Лицензия МЧС: виды работ, перечень

Шесть важных изменений 2022 года, которые нужно знать лицензиатам и соискателям лицензии МЧС (разбор нововведений, предусмотренных Федеральным законом от 11.06.2022 № 168-ФЗ)

11 июня 2022 года на портале правовой информации был официально опубликован Федеральный закон № 168-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О пожарной безопасности” и ст. 1 и 22 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”» (далее — ФЗ № 168).

Данный закон направлен на совершенствование лицензирования деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, а также по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Он содержит в себе ряд новых требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим или планирующим получить лицензию МЧС на право осуществлять вышеуказанные виды деятельности (далее — лицензия МЧС).

ФЗ № 168 начинает свое действие по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, за исключением подпункта «а» пункта 2 статьи 1, который вступает в силу со дня официального опубликования закона, то есть с 11.06.2021.

Давайте рассмотрим, какие новшества для лицензиатов и соискателей лицензии МЧС принес нам ФЗ № 168:

1. Подтверждение соответствия лицензиата раз в 3 года.

Лицензиаты, то есть те организации и индивидуальные предприниматели, которые имеют соответствующую лицензию МЧС на деятельность в области пожарной безопасности, теперь должны будут подтверждать свое соответствие лицензионным требованиям посредством самостоятельного предоставления в лицензирующий орган всей необходимой информации о себе. Такое подтверждение соответствия лицензиат должен будет проходить каждые 3 года, исчисляя со дня предоставления лицензии.

Для тех лицензиатов, которые к моменту вступления в силу ФЗ № 168 уже имеют или будут иметь соответствующую лицензию МЧС, в отношении срока подтверждения соответствия установлены следующие особенности:

если лицензия МЧС была предоставлена до 1 января 2012 года, первое подтверждение своего соответствия, то есть предоставление необходимой информации в лицензирующий орган лицензиат должен произвести в течение первого года со дня вступления в силу ФЗ № 168;

если лицензия МЧС была предоставлена в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2015 года, первое подтверждение своего соответствия, то есть предоставление необходимой информации в лицензирующий орган лицензиат должен произвести в течение второго года со дня вступления в силу ФЗ № 168;

если лицензия МЧС была предоставлена начиная с 1 января 2016 года, первое подтверждение своего соответствия, то есть предоставление необходимой информации в лицензирующий орган лицензиат должен произвести в течение третьего года со дня вступления в силу ФЗ № 168, в случае, если в течение этого года или ранее истекло три года и более с даты выдачи лицензии МЧС.

2. Уведомление о выполняемых работах, оказываемых услугах.

Теперь лицензиат обязан будет уведомлять лицензирующий орган обо всех выполняемых работах, оказываемых услугах путем направления соответствующей информации. Содержание такого уведомления и порядок его направления в лицензирующий орган будет устанавливать положение о лицензировании конкретного вида деятельности.

Таким образом, теперь если вы, например, произвели на объекте заказчика установку систем пожаротушения, то у вас, как у лицензиата, автоматически появится обязанность уведомить об этом лицензирующий орган.

3. Место осуществления лицензируемого вида деятельности.

Устанавливается, что местом осуществления лицензируемого вида деятельности юридического лица должен быть указан один или несколько адресов, которыми могут быть:

адрес места нахождения юридического лица, то есть тот адрес, который указан в ЕГРЮЛ (Едином государственном реестре юридических лиц);

адрес филиала юридического лица.

Здесь стоит обратить внимание, что, как мы с вами знаем, у индивидуального предпринимателя адресом места его нахождения является жилое помещение (адрес регистрации или, иными словами, прописки), которое не может быть местом осуществления лицензируемых видов деятельности, а филиалов индивидуальный предприниматель иметь не может, в связи с чем данные требования законодатель отнес именно к юридическим лицам.

Также в ФЗ № 168 сделана оговорка, что все необходимое, в соответствии с лицензионными требованиями, оборудование, технические средства, в том числе средства измерения, соискатель лицензии МЧС или лицензиат обязаны иметь на праве собственности или на ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, либо по каждому из таких мест (если их несколько), в том числе по месту осуществления временных работ.

Читайте также:
Виды дебиторской задолженности: схема
Оборудование для получения лицензии МЧС: требования к инструментам, средствам измерения и другим ТС

4. МЧС наделили полномочиями на приостановление и инициацию процесса аннулирования выданных лицензий.

Лицензирующий орган теперь сможет приостанавливать действие лицензии МЧС в случае, если будут выявлены систематические (не менее двух раз в течение трех лет) или грубые нарушения лицензионных требований.

Лицензия МЧС может быть приостановлена на срок не более чем 90 календарных дней, в течение которых лицензиату дается право устранить нарушения, послужившие причиной к приостановке действия лицензии МЧС.

За не являющиеся грубыми систематические нарушения лицензионных требований приостановление действия лицензии МЧС без предварительного предупреждения лицензиата и без предоставления ему времени на их устранение — не допускается.

Если в установленный срок лицензиат не устранит выявленные нарушения, то лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии МЧС.

Аннулирование лицензии МЧС производится только по решению суда в следующих случаях:

1) нарушение лицензионных требований, повлекших за собой:

причинение тяжкого вреда здоровью граждан;

причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более лиц;

причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ;

возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства;

2) непредставление в установленный срок информации, либо представление недостоверной или искаженной информации (см. п. 1 настоящей статьи);

3) неустранение лицензиатом в установленный срок выявленных нарушений лицензионных требований (одновременно с подачей соответствующего заявления в суд лицензирующий орган приостанавливает действие лицензии до дня вступления в силу решения суда).

5. Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг можно указывать по каждому месту осуществления лицензирующих видов деятельности отдельно.

При подаче заявления о предоставлении лицензии МЧС теперь можно указывать в нем перечень выполняемых видов работ, оказываемых услуг по каждому из указанных адресов (если таковых несколько).

Иными словами, теперь, если лицензируемая деятельность вами планируется вестись по нескольким адресам, то вы можете «разбить» свои виды деятельности в зависимости от адреса и, следовательно, подтверждать свое соответствие лицензионным требованиям по каждому из адресов в соответствии с теми видами деятельности, которые по ним осуществляются.

6. Исключена норма закона о прекращении лицензирования со дня установления саморегулирования.

Ранее были попытки ввести вместо лицензирования деятельности в области пожарной безопасности процедуру саморегулирования, или, иными словами, на смену получения лицензии в МЧС должна была прийти процедура вступления в члены саморегулируемой организации в соответствующей области деятельности.

Но этому не суждено было сбыться, и соответствующая норма в законе была долгое время попросту нерабочей, в связи с чем абсолютно логичным стало ее исключение из нормативных правовых актов.

Таким образом, мы рассмотрели основные значимые моменты нового Федерального закона № 168-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О пожарной безопасности” и ст. 1 и 22 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”» в части, касающейся изменений, связанных с вопросами лицензирования деятельности в области пожарной безопасности.

Лицензия МЧС: виды работ, перечень

от 28 июля 2022 г. N 1128

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МОНТАЖУ, ТЕХНИЧЕСКОМУ

ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

2. Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее – лицензируемая деятельность) осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – лицензирующий орган).

3. Лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренному приложением к настоящему Положению.

4. Лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии или лицензиата зданий (сооружений, помещений) по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, для размещения работников, оборудования, инструментов и технических средств;

Читайте также:
Виды коллизий в Российском праве

б) наличие у соискателя лицензии или лицензиата оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, согласно перечню, предусмотренному частью четвертой статьи 24 Федерального закона “О пожарной безопасности”, прошедших поверку в соответствии с Федеральным законом “Об обеспечении единства измерений”, и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

в) наличие в штате у соискателя лицензии или лицензиата работников (при выполнении 1 или 2 видов работ (услуг) – не менее 2 человек, при выполнении 3 или 4 видов работ (услуг) – не менее 3 человек, при выполнении 5 и более видов работ (услуг) – не менее 5 человек), заключивших с соискателем лицензии или лицензиатом трудовые договоры, имеющих:

высшее или среднее профессиональное образование в области лицензируемой деятельности, либо прошедших профессиональное обучение в области лицензируемой деятельности;

минимальный стаж работы (не менее чем у 50 процентов работников) в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года;

г) прохождение лицами, указанными в подпункте “в” настоящего пункта, не реже 1 раза в 5 лет обучения в области лицензируемой деятельности применительно к выполняемым работам (оказываемым услугам) по дополнительным профессиональным программам – программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения – программам повышения квалификации рабочих и служащих;

д) выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

5. К грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами “б” и (или) “д” пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

6. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет или направляет в порядке, установленном статьей 13 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”, заявление с приложением копий документов:

а) подтверждающих наличие у работников, указанных в подпункте “в” пункта 4 настоящего Положения, необходимого образования и соответствующей квалификации;

б) подтверждающих стаж работы работников, указанных в подпункте “в” пункта 4 настоящего Положения, или заверенных в установленном порядке выписок из указанных документов;

в) подтверждающих наличие у соискателя лицензии зданий (сооружений, помещений), указанных в подпункте “а” пункта 4 настоящего Положения;

г) подтверждающих наличие у соискателя лицензии оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерений, указанных в подпункте “б” пункта 4 настоящего Положения;

д) подтверждающих наличие сведений о результатах поверки средств измерений в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений или результатов поверки средств измерений, выполненных до 24 сентября 2022 г., которые должны быть удостоверены знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средств измерений, заверенной подписью поверителя и знаком поверки;

е) подтверждающих прохождение работниками обучения, указанного в подпункте “г” пункта 4 настоящего Положения.

7. Прием лицензирующим органом заявления и документов, указанных в пункте 6 настоящего Положения, принятие решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии и об аннулировании лицензии, а также формирование государственного информационного ресурса, формирование и ведение реестра лицензий, предоставление информации по вопросам лицензирования осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

8. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы и оказывать новые услуги, составляющие лицензируемую деятельность и не указанные в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются новый адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) работы и услуги, которые лицензиат намерен выполнять и оказывать, а также сведения в соответствии с подпунктами “а” – “г” пункта 4 настоящего Положения.

9. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии или лицензиатом документах, лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций в порядке, установленном Федеральным законом “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”.

Читайте также:
Нарушение правил пожарной безопасности: вид проступка

10. Информация, предусмотренная частью 1 статьи 21 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”, размещается лицензирующим органом в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в течение 10 дней со дня официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемой деятельности, а также внесения лицензирующим органом соответствующих записей в реестр лицензий.

11. Лицензионный контроль осуществляется лицензирующим органом в порядке, предусмотренном Федеральным законом “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

12. За предоставление лицензирующим органом лицензии, переоформление лицензии уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Лицензия МЧС перечень видов работ

Полный перечень осуществляемых работ и оказываемых услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, определен постановлением Правительства РФ № 1225 от 30.12.2011 г. Попробуем разобраться, что входит в этот перечень и какие виды работ необходимо указывать в заявлении, если вы планируете получить лицензию. На текущий момент под лицензирование МЧС попадают 10 видов работ и услуг.

  1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Этот вид работ необходимо указывать в заявлении, если планируется осуществлять монтаж, ремонт и техническое обслуживание водяных, порошковых, газовых, модульных и других систем пожаротушения.

  1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Эта категория потребуется всем соискателям, которые специализируются на монтаже пожарной сигнализации. Он идет в тесной связке с пунктом 5 данного перечня. В лицензию эти 2 вида работ нужно включать одновременно. Дело в том, что при установке сигнализации монтируется и СОУЭ (система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре). Заказчики этого зачастую не знают, а подрядчики, занимающиеся получением лицензии, не заостряют на этом их внимание. Следствие такого непрофессионализма подрядчиков — сорванные контракты, потеря времени, сил и денег, и, конечно, неизбежное переоформление разрешительного документа.

  1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Данный вид работ необходим компаниям, деятельность которых связана с внутренним и наружным противопожарным водопроводом. Сюда, в частности, попадают работы с пожарными гидрантами и их коммуникациями, пожарными резервуарами и водоёмами.

  1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Этот пункт подразумевает проведение работ с системами дымоудаления зданий и сооружений. И, как показывает практика, лицензию на него лучше получать одновременно с огнезащитой (9 пункт настоящего перечня), поскольку при монтаже шахт систем дымоудаления степень их огнестойкости повышают путем нанесения огнезащиты.

  1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

К данному виду работ относится установка систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Как уже упоминалось выше, лицензия на него необходима всем, кто планирует заниматься установкой пожарной сигнализации.

  1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.

Этот вид работ необходим организациям, чья деятельность так или иначе связана с ФЭС (фотолюминесцентными эвакуационными системами) и элементами таких систем, в том числе к ним относится и изготовление планов эвакуации при пожаре.

  1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Этот тип работ в особых комментариях не нуждается, поскольку лицензия на него необходима всем, кто занимается установкой, ремонтом и техническим обслуживанием противопожарных занавесов и завес. Наиболее яркими примерами применения являются противопожарные рольставни, разделяющие проемы производственных и административных помещений или специальные занавесы в театрах, отделяющие зрительный зал от сцены.

  1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.
Читайте также:
Виды происшествий несчастных случаев на производстве

Лицензию на этот вид работ получают организации, устанавливающие противопожарные окна и двери, в частности оконные и дверные компании, а также производители фасадов из алюминиевого профиля.

  1. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.

Этот тип работ нужен компаниям, которые занимаются нанесением или монтажом огнезащиты различного вида. При этом не имеет значения будут ли это деревянные или металлические конструкции и их элементы.

  1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.

Наличие лицензии на данный вид работ обязательно для соискателей, специализирующихся на перезарядке и поставке на объект переносных и передвижных огнетушителей.

При получении лицензии МЧС следует с максимальной ответственностью подойти к выбору работ, которыми вы планируете заниматься. Без необходимости лучше не пытаться сразу объять необъятное.

Если вы специализируетесь на электромонтажных работах и рассматриваете потенциальную возможность расширения линейки услуг своей компании, не стоит сразу оформлять лицензию со всем перечнем работ. Многие ошибочно полагают, что, получив полную лицензию, смогут сэкономить. Между тем стоит задуматься о том, что успешное прохождение выездной проверки в этом случае потребует большего числа сотрудников и дополнительное оборудование. Кроме того, не стоит забывать, что через год при первом плановом лицензионном контроле нужно будет подтвердить свой штат специалистов и наличие необходимого оборудования, которое, возможно, никогда не будет использовано, а просто будет висеть на балансе. Все это неизбежно влечет за собой дополнительные расходы.

Опытный подрядчик непременно расскажет вам обо всех этих нюансах и поможет избежать возможных ошибок и лишних затрат при подготовке и подаче документов в лицензирующий орган.

Лицензия МЧС: виды работ, перечень

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

от 24 сентября 2019 года N 505

Об организации лицензирования отдельных видов деятельности в МЧС России и его территориальных органах

В целях организации лицензирования отдельных видов деятельности в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

1. Утвердить распределение полномочий по организации лицензирования отдельных видов деятельности в Центральном аппарате МЧС России и территориальных органах МЧС России (далее – распределение полномочий) согласно приложению.

2. Начальникам главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и начальникам специальных подразделений федеральной противопожарной службы внести изменения в положения о структурных подразделениях согласно распределению полномочий.

3. Возложить персональную ответственность по организации лицензирования отдельных видов деятельности на начальников территориальных органов МЧС России и начальников специальных подразделений федеральной противопожарной службы.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра – главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору МЧС России генерал-лейтенанта внутренней службы И.И.Кобзева.

УТВЕРЖДЕНО
приказом МЧС России
от 24 сентября 2019 года N 505

Распределение полномочий по организации лицензирования отдельных видов деятельности в центральном аппарате МЧС России и территориальных органах МЧС России

В целях организации лицензирования деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений устанавливаются следующие полномочия:

I. Центральный аппарат МЧС России

1. Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России осуществляет:

организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных органов МЧС России;

формирование и ведение реестров лицензий, а также предоставление заинтересованным лицам сведений из них;

ведение информационного ресурса, содержащего сведения из реестров лицензий;

разработку положений о лицензировании конкретных видов деятельности, а также технических регламентов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к организации лицензирования отдельных видов деятельности;

контроль за исполнением территориальными органами МЧС России требований нормативных правовых актов Российской Федерации по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности;

организацию изготовления бланков лицензий и их распределение в территориальные органы МЧС России.

2. Главное управление пожарной охраны МЧС России осуществляет контроль за исполнением специальными и воинскими подразделениями федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений (далее – специальные подразделения ФПС) требований нормативных правовых актов Российской Федерации по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности.

Читайте также:
Виды правоспособности юридического лица общая и специальная

II. Территориальные органы МЧС России

3. Управления надзорной деятельности и профилактической работы главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации осуществляют:

прием, рассмотрение документов и принятие решений о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензий;

переоформление (отказ в переоформлении) лицензий;

выдачу дубликатов и копий лицензии;

прекращение действия лицензий;

проверки соответствия соискателей лицензий и лицензиатов лицензионным требованиям;

выдачу предостережений и предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;

возбуждение дел об административных правонарушениях и принятие мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

обращение в суды с исковыми заявлениями об аннулировании лицензии;

разработку и согласование с органами прокуратуры ежегодных планов проведения плановых проверок;

приостановление и возобновление действия лицензий.

4. Управления, организующие деятельность подчиненных пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований и других сил МЧС России на территории субъекта Российской Федерации, принимают участие в проведении проверок соискателей лицензий (лицензиатов), претендующих осуществлять (осуществляющих) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

III. Специальные подразделения ФПС

5. Отделы (отделения) федерального государственного пожарного надзора в отношении соискателей лицензий, лицензиатов, зарегистрированных и (или) осуществляющих деятельность на территории закрытого административно-территориального образования, осуществляют:

проверки соответствия соискателей лицензий лицензионным требованиям по поручениям управлений надзорной деятельности и профилактической работы главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и соответствия лицензиатов лицензионным требованиям;

выдачу предостережений и предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;

возбуждение дел об административных правонарушениях и принятие мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

обращение в суды с исковыми заявлениями об аннулировании лицензии;

разработку и согласование с органами прокуратуры ежегодных планов проведения плановых проверок.

Вопрос-ответ по лицензированию в МЧС РФ

4. В какие сроки соискатель лицензии уведомляется о предоставлении лицензии или отказе в лицензировании МЧС?

Срок уведомления заявителя в этих случаях – 3 рабочих дня с момента принятия решения о выдаче лицензии или об отказе в нем.

5. Когда юридическое лицо или индивидуальный предприниматель получают право выполнять работы по лицензированным видам деятельности?

Со следующего дня после принятия решения о предоставлении им пожарной лицензии МЧС.

7. В какие сроки требуется подать заявление на переоформление пожарной лицензии?

В срок до 15 рабочих дней с момента наступления обстоятельств, приведших к необходимости переоформления лицензии.

8. Кому разрешается вести деятельность, на которую была оформлена лицензия?

Только ИП или предприятию, которые указаны в бланке лицензии.

9. Как орган лицензирования контролирует соблюдение лицензиатами лицензионных требований?

Лицензионный контроль осуществляется в ходе плановых документарных проверок (через 1 год после получения лицензии и далее каждые 3 года) и в ходе внеплановых выездных проверок.

10. В какие сроки принимается решение о предоставлении или непредоставлении лицензии?

В срок до 45 рабочих дней с момента, когда в орган лицензирования поступили заявление и документы, подтверждающие соответствие соискателя лицензионным требованиям.

11. Что считается адресом места осуществления лицензируемого вида деятельности?

Это объект (здание, помещение, сооружение и т. д.), который предназначен и используется для ведения работ по лицензированным видам деятельности. Место осуществления деятельности должно:

  • отвечать лицензионным требованиям;
  • принадлежать владельцу лицензии на правах собственности или быть официально арендованным;
  • иметь почтовый адрес (или иные данные для его идентификации).

Место осуществления деятельности может совпадать или не совпадать с местом нахождения владельца лицензии.

12. Из-за чего можно получить отказ в оформлении лицензии?

Причинами для отказа в лицензировании могут стать ошибки или недостоверная (искаженная) информация в заявлении и прилагаемых к нему документах, а также несоответствие соискателя лицензионным требованиям, установленное в ходе документарной проверки.

13. Чем грозит работа в области обеспечения пожарной безопасности без лицензии?

Штрафом 2 000 – 2 500 рублей для граждан, 4 000 – 5 000 рублей для должностных лиц и 40 000 – 50 000 для юридических лиц. При этом надзорные органы вправе конфисковать у нарушителя изготовленную продукцию, сырье и орудия производства .

14. Можно ли работать по лицензии на территории всей России?

Да, действие лицензии распространяется на всю территорию страны вне зависимости от региона получения документа.

Читайте также:
Классификация приказов по видам и срокам хранения

15. Нужно ли уведомлять ГУ ГПС МЧС РФ об изменении юридического адреса владельца лицензии?

В этой ситуации нужно в течение 15 дней с момента официального изменения адрес подать заявление на переоформление пожарной лицензии.

16. Нужно ли генеральному директору присутствовать на выездной проверке лицензиата?

Присутствие генерального директора на проверке не обязательно, но вместо него проверяющих может встретить представитель компании, действующий по доверенности на представление интересов юридического лица.

18. Как понять какое оборудования и специалисты нам нужны для тех или иных видов работ?

Минимально необходимый перечень оборудования, инструмента и средств измерения для выполнения работ/оказания услуг в области пожарной безопасности, утвержден Приказом № 478 от 30.10.2017 г. Оборудование должно быть поверенным (подлежащее метрологической поверке), иметь все необходимые паспорта, сертификаты, а также иметь документы. подтверждающие право законного их владения- товарная накладная, договор аренды (в случае если оборудование взято в аренду).

Касаемо специалистов- требования к персоналу должны соответствовать следующим требованиям- высшее техническое или среднее профессиональное образование (электрики, связисты, радиотехники, системотехники, механики, специалисты по АСУ и и пр.). Также при заявлении указанных специалистов необходимо подтвердить их стаж в лицензируемом виде деятельности (не менее трех лет), приложить копию их трудовой книжки или выписки из нее, диплома, удостоверения о повышении квалификации, трудового договора, должностной инструкции, приказ о приеме на работу. Также заявляемые специалисты могут работать по совместительству- закон это не запрещает.

19. Есть отличительные особенности в получении Лицензии для Индивидуальных предпринимателей?

Да, есть, но они мало чем отличаются от требований к юридическим лицам. Основное отличие- это то, что ИП сам должен заявляться как специалист, соответственно должен иметь соответствующее образование, стаж и необходимое повышение квалификации. В остальном требования такие же.

20. Наша организация в 2016 году получала Лицензию на все виды деятельности, но в 2017 году Постановлением № 1219 от 06.10.2017 исключили вид работ «Устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов». Надо ли нам в связи с этим менять Лицензию?

Нет. не надо. Закон или какой-либо еще документ или нормативный акт это не предусматривает и не обязывает это делать.

21. Наша компания при смене адреса осуществления лицензируемого вида деятельности во время переезда обнаружила утерю оригинала бланка Лицензии. Что нам делать?

В первую очередь подать заявление на предоставление дубликата бланка Лицензии, заполнив и подав соответствующую форму заявления с указанием причины получения дубликата и заплатив госпошлину 750 рублей. Далее необходимо будет заполнить и подать соответствующее заявление на смену адреса осуществления Лицензируемого вида деятельности. Для этого необходимо будет предоставить полный пакет документов как при подаче на предоставление Лицензии, заплатив госпошлину 3 500 рублей и приложив оригинал существующей Лицензии.

22. Что делать, если наша организация решила расширить виды деятельности?

Необходимо подать заявление с указанием заявляемых видов деятельности, приложив комплект документов на необходимое оборудование и подкрепив это наличием в штате необходимого специалиста (специалистов).

23. Что делать если наша организация подала документы на Лицензирование, но до момента выдачи Лицензии в организации сменился Руководитель или были внесены изменения в уставные документы?

Вероятней всего, Вам будет отказ в предоставлении Лицензии ввиду несоответствия поданных документов с фактической обстановкой дел, что при повторной подаче на предоставление Лицензии скажется не лучшим образом. Важно также знать, что госпошлина при отказе не возвращается.

24. Наша организация получила Лицензию. Какие в дальнейшем ждут нас проверки?

Существует несколько типов проверок в рамках Лицензии МЧС – плановые, внеплановые.

Первые проводятся, как предписывает закон, не реже одного раза в три года с целью проверки соответствия Лицензионным требованиям, внеплановые- в случае выявления фактов грубого нарушения Лицензионных требований.

25. Наша организация имеет юридически адрес в Москве, а фактически находится и ведет деятельность в регионе – куда нам следует подавать документы для получения Лицензии? Можем ли мы это сделать по адресу фактического местонахождения?

Подаваться необходимо строго по юридическому адресу. По адресу фактического местонахождения сотрудники лицензионного отдела территориального Управления МЧС не примут документы, т.к. подача документов на предоставление Лицензии по фактическому адресу (либо обособленному подразделению) не представляется возможной по Закону.

Читайте также:
Какие существуют виды структур капитальных вложений

26. Наша организация планирует получение Лицензии, но не знаем с чего начать и боимся наделать ошибок, чтоб не получить отказ и не пришлось переделывать все заново. Что нам делать?

Обратиться в нашу организацию и получить не только исчерпывающие ответы на все вопросы, но и полный пакет услуг и сопровождение в получении данной Лицензии.

27. Имеем Лицензию. Наш заказчик сомневается в ее легитимности. Как его переубедить?

28. Получили Лицензию, необходимо ли вступать в СРО при этом?

Нет, это два совершенно разных документа и напрямую никак не связаны. Вступление в СРО необходимо будет лишь в том случае, если работы по Лицензии МЧС будут выполняться на объектах, требующих наличие допуска СРО.

Наша команда

Булгакова Надежда Николаевна

Юрист отдела лицензирования

Сергиенко Валентина Александровна

Юрист отдела сертификации

Филимонова Евгения Владимировна

Специалист отдела обучения и повышения квалификации

Что такое и где проходят принудительные работы?

Система уголовных наказаний в Российском уголовном праве не ограничивается только лишь лишением человека свободы. По решению суда преступника могут посадить под домашний арест, отправить на исправительные или обязательные работы. Сегодня мы и поговорим о том, что такое принудительная работа.

Что такое принудительные работы: основные положения и сущность наказания

В нашей стране принудительные работы как уголовное наказание – статья 53 Уголовного Кодекса – были введены с 7 декабря 2011 года, но в связи с нехваткой бюджетных средств на создание исправительных центров, использование принудительных работ в качестве наказания было ограничено.

Принудительные работы были введены в качестве альтернативного вида уголовного наказания за совершение преступления небольшой и средней тяжести в первый раз и при раскаянии преступника – Особенная часть Уголовного Кодекса РФ. Основная цель – перевоспитать преступника в условиях наиболее подходящих для психологической стороны вопроса.

Поэтому суд имеет право избрать принудительные работы как уголовное наказание и заменить им реальный срок, если:

  • Осужденный на всех этапах следствия и ведения судебного заседания содействовал расследованию;
  • Осужденный признает вину и раскаивается;
  • Отсутствие мотива или злого умысла;
  • Если преступление совершено по легкомыслию, допускается неосторожность;
  • Преступление было квалифицировано как небольшой тяжести, если оно было совершено впервые, то суд может рассмотреть и преступление средней тяжести.

На данный момент (сентябрь 2017 года) в России действуют 4 исправительных центра, рассчитанных на 900 осужденных:

  1. В Тамбовской области;
  2. В Тюменской области;
  3. В Ставропольском крае;
  4. В Приморском крае.

Итак, принудительные работы по УК РФ подразумевают собой один из видов уголовного наказания, при избрании которого осужденного обязуют работать по месту работу, определяемому сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы. Впоследствии из заработной платы осужденного будут вычитаться определенные денежные суммы. Он будет трудиться по месту работы, определяемому органом уголовно-исполнительной власти.

Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет. Если преступник был осужден к наказанию в виде лишения свободы, то принудительная работа не назначается.

Если осужденный будет уклоняться от выполнения принудительных работ, то они будут заменены реальным лишением свободы по принципу «один день принудительных работ – один день лишения свободы».

Порядок исполнения наказания

Если осужденному вынесен приговор принудительные работы, то дальнейшая его деятельность будет регулироваться статьей 60 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ.

Итак, порядок исполнения принудительных работ предусматривает:

  1. Постоянную явку приговоренного на отметку в уголовно исполнительную инспекцию;
  2. Подписание и исполнения документа об исполнении всех правил, установленных инспекцией;
  3. Обязательное исполнение трудовых обязанностей, определенных комиссией. Исключение: замена работ по медицинским показаниям.
  4. Осужденные обязаны носить с собой паспорт.

Основная цель принудительных работ – перевоспитание оступившихся граждан, поэтому и были установлены эти указания.

Чем принудительные работы отличаются от исправительных и обязательных?

Принудительные работы часто путают с исправительными и обязательными. На самом деле это в корне не верно.

Вначале поговорим о том, в чем отличие принудительных работ от исправительных:

  • Осужденный, приговоренный к принудительным работам, может быть отправлен на отбытие наказания к месту работы, не находящейся на территории города или иного субъекта РФ, где он постоянно проживаем. Как правило, это происходит если по месту его жительства отсутствуют исправительные центры или отсутствует само место работы.
  • Основное отличие от обязательных работ: наличие оплаты труда. То есть, осужденный на принудительные работы имеет право получать заработную плату.
  • Из заработной платы за принудительные работы будут удержаны средства (в пределе 5 – 20 % от общей суммы) в пользу государства. Деньги будут перечислены на счет органа исполнительной власти, контролирующего исполнение наказания.
Читайте также:
Как сдать налоговую декларацию в электронном виде

По факту принудительные работы считаются самой тяжелой формой из всех видов работ, используемых как уголовное наказание.

Кому не могут быть назначены принудительные работы?

По закону принудительные работы в России не назначаются следующим категориям лиц:

  • Беременные или женщины, воспитывающие детей до трех лет;
  • Несовершеннолетние дети;
  • Инвалиды 1 и 2 группы;
  • Лица, достигшие пенсионного возраста:
    • Женщины – 55 лет;
    • Мужчины – 60 лет;
  • Военнослужащие.

Как и где проходят принудительные работы?

Исполнение принудительных работ определено в главе 8.1 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ.

Согласно его положениям:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

  1. Осужденные исполняют наказание в специально оборудованных учреждениях – исправительных центрах, которые могут быть расположены исключительно на территории России;
  2. Если имеется возможность, то осужденный будет выполнять принудительные работы в регионе или на территории субъекта, где он постоянно проживает или был привлечен к уголовной ответственности.
  3. Если в регионе проживания осужденного отсутствует исправительный центр, или он по каким-то причинам не может принять осужденного (например, отсутствуют рабочие места), то по решению исполнительных органов преступник может быть привлечен к труду на территории иного региона РФ.

При назначении места отбытия принудительных работ, исправительные органы обязаны проверить соответствие условий размещения требованиям, указанным в УК РФ и УИК РФ. А приговоренные к работам должны ходить на отметку в уголовно-исполнительную инспекцию, которая и определяет место работы на следующий временной период (день, неделя).

Особенности принудительных работ

Основные особенности принудительных работ:

  1. Альтернативность лишению свободы, поскольку осужденный отбывает наказание 6 дней в неделю весь день;
  2. Приговоренный к принудительным работам не может отказаться от них;
  3. Принудительные работы – это практически единственный вид уголовных наказаний в виде «работ», за который осужденный платит деньги.

На практике довольны распространены случаи, когда «бывалые» преступники, получившие уголовное наказание в виде принудительных работ, расстраиваются и просят заменить очередной «отсидкой». Нередко суды идут у них на поводу.

Кому и за что могут быть назначены?

На практике основная доля правонарушителей, которых приговаривают к принудительным работам – это злостные неплательщики алиментов на несовершеннолетних детей.

Как правило, это происходит по следующему плану действий:

  1. При открытии исполнительного производства по взысканию задолженности по алиментам, сотрудники службу судебных приставов регулярно пересылают в прокуратуру данные о злостном неплательщике;
  2. Как только размер долга по алиментам превышает максимально допустимый порок, прокуратура начинает возбуждение уголовного дела и привлекает потерпевшего получателя алиментов.
  3. Далее должнику предлагается альтернатива: или погасить долг по алиментам в кратчайшие сроки, или быть приговоренным к принудительным работам, оплата которых почти в полном объеме будет переводиться на счет потерпевшей стороны.

Однако в срок принудительных работ будет причислен период, который осужденный находился под стражей или конвоем.

Какие существуют виды принудительных работ?

Принудительные работы различают по следующим признакам:

  • По территориальному расположению:
    • Принудительные работы по месту жительства осужденного;
    • Отбытие осужденного в другой регион для выполнения судебного приговора.
  • По сроку приговора:
    • Срок наказания от 2 месяцев до года будет носить более воспитательный и профилактический характер;
    • А срок принудительных работ от года до 5 лет является суровой степенью наказания.

Так, на практике, в качестве принудительных работ могут назначить:

  1. Уборку улиц, придомовых территорий;
  2. Сбор мусора в общественных местах;
  3. Участие в благоустройстве города.
Читайте также:
Виды ЭЦП и их отличия

Итак, принудительные работы могут быть назначены абсолютно любых видов законной деятельности, а их виды выделяются только по территориальным и временным признакам.

Возможен ли запрет принудительного труда?

В Росси нередко поднимается вопрос о том, что принудительные работы – это нарушение запрета на принуждение гражданина РФ к труду, установленному Конституцией РФ (пункт 2 статья 37).

Кроме того, противники принудительного труда используют следующие нормативно правовые акты:

  • Международные конвенции, подписанные СССР или Россией, о запрете рабства и принудительного труда;
  • Конституция РФ.

Однако именно конвенция о запрете рабства допускает исключение о принудительных работах в качестве уголовного наказания по судебному приговору.

Кроме того, принудительные работы означают обязательный труд, а потому военнослужащим их заменяют таким же исполнением военных обязанностей и их активном участии при введении военного положения или чрезвычайной ситуации.

Заключение

Никто не застрахован от того, что по каким-то причинам ему придется украсть чужую вещь или нанести легкий вред здоровью другого человека. Ситуации в жизни бывают разные, а в роли преступника, к сожалению, оказываются добропорядочные граждане, которые были вынуждены защищать себя, но просто «перегнули палку».

Поэтому за впервые совершенное преступление средней тяжести или просто преступление малой тяжести, по нормам морали несправедливо отправлять людей за решетку в колонию к преступникам и рецидивистам. По этим соображениям законодатели РФ и ввели исправительные работы как вид уголовного наказания, представляющий собой альтернативу лишения свободы. Срок принудительных работ составляет от 2 месяцев до 5 лет. Однако в России существует ряд категорий лиц, которым принудительные работы не назначаются.

Однако в России практика приговора к принудительным работам еще не набрала обороты, поскольку по мнению большинства принуждение к работе – неэффективный и дорогостоящий для государства способ наказания.

Обращаем ваше внимание на то, что законодательство России постоянно изменяется и написанная нами информация может устаревать. Для того чтобы решить возникший у вас вопрос по Уголовному праву, мы советуем вам обратиться за консультацией юриста в поддержку сайта.

Исправительные, обязательные и принудительные работы

С принятием 7 декабря 2011 года Федерального закона № 420 в Уголовном Кодексе Российской Федерации наряду с уже существующими обязательными и исправительными работами появился новый вид наказания – принудительные работы.

Исправительные работы – вид наказания, назначаемый осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (УИИ), но в районе места жительства осужденного.

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с УИИ.

Осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях – исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены, а при отсутствии на территории субъекта РФ по месту жительства осужденного или по месту его осуждения исправительного центра или невозможности размещения (привлечения к труду) осужденных в имеющихся исправительных центрах осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы (УИС) в исправительные центры, расположенные на территории другого субъекта РФ, в котором имеются условия для привлечения их к труду.

Таким образом, исправительные и обязательные работы отбываются строго по месту проживания осужденного, а для отбывания принудительных работ осужденный может быть направлен в другой субъект РФ.

Исправительные работы исчисляются в днях и устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет, (несовершеннолетним осужденным – сроком до 1 года).

Обязательные работы исчисляются в часах и устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день, и как правило не менее 12 часов в неделю, (несовершеннолетним – на срок от сорока до ста шестидесяти часов и не могут превышать двух часов в день для лиц в возрасте до пятнадцати лет, и трех часов в день для лиц в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет).

Читайте также:
Виды происшествий несчастных случаев на производстве

Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет. В отношении несовершеннолетних данный вид наказания не применяется.

Таким образом, рассматриваемые виды наказаний отличаются сроками, на которые устанавливаются, а также субъектом исполнения.

Из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.

Из заработной платы осужденных к принудительным работам производятся удержания в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа УИС, а также удержания для возмещения расходов по их содержанию.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.

Исправительные, обязательные и принудительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Кроме того, принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам признанным инвалидами второй группы, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста.

Несмотря на существенное расширение перечня видов наказания, которые являются альтернативой лишению свободы, при их исполнении УИИ продолжают сталкиваться с рядом сложностей. Приведем пример. П. был осужден к 5 месяцам исправительных работ с удержанием в доход государства 15 процентов заработка. Отработав 4,5 месяца дорожным рабочим, осужденный стал допускать прогулы на предприятии, конфликтовать с мастером и его уволили. Осужденному оставалось отработать 12 дней. Ему неоднократно выдавались предписания на другие предприятия, которые по разным причинам (отсутствие вакансий, слишком малый срок оставшейся отработки) отказывались принять осужденного. Наконец, П. трудоустроился на предприятие, но в первый же рабочий день с ним случается приступ эпилепсии. Он не подлежал освобождению от дальнейшего отбывания наказания (поскольку такое заболевание не входит в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания), но и не мог работать на данном предприятии, ввиду того, что характер работы конкретно здесь осужденному противопоказан. Суд не нашел оснований для замены осужденному неотработанных 12 дней исправительных работ четырьмя дня лишения свободы, ведь он не отказывался работать. Как быть?

Подобные «трудные случаи» не единичны. Как правило, исправительные работы назначаются злостным неплательщикам алиментов, к которым все меры воздействия, направленные на погашение задолженности перед несовершеннолетними детьми, были исчерпаны. Исправительные работы, с точки зрения получения помощи, были бы очень кстати: осужденный, работая официально, погашает имеющуюся задолженность, а также выплачивает и необходимую сумму алиментов. Однако, контингент, которому назначается подобное наказание, категорически не желает работать и соответственно выплачивать алименты. Отказываясь от трудоустройства, они сознательно идут на лишение свободы, видя в этом кратчайший и легчайший путь отбыть наказание, ведь они оказываются на полном государственном обеспечении. Получается замкнутый круг.

Возможно, наказание в виде принудительных работ, применение которого начнется с 1 января 2013 года, в подобных ситуациях окажется более действенным.

Ирина Гудкова, инспектор филиала ФКУ УИИ по Володарскому району, капитан внутренней службы

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: