Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности

Лицензия для бизнеса: когда нужна и как получить

В некоторых сферах для открытия бизнеса недостаточно зарегистрировать компанию или ИП — нужно еще получить лицензию.

Сергей Скрябин

Эксперт по праву

  • # Лицензия
  • # Основы

В некоторых сферах для открытия бизнеса недостаточно зарегистрировать компанию или ИП. Для работы нужно получить лицензию государства. Она точно понадобится учебным центрам, барам, медицинским центрам, бизнесам пассажирских перевозок. Рассказываем, что такое лицензия, кому она нужна и как ее получить.

Что такое лицензия

Лицензия — это разрешение государства вести бизнес. Она нужна не всем, а только тем ИП и компаниям, чья деятельность связана с потенциальной угрозой для безопасности людей, государства и окружающей среды.

Полный список лицензируемых видов деятельности с законами и постановлениями о том, что нужно для лицензирования, приводим по ссылке справа.

Виды лицензируемой деятельности Какой закон регулирует
Пассажирские перевозки 99-ФЗ
Оборот спирта 171-ФЗ
Производство лекарств 61-ФЗ
Медицинские услуги 99-ФЗ
Фармацевтика 99-ФЗ, 61-ФЗ
Образование 273-ФЗ
Транспортировка отходов 99-ФЗ, 89-ФЗ
Атомная энергия 170-ФЗ, 317-ФЗ
Банки 395-1
Страховые компании 4015-1, 326-ФЗ
Профессиональные участники рынка ценных бумаг 39-ФЗ
Управление многоквартирными домами 99-ФЗ
Шифровальные устройства и шпионское оборудование 99-ФЗ

Перед получением лицензии ведомства проверяют, соответствует ли компания или ИП требованиям безопасности. Если все в порядке, бизнес допускают к работе. Это и подтверждает лицензия.

Бесплатно зарегистрируем бизнес в Тинькофф

  • Проконсультируем по выбору кодов ОКВЭД и системы налогообложения
  • Бесплатно откроем расчетный счет за один день
  • До 500 000 ₽ — на сервисы партнеров

Как понять, нужна лицензия или нет

Самый надежный способ — свериться со списком. Нет единой базы, где можно проверить, например, по коду ОКВЭД, нужна ли лицензия для конкретного бизнеса. Но по коду ОКВЭД можно узнать название деятельности, чтобы затем проверить ее в списке для лицензирования. Проверить нужно все виды деятельности, которыми занимается бизнес. Сверять только основной вид — ошибка.

Возьмем семейную пиццерию. Проверяем по коду ОКВЭД название деятельности.

Достаточно набрать в поисковой строке описание вашего бизнеса

Проверьте на сайте «Консультант Плюс», верно ли определен класс через поиск. Это поможет избежать ошибки.

По коду ОКВЭД пиццерии понятно, что ее деятельность связана с продуктами питания и напитками. Проверяем, есть ли подобное в списке.

В списке лицензируемых видов деятельности есть только одна сфера с упоминанием продуктов — деятельность по производству биомедицинских клеточных продуктов. С питанием и напитками — ни одной. Значит, для пиццерии не нужна лицензия.

Но если хозяин кафе добавит в меню алкогольные напитки, лицензия понадобится.

Проверить можно так же поэтапно: сначала найти код ОКВЭД в поиске, затем проверить в справочнике ОКВЭД и далее найти в списке лицензируемых видов деятельности

Если вы сомневаетесь, нужна ли лицензия вашему бизнесу, рекомендуем обратиться к юристу.

Когда ИП не может получить лицензию

Некоторые лицензируемые виды деятельности может вести только ООО. Например, лицензия нужна и на охрану магазинов, и на детективную деятельность. Но открыть охранное предприятие может только ООО, а вот работать частным детективом может и ИП.

Лицензируемый вид деятельности ООО ИП
Медицина, аптеки
Продажа гражданского и охотничьего оружия
Охрана объектов и имущества
Частная детективная деятельность
Продажа алкоголя
Перевозка пассажиров и грузов воздушным транспортом
Перевозка пассажиров автобусами
Образовательная деятельность с выдачей документов гособразца

Какие есть требования для бизнеса

Для каждого вида лицензируемой деятельности есть положение — это основной документ, в котором перечислены требования и порядок получения лицензии для конкретной сферы. Они касаются помещения, оборудования, документации, квалификации сотрудников.

Чтобы получить лицензию, компания или ИП должны соответствовать всем требованиям.

Кто выдает лицензию

Лицензию выдает ведомство, которое контролирует сферу конкретного бизнеса. Например, образовательную лицензию выдает региональный департамент образования, лицензию на охранную деятельность — Росгвардия, на пассажирские автобусные перевозки — Ространснадзор.

Узнать, где получить лицензию, можно в положении о лицензировании этого вида деятельности или на сайте госуслуг.

Справа от услуги указано ведомство, которое выдает лицензию в вашем регионе

Удобнее проверять на портале госуслуг. Так вы узнаете точное название ведомства в вашем регионе, сможете найти адрес и контакты для связи, если появятся вопросы.

Как подать документы на лицензирование

Чтобы получить лицензию, нужно подать документы одним из четырех способов:

  • лично;
  • по почте;
  • через систему электронного документооборота;
  • на сайте госуслуг.

Лично. ИП или ООО собирает пакет документов и приходит по адресу лицензирующего ведомства в своем регионе. Стоит заранее позвонить и узнать часы приема.

По почте. Пакет документов нужно заверить у нотариуса, сделать опись письма и отправить по адресу лицензирующего ведомства.

Адрес и контакты лицензирующего ведомства можно узнать на сайте госуслуг.

Найдите услугу лицензирования в вашем регионе и нажмите на ведомство, которое ее предоставляет

Чтобы узнать подробнее об услуге или ведомстве, регистрироваться на сайте не нужно.

В разделе «Информация и контакты» появятся адрес, телефон и эл. почта ведомства

Через систему электронного документооборота. Для подачи ИП или ООО нужна квалифицированная электронная подпись. Подходит, если бизнес уже зарегистрирован, открывает новое направление, а предприятие работает в системе электронного документооборота.

На сайте госуслуг. Самый быстрый способ, если есть квалифицированная электронная подпись. На сайте есть подсказки по каждому этапу заполнения и подачи форм.

Если у вас нет электронной подписи, нужно собрать пакет документов и обратиться в удостоверяющий центр.

Как получить лицензию

С 1 января 2021 вступили в силу новые правила получения лицензии. Раньше ее получали в электронном или бумажном виде, сейчас лицензия как отдельный бумажный документ не существует. Лицензии хранятся в виде записи в реестре. У каждой сферы свой реестр. ИП или организация может получить выписку из реестра о наличии лицензии, но необходимости в этом нет. Для работы бизнеса записи в реестре достаточно. В случае проверки смотреть все равно будут его.

Заполнить заявление. Единого шаблона заявления нет. Оно различается в зависимости от сферы бизнеса.

В заявлении ИП или компания указывают название и адрес, по которому работает бизнес, код ОКВЭД, ИНН, данные выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ, описывают информацию о сотрудниках.

Шаблон бумажного заявления можно найти в положении о лицензировании вашего вида деятельности или обратиться в лицензирующее ведомство. Для подачи на сайте госуслуг и в системе электронного документооборота заполнять и сканировать бумажный шаблон не нужно: заявление заполняют в электронном виде.

Первая страница бумажного заявления на получение образовательной лицензии для ИП

Собрать копии документов. В зависимости от сферы деятельности набор документов будет различаться. Узнать, что именно нужно собрать, можно в положении о лицензировании конкретной деятельности или на сайте госуслуг.

Через поиск найдите описание услуги лицензирования

Убедитесь, что услуга предоставляется в вашем регионе.

В списке найдите пункт «Документы, необходимые для получения услуги»

Нажмите на каждый документ, чтобы увидеть количество копий и возможные способы подачи документа. Электронный — значит, можно загрузить скан или фото, если подаете через сайт госуслуг. Бумажный — нужно заполнить и распечатать, если подаете лично или по почте.

К некоторым документам будет прикреплен шаблон

Некоторые копии документов нужно заверить у нотариуса. Об этом будет сказано в списке документов на сайте госуслуг или в положении о лицензировании.

Уплатить госпошлину. Для ИП и ООО размер госпошлины один — 7500 ₽. Исключения касаются только производства и продажи алкоголя:

  • для продажи алкоголя — 65 тысяч рублей в год;
  • для производства вина — 800 тысяч рублей в год;
  • для производства коньяка и водки — 9,5 млн рублей в год.

Реквизиты для платежа можно взять на сайте госуслуг или запросить в лицензирующем ведомстве. Уплатить госпошлину можно через сайт госуслуг, онлайн-банк или в отделении банка.

Выберите услугу по лицензированию сферы вашего бизнеса. В описании откройте пункт о стоимости и порядке оплаты. Здесь указаны реквизиты нужного ведомства

Подать пакет документов с чеком об уплате госпошлины. Заявление рассмотрят в течение трех рабочих дней. Если в заявлении будет ошибка или не будет хватать документов, его вернут. Исправить и подать документы повторно можно будет в течение 30 дней со дня возврата.

Если с заявлением и документами все будет в порядке, вы получите решение о получении лицензии в течение 45 рабочих дней со дня регистрации заявления.

Как продлить или переоформить лицензию

В законе о лицензировании и постановлениях о видах деятельности описаны ситуации, когда компаниям и ИП нужно продлить или переоформить лицензию и когда ее могут отозвать.

Продление. Срок большинства лицензий не ограничен. Есть исключения, например для производства и розничной продажи алкоголя срок лицензии — год, для управления многоквартирными домами — пять лет.

Переоформление. Если ИП или компания меняет данные, лицензию нужно переоформить. Например, предприниматель изменил фамилию или место жительства, компания переехала на новый адрес.

ИП открыл детский образовательный центр в Нижнем Новгороде, и лицензию он получал здесь. Через год он открывает филиал во Владимире. Перед открытием филиала ИП должен переоформить лицензию. Например, через сайт госуслуг.

Пример переоформления лицензии на сайте госуслуг

Порядок продления и переоформления лицензий описан в положениях о лицензировании. В обоих случаях ИП или организации нужно заполнить заявление на сайте госуслуг, в системе электронного документооборота, подать лично или по почте. В некоторых случаях нужно заплатить госпошлину.

Когда лицензию могут отозвать

Лицензию могут аннулировать по двум причинам:

  • ИП или организация закрывает бизнес;
  • ИП или организация не соблюдает требований для лицензирования.

Лицензирующие ведомства проводят проверки компаний и ИП. Проверки бывают плановыми — через один и три года после выдачи лицензии — и внеплановыми.

Во время проверок инспекторы смотрят, соблюдает ли бизнес лицензионные требования. Если проверяющие находят нарушения, то компания или ИП получает предписание со списком нарушений. Если бизнес не исправляет нарушения в установленный срок, лицензирующее ведомство обращается в суд. Суд решает, приостановить действие лицензии или аннулировать ее.

Порядок приостановления и аннулирования лицензии описан в постановлениях о конкретном виде деятельности.

Как накажут, если работать без лицензии

За работу без лицензии компания или ИП рискует получить наказание по административной или уголовной статье. Мера наказания зависит от дохода бизнеса и ущерба, если он причинен людям, государству или окружающей среде по вине ИП или компании. Размер ущерба оценивает суд.

Сумма ущерба или дохода ИП или ООО Мера наказания Чем регулируется
До 2,25 млн рублей Штраф до 50 000 ₽
Конфискация товаров, сырья или оборудования
Штрафы при работе без лицензии — ст. 14.1 КоАП РФ
От 2,25 млн рублей Штраф до 300 000 ₽
Арест до 6 месяцев
Обязательные работы сроком до 480 часов
Штрафы и сроки за работу без лицензии — ст. 171 УК РФ
От 9 млн рублей Штраф от 100 000 до 500 000 ₽
Принудительные работы сроком до 5 лет
Штрафы и сроки за работу без лицензии — ст. 171 УК РФ

Если ИП или компания работает без лицензии, рискует не только она, но и ее контрагенты.

Во время камеральной проверки налоговая обнаружила, что ИП работает с небольшим охранным предприятием. У предприятия нет лицензии. Для налоговой это повод усомниться в законной деятельности ИП. Налоговая может приехать к ИП с выездной проверкой.

Проверить контрагента можно через электронный сервис налоговой.

Клиенты Тинькофф Бизнеса могут проверить контрагентов через бесплатный сервис в личном кабинете.

Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О лицензировании отдельных видов деятельности

Принят Государственной Думой 22 апреля 2011 года

Одобрен Советом Федерации 27 апреля 2011 года

(В редакции федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 19.10.2011 № 283-ФЗ, от 21.11.2011 № 327-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 04.03.2013 № 22-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 21.07.2014 № 255-ФЗ, от 14.10.2014 № 307-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ, от 29.06.2015 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 213-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 13.07.2015 № 263-ФЗ, от 27.10.2015 № 292-ФЗ, от 30.12.2015 № 430-ФЗ, от 30.12.2015 № 431-ФЗ, от 29.07.2017 № 216-ФЗ, от 29.12.2017 № 451-ФЗ, от 31.12.2017 № 503-ФЗ, от 29.07.2018 № 249-ФЗ, от 03.08.2018 № 316-ФЗ, от 03.08.2018 № 323-ФЗ, от 30.10.2018 № 386-ФЗ, от 27.12.2018 № 498-ФЗ, от 15.04.2019 № 54-ФЗ, от 17.06.2019 № 148-ФЗ, от 26.07.2019 № 240-ФЗ, от 02.08.2019 № 282-ФЗ, от 02.08.2019 № 298-ФЗ, от 27.12.2019 № 478-ФЗ, от 27.12.2019 № 481-ФЗ, от 27.12.2019 № 492-ФЗ, от 18.02.2020 № 21-ФЗ, от 31.07.2020 № 270-ФЗ, от 30.04.2021 № 123-ФЗ, от 30.04.2021 № 128-ФЗ, от 26.05.2021 № 156-ФЗ, от 11.06.2021 № 168-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 02.07.2021 № 349-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

11. Действие положений настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в связи с осуществлением Государственной корпорацией по космической деятельности “Роскосмос” лицензирования космической деятельности. (Часть введена – Федеральный закон от 15.04.2019 № 54-ФЗ)

2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования:

1) использования атомной энергии;

2) производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

3) деятельности, связанной с защитой государственной тайны;

4) деятельности кредитных организаций;

5) деятельность по проведению организованных торгов; (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 327-ФЗ)

6) видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

7) деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами;

8) деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

9) деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

10) клиринговой деятельности;

11) страховой деятельности;

12) (Пункт введен – Федеральный закон от 13.07.2015 № 216-ФЗ; утратил силу – Федеральный закон от 15.04.2019 № 54-ФЗ)

13) репозитарной деятельности; (Пункт введен – Федеральный закон от 30.12.2015 № 430-ФЗ)

14) (Пункт введен – Федеральный закон от 29.12.2017 № 451-ФЗ) (Утратил силу – Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

15) пользования недрами. (Пункт введен – Федеральный закон от 30.04.2021 № 123-ФЗ, вступает в силу с 1 января 2022 года)

3. Лицензирование указанных в части 2 настоящей статьи видов деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

4. Особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление следующих видов деятельности: (В редакции Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ)

1) оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание;

2) частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность;

3) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра “Сколково”); (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

4) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами; (Пункт введен – Федеральный закон от 21.07.2014 № 255-ФЗ)

5) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I – IV классов опасности; (Пункт введен – Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)

6) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами; (Пункт введен – Федеральный закон от 30.10.2018 № 386-ФЗ)

7) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах; (Пункт введен – Федеральный закон от 31.07.2020 № 270-ФЗ)

8) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры; (Пункт введен – Федеральный закон от 11.06.2021 № 168-ФЗ, вступает в силу с 9 декабря 2021 года)

9) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. (Пункт введен – Федеральный закон от 11.06.2021 № 168-ФЗ, вступает в силу с 9 декабря 2021 года)

41. Особенности лицензирования производства лекарственных средств в части приостановления или прекращения действия лицензии могут устанавливаться федеральным законом. (Часть введена – Федеральный закон от 27.12.2019 № 481-ФЗ)

5. Положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям, связанным с лицензированием медицинской деятельности и образовательной деятельности, осуществляемых организациями на территориях опережающего социально-экономического развития, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом “О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации”. (Часть введена – Федеральный закон от 31.12.2014 № 519-ФЗ)

6. Положения настоящего Федерального закона к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности организаций и их филиалов, расположенных на территории международного медицинского кластера и осуществляющих соответствующую направлениям деятельности международного медицинского кластера деятельность, применяются с учетом особенностей, установленных Федеральным законом “О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. (Часть введена – Федеральный закон от 29.06.2015 № 160-ФЗ; в редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 240-ФЗ)

7. Положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям, связанным с лицензированием медицинской деятельности и образовательной деятельности, осуществляемых организациями на территории свободного порта Владивосток, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом “О свободном порте Владивосток”. (Часть введена – Федеральный закон от 13.07.2015 № 213-ФЗ)

8. Положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования медицинской, образовательной и иных видов деятельности организаций, расположенных на территории инновационного научно-технологического центра и осуществляющих соответствующую направлениям деятельности инновационного научно-технологического центра деятельность, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом “Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. (Часть введена – Федеральный закон от 29.07.2017 № 216-ФЗ)

Статья 2. Цели, задачи лицензирования отдельных видов деятельности и критерии определения лицензируемых видов деятельности

1. Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

2. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

3. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) лицензирование – деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования;

2) лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий; (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 478-ФЗ)

3) лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; (В редакции Федерального закона от 04.03.2013 № 22-ФЗ)

4) лицензирующие органы – уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование; (В редакции Федерального закона от 19.10.2011 № 283-ФЗ)

5) соискатель лицензии – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии;

6) лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию;

7) лицензионные требования – совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования;

8) место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее – место осуществления лицензируемого вида деятельности), – объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата;

9) уполномоченное должностное лицо лицензирующего органа – руководитель лицензирующего органа, иное должностное лицо лицензирующего органа, уполномоченное на принятие решения, осуществление иного действия в сфере лицензирования. (Пункт введен – Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ, вступает в силу с 1 марта 2022 года)

Статья 4. Основные принципы осуществления лицензирования

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

1) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

2) установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;

3) установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации;

4) установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

5) открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона; (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 478-ФЗ)

7) соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Статья 5. Полномочия Правительства Российской Федерации в области лицензирования и полномочия лицензирующих органов

1. К полномочиям Правительства Российской Федерации в области лицензирования относятся:

1) определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности;

2) утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования;

3) утверждение порядка предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг;

4) утверждение порядка формирования и ведения реестра лицензий; (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 478-ФЗ)

5) утверждение показателей мониторинга эффективности лицензирования, порядка проведения такого мониторинга, порядка подготовки и представления ежегодных докладов о лицензировании;

6) утверждение типовой формы выписки из реестра лицензий. (Пункт введен – Федеральный закон от 27.12.2019 № 478-ФЗ)

2. К полномочиям лицензирующих органов относятся:

1) осуществление лицензирования конкретных видов деятельности;

2) проведение мониторинга эффективности лицензирования, подготовка и представление ежегодных докладов о лицензировании;

3) утверждение форм заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и других используемых в процессе лицензирования документов; (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 478-ФЗ)

4) предоставление заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” на официальных сайтах лицензирующих органов с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информацией могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация.

Статья 6. Передача осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования отдельных видов деятельности органам государственной власти субъектов Российской Федерации

Осуществление полномочий Российской Федерации в области лицензирования отдельных видов деятельности может быть передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статья 7. Права, обязанности и ответственность должностных лиц лицензирующих органов

1. Должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право:

1) запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, соискателей лицензий и лицензиатов, получать от них сведения и документы, которые необходимы для осуществления лицензирования и представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов; (Утратит силу с 1 марта 2022 года – Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

3) выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;

4) применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Должностные лица лицензирующих органов при осуществлении лицензирования обязаны:

1) исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в области лицензирования;

2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы соискателей лицензий и лицензиатов.

21. Уполномоченные должностные лица лицензирующих органов при осуществлении лицензирования проводят в соответствии с настоящим Федеральным законом оценку соблюдения соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований. (Часть введена – Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ, вступает в силу с 1 марта 2022 года)

3. При осуществлении лицензирования должностные лица лицензирующих органов в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В течение тридцати рабочих дней со дня получения сведений о фактах нарушения законодательства Российской Федерации должностными лицами лицензирующих органов при осуществлении лицензирования лицензирующие органы обязаны сообщить юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, права и законные интересы которых нарушены, о мерах, принятых в отношении виновных в таких нарушениях должностных лиц.

Статья 8. Лицензионные требования

1. Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

2. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требовани

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2021) “О лицензировании отдельных видов деятельности”

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

22 апреля 2011 года

27 апреля 2011 года

Судебная практика и законодательство — 99-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности

наличие необходимого и достаточного количества государственных гражданских служащих, а также помещений, в которых осуществляются прием документов от заявителей, выдача лицензии заявителю, в целях соблюдения сроков предоставления государственной услуги, установленных Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” и настоящим Административным регламентом.

” Данное основание переоформления лицензии распространяется только на те лицензии, которые были предоставлены до дня вступления Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” в силу и срок действия которых истек”;

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст. 2716; N 30, ст. 4590; N 43, ст. 5971; N 48, ст. 6728; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3477; 2014, N 30, ст. 4256; N 42, ст. 5615; 2015, N 1, ст. 11, 72; N 27, ст. 3951; N 29, ст. 4339, 4342, 4389; 2016, N 1, ст. 50. Далее – “Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены Федеральным законом N 99-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”;

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”;

вынесение в отношении субъектов малого предпринимательства вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принятие решения о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет;

16761. В каком случае лицензирующие органы приостанавливают действие лицензии на определенный вид деятельности в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”?

16762. В каком случае лицензия на определенный вид деятельности может быть аннулирована решением суда в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”?

16761. В каком случае лицензирующие органы приостанавливают действие лицензии на определенный вид деятельности в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”?

16762. В каком случае лицензия на определенный вид деятельности может быть аннулирована решением суда в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”?

До 1 января 2010 года после установления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 (далее – Перечень) требование о наличии лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности”, не применяется в отношении иных видов работ по инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений, по проектированию зданий и сооружений, строительству зданий и сооружений.

Согласно ст. 3 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом. В приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии и в лицензию включаются сведения о лицензируемом виде деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (ст. 15 Закона).

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

О лицензировании отдельных видов деятельности – Государственная регистрация и лицензирование

О лицензировании отдельных видов деятельности

О лицензировании отдельных видов деятельности

Федеральным законом от 4 мая 2011 г . № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» сокращается перечень лицензируемых видов деятельности, устанавливается принцип бессрочного действия выдаваемых лицензий и изменяется система лицензионного контроля.

Федеральный закон вступает в силу с 3 ноября 2011 г ., за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки. С 1 июля 2011г. вступят в силу нормы, регулирующие порядок организации и осуществления лицензионного контроля, а также нормы, предусматривающие взаимодействие в электронной форме при осуществлении лицензирования и лицензионного контроля.

Федеральным законом определен исчерпывающий перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется наличие лицензии, включающий 49 видов деятельности, в том числе деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно – инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах и деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).

Федеральным законом устанавливается единый порядок лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации, включая порядок предоставления заявления и прилагаемых к нему документов соискателем лицензии, порядок принятия решения о предоставлении лицензий, а также порядок лицензионного контроля.

Лицензионный орган принимает решение о предоставлении лицензии в течение 45 дней со дня приема заявления.

В отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.

Основанием для проведения проверки соискателя лицензии или лицензиата является представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии.

Предметом документарной проверки соискателя лицензии или лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах.

Предметом внеплановой выездной проверки являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям и условиям.

Плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом.

Основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является:

1) истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;

2) истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата.

Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:

1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;

3) истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;

4) наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;

5) наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Лицензии, предоставленные лицензиатам до дня вступления в силу Федерального закона действуют бессрочно.

Предоставленные до дня вступления в силу Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в установленном порядке при условии соблюдения лицензионных требований. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.

Управлением Роспотребнадзора по Орловской области будет обеспечено применение норм указанного Федерального закона с момента их вступления в силу

Лицензирование деятельности

Основной нормативно-правовой документ, который регламентирует лицензирование — это Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04 мая 2011 года. Также особенности лицензирования каждого вида деятельности устанавливаются положениями, утвержденными Правительством РФ.

Получение лицензии на осуществление лицензируемой деятельности — это требование законодательства, поэтому вопрос «зачем нужно лицензирование» не стоит, т.к. без получения лицензии государство не позволит предприятию заниматься бизнесом.

Давайте разберемся, в каком случае и как получить лицензию.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Когда лицензия нужна

Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, строго определен в п.1 ст. 12 99-ФЗ. Если деятельности в списке нет, значит на её осуществление разрешение не требуется.

На каждый вид деятельности предоставляется отдельная лицензия. которая действует на всей территории РФ. Только нужно уведомить лицензирующий орган, того региона, куда вы планируете расширяться.

Документы для получения лицензии необходимо подать сразу же после государственной регистрации. Или перед началом ведения лицензируемой деятельности.

Требования, которым должна соответствовать организация, чтобы получить лицензию и осуществлять деятельность, устанавливаются положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Например, если вы решили заняться врачебной деятельностью, тогда для того, чтобы получить лицензию вы должны соответствовать следующим основным характеристикам:

  1. должно быть помещение в собственности или снятое в аренду;
  2. должно быть мед.оборудование, аппараты, необходимые для оказания услуг;
  3. у руководителей и ответственных сотрудников должно быть высшее мед.образование, соответствующая квалификация и стаж работы не менее 5 лет;
  4. с работниками должны быть заключены трудовые договоры;
  5. наличие контроля качества и безопасности.

Также могут быть ограничения на организационно-правовую форму, например, ИП не может получить лицензию на производство и продажу алкогольной продукции, лицензии предоставляются исключительно юр.лицам.

Какие документы нужны для получения лицензии

В лицензирующий орган нужно подать следующий пакет документов:

  • заявление по установленной форме;
  • копии учредительных документов организации, заверенных у нотариуса;
  • необходимые документы, которые могут быть установлены положением о лицензировании конкретного вида деятельности;
  • опись прилагаемых документов.

Форма заявления устанавливается положением о лицензировании отдельного вида деятельности.

Способы предоставления документов

  • В лицензирующий орган — с 1 января 2021 только в электронном виде при помощи электронной подписи.
  • Через МФЦ — можно на бумаге. Только уточните перед визитом в МФЦ, оказывают ли они подобную услугу.

Куда подавать заявление и сроки получения лицензии

Лицензирующие органы определены по видам деятельности в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957. Необходимо обращаться в их региональные управления. Например, МЧС осуществляет лицензирование деятельности по обеспечению пожарной безопасности, МВД —охранную деятельность, Росздравнадзор —фармацевтическую деятельность.

В течение трех рабочих дней со дня представления заявления лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении или о возврате с мотивированным обоснованием причин возврата.

Если в заявлении будет выявлено нарушение требований или документы представлены не в полном объеме, то в течение трех рабочих дней лицензирующий орган вручает уведомление о необходимости устранения. На исправление даётся 30 дней.

В течение 45 рабочих дней со дня приема заявления и документов, осуществляется проверка полноты и достоверности сведений и принимается решение о предоставлении лицензии. Решение оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа. В течение 3 рабочих дней после подписания лицензии лицензирующим органом предпринимателю отправляют уведомление — на email или по почте. Заодно могут отправить выписку из реестра, если вы выбрали такую опцию в заявлении.

Бумажные лицензии с 1 января 2021 года не выдают. Имеет значение только запись в реестре.

Проверки

За фирмами, которые получили лицензию на осуществление деятельности, ведётся контроль, поэтому предпринимателю нужно быть готовым к плановым и внеплановым проверкам.

Плановые проверки проводятся на основании утвержденного плана-графика. Для каждого вида деятельности разная периодичность проверок, сроки варьируются от одного года до трех лет.

Внеплановая выездная проверка может быть назначена, если:

  1. истек строк устранения выявленных нарушений лицензионных требований;
  2. в лицензирующий орган поступили обращения, заявления о грубых нарушениях лицензионных требований;
  3. истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;
  4. если организация просит о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного устранения нарушений лицензирующего органа;
  5. по приказу (распоряжению), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Какие лицензии продлили из-за пандемии

Лицензии бывают срочные и бессрочные. Бессрочные продлевать не надо: они действуют до тех пор, пока не изменятся важные реквизиты организации. Все срочные лицензии продлили на 2020 год постановлением правительства № 440. На 2021 год лицензии продлят уже не всем, а только определённым сферам. Например, медицине, охране труда и образованию.

Статья актуальна на 28.01.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Выбор системы налогообложения для ООО в 2022 году

  • Какую систему налогообложения выбрать для ООО
  • ОСНО или УСН
  • Просчитываем выгодные варианты
  • Сюрпризы применения УСН «доходы минус расходы»
  • Как узнать, подходит ли ООО применяемая им система налогообложения
  • Итоги

Какую систему налогообложения выбрать для ООО

Налогообложение ООО в 2022 году можно организовать по различным системам. Перечислим существующие в нашем законодательстве системы налогообложения:

  • общая (ОСН);
  • упрощенная (УСН);
  • единый сельхозналог (ЕСХН);
  • патентная (ПСН).

Из представленного перечня можно сразу убрать патентую систему — ее могут применять только ИП в отношении определенных видов деятельности, поэтому для ООО она не подойдет.

В отношении ЕСХН необходимо сделать оговорку: ООО может воспользоваться этой системой только в том случае, если является сельхозтоваропроизводителем, т. е. производит и перерабатывает сельхозпродукцию. Если компания с сельским хозяйством не связана, применить ЕСХН она не сможет.

Поэтому наиболее широко юрлицами используются ОСН и УСН.

Единственной системой, возможной для применения всеми без исключения российскими налогоплательщиками (АО, ООО, ИП и др.) является традиционная система налогообложения (ОСНО). Какие-либо ограничения для ее применения отсутствуют, но и особых выгод она не имеет — придется нести налоговое бремя в полном объеме, уплачивая все предусмотренные законодательством налоги (в т. ч. обязательные для ОСНО НДС, налог на прибыль, налог на имущество).

УСН имеет ряд ограничений для применения, связанных как с масштабами бизнеса, так и с видами осуществляемой деятельности.

Таким образом, самая доступная система для ООО — ОСНО, а допустимые системы налогообложения для ООО в 2022 году ОСНО, УСН, ЕСХН. При этом применение упрощенки или сельхозналога возможно только при определенных условиях.

С 2022 года изменились условия применения УСН. Как именно, рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

ОСНО или УСН

Если компания задумалась о выборе между традиционной системой и упрощенной, необходимо принять во внимание тот факт, что не всем вашим контрагентам понравится поставщик без НДС. УСН избавит ООО от необходимости работать с этим налогом, но привыкшим принимать к вычету НДС и выстроившим в соответствии с этим свою налоговую стратегию покупателям (заказчикам), имеющимся у ООО, данная ситуация, скорее всего, не понравится, что может привести к разрыву партнерских отношений. Это, в свою очередь, негативно скажется на объемах рынка сбыта и приведет к снижению доходов.

Если все же решение принято и компания планирует применять вместо ОСНО упрощенку, прежде всего, необходимо проверить соответствие ООО нижеперечисленным критериям:

  • Полученный за 9 месяцев 2021 года доход (для применения УСН с начала 2022 года) — с учетом индексации не более 116,1 млн руб. (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Вновь созданные ООО на такое ограничение не ориентируются.
  • Доля участия в ООО других организаций — не более 25%.
  • Средняя численность работников — не более 130 чел.
  • Остаточная стоимость ОС — не выше 150 000 000 руб.

Кроме того, перейти на УСН не смогут банки, страховые компании, инвестиционные фонды, заведения игорного бизнеса, фирмы на ЕСХН и ряд иных юрлиц (п. 3 ст. 346.12 НК РФ), а также казенные, бюджетные, иностранные организации, микрофинансовые организации и частные агентства, предоставляющие сотрудников.

Подробнее о критериях, ограничивающих применение УСН, читайте здесь.

Применять УСН можно либо с начала функционирования вновь созданного ООО, либо (для уже работающей фирмы) с начала очередного года.

Система налогообложения для ООО с 2022 года становится доступной при условии отправки налоговикам уведомления об этом по форме, утвержденной приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@. Срок подачи уведомления установлен, как 31 декабря. В 2021 году это будет выходной день, так что крайний срок подачи уведомления сдвинется на 10.01.2022 в соответствии с п. 7 ст. 6.1 НК РФ.

Необходимо отметить, что компания не сможет совмещать УСН с ОСНО — законодательством это не предусмотрено (письмо Минфина от 08.09.2015 № 03-11-06/2/51596).

Подробнее об этом читайте здесь.

УСН для вновь созданного ООО доступна при соответствии общества всем вышеперечисленным критериям, за исключением объема доходов, данные по которым у ранее не существовавшего юрлица просто отсутствуют. Чтобы начать применение УСН, вновь созданному ООО нужно в течение 30 дней с момента постановки на учет в налоговом органе уведомить об этом ИФНС. Форма уведомления утверждена тем же приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@. Чтобы ООО не потеряло право работать на УСН, его доходы за весь период применения в 2022 году не должны превысить 200 млн руб., проиндексированые на коэффициент-дефлятор (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

О том, как оформляются уведомления о переходе на УСН, читайте здесь.

Просчитываем выгодные варианты

Выбрав упрощенку как подходящую для ООО систему налогообложения, необходимо определить, какой из объектов для обложения этим налогом окажется более подходящим: доходы или разница между доходами и расходами. Такую возможность выбора предусматривает ст. 346.14 НК РФ.

Обложение этих двух объектов осуществляется по разным ставкам. В общем случае для доходов ставка составляет 6%, а для разницы между доходами и расходами — 15%. Однако УСН — это налог, подчиняющийся не только положениям НК РФ, но и правилам, устанавливаемым регионами. Регионам же дано право понижать ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков, устанавливая их в пределах 1–6% для доходов и 5–15% для разницы между доходами и расходами, а в определенных случаях снижать их до более низких значений и даже до 0% (ст. 346.20 НК РФ).

Для решения вопроса о том, какой объект выбрать, придется проанализировать состав и структуру доходов и расходов и произвести некоторые математические вычисления. Поясним это на примере.

ООО получает в год 10 000 000 руб. дохода и несет расходы в размере 25% от получаемых доходов (на аренду офиса, услуги связи и др.). Посчитаем величину упрощенного налога исходя из того, что пониженные ставки в регионе не установлены:

  • доходы (6%): 10 000 000 × 6 / 100 = 600 000 руб.
  • доходы минус расходы (15%): (10 000 000 — 0,25 × 10 000 000) × 15 / 100 = 1 125 000 руб.

Из примера видно, что ООО выгоднее применять УСН «доходы».

Подробнее о применении упрощенки с объектом «доходы» читайте здесь.

Для компаний, имеющих иную структуру доходов и расходов, выбор будет сложнее. Придется проанализировать все расходы и сравнить их с допустимыми видами «упрощенных» расходов, список которых приводится в ст. 346.16 НК РФ. Если большая часть расходов ООО укладывается в этот перечень, необходимо рассчитать и сравнить величину потенциального упрощенного налога, учитывая при этом величину ставок, действующих в регионе.

Продолжим пример: при 75%-ной доле расходов от суммы доходов налог составит:

  • доходы (6%): 10 000 000 × 6 / 100 = 600 000 руб.;
  • доходы минус расходы (15%): (10 000 000 — 0,75 × 10 000 000) × 15 / 100 = 375 000 руб.

В этом случае налоговая нагрузка при УСН (15%) практически в 2 раза ниже, чем при УСН (6%). Если ООО решит остановиться на упрощенке с базой расчета налога «доходы минус расходы», ему надо быть готовым к «сюрпризам» налогового законодательства — об этом речь пойдет в следующем разделе.

Сюрпризы применения УСН «доходы минус расходы»

При выборе в качестве системы налогообложения для ООО УСН «доходы минус расходы» не следует забывать, что перечень расходов, вычитаемых из доходов при расчете упрощенного налога, ограничен. А еще законодатели приготовили своеобразный и не очень приятный для налогоплательщиков сюрприз в виде минимального налога. Если рассчитанный упрощенный налог окажется менее 1% от полученных доходов, заплатить придется минимальный налог.

Таким образом, выбирая между УСН «доходы» и УСН «доходы минус расходы», ООО придется принять и этот нюанс во внимание.

Продолжим пример: у ООО при полученных 10 000 000 руб. дохода в истекшем налоговом периоде расходы составили 9 400 000 руб. Рассчитаем налог:

  • доходы (6%): 10 000 000 × 6 / 100 = 600 000 руб.;
  • доходы минус расходы (15%): (10 000 000 — 9 400 000) × 15 / 100 = 90 000 руб.;
  • минимальный налог при УСН (1% от доходов): 10 000 000 × 1 / 100 = 100 000 руб.

В данном случае минимальный налог при УСН (1% от доходов) составляет большую величину (100 000 руб.), чем рассчитанный упрощенный налог (90 000 руб.), и отдать в бюджет придется 100 000 руб.

Больше практических примеров по применению упрощенки смотрите в материале «Практические задачи по УСН (с решениями)».

Другим сюрпризом для избравших базой для расчета налога разницу между доходами и расходами может стать ограниченный и не подлежащий расширенному толкованию перечень расходов, учитываемых при расчете упрощенного налога. Например, полученные доходы можно уменьшить на уплаченные арендные платежи за имущество (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), а вот расходы на аренду персонала в таком качестве не засчитываются (письмо УФНС РФ по Москве от 26.07.2005 № 18-11/3/53006).

Подробнее о нюансах учета расходов при УСН читайте здесь.

Важно учесть! Рекомендация от «КонсультантПлюс»:
Если организация до перехода на УСН применяла метод начисления по налогу на прибыль, то для нее предусмотрены особенности учета на УСН доходов и расходов переходного периода. Подробнее о них читайте в К+, получив бесплатный пробный доступ к системе.

Как узнать, подходит ли ООО применяемая им система налогообложения

Чтобы определить, является ли система налогообложения для ООО оптимальной, не достаточно выбрать систему и просчитать потенциальную налоговую нагрузку. Придется еще провести сравнительный анализ налоговых обязательств применяемой ООО в настоящее время системы и той системы, которую он планирует использовать.

К примеру, ООО на общем режиме налогообложения уплачивает налог на прибыль, налог на имущество и НДС. С нового года фирма планирует продать часть своего оборудования и недвижимости, закупить несколько транспортных средств и заняться новым видом деятельности. При этом рассматривается возможность смены режима с ОСНО на УСН.

В такой ситуации придется не только рассчитать новую налоговую нагрузку, но и учесть потенциальные налоговые расходы, связанные со сменой направления деятельности и изменениями в составе имущества ООО.

С одной стороны, переход на упрощенку автоматически избавляет фирму от уплаты НДС, налогов на прибыль и имущество (за некоторым исключением, о котором мы скажем чуть ниже). Однако планируемая закупка транспорта предусматривает появление транспортного налога, величину которого необходимо также просчитать и обязательно учесть при принятии окончательного решения об изменении режима налогообложения.

Подробнее о нюансах транспортного налога читайте здесь.

Кроме того, для упрощенцев, имеющих недвижимость, есть дополнительная налоговая нагрузка в виде налога на имущество. Уплачивать этот налог работающему на УСН придется в том случае, если налоговая база по его недвижимости рассчитывается по кадастровой стоимости (ее можно узнать на сайте Росреестра), а само имущество попало в разработанные и утвержденные региональными властями перечни (их размещают на сайтах правительств субъектов РФ).

Об этих законодательных нюансах необходимо помнить, выбирая систему налогообложения для ООО.

Итоги

Право на выбор системы налогообложения есть у любого ООО, если оно соответствует ограничениям, установленным для возможности применения хотя бы один из действующих спецрежимов. Несоответствие этим критериям приводит к необходимости применять общую систему — ОСНО.

Среди спецрежимов с точки зрения ограничений наиболее доступна упрощенка. Выбор в пользу УСН возможен как для уже действующего (для применения с 2022 года), так и для вновь созданного ООО. Чтобы начать работать на УСН, новой компании достаточно вовремя уведомить налоговиков. Действующему ООО для смены применяемого режима придется затратить больше усилий: проверить соблюдение условий перехода на новую систему, просчитать существующую и потенциальную налоговую нагрузку, учесть нюансы законодательства и возможность его изменений.

Калькулятор выбора системы налогообложения

  • Открывая дело, у руководителя компании или ИП возникает резонный вопрос: какую систему налогообложения выбрать? Как сэкономить на налогах и максимально упростить учет? В чем отличие разных режимов, какой из них подойдет именно вам — узнаете ниже, воспользовавшись нашим калькулятором выбора системы налогообложения.

    Налоговые режимы Сумма налога в год

    Контур.Бухгалтерия или Эльба помогут легко вести учет после отмены ЕНВД.

    Какую систему налогообложения выбрать

    1. Что такое система налогообложения
    2. Что влияет на возможность выбора системы налогообложения
    3. Алгоритм выбора системы налогообложения
    4. Пример сравнения налоговой нагрузки на разных режимах для ООО
    5. Какую систему налогообложения выбрать для ИП
    6. Пример сравнения налоговой нагрузки на разных режимах для ИП
    7. Как пользоваться калькулятором выбора налогообложения

    Что такое система налогообложения

    Система (режим) налогообложения — это порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджет государства.

    Режим налогообложения включает в себя ряд обязательных элементов (ст. 17 НК РФ):

    1. Налогоплательщик — лицо, которое обязано платить налоги (сборы, взносы) по законодательству РФ. Говоря про системы налогообложения, такими лицами будут организация или индивидуальный предприниматель.
    2. Объект налогообложения — прибыль, доход, возможный доход и другие показатели, в результате которых образуется налоговая база. Например, недвижимое имущество — это объект налогообложения по налогу на имущество, налоговой базой будет его кадастровая стоимость.
    3. Налоговая база — денежное выражение объекта налогообложения. При УСН объектом налогообложения может быть доход, а налоговой базой будет его денежное выражение.
    4. Налоговый период — промежуток времени, за который рассчитывается налоговая база и исчисляется налог. Чаще всего налоговый период — квартал или календарный год.
    5. Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Чаще всего ставка выражается в процентах. Например, ставка налога на прибыль равна 20 %.
    6. Порядок исчисления налога — формула расчета.
    7. Порядок и сроки уплаты налога.

    Основные системы налогообложения

    • ОСНО — общая;
    • УСН — упрощенная;
    • ПСН — патентная;
    • ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог;
    • ЕНВД — единый налог на вмененный доход (не применяется с 01.01.2021).

    Взимание налогов происходит на основании деклараций. Необходимость заполнения декларации зависит от режима налогообложения.

    Что влияет на возможность выбора системы налогообложения

    Налоговый режим зависит от разных факторов. Например, не каждая компания может работать на УСН, если показатели не соответствуют определенным критериям.

    Система налогообложения выбирается при постановке на учет в налоговых органах. В некоторых случаях налогоплательщики могут добровольно сменить режим в течение своей деятельности. А иногда приходится менять систему из-за изменения финансовых показателей фирмы.

    Чтобы выбрать налоговый режим, следует учесть и проанализировать ряд показателей: сферу деятельности, численность компании, планируемый доход, балансовую стоимость имущества, запросы клиентов (например, некоторые покупатели отказываются работать с фирмами не на ОСНО, так как хотят получать возмещение НДС) и другие показатели.

    Если в заявлении о постановке на учет в ФНС не указать систему налогообложения, по умолчанию будет присвоена ОСНО. Связано это с тем, что на этой системе могут работать абсолютно все организации и ИП. Учет на общей системе очень трудоемкий, нужно учесть массу нюансов, чтобы соблюсти законодательство. Налоговая нагрузка также будет довольно высокой.

    Однако для крупных компаний с высокими доходами и большим штатом ОСНО — это единственный доступный вариант.

    Больше повезло представителям малого и среднего бизнеса. Здесь у многих есть выбор из специальных режимов. ЕНВД могут применять лишь предприятия с определенным видом деятельности. Совсем скоро им придется подобрать себе другой режим, так как с 01.01.2021 года ЕНВД отменяется.

    Самый известный спецрежим — это УСН. Преимущество данной системе в относительной простоте учета. Часто предприниматели справляются с учетом без помощи бухгалтера. Налог на УСН платится с дохода либо с разницы между доходами и расходами. Чтобы работать на упрощенной системе, численность работников должна быть в пределах 100 человек, а доход не превышать 150 млн рублей в год. Есть еще ряд ограничений для работы на УСН (гл. 26.2 НК РФ).

    Патентную систему также, как и ЕНВД, могут применять не все. Но сферы для получения патента обширны (ст. 346.43 НК РФ).

    Алгоритм выбора системы налогообложения

    Открывая новое дело, предприниматель в состоянии оценить планируемые доходы, численность персонала и другие параметры. Достаточно проанализировать предстоящий год работы.

    Сначала нужно рассмотреть вид деятельности. Например, нотариусам нельзя применять УСН. Перечень возможных сфер для каждого специального режима приведен в гл. 26.1, 26.2, 26.3, 26.4, 26.5 НК РФ.

    Потом обратить внимание на организационно-правовую форму. Здесь одно ограничение — патент могут приобрести только ИП.

    Если организация большая и изначально штат сотрудников превышает 100 человек, то УСН и ЕНВД рассматривать не стоит. ИП с численностью сотрудников свыше 15 человек не выдадут патент.

    Важным показателем служит доход. Большинство новичков экономического рынка могут претендовать на УСН по этому параметру. Главное, уложиться в лимит до 150 млн рублей в год. Для ИП на патенте лимит 60 млн рублей.

    Если организация планирует работать с крупными покупателями, скорее всего они работают на ОСНО. При выборе поставщика им выгоднее заключать договоры с компаниями на ОСНО, чтобы уменьшить свой НДС.

    Выбрав УСН, придется определить вариант учета. Можно платить налог с доходов, а можно с дохода, уменьшенного на расход. Во втором варианте учет сложнее. Но зачастую выгоднее.

    Определив для себя приоритетный режим налогообложения, рекомендуем сделать предварительный расчет налогового бремени. Лучше сравнить несколько возможных систем.

    Пример сравнения налоговой нагрузки на разных режимах для ООО

    ООО «Море» под руководством директора Калькина О.Р. через месяц начинает работу в Екатеринбурге. Компания будет торговать купальниками в розницу. Для удобства расчетов возьмем показатели за месяц. Однако при анализе и выборе режима следует брать планируемые показатели за год.

    В месяц ориентировочная прибыль составит 400 000 рублей (без НДС). Расходы компании на аренду магазина, закупку товаров, приобретение мебели в торговый зал и прочие расходы составят 250 000 рублей в месяц без НДС, в том числе зарплата 120 000 рублей (до вычета НДФЛ). Страховые взносы составят 36 240 рублей (120 000 х 30,2 %). Площадь арендуемого помещения составляет 48 кв. м. Численность 4 человека (директор, два продавца, менеджер).

    ООО «Море» вправе применять ОСНО (ограничений нет), УСН И ЕНВД. Вид деятельности организации, параметры по численности, площади и выручке укладываются в рамки установленных лимитов на спецрежимах.

    Расчет налоговой нагрузки при ОСНО

    Налог на прибыль: (400 000 — 250 000 — 36 240) х 20 % = 22 752 рубля.

    Предположим, что в примере все расходы (кроме зарплаты) облагаются НДС. Тогда сумма НДС к вычету составит: (250 000 — 120 000) х 20 %)= 26 000 рублей.

    НДС с дохода составит: 400 000 х 20 % = 80 000 рублей.

    НДС к уплате в бюджет = 80 000 — 26 000 = 54 000 рублей.

    Итого обязательных платежей в бюджет за месяц: 22 752 + 54 000 + 36 240 = 112 922 рубля.

    Расчет налоговой нагрузки при ЕНВД

    Налог на вмененный доход рассчитывается путем умножения базовой доходности (1 800 рублей для торгового зала, ст. 346.29 НК РФ) на физический показатель (площадь зала), на коэффициенты-дефляторы и на ставку налога.

    К1 в 2020 году = 2,005, К2 = 1,0

    Вмененный доход = 1 800 х 48 х 2,005 х 1 = 173 232 рубля.

    Налог на вмененный доход = 173 232 х 15 % = 25 985 рублей.

    ООО «Море» вправе сэкономить на налоге, уменьшив его на страховые взносы. При этом налог не должен уменьшиться более чем в два раза. Так как взносы у ООО «Море» больше суммы налога, налог можно уменьшить ровно в два раза.

    Итого налог к уплате: 25 985: 2 = 12 993 рубля.

    Итого обязательных платежей в бюджет за месяц: 12 993 + 36 240 = 49 233 рубля.

    Расчет налоговой нагрузки при УСН (Доходы)

    При выборе такой системы расходы не учитываются при исчислении налога.

    Налог на УСН = 400 000 х 6 % = 24 000 рублей. В регионах ставка налога может составлять 1-6 процентов.

    ООО «Море» вправе сэкономить на налоге, уменьшив его на страховые взносы. При этом налог не должен уменьшиться более чем в два раза. Так как взносы у ООО «Море» больше суммы налога, то налог можно уменьшить ровно в два раза.

    Налог к уплате = 24 000: 2 = 12 000 рублей.

    Итого обязательных платежей в бюджет за месяц: 12 000 + 36 240 = 48 240 рублей.

    Расчет налоговой нагрузки при УСН (Доходы минус Расходы)

    Общая ставка налога равна 15 %, но она меняется в зависимости от региона. В нашем примере ставка в регионе равна 7 %.

    Налог на УСН = 400 000 – (250 000 + 36 240) х 7 % = 7 963 рубля.

    Итого обязательных платежей в бюджет за месяц: 7 963 + 36 240 = 44 203 рубля.

    Рассчитав примерную налоговую нагрузку на разных режимах, делаем вывод: ООО «Море» выгодно применять УСН с учетом расходов (последний вариант расчета). Однако в другом регионе при ставке 15 % этот режим не принесет выгоды.

    Какую систему налогообложения выбрать для ИП

    ИП также, как и юридические лица, могут работать на разных режимах. Какой режим подойдет конкретному предпринимателю, зависит от оборотов, численности, вида деятельности.

    У ИП по сравнению с ООО выбор режимов шире. ИП могут работать на патенте (ПСН). Этот вариант подойдет для сезонной или временной работы. Правда, патент не дадут, если численность наемных работников свыше 15 человек. Чтобы не потерять право на применение ПСН, годовой доход не должен быть выше 60 млн рублей.

    Для применения УСН и ЕНВД предприниматель может принять на работу до 100 человек. Для упрощенной системы есть ограничение по уровню дохода — не более 150 млн рублей в год.

    Выбрав УСН, придется определить вариант учета. Можно платить налог с доходов, а можно с дохода, уменьшенного на расход.

    Если ИП планирует работать с крупными покупателями на общей системе, стоит подумать о выборе ОСНО.

    Пример сравнения налоговой нагрузки на разных режимах для ИП

    Индивидуальный предприниматель Васильков Петр Олегович в Екатеринбурге планирует открыть парикмахерскую. Ожидаемый годовой доход 1 500 000 рублей (без НДС); количество наемных работников — 4 человека; предполагаемые расходы составят 790 000 рублей (без НДС), в том числе зарплата работников 510 000 рублей (до вычета НДФЛ). Страховые взносы за работников — 154 020 рублей (510 000 х 30,2 %).

    Кроме того, ИП платят фиксированные взносы за себя независимо от режима и полученного дохода. В 2020 году сумма фиксированных взносов — 40 874 рубля.

    Расчет налоговой нагрузки ИП при ОСНО

    ИП на ОСНО вместо налога на прибыль платят НДФЛ с дохода.

    Если годовой доход за вычетом расходов превысит 300 000 рублей, ИП заплатит 1 % в ПФР с суммы превышения. В данном примере есть превышение. Васильков П.О. должен заплатить 1 % — 2 151 рубль (1 500 000 — 790 000 — 154 020 — 40 874 — 300 000) х 1 %.

    НДФЛ: (1 500 000 — 790 000 — 154 020 — 40 874 — 2 151) х 13 % = 66 684 рубля.

    Предположим, что в примере все расходы (кроме зарплаты) облагаются НДС. Тогда сумма НДС к вычету составит: (790 000 — 510 000) х 20 % = 56 000 рублей.

    НДС с дохода составит: 1 500 000 х 20 % = 300 000 рублей.

    НДС к уплате в бюджет = 300 000 — 56 000 = 244 000 рублей.

    Итого обязательных платежей в бюджет: 66 684 + 244 000 + 154 020 + 40 874 + 2 151 = 507 729 рублей.

    Расчет налоговой нагрузки ИП при ЕНВД

    Налог на вмененный доход рассчитывается путем умножения базовой доходности (7 500 рублей при оказании бытовых услуг, ст. 346.29 НК РФ) на физический показатель (количество работников вместе с ИП), на коэффициенты-дефляторы и на ставку налога.

    К1 в 2020 году = 2,005, К2 = 1,0

    Вмененный доход = 7 500 х 5 х 2,005 х 1 = 75 188 рублей.

    Налог на вмененный доход = 75 188 х 15 % = 11 278 рублей.

    ИП Васильков вправе сэкономить на налоге, уменьшив его на страховые взносы. При этом налог не должен уменьшиться более чем в два раза. Так как взносы у Василькова больше суммы налога, то налог можно уменьшить ровно в два раза.

    Итого налог к уплате: 11 278: 2 = 5 639 рублей.

    Итого обязательных платежей в бюджет: 5 639 + 154 020 + 40 874 = 200 533 рубля.

    Расчет налоговой нагрузки ИП на УСН (Доходы)

    При выборе такой системы расходы не учитываются при исчислении налога.

    Если годовой доход превысит 300 000 рублей, ИП заплатит 1 % в ПФР с суммы превышения. В данном примере есть превышение. Васильков П.О. должен заплатить 1 % — 12 000 рублей (1 500 000 — 300 000) х 1 %).

    Налог на УСН = 1 500 000 х 6 % = 90 000 рублей. В регионах ставка налога может составлять 1-6 процентов.

    Васильков вправе сэкономить на налоге, уменьшив его на страховые взносы. При этом налог не должен уменьшиться более чем в два раза. Так как взносы у Василькова больше суммы налога, то налог можно уменьшить ровно в два раза.

    Налог к уплате = 90 000: 2 = 45 000 рублей.

    Итого обязательных платежей в бюджет: 45 000 + 154 020 + 40 874 + 12 000 = 251 894 рубля.

    Расчет налоговой нагрузки на УСН (Доходы минус Расходы)

    Общая ставка налога равна 15 %, но она меняется в зависимости от региона. В нашем примере ставка в регионе равна 7 %.

    Если годовой доход превысит 300 000 рублей, ИП заплатит 1 % в ПФР с суммы превышения. В данном примере есть превышение. Васильков П.О. должен заплатить 1 % — 12 000 рублей (1 500 000 — 300 000) х 1 %).

    Налог на УСН = 1 500 000 – (790 000 + 154 020 + 40 874 + 12 000) х 7 % = 35 217 рублей.

    Итого обязательных платежей в бюджет: 35 217 + 154 020 + 40 874 + 12 000 = 242 111 рублей.

    Расчет налоговой нагрузки ИП на ПСН

    Налог на ПСН не уменьшается на сумму взносов.

    Налог считается от потенциально возможного дохода (ПВД). ПВД устанавливают регионы, он зависит от вида деятельности.

    В нашем примере ПВД равен 107 460 рублей. Ставка налога равна 6 %. При оказании бытовых услуг на стоимость патента влияет численность наемных работников.

    Налог на ПСН: 107 460 х 5 чел. х 6 % = 32 238 рублей.

    ПВД на 5 человек равен 537 300 рублей. Значит, придется заплатить 1 % в ПФР с превышения. (537 300 — 300 000) х 1 % = 2 373 рубля.

    Итого обязательных платежей в бюджет: 32 238 + 154 020 + 40 874 + 2 373 = 229 505 рублей.

    Выгодной системой для ИП оказалась ЕНВД. Важно понимать, что ЕНВД перестанет действовать с 2021 года.

    Как пользоваться калькулятором выбора налогообложения

    Чтобы выбрать выгодный режим налогообложения, воспользуйтесь калькулятором.

    Сначала внесите данные о вашем бизнесе. Укажите принадлежность к ИП или ООО, отметьте регион работы и численность персонала. Индивидуальные предприниматели могут указать предполагаемую стоимость патента. На втором этапе нужно отметить доходы и расходы с учетом НДС. Отдельной строкой укажите зарплатный фонд компании до вычета НДФЛ. В разделе нестандартная налоговая ставка отметьте региональные особенности (ставки некоторых налогов зависят от региона).

    Когда все данные внесены, калькулятор автоматически рассчитает налоговую нагрузку по разным режимам налогообложения. Для ИП предусмотрено четыре варианта: ПСН, ОСНО, УСН (два вида). Для ООО представлено три вида расчета: ОСНО и УСН (два вида).

    Данные расчета появятся в правой части экрана. Обратите внимание, система автоматически отфильтрует режимы по возрастанию налоговой нагрузки. В верхней строке вы увидите самый выгодный режим при заданных условиях.

    Нажмите левой клавишей мыши по названию режима, чтобы открыть подробный расчет.

    Читайте также:
    К какому виду преобразований относится слияние организаций
  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: