится работником для своего заказчика, но не подчиняется правилам трудового законодательства, а доход его подлежит налогообложению в особом порядке.

Договор гражданско-правового характера

Зачем нужно соглашение ГПХ и как составить

Договор гражданско-правового характера — любое соглашение в рамках гражданского законодательства. В нем стороны договариваются о взаимных правах и обязанностях. Чаще так: один что-то делает, другой платит.

По договору ГПХ могут работать внештатные специалисты: строители, бухгалтеры, агенты по недвижимости, писатели и другие. Соглашением ГПХ оформляется разовая работа или оказание услуги, а результат фиксируется актом выполненных работ.

Какие бывают договоры ГПХ

К соглашениям ГПХ относят договоры:

Для оформления работ обычно используют договор подряда, для услуг — договор возмездного оказания услуг.

Читайте также:
Перепланировка нежилых помещений: правовые акты

Договор подряда — это когда исполнитель выполняет работу по заданию заказчика и передает ему результаты работы, а заказчик их оплачивает.

Такое соглашение часто заключают на ремонтные и строительные работы, переработку и изготовление мебели, украшений или чего-то еще. Он подразумевает материальный результат работы, который можно потрогать.

Договор возмездного оказания услуг подразумевает процесс оказания услуг, его результат нельзя потрогать. Обычно его заключают на:

  • консультационные;
  • информационные;
  • аудиторские;
  • медицинские;
  • ветеринарные;
  • образовательные и другие услуги.

Еще есть договор авторского заказа. Его заключают, если результат работы — произведение: иллюстрация, статья, научное исследование.

Стороны могут заключить договор ГПХ, который не предусмотрен законом, или смешанный — это когда в одном документе содержатся элементы различных соглашений.

Когда заключают

Соглашение ГПХ можно заключить на разовую или проектную работу или услугу: изготовить детскую кровать, сделать ремонт в санузле или помочь кому-то продать квартиру. Работа по договору ГПХ всегда разовая — она не носит регулярный характер.

Как заключить договор гражданско-правового характера

Соглашение ГПХ всегда заключается в письменной форме. Но физлица могут договориться между собой устно, если стоимость сделки не больше 10 000 рублей.

Для заключения договора ГПХ исполнителю нужны:

  1. Паспорт.
  2. СНИЛС.
  3. ИНН.

Трудовая книжка для оформления сотрудничества не нужна. Если договор ГПХ заключается с иностранным гражданином, понадобится разрешение на работу или патент.

При заключении договора ГПХ заказчик не оформляет приказ о приеме на работу и не делает запись в трудовой книжке исполнителя.

Условия соглашения

В договоре ГПХ прописывают предмет соглашения, сроки, стоимость работ или услуг. Еще в нем указывают порядок выполнения работ или оказания услуг, их объем, ответственность сторон и другие условия.

Предмет — то, о чем договариваются стороны: что именно должен сделать исполнитель и за какой результат или услугу — заплатить заказчик.

В договоре подряда и авторского заказа всегда указываются сроки завершения работы. Договор подряда может содержать промежуточные сроки — сроки завершения отдельных видов работ. Это когда одну большую задачу разбивают на несколько небольших и каждую сдают отдельно. В случае договора на ремонтные работы в санузле первым этапом может быть отделка пола и стен, вторым — установка сантехники. В договоре оказания услуг сроки работы указывать не обязательно.

В соглашении ГПХ указывают стоимость работы исполнителя. Еще прописывают, как проходит процедура сдачи-приемки работы или услуги и какие последствия ждут исполнителя, если работа или услуга окажется некачественной. Можно договориться о предоплате или поэтапной оплате и указать в договоре суммы за каждый этап. Если стоимость работы в договоре не прописана, заказчик платит среднюю цену по рынку за аналогичную работу или услугу.

В соглашении ГПХ можно прописать место работы исполнителя: бухгалтер выполняет задачи в офисе заказчика, а юрист консультирует только в своем офисе. Также важно обозначить, может ли исполнитель поручить работу третьим лицам или должен выполнить ее самостоятельно.

На какой срок можно заключать

Договор ГПХ заключается на определенный срок, но законом этот срок не ограничен. Заключить соглашение можно на несколько дней, недель или лет, но лучше договариваться о времени, которого исполнителю будет достаточно для выполнения работы или оказания услуги.

Порядок расторжения

Расторгнуть соглашение ГПХ можно в одностороннем порядке или по соглашению сторон.

Договор оказания услуг может расторгнуть в одностороннем порядке и заказчик, и исполнитель, если один оплатит другому понесенные расходы. Расторгнуть подряд в одностороннем порядке вправе только заказчик, если оплатит расходы подрядчика.

Если обе стороны решили прекратить сотрудничество, они оформляют письменное соглашение о расторжении. Порядок расторжения может быть прописан в договоре ГПХ, тогда стороны действуют по правилам из документа.

Расторгнуть договор ГПХ можно через суд только в случае, если вторая сторона против или не отвечает на уведомление о расторжении в установленный соглашением срок или в течение 30 дней, если срок не установлен.

Чем договор ГПХ отличается от трудового договора

Основные отличия — стороны и предмет соглашения.

В первом случае договор заключается между заказчиком и исполнителем, а предметом соглашения является результат работы или услуги. Во втором — договор заключается между работодателем и работником, а предметом является трудовая функция — работа по должности, штатному расписанию и профессии.

По трудовому договору работника оформляют в штат и он получает зарплату. Между ним и работодателем возникают трудовые отношения. А у работника появляются гарантии и компенсации: оплата больничных и ежегодного отпуска, выплаты при увольнении или сокращении.

По договору ГПХ исполнитель не числится в штате и работает в удобное время, а вместо зарплаты получает вознаграждение за выполненные работы. Результат отражают в акте выполненных работ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: