Понятие и виды объединений коммерческих организаций

Что такое группа компаний и зачем ее создают?

Группа компаний — это организации, объединенные по какому-то признаку: например, у них общий собственник, руководство или ресурсы. Группы создают, чтобы оптимизировать процессы и снижать издержки, но разделять бизнес только ради налоговой выгоды — незаконно

Виктор Подгорский

Эксперт по праву

  • # Налоги
  • # Работа ООО

Дмитрий интересуется: «Я — владелец маркетингового агентства. За последние годы у нас сформировался сильный и самостоятельный отдел разработки. Партнеры посоветовали мне вывести его в отдельную организацию и создать группу компаний, чтобы оптимизировать управление и сэкономить на налогах. Это хороший совет? Что такое группа компаний, какие преимущества она дает?»

В законе нет понятия «группа компаний», а на деле группы есть

В российских законах нет понятия «группа компаний», но на деле многие компании так себя называют, например «Тинькофф», «М.Видео — Эльдорадо», «ПИК».

Группа компаний — это две или более организаций, которые добровольно признают себя группой и объединены по признаку: например, у них общий собственник, руководство или ресурсы. Между компаниями в группе могут быть имущественные, хозяйственные и управленческие отношения, но ни один из этих критериев не обязателен.

Вид деятельности у каждой компании в группе может быть никак не связан с остальными. Например, одна компания торгует компьютерами, другая производит шоколад, третья занимается образовательными курсами.

Есть несколько близких по смыслу юридических понятий, которые можно отнести к группе компаний:

  • «группа лиц», ст. 9 закона «О защите конкуренции»;
  • «аффилированные лица», ст. 53.2 ГК РФ;
  • «взаимозависимые лица», ст. 105.1 НК РФ;
  • «консолидированная группа налогоплательщиков», ст. 25.2 НК РФ.

В случае разбирательств с участием компаний в составе группы суд руководствуется этими положениями законов.

Зачем создают группы компаний

Группы создают, когда нужно объединить действия компаний для достижения общих целей либо, наоборот, разделить риски, налоги и операционные задачи. Примеры ситуаций, когда целесообразно организовывать группу компаний:

  1. Одна компания производит стройматериалы, вторая — строит здания, третья — продает готовые квартиры, и они договариваются о сотрудничестве.
  2. Компания выводит на рынок новый продукт. Под этот проект открывает отдельное юридическое лицо, которое становится частью группы. Например — «Тинькофф» сначала был только банком, а потом открыл страхование, оператора связи и так далее.
  3. Компания поглощает конкурента: «М.Видео» купила «Эльдорадо», но сохранила его магазины как отдельный бренд.
  4. Компания вырастила сильный внутренний отдел разработки. Она решила выделить его в дочернюю организацию, чтобы программисты выполняли заказы для сторонних клиентов. Начальника отдела разработчиков назначают директором «дочки», потому что он хорошо разбирается в продукте и пользуется уважением у коллег.

Принимая решение о создании группы, нужно взвесить все преимущества, недостатки и риски, о которых мы рассказываем дальше.

Преимущества группы компаний зависят от конкретной ситуации, вот самые очевидные:

При создании дочерних компаний При объединении компаний
Законная оптимизация налогов. Некоторые компаний из группы могут применять льготные налоговые режимы и минимизировать общие расходы Общая стратегия развития, согласованное управление и совместное лоббирование интересов
Распределение коммерческих рисков. Если одна из компаний будет убыточна, доходы другой это перекроют Экономия на совместных закупках: поставщики сделают скидки за большой объем
Увеличение управляемости: каждая компания занимается своим направлением и есть менеджеры, глубоко погруженные в процесс Контроль по единым стандартам качества на всех этапах бизнеса

Часто группы создают для оптимизации налогов, но здесь есть серьезные нюансы.

Отдельно о налогах. Важно отметить, что экономия на налогах не может быть единственной причиной создания группы: ФНС признает это незаконным дроблением бизнеса.

Пленум Высшего арбитражного суда РФ разъяснил: если суд установил, что главной целью разделения бизнеса было получение дохода только за счет налоговой выгоды, без намерения оптимизировать работу в других аспектах, — такое дробление незаконно.

За незаконное разделение бизнеса налоговая доначислит упущенную разницу, выпишет штраф — 40% от неуплаченной суммы налога, а руководителя компании могут судить по уголовной статье.

Суд признал разделение бизнеса незаконным
и взыскал доначисленные налоги

Что случилось. По результатам выездной проверки налоговая решила, что ООО «» — крупная сеть АЗС — искусственно разделило бизнес на отдельные ООО по несколько заправок, чтобы сохранить право на применение УСН и не платить НДС, налоги на прибыль и имущество. Арбитражный суд и апелляция поддержали позицию налоговой и доначислили эти налоги. «» обжаловало решение в кассационном суде.

Как налоговая доказала дробление. У всех организаций был общий бухгалтер, товарный знак, сайт, реквизиты. Сотрудники «» — менеджер, энергетик и управляющий — были учредителями и директорами организаций — участников схемы. За счет этого налоговая доказала, что ООО «» раздробило бизнес на подконтрольные компании только с целью минимизировать налоги.

Решение суда. Кассационный суд согласился с налоговой и утвердил решения нижестоящих судов. Налоговая правомерно перевела компанию с УСН на ОСН и доначислила неуплаченные НДС, налоги на прибыль и имущество.

Чтобы сэкономить на налогах законно, нужны дополнительные обоснования для создания группы компаний.

В судебной практике есть случаи, когда компаниям группы удалось доказать, что они делят бизнес с целью реальной оптимизации, а не только ради налогов. В следующем примере есть несколько аргументов, которые подтверждают добросовестность создания группы.

Суд признал разделение бизнеса законным и отменил требования налоговой

Что случилось. По результатам выездной проверки налоговая решила, что ЗАО ПТФ «Пекоф» искусственно создало несколько ООО: ТД «Пекоф», «Пекоф», «Вергинэ», «Пекофф», «Пекоф ЛТД» и «Чембар», чтобы разделить между ними собственность и процессы, применять в них УСН и ЕНВД и сократить налоги на добавленную стоимость, прибыль и имущество. Арбитражный суд и апелляция сочли претензии обоснованными и взыскали доначисленные налоги. ЗАО ПТФ «Пекоф» подало кассационную жалобу.

Аргументы компаний. С момента создания ТД «Пекоф» до регистрации «Чембара» прошло больше десяти лет. За это время у компаний прошли две выездные налоговые проверки и к ним не было претензий. Тот факт, что компании контролирует одно лицо, не является основанием для вывода о незаконном дроблении бизнеса

Все ООО вели раздельный бухгалтерский учет, имели отдельные балансы и расчетные счета, сами нанимали сотрудников, арендовали торговые площади, рассчитывались с контрагентами, за собственные средства закупали оборудование, платили налоги и сборы.

Представители компаний объяснили причины создания каждого ООО:

— Производственное предприятие ЗАО ПТФ «Пекоф» создало торговую компанию — ТД «Пекоф», чтобы снизить затраты на организацию розницы и выйти на новые рынки сбыта.

— «Пекоф» создали для исполнения инвестиционной программы правительства Пензенской области, при этом состав участников и руководителей этой компании неоднократно менялись.

— «Вергинэ» появилось в ходе российско-итальянского проекта. Итальянские партнеры потребовали зарегистрировать самостоятельную компанию для выпуска продукции под их брендом.

— ООО «Пекофф», ООО «Пекоф ЛТД» и ООО «Чембар» открыли для исполнения решений совета директоров Ассоциации пензенских промышленников и товаропроизводителей для «расширения номенклатуры, увеличения объемов, улучшения качества товаров народного потребления, пользующихся спросом у населения».

Решение суда. Кассационный суд признал позицию налоговой недоказанной, а требования об уплате доначисленных налогов — недействительными.

Недостатки группы компаний. Недостатки, как и преимущества, зависят от формы организации и системы управления компаниями. Среди проблем групп можно выделить следующие:

  • сложная структура, бюрократия, много начальников и отчетов;
  • нет конкуренции внутри группы, успешные компании тянут убыточные;
  • нет законодательной базы для регулирования отношений между компаниями.

Компании группы обычно работают по согласованным правилам для выполнения общих стратегических задач. Это может ограничивать управление денежными потоками, принятие кадровых решений и другие аспекты работы каждой отдельной компании.

Как оформить группу компаний

Создание группы компаний не нужно оформлять юридически, это фиксируют только внутренними документами. Образование группы происходит через:

  • регистрацию новой компании, обычно — «дочерней»;
  • покупку одной компанией контрольного пакета акций другой;
  • соглашение о сотрудничестве между компаниями.

Типы групп. Группы компаний по структуре можно условно разделить на четыре типа:

Тип структуры Описание Пример
Вертикальная, последовательная Одна компания дополняет другую, каждая из них — составляющая общего бизнес-процесса Одна компания занимается производством, другая — рекламой и маркетингом, третья — продажами
Горизонтальная, параллельная Компании построены по принципу аналогии и копируют удачную бизнес-модель исходного бизнеса Компания успешно продает люстры в Новосибирске. Она решает открыть еще две компании по продаже таких же товаров — в Санкт-Петербурге и Москве
Смешанная Объединяет признаки вертикальной и горизонтальной структуры Европейский сетевой магазин одежды открывает собственное производство аксессуаров в России
Разнородная Один предприниматель просто инвестирует в разные бизнесы, которые считает выгодным Бизнесмен покупает к имеющемуся магазину игрушек турфирму и еще открывает автомойку

Управление в группе. Участниками группы одновременно могут быть организации разных форм: ИП, ООО, АО, ПАО, кооперативы и товарищества. Они могут принадлежать одному или нескольким владельцам. При этом каждая из компаний группы может действовать как независимая организация со своим уставом, структурой и руководителем.

Централизация управления группой компании может быть сильной и слабой:

Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации

Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 50 ГК РФ

1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ пункт 2 статьи 50 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.

2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ пункт 3 статьи 50 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

Информация об изменениях:

Подпункт 1 изменен с 1 января 2019 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 мая 2015 г. N 133-ФЗ в подпункт 2 пункта 3 статьи 50 настоящего Кодекса внесены изменения

2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 мая 2015 г. N 133-ФЗ пункт 3 статьи 50 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 2.1

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 февраля 2017 г. N 12-ФЗ в подпункт 3 пункта 3 статьи 50 настоящего Кодекса внесены изменения

3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;

Информация об изменениях:

Подпункт 4 изменен с 1 января 2019 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;

5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Подпункт 7 изменен с 1 марта 2022 г. – Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 287-ФЗ

7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 268-ФЗ пункт 3 статьи 50 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 12

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 268-ФЗ пункт 3 статьи 50 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 13

13) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ пункт 3 статьи 50 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 14, вступающим в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 февраля 2017 г. N 12-ФЗ пункт 3 статьи 50 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 15

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ пункт 4 статьи 50 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.

4. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ статья 50 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5, вступающим в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

ГАРАНТ:

Правило пункта 5 статьи 50 подлежит применению к некоммерческим организациям, создаваемым со дня официального опубликования Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ. В отношении некоммерческих организаций, созданных до дня его официального опубликования, указанное правило применяется с 1 января 2015 г.

В отношении религиозных организаций положения пункта 5 статьи 50 не применяются

5. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ статья 50 настоящего Кодекса дополнена пунктом 6, вступающим в силу с 1 сентября 2014 г.

6. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (статья 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

Виды юридических лиц: отличия, преимущества, недостатки

Законодательство РФ предусматривает большое разнообразие видов и форм юридических лиц.

Выбор организационно-правовой формы юридического лица зависит в первую очередь от цели его создания. Если это извлечение прибыли, то используется одна из форм коммерческих организаций. Если такой цели нет (либо она не основная), регистрируется некоммерческаяорганизация (которая также может извлекать доход, но только для достижения своих основных целей и в соответствии с ними).

В Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) перечислены следующие формы коммерческих и некоммерческих организаций:

  • потребительские кооперативы (в т.ч. ЖСК, гаражные);
  • общественные организации (в т.ч. партии, профсоюзы);
  • общественные движения;
  • ассоциации (союзы) (в т.ч. некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации торгово-промышленные палаты);
  • товарищества собственников недвижимости (в т.ч. ТСЖ, СНТ);
  • казачьи общества;
  • общины коренных малочисленных народов РФ;
  • фонды (в т.ч. благотворительные);
  • учреждения (государственные, муниципальные, частные);
  • автономные некоммерческие организации;
  • религиозные организации;
  • публично-правовые компании;
  • адвокатские палаты;
  • адвокатские образования (являющиеся юридическими лицами);
  • государственные корпорации;
  • нотариальные палаты.

В настоящем материале мы обозначим сходства и различия, а также преимущества и недостатки наиболее распространенных видов юридических лиц для ведения бизнеса – обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ.

ООО, АО, ПАО

Наиболее распространенные формы коммерческих организаций – это общество с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерное общество (АО). Они отличаются особенностями своего создания, природой корпоративных прав, порядком отчуждения долей/акций, требованиями к раскрытию информации и др.

Общие положения, касающиеся обоих типов обществ как юридических лиц, содержатся в главе 4 ГК РФ. Детализированные правила создания и функционирования ООО и АО предусмотрены отдельными федеральными законами: «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ и «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ.

Даже беглое сопоставление указанных законов говорит о том, что АО – это более сложная в администрировании правовая форма по сравнению с ООО. Максимум формальностей и процедур предусмотрен для публичных акционерных обществ (ПАО), сравнительный минимум – для ООО. Непубличные АО занимают среднее положение: являясь полноценными акционерными обществами, они вправе использовать некоторые опции, характерные для ООО. Отсюда, регистрация ООО обычно рекомендуется компаниям малого или среднего бизнеса, а АО – среднего или крупного.

Участники / акционеры

Принцип создания ООО и АО схож – они создаются одним или несколькими учредителями, которые, приобретая статус участников общества, образуют его высший орган управления (общее собрание). В этом заключается корпоративный характер обоих типов обществ.

Количество участников ООО не может превышать 50. Максимальное количество участников АО не ограничено. В обществах обоих типов может быть единственный участник (однако таким участником не может быть другое ООО или АО, состоящее из одного лица).

Участники (в ООО) и акционеры (в АО) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале (для ООО) или акций (для АО).

Участники ООО вправе принимать участие в распределении прибыли общества. Аналогичным образом, акционеры АО имеют право на получение дивидендов.

Как участники ООО, так и акционеры АО могут заключать корпоративные договоры (договоры об осуществлении прав участников ООО либо акционерные соглашения).

Уставный капитал

Уставный капитал ООО разделен на доли, выраженные в процентах или в виде дроби. Такие доли являются имущественными правами.

Уставный капитал АО разделен на определённое число акций, удостоверяющих права акционеров по отношению к обществу. Акции являются бездокументарными ценными бумагами. Права на них удостоверяются записями на лицевых счетах у держателя реестра (отдельной организации, имеющий лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра). Акции могут различаться по своему типу и условиям выпуска и, соответственно, образовывать различные группы акционеров, наделённых разным объёмом прав по отношению к компании.

Минимальный размер уставного капитала для ООО и непубличных АО составляет 10 000 рублей, для ПАО – 100 000 рублей.

Discovered

О финансах и не только…

Объединение предприятий

С целью координации деятельности, защиты общих коммерческих интересов и повышения эффективности функционирования предприятия могут на добровольных началах объединять производственную, научную, коммерческую и прочие виды деятельности, если это не противоречит антимонопольному законодательству.

Что такое объединение предприятий?

Объединение предприятий — это хозяйственная организация, образованная в составе двух и более предприятий с целью координации их производственной, научной и других видов деятельности для решения совместных экономических и социальных проблем.

Объединение предприятий осуществляется предприятиями на добровольных началах или же по решению органов, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право образовывать объединения предприятий. В состав объединения предприятий могут входить как предприятия-резиденты, так и нерезитенты.

Объединение предприятий может быть создано на неопределенный срок или действовать как временное объединение (на определенный срок, до достижения определенных целей и т.п.).

Объединение предприятий имеет статус юридического лица и для его учреждения требуется пройти процедуру государственной регистрации. Объединение предприятий имеет собственное наименование с указанием его организационно-правовой формы и действует на основании устава. При этом, все предприятия, которые входят в состав объединения, являются самостоятельными и сохраняют за собой статус юридического лица. Руководящие органы объединения не обладают распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединение предприятий и выполняют свои функции на основании договоров с предприятиями.

Предприятие-участник хозяйственного объединения имеет право:

  • добровольно выйти из объединения на условиях и в порядке, определенных учредительным договором о его создании или уставом хозяйственного объединения;
  • быть членом других объединений предприятий, если законом, учредительным договором или уставом хозяйственного объединения не установлено иное;
  • получать от хозяйственного объединения в установленном порядке информацию, связанную с интересами предприятия;
  • получать часть прибыли от деятельности хозяйственного объединения в соответствии с его уставом. Предприятие может иметь также другие права, предусмотренные учредительным договором или уставом хозяйственного объединения в соответствии с законодательством.

Предприятие, входящее в состав государственного или коммунального хозяйственного объединения, не имеет права без согласия объединения выходить из его состава, а также объединять на добровольных началах свою деятельность с другими субъектами хозяйствования и принимать решение о своем прекращении.

Объединение является юридическим лицом, которое может иметь самостоятельный и сводный балансы, расчетный и другие счета в учреждениях банка, а также печать с собственным наименованием.

Объединение не отвечает по обязательствам входящих в его состав предприятий, а предприятия не отвечают по обязательствам объединения, если иное не предусмотрено учредительным договором (уставом).

Основанием для создания объединений, как правило, являются:

  • схожесть характера технологических процессов;
  • взаимозависимое развитие хозяйств;
  • синхронное повышение технико-экономического уровня взаимосвязанных производств;
  • необходимость комплексного использования сырьевых и других ресурсов;
  • диверсификация.

Главные принципы формирования объединений предприятий:

  • добровольность объединений;
  • равноправие партнеров;
  • свобода выбора организационных форм;
  • самостоятельность участников (за исключением участников, создающих трест);
  • ответственность только по обязательствам, принятыми каждым участником при вступлении в объединение.

Цели объединения предприятий

Основная цель объединения предприятий — это координация производственной, маркетинговой, научной, исследовательской, методологической и прочих видов деятельности предприятий-участников такого объединения для решения совместных экономических, экологических, социальных и иных проблем.

В результате объединения предприятий его участники могут получить ряд преимуществ:

  • повышение прибыли и рентабельности (за счет снижения себестоимости, например, закупка сырья и материалов по более «оптовым» ценам; снижения расходов на рекламу и продвижение товаров; увеличения объема реализации продукции и как следствие — снижения постоянных затрат);
  • защита имущественных, экономических и юридических интересов;
  • повышение уровня конкурентоспособности (например, за счет бренда или имиджа объединения);
  • достижение эффекта синергизма и т.п.

Основными задачами формирования объединений являются:

  • повышение эффективности деятельности в результате объединения усилий участников, а также развитие внутренней кооперации производственных, научных, проектных, строительных и других организаций в единый хозяйственный комплекс;
  • завоевание и удержание рынков сбыта;
  • закрепление поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и других ресурсов;
  • ускорение технического развития производства.

Формы объединения предприятий

Различают следующие формы объединений.

Формы добровольных объединений предприятий и организаций

Рассмотрим их основные особенности.

Ассоциации

Ассоциации — это договорные объединения, создаваемые с целью постоянной координации хозяйственной деятельности их участников путем централизации одной или нескольких производственных и управленческих функций, развития специализации и кооперации производства, организации совместного производства на основании объединения участниками финансовых и материальных ресурсов для удовлетворения преимущественно хозяйственных потребностей участников ассоциации. При этом ассоциация не имеет права вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность любого из ее участников.

Ассоциации также создаются с целью представления и защиты общих имущественных интересов, для обмена информацией, сокращения расходов на оплату приглашенных консультантов, лоббирования коллективных интересов предприятий, вошедших в объединение.

Корпорации

Корпорации — это договорные объединения, создаваемые на основании согласования производственных, научных и коммерческих интересов объединившихся предприятий с делегированием ними отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников органам управления корпорации.

Формально, корпорация – это объединение нескольких крупных предприятий, которые связаны единой экономической целью. В отличие от концерна или холдинга, в корпорации управление организовано коллегиально, все решения принимаются советом директоров.

Консорциумы

Консорциумы — это временные объединения (соглашения) между несколькими банками, предприятиями, научными центрами, государствами для совместного проведения крупных финансовых операций по размещению займов, акций или осуществления наукоемких и капиталоемких проектов, в том числе международных.

Консорциум — одна из форм сращивания банковского и промышленного капитала. Участники консорциума сохраняют самостоятельность и могут входить в состав любых других добровольных объединений. Консорциумы создают единые финансовые и материальные фонды за счет взносов участников, бюджетных средств и кредитов банка.

Более детально о консорциумах, их видах, особенностях и принципах функционирования читай в статье Консорциум.

Концерны

Концерны — это уставные объединения предприятий промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и других организаций на основании полной финансовой зависимости от одного или группы участников объединения с централизацией функций научно-технического развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и других видов деятельности. Участники одного концерна не могут быть одновременно участниками другого концерна.

В концернах обычно создается координационный центр. Имеются общие финансовые ресурсы для развития, единый научно-технический потенциал и устойчивые кооперативные связи между входящими в его состав организациями. Концерны могут быть отраслевыми и межотраслевыми, объединять предприятия разной специализации, находящиеся в устойчивых кооперативных связях (см. Концерн).

Картели

Картели — это договорные объединения предприятий, как правило, одной отрасли, для осуществления совместной коммерческой деятельности. Соглашения заключаются о монополизации и разделе рынка, об объемах (квотах) производства и реализации продукции, условиях сбыта товаров и найма рабочей силы, ценах и сроках платежа, рационализации производства и управления, обмене партнерами.

Участники картеля сохраняют независимость, согласовывают долю каждой компании на общем рынке и противостоят остальным производителям (см. Картель).

В последнее время картельные соглашения предусматривают патентные соглашения, договоры об обмене научно-технической информацией, ноу-хау и т.п. Ряд стран использует картель как форму, способную вывести из кризиса какую-либо отрасль.

Синдикаты

Синдикаты — это договорные объединения, действующие на основании разновидности картельного соглашения, предполагающей реализацию производимой участниками продукции через совместную сбытовую сеть или сбытовую сеть одного из участников. Эта форма объединения наиболее часто встречается в отраслях с массовым производством однородной продукции.

Синдикат проводит общее планирование в части сбыта и маркетинга. При этом сбыт продукции всеми участниками синдиката осуществляется через единый орган — сбытовую контору, которая принимает продукцию предприятий по ценам, заранее установленным синдикатом. Кроме того, синдикат может закупать сырье по монопольно низким ценам, диктовать цены на рынке, проводить товарный демпинг.

В настоящее время в мировой практике синдикат как форма объединения предприятий не имеет широкого распространения. Однако в банковской сфере данная форма находит свое проявление в виде синдицированного кредита.

Тресты

Тресты — это монополистические объединения в единый производственно-хозяйственный комплекс предприятий, ранее принадлежавших разным предпринимателям. Такие предприятия полностью утрачивают юридическую и хозяйственную самостоятельность, поскольку интегрируются все направления их деятельности. Предприниматели, входящие в трест, становятся его акционерами, а их предприятия подчиняются единому руководству треста.

Тресты создаются с целью мощного вхождения в рынок. Цели предприятий, составляющих трест, подчинены главной цели вновь созданного объединения. Лучшая организационная форма треста — комбинат.

Холдинговые компании

Холдинговые компании — это основанные на объединении капиталов интегрированные общества, которые непосредственно не осуществляют производственной деятельности, а используют свои финансовые средства для приобретения контрольных пакетов акций других предприятий с целью контроля их деятельности.

Холдинг (холдинговая компания) — корпорация или акционерная компания, владеющая контрольными пакетами акций других компаний и осуществляющая по отношению к ним функции контроля и управления (см. также Банковская холдинговая группа, Финансовая холдинговая группа).

Промышленно-финансовые группы

Промышленно-финансовые группы — это интеграционные структуры, состоящие из различных субъектов хозяйствования всех форм собственности и создаваемые для реализации государственных программ развития приоритетных отраслей, а также структурной перестройки экономики. В составе промышленно-финансовой группы назначается головное предприятие, имеющее исключительное право действовать от имени промышленно-финансовой группы как участника хозяйственных отношений.

Финансово-промышленные группы (коммерческие, финансовые, консалтинговые) — объединения предприятий, осуществляющих скоординированную промышленную, коммерческую, финансовую или консалтинговую политику. Предприятия обычно ведут общий учет и управляют общими финансами. Иногда члены группы обмениваются акциями друг друга или создают совместные предприятия. Вариантом промышленной группы является сетевая организация.

Прочие формы объединения предприятий

На практике встречаются и прочие формы объединения предприятий:

  • Альянс — аналог синдиката в финансовой (инвестиционной, банковской) области.
  • Конгломерат — объединение разнородных предприятий, которое возникает в результате слияния разных хозяйствующих субъектов вне зависимости от их горизонтальных или вертикальных связей. Другими словами, конгломератная диверсификация предусматривает выход компании в сферы деятельности, прямо не связанные с основной номенклатурой производства. Важнейшим инструментом конгломератной диверсификации является слияние и поглощение других предприятий.
  • Комбинат — объединение технологически связанных между собой предприятий, в котором продукция одного предприятия служит сырьем или полуфабрикатом для производственной деятельности другого предприятия.
  • Корнер — корпоративное объединение с целью переброски, аккумулирования, использования капитала для овладения рынками какого-либо товара. Соединенный капитал используется для скупки акций отдельных интересующих корнер корпораций с тем, чтобы впоследствии перепродать их либо завладеть контрольным пакетом акций.
  • Пул — объединение предпринимателей картельного типа, предусматривающее особый порядок распределения прибыли (или убытков) его участников (в заранее установленных пропорциях, например, страховой пул, перестраховочный пул).
  • Сетевая организация — часть существенных для бизнеса функций, прежде всего производственных, передаются на контрактной основе сторонним подрядчикам. В сетевых организациях на первый план выходят информационные кооперационные связи.
  • Союз — объединение по отраслевому, территориальному и иному признаку в целях обеспечения общих интересов участников в государственных, международных и иных организациях.
  • Франшиза — объединение, по условиям которого крупная корпорация обязуется снабжать мелкую фирму своими товарами, рекламными услугами, технологиями, предоставлять услуги в области менеджмента, маркетинга с учетом местных условий или особенностей обслуживаемой фирмы (см. Франшиза и франчайзинг, Банковская франшиза).

Объединения предприятий

Малые предприятия, характерные для коммерческого предпринимательства, весьма неустойчивы и существуют в среднем три-пять лет. Это не значит, что они разоряются, но чаще всего видоизменяют свою деятельность или пытаются выступить на рынке в виде объединений.

Основными преимуществами объединений являются:

  • снижение издержек;
  • более высокая квалификация и специализация управления предприятиями;
  • снижение расходов на информацию и рекламу;
  • более выгодные условия закупки ресурсов и др.

Виды объединений предприятий

Объединения предприятий предусматривают наличие разной собственности, но типы объединений в зависимости от целей и организационных форм могут быть различными.

По целям объединения и степени самостоятельности выделяют следующие виды объединений:

  • Концерн — форма крупных договорных объединений (заводов, комбинатов), которые используют возможности крупномасштабного производства.
  • Конгломерат — многоотраслевое объединение, концентрирующее производство самых разнообразных товаров, многие из которых не имеют ничего общего между собой.
  • Консорциум — это временное добровольное объединение предприятии для решения конкретных задач реализации крупных целевых программ и проектов, в том числе научно-технических, строительных, социальных, экологических, инвестиционных.
  • Финансово-промышленная группа
  • Холдинг — объединение любой организационно-правовой формы, которое владеет контрольным пакетом акций других юридически самостоятельных компаний в целях установления господства и контроля над ними.
  • Корпорация
  • Ассоциация
  • Союз
  • Межотраслевые государственные объединения
  • Картель — объединение фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся преимущественно совместной коммерческой деятельности.
  • Синдикат — объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию.
  • Трест — объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежавшие разным предпринимателям, сливаются в единый комплекс, теряя свою юридическую, коммерческую и хозяйственную самостоятельность.
  • Пул — объединение предпринимателей картельного типа, предусматривающее особый порядок распределения прибыли его участников (в заранее установленных пропорциях).
Картель

Картель представляет собой объединение, как правило, предприятий одной отрасли, предполагающее совместную коммерческую деятельность, т.е. регулирование сбыта с помощью установленных квот, товарных цен, условий реализации.

Для картеля характерно наличие следующих признаков:

  • договорной характер объединения;
  • сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;
  • совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться, хотя и в ограниченной степени, на ее производство.

Картель — союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте — доле каждого в общем объеме выпуска продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

Разновидностью картельного объединения является синдикат.

Синдикат

Синдикат — разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Участники синдиката, как и картеля, сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, а иногда и собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом. Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической.

Трест

Трест представляет собой объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежащие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность.

Трест — монополия, в которой создастся совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Существуют два способа объединения в трест: непосредственное слияние активов отдельных компаний и приобретение головной компанией треста доли акционерного капитала предприятий.

В тресте объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не одна какая-нибудь сторона, как в картеле или синдикате. Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т.е. объединения в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, либо представляющих собой последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль одна по отношению к другой.

Концерн

Концерн — это объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, персональных уний, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества.

Концерн обычно является объединением производственного характера, в которое входят предприятия разных отраслей, в зависимости от чего концерны носят характер «вертикальных» или «горизонтальных» объединений. Вертикальное объединение охватывает предприятия разных отраслей промышленности, производственный процесс которых взаимосвязан (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные). Горизонтальные объединения охватывают предприятия разных отраслей производств, не связанных между собой.

Объединенные в концерн предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерных обществ или иных хозяйственных объединений, но имеют общее руководство, осуществляемое головной компанией (холдингом).

Холдинг

Холдинг представляет собой «держательскую» (материнскую, головную) компанию, которая, обладая контрольным пакетом акций предприятий, объединенных в единую структуру, обеспечивает управление ими и контроль над их деятельностью.

Холдинговые структуры являются многофакторными комплексными образованиями, обеспечивающими последовательное объединение производственных и капитальных ресурсов, создание крупномасштабных дифференцированных производств, ориентированных на разработку и внедрение новейших технических решений, реализацию различных инвестиционных программ.

Цепная торговая организация

В настоящее время в торговле создаются цепные торговые организации, которые представляют собой совокупность торговых предприятий, находящихся под общим управлением.

Это объединения, в которых крупная торговая организация создает собственную торговую сеть организаций, заключает договор с малыми и средними торговыми организациями, а они, в свою очередь, получают право на реализацию определенных видов товаров на конкретном товарном рынке. Они могут создаваться в оптовой и в розничной торговле.

Оптово-розничные цепи (или объединения контрактного типа) создают для координации функций оптовой и розничной торговли на принципах обшей коммерческой стратегии при сохранении полной независимости каждого члена объединения. Розничные торговые предприятия, входящие в цепь, имеют единое фирменное название, унифицированный ассортимент, общую сбытовую политику.

Лицензируемые виды деятельности в 2021 году

Больше материалов по теме «Регистрация предприятия» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Назначение лицензий
  2. Пределы ограничений
  3. Лицензия как документ
  4. Полномочные органы

Согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ подлежат лицензированию виды деятельности, представленные в таблице ниже.

Пункт статьи Наименование
п. п. 1 разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
п. п. 2 разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
п. 3 деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
п. 4 разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;
п. 5 деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
п. 6 производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;
п. 7 разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники;
п. 8 разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
п. 9 разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
п. 10 разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом;
п. 11 деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;
п. 12 эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
п. 13 утратил силу
п. 14 деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
п. 15 деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
п. 16 производство лекарственных средств;
п. 17 производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники;
п. 18 оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;
п. 19 деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;
п. 20 деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;
п. 21 деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;
п. 22 утратил силу
п. 23 утратил силу
п. 24 деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования;
п. 25 деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;
п. 26 деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;
п. 27 погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
п. 28 погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;
п. 29 деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
п. 30 деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности;
п. 31 деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
п. 32 частная охранная деятельность;
п. 33 частная детективная (сыскная) деятельность;
п. 34 заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов;
п. 35 оказание услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
п. 36 оказание услуг связи;
п. 37 телевизионное вещание и радиовещание;
п. 38 утратил силу
п. 39 деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);
п. 40 образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра «Сколково»);
п. 41 утратил силу
п. 42 геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований;
п. 43 производство маркшейдерских работ;
п. 44 работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
п. 45 деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);
п. 46 медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»);
п. 47 фармацевтическая деятельность;
п. 48 деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
п. 49 деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
п. 50 деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;
п. 51 предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами;
п. 52 выполнение работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию;
п. 53 деятельность по производству биомедицинских клеточных продуктов;
п. 54 деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах;
п. 55 космическая деятельность;
п. 56 деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю);
п. 57 деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий.

Список лицензируемых видов деятельности, порядок предоставления и отзыва лицензий, а также процедура рассмотрения заявлений субъектов предпринимательской деятельности относительно получения лицензий регламентируются Федеральным Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Назначение лицензий

Можно говорить о двух основаниях лицензирования с точки зрения закона.

С чисто юридической точки зрения лицензирование есть право на осуществление неких определенных видов деятельности, ведение которых без условия наличия лицензии невозможно и прямо запрещено законом.

С точки зрения общественных интересов лицензирование есть способ государственной защиты:

  • прав, интересов, жизни и здоровья населения;
  • экологии;
  • природных памятников и культурного наследия.

Помимо этого лицензирование также носит характер ограничения действий субъектов предпринимательской деятельности, способных причинить неумышленный ущерб обороноспособности и безопасности государства.

То есть, в известной степени, лицензирование является ограничением свободы предпринимательской деятельности. А потому Закон содержит запрет требований на лицензирование по основаниям, отличным от тех, которые были перечислены выше.

Это означает, что не может быть введено лицензирование видов деятельности исходя из соображений монополизации или дискриминации.

Пределы ограничений

Следует понимать, что лицензирование стоит на двух, образно говоря, столпах.

Первый столп – это наличие у субъекта предпринимательской деятельности технических и иных возможностей для осуществления лицензируемого вида деятельности.

Второй столп – это собственно охранительные государственные меры, то есть меры, позволяющие государству пресекать виды деятельности, способные навредить общественным интересам.

В части охранительных функций можно сказать, что структуру лицензионных правоотношений предпринимателя и государства упрощенно можно свести к следующей формуле:

  1. государство запрещает для всех предприятий некий вид деятельности, например, производство водки, поскольку производство алкогольной продукции требует соблюдения очень строгих норм во избежание причинения потребителям вреда;
  2. государство разрабатывает нормативы производства водки;
  3. государство предлагает потенциальным водкопроизводителям доказать, что они могут соблюдать нормативы производства водки;
  4. субъект предпринимательской деятельности, создавший условия для производства водки по государственным стандартам, обращается к государству с просьбой сделать исключение из правил и разрешить ему производить водку;
  5. государство проверяет технические и санитарные условия для производства водки у данного предпринимателя;
  6. если условия действительно соответствуют требованиям государства, то для предпринимателя делается исключение, и он получает разрешение на производство водки.

То есть лицензирование, подытоживая сказанное, есть исключение из запрета на конкретный вид деятельности, своего рода предупреждение возможных в будущем нарушений.

Лицензия как документ

Выше мы говорили о лицензировании, то есть о деятельности государственных органов по выдаче лицензий.

Лицензия же, в свою очередь – это документ, содержащий в себе государственное разрешение на осуществление определенного запрещенного для всех остальных вида деятельности.

Полномочные органы

Единственным держателем права на выдачу лицензий является государство. Но поскольку государство – это несколько абстрактное понятие, включающее в себя множество институтов, право на выдачу лицензий делегировано различным государственным органам, именуемым лицензирующими. К ним относятся специализированные федеральные и региональные органы, действующие по единым правилам и порядку, установленному Федеральным законом.

Именно эти органы подготавливают и вводят в действие лицензионные требования по:

  • созданию юридических лиц и ИП;
  • достижению целей лицензирования, то есть наличию у предпринимателя соответствующих технических условий, соответствующего оборудования, методов контроля, уставного капитала, статуса и соответствующего штата работников.

Рассмотрение заявления

Обращение в лицензирующий орган происходит посредством оформления заявления унифицированной формы, содержащего в себе следующие сведения:

  • наименование (или ФИО для ИП) субъекта предпринимательской деятельности и его организационно-правовую форму;
  • фактический и юридический адреса, а также адрес, по которому планируется осуществление лицензированной деятельности;
  • ИНН, иные реквизиты;
  • контактные данные;
  • вид деятельности и конкретных работ, на которые испрашивается лицензия;
  • платежный документ на уплату государственной пошлины;
  • подпись заявителя или его должностного лица.

Заявление может быть передано в лицензирующий орган либо лично, либо посредством заказного почтового отправления, либо в виде электронного пакета документов при условии, что заявитель обладает квалифицированной ЭЦП.

Лицензирующий орган рассматривает заявление предпринимателя о выдаче лицензии в течение 45 дней с момента получения заявления.

По истечении этого срока лицензирующий орган либо отказывает соискателю, либо выдает ему бессрочную лицензию.

Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии

Статья 12 . Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

Об особенностях применения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя настоящего Федерального закона с 1 июня 2015 г. см. Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

1) разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

2) разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;

3) деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

4) разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;

5) деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

6) производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 2 июля 2021 г. – Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 349-ФЗ

7) разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее;

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 2 июля 2021 г. N 349-ФЗ лицензии на осуществление деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, выданные до 2 июля 2021 г., переоформлению не подлежат

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 1 марта 2022 г. – Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Информация об изменениях:

Пункт 9 изменен с 1 марта 2022 г. – Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 9.1 с 1 марта 2022 г. – Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 1 марта 2022 г. – Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ в пункт 10 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения

11) деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ пункт 12 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2013 г.

ГАРАНТ:

Предоставленные до 1 июля 2013 г. лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов сохраняют свое действие после дня вступления в силу Федерального закона от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ и предоставляют их лицензиатам право осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с перечнем выполняемых работ, указанным в таких лицензиях

13) утратил силу с 1 июля 2013 г.;

Информация об изменениях:
Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ пункт 14 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

14) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;

15) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

16) производство лекарственных средств;

Информация об изменениях:

Пункт 17 изменен с 1 января 2022 г. – Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 128-ФЗ

17) производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники; (лицензирование прекращается со дня вступления в силу технического регламента)

ГАРАНТ:

См. Административный регламент Росздравнадзора по осуществлению лицензионного контроля деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденный приказом Росздравнадзора от 19 ноября 2020 г. N 10826

См. Административный регламент Росздравнадзора по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденный приказом Росздравнадзора от 2 ноября 2020 г. N 10109

18) оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;

ГАРАНТ:

См. Административный регламент исполнения Росздравнадзором государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, утвержденный приказом Минздрава России от 5 мая 2016 г. N 285н

19) деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;

20) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;

21) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;

22) утратил силу с 29 февраля 2020 г. – Федеральный закон от 18 февраля 2020 г. N 21-ФЗ

Информация об изменениях:

23) утратил силу с 29 февраля 2020 г. – Федеральный закон от 18 февраля 2020 г. N 21-ФЗ

Информация об изменениях:
Информация об изменениях:

Пункт 24 изменен с 1 января 2021 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 478-ФЗ

24) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области разведывательной деятельности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования;

25) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;

26) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;

27) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;

28) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;

29) деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ пункт 30 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2015 г.

30) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности;

Информация об изменениях:

Пункт 31 изменен с 30 сентября 2020 г. – Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 270-ФЗ

31) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах;

32) частная охранная деятельность;

33) частная детективная (сыскная) деятельность;

35) оказание услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

36) оказание услуг связи;

37) телевизионное вещание и радиовещание;

38) утратил силу с 28 июня 2019 г. – Федеральный закон от 17 июня 2019 г. N 148-ФЗ

Информация об изменениях:

39) деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);

Информация об изменениях:

Пункт 40 изменен с 13 августа 2019 г. – Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 298-ФЗ

40) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра “Сколково”);

Информация об изменениях:
Информация об изменениях:

Пункт 42 изменен с 1 марта 2022 г. – Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ пункт 42 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.

42) геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований;

43) производство маркшейдерских работ;

Информация об изменениях:

Пункт 44 изменен с 1 марта 2022 г. – Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

44) работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;

Информация об изменениях:

Пункт 45 изменен с 1 марта 2022 г. – Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

45) деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);

46) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”);

48) деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

49) деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности; (лицензирование прекращается со дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего установление аккредитации и (или) саморегулирования этого вида деятельности)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ часть 1 статьи 12 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 50

50) деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ часть 1 статьи 12 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 51, вступающим в силу с 1 сентября 2014 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 октября 2015 г. N 292-ФЗ часть 1 статьи 12 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 52, вступающим в силу с 1 января 2018 г.

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 53 с 14 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 323-ФЗ

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 54 с 27 декабря 2018 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ

54) деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах;

ГАРАНТ:

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2022 г. После 1 января 2022 г. осуществление данной деятельности без лицензии не допускается

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 55 с 26 апреля 2019 г. – Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 54-ФЗ

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 56 с 13 августа 2019 г. – Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 282-ФЗ

56) деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю);

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 57 с 13 августа 2019 г. – Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 282-ФЗ

57) деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий.

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 58 с 23 ноября 2021 г. – Федеральный закон от 26 мая 2021 г. N 156-ФЗ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в часть 2 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ часть 2.1 признана утратившей силу с 1 марта 2022 г.

Статья 12 дополнена частью 2.1 с 30 июля 2018 г. – Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 249-ФЗ

2.1. В случае, если нормативным правовым актом Российской Федерации изменяются наименование лицензируемого вида деятельности, перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, необходимость переоформления лицензии должна определяться этим нормативным правовым актом.

3. Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.

Информация об изменениях:

Статья 12 дополнена частью 4 с 1 марта 2022 г. – Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Читайте также:
Какой вид ответственности несут участники полного товарищества
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: