Виды дисциплинарных взысканий на государственной гражданской службе

Особенности привлечения работников к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Действующим законодательством предусмотрен особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения.

Так, взыскания налагаются на гражданского служащего в соответствии с порядком, установленным статьей 59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов,- и на основании рекомендации указанной комиссии.

При этом порядок проведения проверки регламентирован Указом Президента Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

За несоблюдение государственным гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.

Кроме того, частью 1 статьи 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе» предусмотрен особый вид дисциплинарной ответственности – увольнение в связи с утратой доверия

Законодательством предусмотрен и особый срок для привлечения виновных государственных служащих к ответственности.

Так, в силу ст. 59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе» взыскания, предусмотренные за коррупционные правонарушения применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

С 2012 года в целях противодействия коррупции, предупреждения коррупционных проявлений и борьбы с ними на работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, также распространены определенные ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции.

За нарушение установленных антикоррупционных стандартов работники названных организаций также привлекаются к ответственности.

Помимо дисциплинарных взысканий, предусмотренных статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям), за невыполнение антикоррупционных стандартов предусмотрено специальное основание для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

В частности, в силу п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор с работником может быть расторгнут в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Дисциплинарная ответственность государственных служащих

Государственные служащие несут повышенную ответственность за свою работу, поскольку являются представителями органов государственной власти. При совершении проступков госслужащими могут нарушаться интересы граждан или юридических лиц. Поэтому для них предусмотрен специальный порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. Разберем особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих, виды дисциплинарных взысканий, порядок привлечения госслужащего к ответственности и основания для отмены взыскания. Также рассмотрим специфику дисциплинарной ответственности государственных служащих при конфликте интересов и утрате доверия.

В статье расскажем:

Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих

Государственные служащие – это граждане, работающие на должностях в органах государственной власти. Например, в администрациях, правительствах, судах, внебюджетных фондах, органах Роспотребнадзора, Росреестра и иных подразделениях исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

Трудовые отношения госслужащих регламентируются специальным нормативным актом – Законом о государственной гражданской службе, который устанавливает в том числе виды дисциплинарных взысканий и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность госслужащих наступает за нарушение должностного регламента, условий контракта, нормативных актов, регламентирующих их деятельность согласно занимаемой должности.

Какие виды дисциплинарной ответственности применяют к госслужащим?

В отличие от дисциплинарной ответственности других категорий работников дисциплинарная ответственность госслужащих характеризуется государственно-принудительным характером. При наложении дисциплинарных взысканий применяется статья 57 Закона о государственной гражданской службе, предусматривающая четыре вида наказаний:

  1. Замечание.
  2. Выговор.
  3. Предупреждение о неполном должностном соответствии.
  4. Увольнение с гражданской службы.
Читайте также:
Виды комплексных форм непосредственной демократии

Рассмотрим каждый вид наказаний с примерами из судебной практики.

Замечание

Замечания является самым мягким видом наказания и назначается за незначительные, единичные проступки, не повлекшие причинение ущерба работе государственного органа. Например, при опоздании на службу, несоответствии одежды принятой форма.

Пример из судебной практики 1. В Правительство Саратовской области поступило представление прокурора об устранении нарушения, выявленного по результатам рассмотрения обращения директора АО «Саратовские авиалинии». Причиной проверки послужило затягивание сроков рассмотрения обращения руководителя юридического лица. Референт секретариата первого заместителя Председателя Правительства области Гаврилов О.В. должен был проконтролировать срок рассмотрения обращения. Названная обязанность закреплена в его должностном регламенте. Была проведена служебная проверка, по результатам которой Гаврилова О.В. признали виновным в совершении дисциплинарного проступка. На госслужащего наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания. Гаврилов О.В. оспорил приказ государственного органа, однако, суд не нашел оснований для его отмены. (Апелляционное определение Саратовского областного суда от 30.05.2019 года по делу № 33-3998/2019).

Выговор

В случае совершения серьезного проступка на госслужащего налагается дисциплинарное взыскание в виде выговора. Например, при нарушении сроков сдачи отчета, агрессивном поведении с руководством или коллегами.

Пример из судебной практики 2. Степанов И.А. работает в Комитете образования, науки и молодежной политики Волгоградской области в должности консультанта одного из отделов. Госслужащим проведена плановая выездная проверка во отношении ООО «АВГрупп». В адрес общества было направлено предписание об устранении выявленных нарушений. При этом протокол об административном правонарушении Степановым И.А. составлен не был, хотя было обнаружено событие административного правонарушения. Госслужащий был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Степанов И.А. оспорил приказ об объявлении выговора в судебном порядке, однако, получил отказ (Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28.07.2020 года по делу № 88-14948/2020).

Предупреждение о неполном должностном соответствии

При систематических нарушениях должностного регламента, совершении серьезных дисциплинарных проступков госслужащему грозит наказание в виде предупреждения о неполном должностном соответствии. Например, при несоблюдении административного регламента или порядка проведения расследования в процессе проверки юридических лиц. По сути после наложения названного дисциплинарного взыскания он включается в список кандидатов на увольнение.

Пример из судебной практики 3. Григорьев А.И. проходил государственную гражданскую службу в МРУ Росалкогольрегулирование по ЦФО в должности заместителя начальника отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В процессе исполнения должностных обязанностей госслужащий нарушил должностной регламент, в частности, не осуществил должный контроль за деятельностью своего отдела при проведении административного расследования в отношении ООО «Трейд-Сервис» и ООО «Квартал». Несмотря на то, что был выявлен факт оборота алкогольной продукции без документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, административный материал в суд не направлен. В отношении Григорьева А.И. проведено служебное расследование и назначено наказание в виде предупреждения о неполном должностном соответствии. Госслужащий оспорил приказ о дисциплинарном взыскании, однако, суд отказал в удовлетворении заявления (Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27.05.2020 года по делу № 88-3292/2020).

Увольнение с гражданской службы

При совершении проступка, влекущего серьезные последствия для государственного органа, неэффективности ранее назначенных дисциплинарных наказаний госслужащего увольняют с государственной службы по статье. Например, в случае разглашения служебной тайны, нанесения ущерба имуществу государственного органа.

Пример из судебной практики 4. Жуков А.А. проходил государственную гражданскую службу в Брянской таможне. В период выполнения своих должностных обязанностей он появился на службе в состоянии алкогольного опьянения. В целях прохождения медицинского освидетельствования госслужащего направили в больницу, где факт алкогольного опьянения подтвердился. В отношении Жукова А.А. проведена служебная проверка. Проступок был признан грубым, в связи с чем госслужащего уволили по статье. Он обратился в суд с иском восстановлении на работу, однако, получил отказ (Апелляционное определение Брянского областного суда от 19.08.2014 года по делу № 33-2852(2014).

Порядок привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности

Порядок привлечения госслужащего к дисциплинарной ответственности закреплен в статье 58 Закона о государственной гражданской службе.

Процедура включает в себя несколько этапов:

  1. Непосредственный руководитель госслужащего фиксирует факт совершения дисциплинарного проступка и пишет докладную на имя руководителя государственного органа или ведомства. Также может быть составлен акт, подписанные минимум двумя сотрудниками. Бывает, что в государственный орган поступает обращения граждан и юридических лиц, представление прокурора.
  2. Госслужащему предлагается дать письменные пояснения по поводу случившегося. Уведомление о необходимости предоставить объяснение вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением. Ответ должен быть предоставлен в течение двух дней. Если письменное пояснение от госслужащего не поступило, составляется акт.
  3. Назначается и проводится служебная проверка, в процессе которой устанавливается факт дисциплинарного проступка, вина госслужащего, характер вреда, причиненного в результате неправомерных действий или бездействий, причины случившегося. По результатам составляется письменное заключение.
  4. Выбирается конкретная мера наказания и выносится приказ о дисциплинарном взыскании и составляется акт. Копия акта о дисциплинарном взыскании вручается госслужащему под роспись в течение пяти дней со дня составления.

Дисциплинарное наказание должно быть наложено в течение месяца со дня обнаружения факта совершения дисциплинарного проступка. В этот период не включаются дни, в течение которых гражданин находился на больничном или в отпуске. Наказание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.

Читайте также:
Виды коллизий в Российском праве

Когда дисциплинарное взыскание может быть отменено?

Если в течение года госслужащий не совершил нового дисциплинарного взыскания и новое наказание не назначалось, он считается не привлеченным к дисциплинарной ответственности. Наказание снимается автоматически по истечении годичного срока.

Дисциплинарное взыскание может быть отменено до истечения года на основании заявления госслужащего или ходатайства его непосредственного руководителя Основанием для отмены может послужить добросовестное выполнение должностного регламента, отсутствие повторных взысканий, высокие результаты работы.

Для досрочного снятия взыскания руководитель государственного органа или ведомства выносит приказ, с которым госслужащего знакомят под роспись.

Дисциплинарная ответственность госслужащего при конфликте интересов

На практике часто встречаются ситуации, когда личная заинтересованность сотрудника может повлиять на надлежащее, беспристрастное и объективное исполнение должностных обязанностей. Если госслужащий нарушил требования о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, на него могут наложить дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора или предупреждения о неполном должностном соответствии.

Пример из судебной практики 5. Кравцов И.А. служит в должности специалиста-эксперта отдела Управления ветеринарии Костромской области. В соответствии с должностным регламентом он обязан предоставлять сведения о своих доходах, расходах и имуществе. В государственный орган поступило представление прокуратуры в связи с тем, что госслужащий в справке о доходах не указал доходы, полученные им до поступления на государственную гражданскую службу. В связи с этим в отношении него была проведена проверка и назначено заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Комиссия рекомендовала вынести госслужащему замечание, руководитель государственного ведомства вынес приказ о дисциплинарном взыскании. Кравцов И.А. оспорил приказ через суд, который отказал в удовлетворении требований (Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10.12.2020 года по делу № 88-25302/2020).

Дисциплинарная ответственность при утрате доверия к государственному служащему

Утрата доверия – еще одно основание для привлечения гражданина к дисциплинарной ответственности. При возникновении такой ситуации госслужащего увольняют.

В перечень оснований для увольнения в связи с утратой доверия входят:

  • непринятие действий по предотвращению конфликта интересов;
  • непредоставление сведений о доходах, расходах и имуществе;
  • трудоустройство по совместительству в коммерческой организации;
  • регистрация в качестве ИП и осуществление предпринимательской деятельности;
  • вхождение в состав органов управления организаций;
  • открытие счетов в иностранных банках, расположенных за пределами РФ.

В случае увольнения госслужащего по причине утраты доверия сведения об этом факте вносятся в специальный реестр.

Пример из судебной практики 6. Степанов Н.Т. проходил службу в должности начальника Клинского отдела автотранспортного надзора. В центральное межрегиональное управление УГАДН была подана служебная записка о проведении в отношении госслужащего служебной проверки по факту совершения им деяния, влекущего утрату доверия. В ходе проверки было установлено, что Степанов Н.Т. совершил выезд на совместный отдых во Вьетнам с поднадзорным ему предпринимателем, являющимся монополистом пассажирских перевозок в Клининском муниципальном районе. При этом госслужащий проигнорировал требование законодательства о недопущении конфликта интересов. В связи с утратой доверия его уволили с государственной гражданской службы. Степанов Н.Т. оспорил приказ об увольнении в судебном порядке, суд отказал ему в удовлетворении требований (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.10.2020 года № 88-22447/2020).

Заключение эксперта

  1. Дисциплинарная ответственность госслужащих наступает на основании Закона о государственной гражданской службы при нарушении должностного регламента, административных регламентов, требований нормативных актов, регламентирующих деятельность госслужащего.
  2. В случае совершения госслужащим дисциплинарного проступка на него может быть наложено одно из четырех видов наказания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы.
  3. Для привлечения госслужащего к дисциплинарной ответственности пишется докладная записка и проводится служебное расследование. Далее ему предлагают дать письменные объяснения по поводу причин случившегося. Если факт дисциплинарного проступка нашел свое подтверждение, назначается наказание.
  4. Через год после привлечения госслужащего к ответственности за совершение дисциплинарного проступка наказание автоматически отменяется. Если госслужащий намерен снять дисциплинарное взыскание раньше этого срока, ему необходимо обратиться к руководителю государственного органа. При наличии основания для отмены наказания будет вынесен приказ.
  5. Не всегда госслужащие выполняет свои обязанности беспристрастно, надлежаще и объективно. Если возник конфликт интересов, например, предоставлены неполные сведения о доходах, и госслужащий не предпринял меры по урегулированию конфликта, ему назначается административное наказание.
  6. Многие госслужащие совершают коррупционные правонарушения, например, берут взятки. По выявлении таких фактов госслужащего могут уволить по причине утраты доверия.

Если гражданин в процессе прохождения гражданской государственной службы был неправомерно привлечен к дисциплинарной ответственности, следует привлечь квалифицированного юриста, который специализируется на данной категории дел и поможет разобраться в сложившейся ситуации. Юристы нашего сайта всегда готовы проконсультировать госслужащих и работодателей по вопросам, касающимся правомерности применения дисциплинарной ответственности. Оставьте заявку и получите консультацию.

Какие дисциплинарные взыскания могут применяться к государственным служащим, и каков срок их действия?

Дисциплинарная ответственность государственных служащих – это применение различных взысканий к служащим, нанесшим вред органу государственной власти своими действиями или бездействием. Вид взыскания зависит от тяжести совершенного проступка и личности госслужащего.

  1. Виды взысканий
  2. Основания и условия применения
  3. Порядок привлечения к ответственности
  4. Сроки применения и снятия взыскания
Читайте также:
Виды ходатайств в гражданском процессе

Виды взысканий

Статья 57 закона №79 «О государственной службе в РФ» определяет следующие виды взысканий для госслужащих:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном соответствии;
  • увольнение.

Ранее также применялось освобождение от занимаемой должности, но в настоящее время данный вид взыскания устранен.

Основания и условия применения

Взыскания, кроме увольнения, применяются при наличии следующих оснований:

  • опоздание;
  • несоблюдение должностной инструкции;
  • ошибки в расчетах;
  • неверное истолкование и применение законодательных регламентов;
  • грубость и хамское отношение к гражданским посетителям.

Увольнение, как самое строгое взыскание, производится по следующим основаниям:

  • прогул;
  • появление на службе в нетрезвом состоянии или под действием наркотических средств;
  • разглашение гостайны и иной служебной информации;
  • кража или сознательная порча имущества на рабочем месте;
  • наличие большого числа проступков при уже наложенном взыскании;
  • вскрытие факта предоставления заведомо ложных сведений при трудоустройстве или предоставления подложных документов.

К госслужащим, занимающим руководящие должности, взыскание может применяться при принятии непродуманного решения, нанесшего вред государственной власти.

Под разглашением служебной информации понимается сообщение третьим лицам любых сведений, полученных во время нахождения на государственной службе, если это повлекло негативные последствия для госорганов или нарушило права третьих лиц.

Заведение против госслужащего уголовного дела из-за превышения полномочий или получения взятки является основанием для увольнения по причине утраты доверия.

Условиями применения дисциплинарного взыскания к госслужащему являются:

  • наличие события проступка;
  • доказанность вины госслужащего;
  • отсутствие непреодолимых обстоятельств.

К непреодолимым относятся обстоятельства, при которых госслужащий не мог избежать совершения проступка по независящим от него причинам, включая психологическое и физическое принуждение, шантаж и т. д.

Взыскание применяется вне зависимости от наличия злого умысла, но отсутствие противоправных намерений при нетяжких проступках могут смягчить налагаемое взыскание.

Порядок привлечения к ответственности

Привлечение госслужащего к ответственности начинается с выявления факта совершенного проступка и происходит в следующем порядке:

  1. По факту совершения проступка составляется служебная записка на имя руководителя государственного учреждения с указанием возможных виновных лиц.
  2. С обвиняемых в проступке госслужащих затребуют объяснительные записки.
  3. Руководитель подразделения инициирует проведение служебной проверки.
  4. По результатам проверки выносится заключение.
  5. Составляется акт о применении взыскания.
  6. Копия акта вручается совершившему проступок госслужащему под подпись.

При отказе обвиняемых предоставить объяснительные в течение двух дней составляется акт, после чего начинается служебная проверка, на которую отводится 30 дней. К проверке привлекаются:

  • кадровая служба;
  • юридическая служба;
  • представители профкома.

В ходе служебной проверки необходимо установить:

  • факт совершения проступка;
  • наличие вины госслужащего;
  • причины и мотивы проступка;
  • степень ущерба или вреда, причиненного проступком.

Обвиняемые служащие в ходе проверки имеют право давать объяснения подавать заявления, жалобы и апелляции, знакомиться с результатами экспертных оценок.

Для отдельных федеральных учреждений разработаны и приняты детальные инструкции по проведению служебных проверок. В частности, порядок проведения проверок в Министерстве образования утвержден Приказом Минобрнауки №796.

Взыскание назначается с учетом тяжести проступка, степени вины, конкретных обстоятельств и прошлых заслуг обвиняемого. Как правило, госслужащему, находящемуся на хорошем счету и имеющему государственные награды, взыскание за незначительный однократный проступок (например, опоздание до 1 часа) может не назначаться при условии, что проступок носит субординационный характер и не причинил реального вреда.

Вручение копии акта о взыскании госслужащему должно быть проведено в течение пяти дней с момента подписания акта представителем работодателя. Если госслужащий отказывается подписывать акт, в документе ставится отметка с формулировкой: «От подписи отказался».

При отсутствии таких оснований обжаловать дисциплинарное взыскание госслужащий может только путем обращения в суд общей юрисдикции.

Сроки применения и снятия взыскания

Взыскание должно быть назначено в течение месяца с момента обнаружения проступка без учета периодов:

  • служебной проверки;
  • нахождения на больничном;
  • нахождения в отпуске;
  • отсутствия обвиняемого на службе по иным уважительным причинам.

Применение взыскания должно осуществиться в течение полугода с момента обнаружения проступка, в противном случае, взыскание не применяется с сохранением записи в личном деле. Если проступок выявлен в ходе аудиторской проверки, то применение взыскания должно осуществиться в течение двух лет за вычетом времени производства по уголовной составляющей дела (при наличии).

Дисциплинарное взыскание применяется к госслужащим не только при типичных проступках для наемных сотрудников, но и также при утрате доверия или принятии необдуманных решений. При проведении служебной проверки действует принцип невиновности, то есть обвиняемый не обязан доказывать невиновность, а отсутствие улик толкуется в его пользу.

Дисциплинарная ответственность госслужащих

Если работник не исполняет свои должностные обязанности или делает это ненадлежащим образом, работодатель вправе наложить на него дисциплинарное взыскание (ст. 192 ТК РФ). В большинстве случаев перечень санкций ограничивается тремя пунктами: замечанием, выговором и увольнением. Однако для некоторых категорий работников этот список расширяется. Государственные служащие в известном смысле являются представителями своей страны и органов власти, поэтому требования к ним отличаются от стандартных.

Кто относится к государственным служащим

Поскольку государственные должности вводятся для исполнения полномочий федеральных органов и органов субъектов РФ, формально работодателем таких сотрудников считается государство, а руководитель государственного органа выступает в роли представителя нанимателя. (ст. 1 ФЗ №79). При поступлении на гражданскую службу сотрудники заключают контракт, их деятельность финансируется из федерального или регионального бюджета.

Государственные служащие подразделяются на четыре категории (ст. 9 ФЗ №79):

Читайте также:
Как узнать какой вид налогообложения у ИП
Руководители Главы органов власти и их заместители. Могут назначаться на определенный срок или бессрочно.
Помощники (советники) Назначаются для содействия руководителям. Срок их полномочий истекает одновременно со сменой руководства.
Специалисты Люди разных профессий, обеспечивающие выполнение госорганами их задач и функций.
Обеспечивающие специалисты Сотрудники, в чью задачу входит хозяйственное, финансово-экономическое, организационное, документационное и иное обеспечение деятельности государственных органов.

Срок полномочий последних двух категорий сотрудников изначально не ограничен.

Виды взысканий

Дисциплинарный взыскания, которые могут наложить на госслужащих, перечислены в ст. 57 ФЗ №79:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным ст. 37 ФЗ №79.

Таким образом, к трем стандартным видам взыскания добавляется один специфический – предупреждение о неполном соответствии. По задумке законодателей, это взыскание должно стать для человека сигналом о том, что он недостаточно качественно выполняет свои обязанности, и предпринять меры для исправления ситуации.

За что могут наложить взыскание

По закону, дисциплинарное взыскание накладывается за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей. Важно – наказание возможно только если это произошло по его вине. Если вины человека в случившемся нет (например, он не выполнил поручение потому, что это было объективно невозможно), наказать его нельзя.

Основные обязанности госслужащих перечислены в ст. 15 ФЗ №79. Кроме требований исполнять поручения руководителей и свои служебные обязанности, предусмотренные должностным регламентом, там есть такие пункты:

  1. соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
  2. исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
  3. исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
  4. соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  5. соблюдать служебный распорядок государственного органа;
  6. поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  7. не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  8. беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  9. представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;
  10. сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
  11. соблюдать ограничения (ст. 16 ФЗ №79), выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты (ст. 17 ФЗ №79), которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
  12. сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

За что могут уволить государственного служащего

Случаи, когда дисциплинарное взыскание может стать причиной увольнения, перечислены в ст. 37 ФЗ №79:

  • неоднократное неисполнение своих обязанностей без уважительных причин, если в течение года были другие дисциплинарные взыскания;
  • прогул – отсутствие длительностью более четырех часов подряд без уважительной причины;
  • появление на службе под действием алкоголя или наркотиков;
  • разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны, а также служебной информации;
  • совершения по месту работы хищения, растраты или умышленной порчи чужого имущества при условии, что этот факт подтверждает решение суда или постановление органа, рассматривавшего дело об административном правонарушении;
  • принятие решение служащим руководящей категории необоснованного решения, ставшего причиной неправомерного использования имущества, нарушения его сохранности или нанесение иного ущерба имуществу государственного органа;
  • однократное грубое нарушение служащим руководящей категории своих должностных обязанностей, если это нанесло вред государственному органу или нарушило законодательство РФ.

Правила наложения взыскания

При наложении взыскания требуется соблюдать определенный порядок. Без этого наказание юридически будет считаться незаконным, даже если формально его применение справедливо. Процедура регламентирована ст. 58 ФЗ №79 и в целом совпадает с аналогичной процедурой для других категорий сотрудников, описанных в ст. 193 ТК РФ. Однако здесь есть свои специфические нюансы, относящиеся главным образом к расследованию инцидента.

Статья 58 ФЗ №79 – Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания

  1. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
  2. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
  3. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
  4. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
  5. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
  6. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
  7. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
  8. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 1 — 3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, и взыскания, предусмотренного статьей 59.1 настоящего Федерального закона, гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
  9. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.
Читайте также:
Классы отходов: характеристика каждого вида

Когда стало известно о проступке, подпадающем под дисциплинарную ответственность, со служащего требуют письменную объяснительную. Отказ дать пояснения не является препятствием для последующего наложения взыскания, но должен быть зафиксирован отдельным актом.

Далее необходимо провести служебную проверку (ст. 59 ФЗ №79). По ее результатам комиссия составляет заключение, в котором указывается необходимость применения дисциплинарного взыскания.

Применять санкции можно не позднее месяца со дня обнаружения проступка. В это время не входит период, когда виновный сотрудник находился в отпуске, на больничном или отсутствовал по иным уважительным причинам. Также не учитывается время, необходимое для служебной проверки.

Максимальный период, в течение которого к виновному можно применить дисциплинарные санкции – полгода со дня совершения проступка. Таким образом, если факт правонарушения всплывет через семь месяцев, привлечь к ответственности за него нельзя. Исключение – нарушения, выявленные в результате финансовой или аудиторской проверки. Срок давности по ним – два года. Если по результатам нарушения возбуждено уголовное дело, на время расследования срок давности также приостанавливается.

Служебная проверка

Служебная проверка проводится по факту выявления дисциплинарного проступка, ее инициатором может быть представитель нанимателя или другой государственный служащий. Последнему необходимо подать письменное заявление, на основании которого представитель нанимателя выносит решение о проведении проверки.

Порядок служебной проверки регламентирован ст. 59 ФЗ №79. Проверку проводит кадровое подразделение государственного органа, юридическое подразделение и профсоюз данного органа. Если в составе комиссии оказывается служащий, прямо или косвенно заинтересованный в результатах проверки, он должен заявить самоотвод. Если он этого не сделает, выводы комиссии будут недействительны.

Во время проверки комиссия должна установить:

  • действительно ли был совершен дисциплинарный проступок;
  • содержат ли действие (бездействие) признаки вины;
  • какие причины и обстоятельства способствовали нарушению;
  • характер и размер вреда, который виновный нанес своим проступком;
  • обстоятельства, подтолкнувшие служащего написать заявление о проведении проверки.

Пока идет проверка, служащий, чью деятельность проверяют, имеет право:

  • давать объяснения в устной или письменной форме, подавать ходатайства, писать заявления и представлять иные документы для своей защиты и обоснования своего поступка;
  • обращаться с жалобой на решения и действия (бездействие) лиц, проводящих проверку представителю нанимателя, назначившего ее;
  • по завершении проверки ознакомиться с ее результатами и материалами, если это не нарушает условий сохранения государственной или иной тайны.

По результатам проверки комиссия составляет заключение, где излагает установленные во время расследования факты и свои предложения относительно дальнейших санкций к государственному служащему. На основании заключения составляется акт о применении дисциплинарного взыскания. Его необходимо вручить виновному сотруднику в течение пяти дней после издания.

Срок действия взыскания

Дисциплинарное взыскание действует в течение года после его вынесения. Если за это время сотрудник не допускал иных нарушений дисциплины, то по истечение года взыскание автоматически снимается. После этого считается, что никаких взысканий у служащего нет.

Порядок применения дисциплинарной ответственности для госслужащих

Государственные гражданские служащие выделены с отдельную категорию работников, поскольку регулирование их труда осуществляется в особом порядке. Помимо ТК РФ, на них также распространяется действие отдельных законов и постановлений.

Определенные особенности есть и при наложении на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Стоит более подробно рассмотреть, какие могут быть применены виды таких взысканий и по каким основаниях.

  • Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности
  • Основания для привлечения к ответственности
  • Порядок наложения
  • Сроки привлечения к ответственности
  • Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности

Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности

Основной законодательный акт, который регулирует вопросы поступления на государственную службу в РФ, ее прохождение и прекращение — это ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В частности, в этом законе уделяется внимание таким вопросам:

  • должности и классные чины гражданской службы;
  • права и обязанности государственного служащего;
  • условия и правила принятия на госслужбу;
  • правила служебной дисциплины;
  • основания для прекращения прохождения гражданской службы и т. д.

Также в этом законе перечислены и дисциплинарные взыскания, которые могут применяться к служащему при совершении им определенных проступков или при нарушении служебной дисциплины.

В соответствии со ст. 57 Закона, на госслужащего могут быть наложены такие виды дисциплинарных взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • увольнение.
Читайте также:
Корректировка на вид разрешенного использования земельного участка

Действующие на данный момент взыскания (за исключением одного) аналогичны тем, что указаны в ст. 192 ТК РФ. Они перечислены в порядке возрастания их тяжести и применяются также в зависимости от того, насколько серьезный проступок был совершен служащим.

Первые три из указанных наказаний (замечание, выговор и предупреждение) являются более лояльными по отношению к служащему и практически ничем не отличаются между собой. Разница может состоять лишь в формулировке наказания, которое указывается в приказе о наложении взыскания.

Эти виды наказания выносятся в письменной форме и доводятся до ведома служащего. В его трудовую книжку записи о данном наказании не вносятся, а вот в личной карточке могут быть отображены. После истечения определенного времени наказание снимается, но только при условии, что за этот период сотрудник больше не нарушал трудовую дисциплину.

Что касается увольнения, то эта мера является более жесткой и применяется только в разрешенных законодательством случаях. При этом руководитель должен соблюдать установленный порядок привлечения подчиненного к ответственности и подготовить все необходимые документы.

Наложение взыскания — это его право, а не обязанность. Например, он может ограничиться устным замечанием и вообще не фиксировать нарушение документально. Однако общим правилом является тот факт, что за один дисциплинарный проступок может применяться только одно взыскание, наказывать подчиненного разными способами нельзя.

Основания для привлечения к ответственности

Наличие весомых оснований — это главное правило законности наложения на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Главными основаниями являются совершение им дисциплинарного проступка, несоблюдение правил служебной дисциплины или невыполнение (ненадлежащее выполнение) своих обязанностей. Данные правила и обязанности обычно указываются во внутренних локальных актах организации и в контрактах, которые заключаются со служащими.

Что касается оснований для увольнения, то ими могут быть только те, что перечислены в законодательстве. В ст. 37 Закона о госслужбе указаны такие основания:

  • повторное невыполнение трудовых обязанностей (при наличии наложенного ранее дисциплинарного взыскания);
  • утрата доверия к госслужащему;
  • прогул без уважительной причины;
  • намеренное предоставление во время приема на службу фальшивых документов или ложной информации;
  • нарушение требований охраны профессиональной служебной деятельности, если это повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления;
  • лишение госслужащего права на допуск к данным, что представляют собой государственную тайну, если его работа требует использования этих данных;
  • принятие государственным служащим необоснованного решения, которое привело к причинению ущерба (распространяется только на руководителей);
  • совершение госслужащим действий, которые могут быть основанием для утраты доверия к нему (если он непосредственно занят обслуживанием товарных или денежных ценностей);
  • однократное грубое нарушение служащим-руководителем своих должностных обязанностей, если при этом было нарушено законодательство РФ или получен ущерб;
  • появление на службе в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического);
  • разглашение информации, которая составляет государственную тайну, и данных, которые стали известны сотруднику во время выполнения им его должностных обязанностей;
  • совершение на рабочем месте хищения, растраты или умышленное причинение ущерба имуществу (работодателя или третьих лиц).

Порядок наложения

Порядок наложения взыскания в отношении государственных служащих приведен в ст. 58 Закона о госслужбе. В соответствии с этой статьей, наказание должно применяться в таком порядке:

  1. Фиксация факта совершения дисциплинарного проступка. Чаще всего основным документом в этом случае выступает соответствующий акт, подписанный минимум двумя свидетелями (из числа других работников). Также непосредственный руководитель нарушителя может составить докладную записку о совершении проступка на имя вышестоящего руководства.
  2. Отправка служащему запроса на получение объяснений. Запрос составляется в письменной форме и либо вручается служащему под роспись, либо отправляется заказным письмом по почте. В течение двух дней он должен предоставить письменные объяснения. В случае его отказа от предоставления объяснения или игнорирования запроса руководителя также составляется соответствующий акт. Стоит учесть, что отказ от дачи объяснений не является помехой для применения наказания.
  3. Проведение служебной проверки. В ходе этой проверки выясняются все обстоятельства дела, а по результатам выносится письменное заключение.
  4. Оценка тяжести совершенного служащим проступка. На это влияют такие факторы, как размер причиненного ущерба, наличие умысла, предоставление сотрудником весомых объяснений и т. п.
  5. Выбор конкретной меры наказания. Работодатель имеет право сам определять вид взыскания во всех случаях, кроме увольнения. Для такого наказания должны иметься перечисленные в законе основания.
  6. Применение взыскания. Если речь идет о выговоре, замечании или предупреждении, то работодатель издает приказ о применении дисциплинарного взыскания и соответствующий акт. В случае расторжения трудового договора составляется приказ об увольнении, а с работником проводятся все расчеты.
  7. Вручение подчиненному копии акта о наложении взыскания и приказа. Работник должен подтвердить своею подписью факт ознакомления с этими документами.

Сроки привлечения к ответственности

В Законе установлены определенные сроки, в течение которых работник может быть привлечен к ответственности, а также продолжительность действия наказания. Срок привлечения к ответственности составляет:

  1. Один месяц со дня обнаружения проступка. В этот срок не включаются такие периоды:
    • временная нетрудоспособность;
    • отпуск;
    • время проведения служебной проверки;
    • другие случаи отсутствия на работе по уважительной причине.
  2. Полгода с момента совершения служащим проступка. Если нарушение было выявлено в ходе проведения проверки (результатов финансовой деятельности, аудиторской), то срок давности увеличивается до двух лет. Из этого периода исключается количество времени, в течение которого было открыто уголовное производство, связанное с совершением дисциплинарного проступка.
Читайте также:
Изменение основного вида деятельности ИП

Что касается срока действия самого наказания, то он составляет один год. Если в течение этого времени к сотруднику больше не применялись дисциплинарные взыскания, наложенное ранее также снимается. Однако это может произойти и раньше, например, в таких случаях:

  • по письменному заявлению служащего, совершившего нарушение;
  • по письменному ходатайству его непосредственного руководителя;
  • по инициативе работодателя.

Возможность снятия взыскания такими способами допускается лишь для замечания, выговора или предупреждения. Обжаловать увольнение работник может только в судебном порядке.

Номинальная и реальная заработная плата — тема, которую мы подробно рассмотрим во всех нюансах.

Весь порядок действий в случае невыплаты зарплаты вы найдете в этой статье.

Оплата командировки в выходной день оплачивается по-другому методу чем в рабочий день. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности

В Законе о госслужбе не перечислено никаких категорий служащих, применение взыскания к которым было бы невозможно. В ст. 37 лишь указано, что работника не могут уволить в период его нахождения в отпуске или на больничном. Из положений этого закона получается, что уволить могут даже беременную женщину, одинокую мать и других социально защищенных категорий граждан.

Поэтому в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 06.12.2012 N 31-П положения этой и некоторых других статей Закона признаны недействительными по причине их несоответствия Конституции РФ. Социально защищенные категории граждан не могут быть уволены с государственной службы даже в случае совершения ими проступка.

Других оснований для освобождения от дисциплинарной ответственности в отношении госслужащих не предусмотрено. Успешно обжаловать решение работодателя в суде подчиненный сможет только в том случае, если он не совершал проступка или при его фиксации работодатель нарушил установленный порядок.

Порядок применения наказания в отношении гражданских служащих в большинстве вопросов мало чем отличается от аналогичного порядка, предусмотренного для обычных работников.

Формы и системы оплаты труда

Больше материалов по теме «Оплата труда» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Оплата труда и заработная плата
  2. Формы оплаты труда
  3. Системы оплаты труда
  4. Тарифная система оплаты труда
  5. Повременная форма оплаты труда
  6. Сдельная система оплаты труда
  7. Бестарифная система оплаты труда
  8. Смешанная система оплаты труда

Оплата труда и заработная плата

ТК РФ в ст.129 синонимизирует понятия «оплата труда» и «заработная плата» и определяет их как совокупность из трёх элементов:

1. вознаграждения за труд основная (обязательная) часть
2. компенсационных
3. стимулирующих выплат дополнительная часть

Однако стоит учесть, что не все составляющие обязательны к выплате сотруднику.

Заработок за месяц не может быть ниже уровня МРОТ, установленного Правительством, и включает в себя надбавки за сложность работы и особые условия (работы в выходные дни и т.п.). А вот стимулирование остаётся на усмотрение работодателя и начисляется, только если сотрудник качественно выполнил свою работу, по мнению работодателя.

В итоге получается, что понятие оплаты труда шире, чем понятие заработной платы, т.к. представляет собой перечень всех элементов, из которых впоследствии собирается заработная плата конкретного работника.

Каким образом выплачивать заработную плату каждый работодатель решает самостоятельно, учитывая минимальные установления ТК.

Ст. ст. 23 и 132 ТК устанавливают невозможность дискриминации работников при равной квалификации, выработке и качестве работы труда. Это значит, что нельзя устанавливать различную оплату за одинаковый труд.

Соответственно работодатель должен применять единые параметры при назначении заработной платы. Вариация таких параметров представляет собой систему оплаты труда. Она должна базироваться на нормах законов и не ухудшать положение работника по сравнению с ними.

Формы оплаты труда

Не стоит путать понятие «система оплаты» и «форма оплаты» — они не идентичны, хотя в литературе и заменяют друг друга.

Система – это совокупность правил оплаты труда. Форма – это одно из этих правил.

Ст. 131 ТК РФ закрепляет две формы, в которых может быть оплачен труд:

  1. Денежная – производится в рублях.
  2. Неденежная – натуральная — выплачивается в любом незапрещенном законом вещественном или невещественном виде. Размер натуральной части не более 15 % от всей зарплаты лица.

Системы оплаты труда

Система оплаты труда – это документально оформленная «инструкция» о том, как начислять заработную зарплату сотруднику за конкретно отработанный период, содержащая полный перечень параметров начисления и удержания денежных средств.

Работодатель в зависимости от характера хозяйственной деятельности с помощью заработной платы может повысить выработку и/или снизить издержки. Для этого надо выбрать рациональные системы оплаты труда.

Существует 3 основных системы, подразделяющиеся на множество видов. Для наглядности все они представлены в таблице ниже.

1. Тарифная система

Тарифная система оплаты труда

Тарифная СОТ самая распространённая, применяется и госорганами, и коммерческими организациями. В её основе лежит ранжирование заработной платы сотрудников в зависимости от их квалификации, стажа работы, приобретённых навыков, выработки, условий и характера труда. В государственных учреждениях применяется Единая тарифная сетка. В коммерческих – схожие с ней документы, утверждённые с учётом мнения профсоюзного органа.

Тарификация регулируется законодательно для многих отраслей деятельности. Например, для работников сферы образования установлена индивидуальная тарифная СОТ в соответствии с Постановлением Правительства от 05.08.2008 за № 583.

Читайте также:
Виды и содержание инструктажей по безопасности труда

Выделяют два вида тарифной системы: сдельную и повременную.

Повременная форма оплаты труда

Повременная СОТ применяется на тех предприятиях, где нет необходимости или возможности нормировать выработку. В рабочие функции сотрудников не входит производство товаров или услуг, поэтому оптимально – выплачивать заработную плату за время, а не за объем работы. Практически весь административно-хозяйственный персонал «сидит» на этой СОТ. Оплата труда будет производиться исходя из квалификации сотрудника и фактически отработанного времени в учётном периоде.

Особенности расчёта зарплаты при разных видах повременной СОТ

При простой повременной СОТ оплачивается время, отработанное в периоде. Периодами могут признаваться: часы, дни, месяцы и вариации этих периодов.

При премиальной – к зарплате за время добавляется премия за качество работы, исчисляемая в % от оклада по ставке. Премия может носить разовый характер или применяться на постоянной основе.

При окладной – работник вправе рассчитывать на ежемесячную зарплату в том размере, как она установлена в трудовом договоре. При достижении определённой квалификации (определяемой субъективно работодателем) оклад может быть повышен.

Сдельная система оплаты труда

Сдельная СОТ применяется организациями, которые предоставляют услуги, выполняют работы или же производят товар. Их прибыль напрямую зависит от скорости работы сотрудников, поэтому выгодно платить не за единицу времени, а за единицу выработки. Формула выплаты такова: сколько сделал – столько получил. Количество продукта умножается на цену за единицу (на сдельную расценку). Такая СОТ стимулирует сотрудников постоянно повышать выработку и качество работы. Второй показатель не менее важен, т.к. расчёт зарплаты производится по итогам периода строго после анализа работы. Т.е. если Петров произведёт 200 деталей, из которых 100 будут негодными, оплатят только 100.

Основанием начисления заработной платы будут документы, подтверждающие выполнение сотрудников личного производственного плана. Для того, чтобы облегчить подсчёт и минимизировать ошибки необходимо тщательно продумать систему учёта показателей сотрудников.

Как оплачивается труд при разных видах сдельной СОТ

При прямой — оплата производится за количество единиц выработки по одинаковой цене за каждую.

При прогрессивной – сдельная расценка повышается за каждую единицу сверх плана.

При премиальной – к зарплате, рассчитанной по прямой сдельной системе, добавляется премия за выполнение плана, сжатие сроков, отсутствие брака, экономность расхода материала и т.п.

При косвенной оплачивается труд вспомогательного персонала, размер оплаты установлен в процентах от зарплаты основного работника.

При аккордной зарплата начисляется за комплексное выполнение плана в общем, единица выработки в этом случае роли не играет. Различают:

  • индивидуально-сдельную СОТ – зарплата за достижение собственных показателей;
  • коллективную – зарплата одного человека зависит от успешного достижения поставленных целей всем коллективом. Данная система развивает командный дух в коллективе.

Бестарифная система оплаты труда

Бестарифная СОП напоминает опционную систему в стартапах. Есть фонд оплаты труда и сотрудники. Предположим – 100 тысяч рублей и 10 человек. Работодатель устанавливает, что:

  • ФОТ может быть увеличен, если поднимется прибыль компании,
  • Доля зарплаты каждого сотрудника – 10%.

Доля может ранжировать сотрудников по объёму участия в работе либо быть одинаковой для всех.

В трудовом договоре, естественно, пропишут 10 тыс.рублей – зарплата в месяц. Упоминать % нельзя по ТК, да и не очень-то выгодно для фирмы.

После оглашения условий работы можно не устанавливать дополнительного стимулирования, работники сами будут стремиться к увеличению дохода компании. Такая модель применима к небольшим, начинающим компаниям, которые не будут выходить на биржу, но хотят заинтересовать работников, не имея денег на премии.

Смешанная система оплаты труда

Смешанная СОТ объединяет в себе тарифной и бестарифной СОТ – у сотрудника есть определённый оклад, но в данном случае он напрямую зависит от успешности его работы: от количества продаж, от качества разработок, от отработанного времени и т.п.

Чем больше выработка, тем больше оклад. И наоборот. Отличие от тарифной в том, что уменьшается вся зарплата вплоть до МРОТ.

Как начисляется зарплата при разных видах смешанной СОТ

Система плавающих окладов предполагает пересчёт оклада ежемесячно по результатам труда за прошлый период.

При комиссионных расчётах сотрудник может рассчитывать на процент от прибыли фирмы в общем, либо от каждой единицы выработки. Эта СОТ очень часто применяется в страховых компаниях.

Оплата труда в дилерской сети очень близка к оплате по гражданско-правовому договору, однако имеет место и в трудовом праве. Сотрудник обязан реализовать некую массу товаров компании, которую он закупает за собственный счёт. Разница между закупочной ценой и ценой продажи третьим лицам и является заработной платой лица.

Заработная плата: что нужно знать бизнесу

Зарплата — это плата штатному сотруднику за выполненную работу. В статье — о том, какие бывают формы и системы оплаты труда, когда какая из них подойдет для разных видов бизнеса и что такое МРОТ

Ольга Семенова

Эксперт по кадровому делопроизводству

  • # Выплаты
  • # Основы
  • # Сотрудники

Когда работодатель нанимает сотрудников, они договариваются о зарплате — денежном вознаграждении за труд. Зарплату платят только штатным работникам по ТК РФ, для всех остальных, например исполнителей по договору ГПХ, предусмотрено вознаграждение. На него правила выплаты зарплаты не распространяются.

Статья будет полезна предпринимателям, которые еще не нанимали сотрудников и хотят разобраться в вопросе и избежать ошибок.

Читайте также:
Какие виды хозяйственного учета применяются в России

Что такое зарплата

Заработная плата, или зарплата, — это денежное вознаграждение, которое работодатель выплачивает штатному сотруднику за выполненные задачи.

Семен устроился на работу специалистом по качеству. По трудовому договору он должен принимать товар от поставщика, осматривать его на наличие брака и заполнять соответствующие документы. За работу ему на карту дважды в месяц поступает сумма, о которой они договорились с директором при трудоустройстве. Полученные деньги и есть зарплата.

По закону зарплата зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий работы.

Зарплата работника состоит из нескольких частей:

  • оклада — это сумма, которую работник получает за выполнение своих трудовых обязанностей;
  • компенсационных выплат — доплат и надбавок, например за работу в районах Крайнего Севера, на опасных и вредных производствах;
  • стимулирующих выплат — премий и поощрений, например процента от суммы продаж за прошедший месяц.

Работодатель имеет право самостоятельно выбирать, какую систему оплаты труда устанавливать в своей компании. Есть несколько ограничений:

1. Зарплата не должна быть меньше МРОТ — об этом расскажем дальше в статье.

2. Зарплату должны выплачивать два раза в месяц — в жизни это называют авансом и зарплатой. Но по закону это зарплата за первую и вторую часть месяца.

3. Работодатель без согласия работника не может изменить зарплату или систему ее расчета.

В остальном работодатель может выбирать любую форму и систему оплаты труда или использовать несколько сразу.

Какие бывают формы оплаты труда

По умолчанию основные формы оплаты труда — в рублях и деньгами. По письменному согласию работника работодатель может платить часть зарплаты другим, например акциями компании или продукцией, которую она производит.

Какие есть ограничения:

  • неденежное вознаграждение работнику не может превышать 20% от зарплаты;
  • выплата в натуральной форме — обычное дело для сферы деятельности работодателя. Например, на сельскохозяйственном производстве;
  • нельзя платить купонами, расписками, спиртными напитками, наркотиками, токсичными и ядовитыми веществами, оружием, боеприпасами и другим, что запрещено по закону;
  • работодатель не может завышать стоимость товаров, которыми платит работнику вместо денег. Например, молочный завод не может считать бутылку молока, выданную работнику в качестве платы за работу, по 200 ₽, если цена в магазине — 60 ₽.

Законом также предусмотрены категории работников, которые могут получать зарплату не в рублях, а в иностранной валюте. Например, дипломаты, консулы и официальные представители РФ за границей.

Какие бывают системы оплаты труда

Законом предусмотрена тарифная система оплаты труда. Она может быть повременной, сдельной или смешанной. Работодатель сам выбирает, какую систему применить, в зависимости от сложности работы, квалификации работников, условий и своих возможностей.

Общая информация о системах оплаты труда — в таблице.

Повременная система оплаты труда. В этом случае работнику платят за отработанное время с учетом его квалификации и по желанию работодателя устанавливают систему мотивации.

Повременная оплата бывает двух видов:

  1. Окладная. При такой системе работнику платят фиксированную сумму в месяц независимо от выполненной работы, без доплат. Например, администратор получает 25 000 ₽ при любом потоке посетителей.
  2. Простая повременная. Работнику платят за время, проведенное на работе. Например, промоутеру платят 150 ₽ в час независимо от того, сколько листовок он раздаст за это время.

По закону нормальная продолжительность времени работы — 40 часов в неделю, по 8 часов в день. В это время не входят обеденный перерыв сотрудника и время на дорогу до работы и обратно. График работы сотрудников прописан в трудовом договоре или в локальных нормативных актах работодателя.

Бывают виды работ, когда сотрудники трудятся сменами. Тогда рабочий день может быть другим. Например, кладовщики или продавцы на заправках могут трудиться по 10—12 часов. В этом случае они должны работать по сменному графику, то есть меняться с напарником в течение недели. Брать две смены подряд запрещено.

Работодателю сложно составить такой график работы, чтобы в смене было не более 8 часов, если предприятие работает по 12. В таком случае закон позволяет использовать суммированный учет рабочего времени. Например, при стандартной пятидневной рабочей неделе сотрудник за месяц нарабатывает 160 часов. Работники по сменам также должны работать суммарно не более 160 часов в месяц.

За сверхурочную работу работодатель должен заплатить сотруднику по повышенной ставке. Первые два часа переработки — в полуторном размере, все остальные часы — в двойном. По желанию работник может попросить компенсацию не деньгами, а отдыхом. Главное, чтобы время отдыха за переработки было не меньше, чем работник потратил на сверхурочную работу.

Сдельная система оплаты труда. При сдельной оплате главный показатель — полученный результат. Чем больше работник выполнит задач или произведет товара, тем выше заработок.

Сдельная оплата делится на четыре вида:

  1. Прямая. В этом случае работнику устанавливают итоговую цену за товар или услугу. Например, редактор получает 5000 ₽ за статью.
  2. Аккордная. В этом случае работнику платят фиксированную сумму за комплекс работ. Например, по техзаданию штатная бригада слесарей отремонтирует вышедшую из строя конвейерную линию на заводе за 30 000 ₽ и три рабочих дня. Каждый слесарь получит сумму, пропорциональную времени, которое он затратил на работу.
  3. Сдельно-прогрессивная. Работодатель платит фиксированную стоимость товара или услуги и доплачивает, если работник выполнил сверх нормы. Например, завод установил 100 ₽ за изделие, если работник делает 50 штук в месяц. Если работник сделает от 51 и больше, то все изделия свыше этого количества оплачиваются по 120 ₽.
  4. Косвенно-сдельная. В этом случае работник получает процент от зарплаты основных работников. Такую систему часто применяют для трудовых рабочих, например механиков по ремонту оборудования, которые работают только во время поломки. Например, зарплата техника по ремонту швейных машин составляет 10% от зарплаты швей на этом производстве. Если швеи заработали за месяц 200 000 ₽, механик получит 20 000 ₽.
Читайте также:
Виды и содержание инструктажей по безопасности труда

Смешанная система оплаты труда. Закон не запрещает работодателям дополнительно устанавливать смешанную форму оплаты труда, используя несколько систем одновременно.

К ним относятся:

  1. Повременно-премиальная. В этом случае работнику устанавливают фиксированный оклад и премию за достижения. Например, менеджеру установили оклад 10 000 ₽, если он выполнит план продаж за месяц, премия составит 100 000 ₽.
  2. Повременно-сдельная. Работнику устанавливают оклад и норму за определенное время, которую он должен перевыполнить, чтобы получить доплату. Например, технику по подключению интернета установили оклад 30 000 ₽ за 50 подключенных абонентов в месяц. Чтобы получить 20 000 ₽ доплаты, он должен подключить еще 20 абонентов в месяц.
  3. Сдельно-премиальная. Помимо платы за каждый продукт, работодатель дополнительно платит премию за хорошие показатели. Например, на заводе бригада получила премию за то, что работала весь месяц без брака.

По желанию работодатель и работник могут договориться изменить систему оплаты труда. Например, перевести работников со стабильного оклада на сдельную оплату. Такое может быть выгодно работникам, которые изготавливают товары. Например, ранее швея получала фиксированный оклад 30 000 ₽ в месяц, а будет получать 800 ₽ за каждое платье. Все в плюсе: швея хочет работать больше, а работодатель не переплачивает, если вдруг работник не сделал норму за месяц.

Что такое МРОТ и зачем государство его устанавливает

МРОТ — это минимальный размер оплаты труда. Ниже суммы платить работнику, который отработал месячную норму рабочего времени, нельзя. То есть назначать оклад меньше этой суммы запрещено законом.

Если же сотрудник работает на сдельной оплате, ему устанавливают норму выработки, то есть то количество товара, которое он должен сделать за месяц. Эту норму нельзя устанавливать так, чтобы зарплата была ниже МРОТ при условии полной загрузки.

Швея получает зарплату за каждое платье и тратит на его производство два дня. За месяц она сможет сшить 20 платьев. Это и есть норма выработки. Сумма, которую она заработает за 20 платьев, не должна быть меньше МРОТ.

Размер МРОТ увеличивается ежегодно и не может быть ниже прожиточного минимума. В 2021 году размер федерального МРОТ по РФ — 12 792 ₽, но в регионах могут устанавливать свою сумму, например в Татарстане — 15 400 ₽.

Сумма федерального МРОТ влияет, например, на минимальный размер пособий.

В каких случаях можно платить меньше МРОТ:

  • если работник трудоустроен на неполную ставку. Например, зарплата на полной ставке у лаборанта — 20 500 ₽, но он работает по 4 часа в день и получает 10 250 ₽;
  • если работник болел. В этом случае он может получить меньше МРОТ. Остальную сумму получит как пособие по болезни.

Во всех остальных случаях зарплата ниже МРОТ незаконна, и работодателя могут наказать.

для руководителя ООО — от 10 000 ₽ до 20 000 ₽;

для ИП — от 1000 до 5000 ₽;

для руководителя ООО — от 20 000 ₽ до 30 000 ₽ или дисквалификация до трех лет;

для ИП — от 10 000 до 30 000 ₽;

Расчеты с сотрудниками без бюрократии и комиссий — с зарплатным проектом Тинькофф

  • Выплаты на карты любых банков
  • Можно без расчетного счета в Тинькофф
  • Зарплатные карты с кэшбэком до 30%

Сейчас читают

Платит ли ИП на УСН налог на имущество

Предприниматели на упрощенке должны платить налог на имущество, но только по определенной недвижимости

Как настроить бизнес-аккаунт в Инстаграме

Бизнес-аккаунт помогает продвигать бизнес в Инстаграме. Объясняем, кому это нужно и как его создать

Как создать сайт для бизнеса самостоятельно

Создать сайт для компании самому без знаний программирования — это реально. Рассказываем, с помощью каких инструментов это сделать проще всего и что нужно учесть

Рассылка для бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

  • Команда проекта
  • Глоссарий

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: