Бытовое обслуживание населения виды услуг

Бытовые услуги населению

Сфера защита прав потребителей при оказании бытовых услуг населению является одной из важнейших. Ведь именно в эту сферу входят работы и услуги, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, например, ремонт бытовой техники, изготовление мебели, ювелирных изделий, химчистка, и прочие услуги.

Отношения в этой сфере регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей» и Правилами бытового обслуживания населения. Знание законодательной базы является залогом получения желаемой услуги, качественно и вовремя выполненной заказанной работы.

Ознакомление с правовыми аспектами данных правоотношений следует начать с субъектного состава, в который входят потребитель и исполнитель.

Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать, либо заказывающий или использующий работы (услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Под исполнителем понимается организация, независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Договор об оказании услуги (выполнения работы) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ).

До заключения договора, исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах (работах), которая в обязательном порядке должна содержать: перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления; обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы); сроки оказания услуг (выполнения работ); данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение, исходя из характера услуги (работы); гарантийные сроки, если они установлены федеральными законами; цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также на используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя (обозначенные на их образцах) и сведения о порядке и форме оплаты; сведения о подтверждении соответствия услуг (работ) установленным требованиям.

Наиболее распространенными нарушениями законодательства о защите прав потребителей при осуществлении деятельности в сфере предоставления бытовых услуг являются бездействия исполнителей по обеспечению потребителей полной и достоверной информацией об исполнителе и оказываемых услугах!

После ознакомления с содержанием, стоимостью и порядком оказания услуг, заключается Договор. Он должен содержать следующие сведения:

  • вид услуги (работы);
  • цена услуги (работы);
  • точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;
  • отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;
  • даты приема и исполнения заказа;
  • гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота;
  • другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ);
  • должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.

Обязанностью потребителя, в свою очередь, является оплата оказываемых услуг в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.

Потребитель обязан оплатить выполненную работу после ее окончательной сдачи исполнителем. С согласия потребителя работа может быть оплачена им при заключении договора полностью или путем выдачи аванса.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов.

Исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), качество которой соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве услуги (работы) исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), пригодную для целей, для которых услуга (работа) такого рода обычно используется.

В случае обнаружения недостатков оказанной услуги (выполненной работы), потребитель вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги (выполненной работы);
  • соответствующего уменьшения цены оказанной услуги (выполненной работы);
  • безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги (выполненной работы) своими силами или третьим лицом.

Потребитель вправе расторгнуть договор об оказании услуги (выполнении работы) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги (выполненной работы) исполнителем не устранены. Потребитель также вправе расторгнуть договор об оказании услуги (выполнении работы), если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги (выполненной работы) или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги (выполненной работы). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Если исполнитель нарушил сроки начала, окончания и промежуточные сроки оказания услуги (выполнения работы) или во время оказания услуги (выполнения работы) стало очевидным, что она не будет оказана (выполнена) в срок, потребитель по своему выбору вправе:

  • назначить исполнителю новый срок;
  • поручить оказание услуги (выполнение работы) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
  • потребовать уменьшения цены за оказание услуги (выполнение работы);
  • расторгнуть договор об оказании услуги (выполнении работы).

Урегулирование споров, возникающих между потребителями и исполнителями в сфере оказания бытовых услуг, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ «О защите прав потребителей», Правилами бытового обслуживания населения.

Основной формой выражения несогласия с деятельностью исполнителя по поводу выполнения условий заказа, качеством услуги, является направление претензии в адрес исполнителя.

Претензия составляется в 2-х экземплярах (один передается исполнителю, другой остается у Вас), на Вашем экземпляре исполнитель должен поставить отметку о получении претензии (начало отсчета срока исполнения Ваших требований). В случае непринятия исполнителем претензии, Вы можете направить ее на адрес исполнителя по почте заказным письмом с уведомлением (дата вручения – начало исчисления срока исполнения ваших требований).

В случае отказа исполнителя добровольно удовлетворить Ваши требования, Вы вправе обратиться в суд за защитой своих прав (ст. 11 ГК РФ, ст. 17 Закона РФ), дополнительно предъявив требование о компенсации морального вреда (ст. 15 Закона РФ).

Исковое заявление подается в суд по месту: нахождения организации; Вашего места жительства или пребывания; заключения или исполнения договора (ст. 17 Закона РФ).

Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

Читайте также:
Классификация приказов по видам и срокам хранения

Бытовое обслуживание населения виды услуг

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21.09.20 N 1514

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

В соответствии со статьей 39.1 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила бытового обслуживания населения.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г. и действует до 1 января 2027 г.

3. Роспотребнадзору обеспечить проведение мониторинга правоприменительной практики в сфере бытового обслуживания населения с представлением доклада в Правительство Российской Федерации до 1 июля 2022 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 сентября 2022 г. N 1514

ПРАВИЛА БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания.

В настоящих Правилах понятия “потребитель” и “исполнитель” применяются в значениях, установленных Законом Российской Федерации “О защите прав потребителей”.

Настоящие Правила распространяются на отношения в сфере бытового обслуживания, вытекающие из договора бытового подряда и договора возмездного оказания услуг.

II. Информация об услугах (работах), порядок приема
и оформления заказов на услуги (работы)

2. Исполнитель в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей” обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Указанная информация размещается на вывеске.

Исполнитель, оказывающий услуги по ремонту и (или) изготовлению ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, обязан предоставить потребителю информацию о постановке на специальный учет в Федеральной пробирной палате.

Исполнитель – индивидуальный предприниматель обязан предоставить потребителю информацию о государственной регистрации с указанием наименования зарегистрировавшего его органа. В случае приостановления деятельности организации для проведения санитарных, ремонтных и иных мероприятий исполнитель обязан информировать потребителей о дате приостановления деятельности и времени, в течение которого организация не будет осуществлять свою деятельность.

Если вид деятельности, осуществляемой исполнителем, подлежит лицензированию, потребителю в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей” должна быть предоставлена информация о номере и дате приказа (распоряжения) лицензирующего органа о предоставлении или переоформлении лицензии, сроке ее действия, а также об органе, предоставившем лицензию, в том числе путем предоставления доступа к общедоступной информации, содержащейся в электронных реестрах лицензий.

3. Исполнитель помимо информации, доведение которой предусмотрено в соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”, обязан довести до сведения потребителей также следующую информацию об оказываемых услугах (выполняемых работах):

перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), форм и (или) условий их предоставления;

указание на обозначение стандартов (при наличии), в соответствии с которыми оказываются услуги (выполняются работы);

сроки оказания услуг (выполнения работ);

данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение исходя из характера услуги (работы);

требования, которые должны обеспечивать безопасность оказания услуги (выполняемой работы) для потребителя, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя;

образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ);

образцы (модели) изготавливаемых изделий либо их эскизы;

перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Информация должна находиться в удобном и доступном для обозрения месте.

Исполнитель в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей” обязан своевременно предоставлять потребителю информацию о своей организации и об оказываемых услугах (выполняемых работах) в наглядной и доступной форме также в случаях, когда обслуживание осуществляется с применением выездных форм обслуживания вне постоянного места нахождения организации, – во временных помещениях, в передвижных приемных пунктах, на дому у потребителя, выездными бригадами и др.

Информация об исполнителе и оказываемых им услугах (выполняемых работах) доводится до сведения потребителей в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”.

Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.

4. Договор об оказании услуг (выполнении работ) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения:

фирменное наименование (наименование) и место нахождения (адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество (при наличии), сведения о государственной регистрации), идентификационный номер налогоплательщика;

вид услуги (работы);

цена услуги (работы);

точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;

отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;

даты приема и исполнения заказа;

гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором об оказании услуг (выполнении работ) либо предусмотрены обычаем делового оборота;

другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ);

должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.

Один экземпляр договора об оказании услуг (выполнении работ) выдается исполнителем потребителю.

Договор об оказании услуг (выполнении работ) в отношении услуги (работы), исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и др.

5. Изделие (вещь), указанное в документе, подтверждающем заключение договора об оказании услуг (выполнении работ), в случае утраты этого документа выдается на основании письменного заявления потребителя по предъявлении им паспорта или иного документа, удостоверяющего личность потребителя.

III. Порядок оплаты услуг (работ)

6. Потребитель обязан оплатить оказанную исполнителем услугу (выполненную работу) в порядке и сроки, которые установлены договором об оказании услуги (выполнении работы), заключенным с исполнителем, с учетом положений статей 16.1 и 37 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”.

7. При оказании услуг (выполнении работ) с использованием материала исполнителя оплата этих материалов осуществляется с учетом требований, установленных статьей 34 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”.

Читайте также:
Как изменить вид разрешенного использования земель сельхозназначения

IV. Порядок оказания услуг (выполнения работ)

8. При оказании услуг (выполнении работ) исполнитель обеспечивает соблюдение требований к их качеству в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”.

9. Исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу) в сроки, предусмотренные договором об оказании услуг (выполнении работ). В указанном договоре делается отметка о фактической дате оказания услуги (выполнения работы).

При оказании услуг (выполнении работ) на дому у потребителя или в ином месте, указанном потребителем, исполнитель обеспечивает явку работника в согласованное с потребителем время, а потребитель обязан создать необходимые условия для оказания услуги (выполнения работы).

10. При оказании услуг (выполнении работ) с материалом (вещью) потребителя исполнитель обязан соблюдать требования и исполнять обязанности, установленные статьями 35 и 36 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”.

11. Отказ исполнителя либо потребителя от исполнения договора об оказании услуг возможен в порядке и случае, которые установлены статьей 782 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 32 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”.

12. Потребитель обязан в порядке и сроки, которые предусмотрены договором об оказании услуг (выполнении работ), с участием исполнителя осмотреть и принять выполненную работу (ее результат).

При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе потребитель должен заявить об этом исполнителю. Указанные недостатки должны быть описаны в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку.

Потребитель, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора об оказании услуг (выполнении работ) или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты исполнителем, обязан известить об этом исполнителя в разумный срок по их обнаружении.

13. В случае неявки потребителя за получением результата выполненной работы или иного уклонения потребителя от его приемки исполнитель вправе, письменно предупредив потребителя, по истечении 2 месяцев со дня такого предупреждения продать результат работы за разумную цену, а вырученную сумму, за вычетом всех причитающихся исполнителю платежей, внести в депозит в порядке, предусмотренном статьей 327 Гражданского кодекса Российской Федерации.

V. Особенности оказания отдельных видов услуг
(выполнения работ)

14. Пошив обуви производится по образцам, эскизам и др. Выбор материала при пошиве обуви из материала исполнителя осуществляется потребителем по образцам.

15. Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий производятся по образцам, эскизам и др.

16. При приеме изделия в химическую чистку в договоре об оказании услуг (квитанции, ином документе) указываются наименование изделия, его цвет, волокнистый состав, комплектность, фурнитура, имеющиеся дефекты, неудаляемые при химической чистке, дополнительные платные услуги, оказываемые с согласия потребителя (аппретирование, дезодорация, антистатическая обработка и др.).

Исполнитель определяет вид обработки в соответствии с символами по уходу на маркировочной ленте изделия, а в случае ее отсутствия – по согласованию с потребителем.

Исполнитель обязан спороть фурнитуру, которая может быть повреждена в процессе чистки, пришить к изделию съемные детали.

При получении изделия из химической чистки потребитель вправе проверить сохранность исходной формы, целостность, размеры, цвет, рисунок, рельефность.

17. При выдаче отремонтированной бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов исполнитель обязан их осмотреть и продемонстрировать их работу.

18. При оформлении договора о выполнении работ по ремонту и изготовлению мебели потребитель вправе предложить свой эскиз (чертеж) изделия, а также использовать образцы, разработанные исполнителем.

При приемке работы по ремонту и изготовлению мебели потребитель вправе проверить соответствие конструкции, размеров, внешнего вида, облицовки, обивки и отделки изделий эскизу (чертежу, образцу), согласованному при оформлении договора о выполнении работ.

19. При оказании парикмахерских услуг перед работой с каждым новым потребителем лицо, оказывающее услугу, обязано вымыть руки с мылом или средством, используемым в качестве мыла.

При химической завивке и окраске волос лицо, оказывающее услугу, обязано сделать потребителю биологическую пробу на чувствительность в соответствии с условиями применения и предупреждениями, указанными на этикетке или в инструкции к используемой парфюмерно-косметической продукции.

20. В договоре (квитанции, ином документе) о выполнении работ по ремонту и изготовлению ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней производится описание работ (с приложением эскиза за подписью потребителя), а также указывается описание принятых для ремонта ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, наименование, масса, проба драгоценных металлов, наименование, масса и характеристики вставок ограненных драгоценных камней, из которых изготовлены такие изделия; наименование, масса, проба драгоценных металлов, наименование, масса и характеристики ограненных драгоценных камней (в том числе драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, принадлежащих потребителю), использованных для изготовления (ремонта) ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней.

В случае приема для ремонта или изготовления ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, принадлежащих потребителю, исполнителем при приеме по согласованию с потребителем должно быть произведено определение пробы драгоценных металлов способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, в том числе с применением реактивов, изготавливаемых Федеральной пробирной палатой.

Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов, возвращенные потребителю после выполнения работ по их ремонту или изготовлению, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации и быть заклеймены государственным пробирным клеймом.

При изготовлении (ремонте) ювелирных и других изделий из драгоценных металлов исполнитель обязан иметь зарегистрированный в установленном законодательством Российской Федерации порядке именник, оттиск которого ставится на изготовленных (отремонтированных) изделиях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

VI. Ответственность исполнителя и контроль
за соблюдением Правил

21. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору об оказании услуг (выполнении работ) исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и договором.

22. Контроль (надзор) за соблюдением настоящих Правил осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Читайте также:
Медицинская лицензия: виды деятельности, перечень услуг

Правила бытового обслуживания простым языком

Предприниматели оказывают услуги, а люди ими пользуются. Чтобы не было хаоса и неразрешимых споров государство установило правила для каждой сферы услуг.

В этой статье мы разобрали правила работы с клиентами в бытовой сфере и пересказали их для малого бизнеса.

Кто обязан соблюдать правила бытового обслуживания

Бытовое обслуживание — это платные услуги и работы для людей, их семей и домов. Предприниматели и юрлица должны работать в этой сфере по Закону о правах потребителей и Правилам бытового обслуживания населения.

✅ Бытовые услуги оказывают:

— парикмахерские, тату-мастера, косметологи, СПА-салоны;

— ивент-агентства, если праздник для семьи, детей;

— ателье, ремонт обуви;

— мастерские ремонта бытовой техники;

— строители при ремонте квартир, строительству домов по индивидуальным заказам;

— мастера по мелкому ремонту в доме;

— фотографы, видеооператоры — когда сессии индивидуальные, семейные, свадебные;

— похоронные агентства, изготовители памятников на могилы;

❌ Формально не являются бытовыми услугами, хотя очень на них похожи:

— хостелы и отели.

Нашли себя в первом списке — правила бытового обслуживания для вас. Во втором — для вашей деятельности тоже есть обязательные правила. В следующих статьях мы расскажем и о них.

Штрафы за несоблюдение правил бытового обслуживания

За нарушение правил Роспотребнадзор штрафует по ст. 14.4 КоАП РФ. Штрафы: для ИП от 10 000 до 30 000 ₽, для ООО от 20 000 до 50 000 ₽.

Обычно у предпринимателей находят, на первый взгляд, мелкие ошибки в услугах. Но с юридической точки зрения это нарушения правил.

Мастер не сделала биологическую пробу краски для волос на коже клиентки. Женщина получила химический ожог, а предприниматель штраф 10 000 ₽ и исполнительный лист на выплату в счёт возмещения вреда на 26 000 ₽ — дело № А29-13733/2016.

На мебельный салон в Роспотребнадзор пожаловалась клиентка. Реальный повод неясен, но формально женщине не понравилось, что в салоне нет уголка потребителя. Штраф — 10 000 ₽ — дело № А56-6531/2017.

Предприниматель не вписал в договор с заказчиком, в чём заключается ремонт телефона. Возник спор и жалоба в Роспотребнадзор. В итоге — штраф 15 000 ₽ — дело № А08-15290/2017.

Есть ещё другие штрафы и негативные последствия, если между исполнителем и клиентом что-то пошло не так. Подробно о просрочках оказания услуг, плохом качестве и отсутствии терминала эквайринга мы писали в отдельной статье.

Роспотребнадзор находит нарушения правил по жалобам потребителей. В ответ сотрудники ведомства проводят у предпринимателей внеплановые проверки и контрольные закупки. Что полезно знать об этом — тоже посмотрите в наших статьях.

Общие правила бытового обслуживания

Как обещали, простым языком.

Информация для клиентов об исполнителе

На входе в помещение исполнителя весит вывеска. На вывеске: наименование, юридический адрес и режим работы. Для ИП ещё ОГРНИП, ИНН, дата регистрации и наименование регистрирующей налоговой.

Если у исполнителя нет помещения и работа разъездная, например, ремонт квартир, эту информацию пишут в договорах и квитанциях.

Когда в помещении ремонт, санитарный день или отключили свет, исполнитель размещает объявление о датах и времени, в течение которого он не работает.

Информация для клиентов об услугах

До заказа услуги исполнитель сообщает заказчику:

— какие услуги оказывает с ценой для каждой;

— какие материалы используются и цену на каждый;

— если важно — имя и квалификацию исполнителя, например, инструктора по занятиям йогой;

— гарантийный срок на результат работ.

Строгого требования, в каком виде исполнитель рассказывает клиентам об услугах, нет.

Перечень услуг, цены и остальную информацию можно сообщать потребителям так, как это принято в вашей сфере. В парикмахерских вешают таблички со списком косметических процедур. Строители сообщают о гарантии на работу в договоре подряда. В фитнес-клубах имена тренеров стоят в расписании занятий. Главное — ваш клиент должен знать эту информацию. Иначе это нарушение.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Уголок потребителя

Уголок потребителя — это набор документов и информации для клиентов. Касательно бытовых услуг там должны быть:

— распечатанные Закон о правах потребителей и Правила бытового обслуживания;

— копия лицензии — если есть;

— книга отзывов и предложений;

— адрес и телефон местного Роспотребнадзора;

— образец договора и квитанции на услуги;

— информация о льготах определённым клиентам, к примеру, студентам.

Ювелиры обязаны повесить в уголке уведомление о включении в реестр Федеральной пробирной палаты.

Ещё где-то в помещении выкладывают каталог с образцами изделий, если у услуги есть материальный результат. Чтобы клиент видел, что получит. Как исполнять это требование, зависит от фантазии предпринимателя.

Как оформить договор с клиентом

Договор на услуги оформляют в виде привычного документа на листе с подписями сторон или в виде квитанции. Угадали, это зависит, от того, как принято в вашей сфере. А когда клиент получает услугу прямо здесь и сейчас, например, маникюр, достаточно чека или билета.

Один экземпляр договора отдают заказчику.

В договор и квитанцию обязательно записывают:

— кто исполнитель: наименование, юрадрес, для ИП — имя, ОГРНИП, ИНН, дату регистрации;

— в чём состоит услуга, что входит в работу и описание результата;

— срок оказания услуги и отдельных этапов;

— точное описание материала или вещи потребителя, с которой работают;

— цену вещи потребителя;

— что на данный момент с оплатой: долг, оплачена полностью, внесён аванс — с точной суммой;

— дата приёма заказа;

— срок гарантии на результат;

— имя работника, принявшего заказ.

Бывает, клиент сдал вещь в ателье или ремонт, а потом потерял квитанцию. В этом случае исполнитель обязан выдать заказ по письменному заявлению клиента и паспорту. Брать деньги за хранение вещи или «штрафовать» за утерю квитанции нельзя.

Если нужна смета на работы

Когда работа сложная, многоэтапная или дорогая, к договору составляют смету. Ещё смету придётся сделать, если этого просит заказчик.

Читайте также:
Виды дисциплинарной ответственности в трудовом праве

Смета бывает твёрдая и приблизительная. Если знаете, что стоимость вашей работы невозможно просчитать заранее, пишите в смете, что она приблизительная.

Твёрдую смету меняют только в случае форс-мажора, например, существенного удорожания импортного материала. Но в реальности сделать это практически невозможно.

С приблизительной сметой стоимость работы можно повысить, если походу понадобились допработы или новые материалы. Но с заказчика обязательно получают согласие. Если клиент не согласен платить больше, договор расторгают. Исполнитель в этом случае получает деньги за то, что успел сделать.

Подробнее про смету — в ст. 33 Закона о правах потребителей.

Как клиент оплачивает услуги

Исполнитель сообщает заказчику в договоре или квитанции, как платить за услугу: авансом, после услуги, за каждый этап, в рассрочку. То же самое с оплатой материала, если его предоставляет исполнитель.

Оказывать неодобренные клиентом услуги и просить за них деньги нельзя.

Сроки оказания и качество услуг

Общий срок услуги записывают в договор. Если нужно — разбивают услугу на этапы, тогда для каждого тоже пишут срок. За просрочку исполнитель платит штраф и возмещает убытки.

Уровень качества — как договорились с клиентом или как принято для такой услуги. В сшитом платье не торчат нитки, волосы окрашены ровно, кухонный стол не шатается.

После услуги в договоре делают отметку о фактической дате её оказания.

Место оказания услуги

Услугу можно оказывать не только в помещении исполнителя. Для выездной услуги, например, уборки квартиры или фотосессии в парке, в договоре пишут точное время приезда работника. Клиент в таком случае обязан быть дома или вовремя прийти на встречу. Если что-то пошло не так из-за заказчика, за услугу платят полностью.

Работа со своим материалом

Когда у исполнителя свой материал, на него должен быть сертификат качества, декларация соответствия. Это касается тканей, шампуней, красок для волос, стройматериалов. За испорченную услугу из-за плохого материала клиент вправе не платить.

Работа с материалом клиента

Исполнитель профессионально разбирается в качестве материала, с которым работает. Поэтому когда клиент приносит свой материал, исполнитель смотрит, годен ли он.

Если материал не подходит, исполнитель сразу и лучше в письменном виде сообщает заказчику что-то из этого:

— материал непригоден для работы;

— из данного материала не получится сделать то, что просит клиент (сшить, построить);

— с этим материалом работать можно, но понадобится больше времени, чем изначально договаривались.

Тут же исполнитель даёт клиенту срок для замены материала или выбора другой услуги.

Заказчик не согласен или не заменил материал — услугу можно не оказывать. Но тогда надо сразу вернуть деньги.

Если клиент настаивает именно на этом материале, средстве или неподходящей ему услуге, с исполнителя снимается ответственность за качество. Важно лишь сохранить письменное предупреждение клиента на случай спора.

Остатки материала после услуги возвращают заказчику или выкупают.

Испорчен материал клиента

В работе предпринимателей бывает всякое. Если исполнитель потерял или испортил материал клиента, он в течение трёх дней покупает новый на свои деньги и снова делает работу.

Когда подобный материал не купить, клиенту платят двукратную стоимость испорченной вещи. Поэтому следите, какую стоимость клиент указывает в квитанции.

Клиент передумал

Заказчик вправе в любое время отказаться от услуги, заплатив за то, что исполнитель успел сделать.

А вот исполнитель может отказаться от клиента только оплатив все его расходы, например, переплату другому мастеру по плитке в ванной.

Как сдавать результат клиенту

Заказчик принимает результат в сроки, указанные в договоре, или как это принято в силу характера услуги.

О видимых недостатках клиент должен сообщить сразу. Исполнитель записывает их в акт или квитанцию. Тут же оговаривают, как и в какой срок доделывают услугу.

По скрытым недостаткам клиент предъявляет претензии в течение гарантийного срока. Если его нет — в течение двух лет и пяти для недвижимости.

Клиент пропал

Когда клиент не пришёл за заказом, исполнитель письменно приглашает его на приёмку в конкретный срок.

Если и теперь клиент не идёт, исполнитель ждёт два месяца и продаёт результат работ. Из вырученных денег берёт себе вознаграждение. Остаток вносит в депозит нотариуса — вдруг человек опомнится. Правило о депозите вряд ли кто-то воспринимает всерьёз, но мы не можем умолчать о нём

Правила для отдельных сфер

В правилах бытового обслуживания есть немного конкретики по отдельным услугам. Вот главное.

Пошив обуви и одежды

Изделие шьют по образцу или эскизу клиента. Образец можно менять по желанию клиента. Что именно изменили в каблуке, фасоне или фурнитуре, записывают в договор. Чтобы потом не было претензий.

Если шьют из меха, шкурки помечают в присутствии клиента.

Химчистка

Когда вещь берут в химчистку, в квитанцию записывают:

— что есть из фурнитуры;

— косяки, которые точно не получится убрать химией;

— какие допуслуги заказал клиент, например, антистатическую обработку.

Что можно делать с вещью, работники смотрят на маркировочной ленте. Если лента срезана, договариваются с клиентом.

Работник химчистки может срезать фурнитуру, чтобы не испортить. А съёмные детали пришить, чтобы не потерялись.

Ремонт бытовой техники

Когда клиенту выдают заказ, изделие включают и показывают, что вот, все работает.

Изготовление и ремонт мебели

Когда заказчик принимает работу, он обязан проверить соответствие вещи эскизу, чертежу. Иначе с исполнителя снимается ответственность за неточность.

Парикмахерская

Все инструменты дезинфицируют.

Мастера перед работой с каждым клиентом моют руки с мылом.

Для каждого клиента — чистое или одноразовое полотенце.

Перед покраской волос мастер делает биологическую пробу кожи клиента на чувствительность.

Изготовление и ремонт ювелирных изделий

В квитанцию записывают перечень работ и точное описание драгоценных камней. Клиент подписывает квитанцию.

Для драгоценных металлов, которые принёс заказчик, определяют пробу.

На изготовленном украшении из драгоценного металла исполнитель ставит оттиск именника.

После ремонта на украшении должно сохраниться пробирное клеймо.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Читайте также:
Вид платежа аннуитетный или дифференцированный: что выгоднее

P. S. Мы понимаем, что правила часто невыполнимы

Правила бытового обслуживания рассчитаны на разные услуги и разных людей. В них не предусмотрены нюансы каждой деятельности. Сложно представить фотографа, который письменно предупреждает клиентку, что такая идея для фотосессии безвкусна и за результат он не отвечает. Или мастера по ремонту квартир, который носит с собой книгу отзывов и предложений.

Но по нашему мнению, правила нужно соблюдать настолько, насколько это возможно при оказании конкретной услуги. Правила — это образец деятельности, ориентир. Иначе есть риск рано или поздно нарваться на склочного клиента или принципиального инспектора Роспотребнадзора.

Статья актуальна на 29.01.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Бытовое обслуживание населения

Бытовое обслуживание населения занимает в настоящее время 8,2 % в структуре платных услуг населения и, являясь составной частью рынка услуг, представляет важный сектор экономики.

По обеспечению потребностей населения в разнообразных видах услуг сфера бытового обслуживания является одной из наиболее важных и относится к разряду социально значимых.

Бытовая услуга, в частности, есть действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет, как правило, в момент своего проявления ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо при помощи вещи, либо в процессе функционирования самого живого труда.

Все услуги, оказываемые предприятиями сферы бытовых услуг, по характеру воздействия на потребительную стоимость сводятся в три группы:

– услуги, связанные с созданием новых потребительных стоимостей;

– услуги, направленные на поддержание ранее созданных потребительных стоимостей (услуги ремонтного характера);

– услуги личного характера, направленные на личное обслуживание человека либо на улучшение окружающих его условий.

В связи со снижением денежных доходов и покупательского спроса населения области в 2016 году наблюдалось незначительное снижение объема оказанных бытовых услуг населению в сопоставимых ценах на 1,1% к уровню 2015 года и составил 3815,8 млн.руб.

В тоже время расширяется перечень оказываемых бытовых услуг, предлагаемых населению области.

Росли в 2016 году услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, услуги по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий, ремонту и строительству жилья и других построек, парикмахерские.

Динамика и структура объема бытовых услуг

ремонт, окраска и пошив обуви

ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий

ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий

ремонт и техобслуживание автомототранспортных средств

изготовление и ремонт мебели

химчистка и крашение

ремонт и строительство жилья и других построек

услуги бань и душевых

услуги предприятий по прокату

прочие виды бытовых услуг

Малый бизнес играет значительную роль в формировании объема бытовых услуг населению, на его долю приходится 92,5%. Малыми предприятиями охвачены практически все виды бытовых услуг.

По таким видам, как ремонт, окраска и пошив обуви, ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий, ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий, ремонт и техобслуживание автомототранспортных средств, услуги фотографий и парикмахерских доля частного предпринимательства достигает 95,0 – 99,0%.

В целом потребительский рынок области в настоящее время остается одной из перспективных для развития малого предпринимательства отраслей экономики. Малое предпринимательство способно своевременно и наиболее гибко реагировать на изменение конъюнктуры, предлагать потребительскому рынку новые способы удовлетворения разнообразных потребностей населения. По итогам мониторинга проводимого министерством можно увидеть ежегодное увеличение количества субъектов хозяйственной деятельности, оказывающих бытовые услуги населению.

По данным органов местного самоуправления на 1 января 2010 года в области насчитывалось 1942 субъекта, оказывающих бытовые услуги, то на 1 января 2017 года насчитывается 2629 субъектов, то есть прирост на 35,4 %. 73 % из которых осуществляют деятельность в городской местности.

Наиболее перспективными видами услуг являются: ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств, ремонт и строительство жилья, парикмахерские и косметологические услуги, услуги по ремонту сложной бытовой техники. Расширяется перечень прочих услуг – это и оказание услуг праздничных агентств, услуг по досмотру за детьми, услуги по организации досуга.

Бытовые услуги жителям МКД : как выдержать конкуренцию в сфере ЖКХ

Нужно ли управляющим компаниям осваивать сферу оказания бытовых услуг жителям домов? Что им это даст: дополнительные проблемы или прибыль? Об этом рассказал Андрей Яценко, основатель проекта Gorserv , инновационной службы сервиса, помогающей управляющим организациям расширять свои возможности.

Почему поиск мастеров бытовых услуг становится для жителей проблемой

Последнее время всё чаще появляются призывы от недовольных жителей многоквартирных домов самостоятельно искать управляющие компании и уходить от недобросовестных УК к лучшим. Эта тенденция не может не волновать УК, которые привыкли работать по старинке и не готовы к переменам.

И пока традиционные УК думают только о том, как улучшить ситуацию с обслуживанием общедомового имущества, мы предлагаем пойти дальше – подумать о проблемах людей и сделать так, чтобы им больше не нужно было искать мастеров по объявлениям или на внешних сервисах, не дающих никаких гарантий.

Не верите, что жители домов с радостью перейдут на пользование услугами ваших мастеров? Для жителя идеальный вариант решения всех проблем, возникающих в квартире, – знать один номер телефона диспетчера УК и быть уверенным в одинаково высоком качестве работы каждого мастера.

Есть несколько вариантов поиска мастеров:

  • позвонить в управляющую компанию – 80% случаев;
  • искать по объявлениям и рекомендациям знакомых – 15% случаев;
  • оставлять заявки на площадка-агрегаторах, таких, как youdo.com, profi.ru или их аналогах – менее 5% обращений.

Последние два варианта позволяют решить проблему, но мастера не несут ответственность за качество работы, не дают гарантий, чеков и договоров на оказание услуги. При этом общая доля заявок, проходящих через агрегаторы, остаётся ничтожно мала.

Читайте также:
Образец трудового соглашения на определенный вид работы

Как в УК организован процесс оказания бытовых услуг

Основной объём бытовых услуг сконцентрирован в управляющих организациях. Именно в УК звонят жители, если потёк кран или искрит розетка. Как правило, в компании есть собственный штат специалистов, но они настолько загружены заявками по общедомовым авариям, что на частные заявки по квартирам реагируют по остаточному принципу, а иногда и вовсе такие услуги не оказывают.

Все доходы УК строят на сборе платежей за ЖКУ и не учитывают объём рынка бытовых потребностей жителей домов. Между тем, потенциал этого рынка кратно превышает доходы, которые сейчас получает УК.

Сантехники и электрики из управляющей компании всегда готовы брать заявки жителей в нерабочее время. Им выгодно иметь дополнительных доход, который порой больше, чем оклад от работы. Обычно доход от таких заявок идёт мимо кассы УК.

Житель дома при этом не подозревает обмана, ведь он оставлял официальную заявку в своей управляющей организации. Ему не кажется подозрительным, что пришедший мастер не выдал чек, не оформил договор, не предоставил гарантию на работу и при этом взял дорого, – это же по тарифу компании.

Мастер выполняет заявку, хорошо если в нерабочее время, а часто именно в рабочие часы, получая оклад от компании и доход на руки от клиента. При этом мастер использует для работы материалы, выданные управляющей компанией, оставляет визитку со своим телефоном, чтобы в следующий раз звонили напрямую ему.

Управляющая компания при такой схеме несёт убытки, не знает статистику оказанных услуг. При этом, если что-то случится, именно она будет отвечать за действия своего сотрудника.

Чтобы уменьшить поток жалоб, УК делает работы бесплатно силами штатных сотрудников. Сотрудники обычно не рады дополнительной нагрузке, что отражается на качестве. При этом УК справедливо считает предоставление бытовых услуг жильцам побочным продуктом.

При таком отношении формированием каталога услуг для населения никто не занимается, ведь для этого нужно отслеживать спрос и предложение, формировать цену на услуги. Никто не занимается и продажами, не нанимает маркетолога, продуктолога, коммерческого директора и тем более IT-директора.

В управляющей организации всегда есть сантехники, электрики, иногда плотники. Но это только малая часть потребностей жителей дома в бытовых услугах.

Автоматизация? Нет, не слышали

Ядро бизнес-процесса оказания услуг – это работа с заявками, круглосуточный контактный центр и оперативное консультирование. При этом в регионах почти 95% всех УК заносят заявки в бумажный журнал, и диспетчеры, принимающие телефонные звонки, никогда не слышали про скрипты разговоров с населением. Даже в Москве ситуация лучше только в частных управляющих организациях, которые составляют не более 30% всех УК столицы.

Можно выделить две проблемы, которые создаёт такой подход:

  1. Диспетчер заносит заявку в журнал или пишет на стикере номера телефона и квартиры, описывает, что нужно сделать. При этом клиенту отвечают: «ждите, заявку передам». Не говорят, когда, кем и за какое время она будет сделана. Все записи или стикеры забирает пришедший сотрудник. На этом функция диспетчеризации заканчивается.
  2. Мастер забирает заявки и сам выбирает, какие он будет делать. Например, те, которые находятся рядом с его основной работой и их можно выполнить между делом. Если это незначительный вид работ с низким ценником, он даже не позвонит клиенту. Контроль за мастерами у УК отсутствует.

Житель при таком подходе не знает точное время визита мастера. Или узнаёт о нём за 10 минут, потому что «я тут рядом, сейчас зайду». Гарантия на работы не даётся, договор и чеки – тем более.

Привлечение подрядчиков для оказания разных услуг

Ещё один вариант предоставлять бытовые услуги жителям домов – привлекать партнёров для оказания разных видов услуг. В таких случаях УК оставляет на себе роль диспетчера, который передаёт заявки подрядчикам или рекомендует кого-то из них жителям в ответ на обращения.

Что дальше происходит с заявками, управляющая организация не знает. Любые проблемы и недоработки подрядчиков отражаются на репутации управляющей компании, при этом механизма влияния на исполнителей у неё практически нет. Весь доход уходит напрямую подрядчикам.

Головная боль остаётся, а прибыль и лояльность жителей не увеличиваются.

Как организовать эти процессы на базе УК без дополнительных ресурсов

Что нужно УК, чтобы вывести бытовые услуги жителям многоквартирных домов на новый уровень:

  1. Проверенные мастера в нужном количестве и по нужным направлениям бытовых услуг, диспетчеры и сотрудники, которые будут ими управлять и контролировать качество работ.
  2. Автоматизация приёма заявок и управление их выполнением, внедрение CRM-системы или другого программного решения. Собственные решения по автоматизации или типовые программные продукты.
  3. Каталог услуг – чем он больше, тем лучше. Готовность к запросам клиентов, к оцениванию сложности работ, отслеживанию загрузки мастеров.
  4. Продвижение и продажи услуг – переход от пассивного приёма заявок к активному предложению услуг жителям. Забываем о листовках в почтовые ящики и визитках в офисах. Думаем над созданием сайта и мобильного приложения.

Готовое решение для приёма заявок

Главная проблема при самостоятельном внедрении современного подхода – отсутствие опыта, инвестиций и времени, нежелание вкладываться в неизвестное дело, которое непонятно, будет ли работать и приносить прибыль.

Мы предлагаем готовое решение – стать партнёром проекта Gorserv и получить бесплатный маркетплейс, который брендируется под вашу организацию. Это площадка, где для жителей собрано более 500 видов бытовых услуг с фиксированными ценами.

Житель дома заказывает услугу на сайте или по телефону, в течение 15 минут ему перезванивает диспетчер, консультирует и помогает выбрать удобное время прихода мастера. За соблюдением показателей качества на каждом этапе выполнения заявки в режиме реального времени следят диспетчеры Gorserv.

Зарегистрированные в платформе мастера проходят обязательную сертификацию по разным видам услуг и работают по стандартам, предполагающим строгую внутреннюю систему оценки и рейтингов. Мастером может стать действующий сотрудник управляющей организации и любой житель дома. Житель дома получает возможность оказывать услуги своим соседям в свободное время, получая за это дополнительный легальный доход.

Читайте также:
Как сменить основной вид деятельности ООО

Мы изучили бизнес-процессы внутри управляющей компании, связанные с оказанием услуг населению, и адаптировали наше решение для ЖКХ, чтобы оно закрывало все этапы обслуживания жителей:

  • сформировали каталоги услуг с фиксированными ценами по разным городам,
  • научились быстро подбирать мастеров в новых городах,
  • оперативно проводим интеграции и брендируем маркетплейс для УК,
  • минимально отвлекаем штатный персонал компании от основных обязанностей,
  • помогаем УК получать стабильный доход от агентских отчислений с заявок.

Любая управляющая организация, подключившись по агентской схеме к нашему маркетплейсу в зоне охвата городов Gorserv, уже через 2 недели будет обладать сервисом высокого качества и расширенным набором услуг для жителей. В тех городах, где услуга пока не оказывается, мы готовы запустить работу по франшизе с местным партнёром.

Уверен, что вопрос оказывать или нет управляющим компаниям бытовые услуги населению скоро решит время, рост конкуренции на рынке и изменение требований жителей домов к услугам УК. И в развитии бизнеса выиграют те компании, которые поймают этот тренд первыми.

На правах рекламы/

Если вы хотите попробовать оказывать бытовые услуги жителям многоквартирных домов, заполните эту форму.

Приложение N 2. Порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений

Порядок
выдачи санитарно-эпидемиологических заключений
(утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 г. N 224)

С изменениями и дополнениями от:

30 апреля 2009 г., 12 августа 2010 г., 4 апреля, 1 декабря 2017 г., 16 ноября 2018 г.

1. Санитарно-эпидемиологические заключения выдаются на следующую продукцию:

ГАРАНТ:

Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29 июня 2010 г. N 01/9646-0-32 с 1 июля 2010 г. прекращается выдача санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии продукции государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а также свидетельств о государственной регистрации территориальными органами Роспотребнадзора

1) пищевые продукты (продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые продукты, полученные из генетически модифицированных источников), за исключением подлежащих государственной регистрации Роспотребнадзором;

2) товары для детей: игры и игрушки, постельное белье, одежда, обувь, учебные пособия, мебель, коляски, сумки (ранцы, рюкзаки, портфели и т.п.), искусственные полимерные и синтетические материалы для изготовления товаров детского ассортимента;

3) материалы, оборудование, вещества, устройства, применяемые в сфере хозяйственно-питьевого водоснабжении и при очистке сточных вод, в плавательных бассейнах, за исключением материалов, веществ, подлежащих государственной регистрации Роспотребнадзором;

4) парфюмерно-косметические средства, средства гигиены полости рта, за исключением подлежащих государственной регистрации Роспотребнадзором;

5) химическая и нефтехимическая продукция производственного назначения, товары бытовой химии, за исключением подлежащих государственной регистрации Роспотребнадзором;

6) полимерные и синтетические материалы, предназначенные для применения в строительстве, на транспорте, а также для изготовления мебели и других предметов домашнего обихода; мебель; текстильные швейные и трикотажные материалы, содержащие химические волокна и текстильные вспомогательные вещества; искусственные и синтетические кожи и текстильные материалы для изготовления одежды и обуви;

7) продукция машиностроения и приборостроения производственного, медицинского и бытового назначения, кроме запасных частей к транспортным средствам и бытовой технике (за исключением контактирующих с питьевой водой и пищевыми продуктами);

8) издательская продукция: учебные издания и пособия для общеобразовательных средних и высших учебных заведений, книжные и журнальные издания для детей и подростков;

9) изделия из натурального сырья, подвергающегося в процессе производства обработке (окраске, пропитке и т.д.);

10) материалы для изделий (изделия), контактирующих с кожей человека, одежда, обувь;

11) продукция, изделия, являющиеся источником ионизирующего излучения, в том числе генерирующего, а также изделия и товары, содержащие радиоактивные вещества;

12) строительное сырье и материалы, в которых гигиеническими нормативами регламентируется содержание радиоактивных веществ, в том числе производственные отходы для повторной переработки и использования в народном хозяйстве, лом черных и цветных металлов (металлолом);

13) сигареты и табачное сырье;

14) средства индивидуальной защиты;

15) пестициды и агрохимикаты;

16) материалы, изделия и оборудование, контактирующие с пищевыми продуктами;

17) оборудование, материалы для воздухоподготовки, воздухоочистки и фильтрации;

18) антигололедные реагенты.

2. Исключительно руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации и заместителями руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – заместителями Главного государственного врача Российской Федерации осуществляется выдача санитарно-эпидемиологических заключений на следующую продукцию:

1) травяные чаи, сырье для производства продуктов детского питания, включая лекарственное растительное сырье, пищевые волокна; энергетические напитки (безалкогольные, слабоалкогольные), растительные экстракты для использования в пищевой промышленности;

2) учебные издания для общего и начального профессионального образования с грифом Министерства образования и науки Российской Федерации;

3) реагенты, используемые для подготовки питьевой воды, за исключением подлежащих государственной регистрации Роспотребнадзором;

4) бытовые устройства, предназначенные для доочистки питьевой воды;

5) материалы для изготовления вентиляционных систем, ионизаторы;

6) медицинская техника, инструменты и гигиенические средства, в том числе физиотерапевтическое, диагностическое и лечебное оборудование;

7) продукция, содержащая источники ионизирующего излучения, в том числе генерирующего, предназначенная для серийного производства или при использовании новых технологий; материалы и изделия с эффективной удельной активностью природных радионуклидов выше 740 Бк/кг;

8) новые материалы, используемые в практике питьевого водоснабжения;

9) пестициды и агрохимикаты.

3. Руководителями территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – главными государственными санитарными врачами по субъектам Российской Федерации и заместителями руководителя территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – заместителями главного государственного врача по субъектам Российской Федерации осуществляется выдача санитарно-эпидемиологических заключений на продукцию, указанную в пункте 1, за исключением продукции, указанной в пункте 2.

Руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту – главный государственный санитарный врач Российской Федерации по железнодорожному транспорту и его заместители выдают санитарно-эпидемиологические заключения на виды деятельности (работы, услуги), осуществляемые исключительно на объектах железнодорожного транспорта, проектную документацию, продукцию, указанную в п. 1, за исключением продукции, указанной в п. 2, – предназначенные для использования исключительно на объектах железнодорожного транспорта.

Читайте также:
Виды облигаций выпускаемых в Российской федерации

4. Санитарно-эпидемиологические заключения на продукцию, поступающую для таможенного оформления в субъект Российской Федерации, выдаются руководителем территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – главным государственным санитарным врачом по соответствующему субъекту Российской Федерации, за исключением продукции, указанной в пункте 2.

5. Выдачу санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию в субъектах Российской Федерации осуществляют руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Главный государственный санитарный врач и его заместители и руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации и их заместители.

Информация об изменениях:

Приложение дополнено пунктом 5.1 с 29 декабря 2017 г. – Приказ Роспотребнадзора от 1 декабря 2017 г. N 1117

5.1. Выдача санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) размещения Объекта осуществляется в срок, не превышающий 10 дней, руководителями территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – главными государственными санитарными врачами по субъектам Российской Федерации и их заместителями.

Информация об изменениях:

Приложение 2 дополнено пунктом 5.2 с 5 января 2019 г. – Приказ Роспотребнадзора от 16 ноября 2018 г. N 950

5.2. Выдача санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны осуществляется в срок, не превышающий 15 рабочих дней, руководителями территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – главными государственными санитарными врачами по субъектам Российской Федерации и их заместителями.

Информация об изменениях:

Приказом Роспотребнадзора от 4 апреля 2017 г. N 208 в пункт 6 внесены изменения

6. Санитарно-эпидемиологические заключения выдаются о соответствии (несоответствии) санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления следующих видов деятельности:

ГАРАНТ:

Об отмене требования о выдаче санитарно-эпидемиологических заключений для осуществления отдельных видов деятельности в связи с принятием Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ и Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ см. письмо Роспотребнадзора от 3 октября 2011 г. N 01/12592-1-32

См. Административный регламент Роспотребнадзора по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденный приказом Роспотребнадзора от 18 июля 2012 г. N 775

– медицинская и фармацевтическая деятельность;

– производство лекарственных средств;

– деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;

– производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

– деятельность, связанная с использованием источников ионизирующего излучения;

– деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности;

– деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления.

При осуществлении деятельности на территории двух и более субъектов Российской Федерации санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии (несоответствии) санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления вида деятельности, выдаются отдельно для осуществления деятельности в каждом из субъектов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Приложение 2 дополнено пунктом 6.1 с 5 января 2019 г. – Приказ Роспотребнадзора от 16 ноября 2018 г. N 950

6.1. Санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии (несоответствии) условий выполнения работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, в том числе условий работы в области генной инженерии, санитарным правилам выдаются в целях осуществления следующих видов деятельности:

– медицинская и фармацевтическая деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных болезней;

– деятельность по производству лекарственных средств, связанная с использованием возбудителей инфекционных болезней;

– деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных болезней, в том числе немедицинская деятельность;

– образовательная деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных болезней;

– деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV класса опасности, в том числе отходов, образовавшихся при выполнении работ с использованием возбудителей инфекционных болезней.

Санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии (несоответствии) условий выполнения работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, в том числе условий работы в области генной инженерии, санитарным правилам выдаются на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз и (или) обследований (далее – обследования), проведенных органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

К проведению указанных обследований с целью выдачи санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) условий выполнения работ с возбудителями I-II группы патогенности санитарным правилам привлекаются учреждения системы противочумных учреждений Роспотребнадзора*, научно-исследовательские организации Роспотребнадзора и иные организации, аккредитованные в установленном порядке.

* Приказ Роспотребнадзора от 01.04.2015 N 274 “Об организации деятельности системы противочумных учреждений Роспотребнадзора” (зарегистрирован Минюстом России 26.06.2015, регистрационный N 37785)

7. Выдачу санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию, предназначенные для использования на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях осуществляют главные государственные санитарные врачи (заместители главных государственных санитарных врачей) структурных подразделений и федеральных государственных учреждений федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях. Действие санитарно-эпидемиологических заключений, выданных главными государственными санитарными врачами (заместителями главных государственных санитарных врачей) структурных подразделений и федеральных государственных учреждений федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях, распространяется исключительно на поднадзорные им территории и объекты.

Читайте также:
К какому виду преобразований относится слияние организаций

8. Федеральные государственные учреждения здравоохранения – центры гигиены и эпидемиологии по согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора осуществляют проведение организационно-технических мероприятий, связанных с проведением санитарно-эпидемиологических экспертиз и выдачей санитарно-эпидемиологических заключений.

Информация об изменениях:

Пункт 9 изменен с 5 января 2019 г. – Приказ Роспотребнадзора от 16 ноября 2018 г. N 950

9. Срок действия санитарно-эпидемиологического заключения составляет:

на продукцию, за исключением партий лома черных и цветных металлов (металлолом), – пять лет;

на опытную партию продукции, партию лома черных и цветных металлов (металлолом) – до одного года;

на виды деятельности, работы, услуги – бессрочно, за исключением сезонных работ и работ с источниками ионизирующего излучения;

на работу с источниками ионизирующего излучения – не более пяти лет;

на проектную документацию – срок действия проектной документации;

на деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления – 1 год;

на размещение Объекта – бессрочно.

на соответствие условий выполнения работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, в том числе условия работы в области генной инженерии – 5 лет.

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 5 января 2019 г. – Приказ Роспотребнадзора от 16 ноября 2018 г. N 950

10. Санитарно-эпидемиологические заключения подлежат переоформлению в случаях реорганизации, изменения наименования, места нахождения юридического лица, изменения фамилии, имени и (в случае если имеется) отчества, места жительства индивидуального предпринимателя, являющихся изготовителями продукции или осуществляющих деятельность по оказанию работ (услуг), получателями санитарно-эпидемиологических заключений, изменения наименования, области применения продукции при изменении вида работ, группы патогенности (опасности) возбудителя инфекционной болезни.

Для переоформления санитарно-эпидемиологического заключения указанными лицами подается заявление о переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения с приложением документов, подтверждающих изменения.

При переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения выдается санитарно-эпидемиологическое заключение с присвоением нового номера и даты с указанием в тексте санитарно-эпидемиологического заключения реквизитов (номера и даты выдачи) санитарно-эпидемиологического заключения, взамен которого выдается новое.

При переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения, переоформляемое санитарно-эпидемиологическое заключение подлежит возврату в орган Роспотребнадзора по месту получения санитарно-эпидемиологического заключения.

В иных случаях переоформление санитарно-эпидемиологического заключения не производится.

11. В случае выявления несоответствия фактора среды обитания (либо хозяйственной или иной деятельности, либо продукции, либо работ и услуг) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации и его заместителем, руководителями территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – главными государственными санитарными врачами по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту и их заместителями выдаются санитарно-эпидемиологические заключения о несоответствии фактора среды обитания (либо хозяйственной или иной деятельности, либо продукции, либо работ и услуг) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам с указанием причины несоответствия.

Соответствующие сведения вносятся в реестр санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

12. Копии заключений заверяются органами Роспотребнадзора по месту выдачи заключения, защищаются двумя голографическими знаками в местах их размещения на оригинале или заверяются в установленном порядке.

Информация об изменениях:

Приказом Роспотребнадзора от 30 апреля 2009 г. N 359 приложение дополнено пунктом 13

13. Выдача санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации осуществляется на бланках, являющихся защищенной полиграфической продукцией с уровнем защиты от подделки “В”.

Получение санитарно эпидемиологического заключения на вид деятельности

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

от 5 ноября 2022 года N 747

2. Признать утратившими силу:

3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

в Министерстве юстиции

10 июня 2022 года,

регистрационный N 63840

УТВЕРЖДЕН
приказом Федеральной
службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и
благополучия человека
от 5 ноября 2022 года N 747

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований

I. Общие положения

Предмет регулирования административного регламента

1. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований (далее – Административный регламент, государственная услуга, санитарно-эпидемиологическое заключение) устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Роспотребнадзором и его территориальными органами при предоставлении государственной услуги, определяет порядок взаимодействия между должностными лицами Роспотребнадзора и его территориальных органов, а также взаимодействия Роспотребнадзора и его территориальных органов с органами государственной власти и иными органами, юридическими, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, при предоставлении государственной услуги.

Круг заявителей

2. Заявителями на предоставление государственной услуги (далее – заявители) в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (далее – Закон 52-ФЗ), Федеральным законом от 01.07.2017 N 135-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны” (далее – Закон N 135-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 27, ст.3932), являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст.3431; 2022, N 44, ст.6892), физические лица в случае, предусмотренном частью 4 статьи 4 Закона N 135-ФЗ, а также их уполномоченные представители.

Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги

3. Информирование о предоставлении государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, осуществляется посредством:

Читайте также:
Виды факторинга и их характеристика

размещения информации в федеральных государственных информационных системах “Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)” (далее – федеральный реестр) и “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” (далее – Единый портал) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 N 861 “О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 44, ст.6274; 2019, N 47, ст.6675), на официальных сайтах Роспотребнадзора и его территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – официальный сайт, сеть “Интернет” соответственно), на информационных стендах в местах предоставления государственной услуги, в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – многофункциональный центр);

предоставления информации в устной форме по телефону либо при непосредственном обращении в Роспотребнадзор (территориальный орган Роспотребнадзора);

предоставления информации в письменной форме по почте или электронной почте.

4. Справочная информация размещается на официальных сайтах, на Едином портале и в федеральном реестре. В зависимости от способа подачи заявления о предоставлении государственной услуги сведения о ходе рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги размещаются на Едином портале путем изменения статуса рассмотрения заявления, а также предоставляются по телефону или при непосредственном обращении в Роспотребнадзор (территориальный орган Роспотребнадзора).

В ответе по телефону на устные обращения заявителя должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, информирует обратившегося о своих фамилии, имени, отчестве (при наличии), должности, о порядке предоставления государственной услуги, в том числе об исчерпывающем перечне документов, необходимых для предоставления государственной услуги, сроках предоставления государственной услуги, нормативных правовых актах, регулирующих предоставление государственной услуги.

При непосредственном обращении консультации предоставляются в часы приема заявлений, в иных случаях – в рабочее время.

5. На Едином портале размещается следующая информация:

исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, требования к оформлению указанных документов;

срок предоставления государственной услуги;

результаты предоставления государственной услуги, порядок выдачи документа, являющегося результатом предоставления государственной услуги;

исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги;

о праве заявителя на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги;

формы заявлений, используемые при предоставлении государственной услуги.

Информация на Едином портале о порядке и сроках предоставления государственной услуги на основании сведений, содержащихся в федеральном реестре, предоставляется заявителю бесплатно.

Доступ к информации о сроках и порядке предоставления государственной услуги осуществляется без выполнения каких-либо требований, в том числе без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства заявителя требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимания платы, регистрацию или авторизацию заявителя, или предоставление им персональных данных.

6. Не допускается отказ в приеме запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги, а также отказ в предоставлении услуги в случае, если запрос и документы, необходимые для предоставления услуги, поданы в соответствии с информацией о порядке и сроках предоставления услуги, опубликованной на Едином портале и официальном сайте.

7. Запись на прием для подачи заявления о предоставлении государственной услуги, в том числе с использованием Единого портала, информационных ресурсов Роспотребнадзора и его территориальных органов в сети “Интернет”, не осуществляется.

II. Стандарт предоставления государственной услуги

Наименование государственной услуги

8. Выдача санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований.

Наименование федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу

9. Государственная услуга предоставляется Роспотребнадзором.

10. Запрещается требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом” государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 352 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 20, ст.2829; 2022, N 39, ст.6038).

Описание результата предоставления государственной услуги

11. Результатами предоставления государственной услуги являются:

выдача санитарно-эпидемиологического заключения;

отказ в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения;

переоформление санитарно-эпидемиологического заключения;

отказ в переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения.

12. Результат предоставления государственной услуги оформляется в виде электронного документа.

13. При наличии в Роспотребнадзоре запроса заявителя о предоставлении результата оказания государственной услуги на бумажном носителе, Роспотребнадзором оформляются на бумажном носителе (на бланке установленной формы) документы, подтверждающие содержание электронных документов, оформленных по результатам предоставления государственной услуги.

Срок предоставления государственной услуги, в том числе с учетом необходимости обращения в организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, срок приостановления предоставления государственной услуги в случае, если возможность приостановления предусмотрена законодательством Российской Федерации, срок выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги

14. Срок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны не может превышать 15 рабочих дней со дня приема и регистрации в территориальном органе Роспотребнадзора заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

Срок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения о размещении объектов, указанных в части 3 статьи 4 Закона N 135-ФЗ (далее – объект), не может превышать 10 календарных дней со дня приема и регистрации в территориальном органе Роспотребнадзора заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

Срок предоставления государственной услуги, за исключением выдачи санитарно-эпидемиологических заключений о размещении объектов и на проект санитарно-защитной зоны, не может превышать 20 рабочих дней со дня приема и регистрации Роспотребнадзором заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

Срок переоформления санитарно-эпидемиологического заключения не может превышать 7 рабочих дней со дня приема и регистрации Роспотребнадзором заявления и документов, необходимых для переоформления санитарно-эпидемиологического заключения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: