Виды ответственности работников аптечных организаций

Права и обязанности медицинских работников

Медицинский работник – это физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности.

Медицинским работником признается также физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность (ст. 2 Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Основной документ, который определяет права и обязанности медицинских работников – это Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.). Дополнительно данная сфера регулируется нормативными актами, принятыми в соответствии с данными Трудовым кодексом РФ и Законом № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.

Права медицинских работников.

Медицинские работники имеют равные права с работниками других профессий. На них распространяются общие гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом РФ. Кроме того, Трудовой РФ и принятые в соответствии с ним подзаконные акты, устанавливают специальные гарантии в отношении медицинских работников, например, такие как сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительные оплачиваемые отпуска для некоторых категорий медицинских работников; льготный пенсионный возраст и пр. Эти права и гарантии подробно рассматривались нами в предыдущих публикациях.

Наряду с этим, Закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. в ст. 72 для медицинских работников устанавливает перечень специальных прав и мер стимулирования, а именно:

  • создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством РФ;
  • профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством РФ;
  • профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством РФ, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;
  • прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации;
  • стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности;
  • создание профессиональных некоммерческих организаций;
  • страхование риска своей профессиональной ответственности.

НАПРИМЕР

Постановлением Правительства РФ № 1607 от 30 декабря 2014 г. для медицинских работников, проживающих и работающих по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, установлены ежемесячные денежные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Размер денежных выплат составляет 1200 рублей.

Постановлением Администрации Ступинского муниципального района Московской области № 482-п от 27 февраля 2015 г. установлены меры социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Московской области, оказывающих медицинские услуги в Ступинском муниципальном районе.

Кроме того, нормативными актами Правительства РФ для медицинских работников установлены единовременные денежные поощрения по результатам конкурсов.

Так, например, специалистам со средним медицинским образованием Постановлением Правительства РФ № 1476 от 24 декабря 2014 г. установлено единовременное денежное поощрение по результатам Всероссийского конкурса «Лучший специалист со средним медицинским и фармацевтическим образованием».

Конкурс проводится по таким номинациям как:

  • Лучший акушер;
  • Лучший лаборант;
  • Лучшая медицинская сестра;
  • Лучшая старшая медицинская сестра;
  • Лучшая участковая медицинская сестра;
  • Лучший фармацевт;
  • Лучший фельдшер;
  • За верность профессии.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 2 от 13 января 2011 г. специалистам с высшим медицинским образованием установлено единовременное денежное поощрение по результатам Всероссийского конкурса врачей. Перечень номинаций достаточно широкий и установлен приложением к документу.

Номинации делятся на две большие группы: общая номинация (по врачебным специальностям) и специальная номинация:

  • За верность профессии;
  • За проведение уникальной операции, спасшей жизнь человека;
  • За создание нового метода лечения;
  • За создание нового метода диагностики;
  • За создание нового направления в медицине;
  • За медицинскую помощь пострадавшим во время войн, террористических актов и стихийных бедствий.

Обязанности медицинских работников и основные ограничения деятельности.

В статье 73 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. установлены границы деятельности медицинского работника. Медицинские работники, как и представители других профессий, осуществляют свою деятельность в рамках правового поля – в соответствии с законодательством РФ.

В ч.1 ст. 73 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. установлено дополнительное специальное требование о соблюдении принципов медицинской этики и деонтологии.

Одним из запретов, продиктованных, в частности, медицинской этикой является запрет на проведение эвтаназии (ст. 42 Кодекса, ст. 45 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.).

Под эвтаназией понимается ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента.

Специальные обязанности медицинских работников установлены в ч.2 ст. 73 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.

Медицинские работники обязаны (ч.2 ст. 73 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.):

  • оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями;
  • соблюдать врачебную тайну;
  • совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • сообщать уполномоченному должностному лицу медицинской организации информацию, предусмотренную ч.3 ст. 64 Федерального закона № 61-ФЗ от 12.04.2010 г. «Об обращении лекарственных средств» и ч.3 ст. 96 Закона № 323-ФЗ.
Читайте также:
Нарушение правил пожарной безопасности: вид проступка

Медицинские работники, кроме формальных обязанностей, не должны нарушать «Клятву врача» (ст. 71 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.).

Клятва – это нечто большее, чем просто обязанность (ч.2 ст. 73 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.). Она несет в себе нравственную составляющую, и содержит обязательства не нарушать принципы, представляющие большую ценность для общества. Например, врач уверяет клятвой также не прибегать к проведению эвтаназии, «быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к пациенту, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии…». Врач клянется «постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины» и т.д.

Ограничения для медицинских работников.

Медицинские работники и руководители медицинских организаций не в праве (ст. 74 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.):

  • Принимать от организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций подарки, денежные средства. Запрет касается денежных средств на любые цели, в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также участвовать в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний, представителей компаний.
  • Исключение составляют случаи вознаграждений по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, вознаграждений, связанных с осуществлением медицинским работником педагогической и (или) научной деятельности.
  • Заключать с компанией, представителем компании соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий. Исключение составляют случаи предоставления для клинических испытаний;
  • Получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам (за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий);
  • Предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную и (или) неполную информацию об используемых лекарственных препаратах, о медицинских изделиях, в том числе скрывать сведения о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий;
  • Осуществлять прием представителей компаний. Исключение составляют случаи, связанные с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, участия в порядке, установленном администрацией медицинской организации, в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, направленных на повышение их профессионального уровня или на предоставление информации, связанной с осуществлением мониторинга безопасности лекарственных препаратов и мониторинга безопасности медицинских изделий;
  • Выписывать лекарственные препараты, медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата, медицинского изделия.

За нарушения требований настоящей статьи медицинские работники, руководители медицинских организаций несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ (cт. 98 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.).

Журнал для профессионалов аптечного бизнеса

Регистрация

Трудовые отношения

При заключении трудового договора с работником аптеки необходимо соблюдать не только общий порядок оформления данного документа, но и некоторые специальные требования. На какие этапы процедуры следует обратить внимание, чтобы избежать претензий со стороны проверяющих органов?

Перед подписанием

Трудовой договор не всегда можно заключить из-за индивидуальных особенностей, например возраста или уровня образования кандидата. Однако нужно помнить, что и отказываться от его заключения по некоторым основаниям также запрещено законом. Так, работодатель не имеет права отказывать соискателю по любым причинам, не связанным с его деловыми качествами. К ним относятся пол, возраст, национальная и религиозная принадлежность и т.д. Также нельзя не принять на работу женщину в связи с беременностью либо наличием у нее детей.

Для работы в большинстве должностей в аптеке необходимы фармацевтическое образование (среднее или высшее) и соответствующая квалификация. При ее отсутствии работодатель должен обучить сотрудника за свой счет (ст. 72 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011).

Для выполнения работ, связанных с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств, персонал проходит обязательные предварительные и плановые медицинские осмотры за счет работодателя (Приложение 2 к приказу Минздравсоцразвития РФ № 302н от 12.04.2011). Соответственно кандидат на должность аптечного работника должен пройти медосмотр с получением медицинской книжки.

NB! Допуск к работе без медосмотра грозит крупным штрафом: от 15 до 25 тыс. руб. для должностных и ИП, от 110 до 130 тыс. – для юридических лиц (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ)

Перед заключением трудового договора работника нужно ознакомить с локальными нормативными актами аптеки. В противном случае будет трудно обязать его выполнять требования работодателя, содержащиеся в них (ст. 68 ТК РФ). Это правило применяется ко всем документам, имеющим отношение к рабочему процессу. Например, обязанность соблюдать положения нормативных актов, устанавливающих порядок отпуска ЛС, возникает тогда, когда работник ознакомился с этими документами или содержащимися в них требованиями.

Читайте также:
Бюджетные ассигнования понятие виды краткая характеристика

Обязательные условия договора

Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре в обязательном порядке оговариваются место работы, трудовая функция сотрудника, сроки начала выполнения им трудовых обязанностей, а также оплата труда, рабочее время и гарантии компенсации.

Место работы не всегда нужно указывать в виде конкретного адреса. Так, если существует вероятность переезда аптеки в новое помещение, лучше привести названия организации и населенного пункта, в котором она располагается. Например: «филиал «ООО «Вита», поселок Ясный, Липецкая область». В таком случае при переезде кадровикам не придется оформлять дополнительные соглашения с работником.

Трудовая функция. По общему правилу в договоре указывается должность работника в соответствии со штатным расписанием, которое оформляется по унифицированной форме № T-3. Наименования должностей фармацевтических работников должны соответствовать Профстандартам, ЕКС либо ЕТКС.

Временные рамки. В трудовом договоре должна быть указана дата начала работы. Если она не определена, сотрудник должен приступить к выполнению своих обязанностей на следующий день после подписания договора (ст. 61 ТК РФ).

В срочном трудовом договоре должны быть указаны сроки его действия и основания срочности. Они перечислены в ч. 1 ст. 59 ТК РФ и могут применяться в тех случаях, когда заключение постоянного договора невозможно. Допускается и заключение срочного трудового договора по соглашению сторон – с лицами, перечисленными в ч. 2 ст. 59 ТК РФ (поступающие на работу к субъектам малого предпринимательства, пенсионеры по возрасту, в организации Крайнего Севера с переездом, совместители и др.).

Основание для срочного договора можно сформулировать так: «…заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника на срок с 25.02.2019 до даты выхода на работу отсутствующего работника Елисеевой Ольги Петровны из отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, абз. 2 ч. 1 ст. 59 ТК РФ)».

Оплата труда, рабочее время, гарантии и компенсации. В договоре необходимо указать размер тарифной ставки или оклада, а также доплаты, надбавки и поощрения. В отличие от обязательных по закону выплат размер выплачиваемых премий можно не уточнять. Это позволит менять их без заключения дополнительных соглашений с работниками.

При наличии на рабочем месте вредных условий труда в трудовом договоре должны быть указаны соответствующие гарантии и компенсации. Также необходимо указать характеристики рабочего места по результатам специальной оценки условий труда.

Что касается режима рабочего времени и времени отдыха, то прописывать их нужно только в том случае, если у данного работника они отличаются от общего расписания, которое обычно указывается в правилах внутреннего трудового распорядка.

Особый характер работы, если он имеет место, должен быть упомянут в договоре. Речь идет, например, о необходимости разъездов, работы вахтовым методом и т.д.

Также в документе должен быть пункт об обязательном социальном страховании работника в соответствии с законодательством.

Необязательные условия

Руководство аптеки может устанавливать работникам и особенные права или обязанности.

Например, право на дополнительное медицинское страхование за счет работодателя или обязанность отработать определенное время после обучения по ученическому договору. Главное, чтобы эти условия не ухудшали положение работника по сравнению с тем, что гарантирует ему трудовое законодательство. В противном случае их применение будет незаконным (ст. 8 ТК РФ).

Испытательный срок, если работодатель считает необходимым его установить, должен быть обязательно прописан в договоре. В противном случае досрочно уволить новичка, как не прошедшего испытание, будет невозможно.

NB! Некоторым категориям работников испытательный срок не назначается. Речь идет о беременных и женщинах с детьми в возрасте до 1,5 года, несовершеннолетних, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя и т.д.

Соблюдение конфиденциальности. Режим коммерческой тайны может быть введен в аптеке в соответствии с федеральным законом «О коммерческой тайне» № 98-ФЗ от 29.07.2004. Для этого необходимо издать и утвердить локальные нормативные акты, прописывающие порядок доступа к охраняемой информации и документам, определить круг имеющих к ним доступ лиц. Работники дают письменное обязательство о неразглашении коммерческой тайны.

Материальная ответственность. Полная коллективная или индивидуальная материальная ответственность устанавливается в соответствии со ст. 244 ТК РФ для руководителей аптечных организаций и их подразделений, заместителей руководителей, провизоров и фармацевтов. В остальных случаях работники несут ограниченную ответственность в размере среднего заработка (ст. 241 ТК РФ).

После подписания

Один экземпляр трудового договора выдается работнику, который должен оставить запись о его получении на экземпляре работодателя (ст. 67 ТК РФ). Сделать это необходимо в течение 3 дней с момента начала работы.

В такой же срок необходимо издать приказ о приеме сотрудника на работу (ст. 68 ТК РФ) и ознакомить его с этим документом, также под роспись. Приказ о приеме на работу составляется по форме T-1 либо по форме, утвержденной в аптеке с учетом требований ст. 9 закона «О бухгалтерском деле» № 402-ФЗ от 06.12.2011.

Читайте также:
Какое наказание за езду в пьяном виде

Не позднее 5 дней со дня начала работы сведения о приеме сотрудника на работу должны быть внесены в трудовую книжку (ст. 66 ТК РФ). Запись из нее вносится в раздел III личной карточки работника, которого затем ознакомляют с ней под роспись. Сведения о трудовой книжке нужно внести в книгу учета трудовых книжек и вкладышей к ним, а саму трудовую книжку поместить в полагающееся для нее место хранения (сейф, несгораемый шкаф, металлический шкаф).

В 2-недельный срок со дня приема на работу аптека должна направить сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления (Положение о воинском учете, утв. Постановлением правительства РФ от 27.11.2006 № 719). Форма такого сообщения установлена в приложении № 9 к Рекомендациям по воинскому учету.

NB! Перед началом работы необходимо провести с сотрудником инструктаж по охране труда и пожарной безопасности (ст. 212 ТК РФ)

Об ущербе, причиненном аптеке, и материальной ответственности работника

Материальная ответственность – это обязанность работников возмещать имущественный, материальный ущерб, причиненный юридическим и физическим лицам. Иными словами, это один из видов ответственности, которую организация вправе применить к своим сотрудникам. Работник, несущий материальную ответственность за ущерб, именуется материально ответственным лицом.

Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться договоры о полной материальной ответственности, а также их типовые формы утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.11.2002 № 823. Среди них – заведующие и другие руководители аптечных и иных фармацевтических организаций, отделов, пунктов и иных подразделений, их заместители, провизоры, технологи, фармацевты.

За что отвечает материально ответственное лицо? Какой ущерб может быть причинен аптеке ее работником? В каком объеме он обязан возместить ущерб, если установлена его виновность? Какова процедура возмещения ущерба? На эти и другие вопросы даются ответы в предложенном материале.

Что такое материальная ответственность работника?

Обязательные (юридически значимые) условия наступления материальной ответственности сторон трудового договора регулируются ст. 233 ТК РФ. Так, материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате виновного противоправного поведения первой стороны (действий или бездействия).

Статьей 232 ТК РФ установлено: сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

Обратите внимание:

Материальная ответственность наступает при нарушениях законодательства или локальных актов и при причинении работником ущерба организации.

Трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон этого договора. Причем договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем – выше, чем это предусмотрено законодательством.

Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной трудовым законодательством.

Что такое ущерб?

Нормы трудового законодательства обязывают работника возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат (ст. 238 ТК РФ).

Под прямым действительным ущербом понимаются:

  • реальное уменьшение наличного имущества работодателя;
  • ухудшение состояния имущества;
  • необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником.

Виды материальной ответственности.

В Трудовом кодексе закреплено три вида материальной ответственности.

индивидуальная (ст. 238, 241 ТК РФ)

За причиненный ущерб виновник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка. Договор о материальной ответственности с работником не заключается. Взыскание ущерба производится по распоряжению работодателя (ст. 248 ТК РФ)

индивидуальная (ст. 242, 243 ТК РФ)

Полная материальная ответственность состоит в обязанности работника возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. С работником в таком случае заключается договор о полной материальной ответственности. Возлагается на работника лишь в случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами

Отличается от полной индивидуальной материальной ответственности тем, что определенный объем имущества находится под контролем группы лиц, на которых одновременно возлагается ответственность. Письменный договор за причинение ущерба заключается между работодателем и всеми членами коллектива

Когда наступает полная материальная ответственность работника?

Случаи полной материальной ответственности установлены ст. 243 ТК РФ. Так, материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника в следующих случаях:

  • возложения в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на работника материальной ответственности в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
  • недостачи ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
  • умышленного причинения работником ущерба;
  • причинения ущерба работником в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
  • причинения работником ущерба в результате административного правонарушения, если таковое установлено соответствующим государственным органом;
  • разглашения работником сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, преду­смотренных федеральными законами;
  • причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.
Читайте также:
Виды госпошлины в гражданском процессе

Особенности материальной ответственности работников аптеки.

Как отмечалось в начале статьи, с заведующими и иными руководителями аптечных и иных фармацевтических организаций, отделов, пунктов и иных подразделений, их заместителями, провизорами, технологами, фармацевтами заключаются договоры о полной материальной ответственности (Постановление Правительства РФ № 823).

К сведению:

Нередко в аптечной организации материальная ответственность сотрудников носит коллективный характер. При совместном выполнении работниками отдельных видов работ, связанных с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой, применением или иным использованием переданных им ценностей, когда невозможно разграничить ответственность каждого работника за причинение ущерба и заключить с ним договор о возмещении ущерба в полном размере, в соответствии с ч. 1 ст. 245 НК РФ может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность. В такой ситуации договор о коллективной материальной ответственности заключается между работодателем и группой лиц, на которых одновременно возлагается материальная ответственность (в тех случаях, когда ответственность невозможно разграничить по отдельным работникам аптеки). По договору о коллективной (бригадной) материальной ответственности ценности вверяются заранее установленной группе лиц, на которую возлагается полная материальная ответственность за их недостачу (см. Апелляционное определение Липецкого областного суда от 25.02.2016 по делу № 33‑477/2016).

Однако материальная ответственность работников аптечных организаций регулируется не только Трудовым кодексом, но и Федеральным законом от 08.01.1998 № 3‑ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее – Федеральный закон № 3‑ФЗ), ч. 6 ст. 59 которого закреплено: материальная ответственность за ущерб, причиненный юридическому лицу, возлагается на работника указанного юридического лица, если неисполнение или ненадлежащее исполнение им трудовых обязанностей повлекло хищение либо недостачу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.

Обратите внимание:

Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации, главным бухгалтером. Все нюансы взаимоотношений между работодателем и работниками касательно материальной ответственности могут быть систематизированы во внутреннем нормативном акте.

О размере причиненного ущерба и его возмещении.

Согласно ст. 242 ТК РФ полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

В силу ч. 6 ст. 59 Федерального закона № 3‑ФЗ в размере 100‑кратного размера прямого действительного причиненного аптеке ущерба работник несет материальную ответственность в случае хищения либо недостачи наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.

Процедура, предшествующая возмещению ущерба.

До принятия решения о возмещении ущерба по правилам ст. 247 ТК РФ аптека обязана провести проверку для установления:

  • размера причиненного ей ущерба;
  • причины его возникновения.

Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в указанной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества (ст. 246 ТК РФ).

При определении суммы, подлежащей взысканию с работника, следует учитывать, что в силу ст. 238 ТК РФ он обязан возместить лишь прямой действительный ущерб, причиненный работодателю, под которым понимаются реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

В тех случаях, когда невозможно установить день причинения ущерба, работодатель вправе исчислить размер ущерба на день его обнаружения (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», далее – Постановление № 52).

К сведению:

Трудовое законодательство предусматривает обязанность работодателя устанавливать не только размер причиненного ему ущерба, но и причины его возникновения (см. также Апелляционное определение Московского областного суда от 11.07.2016 по делу № 33‑18601/2016).

Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

При выяснении причин возникновения ущерба обязательным является истребование объяснений в письменной форме от работника, причинившего ущерб. В случае отказа или уклонения работника от представления указанного объяснения составляется соответствующий акт (ч. 2 названной статьи).

Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба обязательно.

Наличие вины работника в причинении ущерба.

Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю, построена на принципе вины. Ущерб работник обязан возместить в том случае, если установлена его виновность.

Если работодателем доказана правомерность заключения с работником договора о полной материальной ответственности, то последний обязан доказать отсутствие своей вины в причинении ущерба (п. 4 Постановления № 52).

Для привлечения работника к материальной ответственности по трудовому праву достаточно наличия вины. Форма вины работника в причинении ущерба имеет значение при определении размера возмещения (см. Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 10.04.2015 по делу № 33‑3439/2015).

При решении вопроса о возмещении причиненного прямого действительного ущерба в полном размере работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что работник может быть привлечен к ответственности в полном размере причиненного ущерба. При этом к существенным обстоятельствам при решении вопроса о возмещении произведенного ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся:

  • отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника;
  • противоправность поведения (действия или бездействия) причинителя вреда;
  • вина работника в причинении ущерба;
  • причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом;
  • наличие прямого действительного ущерба;
  • размер причиненного ущерба;
  • соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.
Читайте также:
Может ли быть несколько основных видов деятельности

Когда работник избежит материальной ответственности?

Согласно ст. 239 ТК РФ материальная ответственность не наступает в случаях возникновения ущерба вследствие:

  • непреодолимой силы;
  • крайней необходимости;
  • необходимой обороны;
  • неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику;
  • нормального хозяйственного риска.

К сведению:

К нормальному хозяйственному риску могут быть отнесены действия работника, соответствующие современным знаниям и опыту, когда поставленная цель не могла быть достигнута иначе, работник надлежащим образом выполнил возложенные на него должностные обязанности, проявил определенную степень заботливости и осмотрительности, принял меры для предотвращения ущерба, и объектом риска являлись материальные ценности, а не жизнь и здоровье людей (п. 5 Постановления № 52).

Возмещение работником ущерба: добровольно или через суд?

Работник, виновный в причинении работодателю ущерба, может его добровольно возместить полностью или частично (ст. 248 ТК РФ). По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей.

Если работник аптеки не согласен возместить ущерб добровольно, то работодатель вправе обратиться в суд.

Обратите внимание:

В силу ст. 392 ТК РФ работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.

Приведем пример. В аптеку на должность фармацевта принят новый сотрудник. С ним заключен договор о полной материальной ответственности. За период, в котором данный сотрудник исполнял обязанности заведующего, аптеке нанесен ущерб: в результате произведенной инвентаризации была установлена недостача денежных средств. По факту кражи проведено служебное расследование, в ходе которого были сделаны выводы о нарушении фармацевтом должностной инструкции и правил внутреннего трудового распорядка: денежные средства хранились вне сейфа, их расчет производился вне материальной комнаты. Именно такое хранение денежных средств привело к осведомленности посторонних лиц об их наличии в аптеке и последующей их краже.

В результате случившегося фармацевт привлечен к материальной ответственности, ему предложено в добровольном порядке возместить ущерб в установленном размере. Также был издан приказ о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора к фармацевту за нарушение трудового договора. Впоследствии нарушитель был уволен с занимаемой должности по собственному желанию, однако причиненный ущерб он не возместил.

ООО «Аптека» обратилось в суд с иском о возмещении работником причиненного ущерба (см. Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 19.12.2017 по делу № 33‑ 14830/2017).

В ходе судебного разбирательства факт правомерности заключения с работником договора о полной материальной ответственности и наличия недостачи вверенных ему денежных средств работодателем доказан (первое – обусловлено должностью работника (фармацевт), второе следует из акта инвентаризации). В данном случае имеет место противоправное поведение ответчика, выразившееся в ненадлежащем хранении денежных средств, проведении инкассации и их учета. Нарушитель, в свою очередь, не представил доказательств отсутствия своей вины в недостаче вверенных ему денежных средств.

При таких обстоятельствах суд удовлетворил требования аптеки о взыскании с виновного лица суммы ущерба, причиненного названным лицом при исполнении трудовых обязанностей.

К сведению:

Законодательством о бухгалтерском учете недостача определяется как выявленное при инвентаризации расхождение между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета (ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете»). Поэтому для установления факта недостачи необходимы документы, отражающие фактическое наличие имущества на какую‑либо дату, и документы, отражающие наличие имущества по данным бухгалтерского учета на эту дату. Фактическое наличие имущества определяется при проведении инвентаризации. В качестве доказательств используются документы инвентаризации: инвентаризационные описи или акты инвентаризации, сличительные ведомости (Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 13.04.2017 по делу № 33‑54/2017).

Другой пример. В аптечном пункте проведена плановая инвентаризация, выявившая недостачу товарно-материальных ценностей, находившихся в подотчете заведующей аптечным пунктом, а также фармацевта и провизора (Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 15.02.2012 по делу № 33‑643). В данном судебном споре арбитры приняли сторону работников, поскольку причины возникновения недостачи в аптеке установлены не были, а виновность сотрудников (с которыми не были заключены договоры о полной материальной ответственности) в неисполнении трудовых обязанностей, а также в недобросовестном отношении к сохранности материальных ценностей аптеки работодателем не доказана. В результате суд установил: недостача товарно-материальных ценностей возникла по причине недостатков финансового учета в компании; предусмотренные законодательством условия наступления материальной ответственности работников отсутствуют.

По закону работники аптечной организации (заведующие, их заместители, провизоры, технологи, фармацевты) являются материально ответственными лицами. Это значит, что работник в случае причинения ущерба аптеке своими действиями (бездействиями) обязан возместить ущерб работодателю:

  • в полном объеме, независимо от размера своего месячного заработка;
  • в размере 100‑кратного размера прямого действительного ущерба, причиненного аптеке в результате хищения либо недостачи наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ч. 6 ст. 59 Федерального закона № 3‑ФЗ).
Читайте также:
Смена основного вида деятельности ООО: пошаговая инструкция

Чтобы взыскать ущерб с работника, аптеке необходимо:

  • создать комиссию по служебному расследованию с целью установления причин возникновения ущерба;
  • истребовать объяснения в письменной форме от работника, причинившего ущерб (в случае отказа или уклонения работника от представления указанного объяснения составить соответствующий акт);
  • провести инвентаризацию имущества в организации;
  • определить размер ущерба, причиненного при утрате и порче имущества, исходя из фактических потерь, исчисляемых по рыночным ценам, действующим в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа.

Работник, вина которого в причинении ущерба работодателю установлена, может добровольно возместить причиненный им ущерб. В противном случае работодатель вправе обратиться в суд.

Виды ответственности работников аптечных организаций

Ведение фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Удовлетворение потребностей граждан в безопасных, эффективных и качественных лекарственных препаратах и товарах аптечного ассортимента

Отнесение к видам экономической деятельности:

Торговля оптовая фармацевтической продукцией

Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)

Торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах

Деятельность по складированию и хранению

Деятельность в области медицины прочая

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

Розничная торговля лекарственными препаратами и их отпуск

Подготовка помещений фармацевтической организации для осуществления фармацевтической деятельности

Розничная торговля лекарственными препаратами и отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента

Оформление документации по учету реализации лекарственных препаратов

Приемочный контроль в фармацевтической организации

Хранение лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента в фармацевтических организациях

Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных

Изготовление лекарственных препаратов по индивидуальным назначениям медицинских работников и требованию медицинских организаций и ветеринарных организаций

Оформление документации по изготовлению лекарственного препарата

Оптовая торговля лекарственными средствами

Работа с институциональными потребителями по приему и обработке заявок на лекарственные средства

Поставка лекарственных средств институциональными потребителями

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Розничная торговля лекарственными препаратами и их отпуск

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий

Приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1183н “Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников” (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2013 г., регистрационный N 27723) с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 1 августа 2014 г. N 420н (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2014 г., регистрационный N 33591) и от 4 сентября 2020 г. N 939н (зарегистрирован Минюстом России 1 октября 2020 г., регистрационный N 60181).

Требования к образованию и обучению

Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности “Фармация”

Требования к опыту практической работы

Особые условия допуска к работе

Наличие сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста

Отсутствие ограничений на занятия профессиональной деятельностью

Дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой жизни

Реализация, отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента в обособленных подразделениях медицинских организаций могут осуществлять лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части, касающейся розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации

Приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 г. N 982н “Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста” (зарегистрирован Минюстом России 29 марта 2013 г., регистрационный N 27918) с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 31 июля 2013 г. N 515н (зарегистрирован Минюстом России 30 августа 2013 г., регистрационный N 29853), от 23 октября 2014 г. N 658н (зарегистрирован Минюстом России 17 ноября 2014 г., регистрационный N 34729) и от 10 февраля 2016 г. N 82н (зарегистрирован Минюстом России 11 марта 2016 г., регистрационный N 41389).

Статья 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2015, N 29, ст.4363).

Проблемы правового регулирования вакцинации работников от Covid-19

Пандемия коронавирусной инфекции породила объективный вопрос о правовом регулировании вакцинации работников от коронавирусной инфекции с учетом социальной значимости заболевания и необходимости обеспечения непрерывности трудовых процессов в организациях, в том числе с учетом аналогии регулирования вакцинации по иным инфекционным заболеваниям. «АГ» уже обращалась к данной теме, но с 16 декабря 2020 г. в регулировании данного вопроса произошли изменения.

Действующее правовое регулирование вакцинации от инфекционных заболеваний в России основывается на нормах Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (с изменениями и дополнениями) – в частности, его ст. 5, регулирующей права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики. Это корреспондируется с обязанностью работодателя обеспечивать безопасные для работников условия труда (ст. 212 ТК РФ) и оказывать услуги, проводить работы и производить продукцию, безопасные для потребителей и иных лиц, а также обеспечивать санитарно-эпидемиологические условия труда (в частности, ст. 24–25 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Читайте также:
Наказание в виде принудительных работ исполняется

Работник, в свою очередь, в силу ст. 214 ТК обязан проходить медосмотры и соблюдать санитарно-эпидемиологические нормы при трудовых процессах, а ряд категорий работников – прививаться от определенных заболеваний при отсутствии медицинских противопоказаний. Это обусловлено в том числе необходимостью предотвращения заражения иных работников инфекционными заболеваниями, одним из которых является коронавирусная инфекция.

Во исполнение норм законодательства об иммунопрофилактике были приняты два подзаконных нормативных правовых акта: Постановление Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825 (далее – Постановление Правительства № 825), которым утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, и Приказ Минздрава России от 21 марта 2014 г. № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (с изменениями и дополнениями, далее – Приказ Минздрава № 125н). Постановлением Правительства № 825 установлены категории подлежащих вакцинации работников, а приказом Минздрава № 125н – виды заболеваний, периодичность и способы вакцинации, объединенные в две группы – профилактические прививки и прививки по эпидемиологическим показаниям, куда отнесена и коронавирусная инфекция.

Если работник, вид деятельности которого указан в Постановлении Правительства № 825, не имея медицинских противопоказаний от конкретной прививки по Приказу Минздрава № 125н, откажется ее сделать, то работодатель на основании ст. 76 ТК РФ обязан отстранить его от работы без оплаты времени отстранения. Работодатель, допустивший работника до выполнения трудовых функций без вакцинации, может быть привлечен к административной ответственности.

Такая судебная практика уже существует, причем суды при обжаловании работодателями предписаний и штрафов по названным основаниям (в частности, ст. 6.3 КоАП РФ) поддерживают позицию Роспотребнадзора 1 .

На основании Поручения Правительства РФ от 16 декабря 2020 г. «О решениях по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции» было решено включить вакцинацию против Cоvid-19 в календарь профилактических прививок с уточнением по эпидемическим показаниям и с учетом приоритетности. Во исполнение данного Поручения Минюст России зарегистрировал Приказ Минздрава от 9 декабря 2020 г. № 1307н «О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 125н» (Регистрационный № 61502 от 16 декабря 2020 г.).

Таким образом, с 16 декабря 2020 г. прививка от коронавирусной инфекции законодательно отнесена к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям. Установлены три приоритетные группы граждан для вакцинации с уточнением, что органы власти субъектов РФ могут менять данные приоритеты. Отмечу, что не все приоритетные категории являются категориями работников – то есть лиц, состоящих в трудовых отношениях. Соответственно, чтобы определить, для каких именно категорий работников такая прививка обязательна, необходимо применить нормы Постановления Правительства № 825.

Поэтапный характер вакцинации обусловлен недостаточным количеством вакцины в регионах, поэтому Минздрав ввел поэтапный принцип вакцинации по приоритетным группам. Отсюда вывод, что невозможность сделать прививку из-за отсутствия вакцины в ряде регионов в нужном количестве освобождает работодателя от административной ответственности за допуск к работе не привитых от Covid-19 определенных Постановлением Правительства № 825 категорий работников, а также от необходимости отстранить таких лиц от работы на основании ст. 76 ТК.

Подчеркну, что законодатель не стал вводить административную ответственность за отказ от вакцинации тех категорий граждан, для кого она обязательна и отсутствуют противопоказания. Минюст при разработке новой редакции КоАП рассматривал такую возможность, но с учетом негативной общественной реакции и позиции Президента РФ отказался от этой инициативы. Таким образом, невакцинированного работника нельзя привлечь к административной ответственности.

Еще раз отмечу, что любая вакцинация, в том числе от коронавирусной инфекции, возможна только при отсутствии медицинских противопоказаний (например, аллергических реакций на компоненты вакцины и т.п.). Если у работника такие противопоказания есть, он может получить соответствующий документ в лечебно-профилактическом учреждении и ознакомить с ним работодателя под роспись, после чего освобождается от обязанности делать прививку, а работодатель – от обязанности отстранить его от работы.

Таким образом, в 2021 г. на основе изменений в законодательстве с 16 декабря 2020 г. вакцинация от Covid-19 является обязательной для категорий работников, указанных в Постановлении Правительства № 825, с учетом объективной возможности получить доступ к вакцине и приоритетных групп вакцинации. Прорабатывается также вариант введения паспортов вакцинированных лиц международного образца. В настоящее время работники могут зафиксировать факт вакцинации на портале Госуслуг и получить соответствующий удостоверяющий документ, правовой статус которого законодатель определит в 2021 г. Представляется, что в текущем году будут приняты и иные нормативные правовые акты, уточняющие условия обязательной вакцинации от коронавируса, с учетом как появления новых видов вакцин, так и их доступности.

Читайте также:
Какие виды ответственности предусмотрены за нарушение законодательства

1 См, например: апелляционное определение Красноярского краевого суда от 20 октября 2014 г. № 33-10102/2014; решения Свердловского областного суда от 30 марта 2016 г. по делу № 72-453/2016 и Санкт-Петербургского городского суда от 11 апреля 2017 г. № 12-402/2017 по делу № 5-28/2017.

Управление человеческими ресурсами

Обучение персонала

1. Обучение персонала

Обучение персонала – это целенаправленный, организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов и руководителей.

Важность непрерывного образования подтверждают следующие основные факторы:

  • внедрение новой техники, технологии, производство современных товаров, рост коммуникационных возможностей создают условия для ликвидации или изменения некоторых видов работ. В связи с этим необходимая квалификация не может быть гарантирована базовым образованием;
  • мир превращается в рынок без границ с высоким уровнем конкуренции между странами. Страны, имеющие современную систему инженерного труда и программы непрерывного образования, лидируют в условиях этой конкуренции. Они имеют возможность в кратчайшие сроки ответить на любой “вызов” повышением производительности инженерного труда;
  • изменения во всех областях жизни — главный элемент современности. Непрерывные и быстрые изменения в технологии и информатике требуют непрерывного обучения персонала;
  • для фирмы более эффективно и экономично повышение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых работников.

Цели обучения с точек зрения работодателя и самого специалиста существенно отличаются.

Точка зрения работодателя. Немецкие специалисты В. Бартц и X. Шайбл считают, что с позиции работодателя целями непрерывного обучения являются:

  • организация и формирование персонала управления;
  • овладение умением определять, понимать и решать проблемы;
  • воспроизводство персонала;
  • интеграция персонала;
  • гибкое формирование персонала;
  • адаптация;
  • внедрение нововведений.

Точка зрения наемного работника. Бартц и Шайбл определяют следующие цели непрерывного образования:

  • поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации;
  • приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности;
  • приобретение профессиональных знаний о поставщиках и потребителях продукции, банках и других организациях, влияющих на работу фирмы;
  • развитие способностей в области планирования и организации производства.

Мотивацией непрерывного обучения в американских компаниях является связь между результатами производственной деятельности каждого работника и предоставлением ему возможности для обучения: ценность сотрудника фирмы определяет количество средств, выделяемых для повышения его квалификации.

Планирование обучения – составная часть общего планирования трудовых ресурсов наряду с расчетом потребности в персонале, составлением планов набора, планированием карьеры.

Различаются три вида обучения: подготовка, повышение квалификации и перепод­готовка персонала.

Подготовка персонала – планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров дня всех областей деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и спосо­бов общения.

Повышение квалификации персонала – усовер­шенствование знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.

Переподготовка персонала – освоение новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения персонала.

1. Концепция специализированного обучения, ориентированного на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеющего отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но с точки зрения работника способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.

2. Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и непроизводственную мобильность работника. Работник имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к рабочему месту.

3. Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных в практической деятельности. Относится к людям склонным к научным ис­следованиям и обладающим талантом руководителя, педагога и т.п.

Предметом обучения являются:

– знания – получение теоретических, методических и практических знаний, необходи­мых для выполнения обязанностей на рабочем месте;

– умения – способность выполнять обязанности на рабочем месте;

– навыки – высокая степень умения применять полученные знания на практике, сознательный самоконтроль;

– способы общения (поведения) – выработка характера поведения, соответствующего требованиям, предъявляе­мым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.

Современные виды и методы обучения персонала: обзор основных технологий и принципов

Чтобы быть успешнее конкурентов, нужно быть умнее. Потому в бизнесе обучение персонала — не роскошь, а средство для развития. Профессиональные сотрудники быстро и качественно решают поставленные задачи и ведут компанию к новым победам. В этой статье мы расскажем об основных методах обучения персонала, разберем их преимущества и недостатки. В статье мы собрали методы и способы обучения перснала как на рабочем месте, так и вне рабочего места.

Методы обучения персонала на рабочем месте

Лекции

Лекция в особом представлении не нуждается. Сотрудникам предлагают вспомнить студенческие годы: взять ручку с блокнотом и послушно конспектировать за преподавателем. Отличается лишь тема урока: вместо имен великих греческих мыслителей придется заносить в тетрадку, к примеру, приемы убеждения покупателей.

Читайте также:
Вид ТМЦ в инвентаризационной описи

Среди преподавателей это самый популярный вид обучения и один из самых сложных. Чтобы доходчиво объяснить предмет, нужно тщательно работать с аудиторией и управлять вниманием. Основатель Apple Стив Джобс следовал трем правилам, которые помогали ему увлечь слушателей.

3 правила успешного выступления от Стива Джобса

Преимущества Недостатки
Контроль. Лектор полностью контролирует содержание и подачу материала. Нет обратной связи. Лекция — сольное выступление преподавателя. Как правило в это время нельзя что-то обсуждать и задавать вопросы.
Широкий охват. Объяснить предмет можно сразу сотне человек. Низкая активность слушателей. Чтобы увлечь аудиторию, лектор должен быть хорошим оратором. Если он неуверенно работает на публике, то потеряет слушателей, как бы хорошо ни разбирался в предмете.
Лекция приучает к пассивному восприятию чужого мнения. В большинстве случаев слушатели механически конспектируют слова лектора, не перепроверяя факты.
Лекции отбивают тягу к самостоятельным занятиям.

Семинары

Семинар — это дискуссия. Тема, как правило, известна заранее. Ученики обмениваются мнениями, задают вопросы, оспаривают друг друга. Преподаватель модерирует встречу. Семинар обычно проводят после лекции, чтобы закрепить пройденный материал.

Здесь групповые обсуждения чередуются кейсами, бизнес-играми и коллективными заданиями, чтобы еще крепче освоить новую тему. Семинар может стать мозговым штурмом по решению конкретных задач компании. Но, чтобы семинар прошел гладко, нужно соблюдать несколько правил.

Правила проведения семинара

Преимущества Недостатки
Контроль за успеваемостью. Во время дискуссии преподаватель может определить насколько хорошо каждый из учеников знает материал. Маленький охват. В отличие от лекции максимальное число участников на семинаре — 25 человек.
Свобода действий. На семинаре можно задавать вопросы, вступать в споры, доказывать свою точку зрения, что только разжигает интерес к обучению и помогает крепче запомнить материал. Преподаватель должен быть опытным модератором, иначе дискуссия может выйти из под контроля.

Тренинги

Во многом похожи на семинары, но вместо теории здесь упор на практику — участники тренинга используют полученные знания в бою. То есть если на семинаре предлагается порассуждать о технике холодных звонков, то на тренинге придется позвонить реальному клиенту. За рубежом тренинги в основном используют для подготовки новичков. В России обучают и старожилов компании.

Пошаговый алгоритм создания тренинга — ключевые вещи

Преимущества Недостатки
Фокус на практику. Сотрудники оттачивают навыки, которые уже завтра могут использовать в работе. Большой процент пройденного материала со временем забывается, если не использовать его на практике. Потому тренинги для сотрудников нужно проводить регулярно.
Эмоциональный заряд. После удачного тренинга у сотрудника появляется вера в себя и энергия на новые карьерные подвиги.
Обмен опытом. Сотрудники могут поделиться личными лайфхаками и получить ответы на вопросы.

Наставничество

Наставничество (менторинг) — один из методов обучения персонала, когда опытный сотрудник делится знаниями с новичком. Основное преимущество — развиваться можно прямо на рабочем месте. При этом наставник дает лишь те знания, которые сразу можно использовать на практике.

Как выстроить систему наставничества в компании — метод бизнес-тренера и основателя «Школы траблшутеров» Олега Брагинского

Преимущества Недостатки
Систематизация знаний. Обучая новичка, наставник раскладывает опыт «по полочкам» и формирует учебную программу, которую после можно использовать при подготовке других стажеров. Опытный сотрудник уделяет меньше времени основным задачам.
Сокращение адаптации. С наставником срок адаптации новичка в компании сокращается вдвое. Наставник помогает закрепить знания, исправляет ошибки. Молодой сотрудник чувствует себя намного увереннее.
Укрепление HR-бренда. Высокую зарплату предлагают многие компании, обучение и профессиональный рост — единицы. В организации, где развито наставничество, минимальная текучка.
Практичность. Сотрудник получает лишь те знания, которые помогут ему работать лучше.
Растет уровень корпоративной культуры.
В компании развивается система внутренней оценки и экспертизы.

Дистанционное обучение — метод обучения вне рабочего места

Дистанционное обучение (eLearning) используют практически все крупнейшие мировые компании. Среди них Honeywell, Johnson & Johnson, Microsoft, Adidas, «Газпром», «Яндекс». Весь мировой рынок онлайн-образования оценивается в $165 млрд, а к 2023 году, по прогнозу Global Market Insights, он вырастет до $240 млрд, — и это консервативный прогноз. Как проходит обучение?

Компании открывают в онлайне учебный портал и загружают туда материалы: книги, видеоуроки, регламенты, презентации по продуктам, электронный курсы. У каждого сотрудника есть логин и пароль. Они могут в любой момент зайти на портал с компьютера, планшета, смартфона и изучить нужный материал, а после пройти тест. Руководитель обучения по отчетам видит, сколько времени «ученики» тратят на уроки, какие курсы изучают больше всего и какие ошибки допускают в тестах.

Преимущества Недостатки
Расширенный охват. Одновременно можно обучать сотрудников из нескольких филиалов. Расширение штата. Чтобы управлять учебным порталом и создавать электронные курсы понадобятся дополнительные специалисты.
Общая база знаний. Все учебные материалы хранятся в одном месте. Доступ к ним есть у каждого сотрудника компании.
Единый стандарт обучения. У сотрудников из Челябинска и Краснодара одинаковая «закалка», т.к. они учатся по одной программе.
Аттестация на автомате. Собрав электронный тест, можно провести срез знаний сразу во всех филиалах. Тратить время на обработку результатов не придется. Система учебного портала сделает это автоматически.
Сокращение издержек. Бизнес-тренерам больше не нужно объезжать филиалы и читать лекции. Всю необходимую информацию сотрудники получат на портале. А значит не придется тратить деньги на перелет, гостиницу и командировочные для тренеров.
Мобильное обучение. Все материалы можно открыть с планшета или телефона в любое время. Знания всегда под рукой.
Вариативность. Лекции, вебинары, игры, тесты, программы — дистанционное обучение позволяет подобрать наиболее удобный для сотрудников формат.

Подробнее о преимуществах eLearning и его особенностях вы можете прочитать в статье «Дистанционное обучение в организации: стратегия запуска».

Деловая игра

Деловая игра — тренировка в условиях максимально приближенных к боевым. В ее основе конкретный бизнес-кейс из реальной практики. В режиме реального времени сотрудникам нужно решить задачу. К примеру, правильно презентовать продукт или успокоить недовольного покупателя.

Пример деловой игры от бизнес-школы «Синергия»

Преимущества Недостатки
Возможность эксперимента. Во время игры можно попробовать решить задачу разными способами и выбрать наиболее подходящий. Высокие трудозатраты. Нужно продумать логику игры, взаимодействие участников, прописать сценарий. Все это требует времени и сил. А результат не всегда оправдывает, вложенные в деловую игру ресурсы.
Фокус на практику. Опыт, полученный в деловой игре, можно считать если не полноценным, то достаточным для того, чтобы в реальной ситуации работники не растерялись. Соперничество во время игры может перерасти в конфликт.
Сплочение сотрудников. Во время игры сотрудники раскрываются сами и лучше узнают других.

Баскет-метод

Как и деловая игра, баскет-метод — это тренировка. Сразу несколько тренеров обучают одного сотрудника, как правило, будущего руководителя.

Обучаемому предстоит на себе почувствовать, как нелегко быть боссом. Ему нужно ответить на огромное количество писем, разобрать стопку документов, отдать несколько важных распоряжений, разрешить конфликт между сотрудниками и встретиться с партнерами. Все это – за ограниченный период времени.

Преимущества Недостатки
Обучение помогает в сжатые сроки перейти талантливому сотруднику в разряд руководителей. Цена. Метод требует много денег, времени и сил, а также детальной организации. Позволить себе его могут далеко не все компании.
Высокий уровень мотивации сотрудника.

Смешанное обучение

Смешанное обучение — сочетание очного с дистанционным. К примеру, в MW-Light продавцы сперва изучают онлайн всю теорию: по продажам и продуктам компании. После, уже на очной встрече, тренер не тратит время на методологию и фокусируется на практике.

На Новолипецком металлургическом комбинате наоборот: металлурги проходят очное занятие с инструктором, а после изучают электронный курс и сдают тест. При этом все дистанционные материалы остаются в свободном доступе. Сотрудники могут изучить их в любое время: по дороге домой или на обеденном перерыве.

Преимущества Недостатки
Сотрудники меньше отвлекаются от работы, ведь часть материала они могут изучить дома. Как следствие, растет мотивация к обучению. Сложная организация. Нужно связать очное обучение с дистанционным так, чтобы одно дополняло другое. Человек. запускающий очное обучение, должен быть опытным методологом и менеджером, чтобы объединить два направления.
Снижение издержек. Тренеры меньше времени тратят на очное обучение. Не нужно оплачивать дополнительные часы и лишний раз арендовать помещение для лекции.
Обратная связь. Сотрудники могут получить ответы на все вопросы не только на очной встрече, но и через чат на учебном портале.
Обучение в удобном темпе. Сотрудники могут изучить теоретическую часть в любое удобное время — нужен лишь доступ в интернет.
Эффективный посттренинг. Все теоретические материалы находятся в свободном доступе на учебном портале. В любой момент сотрудники могут зайти туда и повторить забытый параграф.

Все больше российских компаний сейчас склоняются к дистанционному и смешанному обучению. По данным исследования «Высшей школы экономики» и фонда «Общественное мнение», объем корпоративного сегмента онлайн-образования в нашей стране сейчас составляет 3 миллиарда рублей.

Какие задачи бизнес решает с помощью дистанционного обучения? В основном, компании отмечают, что онлайн-формат в разы ускоряет вывод на рынок новых товаров и услуг, упрощает внедрение корпоративных стандартов. Также новички быстрее адаптируются и улучшают KPI-показатели. Таким образом, в целом, дистанционное обучение выводит подготовку кадрового резерва на новый уровень.

Если вам понравилась статья, дайте нам знать — нажмите кнопку Поделиться .

А если у вас есть идеи для полезных статей на тему электронного обучения — напишите нам в комментариях, и мы будем рады поработать над новым материалом.

Организуйте полный цикл дистанционного обучения быстро и без лишних затрат. Загружайте курсы, формируйте группы учащихся и получайте подробную статистику обучения.

Подробнее о iSpring Online → 14-дневная пробная версия

Система дистанционного обучения для бизнеса

Поставит на автопилот развитие сотрудников.
Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.

Редактор iSpring. Рассказываю об инструментах для онлайн-обучения, пишу пошаговые инструкции для разработчиков курсов и перевожу полезные материалы по eLearning.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: