Виды коллизий в Российском праве

Коллизии в праве: понятие, причины возникновения, виды и принципы разрешения

Законодательство является очень сложным, многоотраслевым образованием, в котором очень много разночтений, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и институтов.

Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, которые регулируют одни и те же общественные отношения. Они привносят в правовую систему несогласованность, дефекты, являются причинами неудобств в правоприменительной практике, затрудняют использование законодательства.

Причины юридических коллизий могут быть:

1. Объективными, в частности при отставании права от более динамично развивающихся общественных отношений. В этом случае происходит то, что одни нормы устаревают, а другие появляются, не всегда обязательно отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними;

2. Субъективными, которые прежде всего возникают из-за недостатка опыта законодателя, а также низкого качества законов, непоследовательной систематизации нормативных актов и др.

Юридические коллизии – это расхождения или противоречия между различными нормативно-правовыми актами, которые регулируют одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, которые возникают в процессе правоприменения и осуществления уполномоченными органами и должностными лицами своих действий.

Можно выделить следующие виды юридических коллизий РФ:

1. Между Конституцией и всеми другими нормативными актами (данная коллизия должна разрешаться в пользу Конституции);

2. Между законами и подзаконными актами (должна разрешаться в пользу законов как актов большей юридической силы);

3. Между общефедеральными актами и актами субъектов Российской Федерации (если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он; если последний принят вне пределов ведения, то в силу вступает общефедеральный закон);

4. Между актами одного и того же органа, но изданными в разные периоды времени (действует тот акт, который принят позже);

5. Между актами, которые приняты разными органами (применяется тот акт, который обладает более высокой юридической силой);

6. Между общим и специальным актами (если они приняты одним органом, то применяется последний; если разными органами – действует первый).

Существует несколько способов разрешения коллизий:

1. Отмена старого акта;

2. Принятие нового акта;

3. Внесение изменений в действующие акты;

4. Систематизация законодательства; деятельность судов;

6. Переговоры через согласительные комиссии;

7. Толкование и др.

Разрешить юридическую коллизию можно, анализируя практику реализации законов и оценки использования актов полностью или их отдельных норм. Зачастую это делается в ответ на запросы государственных органов разных уровней, а также по обращениям общественных организаций и отдельных граждан. Основной причиной запросов и обращений являются неясности в трактовке понятий и терминов, некоторых норм, различные позиции в отношении области их применения, круга субъектов, на которых должно распространяться их действие.

Несогласованность в действиях различных органов и организаций также может дать повод для того, чтобы обратиться за официальной оценкой нормативного акта. Юристы, чтобы устранить коллизию, должны иметь высокий профессионализм, выполнять точный анализ обстоятельств дела, выбрать единственно возможный или наиболее целесообразный вариант решения.

В юридической литературе анализировались причины возникновения несогласованностей между правовыми предписаниями. Среди них выделяются следующие: несовершенство законов, судебные ошибки, произвольное толкование Конституции и других актов, выход отдельных органов за пределы своих полномочий, слабое и неполное правовое регулирование определенных сфер, отступление от действующих норм, текстовые ошибки, недостатки в организации правотворческой деятельности, сознательное запутывание законодательства в корыстных целях. Н.А. Власенко подразделяет все причины возникновения коллизий на объективные и субъективные.

Под объективными понимаются те, которые не зависят от воли законодателя (связанные с динамикой правоотношений во времени, протяженностью отношения в пространстве, необходимостью дифференцированного регулирования отношений). К субъективным причинам относятся: нечеткое разграничение законодательной компетенции, недостаток информации о правовой урегулированиости какого-то вопроса. Для выявления причин возникновения формальных коллизий конституционного законодательства на уровне субъектов РФ диссертантом проанализированы решения Конституционного Суда РФ за период с 1994 по 2002 г.г. о признании неконституционными законов субъектов РФ и решения конституционных судов республик в составе России по признанию неконституционными нормативных правовых актов.

При этом учитывались следующие параметры:

– содержание нормы, признанной судом недействительной;

– правовая позиция Конституционного Суда РФ и конституционных судов республик;

– наличие противоречия между элементами правовой системы.

Используя метод сходства (если два и более случаев наступления коллизии имеют общим некоторую совокупность обстоятельств, то эта совокупность является причиной рассматриваемого явления), диссертантом выявлены причины возникновения формальных коллизий конституционного законодательства на уровне субъегта РФ. Они объединены в семь групп (см. Приложение 3).

Первая группа связана с недостаточной разработанностью механизмов взаимодействия между:

а) ветвями власти на уровне субъекта Федерации в рамках принципа «разделения власти», нарушение системы «сдержек и противовесов» исполнительной и законодательной власти;

б) органами исполнительной власти (федеральными и субъектов РФ) – нет эффективных способов согласования интересов;

в) органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Федерации.

Местное самоуправление «оторвано» от системы государственной власти (хотя это и требование Конституции России, но оно не справляется с возложенными функциями при существующей системе). Причины данной группы проявились в закреплении субъектами РФ на уровне уставов норм о подотчетности и подконтрольности Администрации области областной Думе (Устав (Основной закон) Читинской области), избрании главы исполнительного органа власти законодательным (Устав (Основной закон) Алтайского края).

Устанавливалась возможность отказа от осуществления местного самоуправления, контроля органов государственной власти за деятельностью органов местного самоуправления (Устав (Основной закон) Курской области), создания органов государственной власти района (в городе) и города, входящего в субъект Федерации через другие административно-территориальные единицы (Конституция Республики Коми). Указанные положения признаны Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции России и утратили силу, однако они свидетельствуют о недостаточной отлаженности механизмов взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти на уровне субъеюов Федерации, а также органов государственной власти и местного самоуправления.

Читайте также:
Письмо об отсутствии лицензируемых видов деятельности: образец

Вторая группа причин (анализ решений судов позволил впервые ее выявить) объединяет положения, направленные на повышение эффективности власти и управления в нарушение норм федерального законодательства:

1) закрепление возрастных границ (в том числе максимальных) и необходимости проживания в течение определенного срока на территории субъекта Федерации в качестве условий для кандидатов на должности в органы государственной власти;

2) установление норм, делающих власть более централизованной, «вторжение» исполнительной власти в компетенцию законодательной;

3) ограничение прихода во власть граждан, имевших судимость, с целью снижения уровня коррумпированности;

4) более оперативное решение вопросов за счет нарушения процедурных норм;

5) устранение возможности лоббирования собственных интересов главами местного самоуправления, являющимися одновременно депутатами м представительного органа местного самоуправления.

К третьей группе причин возникновения формальных коллизий относятся те, которые характеризуют законодательное регулирование местного самоуправления на уровне субъектов РФ.

1. Сформированная правовая база имеет недостатки (в том числе и из-за нехватки специалистов для создания законопроектов). Это проявляется, во- первых, во включении в законы норм, противоречащих федеральному законодательству, во-вторых, в нормативном регулировании данной сферы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2. Отсутствуют материальные возможности для решения возложенных на органы местного самоуправления функций, что приводит к необходимости передачи части их полномочий органам государственной власти.

3. Законодательно не закреплены правовые способы реагирования органов местного самоуправления на решения исполнительной власти, что приводит к принятию ими неправовых, нарушающих федеральное законодательство решений о способах защиты интересов населения.

Вышеназванные положения свидетельствуют о недостатках законодательного регулирования местного самоуправления на уровне субъектов Федерации, что подтверждается установлением норм, противоречащих федеральному законодательству и ограничивающих права муниципальных образований, а также отсутствием правовых предписаний по вопросам деятельности местного самоуправления.

Четвертая группа причин возникновения коллизий отражает низкий уровень правосознания депутатов законодательных (представительных) органов власти субъекта Федерации, должностных лиц исполнительных органов, который проявляется в закреплении положений:

а) расширяющих границы парламентского иммунитета (ограничение привлечения депутатов законодательных (представительных) органов власти субъекта РФ к административной и уголовной ответственности;

б) не распространяющих на действующий состав законодательного (представительного) органа власти закона, содержащего ограничения для депутатов относительно нахождения на государственной службе;

в) ограничивающих права граждан на выбор места жительства, сохранение института прописки; Вышеназванные нормы утратили силу, однако повышение уровня правосознания депутатов законодательных (представительных) органов власти, государственных служащих остается актуальным.

Это подтверждается тем, что субъекты РФ до настоящего времени не привели свое законодательство в соответствие с федеральным (в течение 2002 года прокуратурой Воронежской области приняты меры реагирования в отношении 17 правовых актов). Конституционный Суд РФ и в 2002 г. продолжает признавать законодательные акты субъектов РФ не соответствующими Конституции России (ч. 2 ст. 69, ч. 2 ст. 70, ст. 90 Конституции Республики Татарстан и п. 2 ст. 4 Закона Республики Татарстан «О выборах народных депутатов Республики Татарстан»).

Пятая группа причин связана с неразвитостью юридической техники, что выражается в следующем.

1. Недостатки в разработке нормативных правовых актов, проявляющиеся в установлении на уровне субъектов Российской Федерации норм, противоречащих федеральному законодательству. Это ограничение права быть избранным в органы государственной власти запрещением при повторных выборах баллотироваться кандидатам, не набравшим определенного числа голосов в ходе общих выборов в данном избирательном округе; нарушение избирательных прав граждан, которые не могут собственноручно внести данные о себе при получении бюллетеня для голосования”.

2. Закрепление общих положений без детальных процедурных правил и механизмов реализации норм. В Конституции Республики Алтай предусматривался институт отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, но не установлен механизм его реализации, который) не допускал бы искажения смысла выборов. Устав (Основной закон) Курской области, в силу неопределенности основных принципов, влияющих на территорию муниципального образования, поставил реализацию гарантии осуществления местного самоуправления на всей территории России в зависимость от произвольного усмотрения органов государственной власти субъекта Федерации.

3. Несоблюдение порядка принятия нормативных правовых актов. В шестую группу входят причины возникновения формальных коллизий, обусловленные тем, что в некоторых случаях нормативные акты субъектов РФ «буквально» исходят из норм, закрепленных в Конституции России:

– установление суверенитета республик в составе России на основе ч. 2 ст. 5 (республики являются государствами) и ч. 1 раздела 2 (суверенные республики) Конституции Российской Федерации;

– требование заключения Верховного Суда Республики Алтай о совершении Главой Республики и Председателем Правительства умышленного преступления для отрешения от должности (по аналогии с ч. 1 ст. 93 Конституции России при отрешении от должности Президента Российской Федерации).

Седьмую группу причин составляет недостаточность доходов региональных бюджетов для покрытия всех расходов. Для решения данного вопроса в законы субъектов РФ и включаются нормы, предусматривающие арендную плату за пользование земельными участками, увеличение ставок государственной пошлины, сборы для граждан, прибывающих на постоянное место жительства, чем и создаются коллизии с федеральными законами. На основе вышеизложенных причин возникновения коллизий (по решениям Конституционного Суда РФ и конституционных судов республик в составе РФ), используя системный подход при исследовании правовой системы России, диссертантом выявлено, к какому из ее элементов каждая причина относится.

Читайте также:
Виды заемного труда

Коллизии в праве: понятие и причины появления, способы их устранения

Коллизии в праве

Коллизиями в праве или юридическими коллизиями называют наличие расхождений или противоречий в содержании отдельных нормативно-правовых актов, которые регулируют одинаковые или смежные общественные отношения и противоречия, возникшие при правоприменении и осуществлении полномочий должностных лиц и компетентных органов.

Часть теоретиков в сфере государства и права предлагают различать понятие «коллизии в праве» и «юридические коллизии в целом», считая, что первое характеризует коллизии, которые содержаться непосредственно в рамках права, а второе – коллизии, охватывающие правовую систему полностью, то есть не ограничиваются пределами права. При этом теория государства рассматривает так же коллизии законов, выражающиеся в расхождениях или отсутствии согласованности в содержании законодательных актов, которые регулируют одинаковые или смежные отношения и противоречия, возникшие при правоприменении и осуществлении полномочий должностных лиц и компетентных органов. При этом понятия «коллизии в праве» и «юридические коллизии» приравниваются. Одновременно частью теоретиков исследуются коллизии отдельных статей в нормативно-правовых документах, то есть наличие несогласованности в них, указывая на коллизии в законодательстве.

Все точки зрения рассматривают понятие «коллизии в праве» или «юридические коллизии», которые по своей сути являются идентичными, за исключением разве что случаев, когда рассматривается только один из элементов коллизий, а именно несогласованность отдельных статей законов и нормативно-правовых актов.

Из этого делаем вывод, что коллизии можно рассматривать как расхождения или противоречия в содержании отдельных нормативно-правовых актов, которые регулируют одинаковые или смежные отношения и противоречия, возникшие при правоприменении и осуществлении полномочий должностных лиц и компетентных органов.

Некоторые ученые выделяют отдельное понятие – «конкуренция правовых норм». Этим понятием характеризуют ситуации, когда содержание двух или более не противоречащих друг другу норм отвечают за регулирование одного круга схожих общественных отношений, при этом нормы отличаются конкретизацией, детализацией и объемом. В таких случаях действительно присутствует элемент конкуренции между нормами и это нормальная ситуация. Но вот в случаях с коллизиями имеет место негативное и нежелательное явление, когда противопоставляются противоречащие друг другу нормы, а нередко и вовсе взаимоисключающие.

Стоит разграничить понятия «коллизии» и «конфликта».

Конфликт – это понятие, описывающее ситуации, связанные с противоречиями в человеческих отношениях, но никак ни между нормами права и нормативными документами. При этом, последние, несомненно, могут послужить поводом для возникновения конфликта.

Конфликт скорее можно охарактеризовать как политическую категорию, нежели правовую. Когда речь идет о наличии политической «коллизии», то прослеживается много схожего в политических и юридических конфликтах, что часто затрудняет их разграничение. В этой ситуации довольно обоснованным является мнение А.В. Полякова, увязывающего коллизии в праве и правовые конфликты. История знает немало случаев, когда наличие расхождений, несогласованностей и противоречий между нормативно-правовыми актами, властью и должностными лицами приводило к негативным ситуациям, вроде «войны законов», правового конфликта и т.д.

Наличие коллизий в праве, законах и законодательстве часто приводит к зарождению правовых конфликтов между элементами внутри правовой и государственной систем. Такого рода конфликты могут иметь место на разных уровнях:

  • между субъектами, которые основываются на правовые тексты в разных подсистемах;
  • между субъектами, по-разному интерпретирующими одни и те же тексты;
  • между правовыми текстами в одной правовой системе при наличии внутренних противоречий.

Причины появления коллизий в праве

В теории государства и права установлено наличие объективных и субъективных причин, сопутствующих появлению коллизий в праве. Наличие объективных причин признавалось еще Гегелем. С его точки зрения возникающие в процессе применения законов коллизий просто необходимы во избежание механического ведения дел. Он не соглашался с мнением о том, что оставив разрешение многих вопросов на усмотрение судей можно достичь разрешения проблемы с возникновением коллизий, поскольку такое положение вещей привело бы к судейскому произволу.

Часть юристов склоняются к тому, что коллизии не только неизбежны, но и полезны. В частности, Ю.А. Тихомиров призывает не оценивать коллизии в праве исключительно с негативной точки зрения. Положительной стороной коллизий, по его мнению, является тот факт, что их наличие свидетельствует о нормальном развитии и наличие законных притязаний на появление новых правовых состояний.

Можно согласится с такой точкой зрения, если коллизии помогают в укреплении законности, общественного правопорядка и улучшают жизнь. При этом будет ошибочно признавать коллизии позитивным явлением, если в результате их появления начинаются «войны законов», упадок экономики, распад государств или правовых систем.

Учеными выделяются объективные причины возникновения правовых коллизий, которые не зависят от воли законодателей. К таким относятся:

  • смены общественно-экономических строев;
  • экономические изменения;
  • реформы политических и законодательных систем в процессе развития рыночных отношений.

Причина части правовых коллизий кроется в неспособности части общественных отношений мгновенно трансформироваться и меняться. Возникают ситуации, когда наряду с новыми продолжают существовать старые виды отношений, регулируемые иначе. Ярким примером служит развитие экономической и политической систем, а также законодательства на постсоветском пространстве.

Читайте также:
Виды НКО в России

Большая часть отношений одновременно регулировалась законодательством СССР и Российской Федерации, но никак не законами рынка.

Субъективными причинами появления коллизий в праве считаются причины, зависящие от человеческой воли и сознания. К таким можно отнести: низкий социальный уровень, коррупцию, лоббирование, слабо организованную нормотворческую деятельность, неупорядоченное законодательство, низкую правовую культуру, конфронтацию во власти и т.д.

Международное коллизионное право

Применять коллизионные нормы, а значит постоянно вмешиваться законодательно во всех спорных случаях довольно непросто. Особенно это затруднительно в случаях с коллизиями в международном праве. Это случаи, когда встает вопрос о том, правовые нормы какого государства применимы в гражданских, семейных или трудовых отношениях международного характера (например, при вступлении в брак граждан РФ и иностранцев), в случаях, когда объект отношений находится заграницей (например, имущество, находящееся за границей по праву наследства, переходит к гражданину РФ), в случаях с юридическими фактами, связанными с возникновением, изменением или прекращением отношений за границей и т.д. Коллизионными нормами также могут устанавливаться принципы разрешений конфликтов национального и международного права. Международные договора и национальное законодательство также содержат ряд коллизионных норм, в частности договора правовой помощи. Их совокупность и образует международное коллизионное право.

Теория государства и права. Курс лекций

Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения

Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормативными правовыми актами, отдельными правовыми нормами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.

Российское законодательство — сложное, многоотраслевое, иерархическое образование, в котором масса всевозможных разночтений, нестыковок, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и институтов. Будучи по своему характеру уровневым, оно уже в силу этого содержит в себе возможность различных подходов к решению одних и тех же вопросов.

Огромную и изменчивую совокупность юридических норм приходится постоянно корректировать, приводить в соответствие с общественными потребностями, подстраивать под международные стандарты.

В общем законодательном массиве одновременно действуют акты разного уровня и значения, разной юридической силы, ранга, социальной направленности, в частности старые, союзные, и новые, российские; протекают процессы унификации и дифференциации, объединения и обособления; переплетаются вертикальные и горизонтальные связи и тенденции. Это динамически напряженная и во многом изначально противоречивая и асимметричная система.

Коллизия может выражаться также в виде правового тупика, когда нет предусмотренного законом выхода из создавшейся ситуации.

Чтобы устранить коллизию, требуются высокий профессионализм правотолкующего (интерпретатора) и правоприменяющего лица, точный анализ обстоятельств «дела», выбор единственно возможного или по крайней мере наиболее целесообразного варианта решения. Это, как правило, сложная аналитическая задача. В огромном, труднообозримом правореализационном процессе такие противоречия встречаются постоянно. До сих пор действует множество устаревших, но формально не отмененных норм.

Разумеется, противоречия можно снять (и они снимаются) путем издания новых, так называемых коллизионных, норм.

От коллизионно-правовых норм следует отличать их конкуренцию, когда не противоречащие друг другу две, три и более норм регулируют один и тот же круг родственных общественных отношений, только с разной степенью конкретизации, детализации, объема и т.д. Это, как правило, нормы разной юридической силы, уровня, исходящие от неравнозначных правотворческих органов. В таких случаях нормы действительно как бы конкурируют между собой, и в принципе это нормально. Негативным же и, безусловно, нежелательным явлением выступают именно коллизии, когда сталкиваются друг с другом не просто несогласующиеся, а нередко взаимоисключающие предписания.

Противоречия существуют не только между отдельными отраслями права, которые в последние годы развивались разными темпами, но даже между конкретными нормами внутри одного закона. Противоречивость законодательства все больше затрудняет реализацию принятых законов. Она служит также питательной средой для злоупотреблений и коррупции в системе государственной власти.

Юридические коллизии можно подразделить на шесть групп:

  • коллизии между нормативными актами или отдельными правовыми нормами;
  • коллизии в правотворчестве (бессистемность, дублирование, издание взаимоисключающих актов);
  • коллизии в правоприменении (разнобой в практике реализации одних и тех же предписаний, несогласованность управленческих действий);
  • коллизии полномочий и статусов государственных органов, должностных лиц, других властных структур и образований;
  • коллизии целей (когда в нормативных актах разных уровней или разных органов закладываются противоречащие друг другу, а иногда и взаимоисключающие целевые установки);
  • коллизии между национальным и международным правом 1 Матузов Н.И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. 2004 //СПС «КонсультантПлюс», 2014. .

Если существует данная правовая проблема, то есть средства, которые могут разрешать ее.

Под способами разрешения юридических коллизий понимаются конкретные приемы, средства, механизмы, процедуры их устранения. В зависимости от характера коллизии применяется тот или иной метод, используется та или иная форма, избирается тот или иной путь снятия возникшего противоречия или выхода из правового тупика.

Наиболее распространенными способами разрешения юридических коллизий являются следующие:

  1. толкование;
  2. принятие нового акта;
  3. отмена старого;
  4. внесение изменений или уточнений в действующие;
  5. судебное, административное, арбитражное и третейское разбирательство;
  6. систематизация законодательства, гармонизация юридических норм;
  7. переговорный процесс, создание согласительных комиссий;
  8. конституционное правосудие;
  9. оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики;
  10. международные процедуры.

Способы разрешения коллизии норм на уровне правоприменения сводятся к следующему:

  • если конкурирующие нормы изданы разными органами государственной власти, то действует норма, исходящая от вышестоящего органа;
  • если конкурирующие нормы изданы одним и тем же органом, то действует норма, изданная позже:
  • при коллизии между нормой федерального закона и закона субъекта Федерации — необходимо применять норму федерального закона:
  • в случае коллизии между общей и специальной нормой — применяется специальная.
Читайте также:
Понижение в должности вид проступка

Юридические коллизии являются частью более широкой проблемы — конфликтологии.

Разрешение коллизий в российском праве: определение, функции, правила, способы и юридические примеры

Коллизии в праве, примеры которых будут приведены далее, представляют собой расхождения между отдельными нормативными актами, регламентирующими одинаковые или смежные правоотношения. Ими также называют противоречия, возникающие в ходе применения права и реализации полномочий компетентными структурами и должностными лицами. В статье рассмотрим подробнее особенности преодоления и устранения коллизий в российском праве.

Актуальность вопроса

Коллизии в международном и российском праве, безусловно, мешают слаженной работе юридических институтов, нередко приводят к ущемлению интересов участников правоотношений, снижают эффективность нормативного регулирования, негативно влияют на состояние правопорядка и законности, правовой культуры и правосознания общества. Противоречия создают неудобства в практике применения норм, существенно усложняют использование законов обычными гражданами, способствуют развитию правового нигилизма.

Вам будет интересно: Прекращение брака судом. Образцы искового заявления о расторжении брака

Вам будет интересно: Факты, не подлежащие доказыванию в гражданском процессе. Предмет доказывания. Основания освобождения от доказывания

В этой связи преодолению коллизий в российском праве должно уделяться повышенное внимание. Законодательные органы должны постоянно вести работу по устранению противоречий и расхождений, приведению норм в соответствие друг с другом.

Причины возникновения

Коллизии в российском праве появляются под влиянием различных факторов. Среди основных причин их возникновения можно называть отставание отечественных институтов от динамично развивающихся правоотношений, низкое качество издаваемых законов, непоследовательность при систематизации юридических документов. Появляются новые нормы, а устаревшие акты не отменяются.

Причины появления коллизий в российском праве можно разделить на объективные и субъективные. К числу первых можно отнести противоречивость и изменчивость общественных отношений, регламентируемых нормами. Кроме этого коллизии возникают вследствие экономических и политических кризисов. Так, к примеру, после распада СССР единое правовое поле перестало существовать. Последствиями этого явления стали дезинтеграция страны, суверенизация сначала бывших республик, а затем некоторых регионов внутри РФ.

Вам будет интересно: Служба по контракту на севере: условия, компенсации, плюсы и минусы

Некоторые виды коллизий в российском праве являются следствием реализации воли конкретных людей. В таких случаях говорят о субъективных причинах возникновения противоречий в нормах. Зачастую коллизии возникают в результате идеологической и политической конфронтации отдельных участников общественных отношений.

Виды коллизий в российском праве

В настоящее время существуют противоречия между:

  • Положениями Конституции и иных нормативных документов.
  • Законами и подзаконными актами.
  • Общефедеральными и региональными нормами.
  • Некоторыми государственными актами и международными положениями. В таких ситуациях Конституция провозглашает приоритет международных норм, ратифицированных Россией.

    Кроме того, сохраняют силу правовые документы, принятые еще в советское время. Юридически они не отменены, однако фактически не соответствуют содержанию и уровню развития существующих отношений и интересам их участников.

    Коллизии в конституционном праве Российской Федерации

    Такие противоречия считаются самыми опасными. Дело в том, что в Конституции закреплены ключевые положения, на которых основывается все нормативное регулирование. Возникающие противоречия приводят к нарушению прав и свобод граждан, организаций, ущемлению интересов государства.

    В качестве примера коллизии в российском праве можно назвать расхождения между положениями ФКЗ “О судебной системе РФ”.

    В 3-й части 5-й статьи этого закона говорится, что суд, выявив при разбирательстве дела несоответствие акта, изданного государственным или иным органом, равно как и должностным лицом, конституционным положениям, общепризнанным международным нормам, международному договору РФ, федеральному закону, уставу субъекта, выносит решение в соответствии с юридическими предписаниями, обладающими большей силой. В данном случае имеет место нарушение иерархии, установленной в части 4 ст. 15 Конституции.

    Способы преодоления противоречий

    Вам будет интересно: Ст. 107 СК РФ. Сроки взыскания алиментов. Комментарии

    Устранение коллизий в российском праве осуществляется с помощью специальных приемов, средств, процедур и механизмов. Выбор того или иного метода зависит от характера противоречия. К самым распространенным способам разрешения коллизий в российском праве относят следующие:

  • Толкование.
  • Утверждение нового правового акта.
  • Отмена устаревших предписаний.
  • Уточнение или изменение ранее принятого акта.
  • Третейское, арбитражное, административное или иное разбирательство, предусмотренное законом.
  • Систематизация и гармонизация норм.
  • Переговоры, формирование согласительных комиссий.
  • Оптимизация правопонимания, связи практики и теории.
  • Конституционное правосудие.
  • Международные процедуры.

    Общий порядок действий при выявлении противоречий

    Решение коллизий в российском праве осуществляется исключительно теми органами, которые обладают законодательной инициативой. При выявлении расхождений уполномоченные структуры должны руководствоваться определенными правилами.

    Если выявлено противоречие актов, изданных одной и той же структурой в разное время, но касающихся одного и того же вопроса, применению подлежит последний утвержденный документ. В данном случае действует принцип, сформулированный еще римскими правоведами. В соответствии с ним вновь изданный акт отменяет все положения предыдущего, противоречащие ему.

    Если нормы утверждены одновременно различными структурами, применению подлежат те, которые обладают более высокой силой. К примеру, закон и указ, правительственное постановление и акт отраслевого ведомства. Проще говоря, реализуется иерархический принцип применения норм российского права.

    Разрешение коллизий в случае выявления противоречий между общими и специальными актами одного уровня осуществляется посредством применения специальных положений, если нормы разного уровня, используются общие акты. К примеру, в Конституции закреплен принцип несменяемости судей. При этом в ФКЗ “О Конституционном суде РФ” предусматривается конкретный срок полномочий судей КС. Соответственно, применению полежит ФКЗ.

    Читайте также:
    Коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности

    В Конституции закреплено право президента приостанавливать действие постановлений исполнительных органов субъектов РФ при выявлении в них противоречий Основному закону, положениям международных договоров либо если они ущемляют свободы и права человека. Возобновление действия актов осуществляется на основании решения соответствующего суда. Это предписание содержится в части 2 статьи 85 Конституции.

    В ч. 1 этой же нормы закреплено право президента применять согласительные процедуры для разрешения коллизий. В российском праве предусмотрена возможность главы государства передать вопрос об устранении противоречий соответствующему суду, если согласованное решение не будет достигнуто. Данный способ разрешения конфликтов считается наиболее надежным и достаточно давно используется в юридической практике.

    Вместе с тем официально закреплена возможность снятия вето президента большинством голосов членов обеих палат Федерального собрания.

    Функции Конституционного суда

    Достаточно часто возникают коллизии при взаимодействии разных ветвей власти, реализации гражданских прав, осуществлении разными структурами и должностными лицами их полномочий, рассмотрении споров о компетенции, соответствии нормативных актов положениям Основного закона. В разрешении этих противоречий далеко не последнюю роль играет Конституционный суд.

    Все постановления КС признаются источниками права. Они наделены материально-правовой силой закона. Прецеденты, которые создаются судом, акты толкования обладают нормативно-регулирующим значением. С этой точки зрения они также считаются высшими нормами, действующими в отношении неопределенного числа случаев и субъектов, участвующих в правоотношениях.

    Коллизии, разрешаемые КС, обладают не только юридическим, но и зачастую политическим значением. Нередко решения суда вызывают широкий общественный резонанс. В качестве примеров можно привести постановления, запрещающие судебным инстанциям общей юрисдикции возвращать материалы дел на доследование по своей инициативе, а принуждающие делать это исключительно по ходатайству защиты и обвинения, ограничивающие суды в праве выносить смертные приговоры до повсеместного применения института присяжных, и пр.

    Важный момент

    Необходимо отметить, что необходимо использовать исключительно правовые, а не силовые пути разрешения коллизий. В российском праве предусмотрены цивилизованные методы преодоления противоречий. Однако это не означает, что принуждение всегда является злом. В некоторых случаях, оговоренных в законе, оно бывает не только обоснованным, но и неизбежным. В мировой практике нередко используется так называемая федеральная интервенция. Она представляет собой насильственное вмешательство в конфликт, когда другого метода его разрешения нет. Безусловно, оно должно быть строго легитимно. Вмешательство необходимо осуществлять при строгом соблюдении условий и порядка, установленных не только внутренним законодательством, но и международными нормами.

    Коллизионные угрозы

    Вам будет интересно: Международный коммерческий арбитраж – это. Понятие, правовая природа и компетенции международного коммерческого арбитража

    В начале 2000-х около половины нормативных актов, изданных на региональном уровне, не соответствовало положениям общефедерального законодательства. В отечественной правоприменительной практике отмечались случаи неисполнения предписаний, поступавших от центральной власти, нарушения Конституции, проявления сепаратизма, игнорирования судебных постановлений.

    В конце января 2000 г. на расширенном заседании Министерства юстиции специалисты отмечали, что огромный массив региональных актов не согласуется с федеральными законами и нарушает права человека. Последующее их накопление может привести к разрушению единого правового поля государства, исполнительной вертикали власти. Может сложиться ситуация полного неподчинения.

    Для предупреждения таких угроз необходимо совершенствовать и законодательно закреплять систему инструментов контроля законности региональных актов. Речь, в частности, о введении общефедерального регистра правовых документов, установлении санкций за неисполнение предписаний, поступающих от федеральных структур власти.

    В начале 2000-х в правоприменительную практику начал вводиться механизм реализации постановлений КС о признании региональных актов, не согласующихся с федеральным законодательством, неконституционными.

    Роль региональной власти

    Безусловно, корректировка законодательства может осуществляться не только сверху, но и снизу. Многие федеральные законы несовершенны, в них присутствуют пробелы и противоречия. Особенно это касается нормативных актов о приватизации, банкротстве, внешнеторговой деятельности и пр. Для предупреждения коллизий региональные руководители вынуждены издавать собственные акты.

    Стоит сказать, что зачастую законы субъектов РФ опережают федеральные правовые акты и оказываются более прогрессивными. Учитывая это, многие руководители считают, что в каких-то вопросах следует уступать центральной власти, в каких-то – региональной. Для построения демократического государства необходимо поддерживать баланс интересов.

    Этот способ разрешения противоречий имеет особое практическое значение. Если в каком-либо регионе предпринимаются шаги, направленные на разрушение государства, центральная власть должна располагать эффективными механизмами легального их пресечения. В экстренных случаях возможен роспуск региональных парламентов, отстранение губернаторов. Задача всех уровней власти состоит в достижении оптимального сочетания демократических принципов и авторитета центра.

    Особенности толкования

    Этот способ разрешения коллизий, безусловно, является необходимым, полезным и эффективным. Однако вместе с тем толкование может породить более серьезные противоречия. Это связано с тем, что часто одни и те же события, обстоятельства, факты интерпретируются разными структурами (как официальными, так и неофициальными), общественными объединениями, их лидерами и рядовыми гражданами по-разному. Это, в свою очередь, выражает противостояние этих субъектов и может привести к расколу в обществе.

    Толкование зачастую бывает предвзятым. Оно может зависеть от социально-политических пристрастий толкующих субъектов, их культуры, уровня правосознания и прочих факторов. К примеру, существуют разные интерпретации норм о приватизации, налогах, выборах, предпринимательстве, собственности.

    Читайте также:
    Образовательные организации в РФ понятие типы виды

    В Конституционном суде нет единого мнения по многим вопросам: судьи зачастую заявляют об особой своей позиции по каким-либо вопросам.

    Заключение

    Юридические коллизии изучаются в рамках обширной научной дисциплины – конфликтологии. Это достаточно новое направление в отечественном правоведении и политологии.

    В дореволюционные годы проблема разрешения юридических коллизий российской наукой почти не изучалась. Только в советский период она стала предметом исследования ученых. В настоящее время, несомненно, можно говорить об определенных успехах в процессе разработки теоретической базы по устранению разного рода юридических противоречий. Однако работа над проблемой еще не окончена. Законодательным институтам, структурам, наделенным нормотворческой инициативой, предстоит еще немало сделать для приведения правовых актов в соответствие друг с другом.

    § 10.1. Понятие и признаки юридических коллизий, причины их появления и виды

    § 10.1. Понятие и признаки юридических коллизий, причины их появления и виды

    Латинский термин “collisio” в словарях иностранных слов переводится как столкновение противоположных сил, стремлений или интересов.

    На сегодняшний день в юридической науке не сложилось единого представления о коллизиях. М.В. Баглай и И.Н. Сенякин называет коллизиями противоречия между нормами[440], С.С.Алексеев – столкновение актов в связи с их действием на той или иной территории, с компетенцией правотворческих органов и временем издания актов[441].

    Ю.А. Тихомиров под юридической коллизией понимает “противоречие между правовыми нормами, актами и институтами и притязаниями, действиями по их изменению, нарушению, отторжению”[442]. Происходит своего рода соизмерение этого притязания либо с действующим правопорядком, либо с принципами права. На взгляд Ю.А. Тихомирова, предлагаемое определение юридической коллизии содержит более широкое и системное понимание данного явления. Традиционная трактовка юридической коллизии как столкновения норм не исчезает, но из единственной и универсальной она становится одним из аспектов понятия.

    Ученый выделяет следующие признаки присущие юридическим коллизиям: 1) законная процедура рассмотрения коллизий; 2) использование и оценка доказательств в юридическом споре; 3) наличие органа, уполномоченного разрешать коллизии; 4) признание обязательной силы решений по данному спору, как в силу достигнутого согласия, договоренности, примирения сторон, так и императивных предписаний соответствующего органа; 5) компенсация, т.е. применение санкций и возмещение ущерба и упущенной выгоды, восстановление прежнего юридического состояния одного или всех субъектов[443].

    Н.И. Матузов под юридическими коллизиями понимает расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующие одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными субъектами (органами и должностными лицами) своих полномочий[444].

    Авторами учебника предложено следующее определение юридической коллизии. Это обусловленное объективными и субъективными факторами общественного развития расхождение или противоречие между нормами права (комплексами правовых норм), между нормами права и актами толкования, направленными на регулирование одних и тех же общественных отношений и порождающее трудности в процессе правореализации, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления государственными органами и должностными лицами своих полномочий.

    Приведенное определение содержит основные признаки юридических коллизий:

    – обусловлены процессами общественного развития со свойственными им противоречиями;

    – формальны по своему характеру;

    – выражаются, в конечном счете, в противоречии между различными правовыми формами одних и тех же общественных отношений;

    – существует только в том случае, когда одно общественное отношение регулируется несколькими правовыми нормами, или конкретизирующими их актами толкования;

    – создает определенные трудности в процессе реализации субъектами своих прав и обязанностей.

    Проблема юридических коллизий теснейшим образом связана с эффективностью российского законодательства, так как непротиворечивость, согласованность нормативных актов является одним из главных условий их эффективности. Сама конструкция права как внутренне согласованной и непротиворечивой системы является объективно необходимым способом его существования и успешного функционирования. Коллизии между правовыми нормами ведут к нарушению системности правового регулирования и тем самым снижают его эффективность.

    Юридические коллизии, безусловно, мешают нормальной, слаженной работе правовой системы, нередко ущемляют права граждан, сказываются на эффективности правового регулирования, состоянии законности и правопорядка, правосознании и правовой культуры общества. Они создают затруднения в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством гражданами[445].

    В российском законодательстве противоречия существуют между отдельными отраслями права, а также внутри одного закона. Противоречивость законодательства затрудняет реализацию принятых законов. Она служит также средой для злоупотреблений и коррупции в системе государственной власти.

    Коллизионность российского законодательства усугубляется еще и тем, что в России продолжают действовать отдельные законы СССР и РСФСР. В этом правовом пространстве действуют указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и множество ведомственных и региональных нормативных правовых актов.

    Появление коллизий обусловлено рядом причин, носящих объективный и субъективный характер.

    К первым необходимо отнести проблему противоречивости, динамизма и изменчивости самих общественных отношений. В этой связи право должно постоянно и упорядоченно корректироваться, что не всегда возможно в оптимальном значении.

    В качестве субъективных причин в науке выделяется такие как: отсутствие должной правовой культуры, демократических традиций, опыта, низкое качество законов и других нормативных актов, пробелы в праве, непродуманность и слабая координация нормотворческого процесса, неупорядоченность правового материала, нечеткая или неполная его систематизация, недостатки в работе соответствующих органов, учреждений, должностных лиц, бюрократизм и другие факторы.

    Причины юридических коллизий можно рассматривать с позиции направления их воздействия. Так, предлагается классифицировать их на внутрисистемные и внесистемные[446].

    Читайте также:
    Виды юридических лиц по характеру деятельности

    Иногда коллизии усматриваются между нормами права и нормами морали, религиозными нормами, правом и идеологией и др. Но они не имеют непосредственно юридического характера и значения.

    В юридической литературе исследуются главным образом коллизии норм права и коллизии между нормативными правовыми актами. Существуют следующие виды коллизий:

    1) между нормами права.

    Можно выделить четыре вида таких коллизий[447]:

    – темпоральные (коллизии являют собой расхождение норм во временных пределах, возникающее в результате издания нескольких норм, содержащих разные правовые предписания по одному и тому же вопросу, в разное время. Как правило, такие коллизии возникают из-за ошибок или несоблюдения правил юридической техники, когда с принятием новой нормы в должном порядке не отменено действие старой);

    – пространственные (имеют место в случаях, когда общественные отношения, на которые распространяют свое действие нормы права, имеют разные пределы с этими нормами – границы отношений и границы действия норм не совпадают);

    – иерархические (несогласованность норм разной юридической силы);

    – содержательные (возникают между общими и специальными нормами права, т.е. между нормами, регулирующими род и вид общественных отношений);

    2) между нормативно-правовыми актами, в том числе внутри системы законодательства; между законами и подзаконными актами; между федеральными актами и актами субъектов РФ.

    Коллизии между законами и подзаконными актами носят наиболее распространенный, массовый характер и причиняют интересам государства и граждан наибольший вред (причем общий объем подзаконных актов продолжает расти). Коллизии между законами и подзаконными актами разрешаются в пользу законов, поскольку они обладают верховенством и высшей юридической силой;

    3) спор о компетенции или отдельных полномочиях государственных органов и должностных лиц;

    Особенность данного вида коллизий заключается в следующем: во-первых, они могут порождаться не двумя противоречащими друг другу нормами, а действием целого комплекса не согласованных между собой правовых норм; во- вторых, данные коллизии могут быть причиной коллизий между конкретными правовыми нормами.

    Коллизии компетенции могут выражаться в том, что определенные государственные органы, должностные лица, иные субъекты, обладающие властными полномочиями, реализуют их в неполной мере или, наоборот, выходят за рамки своей компетенции, игнорируя компетенцию других субъектов[448]. Так же это может быть деформация статуса или внеправовое образование государственного или общественного органа, организации, должностного лица[449].

    4) противоречия, возникающие при реализации одних и тех же правовых предписаний, в том числе между актами правоприменения;

    5) расхождения между актами толкования;

    Их своеобразие заключается в том, что интерпретирующий орган дает, в нарушение норм закона, либо ограничительное либо распространительное толкование тех или иных норм. Примером этому может послужить Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 декабря 1998 года №28-П по делу о толковании положений ч. 4 ст. 111 Конституции РФ, в котором, на наш взгляд, было дано конъюнктурное, расширительное толкование положения Конституции о том, что Президент РФ вправе трижды выдвигать на одобрение Государственной Думой РФ одну и ту же кандидатуру Председателя Правительства РФ. Такую же позицию высказали в особом мнении и судьи Конституционного Суда РФ Н. Витрук и В. Лучин[450].

    6) между юридическими процедурами;

    7) между национальным и международным правом.

    Читайте также

    Вопрос 67. Юридические лица. Понятие, признаки, виды.

    Вопрос 67. Юридические лица. Понятие, признаки, виды. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего

    § 9.1. Понятие, признаки и виды правоотношений

    § 9.1. Понятие, признаки и виды правоотношений В процессе реализации права возникают правоотношения – урегулированные правом волевые общественные отношения, участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями. В правоотношениях,

    § 9.4. Понятие юридического факта, его признаки и функции. Пути возникновения юридических фактов

    § 9.4. Понятие юридического факта, его признаки и функции. Пути возникновения юридических фактов Юридические факты – это предусмотренные законом жизненные обстоятельства и факты, которые являются основанием для возникновения (изменения, прекращения) правоотношений.Уже в

    § 10.2. Способы разрешения юридических коллизий и меры их предотвращения

    § 10.2. Способы разрешения юридических коллизий и меры их предотвращения В юридической литературе называют несколько способов разрешения юридических коллизий[451]:- принятие нового акта взамен коллизирующего акта;- отмена одного из противоречащих друг другу

    Понятие, признаки и виды договора дарения

    Понятие, признаки и виды договора дарения Договор дарения — гражданско-правовой договор, по которому одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) имущество в собственность.Основу правового регулирования отношений,

    Понятие, признаки, цели, функции и виды юридической ответственности

    Понятие, признаки, цели, функции и виды юридической ответственности Ответственность в широком (философском) смысле означает свойство человека, заключающееся в осознании и правильном понимании им своих обязанностей (долга) по отношению к другим людям, государству,

    Понятие и виды юридических лиц

    Понятие и виды юридических лиц Признаки юридического лица (ст. 48 ГК РФ):? организационное единство: наличие структуры;? обособленное имущество, закрепленное за ним либо на праве собственности, либо на ином вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления);?

    2. Понятие и виды юридических лиц

    2. Понятие и виды юридических лиц Юридические лицаЮридическим лицом признается организация, которая обладает следующими признаками:а) имеет обособленное имущество – только на такой имущественной базе реализуется собственный экономический интерес к ведению дел с

    Читайте также:
    Сдача НДС в электронном виде бесплатно

    8. Причины появления государства

    8. Причины появления государства Это необходимость разного рода:1) совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением, которое, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий

    20.1 Понятие юридических коллизий

    20.1 Понятие юридических коллизий В юридической литературе высказаны различные точки зрения относительно определения понятия «коллизии». Чаще всего под коллизией понимается различие норм права, регулирующих одно и то же общественное отношение. Говорят также о

    20.2 Виды коллизий и причины их возникновения

    20.2 Виды коллизий и причины их возникновения В литературе исследуются главным образом коллизии норм права и коллизии между нормативными правовыми актами. Однако могут существовать следующие виды коллизий:а) между нормами права;б) между нормативными правовыми актами, в

    13. ПРАВОНАРУШЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ, СОСТАВ

    13. ПРАВОНАРУШЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ, СОСТАВ Правонарушение – противоправное, общественно вредное, виновное деяние (т. е. действие или бездействие) деликтоспособного лица.Противоправность выражается в: 1) прямом нарушении правового запрета; 2) неисполнении

    POS-терминалы для эквайринга: виды, выбор, использование

    Чтобы эффективно развивать бизнес, нужно создавать комфортные условия для клиентов, в т. ч. предлагать им современные способы расчета. Поэтому большинство владельцев бизнеса подключают эквайринг, чтобы клиенты могли расплачиваться картами. Для физической реализации такой возможности необходимы POS-терминалы. О них сегодня и поговорим.

    Рассмотрим все вопросы, связанные с их выбором, покупкой, арендой и установкой. Расскажем, для какого вида бизнеса какое устройство подойдет, и как бесплатно получить POS-терминал в банке.

    Устройство POS-терминала

    POS-терминал – аппарат, принимающий к оплате банковские карты и другие электронные средства платежа. Он считывает с карты реквизиты держателя и прочие данные и отправляет запрос в банк на списание средств с нее.

    Но есть и другое определение POS-терминала для эквайринга – более широкое. Им может быть не отдельный модуль для работы исключительно с картами, а полностью укомплектованная касса – программно-аппаратный комплекс на рабочем месте кассира.

    Устройство POS-терминала – его элементы:

    • дисплей;
    • клавиатура;
    • процессор;
    • система считывания карт;
    • порты подключения к другим устройствам и интернету.

    Дополнительно аппарат может быть оснащен аккумулятором, GPRS-модемом и устройством для печати чеков. Чтобы принимать оплату, необходимо подключить его к интернету.

    Подпишись на наш канал в Яндекс Дзен – Онлайн-касса!
    Получай первым горячие новости и лайфхаки!

    POS-терминалы для эквайринга: виды и выбор

    Разные устройства отличаются друг от друга по функционалу, конструкции и назначению. В зависимости от этих характеристик POS-терминалы делятся на 7 категорий:

    1. Переносные портативные устройства (беспроводные мобильные POS-терминалы). Работают на аккумуляторе. Имеют модуль для доступа к мобильной сети, печатают чеки. Предназначены для автономного использования. Также их можно интегрировать с кассовым модулем. Модели: Nexgo G3, VeriFone VX675 CTLS, Ingenico iWL250 GPRS, Pax D210E GPRS CTLS.
    2. SMART-терминалы. Состоят из основания (корпуса), планшетного ПК и принтера чеков. Имеют порт для подключения устройства для приема к оплате банковских карт (PIN-Pad), и слот для установки фискального накопителя для передачи данных в ФНС в соответствии с Законом № 54-ФЗ. Большие возможности по расширению функционала: можно установить дополнительное ПО (транспортный модуль для ЕГАИС, программы скидок, управленческий учет), подключить различные устройства (сканер штрихкодов, денежный ящик, весы, принтер этикеток). В некоторых моделях для подключения всех необходимых устройств потребуется воспользоваться USB-хабом, т. к. имеющихся портов может оказаться недостаточно. Модели: Атол Sigma 7, Атол Sigma 8, Кассатка 7, Эвотор 5, Эвотор 10.
    3. Стационарные POS-терминалы. Эта категория устройств создавалась как дополнение к стандартным кассовым аппаратам. Работают от электросети, к интернету подключаются через провод, подсоединенный к кассе или управляющему компьютеру. Модели: Pax S80 Ethernet, Nexgo K320.
    4. POS-системы. Программно-аппаратный комплекс с полным набором кассовых функций (учет и продажа товаров, возврат покупок и др.). Включает в себя следующие элементы: системный блок с процессором и ОС, фискальный регистратор, монитор, устройство для считывания карт, денежный ящик, принтер чеков, сканер штрихкодов, клавиатуру. Модели: SalePos POS1AP, Advanpos QPOS-1000, Advanpos EPOS D525.
    5. Устройства для мобильного эквайринга – mPOS-терминалы. Работают в комбинации с планшетом либо смартфоном, на которых должно быть установлено приложение для онлайн-оплаты. Питание – от аккумулятора. К интернету подключаются через планшет либо смартфон. Модели: 2can С14, 2can С15, 2can NFC P17.
    6. PIN-Pad для ввода данных. Их функции: ввод PIN-кода, считывание магнитной полосы платежных карт, контактных чипов, бесконтактное считывание и др. Автономно работать не могут – только в комплекте с POS-терминалом или POS-системой. Модели: Pax S200, Pax SP30, Verifone VX805.
    7. Вендинговые терминалы. Встраиваются в торговые аппараты. Помогают увеличить объем продаж, т. к. возможность расплатиться картой не дает клиентам отказаться от покупки из-за того, что при себе не оказалось монет или мелких купюр для автомата. Модели: Pax D200, Vendotek.

    Теперь о подборе терминалов для разных видов бизнеса. При выборе нужно учитывать вид эквайринга (торговый или мобильный), место, где будет происходить оплата (в зале магазина, в палатке на улице, у клиента на дому) и доступные варианты подключения аппарата к интернету.

    Читайте также:
    Виды возражений в продажах

    Рассмотрим устройства, подходящие для разных случаев.

    1. Задай вопрос нашему специалисту в конце статьи.
    2. Получи подробную консультацию и полное описание нюансов!
    3. Или найди уже готовый ответ в комментариях наших читателей.

    Ситуация 1 – Отсутствует проводной интернет

    Есть магазин, в котором отсутствует выделенная линия для выхода в интернет, вместо нее применяется USB-модем. Нужен POS-терминал для приема оплаты с карт, работающий от электросети. Обеспечить связь с банковской системой можно и через модуль Wi-Fi.

    Чтобы начать работать с терминалом, необходимо вставить в него SIM-карту любого оператора и оплатить доступ к интернету.

    Ситуация 2 – Супермаркет

    Есть супермаркет или обычный магазин с выделенной линией для выхода в интернет. Установлено несколько касс. Возможны 2 варианта: применение обычных стационарных POS-терминалов либо использование PIN-Pad.

    Для PIN-Pad будет использоваться сеть, к которой подсоединена POS-система.

    Ситуация 3 – Служба доставки

    Необходимо устройство с аккумулятором. Для стабильной работы такого POS-терминала и приема оплаты с карт обязательным условием является устойчивый сигнал мобильной связи.

    Перечисленные устройства также подойдут для службы такси и ведения выездной торговли.

    Ситуация 4 – Маленький магазин

    В наличии одна касса. Имеется проводной интернет. Хорошим выбором станет терминал, работающий от электросети и с проводным подключением к интернету.

    Эти устройства долговечны и соответствуют стандартам безопасности MasterCard и Visa.

    Как получить POS-терминал в банке?

    Вы можете выбрать терминал в специализированном магазине кассового оборудования, купить его в банке либо взять у него в аренду при подключении услуги эквайринга. Но не все банки готовы обслуживать терминалы, приобретенные в другом месте, и иногда предъявляют требования к устройствам – работают только с определенными моделями. Поэтому заранее уточните эти вопросы в банковском учреждении.

    В некоторых случаях банк не взимает арендную плату за POS-терминалы. Иногда бесплатная аренда выгодна, иногда – нет. Зависит от ставки комиссии и других условий соглашения.

    Терминал для эквайринга: виды платежных терминалов, условия аренды и покупки в банках, установка

    В статье мы рассмотрим, какие существуют виды терминалов для эквайринга. Узнаем, что лучше: купить платежный терминал в банке или арендовать его? А также ознакомимся с ценами на оборудование для торгового и мобильного эквайринга и узнаем, можно ли получить терминал бесплатно.

    Что такое эквайринг и как он работает

    Эквайринг — это технология, которае помогает принимать банковскую карту к оплате за товар или услугу.

    Работает эквайринг по определенному алгоритму:

    1. Нужно поднести банковскую карту к терминалу. Таким образом она активируется.
    2. Передаются данные для проверки информации о владельце.
    3. Списываются деньги.
    4. Сумма переходит на расчетный счет владельца.
    5. Выдаются чеки в двух экзмеплярах для продавца и покупателя.
    6. Чек подписывается продавцом.
    7. Прикрепляется дополнительно кассовый чек и отдается клиенту.
    8. Сделка совершена!

    Таким образом, для подключения требуется установка высококачественного универсального оборудования, которое включает монитор, системный блок, считыватель, печатающее устройство и фискальную часть. О самом процессе установки расскажем ниже.

    Такое оборудование довольно выгодно в сравнении с полноценным кассовым аппаратом и эквайрингом. При этом оно также считывает информацию со всех видов карт:

    • дебетовых;
    • кредитных;
    • магнитных;
    • чиповых.

    Гарантия успешной транзакции — наличие достаточных средств на карте клиента для совершения сделки.

    Виды терминалов для эквайринга

    В западных странах на сегодняшний день, согласно статистическим данным, доля безналичного расчета за товары и услуги составляет 90%. У нас этот показатель всего лишь 30%, но благодаря требованиям ФЗ к малому бизнесу и стремлению предпринимателей к улучшению сервиса и числа продаж — эта цифра постоянно растет. Потому становится всё больше и больше терминалов, всё чаще покупатель достает банковскую карту и всё больше покупок происходит без наличных средств.

    Основные виды терминалов

    Эквайринг бывает трех типов: торговый (название оборудования для которого — POS-терминал), мобильный и интернет-эквайринг.

    Торговый эквайринг. К нему относят оплату через специальные терминалы: совмещенный кассовый аппарат и терминал для безналичной оплаты. Если раньше они были механическими, то сегодня их полностью вытеснили электронные аналоги, которые автоматически связываются с банком через интернет и после согласия совершают сделку.

    Для проведения операции карта вставляется в терминал либо подносится к устройству, и деньги списываются.

    Где представлен: в магазинах, ресторанах, гостиницах, аптеках.

    Приобретать пос-терминал для эквайринга самим нежелательно. Лучше обратиться к банку. Ведь почти все банки хотят обеспечивать техническую поддержку только своих устройств. Вашей же задачей будет разместить банковское устройство, принимать пластиковое карты для оплаты, а также в автоматическом режиме перечислять банку комиссию за обслуживание аппарата для эквайринга.

    Интернет-эквайринг. Схема и принцип работы почти такие же, за исключением того, что оплата происходит не в магазине, а через электронный ресурс вашего бизнеса. Например, вы занимаетесь продажей туалетной воды. Помимо торговой точки, у вас имеется хорошо оптимизированный сайт, где вы также реализуете продажу парфюмерии. Ваш виртуальный покупатель выбрал себе парфюм, добавил в корзину, оплатил покупку через интернет-эквайринг. После чего по запросу банк перечисляет деньги на ваш счет, а вы отправляете туалетную воду своему клиенту.

    Мобильный эквайринг. Относительно новый вид электронного расчета. Название терминалов — mPos-терминалы. С их помощью клиент через кардридер на вашем смартфоне переводит деньги на счет.

    Читайте также:
    Какой штраф за вождение в нетрезвом виде

    При том, что это очень молодой способ перевода, он пользуется высоким спросом, так как у него есть преимущества в работе:

    1. мобильность;
    2. круглосуточный доступ к счету;
    3. дешевизна;
    4. безопасность банковских операций.

    Например, вы имеете свой таксопарк и стремитесь постоянно совершенствовать сервис. Тогда мобильный эквайринг — это ваша находка! Ведь теперь оплачивать картой можно прямо не выходя из такси.

    Таким образом, если вы решили приблизить свой бизнес к мировому прогрессу и сделать его удобнее — выбирайте подходящее для вас устройство для эквайринга и обращайтесь в банк.

    Вид терминала Цена Фото
    Торговый 2 500 — 30 000 рублей
    Мобильный (пин-пад) — удобно, если кассовая система уже есть или бизнес передвижной до 9 000 рублей
    Интернет-эквайринг терминал не требуется, оплата проходит через интерфейс сайта

    ВАЖНО! Сейчас лучше и выгоднее сразу подключать эквайринг с онлайн-кассой. Все равно всех обязали переходить на онлайн-кассы. Самое выгодное предложение в России сейчас у Эвотора совместно с Сбербанком.

    Также очень выгодный эквайринг при открытии расчетного счета в банке Точка. Это самый выгодный банк для бизнеса.

    • Ethernet;
    • GSM.

    Они имеют встроенную память, ОЗУ, клавиатуру, дисплей, встроенный принтер. Некоторые, более современные модели, имеют также возможность бесконтактного расчета.

    Как выбрать терминал

    Чтобы принять окончательное решение — нужно определиться, какие функции и объем операций вам потребуется. Для этого ответьте на самые основные вопросы, подобранные для вас ниже, и вы получите полную картину того аппарата для эквайринга, который вам понадобится.

    Нужен ли вам стационарный (который предполагает подключение через проводной канал Ethernet) или переносной (где передача данных будет по wi-fi или gsm) терминал?

    Подойдут ли вам модульные устройства? Дословно, это те, которые имеют несколько модулей. К ним относят: кардридер с пин-кодом и сам модуль для вычисления и расчетов. Благодаря этим комплектующим вы сможете проводить банковскую операцию через ПК, смартфон или планшет.

    Будет ли удобным компактный вариант, именующийся mPOS-терминалом для эквайринга? Он состоит из пин-пада (а иногда и кардридера) и вашего переносного мобильного устройства.

    Вам нужен автоматический расчет для ведения бизнеса?

    Что выгоднее — купить или взять аппарат у банка в аренду? Для этого внимательно советуем изучить предлагаемые ставки за аренду и тех. обслуживание, узнать, какие банки будут обслуживать ваш терминал, приобретенный не у них.

    Как пользоваться аппаратом для эквайринга?

    Провести оплату, сделать отмену, проверить связь с банком, сверить итоги и сделать отчеты по операциям — вопросов возникает множество. И хотя при сотрудничестве с банком вас всему должны научить — узнать это сейчас будет не лишним.

    Самый первый шаг, который потребуется выполнять ежедневно — проверять связь терминала с банком перед началом рабочего дня. У каждого терминала разный способ — где-то при включении сразу на мониторе отражается информация, в других случаях нужно набрать комбинацию или выбрать соответствующую опцию.

    Оплата. Покупатель вставляет карту (либо прикладывает, если она бесконтактная). Вы вбиваете сумму для снятия средств, после чего клиент подтверждает проведение операции пин-кодом. После успешной транзакции вам придет уведомление о завершении операции. Сам терминал выдаст два слипа. Один для вас, второй — для покупателя.

    Важно! Если карта с чипом, ваша подпись на чеке не требуется. Если карта с магнитной полосой, клиент должен подписать ваш экземпляр чека. Слип не может заменить фискальный чек.

    Отмена. Если внутри рабочей смены пришлось отменить проведение покупки или оплаты — попросите покупателя предоставить слип и фискальный чек. Вставьте карту, введите 4 цифры, указанные внизу на слипе, после чего подтвердите действие. Здесь подпись от покупателя обязательна вне зависимости от типа пластиковой карты.

    Сверка итогов. В конце каждого рабочего дня такая операция требуется для подведения итогов работы. Во вкладке выберите «Отчеты», и вам будет выдан распечатанный чек со всеми проведенными операциями. После выдачи такого отчета — смена у терминала считается закрытой.

    Как установить аппараты для эквайринга?

    Для установки оборудования рекомендуем выполнить ряд действий:

    1. Первым шагом можно считать аналитическую работу. Необходимо сравнить тарифы разных банков.
    2. Свяжитесь с представителем выбранного банка (либо обратитесь в ближайший филиал).
    3. Заполните заявку, где вы должны будете указать сведения о вашем бизнесе (магазине, ресторане, салоне), оставить контактную информацию.
    4. Через несколько дней сотрудник банка вам перезвонит и сообщит о решении банка. Чаще всего банки одобряют сотрудничество. Им это выгодно, и они не заинтересованы в потере клиента.
    5. В случае одобрения — вам «огласят» список документов, требуемых для подключения. У каждого банка свои требования, но схожи они в такой части: свидетельство о регистрации, справка плательщика налогов, расчетный счет, документы, подтверждающие право собственности на бизнес.
    6. После того как вы отдадите указанный пакет, вам потребуется заключить договор.
    7. Выбираете, какой вид терминала для эквайринга вам потребуется.
    8. Проходите обучение по использованию арендуемого оборудования.
    9. Приступаете к новому этапу ведения бизнеса с возможностью безналичного расчета.

    Удачи вам, и пусть ваши инвестиции в эквайринг как можно быстрее себя оправдают!

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: