Виды опьянения в уголовном праве

Как учитывается нетрезвое состояние при совершении правонарушения (преступления)?

Адвокат Антонов А.П.

Употребление алкоголя само по себе является легальным, хоть и влечет отрицательные последствия как для самого лица, так и для его близких и окружающих. Тем не менее законодательство содержит ряд запретов для лиц, находящихся в состоянии опьянения. Среди них управление транспортными средствами, ношение холодного и огнестрельного оружия (даже при наличии соответствующего разрешения), появление в государственных учреждениях и судах, а также в любом общественном месте ( на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования). Последнее квалифицируется по ст.20.21 КоАП РФ, а больше всего нарушений, совершенных в состоянии опьянения, встречается при управлении автомобилем. Во всех перечисленных случаях состояние опьянения (не важно, чем оно вызвано — употребление алкоголя, наркотических средств, психотропных или токсичных веществ и др.) является частью состава правонарушения или преступления и учитывается в обязательном порядке. Источник опьянения не имеет значения.

Возникает вопрос о том, как учитывается состояние опьянения во всех остальных случаях. Среди населения существует мнение, что состояние опьянения является смягчающим обстоятельством. Обычно это обосновывается тем, что на момент совершения преступления лицо не могло контролировать свои действия, следовательно, ответственность на них должна быть смягчена. Однако такое мнение не соответствует действительности.

Исходя из ч.1.1 ст.63 УК РФ, суд в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного может признать отягчающим обстоятельством совершение преступления в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического и др.). Логика законодателя объясняется тем, что лицо, при употреблении алкоголя и иных веществ должно осознавать их последствия для психики. Поэтому считается, что лицо сознательно приводит себя в такое состояние, которое облегчает совершение противоправного действия или при котором оно не может себя контролировать.

Верховный суд РФ придерживается другой позиции. Согласно п.31 Постановления Пленума 22.12.2015 №58 «О практике назначения судами РФ уголовного наказания», само по себе совершение преступления в состоянии опьянения не является основанием для признания такого состояния обстоятельством, отягчающим наказание. В описательно-мотивировочной части приговора должны быть указаны мотивы, по которым суд пришел к выводу о необходимости признания указанного состояния лица в момент совершения преступления отягчающим обстоятельством.

Точно так же решается вопрос и при совершении административного правонарушения. Согласно п.6 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ, совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения является отягчающим обстоятельством. Тем не менее, несмотря на такое требование закона, суд обязан обосновать признание данного обстоятельства отягчающим.

В заключение стоит упомянуть о том, как влияет состояние опьянения на гражданские правоотношения. По общему правилу, данное состояние даже при хроническом алкоголизме никак не влияет на дееспособность гражданина, пока она не будет ограничена судом по иску родственников этого лица. Кроме того, состояние опьянения является основания для признания недействительным завещания (апелляционное определение Самарского областного суда от 25.01.2018 №33-727/2018) или договора (апелляционное определение Самарского областного суда от 28.08.2019 №33-10060/2019).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Охрана правопорядка

15.12.2020г.

Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии алкогольного опьянения. Разъясняет аппарат прокуратуры области

Разъясняет прокурор отдела управления по надзору за процессуальной деятельностью СУ СК РФ по свердловской области Котов Д.В.

Лица, употребляющие спиртные напитки или наркотические средства, чаще других нарушают закон. В состоянии алкогольного или наркотического опьянения человек ведет себя неадекватно, в результате может причинить вред не только своему здоровью и (или) имуществу, но и окружающим его лицам.

Так, согласно статистическим данным за 11 месяцев 2022 года в состоянии алкогольного опьянения на территории Свердловской области совершено 10902 преступных посягательства , что составляет более одной трети от общего числа расследованных преступлений (36,4 %), в состоянии наркотического опьянения – 136 преступлений.

Совершение преступления в состоянии опьянения является отягчающим обстоятельством либо совершение преступления в таком состоянии повлечет назначение более сурового вида наказания.

Так, согласно статьи 23 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ либо других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности на общих основаниях.

Читайте также:
Виды комплексных форм непосредственной демократии

При этом согласно части 1.1. статьи 63 УК РФ судья (суд), назначающий наказание, в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного может признать отягчающим обстоятельством совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ либо других одурманивающих веществ.

Кроме того, законодателем определено, что согласно пункта «д» части 1 статьи 63 УК РФ отягчающим обстоятельством признается привлечение к совершению преступления лиц, которые находятся в состоянии опьянения.

Следует отметить, что совершение преступления в состоянии алкогольного или иного опьянения влечет назначение более сурового наказания.

Так, нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (часть 1 статья 264 УК РФ), может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет
с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Однако, если указанное деяние совершено лицом в состоянии опьянения и повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (часть 2 указанной статьи), то может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В случае причинения по неосторожности смерти человека (часть 3 указанной статьи), лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в виде лишения свободы на срок до пяти лет, при нахождении лица, совершившего указанное преступление, в состоянии опьянения (пункт «а» части 4 указанной статьи) наказание может быть назначено в виде лишения свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

Аналогичный дифференцированный подход к назначению наказания закреплен законодателем и в статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена).

Кроме того, согласно статьи 264.1 УК РФ управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, ранее подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 УК РФ либо указанной статьей, наказывается, среди прочих видов наказания, лишением свободы на срок до двух лет лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Согласно примечания № 2 к статье 264 УК РФ лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (Примечание к статье 12.8. КоАП РФ), или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 2.3.2. Правил дорожного движения, утвержденных постановлением от 23.10.1993 № 1090 о правилах дорожного движения).

Уголовное наказание

За совершение преступления наступает уголовная ответственность – уголовное наказание.

Родион Раскольников – герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» взбунтовался против правил общества. Но и он был согласен с тем, что за кровь неизбежна расплата, наказание. Нет греха без искупления, а преступления – без наказания.

Каковы общие начала назначения наказания? Лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое уголовное наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей особенной части Уголовного кодекса, и с учетом положений общей части кодекса. Санкция статьи сконструирована таким образом, что наказание указывается от мягкого к более строгому (например, вначале указан штраф, а затем – лишение свободы). Более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не может обеспечить достижение целей наказания. При назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни семьи.

Читайте также:
Виды лизинга и их особенности

Закон устанавливает виды уголовного наказания. Они могут быть основными (т.е. применяться самостоятельно), дополнительные (т.е. применяются в дополнение к основному), основные и дополнительные (т.е. могут использоваться судом самостоятельно или в дополнение к основным видам наказания).

Наказание – это мера государственного принуждения, применяемая судом к лицам, совершившим преступления

  • законность
  • гуманность
  • индивидуальность

  • восстановление социальной справедливости
  • исправление и перевоспитание
  • предупреждение преступлений

  • мера публичная от имени государства
  • мера, определенная законом (виды, размер, порядок назначения и пр.)
  • мера, лишающая или ограничивающая права и свободы лица
  • мера, применяемая лишь к лицам, виновным в совершении преступления
  • мера, применяемая только судом по его приговору

Исключительной и в тоже время всегда только основной мерой уголовного наказания является смертная казнь. Наглядно это видно из приведенной схемы.

Виды наказаний по уголовному праву:

  • обязательные работы
  • исправительные работы
  • ограничение по военной службе
  • ограничение свободы
  • арест
  • содержание в дисциплинарной воинской части
  • лишение свободы на определенный срок
  • пожизненное лишение свободы штраф

Основные и дополнительные:

  • штраф
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

  • лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
  • конфискация имущества

Еще в глубокой древности люди задумывались над справедливостью и правильностью назначения наказания.

Древние изображали богиню правосудия в виде женщины. У нее были завязаны глаза, чтобы не видеть кого судит и быть объективной. В одной руке она держала карающий меч, а в другой – весы. На одну чашу весов символически возлагались обстоятельства, которые смягчали ответственность, а на другую – отягчали.

Смягчающими обстоятельствами признаются:

  • а) совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;
  • б) несовершеннолетие виновного;
  • в) беременность;
  • г) наличие малолетних детей у виновного;
  • д) совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания;
  • е) совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • ж) совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны, задержания лица, совершившего преступление, крайней необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения;
  • з) противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления;
  • и) явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, добытого в результате преступления (вот что сказано в знаменитом словаре Владимира Даля о раскаянии: «Без раскаяния, нет прощения», «И раскаялся, да не воротишь». Как метко они передают смысл чистосердечного раскаяния после совершения преступления!);
  • к) оказание медицинской и иной помощи потерпевшему, непосредственно после совершения преступления; добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

Этот перечень не является исчерпывающим и суд в зависимости от конкретного дела, личности подсудимого может посчитать смягчающим обстоятельством любое другое. При назначении уголовного наказания могут учитываться в качестве смягчающих и обстоятельства, не предусмотренные Уголовным кодексом.

Отягчающими обстоятельствами признаются:

  • а) неоднократность преступлений, рецидив преступлений;
  • б) наступление тяжких последствий в результате совершения преступления;
  • в) совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации);
  • г) особо активная роль в совершении преступления;
  • д) привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжелыми психическими расстройствами либо находятся в состоянии опьянения, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность (мудро замечено в русской пословице «Пьяного грехи, да трезвого ответ»);
  • е) совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение;
  • ж) совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;
  • з) совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного;
  • и) совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего;
  • к) совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения;
  • л) совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках;
  • м) совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора;
  • н) совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти.
Читайте также:
Смена вида разрешенного использования земельного участка сельхозназначения

Если отягчающее обстоятельство предусмотрено соответствующей статьей особенной части кодекса в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении уголовного наказания.

Определенные правила существуют для назначения наказания несовершеннолетним; лицам, совершившим преступление в состоянии невменяемости; или после совершения преступления заболевшим душевной болезнью.

Уголовный закон предусматривает целую систему мер, свидетельствующих о гуманизме нашего государства и стремлении исправить несовершеннолетнего прежде всего мерами воспитательного характера. Если суд найдет, что исправление лица, совершившего в возрасте до восемнадцати лет преступление, не представляющее большой общественной опасности, возможно без применения уголовного наказания, он может применить к такому лицу принудительные меры воспитательного характера, не являющиеся уголовным наказанием. Несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности с направлением его в комиссию по делам несовершеннолетних для рассмотрения вопроса о применении к нему принудительных мер воспитательного характера.

Рассмотрение уголовного дела судом, приговор суда и назначенное уголовное наказание всегда связаны с правовыми и моральными последствиями не только для самого осужденного, но и для других. Семья, родные, товарищи осужденного испытывают глубокие переживания.

Лучшие адвокаты нашего бюро “Сайфутдинов и партнеры” оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.

Если Вам нужна консультация адвоката по уголовным делам в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru

Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения – бесплатные ответы юристов онлайн

Алкоголизм в последние десятилетия становится ощутимой проблемой общества. Эта зависимость негативно влияет практически на все сферы жизни человека, страны, на процессы общественной жизни и законопослушания, поддержание общественного порядка. Наращивание объемов производства, а также продажи крепких и слабоалкогольных напитков способствуют расшатыванию и дестабилизации, ухудшению криминогенной обстановки, как в отдельно взятом регионе, так и стране в целом.

Понятие «опьянения» в уголовном праве

Отравление организма вследствие употребления алкоголя, характеризующееся комплексным расстройством организма, в том числе и психическим, определяется понятием «опьянения». Это состояние влияет на осознанное волевое поведение человека.

Многие авторы в уголовном праве не проводят аналогию состояния алкогольного опьянения с психическим расстройством, ограничиваясь определением нахождения субъекта в аномальном состоянии. Объясняется это просто: невменяемого человека нельзя привлечь к уголовной ответственности. Если приравнивать состояние опьянения с психическим заболеванием, тогда привлечь человека, находящегося в состоянии интоксикации, нельзя. Как следствие, возможен всплеск уголовной активности с осознанием будущей безнаказанности.

Общая статистика цифр говорит о том, что большое количество преступлений, в том числе тяжкие (порядка 90%), – следствие алкогольного воздействия на субъект.

Можно представить насколько бы их уменьшилось, если бы употребление алкоголя происходило в умеренном объеме. И наоборот, безнаказанность за совершаемые преступления в состоянии алкогольного опьянения по причине невменяемости, привело бы к многократному их увеличению.

Отсутствие критериев невменяемости в состоянии алкогольного опьянения

В связи с этим важно отметить, что состояние опьянения предполагает наличие осознанности своих деяний. Временное нарушение психических процессов в организме к полному отсутствию возможности контролировать свои действия не приводит. Поэтому в таком состоянии юридического критерия невменяемости нет, поскольку связь с реальным миром не утрачивается, не исчезает.

Читайте также:
Какие виды ставок установлены по акцизам

Осознание происходящего, пусть и заторможенное, способность влиять на него присутствует. Нелогичные поступки не оправдывает лицо, и не может быть принято критериями невменяемости. Кроме того, человек предполагает и знает, что принятие алкоголя в определенных дозах приводит именно к подобным нарушениям в организме и, как следствие, к вышеуказанным поступкам. При этом нужно разграничивать данное понятие с алкоголизмом, как болезнью индивида.

Физиологическое опьянение

Существуют редкие случаи, когда человек под воздействием интоксикации утрачивает на определенное время волю и интеллектуальные способности. Налицо признаки невменяемости. В связи с этим теоретики уголовного права разделяют состояние алкогольного опьянения на физиологическое и патологическое.

Первое однозначно не является заболеванием. Его последствия в виде стабильного изменения психики не проявляются. Физиологическое опьянение, хоть и подавляет волю человека, но не блокирует ее в полном объеме. Это же касается и мыслительной способности лица, которая определяет его деяния. Такой индивид признается вменяемым со всеми вытекающими последствиями, предусмотренными уголовным законодательством.

Именно употребление алкоголя в умеренных дозах, не являющихся чрезмерными (с точки зрения реакции организма), при физиологическом опьянении исключает состояние невменяемости. Насилие или угрозы к лицу, которые привели его к такой степени опьянения, против его воли, решается с учетом соответствующих положений УК РФ.

Патологическое опьянение

Патологическое опьянение – явление редко. Оно сопровождается расстройством деятельности человека в его психическом аспекте. При этом утрачивается способность осознавать, какие именно деяния совершаются человеком, он не может руководить ими. Психическая и физическая слабость, подверженность и нахождение в состоянии стресса – те факторы, которые предопределяют и предрасполагают к возникновению данного вида алкогольного опьянения. При этом важно использовать индивидуальный подход – учитывать реакцию организма на подобные вещества.

Патологическое опьянение приравнивается к временному психическому расстройству, соответственно, уголовная ответственность исключается по причине невменяемости. Алкоголизм, как результат систематического употребления алкоголя, способствует возникновению самостоятельных психических заболеваний. Они не относятся к патологическому опьянению, но также исключают вменяемость лица при наличии соответствующей врачебной экспертизы.

Ответственность за совершение преступления в состоянии опьянения

По действующему законодательству существует уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения.

Вопрос о привлечении субъекта к ответственности решается с учетом того, что он сознательно вводит себя в такое состояние, предвидя результаты. Его нельзя признать психически больным человеком. Специфика разбирательства судебных дел такова, что анализ обстоятельств и совершаемых поступков вращается вокруг правильного определения вменяемости или невменяемости лица в момент совершения деяния.

Многие, пребывая под воздействием алкоголя, утверждали, что не помнили, и не осознавали значения своих действий. Однако употребление данных веществ, как правило, только в той или иной степени затормаживали интеллектуальные и прочие способности человека, а не блокировали их полностью.

Профилактика преступлений, совершаемых в состоянии опьянения

Статистика всемирной организации здоровья говорит о том, что Россия находится в тройке лидеров по потреблению алкоголя. Количество и частота совершаемых преступлений лицами в состоянии алкогольного опьянения возрастает, несмотря на существующие и работающие механизмы наказания. Вот почему так важно уделять внимание превентивным мерам борьбы с алкоголизмом как явлением.

Порядка 70% лиц, не достигших 18 лет, которые совершили преступления, находились в состоянии опьянения. Эта неприятная сухая статистика говорит о проблеме алкоголизма в национальном масштабе. Она угрожает национальному развитию, поскольку преемственность поколений должна обеспечить достойный и высокий культурный и духовный уровень общества.

Профилактика преступлений такого рода заключается в совокупности согласованных действий разных государственных структур и общественных организаций. В первую очередь, это деятельность поликлиник, направленная на выявление лиц, злоупотребляющих алкоголем. Принудительное лечение таких людей как крайняя мера профилактики преступлений – одно из действующих механизмов при условии достаточного финансирования лечебных заведений. Касательно работы правоохранительной системы и государственных органов в сфере лицензирования должна быть направлена на выявление и ликвидацию продукции без лицензий и сертификатов, борьбу с суррогатом. Общественные организации и средства массовой информации должны больше освещать тему негативных последствий алкоголизма.

Виды опьянения в уголовном праве

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Публикации и практика
  • Главная
  • Статья 23 УК РФ. Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения
Читайте также:
Понятие и виды сроков в исполнительном производстве

Уголовный кодекс РФ в последней редакции:

Статья 23 УК РФ. Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения

Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ либо других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности.

Вернуться к оглавлению документа : Уголовный кодекс РФ в последней редакции

Комментарии к статье 23 УК РФ

Опьянение не исключает вменяемости

Уголовной ответственности подлежат лица, совершившие преступление в состоянии опьянения. В данном случае речь идет о состоянии физиологического опьянения.

Состояние опьянения может быть вызвано алкоголем, наркотическими средствами или иными одурманивающими веществами.

Опьянение вызывает ослабление самоконтроля человека, растормаживание процессов его нервной деятельности, нарушение координации движений, снижение быстроты реакции, но эти факторы не исключают наличия психической деятельности, отвечающей признакам вменяемости. В состоянии опьянения лицо полностью не утрачивает возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Кроме того, состояние опьянения, вызванное употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, не относится к категории психических расстройств, составляющих медицинский критерий невменяемости.

Учитывается ли степень опьянения для целей
привлечения к уголовной ответственности?

Для привлечения к уголовной ответственности не имеет значения степень опьянения и то, сохранило ли лицо осознанный контроль за своими действиями. Однако в случае, если лицо приведено в состояние опьянения другим субъектом обманным путем и совершает преступление в состоянии глубокого опьянения, лишающего его способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, оно не подлежит уголовной ответственности (ч. 1 ст. 28 УК РФ). В этой ситуации применимы правила ч. 2 ст. 33 УК РФ о посредственном исполнении.

Норма статьи 23 УК РФ распространяется на все разновидности опьянения, за исключением патологического опьянения, которое как временное психическое расстройство может служить основанием к констатации невменяемости лица.

Патологическое опьянение

Патологическое опьянение относится к числу кратковременных психических расстройств. От обычного опьянения оно отличается наличием всех признаков, характерных для невменяемости.

В основном патологическое опьянение проявляется в параноидной или эпилептоидной формах. Для первой формы характерно наличие галлюцинаций, бредовых идей, усиленного чувства тревожности. Эпилептоидная форма выражается в искаженном восприятии действительности, возбуждении, неадекватности реакций.

Рассматриваемое болезненное состояние может возникнуть и после приема небольшой дозы алкоголя и в целом заключается в нелепом поведении, немотивированном, внезапно возникающем возбуждении с бессмысленной агрессией, носящей автоматический характер, и сопровождается расстройством ориентировки при отсутствии контакта с окружающими и внешних признаков обычного опьянения.

Состояние патологического опьянения исключает уголовную ответственность.

Может ли состояние опьянения
являться отягчающим вину обстоятельством?

В советском уголовном законодательстве совершение преступления в состоянии опьянения рассматривалось как отягчающее обстоятельство. Многие по традиции считают, что и современное российское уголовное законодательство стоит на тех же позициях. Однако законодатель не включил опьянение в число обстоятельств, отягчающих наказание. Вместе с тем это не означает, что совершение преступления в состоянии опьянения в конкретном случае не может свидетельствовать о повышении опасности преступления и, соответственно, о необходимости усиления наказания. Если состояние опьянения существенно повлияло на опасность преступления, то из этого естественным образом вытекает необходимость усиления наказания. В противоположном случае оснований для этого нет.

О государственной гражданской службе Российской Федерации

Глава 12. Поощрения и награждения. Служебная дисциплина на гражданской службе

Статья 55. Поощрения и награждения за гражданскую службу

1. За безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:

  • объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;
  • награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;
  • иные виды поощрения и награждения государственного органа;
  • выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;
  • поощрение Правительства Российской Федерации;
  • поощрение Президента Российской Федерации;
  • присвоение почетных званий Российской Федерации;
  • награждение знаками отличия Российской Федерации;
  • награждение орденами и медалями Российской Федерации.

2. Решение о поощрении или награждении гражданского служащего в соответствии с пунктами 1–4 части 1 настоящей статьи принимается представителем нанимателя, а решение о поощрении или награждении гражданского служащего в соответствии с пунктами 5–9 части 1 настоящей статьи принимается по представлению представителя нанимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Читайте также:
Для иных видов жилой застройки: что значит

3. Выплата гражданскому служащему единовременного поощрения, предусмотренного пунктами 1–3 части 1 настоящей статьи, производится в порядке и размерах, утверждаемых представителем нанимателя в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих.

4. При поощрении или награждении гражданского служащего в соответствии с пунктами 5–9 части 1 настоящей статьи выплачивается единовременное поощрение в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.

5. Решения о поощрении или награждении в соответствии с пунктами 1–4 части 1 настоящей статьи оформляются правовым актом государственного органа, а в соответствии с пунктами 5–9 части 1 настоящей статьи — нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствующая запись о поощрении или награждении вносится в трудовую книжку и личное дело гражданского служащего.

6. Законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации устанавливаются порядок и условия выплаты единовременного поощрения государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.

Статья 56. Служебная дисциплина на гражданской службе

1. Служебная дисциплина на гражданской службе — обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

2. Представитель нанимателя в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом обязан создавать условия, необходимые для соблюдения гражданскими служащими служебной дисциплины.

3. Служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом государственного органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха.

4. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Статья 57. Дисциплинарные взыскания

1. За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
  • увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» — «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

2. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Статья 58. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания

1. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

2. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

3. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

4. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

5. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

6. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

7. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

8. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 1–4 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, и взыскания, предусмотренного статьей 59.1 настоящего Федерального закона, гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

9. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

Читайте также:
Публичные слушания по изменению вида разрешенного использования

10. При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

Статья 59. Служебная проверка 1. Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

2. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

  • факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
  • вина гражданского служащего;
  • причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
  • характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
  • обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

3. Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.

4. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

5. В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

6. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

7. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

8. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

  • давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
  • обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;
  • ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

9. В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

  • факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
  • предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

10. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Статья 59.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
(введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

За несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии.

Статья 59.2. Увольнение в связи с утратой доверия
(введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

1. Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

  • непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
  • непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
  • участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  • осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;
  • вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Читайте также:
Какие виды ответственности предусмотрены за нарушение законодательства

2. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий.

Статья 59.3. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения
(введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

1. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, — и на основании рекомендации указанной комиссии.

2. При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

3. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

4. В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 настоящего Федерального закона.

5. Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

6. Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

7. Если в течение одного года со дня применения взыскания гражданский служащий не был подвергнут дисциплинарному взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, или взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 статьи 59.1 настоящего Федерального закона, он считается не имеющим взыскания.

Виды дисциплинарных взысканий на государственной гражданской службе

  • Главная
  • О нас
  • Галерея
  • Контакты
  • Гос.закупки
    • Общие положение
    • Контроль и мониторинг проведения государственных закупок
    • Осуществление государственных закупок способом конкур
    • Государственные закупки способом запроса ценновых предложений
    • Договор о государственных закупках
    • Обжалование
    • Специальные и заключительные положения
  • Кадровое обеспечение поступление на гос.службу
    • Поступление на административную государственную службу
    • Квалификационные требования
    • Конкурс
    • Служебная дицсиплина
    • Социальные гарантии государственных служающих
    • Прекращение государственной службы политическими государственными служащими
    • Заключительные положения
  • Объявление
  • КАЗ
  • РУС
  • ENG

  • Новости
  • Квалификационные требования
    • Квалификационные требования района
  • О карантине растений
    • Общие положения
    • Государственный карантинный фитосанитарный контроль и надзор
    • Разрешение споров и ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области карантина растений
    • Международное сотрудничество в области карантина растений
    • Об утверждении Правил по охране территории РК от карантинных объектов и чужеродных видов
    • Регламенты государственных услуг в области карантина растений
    • Стандарты государственных услуг в области карантина растений
  • О племенном животноводстве
    • Общие положения
    • Государственное регулирование в области племенного животноводства
    • Признание и использование племенной продукций и ее бонитировка
    • Разрешение споров и ответственность при осуществлении деятельности в области племенного животноводства
    • Международное сотрудничество республики Казахстан в области племенного животноводства
  • Правила осуществления государственных закупок
  • Структура КГИ РТИ
  • Государственные услуги
    • Вакансии
    • Национальный доклад о состоянии государственной службы в Республике Казахстан
    • Регламенты оказания государственных услуг
    • Стандарты оказания государственных услуг
    • Видеоролики
    • Об утверждении Правил по охране территории Республики Казахстан от карантинных объектов и чужеродных видов
  • Прием граждан
  • Противодействие коррупции
  • «Ақжайық – адалдық алаңы»
  • Уполномоченный по этике
  • Герб РК
  • Флаг РК
  • Гимн РК
Читайте также:
Виды НКО в России

Служебная дициплина

Ответственность государственных служащих

За невыполнение или ненадлежащее выполнение своих служебных обязанностей государственные служащие несут гражданско-правовую, дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
При сомнениях в правомерности полученного для исполнения распоряжения государственный служащий должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю и руководителю, отдавшему распоряжение. В случае, если вышестоящий по государственной должности руководитель письменно подтверждает данное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, если выполнение его не влечет действий, которые относятся к уголовно наказуемым деяниям. Ответственность за последствия исполнения государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.
Должностным лицам запрещается отдавать приказы и указания, не имеющие отношения к исполнению должностных полномочий и (или) направленные на нарушение законодательства Республики Казахстан.
Государственные служащие имеют право на обжалование принимаемых в отношении них решений и действий государственного органа вышестоящим должностным лицам, в уполномоченный орган или его территориальные подразделения или в суд.

Дисциплинарные проступки и взыскания

Дисциплинарный проступок государственного служащего (далее – проступок) – противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение служебной дисциплины и служебной этики, а равно несоблюдение установленных законами Республики Казахстан ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе.
Дисциплинарными проступками также признаются увольнение по собственному желанию лиц, совершивших дисциплинарный проступок, влекущий увольнение по отрицательным мотивам, неправомерное назначение лиц на административные государственные должности и (или) освобождение лиц с административных государственных должностей, неправомерное наложение дисциплинарных взысканий на административных государственных служащих, разглашение содержания тестовых заданий и иных конкурсных вопросов, умышленное непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

За совершение дисциплинарного проступка на государственных служащих налагаются следующие виды взысканий:
1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор;
4) предупреждение о неполном служебном соответствии или понижение в государственной должности;
5) увольнение с занимаемой государственной должности.

Законами Республики Казахстан могут устанавливаться иные виды взысканий.
Дисциплинарное взыскание в виде понижения в государственной должности налагается при наличии любой вакантной нижестоящей государственной должности и соответствии государственного служащего квалификационным требованиям, установленным к данной государственной должности. Понижение в государственной должности осуществляется без проведения конкурсных процедур.
Дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии налагается при отсутствии возможности наложения дисциплинарного взыскания в виде понижения в государственной должности.
Дисциплинарное взыскание в виде увольнения с занимаемой государственной должности налагается по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, законодательством Республики Казахстан.
Совершение государственным служащим какого-либо дисциплинарного проступка, указанного в подпунктах 1), 6), 7), 8), 10), 11), 12) и 15) пункта 1 статьи 50 настоящего Закона, если он не содержит признаков уголовно наказуемого деяния либо административного правонарушения, влечет понижение в государственной должности, а в случае отсутствия вакантной нижестоящей государственной должности – наложение в установленном законом порядке дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
Повторное совершение любого из указанных дисциплинарных проступков в течение года после наложения дисциплинарного взыскания за первый дисциплинарный проступок влечет увольнение с занимаемой государственной должности.
Совершение государственным служащим какого-либо дисциплинарного проступка, указанного в подпунктах 2), 3), 4) и 5) пункта 1 статьи 50 настоящего Закона, если он не содержит признаков уголовно наказуемого деяния либо административного правонарушения, влечет наложение в установленном законом порядке дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии либо увольнение.
Повторное совершение любого из указанных дисциплинарных проступков в течение года после наложения дисциплинарного взыскания за первый дисциплинарный проступок влечет увольнение с занимаемой государственной должности.
Совершение государственным служащим какого-либо дисциплинарного проступка, указанного в пунктах 9), 13), 14), 16), 17), 18) и 19) пункта 1 и пункта 2 статьи 50 настоящего Закона, если он не содержит признаков уголовно наказуемого деяния либо административного правонарушения, влечет увольнение с занимаемой государственной должности.

Дисциплинарное взыскание:
налагается должностными лицами (органом), имеющими такое право в соответствии с должностными полномочиями;
не может быть наложено повторно за один и тот же проступок при условии законности наложения первого дисциплинарного взыскания и соответствия дисциплинарного взыскания тяжести проступка;
налагается в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан.

Читайте также:
Виды лизинга и их особенности

В областях, городах республиканского значения, столице, районах, городах допускается создание единой дисциплинарной комиссии для исполнительных органов, финансируемых из бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц. Единая дисциплинарная комиссия областных, городов республиканского значения, столицы, районных, городских исполнительных органов, финансируемых из местных бюджетов, создается по решению должностного лица (органа), имеющего право назначения руководителей данных исполнительных органов.
Для районных, городских территориальных подразделений центрального государственного органа и его ведомства допускается создание единой дисциплинарной комиссии в межрегиональном или областном территориальном подразделении центрального государственного органа и его ведомства. Единая дисциплинарная комиссия районных, городских территориальных подразделений создается по решению руководителя межрегионального или областного территориального подразделения центрального государственного органа и его ведомства или вышестоящего органа.
Порядок наложения дисциплинарного взыскания определяется Президентом Республики Казахстан.

Сроки наложения дисциплинарных взысканий

Дисциплинарное взыскание налагается не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.
Длящимся признается правонарушение, которое характеризуется непрерывным осуществлением единого состава определенного деяния и не завершено к моменту его обнаружения.
Дисциплинарное взыскание за совершение дисциплинарных проступков, дискредитирующих государственную службу, предусмотренное настоящим Законом, налагается не позднее трех месяцев со дня обнаружения проступка и не может быть наложено позднее одного года со дня совершения проступка.
В случае прекращения уголовного дела органом уголовного преследования или судом либо производства по делу об административном правонарушении, но при наличии в деяниях лица признаков совершения дисциплинарного проступка, дискредитирующего государственную службу, предусмотренных настоящим Законом, дисциплинарное взыскание налагается не позднее трех месяцев со дня принятия решения о прекращении уголовного дела, но не позднее одного года со дня совершения данного проступка.
Дисциплинарное взыскание за нарушение бюджетного законодательства Республики Казахстан налагается не позднее трех месяцев со дня обнаружения проступка и не может быть наложено позднее одного года со дня совершения проступка.
В указанные сроки привлечения к дисциплинарной ответственности не включается время производства по уголовному делу либо административного производства.
Взыскание не может быть применено в период:
временной нетрудоспособности государственного служащего;
нахождения государственного служащего в отпуске или командировке;
освобождения государственного служащего от исполнения своих должностных обязанностей на время выполнения им государственных или общественных обязанностей;
нахождения государственного служащего на подготовке, переподготовке, курсах повышения квалификации и стажировке;
обжалования государственным служащим в судебном порядке актов государственных органов о совершении им дисциплинарного проступка.
Течение срока наложения дисциплинарного взыскания приостанавливается в случаях, указанных в пункте 3 настоящей статьи, а также до прекращения уголовного дела либо вступления в законную силу решения суда.

Гарантии прав государственных служащих при привлечении их к дисциплинарной ответственности

Государственный служащий должен быть ознакомлен со всеми материалами, связанными с привлечением его к дисциплинарной ответственности, ему предоставляется право лично участвовать в процедуре служебного расследования.
Действия и решения государственного органа или должностного лица могут быть обжалованы привлекаемыми к ответственности государственными служащими перед вышестоящим руководством, в уполномоченный орган или его территориальные подразделения либо в суд.

Материальная причиненный государственному органу, в случаях и размерах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Государственный служащий обязан возместить прямой действительный ущерб, причиненный государственному органу.
Материальная ответственность государственного служащего за ущерб, причиненный государственному органу, исключается, если ущерб возник в результате непреодолимой силы либо крайней необходимости, необходимой обороны, а также неисполнения государственным органом обязанности по обеспечению надлежащих условий для сохранности имущества, переданного государственному служащему.

Временное отстранение государственного служащего от исполнения должностных полномочий

Государственный служащий может быть временно отстранен от исполнения должностных полномочий:
в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан;
в случае проведения служебного расследования – должностным лицом (органом), имеющим право назначения на государственную должность и увольнения с государственной должности, до решения вопроса об ответственности, но на срок не более одного месяца с сохранением заработной платы.
О временном отстранении государственного служащего от исполнения должностных полномочий издается акт должностного лица (органа), имеющего такое право в соответствии с должностными полномочиями, либо иного должностного лица (органа), которому делегированы эти полномочия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: