Статусы земли и виды разрешенного использования

Разъяснения позиции Верховного Суда по видам разрешенного использования земельных участков

Национальная кадастровая служба (члены РГУД) подготовила разъяснения позиции Верховного суда о видах разрешенного использования (Обзор практики утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018)

Верховным судом Российской Федерации с целью установления единообразия судебной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов подготовлен Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018) (далее – Обзор)

Основные выводы Обзора:

1. Собственник вправе самостоятельно выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка без дополнительных разрешений и согласований. Необходимым условием для реализации такого права является наличие утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки и соответствие выбранного вида разрешенного использования видам, установленным для территориальной зоны, в границах которой расположен такой земельный участок.

Суд пояснил, что изменение сведений о разрешенном использовании земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) в таком случае осуществляется на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

2. Изменение арендатором находящегося в публичной собственности земельного участка по существу направлено на обход предусмотренной земельным законодательством для предоставления земельных участков процедуры торгов, в связи с чем:

  • арендатор находящегося в публичной собственности земельного участка не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов;
  • изменение вида разрешенного использования земельного участка на иной, предусмотренный градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.

3. Основным условием принятия решения как предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, так и об отказе в предоставлении такого разрешения является соблюдение установленных в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее – ГрК РФ) административных процедур, в том числе проведение публичных слушаний или общественных обсуждений.

4. Предоставление земельного участка исключительно для размещения объектов в соответствии установленным градостроительным регламентом вспомогательным видом его разрешенного использования, не допускается.

Суд разъяснил, что правило об использовании вспомогательных виды разрешенного использования совместно с основными и условно разрешенными видами использования установлено для одного земельного участка и не может толковаться как предоставление права осуществлять основной вид разрешенного использования на одном земельном участке, а вспомогательный – на другом, смежном с ним, в отсутствие осуществления на этом же участке основного вида разрешенного использования.

5. Установление правилами землепользования и застройки территориальной зоны без учета существующего землепользования не противоречит нормам ГрК РФ и не может быть признано нарушением прав и законных интересов собственников соответствующих земельных участков.

Доводы суда:

  • генеральный план является документом, определяющим стратегию градостроительного развития муниципальных образований, в связи с чем он может не соответствовать фактическому использованию территории и допускать потенциальное изменение ее назначения;
  • основой для подготовки правил землепользования и застройки является генеральный план, в связи с чем неотражение в правилах землепользования и застройки территориальной зоны с учетом перспектив градостроительного развития, установленных генеральным планом, противоречит нормам ГрК РФ;
  • положения части 8 статьи 36 ГрК РФ, пункта пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусматривают возможность использования земельных участков по прежнему назначению без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

6. Вид разрешенного использования земельного участка может быть установлен органом публичной власти в случае, если он не был определен при предоставлении такого земельного участка, при этом отказ органа публичной власти в совершении указанных действий является незаконным.

7. Градостроительные регламенты, установленные для территориальных зон правилами землепользования и застройки, могут включать в себя различные виды разрешенного использования с учетом особенностей градостроительного развития соответствующей территории и возможности сочетания таких видов разрешенного использования.
Так, суд признал установление для территориальной зоны «ведение огородничества» градостроительного регламента, включающего вид разрешенного использования «ведение садоводства», правомерным и не нарушающим прав правообладателей земельных участков в границах территориальной зоны на использование принадлежащих им земельных участков, в том числе, на размещение на них садовых домов.

8. Изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается в случае, если такой земельный участок не соответствует предельным размерам и параметрам, установленным для запрашиваемого вида разрешенного использования.

Как указал суд с учетом пункта 1 статьи 11.9 ЗК РФ, пункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.

При этом суд пояснил, что в подобных случаях правообладатель вправе обратиться за получением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции в порядке, установленном статьей 40 ГрК РФ.

Читайте также:
Дисциплинарная ответственность работников: понятие и виды

О правовых позициях ВС по спорам об изменении вида разрешенного использования земли

Президиум Верховного Суда РФ утвердил Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка. Как указано в преамбуле документа, обобщение судебной практики направлено на ее унификацию при разрешении судами соответствующих споров.

В обзоре отмечено, в каких случаях у судов возникают сложности при рассмотрении соответствующих дел. В частности, трудности связаны с установлением круга субъектов, управомоченных на изменение вида разрешенного использования; с учетом особенностей ситуаций, когда допустимость изменения вида разрешенного использования ограничена, и процедурных особенностей такого изменения; с определением последствий несоблюдения установленных процедур и последствий использования участка с нарушением предусмотренных ограничений.

Документ состоит из 9 пунктов, и, по мнению адвоката МКА «Центрюрсервис» Ильи Прокофьева, значимость его невозможно переоценить. «В настоящее время однообразия судебной практики по данным вопросам попросту не существует, поскольку при рассмотрении идентичных споров суды разных регионов могут выносить абсолютно противоположные решения, руководствуясь зачастую не Земельным и Градостроительным кодексами, а актами органов местного самоуправления и субъектов РФ», – считает эксперт.

По его словам, большинство спорных ситуаций, приведенных в обзоре, соответствует сложившейся судебной практике. «Однако такое единообразие практики появляется на уровне кассации. Поскольку районные суды, как упоминалось выше, в своих решениях больше руководствуются актами органов местного самоуправления», – пояснил Илья Прокофьев.

В качестве самой значимой для практического применения правовой позиции партнер, руководитель практики «Межевание, кадастр, регистрация» ООО «Содружество Земельных Юристов» Юлия Бузанова выделила п. 1 обзора. Согласно ему, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки частный собственник земельного участка самостоятельно выбирает основные и вспомогательные виды разрешенного использования без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления.

«В настоящее время, несмотря на федеральное регулирование, по-прежнему остается нерабочей норма, позволяющая собственнику земельного участка выбирать виды использования, установленные документом территориального планирования, – рассказала Юлия Бузанова. – Росреестр в подавляющем большинстве случаев отказывает в изменениях, ссылаясь на отсутствие распорядительного акта. Сформированная позиция дает однозначную оценку неправомерности подобных выводов, позволяя собственнику земельного участка извлекать из него максимальную выгоду».

Пункт 2 обзора запрещает арендатору земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, менять вид разрешенного использования участка и изменять сам договор аренды, заключенный по результатам торгов. В свою очередь, п. 3 документа запрещает арендатору самостоятельно менять вид разрешенного использования земельного участка на иной предусмотренный градостроительным регламентом, если участок сдается в аренду для определенного вида использования.

По мнению Юлии Бузановой, особого внимания заслуживает п. 4 документа. Согласно ему, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или вынесение соответствующего отказа должны производиться в рамках установленной законом процедуры (в том числе путем общественных обсуждений или публичных слушаний). «На мой взгляд, данный пункт ограничивает чиновничий беспредел, – пояснила она. – Поскольку в настоящее время весьма многочисленна практика отказов в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка без соблюдения установленной законом процедуры, основанных на личном волеизъявлении органа власти».

Рассматриваемая позиция, как считает эксперт, существенно ограничивает права администраций и указывает на необходимость буквального толкования федеральных норм. А ее закрепление позволяет рассчитывать на то, что общественный интерес, право человека на благоприятные условия жизни и равные возможности при землепользовании станут приоритетными в спорах.

По условиям п. 5 обзора при предоставлении земельного участка установленный в градостроительном регламенте вспомогательный вид разрешенного использования участка не может быть выбран вместо основного.

Исходя из содержания п. 6 документа земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют измененному градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с таким регламентом, если использование участков и объектов капстроительства на них не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

Илья Прокофьев обратил внимание на п. 7 обзора, согласно которому муниципалитет не вправе отказывать в установлении вида разрешенного использования земельного участка, если вид разрешенного использования не был определен при его предоставлении. «Данная категория споров наиболее распространена в судебной практике, поскольку с такими заявлениями обращается огромное количество владельцев и собственников земли, которым они были предоставлены до 2001 г., то есть до принятия ЗК РФ», – пояснил он.

По словам адвоката, в тот период времени земельные участки действительно зачастую предоставлялись без установленного вида разрешенного использования. Это обусловило споры владельцев с муниципалитетами в судах, которые отказывали в его установлении под различными необоснованными предлогами. «Возможно, благодаря изданию настоящего обзора удастся добиться единообразия практики по данной категории споров и избежать необоснованных отказов администраций муниципальных образований, что позволит снизить нагрузку на суды», – отметил Илья Прокофьев.

В п. 8 документа установлено, что градостроительным регламентом для территориальной зоны могут быть установлены виды разрешенного использования с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности сочетания различных видов использования земельных участков.

Из пункта 9 обзора следует, что вид разрешенного использования земельного участка не может быть изменен, если для запрашиваемого вида разрешенного использования градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры, не позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с таким видом разрешенного использования.

Читайте также:
Виды ежемесячных пособий по системе социального обеспечения

Статусы земли и виды разрешенного использования

Важные ссылки

Высший исполнительный орган государственной власти

Министерства Рязанской области

Представительства Рязанской области

Главные управления Рязанской области

  • Главное архивное управление Рязанской области
  • Главное управление записи актов гражданского состояния Рязанской области
  • Главное управление архитектуры и градостроительства Рязанской области
  • Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области
  • Главное управление регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники Рязанской области
  • Главное управление ветеринарии Рязанской области
  • Главное управление контроля и противодействия коррупции Рязанской области
  • Главное управление по взаимодействию с федеральными территориальными органами Рязанской области

Государственные инспекции Рязанской области

  • НОВОСТИ
  • АНОНСЫ
  • ПИСЬМО АДМИНИСТРАТОРУ
  • Новости
  • Объявления
  • Общественная приемная
  • Контакты
  • Поиск
  • Административное деление
  • Символика
  • Краткая историческая справка
  • Достопримечательности
  • Географическая справка
  • Фотогалерея
  • Прокуратура
  • Глава администрации
  • Статус и полномочия
  • Отделы и управления
  • Отдел образования и молодежной политики
  • Отдел культуры и туризма
  • Отдел имущественных и земельных отношений
  • Извещения
  • Аукцион
  • Прочие
  • Муниципальные услуги
  • Порядок поступления
  • Вакансии
  • Нормативные правовые и иные акты
  • Методические материалы
  • Формы документов
  • Сведения о доходах
  • Результаты работы
  • Телефон для обращений по вопросам противодействия коррупции
  • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
  • Антикоррупционная экспертиза
  • Сообщение о фактах коррупции
  • Председатель
  • Депутаты Ермишинской районной Думы
  • Решения Ермишинской районной Думы
  • Информационные бюллетени
  • 2019 год
  • 2022 год
  • 2022 год
  • Устав
  • Постановления
  • Распоряжения
  • Проекты
  • Порядок обжалования муниципальных правовых актов и иных решений
  • Архив
  • Приказы Финансово – казначейского управления
  • Антикоррупционная экспертиза
  • Документы
  • Оценка проектов НПА
  • Экспертиза НПА
  • Инфраструктура
  • Градостроительная информация
  • Новости в сфере градостроительства
  • Документы территориального планирования
  • Схема территориального планирования Ермишинского муниципального района
  • Генеральные планы
  • ГИС ЖКХ
  • Тарифы в сфере ЖКХ
  • Водоснабжение и водоотведение
  • Протоколы лабораторных испытаний
  • Схемы
  • Азеевское СП
  • Ермишинский муниципальный район
  • Ермишинское ГП
  • Мердушинское СП
  • Надежкинское СП
  • Нарминское СП
  • Савватемское СП
  • Бюджет для граждан
  • Отчеты об исполнении бюджета
  • Муниципальный долг
  • Публичные слушания
  • Кредиторская задолженность бюджета
  • Кредиторская задолженность муниципальных учреждений
  • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • Антитеррористическая комиссия
  • Протоколы заседаний
  • План работы
  • нпа и иные акты в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков
  • Информация о проведенных практических мероприятиях в рамках обеспечения БДД
  • НПА комиссии по безопасности дорожного движения
  • Протоколы заседаний
  • Сведения о результатах деятельности комиссии
  • Паспорт района
  • Потребительский рынок
  • Муниципальные программы
  • Развитие конкуренции
  • Оказание имущественной поддержки
  • Общие сведения
  • Меры поддержки малого и среднего бизнеса для преодоления последствий новой коронавирусной инфекции
  • Программы поддержки
  • Федеральное законодательство
  • Региональное законодательство
  • Порядок формирования и ведения перечней, предоставления имущества из перечней
  • Административные регламенты
  • НПА по утверждению перечней
  • НПА по антикризисным мерам поддержки субъектов МСП
  • Перечень имущества для МСП
  • Паспорта объектов, включенных в перечни
  • Информация о льготах
  • Сведения о коммерческой недвижимости, предлагаемой бизнесу
  • Муниципальные образования
  • График заседаний
  • Отчеты о деятельности коллегиального органа
  • Регламентирующие документы
  • Инвестиционное послание
  • Инвестиционный паспорт
  • Инвестиционная декларация
  • Информация о планируемых и реализуемых инвестиционных проектах
  • Информация о каналах прямой связи инвесторов и руководства
  • Отчеты и планы деятельности по привлечению инвестиций и работе с инвесторами
  • Информация о планах и результатах заседания Общественного совета и улучшению инвестиционного климата и развитию предпринимательства и протоколы его заседаний
  • Схемы территориального планирования
  • Нормативно-правовая документация
  • Противодействие коррупции
  • Нормативно-правовые и иные акты
  • Антикоррупционная экспертиза
  • Методические рекомендации
  • Формы документов
  • Сведения о доходах
  • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
  • Обратная связь для сообщений
  • Сообщение о фактах коррупции
  • Нормативно-правовая документация
  • Противодействие коррупции
  • Антикоррупционная экспертиза
  • Методические рекомендации
  • Формы документов
  • Сведения о доходах
  • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
  • Обратная связь для сообщений
  • Сообщение о фактах коррупции
  • Нормативно-правовые и иные акты
  • Нормативно-правовая документация
  • Противодействие коррупции
  • Нормативно-правовые и иные акты
  • Антикоррупционная экспертиза
  • Методические рекомендации
  • Формы документов
  • Сведения о доходах
  • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
  • Обратная связь для сообщений
  • Сообщение о фактах коррупции
  • Нормативно-правовая документация
  • Противодействие коррупции
  • Нормативно-правовые и иные акты
  • Антикоррупционная экспертиза
  • Методические рекомендации
  • Формы документов
  • Сведения о доходах
  • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
  • Обратная связь для сообщений
  • Сообщение о фактах коррупции
  • Нормативно-правовая документация
  • Противодействие коррупции
  • Нормативно-правовые и иные акты
  • Антикоррупционная экспертиза
  • Методические рекомендации
  • Формы документов
  • Сведения о доходах
  • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
  • Обратная связь для сообщений
  • Сообщение о фактах коррупции

  • Новости
  • Объявления
  • Общественная приемная
    • Адрес и график работы общественной приемной Ермишинский муниципальный район
    • Порядок приема и рассмотрения электронных обращений
    • Отправить письмо
    • Обзоры обращений граждан
    • Сообщить о фактах коррупции
  • Контакты
  • Поиск
Адрес: 391660,
Рязанская область,
р.п. Ермишь,
пл. Ленина, д. 58
Тел.: (491-44) 2-10-35
Факс: (491-44) 2-10-35
E-mail: adm.ermish@mail.ru
  • Адрес и график работы общественной приемной
  • Порядок приема и рассмотрения электронных обращений
  • Отправить письмо в приемную

При постановке на государственный кадастровый учет земельные участки наделяются целым рядом характеристик как основных, так и дополнительных. Все сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – «ЕГРН») позволяют идентифицировать его, как уникальную вещь, а также определить его функциональное предназначение. Кроме основных характеристик (кадастровый номер, площадь, адрес и т.д.), земельные участки также имеют категорию земель и вид разрешенного использования. Так же у земельного участка может быть еще и статус.

Читайте также:
Для иных видов жилой застройки: что значит

Что такое статус земельного участка?

На самом деле, самим статусом (временный, учтенный, аннулированный) обладает не сам земельный участок, а запись о нем в ЕГРН, т.е. сведения об объекте недвижимости могут иметь статус: «временные», «учтенные» (или «ранее учтенные») и «аннулированные».

Проверить статус земельного участка можно с помощью открытых источников, таких как публичная кадастровая карта и портал Росреестра, понадобится лишь ввести кадастровый номер.

Также статус сведений об объекте недвижимости указывается в выписке из ЕГРН на такой объект.

Что значит «временный» статус земельного участка?

Статусом «временный» обладает не сам земельный участок, а запись о нем в ЕГРН.

Так по закону при образовании земельного участка проводится процедура постановки его на кадастровый учет и регистрация права собственности на него одновременно.

Однако законом предусмотрены исключительные случаи, когда возможно осуществить постановку объекта недвижимости на кадастровый учет без последующей регистрации прав на него. И вот как раз в случае, когда земельный участок поставлен на кадастровый учет без последующей регистрации прав собственности на него, статус записи о таком участке в ЕГРН будет «временный».

Статус объекта «временный» в Росреестре будет до тех пор, пока не будет осуществлена процедура регистрации прав собственности на такой земельный участок. При этом не стоит забывать, если земельный участок был поставлен на кадастровый учет до 1 января 2017 года, то права на него нужно зарегистрировать до 1 марта 2022 года.

Что значит «аннулированный» статус земельного участка?

Аннулированный статус запись о земельном участке приобретает, если вовремя не произведена регистрация права собственности (или иного вещного права) на такой объект недвижимости.

Т.е., если участок был поставлен на кадастровый учет, его индивидуальные характеристики внесены в ЕГРН, но по каким-либо причинам регистрация права на него не была осуществлена, то после 1 марта 2022 года запись в ЕГРН о таком участке автоматически приобретет статус «аннулированный». Соответственно процедуру кадастрового учета придется проходить заново.

На данный момент статус «аннулированный» можно встретить у земельных участков, которые не успели пройти регистрацию в течение 5 лет после постановки на кадастровый учет.

Что значит «учтенный» статус земельного участка?

Земельные участки, в отношении которых проведены процедуры государственного кадастрового учета и регистрации права собственности (или иного вещного права) в соответствии со всеми нормами и правилами, имеют статус записи в ЕГРН- «учтенный».

Статус записи о земельном участке «учтенный» означает, что в ЕГРН внесен достаточный объем сведений, которые позволяют определить его, как конкретную вещь, такие как: кадастровый номер, площадь, местоположение, категория и вид разрешенного использования.

Собственник земельного участка, запись в ЕГРН о котором носит статус «учтенный», может совершать любые законные действия и сделки в отношении такого объекта: разделить, объединить, продать, подарить, сдать в аренду, изменить вид разрешенного использования и т.д.

Как поменять категорию земельного участка

Проблемы с поиском?

Загрузка данных с сервера Росреестра.

Произошла ошибка при обмене данными

Сообщение о ошибке будет направлено администрации портала.

Вы можете воспользоваться ручной формой заказа: Отправить запрос специалисту

По вашему запросу ничего не найдено

Уточните запрос, укажите полностью ваш адрес и проверьте ошибки.
Если найти объект все равно не получается, вы можете воспользоваться ручной формой заказа и наш оператор сам найдет нужный Вам объект: Отправить запрос оператору

Найдено объектов

Кадастровый номер Адрес объекта
Выбрать

Перед тем, как изменить категорию земли, собственник должен определить к какой категории относится надел. Представленный материал помоет узнать, какие категории есть, как проходит процедура изменения статуса, какие документы нужны, когда могут отказать.

Если субъект выступает владельцем земельного участка, важно определить ее категорию. Согласно законодательству это может быть земля, предназначенная для сельскохозяйственных работ, участок социального назначения, для промышленных работ или земля, предназначенная для населенных пунктов.

Изменить категорию земельного участка можно не всегда, согласно закону этим правом наделены две категории – для населенных пунктов и сельскохозяйственного значения. Здесь можно возвести дом, другие постройки, беспрепятственно подключить нужные коммуникации, обустроить комфортабельную жизнь.

Если субъект запланировал индивидуальное строительство, нужно получить вид разрешенного использования.

Категории земельных участков

Использовать земельный фонд без получения разрешения – незаконные действия. В российском законодательстве категории определяются в зависимости от использования, предназначения.

Выделяют такие категории земельных участков:

  1. ИЖС.
  2. С/х земля.
  3. Промышленная.
  4. Охранная зона.
  5. Лесное хозяйство.

Также выделяют участки, необходимые для обеспечения безопасности, строительства дорог, транспорта, космической деятельности. Есть ЗУ запаса.

Особенности и порядок проведения процедуры

Смена категории земельного участка проводится после получения на это разрешения органов местного управления. Если субъекта интересует надел под сельское хозяйство, нужно обращаться в исполнительные органы Российской Федерации.

Все действия, выполненные как со стороны субъекта, так и со стороны государственных органов согласованы с действующим законодательством, Земельным Кодексом РФ, Конституцией.

Читайте также:
Реестр санитарно эпидемиологических заключений на вид деятельности

Как поменять категорию земли – инструкция:

  1. Подготовить нужный пакет документов.
  2. Подать обращение в уполномоченный орган.
  3. Ожидать ответа от представителей государственной структуры.

Обращение субъекта рассматривается специальной комиссией, независимо от решения лицо, подавшее обращение уведомляется. Если решение положительное, в кадастровую документацию вносятся изменения.

Примите во внимание: земельный участок должен иметь четко определенные границы, если их нет, перед подачей обращения нужно пригласить специалиста по землеустройству для проведения межевания.

Внимание! Первый шаг – ван нужно заказать выписку из ЕГРН на земельный участок для определения границ и категории, на официальном сайте: rosreestor.online (можно в электронном виде)

Для того чтобы решение комиссии было положительным, важно подать все документы, подготовить основания для изменения категории земли. Все основания должны быть задокументированы.

Кто может изменять?

Все действия, как со стороны заявителя, так и со стороны государственных органов обосновываются законом, производятся в рамках закона, на основании принятых постановлений.

Можно ли изменить категорию земли определяет комиссия, внести изменения имеют право:

  1. Владельцы ЗУ при предъявлении документов, подтверждающих право собственности (Справка из ЕГРН).
  2. Уполномоченные лица органов местного самоуправления.
  3. Хозяева построек, расположенных на земельном наделе.

Правом обладают пользователи подземными недрами, во внимание берется конкретная территория.

Куда обращаться?

Установление категории земельного участка производится самостоятельно либо при помощи кадастрового инженера. Эксперты рекомендуют воспользоваться услугами специалиста по землеустройству, он подготовит заявление на изменение вида разрешенного использования, приложит к обращению копию документа градостроительного зонирования.

Собранный пакет документов направляется в кадастровую палату. Здесь при положительном решении вид разрешенного использования меняется.

Если субъект решил принять личное участие в сборе, подготовке, подачи документов, он должен являться собственником, иметь подтверждающие документы (Выпсика из ЕГРН заменяет право собственности с 1 января 2017 года). В этом случае документация подается в МФЦ.

Какие документы нужны?

Порядок изменения категории земельного участка начинается из подготовки документации, перечень бумаг регламентируется законом.

Какие документы нужны:

  1. Паспорт (оригинал, копия).
  2. Выписка из ЕГРН (подтверждающая право собственности ЗУ).

Если надел имеет нескольких собственников, необходимо получить согласие каждого. В ряде случаев может потребоваться разрешение экологической службы, проводящей экспертизу.

После подачи документации, комиссия может рассматривать ходатайство на протяжении двух месяцев.

Стоимость перевода

Можно ли поменять категорию земли без вложения денежных средств – нет. Стоимость перевода (изменение ВРИ) – бесплатно. На землю назначается налог, изменился статус надела – изменилась сумма налога.

Нужно заплатить за изменение кадастровой стоимости ЗУ, сумма может составлять 30% от стоимости надела.

Сроки

Специальная комиссия будет рассматривать заявление на протяжении двух месяцев. За этот период документы будут направлены в различные органы:

  1. Регистрация ходатайства – один день.
  2. Уведомление органа кадастрового учета – пять дней при одобрении изменения категории.
  3. Отправка уведомления заявителю – две недели.

Если участок земли находится в ведении субъекта Российской Федерации, к двухмесячному сроку добавляется еще один месяц.

Могут отказать в изменении статуса?

Если в документах на участок не прописана категория земли – это составит проблему. Для продвижения дела нужно отдельно запросить информацию о категории ЗУ. Для того чтобы это сделать, нужно иметь кадастровый номер, знать площадь надела (эту информацию выдает БТИ).

Если в будущем на территории участка планируется возведение построек, нужно предоставить схему их расположения.

Не всегда удается изменить статус земли, есть ситуации, когда заявитель может получить отказ:

  1. Нет всей необходимой документации.
  2. Федеральный Закон не позволяет внести изменения.
  3. Субъект не получил все нужные согласования.
  4. В документации допущена ошибка.
  5. Экологическая экспертиза после проведения проверки дала отказ.

Есть земли, которые можно использовать в определенной сфере – такое положение содержится в законе. Если надел относится к этой сфере, заявитель получит отказ в изменении статуса участка.

Получив отказ, ознакомьтесь с причиной, возможно, она кроется в недостающем документе. Собрав полный пакет, ходатайство подается повторно.

Судьба разрешения на условно-разрешенный вид использования при изменении участка/субъекта

В отличии от основных видов разрешенного использования условно-разрешенный вид разрешенного использования (УРВИ) может быть выбран только на основании специального решения о предоставлении разрешения на УРВИ, принятого уполномоченным органом (ст. 39 ГрК РФ).

На практике в большинстве субъектов РФ предусмотрено, что разрешение на УРВИ дается на определенный срок с соблюдением требований о проведении публичных слушаний, однако иного регулирования, как правило, нет.

В тоже время возникает сразу несколько вопросов, которые требуют решения:

А) Если у участка меняется собственник, то надо ли ему получать разрешение на УРВИ заново?

Из закона следует, что разрешение на УРВИ предоставляется в отношении участка/ ОКС без какой-либо привязки к правообладателю (ст. ст. 39, 37 ГрК РФ). В связи с этим логично полагать, что смена правообладателя не должна влиять на разрешение на УРВИ – его действие ограничено только сроком, если таковой установлен региональным законодательством.

В тоже время объективно надо разделить ситуацию на два периода:

– смена правообладателя в момент наличия разрешения на УРВИ, но без смены ВРИ в ЕГРН на УРВИ;

– смена правообладателя в момент, когда внесены изменения в ЕГРН на УРВИ на основании такого разрешения.

Читайте также:
К какому виду налогов относятся акцизы

В первом случае отсутствует прямое регулирование и можно делать выводы только на основании системного толкования ГрК РФ об отсутствии привязки разрешения на УРВИ к субъекту.

Во втором случае в ЕГРН уже числится УРВИ и на основании п.4 ст.85 ЗК РФ можно в любом случае продолжать использование участка с таким УРВИ. Однако вопрос с самим действием разрешения на УРВИ остается не урегулированным прямо, а его действие имеет значение для получения/неполучения разрешения на строительство.

Б) Если участок видоизменяется (например, разделяется), то нужно ли получать новое разрешение на УРВИ?

В соответствии с п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование первоначальных земельных участков, из которых они сформированы.

В соответствии с п. 51 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 , а также Письмом Минэкономразвития России от 25.09.2019 № 13791-ОГ ВРИ образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям ЕГРН о ВРИ исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. К таким случаям относится выбор ВРИ из основных ВРИ, предусмотренных градостроительным регламентом, а также выбор УРВИ при наличии разрешения на УРВИ (копия такого разрешения включается в состав приложения межевого плана).

Соответственно, из приведенных норм следует, что ВРИ образуемого участка должен соответствовать ВРИ исходного участка и в том случае, если речь идет об УРВИ, сведения о котором вносятся в отношении образуемого участка на основании разрешения на УРВИ, полученного в отношении исходного участка.

Доступная судебная практика по вопросу немногочисленна, но, в частности, Апелляционным определением Новосибирского областного суда от 11.06.2013 по делу № 33-4462/2013 подтверждается автоматический перенос УРВИ на образуемые земельные участки.

Однако следует отметить, что все вышеуказанные нормы регулируют ситуацию, когда ВРИ в ЕГРН уже был сменен на основании разрешения на УРВИ, а ситуация, когда разрешение на УРВИ есть, но ВРИ не был изменен, остается неурегулированной.

В) Если разрешение на УРВИ было получено ранее ГПЗУ, то надо ли получать ГПЗУ заново после получения такого разрешения?

Несмотря на то, что в перечне ст.51 ГрК РФ о документах, подлежащих предоставлению при выдаче разрешения на строительство не упомянуто разрешения на УРВИ судебная и правоприменительная практика сформировала позицию, что уполномоченный орган рассматривает предоставление/ непредоставление разрешения на УРВИ в составе проектной документации (Определение Верховного Суда РФ от 15.10.2019 № 302-ЭС19-17845 по делу № А33-12034/2018, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.10.2019 № Ф10-3951/2019 по делу № А14-5533/2017, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.06.2019 № Ф02-1864/2019 по делу № А33-12034/2018).

При этом ни ст.57.3 ГрК РФ, ни требования к содержанию ГПЗУ, утвержденные Приказом Минстроя РФ от 25.04.2017 №741/пр, не содержат требования указывать на наличие выданного разрешения на УРВИ.

Таким образом, при получении разрешения на УРВИ после получения ГПЗУ не требуется получать новый ГПЗУ, так как в нем указываются все виды разрешенного использования (как основные, так и условно-разрешенные), а указанная в нем цель выдачи не ограничивает заявителя в строительстве любого объекта, соответствующего градостроительному регламенту и ВРИ участка.

Г) Если в период действия разрешения на УРВИ вид разрешенного участка был сменен в Росреестре на УРВИ, то по истечении срока действия разрешения возможно ли строительство объекта, соответствующего УРВИ? Меняется ли ситуация, если строительство такого объекта началось до истечения срока, но заканчивается после истечения такого срока?

Как указано ранее, при обращении за разрешением на строительство уполномоченный орган проверяет наличие разрешения на УРВИ.

В тоже время, как в ст.51, так и в ст.55 ГрК РФ установлено правило о том, что уполномоченный орган проверяет при выдаче разрешения на строительство проектные решения на соответствие допустимому ВРИ на дату выдачи разрешения на строительство, а при выдаче разрешения на ввод – на дату выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию.

В соответствии с п.4 ст.85 ЗК РФ при несоответствии ВРИ градостроительному регламенту правообладатель вправе продолжить его использование по прежнему ВРИ без ограничения по времени. Но строительство на участке не может быть отнесено «продолжению использования», так как это очевидное распоряжение и должно осуществляться только в соответствии с действующим градостроительным регламентом. А значит, начать строительство по УРВИ после истечения срока разрешения на УРВИ нельзя.

Ситуация меняется, если строительство началось до истечения срока действия УРВИ, но заканчивается после истечения такого срока. Пп.5 п.6 ст.55 ГрК РФ определяет, что основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод является несоответствие построенного объекта разрешенному ВРИ участка. Возникает правовая неопределенность: формально ВРИ участка на УРВИ был сменен в период действия разрешения на УРВИ и, следовательно, объект соответствует «разрешенному ВРИ». С другой стороны, тогда срок действия УРВИ регулирует период, когда собственник может поменять УРВИ в ЕГРН, а не непосредственно реализовывать УРВИ путем строительства на соответствующем участке, что явно противоречит самой идее установления такого срока. Таким образом, полагаем, что в этом случае ввод в эксплуатацию является допустимым и не требует продления разрешения на УРВИ.

Читайте также:
Виды издержек: постоянные и переменные примеры

Обособленные подразделения: разбираем практические вопросы

Больше материалов по теме «Говорит бухгалтер» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. По порядку рассчитайсь!
  2. Надо – не надо: не гадайте на ромашке
  3. Наделение правами и регистрация
  4. Перемещение имущества: бухгалтерский учет
  5. Как обособленные подразделения влияют на систему налогообложения
  6. Вместо ОП открыта новая организация

Расширение организации говорит о развитии бизнеса, необходимости охвата новых территорий, клиентов и сегментов рынка. Когда открывается очередная торговая точка, помещение отеля или булочная, значит, открывается обособленное подразделение.

В законодательстве многие моменты работы с ОП раскрыты не достаточно полно, налогоплательщикам часто приходится ориентироваться на арбитражную практику. Мне хотелось бы сделать акцент на разборе практических ситуаций.

По порядку рассчитайсь!

Обособленные подразделения бывают трех видов:

  1. Филиал.
  2. Представительство.
  3. Иные.

Объединяющие все три вида признаки — это территориальная обособленность и наличие созданных более чем на месяц рабочих мест. Это общее определение ОП, данное НК РФ в статье 11. Налоговый кодекс не раскрывает понятия «филиал» и «представительство». Их определение придется искать уже в гражданском законодательстве.

Статья 55 ГК РФ указывает на то, что представительство представляет интересы юридического лица, а также осуществляет их защиту. Филиал имеет более широкие права: осуществляет все или часть функций юрлица, включая те, что есть у представительства. Проще говоря, если организация открывает офис, куда клиент может обратиться за консультацией, заключить договор, написать претензию, сделать заказ, то это представительство, если этот офис поставит клиенту товар по заключенному договору, то это уже филиал.

Прочие подразделения попадают в категорию «иных». Важно правильно определить, какой вид ОП открывается. Это имеет значение не только с юридической точки зрения, но и с точки зрения Налогового кодекса.

Надо – не надо: не гадайте на ромашке

Если сомневаетесь, нужно ли открывать ОП или нет, скорее всего, ответ – да, нужно. Обратите внимание, что ни НК, ни ГК не содержат каких-либо ограничений по количеству сотрудников обособленного подразделения, а также отсутствию во внутренних документах распоряжения на его создание.

Существуют сложные ситуации, когда и правда непросто понять: возникает ОП или нет:

    Нанимаем сотрудника в другом городе для оказания услуг или выполнения работ на территории клиентов (заказчиков). Допустим, компания оказывает клининговые услуги в другом городе, нанимает уборщиц. В этом случае не возникает обособленного подразделения, ведь нет стационарных рабочих мест. Аналогичный подход применяется к ситуации, когда рабочий (электрик, отделочник) выезжает к заказчику на объект. В зависимости от должности и рода занятий сотрудника оформляют как обычным трудовым договором, так и договором о надомной или дистанционной работе.

Обратите внимание! Надомники и дистанционные сотрудники однозначно не имеют подконтрольных работодателю рабочих мест.

Производятся строительные работы. Здесь нужно рассматривать каждую конкретную ситуацию индивидуально.

Пример №1: стройплощадка, куда направлены рабочие, оборудована бытовками, принадлежащими организации, инструменты рабочим выдает работодатель, он же контролирует ход работ – есть ОП.

Пример №2: рабочие приезжают ежедневно на стройплощадку из дома, за безопасностью на объекте следит не работодатель (субподрядчик), а генподрядчик, он же контролирует ход строительства. Исходя из определения рабочих мест (ст. 209 ТК) их в данном случае нет, поскольку стройка неподконтрольна работодателю.

Надо отметить, что в большинстве случаев налоговые органы независимо от обстоятельств считают, что стройплощадка требует создания обособленного подразделения.

  • Выполняются дорожные работы. В данном случае ФНС считает, что ОП создавать не нужно. Работы ведутся «в поле», ни о каком стационарном месте речи не идет.
  • Арендуется или приобретается складское помещение. Это один из частых предметов споров. На складе присутствуют постоянные сотрудники: кладовщик, сторож, грузчики, значит, однозначно потребуется зарегистрировать ОП.

    А если это просто помещение, куда привозят, сгружают товар или материалы, а забирают их при необходимости приезжающие водители и экспедиторы? Несмотря на то что сотрудники не находятся постоянно на складе, считается, что рабочие места есть, а время нахождения на них не имеет значение.

    Кстати! Подобный подход справедлив в ситуации, если организация сняла или купила офис, но сотрудник использует его эпизодически.

  • Помещения в одном и том же здании. Компания снимает кабинет в бизнес-центре и решает открыть на другом этаже кафе. С одной стороны оба помещения находятся в одном здании и, естественно, относятся к одной налоговой, поэтому логично предположить, что в открытии ОП нет нужды. Судьи подтверждают эту точку зрения, поскольку считают одним из признаков территориальной обособленности отнесение к отличной от головного предприятия налоговой инспекции. С другой, налоговые органы не всегда согласны с арбитражной практикой. Их позиция – даже если фактически юридический адрес организации и кафе отличается незначительно, например, номером помещения, то формально такое отличие уже причина для регистрации обособки. Вывод сделан из определения ОП в статье 11 НК, понятий, установленных статьей 55 ГК РФ и определения места нахождения юридического лица (по пункту 2 статьи 54 ГК это место государственной регистрации). Придется либо обращаться за разъяснениями в ФНС, либо действовать на свой страх и риск.
  • Сотрудник работает в режиме коворкинга. Популярный способ работы вне дома. Обычно к нему прибегают фрилансеры. Смысл в том, чтобы заниматься какой-то деятельностью в помещении, где собираются такие же «свободные художники», возможно, в процессе обмениваться мнениями, достижениями и опытом или просто работать в спокойной обстановке. Представим, что для работника арендуется место по договору коворкинга, равноценно ли это аренде офиса, требуется ли организовать ОП? На самом деле этот вариант подразумевает краткосрочную аренду, обычно на несколько часов в день, а работодатель не может контролировать такое рабочее место. Значит, признать его стационарным нельзя и создание обособленного подразделения не требуется.
  • Читайте также:
    К какому виду преобразований относится слияние организаций

    После того как компания определилась с созданием ОП, нужно подготовить документы, регламентирующие его деятельность, и зарегистрировать в ИФНС.

    Наделение правами и регистрация

    Оговорюсь, что если речь идет о третьем виде подразделений (иные), то необходимо просто подать заявление по форме С-09-3-1. Решение о создании представительства или филиала принимает собрание участников (п.1 ст. 5 Федерального закона №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью») не менее 2/3 голосов, если иное не указано в уставе общества. На собрании принимается положение, выбирается руководитель, а директор организации издает приказ.

    Положение должно включать следующие пункты:

    • Местоположение и наименование.
    • Функции, права и обязанности.
    • Функции руководителя, полномочия (стоит указать, кому непосредственно — собранию участников, директору, генеральному директору, другому должностному лицу — подчиняется руководитель).
    • Информация об имуществе.
    • Наличие или отсутствие собственного счета, баланса.
    • Где производится расчет заработной платы, в головном офисе или в подразделении.

    Также можно указать другие моменты: внутреннюю отчетность, правила перемещения ТМЦ, денежный оборот и прочее.

    Обратите внимание! Срок регистрации – один месяц со дня создания (п. 1 Приказа Минфина №114н от 05.11.2009 г.). Филиал или представительство отражаются в ЕГРЮЛ после государственной регистрации.

    За несвоевременную регистрацию подразделения компании грозят штрафы: 200 рублей – п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в срок сведений и 10% от полученных доходов (минимум 40 000 рублей) – п. 2 ст.126 НК РФ за деятельность без постановки на учет в налоговом органе.

    В 2019 году рассматривался законопроект об увеличении ответственности за непредставление (несвоевременную подачу) в ИФНС сведений об открытии ОП и увеличении их до уровня, указанного в п. 2 ст. 126 НК, но в ноябре 2019 года он был отклонен при рассмотрении Государственной Думой.

    Перемещение имущества: бухгалтерский учет

    При перемещении ТМЦ, основных средств и денег между головным и остальными подразделениями способ ведения бухгалтерского учета зависит от того, есть ли у ОП выделенный баланс.

    Важно! Все подразделения ведут бухгалтерский учет согласно учетной политике «головы».

    Отдельного баланса нет

    В этом случае при перемещении, например, оборудования (ОС) следует провести внутреннюю переброску в аналитике.

    Пример №3: Фирма «А» передает подразделению «А-1» токарный станок, первоначальной стоимостью 150000 и начисленной на момент перемещения амортизацией в сумме 54000:

    • Д 01 «А-1» К 01 «А» — 150000, проведено перемещение.
    • Д 02 «А» Д 02 «А-1» – 54000, перенесена амортизация по переданному станку.

    Аналогично следует поступить с другими ТМЦ. Денежными средствами, когда подразделение не имеет отдельного баланса, оперирует центральная бухгалтерия, расчеты с поставщиками и подрядчиками ведутся через нее. В этом случае выполняются обычные проводки.

    Пример №4: Организация «Б» передает подразделению «Б-2» материалы, предназначенные для ремонта помещения, в котором расположено ОП, стоимостью 20000 рублей. Для их перевозки «Б» нанимает транспортную компанию (ТК), ее услуги обходятся в 3000 рублей:

    • Д 10.8 материалы на складе в «Б-2» К 10.8 материалы на складе «Б» – 20000, переданы материалы в ОП «Б-2».
    • Д 23 (23, 25, 20, 44) К 76 – 3000, отражены затраты на перевозку материалов для ремонта.
    • Д 76 К 51 – 3000, оплачены услуги ТК.

    Отдельный баланс есть

    В этом случае используется счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты» для перемещения имущества и денежных средств.

    При передаче основных средств в учете головного офиса необходимо провести следующие проводки (используем данные из примера № 3):

    • Д 79-1 «А-1» К 01 «А» — 150000, отражена передача оборудования.
    • Д 02 «А» Д 79-1 «А-1» – 54000, передана амортизация по станку.

    Проводки при передаче ТМЦ и оплате расходов на их доставку (используем данные примера № 4): Д 79-1 «Б-2» К 10-8 – 20000, переданы материалы для ремонта. Далее проводки зависят от наличия у подразделения расчетного счета.

    Счета нет (услуги заказаны и оплачены центральной бухгалтерией):

    • Д 23 (…) К 76 – 3000, расходы на перевозку.
    • Д 76 К 51 – 3000, оплата транспортной компании.

    Счета нет (заказ услуг сделан ОП, а оплата головной организацией):

    • Д 79-2 К 76 – подразделение передало задолженность перед ТК «голове». В учете самой обособки проводки будут такими: Д 23 (…) К 76 – 3000, затраты по транспортировке, Д 76 К 79-2 – передан долг ТК в головной офис.
    • Д 76 К 51 – оплачены услуги ТК

    Счета нет (ОП самостоятельно заказало и оплатило услуги):

    • У подразделения «Б-2»: Д 23 (…) К 76 – 3000, отражены расходы на перевозку, Д 76 К 51 – перечислена оплата ТК.
    • ОП может предварительно получить средства на расходы, тогда в проводках «Б-2» будет проводка Д 51 К 79-2 – поступили денежные средства от центральной бухгалтерии на расчеты. При этом в БУ «головы» отразится проводка Д 79-2 К 51.
    Читайте также:
    Виды налоговых льгот по НДС

    В большинстве случае проводки выглядят зеркально, как вы, вероятно, заметили. Понесенные затраты передаются в центральный офис проводкой Д 79-2 К 20, 25, 23, 44. Обратная проводка, соответственно, у головной бухгалтерии.

    Подробно о налогообложении в обособленном подразделении можно прочитать здесь.

    Как обособленные подразделения влияют на систему налогообложения

    Одно из самых неприятных ограничений для компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения, — невозможность открыть филиалы (в подпункте 1 п. 3 статьи 346.12 НК о других видах подразделений, включая представительства, речи не идет).

    Если создать такое ОП в середине года, то упрощенец обязан начать применять общую систему. Однако некоторые организации напротив поворачивают этот пункт в свою пользу. Например, фирме на УСН предлагают выгодный контракт, но работать с ней клиент готов, только при наличии НДС. Тогда открывается филиал, фирма теряет право на применение УСН и переходит на ОСНО.

    Важно! Создание обособленного подразделения должно быть реальным. Оно должно не только существовать на бумаге, но и иметь штат персонала, действующего руководителя, фактический адрес и вести деятельность.

    Надо отметить, что если ФНС найдет признаки формальности действия, то существует высокий шанс признания маневра обманом. С целью получения налоговой выгоды, в том числе. Придется пересчитывать налоги, платить пени, пересдавать отчеты, да и клиент рад не будет.

    Что касается ЕНВД, то и тут возникают некоторые вопросы. Открыла организация новый магазин, нужно ли вставать на учет, если он находится в том же городе, что и другие действующие торговые точки? Ответ находится в п. 2 ст. 346.28 НК РФ: если деятельность ведется в разных городских округах, муниципальных районах, на внутригородских территориях и при этом их обслуживают разные отделения ФНС, то встать на учет нужно в одной из инспекций (в той, которой подведомственно первое в заявлении место деятельности).

    Если речь идет о разных муниципальных образованиях, то нужно подать заявление в каждом (только раз, а дальше действовать так, как описано выше). Также придется подать заявление ЕНВД-2, если организация начинает новый вид деятельности на вмененке.

    Вместо ОП открыта новая организация

    Некоторые предприниматели прибегают к способу организовать бизнес на новом месте без открытия обособленных подразделений. Просто регистрируют новое юридическое лицо. Вариант не креативный и имеет ряд серьезных минусов:

    • Для передачи имущества или денежных средств придется заключить договора поставки, купли-продажи, займа и т.п. В отличие от варианта с ОП, когда это происходит на основании внутренних положений.
    • Каждая компания заплатит налог с проводимых операций (ведь, скорее всего, понадобится и обратная передача денег или ТМЦ). Перемещение между ОП не влияет на налогообложение.
    • Если необходимо перевести часть сотрудников в новую компанию, делать это придется через увольнение, с выплатой в старой организации компенсаций, да и не все работники могут согласиться на подобные манипуляции. Перевод персонала внутри компании происходит по более простым правилам.
    • Если ФНС решит, что бизнес произвел дробление с целью исключительно оптимизации налогообложения (уплата единого налога на УСН, вместо налога на прибыль и НДС, например), то организации грозят немалые штрафы. Налоговый кодекс в п. 3 ст. 122 предусматривает наказание в виде 40% от неуплаченных сумм налогов. Это не говоря о пени и прочих издержках. Когда речь о многомиллионных суммах, то организацию может ждать банкротство.
    • Дробление бизнеса также может быть связано с получением каких-либо льгот и поддержки. Например, созданная отдельно компания может принимать участие в торгах в качестве субъекта малого предпринимательства, в то время когда «старая» фирма не могла принимать в них участие, т.к. не имела этого статуса.
    • Если между существующей и созданной организацией установят зависимость, то и сделки, проведенные между ними, станут объектом пристального внимания и оценки со стороны налоговых органов.

    Открытие обособленного подразделения – признак результативности и положительной динамики развития бизнеса. При этом сообщать об открытии ОП «на всякий случай», если вы не уверены в необходимости этого действия, не стоит. На подачу документов дается целый месяц. Достаточное время для изучения законодательства или обращения к юристу и принятия окончательного объективного решения.

    Обособленные подразделения

    Как ни странно звучит, но создать обособленное подразделение можно и неумышленно. И хуже всего, что такое «неумышленное» создание обособленного подразделения может повлечь негативные последствия. В статье мы рассмотрим подобные случаи, что поможет нашим читателям избежать негативных последствий.

    Обособленное подразделение организации – это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, при этом рабочее место считается созданным, если оно создается на срок более одного месяца.

    Причем подразделение будет признаваться обособленным независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).

    Когда обособленное подразделение считается созданным

    Обособленное подразделение характеризует два признака:

    Читайте также:
    Какие виды хозяйственного учета применяются в России

    1. оборудованные рабочие места, созданные на срок более одного месяца;
    2. территориальная обособленность от головного подразделения.

    Разберем эти признаки подробнее.

    Признак первый. Налоговый кодекс не содержит понятия рабочего места, поэтому стоит обратиться к Трудовому кодексу.

    Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст.209 ТК РФ).
    Например, в последнее время все большей популярностью пользуются так называемые «виртуальные офисы», когда сотрудники организации работают удаленно, то есть дома, на домашних компьютерах и т.д. Соответственно, квартира работника, его домашний компьютер не находятся под контролем работодателя, будь то прямым или косвенным, поэтому и создание обособленного подразделения не происходит.

    Кроме этого, рабочее место должно быть создано самой организацией-работодателем (арендовано помещение или приобретено в собственность). К примеру, если клининговая компания направляет уборщицу в офис клиента для ежедневной уборки сроком на два месяца, то обособленного подразделения также не будет. Ведь если помещение или часть его не принадлежит организации-работодателю, то уборщица будет считаться командированным сотрудником (166 ТК РФ).

    По мнению Минфина, каждый случай потенциального создания обособленного подразделения необходимо рассматривать отдельно. Так, специалисты финансового ведомства разъяснили, что для решения вопроса о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения организации должны учитываться существенные условия договоров (аренды, подряда, оказания услуг или иных), заключенных между организацией и ее контрагентом, характер отношений между организацией и ее работниками, а также другие фактические обстоятельства осуществления организацией деятельности вне места своего нахождения (письмо Минфина России от 18.02.2010 N 03-02-07/1-67).

    Помимо прочего рабочие места должны быть оборудованы, то есть каждое рабочее место должно быть приспособлено для выполнения той функции, для которой создано.
    Таким образом, можно сделать вывод, что рабочее место должно быть оборудовано, создано работодателем и находиться под его прямым или косвенным контролем.

    Признак второй. Налоговый кодекс не дает определения территориальной обособленности. Однако, по нашему мнению, подразделение будет считаться территориально обособленным, если адрес его местонахождения отличается от адреса местонахождения головной организации, указанного в учредительных документах.

    Для справки: место нахождения обособленного подразделения организации – место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).
    Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что обособленное подразделение будет считаться открытым со дня оборудования рабочих мест по адресу, отличному от адреса места нахождения организации.

    Обособленное подразделение, филиал, представительство

    Гражданское законодательство выделяет два вида обособленных подразделений: филиал и представительство.
    Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п.1 ст.55 ГК РФ).

    Понятие «филиал» несколько шире понятия «представительство». Филиал – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п.2 ст.55 ГК РФ).

    Понятие «обособленное подразделение» еще шире и включает в себя понятия «филиал» и «представительство». Каждый филиал или представительство являются обособленными подразделениями, но не каждое обособленное подразделение является филиалом или представительством.

    Кроме того, филиал и представительство действуют на основании соответствующих положений, утвержденных головной организацией, и имеют руководителей. Сведения о представительствах и филиалах должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (п.3 ст.55 ГК РФ).

    Обособленное подразделение не обязательно должно иметь руководителя. Также, нет обязанности у головной организации утверждать специальное положение об обособленном подразделении. А сведения о нем необязательно указывать в учредительных документах.

    Обратите внимание, что представительство и филиал не являются юридическими лицами, соответственно не выступают субъектами гражданских или налоговых правоотношений (п.3 ст.55 ГК РФ). Также и обособленное подразделение не является юридическим лицом и не выступает субъектом гражданских и налоговых правоотношений. Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения российских организаций лишь исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов (ст.19 НК РФ).

    Постановка на учет или уведомление?

    Обособленное подразделение создано, что дальше? А дальше, если организация ведет деятельность через это подразделение, то она обязана в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения подать в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения заявление о постановке на учет (п.4 ст.83 НК РФ).

    А если обособленное подразделение создано, но деятельность через него не ведется? Если буквально трактовать указанную норму, то пока деятельность через обособленное подразделение не ведется, подавать заявление о постановке на учет не нужно. Однако, если, например, спустя два месяца после создания обособленного подразделения организация начнет вести деятельность через него, то нужно будет вставать на учет. Сделать это без нарушения установленного срока в рассматриваемом случае будет невозможно. Поэтому верным решением будет подать заявление о постановке на учет в течение месяца со дня создания обособленного подразделения, даже если деятельность через него пока не ведется.

    Кроме подачи заявления о постановке на учет, организация обязана во всех случаях в течение месяца со дня создания обособленного подразделения сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения организации. О закрытии обособленного подразделения также необходимо сообщить в налоговый орган в течение месяца (подп.3 п.2 ст.23 НК РФ). Сообщение представляется в налоговый орган по форме N С-09-3, утвержденной приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ (п.7 ст.23 НК РФ).

    Читайте также:
    Кадастровый паспорт в электронном виде юридическая сила

    Если же организация создала обособленное подразделение на территории муниципального образования, на котором находится сама организация, то вставать повторно на учет не нужно (п.1 ст.83 НК РФ). В этом случае необходимо будет лишь подать сообщение об открытии обособленного подразделения в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ.

    А если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно (п.4 ст.83 НК РФ).

    Чтобы сделать это, организации необходимо письменно сообщить, какой налоговый орган она выбрала для постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Причем сообщить нужно в тот налоговый орган, который организация выбрала для постановки на учет. Сделать это можно, используя разработанную ФНС России рекомендуемую форму сообщения (КНД N 1111051) (приложение к приказу ФНС России от 24.03.2010 N ММ-7-6/138@).

    «Юридический» и «фактический» адреса

    Сейчас достаточно распространено такое обывательское понятие, как юридический адрес организации. Говоря юридический адрес, подразумевают адрес места нахождения организации.

    Место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации. А государственная регистрация организации осуществляется по месту нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени организации без доверенности (п.2 ст.54 ГК РФ).

    Иными словами, адрес места нахождения организации – это тот адрес, который указан в учредительных документах.
    Под фактическим адресом понимают адрес, где организация находится и осуществляет деятельность на самом деле.
    По мнению некоторых территориальных налоговых органов, отличие «юридического» адреса от «фактического», по сути, является созданием обособленного подразделения. То есть они считают, что по фактическому адресу находится не сама организация, а ее обособленное подразделение.

    По нашему мнению, такой подход неверный. Обособленное подразделение, в первую очередь, должно быть территориально обособлено от головной организации. А в ситуации, когда организация ведет деятельность по адресу, отличному от указанного в учредительных документах, обособленное подразделение не создается, поскольку в таком случае отсутствует головная организация (по «юридическому» адресу никого нет, и деятельность там не ведется). То есть для признания создания обособленного подразделения должна быть и головная организация.
    Тем не менее, чтобы избежать лишних и ненужных споров с налоговыми органами, рекомендуем внести изменения в учредительные документы, поменяв сведения о месте нахождения организации.

    По какой статье ответственность?

    В Налоговом кодексе РФ есть две статьи, связанные с постановкой на учет.
    Статья 116 НК РФ предусматривает штраф в размере 5000 рублей за нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет. Если срок нарушен более чем на 90 дней, то штраф увеличится в два раза и составит 10 000 рублей.
    Сразу оговоримся, что за неуведомление налогового органа о создании или закрытии обособленного подразделения Налоговым кодексом ответственность не установлена.
    Статья 117 НК РФ предусматривает ответственность за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

    Причем санкции по этой статье значительно больше, чем санкции по статье 116 НК РФ. Так, за указанное правонарушение статья 117 НК РФ предусматривает штраф в размере 10% от доходов, полученных от деятельности, которая велась без постановки на учет в налоговом органе, но не менее 20 000 рублей. Если такая деятельность велась более 90 дней, то штраф увеличится вдвое и составит 20% от доходов, но не менее 40 000 рублей.
    Иными словами, статья 116 НК РФ должна применяться в тех случаях, когда организация сама подала заявление о постановке на учет, но при этом пропустила сроки. Статья 117 НК РФ должна применяться в случаях, если налоговый орган обнаружил и зафиксировал ведение организацией деятельности без постановки на налоговый учет.

    Существует мнение, что объективная сторона статьи 117 НК РФ охватывает лишь ведение деятельности без постановки на учет вообще, а не обособленного подразделения. То есть, если организация стоит на учете в налоговом органе, то привлечь ее к ответственности за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет в налоговом органе по месту его нахождения нельзя (постановления ФАС Московского округа от 20.06.2007 N КА-А40/5386-07, от 05.10.2007 N КА-А40/10377-07, ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2004 N А66-6713-03).

    Однако не все суды разделяют подобное мнение, например, ФАС Дальневосточного округа подтвердил правомерность привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 117 НК РФ за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет (постановление от 03.09.2008 N Ф03-А04/08-2/3593).

    В заключение отметим: расширяя свой бизнес, не забывайте выполнять обязанности, возложенные налоговым законодательством, это поможет избежать ненужных споров и сэкономить деньги.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: