На какие виды деятельности нужна лицензия

На какие виды деятельности нужна лицензия

Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 12

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

1) разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

2) разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;

3) деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

4) разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;

5) деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

6) производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;

Лицензии на осуществление деятельности, указанной в п. 7 ч. 1 ст. 12, выданные до 02.07.2021, переоформлению не подлежат (ФЗ от 02.07.2021 N 349-ФЗ).

7) разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 349-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.03.2022 п. 8 ч. 1 ст. 12 излагается в новой редакции (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

8) разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;

С 01.03.2022 п. 9 ч. 1 ст. 12 излагается в новой редакции (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

9) разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;

С 01.03.2022 ст. 12 дополняется п. 9.1 (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

С 01.03.2022 п. 10 ст. 12 излагается в новой редакции (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

10) разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом;

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;

12) эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;

(п. 12 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Получение лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности:

13) утратил силу с 1 июля 2013 года. – Федеральный закон от 04.03.2013 N 22-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

14) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;

(п. 14 в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Лицензирование деятельности, указанной в п. 15, прекращается со дня вступления в силу закона, предусматривающего саморегулирование такой деятельности.

15) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

16) производство лекарственных средств;

С 01.01.2022 п. 17 ч. 1 ст. 12 излагается в новой редакции (ФЗ от 30.04.2021 N 128-ФЗ). См. будущую редакцию.

17) производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники;

18) оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;

19) деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;

20) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;

21) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;

22) – 23) утратили силу. – Федеральный закон от 18.02.2020 N 21-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

24) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области разведывательной деятельности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования;

(в ред. Федеральных законов от 30.10.2018 N 386-ФЗ, от 27.12.2019 N 478-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Получение лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек:

Лицензируемые виды деятельности в 2021 году

Больше материалов по теме «Регистрация предприятия» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Назначение лицензий
  2. Пределы ограничений
  3. Лицензия как документ
  4. Полномочные органы

Согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ подлежат лицензированию виды деятельности, представленные в таблице ниже.

Читайте также:
Понятие и виды объединений коммерческих организаций
Пункт статьи Наименование
п. п. 1 разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
п. п. 2 разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
п. 3 деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
п. 4 разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;
п. 5 деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
п. 6 производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;
п. 7 разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники;
п. 8 разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
п. 9 разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
п. 10 разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом;
п. 11 деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;
п. 12 эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
п. 13 утратил силу
п. 14 деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
п. 15 деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
п. 16 производство лекарственных средств;
п. 17 производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники;
п. 18 оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;
п. 19 деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;
п. 20 деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;
п. 21 деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;
п. 22 утратил силу
п. 23 утратил силу
п. 24 деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования;
п. 25 деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;
п. 26 деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;
п. 27 погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
п. 28 погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;
п. 29 деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
п. 30 деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности;
п. 31 деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
п. 32 частная охранная деятельность;
п. 33 частная детективная (сыскная) деятельность;
п. 34 заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов;
п. 35 оказание услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
п. 36 оказание услуг связи;
п. 37 телевизионное вещание и радиовещание;
п. 38 утратил силу
п. 39 деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);
п. 40 образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра «Сколково»);
п. 41 утратил силу
п. 42 геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований;
п. 43 производство маркшейдерских работ;
п. 44 работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
п. 45 деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);
п. 46 медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»);
п. 47 фармацевтическая деятельность;
п. 48 деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
п. 49 деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
п. 50 деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;
п. 51 предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами;
п. 52 выполнение работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию;
п. 53 деятельность по производству биомедицинских клеточных продуктов;
п. 54 деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах;
п. 55 космическая деятельность;
п. 56 деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю);
п. 57 деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий.

Список лицензируемых видов деятельности, порядок предоставления и отзыва лицензий, а также процедура рассмотрения заявлений субъектов предпринимательской деятельности относительно получения лицензий регламентируются Федеральным Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Назначение лицензий

Можно говорить о двух основаниях лицензирования с точки зрения закона.

С чисто юридической точки зрения лицензирование есть право на осуществление неких определенных видов деятельности, ведение которых без условия наличия лицензии невозможно и прямо запрещено законом.

С точки зрения общественных интересов лицензирование есть способ государственной защиты:

  • прав, интересов, жизни и здоровья населения;
  • экологии;
  • природных памятников и культурного наследия.

Помимо этого лицензирование также носит характер ограничения действий субъектов предпринимательской деятельности, способных причинить неумышленный ущерб обороноспособности и безопасности государства.

То есть, в известной степени, лицензирование является ограничением свободы предпринимательской деятельности. А потому Закон содержит запрет требований на лицензирование по основаниям, отличным от тех, которые были перечислены выше.

Это означает, что не может быть введено лицензирование видов деятельности исходя из соображений монополизации или дискриминации.

Пределы ограничений

Следует понимать, что лицензирование стоит на двух, образно говоря, столпах.

Первый столп – это наличие у субъекта предпринимательской деятельности технических и иных возможностей для осуществления лицензируемого вида деятельности.

Второй столп – это собственно охранительные государственные меры, то есть меры, позволяющие государству пресекать виды деятельности, способные навредить общественным интересам.

В части охранительных функций можно сказать, что структуру лицензионных правоотношений предпринимателя и государства упрощенно можно свести к следующей формуле:

  1. государство запрещает для всех предприятий некий вид деятельности, например, производство водки, поскольку производство алкогольной продукции требует соблюдения очень строгих норм во избежание причинения потребителям вреда;
  2. государство разрабатывает нормативы производства водки;
  3. государство предлагает потенциальным водкопроизводителям доказать, что они могут соблюдать нормативы производства водки;
  4. субъект предпринимательской деятельности, создавший условия для производства водки по государственным стандартам, обращается к государству с просьбой сделать исключение из правил и разрешить ему производить водку;
  5. государство проверяет технические и санитарные условия для производства водки у данного предпринимателя;
  6. если условия действительно соответствуют требованиям государства, то для предпринимателя делается исключение, и он получает разрешение на производство водки.

То есть лицензирование, подытоживая сказанное, есть исключение из запрета на конкретный вид деятельности, своего рода предупреждение возможных в будущем нарушений.

Лицензия как документ

Выше мы говорили о лицензировании, то есть о деятельности государственных органов по выдаче лицензий.

Лицензия же, в свою очередь – это документ, содержащий в себе государственное разрешение на осуществление определенного запрещенного для всех остальных вида деятельности.

Полномочные органы

Единственным держателем права на выдачу лицензий является государство. Но поскольку государство – это несколько абстрактное понятие, включающее в себя множество институтов, право на выдачу лицензий делегировано различным государственным органам, именуемым лицензирующими. К ним относятся специализированные федеральные и региональные органы, действующие по единым правилам и порядку, установленному Федеральным законом.

Именно эти органы подготавливают и вводят в действие лицензионные требования по:

  • созданию юридических лиц и ИП;
  • достижению целей лицензирования, то есть наличию у предпринимателя соответствующих технических условий, соответствующего оборудования, методов контроля, уставного капитала, статуса и соответствующего штата работников.

Рассмотрение заявления

Обращение в лицензирующий орган происходит посредством оформления заявления унифицированной формы, содержащего в себе следующие сведения:

  • наименование (или ФИО для ИП) субъекта предпринимательской деятельности и его организационно-правовую форму;
  • фактический и юридический адреса, а также адрес, по которому планируется осуществление лицензированной деятельности;
  • ИНН, иные реквизиты;
  • контактные данные;
  • вид деятельности и конкретных работ, на которые испрашивается лицензия;
  • платежный документ на уплату государственной пошлины;
  • подпись заявителя или его должностного лица.

Заявление может быть передано в лицензирующий орган либо лично, либо посредством заказного почтового отправления, либо в виде электронного пакета документов при условии, что заявитель обладает квалифицированной ЭЦП.

Лицензирующий орган рассматривает заявление предпринимателя о выдаче лицензии в течение 45 дней с момента получения заявления.

По истечении этого срока лицензирующий орган либо отказывает соискателю, либо выдает ему бессрочную лицензию.

Инструкция по получению лицензии для отдельных видов деятельности в 2021 году

1. Введение

Лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем определенного вида деятельности. Она предоставляется лицензирующим органом, который правомочен выдавать разрешения на ведение деятельности в той или иной сфере. Обязательным критерием для получения лицензии является соблюдение четких условий и оплата государственной пошлины.

2. Направления предпринимательской деятельности, подлежащие лицензированию

Лицензированию подлежат следующие сферы деятельности:

  • создание, написание и продажа шифровальных (криптографических) программ, информационных и телекоммуникационных систем, которые защищены с помощью шифровальных (криптографических) средств, проработка заказов, а также оказание услуг в области кодирования информации, техническое сопровождение шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, которые закодированы с применением шифровальных (криптографических) средств (исключение – техобслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, при защите которых используются шифровальные (криптографические) средства, предназначено для удовлетворения собственных потребностей юр. лица либо ИП);
  • разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи специальных технических средств, которые предназначены для негласного получения данных;
  • деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (исключение – указанная деятельность ведется для обеспечения личных потребностей юр. лица или ИП);
  • создание и производство средств защиты конфиденциальной информации;
  • деятельность по технической защите засекреченной информации;
  • производство и реализация продукции полиграфии, которая защищена от подделок;
  • разработка, производство, испытание и ремонт авиатехники;
  • разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техобслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
  • разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация оружия гражданского и служебного назначения, базовых элементов огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
  • разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (сюда же относят патроны для гражданского и служебного оружия, составные элементы патронов), пиротехнических изделий IV и V классов согласно национальному стандарту, применение пиротехнических изделий IV и V классов по техническому регламенту;
  • хранение и уничтожение химоружия;
  • эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов относящихся к I, II и III классам опасности;
  • деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на объектах производственного значения и инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (не относится деятельность добровольной пожарной охраны);
  • монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • производство лекарственных средств;
  • производство и техническое обслуживание медицинской техники (исключение составляет техническое обслуживание, осуществляемое для обеспечения личных нужд юр. лица или ИП);
  • оборот наркотических и психотропных веществ, их прекурсоров, выращивание наркосодержащих растений;
  • деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;
  • пассажирские перевозки внутренним водным и морским транспортом;
  • перевозки внутренним водным и морским транспортом опасных грузов;
  • пассажирские перевозки воздушным транспортом (не относится к деятельности, которая осуществляется для обеспечения собственных нужд юр. лица, ИП);
  • перевозки грузов воздушным транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юр. лица либо ИП);
  • пассажирские перевозки автотранспортом, которые оборудованы для перевозок свыше 8 человек (исключение составляет работа по заказам или в целях обеспечения собственных нужд юр. лица либо ИП);
  • перевозки ж/д транспортом пассажиров;
  • перевозки ж/д транспортом грузов, представляющих опасность;
  • погрузка и разгрузка опасных грузов на ж/д транспорте;
  • погрузка и разгрузка опасных грузов на внутреннем водном транспорте и в морских портах;
  • деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности;
  • деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
  • частная детективная и охранная деятельность;
  • заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных и цветных металлов;
  • содействие трудоустройству российских граждан за пределами территории России;
  • предоставление услуг связи;
  • теле- и радиовещание;
  • изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на разных носителях (исключение – деятельность самостоятельно осуществляется лицами, которые обладают правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального законодательства либо иных официальных бумаг);
  • применение источников ионизирующего излучения (генерирующих) (не касается источников, используемых в медицине);
  • образование (исключение – частные образовательные фирмы, располагающиеся на территории «Сколково»);
  • деятельность в сфере освоения космоса;
  • геодезические и картографические работы, относящиеся к федеральному назначению. Их результаты должны быть значимы на общегосударственном и межотраслевом уровнях. Не затрагивает направления, связанного с инженерными изысканиями для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства);
  • выполнение маркшейдерских работ;
  • воздействие на гидрометеорологические, геофизические явления и процессы;
  • гидрометеорология и схожие ей области (не касается аналогичных направлений работы, проводимых в процессе инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);
  • деятельность в сфере медицины (не затрагивает медицинские и иные организации, которые имеют статус частных предприятий и находятся в пределах «Сколково»)
  • реализация лекарственных препаратов;
  • сохранение объектов культурного наследия народов РФ;
  • осуществление экспертизы промбезопасности;
  • обращение взрывчатых материалов, используемых в промышленности.

Вышеуказанный перечень видов деятельности утвержден федеральным законодательством.

Срок действия лицензии, как правило, не ограничен, но есть исключения. У ряда направлений предпринимательской деятельности срок действия разрешения жестко регламентирован и предусмотрена возможность его пролонгации. При изменении основных реквизитов ООО или ИП придётся заменить лицензию.

Заявление на получении лицензии подаётся после прохождения процедуры государственной регистрации либо перед началом осуществления конкретного направления работы, требующего лицензирования.

3. Перечень лицензирующих органов

Органы исполнительной власти, которые на федеральном уровне уполномочены рассматривать вопросы о лицензировании определенных сфер деятельности и принимать соответствующие решения, указаны в Постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957. Это:

  • Федеральная служба безопасности;
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
  • Федеральная налоговая служба;
  • Министерство промышленности и торговли России;
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
  • Федеральное агентство воздушного транспорта;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
  • Федеральная миграционная служба;
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
  • Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Министерство культуры РФ;
  • Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

4. Требования для получения лицензии

Требования, предъявляемые к соискателю на получение лицензии:

  • квалифицированные работники, имеющие высшее образование и определенный опыт работы, с которыми заключены трудовые договоры;
  • помещение и оборудование (в собственности или аренде), а также необходимые документы;
  • контроль качества и безопасности на должном уровне и т. д.

Данные требования специфичны и, как правило, определяются исходя из конкретного вида деятельности, для реализации которой необходима лицензия.

Если Вам нужно узнать требования, необходимые для получения лицензии в определенной сфере деятельности, обратитесь в соответствующий лицензирующий орган.

5. Документы для лицензии

В лицензирующий орган в первую очередь следует предоставить заявление о выдаче разрешения, а также весь перечень необходимых документов (ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ). Бланки заявлений различаются, т. к. большое количество лицензирующих органов, курируют отдельные виды деятельности.

Информация, указываемая в заявлении:

  1. Название, организационно-правовая форма организации, адрес (юридический и фактический), e-mail и контактный телефон, ОГРН и название регистрирующего органа с указанием его адреса.
  2. ИНН, а также информация, содержащаяся в документе о постановке на учет в ИФНС.
  3. Вид деятельности, подлежащий лицензированию.
  4. Квитанция, свидетельствующая об уплате госпошлины.
  5. Документы, которые подтверждают соответствие соискателя установленным требованиям для конкретного вида лицензируемой деятельности.

К заявлению прикладываются ксерокопии документов. Их перечень установлен положением о лицензировании определенного вида деятельности. Кроме того, в общем пакете документов должны находиться документы, свидетельствующие о соответствии соискателя установленным требованиям, и их опись.

6. Размер государственной пошлины за получение лицензии

В большинстве случаев за получение лицензии необходимо будет уплатить госпошлину в размере 7500 рублей. Данная величина установлена налоговым законодательством. Однако, существуют направления предпринимательской деятельности, где размер госпошлины гораздо больше:

  • производство, хранение, покупка, поставка этанола и алкогольной продукции: 800 000 – 9 500 000 рублей;
  • продажа алкоголя в розницу: 65 000 рублей. Уплата госпошлины осуществляется за каждый год срока действия лицензии;
  • предпринимательская деятельность в сфере управления многоквартирными домами: 30 000 рублей;
  • операции в банковском секторе: 0,1 % от величины уставного капитала, но не более 500 000 рублей.

Срок действия лицензии, как правило, не ограничен, но есть исключения. У ряда направлений предпринимательской деятельности срок действия разрешения жестко регламентирован и предусмотрена возможность его пролонгации. К примеру, срок действия лицензии на продажу алкогольной продукции – 5 лет.

Если Вы получили отказ в получении лицензии, ранее уплаченную госпошлину вернуть не удастся.

7. Процедура получения разрешения на ведение деятельности

Прежде всего, необходимо узнать, какой из лицензирующих органов стоит обратиться. Затем требуется собрать весь пакет необходимых документов. Направить их можно следующими способами:

  • путем личного обращения в орган, отвечающий за выдачу лицензий по тому направлению работы, которое Вы планируете осуществлять;
  • направить заказное письмо (обязательно с уведомлением о вручении);

Также бумаги можно направить в электронном виде, при этом следует помнить, что они должны быть подписаны ЭЦП.

После предоставления всех необходимых документов Вам предоставят копию описи с указанием даты приема (орган, осуществляющий лицензирование той или иной деятельности, можно посетить как лично, так и получить заказное письмо с уведомлением). В случае, когда в ранее направленном Вами пакете документов отсутствует какой-либо документ либо речь идет о несоблюдении утвержденных требований, в течение 3 дней Вам должны вручить лично или направить почтовое уведомление с указанием того, что следует скорректировать. Срок исправления ошибок – 30 дней.

Устранив ранее выявленные недочеты и направив документы повторно, в течение 3 рабочих дней Вам обязаны сообщить о ходе рассмотрения документов на получение лицензии или о возврате заявления.

Спустя 5 рабочих дней, Вам должны направить документ, в котором будет указано о решении предоставить лицензию (если документы соответствуют установленным требованиям). Решение могут вручить как заявителю лично, так и направить заказным письмом с уведомлением. Сделать это должны в течение 3 рабочих дней после принятия окончательного решения.

Лицензия имеет типовую форму. Она утверждена Постановлением Правительства РФ от 06.10.2011г. № 826. При порче (утрате) разрешения его дубликат предоставляется на основании правил, которые прописаны в ст.17 Федерального закона № 99-ФЗ.

Лицензия не имеет каких-либо границ относительно территории своего действия. Нужно лишь помнить о том, что при перемене региона реализации предпринимательской деятельности Вы должны будете уведомить об этом лицензирующий орган согласно фактическому месту ведения бизнеса.

8. Лицензия: переоформление, приостановление и возобновление действия

Федеральным законодательством определено: при изменении какой-либо информации, следует обратиться в лицензирующий орган для переоформления разрешения. Его необходимо осуществить при:

  • изменении названия организации и ее юр. адреса;
  • смене адреса, по которому осуществлялся бизнес, подлежащий лицензированию;
  • создании новой организации через реорганизацию ранее действующего юр. лица;
  • смене места жительства бизнесмена, а также изменении персональных данных.

Величина государственной пошлины при переоформлении лицензии: 600 – 2 600 рублей.

Лицензирующий орган отвечает как за непосредственную выдачу разрешений, так и контролирует деятельность лицензиата. Если в процессе проведения проверки будут обнаружены нарушения лицензионных требований, то по данному факту будет выписано предписание с указанием сроков для ликвидации выявленных недочетов. Срок действия лицензии может быть приостановлен, если замечания не будут устранены.

При устранении всех недочетов, отмеченных в предписании, действие лицензии будет возобновлено.

9. Аннулирование и прекращение срока действия лицензии

Лицензия может быть аннулирована при:

  • игнорировании предписания лицензирующего органа;
  • приостановлении срока ее действия.

Основанием для аннулирования лицензии является исковое заявление лицензирующего органа. После вынесения судебного решения действие лицензии будет прекращено в течение 10 рабочих дней.

Действие лицензии можно приостановить добровольно, когда:

  • юридическое лицо закончило вести свою деятельность (реорганизация к данному пункту отношение не имеет);
  • физическое лицо потреяло статус индивидуального предпринимателя;
  • предоставлено заявление о прекращении осуществления работы по лицензии.

При прекращении своей деятельности ООО или ИП не должно сообщать об этом в лицензирующий орган, информацию в соответствующие инстанции предоставит ФНС.

10. Взыскания при осуществлении лицензируемого вида деятельности с нарушениями

Если не соблюден порядок получения лицензии или при осуществелении деятельности подлежащего лицензированию могут быть выписаны штрафы.

  1. Нарушение требований при выдаче разрешения:
    • для организаций: 30 000 – 40 000 рублей;
    • для предпринимателей: 3 000 – 4 000 рублей.
  2. Существенные отступления от условий выдачи лицензии:
    • для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
    • для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей (приостановление работы на период, не превышающий 90 дней).
  3. Отсутствие разрешения:
    • для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
    • для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей.

Помимо всего прочего может быть изъяты продукция, сырье, материалы и оборудование.

Отсутствие разрешения при изготовлении (реализации) алкогольной продукции: 200 000 – 300 000 рублей.

Могут изъять сырье, полуфабрикаты, товары, оборудование, транспорт или другие предметы, которые применялись для производства и реализации.

При ведении бизнеса без оформления разрешения, при условии причинения значительного ущерба государству, компаниям, гражданам, а также, если от его осуществления получена прибыль свыше 1 500 000 рублей, возможна уголовная ответственность в виде штрафа до 300 000 рублей или арест на срок 6 месяцев.

Лицензирование деятельности

Основной нормативно-правовой документ, который регламентирует лицензирование — это Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04 мая 2011 года. Также особенности лицензирования каждого вида деятельности устанавливаются положениями, утвержденными Правительством РФ.

Получение лицензии на осуществление лицензируемой деятельности — это требование законодательства, поэтому вопрос «зачем нужно лицензирование» не стоит, т.к. без получения лицензии государство не позволит предприятию заниматься бизнесом.

Давайте разберемся, в каком случае и как получить лицензию.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Когда лицензия нужна

Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, строго определен в п.1 ст. 12 99-ФЗ. Если деятельности в списке нет, значит на её осуществление разрешение не требуется.

На каждый вид деятельности предоставляется отдельная лицензия. которая действует на всей территории РФ. Только нужно уведомить лицензирующий орган, того региона, куда вы планируете расширяться.

Документы для получения лицензии необходимо подать сразу же после государственной регистрации. Или перед началом ведения лицензируемой деятельности.

Требования, которым должна соответствовать организация, чтобы получить лицензию и осуществлять деятельность, устанавливаются положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Например, если вы решили заняться врачебной деятельностью, тогда для того, чтобы получить лицензию вы должны соответствовать следующим основным характеристикам:

  1. должно быть помещение в собственности или снятое в аренду;
  2. должно быть мед.оборудование, аппараты, необходимые для оказания услуг;
  3. у руководителей и ответственных сотрудников должно быть высшее мед.образование, соответствующая квалификация и стаж работы не менее 5 лет;
  4. с работниками должны быть заключены трудовые договоры;
  5. наличие контроля качества и безопасности.

Также могут быть ограничения на организационно-правовую форму, например, ИП не может получить лицензию на производство и продажу алкогольной продукции, лицензии предоставляются исключительно юр.лицам.

Какие документы нужны для получения лицензии

В лицензирующий орган нужно подать следующий пакет документов:

  • заявление по установленной форме;
  • копии учредительных документов организации, заверенных у нотариуса;
  • необходимые документы, которые могут быть установлены положением о лицензировании конкретного вида деятельности;
  • опись прилагаемых документов.

Форма заявления устанавливается положением о лицензировании отдельного вида деятельности.

Способы предоставления документов

  • В лицензирующий орган — с 1 января 2021 только в электронном виде при помощи электронной подписи.
  • Через МФЦ — можно на бумаге. Только уточните перед визитом в МФЦ, оказывают ли они подобную услугу.

Куда подавать заявление и сроки получения лицензии

Лицензирующие органы определены по видам деятельности в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957. Необходимо обращаться в их региональные управления. Например, МЧС осуществляет лицензирование деятельности по обеспечению пожарной безопасности, МВД —охранную деятельность, Росздравнадзор —фармацевтическую деятельность.

В течение трех рабочих дней со дня представления заявления лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении или о возврате с мотивированным обоснованием причин возврата.

Если в заявлении будет выявлено нарушение требований или документы представлены не в полном объеме, то в течение трех рабочих дней лицензирующий орган вручает уведомление о необходимости устранения. На исправление даётся 30 дней.

В течение 45 рабочих дней со дня приема заявления и документов, осуществляется проверка полноты и достоверности сведений и принимается решение о предоставлении лицензии. Решение оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа. В течение 3 рабочих дней после подписания лицензии лицензирующим органом предпринимателю отправляют уведомление — на email или по почте. Заодно могут отправить выписку из реестра, если вы выбрали такую опцию в заявлении.

Бумажные лицензии с 1 января 2021 года не выдают. Имеет значение только запись в реестре.

Проверки

За фирмами, которые получили лицензию на осуществление деятельности, ведётся контроль, поэтому предпринимателю нужно быть готовым к плановым и внеплановым проверкам.

Плановые проверки проводятся на основании утвержденного плана-графика. Для каждого вида деятельности разная периодичность проверок, сроки варьируются от одного года до трех лет.

Внеплановая выездная проверка может быть назначена, если:

  1. истек строк устранения выявленных нарушений лицензионных требований;
  2. в лицензирующий орган поступили обращения, заявления о грубых нарушениях лицензионных требований;
  3. истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;
  4. если организация просит о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного устранения нарушений лицензирующего органа;
  5. по приказу (распоряжению), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Какие лицензии продлили из-за пандемии

Лицензии бывают срочные и бессрочные. Бессрочные продлевать не надо: они действуют до тех пор, пока не изменятся важные реквизиты организации. Все срочные лицензии продлили на 2020 год постановлением правительства № 440. На 2021 год лицензии продлят уже не всем, а только определённым сферам. Например, медицине, охране труда и образованию.

Статья актуальна на 28.01.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

На какие виды деятельности нужна лицензия

Стандартный взнос за оформление лицензии — 7500 рублей, но для некоторых видов деятельности сумма может быть другой ( см. ст. 333.33 НК РФ ).

Подготовьте заявление

Образец заявления запросите в уполномоченном органе – федеральном или региональном, в зависимости от вида деятельности, для которого получаете лицензию.

Вот общий перечень того, что потребуется указать:

  • Лицензируемый вид деятельности;
  • Организационно-правовую форму, название компании (полное и сокращённое);
  • Местонахождение и адрес, по которому будет осуществляться деятельность;
  • ОГРН компании и адрес ИФНС, проводившей регистрацию;
  • Номер телефона и электронную почту компании;
  • ИНН и данные свидетельства о постановке на налоговый учёт;
  • Реквизиты документов-приложений к заявлению и квитанции об оплате госпошлины;
  • Подпись руководителя или лица, законно действующего от имени компании, печать (при наличии).
  • Лицензируемый вид деятельности;
  • ФИО предпринимателя, данные паспорта или другого удостоверения личности;
  • Место жительства и адрес, по которому будет осуществляться деятельность;
  • ОГРН и адрес ИФНС, проводившей регистрацию;
  • Номер телефона и электронную почту;
  • ИНН и данные свидетельства о постановке на налоговый учёт;
  • Реквизиты документов-приложений к заявлению и квитанции об оплате госпошлины;
  • Подпись ИП и печать (при наличии).

Передайте документы в уполномоченный орган

Ищите нужный в Постановлении Правительства РФ от 21.11.2011 №957. Передать документы под опись можно лично, заказным письмом с уведомлением, в электронном виде с электронной подписью или через представителя по доверенности.

Подождите 3 рабочих дня

За это время лицензирующий орган примет заявление или вернёт, если пакет документов неполный. В случае возврата придёт электронный документ или заказное письмо, и в течение 30 дней нужно будет устранить нарушения.

Получите лицензию

Решение о выдаче лицензии принимается в срок до 45 рабочих дней. Получить можно лично, через представителя, заказным письмом с уведомлением или (если необходимо) в электронной форме.

Отказ в выдаче

Основаниями для отказа в выдаче лицензии могут быть:

  • несоответствие компании лицензионным требованиям;
  • недостоверная информация в документах;
  • аннулирование ранее выданной лицензии на тот же вид деятельности.

Обжаловать решение об отказе можно в суде или в том же уполномоченном органе.

Проверки после получения

Лицензия даёт право легально вести деятельность, но не избавляет от жёстких законодательных требований и дальнейшего контроля. Будьте готовы к плановым и внеплановым проверкам.

Плановая проверка

Лицензирующий орган утверждает график плановых проверок на год вперёд и, как правило, вывешивает его на свой сайт. Компании, попавшие в график, получают уведомление заказным письмом за 3 рабочих дня до начала проверки.

ИП и ООО столкнутся с плановой проверкой, если:

c

прошёл год после предоставления или переоформления лицензии;

cc

прошло 3 года с окончания предыдущей плановой проверки;

c

ИП или ООО работают в сферах образования, здравоохранения, социальной сфере, и истёк срок со дня последней плановой проверки (сроки устанавливает Правительство РФ).

Внеплановая проверка

О внеплановых проверках компанию могут не предупредить, и это законно. Поводами могут стать:

  • не устранённые в срок нарушения лицензионных требований;
  • заявления в лицензирующий орган о грубых нарушениях;
  • поручение провести проверку от Президента или Правительства РФ;
  • просьба (в виде заявления) самого ИП или ООО провести внеплановую проверку, чтобы продемонстрировать досрочное устранение нарушений.

Переоформление лицензии

Переоформить лицензию потребуется, если:

с

произошла реорганизация (преобразование) компании, сменилось наименование или юридический адрес;

с

у ИП изменились фамилия, имя или отчество, реквизиты паспорта или адрес прописки;

с

изменился перечень услуг компании, входящих в состав лицензионной деятельности.

Переоформление лицензии производится в том же порядке, что и первичное оформление (см. блок «Как получить лицензию»).

Подготовьте заявление, документы, подтверждающие изменения.

Оплатите госпошлину. Переоформление в связи со сменой места работы по лицензии или изменением перечня услуг обойдётся в 3500 рублей, по другим причинам — 750 рублей.

Передайте документы в уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней после внесения изменений в ЕГРЮЛ (ЕГРИП).

Получите переоформленную лицензию в срок до 40 рабочих дней: в течение первых 10 дней лицензирующий орган проверит сведения, а за последующие 30 — примет решение.

Приостановление лицензии

Лицензию могут приостановить, если:

  • ИП или ООО привлекли к административной ответственности;
  • компании назначили административное наказание в форме приостановления деятельности за грубые нарушения (что считать грубыми нарушениями — определяет Правительство РФ для каждого вида отдельно).

Прекращение лицензии

Действие лицензии прекращается в трёх случаях:

ИП или ООО подаёт в лицензирующий орган заявление о прекращении этого вида деятельности;

в ЕГРИП или ЕГРЮЛ поступают сведения о ликвидации ООО или закрытии ИП);

суд принял решение аннулировать лицензию.

Решение о прекращении лицензии уполномоченный орган выносит в течение 10 рабочих дней после поступления сведений, подтверждающих указанные случаи.

Ответственность за деятельность без лицензии

За деятельность без лицензии компанию могут привлечь к административной или уголовной ответственности.

Административное взыскание возможно в случаях, если:

  • предпринимательская деятельность велась без обязательной лицензии;
  • нарушены или грубо нарушены условия и требования, предусмотренные лицензией.

Мера наказания – предупреждение или штраф от 2 до 200 тысяч рублей с возможной конфискацией или приостановлением деятельности.

Деятельность без лицензии

  • для граждан — от 2000 до 2500 рублей с конфискацией изготовленной продукции (орудий производства, сырья) либо без таковой;
  • для должностных лиц — от 4000 до 5000 рублей с конфискацией изготовленной продукции (орудий производства, сырья) либо без таковой;
  • для юридических лиц — от 40 000 до 50 000 рублей с конфискацией изготовленной продукции (орудий производства, сырья) либо без таковой.

Нарушение требований и условий лицензии

  • для граждан — предупреждение или наложение штрафа от 1000 до 2000 рублей;
  • для должностных лиц — предупреждение или наложение штрафа от 3000 до 4000 рублей;
  • для юридических лиц — предупреждение или наложение штрафа от 30 000 до 40 000 рублей.

Грубое нарушение требований и условий лицензии

  • для ИП — от 4000 до 8000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для должностных лиц — от 5000 до 10 000 рублей;
  • для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Основания для привлечения к уголовной ответственности:

  • предпринимательская деятельность без лицензии причинила крупный ущерб (организациям, государству или гражданам) или принесла доход в крупном размере (более 1,5 млн рублей);
  • бизнес без лицензии вёлся организованной группой или принёс доход в особо крупном размере (более 6 млн рублей).

Виды наказаний по УК РФ:

Крупный ущерб

  • штраф до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы (или иного дохода) за период до 2 лет;
  • обязательные работы (до 480 часов);
  • арест сроком до 6 месяцев.

Особо крупный ущерб (или организованная группа)

  • штраф от 100 до 500 тыс. или в размере заработной платы (иного дохода) за период от 1 года до 3 лет;
  • принудительные работы (до 5 лет);
  • лишение свободы сроком до 5 лет с возможным штрафом до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы (иного дохода) за период до 6 месяцев.

Виды скрининговой диагностики при проведении диспансеризации населения

Министерство здравоохранения Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ” МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Главный специалист по

Организация проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения

(4-е издание с дополнениями и уточнениями)

Аннотация

Методические рекомендации содержат описание организации проведения диспансеризации взрослого населения в медицинских организациях первичной медико-санитарной помощи в соответствии с приказом Минздрава России от 26 октября 2017 г. N 869н “Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения”. Диспансеризация определенных групп взрослого населения (далее – Диспансеризация) проводится в целях:

– раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения Российской Федерации, факторов риска их развития, а также риск потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;

– определения группы здоровья, необходимых профилактических, лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий;

– проведения профилактического консультирования граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и факторами риска их развития;

– определения группы диспансерного наблюдения граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и иными заболеваниями (состояниями), а также граждан с высоким и очень высоким сердечно-сосудистым риском в соответствии с Порядком проведения диспансерного наблюдения.

Диспансеризация проводится 1 раз в три года и включает помимо универсального для всех возрастов методов обследования, для повышения выявляемости рака молочной железы и колоректального рака проводятся 1 раз в 2 года маммография (для женщин от 51 года до 69 лет) и исследование кала на скрытую кровь (для возрастов от 49 до 73 лет).

Рекомендации содержат разъяснения и комментарии к отдельным пунктам Порядка в соответствии с приказом Минздрава Российской Федерации от 26 октября 2017 г., N 869н.

Методические рекомендации предназначены для руководителей медицинских организаций, осуществляющих диспансеризацию определенных групп взрослого населения, а также врачебного и среднего медицинского персонала непосредственно участвующих в ее проведении.

Авторы методических рекомендаций: Бойцов С.А., Драпкина О.М., Калинина А.М., Ипатов П.В., Вергазова Э.К., Гамбарян М.Г., Еганян Р.А., Карамнова Н.С., Горный Б.Э., Егоров В.А., Соловьева С.Б., Старинский В.В., Бунова А.С., Ткачева О.Н., Рунихина Н.К., Котовская Ю.В., Мхитарян Э.А.

Образец для цитирования:

Бойцов С.А., Драпкина О.М., Калинина А.М., Ипатов П.В., Вергазова Э.К., Гамбарян М.Г., Еганян Р.А., Карамнова Н.С., Горный Б.Э., Егоров В.А., Соловьева С.Б., Старинский В.В., Бунова А.С., Ткачева О.Н., Рунихина Н.К., Котовская Ю.В., Мхитарян Э.А. “Организация проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения”. Методические рекомендации по практической реализации приказа Минздрава России от 26 октября 2017 г., N 869н “Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения”. М. 2017. – 162 с. Утверждены главным специалистом по профилактической медицине Минздрава России 27 декабря 2017 г. Интернет-ресурсы: http://www.gnicpm.ru; http://ropniz.ru

Список сокращений

SCORE – Systematic Coronary Risk Estimation;

АГ – артериальная гипертония;

АГТ – антигипертензивная терапия;

АД – артериальное давление;

АПУ – амбулаторно-поликлиническое учреждение;

БОД – болезни органов дыхания;

БСК – болезни системы кровообращения;

ВОЗ – Всемирная Организация Здравоохранения;

ГГ – гипергликемия;

ГТГ – гипертриглицеридемия;

ГХС – гиперхолестеринемия;

ДАД – диастолическое артериальное давление;

ДЛП – дислипопротеинемия;

ДН – диспансерное наблюдение;

ЖКТ – желудочно-кишечный тракт;

ЗНО – злокачественные новообразования;

ЗОЖ – здоровый образ жизни;

ИБС – ишемическая болезнь сердца;

ИзбМТ – избыточная масса тела;

ИМТ – индекс массы тела;

ИС – информационная система;

КМП – кабинет медицинской профилактики;

ЛЖ – левый желудочек;

ЛПУ – лечебно-профилактические учреждения;

НФА – низкая физическая активность;

ОМП – отделение медицинской профилактики;

ПК – профилактическое консультирование;

ПМСП – первичная медико-санитарная помощь;

РМЖ – рак молочной железы;

РФ – Российская Федерация;

РШМ – рак шейки матки;

САД – систолическое артериальное давление;

СД – сахарный диабет;

СС риск – сердечно-сосудистый риск;

УПК – углубленное профилактическое консультирование

Введение

Новый Порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденный приказом Минздрава России от 26 октября 2017 г. N 869н содержит нововведения, основанные на современных достижениях науки в сфере массовых скрининг-обследований населения и накопленном большом опыте проведения диспансеризации в нашей стране.

Первый этап современной диспансеризации взрослого населения представляет собой совокупность скрининговых методов исследования, дополнительных методов исследования, индивидуальное профилактическое консультирование и осмотр врача-терапевта-участкового. В рамках первого этапа проводятся следующие виды скрининга:

– сердечно-сосудистый скрининг на выявление артериальной гипертонии (измерение артериального давления, анкетирование), гиперхолестеринемии (измерение уровня холестерина), подозрения на ишемическую болезнь сердца (анкетирование), подозрения на перенесенное острое нарушение мозгового кровообращения (анкетирование), подозрения на сердечную недостаточность у пожилых (анкетирование), а также на определение величины суммарного сердечно-сосудистого риска;

– скрининг на выявление подозрения на рак шейки матки (тест Папаниколау), молочной железы (маммография), толстой кишки (иммунохимический тест на наличие скрытой крови в каловых массах);

– скрининг на выявление подозрения на хроническую обструктивную болезнь легких (анкетирование);

– скрининг на выявление подозрения сахарный диабет (определение уровня глюкозы);

– скрининг на выявление подозрения на туберкулез (флюорография);

– скрининг на старческую астению у лиц 75 лет и старше (анкетирование).

Учение о скрининге или о раннем выявлении высоко актуальных для общества заболеваний путем массового обследования здорового населения или больших групп риска претерпело за последние десятилетия существенные изменения. Проведенные многочисленные исследования на основе положений доказательной медицины привели к пониманию, что любой скрининг, сопряжен как с положительными для тестируемого человека и общества в целом эффектами, так и с вероятностью негативных последствий скрининга. Внедрение любого скрининг-теста требует глубокого клинико-экономического обоснования его эффективности, четкого определения баланса пользы и вреда от его массового применения.

Скрининговые методы исследования должны удовлетворять таким требованиям как приемлемость для пациента, простота, воспроизводимость, высокая чувствительность и специфичность, доказанная медико-экономическая эффективность.

С учетом этих факторов такие методы исследования как клинический анализ крови, клинический анализ крови развернутый, общий анализ мочи и ультразвуковое исследование органов брюшной полости и малого таза были исключены из первого этапа диспансеризации.

В ходе диспансеризации могут выявляться различные виды опухолей, которые не являются предметом скрининга (например, рак легкого при проведении флюорографии или выявляемые в предшествующие годы при ультразвуковом исследовании органов брюшной полости метастазы в печени или рак желудка при наличии анемии). В силу низкой чувствительности и специфичности оппортунистических (попутных) способов выявления таких опухолей, они, как правило, диагностируются на достаточно поздних стадиях процесса. Задача скрининговых методов не просто выявить злокачественное новообразование, а сделать это на максимально ранних стадиях, что и сможет обусловить достаточную медико-экономическую эффективность диспансеризации.

В качестве дополнительных, не в полной мере соответствующих критериям скрининговых методов, на первом этапе сохранены ЭКГ для выявления ранее перенесенного и не диагностированного инфаркта миокарда и фибрилляции предсердий, определение простат-специфического антигена в возрасте 45 и 51 года для выявления мужчин с превышением его уровня более 1 нг/мл для последующей постановки на диспансерное наблюдение врачами-урологами, а также измерение внутриглазного давления для выявления глаукомы.

Учитывая недостаточный охват углубленным профилактическим консультированием граждан, имеющих высокий сердечно-сосудистый риск при отсутствии доказанных заболеваний, связанных с атеросклерозом, новый порядок по диспансеризации предусматривает проведение на первом этапе более краткого индивидуального профилактического консультирования для лиц с высоким относительным и высоким и очень высоким абсолютным суммарным сердечно-сосудистым риском и (или) ожирением, и (или) повышением уровня холестерина более 8 ммоль/л, и (или) выкуривающих более 20 сигарет в сутки. Эти же граждане направляются и на углубленное профилактическое консультирование вне рамок диспансеризации.

Второй этап диспансеризации представляет собой совокупность консультаций врачей-специалистов и лабораторно-инструментальных методов исследования для уточнения предварительных диагнозов, сформулированных на первом этапе. Также проводится скрининг на наличие хронической обструктивной болезни легких у лиц, с подозрением на ее наличие по результатам анкетирования на первом этапе.

На втором этапе диспансеризации сохраняется проведение углубленного профилактического консультирования:

– для граждан в возрасте до 72 лет, имеющих заболевания, связанные с атеросклерозом и повышенное артериальное давление;

– для граждан, имеющих риск пагубного потребления алкоголя, потребления наркотиков и психотропных веществ без назначения врача;

– для всех лиц старше 75 лет в целях коррекции выявленных факторов риска и профилактики старческой астении.

Отдельно следует отметить, что в процессе опроса (анкетирования) граждан выявляется риск пагубного потребления алкоголя и риск потребления наркотиков и психотропных веществ без назначения врача, а не пагубное потребление алкоголя или наркомания, которые являются психиатрическими диагнозами и их может устанавливать только врач-психиатр-нарколог.

При выявлении в ходе анкетирования риска пагубного потребления алкоголя или риска потребления наркотиков и психотропных веществ без назначения врача гражданину предлагается пройти в рамках второго этапа диспансеризации углубленное профилактическое консультирование, включающее расширенное анкетирование психотерапевтом, психологом или клиническим психологом, или подготовленным врачом по медицинской профилактике в отделении/кабинете медицинской профилактики или центре здоровья. В случае подтверждения наличия выявляемого риска гражданину рекомендуется обратиться к врачу-наркологу

Подготовленный рабочей группой Минздрава России проект изменений Порядка проведения диспансеризации взрослого населения прошел неоднократное обсуждение в профессиональном сообществе, а также широкое общественное обсуждение, в котором приняли участие Комитет Государственной Думы по охране здоровья и Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению; Общественная палата Российской Федерации, Национальная медицинская палата и другие известные общественные организации, заинтересованные в сохранении здоровья народа.

Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях оказания практической помощи как ответственным лицам – организаторам проведения диспансеризации населения, так и врачебному и среднему медицинскому персоналу, непосредственно участвующему в этом процессе.

Методические рекомендации разделены на две основные части и 48 приложений, включающих материалы для медицинских работников и пациентов

ЧАСТЬ I “ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ” ИЗЛОЖЕНА по принципу комментариев, методических приемов и практических примеров реализации отдельных, требующих пояснений, пунктов Порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения” (далее – Порядок диспансеризации), утвержденного приказом Минздрава Российской Федерации от 26.10.2017, N 869н с рекомендациями по их практическому использованию.

ЧАСТЬ II “ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В РАМКАХ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ” представляет собой изложение основных принципов, положений и приемов проведения отдельных видов профилактического консультирования, применительно к диспансеризации взрослого населения в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.10.2017, N 869н.

ПРИЛОЖЕНИЯ включают нормативно-правовые и методические материалы для медицинских работников и пациентов, конкретные примеры практической реализации основных организационных и лечебно-диагностических мероприятий по проведению диспансеризации взрослого населения.

Методические рекомендации оформлены в формате электронной книги для удобства пользования. Содержание является активным и при нажатии на требуемый пункт оглавления открывается соответствующий раздел методических рекомендаций. Активные ссылки отмечены по тексту цветом.

Этапы диспансеризации

Чтобы пройти диспансеризацию, необходимо обратиться в регистратуру поликлиники, к которой вы прикреплены, кабинет (отделение) медицинской профилактики.

Диспансеризация проводится в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований.

Диспансеризация проводится в два этапа.

Первый этап диспансеризации (скрининг) проводится с целью выявления у граждан признаков хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития, риска пагубного употребления алкоголя, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, определения группы здоровья, медицинских показаний к выполнению дополнительных обследований и осмотров врачами-специалистами для уточнения диагноза заболевания на втором этапе диспансеризации.

I этап диспансеризации

1. Для граждан в возрасте от 18 до 39 лет включительно 1 раз в 3 года:

Проведение профилактического медицинского осмотра в объёме:

б) Расчет на основании антропометрии

в) Измерение артериального давления

г) Исследование уровня общего холестерина в крови

д) Определение уровня глюкозы в крови натощак

е) Определение относительного сердечно-сосудистого

ж) Флюорографию легких или рентгенографию легких 1 раз в 2 года (18, 24, 30, 36 лет)

з) Электрокардиографию в покое при первом прохождении профилактического медицинского осмотра (36, 39 лет)

Проведение мероприятий скрининга, направленного на раннее выявление онкологических заболеваний:

Скрининг на выявление злокачественных новообразований шейки матки (у женщин): осмотр фельдшером (акушеркой) или врачом акушером-гинекологом, взятие мазка с шейки матки, цитологическое исследование мазка с шейки матки (методом Папаниколау)

  • Проведение краткого индивидуального профилактического консультирования в отделении (кабинете) медицинской профилактики (центре здоровья) врачом-терапевтом
  • Прием (осмотр) врачом-терапевтом по результатам первого этапа диспансеризации, в том числе осмотр на выявление визуальных и иных локализаций онкологических заболеваний, включающий осмотр кожных покровов, слизистых губ и ротовой полости, пальпация щитовидной железы, лимфатических узлов, с целью установления диагноза, определения группы здоровья, группы диспансерного наблюдения, определения медицинских показаний для осмотров (консультаций) и обследований в рамках второго этапа диспансеризации
  • 2. Для граждан в возрасте от 40 до 64 лет включительно 1 раз в год:

    Проведение профилактического медицинского осмотра в объёме:

    б) Расчет на основании антропометрии

    в) Измерение артериального давления

    г) Исследование уровня общего холестерина в крови

    д) Определение уровня глюкозы в крови натощак

    е) Определение абсолютного сердечно-сосудистого риска

    ж) Флюорографию легких или рентгенографию легких 1 раз в 2 года (40, 42, 44, 46, 48, 50, 52, 54, 56, 58, 60, 62, 64 лет)

    з) Электрокардиографию в покое

    и) Измерение внутриглазного давления

    Проведение мероприятий скрининга, направленного на раннее выявление онкологических заболеваний:

    a) скрининг на выявление злокачественных новообразований шейки матки (у женщин): осмотр фельдшером (акушеркой) или врачом акушером-гинекологом, взятие мазка с шейки матки, цитологическое исследование мазка с шейки матки (методом Папаниколау) 1 раз в 3 года (42, 45, 48, 51, 54, 57, 60, 63 лет)

    б) скрининг на выявление злокачественных новообразований молочных желез (у женщин): маммография обеих молочных желез в двух проекциях с двойным прочтением рентгенограмм 1 раз в 2 года (40, 42, 44, 46, 48, 50, 52, 54, 56, 58, 60, 62, 64 лет)

    в) скрининг на выявление злокачественных новообразований предстательной железы (у мужчин): в возрасте 45, 50, 55, 60 и 64 лет – определение простат-специфического антигена в крови

    г) скрининг на выявление злокачественных новообразований толстого кишечника и прямой кишки: исследование кала на скрытую кровь иммунохимическим качественным или количественным методом 1 раз в 2 года (40, 42, 44, 46, 48, 50, 52, 54, 56, 58, 60, 62, 64 лет)

    д) скрининг на выявление злокачественных новообразований пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки: в возрасте 45 лет – эзофагогастродуоденоскопия (при необходимости может проводиться с применением анестезиологического пособия, в том числе в медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь, в условиях дневного стационара).

  • Общий анализ крови (гемоглобин, лейкоциты, СОЭ)
  • Проведение краткого индивидуального профилактического консультирования в отделении (кабинете) медицинской профилактики (центре здоровья)
  • Прием (осмотр) врачом-терапевтом по результатам первого этапа диспансеризации, в том числе осмотр на выявление визуальных и иных локализаций онкологических заболеваний, включающий осмотр кожных покровов, слизистых губ и ротовой полости, пальпацию щитовидной железы, лимфатических узлов, с целью установления диагноза, определения группы здоровья, группы диспансерного наблюдения, определения медицинских показаний для осмотров (консультаций) и обследований в рамках второго этапа диспансеризации
  • 3. Для граждан в возрасте 65 лет и старше 1 раз в год:

    Проведение профилактического медицинского осмотра в объеме:

    б) Расчет на основании антропометрии

    в) Измерение артериального давления

    г) Исследование уровня общего холестерина в крови

    д) Определение уровня глюкозы в крови

    е) Флюорографию легких или рентгенографию легких 1 раз в 2 года (66, 68, 70, 72, 74, 76, 78, 80, 82, 84, 86, 88, 90, 92, 94, 96, 98 лет)

    ж) Электрокардиографию в покое

    з) Измерение внутриглазного давления

    Проведение мероприятий скрининга, направленного на раннее выявление онкологических заболеваний:

    a) скрининг на выявление злокачественных новообразований молочных желез (у женщин): в возрасте до 75 лет включительно – маммография обеих молочных желез в двух проекциях с двойным прочтением рентгенограмм 1 раз в 2 года (66, 68, 70, 72, 74 лет)

    б) скрининг на выявление злокачественных новообразований толстого кишечника и прямой кишки: в возрасте от 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75 лет – исследование кала на скрытую кровь иммунохимическим качественным или количественным методом

  • Общий анализ крови (гемоглобин, лейкоциты, СОЭ)
  • Проведение краткого индивидуального профилактического консультирования в отделении (кабинете) медицинской профилактики (центре здоровья)
  • Прием (осмотр) врачом-терапевтом по результатам первого этапа диспансеризации, в том числе осмотр на выявление визуальных и иных локализаций онкологических заболеваний, включающий осмотр кожных покровов, слизистых губ и ротовой полости, пальпацию щитовидной железы, лимфатических узлов, с целью установления диагноза, определения группы здоровья, группы диспансерного наблюдения, определения медицинских показаний для осмотров (консультаций) и обследований в рамках второго этапа диспансеризации
  • II этап диспансеризации

    Проводится с целью дополнительного обследования и уточнения диагноза заболевания (состояния) и включает в себя:

    1. осмотр (консультацию) врачом-неврологом при наличии показаний;
    2. дуплексное сканирование брахицефальных артерий при наличии показаний;
    3. осмотр (консультацию) врачом-хирургом или врачом-урологом при наличии показаний;
    4. осмотр (консультацию) врачом-хирургом или врачом-колопроктологом при наличии показаний;
    5. колоноскопию по назначению врача-хирурга или врача-колопроктолога;
    6. эзофагогастродуоденоскопию при наличии показаний;
    7. рентгенография легких, компьютерная томография легких при наличии показаний;
    8. спирометрию при наличии показаний;
    9. осмотр (консультацию) врачом акушером-гинекологом при наличии показаний;
    10. осмотр (консультацию) врачом-оториноларингологом при наличии показаний;
    11. осмотр (консультацию) врачом-офтальмологом при наличии показаний;
    12. проведение индивидуального или группового углубленного профилактического консультирования в отделении (кабинете) медицинской профилактики, центре здоровья;
    13. прием врачом-терапевтом по результатам второго этапа диспансеризации.

    Итоги ДОГВН

    По результатам профилактического осмотра и диспансеризации определяется группа здоровья и группа диспансерного наблюдения гражданина:

    I группа здоровья – граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, отсутствуют факторы риска развития таких заболеваний или имеются указанные факторы риска при низком или среднем абсолютном сердечно-сосудистом риске и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).

    II группа здоровья – граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, но имеются факторы риска развития таких заболеваний при высоком или очень высоком абсолютном сердечно-сосудистом риске, а также граждане, у которых выявлено ожирение и (или) гиперхолестеринемия с уровнем общего холестерина 8 ммоль/л и более, и (или) лица, курящие более 20 сигарет в день, и (или) лица с выявленным риском пагубного потребления алкоголя и (или) риском потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).

    IIIа группа здоровья – граждане, имеющие хронические неинфекционные заболевания, требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний (состояний), нуждающиеся в дополнительном обследовании.

    IIIб группа здоровья – граждане, не имеющие хронические неинфекционные заболевания, но требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи по поводу иных заболеваний, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний, нуждающиеся в дополнительном обследовании.

    Граждане с IIIа и IIIб группами здоровья подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом, врачами-специалистами с проведением профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий.

    Контроль

    Контроль за организацией проведения ДОГВН в медицинской организации осуществляет департамент здравоохранения Воронежской области, Территориальный фонд ОМС и страховые медицинские организации.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: