В чем состоит высшая юридическая сила закона

Юридическая сила

Юридическая сила закона или любого иного нормативно-правового акта определяется положением органа, издавшего тот или иной акт, в общей системе законодательных органов, его компетенцией и, соответственно, характером самих актов. По сути, это соотношение нормативных актов на предмет обоснованности и соотносить их с актами более высокой юридической силы.

Что такое Юридическая сила

Юридическая сила — это категория, связанная с положением нормативно-правовых актов в иерархии таких актов, а также их действием и значением для тех или иных общественных объединений.

В системе НПА есть «ядро», которое определяет весь скелет законодательства в целом. Это Конституция РФ, которая является Основным законом России. Все остальные акты подчинены Конституции РФ и не в состоянии ей противоречить — она обладает высшей юридической силой.

Высшая сила закона

Высшая правовая сила закона состоит в том, что все иные нормативно-правовые акты (такие, как, к примеру, указы президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств и т.д. и т.п.) издаются на основании и во исполнение закона и не могут ему противоречить.

Высшая юридическая сила конституции — это особое юридическое свойство, отличающее ее от других актов.

Оно заключается в том, что:

  • нормы Конституции всегда имеют перевес над положениями иных законов, а тем более актов исполнительной власти;
  • законы и подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в Конституции органами и по установленной ею процедуре;
  • в случае противоречия закона Конституции он либо отменяется, либо приводится в соответствие с ней.
Что такое правовой акт?

Законодательство не содержит прямого определения правового акта. Это исключительно теоретическое понятие. Согласно современным представлениям, правовой акт обладает следующими признаками:

  • официальностью;
  • юридической силой;
  • направленностью на конкретных субъектов.

Помимо этого, правовой акт принимается и устанавливается в строго определенном порядке. Обычный гражданин без каких-либо полномочий не может составить такой документ.

Есть следующие типы актов:

  • нормативные (НПА);
  • подзаконные;
  • индивидуальные.

НПА — это классические законы, которые принимаются Парламентом РФ. Подзаконные нормативные акты — документы, которые издаются органами гос. власти. Индивидуальные правовые акты — односторонние властные действия по решению конкретного вопроса.

Юридическая сила актов

  • законов РФ о поправках к Конституции РФ;
  • федеральных конституционных законов;
  • федеральных законов (в том числе кодексов).
  • подзаконные акты (постановления, указы, приказы, распоряжения).
  • решения.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:
  • законов РФ о поправках к Конституции РФ;
  • федеральных конституционных законов;
  • федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты

Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

  1. Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.
  2. Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.
  3. Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.
Решения

Примером индивидуального правового акта является решение властного субъекта. Это могут быть награждения, увольнение, присвоение премии и другие организационные моменты.

В арбитражном процессе

Арбитражные суды обязали учитывать соотношение нормативных актов. Конституционный суд обязал арбитражные суды проверять применяемые нормативные акты на предмет обоснованности и соотносить их с актами более высокой юридической силы.

Проверить положения Гражданского и Арбитражного процессуального кодексов РФ, которые устанавливают порядок рассмотрения дел с опорой на приоритет нормативных актов, попросил предприниматель из Саратовской области Владимир Жуков. Областной КУГИ пытался взыскать с него долг по аренде за земельный участок и пени, причем с применением повышающего коэффициента, который установил местный совет депутатов для участков под торговые объекты. Арбитражный суд области не принял во внимание довод бизнесмена о том, что решение совета противоречит актам большей юридической силы. При этом тот же нормативный акт был отменен еще на первом этапе рассмотрения дела Жукова в областном суде, но не был признан недействующим в судебном порядке, а на момент начисления платы имел силу. Бизнесмен оказался должен около 85 тысяч рублей.

«В моем деле арбитражные суды исходили из того, что проверка обоснованности установления методики расчета арендной платы, в том числе на предмет ее экономической обоснованности, производится при рассмотрении дела об оспаривании нормативного акта», — указал Жуков в жалобе и напомнил, что подобные дела относятся к подведомственности судов общей юрисдикции, — «Поскольку нормативный правовой акт в части повышающего коэффициента не был признан недействующим, в том числе по мотиву несоответствия принципу экономической обоснованности, он подлежит применению».

По мнению заявителя, такой подход арбитражных судов противоречит статье 120 Конституции РФ, поскольку та прямо гласит, что «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом». О том, что это несоответствие должно быть закреплено судебным решением, в Основном законе страны нет ни слова.

Читайте также:
Если угрожают коллекторы: что делать, статьи закона

КС счел положения статьи 12 ГК РФ и статьи 13 АПК РФ не противоречащими Конституции, но дал обязательные к применению инструкции.

«Эти положения предполагают обязанность арбитражного суда, рассматривающего гражданское дело, проверить нормативный правовой акт, подлежащий применению (включая утративший юридическую силу), на соответствие нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу», — указал Конституционный суд РФ, — «В том числе, если о противоречии между ними заявляет лицо, участвующее в деле, и в случае установления такого противоречия — вынести решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу».

Иными словами, арбитражный суд обязан не только знать законы, но и проверять нормативные акты, применяемые в деле, на соответствие им. И учесть, если на несоответствие укажут участники процесса. Дело Жукова пересмотрят.

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

О нормативных правовых актах в Российской Федерации

Статья 10. Иерархия нормативных правовых актов

1. Иерархия нормативных правовых актов в Российской Федерации основывается на их юридической силе, а также их соподчиненности по отношению к иным нормативным правовым актам.

2. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

3. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые (издаваемые) в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

4. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

5. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам.

Указы Президента Российской Федерации, восполняющие пробелы в сфере регулирования федеральными законами, не обладают юридической силой федерального закона и действуют до принятия соответствующих федеральных законов.

В случае издания Президентом Российской Федерации указов, восполняющих пробелы в сфере регулирования федеральными законами, Президент Российской Федерации в месячный срок вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы соответствующие проекты федеральных законов. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает такие законопроекты в первоочередном порядке.

6. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

7. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти не могут противоречить федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации вправе отменять нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

8. Конституция (устав) субъекта Российской Федерации и законы субъекта Российской Федерации, принятые на референдуме субъекта Российской Федерации, являются актами высшей юридической силы в системе нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, имеют прямое действие и применяются на всей территории субъекта Российской Федерации.

9. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым (изданным) вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

10. Законы субъекта Российской Федерации, иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации не могут противоречить конституции (уставу) субъекта Российской Федерации.

11. Нормативные правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам и законам субъекта Российской Федерации.

12. Нормативные правовые акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не могут противоречить федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации.

13. Нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, правовым актам высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Президент Российской Федерации вправе приостановить действие акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также действие акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае противоречия этого акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

14. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, правовым актам высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

15. Муниципальные нормативные правовые акты не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

16. Устав муниципального образования и оформленные в виде нормативных правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных нормативных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Читайте также:
Кто является иждивенцем по закону в России

Иные муниципальные нормативные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Нормативные правовые акты главы муниципального образования, главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования, не должны противоречить нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.

17. До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации или отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации принятие (издание) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных нормативных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, не допускается.

18. Запрещается предусматривать в нормативном правовом акте положения о верховенстве в отношении иных нормативных правовых актов, принятых (изданных) тем же правотворческим органом в той же форме. Такие правовые нормы не имеют юридической силы.

19. Юридическая сила производного и вспомогательного нормативного правового акта соответствует юридической силе основного нормативного правового акта.

Какие документы и законы имеют высшую юридическую силу?

В каждой стране существует определенная иерархичность нормативных юридических актов, другими словами, строгая система, по которой документы и законы занимают определенное место в юридической “лестнице”.

В Российской Федерации некоторые документы имеют высшую юридическую силу, однако не каждый гражданин знает список этих документов, их функции, правила составления. Юридическая сила документа – набор свойств и признаков документа, которые устанавливает действующее законодательство.

Конечно, всем известно, что Конституция РФ – закон, имеющий высшую юридическую силу. Но, помимо основного закона, существуют подзаконные акты и другие законы.

В статье рассмотрим, какие документы имеют высшую юридическую силу и различные их типы.

Правовая мощь

Юридическая мощь – это необходимое свойство каждого издаваемого нормативного акта и его преимущество перед другими документами, или, напротив, подчиненность некоторым документам.

Законодательная юридическая сила складывается из различных положений органов, которые его издавали. Юридическая сила представляется как мера сортировки нормативных правовых актов, их деления на два типа:

  • законы, имеющие наивысшую правовую мощь;
  • подзаконные акты.

В каждом государстве существует своя субординация юридически правомочных документов. На нижней ступени этой классификации располагается нормативная правовая база, которая издается местным самоуправлением в лице уполномоченных органов, в издании также могут принимать участие и органы местного управления государства.

На верхней ступени этой классификации находятся нормативно-правовые акты, производящиеся высшим органом власти. Такие документы обладают наивысшей правовой силой перед другими подзаконными актами и документами. Они должны быть изданы в соответствии с государственными законами, и ни в коем случае не противопоставляться таковым.

Высшая правовая мощь

Наивысшая правовая мощь закона заключается в том, что всевозможные нормативные акты (правительственные постановления, указы Президента, приказы министерств) производятся на основании и для выполнения норм закона, также не могут ему противопоставляться.

Высшая юридическая сила Конституционных норм – это юридические качества, свойственные только Конституции и отличающие ее от других нормативных государственных актов.

Отличие Конституции

  • Конституционные нормы и правила всегда стоят выше, чем положения каких-либо законов или правовых актов исполнительной правящей ветви.
  • Законы и подзаконные акты, являющиеся носителями высшей правовой силы, могут приниматься только теми органами, которые предусмотрены конституционными нормами.
  • Последовательность действий в принятии законов, а также и подзаконных актов установлена Конституцией и не может ей противоречить.
  • Если закон противопоставляется Конституции, то его либо отменяют, либо изменяют таким образом, чтобы он соответствовал ей.

Юридическая сила актов

Согласно правовой власти, нормативные акты подразделяют на следующие составляющие: законы РФ, соглашения, международные договоры, подзаконные акты.

Утвержденная публичным голосованием Конституция обладает наибольшим правовым весом в РФ. Это не просто закон, но и правовой базис государства. Любые законы или подзаконные акты, характеризующиеся высшей юридической силой, соглашения ни в коем случае не должны противопоставляться Конституции.

Законы, характеризующиеся высшей юридической мощью в Российском государстве, принимают как:

  • законы о поправках к действующей Конституции;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • федеральные кодексы.

Подзаконные акты

Характеризуются как нормативные правовые акты, базирующиеся на законах, действуют во исполнение законов. Они могут определять нормы законов и устанавливать свежие положения и нормы.

Подзаконные акты предполагают реализацию законодательных норм. Законодательные нормы делятся на некоторые типы в зависимости от компетенции органа, которые издает подзаконный акт.

Основную роль в комплексе подзаконных актов играют акты Президента. Они публикуются в формате указов и распоряжений и не могут противопоставляться конституционным нормам и законам, имеющим высшую юридическую мощь. Помимо Конституции, высшую юридическую силу в РФ имеют и подзаконные акты.

Правительственные акты принимаются как постановления и распоряжения, которые не должны противопоставляться решениям Президента, а также Конституции РФ и законам РФ. В отношении актов федеральных органов правительственные акты имеют большой вес. Нормативные правительственные правовые акты принимают обычно в формате постановлений.

Акты федеральных органов или ведомственные акты принимаются на базе и во исполнение Конституции РФ, указов Президента, законов РФ и постановлений Правительства РФ. У подзаконных актов субъектов РФ есть своя классификация, их распространение идет на все объекты и субъекты права, которые находятся на земле соответствующего субъекта Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации

Конституция имеет высшую юридическую силу в Российской Федерации и как базовый закон регламентирует самые важные общественные и социальные отношения. Конституция носит долгосрочный характер.

Конституция РФ складывается из трех важных частей: вводная часть или преамбула, два базовых раздела. Этот документ содержит 137 статей, которые группируются в главы.

Первая часть состоит из девяти глав, в которых идет речь об общей характеристике конституционной организации правления в Российской Федерации, о федеративном устройстве государства, о свободах и правах человека и гражданина, об органах публичной власти, органах муниципального управления, а также о процедуре преобразований и поправок в Конституции РФ.

Читайте также:
Какие бывают законы РФ

Вторая часть этого документа содержит переходные и заключительные положения о прекращении действия старой конституции, о вступлении в силу новой и другие.

Важное свойство Конституции – это ее верховенство над государственными законодательными актами. Именно это свойство и определяет все остальные правовые компоненты базового закона РФ. Статья 15 гласит:

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Таким образом, в Конституции РФ находятся все основные начала различных законодательно-правовых норм и актов всех отраслей права. В текст Конституции РФ включена отсылка к 14 федеральным законам, а также к федеральным законам, количество которых превышает 40. Все вышеперечисленные свойства приписывают Конституции наивысшую юридическую силу, именно это закреплено в статье 15.

При конфликте между положениями Конституции и нормативными актами работает конституционная норма, а акт, который ей противоречит, подлежит поправке или упразднению. Статья 85 дает право Президенту РФ останавливать функционирование актов исполнительных органов субъектов, если они противопоставляются Конституции РФ до решения этой проблемы соответствующим судом.

Функции Конституции

  1. Учредительная. Эту функцию понимают, как фиксирование социальных норм и отношений, которые уже действуют в государстве, а также образование новых юридических норм для последующих новых социальных отношений. Функция учреждения действует как по отношению ко всему политическому комплексу, так и по отношению к конкретному институту права.
  2. Организаторская. Конституция не просто закрепляет достигнутые положения и нормы, но и оказывает влияние на социальную и политическую активность государства и его граждан. Как важнейшая законодательная база, Конституция совершенствует и укрепляет продуктивную работу законодательных органов.
  3. Внешнеполитическая. Этот документ работает не только на внутреннюю деятельность страны, но и является важным агентом во внешнеполитических механизмах страны. Конституция закрепляет права и обязанности относительно международных договоров и отношений.
  4. Идеологическая. Конституция является не просто обязательным документом, но и идеологией отдельного государства, образом мыслей его населения, Правительства и Президента. Основное свойство этой функции – это не навязывание некоторых норм и положений людям, а возможность свободно выбирать и утверждать голосованием законы.
  5. Юридическая. Конституция является базисом для правового комплекса Российской Федерации, именно она выступает регулятором общественных и социальных взаимоотношений между гражданами, между населением и государством. Также Конституция дает стимул для развития, преобразования и принятия новых норм, законов, сводов и правил.

Юридическая сила закона

Федеральный закон о процессе публикования конституционных законов предполагает, что в Российской Федерации используются только официально опубликованные федеральные конституционные законы. Это же правило действует и для федеральных законов, а также актов, принимаемых палатой Федерального Собрания. Какой закон имеет высшую юридическую силу также определяет этот федеральный закон.

Датой утверждения закона Федерального Собрания принято считать день его фактического принятия Государственной Думой в последнем варианте. Датой утверждения федерального конституционного закона устанавливается тот день, когда палаты Федерального Собрания принимают его в прописанном в Конституции порядке. Эти законы официально публикуют в период семи календарных дней с того момента, как Президент РФ поставит на них свою подпись.

“Парламентская газета” – это официальное издание Федерального Собрания. В “Парламентской газете” публикуются в обязательном порядке: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Также обязательно публиковаться в “Парламентской газете” должны акты, по которым есть решения Федеральной палаты, которая принимала эти акты об обязательной их публикации.

Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания размещаются в других печатных публикациях, а также обнародуются по теле и радиовещанию, рассылаются государственным органам, необходимым должностным лицам, учреждениям и организациям.

Эти нормы начинают действовать единовременно в Российской Федерации по прошествии десяти суток после дня их официального размещения, если самими законами не предполагается другая процедура введения их в правовую деятельность.

“Собрание законодательства Российской Федерации” – также официальное периодическое издание, в котором размещаются принимаемые нормы и законы.

Юридическая сила нормативных актов

Нормативные юридические акты, имеющие высшую юридическую силу, подвержены некоторым особенностям из-за федеративного устройства государства. Если некоторые вопросы находятся в приоритетном ведении (территориальное устройство государства, военное положение, положение мира, проблемы обороны, специфика безопасности, законодательство в области уголовно-процессуального делопроизводства, а также уголовно-исполнительные нормы), то нормативные правовые акты РФ имеют полную правовую мощь. Такие документы по этим вопросам не могут создаваться в субъектах РФ.

Система нормативных актов, характеризующихся высшей юридической силой, составляет иерархическую структуру, в которой каждый из компонентов занимает определенное место.

Эта структура состоит из:

  • решений Президента;
  • федеральных законов;
  • правительственных постановлений;
  • нормативных правовых актов министерств.

Если по Конституции РФ вопрос находится в общем ведении РФ и ее субъектов (например, это могут быть вопросы природопользования, владения и распоряжения землей, недрами, водой и прочими естественными ресурсами; трудовое, административное, административно-процессуальное, семейное, земельное, жилищное, водное, лесное законодательство и др.), то по данной проблеме могут создаваться федеральные нормативные акты, а также и региональные. В этом случае федеральные акты будут стоять выше, чем региональные.

В ситуации, когда какая-либо проблема или вопрос не входят в совместное ведение государства и его территориальных субъектов, нормативные правовые акты, выпущенные в субъекте РФ, находятся в приоритете перед федеральными нормативными правовыми актами. Отдельный структурный элемент комплекса нормативных правовых актов можно охарактеризовать четкой иерархией его компонентов. Она состоит в том, что нормативные акты имеют в структурной системе точное место и не могут включать в себя нормы, противоречащие актам, которые находятся выше. Каждый нормативный акт – это правовой базис для нормативных актов, которые располагаются в иерархической структуре после него. Конституция РФ объединяет все иерархические ряды, также она устанавливает объекты ведения Федерации и территориальных субъектов РФ и методы разрешения конфликтов между нормативно-правовыми актами.

Для этих целей предусмотрены следующие меры:

  • разработка и функционирование Конституционного суда РФ, такой суд уполномочен аннулировать антиконституционный акт;
  • наделение Президента РФ возможностью отмены правительственных постановлений, а также правом остановить деятельность актов исполнительных органов, если они противопоставляются Конституции РФ и федеральным законам;
  • возможность отмены нормативных правовых актов исполнительных органов посредством судебных инструментов воздействия.
Читайте также:
Работа без ККМ: закон

Юридическая сила правовых актов

Есть определенная зависимость формата акта от его нормативного наполнения.

Нормативно-правовые акты, имеющие высшую юридическую силу, издают в следующих формах: законы, постановления, распоряжения, указы, правила, приказы, инструкции и положения. Процесс разработки нормативных правовых актов федеральных исполнительных органов управляется действующим в настоящее время законодательством РФ.

Ненормативные правовые акты издаются в различных формах и вариациях. Однако нужно сконцентрировать интерес на некоторых моментах: по определенному порядку, если правовые акты приняты в форме законов, инструкций, правил или положений, то эти документы считаются нормативными. Несмотря на это, возникают отступления от этого правила. Таким образом были созданы ненормативные акты в формате, классически присущем только нормативным актам, а именно: было издано девять законов, которые регламентируют материальное обеспечение и медицинский сервис некоторых семей погибших депутатов РФ. Эти законы являются индивидуально-правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонализированы. Юридическая теория негативно относится к практике издания такого рода актов в формате законов.

Юридическая сила органов

Особое юридическое значение имеют акты судебных органов, правовое поле которых не выяснено в полной мере. Действующее законодательство РФ дает право Верховному Суду и Высшим Арбитражным Судам на основе обобщения судебной практики давать разъяснения для нижестоящих в иерархической лестнице судов. Эти разъяснения являются обязательными и непосредственно влияют на судебную практику. При несоблюдение этого правила судебный акт, имеющий высшую юридическую силу, может быть отменен. Если он был вынесен без учета положений, которые содержатся в разъяснениях. Они достаточно сильно влияют на повышение качества всей законодательной системы, а также учитываются правообразующими органами при развитии законодательной базы государства.

Заключение

Таким образом, приходим к выводу, что Конституция имеет высшую юридическую силу. Подчинение нормам, описанным в Конституции, обязательно для каждого гражданина и гостя государства.

Этот документ гарантирует права и свободы граждан, ни один принимаемый закон в Российской Федерации не может быть противопоставлен Основному закону – Конституции. Действующая Конституция была принята в 1993 году и действует по настоящее время. Она является нормативным актом, имеющим высшую юридическую силу.

Закон и подзаконные акты и высшая юридическая сила закона, порядок его принятия

По юридической силе нормативно‑правовые акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Высшей юридической силой среди нормативных актов обладает Констиуция Российской Федерации, которая является основой действующего законодательства.

Закон — это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно‑правовой акт, выражающий государственную волю по важным вопросам общественной жизни.

Законы принимаются высшими представительными органами Федерации, ее субъектов и на референдуме. Этим обусловлено верховенство закона, придание ему высшей юридической силы по отношению к нормативным актам других государственных органов. Законы издаются в определенном порядке и для них характерна особая законотворческая процедура.

Исходя из значимости содержащихся в законе норм, они делятся на конституционные и обыкновенные. Для конституционных законов установлена более сложная процедура прохождения и принятия в Федеральном собрании, и на принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента. В свою очередь, обыкновенные законы делятся на кодификационные и текущие.

Ни один из законов не должен противоречить Конституции РФ, а также общим принципам международного права и международным договорам, подписанным от имени РФ. По своей правовой природе международные договоры Российской Федерации, строго говоря, не являются ее внутренним законом, однако применяются на ее территории, пользуясь приматом над внутренним законодательством.

Конституция РФ ввиду особого порядка ее принятия и действия также является отдельным правовым актом не законодательной природы. Вопрос о месте Конституции и международных соглашений является спорным и дискуссионным в правовой науке, скорее их стоит рассматривать как отдельные виды источников права.

В России принята следующая классификация законов по юридической силе:

  • законы РФ о принятии поправки к Конституции РФ;
  • федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, специально указанным в Конституции Российской Федерации или в самих федеральных конституционных законах;
  • федеральные законы (до 1991 г. — законы РСФСР, с 1991 по 1993 гг.— законы РФ) принимаются по всем остальным вопросам. Помимо федерального законодательства, выделяется законодательство субъектов Российской Федерации, которое строится по тому же принципу, что и федеральное, и принимается по вопросам, отнесенным Конституцией к совместным предметам ведения РФ и ее субъектов, а также к предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации.

К законодательству субъектов РФ относятся:

  • основные законы (конституции или уставы) субъектов РФ;
  • законы субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон — федеральный законодательный акт Российской Федерации, принимаемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Порядок принятия федеральных законов определяется Конституцией Российской Федерацией и регламентами палат Федерального собрания.

Проекты федеральных законов могут разрабатываться любым органом или лицом (депутаты, члены Совета Федерации), обладающим правом на законодательную инициативу в соответствии со ст. 104 Конституции РФ. Затем проект федерального закона вносится в Государственную думу.

Федеральные законы принимаются Государственной думой большинством голосов от общего числа депутатов.

Закон считается принятым, но еще не вступившим в силу, после его принятия в трех чтениях Государственной думой. С момента принятия в третьем чтении в названии федерального закона исключается слово «проект». Далее федеральный закон должен быть одобрен Советом Федерации (также большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации) и подписан Президентом РФ. В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная дума может повторно принять его двумя третями голосов.

После одобрения Советом Федерации или после преодоления Государственной думой отрицательной позиции Совета Федерации закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России. Если Президент в течение двух недель подписывает закон, он считается окончательно принятым. Президент может наложить вето на закон, а чтобы преодолеть его, закон в существующей редакции должен быть подержан двумя третями голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

Принятый закон подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в течение недели после подписания в Собрании законодательства Российской Федерации, «Российской газете», «Парламентской газете» или Официальном интернет‑портале правовой информации. Закон вступает в силу в течение десяти дней после официального опубликования либо с даты, указанной в самом законе.

Читайте также:
Ответственность доверенного лица перед законом

В название закона включается его регистрационный номер с буквенным индексом ‑ФЗ (‑ФКЗ — для конституционных законов) и дата принятия (подписания президентом). Нумерация законов последовательна, но не является сквозной, а возобновляется с номера 1 каждый год.

Федеральный конституционный закон Российской Федерации — разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

Вопросы, предусматривающие принятие федеральных конституционных законов:

  • обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения;
  • ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения;
  • режим военного положения;
  • порядок принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта;
  • изменение статуса субъекта Российской Федерации;
  • описание и порядок официального использования государственных флага, герба и гимна Российской Федерации;
  • порядок назначения референдума;
  • порядок деятельности Уполномоченного по правам человека;
  • порядок деятельности Правительства Российской Федерации;
  • установление судебной системы Российской Федерации;
  • полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации и иных федеральных судов;
  • порядок созыва Конституционного собрания.

Порядок принятия федеральных конституционных законов установлен Конституцией Российской Федерации и регламентами палат Федерального собрания. В соответствии со ст. 108 Конституции Российской Федерации, Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной думы.

Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Право вето Президента на федеральные конституционные законы не распространяется.

Подзаконные нормативно-правовые акты издаются в соответствии с законами, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний или их толкования или установления первичных норм.

Подзаконные акты также могут быть подразделены на виды по юридической силе:

  • указы и распоряжения Президента; постановления и распоряжения Правительства;
  • нормативные акты отдельных министерств и ведомств (приказы, инструкции и положения);
  • нормативные акты местных органов власти и управления в форме решений, распоряжений и постановлений;
  • локальные нормативные акты, издаваемые в пределах компетенции отдельного предприятия, учреждения или организации.

Понятие, признаки и виды законов. Высшая юридическая сила закона — Студопедия

Правовая мощь

Юридическая мощь – это необходимое свойство каждого издаваемого нормативного акта и его преимущество перед другими документами, или, напротив, подчиненность некоторым документам.

Законодательная юридическая сила складывается из различных положений органов, которые его издавали. Юридическая сила представляется как мера сортировки нормативных правовых актов, их деления на два типа:

  • законы, имеющие наивысшую правовую мощь;
  • подзаконные акты.

В каждом государстве существует своя субординация юридически правомочных документов. На нижней ступени этой классификации располагается нормативная правовая база, которая издается местным самоуправлением в лице уполномоченных органов, в издании также могут принимать участие и органы местного управления государства.

На верхней ступени этой классификации находятся нормативно-правовые акты, производящиеся высшим органом власти. Такие документы обладают наивысшей правовой силой перед другими подзаконными актами и документами. Они должны быть изданы в соответствии с государственными законами, и ни в коем случае не противопоставляться таковым.

Наивысшая правовая мощь закона заключается в том, что всевозможные нормативные акты (правительственные постановления, указы Президента, приказы министерств) производятся на основании и для выполнения норм закона, также не могут ему противопоставляться.

Высшая юридическая сила Конституционных норм – это юридические качества, свойственные только Конституции и отличающие ее от других нормативных государственных актов.

Отличие Конституции

  • Конституционные нормы и правила всегда стоят выше, чем положения каких-либо законов или правовых актов исполнительной правящей ветви.
  • Законы и подзаконные акты, являющиеся носителями высшей правовой силы, могут приниматься только теми органами, которые предусмотрены конституционными нормами.
  • Последовательность действий в принятии законов, а также и подзаконных актов установлена Конституцией и не может ей противоречить.
  • Если закон противопоставляется Конституции, то его либо отменяют, либо изменяют таким образом, чтобы он соответствовал ей.

Подзаконные акты

Характеризуются как нормативные правовые акты, базирующиеся на законах, действуют во исполнение законов. Они могут определять нормы законов и устанавливать свежие положения и нормы.

Подзаконные акты предполагают реализацию законодательных норм. Законодательные нормы делятся на некоторые типы в зависимости от компетенции органа, которые издает подзаконный акт.

Основную роль в комплексе подзаконных актов играют акты Президента. Они публикуются в формате указов и распоряжений и не могут противопоставляться конституционным нормам и законам, имеющим высшую юридическую мощь. Помимо Конституции, высшую юридическую силу в РФ имеют и подзаконные акты.

Правительственные акты принимаются как постановления и распоряжения, которые не должны противопоставляться решениям Президента, а также Конституции РФ и законам РФ. В отношении актов федеральных органов правительственные акты имеют большой вес. Нормативные правительственные правовые акты принимают обычно в формате постановлений.

Акты федеральных органов или ведомственные акты принимаются на базе и во исполнение Конституции РФ, указов Президента, законов РФ и постановлений Правительства РФ. У подзаконных актов субъектов РФ есть своя классификация, их распространение идет на все объекты и субъекты права, которые находятся на земле соответствующего субъекта Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации

Конституция имеет высшую юридическую силу в Российской Федерации и как базовый закон регламентирует самые важные общественные и социальные отношения. Конституция носит долгосрочный характер.

Конституция РФ складывается из трех важных частей: вводная часть или преамбула, два базовых раздела. Этот документ содержит 137 статей, которые группируются в главы.

Первая часть состоит из девяти глав, в которых идет речь об общей характеристике конституционной организации правления в Российской Федерации, о федеративном устройстве государства, о свободах и правах человека и гражданина, об органах публичной власти, органах муниципального управления, а также о процедуре преобразований и поправок в Конституции РФ.

Вторая часть этого документа содержит переходные и заключительные положения о прекращении действия старой конституции, о вступлении в силу новой и другие.

Таким образом, в Конституции РФ находятся все основные начала различных законодательно-правовых норм и актов всех отраслей права. В текст Конституции РФ включена отсылка к 14 федеральным законам, а также к федеральным законам, количество которых превышает 40. Все вышеперечисленные свойства приписывают Конституции наивысшую юридическую силу, именно это закреплено в статье 15.

Читайте также:
Обязательно ли межевание земельного участка по закону

При конфликте между положениями Конституции и нормативными актами работает конституционная норма, а акт, который ей противоречит, подлежит поправке или упразднению. Статья 85 дает право Президенту РФ останавливать функционирование актов исполнительных органов субъектов, если они противопоставляются Конституции РФ до решения этой проблемы соответствующим судом.

Функции Конституции

  1. Учредительная. Эту функцию понимают, как фиксирование социальных норм и отношений, которые уже действуют в государстве, а также образование новых юридических норм для последующих новых социальных отношений. Функция учреждения действует как по отношению ко всему политическому комплексу, так и по отношению к конкретному институту права.
  2. Организаторская. Конституция не просто закрепляет достигнутые положения и нормы, но и оказывает влияние на социальную и политическую активность государства и его граждан. Как важнейшая законодательная база, Конституция совершенствует и укрепляет продуктивную работу законодательных органов.
  3. Внешнеполитическая. Этот документ работает не только на внутреннюю деятельность страны, но и является важным агентом во внешнеполитических механизмах страны. Конституция закрепляет права и обязанности относительно международных договоров и отношений.
  4. Идеологическая. Конституция является не просто обязательным документом, но и идеологией отдельного государства, образом мыслей его населения, Правительства и Президента. Основное свойство этой функции – это не навязывание некоторых норм и положений людям, а возможность свободно выбирать и утверждать голосованием законы.
  5. Юридическая. Конституция является базисом для правового комплекса Российской Федерации, именно она выступает регулятором общественных и социальных взаимоотношений между гражданами, между населением и государством. Также Конституция дает стимул для развития, преобразования и принятия новых норм, законов, сводов и правил.

Подзаконные акты

Федеральный закон о процессе публикования конституционных законов предполагает, что в Российской Федерации используются только официально опубликованные федеральные конституционные законы. Это же правило действует и для федеральных законов, а также актов, принимаемых палатой Федерального Собрания. Какой закон имеет высшую юридическую силу также определяет этот федеральный закон.

Датой утверждения закона Федерального Собрания принято считать день его фактического принятия Государственной Думой в последнем варианте. Датой утверждения федерального конституционного закона устанавливается тот день, когда палаты Федерального Собрания принимают его в прописанном в Конституции порядке. Эти законы официально публикуют в период семи календарных дней с того момента, как Президент РФ поставит на них свою подпись.

“Парламентская газета” – это официальное издание Федерального Собрания. В “Парламентской газете” публикуются в обязательном порядке: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Также обязательно публиковаться в “Парламентской газете” должны акты, по которым есть решения Федеральной палаты, которая принимала эти акты об обязательной их публикации.

Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания размещаются в других печатных публикациях, а также обнародуются по теле и радиовещанию, рассылаются государственным органам, необходимым должностным лицам, учреждениям и организациям.

Эти нормы начинают действовать единовременно в Российской Федерации по прошествии десяти суток после дня их официального размещения, если самими законами не предполагается другая процедура введения их в правовую деятельность.

“Собрание законодательства Российской Федерации” – также официальное периодическое издание, в котором размещаются принимаемые нормы и законы.

Юридическая сила нормативных актов

Нормативные юридические акты, имеющие высшую юридическую силу, подвержены некоторым особенностям из-за федеративного устройства государства. Если некоторые вопросы находятся в приоритетном ведении (территориальное устройство государства, военное положение, положение мира, проблемы обороны, специфика безопасности, законодательство в области уголовно-процессуального делопроизводства, а также уголовно-исполнительные нормы), то нормативные правовые акты РФ имеют полную правовую мощь. Такие документы по этим вопросам не могут создаваться в субъектах РФ.

Система нормативных актов, характеризующихся высшей юридической силой, составляет иерархическую структуру, в которой каждый из компонентов занимает определенное место.

Эта структура состоит из:

  • решений Президента;
  • федеральных законов;
  • правительственных постановлений;
  • нормативных правовых актов министерств.

Если по Конституции РФ вопрос находится в общем ведении РФ и ее субъектов (например, это могут быть вопросы природопользования, владения и распоряжения землей, недрами, водой и прочими естественными ресурсами; трудовое, административное, административно-процессуальное, семейное, земельное, жилищное, водное, лесное законодательство и др.

В ситуации, когда какая-либо проблема или вопрос не входят в совместное ведение государства и его территориальных субъектов, нормативные правовые акты, выпущенные в субъекте РФ, находятся в приоритете перед федеральными нормативными правовыми актами. Отдельный структурный элемент комплекса нормативных правовых актов можно охарактеризовать четкой иерархией его компонентов.

Она состоит в том, что нормативные акты имеют в структурной системе точное место и не могут включать в себя нормы, противоречащие актам, которые находятся выше. Каждый нормативный акт – это правовой базис для нормативных актов, которые располагаются в иерархической структуре после него. Конституция РФ объединяет все иерархические ряды, также она устанавливает объекты ведения Федерации и территориальных субъектов РФ и методы разрешения конфликтов между нормативно-правовыми актами.

Для этих целей предусмотрены следующие меры:

  • разработка и функционирование Конституционного суда РФ, такой суд уполномочен аннулировать антиконституционный акт;
  • наделение Президента РФ возможностью отмены правительственных постановлений, а также правом остановить деятельность актов исполнительных органов, если они противопоставляются Конституции РФ и федеральным законам;
  • возможность отмены нормативных правовых актов исполнительных органов посредством судебных инструментов воздействия.

Юридическая сила органов

Особое юридическое значение имеют акты судебных органов, правовое поле которых не выяснено в полной мере. Действующее законодательство РФ дает право Верховному Суду и Высшим Арбитражным Судам на основе обобщения судебной практики давать разъяснения для нижестоящих в иерархической лестнице судов. Эти разъяснения являются обязательными и непосредственно влияют на судебную практику.

При несоблюдение этого правила судебный акт, имеющий высшую юридическую силу, может быть отменен. Если он был вынесен без учета положений, которые содержатся в разъяснениях. Они достаточно сильно влияют на повышение качества всей законодательной системы, а также учитываются правообразующими органами при развитии законодательной базы государства.

Заключение

Таким образом, приходим к выводу, что Конституция имеет высшую юридическую силу. Подчинение нормам, описанным в Конституции, обязательно для каждого гражданина и гостя государства.

Этот документ гарантирует права и свободы граждан, ни один принимаемый закон в Российской Федерации не может быть противопоставлен Основному закону – Конституции. Действующая Конституция была принята в 1993 году и действует по настоящее время. Она является нормативным актом, имеющим высшую юридическую силу.

Закон о предоставлении услуг связи интернет

Статья 44. Оказание услуг связи

Читайте также:
Установка газовых счетчиков: закон, платно или бесплатно

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 44

1. На территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством, настоящим Федеральным законом и правилами оказания услуг связи.

Заключение договоров об оказании услуг связи посредством информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, за исключением случая, указанного в абзаце пятом пункта 1.1 настоящей статьи, осуществляется при наличии волеизъявления физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, либо юридического лица одним из следующих способов:

с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;

с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия физического лица с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;

с использованием простой электронной подписи, ключ которой получен при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации, при условии идентификации физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, уполномоченного представителя юридического лица, с использованием информационных технологий, предусмотренных частью 18 статьи 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2022 N 533-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Оператор связи или уполномоченное им лицо для заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи должны использовать:

помещения, части помещений, находящиеся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде;

оборудованные торговые места в стационарных торговых объектах и в зонах, предназначенных для осуществления торговой деятельности и расположенных в других стационарных объектах, или торговые объекты, имеющие торговые залы, рассчитанные на одно или несколько рабочих мест.

Заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в нестационарных торговых объектах запрещается, за исключением случаев заключения оператором связи или уполномоченным им лицом договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в транспортных средствах, которые специально оборудованы для обслуживания абонентов и требования к которым устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области связи, либо договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи посредством информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в соответствии с абзацами третьим – пятым пункта 1 настоящей статьи с учетом особенностей, установленных абзацем пятым настоящего пункта.

В случае использования пользовательского оборудования (оконечного оборудования), имеющего встроенный идентификационный модуль, который позволяет программно изменять информацию на идентификационном модуле, необходимую для идентификации абонента и (или) пользователя услугами связи абонента – юридического лица либо индивидуального предпринимателя, и (или) пользовательского оборудования (оконечного оборудования) в сети оператора подвижной радиотелефонной связи заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи посредством информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” осуществляется только с использованием способов, указанных в абзацах третьем и пятом пункта 1 настоящей статьи.

Услуги подвижной радиотелефонной связи предоставляются абоненту – физическому лицу или абоненту – юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю и пользователю услугами связи такого абонента, достоверные сведения о которых предоставлены оператору связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Абонент – юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель обязаны предоставить оператору связи сведения о пользователях услугами связи в соответствии с правилами оказания услуг связи. Требования настоящего абзаца не распространяются на договоры об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

По договорам, заключенным до 01.06.2021, сведения в Единую систему вносятся до 30.11.2021, обязанности оператора, указанные в абз. 7 п. 1.1 ст. 44, возникают с 01.12.2022 (ФЗ от 30.12.2022 N 533-ФЗ).

Абонент – юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, заключающие договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, предоставляют возможность пользоваться в рамках указанного договора услугами подвижной радиотелефонной связи пользователям услугами связи – физическим лицам только при условии внесения в федеральную государственную информационную систему “Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме” (далее – единая система идентификации и аутентификации) абонентом – юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем или по решению абонента – юридического лица либо индивидуального предпринимателя пользователем услугами связи сведений о таком пользователе услугами связи – физическом лице и сведений об используемом этим пользователем услугами связи абонентском номере, выделенном оператором подвижной радиотелефонной связи, а также о наименовании абонента – юридического лица либо индивидуального предпринимателя. Оператор связи обязан проверять наличие таких сведений посредством направления запроса в единую систему идентификации и аутентификации с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия до начала оказания услуг связи. В случае, если при проверке оператор связи обнаружит, что сведения отсутствуют или не являются достоверными, оператор связи обязан не оказывать в отношении данного абонентского номера услуги связи, о чем уведомляет юридическое лицо либо индивидуального предпринимателя, и в случае отсутствия ответа в установленный срок исключает из договора указанный абонентский номер, выделенный оператором подвижной радиотелефонной связи.

В случае, если услуги подвижной радиотелефонной связи оказываются абоненту – юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю в целях обеспечения функционирования пользовательского оборудования (оконечного оборудования), в котором используется идентификационный модуль, указанные услуги оказываются при условии внесения абонентом – юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем в единую систему идентификации и аутентификации сведений об абонентском номере, используемом при функционировании пользовательского оборудования (оконечного оборудования), адресе абонента или адресе установки пользовательского оборудования (оконечного оборудования) и других сведений, позволяющих идентифицировать абонента или его пользовательское оборудование (оконечное оборудование). Состав указанных в настоящем абзаце сведений и порядок их внесения абонентом – юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем в единую систему идентификации и аутентификации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Читайте также:
Закон о банкротстве ИП

При внесении в единую систему идентификации и аутентификации сведений, предусмотренных абзацем шестым настоящего пункта, абонентом – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем такие сведения должны быть подтверждены пользователем услугами связи с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Правилами оказания услуг связи могут устанавливаться случаи, при которых не требуется предоставление оператору связи сведений о пользователях услугами связи абонента – юридического лица либо индивидуального предпринимателя.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 30.12.2022 N 533-ФЗ)

2. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, порядок идентификации пользователей услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и используемого ими оконечного оборудования, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 97-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случае нарушения пользователем услугами связи требований, установленных настоящим Федеральным законом, правилами оказания услуг связи или договором об оказании услуг связи, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных ему услуг связи, определенных условиями договора об оказании услуг связи, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг связи до устранения нарушения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2006 N 132-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае неустранения такого нарушения в течение шести месяцев со дня получения пользователем услугами связи от оператора связи уведомления в письменной форме о намерении приостановить оказание услуг связи оператор связи в одностороннем порядке вправе расторгнуть договор об оказании услуг связи, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2006 N 132-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Абонент, которому на основании договора об оказании услуг связи выделен абонентский номер, имеет право сохранить этот абонентский номер в пределах территории, определенной Правительством Российской Федерации, при условии расторжения действующего договора об оказании услуг связи, погашения задолженности по оплате услуг связи и заключения нового договора об оказании услуг связи с другим оператором подвижной радиотелефонной связи.

Размер платы абонента за использование сохраненного абонентского номера, устанавливаемый оператором подвижной радиотелефонной связи при заключении нового договора об оказании услуг связи, не может превышать сто рублей.

(п. 4 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 253-ФЗ)

5. В случае привлечения оператором связи иных лиц к оказанию контентных услуг, за исключением услуг связи, оказываемых через единый портал государственных и муниципальных услуг, оператор связи на основании обращения абонента обязан создать отдельный лицевой счет, предназначенный только для оплаты данных услуг связи в пределах средств, находящихся на указанном лицевом счете. При отсутствии указанного обращения оплата данных услуг связи осуществляется в порядке, установленном абзацем третьим настоящего пункта.

Оказание иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, осуществляется с согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг.

До получения согласия абонента об оказании иных услуг связи, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, в том числе контентных услуг, оператор связи должен предоставлять абоненту информацию о тарифах на услуги и кратком содержании данных услуг, а также о лице, предоставляющем конкретную услугу, и лицевом счете, с которого осуществляется списание денежных средств на оплату таких услуг.

Расчеты за оказанные абоненту услуги осуществляются оператором связи.

(п. 5 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 229-ФЗ)

6. Оператор связи или лицо, действующее от имени оператора связи, при заключении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи обязаны внести в такой договор достоверные сведения об абоненте, перечень которых установлен правилами оказания услуг связи. Лицо, действующее от имени оператора связи, обязано направить один экземпляр подписанного договора оператору связи в течение десяти дней после его заключения, если меньший срок не предусмотрен указанным договором.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2022 N 533-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Оператор связи обязан осуществлять проверку достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента – юридического лица либо индивидуального предпринимателя, в том числе представленных лицом, действующим от имени оператора связи, в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами оказания услуг связи.

Проверка достоверности сведений об абоненте – физическом лице, сведений о пользователях услугами связи абонента – юридического лица либо индивидуального предпринимателя осуществляется путем установления фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, а также других данных документа, удостоверяющего личность абонента или пользователей услугами связи, подтверждаемых одним из следующих способов:

предоставление документа, удостоверяющего личность;

использование единой системы идентификации и аутентификации;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2022 N 533-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

использование усиленной квалифицированной электронной подписи;

абзац утратил силу с 1 июня 2022 года. – Федеральный закон от 30.12.2022 N 533-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

использование информационных систем государственных органов при наличии подключения оператора связи к этим системам через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.

В случае неподтверждения достоверности сведений об абоненте, сведений о пользователях услугами связи абонента – юридического лица либо индивидуального предпринимателя, представленных лицом, действующим от имени оператора связи, оператор связи приостанавливает оказание услуг связи в порядке, установленном правилами оказания услуг связи.

В случае ликвидации абонента – юридического лица или прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя абонентские номера, выделенные таким абонентам по договорам об оказании услуг связи, могут быть переоформлены на фактического пользователя услугами связи путем заключения договора об оказании услуг связи с этим пользователем в порядке, установленном правилами оказания услуг связи.

Читайте также:
Федеральный закон о запрете продажи алкогольной продукции

Оператор связи предоставляет абоненту с использованием информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” сведения о заключенных им с абонентом договорах об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 245-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Заключение юридическими и физическими лицами, не являющимися операторами связи, договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи и осуществление расчетов за данные услуги с абонентами допускаются при наличии в письменной форме документа, подтверждающего полномочия указанных юридических и физических лиц действовать от имени оператора связи.

(п. 7 введен Федеральным законом от 02.11.2013 N 304-ФЗ)

Потребителям об оказании услуг мобильной связи!

Нормативные правовые акты, устанавливающие права

потребителя в сфере оказания услуг мобильной связи

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в сфере оказания услуг мобильной связи, являются:

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (Закон о защите прав потребителей)

Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (Закон о связи)

Постановление Правительства РФ от 25.05.2005 № 328 «Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи» (Правила оказания услуг подвижной связи)

Основные права потребителя

при оказании услуг мобильной связи

Потребителем (абонентом) по договору оказания услуг мобильной связи является гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий или использующий услуги подвижной связи исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Исполнителем (оператором связи) может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги мобильной связи, на основании лицензии.

Право на информацию (статьи 8-11 Закона о защите прав потребителей, пункты 12, 25 Правил оказания услуг подвижной связи).

Потребитель имеет право на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе, режиме его работы и оказываемых им услугах, которая доводится до сведения потребителей в наглядной и доступной форме при заключении договоров об оказании услуг, на русском языке.

Информация об исполнителе услуг должна содержать:

фирменное наименование (наименование) организации;

место ее нахождения (адрес);

вид деятельности исполнителя, номер лицензии, сроке ее действия, об органе, выдавшем лицензию.

Информация об услуге должна содержать:

– сведения об основных потребительских свойствах услуг, в том числе о зоне обслуживания сети подвижной связи;

– цену в рублях (тарифы на услуги) и условия приобретения услуг;

– правила и условия эффективного и безопасного использования услуг;

– информацию о правилах оказания услуг связи.

Услуги подвижной связи предоставляются абоненту на основании договора, который заключается в письменной форме в 2 экземплярах и подписывается сторонами. Договор, заключаемый с гражданами, является публичным договором (пункт 15 Правил оказания услуг подвижной связи). Оператор связи обязан заключить такой договор с любым обратившимся гражданином, кроме тех случаев, когда отсутствует техническая возможность оказания абоненту услуг подвижной связи (пункт 23 Правил оказания услуг подвижной связи).

В договоре об оказании услуг подвижной связи указываются следующие существенные условия (пункт 20 Правил оказания услуг подвижной связи):

– назначенный абоненту абонентский номер из выделенного оператору связи ресурса нумерации географически не определяемой зоны нумерации или уникальный код идентификации;

– оказываемые услуги подвижной связи;

– порядок, сроки и форма расчетов;

– система оплаты услуг подвижной связи.

Наряду с перечисленными условиями в договоре указывается и другая информация (пункт 19 Правил оказания услуг подвижной связи):

– дата и место заключения договора;

– наименование (фирменное наименование) оператора связи;

– реквизиты расчетного счета оператора связи;

– реквизиты выданной оператору связи лицензии;

– сведения об абоненте (фамилия, имя, отчество, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность);

– согласие (отказ) абонента на предоставление доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи, и предоставление сведений о нем для оказания таких услуг;

– согласие (отказ) абонента на использование сведений о нем в системе информационно-справочного обслуживания;

– способ доставки счета;

– права, обязанности и ответственность сторон;

– срок действия договора.

Право на качество (статья 4 Закона о защите прав потребителей, пункт 1 статьи 46 Закона о связи, пункт 25 Правил оказания услуг подвижной связи ).

Потребитель имеет право на качество услуги, соответствующее законодательству Российской Федерации, национальным стандартам, техническим нормам и правилам, лицензии, договору об оказании услуг связи , обычно предъявляемым требованиям и пригодное для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

Право на безопасность (статья 7 Закона о защите прав потребителей).

Потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя.

Право на то, чтобы условия договора не ущемляли права потребителя (пункт 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей).

Ущемляющими права потребителя признаются условия, прямо противоречащие законодательству, а также условия ухудшающие положение потребителя по сравнению с предусмотренным законодательством.

Типичными для договора оказания услуг мобильной связи условиями, ущемляющими права потребителя, являются:

– условие о навязывании дополнительных услуг без согласия абонента за отдельную плату;

– условие о предоставлении оператору связи права в одностороннем порядке изменять условия договора, условия предоставления услуг;

– условие о предоставлении оператору связи права отказа в заключении договора или в оказании услуг по договору в случае непредоставления абонентом документов, поименованных в договоре.

Последствия нарушения прав потребителя

Законодательством предусмотрены следующие правовые последствия нарушения исполнителем прав потребителя.

Нарушение права на информацию (пункт 1 статьи 12 Закона о защите прав потребителей, подпункт «д» пункта 57 Правил оказания услуг подвижной связи)

Нарушение исполнителем права потребителя на своевременное полное предоставление при заключении договора информации об услуге влечет за собой:

право потребителя требовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора;

право потребителя отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за оказанную услугу подвижной связи сумму и возмещения причиненных убытков (в случае, если договор заключен).

Читайте также:
Обязанности ЖЭУ перед жильцами закон

Нарушение права на качество услуги связи (подпункты «в», «г» пункта 57 Правил оказания услуг подвижной связи)

Некачественное оказание услуг подвижной связи, в том числе в результате ненадлежащего содержания сети подвижной связи влечет за собой:

право потребителя требовать от исполнителя безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги подвижной связи, а также уменьшения стоимости услуги подвижной связи.

Оказание не всех услуг подвижной связи, указанных в договоре, влечет за собой:

право потребителя требовать от исполнителя соразмерного уменьшения стоимости услуг подвижной связи, а также отказ от исполнения договора абонентом.

Нарушение права на получение услуги связи в установленные сроки (подпункты «а», «б» пункта 57 Правил оказания услуг подвижной связи)

Нарушение сроков предоставления доступа к сети подвижной связи влечет за собой:

право потребителя требовать от исполнителя уплаты неустойки в размере 3 % стоимости услуги подвижной связи за каждый день просрочки вплоть до начала обеспечения доступа к сети подвижной связи, если более высокий размер неустойки не указан в договоре, но не более стоимости услуги подвижной связи.

Нарушение установленных в договоре сроков оказания услуг подвижной связи влечет за собой:

право потребителя требовать от исполнителя уплаты неустойку в размере 3 % стоимости услуги подвижной связи за каждый час просрочки вплоть до начала оказания услуги подвижной связи, если более высокий размер неустойки не указан в договоре, но не более стоимости услуги подвижной связи;

Нарушение права на тайну телефонных переговоров и сообщений, а также требований об ограничении распространения сведений об абоненте, ставших ему известными в силу исполнения договора (подпункт «е» пункта 57 Правил оказания услуг подвижной связи) влечет за собой:

право потребителя требовать от исполнителя возмещения убытков , а также компенсацию морального вреда.

Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя (пункт 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей)

Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме.

Нарушение права на безопасность (статья 14 Закона о защите прав потребителей)

Потребитель имеет право на возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков услуги, в полном объеме.

Дополнительные гарантии защиты прав потребителя

в сфере оказания услуг мобильной связи

Наряду с ранее перечисленными правами законодательством предусмотрен ряд дополнительных гарантий для потребителя в сфере оказания услуг мобильной связи , содержание которых раскрывается в соответствующих положениях нормативных правовых актов. К ним относятся:

Право на неизменность (стабильность) договора оказания услуг мобильной связи (статья 310 ГК РФ, статья 16 Закона о защите прав потребителей, пункт 21 Правил оказания услуг подвижной связи)

Оператор связи не вправе в одностороннем порядке изменять условия договора оказания услуг мобильной связи.

Оператор связи не вправе навязывать абоненту дополнительные услуги за отдельную плату.

Оператор связи не вправе обусловливать оказание одних услуг подвижной связи обязательным оказанием иных услуг связи.

Право абонента на одностороннее расторжение договора в любое время при условии оплаты оказанных услуг подвижной связи (статья 32 Закона о защите прав потребителей, пункт 46 Правил оказания услуг подвижной связи).

Право на компенсацию морального вреда (статья 15 Закона о защите прав потребителей)

Моральный вред, причиненный потребителю, подлежит компенсации:

причинителем вреда при наличии его вины;

в размере, определяемом судом и независящем от размера возмещения имущественного вреда;

независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Право на альтернативную подсудность споров (пункт 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителей).

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

нахождения оператора связи;

жительства или пребывания истца;

заключения или исполнения договора;

нахождения филиала или представительства оператора связи, если иск вытекает из деятельности филиала или представительства.

Право на льготу по уплате государственной пошлины (пункт 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителей, подпункт 4 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ).

Потребители по искам, связанным с нарушением прав потребителей:

освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей;

уплачивают государственную пошлину в льготном размере в случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей.

Защита нарушенного права

Законодательством о связи предусмотрен обязательный претензионный (досудебный) порядок урегулирования споров (частью 4 статьи 55 Закона о связи, пунктом 52 Правил оказания услуг подвижной связи). Претензия предъявляется в письменной форме и подлежит регистрации в день ее поступления оператору связи. Претензии по вопросам, связанным с отказом в оказании услуги подвижной связи, несвоевременным или ненадлежащим исполнением обязательств, вытекающих из договора, предъявляются в течение 6 месяцев с даты оказания услуги подвижной связи, отказа в ее оказании или выставления счета.

К претензии прилагаются копия договора, а также иные необходимые для рассмотрения документы, в которых должны быть указаны сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба – о факте и размере причиненного ущерба.

Претензия рассматривается оператором связи в срок, не превышающий 60 дней с даты регистрации претензии. О результатах рассмотрения претензии оператор связи должен сообщить (в письменной форме) предъявившему ее абоненту.

В случае отклонения претензии полностью или частично абонент имеет право предъявить иск в суд (статья 55 Закона о связи, пункты 53, 55 Правил оказания услуг подвижной связи).

Файлы для загрузки:

Версия для печати Версия для MS Word Защита прав потребителей

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, 2006-2022 г.

Адрес: 660049, г.Красноярск, ул. Каратанова, д. 21

Тел.: 8 (391) 226-89-50 (многоканальный), 8 (495) 380-28-43 (для звонков из Москвы). Телефон “горячей линии”: 8 (391) 226-89-50, Телефон доверия по вопросам противодействия коррупции: 8 (391) 226-89-93, факс: 8 (391) 226-90-49

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: