Виды судопроизводства при осуществлении судебной власти

Виды судопроизводства при осуществлении судебной власти

Глава 7. Судебная власть и прокуратура

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

1. Судьи неприкосновенны.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Читайте также:
Какой вид налогообложения выбрать для ИП грузоперевозки

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации “О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации”).

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

4. Виды судопроизводства, в рамках которых осуществляется судебная власть.

Существует несколько вариантов процедур осуществления судебной власти, которые принято называть видами судопроизводства:

конституционное судопроизводство;

гражданское судопроизводство;

арбитражное судопроизводство;

уголовное судопроизводство;

административное судопроизводство.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» судебную власть в России осуществляют суды:

– общей юрисдикции (уголовное, гражданское и административное судопроизводство);

– арбитражные суды (арбитражное судопроизводство);

– Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

5. Основные подсистемы (блоки) российской судебной системы.

В общем виде судебную систему можно определить как совокупность всех действующих в Российской Федерации судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями государства.

Судебная система России устанавливается только Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ».

Судебная система – это не просто сумма судов, это их логически завершенная совокупность, где между всеми судами имеется органичная взаимосвязь, единство.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» в ст. 3 определяет, что единство судебной системы России обеспечивается путем:

– установления судебной системы РФ Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

– соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

– применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

– признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

– законодательного закрепления единства статуса судей;

– финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Судебную систему РФ составляют только суды, учрежденные в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ». Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ», не допускается.

Соответственно, любые организации, в т.ч. и те, в наименовании которых присутствует слово «суд» (например, третейский суд, в т.ч. международный коммерческий арбитраж), не являются органами судебной власти.

Все суды, входящие в судебную систему РФ, подразделяются на две основные группы:

-федеральные суды;

суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся:

1) Конституционный Суд РФ;

2) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и военные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Читайте также:
Вид ТМЦ в инвентаризационной описи

3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

2) мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Соответственно видам судопроизводства, судебная система России состоит из нескольких подсистем судов, реализующих соответствующие виды судопроизводства.

Таких подсистем или, иначе, ветвей судебной системы три:

суды общей юрисдикции;

арбитражные суды;

конституционные суды (Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Каждая из этих подсистем имеет свою внутреннею структуру и состоит из определенных звеньев.

Звено судебной системы.

Под звеном судебной системы понимают группу судов одного уровня, для которых установлена однородная компетенция.

Судебная система РФ в основном строится по территориальному принципу, то есть юрисдикция суда чаще всего охватывает определенную административно-территориальную (район, город) или государственно-территориальную единицу (республика, область, край, город федерального значения и др.), на которой он находится.

Рассмотрим звенья судов общей юрисдикции:

1. С принятием Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. в качестве первого (низшего) звена судебной системы необходимо рассматривать мировых судей.

В соответствии с данным Законом мировые судьи осуществляют свою деятельность на судебных участках, которые создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек. То есть в районах должно быть несколько мировых судей (кроме районов с населением менее 15 тыс. чел.). Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяется Федеральным законом «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» от 29 декабря 1999 г. В свою очередь, каждый субъект РФ принимает собственный законодательный акт, регулирующий вопросы организации и деятельности мировых судей.

2. Вторым звеном в системе судов общей юрисдикции выступают районные суды.

3. Третье звенообластные, краевые суды, суды автономной области и автономных округов, верховные суды республик в составе РФ, суды городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга.

4. Верховный Суд РФ является высшим звеном в системе судов общей юрисдикции.

Система арбитражных судов также является четырехзвенной:

1. Низшим звеном выступают арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов РФ).

2. Второе звено в системе арбитражных судов – арбитражные апелляционные суды.

Их создание предусмотрено Федеральным конституционным законом от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ». Всего на территории России к 1 января 2006 г. должны быть поэтапно созданы 20 арбитражных апелляционных судов. До их создания функции апелляционной инстанции в системе арбитражных судов будут по-прежнему выполнять арбитражные суды субъектов РФ.

3. Третье звено в этой системе – федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды).

В России действуют: Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, Федеральный арбитражный суд Московского округа, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Федеральный арбитражный суд Центрального округа.

4. Высшим звеном в системе арбитражных судов является Высший Арбитражный Суд РФ.

Что касается Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ, то их невозможно объединить в одну систему и, соответственно, выделить в ней звенья.

Читайте также:
Виды деятельности ООО для внесения в устав

Это обусловлено следующими причинами:

– Решения, принятые конституционными (уставными) судами субъектов РФ, окончательны и пересмотру не подлежат, в том числе и Конституционным Судом РФ.

– Конституционный Суд РФ в принципе не осуществляет в какой-либо форме руководства деятельностью конституционных (уставных) судов РФ.

– Финансирование конституционных (уставных) судов субъектов РФ осуществляется за счет средств соответствующего субъекта Федерации, а Конституционного Суда РФ – исключительно за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, какой-либо процессуальной или организационной взаимосвязи между конституционными (уставными) судами РФ и Конституционным Судом РФ нет.

Образовательный портал – все для студента юриста.

I. Судебная власть

1. Принцип разделения властей.

Принцип разделения властей – правовое явление, правовая доктрина, согласно которой признается необходимость в разделении власти на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Создание системы сдержек и противовесов, при осуществлении властных полномочий.

Характерная черта большинства государств современности реализация ими принципа разделения властей. Согласно установившимся правовым теориям реализация данного принципа неотъемлемый атрибут демократического государства. Принцип разделения властей закреплен ст. 10 Конституции РФ (ссылка на источник)

Базовой идеей для формирования современной теории разделения властей послужили идеи греческого мыслителя Аристотеля – он первым предложил разделять власть в государстве на три составные части: законодательную, должностную и судебную (ссылка на источник). Впоследствии данная идея была развита выдающими деятелями нового времени, в частности: Джоном Локком и Шарлем Луи Монтескьё, которые осуществили детальную проработку и теоретическое обоснование принципа разделения властей. Начиная с этого времени постулаты данного принципа, получил широкое распространение в государственной системе многих стран. Первым правовым актом, где принцип разделения властей получил наибольшее, и логическое распространение стала Конституция США 1787 года (ссылка).

Принцип разделения властей зиждиться на следующих началах:

– Принцип разделения властей закреплен в нормативном правовом акте высшей юридического силы – Конституции.

– Существует строгое разделение властных полномочий между ветвями власти.

– В государственной система присутствуют органы, выражающие властные полномочия каждой из ветвей власти.

– Особое положение судебной ветви власти, как ветви гарантирующей соблюдение и охрану прав человека и гражданина.

2. Понятие судебной власти.

Судебная власть – одна из трех ветвей власти, призванная охранять права и свободы человека и гражданина, решать споры между субъектами правоотношений.

Судебной власти посвящена глава 7 Конституции РФ. (ссылка)

3. Признаки судебной власти.

Признаки судебной власти – характерные черты судебной власти, качественно отличающие ее от других ветвей власти.

Признаками судебной власти являются:

– Осуществление судебной власти только уполномоченными на то органами – судами.

– Самостоятельное, особое положение судебной власти в государственной системе.

– Осуществление властных полномочий в форме правосудия.

– Осуществление власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

– Особый статус выразителей судебной власти – судей.

4. Принципы осуществления судебной власти в РФ.

Принципы осуществления судебной власти в РФ – это основные характеристика судебной власти, при осуществлении ею собственных властных полномочий.

К принципам осуществления судебной власти в РФ относятся:

– Подчинение Конституции РФ

– Соблюдение прав человека и гражданина.

5. Задачи судебной власти.

Задачи судебной ветви власти – это конкретные социальные явления, ради которых судебная власть осуществляет свои властные полномочий.

К задачам судебной власти РФ можно отнести:

– Формирование режима Законности

– Восстановление прав конкретных субъектов общества.

– Изоляция вне общества конкретных субъектов общества.

6. Понятие правосудия.

Правосудие – вид государственной правоохранительной деятельности, осуществляемой уполномоченными государственными органами, в которой реализуется судебная власть.

7. Признаки правосудия.

К признакам правосудия можно отнести следующие характеристики:

– осуществляет только специально уполномоченным на то органом – судом.

– особый правовой статус лиц осуществляющих правосудие – судей и присяжных заседателей.

Читайте также:
Подтверждение основного вида экономической деятельности страхователя

– правосудие осуществляется путем рассмотрения конституционных, гражданским, административных и уголовных дел.

– правосудие реализуется через конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство.

– общеобязательная сила судебных решений.

8. Понятие судопроизводства.

Судопроизводство – деятельность по рассмотрению дел в суде.

9. Виды судопроизводства.

– Конституционное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции конституционных судов РФ.

– Гражданское судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

– Административное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

– Уголовное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции.

10. Соотношение понятий судопроизводство и правосудие.

Понятие правосудие и судопроизводство соотносится как общее с частным. Понятие судопроизводства, как процесса рассмотрения дел судами относится к объему понятия правосудие и является его составной частью.

Суд как орган судебной власти и виды судопроизводства в Российской Федерации.

Суды (судебные органы власти) как государственные органы составляют материальную основу су­дебной власти. Правовое регулирование их организации и деятельности как основных структурных формирований судебной власти осуществляется Кон­ституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной сис­теме Российской Федерации». Этими правовыми актами определяются пред­назначение судов, их компетенция и основные функции, иерархия взаимо­связей, порядок образования и формирования судейского состава, структуры организационного руководства и материально-технического обеспечения.

Закон о судебной сис­теме дает общую характеристику полномочий каждого из судов (ст. 17-28). Именно в этом Законе впервые районный суд определен не только как суд первой инстанции, но и как суд второй инстанции, вышестоящий по отно­шению к мировым судьям (ст. 21)

Суд как орган судебной власти

Неотъемлемое свойство судебной власти, как показано выше, зак­лючается в том, что ее осуществление доверяется только специально учреждаемым государственным органам — судам. Эти государствен­ные органы во многом отличаются от других государственных орга­нов, в том числе выполняющих законодательные и исполнительные функции.

Отличие выражается не только в специфике судебных полномо­чий, но и в построении судов, прежде всего — в порядке формирования судейского корпуса, который в конечном счете вершит то, что называется судебной вла­стью.

Специфика суда как органа судебной власти:

· суды всех видов и уровней формируются с соблюде­нием специально установленной законом процедуры;

· независимость судов при осуществлении основных функций — пра­восудия либо конституционного контроля;

· для деятельности судов установлен особый порядок (про­цедура), основанный на жестком лимитировании всего, что должно происходить в суде при подготовке к рассмотрению и рас­смотрении им подведомственных дел и вопросов.

Процедуры осуществления судебной власти (виды судопроизводства):

Каждое из этих судопроизводств регламентируется прежде всего изданными на основе Конституции РФ соответственно Законом о Кон­ституционном Суде, ГПК, АПК, УПК и КоАП, а также некоторыми другими законами и иными правовыми актами по смежным вопросам.

Министерство внутренних дел Российской Федерации: задачи, функции, организационно-правовая основа деятельности.

Органы внутренних дел РФ представляют собой систему федеральных органов исполнительной власти, призванных осуществлять в пределах своих полномочий охрану прав и свобод человека и гражданина, реализуя функцию охраны общественного порядка и безопасности на территории РФ.

Основными задачами органов внутренних дел РФ является:

· — обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

· — организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

· — обеспечение охраны общественного порядка;

· — организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

· — обеспечение безопасности дорожного движения;

· — организация государственной охраны имущества и организаций;

· — организация и осуществление контроля за частной детективной и охранной деятельности на территории РФ, а также деятельности ведомственной охраны;

Читайте также:
Вид экономической деятельности по ОКВЭД образование

Органы внутренних дел РФ при реализации функции охраны общественного правопорядка и безопасности осуществляют правоохранительную деятельность в следующих направлениях.

Борьба с преступностью. Данное направление деятельности органов внутренних дел РФ предусматривает:

· — производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел;

· — организацию и непосредственного осуществления оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности по уголовным делам;

· — обеспечение реализации мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, проведению проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

· – выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование тяжких и особо тяжких преступлений, совершенные организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящие транснациональный или межрегиональный характер, либо преступления, вызывающие большой общественный резонанс;

· — принятие в соответствии с федеральным законом мер, направленных на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности;

· — обеспечение в соответствии с законодательством РФ государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

правовую основу деятельности органов внутренних дел составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «О полиции», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Правоохранительные органы

В книге изложены ответы на основные вопросы темы «Правоохранительные органы». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

Оглавление

  • Система правоохранительных органов РФ
  • Судебная власть в Российской Федерации
  • Основные принципы правосудия

Из серии: Конспект лекций

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правоохранительные органы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Судебная власть в Российской Федерации

Понятие и признаки судебной власти

Судебная власть — это исключительные полномочия, предоставленные независимым и обособленным государственным органам — судам — для самостоятельного разрешения правовых вопросов, отнесенных к их компетенции, а также основанная на законе реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Определение судебной власти как суда или системы судов также не является ошибкой. Его надо рассматривать как дополнительную структурную характеристику понятия «судебная власть».

Ст. 10 Конституции РФ закрепляет положение, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Первый признак. По Конституции РФ, судебная власть — это вид государственной власти. Термин «власть» обозначает наличие полномочий и возможностей их реализации. Слово «судебная» конкретизирует, кому принадлежат полномочия.

Второй признак: судебная власть принадлежит только судам.

Третий признак: исключительность судебной власти. Полномочия, предоставленные судебной власти, не могут дублироваться никакими другими органами ни при каких обстоятельствах.

К исключительным полномочиям судебной власти относятся: осуществление правосудия; конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке; санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования; разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.

Читайте также:
Классы отходов: характеристика каждого вида

Четвертый признак: судебная власть обладает такими свойствами, как независимость, самостоятельность, обособленность.

— Независимость означает, что суд принимает решения самостоятельно, вне зависимости от чьей-либо воли. Судья подчиняется только закону, правосознанию и совести. Независимость — это не только право суда, но и его обязанность. Закон предусматривает целый набор гарантий независимости судей — материальных, социальных, гарантий безопасности и т. д.

— Самостоятельность судебной власти подразумевает самостоятельное принятие решений судом без чьего бы то ни было санкционирования и утверждения.

— Обособленность судебной власти означает, что суды образуют автономную систему, включающую не только суды (в узком смысле слова), но и другие подразделения, обеспечивающие их жизнедеятельность. Однако обособленность судебной власти не означает ее изоляции. Судебная власть напрямую связана с властью законодательной, поскольку может осуществляться и совершенствоваться только в рамках закона. Законодательная власть в свою очередь определяет судебные процедуры, судейский статус и т. п. Исполнение решений невозможно без тесного сотрудничества судебной власти с властью исполнительной.

Пятый признак: особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен законом. Порядок судопроизводства регламентируется целым рядом процессуальных кодексов (УПК, АПК, ГПК, КоАП).

Судопроизводство — специфическая деятельность органов судебной власти, которая начинается в предусмотренных законом случаях и протекает в установленной процессуальной форме. Существует несколько видов судопроизводства — конституционное, административное, гражданское, уголовное, арбитражное.

Шестой признак: подзаконность судебной власти. Несмотря на высокий статус, судебная власть не может действовать по собственным правилам.

Суд как орган судебной власти

Первый признак. Суд — это государственный орган. По Конституции РФ, судебная власть принадлежит следующим органам: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Перечисленные суды называются федеральными. ФКЗ «О судебной системе РФ» говорит также о судах субъектов РФ: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

Второй признак. Особый порядок формирования судов. Комплектование судов кадрами осуществляется путем строгого отбора. Требования, предъявляемые к кандидату, должны соответствовать как объективным характеристикам (возраст, гражданство), так и субъективным (образование, морально-деловые качества, отсутствие судимости). Для того чтобы стать судьей, недостаточно получить высшее юридическое образование. Необходимо сдать квалификационный экзамен и получить согласие на занятие судейской должности от квалификационной коллегии судей.

Третий признак. Особый порядок обеспечения независимости суда, который предусматривает установление ответственности за давление на суд вплоть до уголовной; создание специализированных органов для обеспечения нормальной работы суда; защита жизни, здоровья и имущества; высокое материальное и социальное обеспечение.

Четвертый признак. Особая процедура реализации своих полномочий с целью обеспечить законное и обоснованное решение правовых вопросов, входящих в компетенцию суда. Процедура реализации судом своих полномочий облекается в конкретную процессуальную форму, называемую судопроизводством. Существует конституционное, гражданское, уголовное, арбитражное, административное судопроизводство. Каждое судопроизводство регламентируется своим процессуальным кодексом: УПК, ГКП, КоАП, АПК. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с требованиями ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Пятый признак. Осуществление полномочий в пределах компетенции, определенной законом, т. е. юрисдикцией. Юрисдикция суда может распространяться на: а) административно-территориальные образования (район, город, область); б) структурные образования ВС РФ (военный округ, флот, гарнизон); в) судебный округ. Этот округ может совпадать, а может и не совпадать с территориальными образованиями. Он может объединять несколько административно-территориальных единиц. Юрисдикция по судебным округам присуща арбитражным судам. Есть десять арбитражных округов, объединяющих несколько субъектов; г) судебный участок. На территории судебного участка осуществляют свою деятельность мировые судьи. Один судебный участок создается на 15–30 тыс. жителей.

Читайте также:
Наименование вредного производственного фактора или вида работы

Шестой признак. Осуществление судебной власти в определенном судебном составе. Закон устанавливает, в каком составе должно быть рассмотрено то или иное дело — единолично либо коллегиально. Отступление от требований закона — серьезное процессуальное нарушение, влекущее за собой ничтожность всех принятых судом решений.

Судебная система устанавливается Конституцией РФ (гл. 7) и ФКЗ «О судебной системе РФ». Она включает в себя Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 125 Конституции РФ решает вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции РФ, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции РФ.

Суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ; верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; городские суды Москвы и Санкт-Петербурга; суды автономной области и автономных округов; районные суды. Эти суды рассматривают гражданские, уголовные и административные дела как по существу, так и по кассационной и надзорной инстанции.

Военные суды также относятся к судам общей юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. К ним относятся военные суды округов (флотов) и военные суды гарнизонов. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды арбитражных округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей). Основу деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение хозяйственных споров.

Все суды принято группировать по звеньям и инстанциям.

Звенья судебной системы — суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру.

Суды общей юрисдикции состоят из четырех звеньев:

1) мировые судьи;

2) районные суды (основное звено);

3) краевые (областные) и приравненные к ним суды (среднее звено);

4) Верховный Суд РФ (высшее звено).

Суды второго звена (районные), несмотря на введение института мировых судей, по-прежнему рассматривают большинство дел. Поэтому это звено и именуется основным.

Суды второго, третьего и четвертого звеньев полномочны проверять решения нижестоящих судов. Поэтому их именуют вышестоящими. Суд первого звена не может быть вышестоящим.

Военные суды имеют трехзвенную систему:

1) военные суды гарнизонов;

2) военные суды округов (флотов);

3) Верховный Суд РФ (в его составе действует Военная коллегия).

Система арбитражных судов тоже состоит из четырех звеньев:

1) арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов РФ;

2) арбитражные апелляционные суды;

3) федеральные арбитражные окружные суды;

4) Высший Арбитражный Суд РФ.

Суд первой инстанции — это суд, который уполномочен принимать решения по существу основных вопросов дела, например, для уголовного дела — вопросы о виновности или невиновности лица и о применении или неприменении к нему наказания; для гражданского — о доказанности или недоказанности иска и правовых последствиях иска.

В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд, но суды первого звена могут быть судами только первой инстанции.

Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Это может быть любой из судов второго, третьего, четвертого звена.

Суд третьей (надзорной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу.

Система налогообложения для розничной торговли

Вы открываете розничный магазин и вплотную приблизились к регистрации бизнеса: уже выбрали форму собственности и определяетесь с системой налогообложения. Налоговый режим определяет размер обязательных платежей, частоту сдачи отчетности и величину косвенных расходов на её подготовку. Иными словами, сколько отдавать денег, как часто отчитываться и чем отвечать в случае нарушений.

Читайте также:
Наказание в виде исправительных работ исполняется

Системы налогообложения отличаются не только потенциальными затратами. Основная разница в направленности — каждый вид удобен для определенной деятельности. Разберемся, как использовать систему налогообложения на пользу вашего бизнеса.

Алгоритм определения системы налогообложения

Не существует универсального рецепта выбора системы налогообложения, но есть алгоритм, который поможет сориентироваться и выбрать подходящую.

Первый шаг. Охарактеризуйте свою компанию:

  • Где будете вести деятельность?
  • Кто ваши клиенты: физические или юридические лица?
  • На какую годовую выручку рассчитываете?
  • Сколько стоят активы?
  • Какие затраты будете нести?

Второй шаг. Проанализируйте систему налогообложения в России применительно к вашему виду деятельности: нужно определить какие сборы и обязательные налоги придется платить.

Третий шаг. Определите оптимальную систему налогообложения. Велик соблазн выбрать ту систему, где меньше обязательных платежей. Это логично, но не всегда правильно. Зачастую выгоднее пойти на снижение прибыли сегодня, чтобы завтра достичь глобальной цели. Например, если вы планируете активно привлекать инвестиции и расширять бизнес в будущем, то лучше сразу выбрать ООО и работать по общей системе.

5 налоговых режимов

В России действуют всего пять режимов налогообложения. Для торговли подходят четыре: ЕНВД, Патентная, Общая и Упрощенная системы.

ОСНО, ЕНВД, УСН и ПСН подходят для торговли.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — аналог ЕНВД для тех, кто самостоятельно выращивает, обрабатывает и продает сельскохозяйственную продукцию. Для торговли, в широком смысле, он не подходит.

ОСНО: много документов и платежей

Общую систему налогообложения автоматически применяют для ИП и ООО, если во время регистрации не было подано заявления на применение специального режима.

Бизнес, который живет по правилам ОСНО, нуждается в профессиональном бухгалтере, который знает в каких случаях применяется НДС 10%, в каких — 18%, а в каких и вовсе 0%. ООО нужно в полном объеме вести бухгалтерский и налоговый учет, а ИП — книги учета доходов и расходов, хозяйственных операций. Общая система налогообложения — не лучший вариант для начинающего бизнесмена.

  • На прибыль. От суммы разницы между доходами и расходами — 20% или 13% НДФЛ для ИП.
  • На имущество. Если организация владеет недвижимостью.
  • Налог на добавленную стоимость. Обычно составляет 18% от проданных товаров и услуг. НДС можно уменьшить на сумму НДС, которую вы заплатили поставщику.

Аргумент и за и против ОСНО — НДС. Если вы собираетесь работать с крупными фирмами, то лучше выбрать ОСНО, если же вы займетесь мелкой или средней розницей — выбирайте один из специальных режимов.

УСН: налог — раз в квартал, отчет — раз в год

Упрощенная система налогообложения самая популярная: вместо трех общих налогов — всего один УСН. Предприниматель платит налог в квартал, а отчетность сдаёт один раз в год. При УСН индивидуальные предприниматели не платят НДФЛ и налоги на имущество.

В режиме УСН существует два варианта для выплаты налога:

  • С доходов — от 1 до 6%. Подойдет, если у вас небольшой объем расходов или их не подтвердить документами.
  • Доходы минус расходы — от 5 до 15%. Вариант выгоден если доля регулярных расходов составляет до 80% от доходов. Подходит для торговли.

Размер налоговой ставки зависит от региона, размера дохода и вида деятельности. Для ИП нет ограничений в применении УСН — предпринимателю достаточно написать заявление о переходе на этот режим.

Для ООО существуют ограничения:

  • Штат до 100 сотрудников;
  • Доход за 9 месяцев не превышает 45 млн руб., а за год — 60 млн руб.;
  • Нет филиалов и представительств;
  • Не попадает под действие сельхозналога.
Читайте также:
Виды малого бизнеса в России по отраслям

Сумму налога можно уменьшить до 100% за счет страховых взносов за сотрудников. Режим подойдет, если вы не собираетесь открывать филиалы в других городах.

ЕНВД: фиксированная сумма налогов

С 2020 года отдельным магазинам и аптекам больше нельзя работать на ЕНВД или патенте.

Прочитайте публикацию с актуальной информацией:

Единый налог на вмененный доход выплачивают ежеквартально. Сумма зависит от объема торговых площадей, количества сотрудников и транспорта, но не зависит от фактического объема прибыли. ЕНВД применяют для некоторых видов деятельности, в которые входит и торговля. Главный недостаток ЕНВД — отсутствие возможности подать нулевую декларацию: даже если вы не получили прибыль, вам всё равно придется заплатить налоги.

Для ООО и ИП одинаковые ограничения в применении ЕНВД:

  • Штат до 100 сотрудников;
  • Площадь торгового зала не превышает 150 кв. м.;
  • Доля другой организации в уставе ООО не превышает 25%;
  • Не попадает под действие сельхозналога или патента;
  • ЕНВД разрешен в субъекте федерации.

При ЕНВД, ИП и ООО могут уменьшить налог на сумму до 50% за счет страховых взносов, которые платят за сотрудников. При расчетах с покупателями использование кассовой техники пока необязательно — достаточно выдать товарный чек.

ПСН: получил патент и свободен

Патентную систему налогообложения могут принять ИП, которые занимаются деятельностью из главы 25.5 Налогового кодекса, где упомянута, в том числе, розничная торговля.

Ограничения для применения ПСН:

  • Штат до 100 сотрудников;
  • Площадь торгового зала не превышает 50 кв. м;
  • Доход за год меньше 60 млн руб.

С предпринимателя, работающего по ПСН, снято обязательство отчитываться в налоговые органы каждый квартал и выплачивать периодические налоги. Для ведения деятельности ему достаточно вовремя купить патент на срок от 1 месяца до 1 года и вести книгу учета доходов.

Стоимость патента устанавливают местные власти, которые рассчитывают ее исходя из возможного дохода. Обычно она равна 6% от суммы возможного дохода. ПСН выгодно применять для временной и сезонной торговли.

Выводы

  1. Если вы работаете с юридическими лицами, которые рассчитывают на зачет НДС, ваш выбор — ОСНО.
  2. Небольшой магазин без филиалов и представительств — УСН;
  3. Небольшой магазин с большой и постоянной прибылью — ЕНВД;
  4. Сезонная торговля, ярмарки — ПСН.

Памятка для определения системы налогообложения.

Онлайн-кассы для любой системы налогообложения

Фискальный накопитель и год ОФД в комплекте. Все модели в реестре и соответствуют требованиям 54-ФЗ.

Учет затрат и доходов в автосалоне на ОСНО и УСН

Специфика работы автосалона заключается в осуществлении одновременно нескольких видов деятельности. Соответственно, бухгалтерия организации должна учитывать финансово-хозяйственные операции по всем актуальным направлениям. Входной НДС, доходы и затраты учитываются по видам деятельности. Нередко в автосалоне осуществляются облагаемые и не облагаемые НДС операции.

Общие правила действуют для организации и ведения бухучета розничной продажи автомобилей. То же самое касается учета операций, связанных с реализацией бонусных программ (скидки, программа лояльности, периодические акции).

Основные особенности организации учета в автосалоне

Ключевым в организации является розничное торговое направление. Бухгалтерский учет продажи автомобилей формируется аналогично учету непродовольственных товаров. Но некоторые нюансы все же имеются, на них стоит обратить внимание. Часто затраты в учете очень сложно разделить по направлениям. В этом случае бухгалтеру рекомендовано распределять затраты по удельному весу прибыли в отношении к общей сумме дохода.

НДС к вычету отражается в бухучете в автосалоне после отображения операции оплаты товара на счету организации. Порядок применяется стандартный, специфические нюансы и рекомендации отсутствуют.

Особняком стоят услуги дооснащения автомобилей. Подавляющее большинство салонов предлагают такие опции. Если дооснащение осуществляется на предпродажном этапе, затраты на него рекомендовано включать в себестоимость движимого имущества. Модернизация постфактум оформляется отдельным договором и проводится отдельным платежом. Соответственно, такие поступления и затраты на реализацию услуги учитываются обособленно.

Читайте также:
Получил вид на жительство: что дальше

Скидки и бонусы в бухучете автосалона включаются в состав внереализационных расходов.

Применяемые контировки

Бухгалтерия автосалона работает обычно со счетами 90, 44, 004, 41, 69 и 70. Каждый используется для отражения определенных операций. Основной 90 счет отражает выручку, затраты по всем видам деятельности. На счету 44 отражаются отдельные расходы. Счет 41 служит для учета товара для реализации после приобретения у поставщика. 70 счет используется для отражения зарплатных расчетов. А счет 69 отражает расчеты по социальному страхованию.

Что касается непосредственно контировок, по дебету счета 44, например, проводятся зачисление соцналога и списание цен материалов для предпродажной подготовки автомобилей. По дебету счета 90 проводится списание затрат на предпродажную подготовку. Принимаются автомобили к учету по дебету счета 41.

Налогообложение автосалона

Современные автоцентры могут совмещать режимы налогообложения. Основной системой выступает ОСНО или УСН. Для применения последней установлены ограничения по обороту, количеству сотрудников, остаточной стоимости основных средств и т.п. Применение ОСНО доступно всем организациям, от небольших до сетевых.

Специфика налогообложения определяется типом актуального режима. На ОСНО автосалоны рассчитывают и уплачивают максимальное количество налогов. УСН заменяет налоги на прибыль, имущество одним совокупным.

Если компания осуществляет несколько видов деятельности, для которых применяются разные налоговые режимы, обязателен раздельный бухгалтерский учет.

Первичные документы

Все операции, согласно нормативным требованиям, должны быть подтверждены документально. Бухгалтеру автомобильного салона приходится обрабатывать большой объем первичных документов. В необходимый минимум первички входят:

товарные накладные (для отражения выручки от продажи автомобилей);

акты приема-передачи (для оприходования машин);

бухгалтерские справки (для фиксации исполнения договорных обязательств, аннулирования себестоимости проданных авто, начисления НДС, оприходования товара, корректировки контировок при обнаружении учетных ошибок).

Также в автосалонах используются приходные, расходные кассовые ордеры, отчетные справки кассиров. Последние отражают поступление доплат по реализованным в розницу автомобилям.

Приведенный перечень является базовым. Организация вправе дополнить его самостоятельно разработанными учетными формами.

ТОП ошибок бухгалтера автосалона

Бухгалтерский учет сложен и специфичен. И чем больше направлений деятельности, тем выше риск ошибки при ведении учета одним специалистом.

Практика показывает, что погрешности в документах автосалонов – обычное дело. И нередко имеют место бухгалтерские ошибки. Последние могут иметь серьезные финансовые последствия. О репутации и говорить нечего. Недобросовестный налогоплательщик – ненадежный партнер. Стоит ли ставить прибыльный бизнес под угрозу, экономя на бухучете?

Продолжая разговор о бухгалтерских ошибках, стоит отметить несколько типовых:

неверный подсчет показателей в налоговой отчетности (технические ошибки, не связанные с занижением налоговой базы и суммы налога);

отсутствие раздельного учета при совмещении налоговых режимов;

отсутствие обязательных реквизитов в первичных документах, отсутствие расшифровки подписи ответственного лица, точного наименования товара и т.п.;

невыделение НДС в документах по налогооблагаемым операциям.

Если допускаются ошибки, занижающие налоговую базу, сумма штрафа может составить 20–40% от недоимки. Плюс будет насчитана пеня за каждый день просрочки расчета с бюджетом.

Что делать, если обнаружили ошибку в отчетности? Оформлять и подавать уточненную декларацию, доплачивать недоимку. Это минимизирует финансовые последствия и позволит избежать крупных штрафов.

Что делать, если нагрузка на бухгалтерию растет, а ресурсов на расширение штата не хватает? Передайте функцию на аутсорсинг. Это позволит оплачивать конкретные бухгалтерские услуги (от ведения учета до сдачи отчетности), а не рабочее время специалистов и соцпакет.

Теги данной публикации: автосалонбухучет

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: