К каким видам ответственности могут привлекаться военнослужащие

К каким видам ответственности могут привлекаться военнослужащие

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВ
Вооруженных Сил Российской Федерации

(с изменениями на 30 июня 2002 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2008 года на основании
Указа Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

В настоящем документе учтено:

Конституционным Судом Российской Федерации принято постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 марта 2002 года N 6-П, согласно которому положения УПК РСФСР, а также все иные нормативные правовые положения, допускающие задержание до судебного решения на срок свыше 48 часов, а также арест (заключение под стражу) и содержание под стражей без судебного решения с 1 июля 2002 года не подлежат применению.

Настоящий Устав определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб.

Все военнослужащие воинских частей, кораблей, штабов, управлений, учреждений, предприятий, организаций и военных образовательных учреждений профессионального образования* Вооруженных Сил Российской Федерации независимо от своих воинских званий, служебного положения и заслуг должны строго руководствоваться требованиями настоящего Устава.

* В дальнейшем для краткости именуются “воинские части”.

Действие Устава распространяется на военнослужащих пограничных войск, внутренних войск Министерства внутренних дел, железнодорожных войск, войск гражданской обороны, системы федеральных органов государственной безопасности, Главного управления охраны Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел, других министерств и ведомств Российской Федерации.

Кроме того, положения Дисциплинарного устава распространяются на граждан, уволенных с военной службы с правом ношения военной формы одежды, при ношении ими военной формы одежды.

Глава 1

1. Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

2. Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу.

Основным методом воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является убеждение. Однако убеждение не исключает применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга.

3. Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:

– быть верным Военной присяге, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации;

– выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество;

– стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга;

– быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну;

– поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;

– оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;

– с достоинством вести себя в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан.

4. Высокая воинская дисциплина достигается:

– воспитанием у военнослужащих высоких морально-психологических и боевых качеств и сознательного повиновения командирам (начальникам);

– личной ответственностью каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов;

– поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка, строгим соблюдением распорядка дня всеми военнослужащими;

– четкой организацией боевой подготовки и полным охватом ею личного состава;

– повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным и контролем за их исполнительностью, уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;

– созданием в воинской части (подразделении) необходимых материально-бытовых условий.

5. За состояние дисциплины в воинской части (подразделении) отвечают ее командир и заместитель командира по воспитательной работе, которые должны постоянно поддерживать высокую воинскую дисциплину, требовать от подчиненных ее соблюдения, поощрять достойных, строго, но справедливо взыскивать с нерадивых.

6. В целях поддержания высокой воинской дисциплины в воинской части (подразделении) командир обязан:

– изучать личные качества подчиненных, поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между ними, сплачивать воинский коллектив, укреплять дружбу между военнослужащими различных национальностей;

– знать состояние воинской дисциплины и морально-психологическое состояние личного состава, добиваться единого понимания подчиненными командирами (начальниками) требований, задач и способов укрепления воинской дисциплины, руководить их деятельностью по укреплению воинской дисциплины и повышению морально-психологического состояния личного состава, обучать практике применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий;

– немедленно устранять выявленные нарушения правил несения службы и решительно пресекать всякие действия, которые могут причинить вред боеспособности воинской части (подразделения); организовывать правовую пропаганду и проводить работу по предупреждению преступлений, происшествий и проступков;

– воспитывать подчиненных в духе неуклонного выполнения требований воинской дисциплины и высокой исполнительности, развивать и поддерживать у них чувство собственного достоинства, сознание воинской чести и воинского долга, создавать в воинской части (подразделении) нетерпимое отношение к нарушениям воинской дисциплины, особенно уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, фактам социальной несправедливости, широко используя при этом гласность;

– систематически анализировать состояние воинской дисциплины и морально-психологическое состояние подчиненных ему военнослужащих, своевременно и объективно докладывать о них вышестоящему командиру (начальнику), а о преступлениях и происшествиях – немедленно.

Уважение личности, национального достоинства, забота о социальной и правовой защищенности военнослужащих – важнейшая обязанность командира (начальника). Командир (начальник), допустивший сокрытие нарушений воинской дисциплины, преступлений и происшествий, привлекается к ответственности.

7. Командир (начальник) должен быть близок к подчиненным, знать их нужды и запросы, добиваться их удовлетворения, не допускать грубости и унижения личного достоинства подчиненных, постоянно служить им образцом строгого соблюдения законов, воинских уставов и приказов, быть примером нравственной чистоты, честности, скромности и справедливости.

Каждый военнослужащий должен быть уверен в охране его прав и законных интересов, чувствовать заботу командира (начальника) о неприкосновенности его личности, об уважении его чести и достоинства.

Читайте также:
Какие бывают виды инструктажей по охране труда

8. Деятельность командира (начальника) по поддержанию воинской дисциплины оценивается не по количеству правонарушений в воинской части (подразделении), а по точному соблюдению им законов и воинских уставов, полному использованию своей дисциплинарной власти и выполнению своих обязанностей в целях наведения порядка и своевременного предупреждения нарушений воинской дисциплины. Ни один нарушитель воинской дисциплины не должен уйти от ответственности, но и ни один невиновный не должен быть наказан.

Командир (начальник), не обеспечивший необходимых условий для соблюдения уставного порядка и требований воинской дисциплины, не принявший мер для их восстановления, несет за это ответственность.

За преступления, происшествия и проступки подчиненных, не являющиеся прямым следствием деятельности командира (начальника) или непринятия им мер по их предупреждению, он ответственности не несет.

Каждый военнослужащий обязан содействовать командиру (начальнику) в восстановлении порядка и дисциплины. За уклонение от содействия командиру (начальнику) военнослужащий несет ответственность.

9. Право командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться являются основными принципами единоначалия.

В случае открытого неповиновения или сопротивления подчиненного командир (начальник) обязан для восстановления порядка и дисциплины принять все установленные законами и воинскими уставами меры. При этом оружие может быть применено только в боевой обстановке, а в условиях мирного времени – в исключительных случаях, не терпящих отлагательства, в соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2002 года Указом Президента Российской Федерации от 30 июня 2002 года N 671, – см. предыдущую редакцию).

10. Применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания могут только прямые начальники и начальники, указанные в разделе “Наложение дисциплинарных взысканий в особых случаях” (глава 3).

Дисциплинарная власть, предоставленная младшим начальникам, всегда принадлежит и старшим начальникам.

11. Командиры (начальники), должности которых в настоящем Уставе (приложение 1) не упомянуты, в отношении подчиненных им военнослужащих пользуются дисциплинарной властью в соответствии с воинским званием, предусмотренным по занимаемой должности:

а) младший сержант, сержант, старшина 2 статьи и старшина 1 статьи – властью командира отделения;

б) старший сержант и главный старшина – властью заместителя командира взвода;

в) старшина и главный корабельный старшина, прапорщик и мичман, старший прапорщик и старший мичман – властью старшины роты (команды);

г) младший лейтенант, лейтенант и старший лейтенант – властью командира взвода (группы);

д) капитан и капитан-лейтенант – властью командира роты (корабля IV ранга);

е) майор, подполковник, капитан III ранга и капитан II ранга – властью командира батальона (корабля III ранга);

ж) полковник и капитан I ранга – властью командира полка (корабля I ранга);

з) генерал-майор и контр-адмирал – властью командира дивизии;

и) генерал-лейтенант и вице-адмирал – властью командира корпуса (эскадры);

к) генерал-полковник и адмирал – властью командующего армией (флотилией);

л) генерал армии, адмирал флота и Маршал Российской Федерации – властью командующего войсками округа, фронта, группой войск, флотом.

При временном исполнении обязанностей по службе командиры (начальники) пользуются дисциплинарной властью по должности, объявленной в приказе.

12. Заместители командиров подразделений, воинских частей и соединений, старшие помощники командиров кораблей в отношении подчиненных им лиц пользуются дисциплинарной властью на одну ступень ниже прав, предоставленных их непосредственным начальникам.

На кораблях, где имеются старший помощник и помощник командира корабля, последний пользуется дисциплинарной властью на одну ступень ниже прав, предоставленных старшему помощнику.

13. Офицеры от заместителя командира полка и ниже при нахождении с подразделениями или командами в командировке в качестве их начальников, а также при выполнении определенной в приказе командира воинской части самостоятельной задачи вне места дислокации своей части пользуются дисциплинарной властью на одну ступень выше прав по занимаемой должности.

Военнослужащие, назначенные начальниками команд, в указанных ранее случаях пользуются дисциплинарной властью: солдаты, матросы, сержанты и старшины – властью старшины роты (команды); имеющие воинское звание старшина, главный корабельный старшина, прапорщик и мичман – властью командира взвода (группы); прапорщики и мичманы, занимающие должности командиров взводов (групп), – властью командира роты.

14. Офицеры – командиры подразделений слушателей и курсантов – в военных образовательных учреждениях профессионального образования пользуются дисциплинарной властью в отношении подчиненных им лиц на одну ступень выше прав по занимаемой должности.

15. Министр обороны Российской Федерации в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации пользуется дисциплинарной властью в полном объеме настоящего Устава.

16. Заместители министра обороны Российской Федерации, главнокомандующие видами Вооруженных Сил пользуются дисциплинарной властью на одну ступень ниже прав, предоставленных министру обороны.

Лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в отношении военнослужащих пользуются дисциплинарной властью в соответствии с занимаемой штатной должностью.

Глава 2

17. Поощрения являются важным средством воспитания военнослужащих и укрепления воинской дисциплины.

Каждый командир (начальник) в пределах прав, предоставленных ему настоящим Уставом, обязан поощрять подчиненных военнослужащих за подвиги, разумную инициативу, усердие и отличие по службе.

В том случае, когда командир (начальник) считает, что предоставленных ему прав недостаточно, он может ходатайствовать о поощрении отличившихся военнослужащих властью старшего командира (начальника).

18. За мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, за образцовое руководство войсками и другие выдающиеся заслуги перед государством и Вооруженными Силами Российской Федерации, за высокие показатели в боевой подготовке, за отличное освоение новых образцов вооружения и военной техники начальники от командира полка, командира корабля I ранга, им равные и выше, командиры отдельных батальонов (кораблей II ранга), а также командиры отдельных воинских частей, пользующиеся в соответствии со ст.11 дисциплинарной властью командира батальона (корабля III ранга), имеют право ходатайствовать о представлении подчиненных им военнослужащих к награждению государственными наградами.

Поощрения, применяемые к солдатам, матросам, сержантам и старшинам

19. К солдатам, матросам, сержантам и старшинам применяются следующие поощрения:

а) снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания;

б) объявление благодарности;

в) сообщение на родину или по месту прежней работы (учебы) военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, об образцовом выполнении им воинского долга и о полученных поощрениях;

Читайте также:
Принудительные работы как вид уголовного наказания

Порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности

Порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности регламентируется Федеральным законом от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (далее – закон). Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб, то есть утрату или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью. При этом законом предусмотрен ряд ограничений на привлечение военнослужащих к данному виду ответственности. В случае, если ущерб причинен не при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие несут не материальную, а гражданско-правовую ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Не допускается привлечение к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа, а также правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы. Предельный срок, в течение которого к военнослужащим может быть применен такой вид ответственности – три года со дня обнаружения ущерба. В зависимости от его характера и обстоятельств причинения ущерба военнослужащие могут быть привлечены к ограниченной либо полной материальной ответственности. Так, за ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие по контракту несут ограниченную материальную ответственность в размере ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет, военнослужащие по призыву – не более двух окладов месячного денежного содержания. Если ущерб связан с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, виновные в его причинении военнослужащие по контракту несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет. В размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет несут материальную ответственность командиры (начальники), которые своими распорядительными документами нарушили порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества, не приняли мер к обеспечению его сохранности либо предотвращению излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, а также не приняли мер к его возмещению виновными. В размере ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет несут ответственность командиры (начальники) в связи с излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения по их вине военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность. Материальную ответственность в полном размере причиненного ущерба военнослужащие несут в случаях, когда: утраченное (поврежденное) имущество было передано им под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей; ущерб наступил в результате их действия (бездействия), содержащего признаки преступления, либо в результате хищения, умышленных уничтожения, порчи, незаконных расходования или использования имущества или иных умышленных действий (бездействия); ущерб связан с затратами на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате умышленных действий виновных; ущерб причинен военнослужащими, добровольно приведшими себя в состояние опьянения. Для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц по решению командира воинской части в месячный срок со дня обнаружения ущерба проводится административное расследование (за исключением случаев, когда эти обстоятельства уже установлены судом, в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия). В том случае, если размер ущерба не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, его возмещение производится по приказу командира воинской части путем удержаний из денежного довольствия виновного. Данный приказ должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования (принятия решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке, поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания, следствия), объявлен военнослужащему под роспись и обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему. В случаях, если такой приказ не издан в двухнедельный срок либо размер ущерба превышает один оклад месячного денежного содержания виновного и одну месячную надбавку за выслугу лет, а также если причинивший ущерб военнослужащий уволен с военной службы и не привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится судом по иску командира части. Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного ущерба (в том числе по решению суда – на основании исполнительного листа, при переводе к новому месту службы военнослужащего, привлеченного к материальной ответственности – на основании записи в расчетной книжке или денежном аттестате) производятся в размере 20 процентов денежного довольствия, а для возмещения ущерба, причиненного умышленно, – в размере 50 процентов. В случае, когда привлеченный к материальной ответственности военнослужащий не возместил ко дню увольнения с военной службы причиненный ущерб, оставшаяся за ним задолженность взыскивается по правилам исполнительного производства. Если военнослужащий, причинивший ущерб, переведен к новому месту службы, но решение о привлечении его к материальной ответственности не принято, командир части в пятидневный срок со дня окончания административного расследования, ревизии, проверки, дознания, поступления материалов следствия или решения суда направляет необходимые материалы для привлечения его к материальной ответственности к новому месту службы, где в двухнедельный срок издается приказ о возмещении ущерба. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения виновного к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб. Военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме. В том же порядке военнослужащими возмещается ущерб, причиненный ими третьим лицам, если тот был возмещен воинской частью. Размер подлежащих взысканию с военнослужащего денежных средств может быть снижен командиром воинской части, а также судом с учетом конкретных обстоятельств, степени вины и материального положения, за исключением случаев умышленного причинения ущерба.

Читайте также:
На какие виды деятельности выдается патент

Не допускать двойной ответственности

Правило non bis in idem, согласно которому никто не может быть наказан дважды за одно и то же нарушение, является универсальным принципом законодательного регулирования юридической ответственности и закреплено в актах международного права (п. 7 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 1 ст. 4 Протокола № 7 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод), Конституции РФ (ч. 1 ст. 50), УК РФ (ч. 2 ст. 6), КоАП РФ (ч. 5 ст. 4.1).

Между тем на практике выявились сложности в применении данного принципа при привлечении лица к ответственности за содеянное, предусмотренной различными отраслевыми законами. Вопрос о соотношении уголовной и дисциплинарной ответственности адвокатов затрагивался и в Разъяснении Комиссии Федеральной палаты адвокатов РФ по этике и стандартам № 02/16 от 28 января 2016 г. Но в дисциплинарной практике адвокатских палат случаев необходимости применять non bis in idem до последнего времени не наблюдалось. И вот в АП г. Москвы появилось сразу два. Оба – с подачи регионального органа юстиции.

Представления Московского горюста

Представления о привлечении к дисциплинарной ответственности адвокатов Г. и М. идентичны и внесены ГУ Минюста РФ по г. Москве, по информации от начальников двух столичных СИЗО. Адвокаты были осуждены за совершение административных правонарушений, связанных с проносом на территорию места содержания под стражей запрещенных предметов. Прилагая к представлениям постановления районных судов о признании адвокатов виновными в совершении правонарушений и назначении обоим наказания в виде штрафа, уполномоченный орган юстиции предлагал возбудить в отношении адвокатов дисциплинарные производства, поскольку эти противоправные действия также нарушают нормы КПЭА, подрывают доверие к адвокатуре.

Позиция АП г. Москвы

Дисциплинарные производства были прекращены на основе правила non bis in idem в связи с отсутствием в представлениях горюста ссылок на какие-либо иные действия (бездействие) адвокатов, которые бы не охватывались и не были оценены вступившими в законную силу постановлениями районных судов, на основании которых адвокаты были привлечены к административной ответственности, и которые требовали бы их оценки со стороны Квалификационной комиссии и Совета в рамках именно дисциплинарной юрисдикции.

В заключениях Квалифкомиссии и решениях Совета указано, что в случае, когда конкретные действия (бездействие) адвоката уже получили окончательное разрешение в рамках какой-либо иной юрисдикции, в том числе административной, квалифкомиссия и совет палаты лишены какой-либо законной возможности повторной оценки тех же самых действий через призму дисциплинарной ответственности данного адвоката, поскольку они уже были установлены и зафиксированы вступившим в законную силу решением.

Такие выводы основывались на постановлениях Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека. КС последовательно констатировал, что буквальное содержание ч. 1 ст. 50 Конституции РФ, ограниченное только уголовной ответственностью, не означает, что Конституция допускает неоднократное привлечение к административной или дисциплинарной ответственности за одно и то же деяние 1 .

КС указывал, что «положение статьи 50 (часть 1), конкретизированное федеральным законодателем применительно к сфере действия Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях посредством абсолютного запрета несения кем-либо административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение, распространяется и на случаи привлечения лица за содеянное одновременно к ответственности по статье данного Кодекса и к ответственности, хотя и предусмотренной отраслевыми федеральными законами, но по своей правовой природе являющейся публично-правовой, носящей, по общему правилу, карательный, а не восстановительный характер» 2 .

ЕСПЧ, признавая правило non bis in idem в качестве фундаментального принципа, отмечал, что «применение этого принципа регулируется триединым условием тождества фактов, единства нарушителя и единства защищаемого правового интереса. Следовательно, согласно этому принципу, к одному и тому же лицу не может быть более одного раза применена санкция за однократное незаконное поведение, рассчитанная на защиту одного и того же правового актива» 3 .

В ситуации с дисциплинарными производствами в отношении адвокатов Г. и М. все вышеназванные три условия, позволявшие применить принцип non bis in idem, полностью соблюдены.

Тождество фактов, указанных в представлениях горюста и постановлениях судов, единство лица, в отношении которого ставится вопрос о привлечении к ответственности во взаимосвязи с единством защищаемого правового интереса, заключающегося в обеспечении соблюдения установленного законом порядка в сфере деятельности следственных изоляторов, свидетельствуют о недопустимости применения к адвокатам дисциплинарной санкции, которая является публично-правовой мерой ответственности и не носит восстановительного характера, так как примененное к ним в порядке производства по делам об административных правонарушениях наказание в виде штрафа уже обеспечило защиту нарушенного противоправными действиями охраняемого правового интереса.

Возражения горюста и Разъяснение № 2/16 КЭС ФПА

В возражениях на заключение КК орган юстиции отстаивал правомерность двойной ответственности адвокатов за однократное административное правонарушение, ссылаясь на буквальное содержание ч. 1 ст. 50 Конституции и указывая на противоречие позиции АП г. Москвы по дисциплинарному производству Разъяснению КЭС ФПА № 02/16.

На самом деле такое противоречие отсутствует. В данном Разъяснении, действительно, допускается возможность двойной (повторной) ответственности за совершение одного деяния и при этом не уточняется ее тип – публично-правовая или восстановительная. Но из контекста видно, что имеется в виду именно последняя – в дальнейшем изложении прямо называются такие ее виды, как материальная и гражданско-правовая.

Нельзя также забывать, что Разъяснение разрешало вопрос не о применении дисциплинарной ответственности к адвокату, уже наказанному за содеянное в другой юрисдикции, а о возбуждении дисциплинарного производства при наличии в поступившем обращении признаков уголовно-наказуемого деяния или административного правонарушения.

КЭС высказалась по поступившему к ней запросу абсолютно определенно: установление наличия в деянии адвоката признаков уголовно-наказуемого деяния или административного правонарушения возможно только в порядке уголовного судопроизводства либо производства по делам об административных правонарушениях; однако указание в поступающих в адвокатскую палату обращениях (допустимых поводах) на признаки преступного или административно-наказуемого деяния само по себе не является основанием для отказа в возбуждении дисциплинарного производства. КЭС также разъяснила, что в тех случаях, когда по обстоятельствам, содержащим признаки нарушения Закона об адвокатуре и (или) КПЭА, органами предварительного расследования рассматривается сообщение о преступлении либо возбуждено уголовное дело, дисциплинарное производство может быть отложено по усмотрению органов адвокатской палаты до окончания процедуры уголовного судопроизводства.

Читайте также:
Виды налоговых проверок и их характеристика

Руководствуясь данными Разъяснениями, органы адвокатской палаты разрешают дисциплинарное производство в зависимости от возможности разграничить признаки уголовно-наказуемого деяния от признаков дисциплинарного проступка: либо производство откладывают, либо прекращают, либо рассматривают только в части обвинения в совершении дисциплинарного проступка.

Важно подчеркнуть, что проблемы двойной уголовной и дисциплинарной ответственности в адвокатуре вообще не существует, так сказать, по определению: в случае осуждения адвоката за умышленное преступление его статус прекращается советом адвокатской палаты субъекта РФ автоматически и безальтернативно, исключая дисциплинарное разбирательство каких-либо претензий к адвокату. При этом Закон об адвокатуре не допускает прекращения статуса адвоката за совершение административного правонарушения или неосторожного преступления.

Уместно будет также обратить внимание на то, что в отношении других спецсубъектов недопустимость совмещения административной и дисциплинарной ответственности урегулирована в КоАП РФ и отраслевых законах. Статья 2.5 КоАП устанавливает, за какие правонарушения военнослужащие, сотрудники Следственного комитета, органов внутренних дел, войск национальной гвардии, таможенных органов несут дисциплинарную ответственность, а за какие – административную на общих основаниях. Эту норму закрепляет Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ, предусматривая, что «за административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях» (п. 47).

То, что адвокаты несут ответственность на общих основаниях за любые административные правонарушения, не должно вводить в заблуждение. Запрет двойной публично-правовой (карательной) ответственности за одно и то же деяние не знает исключений, ибо, как указал КС, обеспечивает правовую безопасность, правовую определенность и стабильность 4 .

1 Постановление КС от 21 марта 2013 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности подпункта “в” пункта 2 статьи 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” в связи с жалобами граждан Р.В. Боскачева, И.В. Овсянникова и Д.А. Савельева”» (п. 4.2).

2 Постановление КС от 4 февраля 2019 г. № 8-11 «По делу о проверке конституционности статьи 15.33.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки У.М. Эркеновой» (п. 4.3).

3 Постановление ЕСПЧ от 10 февраля 2009 г. по делу «Сергей Золотухин против России», жалоба № 14939/03, Большая Палата (п. 36).

4 Постановление КС от 11 мая 2005 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Курганского областного суда, жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, производственно-технического кооператива “Содействие”, общества с ограниченной ответственностью “Карелия” и ряда граждан» (п. 3.1).

Ответственность за уклонение от прохождения военной службы.

За неисполнение обязанностей, возложенных на граждан Федеральным Законом № 53-Ф3 от 28.03.1998 (в ред. от 21.03.2013) «О воинской обязан­ности и военной службе» существует два вида ответственности: уголовная и административная.

За уклонение от прохождения военной службы частью 1 статьи 328 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.

Уклонением от прохождения военной службы согласно пункта 4 статьи 31 Федерального Закона № 53-Ф3 от 28.03.1998 (в ред. от 21.03.2013) «О во­инской обязанности и военной службе», признаётся неявка без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, свя­занные с призывом на военную службу.

Только неявка по повестке без уважительных причин может рассмат­риваться поводом, влекущим за собой уголовную ответственность за уклоне­ние от прохождения военной службы.

Субъектом преступления, предусмотренного части 1 статьи 328 Уго­ловного Кодекса Российской Федерации, может быть только гражданин, подлежащий призыву на военную службу и не имеющий оснований для ос­вобождения или отсрочки от призыва на военную службу.

Согласно части 1 статьи 328 Уголовного кодекса Российской Федера­ции уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных ос­нований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Уклонение от призыва на военную службу характеризуется виной в форме умысла, прямого либо косвенного. Для установления в действиях гра­жданина умысла в уклонении от призыва, требуется подтвердить:

а) факт неявки гражданина по повестке военного комиссариата на ме­роприятия, связанные с призывом на военную службу;

б) отсутствие уважительных причин неявки;

в) факт вручения гражданину повестки.

Если хотя бы одно из этих трёх обстоятельств не установлено, то осно­ваний для привлечения гражданина к уголовной ответственности за уклоне­ние от воинской обязанности нет.

Уважительными причинами неявки призывника по повестке военного комиссариата согласно пункта 2 статьи 7 Федерального Закона № 53-Ф3 от 28.03.1998 (в ред. от 21.03.2013) «О воинской обязанности и военной служ­бе», признаются:

а) заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспо­собности;

б) тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражда­нина либо участие в похоронах указанных лиц;

в) препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

г) иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

Вручение повестки призывнику производится под расписку.

В соответствии со статьями 21.5 — 21.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях граждане несут администра­тивную ответственность за правонарушения в области воинского учета.

Читайте также:
Понятие и виды объединений коммерческих организаций

Административная ответственность предусмотрена за следующие дея­ния:

а) неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воин­ском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважи­тельной причины;

б) убытие на новые место жительства либо место временного пребыва­ния на срок более трех месяцев;

в) выезд из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев без снятия с воинского учета;

г) прибытие на новые место жительства либо место временного пребы­вания или возвращение в Российскую Федерацию без постановки на воин­ский учет в установленный срок;

д) несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изме­нении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или ино­го муниципального образования;

е) уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комис­сии

ж) умышленные порча или уничтожение военного билета или удосто­верения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо не­брежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подле­жащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату.

Совершение каждого из указанных деяний влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Обжаловать постановление об административном правонарушении можно в течении десяти суток со дня вручения копии постановления.

Предоставление отсрочки от призыва в армию.

В статье 24 Федерального Закона № 53-Ф3 от 28.03.1998 (в ред. от 21.03.2013) «О воинской обязанности и военной службе»данного закона ука­заны все действующие отсрочки от призыва, которые делятся на четыре труппы: медицинские (временные расстройства здоровья), образовательные, социальные (семейные обстоятельства) и профессиональные.

Предоставление каждой отсрочки имеет свои особенности, которые призывник должен знать (эти особенности изложены в упомянутой статье

Так, например, некоторые образовательные отсрочки предоставляются только один раз: получение второго высшего образования не является осно­ванием для отсрочки, но при этом выпускники бакалавриата могут получить отсрочку для обучения в магистратуре; отсрочка аспирантам вообще предос­тавляется неограниченное число раз.

Одним из последних нововведений является право на отсрочку для вы­пускников школ, успешно сдавших экзамены. С этого года они могут рассчи­тывать на отсрочку до 1 октября, и за время действия данной отсрочки по­ступить в вуз.

Следует помнить, что отсрочку может предоставить только призывная комиссия и никто иной. Все документы, подтверждающие основания для от­срочки, должны быть предоставлены призывником. Так, например, вопреки распространённому мнению, сам факт обучения в вузе не означает того, что гражданин получил отсрочку от призыва на военную службу. Справка об обучении в вузе предоставляется в призывную комиссию, которая предос­тавляет отсрочку, проверив документы (в том числе наличие у вуза государ­ственной аккредитации, необходимой по закону для предоставления отсроч­ки).

При несогласии гражданина с решением призывной комиссии он имеет право обжаловать решение в городскую призывную комиссию или в суд. В этом случае исполнение принятого решения приостанавливается.

При несогласии с действиями должностных лиц военных комиссариа­тов, Вы вправе обратиться в военный комиссариат города Москвы или в про­куратуру.

Виды юридической ответственности военнослужащих

Все военнослужащие, независимо от воинского звания и должности, равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации, с учетом особенностей своего правового положения (статуса военнослужащих).

Под юридической ответственностью понимается обязанность правонарушителя претерпеть меры государственного принуждения, порицающие его виновно совершенное противоправное деяние и заключающиеся в лишениях личного или имущественного характера.

Юридическая ответственность за конкретное правонарушение может наступить только в случае, когда это предусмотрено действующей нормой права.

За совершенные правонарушения военнослужащие привлекаются, как правило, к одному виду ответственности. Вместе с тем военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение, а в случае совершения правонарушения, связанного с причинением материального ущерба, возмещают его, независимо от привлечения к иным видам ответственности.

Военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, могут привлекаться к следующим видам юридической ответственности: дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной.

Применяемый вид юридической ответственности определяется характером и тяжестью совершенного правонарушения.

За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Не допускается привлечение к дисциплинарной ответственности:

– в случае отсутствия события дисциплинарного проступка;

– если действие (бездействие) не является противоправным или виновным или совершено вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики;

– повторно за один и тот же дисциплинарный проступок;

– по истечении срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности (один год со дня совершения проступка);

– в случае отмены или признания утратившим силу закона или иного нормативного правового акта, нарушение положений которого стало основанием привлечения к дисциплинарной ответственности;

– в случае исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов).

Административная ответственность военнослужащих установлена ст. 2.5 КоАП РФ «Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания» (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих»), а также рядом иных статей КоАП РФ.

Административная ответственность по общему правилу наступает за административные правонарушения, если они по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Особенность ответственности военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, за административные правонарушения заключается в том, что по общему правилу за них военнослужащие несут дисциплинарную ответственность и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, для военнослужащих наступает административная ответственность (за нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды и природопользования и др.). За правонарушение лицо, его совершившее, может быть подвергнуто административному взысканию (предупреждение; административный штраф; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; дисквалификация и др.).

Читайте также:
Виды механизма мультипликации

В соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2006 года № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих» действуют следующие ограничения по применению административных взысканий к военнослужащим:

– административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы;

– административный арест не может быть применим ко всем категориям военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы; в то же время к ним может быть применен дисциплинарный арест;

– административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам.

За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ.

Под материальной ответственностью военнослужащих в юридической науке понимается предусмотренная Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» возможность возложения на них компетентными государственными органами юридической обязанности возместить в денежной форме полностью или частично причиненный военнослужащими реальный ущерб имуществу воинской части при исполнении обязанностей военной службы.

Материальная ответственность военнослужащих в кратных размерах не применяется. К ней они привлекаются только в пределах реального ущерба. Материальная ответственность может наступить при условии, что военнослужащие находились при исполнении обязанностей военной службы. В ином случае он несет материальную ответственность в гражданско-правовом порядке. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы. Материальная ответственность военнослужащих исключается также за ущерб, возникший в результате исполнения приказа командира (начальника). Порядок привлечения к материальной ответственности предусматривает проведение административного расследования (может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия), издание приказа или подачу иска в суд, удержание денежных сумм.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам и в других случаях, предусмотренных законодательством, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.

Под ней понимается обязанность физического или юридического лица возместить убытки, возникшие вследствие нарушения условий договора, причинения вреда другим лицам либо неосновательного обогащения.

Военнослужащие, лица, проходящие военные сборы, и граждане, уволенные с военной службы, подлежат уголовной ответственности за совершенные преступления в соответствии с уголовным законодательством. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, т. е. не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

Какие существуют виды инструктажей по охране труда

  • Что представляют собой инструктажи по охране труда
  • Вводный инструктаж
  • Первичный инструктаж по охране труда
  • Периодичность проведения инструктажей по охране труда (повторные инструктажи)
  • Проведение внеплановых и целевых инструктажей по охране труда
  • Порядок проведения инструктажей по охране труда
  • Итоги

Что представляют собой инструктажи по охране труда

Инструктаж по охране труда — обязательный элемент системы безопасности на производстве. Законодатель обязывает организовывать такие инструктажи каждую компанию, сотрудники которой трудятся в реальном секторе экономики (ст. 212, 225 ТК РФ).

ВАЖНО! Инструктаж по охране труда не является для работников предприятия добровольным делом. Они должны посещать такие занятия в обязательном порядке, иначе не получат право приступить к выполнению своего производственного задания (ст. 212, 214 ТК РФ).

Чтобы корректно организовать инструктаж, фирме следует руководствоваться постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ «О Порядке обучения по охране труда» от 13.01.2003 № 1/29 (далее — Порядок № 1/29), а также положениями ГОСТ 12.0.230-2007, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 № 169-ст.

Есть вероятность, что с 1 марта 2022 года Порядок № 1/29 будет отменен. Это следует из положений проекта приказа Минтруда России, опубликованного в сентябре 2022 года.

Вместе с тем на нормативном уровне законодательство в сфере охраны труда в любом случае претерпит масштабные изменения с 1 марта 2022 года. Подробности смотрите в специальном материале, подготовленном экспертами «КонсультантПлюс». Получите бесплатный доступ к системе.

Законодатель выделяет следующие виды инструктажей по охране труда (п. 2.1 Порядка № 1/29):

  • вводный;
  • первичный;
  • повторный;
  • внеплановый;
  • целевой.

Каждый инструктаж следует организовать на производстве при наступлении определенных законодателем событий. Однако, несмотря на многообразие видов инструктажа, все они сводятся к следующему: инструктор (представитель предприятия) объясняет работнику, с какими опасными факторами он может столкнуться и каким образом работник может трудиться безопасно для себя и окружающих. Кроме того, в ходе инструктажа сотрудник должен получить представление о том, в каких нормативно-правовых актах и внутренних документах компании закреплены требования к охране труда.

Вводный инструктаж

Итак, сразу после того, как специалист поступил на работу на предприятие, работодатель обязан провести ему вводный инструктаж. Кроме того, вводный инструктаж должен быть проведен не только с собственными, но и с командированными из других организаций специалистами, работниками других компаний, трудящимися на закрепленном за фирмой производственном участке, студентами, проходящими производственную практику (п. 2.1.2 Порядка № 1/29).

Читайте также:
Виды госпошлины в гражданском процессе

Директор — единственный участник и сотрудник ООО сам себе проводит вводный инструктаж по охране труда. Подробнее см. здесь.

ВАЖНО! Вводный инструктаж — мероприятие, которое работодатель может организовывать не на рабочем месте сотрудника, а на различных подконтрольных работодателю территориях и объектах (п. 8.6 ГОСТ 12.0.004-2015).

В ходе такого инструктажа, как правило, новых сотрудников знакомят с фирмой в целом, разъясняют им структуру предприятия, особенности производства и т. д. Далее инструктор должен разъяснить специалистам нормы действующего законодательства об охране труда, а также сообщить, какие внутренние документы (инструкции, правила и т. д.) на этот счет действуют в фирме.

Ознакомиться со спецификой применения типовых инструкций по охране труда по профессиям вы можете здесь.

Важное место занимает описание на вводном инструктаже возможного негативного воздействия опасных факторов, в связи с чем инструктору следует в обязательном порядке осветить вопросы пожарной безопасности, способы оказания первой помощи при несчастном случае и т. д. Развернутый перечень вопросов, на которые работник должен получить ответы в ходе вводного инструктажа, закреплен в приложении 3 к порядку № 1/29.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Помимо трудоохранного вводного инструктажа, в соответствии с подп. «г» п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства России от 02.11.2000 № 841, со всеми вновь принятыми работниками следует проводить вводный инструктаж по гражданской обороне.

Первичный инструктаж по охране труда

После вводного инструктажа сотрудник, чтобы быть допущенным к выполнению задания на производстве, должен получить необходимые инструкции уже в рамках своего рабочего места, т. е. пройти первичный инструктаж.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Провести такой инструктаж в данном случае должен уже лично руководитель инструктируемого сотрудника (к примеру, бригадир, прораб и др.).

Что касается состава лиц, обязанных проходить первичный инструктаж, изменений, по сравнению с вводным инструктажем, нет: проинструктированы на месте должны быть все, кто так или иначе участвует в производственной деятельности (п. 2.1.4 Порядка № 1/29.)

ВАЖНО! Если деятельность работника не сопряжена с непосредственным использованием оборудования на производстве, а также сырья и материалов, он может быть освобожден от прохождения первичного инструктажа. Но только если этот факт нормативно утвердит работодатель.

Первичный инструктаж, как уже было сказано, проводится непосредственно на месте, где сотрудник впоследствии будет работать. Однако возможно исключение: если на производстве есть аналогичные по своему функционалу должности / рабочие места, инструктор вправе провести общий инструктаж для таких работников в пределах общего рабочего места.

Круг вопросов, которые должны быть освещены в ходе первичного инструктажа, немного перекликается с программой вводного инструктажа, с той разницей, что теперь инструктор на практике показывает работнику приемы и способы обеспечения безопасности во время труда в рамках конкретного рабочего места.

Во время данного инструктажа работник получает информацию не об абстрактных производственных цепях на предприятии, а о конкретной производственной линии, в которую он будет вовлечен:

  • об опасных факторах на такой линии;
  • том, как готовить к работе свое место и впоследствии сохранять его в безопасности;
  • правилах техники безопасности при передвижении по территории завода/цеха, где он будет работать;
  • возможном возникновении чрезвычайных ситуаций и о том, как их избежать и т. д.

Более полный перечень вопросов для первичного инструктажа установлен в Примерной программе Б.2, приведенной в приложении Б к ГОСТ 12.0.004-2015

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если сотрудник не усвоил информацию в ходе первичного инструктажа, ему не разрешат трудиться самостоятельно. Такой специалист должен пройти заново инструктаж и повторную проверку, которая назначается не позднее чем через месяц после предыдущей, которая показала неудовлетворительную оценку знаний (п. 6.12 ГОСТ 12.0.004-2015).

Периодичность проведения инструктажей по охране труда (повторные инструктажи)

Как следует из изложенного, на любом производственном предприятии все работники, занятые непосредственно на производстве, успешно прошли первичный инструктаж. Однако со временем знание основ и принципов безопасной работы на своем рабочем месте у сотрудника может ухудшиться.

Чтобы этого не произошло, законодатель обязывает предприятие каждые полгода организовывать повторный инструктаж по охране труда (п. 2.1.5 порядка № 1/29). Такой инструктаж аналогичен первичному: проводится с теми же лицами, индивидуально с каждым или группой сотрудников, выполняющих аналогичные функции. Как следствие, перечень вопросов, которые инструктор должен осветить во время повторного инструктажа, в точности повторяет перечень для первичного (п. 8.8. ГОСТ 12.0.004-2015).

В отношении повторного инструктажа действует общее правило: если сотрудник в ходе проверки полученных знаний показывает неудовлетворительные результаты, он отстраняется от работы и обязан позднее снова пройти инструктаж.

Проведение внеплановых и целевых инструктажей по охране труда

Помимо плановых инструктажей (повторных), проводимых фирмой периодически в штатном режиме, существуют инструктажи, проводить которые необходимо при наступлении определенных внештатных обстоятельств. Такие инструктажи называются внеплановыми. Фирма должна провести их в следующих случаях (п. 2.1.6 Порядка № 1/29):

  • если начинают действовать какие-то новые нормативные документы (как федеральные, так и локальные), регулирующие порядок охраны труда;
  • происходят изменения в производственной линии (к примеру, модернизация оборудования), в результате чего меняются существенные условия безопасности труда на таком производстве;
  • на предприятии произошла чрезвычайная ситуация (авария оборудования, несчастный случай на производстве);
  • случаются длительные перерывы в производстве;
  • организовать такой инструктаж требует контролирующий федеральный орган либо руководство предприятия.

Подробнее о проведении такого инструктажа см. в статье «Как провести внеплановый инструктаж (нюансы)».

Кроме того, законодатель обязывает компанию организовать целевой инструктаж (п. 2.1.7 Порядка № 1/29) и при некоторых иных обстоятельствах. К ним относятся:

  • поручение сотруднику работ, носящих разовый характер;
  • ликвидация последствий различных стихийных бедствий;
  • допуск специалиста к работам, для которого требуется какой-либо разрешительный документ (к примеру, наряд-допуск);
  • запланированное на предприятии массовое мероприятие.

Как внеплановый, так и целевой инструктаж должен быть проведен на рабочем месте. Допускается инструктирование работников не только в индивидуальном порядке, но и проведение коллективного инструктажа для специалистов, выполняющих аналогичные по своему содержанию функции (в рамках общего рабочего места).

Читайте также:
Лицензия МЧС: виды работ, перечень

Конкретное содержание инструктажа (перечень вопросов, требующих освещения) определяется в каждом случае отдельно. К примеру, при ликвидации последствий стихийных бедствий необходимо ознакомить сотрудника с иными приемами обеспечения безопасности труда, чем при модернизации оборудования, на котором он трудится.

Как проводить обучение по охране труда руководителей и специалистов, описано в «КонсультантПлюс». Оформите бесплатно пробный доступ и читайте материал.

Порядок проведения инструктажей по охране труда

Все виды инструктажей по охране труда на предприятии должны проводиться по специально утвержденной программе, в которой перечисляются основные вопросы, требующие освещения в рамках каждого вида. Для внеплановых либо целевых инструктажей работодатель должен предусмотреть разные вопросы в зависимости от того, с наступлением какого конкретно обстоятельства связана необходимость проведения инструктажа.

В ходе любого, кроме вводного, инструктажа инструктору следует не просто разъяснить специалистам какие-то теоретические положения, но и на практике проиллюстрировать набор базовых методов и приемов, позволяющих максимально обезопасить свой труд.

По окончании инструктажа работник должен устно отчитаться, что усвоил материал, а представитель компании, соответственно, проверить полученные сотрудником знания (п. 2.1.3 порядка № 1/29). И если работник покажет неудовлетворительные результаты, ему не разрешат дальше работать на производстве, а отправят на повторное прохождение инструктажа.

Что касается документального оформления проведения инструктажей, не следует забывать регистрировать их в соответствующих журналах.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для регистрации инструктажей, проводимых на рабочем месте, предусмотрен один журнал (форма А.5 в приложении А к ГОСТ 12.0.004-2015), а проведение вводного инструктажа фиксируется в другом (форма А.4 по приложению А к ГОСТ 12.0.004-2015).

Подробнее об указанных журналах узнайте из статей:

Кроме того, целесообразно сделать отметку о проведении с работником того или иного инструктажа в личной карточке прохождения обучения (по форме, рекомендованной в форме А.2 в приложении А к ГОСТ 12.0.004-2015).

Узнать больше о специфике каждого типа инструктажа по охране труда вы можете в специальном материале, опубликованном в системе «КонсультантПлюс». Для вас открыт бесплатный пробный доступ к ней.

Итоги

Проведение инструктажей по охране труда — важная составляющая обеспечения безопасности на производстве, которая обязательна для компаний в силу закона.

Так, для всех новых специалистов фирма должна организовывать вводный инструктаж, в случае успешного завершения которого работники получат необходимые инструкции уже непосредственно на рабочем месте. Если в ходе проверки сотрудники покажут, что усвоили полученный во время инструктажа материал, они могут быть допущены к самостоятельной работе.

Кроме того, каждые полгода необходимо освежать знания сотрудников в области охраны труда и с этой целью проводить повторные инструктажи.

Вместе с тем не исключено возникновение нештатных обстоятельств, которые могут потребовать от компании проведения внепланового или целевого инструктажа. Фирме важно следить за актуальностью своих программ каждого вида инструктажа, при необходимости вносить туда дополнения и уточнять освещаемые вопросы.

Проведение инструктажей для работников далеко не единственная обязанность работодателей в сфере охраны труда. Ознакомиться с иными ключевыми вы можете в специальном материале.

Для каких работников и в каких случаях работодатель обязан проводить инструктажи по охране труда и обучение по охране труда? Кто вправе проводить инструктаж и обучение по охране труда? Какими документами подтверждается проведение инструктажей и обучения по охране труда?

Работодатель обязан обеспечить:

– проведение инструктажей по охране труда,

– обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве с проведением в установленных случаях стажировки на рабочем месте,

– проверку знаний требований охраны труда.

Инструктажи по охране труда делятся на вводные, первичные, повторные, внеплановые и целевые.

Проведение инструктажей включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся во внутренних документах организации, инструкциях по охране труда, технической и эксплуатационной документации, а также с безопасными методами и приемами выполнения работ.

Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда организации или работник, на которого приказом работодателя возложены эти обязанности. Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков. Проверку проводит лицо, проводившее инструктаж.

Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей, в которых должны расписаться инструктируемый и инструктирующий, также необходимо указать дату инструктажа.

Порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются приказами (постановлениями) Минтруда РФ, Минсельхоза РФ, Минсвязи РФ, Минтранса РФ, Госстроя РФ, МЧС РФ, Минпечати РФ, Минтопэнерго РФ, Минздравсоцразвития РФ.

Программа инструктажей в конкретной организации разрабатывается и утверждается работодателем на основании вышеназванных нормативных актов РФ с учетом специфики деятельности организации (индивидуального предпринимателя), ее внутренних документов, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации по машинам и оборудованию, применяемым в производственном процессе.

Вводный инструктаж должны пройти:

– все принимаемые на работу лица,

– командированные в организацию работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке,

– лица, проходящие в организации производственную практику,

– другие лица, участвующие в производственной деятельности организации

Первичный и повторный инструктажи проводятся на рабочем месте:

– со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая надомников;

– с работниками, переведенными из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы;

с командированными работниками сторонних организаций;

– с лицами, проходящими в организации производственную практику;

– с другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.

От первичного и повторного инструктажа могут освобождаться работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов. Перечень профессий и должностей таких работников утверждается работодателем.

Читайте также:
Виды образований в России для трудовых книжек

Первичный инструктаж проводится до начала самостоятельной работы, а повторный – не реже одного раза в шесть месяцев.

Внеплановый инструктаж проводится:

– при введении в действие новых или изменении нормативных актов и инструкций по охране труда;

– при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;

– при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);

– по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;

– при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями – более 30 календарных дней, а для остальных работ – более двух месяцев);

– по решению работодателя.

Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.

Работодатель обязан организовывать обучение работников рабочих профессий:

– первичное обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим – в течение месяца после приема рабочего на работу или перевода на другую работу. А если работа связана с вредными и (или) опасными условиями труда, то работодатель также должен организовать стажировку нового рабочего на рабочем месте и сдачу им экзаменов;

– периодические обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и проверку знаний требований охраны труда для рабочих с вредными и (или) опасными условиями труда;

– периодические, не реже одного раза в год, обучения всех рабочих оказанию первой помощи пострадавшим.

Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения устанавливаются работодателем в соответствии с нормативными актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ. Такое обучение работодатель может проводить как собственными силами, так и с привлечением специализированных учебных заведений (организаций).

В отношении руководителей и специалистов, не относящихся к рабочим профессиям, работодатель обязан организовать обучение:

– заместителей руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда,

– заместителей главных инженеров по охране труда,

– работников, осуществляющих организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ;

– специалистов служб охраны труда, работников, на которых возложены обязанности организации работы по охране труда, членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных лиц по охране труда профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов,

– членов комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций.

Первичное обучение проводится в течение месяца после поступления на работу, далее – по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Если организация имеет комиссию по проверке знаний требований охраны труда, то руководители и специалисты (кроме членов комиссии) могут проходить обучение и проверку знаний в самой организации. В противном случае обучение должно быть пройдено в специализированной обучающей организации.

Если организация проводит обучение руководителей и специалистов самостоятельно, то она должна разработать и утвердить программы обучения на основе примерных учебных планов и программ, утвержденных Минтрудом РФ. Обучение проводят работники служб охраны труда организаций, имеющие соответствующую квалификацию и опыт работы в области охраны труда.

Проверка знаний требований охраны труда проводится:

– очередная – не реже одного раза в три года,

– внеочередная – независимо от срока предыдущей проверки:

при изменениях в нормативных актах в части требований по охране труда;

при вводе нового оборудования, изменении технологических процессов;

при переводе работников на другую работу или перерыве в работе в данной должности более одного года;

по требованию должностных лиц государственных органов;

при установлении нарушений требований охраны труда и недостаточных их знаний;

после аварий и несчастных случаев на производстве.

Проверка знаний требований охраны труда проводится:

– по работникам рабочих профессий – непосредственными руководителями работ,

– по руководителям и прочим специалистам – либо обучающей организацией, в которой указанные лица проходили обучение по охране труда, либо комиссией, создаваемой работодателем, в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются прошедшие обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда руководители организации и структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.), представители профсоюза. Результаты проверки знаний оформляются протоколом.

Работнику, успешно прошедшему проверку знаний, выдается соответствующее удостоверение.

Работник, не прошедший проверку знаний, обязан после этого пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца.

Правовое обоснование

Согласно абз. 8 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

Статья 225 ТК РФ устанавливает, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

Читайте также:
Какие виды оплаты труда существуют

В соответствии с п. 2.1.1 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (утв. Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29) для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда.

Согласно п. 2.1.2 вышеуказанного Порядка все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

В соответствии с п. 2.1.3 вышеуказанного Порядка кроме вводного инструктажа по охране труда, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.

Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.

Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях – в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

Согласно п. 2.2.1 работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.

Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.

В соответствии с п. 2.2.3 вышеуказанного Порядка порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.

Согласно п. 2.3.1 вышеуказанного Порядка руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее – по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

В соответствии с п. 2.3.2 вышеуказанного Порядка обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее – обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Обучение по охране труда проходят:

– руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели – физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования – преподаватели дисциплин “охрана труда”, “безопасность жизнедеятельности”, “безопасность технологических процессов и производств”, а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся – в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

– специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов – в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

– специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда – в обучающих организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации;

– специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций – в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти;

– специалисты органов местного самоуправления в области охраны труда – в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

– члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций – в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

– члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций, осуществляющих обучение специалистов и руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, – в обучающих организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: