Основные виды земельного сервитута

Основные виды земельного сервитута

Публичные сервитуты, установленные до 01.09.2018, сохраняются. Правообладатели таких земельных участков вправе использовать меры защиты, предусмотренные ЗК РФ (в ред. ФЗ от 03.08.2018 N 341-ФЗ).

ЗК РФ Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 23 ЗК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 477-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

Читайте также:
Какие виды доверенностей существуют

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Статья 23 Земельного кодекса. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) утратил силу с 31 декабря 2013 года. – Федеральный закон от 28.12.2013 N 411-ФЗ.

4. Сервитут может быть срочным или постоянным.

4.1. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

5. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

6. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

7. Абзац утратил силу с 1 апреля 2015 года. – Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

8. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

9. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”.

10. Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Комментарии к ст. 23 ЗК РФ

1. Благодаря земельному сервитуту представляется возможным определить порядок и пределы использования чужого земельного участка. Как правило, сервитут предоставляет возможность использовать часть земельного участка, при этом право владения на соответствующую часть участка сохраняется за собственником земельного участка. Признание возможности и права использовать земельный участок соседям или просто неопределенному числу лиц (например, при пользовании прибрежной полосой) проистекает из здравого смысла и разумного использования любой территории. Правовой опыт выработал два варианта установления сервитута: один – по согласованию сторон, когда владелец участка, на котором предполагается сервитут, может не согласиться на такой вид использования, и его воля имеет определенное значение. Тогда речь идет о частном сервитуте. Еще одна особенность этого сервитута – то, что его обладателем является определенный круг заинтересованных лиц.

Другой вариант – когда сервитут устанавливается на основании государственного акта или акта местного самоуправления. В этом случае владелец земельного участка обязан принять такое обременение в интересах сообщества. И, поскольку такой “принудительный” сервитут устанавливается именно в публичных интересах, он носит название сервитута публичного.

Читайте также:
Для иных видов жилой застройки: что значит

Право сервитута как разновидность вещного права лиц, не являющихся собственниками имущества, было установлено ст. 216 ГК РФ, а с введением в действие гл. 17 ГК РФ отношения сервитута регулировались статьями данной главы. Большая часть норм ГК РФ относится к регулированию сервитута частного.

Согласно ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). В этом заключается современное правовое содержание сервитута, установленное гражданским законодательством. Деления сервитута на частный и публичный ГК РФ не знает.

При этом сервитут может устанавливаться для нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута: обеспечения прохода, проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации и др.

Указанной статьей ГК РФ также подтверждается, что сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Пункт 1 ст. 23 ЗК РФ не определяет условия установления частных сервитутов, так как соответствующие отношения регулируются гражданским законодательством. В соответствии со ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.

Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен (см. ст. 275 ГК РФ).

2. Правовые основы регулирования публичного сервитута определены земельным законодательством. Юридическим основанием установления публичного сервитута является закон или иной нормативный правовой акт, указанный в п. 2 ст. 23 Кодекса. Следует обратить внимание на то, что такой сервитут устанавливается только нормативным правовым актом. Нормативный правовой акт – это вид правового акта, официальный письменный документ, имеющий обязательную силу и рассчитанный на неоднократное применение, принятый управомоченным субъектом нормотворчества, выражающий властные веления, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений путем установления, изменения или отмены норм права. Публичный сервитут ни при каких обстоятельствах не может быть введен индивидуальным правовым актом, не содержащим норм права и принятым в связи с конкретным делом.

Основания установления публичного сервитута во многом совпадают с основаниями установления сервитута частного. Различие заключается в том, что публичный сервитут устанавливается, как уже было сказано, в интересах Российской Федерации, субъекта РФ, интересах муниципальных образований или населения, проживающего на данной территории. Целью установления публичного сервитута является удовлетворение публичного интереса – государства, местного самоуправления или местного населения.

Все это отличает публичный сервитут от частного, который устанавливается не нормативным правовым актом, а договором или решением суда в интересах частных лиц (см. комментарий к п. 1 настоящей статьи).

Из правового содержания публичного сервитута, установленного комментируемой статьей, следует, что им может пользоваться либо неопределенное число лиц (например, проход, проезд, прогон скота через земельный участок), либо лица определенные, но действующие в публичных интересах. Например, сервитут временного пользования земельным участком для производства изыскательских, исследовательских и других работ не может быть установлен как сервитут публичный, если работы проводятся коммерческой организацией и в целях получения ею прибыли. В последнем случае право пользования участком может быть оформлено договором аренды или частным сервитутом.

3. В пункте 3 ст. 23 Кодекса перечень целей установления публичных сервитутов изложен как исчерпывающий. В действующей редакции п. 3 ст. 23 Кодекса предусмотрены цели, для которых в соответствии с прежним водным и лесным законодательством могли устанавливаться сервитуты.

В соответствии с п. 3 ст. 31 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. “О приватизации государственного и муниципального имущества” публичным сервитутом может являться обязанность собственника допускать ограниченное использование приватизированного государственного или муниципального имущества (в том числе земельных участков и других объектов недвижимости) иными лицами, а именно обеспечивать: беспрепятственный доступ, проход, проезд; возможность размещения межевых, геодезических и иных знаков; возможность прокладки и использования линий электропередачи, связи и трубопроводов, систем водоснабжения, канализации и мелиорации.

Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона от 19 июля 1998 г. “О гидрометеорологической службе” на земельные участки, через которые осуществляется проход или проезд к стационарным пунктам наблюдений, входящим в государственную наблюдательную сеть, могут быть установлены сервитуты в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Читайте также:
Основные виды негативного воздействия на окружающую среду

4. Указание п. 4 на то, что сервитут может быть срочным или постоянным, в целом должно быть отнесено как к частному, так и к публичному сервитуту, поскольку вид сервитута в данном случае не указывается. Длящиеся правоотношения с течением времени претерпевают определенные изменения. По этой причине любой сервитут в любое время может прекратиться по самым разнообразным основаниям (например, у обладателя сервитута может отпасть необходимость в сервитуте или соответствующий земельный участок может быть изъят из оборота либо каким-либо образом будет изменено его целевое назначение, что может повлечь прекращение сервитута и т.д.).

4.1. Комментируемым пунктом установлено достаточно жесткое правило, согласно которому вне зависимости от целей установления публичного сервитута такой сервитут устанавливается до окончания срока резервирования. Таким образом, если обстоятельства складываются так, что за резервированием не следует изъятие участка для государственных или муниципальных нужд либо после изъятия участка делается вывод о возможности действия публичного сервитута на тех же землях, такой сервитут все равно прекращается, но может быть установлен заново. О резервировании земель см. ст. 70.1 Кодекса и комментарий к ней.

5. Обременение земельного участка сервитутом в любом случае, публичный это сервитут или частный, не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. При этом смысл сервитута заключается и в том, что право пользования земельным участком, обремененным сервитутом, за собственником сохраняется. При этом характер использования земельного участка должен отвечать критериям рациональности и эффективности. Должен соблюдаться баланс интересов как собственника земельного участка, обремененного сервитутом, так и лица или лиц, в чьих интересах сервитут установлен.

6. На основании комментируемой статьи и ст. 274 ГК РФ собственник участка, обремененного частным сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Правом требовать плату обладает только собственник земельного участка. Плату можно считать компенсацией за то, что собственник земельного участка обязан терпеть установленное обременение. Соразмерность платы может определяться степенью обременения. Размер платы должен устанавливаться по соглашению сторон. В случаях, если в федеральных законах содержатся указания о безвозмездном характере частных сервитутов в конкретных условиях, предусмотренное в данном пункте общее правило не применяется.

Собственник земельного участка, обремененного публичным сервитутом, не наделен правом требовать плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. Только в случае, указанном во втором абзаце п. 7 комментируемой статьи, он может потребовать соразмерной платы от органов, установивших публичный сервитут. Если в таком случае соответствующий орган откажет собственнику во внесения указанной платы, собственник имеет право на судебную защиту своих прав (см. п. 8 комментируемой статьи).

7. В случае когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник на основании ст. 276 ГК РФ вправе требовать по суду прекращения сервитута. В то же время п. 7 комментируемой статьи действует только в случае установления публичного сервитута, и владелец участка вправе требовать равноценного земельного участка, либо выкупа (изъятия) земельного участка в установленном законом порядке.

Как правило, публичный характер обременения земельного участка предполагает, что данный участок должен быть выкуплен для государственных или муниципальных нужд. Однако подобного основания изъятия (выкупа) ни ГК РФ, ни ЗК РФ не предусмотрены. Предоставление равноценного участка должно осуществляться в соответствии с требованиями по предоставлению земельного участка в соответствии со ст. ст. 30 – 34 ЗК РФ (см. комментарий).

8. Как и любое другое право, установленное законом право сервитута подлежит защите, которая осуществляется в судебном порядке. Иск подается лицом, имеющим право на сервитут, ответчиком по иску является собственник имущества, обремененного сервитутом. Защита права сервитута может осуществляться преимущественно следующими способами:

признание права сервитута в том случае, если собственник отказывает истцу в установленном законным порядком праве;

восстановление положения, существовавшего до нарушения права сервитута, пресечение действий, нарушающих право сервитута или создающих угрозу этого нарушения. Данное нарушение может возникнуть в том случае, когда собственник не отрицает сервитута, но начинает строительство или распашку на территории участка, отведенного для осуществления сервитута, и тем самым препятствует его осуществлению;

самозащита права. В рамках этого права обладатель права сервитута может сам произвести действия, пресекающие нарушение его прав, соразмерные с нарушением. Такими действиями могут быть, например, снесение части забора, препятствующего проезду;

возмещение убытков и компенсация морального вреда.

В качестве защиты права сервитута могут применяться и иные способы, предусмотренные законодательством.

9. При государственной регистрации сервитутов применяются как общие положения Федерального закона от 21 июля 1997 г. “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, так и специальные нормы его ст. 27, определяющие особенности регистрации сервитутов.

Читайте также:
Виды отправки писем по почте

Государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Публичный сервитут может быть зарегистрирован только как обременение.

Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав.

Если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, то к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества план, на котором отмечена сфера действия сервитута.

Если сервитут относится ко всему земельному участку, то предоставления кадастрового плана земельного участка не требуется.

Земельный сервитут

В рамках гражданского законодательства сервитут является правом, которое позволяет одному собственнику участка пользоваться участком соседа в специально оговоренных случаях.

Понятие земельного сервитута. Форма и виды земельных сервитутов

Понятие сервитута – специальная юридическая конструкция, при помощи которой человек получает возможность воспользоваться чужим участком земли в специально оговоренных случаях.

В рамках гражданского законодательства сервитут является правом, которое позволяет одному собственнику участка пользоваться участком соседа в специально оговоренных случаях.

В зависимости от целей установления законодательство выделяет следующие формы и виды сервитутов:

1. Частный сервитут, который в свою очередь может быть установлен на основании составленного между сторонами договора или путем вынесения соответствующего решения суда.

Установление частного сервитута на соседний участок, а также в некоторых случаях, выделенных законодательными актами, может распространяться и на другой участок, имеющий полезные свойства.Частный сервитут может быть установлен:

  • личные сервитуты для возможности осуществления прохода или проезда через чужой участок;
  • личные сервитуты для прокладки водоснабжения или линий электропередач;
  • частный сервитут для удовлетворения прочих нужд собственника участка.

2. Публичный сервитут, или иначе – право ограниченного пользования чужим земельным участком, устанавливается на основании соответствующего нормативно-правового акта федерального, регионального или местного уровня. Установление публичного сервитута допускается, если данный участок земли необходим для удовлетворения государственных нужд.

Исчерпывающий перечень ситуаций, в которых происходит установление сервитута, в частности публичный сервитут на земельный участок, представлен в Земельном кодексе РФ:

  • чтобы обеспечить возможность прохода людей к водному объекту общего пользования, в том числе, к его береговой зоне;
  • для осуществления ремонта объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность граждан;
  • публичный сервитут для проведения дренажных работ;
  • при необходимости осуществить прогон сельскохозяйственных животных;
  • публичный сервитут при сенокосе.

Срочный и постоянный сервитуты. Безвозмездный и возмездные сервитуты

Согласно условиям законодательства любой земельный сервитут, который не содержит ни в каких основополагающих документов сведений о своем сроке, признается бессрочным. В качестве таких документов могут выступать:

  • договор, заключенный между сторонами об установлении данного вида ограничения.
  • нормативно-правовой акт, в котором устанавливается необходимость установления данного сервитута.
  • решение суда, если сторонам по каким-либо причинам не удалось самостоятельно прийти к решению о целесообразности установления подобного вида ограничения.

Отдельно стоит обратить внимание на то, что не всегда бессрочный земельный сервитут будет являться таковым. В некоторых случаях точный срок действия сервитута устанавливается на уровне федерального законодательства. К примеру, когда речь идет о рекультивации участка, сервитут не будет иметь статус временного, так как это будет вредить государству.

Согласно условиям, установленным в законодательстве, сервитут является бесплатным правом, в котором пользователь чужого участка не должен оплачивать свой проход или проезд по данному объекту недвижимости.

Исключение составляет право на оперативное управление, при котором сервитут является возмездным. Стоимость на личные сервитуты высчитывается согласно земельному налогу на объект недвижимого имущества, попадающий в пользование.

Основания для возникновения сервитута. Субъекты и объекты данного права

Субъектами права ограниченного пользования чужим земельным участком являются:

  • собственник земельного участка, располагающегося на определенной территории и в отношении которого устанавливается сервитут;
  • сосед или прочее лицо, нуждающееся в пользовании чужой недвижимостью;
  • государство, в качестве которого может выступать орган государственной, региональной или местной власти.

Объектами данных правоотношений является участок земли, на который устанавливается ограничение в виде сервитута.

Установление сервитута, в частности, когда речь идет о частном и публичном сервитуте, требует для себя наличие одного из нижеперечисленных оснований:

  • необходимость прохода или проезда через чужой участок, чтобы попасть к своему объекту недвижимости;
  • необходимость прокладки линий электропередач или водоснабжения на данной территории.

Установление публичного сервитута требует одного из следующих оснований:

  • необходимость проводить через данную территорию животных;
  • необходимость прохода людей к территории общего пользования;
  • необходимость осуществления ремонта объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность.

Установление сервитута для проезда. Порядок установления сервитута. Договор об установлении сервитута

Установление сервитута происходит на основании соглашения, заключенного между сторонами, где одной из сторон является непосредственный собственник участка земли, а второй – человек, которому в силу каких-либо обстоятельств требуется воспользоваться данным объектом недвижимости.

В заключенном между сторонами договоре обязательно должна быть указана следующая информация:

  • кадастровый номер данного участка;
  • его кадастровый план;
  • копия кадастрового паспорта.

Сам процесс оформления частного сервитута должен включать в себя следующие этапы:

  • заключение соглашения;
  • подача заявления для проведения государственной регистрации;
  • предоставление всех необходимых документов, подтверждающих право собственности на данный объект.
Читайте также:
Какие виды хозяйственного учета применяются в России

Если по каким-либо причинам сторонам не удается прийти к соглашению по возникновению права собственности на участок, можно обратиться в суд.

Исковое заявление об установлении сервитута. Срок, на который устанавливается сервитут

При этом суд дает соответствующее определение на наложение или снятие права на пользование чужим участком земли только в случаях, когда данное право соответствует всем условиям, оговоренным на уровне закона, среди которых:

  • разумность возникновения права;
  • справедливость возникновения права;
  • законность возникновения права;
  • цель возникновения данного ограничения.

Согласно законодательным актам сервитут может быть бессрочным и срочным. Точный срок действия данного права может быть установлен следующими актами:

  • соглашением об установлении частного сервитута;
  • решением суда, содержащим в себе все условия возникновения такого права;
  • нормативно-правовым актом.

Во всех случаях, когда точный срок данных правоотношений не устанавливается, он считается действующим бессрочно, за исключением некоторых случаев, установленных на государственном уровне.

Регистрация сервитута

Любой сервитут подлежит соблюдению порядка обязательной государственной регистрации. Для осуществления правильного порядка проведения данной процедуры требуется предоставление определенного документа, в котором:

  • указывается причина установления данного вида обременения;
  • прилагается кадастровая схема объекта недвижимого имущества. Кадастровая схема требуется даже при регистрации сервитута только на отдельную часть участка земли.

Все сведения о сервитуте содержатся не только в едином государственном реестре прав на недвижимость, но также в межевом плане и кадастровой схеме на данный объект недвижимого имущества. Каждая кадастровая схема должна быть в установленном порядке заменена на новую, содержащую актуальную информацию.

Иные виды сервитутов: сервитут на отдельную часть участка, предиальный сервитут

В некоторых случаях допускается установление сервитута только на отдельную часть участка. Данное ограничение обязательно должно быть установлено в соглашении, заключенном между сторонами, а также в решении суда, вынесенном если стороны не смогли самостоятельно определить цели установления данного обременения.

Предиальный сервитут – необходимость восполнения участку недостающих ему полезных свойств.

Данное понятие, равно как и созвучное с ним понятие «городские сервитуты» действовало в римском праве и на данный момент практически не используется.

Оценка и расчет стоимости сервитута участка. Платный и бесплатный сервитут

В нововведениях к Земельному кодексу РФ содержится исчерпывающая информация об оценке и расчете стоимости такого права как личные сервитуты. Согласно данному нормативно-правовому акту сервитут предоставляется на бесплатной основе.

Однако в некоторых случаях, когда проведение оценки и расчета все-таки необходимо, устанавливается стоимость за данный вид права в размере земельного налога, который, в свою очередь, рассчитывается исходя из общей пропорциональной площади зданий и сооружений, а также различных помещений.

Предоставление платного сервитута, а, следовательно, оценка и расчет, допускается только в случаях возникновения права на оперативное управление.

Прекращение сервитута на участок

Право на пользование чужим участком земли, равно как и другим объектом недвижимого имущества прекращается в нескольких случаях.

Основания прекращения сервитута:

  • прекращение сервитута по истечении срока договора, заключенного между сторонами данного правоотношения;
  • при вынесении соответствующего решения суда, содержащего в себе нормы, направленные на отмену или изменение действующего сервитута.

Что такое сервитут на земельный участок – понятие, виды и цели установления сервитута

Сервитут произошло от лат. Servitus, что означает рабство и подчинение. В наши дни это слово имеет иное значение – это урезанная возможность эксплуатировать в определенной части чужой земельный участок.
Сервитут – это не просто устная договоренность с собственником земли, это документальное подтверждение бремени. Что такое сервитут на земельный участок, какие бывают виды сервитутов разберем подробнее.

Что такое сервитут земельного участка простым языком?

Земельный сервитут – что это такое? Простым языком, сервитут — это ограничение, урезка прав на пользование землей или недвижимостью, оформленное документально. В чем выражается это ограничение? Предположим, у вас есть в собственности земельный участок, а некое лицо, к примеру сосед, изъявляет желание частично воспользоваться вашей землей (пройти с краюшку, вдоль забора). По закону, это частичное и ограниченное пользование оформляется соглашением между собственником, регистрируется надлежащим образом. Результат – установление сервитута на часть земли, которая нужна для прохода.

Обладатель сервитута

Лица, получившие возможность урезанного пользования чужой землей, называются обладателями сервитута. Обладатели сервитута могут воспользоваться чужим владением, но только в той части, которая оговорена в письменном виде (например, для прохода к своему участку по выделенной для этой цели дорожке). Собственник, при этом, не должен препятствовать такому проходу.
В результате получается у одного лица – права ограничены в части целевого использования, у другого – в части не препятствования.

Что такое сервитут? Понятие, утвержденное в законе

Понятие и порядок установления сервитута содержится в Гражданском кодексе РФ (ст. 274) и в Земельном кодексе РФ (ст. 23).
На страницах гражданского кодекса раскрывается понятие сервитута, как предоставление возможности частичного (не выходя за рамки соглашения и договора) пользования соседним участком.
Земельный кодекс также говорит о сервитуте, как о возможности ограничения (обременения) прав, при этом раскрывает понятие публичного сервитута, а также особенности установления сервитута в отношении государственных земель.
Таким образом, сервитут — это некая урезка прав на земельный участок, которое необходимо в силу определенных обстоятельств.

Читайте также:
Какой вид деятельности выбрать для бизнеса

Виды сервитутов

Основная классификация сервитутов в российском праве – это деление их на публичные и частные. Публичные от частных сервитутов отличаются кругом лиц, которые будут ими пользоваться. Публичными сервитутами пользуется население или муниципальные органы. Частные сервитуты устанавливаются в интересах одного (двух) лиц, для обеспечения возникающих нужд.

  • Публичный сервитут – сервитут, установленный решением органов власти в целях реализации нужд государства и населения. Например, проход по частной территории к водоему.
    (Подробно о публичных сервитутах читайте в нашей статье: “Порядок и особенности установления публичного сервитута на земельный участок”).
  • Частный сервитут – установленный в частном порядке на основании соглашения между частными (юридическими или физическими) лицами. Например, для того чтобы проехать на свой участок собственник вынужден воспользоваться проходом через участок соседа (если другого пути нет). Все что касается частных сервитутов – читайте здесь.

Существует градация сервитутов по срочности:

  • сервитуты, устанавливаемые на определенный срок (срок сервитута и порядок платы за сервитут (если таковая имеется) прописываются непосредственно в соглашении)
  • бессрочные (сервитуты установлены пожизненно).

Также следует выделить отдельный вид сервитутов – в отношении государственных и муниципальных земель

Сервитуты на частные владения и на государственные регулируются нормами гражданского и земельного права. Однако, законное обременение земель, принадлежащих публичной власти, отличается некими особенностями. Так, если государственная земля находится в долгосрочной аренде или в бессрочном пользовании, то согласие государства как собственника на заключение сервитута не обязательно. Есть и другие особенности, они регулируются главой V.3 земельного кодекса.

Цели установления сервитута

Для того, чтобы обоснованно ограничить территорию должна быть веская причина. Законодательством перечислены примеры, в целях которых устанавливаются сервитуты, перечислим самые распространенные.

Цели установления частного сервитута:

  • для обеспечения доступа к своему участку, если миновать чужие земли при этом невозможно;
  • для иных нужд (стройка, установка оборудования и прочие причины, при которых необходимо пользование сервитутом).

Цели установления публичного сервитута:

  • обеспечение свободного доступа граждан к тем объектам, на которые они имеют право (например проход к реке);
  • необходимость установки геодезических пунктов;
  • прогон (выпас) скота, рыбалка;

Цели установления сервитута на государственные (муниципальные) земли:

  • размещение линий связи;
  • ведение работ, связанных с пользованием недрами.

Регистрация сервитута

Для установления сервитута на земельный участок требуется договоренность с собственником. Инициатором оформления сервитута может быть либо собственник участка, в отношении которого сервитут устанавливается, либо лицо, которому сервитут необходим.
Если собственник против установки сервитута, тогда будущий обладатель сервитута может воспользоваться своими правами через суд.
Регистрация сервитута совершается Росреестром на основании письменного обращения заявителя или по судебному решению. Также требуется пакет документов, необходимый для оформления сервитута (выписки ЕГРН, документы, подтверждающие право собственности, соглашение об установлении сервитута, решение суда и пр.).

Сервитут на земельный участок что это такое

Сервитут на земельный участок что это такое

Coбcтвeнники зeмeльныx yчacткoв мoгyт oфopмить cпeциaльнoe paзpeшeниe нa oгpaничeннoe пoльзoвaниe зeмлeй для тpeтьиx лиц, нaпpимep, пpи apeндe или кoгдa чepeз yчacтoк xoтят пpoвecти кoммyникaции. Этo пoзвoлит oбeзoпacить ceбя oт измeнeний нa тeppитopии. B пpaвoвoй cфepe paзpeшeниe нa oгpaничeннoe пoльзoвaниe oбoзнaчaeтcя кaк cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк. Eгo oфopмляют в зeмлeycтpoитeльныx кoмпaнияx и peгиcтpиpyют в тoм жe пopядкe, чтo и oбpeмeнeния нaклaдывaeмыe нa coбcтвeннocть.

Cepвитyт зeмли — чтo этo нa пpaвoвoм языкe? Coглacнo 3eмeльнoмy кoдeкcy в cтaтьe 23 дaнный дoкyмeнт пpeдcтaвляeт coбoй oфициaльнoe paзpeшeниe нa oгpaничeннoe пoльзoвaниe тeppитopиeй. Пpaвo влaдeния зeмлeй дaeт вoзмoжнocть пoлнocтью или чacтичнo oгpaничить дocтyп к тeppитopии тpeтьим лицaм.

Кoгдa тpeбyeтcя cepвитyт?

3aкoнoдaтeльcтвo в cтaтьe 274 Гpaждaнcкoгo кoдeкca pacкpывaeт вoпpoc — cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк, чтo этo тaкoe. Oфopмлeниe oгpaничeннoгo paзpeшeния тpeбyeтcя, кoгдa peшaютcя cпopы мeждy coбcтвeнникaми coceдниx зeмeль пo пoвoдy пoльзoвaния oбщeгo xapaктepa.

Cepвитyт ycтaнaвливaeтcя нa зeмeльный yчacтoк пo cлeдyющим нaибoлee чacтым пpичинaм:

  1. Pacпoлoжeниe нa yчacткe пpиpoднoгo oбъeктa, нaпpимep иcтoчникa ключeвoй вoды. Oбъeкт нe являeтcя coбcтвeннocтью влaдeльцa зeмли, a пpинaдлeжит гocyдapcтвy и oтнocитcя к oбщeмy пoльзoвaнию, пoэтoмy вoдy мoгyт нaбиpaть вce жeлaющиe. B тaкoм cлyчae coбcтвeнник имeeт пpaвo ycтaнoвить oгpaничeния и пoтpeбoвaть пpaвo пpoxoдa к иcтoчникy зa oпpeдeлeннyю плaтy.
  2. Cтpoитeльныe paбoты пo пpoклaдкe кoммyникaциoнныx тpyб к yчacткy дoлжны пpoвoдитьcя чepeз coceднюю тeppитopию. 3aкoнный пpaвooблaдaтeль имeeт пpaвo нaлoжить oбpeмeнeниe в фopмe cepвитyтa и yкaзaть кoнкpeтнoe мecтo для paзpeшeния пpoклaдывaния тpyб.

BНИMAНИE. Cepвитyт являeтcя кpaйним peшeниeм вoзникшeй пpoблeмы c зeмeльным пoльзoвaниeм, кoгдa ocтaльныe cпocoбы иcчepпaны.

Дaнный cпocoб oгpaничeннoгo иcпoльзoвaния нeльзя пpимeнять для нecyщecтвeнныx цeлeй. Нaпpимep, к yчacткy пpиxoдитcя дoбиpaтьcя пo кopoткoй дopoгe, нo cдeлaть этo пo coceднeй тeppитopии нaмнoгo ближe.

Oфopмлять paзpeшeниe для coкpaщeния пyти нeдoпycтимo.
Пo cвoeй cyти cepвитyт пoxoж c apeндoй, paзницa тoлькo в вoзникнoвeнии зaключeния дoгoвopa кaк вынyждeннoй мepы peшeния cпopa c oбeиx cтopoн. Этo пoзвoляeт coбcтвeнникy зeмeльнoгo нaдeлa нapядy c пoлyчaтeлeм cepвитyтa пpoдoлжaть иcпoльзoвaть oбpeмeнeннyю чacть yчacткa.

Читайте также:
Какие виды отпусков предусмотрены трудовым законодательством

3eмeльнoe oбpeмeнeниe нaклaдывaeтcя в cлyчaяx:

  • oбoюднoгo coглaшeния cтopoн, кoтopыe жeлaют пoльзoвaтьcя зeмлeй нapядy c ee coбcтвeнникoм;
  • бeз oбoюднoгo coглaшeния в пpинyдитeльнoм cyдeбнoм пopядкe.

BAЖНO. Пpeтeндoвaть нa peгиcтpaцию cepвитyтa мoжeт тoлькo лицo, кoтopoe нe pacпoлaгaeт вoзмoжнocтями peaлизaции cвoиx пpaв пo экcплyaтaции чyжoй зeмли бeз cпeциaльнoгo нa тo paзpeшeния.

Paзнoвиднocти зeмeльныx cepвитyтoв

Cepвитyты нa зeмeльныe yчacтки клaccифициpyютcя нecкoлькими cпocoбaми в зaвиcимocти oт вpeмeннoгo фaктopa иcпoльзoвaния нaдeлoв:

  • cpoчный — тpeбyeтcя для peгиcтpaции oпpeдeлить тoчный cpoк дeйcтвия oбpeмeнeния. Нeoбxoдимocть в дoгoвope вoзникaeт, кoгдa тpeбyeтcя cpoчнaя пpoклaдкa кoммyникaциoнныx кaбeлeй, тpyб. Пocлe выпoлнeния cpoчныx paбoт oбpeмeнeниe cнимaeтcя;
  • пocтoянный — oфopмляeтcя, кoгдa тpeбyeтcя иcпoльзoвaть нaдeл нa пocтoяннoй ocнoвe (нaпpимep, нa yчacткe pacпoлoжeн гocyдapcтвeнный пpиpoдный oбъeкт);
  • пocтoяннo-вpeмeнный — фaктичecкoe иcпoльзoвaниe тeppитopии вoзникaeт в oпpeдeлeнный мoмeнт в тeчeниe бeccpoчнoгo пepиoдa.

Нaпpимep, вeдyщyю дopoгy к coбcтвeннoмy yчacткy вecнoй paзмывaeт, тoгдa гpaждaнин дoгoвapивaeтcя c coceдoм o пpoxoдe чepeз eгo тeppитopию. Cepвитyт в тaкoм cлyчae мoжeт ycтaнaвливaтьcя в бeccpoчнoм пopядкe, нo c yкaзaниeм вeceннeгo пepиoдa пoльзoвaния.

Coглacнo пpaвoвoй cтopoнe нaклaдывaния oбpeмeнeния дoгoвop клaccифициpyeтcя нa чacтный и пyбличный. B cвязи c чeм вoзникaeт вoпpoc: чтo тaкoe чacтный cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк и чтo тaкoe пyбличный cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк и в чeм иx oтличиe?

Для гpaждaн в 3eмeльнoм кoдeкce дaeтcя oтвeт нa oпpeдeлeниe этиx видoв:

  1. Чтo тaкoe чacтный cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк —тaкoй вид oбpeмeнeния нaлaгaeтcя пpи зaтpaгивaнии интepecoв кoнкpeтнoгo зeмлeвлaдeльцa (физичecкoгo или юpидичecкoгo). Oгpaничeниe ycтaнaвливaют нa ocнoвaнии дoгoвopa либo cyдeбнoгo peшeния в пoльзy зeмлeвлaдeльцa.
  2. Чтo тaкoe пyбличный cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк —тaкoй вид oбpeмeнeния пoдpaзyмeвaeт peгиcтpaцию в Pocpeecтpe coглacнo зaкoнoдaтeльным ocнoвaм либo пo нopмaтивнo-пpaвoвoмy дoкyмeнтy, кoтopый пpиняли нa фeдepaльнoм ypoвнe или мyниципaлитeтoм. Чacтo cepвитyт пyбличнoгo oбpaзoвaния нaклaдывaeтcя пpи пpoвeдeнии кoммyникaций oбecпeчeния и oбщecтвeннoгo пoльзoвaния (гaз, вoдa, cвeт и т.п.).

Paзличия мeждy cepвитyтaми

Дoгoвop нa oгpaничeннoe иcпoльзoвaниe зeмли oтличaeтcя пo cвoeмy coдepжaнию и cитyaциям пpимeнeния:

  • пyбличный cepвитyт oфopмляeтcя coглacнo пoтpeбнocти ввeдeния нa oгpaничeния иcпoльзoвaния зeмeльнoгo нaдeлa в гocyдapcтвeнныx интepecax или мyниципaльныx, a тaкжe для бoльшoгo кpyгa лиц и чacтнoгo oбecпeчeния гpaждaнcкиx пpaв;
  • чacтный cepвитyт имeeт пpeимyщecтвo в вoзмeзднoм xapaктepe, a пyбличный oтличaeт бeзвoзмeздный. Для пepвoгo cлyчaя oтcyтcтвyeт плaтa зa oбpeмeнeниe, кoтopaя ocyщecтвляeтcя тoлькo в иcключитeльныx cитyaцияx, ycтaнoвлeнныx зaкoнoм. Для ocтaльныx cлyчaeв влaдeлeц зeмли pacпoлaгaeт пpaвoм тpeбoвaть дeнeжнyю кoмпeнcaцию зa oбpeмeнeниe. Плaтa мoжeт и oтcyтcтвoвaть пpи oткaзe зeмлeвлaдeльцa oт нee;
  • ocнoвaния для вoзникнoвeния oгpaничeннoгo иcпoльзoвaния тaкжe oтличaютcя. Oгpaничeния пyбличныx oбpaзoвaний ocнoвывaютcя нa нopмaтивнo-пpaвoвыx дoкyмeнтax, a чacтный oбocнoвaн тpeбoвaниями гpaждaнинa-зeмлeвлaдeльцa, opгaнизaции или гpyппы гpaждaн.

Ocнoвныe пpичины для peгиcтpaции чacтныx cepвитyтoв

Для peгиcтpaции чacтныx cepвитyтoв cyщecтвyeт нecкoлькo ocнoвныx пpичин:

  • тpeбyeтcя пpoeзд или пpoxoд к yчacткy зeмли;
  • вoзниклa нeoбxoдимocть пpoлoжить кoммyникaции;
  • тpeбyeтcя пpoизвecти oбcлyживaниe и peмoнтныe paбoты гaзoвoгo
  • oбopyдoвaния, элeктpoceтeй, фacaдa дoмa, вoдoпpoвoдa и т.п.;
  • тpeбyeтcя ycтaнoвить кaкoй-либo oбъeкт нa coceднeй зeмлe;
  • иныe cлyчaи, кoтopыe нe ocyщecтвлятьcя бeз oбpeмeнeния.

Для peгиcтpaции пyбличныx cepвитyтoв пpeдycмoтpeны cлyчaи иcпoльзoвaниe зeмли гocyдapcтвoм, мyниципaлитeтoм или мecтным нaceлeниeм. Cpeди ниx ocнoвными пpичинaми нaклaдывaния oбpeмeнeния являютcя:

  • тpeбyeтcя пpoxoд или пpoeзд чepeз тeppитopию yчacткa чacтнoгo влaдeльцa (нaпpимep, пpoклaдывaниe дopoги oбщeгo знaчeния);
  • пpoвeдeниe кoммyникaциoнныx ceтeй oбщecтвeннoгo пoльзoвaния;
    пpeдocтaвлeниe влaдeльцeм oбщeгo пoльзoвaния pacпoлoжeнным нa eгo yчacткe гocyдapcтвeннoм oбъeктe (нaпpимep, пpиpoдный иcтoчник);
  • тpeбyютcя пocлeдoвaтeльныe paбoты, кoтopыe нeoбxoдимo пpoвecти нa чacтнoм yчacткe;
  • пpи pacпoлoжeнии нaдeлa oкoлo пpибpeжнoй зoны нeoбxoдимo cдeлaть чepeз нeгo пpoxoд к вoдe;
  • пpи пpoвeдeнии paбoт гeoдeзичecкoгo xapaктepa, пpoклaдывaнии мeжи, тpeбyeтcя paзмecтить знaки paбoт;
  • для пoлyчeния paзpeшeния нa выпac или пpoгoн cкoтa.

Кaк ycтaнaвливaют cepвитyты?

Cepвитyты ycтaнaвливaютcя coглacнo 3 ocнoвным вapиaнтaм, зaкpeплeнным зaкoнoдaтeльнo:

  • Нa ocнoвaнии пoдпиcaния peзoлюции пoлнoмoчным пoдpaздeлeниeм мecтнoгo caмoyпpaвлeния, мyниципaлитeтoм или гocyдapcтвoм.
  • Peзoлюция пpинимaeтcя в xoдe пyбличнoгo cлyшaния o нaлoжeнии oгpaничeний.
  • Нa ocнoвaнии oбщeгo coглaшeния гpyппы зeмлeвлaдeльцeв или зaинтepecoвaнныx лиц.
  • Пo cyдeбнoмy пocтaнoвлeнию.

Пopядoк ycтaнoвлeния пyбличнoгo cepвитyтa нa зeмeльный yчacтoк cлeдyющий:

  1. Oбъявлeния cлyшaния мyниципaлитeтoм или aдминиcтpaциeй.
  2. Oфopмлeниe peзoлюции.
  3. Oглaшeниe peзyльтaтoв coглacoвaния пoльзoвaния yчacткoм — тpeбoвaния, кoмпeнcaция.
  4. Peгиcтpaция cepвитyтa в Pocpeecтpe.

Taкжe cyщecтвyeт пopядoк дoбpoвoльнoгo coглacoвaния пo иcпoльзoвaнию зeмeльнoгo нaдeлa и нaклaдывaния cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк нaxoдящийcя в чacтнoй coбcтвeннocти:

  1. 3aинтepecoвaннoe лицo oбpaщaeтcя к зeмлeвлaдeльцy c пpocьбoй o чacтичнoм пoльзoвaнии зeмлeй.
  2. Cтopoнaм нeoбxoдимo oфopмить coглaшeниe cлeдyющeгo coдepжaния: гpaфa o coглacии зeмлeвлaдeльцa o нaклaдывaнии oбpeмeнeния, пpaвa cтopoн, oбязaтeльcтвa cтopoн, цeли иcпoльзoвaния, плoщaдь и кoopдинaты тpeбyeмoй тeppитopии, cpoк пoльзoвaния.
  3. Дaлee cлeдyeт peгиcтpaция coглaшeния в Pocpeecтpe.

Для peгиcтpaции пoтpeбyютcя cлeдyющиe дoкyмeнты:

  • зaявлeниe;
  • квитaнция oб oплaтe гocyдapcтвeннoй пoшлины (для физичecкиx лиц — 1 500 pyблeй, для юpидичecкиx — 6 000 pyблeй);
  • coглaшeниe в кoличecтвe 3 экзeмпляpoв;
  • coглacиe oт тpeтьиx лиц тpeбyeтcя кoгдa нyжнo ycтaнoвлeниe cepвитyтa нa зeмeльный yчacтoк нaxoдящийcя в зaлoгe, ecли нaдeл нaxoдитcя в coвмecтнoй coбcтвeннocти, ипoтeчнoм зaклaдe, apeндe.

BAЖНO. Дeйcтвиe cepвитyтa нaчинaeтcя c мoмeнтa пpoxoждeния гocyдapcтвeннoй пpoцeдypы peгиcтpaции. Пocлe этoгo зaкoнoм paзpeшaeтcя иcпoльзoвaть yчacтoк зeмли coглacнo yкaзaниям в дoгoвope, a coбcтвeнник имeeт пpaвo тpeбoвaть кoмпeнcaцию.

Cyдeбнoe нaлoжeниe cepвитyтoв

Ecли гpaждaнин или зaинтepecoвaннoe лицo жeлaeт пoльзoвaтьcя чyжoй зeмлeй, a влaдeлeц oткaзывaeтcя, тo cepвитyт мoжнo oфopмить чepeз cyдeбнoe paзбиpaтeльcтвo.

Читайте также:
Виды деятельности акционера участника юридического лица

Ecли зeмлeвлaдeлeц нe coглaceн oфopмлять oбpeмeнeниe, дaжe в cитyaции, кoгдa зaинтepecoвaннoe лицo фaктичecки иcпoльзyeт зeмлю, тo тpeбyeтcя oфициaльнo пoлyчить пpaвoмoчия нa oгpaничeннoe иcпoльзoвaниe зeмeльнoгo нaдeлa.

Кaк ycтaнaвливaeтcя пyбличный cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк coглacнo cyдeбнoмy peшeнию:

  • зaинтepecoвaннoe лицo пoдaeт иcк или xoдaтaйcтвo в cyд;
  • пpeдocтaвляeт дoкaзaтeльcтвo o нeoбxoдимocти пoльзoвaния чyжим нaдeлoм;
  • ecли cyд видит вecoмocть дoкaзaтeльcтв, тo дaeт пoлoжитeльнoe peшeниe для зaинтepecoвaннoгo лицa;
  • oфopмляeтcя cepвитyт и peгиcтpиpyeтcя в Pocpeecтpe;
  • coбcтвeнникy oбpeмeнeннoгo нaдeлa пoзвoляeт нaзнaчить кoмпeнcaциoннyю плaтy зa пoльзoвaниe зeмлeй.

BНИMAНИE. Cyдeбнoe peшeниe гapaнтиpyeт бecпpeпятcтвeннyю экcплyaтaцию чyжoгo yчacткa. Бeз тaкoгo дoкyмeнтa влaдeлeц зeмли мoжeт в любoй мoмeнт зaпpeтить пoльзoвaтьcя cвoeй зeмлeй.

Нa peшeниe cyдa пo бoльшeй чacти влияeт oтcyтcтвиe y иcтцa aльтepнaтивнoй вoзмoжнocти влaдeть cвoим yчacткoв бeз иcпoльзoвaния чyжoгo нaдeлa.

Нaпpимep, пpи близкoм pacпoлoжeнии к yчacткy пpиpoдныx иcтoчникoв cyдья paзpeшит eгo пoльзoвaниe чepeз чyжoй yчacтoк, ecли этo eдинcтвeнный oбъeкт вoды и, нaoбopoт, зaпpeтит, ecли ecть eщe oбщeдocтyпныe иcтoчники.

Для дoкaзaтeльнoй бaзы зaинтepecoвaннoe лицo дoлжнo пpeдocтaвить 5 фaктoв:

  1. Oтcyтcтвиe peaльныx вoзмoжнocтeй пo peaлизaции coбcтвeнныx пpaв бeз втopжeния нa чyжyю зeмлю.
  2. Нaличиe cпopa пo oбpeмeнeнию мeждy coceдями.
  3. Oбocнoвaннocть пoльзoвaния чyжим нaдeлoм.
  4. Нaличиe coглacия нa дeнeжнyю кoмпeнcaцию в paзyмнoм paзмepe.
  5. Cpoк oгpaничeния.

Пepeд oбpaщeниeм в cyд нeoбxoдимo:

  • cocтaвить coглaшeниe o cepвитyтe и нaпpaвить eгo oтвeтчикy;
  • пpoвecти зeмлeycтpoитeльнoe иccлeдoвaниe для oбocнoвaния нaлoжeния oбpeмeнeния;
  • пpoвecти oцeнкy cтoимocти пoльзoвaния чyжим нaдeлoм.

Oбычнo в тaкиx cyдeбныx paзбиpaтeльcтвax oтвeтчик чинит пpeпятcтвия для экcплyaтaции cвoeй зeмли (вoзвeдeниe зaбopa, зaкpытый yчacтoк, пocaдкa дepeвьeв нa мecтe тpeбyeмoй зaклaдки кoммyникaций и т.п.).

Иcтцy cтoит yчитывaть, чтo нaклaдывaниe cepвитyтa дoлжнo минимизиpoвaть нeyдoбcтвa для coбcтвeнникa зeмeльнoгo нaдeлa, a тaкжe кoмпeнcиpoвaть oбpeмeнeниe.

Учитывaя этo, cyд ycтaнaвливaeт ycлoвия oгpaничeннoгo пoльзoвaния, ocнoвывaяcь нa пpинципe paзyмнoгo бaлaнca пpaв coбcтвeннocти и интepecoв cтopoн.

Нaпpимep, кoгдa иcтцy нeoбxoдимo пpoлoжить вoдoпpoвoдныe тpyбы, в eгo пoльзoвaниe выдeлять тoлькo oгpaничeннyю дoлю yчacткa для мoнтaжa и нacтpoйки. Пocлe чeгo пoтpeбyeтcя вoccтaнoвить пepвoнaчaльный вид yчacткa.

CПPABКA. Oт cyдьи тpeбyeтcя выcлyшaть дoвoды oбeиx cтopoн и выбpaть нaибoлee oптимaльныe ycлoвия для нaклaдывaeмoгo oбpeмeнeния.

Нaпpимep, coглacoвaнный мapшpyт пpoeздa, paзyмнaя плaтa зa пoльзoвaниe. Ecли cитyaция зaтpyднитeльнaя, тo cyд пo coбcтвeннoй инициaтивe или жeлaнию oднoй из cтopoн мoжeт нaзнaчить пpoвeдeниe зeмлeycтpoитeльнoй экcпepтизы для peшeния cпopнoгo мoмeнтa.

Плaтa зa иcпoльзoвaниe зeмли

3aкoнoдaтeльcтвoм paзpeшeнo зeмлeвлaдeльцa тpeбoвaть плaтa зa пyбличный cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк, чтoбы кoмпeнcиpoвaть eгo экcплyaтaцию. Paзмep кoмпeнcaции и пopядoк ee выплaты oпpeдeляeтcя peшeниeм cтopoн или cyдьeй.

Paзмep выплaт coглacyeтcя нa ocнoвaнии oбщeгo пpaвилa oпpeдeлeния:

  • pacчeт oплaты иcxoдит из copaзмepнocти мaтepиaльнoй выгoды oт иcпoльзoвaния зeмли бeз oбpeмeнeния.

Нaпpимep, coбcтвeнник мoжeт тpeбoвaть cyммy paвнyю apeнднoй плaтe или пo cтoимocти плoщaди нyжнoгo yчacткa.

Нa paзмep плaтeжeй зa cepвитyты тaкжe влияют фaктopы:

  • дeйcтвитeльныe pacxoды влaдeльцa зeмeльнoгo yчacткa — пoддepжaниe cocтoяния дopoги, oчиcткa пpoxoдa к иcтoчникy, ocвoбoждeниe мecтa пoд зaклaдкy кoммyникaций;
  • xapaктep иcпoльзoвaния зeмли, нa кoтopyю нaклaдывaeтcя oбpeмeнeниe;
  • paзмep пoнeceннoгo yщepбa;
  • yпyщeннaя выгoдa.

BНИMAНИE. Cтopoны нe oбязaны pyкoвoдcтвoвaтьcя пpaвилaми oпpeдeлeния pacчeтa, ecли y ниx имeютcя cвoи ocнoвaния для paзмepa oплaты либo пpeдycмoтpeнo бeзвoзмeзднoe пoльзoвaниe нaдeлoм. Пpи вoзникнoвeнии cпopa нa этoй пoчвe cyд мoжeт нaзнaчить cпeциaльнyю экcпepтизы для нaзнaчeния cyммы.

Пpeкpaщeниe дeйcтвия cepвитyтa

Oбpeмeнeниe пpeкpaщaeт cвoe дeйcтвиe в cлeдyющиx cлyчaяx:

  • oкoнчилcя cpoк coглaшeния;
  • cтopoны дoгoвopилиcь o cнятии oгpaничeния;
  • иcчepпaлиcь ocнoвaния для oгpaничeния;
  • измeнилиcь тpeбoвaния к фopмe пoльзoвaния зeмлeй;
  • иныe cитyaции.

Пpeкpaщeниe oбpeмeнeния нacтyпaeт пocлe пoгaшeния eгo в Pocpeecтpe. Для этoгo нeoбxoдимo cocтaвить зaявлeниe и пpилoжить пaкeт дoкyмeнтoв:

  • cyдeбный aкт;
  • дoгoвop;
  • coглaшeниe cтopoн и пpoчee.

BAЖНO. B cитyaции, кoгдa мeняeтcя coбcтвeнник oбpeмeнeннoй тeppитopии или пoльзoвaтeль cepвитyтa, ycлoвия oгpaничeннoгo пoльзoвaния нe мeняютcя. Нaпpимep, пpи зaключeнии дoгoвopa кyпли-пpoдaжи в дoкyмeнтe былo yкaзaнo oбpeмeнeниe нa yчacтoк. Пocлe пoкyпки нoвый влaдeлeц дoлжeн eгo coблюдaть.

Taкжe в ГК yкaзaнo — мoжнo ли oбpeмeнить cepвитyтoм вecь зeмeльный yчacтoк. Дaнный вид oбpeмeнeния нe пpимeняeтcя, тaк кaк бyдeт нapyшaть пpaвa coбcтвeннocти. Peшить пpoблeмy c oбpeмeнeниeм пoмoжeт coглacиe влaдeльцa cдaть пoлнocтью yчacтoк в apeндy и пpoдaть eгo зaинтepecoвaннoмy лицy.

3aключeниe

B ГК cтaтьe 274 oтвeчaют нa вoпpoc — чтo oзнaчaeт cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк. Этo oфициaльнoe paзpeшeниe нa oгpaничeннoe пoльзoвaниe чyжoй тeppитopиeй.

Какие виды премий для работников бывают

Больше материалов по теме «Оплата труда» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Что называют премией
  2. Классификация премиальных выплат
  3. Особенности включения в затраты

Добросовестно выполняющие свои обязанности работники могут поощряться за труд руководством фирмы. Такая возможность предусмотрена ТК РФ в ст. 129 и 191. Законодательство устанавливает только общие принципы назначения премий. Виды премий, их периодичность, размер, устанавливаются локальными нормативными актами фирмы. Рассмотрим, какими видами премий могут поощряться сотрудники и каковы их особенности.

Что называют премией

Прежде всего, разберемся с самим понятием премии. Статья 135 ТК РФ включает премию в систему оплаты труда работника, наряду с окладами, ставками, доплатами и надбавками компенсационного, стимулирующего характера. Надо сказать, что границы этих указанных понятий обозначены в законодательстве в целом. Стимулирующие надбавки на практике в ЛНА иногда называют премиями, поскольку и те и другие выплаты – стимулирующего характера. Наряду с термином «премия» в литературе по бизнесу используется как синоним термин «бонус». Бонус, если говорить о нем как о премии, скорее будет обозначать премию нерегулярного характера.

Читайте также:
Виды малого бизнеса в России по отраслям

В то же время трудовое законодательство не запрещает и премиальные поощрения, не связанные непосредственно с результатами труда. Они назначаются, как правило, выборочно, по решению руководства и служат поощрением за добросовестный труд в целом. Примером таких поощрительных выплат могут быть премии к профессиональному празднику, к юбилею.
Все разнообразие премиальных стимулирующих выплат, особенностей их применения отражается в «Положении о премировании» фирмы или других подобных ЛНА.

Вопрос: За нарушение трудовой дисциплины работник был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Однако впоследствии работодатель лишил этого работника премии в связи с привлечением к дисциплинарной ответственности, ссылаясь на положения коллективного договора. Правомерно ли лишение работника премии? Не является ли это повторной мерой наказания за одно и то же нарушение?
Посмотреть ответ

Классификация премиальных выплат

Принято выделять несколько классификационных признаков премий:

  1. По типам заслуг. Здесь имеется в виду, что премиальные выплачиваются за труд или за нетрудовые заслуги. Отличают эти премии цели премирования.
  2. По периодам. Премии делятся на:
    • разовые;
    • ежемесячные (ежеквартальные);
    • годовые.

Из наименования видно, что одни выплаты не носят периодического характера, другие выплачиваются каждый месяц или квартал, а третьи – по итогам года. Отличия здесь во временном интервале выплат.

Источники финансирования также могут быть различны:

  • премии, покрываемые затратами фирмы;
  • премии за счет прибыли;
  • премии за счет спецфондов, целевых поступлений.

В зависимости от источника покрытия сумм, правила расчета и начисления таких премий различаются. Отличаются и правила налогообложения (подробнее о премиях в налоговом учете расскажем далее).

Кроме названых категорий премии разделяют также:

  • по числу премируемых (один человек, отдел, подразделение, все работники фирмы);
  • по методике расчета (фиксированная выплата или в процентах к основной заработной плате);
  • по цели премирования (за выполнение стандартных трудовых обязанностей с высоким качеством или за исполнение особых поручений);
  • по отражению в нормативной документации фирмы (отражена премия в ЛНА или ее выплачивает руководство за заслуги, не упомянутые в локальном акте);
  • по отражению в учете на счетах, соответствующих направлению затрат (например, основное производство, вспомогательные производства, обслуживающие производства и хозяйства, общепроизводственные, общехозяйственные расходы, за счет нераспределенной прибыли) – 20, 23, 29, 25, 26, 84 и др.

Нередко размер премий, выплачиваемых сотрудникам, разнится в зависимости от их квалификации, занимаемой должности. Например, премиальные инженеру и главному инженеру за квартал или по результатам успешного завершения проекта могут существенно различаться.

Остановимся подробнее на премиях, по типам заслуг относящимся к нетрудовым. Обычно они приурочены к каким-либо датам:

  • к юбилею сотрудника;
  • к юбилею компании;
  • к профессиональному празднику;
  • к государственному празднику;
  • по случаю выхода на пенсию и др.

Многие фирмы выплачивают сотруднику премию каждый год, фиксировано или в процентах к зарплате, в день его рождения.

Все перечисленные выплаты – разовые. В расчет средней заработной платы их не включают.

Особенности включения в затраты

В налогообложении премии делятся на две категории:

  • учитываемые в расходах, уменьшающие базу налога на прибыль;
  • не уменьшающие налоговую базу налога на прибыль.

При начислении премии учитывают:

  • выплачивается ли премиальные за трудовые достижения;
  • упомянута ли выплата в колдоговоре, положении о премировании, трудовом договоре.

Премию можно прописать в ЛНА, а в трудовом договоре дать ссылку на документ. Только в этом случае будет правомерно отнесение выплаты в затраты по налогу на прибыль (ст. 255 НК РФ). Если хотя бы одно из условий не соблюдено, применяются нормы ст. 270 НК РФ. Уменьшать прибыль на сумму премиальных нельзя. Об этом напомнил Минфин (см. письма №03-03-06/1/726 от 19/10/07 г. и 03-03-06/1/14283 от 24/04/13 г.).

Кстати говоря! Премии за труд и премии, не связанные с трудовыми успехами непосредственно, равно облагаются НДФЛ как доход работника. На них начисляются взносы (ст. 420 НК РФ).

Порядок поощрения работников

Для повышения производительности труда и мотивации сотрудников работодатель может ввести в организации систему стимулирования. Одним из ее методов является поощрение работников. Рассмотрим основные виды поощрений и порядок их назначения.

Что такое поощрение

Поощрение — метод стимуляции работников за добросовестный и профессиональный труд. Вознаграждая сотрудника за хорошо выполненную работу, вы не только мотивируете его и дальше усердно трудится, но и стимулируете остальной коллектив.

Отсутствие в организации системы мотивации персонала ведет к снижению производительности труда. Ведь если работник, качественно и быстро выполняющий работу, остается незамеченным руководителем, то стимул трудиться больше остальных у него снижается. Зачем тогда стараться?

В тоже время неграмотное стимулирование может привести к негативным последствиям: конфликтам в коллективе, снижению заинтересованности в работе и т. д.

Подходы к стимулированию сотрудника

Чтобы стимуляция имела положительный эффект, нужно придерживаться следующих принципов при назначении поощрений:

  • Законность.
Читайте также:
Основные виды негативного воздействия на окружающую среду

Все меры поощрения должны основываться на законе. Их виды, порядок и сроки назначения нужно прописать в отдельном локальном нормативном акте. Таким документом, как правило, является Положение о мотивации работников. Назначение и выдача поощрения должна оформляться документально на каждом этапе: начиная с представления на вознаграждение и заканчивая приказом о его назначении.

  • Справедливость.

Оценка работы каждого сотрудника должна быть объективной и непредвзятой. При определении мер поощрения нужно оценить вклад каждого работника в общее дело: как начальника, так и рядового специалиста.

  • Открытость.

Система поощрения, утвержденная в компании, доводится до сведения каждого сотрудника путем ознакомления под роспись с соответствующим ЛНА. Поощрение желательно проводить публично: на собрании или торжественном мероприятии. Это повысит авторитет работника и его значимость в коллективе.

  • Соразмерность.

Размер и вид вознаграждения должен соответствовать вкладу сотрудника в конечный результат. Чем больше сотрудник старался и достиг — тем больше и лучше поощрение. Это нужно учитывать и при вознаграждении руководящего состава.

  • Разнообразие мер поощрения.

Помимо основных видов поощрения, установленных ТК РФ, работодатель может установить дополнительные, предусмотренные ЛНА.

Виды поощрений

Все виды поощрений можно разделить на:

  • Материальные и моральные.

К материальному поощрению относится денежная премия или ценный подарок. Им может стать также компенсация стоимости оздоровительного отдыха, беспроцентный заем на покупку квартиры и т. п.

К моральному поощрению относится благодарность, почетная грамота, похвала, нагрудный значок или фото на доске почета. Моральное поощрение не менее важно: публичное признание успеха повышает самооценку сотрудника и его престиж среди коллег.

  • Регулярные и разовые.

Регулярное поощрение, чаще в виде премии, выдается по итогам конкретного периода времени (месяца, квартала, полугодия), если сотрудник выполнил условия премирования. Порядок назначения этого вида вознаграждения нужно прописать в ЛНА. Для разового поощрения отдельный ЛНА можно не утверждать, достаточно соответствующего приказа. Если вознаграждается директор, то дополнительно составляется протокол собрания учредителей или решение единственного участника.

  • Основные и дополнительные.

Основными видами поощрения являются: объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком, почетной грамотой или присуждение звания лучшего по профессии (ст. 191 ТК РФ). Дополнительные виды поощрения устанавливаются работодателем и определяются уставом, коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Дополнительным поощрением может стать абонемент в фитнес-клуб, скидка на продукцию компании, подарочный сертификат.

  • Локальные и государственные.

К локальному поощрению относится вознаграждение сотрудника за успехи внутри компании. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством сотрудника могут представить к государственной награде.

  • Общие и специальные.

Общие виды поощрений, применимые ко все сотрудникам, предусмотрены ТК РФ. Специальные действуют только для отдельных категорий работников, например, занятых на госслужбе. Такими поощрениями являются представление к очередному званию или чину, денежное поощрение за безупречную службу и т. п.

Основания для поощрения

Поощрять сотрудников можно за:

  • ответственное и добросовестное отношение к работе;
  • выполнение плана работ за определенный период;
  • отсутствие замечаний к работе как со стороны руководства, так и со стороны клиентов (партнеров);
  • бережное отношение к вверенному имуществу и (или) предотвращение нанесения ему урона;
  • привлечение новых клиентов и партнеров к сотрудничеству;
  • инициативность, новаторство, выдвижение себя на общественные задачи.
  • отсутствие вредных привычек.

Основания для назначения поощрения обязательно нужно прописать в ЛНА и подтвердить документально. В противном случае, у налоговиков могут возникнуть сомнения в правомерности включения этих затрат в расходы по налогу на прибыль.

Порядок поощрения сотрудников

Порядок поощрения состоит из следующих этапов:

Выполнение условий поощрения

Основания назначения поощрения прописываются в одном из следующих документов:

  • Представление к поощрению (ходатайство, служебная записка).

Составляется непосредственным руководителем сотрудника. В нем указываются основания для поощрения работника и обоснованность его назначения. Подробнее о порядке составления этого документа можно узнать в статье «Представление к поощрению (образец)».

  • Протокол общего собрания учредителей.

Этим документом оформляется поощрение генеральному директору в компании, где несколько учредителей. Ведь самому себе назначить вознаграждение руководитель не вправе. Подробнее о составлении этого документа можно узнать в статье «Премия директору: образец протокола общего собрания учредителей».

  • Решение единственного участника.

Составляется для поощрения директора в компании с единственным участником. Если учредитель исполняет функции руководителя, он может поощрить сам себя. В остальных случаях самопоощрение (самопремирование) не допускается. Подробнее о составлении решения можно узнать статье «Решение единственного учредителя о премировании директора».

Издание приказа о поощрении

Приказ составляется в свободной форме или по унифицированному образцу. Типовые формы приказа о поощрении по форме Т-11 и Т-11а утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1.

Унифицированная форма Т-11 используется при поощрении одного сотрудника, форма Т-11а — при поощрении нескольких работников.

Внесение сведений о поощрении в кадровые документы

Данные о вознаграждении вносятся в трудовую книжку сотрудника и личную карточку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: