Виды налоговых проверок и их характеристика

Какие есть виды налоговых проверок?

  • Понятие налоговой проверки
  • Выездная проверка
  • Камеральная проверка
  • Встречная проверка
  • Нюансы налоговых проверок с учетом требований новой ст. 54.1 НК РФ
  • Итоги

Понятие налоговой проверки

Контроль ФНС по правильному и своевременному начислению и уплате налогов называется налоговой проверкой. При этом ФНС берет за основу декларации по налогам, предоставленные плательщиками в течение определенного периода (за который проводится проверка). Проверка основывается на Налоговом кодексе и законодательстве РФ.

Налоговая проверка является одним из способов налогового контроля (ст. 82 НК РФ) наряду:

  • с получением пояснений;
  • проверкой данных учета и отчетности;
  • осмотром используемых для извлечения прибыли помещений и территорий;
  • другими контрольными процедурами, предусмотренными НК РФ.

Помогает ли налоговый мониториинг избежать налоговых проверок, узнайте из публикаций:

Существует несколько видов налоговых проверок.

Официально термин «встречная проверка» не применяется с 2007 года, но на практике бухгалтеры используют его и сейчас.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, узнайте чем отличается выездная проверка от камеральной. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Выездная проверка

При осуществлении данного вида проверки ФНС контролирует, как плательщик выполняет обязательства, отраженные в договорах, а также наличие и соблюдение протоколов, приказов и других внутренних документов. Подвергаются проверке кассовая дисциплина, начисление НДФЛ с зарплаты, учет доходов, расходов и экономическая обоснованность хозяйственных операций, то есть практически вся деятельность плательщика за определенный период.

Основные отличительные признаки выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ):

  • место проведения – территория налогоплательщика или налоговый орган (если проверяемое лицо не может предоставить проверяющим помещение);
  • срок проверки – не более 2 мес. (но может продлеваться до 4 мес., а в исключительных случаях – до 6 мес.);
  • период проверки – не более 3 лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (если иное не предусмотрено НК РФ).

Выездные проверки могут включать в себя несколько подвидов:

Подвиды выездных налоговых проверок

Производится в области хозяйственной и финансовой деятельности организации за определенный период времени

Нацелена на контроль правильности начисления и уплаты конкретного налога — на прибыль, НДС и др.

Она осуществляется, если налоговиками обнаружены нарушения в части начисления и уплаты налогов

Анализ конкретных взаиморасчетов между покупателями и продавцами, проверка импортных и экспортных операций, правомерности применения льгот.

Этот вид проверки оформляется в виде отдельного приложения

Проводится только в том случае, когда первоначальная проверка была проведена некачественно.

Она может осуществляться только вышестоящей ФНС.

Если при такой проверке выявят нарушения, на налогоплательщика будут наложены санкции. А ФНС, первоначально проверяющая организацию, может быть привлечена к ответственности

Камеральная проверка

Камеральная проверка осуществляется в отношении правильности начисления и уплаты того или иного налога и отражения этих данных в поданной налогоплательщиком декларации.

Основные отличительные признаки камеральной налоговой проверки:

  • место проведения – в стенах ФНС с предоставлением плательщиком копий запрашиваемых инспекторами документов;
  • длительность проверки – не более 3 месяцев (декларации по НДС – 2 месяца);
  • период проверки – отчетный (налоговый) период по конкретному налогу (по представленным налогоплательщиками налоговым декларациям).

Проводится она инспекторами без специальных согласований с руководителем ФНС. Данный вид налоговой проверки начинается сразу после сдачи декларации по налогу. Основной ее задачей является выявление нестыковок в отчетности, несвоевременности отражения хозопераций и уплаты налогов, неверного заполнения деклараций. При обнаружении нарушений в расчете налогов инспекторами налогоплательщику будут доначислены недостающие суммы, а также выставлены штрафы и пени.

Встречная проверка

Со встречной проверкой сталкивается практически каждый налогоплательщик, хотя в НК РФ отдельно как один из видов налоговых проверок она не обозначена. Скорее ее можно назвать одной из процедур налогового контроля.

Встречная проверка может проводиться (ст. 93.1 НК РФ):

  • как элемент выездной или налоговой проверки при их проведении;
  • дополнительная мера налогового контроля (вне рамок вышеуказанных налоговых проверок).
  • проверить фактическое существование вашего контрагента по заинтересовавшим налоговиков сделкам;
  • проверить реальность отраженных в учете операций;
  • сопоставить данные об операциях между вами и контрагентом (по его учету и вашему).

Встречная проверка осуществляется по каким-либо конкретным документам — накладным, счетам-фактурам. При этом производится проверка их идентичности у покупателя и продавца: в бумагах должны отсутствовать расхождения по датам, наименованиям, количеству товара, суммам и т.д. Если же инспекторы найдут несовпадения, это будет означать, что какая-то из сторон сделки скрывает доходы и занижает базу по налогам.

О нюансах встречной проверки рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите к Готовому решению.

Читайте также:
Вид документа удостоверяющего личность код 21

Нюансы налоговых проверок с учетом требований новой ст. 54.1 НК РФ

С июля 2017 года в НК РФ появилась новая ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

С учетом норм ст. 54.1 НК РФ налоговики во время налоговых проверок будут с еще большей тщательностью:

  • собирать доказательства, свидетельствующие об умышленном уходе налогоплательщика от налогов;
  • опровергать реальное выполнение конкретных сделок (собирать и документировать факты, подтверждающие отсутствие реальной возможности поставки товара, подтверждения доставки товара, участия контрагентов в движении товара и т. д.).

Собирать такие доказательства налоговики будут во время камеральных и выездных проверок. Налогоплательщику остается только заранее побеспокоиться о сборе необходимых документов и иных доказательств, свидетельствующих о применении законных схем налоговой оптимизации, должной осмотрительности при выборе контрагентов и т. д.

Получить полное представление о том, как инспекции теперь будут обосновывать свою позицию в спорах с налогоплательщиками с учетом ст. 54.1 НК РФ, и подготовиться к таким спорам вам поможет аналитический обзор, который подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.

Итоги

В НК РФ предусмотрено 2 вида налоговых проверок: выездные и камеральные. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика и не может длиться более 2 мес. (с возможностью продления до 4 или 6 мес.), а камеральная проверка происходит в инспекции, а ее продолжительность – не более 3 месяцев.

Встречная проверка является элементом выездной или камеральной налоговой проверки либо дополнительной мерой налогового контроля.

Налоговые проверки: как и когда они проводятся

Незнание закона не освобождает от ответственности. Будьте готовы к проверкам налогов со стороны ФНС, а мы расскажем об их видах, порядке процедуры и санкциях, которые могут последовать при несоблюдении налогового законодательства.

Выездные и камеральные налоговые проверки: как они проходят, и чего стоит бояться

Глобально налоговые проверки ФНС делятся на два вида: выездные и камеральные. Камеральные проводятся в самом здании налогового органа и занимают около 3 месяцев. Отсчет начинается с момента подачи декларации о доходах налогоплательщиком.

Выездные проверки проводятся только с разрешения руководителя налогового органа. К ним прибегают при реорганизации/ликвидации юрлица или после подачи уточняющей декларации (но только в том случае, если сумма налога в ней меньше ранее заявленной).

Обратите внимание! На время эпидемии коронавируса федеральная налоговая служба отказалась от организации выездных проверок. Полгода — критический срок, на который налоговая согласна отложить инспекцию, но уже идущие проверки планируется завершить.

При проведении выездной налоговой проверки вы обязаны предоставить помещение, в котором сотрудники службы будут изучать документацию. Они также могут провести инвентаризацию офиса/производства, опросить сотрудников вашего предприятия. При проведении инвентаризации рядом с налоговиками должно присутствовать двое понятых минимум.

Если во время изучения сотрудники налоговой наткнутся на документы, которые нарушают законодательство РФ, они вправе изъять их для более детального изучения или в качестве доказательства правонарушения. Вся эта процедура может длиться до полугода, но, как правило, налоговикам хватает 2 месяцев.

Какие документы изучает налоговая?

Зависит от того, насколько вы ее «разозлили», что послужило поводом для проведения проверки. Всего существует два сценария, по которым действует налоговая:

  • комплексный/сплошной. Затрагивает абсолютно все документы организации без каких-либо ограничений. Первичные документы, чеки, трудовые договоры, договоры с контрагентами и т. д.;
  • выборочный. При выборочной проверке ФНС изучаются только те документы, которые относятся к исчислению тех или иных видов налогов. Например, налог на прибыль организации или налог на добычу полезных ископаемых.

Существуют также целевые проверки, они проводятся тогда, когда есть подозрения на нарушения в определенном виде финансово-хозяйственной деятельности. В качестве самостоятельной инспекции целевые проверки используются редко. Как правило, они входят в состав выборочных.

Что может послужить причиной для налоговой проверки в 2022 году?

Налоговые проверки носят нерегулярный характер и могут применяться к любым предприятиям независимо от их возраста. То, что налоговая не трогает предприятия младше 3 лет, — всего лишь миф. Всего существует 4 причины внимания федеральной налоговой службы к вашей компании (остальные исходят из них):

  • несоответствие данных статистике. Сотрудники изучают сумму налогов, уплачиваемую компаниями аналогичной отрасли в аналогичном районе. Если вы значительно отличаетесь от конкурентов в меньшую сторону, ФНС может инициировать проверку;
  • затянувшаяся убыточность/нулевая рентабельность. Фирма, которая не получает прибыли, не отчисляет государству налоги. Подозрения возникнут, если компания работает в убыток аномально долго — несколько отчетных периодов;
  • низкая зарплата сотрудников. Работники налоговой понимают, что человек не может прожить на МРОТ. Если сотрудники работают полный рабочий день, имеют МРОТ (или ниже), но не увольняются — они получают зарплату в конвертах. К вам нагрянут с проверкой;
  • сомнительные контрагенты. Ненужные сделки с сомнительными контрагентами указывают на то, что вы специально завышаете расходы, чтобы уменьшить кол-во отчисляемых налогов в декларации. Сотрудники ФНС заметят это, особенно если в отношении данного контрагента уже были подозрения.
Читайте также:
Постановление об изменении вида разрешенного использования: образец

Вы не можете предсказать, когда налоговики инициируют проверку. Если вы работаете прозрачно, этого может никогда не случиться. Ниже мы расскажем, как сделать свой бизнес максимально прозрачным для ФНС и избежать неприятностей.

Все виды налоговых проверок: с чем могут столкнуться предприниматели

Все виды налоговых проверок: с чем могут столкнуться предприниматели

  • 14.09.2021&nbsp&nbsp
  • Бизнес &nbsp&nbsp

Налоговый контроль – это не только камеральные и выездные проверки. Попадая в поле зрения инспекторов ФНС, предприниматели могут столкнуться с экспертизой, осмотром, допросом и другими контрольными мероприятиями. Расскажем подробнее, что и почему можно ждать от инспекторов в рамках проверок.

Основные виды контроля

Цель налогового контроля – определить, правильно ли организация рассчитала налоги и вовремя ли их уплатила. Чаще всего для этого ФНС прибегает к следующим мерам:

  • Камеральная проверка – изучение налоговых деклараций, полученных от предпринимателей. Инспектор проверяет, правильно ли заполнен документ и рассчитан налог. В случае сомнений специалист может запросить дополнительные документы: счета-фактуры, акты, договоры и пр.
  • Выездная проверка – проводится в отношении компаний с высоким налоговым риском. Для этого инспекторы приезжают непосредственно в офис, на склад или в торговую точку для проверки первичных документов, осмотра помещений и бесед с сотрудниками.

В рамках выездной проверки полномочия инспекторов расширены. К примеру, они могут:

  • вызвать руководителя или сотрудников организации на допрос;
  • провести инвентаризацию;
  • изъять документы;
  • осмотреть помещение;
  • назначить экспертизу документов и пр.

Вот о таких дополнительных мерах контроля мы и расскажем подробнее.

Инвентаризация

Проводится на основании п. 13 ст. 89 НК РФ. Налоговики могут проверить все что угодно – основные средства и товарные запасы, нематериальные активы и денежные средства, кредиторскую и дебиторскую задолженности. Во время инвентаризации инспекторы сверяют данные, указанные в документах, с реальным положением дел.

Отказ от инвентаризации или попытка помешать инспекторам влечет за собой штраф: в зависимости от ситуации его размер составляет от 5 до 100 тысяч рублей.

Осмотр

Эта мера контроля регламентируется статьями 91 и 92 НК РФ. Для осмотра инспектор может выбрать любые территории или помещения, которые используются для получения дохода:

  • офисы и административные здания;
  • производственные цеха и мастерские;
  • складские помещения;
  • магазины, отделы продаж;
  • поля, сельскохозяйственные постройки;
  • борт судна (например, промыслового) и пр.

Осмотр проводится при наличии мотивированного постановления ФНС и в присутствии как минимум двух понятых. При проведении осмотра инспекторы имеют право вести фото- и видеосъемку, снимать копии с документов и пр.

Истребование информации, документов

Проводится на основании ст. 93 и 93.1 НК РФ. При наличии сомнений в правильности расчетов или заполнении бумаг, ФНС может запросить у проверяемой компании или ИП дополнительную информацию:

  • документы по проведенным сделкам;
  • бумаги, подтверждающие расходы или доходы;
  • информацию, подтверждающую соблюдение уровня зарплаты;
  • сведения об уплате НДФЛ и пр.

Срок представления запрошенных бумаг для ИП и юрлиц – 10 дней.

Выемка предметов или документов

Основанием для проведения мероприятия служит ст. 94 НК РФ. При наличии мотивированного постановления инспекторы могут произвести выемку документов, системных блоков ПК, ноутбуков и других предметов. Все мероприятия проводятся в присутствии ИП или представителей организации, а также понятых.

Перед принудительной выемкой инспектор обязательно предлагает ответственным лицам добровольно передать требуемые предметы или сведения. В случае отказа проверяющие могут даже вскрыть помещение, где хранятся документы. Результаты выемки заносят в протокол.

Экспертиза

В соответствии со ст. 95 НК РФ инспектор при возникновении трудностей или сомнений может привлечь к работе стороннего эксперта. Специалист изучает документы, после чего готовит экспертное заключение: в него могут входить не только результаты расчетов, но и собственные выводы эксперта.

Налогоплательщик имеет право:

  • заявить отвод в случае сомнений в компетентности или независимости эксперта;
  • предоставить свой список экспертов – в этом случае налоговики могут назначить специалиста из числа указанных лиц;
  • давать пояснения и объяснения;
  • знакомиться с результатами экспертиз и итоговыми документами.

В качестве экспертов могут выступать и переводчики, к примеру, если речь идет о проверке документации по сделкам экспорта или импорта.

Читайте также:
Сервитут: понятие, виды, порядок установления и прекращения

Допрос

Ст. 90 НК РФ позволяет инспекторам вызвать для дачи показаний любое физическое лицо – директора, бухгалтера, сотрудников, в том числе уволенных. Неявка без уважительной причины влечет за собой штраф в размере 1000 рублей, а отказ от дачи показаний – штраф в размере 3000 рублей.

Вызов на допрос оформляется повесткой – в документе обязательно указывается ФИО лица, которого приглашают на беседу. При желании в ФНС можно прийти с юристом или налоговым адвокатом – это право закреплено ст. 49 Конституции РФ.

Для подготовки к допросу желательно заранее собрать основную информацию о количестве сотрудников, имуществе на балансе организации, подготовить сведения о контрагентах и налоговых отчислениях, средней зарплате и пр. Также будет полезным изучить список вопросов, которые инспектор может задать в ходе беседы.

Причины повышенного интереса ФНС в адрес организации

Ранее мы уже подробно рассказывали о налоговых рисках и причинах интереса со стороны налоговых органов. Как правило, инспекторы прибегают к различным мерам налогового контроля, если компания:

  • работает с мошенниками, фирмами-однодневками и другими ненадежными контрагентами: кстати, проверить партнеров можно заранее с помощью соответствующего сайта ФНС;
  • работает с перекупщиками или цепочкой посредников;
  • заключает сделки между взаимозависимыми организациями или лицами;
  • использует ИП для обналичивания средств;
  • массово переводит сотрудников в число «самозанятых»;
  • имеет долги перед бюджетом;
  • платит меньше налогов, чем остальные компании в среднем по отрасли: подсчитать этот показатель поможет налоговый калькулятор – он анализирует статистику по отраслям за предыдущие годы;
  • несет убытки в течение 2 последних лет;
  • не сдает отчетность;
  • платит сотрудникам зарплату на уровне МРОТ или близком к нему, либо зарплата заметно ниже, чем в среднем по отрасли;
  • работает с бывшими сотрудниками, которые на данный момент являются ИП или руководителями юр. лиц;
  • постоянно достигает предельных значений в рамках лимитов по спецрежимам;
  • активно занимается производством, торговлей, но при этом не имеет на балансе имущества, ОС.

Что еще нужно знать о налоговых проверках?

Предприниматель или юрлицо могут оспорить результаты проверки – для этого достаточно подать жалобу в вышестоящую налоговую службу.

Срок проведения налоговых проверок тоже регламентирован законом:

  • для камеральных проверок – не более 3 месяцев с момента подачи документов;
  • для камеральных проверок по НДС – не более 2 месяцев с момента подачи декларации;
  • для выездных проверок – не более 2 месяцев с момента вынесения решения о проведении выездного мероприятия.

Срок выездной проверки могут продлить до 6 месяцев, если юрлицо или ИП не успевают предоставить документы из-за объективных причин: например, пожара или потопа в офисе, на складе, в магазине.

Кроме этого, выездную проверку могут приостановить на срок до полугода, если требуется:

  • провести независимую экспертизу;
  • перевести документы с иностранного языка;
  • запросить документы из другого региона или страны.

Если в результате проверки выявлены нарушения, ФНС может привлечь налогоплательщика к налоговой, административной или уголовной ответственности.

Опять проверка!

Все, кто хоть краем причастен к финансам компании, согласятся: налоговая проверка — не самая приятная вещь в жизни. Особенно если она происходит для вас впервые. Все мои знакомые руководители фирм чувствовали себя нашкодившими мальчуганами, которым вот-вот грозит выговор в кабинете у завуча. Даже у многих бухгалтеров-отличников при ее упоминании начинают трястись руки — ведь именно им достается от начальства, если проверяющие находят ошибки в документах. Ну а руководители и подавно на дух не переносят визиты налоговиков. И не важно — предупреждали они о своем визите или нет. Но все-таки налоговая проверка не так страшна, как ее все рисуют, а в большинстве случаев она является совершенно обычным делом.

Виды проверок и когда их ожидать

Во-первых проверки бывают плановыми и внеплановыми. Плановые проверки проводятся раз в три года, а первую из них следует ждать на третий год существования компании или ИП. Исключением являются проверки после ликвидации компании или ИП — их могут проводить вне зависимости от времени последнего визита налоговиков. Такой визит товарищей из инспекции хорош тем, что о нем Вас гарантированно предупредят и честно скажут, какие именно документы нужно предоставить. Ровно за три дня до часа Х почтальон принесет письмо с приказом. Не слишком много времени на подготовку, но как минимум сможете собрать в кулак все силы и выпить накануне вечером валерьянки. И то неплохо. Самое главное — помните, что от плановой проверки никто не защищен. Ее проведение совершенно не значит, что Вы набедокурили или Вас заочно обвинили во всех возможных налоговых нарушениях.

Читайте также:
Ограничение свободы как вид уголовного наказания

Выездные и камеральные проверки

В зависимости от места проведения, плановая проверка может быть выездной или камеральной. При выездной сотрудники налоговой приходят к Вам в офис и прямо на месте изучают архив документов за последние три года. Помимо этого они имеют право осмотреть помещение, склады и производства, чтобы проверить, весь ли товар и оборудование отражено в документах. Процедура по закону не должна занимать больше 2 месяцев. Но в особых случаях все может затянуться и на полгода. Например, если у фирмы множество филиалов или у инспекторов появилось информация, что бюджет все-таки недополучает от Вас деньги. Тогда сотрудники начнут “копать глубже” и уделять больше внимания мелочам. Правда, такое случается очень и очень редко. Еще процесс могут “поставить на паузу” до 6 месяцев, если нужно провести экспертизу, получить данные от заграничных партнеров или перевести на русский язык документы. А обычной компании средних размеров без иностранного капитала можно даже не переживать о затягивании сроков.

Вы имеете полное право присутствовать при каждом этапе выездной проверке и особенно — при осмотре имущества фирмы. Не бойтесь задавать инспекторам встречные вопросы и уточнять информацию. Это подарит вам ощущение частичного контроля над ситуацией и поможет легче справиться с происходящим. При осмотре обязаны присутствовать понятые, а в итоге будет составлен подробный протокол. Сотрудники налоговой могут делать фотографии или записывать видео — данное право у них есть по закону.

Естественно, постоянное пребывание гостей из налоговой мало кому понравится. Небольшим фирмам и ип в этом плане повезло: если в офисе и без них едва хватает всем места, то Вам предложат отвезти все документы прямиком в налоговую, отправить копии почтой или передать в цифровом виде через интернет. Можете выдохнуть — в таком случае проверка станет камеральной, а значит посторонние не будут мешать нормальной работе офиса. Как только проверка началась, Вы уже никак не сможете повлиять на ее результаты. Постоянно держите эту мысль в голове, чтобы не тратить силы на пустые переживания. Даже если в ходе проверки выявят нарушение, то это может стать для Вас достойным стимулом перестать скрывать свой реальный доход, подумать о частичной смене персонала или внимательней следить за документацией в стенах офиса.

Внеплановые проверки

Вот с внеплановой проверкой все намного сложнее и опаснее. Она как нелюбимая теща — может в любой день оказаться на Вашем пороге. И не важно, насколько давно у Вас побывал прошлый отряд бравых налоговиков. Бывали даже случаи, что инспекторы наведывались в компанию уже через месяц после плановой проверки. Никакие гадания на кофейной гуще и звонки в инспекцию не помогут Вам узнать день и время нежданных гостей. Но даже такую непостоянную вещь, как погода можно предугадать по небольшим подсказкам от самой природы. Так же и здесь — есть несколько верных признаков того, что деятельностью Вашей фирмой могут заинтересоваться в ближайшее время. Если сошелся хоть один из них, то в скором времени к Вам вероятно пожалуют гости в черных костюмах и с чемоданчиками, где хватит места на все Ваши ошибки.

  1. Вы провели слияние, реорганизацию, поглощение или же ликвидировали фирму;
  2. Фирма не первый год тратит много, а зарабатывает — мало;
  3. По документам компания давно приносит одни убытки, но продолжает существовать;
  4. Продаете товары по сильно заниженным или завышенным ценам;
  5. Ваши программисты, бухгалтера и менеджеры получают официальные зарплаты чуть выше минимума, установленного законом;
  6. Ваши основные поставщики или клиенты недавно попались на налоговых преступлениях;

Любой человек может сообщить в налоговую о том, что в Вашей компании скрывают реальный доход и нарушают налоговое законодательство. В таком случае он становится свидетелем, чьи показания заносятся в протокол. Как Вы догадались, его показания тоже станут веским поводом провести в компании внезапную проверку проверку.

Если забаррикадируетесь в собственном офисе и откажетесь впускать инспекторов внутрь, то наказание все равно настигнет Вас. Сотрудники налоговой составят акт, по которому они сами выставят предполагаемую сумму налогов, которые Вы должны будете заплатить. При расчете воспользуются всей доступной им информацией, а также могут взять за пример данные компаний, похожих на Вашу.

Читайте также:
Классификация приказов по видам и срокам хранения

Выборочные и комплексные проверки

Не всегда налоговой интересна вся документация Вашей компании. Если сотрудники налоговой решили копать только в одном направлении и проверить, скажем, правильность начисления НДС, то зовите это выборочной проверкой. Как Вы сами догадались, комплексная — это когда проверяют весь архив документов без всяких исключений.

Встречные проверки

Чтобы лучше описать суть данных проверок, я приведу один очень простой пример. Компания “Первая” привлекла внимание налоговиков, которые выяснили, что те постоянно покупают апельсины по сильно заниженным ценам. Чтобы доказать нарушение, заодно проверили их главного поставщика — компанию “Вторая”. После проведения во “Второй” встречной проверки нашли документы с совершенно другими ценами на апельсины. В итоге “Первой” пришлось расстаться с приличной суммой денег, а “Вторую” в скором будущем будет ждать собственная проверка.

Повторные проверки

Только Вы пережили выездную налоговую проверку, как пришли плохие новости — к Вам скоро пожалует еще одна, повторная. Не надо паниковать и рвать на себе волосы! Уплату налогов за последние три года по закону могут проверить только один раз. И не более. При повторном визите проверять будут уже не Вас, а работу сотрудников инспекции. Это обязаны делать совершенно другие люди. Если они выявят новые нарушения, то “получат по шапке” проводившие первоначальную проверку, а не Вы. Но встречается и немного другой вид повторных проверок. Они происходят, когда после визита инспекторов Вы подаете уточнительную декларацию с меньшей суммой налогов. Тогда процесс проходит как обычно — Вас проверяют и в случае нарушений наказывают рублем.

Последствия

По любой проверки Вам выдается справка о ее завершении. После указанной даты сотрудники налоговой не имеют права находится у Вас в офисе и требовать дополнительные документы — смело указывайте им на дверь. В течении следующих 2 месяцев Вам пришлют подробный акт, где укажут все нарушения и как их можно устранить. Прошли проверку на “отлично”? Из налоговой все равно придет акт, но только с описанием всех действий по проверке, которые совершили инспекторы.

В течении 5 дней после получения, акт должен подписать руководитель фирмы. Если некоторые пункты показались Вам неправомерными, то стоит поспешить — на обжалование у Вас есть только 1 месяц. Внимательно просмотрите список нарушений. Если хоть одно из не подкреплено соответствующей статьей из кодекса, то есть реальная возможность его обжаловать и избежать лишних трат. Если выявленные налоговиками ошибки совершил сотрудник фирмы, то Вы в праве его дисциплинарно наказать. Но это уже полностью остается на Ваше усмотрение.

Согласны со всеми перечисленными в акте нарушениями? Пора переходить к оплате. Очень не советую игнорировать сроки, ведь сумма будет расти как снежный ком, обрастая штрафами и пенями. Чтобы не ставить под угрозу благополучие фирмы, оплатите все в срок и хорошо подумайте над тем, как избежать подобных ошибок в будущем.

Меры предосторожности

Не зря говорят: кто платит налоги, тот спит спокойно. Сэкономленные на уклонении суммы могут радовать сегодня, но при этом Вы рискуете уже завтра потерять в разы больше. Но безупречного порядка в документах и полностью прозрачной деятельности не всегда бывает достаточно. Вот несколько главных совета, которые помогут не привлекать лишнее внимание налоговой к Вашей фирме:

  1. Не сотрудничайте с компаниями-однодневками. Да, легче сказать, чем сделать, но старайтесь по максимуму проверять всех новых контрагентов. Если налоговая поставит под сомнение их деятельность, то все Ваши договоры с ними могут внимательно проверить.
  2. Наймите хорошего аудитора. Он будет выявлять все допущенные ошибки еще до того, как они попадут в поле зрения налоговиков.
  3. Выплачивайте сотрудникам только “белую” зарплату. Серьезно, кто поверит, что Ваш главный программист получает 15 тысяч рублей в месяц?
  4. Не принимайте участие в чужих махинациях, чтобы помочь партнерам сэкономить на уплате налогов. Помните — тайное всегда становится явным. При раскрытии таких схем, нить доказательств обязательно приведет в Ваш офис.

Сравнение выездных и камеральных налоговых проверок: 10 основных отличий

Автор: Вадим Чимидов руководитель Департамента налоговой практики и арбитражных споров (WiseAdvice Consulting Group)

Сравнение выездных и камеральных налоговых проверок: 10 основных отличий

Автор: Вадим Чимидов
руководитель Департамента налоговой практики и арбитражных споров (WiseAdvice Consulting Group)

Государственный контроль за уплатой налогов и соблюдением налогового законодательства осуществляется при помощи налоговых проверок. Из года в год проверки налоговой ужесточаются, контроль автоматизируется, однако основные виды налоговых проверок – камеральная и выездная – остаются практически неизменными.

Мы провели сравнительный анализ выездной и камеральной налоговой проверки по 10 самым существенным критериям.

Сравнение выездной и камеральной налоговой проверки показало, что, несмотря на их общую цель – изучение правильности исчисления и уплаты налогов, – между ними имеются существенные различия.

Все выявленные нами отличия камеральной и выездной налоговой проверки приведены в наглядных таблицах.

Отличие № 1. Основание для проверки

Первое отличие камеральной проверки от выездной состоит в том, что все компании без исключения регулярно проходят «камералки», так как сдают декларации по итогам налогового периода. То есть какого-то особого основания для начала «камералки» не требуется.

Выездная проверка, напротив, проводится, как правило, когда организация теми или иными своими действиями вызвала интерес инспекторов и попала в план выездных проверок.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Отличие № 2. Что проверяют

Камеральные и выездные проверки ИФНС проводит для проверки своевременности сдачи, правильности расчета и уплаты налогов. При этом «камералки» – это текущий контроль, необходимый для внесения необходимых корректировок. Выездная проверка предполагает уже глубокое изучение деятельности компании для выявления серьезных недочетов, схем ухода от налогов и даже признаков налогового преступления.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Выездные проверки бывают тематическими, т.е. направленными на проверку одного налога, и комплексными, когда проверяются все налоги. Но в связи с тем, что каждый налоговый орган участвует в своем негласном рейтинге по выполнению определенного KPI (по доначислениям), и в этом показателе доначисления по тематическим проверкам не учитываются, то ИФНС, как правило, выходит «на дело» с комплексной выездной проверкой.

По сути, может быть так, что 31 декабря 2017 года выносится решение о проведении проверки ООО «Ромашка» за 2014–2016 годы. А 1 января 2018 года выносится решение о выездной проверке этой же компании, но уже за 2017 год. Итого инспекция абсолютно правомерно проверяет четыре года подряд.

Отличие № 3. Место проведения

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

В рамках камеральной проверки могут проводиться мероприятия налогового контроля, которые позволяют прийти в организацию, например, осмотр. Более того, в рамках осмотра налоговикам предоставлено право проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика. То есть, по сути, даже в рамках камеральной налоговой проверки в компанию может явиться инспектор, осмотреть склад и пересчитать все, что есть на этом складе.

Отличие № 4. Срок проверки

Камеральные и выездные налоговые проверки имеют установленные законом сроки проведения.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Данный срок является пресекательным, то есть не может быть продлен.

Перечень оснований для продления проверки приведен в Приложении N 6 к приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ . Например, при наличии обособленных подразделений, отнесение компании к категории крупнейших, непредставление в срок запрошенных в ходе выездной проверки документов и т.д.

К сожалению, данный перечень является открытым, поскольку одним из его пунктов являются «иные основания». Среди «иных» оснований могут быть: наличие большого количества контрагентов, взаимоотношения компании с которыми также надо проверить, необходимость перевода документов с иностранных языков на русский, необходимость истребования документов в государственных органах, в банках и др. Соответственно, на этот срок проверка может быть приостановлена. Приостановок и возобновлений в рамках одной выездной проверки может быть несколько, однако общий срок приостановки выездной проверки не может превышать 6 месяцев.

Как правило, ИФНС приостанавливает проверку на новогодние, майские праздники, так как на территории организации находиться нельзя, а двухмесячный срок проверки идет. Чтобы не терять время, налоговики приостанавливают проверку на эти дни. Также к приостановлению налоговики прибегают при встречных проверках, когда запрашивают документы у контрагентов проверяемой компании. Для того чтобы «тормознуть» выездную проверку, выносится решение о приостановлении проверки, а потом – о ее возобновлении.

Приостановка выездной проверки возможна исключительно по инициативе инспекции. Во время приостановления есть полное право не пускать инспекторов на территорию компании для проведения мероприятий налогового контроля.

Отличие № 5. Периодичность проверки

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Повторная выездная проверка проводится по инициативе Управления ФНС и направлена на контроль действий налоговой инспекции, которая проводила «первичную» проверку. Повторные проверки чаще всего назначают тогда, когда у руководства УФНС есть подозрения о наличии коррупционных взаимоотношений между инспектором, который проводил проверку, и организацией.

Отличие № 6. Кто проверяет

Камеральные и выездные проверки проводит ИФНС, но есть нюансы.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

В случае, если из правоохранительных органов пришла информация о том, что, возможно, в действиях организации есть состав налогового преступления, то полиция и следственные органы обязательно будут привлечены к участию в выездной проверке такой организации. При этом официальным инициатором проверки будет ИФНС.

«Силовиков» приглашают поучаствовать в выездной проверке, когда у самой инспекции в ходе предпроверочного анализа появились подозрения, что компания использует схемы ухода от налогов, а сумма неуплаченных налогов тянет на преступление по одной из «налоговых» статей Уголовного кодекса РФ.

Также сотрудники полиции могут привлекаться для конкретных мероприятий в рамках выездной проверки – допросов, осмотров, проведения выемки и др., вплоть до вручения акта выездной проверки в целях обеспечения безопасности сотрудников ИФНС.

Отличие № 7. Мероприятия налогового контроля

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Даже в рамках камеральной налоговой проверки налоговики могут проводить осмотры, например, при «камералке» по прибыли.

Представим ситуацию: компания приобрела мега-дорогое оборудование. Полгода начисляла на него амортизацию, а потом вдруг разом списала его в расходы, ссылаясь на то, что оборудование сломалось и лежит «мертвым грузом» на складе. В таком случае инспекция обязательно захочет наведаться с осмотром на склад, а результаты своего визита оформит протоколом осмотра.

Отличие № 8. Оформление итогов

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Если речь идет о камеральной проверке деклараций по НДС, где налог заявлен к возмещению, то в случае успешного прохождения проверки ИФНС пришлет компании «бумагу» – решение о возмещении.

Отличие № 9. Последствия проверки

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Отличие № 10. Средняя сумма доначислений*

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

*Данные по итогам первого полугодия 2018 года – см. Отчет по форме № 2-НК по состоянию на 01.07.2018 на сайте ФНС России nalog.ru.

Итак, мы рассмотрели камеральные и выездные налоговые проверки. Разобрались, чем отличается камеральная проверка от выездной.

По нашему мнению, существует еще одно важное отличие камеральной проверки от выездной: возможность избежать проверки.

  • Не существует законной возможности избежать камеральной налоговой проверки, так как, если вовремя не сдать декларацию, инспекция пришлет требование, после чего будет штраф, блокировка счета и другие неприятные последствия. Так что декларации на «камералки» компаниям безопаснее сдавать в срок.
  • Единственный надежный способ избежать выездной налоговой проверки – стать невидимкой для ИФНС. Работать в рамках закона, не выбиваться из нормативов по налоговой нагрузке и рентабельности, не иметь дел с откровенными «однодневками». Тщательно подготавливать документы по сделкам, которые потенциально могут заинтересовать ИФНС. И многое-многое другое.

Мы заботимся о том, чтобы наши клиенты спокойно занимались бизнесом, а не жили в постоянном страхе перед выездной налоговой проверкой и многомилионными доначислениями.

Виды судопроизводства, в рамках которых осуществляется судебная власть

Сущностью судебной власти, так же как и государственной власти вообще, является возможность принудительного регулятивного воздействия на поведение различных субъектов (физических и юридических лиц, органов государственной власти и их должностных лиц).

Полномочия судебной власти

Принцип разделения властей предполагает не только разделение властных полномочий между различными государственными органами, но и наличие системы сдержек и противовесов.Т.е. суд, обладая возможностями разрешать споры о компетенции между различными государственными органами, признавать незаконными и не подлежащими применению акты, изданные органами исполнительной и законодательной власти.

Судебная власть является той реальной опорой, которая обеспечивает прочность всей конструкции государственности страны, разрешая все конфликтные ситуации, споры о праве, устраняя юридические неопределенности.

Кроме того, судебная защита выступает главной гарантией прав и свобод человека и гражданина,в том числе и в случаях, когда они оказываются нарушенными действиями или решениями государственных органов и должностных лиц.

Ст.46 Конституции РФгласит, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Только независимая судебная власть способна реально защитить права и свободы человека и гражданина. Именно поэтому судебная защита выступает вершиной пирамиды общегосударственной функции по защите личности.

Правосудие, осуществляемое в рамках гласного состязательного судебного разбирательства, предоставляющего сторонам широкие возможности по доказыванию, является в правовом государстве главной возможностью применения мер юридической ответственност к правонарушителям, а вотношении уголовной ответственности – единственной, поскольку лишь приговором суда возможно признать лицо виновным в совершении преступления.

Любые иные меры юридической ответственности, налагаемые на физических и юридических лиц несудебными органами, можно обжаловать в судебном порядке, и решение суда будет являться окончательным и обязательным к исполнению на всей территории государства.

Однако процессуальный закон предоставляет возможность обжалования судебных решений в вышестоящий суд, что обеспечивает проверку законности и обоснованности вынесенных нижестоящими судами судебных постановлений.

Такое воздействие судебная власть, в отличие от других ветвей власти, оказывает не иначе как путем принятия обязательных к исполнению судебных решений, которые выносятся в рамках определенной законом гласной состязательной процедуры, призванной обеспечить высокий уровень правовых гарантий участникам судопроизводства.

Можно выделить несколько возможных форм осуществления судебной власти, отражающие основные ее полномочия,в частности такие, как:

1) Правосудие. (Основной формой осуществления судебной власти признается правосудие, т.к. именно с помощью его осуществляется основная задача судебной власти – разрешение споров о праве.

Судебная власть, являясь по своей сути содержанием деятельности судебных органов, реализуется посредством своей единственно возможной формы – осуществления правосудия. Любая деятельность суда отвечает всем признакам правосудия).

2) Конституционный контроль.(Является особым видом правосудия, реализуемого Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ посредством конституционного судопроизводства).

3) Судебный контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов, осуществляющих ОРД, дознание и предварительное следствие.(Сущность в уголовном судопроизводстве состоит в рассмотрении судом жалоб участников уголовного процесса на действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц, участвующих в производстве по уголовным делам. При этом суд разрешает вполне определенный правовой спор, предметом которого выступает не вопрос о виновности лица в совершении преступлений, а иные вопросы, затрагивающие права и интересы участников процесса – законность и обоснованность отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, законность и обоснованность применения различных мер принуждения и др.

То же самое касается и деятельности суда при рассмотрении ходатайств стороны обвинения о применении в отношении обвиняемого заключения под стражу и домашнего ареста в качестве мер пресечения и продлении их сроков, о производстве следственных действий, на проведение которых требуется судебное решение (обыск, выемка в жилище, осмотр, выемка, арест корреспонденции в учреждениях связи и др.).

Кроме того, проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища допускается только на основании судебного решения).

4) Обеспечение исполнения судебных решений.(Правосудие можно признать состоявшимся лишь тогда, когда судебное решение исполнено, когда нарушенные права и свободы восстановлены, причиненный вред возмещен, а нарушитель понес справедливое наказание).

5) Разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики и участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.(Специфические функции, нацеленные на управление организацией и деятельностью судов внутри самой судебной системы (обеспечение единообразия судебной практики, кадровое обеспечение, содействие советам и квалификационным коллегиям судей)).

Существует несколько вариантов процедур осуществления судебной власти, которые принято называть видами судопроизводства:

– конституционное судопроизводство;

– гражданское судопроизводство;

– арбитражное судопроизводство;

– уголовное судопроизводство;

– административное судопроизводство.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» судебную власть в России осуществляют суды:

общей юрисдикции (уголовное, гражданское и административное судопроизводство);

арбитражные суды (арбитражное судопроизводство);

Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Соответственно, арбитражное судопроизводство осуществляется арбитражными судами, конституционное – Конституционным Судом России и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. В свою очередь, уголовное, гражданское и административное судопроизводство осуществляется в настоящее время всеми судами общей юрисдикции, а не какими-либо специальными видами судов по отдельности для каждого вида судопроизводства.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

ГЛАВА 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРОКУРАТУРА

Редакция наименования главы 7 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ “О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации”, вступившим в силу со дня его официального опубликования 6 февраля 2014 г. (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 6 февраля, N 0001201402060001).

  1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
  2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства .
  3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается .

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

  1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
  2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
  1. Судьи несменяемы.
  2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
  1. Судьи неприкосновенны.
  2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
  1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
  3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
  4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Об осуществлении полномочий и назначении новых судей Конституционного суда РФ в связи с вступлением в силу ст. 1 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2022 N 1-ФКЗ см. ст. 3 указанного Закона.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации :

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации ;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации ;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет :

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан – конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах “а” и “б” части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты ;

б) по запросам судов – конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах “а” и “б” части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

5.1. Конституционный Суд Российской Федерации:

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) .

  1. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления .
  3. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом .

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации “О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации”) .

Статья 127 исключена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ “О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации”, вступившим в силу со дня его официального опубликования 6 февраля 2014 г. (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 6 февраля, N 0001201402060001).

  1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
  2. Председатели, заместители председателей и судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
  3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Порядок осуществления гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства регулируется также соответствующим процессуальным законодательством.
  1. Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.
  2. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
  3. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
  4. Прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
  5. Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом.
  6. Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: